Какие важные изменения ждут ОСАГО в 2019 году

В 2003 году в России вступил в силу закон, обязывающий водителей страховать свою автогражданскую ответственность – ОСАГО. За 15 лет вокруг него ходило множество споров о том, как усовершенствовать законодательство и сделать систему в целом более гибкой и удобной.

Закон снова терпит изменения, которые с 2019 года позволят решать самые острые проблемы автовладельцев.

Бонус больше «не сгорит»

Самое большое изменение коснётся присвоения и сохранения КБМ (коэффициент бонус-малус). Если за прошлый год с вашим участием не произошло ни одной аварии, то цена нового полиса ОСАГО будет снижена: чем ниже коэффициент, тем меньше стоимость ОСАГО. У неосторожных водителей КБМ будет увеличиваться, как и цена на полис.

Сейчас, если водитель не оформлял полис в течение года и больше, то его бонусы «сгорали» и не учитывались при начислении коэффициентов. Его КБМ снова опускался до единицы и начального класса страхования. Такие ситуации вызывали массу недовольств, ведь граждане не могли добиться положенного снижения цен на новый полис (а иногда «скидка» достигала 50%). Зато злостные нарушители, попадая в аварии и не покупая полис в течение года, снова становились «чистыми» и платили за ОСАГО столько же, сколько законопослушные водители.

— Я за рулём уже больше 20 лет, и ни разу не случалось аварии по моей вине, — делится Евгений из Кондопоги. – Я аккуратный водитель и всегда вовремя страхуюсь, КБМ у меня был совсем небольшой, поэтому ОСАГО покупал по сниженной цене. 4 года назад пришлось продать свою машину, думал, временно, но попал на работе под сокращение, и процесс покупки нового авто затянулся. Машину удалось купить только через 2 года, и то, при помощи родни. Радость от покупки омрачил полис ОСАГО – мой низкий КБМ, заслуженный «чистой» ездой, больше не действителен. Теперь он снова равен единице, как у какого-нибудь новичка!

По всей стране большое количество подобных несправедливых ситуаций.

— Сейчас больше половины всех жалоб на ОСАГО, которые поступают в Банк России, касаются именно КБМ, — отмечает директор департамента страхового рынка Банка России Филипп Габуния. – Многие проблемы существуют из-за несовершенства самой системы КБМ, которую планируется сделать более простой и понятной. В данный момент коэффициент обнуляется, если человек в течение года не был вписан ни в один полис ОСАГО, это одинаково касается и нарушителей, и водителей с безаварийным стажем.

Главное – защита пострадавших

За последнее время количество жалоб на невозможность купит полис ОСАГО или на навязывание дополнительных услуг снижается, однако проблему пока нельзя сказать, что проблема решена.

Для улучшения ситуации Банк России планирует увеличить штрафы для страховщиков, которые препятствуют нормальной покупке полиса. Важно, что при оформлении договора автострахования будет вестись видео- и аудиозапись.

Если возникают проблемы с оформлением электронного полиса через Интернет, (сайт выдаёт постоянную ошибку или зависает), то нужно предоставить доказательства – например, видеозапись онлайн-оформления процесса. В случае подтверждения нарушения, страховщика оштрафуют.

Обсуждается и другая важная инициатива: отменить учёт износа запчастей и деталей при расчете компенсации за ущерб автомобилю, попавшему в ДТП. На данный момент страховые компании определяют размер выплат с учётом износа запчастей. Изменения позволят увеличить выплаты от страховщиков, чтобы денежных средств хватало на ремонт.

Чтобы инициатива не превратилась в орудие мошенничества, предусмотрены ограничения. Не получится уничтожить старую, поломанную машину и получить от страховой деньги на новое авто. При полной гибели автомобиля возмещаться должна его реальная стоимость.

Ещё одни серьёзные изменения направлены на повышение лимита ответственности по ОСАГО за вред жизни и здоровью пострадавших в ДТП. Сейчас жизнь пассажира общественного транспортного средства «оценивается» в 4 раза выше, чем жизнь пассажира обычного авто или пешехода. В реальной жизни выглядит это странно: если в серьёзном ДТП один человек погиб из-за того, что его сбила маршрутка, а второй — будучи её пассажиром, то родственники пешехода получат 500 тысяч рублей, а погибшего пассажира маршрутки – 2 миллиона рублей. Поэтому уровнять страховые выплаты наследникам погибших (вне зависимости от того, был ли человек пешеходом или пассажиром) – логичный и справедливый шаг.

Изменения в ОСАГО позволят постепенно увеличить суммы, покрывающие защиту жизни и здоровья людей.

Безусловно, всех волнует вопрос, увеличится ли цены полиса из-за изменений? Эксперты утверждают, что расчет будет проводиться более справедливо и индивидуально для каждого.

Что изменится в ОСАГО в 2019 году

Предложения по реформированию «автогражданки» могут изменить ее до неузнаваемости

7 ноября на совместном заседании комитета по транспорту и строительству и комитета по финансовому рынку Госдумы еще раз обсудили предложения по реформированию ОСАГО, исходившие от регулятора, участников рынка, Минфина, депутатов, общественных объединений. В итоге выделены 19 революционных изменений, которые могут быть приняты уже нынешней осенью и в корне изменят «автогражданку».

На данный момент речь идет о том, что озвученные ранее Банком России два этапа реформирования автогражданки будут запущены одновременно — в 2019 году.

Смотрите так же:  Жалоба общие фразы

Подавляющее число выступающих поддержали предложения Банка России внести следующие три серьезных изменения, которые символизируют начало либерализации и перехода к более персонифицированному тарифу, учитывающему опыт, возраст, стаж и стиль вождения, нарушение водителем правил дорожного движения и т. п. Конечная цель реформы — полностью свободный и максимально подобранный под конкретного человека тариф.

1. Реформирование КБМ. Коэффициент «бонус-малус», дающий скидку за безаварийную езду и повышение цены для водителей, часто попадающих в ДТП, будет привязан к водителю, а не к автомобилю. Он будет устанавливаться раз в год и станет единственным для человека, вне зависимости от того, сколькими автомобилями он управляет. При переходе на новую систему будет взят наиболее выгодный для водителя КБМ (если у человека их несколько), отметил заместитель председателя ЦБ Владимир Чистюхин.

2. Большая детализация коэффициента «возраст — стаж». Это позволит уже сейчас дать водителю более индивидуальный тариф, так как градаций будет несколько десятков. На данном этапе речь идет об изменении в 5% вверх и вниз, в дальнейшем изменения будут более существенные, отметил Чистюхин.

3. Расширение тарифного коридора на 20% вверх и вниз. Самое спорное и самое необходимое, с точки зрения участников рынка, изменение, дающее возможность повысить тариф водителям, склонным к аварийной езде (таких, по оценке Российского союза автостраховщиков, около 15%). Для добросовестных водителей, как неоднократно заявлял Банк России, тариф останется на прежнем уровне, а для наиболее опытных и аккуратных он даже снизится. По словам участников дискуссии, нужно пресечь практику субсидирования добросовестными водителями лихачей и нарушителей.

Эти новшества не требуют изменений в законодательстве и могут быть введены в действие специальным указанием Банка России. Объявляя курс на либерализацию в середине мая 2018 года, Владимир Чистюхин говорил о том, что эти изменения будут приняты уже в августе. Затем срок был перенесен на сентябрь. Сейчас ЦБ заявил о том, что будет проводить дополнительные расчеты и оценки, но от темы расширения тарифного коридора не оказывается.

Хотите за свой счет отремонтировать в Германии чужой «мерседес», пострадавший в ДТП? Нет? А придется! По крайней мере, так считают некоторые автостраховщики.

Также Минфин и Банк России полностью согласовали позицию по двум законопроектам, кардинально реформирующим «автогражданку». Об этом во время слушаний 24 сентября в Совете Федерации сообщили Владимир Чистюхин и замминистра финансов Алексей Моисеев.

Первый законопроект, принятый в первом чтении и фактически готовый ко второму, подразумевает нововведения, перечисленные ниже.

4. Отмена обязанности возить с собой бумажный полис или распечатку электронного полиса. На этом пункте особо настаивает Алексей Моисеев, подчеркивая его бессмысленность при наличии у сотрудников ГИБДД и у самого автовладельца доступа к АИС ОСАГО.

5. Расширение пункта договора, уточняющего, кто является выгодоприобретателем, если страхователь погиб в результате ДТП. По словам Алексея Моисеева, это расширит возможности для наследников получить выплату по ОСАГО вместо погибшего.

6. Приведение в соответствие с мировыми правилами «зеленой карты»: иностранные граждане смогут покупать полис в электронном виде до пересечения границы, при этом наличие полиса будет обязательным. Таможенной службе будет вменяться в обязанность проверять полисы при въезде, в том числе и из стран ближнего зарубежья.

7. Законопроект также подразумевает снятие запрета на перестрахование в ОСАГО. Отраслевое сообщество выступает против этого, опасаясь вывода средств недобросовестными игроками через механизм перестрахования. Так что, возможно, этот пункт будет исключен из документа во втором чтении.

Второй законопроект, подготовленный Минфином, содержит еще несколько революционных предложений, которые давно назрели.

8. Отмена коэффициента по мощности. Как подчеркнул Моисеев, нет подтверждений того, что мощность влияет на аварийность. Более того, есть данные, что автомобили с большей мощностью, как правило, имеют более значительную степень защиты в экстремальных ситуациях, соответственно, реже попадают в аварии.

9. Отмена территориального коэффициента. С этим пунктом согласны большинство причастных ведомств и представители общественных организаций, так как считают необходимым исключить перекрестное субсидирование благополучными с точки зрения ОСАГО регионами неблагополучных («токсичных»). Говоря об отмене территориального коэффициента, Чистюхин отметил, что он противоречит принципу единства территории.

10. Банк России считает необходимым внести во второй законопроект меры по усилению контроля за агентами, работающими в ОСАГО, а также наделить ЦБ дополнительными полномочиями по контролю за прибыльностью компаний, чтобы исключить получение избыточной прибыли.

11. Регулятор готов рассмотреть предлагаемое в законопроекте Минфина увеличение страховой суммы при условии согласия сторон. Сейчас максимальная компенсация по «железу» составляет 400 тыс. рублей, будут введены две дополнительные суммы — 1 млн и 2 млн рублей.

12. Возможность заключения договора ОСАГО сразу на три года. Этому нововведению яростно противились страховщики, мотивируя свою позицию тем, что в первый год компания еще ничего не знает о водителе и если не иметь возможности пересматривать тариф, то можно дать хорошую цену плохому водителю и не иметь шанса повлиять на это в дальнейшем — до момента перезаключения договора. Банк России раньше скептически относился к предложению трехлетних договоров, но на слушаниях в Совете Федерации Чистюхин говорил об этом пункте как о согласованном.

ОСАГО раздражает многих автомобилистов из-за своей обязательности и недостаточной защиты. Банки.ру собрал самые нелогичные правила «автогражданки», которые реально бесят.

Во время слушаний прозвучали предложения, которые ЦБ готов обсудить.

13. Направление в госбюджеты штрафов, которые сейчас идут в карман автоюристов. Сейчас около половины всех убытков по ОСАГО приходится на нестраховые выплаты: штрафы, пени, судебные издержки. Эти суммы не попадают собственно к клиенту, а оседают в карманах посредников. Введение штрафов в размере 50% от суммы страхового возмещения и стало, по мнению президента РСА Игоря Юргенса, причиной разгула так называемого «автоюризма» — когда создаются целые группировки, поставившие на поток судебные иски к страховщикам. Если лишить посредников возможности зарабатывать на договоре цессии (передачи прав требования), то и убыточность ОСАГО резко уменьшится, уверены страховщики. Чистюхин 24 сентября заявил, что ЦБ готов рассмотреть это предложение.

Смотрите так же:  Как подать в суд на телевидение

Кстати, во время дискуссии высказывались предложения вообще запретить посредническую деятельность (цессию) при получении возмещения в «автогражданке».

14. Банк России допустил также возможность расчета денежной выплаты по ОСАГО исходя из стоимости новых запчастей, то есть без учета износа, как это происходит сейчас. Об этом заявил в ходе парламентских слушаний зампред ЦБ РФ Владимир Чистюхин.

Сейчас денежные выплаты по ОСАГО рассчитываются с учетом износа, из-за этого виновникам ДТП нередко приходится по судебным решениям доплачивать к сумме, выплачиваемой страховой компанией. «Зачастую это становится неподъемным бременем для виновника, этот вопрос требует изучения и соответствующего решения», — сказал глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, комментируя эту ситуацию.

15. Решением проблемы недоступности ОСАГО в ряде регионов депутаты назвали обязательную аудио- и видеофиксацию переговорного процесса между компанией и потребителем услуг. «Если аппаратура будет некачественная, чтобы дать информацию о проведенных переговорах, то действия компании считать не в ее пользу. Вопрос требует дискуссии, но предложение, на мой взгляд, интересное, и оно вполне могло бы помочь навести порядок», — отметил Аксаков. Это предложение назвал интересным и Владимир Чистюхин.

16. Во время парламентских слушаний заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров предложил разрешить страховщикам менять тариф ОСАГО без уведомления об этом Банка России. Так, по мнению представителя ФАС, компании смогут более оперативно реагировать на меняющиеся рыночные условия. Сейчас тариф устанавливается в целом для региона после согласования с Банком России.

17. Увеличение штрафа за необоснованный отказ в заключении договора ОСАГО.

Предложение исходило от депутатов, с его разумностью согласилась часть участников слушаний.

На 13 сентября в Госдуме запланированы слушания по либерализации тарифов ОСАГО. В преддверии этого Банки.ру провел собственные «слушания» и спросил обе стороны, каким должно быть идеальное ОСАГО.

Во время слушаний прозвучало еще несколько довольно неожиданных предложений. Также были подняты снова давно обсуждавшиеся, но так и не решенные темы. Эти новшества еще должны быть вынесены на обсуждение широкой общественности.

18. Широко обсуждалось повышение штрафов для водителей, ездящих без ОСАГО: с нынешних 800 рублей до 5 000 рублей. Подобный законопроект даже был внесен в Госдуму, но не прошел первое чтение. Тема эта также поднималась снова во время парламентских слушаний: обязательная страховка должна быть обязательной для всех, подчеркивали участники слушаний. С 1 сентября 2018 года должна была заработать система выставления штрафов за отсутствие полиса по информации с дорожных камер ГИБДД — соответствующая договоренность достигнута между РСА и МВД. Однако система пока не заработала, в частности, из-за того, что нет согласия в вопросе, как часто должны выставляться штрафы — раз в сутки или после каждого проезда под камерами. По мнению страховщиков, это может решить проблему «безосагошников».

19. Создание системы выплат пострадавшему в ДТП клиенту даже в том случае, если у виновника нет полиса ОСАГО.

С такой инициативой выступил на слушаниях «Общероссийский народный фронт». Банк России готов обсуждать эту тему, заявил в Совете Федерации Владимир Чистюхин.

Компании категорически против, поскольку данная инициатива противоречит самому смыслу страхования. Как прокомментировал начальник управления методологии страхования РСА Михаил Порватов, если ответственность причинителя вреда не застрахована, то страховая выплата осуществляться не может. Страховщик потерпевшего не может ничего выплатить, потому что прямое возмещение убытка (ПВУ) — это не договор страхования непосредственно. Это просто способ возмещения убытков, улучшенный клиентский сервис, пояснил Порватов.

Цены на полис ОСАГО изменятся в 2019 году

В России с 1 сентября 2019 года страховщики могут получить право устанавливать стоимость полиса обязательной автогражданской ответственности на 30% выше или ниже базовых тарифов ЦБ, сообщает DEITA.TU.

Законопроект направлен на рассмотрение в правительство. Если поправки одобрят, с 1 сентября 2020 года автостраховщики смогут устанавливать стоимость полиса ОСАГО выше или ниже базовых тарифов в пределах 40%. Это при условии, что цена не окажется больше максимального базового тарифа.

Сейчас он составляет 3432–4118 рублей, но максимальную сумму планируют увеличить до 4942 рублей. На цену полиса будут влиять частота нарушения ПДД и возраст авто. Отмечается, что автомобилисты смогут приобретать ОСАГО на три года.

Страховщики поднимут цены на полис ОСАГО с 1 сентября 2019 года

Москва, 10 октября. В России уже с 1 сентября 2019 года страховые организации могут получить право устанавливать цену полиса обязательной автогражданской ответственности на 30% выше или ниже базовых тарифов.

Законопроект с финальными поправками министерства финансов России направлен на рассмотрение российского правительства. Как пишет издание «Ведомости», согласно документу, страховщики с 1 сентября 2020 года смогут устанавливать стоимость полиса ОСАГО выше или ниже ставок, но в пределах 40%.

При этом максимальная цена не должна превышать максимального базового тарифа. Министерство финансов также предложило отменить коэффициент мощности и региональный коэффициент. Согласно тексту поправок, на стоимость полиса ОСАГО будут влиять резкость торможения и перестроения, частота нарушения правил дорожного движения, длительность и частота использования автомобиля.

Минфин предложил исключить из стоимости ОСАГО два коэффициента

МОСКВА, 10 окт — РИА Новости. Минфин предложил разрешить страховщикам с сентября 2019 года устанавливать стоимость полиса ОСАГО на 30 процентов ниже или выше базовых тарифов Центробанка, а с сентября 2020-го — на 40 процентов. Об этом пишет газета «Ведомости» со ссылкой на финальные поправки министерства в закон об ОСАГО.

Смотрите так же:  Как оформить инвалидность при сколиозе 3 степени

Поправки Минфина поэтапно отменяют коэффициент мощности и региональный коэффициент. В Центробанке поддерживают законопроект Минфина, пишут «Ведомости».

Страховщикам не удастся установить несправедливую стоимость полиса, предупреждает Минфин. Так, ЦБ будет мониторить коэффициент убыточности компаний по ОСАГО. Компаниям, которых уличат в экономически не обоснованных тарифах, выдадут предписания.

Также министерство предлагает переход на разные типы полисов ОСАГО с разными лимитами выплат. Еще одно нововведение — возможность приобретать ОСАГО сразу на три года.

Закон об ОСАГО позволяет ЦБ менять тарифы, но не чаще раза в год. Пока Центробанк дважды воспользовался этим правом — оба раза тарифы росли. Последний раз изменения произошли в апреле 2015-го.

Цены на ОСАГО могут взлететь через год

Первый этап реформы ОСАГО должен стартовать в конце лета 2018 года: 31 августа в РФ изменятся базовые тарифы «автогражданки», а также коэффициенты к ним. Предполагается, что коридор расширится за счёт прибавки по 20% в каждую сторону: как повышения, так и понижения базового тарифа. В итоге нынешние 3 432 – 4 118 рублей превратятся в 2 746 – 4 942 рублей. Напомним, цена полиса определяется как выбранное страховщиком из «коридора» значение базового тарифа, умноженное на несколько коэффициентов (стажа, возраста, территории и т.д.).

Для автовладельцев расширение коридора означает повышение средней стоимости страховки. По расчётам специалистов, цена ОСАГО вырастет в среднем на 20,7%: с нынешних 5 800 до 7 000 рублей.

Даже с ОСАГО вам придётся платить, если вы виновник ДТП. Почему?

Практика, в том числе и судебная, показывает, что водитель, купивший полис ОСАГО и полагающий, что теперь его финансовая безопасность обеспечена полностью, сильно заблуждается. На деле оказывается, что становиться.

Заместитель председателя Центробанка Владимир Чистюхин, рассказал о том, что этот шаг не поможет страховым компаниям выйти на безубыточность по итогам 2018-го и 2019 года. Такой прогноз учитывает нынешний уровень доходов (то есть собираемых премий), который снижается в течение последних нескольких лет.

Напомним, сумма сборов по договорам «автогражданки» по итогам 2017 года составила 228,125 миллиарда рублей, что на 3% меньше по сравнению с результатом предыдущего года. Тенденция наблюдается и в начале 2018-го: объём собранных премий за первый квартал равен 46,4 миллиарда рублей, что соответствует снижению на 4% по отношению к АППГ. По мнению президента Российского союза автостраховщиков Игоря Юргенса, сокращение этого показателя связано с тем, что увеличивается количество водителей, имеющих скидку за безаварийное вождение (КБМ ниже единицы).

С конца лета 2018 года иначе будут применять коэффициент «возраст-стаж»: предполагается вместо нынешних 5 значений использовать 50. Планируется изменить также работу с коэффициентом бонус-малус: если сейчас значение КБМ может меняться несколько раз в год, то планируется закреплять за водителем один показатель на целый год. Выбирать обещают самое низкое значение – для обеспечения максимально возможной скидки (в случае безаварийной езды) или минимальной наценки.

Второй этап ожидается осенью 2018-го. Для его реализации понадобятся изменения в законодательстве, которые позволят продолжить сегментацию страхователей ОСАГО. В итоге компании планируют прийти к тому, что цена полиса будет рассчитываться практически индивидуально для каждого клиента.

По итогам текущего года ЦБ оценит результаты нововведений первого этапа реформы «автогражданки». По словам Владимира Чистюхина, в случае, если компании получат прибыль, это будет «драйвером для снижения реальной фактической стоимости ОСАГО» (эффект конкуренции). Он предположил, что возможна проблема демпинга на страховом рынке. С одной стороны, это выгодно клиентам, так как страховка будет дешеветь; а с другой, может привести к печальным для них же последствиям, потому что бизнес СК станет нестабилен, что грозит невозможностью выполнения обязательств. Можно предположить, что таким образом Владимир Чистюхин предостерёг от соответствующих действий игроков рынка, желающих «лёгких денег» за счёт удешевления полисов.

Если в ЦБ сочтут первые шаги реформы ОСАГО успешными, то уже летом 2019 года регулятор продолжит расширять коридор вплоть до выхода на свободные тарифы. В этом случае цены полисов «автогражданки» могут как взлететь, так и, наоборот, сократиться, как это произошло, например, в Германии. Несмотря на то, что средняя стоимость «страховки» этой стране упала, размер выплаты остался неизменным.

В 2019 году ОСАГО может подорожать на 30%

Российский Минфин подготовил очередные поправки в закон об ОСАГО. В частности, в будущем году стоимость полиса может вырасти на 30%, пишут «Ведомости» со ссылкой на документ.

Согласно законопроекту, с 1 сентября 2019 года страховщики смогут устанавливать стоимость полиса ОСАГО на 30% выше или ниже базового тарифа, определяемого Центробанком. Более того, с 1 сентября 2020 года тарифный коридор будет расширен до 40% вверх и вниз.

При этом страховые компании будут иметь возможность применять так называемый коэффициент страховщика и коэффициент нарушений ПДД. Первый позволит предоставлять клиентам индивидуальные скидки, а второй будет применяться к водителям, допустившим серьезные нарушения: превышение скорости на 60 км/ч и более, проезд на красный, пересечение двойной сплошной или пьяная езда, то есть те, за которые могут лишить прав.

В свою очередь в ЦБ пообещали следить за показателями убыточности страховщиков, чтобы не допустить неоправданного роста цен на рынке ОСАГО.

Напомним, по окончании процесса либерализации автогражданского страхования в России страховые компании получат право самостоятельно рассчитывать стоимость ОСАГО.

Кстати, штрафы за езду без полиса ОСАГО скоро вырастут.