Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

О Генпрокуратуре России

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Приказ №181 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе»

ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе

В связи с внесением изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, в целях эффективной реализации органами прокуратуры задач по защите в гражданском судопроизводстве охраняемых законом прав и интересов граждан, государства и общества, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным и иным специализированным прокурорам обеспечить качественное участие прокуроров в рассмотрении судами гражданских дел, используя в полном объеме полномочия, предоставленные действующим процессуальным законодательством.

2. Считать, что основными обязанностями прокуроров, обеспечивающих участие в гражданском процессе, являются:

участие в рассмотрении судами первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций дел, возбужденных по искам (заявлениям) прокуроров в защиту прав, свобод и законных интересов лиц, указанных в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в том числе по заявлениям и представлениям о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам;

вступление в процесс на любой его стадии и дача заключений по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами;

апелляционное, кассационное и надзорное обжалование судебных постановлений по гражданским делам, перечисленным в ст. 45 ГПК РФ и иным делам, в рассмотрении которых участвовал либо вправе был участвовать прокурор;

рассмотрение обращений о проверке вступивших в законную силу судебных актов по гражданским делам, в которых участвовал либо вправе был участвовать прокурор, от лиц, участвующих в деле, а также от лиц, не привлеченных к участию в деле, если суд принял решение об их правах и обязанностях.

Считать обязательным предварительное согласование исков (заявлений), подготовленных структурными подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации и иных приравненных к ним прокуратур, со структурными подразделениями, обеспечивающими участие прокуроров в гражданском процессе.

4. Обеспечивать участие прокурора в рассмотрении судами первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций дел по искам (заявлениям) прокурора.

4.1. В судебных заседаниях участвовать, как правило, представителям прокуратур соответствующего уровня, военных и иных специализированных прокуратур по месту нахождения суда, рассматривающего дело.

4.2. Прокурору города (района), предъявившему иск (заявление) в суд, территориально расположенный в другом субъекте Российской Федерации, для решения вопроса об обеспечении участия прокурора в рассмотрении судом данного дела обращаться к вышестоящему прокурору. Прокурору субъекта Российской Федерации в случае принятия решения о необходимости привлечения к участию в деле прокурора города (района), находящегося в подчинении другого прокурора субъекта Российской Федерации, заблаговременно извещать последнего соответствующим письмом с одновременным направлением копий представленных в суд материалов.

Прокурору, получившему указанное извещение, обеспечивать участие представителя органов прокуратуры в процессе рассмотрения дела судом.

4.3. Принять во внимание, что правом на изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска обладает прокурор, предъявивший иск. В этой связи прокурору, участвующему в деле по иску (заявлению) другого прокурора, при возникновении обстоятельств, указывающих на необходимость совершения перечисленных процессуальных действий, незамедлительно информировать об этом прокурора, инициировавшего иск (заявление). После получения указанной информации прокурору, предъявившему иск (заявление), совершать данные процессуальные действия самостоятельно либо в письменной форме предоставлять полномочия на их совершение прокурору, участвующему в деле.

4.4. Прокурору, участвовавшему в рассмотрении судом дела, незамедлительно сообщать о его результатах прокурору, инициировавшему иск (заявление).

4.5. При рассмотрении судом иска (заявления), предъявленного прокурором в интересах гражданина, на всех стадиях процесса получать подтверждение его волеизъявления на дальнейшее движение дела.

4.6. Исходить из того, что в случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

4.7. Участие прокурора в рассмотрении судом дел, возбужденных по искам (заявлениям), правовым основанием для предъявления которых явились нарушения законодательства о противодействии коррупции либо законодательства о противодействии экстремизму и терроризму, обеспечивать сотрудникам соответствующих структурных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры субъекта Российской Федерации, военной прокуратуры военного округа (флота), подготовивших и направивших иск (заявление) в суд.

4.8. Прокурорам субъектов Российской Федерации, военным и иным специализированным прокурорам, прокурорам городов (районов), а также их заместителям принимать личное участие в рассмотрении судами гражданских дел, имеющих особое значение для защиты прав и интересов граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

5. Прокурору, предъявившему иск (заявление) в интересах гражданина, который по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, принимать меры к обеспечению эффективной защиты нарушенного права указанного гражданина на судопроизводство в разумный срок посредством обращения при наличии к тому оснований к председателю соответствующего суда с заявлением об ускорении рассмотрения дела, а также в суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.

6. Обеспечивать во всех судебных инстанциях обязательное участие прокурора в делах, по которым такое участие предусмотрено нормами ГПК РФ и других федеральных законов, а именно: о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью (ч. 3 ст. 45 ГПК РФ); об оспаривании нормативных правовых актов (ст. 252 ГПК РФ); о защите избирательных прав и права на участие в ре­ферендуме граждан Российской Федерации (ст. 260.1 ГПК РФ); о лишении родительских прав, о восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав (ст. 70, 72, 73 Семейного кодекса Российской Федерации); об усыновлении и отмене усыновления (ст. 125, 140 Семейного кодекса Российской Федерации, ст. 273 ГПК РФ); о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим (ст. 278 ГПК РФ); об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами (ст. 284 ГПК РФ); об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (ст. 288 ГПК РФ); о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, стра­дающего психическим расстройством (ст. 304 ГПК РФ); об обжаловании действий медицинских работников, иных специалистов, работников социального обеспечения и образования, а также врачебных комиссий, ущемляющих права и законные интересы граждан при оказании им психиатрической помощи (ст. 48 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»); об обязательном обследовании и лечении (о госпитализации) больных туберкулезом (ст. 10 Федерального закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федера­ции»); о временном размещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении (ст. 261.3 ГПК РФ); об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (ст. 261.7 ГПК РФ).

7. Прокурорам, участвующим в рассмотрении судами гражданских дел, тщательно готовиться к судебному заседанию. До начала судебного разбирательства детально изучать материалы, послужившие основанием для обращения в суд с иском (заявлением), анализировать законодательство, применимое при рассмотрении дела, определять юридически значимые обстоятельства, подлежащие установлению при разрешении спора, оценивать имеющиеся в деле доказательства на предмет их достаточности, относимости и допустимости.

С учетом положений ст. 56 ГПК РФ о том, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, при поддержании в суде иска (заявления) прокурора обеспечивать его аргументированность представлением всех необходимых доказательств.

Смотрите так же:  Как проверить доверенность на авто

Прокурорам, непосредственно участвующим в судебном заседании, быть в форменном обмундировании.

8. При выявлении в ходе рассмотрения дела случаев нарушения законности обращать внимание судов на наличие обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности вынесения частного определения.

9. Участвующим в гражданском процессе прокурорам в целях реального исполнения решений судов, минимизации материального и иного ущерба, причиняемого правонарушениями, во всех необходимых случаях ставить перед судом вопрос о принятии обеспечительных мер, заявлять ходатайства о приостановлении действия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, если такие ходатайства не были заявлены на стадии предъявления иска (заявления).

10. Своевременно реагировать на незаконные и необоснованные судебные постановления принесением апелляционных, кассационных и надзорных представлений.

10.1. Иметь в виду, что в соответствии с положениями ст. 320, 376 и 377 ГПК РФ право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в деле, тогда как правом обращения с кассационным представлением обладают только Генеральный прокурор Российской Федерации (его заместители), прокуроры субъектов Российской Федерации и прокуроры военных округов (флотов), если в рассмотрении дела участвовал прокурор.

Учитывать, что в силу положений ст. 391.1 ГПК РФ право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, указанных в ч. 2 ст. 391.1 ГПК РФ, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.

10.2. Участвующим в деле считать прокурора, имеющего процессуальное право участвовать в таком деле вне зависимости от его непосредственного присутствия в судебном заседании.

10.3. Прокурору, подающему кассационное (надзорное) представление, учитывать положения ч. 1 ст. 381 и ч. 1 ст. 391.5 ГПК РФ и в необходимых случаях ходатайствовать о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде кассационной (надзорной) инстанции.

10.4. Во всех случаях обжалования судебных постановлений другими участниками гражданского процесса и отсутствия оснований для принесения представления участвующему в деле прокурору направлять в суд соответствующей инстанции письменные возражения относительно поступившей жалобы.

11. Прокурору, участвующему в деле, надлежащим образом формировать наблюдательное производство, в котором должны содержаться копии наиболее важных процессуальных документов: искового заявления (заявления), отзывов на него, документов, подтверждающих обоснованность заявленных требований, протоколов судебных заседаний, состоявшихся судебных постановлений, апелляционных, кассационных представлений (жалоб) и отзывов на них, а также копии материалов дела, на которые имеются ссылки в представлении прокурора.

12. Копии вступивших в законную силу судебных постановлений по искам (заявлениям) прокурора для контроля за их исполнением незамедлительно передавать должностному лицу прокуратуры, осуществляющему организацию надзора за деятельностью судебных приставов по исполнению судебных актов.

13. Принимать на рассмотрение заявления об обжаловании судебных постановлений в кассационном порядке и в порядке надзора только от лиц, имеющих такое процессуальное право.

При рассмотрении обращений о проверке вступивших в законную силу судебных актов по гражданским делам, в которых принимал или вправе был принимать участие прокурор, руководствоваться требованиями ГПК РФ, законодательством, регулирующим спорные правоотношения, судебной практикой Верховного Суда Российской Федерации, решениями Конституционного Суда Российской Федерации и судебной практикой Европейского Суда по правам человека.

При отказе в удовлетворении обращения составлять мотивированное заключение. О принятом решении сообщать заявителям.

14. Обратить внимание на то, что основания для отмены и изменения судебных постановлений в кассационном порядке предусмотрены ст. 387 ГПК РФ, в надзорном порядке — ст. 391.9 ГПК РФ.

При наличии оснований для пересмотра вступившего в законную силу судебного акта в кассационном порядке городскому (районному) и приравненному к ним прокурорам обращаться с соответствующим представлением к прокурору субъекта Российской Федерации; для оспаривания судебного акта в порядке надзора прокурору субъекта Российской Федерации — к Генеральному прокурору Российской Федерации (его заместителю).

В подтверждение доводов, изложенных в представлении, прилагать к нему надлежащим образом сформированное наблюдательное производство.

Одновременно с представлением направлять заверенные соответствующим судом копии состоявшихся по делу судебных постановлений.

Проект кассационного (надзорного) представления направлять вышестоящему прокурору в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления последнего из обжалуемых судебного постановления в законную силу. Иметь в виду, что данный срок не является пресекательным, однако преследует цель обеспечить соблюдение процессуальных сроков при обращении с кассационным (надзорным) представлением в суд.

15. Прокурору при поступлении определения о передаче надзорной жалобы лица, участвующего в деле, в котором принимал либо вправе был принимать участие прокурор, для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации незамедлительно направлять в управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации либо в управление обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры (при обращении в суд военного прокурора) надлежащим образом сформированное наблюдательное производство, а также копии указанного определения и извещения о дате заседания.

16. Участие в судебном заседании в суде кассационной и надзорной инстанций принимают должностные лица органов прокуратуры, перечисленные в ст. 386 и 391.10 ГПК РФ соответственно.

17. При отсутствии оснований для принесения апелляционного представления о пересмотре судебных актов, которыми прокурору отказано в удовлетворении требований, составлять мотивированное заключение.

18. Управлению по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации, управлению обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры, отраслевым управлениям и отделам прокуратур субъектов Российской Федерации при осуществлении общего руководства деятельностью нижестоящих прокуроров по реализации полномочий в гражданском процессе регулярно (не реже одного раза в полугодие) анализировать практику участия прокуроров в гражданском процессе, в том числе качество участия прокуроров в рассмотрении судами дел в различных судебных инстанциях, обоснованность принесенных представлений.

Использовать результаты анализа для совершенствования деятельности подчиненных прокуроров, обеспечивать их материалами организационно-методического характера, распространять положительный опыт работы по реализации полномочий в гражданском процессе. Проводить учебно-методические занятия по повышению деловой квалификации работников нижестоящих прокуратур, их стажирование.

20. Считать утратившими силу приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 02.12.2003 № 51 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве» и указание Генерального прокурора Российской Федерации от 14.05.2009 № 160/8 «Об организации работы по применению части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации».

21. Приказ опубликовать в журнале «Законность».

22. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации

действительный государственный
советник

Правовые основы участия прокурора в гражданском судопроизводстве

Рубрика: Государство и право

Дата публикации: 29.04.2018 2018-04-29

Статья просмотрена: 417 раз

Библиографическое описание:

Голопузова Е. А. Правовые основы участия прокурора в гражданском судопроизводстве // Молодой ученый. — 2018. — №17. — С. 223-225. — URL https://moluch.ru/archive/203/49678/ (дата обращения: 13.01.2019).

Среди многих функций прокуратуры особое место занимает ее участие в рассмотрении судами уголовных, гражданских и административных дел. Своеобразие этой функции заключается в том, что прокуратура не осуществляет надзор за деятельностью суда и, не покушаясь на независимость, самостоятельность, объективность судебной власти, обращается к ней как к инструменту защиты прав и интересов лиц, которые, по мнению прокуратуры, в этом нуждаются.

Законодательным актом федерального уровня, определяющим основу участия прокурора в судах, является Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 29.07.2017) «О прокуратуре Российской Федерации».

Так, ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202- «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливает следующее: «В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших» [2].

Вместе с тем, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 29.07.2017) очень четко регламентирован порядок, основания и формы участия прокурора в гражданском судопроизводстве.

Следует отметить, что именно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ определяет рамки и границы реализации полномочий прокурора по участию в гражданском судопроизводстве.

А именно, прокурор вправе обратиться с заявлением или вступить в дело для дачи мотивированного заключения при наличии оснований, предусмотренных законом. Полномочия прокурора, участвующего в гражданском процессе, определяются также процессуальным законодательством РФ.

Смотрите так же:  Заявление о временной передаче ребенка

Также одним из основополагающих нормативно-правовых актов, регламентирующих анализируемую мной тему на протяжении шести лет выступал Приказ Генерального прокурора Российской Федерации № 181 от 26.04.2012 года «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе».

Одним из положений вышеуказанного приказа является: «Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным и иным специализированным прокурорам обеспечить качественное участие прокуроров в рассмотрении судами гражданских дел, используя в полном объеме полномочия, предоставленные действующим процессуальным законодательством» [3].

Согласно приказа, в судебных заседаниях необходимо принимать участие, как правило, представителям прокуратур соответствующего уровня, военных и иных специализированных прокуратур по месту нахождения суда, рассматривающего дело.

Данным приказом регламентированы основания и порядок предъявления прокурором искового заявления в суд, а также перечислены случаи обеспечения обязательного участия прокурора и дачу им мотивированного заключения.

На основе Приказа Генерального прокурора Российской Федерации № 181 от 26.04.2012 года «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе» прокуратурами субъектов в целях согласованного и качественного исполнения приказа, повышения эффективности обеспечения участия прокуроров в гражданском процессе, а также содействия суду в законном разрешении гражданско-правовых споров создаются специальные распоряжения об организации исполнения вышеназванного приказа.

Так, прокурором Саратовской области 01.11.2012 года было издано распоряжение № 93/8р «Об организации исполнения приказа Генерального прокурора РФ № 181 от 26.04.2012 г. «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе», которое конкретизирует задачи и полномочия прокуроров по обеспечению качественного участия в рассмотрении судами гражданских дел.

Вскоре, в целях эффективного исполнения органами прокуратуры задач по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, реализации полномочий, направленных на защиту и восстановление прав и свобод граждан, а также охраняемых законом интересов общества и государства Генеральным Прокурором РФ 10 июля 2017 г. был издан новый Приказ № 475 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве».

Данный акт полностью заменяет собой Приказ от 26.04.2012 г. № 181 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе», на основании чего, последний признан утратившим силу.

Сфера действия нового приказа — регламентация деятельности прокуроров не только в гражданском, но и в административном судопроизводстве.

Кроме того, одним из новшеств приказа выступает отсутствие перечисления конкретных случаев обязательного участия прокурора и дачу им мотивированного заключения. Вместо этого приводится отсылка к нормам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации других федеральных законов.

Однако, на сегодняшний день, распоряжение прокурора Саратовской области № 93/8р «Об организации исполнения приказа Генерального прокурора РФ № 181 от 26.04.2012 г. «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе», изданное во исполнение Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 26.04.2012 г. № 181 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе», остается действующим.

Вместе с тем, раскрывая выбранную мной тему, нельзя говорить, что при анализе законодательства, определяющего полномочий прокурора при участии в рассмотрении гражданских дел, необходимо руководствоваться только законодательством в сфере гражданского процессуального права.

Следует отметить, что: «Некоторые нормы отраслевого законодательства также предусматривают возможность самостоятельного обращения прокурора в суд. Так, согласно ст. 70 Семейного Кодекса Российской Федерации дело о лишении родительских прав может рассматриваться судом по заявлению прокурора. Иски об ограничении родительских прав, помимо иных лиц, перечисленных в ч. 3 ст. 73 Семейного Кодекса Российской Федерации, могут быть предъявлены прокурором. В силу ч. 1 ст. 391 Трудового кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться с заявлением в суд, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует законодательству или иным нормативным правовым актам» [6].

Кроме того, определяя законодательную базу в сфере обеспечения участия в гражданском судопроизводстве, следует иметь ввиду, что прокурор при реализации своих полномочий должен руководствоваться также: Гражданским Кодексом Российской Федерации, Уголовным кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами.

Использование исторического опыта, позволило бы построить более совершенную систему участия прокурора в гражданском процессе.

Представляется, что любое совершенствование гражданского процессуального законодательства, в том числе и в части участия прокурора в гражданском судопроизводстве, должно опираться на исторические традиции и преемственность в гражданском процессуальном праве. Гражданское процессуальное законодательство только тогда станет эффективным, когда оно будет научно и исторически обоснованным.

Прокурор, при реализации своих полномочий по участию в рассмотрении судом гражданских дел должен руководствоваться только лишь законом и неукоснительно соблюдать соответствующие нормы законодательства, тем самым обеспечивая реализацию таких задач, стоящих перед прокурором, как обеспечение верховенства закона и обеспечение единства и укрепления законности.

  1. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 03.04.2018)// «Собрание законодательства РФ», 18.11.2002, N 46, ст. 4532
  2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 29.07.2017) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017)//«Собрание законодательства РФ», 20.11.1995, N 47, ст. 4472
  3. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации № 181 от 26.04.2012 года «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе» «// «Законность», N 6, 2012
  4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 N 2 (ред. от 10.02.2009) «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»// в данном виде документ опубликован не был
  5. Мохов А. А., Воронцова И. В., Семёнова С. Ю. Гражданский процесс (гражданское процессуальное право) России: учебник / отв. ред. А. А. Мохов. — М.: ООО «ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА КОНТРАКТ»
  6. Гражданский процесс: Учебник (5-е издание, переработанное и дополненное) / Под ред. М. К. Треушникова. — М.: Статут, 2014.
  7. Апелляция, кассация, надзор по гражданским делам: учеб. пособие / Е. А. Борисова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2016.
  8. Васьковский Е. В. Курс гражданского процесса: Субъекты и объекты процесса, процессуальные отношения и действия. — М.: Статут, 2016.
  9. Постановление ЕСПЧ от 13 мая 2008 г. по делу «Галич(Galich) против Российской Федерации». Жалоба № 33307/02. Доступ из СПС «Гарант».
  10. Зайцев И. М. О природе правовых понятий // Научное наследие: в 3 т. Т. 3: Избранные статьи. Ч. 1: 1963–1988 гг. / сост. А. И. Зайцев. Саратов, 2009.
  11. Шерстюк В. М. Современные проблемы системы гражданского процессуального права // Шерстюк В. М. Современные проблемы гражданского и арбитражного судопроизводства: сб. ст. М., 2015

Приказ Генпрокуратуры от 10.07.2017 г. № 181

В целях эффективного исполнения органами прокуратуры задач по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, реализации полномочий, направленных на защиту и реальное восстановление прав и свобод граждан, а также охраняемых законом интересов общества и государства Генеральным Прокурором РФ 10 июля 2017 г. был издан новый Приказ № 475 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве«.

Данный акт полностью заменяет собой Приказ от 26.04.2012 г. № 181 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе» (последний признан утратившим силу).

Основные нововведения нового Приказа:

  • Сфера действия — теперь он регламентирует деятельность прокуроров не только в гражданском, но и в административном судопроизводстве.
  • Одной из обязанностей прокуроров, обеспечивающих участие в гражданском (и — теперь также и административном) судопроизводстве является «обеспечение качественной подготовки и направления в суд заявлений о возмещении ущерба, причиненного РФ, ее субъектам, муниципальным образованиям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям в результате преступлений, если такие заявления не рассмотрены в порядке уголовного судопроизводства (ст. 44, 306 и 309 УПК РФ).
  • Конкретизировано, что обязанность прокурора по рассмотрению обращений о проверке судебных актов, вынесенных в порядке гражданского (и административного) судопроизводства, касается их законности и обоснованности.
  • Указано, что при возникновении обстоятельств, указывающих на необходимость совершения определенных процессуальных действий (изменения основания или предмета требования, изменения размера требований, полный или частичный отказ от требований), участвующий в деле прокурор должен не позднее следующего дня после судебного заседания информировать об этом прокурора, инициировавшего заявление (ранее в Приказе содержалась формулировка «незамедлительно»).
  • В дополнение к предыдущему положению, в новом Приказе указывается, что Прокурору, предъявившему заявление, надлежит самостоятельно совершать вышеуказанные действия — в том числе (при наличии технической возможности) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
  • Формулировка «не позднее следующего дня после судебного заседания» устанавливается теперь и для обязанности прокурора, участвовавшего в рассмотрении дела, сообщать о его результатах прокурору, инициировавшему заявление.
  • Если прокурор подал заявление в интересах гражданина (в установленных кодексами случаях), он также должен принимать меры к обеспечению эффективной защиты нарушенного права на судопроизводство в разумный срок. В этой связи прокурор может обращаться к председателю суда с заявлением об ускорении рассмотрения дела, а также в суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.
  • В пункте, касающемся обеспечения обязательного участия прокурора и дачу им мотивированного заключения, теперь отсутствует перечисление конкретных таких случаев. Вместо этого приводится отсылка к нормам ГПК, КАС и других федеральных законов.
  • Дополнительно указывается, что при рассмотрении дела по правилам упрощенного (письменного) производства, по которому участие прокурора является обязательным, необходимо направлять в суд заключение в письменной форме, утвержденное руководителем органа прокуратуры или его заместителем.
  • Отдельно оговаривается, что нужно исключить случаи дачи заключения по делу, в котором орган прокуратуры выступает в качестве истца, ответчика или заинтересованного лица.
  • Норма, предписывающая прокурорам тщательно готовиться к судебному заседанию, расширена и включает теперь два новых положения. Одно из них напоминает прокурорам о том, что доказательства могут представляться в суд не только на бумажном носителе, но и в электронном виде. Другое предписывает прокурорам в обязательном порядке отслеживать информацию о движении дела, размещенную на официальном сайте соответствующего суда.
  • Отныне при выявлении в ходе рассмотрения дела случаев нарушения законности, прокурор должен не просто обращать внимание судов на наличие обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности вынесения частного определения, но и прямо ходатайствовать об этом.
  • Устанавливается, что при заявлении ходатайства о принятии мер по обеспечению иска, применении мер предварительной защиты по административному иску прокурор должен взвешенно подходить к выбору таких мер, оценивать их соразмерность и необходимость реального исполнения судебных постановлений.
  • Прокурору предписывается вести строгий учет дел, рассмотренных с его участием, в том числе по заявлениям прокурора, а также по апелляционным, кассационным представлениям с отражением результатов их рассмотрения.
Смотрите так же:  Отчетность о численности в статистику

Посмотреть полный текст нового Приказа вы можете на нашем сайте.
Также вы можете скачать его в формате PDF.

О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском судопроизводстве, при вступлении им в процесс для дачи заключения и обжалования решений, определений и постановлений суда

Секция: Юриспруденция

XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском судопроизводстве, при вступлении им в процесс для дачи заключения и обжалования решений, определений и постановлений суда

В статье рассмотрены проблемные вопросы реализации прокурором полномочий при вступлении его в процесс для дачи заключения, и обжаловании незаконно и необоснованно вынесенного решения, постановления или определения суда по гражданскому делу, а также предлагаются пути их решения.

Прокуратура, как важный государственный орган, играет существенную роль в защите прав, свобод и интересов, как граждан, так и всей нашей страны.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации в ст. 45 отражает права прокурора, современные способы защиты прав и свобод граждан[3]. В ст. 27, 35 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» говориться, что прокурор имеет обязанность предупреждать нарушения прав граждан и, при необходимости применять соответствующие меры для защиты их в судебном порядке[7]. При этом ст. 45 ГПК РФ предполагает, и возможность гражданина самостоятельно распоряжаться своими правами, и конституционную обязанность государства обеспечить эти права[3].

Одна из форм участия прокурора в суде отражена в ГПК РФ, и предполагает вступление его в начатый процесс, для дачи заключения по данному делу[3].

Законодательством установлен определенный перечень категорий дел, в которых возможно участие прокурора: о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причинённого жизни или здоровью. При этом прокурор в праве сам решать вступать ему в процесс или нет, и даже по законодательно закрепленному перечню категорий дел, по которым прокурор имеет возможность вступить в процесс, его фактическое отсутствие не является для суда препятствием в рассмотрении и разрешении дела[3].

Необходимо так же понимать, что при вступлении в начатый процесс, прокурор не является стороной разбирательства, его участие имеет цель, которая следует из его полномочий – соблюдение законности и обеспечение прав. Это можно объяснить тем, что прокурор по факту не защищает права, а лишь создает условия для обеспечения полного исследования представленных доказательств и правильному применению материальных и процессуальных норм. Заключение прокурора следует рассматривать как некую рекомендацию для суда [5, с.127]. В связи с чем Генеральный прокурор своим приказом от 26.04.2012 г. № 181 обязал подчинённых ему прокуроров тщательно готовиться к судебному заседанию быть беспристрастными к лицам, участвующим в деле, выражать мотивированную позицию и основывать ее на нормах материального и процессуального права [6].

Законодатель в своих нормах никак не раскрывает, ни само понятие, ни содержание заключения прокурора. Однако в научной литературе сложилось так, что под ним понимается собственное мнение прокурора, правовая оценка, которая выражается в анализе всего судебного разбирательства. Можно согласиться с Р.В. Габеевым, который отмечает, что заключение должно содержать положения, которые законодатель в ст. 198 ГПК РФ предъявляет к содержанию решения суда [1, с. 57]. Было бы более целесообразным закрепить и понятие, и содержание на законодательном уровне.

Необходимость вступления прокурора в рассмотрение определённых категорий дел имеет особое значение, учитывая, что «в условиях усиления действия принципа состязательности сторон вступление прокурора в процесс для дачи заключения по социально значимым делам способствует обеспечению полного, всестороннего и объективного исследования судом обстоятельств дела, правильному разрешению спора». При этом хотелось бы отметить, что было бы более правильным вступление прокурора и дача им заключения не только в случаях, установленных ГПК РФ и иными федеральными законами, но и в случаях, когда суд сочтет это необходимым.

Следует отметить, что в настоящее время ГПК РФ устанавливает, что неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела[3]. Данное положение является не совсем приемлемым т.к. его участие имеет немаловажную значимость, а так же встречаются случаи, когда в ходе судебного разбирательства исследуются факты, влияющие на суть заключения и влекущие изменение его содержания. Поэтому более правильным было бы вернуть положения ГПК РСФСР, которые предусматривали возможность отложение разбирательства дела, если прокурор, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела не явился в суд по уважительной причине [2].

Прокурор имеет право вступать в гражданский процесс на любой его стадии, с целью защиты прав и законных интересов граждан, общества или государства, что нашло свое отражение в Федеральном Законе «О прокуратуре Российской Федерации» [7]. Подобное закреплено в Приказе Генпрокурора России «Об обеспечении участия прокурора в гражданском процессе» [6]. При этом процессуальное законодательство устанавливает, что прокурор оглашает свое заключение по делу после исследования всех доказательств. Если он вступает в гражданский процесс после рассмотрения дела по существу, он не вправе знакомиться с материалами дела и поэтому в своем заключении не сможет учесть всех обстоятельств. При вступлении на стадии подготовки дела не учтенным останется те доказательства, которые будут представлены на стадии судебного разбирательства. Следовательно, целесообразней будет вступить до рассмотрения дела по существу [4, с.154].

Сама форма заключения, которое даёт прокурор, положениями настоящего ГПК РФ не урегулирована и на практике применяется в форме устного выступления прокурора с соответствующей отметкой в протоколе судебного заседания [3]. Однако, заключение прокурора должно иметь письменную форму, и приобщаться судом к делу как письменный документ, что позволит устранить к примеру сомнения участников, в том, что протокол может выразить не все нюансы заключения. Но это не должно освобождать прокурора от устного изложения положений своего заключения.

Действующий Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации ч.2 ст. 320 закрепляет, что прокурор, не являющийся лицом, участвующим в деле, не имеет возможности обжаловать вынесенное постановление по делу, в том числе в случаях, когда установит, что оно вынесено незаконно и необоснованно [3]. Думается, что прокурор должен приносить протест на незаконное или необоснованное решение суда, независимо от того участвовал ли он в данном деле или оно было рассмотрено в отсутствии прокурора. Прокуроры обязаны проверять все гражданские дела, рассмотренные судом, как с их участием, так и без такового, исходя из того, что прокурорский надзор реализуется в связи с тем, чтобы выполнялось требование закона о всестороннем, полном, объективном и своевременном разбирательстве дела во всех судебных инстанциях; выносились по каждому делу законные и обоснованные решения, определения и постановления; и приводились в исполнение согласно требованиям закона.

Таким образом, гражданское процессуальное законодательство нуждается в дальнейшем совершенствовании его норм, регулирующих вопрос процессуального статуса прокурора, вступающего в процесс для дачи заключения с целью регламентации вышеуказанных проблем.