Выигрыш в лотерею: как делить?

Помните старый советский фильм «Зигзаг удачи» с Е. Леоновым? Главный герой взял из общей кассы фотоателье деньги, чтобы купить лотерейный билет и выиграл огромную сумму.

Трудовой коллектив поставил вопрос о разделе выигрыша между всеми: вопрос не только философский, но прежде всего юридический.

В наши дни лотереи ничуть не утратили своей популярности, а даже наоборот – ряды желающих испытать удачу активно пополняются.

Периодически новости сообщают сенсации о счастливчиках, которые выиграли баснословные суммы денег, квартиры, загородные дома и т.д. Но не стоит им завидовать: оказывается, у них тоже есть проблемы. И одна из таких проблем в итоге стала предметом интересного судебного прецедента:

Мужчина выиграл в розыгрыше, проводимом крупным торговым центром в честь своего открытия, главный приз – квартиру. Выигрыш ему передали, собственность на недвижимость была зарегистрирована, как полагается.

Одна существенная деталь: на момент выигрыша мужчина состоял в зарегистрированном браке. Спустя некоторое время семейная жизнь не заладилась, супруги оформили развод и начали делить имущество.

Разумеется, в состав этого имущества попала та самая выигранная квартира. Мнения сторон кардинально расходились. Муж полагал, что выигрыш полностью его, т.к. он исключительно по своей инициативе заполнил купон на участие в розыгрыше, а жена в этом никакого участия не принимала. Кроме того, квартира была получена им в браке по безвозмездной сделке, а следовательно, является его личным имуществом.

Жена, разумеется, заявляла свои права на половину квартиры, поскольку она была приобретена в период официального брака. Брачный договор супруги не заключали.

В итоге суд встал на сторону жены и разделил выигранную квартиру пополам, мотивировав свое решение следующим образом. Личным имуществом супругов по закону признается имущество, полученное в период брака в дар, по наследству или по другим безвозмездным сделкам.

Гражданское законодательство не признает лотерею сделкой, отнеся ее к категории «иных оснований возникновения обязательств» (игры и пари). Следовательно, выигранная в лотерею квартира не может признаваться приобретенной по безвозмездной сделке. А при отсутствии специального основания для признания имущества, приобретенного в браке, личным, такое имущество автоматически относится к совместной собственности супругов и делится между ними в равных долях.

На мой взгляд, спор был бы разрешен иначе, если бы муж доказал, что выигрышный лотерейный билет он получил в подарок (от родственника или друга). Тогда в первоначальном основании приобретения квартиры будет договор дарения, который закон допускает заключать в устной форме.

А получение имущества в браке по договору дарения является однозначным основанием, чтобы признать его личной собственностью супруга и вывести из состава совместного имущества, подлежащего разделу. Но пока официальных решений по таким делам не было, так что неизвестно, какую позицию занял бы суд.

Такие вот неординарные вопросы вызывают лотереи в жизни.

Автор публикации: Сивакова И. В., кандидат юридических наук, автор канала Юридические тонкости

Получить бесплатную консультацию юриста

Со страниц нашего сайта Вы можете бесплатно задать вопрос юристам или адвокатам, заполнив нижерасположенную форму обратной связи и отправив заявку в службу поддержки.

В течение короткого времени (как правило, в течение нескольких минут, если заявка отправлена в рабочие часы и заполнена правильно) с Вами свяжется юрист и посоветует, как лучше всего поступить в той или иной сложившейся ситуации.

Можно не заполнять форму, а сразу позвонить юристам по бесплатным телефонным номерам «горячей» линии:

ООО был заключен договор на распространение лотерейных билетов, по которому ООО является распространителем лотерей. Как в данной ситуации следует выдавать выигрыш? Нужно ли пробивать чек ККМ? В обязательном ли порядке на каждую выплату выигрыша следует выписывать расходный кассовый ордер (далее — РКО)? Можно ли выписать один РКО на все выплаты? Можно ли воспользоваться льготой по НДС (пп. 8.1 п. 3 ст. 149 НК РФ) и не облагать НДС сумму вознаграждения за услуги по распространению лотерейных билетов?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемом случае при оказании услуг населению, связанных с проведением лотереи, в том числе при выплате выигрыша участнику лотереи, организация вправе не применять контрольно-кассовую технику.
На каждую выплату выигрыша из кассы должен оформляться расходный кассовый ордер.
Услуги по проведению лотереи, оказываемые организацией-распространителем, освобождаются от налогообложения НДС на основании пп. 8.1 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Обоснование позиции:

1. Необходимость применения контрольно-кассовой техники и оформление расходного кассового ордера

В соответствии с п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее — Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее — ККТ) применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных этим федеральным законом.
Под расчетами понимается прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей (абзац восемнадцатый ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ).
Исходя из приведенного определения, представители Минфина России приходят к выводу о том, что организации или индивидуальные предприниматели при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей обязаны выдать покупателю (клиенту) кассовый чек или бланк строгой отчетности (письмо Минфина России от 15.06.2017 N 03-01-15/37330).
Вместе с тем частью 8 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ (далее — Закон N 290-ФЗ), которым были внесены изменения в Закон N 54-ФЗ, установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, оказывающих услуги общественного питания), вправе не применять ККТ при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ), до 01.07.2019.
Таким образом, если организация оказывает услуги населению, при расчетах за такие услуги она может не применять ККТ при условии выдачи покупателю (клиенту) бланка строгой отчетности в порядке, предусмотренном нормами Закона N 54-ФЗ в редакции, действовавшей до 15.07.2016 (дата вступления в силу Закона N 290-ФЗ), и Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (утверждено постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359, далее — Положение).
В связи с этим следует отметить, что правила Закона N 54-ФЗ в редакции, действовавшей до 15.07.2016, не включали в понятие «расчеты» выплату денежных средств пользователем ККТ своим покупателям (клиентам) (абзац третий ст. 1, п. 1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 290-ФЗ. Необходимость применения бланков строгой отчетности при расчетах за услуги была обусловлена приемом денежных средств в оплату услуг (п. 20 Положения).
Понятие услуг населению в Законе N 54-ФЗ, в том числе в редакции этого Закона, действовавшей до 15.07.2016, как и в Законе N 290-ФЗ, не раскрывается.
До 01.01.2017 перечень работ и услуг населению определялся в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163. В связи с отменой ОКУН с 01.01.2017 для определения принадлежности той или иной услуги к услугам населению контролирующие органы считают необходимым руководствоваться Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее соответственно — ОКВЭД2 и ОКПД2), которые приняты и введены в действие приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (смотрите, например, письмо Минфина России от 04.09.2017 N 03-01-15/56670).
В новых классификаторах ОКВЭД2 и ОКПД2 услуги населению отдельно не выделены.
В ОКУН содержится позиция «Оплата выигравших лотерейных билетов», обозначенная кодом 103102. Минэкономразвития России подготовило переходные ключи, определяющие соответствие одних общероссийских классификаторов другим (данные ключи размещены на сайте Минэкономразвития России http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/classificators/). В соответствии с ключом перехода ОКУН — ОКПД2 коду 103102 в ОКУН соответствует код 64.19.30.000 «Услуги по посредничеству в денежно-кредитной сфере прочие», не включенные в другие группировки» (в части оказания услуг населению). Отметим, что в ОКУН услуга, которой присвоен код 103102, относится к виду услуг с кодом 103100 «Услуги банков по размещению лотерей». Но из ОКПД не следует, что услуги, обозначенные кодом 64.19.30.000, могут оказывать только банки. Кроме того, в соответствии с п. 8 ст. 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ «О лотереях» (далее — Закон N 138-ФЗ) проведение лотереи определяется как оказание услуг по осуществлению мероприятий, включающих в себя заключение договоров с участниками лотереи, в том числе прием и учет лотерейных ставок, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи. Участником лотереи является лицо, достигшее возраста восемнадцати лет, обладающее правом на участие в розыгрыше призового фонда лотереи на основании заключенного с оператором лотереи договора (п. 11 ст. 2 Закона N 138-ФЗ).
Поскольку в рассматриваемом случае распространитель на основании договора оказывает услуги в том числе по выплате выигрыша физическим лицам, являющимся участниками лотереи, полагаем, что такие услуги могут быть отнесены к услугам населению, в связи с чем распространитель при выплате выигрыша такому участнику вправе не применять ККТ в период до 01.07.2019 (письмо Минфина России от 12.03.2018 N 03-01-15/14988).
В соответствии с пп. 4.1 п. 4, п. 6 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее — Указание N 3210-У) кассовая операция по выдаче наличных денег оформляется расходным кассовым ордером 0310002. Абзац второй п. 4.1 Указания N 3210-У устанавливает, что кассовые документы могут оформляться по окончании проведения кассовых операций на основании фискальных документов, предусмотренных абзацем двадцать седьмым ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ. Вместе с тем абзац двадцать седьмой ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ предусматривает, что фискальным документом являются фискальные данные, представленные по установленным форматам в виде кассового чека, бланка строгой отчетности и (или) иного документа, предусмотренного законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники, на бумажном носителе и (или) в электронной форме, в том числе защищенные фискальным признаком. Абзацем двадцать шестым того же пункта фискальные данные определены как сведения о расчетах, в том числе сведения об организации или индивидуальном предпринимателе, осуществляющих расчеты, о ККТ, применяемой при осуществлении расчетов, и иные сведения, сформированные ККТ или оператором фискальных данных.
Если в рассматриваемом случае распространитель при выплате выигрыша не будет применять ККТ, формирующую фискальные документы, правило абзаца второго п. 4.1 Указания N 3210-У в настоящей ситуации применено быть не может. В этом случае, по нашему мнению, расходный кассовый ордер следует оформлять при каждой выплате из кассы денежных средств в виде выигрыша участнику лотереи.

2. Налог на добавленную стоимость

В соответствии с пп. 8.1 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость (НДС) проведение лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа исполнительной власти, включая оказание услуг по реализации лотерейных билетов.
Поскольку правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, определяет Закон N 138-ФЗ (ст. 1 Закона N 138-ФЗ), а с 30.01.2014 единственным организатором лотерей установлен федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, который проводит лотереи через операторов лотереи посредством заключения с ним контракта (пп. «д» п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 416-ФЗ), под льготу пп. 8.1 п. 3 ст. 149 НК РФ подпадают услуги по проведению всех лотерей, осуществляемых на территории РФ.
Напомним, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организации и проведения лотерей является Минфин России (п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 329).
Отметим, что представители контролирующих органов высказывали различные мнения относительно того, освобождаются ли от налогообложения НДС услуги по проведению лотерей, которые оказываются на основании договоров поручения, комиссии либо агентских договоров, то есть посредниками. Так, в письме ФНС России от 10.10.2011 N АС-3-3/[email protected] содержится вывод о том, что услуги по реализации лотерейных билетов, оказываемые на основе договоров поручения, комиссии либо агентских договоров, под действие нормы пп. 8.1 п. 3 ст. 149 НК РФ не подпадают. Основанием для такого вывода является правило п. 7 ст. 149 НК РФ, согласно которому освобождение от налогообложения в соответствии с положениями этой статьи не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе упомянутых видов договоров.
При этом Минфин России в письме от 11.06.2008 N 03-07-11/225 со ссылкой на нормы Закона N 138-ФЗ высказал иное мнение по этому вопросу.
В более поздних разъяснениях контролирующие органы признавали, что операции по оказанию услуг по реализации лотерейных билетов, оказываемые распространителем лотерейных билетов на основании посреднических договоров, налогообложению НДС не подлежат (смотрите, например, письма Минфина РФ от 12.04.2013 N 03-07-07/12331, ФНС России от 20.06.2013 N ЕД-4-3/[email protected]).
Суды придерживаются аналогичной правовой позиции, отмечая, что в отношении льготы, предусмотренной пп. 8.1 п. 3 ст. 149 НК РФ, нормы НК РФ необходимо применять в совокупности с положениями Закона N 138-ФЗ, который, поставив в цепочку распространения лотерейных билетов посредника в качестве полноправного участника правоотношений, не делает различий между продажей лотерейных билетов организатором лотереи и организацией-посредником (смотрите, в частности, постановления ФАС Северо-Западного округа от 27.05.2013 N Ф07-9087/12, ФАС Западно-Сибирского округа от 18.02.2013 N Ф04-46/13).
В связи с этим мы полагаем, что сумма вознаграждения организации-распространителя за оказание услуг, связанных с распространением лотерейных билетов, при проведении лотереи в соответствии с Законом N 138-ФЗ не облагается НДС, в том числе в случае, если такая организация оказывает услуги на основании посреднического договора (агентского, поручения или комиссии).

Смотрите так же:  Повыситься ли пенсия в 2019 году пенсионерам мвд

Рекомендуем ознакомиться со следующим материалом:
— Энциклопедия решений. Освобождение от НДС операций, связанных с проведением лотерей.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Выигрыш в лотерею — общее имущество супругов?

Имущество, приобретенное супругами во время брака, при разводе подлежит разделу между ними пп. 1, 2 ст. 34, пп. 1— 3 ст. 38 СК РФ . И если брачный договор супруги не заключали, то между ними могут возникать споры относительно раздела, к примеру выигрыша в лотерею.

Является ли выигрыш, полученный одним из супругов в период брака, их общим имуществом?

Многое зависит от того, как приобретался лотерейный билет:

  • он покупался за счет общих денег супругов, то тогда выигрыш — их совместная собственност ь п. 2 ст. 34 СК РФ , а не личное имущество одного из супругов. К последнему относятся лишь подарки, вещи индивидуального пользования, «добрачное» и наследственное имуществ о пп. 1, 2 ст. 36 СК РФ . Подарком (имуществом, полученным по иной безвозмездной сделке) выигрыш не являетс я гл. 58 ГК РФ ;
  • билет был подарен супругу или был куплен им на личные средства (в частности, на подаренные, «добрачные» или унаследованные деньги), то тогда выигрыш — единоличная собственность супруг а п. 1 ст. 36 СК РФ; п. 15 Постановления Пленума ВС от 05.11.98 № 15 . Но только если супруг сможет это доказать. Например, у него будет на руках письменный договор дарения билета или денег на его покупк у подп. 2 п. 1 ст. 161, п. 1 ст. 162 ГК РФ .

Нужно иметь в виду, что выигрыш, как правило, быстро тратится. А при расходовании общих денег одним супругом согласие другого предполагаетс я п. 2 ст. 35 СК РФ . Поэтому при истребовании части выигрыша в случае раздела имущества очень сложно доказать, что выигрыш был потрачен вопреки воле другого супруга и не на нужды семьи, пока она не распалась.

Например, в одном судебном споре жене так и не удалось отсудить половину суммы выигрыша мужа, который он перечислил своей матери-пенсионерке. Суд указал, что дети обязаны содержать своих нетрудоспособных и нуждающихся в помощи родителей, поэтому переведенные матери средства не являются ее неосновательным обогащение м Апелляционное определение ВС Республики Татарстан от 27.07.2015 № 33-10340/2015 .

Все то же самое можно сказать и о других выигрышах, в частности, полученных при игре в казино и на тотализаторе. Тогда, соответственно, важно, на какие (общие или личные) деньги делались ставки. А вот если кто-то из супругов участвовал в бесплатных розыгрышах, то тогда это уже личное имущество того супруга, кому улыбнулась удач а п. 1 ст. 36 СК РФ .

Выиграл в лотерею? Как делить будем?

Помните старый советский фильм «Зигзаг удачи» с Е. Леоновым? Главный герой взял из общей кассы фотоателье деньги, чтобы купить лотерейный билет и выиграл огромную сумму.

Трудовой коллектив поставил вопрос о разделе выигрыша между всеми: вопрос не только философский, но прежде всего юридический.

В наши дни лотереи ничуть не утратили своей популярности, а даже наоборот – ряды желающих испытать удачу активно пополняются.

Периодически новости сообщают сенсации о счастливчиках, которые выиграли баснословные суммы денег, квартиры, загородные дома и т.д.

Но не стоит им завидовать: оказывается, у них тоже есть проблемы. И одна из таких проблем в итоге стала предметом интересного судебного прецедента:

Мужчина выиграл в розыгрыше, проводимом крупным торговым центром в честь своего открытия, главный приз – квартиру. Выигрыш ему передали, собственность на недвижимость была зарегистрирована, как полагается.

Одна существенная деталь: на момент выигрыша мужчина состоял в зарегистрированном браке. Спустя некоторое время семейная жизнь не заладилась, супруги оформили развод и начали делить имущество. Разумеется, в состав этого имущества попала та самая выигранная квартира.

Мнения сторон кардинально расходились. Муж полагал, что выигрыш полностью его, т.к. он исключительно по своей инициативе заполнил купон на участие в розыгрыше, а жена в этом никакого участия не принимала. Кроме того, квартира была получена им в браке по безвозмездной сделке, а следовательно, является его личным имуществом.

Жена, разумеется, заявляла свои права на половину квартиры, поскольку она была приобретена в период официального брака. Брачный договор супруги не заключали.

В итоге суд встал на сторону жены и разделил выигранную квартиру пополам, мотивировав свое решение следующим образом.

Личным имуществом супругов по закону признается имущество, полученное в период брака в дар, по наследству или по другим безвозмездным сделкам. Гражданское законодательство не признает лотерею сделкой, отнеся ее к категории «иных оснований возникновения обязательств» (игры и пари).

Следовательно, выигранная в лотерею квартира не может признаваться приобретенной по безвозмездной сделке. А при отсутствии специального основания для признания имущества, приобретенного в браке, личным, такое имущество автоматически относится к совместной собственности супругов и делится между ними в равных долях.

На мой взгляд, спор был бы разрешен иначе, если бы муж доказал, что выигрышный лотерейный билет он получил в подарок (от родственника или друга).

Тогда в первоначальном основании приобретения квартиры будет договор дарения, который закон допускает заключать в устной форме.

А получение имущества в браке по договору дарения является однозначным основанием, чтобы признать его личной собственностью супруга и вывести из состава совместного имущества, подлежащего разделу.

Но пока официальных решений по таким делам не было, так что неизвестно, какую позицию занял бы суд.

Такие вот неординарные вопросы вызывают лотереи в жизни.

Правовые основы организации и проведения лотереи

Правовое регулирование организации и проведения лотерей предусмотрено следующими нормативными актами:

  • Гражданским кодексом Российской Федерации (далее ГК РФ) часть II глава 58 «Проведение игр и пари»;
  • Федеральным законом от 11 ноября 2003 года №138-ФЗ «О лотереях».

В соответствии со статьей 1063 главы 58 ГК РФ отношения между организаторами лотерей, тотализаторов (взаимных пари) и других основанных на риске игр в Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, лицами, получившими от уполномоченного государственного или муниципального органа право на проведение таких игр в порядке, установленном законом, и участниками игр, основаны на договоре.

В случаях, предусмотренных правилами организации игр, договор между организатором и участником игр оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции или иного документа, а также иным способом.

В предложение о заключении договора должно включать условия о сроке проведения игр и порядке определения выигрыша и его размере.

В случае отказа организатора игр от их проведения в установленный срок, участники игр вправе требовать от их организатора возмещения понесенного из-за отмены игр или переноса их срока реального ущерба.

Лицам, которые в соответствии с условиями проведения лотереи, тотализатора или иных игр признаются выигравшими, должен быть выплачен организатором игр выигрыш в предусмотренных условиями проведения игр размере, форме (денежной или в натуре) и срок, а если срок в этих условиях не указан, не позднее десяти дней с момента определения результатов игр либо в иной срок, установленный законом.

В случае неисполнения организатором игр своих обязанностей участник, выигравший в лотерее, тотализаторе или иных играх, вправе требовать от организатора игр выплаты выигрыша, а также возмещения убытков, причиненных нарушением договора со стороны организатора.

С 1 января 2004 года действует Федеральный закон 11 ноября 2003 года №138-ФЗ «О лотереях» (далее Федеральный закон «О лотереях»). Данный закон определяет правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, в том числе виды и цели проведения лотерей, порядок их организации и проведения на территории Российской Федерации, устанавливает обязательные нормативы лотерей, порядок осуществления контроля за их организацией и проведением, а также ответственность лиц, участвующих в организации и проведении лотерей.

Федеральный закон «О лотереях» дает определение следующим основным понятиям:
лотерея — игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом;
выигрыш — часть призового фонда лотереи, определяемая согласно условиям лотереи, выплачиваемая в денежной форме участнику лотереи, передаваемая (в натуре) в собственность или предоставляемая участнику лотереи, признанному выигравшим в соответствии с условиями лотереи;
призовой фонд лотереи — совокупность денежных средств, иного имущества или услуг, предназначенных для выплаты, передачи или предоставления выигрышей согласно условиям лотереи;
розыгрыш призового фонда лотереи — процедура, которая проводится организатором лотереи или по его поручению оператором лотереи с использованием лотерейного оборудования, которая основана на принципе случайного определения выигрышей и с помощью которой определяются выигравшие участники лотереи и подлежащие выплате, передаче или предоставлению этим участникам выигрыши;
лотерейный билет — документ, удостоверяющий в соответствии с настоящим Федеральным законом право на участие в лотерее и служащий для оформления договорных отношений организатора лотереи с участником лотереи. Лотерейный билет является защищенной от подделок полиграфической продукцией;
организатор лотереи — Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации и получившее в соответствии с настоящим Федеральным законом право на проведение лотереи юридическое лицо. Организатор лотереи проводит лотерею непосредственно или через оператора лотереи посредством заключения с ним договора (контракта) и несет ответственность перед участниками лотереи за исполнение своих обязательств по договору (контракту);
организация лотереи — осуществление мероприятий, связанных с получением права на проведение лотереи;
проведение лотереи — осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи;
оператор лотереи — юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации, заключившее договор (контракт) с организатором лотереи на проведение лотереи от его имени и по его поручению и имеющее соответствующие технические средства;
распространитель лотерейных билетов — лицо, осуществляющее распространение лотерейных билетов среди участников лотереи, прием лотерейных ставок, выплату, передачу или предоставление выигрышей на основании заключенного с организатором лотереи или оператором лотереи договора; участник лотереи — лицо, обладающее правом на участие в розыгрыше призового фонда лотереи на основании заключенного с организатором лотереи договора;
выручка от проведения лотереи — денежные средства, полученные от распространения лотерейных билетов конкретной лотереи;
целевые отчисления от лотереи — часть выручки от проведения лотереи, направляемая на определенные статьями 11, 13 и 14 Федерального закона «О лотереях» цели в порядке, установленном указанными статьями;
лотерейное оборудование — оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами; лотерейная ставка — оплаченная игровая комбинация.

Смотрите так же:  Садовые участки налог

ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ НА ПРОВЕДЕНИЕ ЛОТЕРЕИ

Все лотереи, проводимые на территории Российской Федерации, независимо от их типа, вида и территориального статуса, подлежат государственной регистрации.

Разрешение на проведение лотереи выдается заявителю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления на срок не более чем пять лет на основании заявления о предоставлении указанного разрешения.

Вопрос о выдаче заявителю разрешения на проведение лотереи должен быть рассмотрен соответствующими органами в течение двух месяцев со дня подачи заявления. Не позднее чем через три дня со дня принятия соответствующего решения заявителю направляется уведомление о выдаче разрешения на проведение лотереи или об отказе в выдаче такого разрешения.

Заявление о предоставлении разрешения на проведение лотереи составляется в произвольной форме, при этом в заявлении необходимо указать срок проведения лотереи и вид лотереи. К заявлению о предоставлении разрешения на проведение конкретной лотереи должны прилагаться следующие документы:

  1. условия лотереи;
  2. нормативы распределения выручки от проведения лотереи (в процентах);
  3. макет лотерейного билета (квитанции, иного предусмотренного условиями лотереи документа) с описанием обязательных требований к нему и при необходимости способов защиты лотерейного билета от подделки, а также с описанием нанесенных на него скрытых надписей, рисунков или знаков;
  4. правила идентификации лотерейного билета при выплате, передаче или предоставлении выигрыша;
  5. технико-экономическое обоснование проведения лотереи на весь период ее проведения с указанием источников финансирования расходов на организацию лотереи, проведение лотереи и с расчетом предполагаемой выручки от проведения лотереи;
  6. описание и технические характеристики лотерейного оборудования;
  7. засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов заявителя;
  8. бухгалтерский баланс заявителя по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую подаче заявления о предоставлении разрешения на проведение лотереи;
  9. выданная налоговыми органами справка о наличии или об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов;
  10. порядок учета распространенных и нераспространенных лотерейных билетов;
  11. порядок возврата, хранения, уничтожения или использования в других тиражах нераспространенных лотерейных билетов;
  12. порядок изъятия нераспространенных лотерейных билетов;
  13. порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.

Не допускается требовать от заявителя дополнительные документы, которые не указаны в вышеизложенном перечне. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления вправе принять решение об отказе в выдаче разрешения на проведение лотереи по одному из следующих оснований:

  1. несоответствие документов, представленных заявителем для получения разрешения на проведение лотереи, требованиям Федерального закона «О лотереях»;
  2. представление заявителем недостоверных сведений;
  3. наличие у заявителя задолженности по уплате налогов и сборов;
  4. возбуждение в отношении заявителя арбитражным судом дела о несостоятельности (банкротстве).

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОТЕРЕИ

Условия лотереи утверждаются организатором лотереи.
Условия лотереи включают в себя:

  1. наименование лотереи;
  2. указание на вид лотереи;
  3. цели проведения лотереи (с указанием размера целевых отчислений, а также конкретных мероприятий и объектов);
  4. наименование организатора лотереи с указанием его юридического и почтового адресов, банковских реквизитов, идентификационного номера налогоплательщика и сведений об открытии счетов в кредитной организации;
  5. указание на территорию, на которой проводится лотерея;
  6. сроки проведения лотереи;
  7. описание концепции лотереи;
  8. организационно-технологическое описание лотереи;
  9. права и обязанности участников лотереи;
  10. порядок и сроки получения выигрышей, в том числе по истечении этих сроков, а также сроки проведения экспертизы выигрышных лотерейных билетов;
  11. порядок информирования участников лотереи о правилах участия в лотерее и результатах розыгрыша призового фонда лотереи;
  12. порядок изготовления и реализации лотерейных билетов (порядок определения и регистрации лотерейных ставок);
  13. цены лотерейных билетов (размеры лотерейных ставок);
  14. денежные эквиваленты выигрышей в натуре;
  15. порядок формирования призового фонда лотереи, его размер и планируемую структуру распределения призового фонда лотереи в соответствии с размером выигрышей (в процентах от выручки от проведения лотереи);
  16. порядок проведения розыгрыша призового фонда лотереи, алгоритм определения выигрышей. Организатор лотереи вправе дополнять условия лотереи другой более полно раскрывающей технологию проведения лотереи информацией.

Если необходимо внести изменения в условия лотереи, предусмотренные пунктами 1, 3, 4, 7, 12, 13, 14 организатор лотереи обязан согласовать такие изменения с выдавшими разрешение на проведение лотереи федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления.

Однако, если изменяются условия лотереи, предусмотренные пунктами 2, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 15, 16, тогда организатор лотереи обязан получить новое разрешение на проведение лотереи.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ ЛОТЕРЕИ

К обязательным нормативам лотереи относятся:

  • размер призового фонда лотереи по отношению к выручке от проведения лотереи должен составлять не менее чем 50 процентов, но не более чем 80 процентов;
  • размер целевых отчислений от лотереи, предусмотренный условиями лотереи, должен составлять не менее чем 10 процентов от выручки от проведения лотереи.

ЦЕЛЕВЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ ОТ ЛОТЕРЕИ

Целевые отчисления от лотереи используются для финансирования социально значимых объектов и мероприятий (в том числе мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта, образования, здравоохранения, гражданско-патриотического воспитания, науки, культуры, искусства, включая творчество народов Российской Федерации, туризма, экологическое развитие Российской Федерации), а также осуществления благотворительной деятельности.

Организатор лотереи обязан ежеквартально осуществлять целевые отчисления от лотереи в размере, не менее чем 10 процентов от выручки от проведения лотереи. Напомним, что размер целевых отчислений от лотереи, определяется условиями лотереи.

ПРИЗОВОЙ ФОНД ЛОТЕРЕИ

Призовой фонд лотереи образуется или за счет выручки от проведения лотереи, или за счет организатора стимулирующей лотереи. Стимулирующая лотерея — это лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы (подпункт 2 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О лотереях»).

Призовой фонд лотереи используется исключительно на выплату, передачу или предоставление выигрышей выигравшим участникам лотереи.

Организатору лотереи запрещается обременять призовой фонд лотереи какими-либо обязательствами, за исключением обязательств перед участниками лотереи по выплате, передаче или предоставлению выигрышей, а также использовать средства призового фонда лотереи иначе, чем на выплату, передачу или предоставление выигрышей.

На призовой фонд лотереи не может быть обращено взыскание по иным обязательствам организатора лотереи.

Для выигрышей в натуре должен быть указан денежный эквивалент, предусмотренный условиями лотереи. Указанное требование не распространяется на стимулирующие лотереи.

Призовой фонд тиражной лотереи формируется до проведения тиража.

Порядок учета и хранения призового фонда лотереи должен обеспечивать раздельные учет и хранение призовых фондов любых лотерей, за исключением стимулирующих лотерей.

Средства призового фонда тиражной лотереи должны разыгрываться полностью в пределах тиража, к которому относится этот призовой фонд, за исключением случаев розыгрыша переходящего из тиража в тираж суперприза, по правилам, установленным условиями тиражной лотереи. Иной перенос средств (выигрышей) призового фонда тиражной лотереи из одного тиража в другой тираж не допускается. Условиями тиражной лотереи может предусматриваться перенос части призового фонда тиражной лотереи (суперприза), но не более чем двадцать раз подряд.

Выигрыши, не востребованные в установленный условиями лотереи (за исключением стимулирующей лотереи) срок, в том числе денежные эквиваленты выигрышей в натуре, депонируются на специальном счете и хранятся в течение трех лет, после чего зачисляются в бюджет соответствующего уровня.

УЧАСТИЕ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОВЕДЕНИИ ЛОТЕРЕЙ

Организатор лотереи или оператор лотереи вправе привлекать на договорной основе кредитные организации для распространения лотерейных билетов, хранения призового фонда лотереи и выплаты выигрышей в денежной форме участникам лотереи, а также возврата денежных средств по лотерейным билетам тиражной лотереи, проданным, но не участвовавшим в тиражах тиражной лотереи в связи с прекращением их проведения.

Договор о распространении лотерейных билетов и (или) выплате выигрышей в денежной форме может быть заключен с кредитной организацией независимо от наличия в данной кредитной организации банковских счетов организатора лотереи или оператора лотереи.

В случае распространения лотерейных билетов на основании договора с организатором лотереи или оператором лотереи кредитная организация выступает в качестве поверенного от имени и за счет организатора лотереи или оператора лотереи.

Организатор лотереи или оператор лотереи обязан перечислить на счет кредитной организации необходимые для выплаты выигрышей участникам лотереи денежные средства, передать кредитной организации необходимые документы, в том числе инструкции, в срок, установленный соответствующим договором.

Наименование кредитной организации, осуществляющей выплаты выигрышей участникам лотереи, и условия получения выигрышей в этой кредитной организации доводятся до участников лотереи организатором лотереи или оператором лотереи в том же порядке, в каком публикуются результаты соответствующего тиража.

УВЕДОМЛЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ СТИМУЛИРУЮЩЕЙ ЛОТЕРЕИ

Организациям, которые проводят стимулирующие лотереи (лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи) необходимо обратить внимание, что в соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона «О лотереях», право на проведение такой лотереи возникает в случае, если в соответствующий уполномоченный орган направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи.

В уведомлении о проведении стимулирующей лотереи необходимо указать срок, способ, территорию ее проведения и организатора такой лотереи, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи. К уведомлению прилагаются следующие документы:

  • условия стимулирующей лотереи;
  • описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о сроках проведения стимулирующей лотереи и ее условиях;
  • описание признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь такого товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи;
  • описание способа заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником;
  • описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о досрочном прекращении ее проведения;
  • засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов организатора стимулирующей лотереи;
  • порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.

Уведомление о проведении стимулирующей лотереи должно быть направлено организатором стимулирующей лотереи в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи. Соответствующий уполномоченный орган в течение пятнадцати дней со дня получения такого уведомления имеет право запретить проведение стимулирующей лотереи по одному из следующих оснований:

  • представление неполного комплекта документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом «О лотереях»;
  • несоответствие представленных документов требованиям Федерального закона «О лотереях»;
  • представление недостоверных сведений;
  • наличие у организатора лотереи задолженности по уплате налогов и сборов.

Срок проведения стимулирующей лотереи не может превышать двенадцать месяцев. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ СТИМУЛИРУЮЩЕЙ ЛОТЕРЕИ

Условия стимулирующей лотереи утверждаются организатором стимулирующей лотереи.
Условия стимулирующей лотереи включают в себя:

  • наименование стимулирующей лотереи, если оно имеется;
  • указание на способ проведения стимулирующей лотереи и территорию ее проведения;
  • наименование организатора стимулирующей лотереи с указанием его юридического и почтового адресов, банковских реквизитов, идентификационного номера налогоплательщика и сведений об открытии счетов в кредитной организации;
  • сроки проведения стимулирующей лотереи;
  • права и обязанности участников стимулирующей лотереи;
  • порядок проведения розыгрыша призового фонда стимулирующей лотереи, алгоритм определения выигрышей;
  • порядок и сроки получения выигрышей;
  • порядок информирования участников стимулирующей лотереи об условиях этой лотереи.

ДОГОВОР МЕЖДУ ОРГАНИЗАТОРОМ И УЧАСТНИКОМ СТИМУЛИРУЮЩЕЙ ЛОТЕРЕИ

Договор между организатором и участником стимулирующей лотереи является безвозмездным.

Предложение об участии в стимулирующей лотерее сопровождается изложением условий лотереи, которое размещается на упаковку конкретного товара, или иным способом, позволяющим без специальных знаний установить связь конкретного товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи.

Порядок направления заявки участником стимулирующей лотереи, и порядок приема такой заявки определяются организатором стимулирующей лотереи в условиях стимулирующей лотереи.

Организатор стимулирующей лотереи может обусловить заключение договора на участие в стимулирующей лотерее совершением ее участником определенных действий, предусмотренных условиями такой лотереи.

В случае прекращения проведения стимулирующей лотереи организатор стимулирующей лотереи обязан опубликовать в средствах массовой информации сообщение о прекращении проведения стимулирующей лотереи или иным способом публично уведомить о таком прекращении.

Организатор стимулирующей лотереи обязан провести розыгрыш призового фонда стимулирующей лотереи, предназначенного для выплаты, передачи или предоставления выигрышей, и выплатить, передать или предоставить выигрыши выигравшим участникам стимулирующей лотереи, заключившим договоры на участие в такой лотерее до даты опубликования сообщения о прекращении проведения стимулирующей лотереи или иного публичного уведомления о таком прекращении.

Смотрите так же:  Мед страховка грузия

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ УЧАСТНИКА ЛОТЕРЕИ

Приостановка или досрочное прекращение проведения лотереи не освобождает организатора лотереи от необходимости выплаты, передачи или предоставления выигрышей, в том числе проведения экспертизы выигрышных лотерейных билетов и совершения других необходимых действий.

Организатор лотереи обязан завершить проведение лотереи, в том числе осуществить выплату, передачу или предоставление выигрышей, и совершить другие необходимые действия в отношении тех участников лотереи, с которыми он заключил договор, или вернуть деньги за распространенные лотерейные билеты в случае, если розыгрыш призового фонда лотереи не был проведен.

Участник лотереи вправе требовать от организатора лотереи:

  • получения информации о лотерее в соответствии с условиями лотереи;
  • выплаты, передачи или предоставления выигрыша на основании лотерейного билета, признанного выигравшим в соответствии с условиями лотереи;
  • получения денежного эквивалента выигрыша вместо выигрыша в натуре (за исключением стимулирующей лотереи).

Владелец выигрышного лотерейного билета вправе обратиться в суд в случае задержки выплаты, передачи или предоставления выигрыша либо невыплаты, непередачи или непредоставления выигрыша организатором лотереи.

Организатор лотереи имеет право разглашать персональные данные участника лотереи — владельца выигрышного лотерейного билета только с разрешения такого участника.

Организатор лотереи не вправе предоставлять информацию об участнике лотереи третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В случае приостановления действия разрешения на проведение лотереи или его отзыва (за исключением стимулирующей лотереи) организатор лотереи в срок, установленный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, обязан прекратить распространение лотерейных билетов, проинформировать об этом участников лотереи через средства массовой информации, обеспечить возврат денежных средств по лотерейным билетам тиражной лотереи, проданным, но не участвовавшим в проведении тиражей в связи с прекращением их проведения, и обязан осуществлять при этом выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам тиражной лотереи по ранее проведенным тиражам.

Выплата, передача или предоставление выигрышей осуществляется в соответствии с условиями лотереи. В тиражной лотерее (за исключением стимулирующей лотереи) выплата, передача или предоставление выигрышей должны осуществляться не позднее чем в тридцатидневный срок после проведения соответствующего тиража и продолжаться не менее чем шесть месяцев с момента опубликования в средствах массовой информации результатов данного тиража (розыгрыша призового фонда лотереи). По истечении этого срока претензии по невостребованным выигрышам принимаются в порядке, предусмотренном условиями лотереи.

Выигрыши, не востребованные в установленный условиями лотереи (за исключением стимулирующей лотереи) срок, в том числе денежные эквиваленты выигрышей в натуре, депонируются на специальном счете и хранятся в течение предусмотренного ГК РФ общего срока исковой давности, после чего зачисляются в бюджет соответствующего уровня.

Организатор лотереи в течение пяти лет обязан хранить протоколы тиражных комиссий, документы о выплате, передаче или предоставлении выигрыша, размер которого в соответствии с условиями лотереи обуславливает необходимость проведения экспертизы выигрышного лотерейного билета.

АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА ОРГАНИЗАТОРА ЛОТЕРЕИ И ОПЕРАТОРА ЛОТЕРЕИ

В соответствии с требованиями статьи 23 Федерального закона «О лотереях» ведение бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организатором лотереи и оператором лотереи подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке, которая должна проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об аудиторской деятельности.

Данное требование не распространяется на организатора лотереи, который выступает от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ЛОТЕРЕЯХ»

Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с требованиями статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), проведение лотереи без полученного в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от сорока до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятисот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Несвоевременное перечисление целевых отчислений от лотереи, а также их направление на иные цели, чем те, которые предусмотрены законодательством о лотереях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от одной тысячи до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Отказ в выплате, передаче или предоставлении выигрыша, а также нарушение порядка и (или) сроков выплаты, передачи или предоставления выигрыша, предусмотренных условиями лотереи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.

При этом постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о лотереях не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (статья 4.5 КоАП РФ).

Отзыв выданного организатору лотереи разрешения на проведение лотереи осуществляется на основании решения суда. Соответствующий уполномоченный орган, выдавший разрешение на проведение лотереи вправе обратиться в суд с заявлением об отзыве выданного организатору лотереи разрешения на проведение лотереи в следующих случаях:

  1. представление организатором лотереи в указанный уполномоченный орган неполной или недостоверной информации;
  2. неисполнение организатором лотереи решения указанного уполномоченного органа об устранении организатором лотереи выявленного нарушения в установленный срок;
  3. нецелевое использование средств, полученных от проведения лотереи. Под нецелевым использованием средств понимается направление целевых отчислений от лотереи на цели, не предусмотренные статьей 11 Федерального закона «О лотереях», а также невыплата, непередача или непредоставление выигрыша участнику лотереи;
  4. нарушение организатором лотереи требований Федерального закона «О лотереях» и условий лотереи;
  5. невыполнение обязательных нормативов лотереи, установленных статьей 10 Федерального закона «О лотереях».

Одновременно с подачей заявления в суд федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления вправе приостановить действие разрешения на проведение лотереи до вступления в законную силу решения суда.

Решения о приостановлении действия разрешения на проведение лотереи и о направлении в суд заявления об отзыве указанного разрешения направляются организатору лотереи в письменной форме с мотивированным обоснованием таких решений не позднее чем через три дня со дня их принятия.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ, КОТОРЫЕ ЗАНИМАЮТСЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ПРОВЕДЕНИЕМ ЛОТЕРЕЙ

В настоящее время для организации и проведения лотереи, а также для реализации лотерейных билетов не требуется специальной лицензии, так как данные виды деятельности не указаны в перечне видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Напомним, что перечень видов деятельности, на осуществлении которых требуется лицензия, установлен статьей 17 Федерального закона №128-ФЗ от 8 августа 2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности».

ПОСТАНОВКА НА УЧЕТ В КОМИТЕТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 года №28 «Об утверждении положения о постановке на учет в комитете Российской Федерации по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы» (далее Положение №28).

В соответствии с данным документом постановке на учет подлежат следующие организации: а) лизинговые компании;
б) ломбарды;
в) организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также проводящие лотереи и иные игры, в которых организатор разыгрывает призовой фонд между участниками, в том числе в электронной форме;
г) организации, осуществляющие скупку, куплю — продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них и лома таких изделий.

Постановка на учет организации осуществляется в течение 30 дней с даты ее государственной регистрации.

Для постановки на учет организация представляет в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу следующие документы:

  • заявление о постановке на учет (в произвольной форме), подписанное руководителем и заверенное печатью организации;
  • карта постановки на учет по форме, утвержденной Комитетом Российской Федерации по финансовому мониторингу (далее КФМ РФ).

Приказом КФМ РФ от 31 января 2003 года №9 «Об утверждении формы карты постановки на учет в КФМ России организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы» утверждена форма карты постановки на учет в КФМ РФ организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы.

Вышеуказанные документы могут быть представлены в КФМ РФ представителем организации или направлены заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. По просьбе представителя организации на копии заявления ставится отметка о принятии документов и дата их представления.

КФМ РФ может отказать в постановке организации на учет в случае представления документов, оформленных ненадлежащим образом.

КФМ РФ принимает решение о постановке либо отказе в постановке организации на учет в срок, не превышающий 10 дней с даты представления документов, указанных в пункте 4 Положения №28.

Уведомление о принятии соответствующего решения вручается представителю организации под расписку или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Организация после устранения причин, по которым ей было отказано в постановке на учет, в течение 5 дней после получения уведомления об отказе вновь представляет документы в КФМ РФ.

В случае ликвидации организации или изменения профиля ее деятельности организация направляет в КФМ РФ заявление (в произвольной форме) о снятии ее с учета, подписанное руководителем и заверенное печатью организации.

В случае изменения сведений, содержащихся в карте постановки на учет, организация в течение 5 дней сообщает о них в КФМ РФ.

Руководитель организации несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение Положения №28.

Работники Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу обеспечивают сохранность составляющих служебную, банковскую, налоговую или коммерческую тайну сведений, ставших им известными при постановке организации на учет, и несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение этих сведений.

РАЗРАБОТКА И СОГЛАСОВАНИЕ ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

Приказом КФМ РФ от 7 февраля 2003 года №15 утверждено Положение о согласовании правил внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы».

Представлению на согласование в КФМ России подлежат правила внутреннего контроля организаций, которые проводят лотереи, в которых организатор разыгрывает призовой фонд между участниками.

Правила внутреннего контроля организации разрабатываются с учетом Рекомендаций, утвержденных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2002 года №983-р «Об утверждении рекомендаций по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Эти правила предоставляются в КФМ РФ в двух экземплярах, каждый из которых должен быть пронумерован постранично, прошит, утвержден руководителем и скреплен печатью организации, в течение 5 дней с даты их утверждения с заявлением о согласовании (в произвольной форме), подписанным руководителем и заверенным печатью организации (с указанием ИНН организации).

КФМ РФ рассматривает правила внутреннего контроля организации, устанавливает их соответствие законодательству Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и принимает решение о согласовании либо несогласовании (отказе в согласовании) правил внутреннего контроля организации в срок, не превышающий 15 дней с даты их получения.

Уведомление о согласовании правил внутреннего контроля направляется в организацию заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. К уведомлению прилагается один экземпляр правил внутреннего контроля организации с отметкой о согласовании, заверенной печатью КФМ РФ.

В случае несогласования (отказа в согласовании) КФМ РФ правил внутреннего контроля в организацию направляется уведомление с мотивированным отказом.

Уведомления о согласовании либо несогласовании (отказе в согласовании) оформляются на официальном бланке КФМ РФ и подписываются Председателем КФМ РФ либо его заместителями.

После устранения причин несогласования (отказа в согласовании) правил внутреннего контроля, указанных в уведомлении КФМ РФ, правила внутреннего контроля вновь представляются на согласование в КФМ РФ.

В случае внесения изменений и (или) дополнений в Рекомендации по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденные Правительством Российской Федерации, правила внутреннего контроля организации после внесения в них соответствующих изменений и (или) дополнений и утверждения руководителем организации представляются на согласование в КФМ РФ в порядке, определенном данным Положением.