Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ
«Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

28 октября 2003 г., 22 августа, 20 декабря 2004 г., 24 июля, 3 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 11 июля, 21 ноября 2011 г., 2 июля 2013 г., 13 июля 2015 г., 2 июня 2016 г., 29 июля 2017 г.

Принят Государственной Думой 26 апреля 2002 года

Одобрен Советом Федерации 15 мая 2002 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Законом определяются правовые основы деятельности адвокатуры, взаимодействия органов самоуправления адвокатов с государственными органами, должностными лицами и гражданами, гарантируются их независимость как профессиональных некоммерческих организаций.

Основными новеллами являются нормативное определение адвокатской деятельности и адвокатуры; гарантии независимости адвоката и гарантии адвокатской деятельности; расширение прав адвоката при оказании юридической помощи, предоставление ему возможности самостоятельно собирать необходимые сведения и предметы, которые могут быть признаны доказательствами в соответствии с законодательством РФ; регламентация условий приобретения, приостановления и прекращения статуса адвоката; признание права адвоката на выбор формы организации: осуществлять свою профессиональную деятельность индивидуально, открывая адвокатский кабинет, либо в составе некоммерческих организаций (адвокатских бюро); расширение возможностей граждан РФ получать бесплатную юридическую помощь; определение органов адвокатского самоуправления и их основных функций.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2002 года, за исключением положения об обязанности адвоката осуществлять страхование риска своей профессиональной имущественной ответственности, которое вступает в силу с 1 января 2007 года.

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 5 июня 2002 г. N 100, в «Парламентской газете» от 5 июня 2002 г. N 104, в Собрании законодательства Российской Федерации от 10 июня 2002 г. N 23 ст. 2102

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2002 г., за исключением подпункта 6 пункта 1 статьи 7, который вступает в силу с 1 января 2007 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 269-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.

Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 268-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 326-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 января 2012 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2007 г. N 320-ФЗ

Действие подпункта 6 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона приостановлено до дня вступления в силу федерального закона, регулирующего вопросы обязательного страхования профессиональной ответственности адвокатов

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 163-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования, за исключением подпункта «в» пункта 15 статьи 1 названного Федерального закона

Подпункт «в» пункта 15 статьи 1 названного Федерального закона вступает в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 28 октября 2003 г. N 134-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Прокуратура Белгородской области

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах и учреждениях прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

308024, г. Белгород,
ул. Горького, 56-а

Телефоны:
8 (4722) 52-14-22
8 (4722) 52-20-40
8 (4722) 52-14-20
8 (4722) 52-55-08
8 (4722) 52-39-98

Внесены изменения в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

Федеральным законом от 02.06.2016 № 160-ФЗ Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Закон) дополнен статьей 6.1, которой введено понятие «адвокатский запрос», установлены сроки его исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, указываются основания для отказа в предоставлении адвокату запрошенных сведений.

Адвокатский запрос это — официальное обращение о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном настоящим Законом, по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам.

Принятыми изменениями также уточнен порядок присвоения претенденту статуса адвоката и выдачи ему соответствующего удостоверения, которое, в частности, подтверждает право беспрепятственного доступа адвоката в здания районных судов и районных прокуратур (статья 15 Закона).

Статус адвоката может быть прекращен в случаях незаконного использования и (или) разглашения им информации, связанной с оказанием помощи доверителю, либо систематического несоблюдения установленных требований к адвокатскому запросу.

Изменение, внесенное в статью 21 Закона, предусматривает, что правом учредить адвокатский кабинет может воспользоваться адвокат, чей стаж адвокатской деятельности составляет не менее пяти лет. Среди учредителей коллегии адвокатов также должно быть не менее двух адвокатов со стажем не менее пяти лет.

Согласно принятым поправкам уточнены полномочия Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации по отмене незаконных решений адвокатских палат субъектов Российской Федерации, а также по обращению в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов членов адвокатского сообщества.

Президент Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации наделен правом возбуждать в случаях, предусмотренных Законом, дисциплинарное производство в отношении адвоката.

В Закон введена норма, в соответствии с которой учреждается комиссия по этике и стандартам, определены цели и задачи этой комиссии.

Кроме того, в статьи 5.39 и 13.14 КоАП РФ внесены изменения, в соответствии с которыми установлена ответственность за неправомерный отказ в связи с поступившим адвокатским запросом в предоставлении адвокату предусмотренной федеральными законами информации либо предоставление заведомо недостоверной информации.

Предусмотрено также, что адвокаты, разгласившие информацию, доступ к которой ограничен федеральным законом, несут ответственность как должностные лица.

Закон об адвокатуре

Адвокатская деятельность на территории РФ регулируется соответствующим Федеральным законом. Его принятие призвано регламентировать все основные аспекты, связанные с данным направлением юриспруденции. ФЗ “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации” под номером 63 призван учесть все аспекты данного вопроса и стать той правовой базой, на которую опирается не только деятельность адвокатов, но и сопутствующее законодательство.

Описание закона

ФЗ 63 “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ” был принят 26 апреля 2002, вступил в силу 1 июля того же года. По структуре закон подразделяется на следующие главы:

  • общие положения, определяющие основные понятия и термины;
  • права и обязанности адвоката, сохранение тайны;
  • статус адвоката, порядок вступления в должность, гарантии, процедура прекращения статуса;
  • организация адвокатской деятельности, структура и подчиненность, оказание адвокатских услуг;
  • отдельные переходные положения, призванные обеспечить переход к новой структуре.

Положения ФЗ 63 определяют место адвокатуры в правовой системе РФ и регулируют аспекты, связанные с деятельностью адвокатов. Представленное краткое содержание закона позволяет наглядно определить нужные для рассмотрения вопросы. С момента принятия закона актуальность отдельных положений постоянно дорабатывается. Последние изменения были введены в июне 2016 года.

Скачать текст закона

Скачать федеральный закон “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации” под номером 63 можно по следующей ссылке.

Представленная версия содержит все актуальные изменения и поправки. Последняя редакция закона необходима для изучения организации адвокатской деятельности, ее роли в юриспруденции и правовой связи с иными законодательными актами.

Последние изменения в Законе об адвокатуре

Последние изменения в ФЗ 63 были внесены 2 июня 2016 года. Основные поправки коснулись формулировок отдельных частей. В отдельные статьи были введены дополнительные части и абзацы, учитывающие актуальные требования законодательства.

Последние изменения в ФЗ 63 расширили полномочия адвоката. Отдельные эксперты полагают, что адвокатский статус выравнивается с положением государственного или муниципального работника. Внесенные поправки можно структурировать по следующим аспектам:

  • введено понятие адвокатского запроса и ответственность за непредставление запрашиваемых сведений;
  • повысилось значение адвокатского удостоверения;
  • введено дополнительное основание для прекращения статуса адвоката — разглашение или иное незаконное использование сведений;
  • введен минимальный стаж для открытия собственного кабинета или коллегии;
  • поправки в Закон об адвокатуре определили обязательность уплаты страховых взносов вне зависимости от наличия заработка;
  • утверждение права Президента ФПА возбуждать дисциплинарное слушание;
  • организуется комиссия по этике и стандартам, призванная регулировать и контролировать деятельность адвокатуры.

Актуальные поправки следует рассмотреть на примере отдельных статей. Ст 6 ФЗ “Об адвокатской деятельности и об адвокатуре РФ” регламентирует полномочия адвокатов. Последние изменения 2016 года по адвокатуре коснулись подпункта 1 п 3 ст 6. Предписывается возможность собирать нужную информацию и обязанность соответствующих органов предоставлять запрашиваемые сведения.

Ст 7 ФЗ 63 об адвокатуре по последним поправкам 2016 года претерпела следующие изменения:

  • подпункт 3 первого пункта был представлен в новой редакции;
  • в 5 подпункте были исключены слова “за счет получаемого вознаграждения”.

Ст 8 ФЗ 63 регулирует понятие адвокатской тайны. К таковой относится любая информация, полученная в ходе исполнения юридических обязанностей. Изменения в данную статью не вносились с момента публикации Закона об адвокатуре.

Ст 25 ФЗ 63 также претерпела определенные изменения в 2016 году:

  • была скорректирована формулировка первого абзаца на “7. Адвокат осуществляет профессиональные расходы на:”;
  • в пункте 10 слова “в гражданском” были дополнены уточнением “или административном”.

Статья 25 Закона об адвокатуре регулирует правовые аспекты, связанные с заключением соглашения об оказании юридической помощи. Поправки в данное положение вносятся регулярно с целью оптимизировать взаимодействие адвоката и доверителя. Основной приоритет делается на обеспечение гарантий и прав обеих сторон.

Смотрите так же:  Пособия на погребение инвалида 2 группы

Отдельно следует указать на статью 37.1 Закона об адвокатуре. Она введена поправками 2016 года и регламентирует создание и деятельность комиссии по этике и стандартам. Закон об адвокатуре в данном положении определяет следующие аспекты:

  • дает определение данного органа;
  • регламентирует порядок и организацию комиссии;
  • предписывает организацию и представительство, определяет председателя;
  • регулирует назначение комиссии и сферу ее деятельности.

Эксперты указывают, что именно данное нововведение в Закон об адвокатуре приближает юридическую деятельность адвоката к работе государственного или муниципального служащего.

О порядке информирования о своей адвокатской деятельности. Январь 2017 г.

Разъяснение о порядке информирования адвокатами и адвокатскими образованиями Адвокатской палаты Ростовской области о своей адвокатской деятельности

Утверждено Решением Совета АП РО

(протокол от 27.01.2017 года № 2)

Настоящее Разъяснение разработано Научно-методическим советом Адвокатской палаты Ростовской области во исполнение требований Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Кодекса профессиональной этики адвокатов, принятого первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 года.

Настоящее Разъяснение регулирует размещение адвокатами и адвокатскими образованиями Адвокатской палаты Ростовской области информации о своей адвокатской деятельности.

Действие настоящего Разъяснения распространяется на всех адвокатов, внесенных в реестр адвокатов Ростовской области.

Необходимость Разъяснения о порядке информирования об адвокатской деятельности вызвано тем, что в Совет Адвокатской палаты Ростовской области стали систематически поступать сведения о размещении некоторыми адвокатами и адвокатскими образованиями на территории города Ростова-на-Дону и Ростовской области рекламных объявлений о предоставляемых ими юридических услугах путем расклеивания данных объявлений на стенах, входных дверях зданий, заборах, мусоропроводах, мусорных бачках и так далее.

Проанализировав Положения Конституционного Суда Российской Федерации, Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 года № 38-ФЗ, Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31.05.2002 года № 63-ФЗ, Кодекс профессиональной деятельности адвоката, а также действующее законодательство Российской Федерации, Научно-методический Совет Адвокатской палаты Ростовской области пришел к выводу: реклама и адвокатская деятельность являются несовместимыми категориями.

Согласно действующему законодательству РФ «реклама» адвокатской деятельности недопустима по следующим основаниям.

Необходимо учитывать мировой опыт регулирования отношений, связанных с рекламой адвокатской деятельности. Согласно п. 2.6.1. Общего кодекса правил для адвокатов стран Европейского сообщества, адвокат не должен заниматься саморекламой или стремиться к широкой известности, если это признается недопустимым. Правила адвокатской этики Международного союза (содружества) адвокатов предусматривают: «Навязывание клиенту своих услуг и самореклама не соответствуют этическим правилам адвокатской профессии» (п. 1.8).

Определение предпринимательской деятельности

Согласно статье 2 ГК РФ «. Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. ».

Согласно извлечению из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.2004 года №3-П: «. Предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой — систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. ».

Определение адвокатской деятельности

В силу прямого указания пункта 2 статьи 1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31.05.2002 года № 63-ФЗ адвокатская деятельность не является предпринимательской, поэтому понятие «реклама» к адвокатской деятельности не применимо.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Как особый институт гражданского общества, адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.

Конституционный Суд РФ неоднократно подчеркивал, что адвокатура, с одной стороны, как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления (Определение КС РФ от 01.03.2007 года № 293-О-О), а с другой, оказывает гражданам и иным лицам квалифицированную юридическую помощь, гарантированную статьей 48 Конституции РФ (Определение КС РФ от 15.05.2007 года № 364-О-О).

В связи с тем, Конституция РФ возложила на адвокатуру обязанность по оказанию квалифицированной юридической помощи (статья 48 Конституции РФ), государство должно обеспечить гарантии независимости адвокатуры и содействовать ее функционированию (часть 3 статьи 3 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ»). В то же время, такой особый правовой статус накладывает серьезные ограничения и на самого адвоката, как в профессиональном, так и личном плане, что в полной мере проявляется и в вопросе о возможности «рекламы» деятельности адвоката.

Кроме того , согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту — ФЗ «О рекламе») реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В то же время под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Следовательно, любая реклама является информацией, но не любая информация является рекламой. Указанные понятия соотносятся как родовое и видовое, при котором родовым понятием выступает «информация».

Информация об адвокатах, адвокатских образованиях и осуществляемой ими деятельности не может быть признана рекламой исходя из следующего.

Отличительной чертой рекламы является только та информация, которая связана с осуществлением предпринимательской деятельности.

Согласно статье 1 ФЗ «О рекламе» целями указанного Закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

К хозяйствующим субъектам Федеральный закон от 26.07.2006 года № 135-ФЗ относит коммерческую организацию, некоммерческую организацию, осуществляющую деятельность, приносящую ей доход, индивидуального предпринимателя, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (пункт 5 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции»).

При этом в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 03.12.2013 года № 9122/13 по делу № А53-25904/2012 изложена правовая позиция, согласно которой адвокаты не являются хозяйствующими субъектами по смыслу пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, поскольку не соответствуют установленным в данной норме критериям, т.к. внесение сведений об адвокате в региональный реестр адвокатов и выдача ему удостоверения осуществляются уже после приобретения субъектом статуса адвоката и права на осуществление адвокатской деятельности, вследствие чего в отличие от лицензии не имеют правообразующего значения и не рассматриваются законодателем в качестве основания осуществления адвокатской деятельности, являясь процедурой учета, а не регистрации. Суд также сослался на статью 1 Федерального закона от 31.05.2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», согласно которой адвокаты оказывают не услуги, а квалифицированную юридическую помощь и их деятельность не является предпринимательской, и указал, что понятие «квалифицированная юридическая помощь» связано с частью 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, а в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно, то есть имеет конституционное наполнение.

Защита прав потребителей регулируется Законом РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» в отношениях, возникающих между гражданами, имеющими намерение заказать или приобрести либо заказывающими, приобретающими или использующими товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и исполнителями указанных услуг. При этом под исполнителями в указанном Законе понимаются организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору (преамбула Закона).

Таким образом, деятельность адвокатов и адвокатских образований не подпадает под цели регулирования ФЗ «О рекламе», поскольку не связана с конкуренцией на рынках и потребительскими отношениями. В силу чего, информирование адвокатами и адвокатскими образованиями о своей деятельности не относится к отношениям, регулируемым указанным Законом.

Более того, согласно подпунктам 5 и 6 части 2 статьи 2 ФЗ «О рекламе» указанный Федеральный закон не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера; объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Поскольку адвокаты и адвокатские образования не признаются осуществляющими предпринимательскую деятельность при оказании квалифицированной юридической помощи (осуществлении адвокатской деятельности), то размещение ими объявлений, связанных с указанной деятельностью, равно как и вывесок и указателей, информирующих о данных лицах, не подпадает под регулирование законодательства РФ о рекламе.

При размещении информации адвокатом должны быть соблюдены предусмотренные законодательством требования к ее содержанию и форме.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Кодекса профессиональной этики адвоката информация об адвокате и адвокатском образовании допустима, если она не содержит:

1) оценочных характеристик адвоката;

2) отзывов других лиц о работе адвоката;

3) сравнений с другими адвокатами и критики других адвокатов;

4) заявлений, намеков, двусмысленностей, которые могут ввести в заблуждение потенциальных доверителей или вызывать у них безосновательные надежды.

Анализ приведенных положений пункта 1 статьи 17 Кодекса профессиональной этики адвоката позволяет выявить неопределенность его содержания, поскольку, не ясно идет ли в нем речь исключительно о конкретном адвокате и адвокатском образовании либо данный пункт распространяется и на любое, в том числе и обезличенное, упоминание о них (например, в объявлениях о предоставлении услуг путем указания на профессию – «адвокат» и номера телефона).

При размещении информации следует учитывать позицию Совета ФПА РФ, выработанную им в Рекомендациях адвокатам по взаимодействию со средствами массовой информации, утвержденных Советом ФПА РФ от 21.06.2010 года. Согласно пункту 7.1 Рекомендаций адвокатам следует воздерживаться от размещения информации о себе на платной основе, независимо от того связана ли такая информация с его профессиональной деятельностью или нет. Исключение составляют случаи размещения справочной информации. В силу пункта 7.2 указанных Рекомендаций информирование о деятельности адвоката и организации, в которой он состоит, допускается в справочных и информационных изданиях, на официальных интернет-сайтах. Информация должна содержать указание на фамилию, имя и отчество адвоката, наименование адвокатского образования, в котором он состоит, реестровый номер и наименование адвокатской палаты. Распространение анонимной информации об адвокате не допускается.

Смотрите так же:  Как оформить подиум своими руками

Изложенное свидетельствует о том, что Совет ФПА РФ ограничивает толкования положений пункта 1 статьи 17 Кодекса профессиональной этики адвоката и исключает возможность распространения адвокатом обезличенной информации о нем и какие виды юридической помощи он оказывает, поскольку отсутствие указания на ФИО адвоката, его реестрового номера, принадлежность к адвокатскому образованию и так далее означает анонимность соответствующих сведений. В результате, адвокаты не вправе подавать объявления в СМИ о видах юридической помощи либо размещать такую информацию любым иным способом, если такие объявления или информация не содержат ссылки на личные данные адвоката в виде ФИО, реестрового номера, адвокатского образования и адвокатской палаты субъекта РФ.

Форма подачи информации об адвокате или адвокатском образовании должна соответствовать положениям пункт 1 статьи 4 Кодекса профессиональной этики адвоката, в соответствии с которыми адвокаты при всех обстоятельствах должны сохранять честь и достоинство, присущие их профессии. Кроме того, в силу пункт 4 статьи 4 Кодекса профессиональной этики адвоката в тех случаях, когда вопросы профессиональной этики адвоката не урегулированы законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре или Кодекса профессиональной этики адвоката, адвокат обязан соблюдать сложившиеся в адвокатуре обычаи и традиции, соответствующие общим принципам нравственности в обществе.

Адвокат вправе информировать общественность о себе и своих видах юридической помощи исключительно путем сообщения информации, предусмотренной статьей 17 Кодекса профессиональной этики адвоката, указав в ней в обязательном порядке свои фамилию, имя, отчество, реестровый номер и наименования адвокатского образования и адвокатской палаты субъекта РФ.

Адвокаты и адвокатские образования Адвокатской палаты Ростовской области не вправе размещать следующую информацию, а именно:

  • сведения, составляющие адвокатскую тайну, если не было получено предварительное письменное согласие доверителя на их распространение;
  • ссылку на предыдущий опыт работы адвоката в правоохранительных или судебных органах, так как это может ввести в заблуждение потенциальных доверителей или вызывать у них безосновательные надежды на достижение желаемого результата, а также создающую предпосылки для коррупционной деятельности;
  • сведения, содержащие намек на гарантию результата работы «выигрыша дела» адвоката в случае обращения к нему потенциальных доверителей за оказанием правовой помощи (например, «Не платит страховая? — Заплатит!», «Завысили кадастровую стоимость? — Снизят!» и т.п.), поскольку указанная информация носит характер предопределенности результата, который от адвоката в полной мере не зависит. Таким образом, потенциальные доверители вводятся в заблуждение и у них могут возникнуть безосновательные надежды (что прямо подпадает под запрет, установленный подпункт 4 пункта 1 статьи 17 Кодекса профессиональной этики адвоката);
  • сравнение себя с другими адвокатами или лицами, оказывающими юридические услуги, в частности, путем употребления слов «лучший», «превосходный», «опытнейший», а также иных слов и выражений, содержащих оценочные характеристики адвоката (адвокатского образования);
  • распространение анонимной информации об адвокате (адвокатском образовании) или осуществляемой ими деятельности без идентификации конкретного адвоката;
  • указание недостоверной информации о месте нахождения (адресе) адвоката (адвокатского образования или способах связи с ним (телефон, факс, электронная почта, сайт и т.п.);
  • указание в распространяемой информации на сайт, а) используемый не только адвокатом (адвокатским образованием), но и иными лицами, или б) рекламирующий указанных лиц и их услуги, или в) содержащий информацию не только об адвокатской деятельности адвоката (адвокатского образования), но и об иных товарах, работах, услугах;
  • распространение недостоверной или неполной информации, способной ввести потенциальных доверителей в заблуждение относительно имеющихся у адвоката (адвокатского образования) наград, почетных грамот, медалей, орденов, иных знаков отличия или ученых степеней (званий);
  • размещать информацию посредством расклеивания объявлений на балконах, стенах, окнах, дверях и лифтах различных зданий и сооружений, на транспортных средствах, транспортных остановка, заборах, мусоропроводах и мусорных жбанах, а также распространения листовок, рекламных предложений, визиток, открыток, помещая их в почтовые ящики потенциальных доверителей, в том числе и с использованием механизма «спам-почты»;
  • иные сведения, не отвечающие критериям пункта 1 статьи 17 Кодекса профессиональной этики адвоката.

Информирование об адвокатской деятельности не должно принижать достоинство и авторитет адвокатского сообщества. Информирование об адвокатской юридической помощи ни при каких обстоятельствах не может быть основано на сравнении одного адвоката (адвокатского образования) с другим.

Невыполнение адвокатом условий настоящего Разъяснения может повлечь дисциплинарную ответственность.

Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

ОБ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДВОКАТУРЕ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят
Государственной Думой
26 апреля 2002 года

Одобрен
Советом Федерации
15 мая 2002 года

Список изменяющих документов
(в ред. Федеральных законов от 28.10.2003 N 134-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 20.12.2004 N 163-ФЗ,
от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,
от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 21.11.2011 N 326-ФЗ,
от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 13.07.2015 N 268-ФЗ,
от 02.06.2016 N 160-ФЗ, от 29.07.2017 N 269-ФЗ,
с изм., внесенными Федеральным законом от 03.12.2007 N 320-ФЗ)

ПРОЕКТ Федерального закона № 469485-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

Документ предоставлен КонсультантПлюс

Проект
N 469485-7

Внесен членами
Совета Федерации
А.А. Клишасом, Л.Н. Боковой,
депутатами Государственной Думы
А.Б. Выборным, Д.Ф. Вяткиным

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«ОБ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДВОКАТУРЕ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Внести в Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 23, ст. 2102; 2004, N 52, ст. 5267; 2007, N 31, ст. 4011; 2011, N 48, ст. 6727; 2016, N 23, ст. 3284) следующие изменения:
1) В статье 15:
а) абзац второй пункта 3 изложить в следующей редакции:
«Лицо, статус адвоката которого прекращен, и адвокат, статус которого приостановлен, после принятия соответствующего решения советом адвокатской палаты обязаны сдать свои удостоверения в территориальный орган юстиции, который выдал данные удостоверения.»;
б) абзацы первый и второй пункта 5 изложить в следующей редакции:
«5. Адвокат, имеющий стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет и принявший решение об изменении членства в адвокатской палате одного субъекта Российской Федерации на членство в адвокатской палате другого субъекта Российской Федерации, уведомляет об этом заказным письмом совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации (далее также — совет адвокатской палаты, совет), членом которой он является. Адвокат, имеющий стаж адвокатской деятельности менее пяти лет, вправе изменить членство в адвокатской палате на основании решения совета адвокатской палаты, членом которой он является, предварительно согласованного с Федеральной палатой адвокатов в порядке, установленном советом Федеральной палаты адвокатов.
Об указанных в настоящем пункте решениях совет уведомляет территориальный орган юстиции в десятидневный срок со дня получения уведомления адвоката или принятия решения советом соответственно. В случае наличия у адвоката задолженности по отчислениям перед адвокатской палатой совет вправе не направлять указанное уведомление до полного погашения адвокатом суммы задолженности.»;
2) статью 16 изложить в следующей редакции:

«Статья 16. Приостановление статуса адвоката

1. Статус адвоката приостанавливается по следующим основаниям:
1) избрание (назначение) адвоката в орган государственной власти или орган местного самоуправления на период работы на постоянной основе;
2) неспособность адвоката более шести месяцев исполнять свои профессиональные обязанности;
3) призыв адвоката на военную службу;
4) признание адвоката безвестно отсутствующим в установленном федеральным законом порядке;
5) подача адвокатом личного заявления о приостановлении статуса адвоката в совет адвокатской палаты.
2. В случае принятия судом решения о применении к адвокату принудительных мер медицинского характера суд может рассмотреть вопрос о приостановлении статуса данного адвоката.
3. Приостановление статуса адвоката влечет за собой приостановление действия в отношении данного адвоката гарантий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, за исключением гарантий, предусмотренных пунктом 2 статьи 18 настоящего Федерального закона.
На адвоката, статус которого приостановлен, распространяется действие кодекса профессиональной этики адвоката.
3.1. Адвокат, статус которого приостановлен, не вправе осуществлять адвокатскую деятельность, а также занимать выборные должности в органах адвокатской палаты или Федеральной палаты адвокатов. Нарушение положений настоящего пункта влечет за собой прекращение статуса адвоката.
4. Решение о приостановлении статуса адвоката принимает совет адвокатской палаты того субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об этом адвокате.
5. После прекращения действия оснований, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, статус адвоката возобновляется по решению совета, принявшего решение о приостановлении статуса адвоката, на основании личного заявления адвоката, статус которого был приостановлен.
Статус адвоката, приостановленный по основанию, предусмотренному подпунктом 5 пункта 1 настоящей статьи, возобновляется по решению совета на основании личного заявления адвоката не ранее чем через шесть месяцев после принятия указанным советом решения о приостановлении статуса адвоката.
5.1. Решение совета адвокатской палаты о приостановлении статуса адвоката или об отказе в возобновлении статуса адвоката может быть обжаловано в суд.
6. Совет адвокатской палаты в десятидневный срок со дня принятия им решения о приостановлении либо возобновлении статуса адвоката уведомляет об этом в письменной форме территориальный орган юстиции для внесения соответствующих сведений в региональный реестр, а также адвоката, статус которого приостановлен или возобновлен, за исключением случая приостановления статуса адвоката по основанию, предусмотренному подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, и адвокатское образование, в котором данное лицо осуществляло адвокатскую деятельность.
Территориальный орган юстиции в 10-дневный срок со дня получения указанного уведомления вносит сведения о приостановлении либо возобновлении статуса адвоката в региональный реестр.»;

3) второе предложение пункта 1 статьи 22 исключить;
4) статью 23 изложить в следующей редакции:

«Статья 23. Адвокатское бюро

1. Два и более адвоката вправе учредить адвокатское бюро.
Адвокаты — участники адвокатского бюро совместно осуществляют адвокатскую деятельность.
2. К отношениям, возникающим в связи с учреждением и деятельностью адвокатского бюро, применяются правила статьи 22 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Основной целью деятельности адвокатского бюро является обеспечение адвокатской деятельности его участников.
2.1. Уставом может быть предусмотрено образование коллегиального органа бюро, контролирующего деятельность исполнительных органов бюро и выполняющего иные функции, возложенные на него уставом, а также порядок распределения имущества бюро в случае его ликвидации.
3. Адвокаты, перед тем как учредить адвокатское бюро, заключают между собой партнерский договор, определяющий порядок и условия соединения адвокатами своих усилий для оказания юридической помощи от имени всех партнеров. Все адвокаты, заключившие партнерский договор и присоединившиеся к нему впоследствии, являются участниками адвокатского бюро.
Партнерский договор не предоставляется для государственной регистрации адвокатского бюро.
4. В партнерском договоре указываются:
1) срок действия партнерского договора;
2) порядок принятия партнерами решений;
2.1) компетенция и порядок принятия решений общего собрания партнеров как высшего органа партнерства. Партнерским договором может быть предусмотрена принадлежность каждому из партнеров равного либо различного количества голосов при принятии решений общего собрания партнеров;
2.2) порядок формирования, состав, компетенция и порядок принятия решений иных органов адвокатского бюро;
3) порядок избрания управляющего партнера и его компетенция;
3.1) порядок приема, приостановления участия в адвокатском бюро и исключения из числа партнеров;
3.2) порядок распределения вознаграждения, полученного партнерами в связи с оказанием ими юридической помощи, который в зависимости от условий партнерского договора может быть установлен в твердой сумме, либо определен в соответствии с условиями, предусмотренными договором;
4) иные существенные условия.
5. Ведение общих дел адвокатского бюро осуществляется управляющим партнером, если иное не установлено партнерским договором. Соглашение об оказании юридической помощи с доверителем заключается управляющим партнером или иным партнером от имени всех партнеров на основании выданных ими доверенностей. В доверенностях указываются все ограничения компетенции партнера в отношении заключения соглашений с доверителями и иных сделок с третьими лицами. Указанные ограничения доводятся до сведения доверителей и третьих лиц.
6. Партнерский договор прекращается по следующим основаниям:
1) истечение срока действия партнерского договора;
2) прекращение или приостановление статуса адвоката, являющегося одним из партнеров, если партнерским договором не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными партнерами;
3) расторжение партнерского договора по требованию одного из партнеров, если партнерским договором не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными партнерами.
7. С момента прекращения партнерского договора его участники несут солидарную ответственность по неисполненным общим обязательствам в отношении доверителей и третьих лиц, если иной характер ответственности не определен уставом адвокатского бюро.
8. При выходе из партнерского договора одного из партнеров он обязан передать управляющему партнеру производства по всем делам, по которым оказывал юридическую помощь.
9. Адвокат, вышедший из партнерского договора, отвечает перед доверителями и третьими лицами по общим обязательствам, возникшим в период его участия в партнерском договоре.
10. Ничто в положениях настоящей статьи не может рассматриваться как ограничение независимости адвоката при исполнении им поручения доверителя, а также его личной профессиональной ответственности перед последним.
11. Адвокатское бюро не может быть преобразовано в коммерческую организацию или любую иную некоммерческую организацию, за исключением случаев преобразования адвокатского бюро в коллегию адвокатов.
12. После прекращения партнерского договора адвокаты вправе заключить новый партнерский договор. Если новый партнерский договор не заключен в течение месяца со дня прекращения действия прежнего партнерского договора, то адвокатское бюро подлежит преобразованию в коллегию адвокатов либо ликвидации.
С момента прекращения партнерского договора и до момента преобразования адвокатского бюро в коллегию адвокатов либо заключения нового партнерского договора адвокаты не вправе заключать соглашения об оказании юридической помощи.»;

Смотрите так же:  Какие нужны документы на возврат товара поставщику

5) дополнить статью 25 пунктом 4.1 следующего содержания:
«4.1. Адвокат вправе в соответствии с правилами, установленными советом Федеральной палаты адвокатов, включать в соглашение об оказании юридической помощи условие, в соответствии с которым размер и (или) выплата доверителем вознаграждения ставится в зависимость от результата оказания адвокатом юридической помощи.»;
6) в статье 31:
а) подпункт 1 пункта 3 изложить в следующей редакции:
«1) избирает из своего состава президента адвокатской палаты, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6.1 настоящей статьи, сроком на четыре года и по его представлению одного или нескольких вице-президентов сроком на два года, определяет полномочия президента и вице-президентов. Лицо, занимавшее должность президента адвокатской палаты в течение двух сроков, может вновь занять указанную должность исключительно путем избрания его президентом на собрании (конференции) адвокатов в порядке, предусмотренном пунктом 6.1 настоящей статьи;»;
б) подпункт 8 пункта 3 изложить в следующей редакции:
«8) содействует повышению профессионального уровня адвокатов, в том числе утверждает программы профессионального обучения адвокатов, помощников адвокатов и стажеров адвокатов по направлениям, определяемым Федеральной палатой адвокатов, организует профессиональное обучение по этим программам в соответствии с порядком, определяемым Федеральной палатой адвокатов;»;
в) в пункте 4.1 слова «вопроса о досрочном прекращении полномочий совета адвокатской палаты» заменить словами «вопросов о досрочном прекращении полномочий совета адвокатской палаты и об избрании нового состава совета адвокатской палаты»;
г) в пункте 4.2 слова «вопроса о досрочном прекращении полномочий совета адвокатской палаты» заменить словами «вопросов о досрочном прекращении полномочий совета адвокатской палаты и об избрании нового состава совета адвокатской палаты»;
д) дополнить пунктом 6.1 следующего содержания:
«6.1. Избрание президента адвокатской палаты осуществляется собранием (конференцией) адвокатов, если на указанную должность выдвигается член совета адвокатской палаты, занимавший ее в течение не менее двух сроков. Указанное собрание (конференция) адвокатов созывается советом не позднее трех месяцев со дня истечения срока полномочий президента адвокатской палаты. До избрания президента адвокатской палаты указанное лицо исполняет его обязанности.
Президент адвокатской палаты избирается из числа членов совета тайным голосованием сроком на четыре года. Избранным президентом адвокатской палаты является член совета, за кандидатуру которого проголосовало простое большинство адвокатов, участвующих в собрании (делегатов конференции).
В случае если указанное число адвокатов (делегатов конференции) не проголосовало ни за одну из кандидатур членов совета, выдвигавшихся на должность президента адвокатской палаты, избрание президента адвокатской палаты осуществляется в тот же день в порядке, предусмотренном подпунктом 1 пункта 3 настоящей статьи, из числа членов совета, не выдвигавшихся на должность президента адвокатской палаты на указанном собрании (конференции) адвокатов.»;
7) в подпункте 2.1 пункта 2 статьи 36 слово «деятельности» заменить словом «профессии»;
8) в статье 37:
а) в абзаце первом пункта 2 число «30» заменить числом «33»;
б) подпункт 1 пункта 3 изложить в следующей редакции:
«1) избирает из своего состава президента Федеральной палаты адвокатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6.1 настоящей статьи, сроком на четыре года и по его представлению одного или нескольких вице-президентов Федеральной палаты адвокатов сроком на два года, определяет полномочия президента и вице-президентов. Лицо, занимавшее должность президента Федеральной палаты адвокатов в течение двух сроков, может вновь занять указанную должность исключительно путем избрания его президентом на Всероссийском съезде адвокатов в порядке, предусмотренном пунктом 6.1 настоящей статьи;»;
в) подпункт 4 пункта 3 дополнить следующими словами: «, а также обеспечивает соблюдение адвокатскими палатами настоящего Федерального закона, кодекса профессиональной этики адвоката и исполнение адвокатскими палатами решений Федеральной палаты адвокатов и ее органов»;
г) подпункт 5 пункта 3 изложить в следующей редакции:
«5) разрабатывает и утверждает единые методики соблюдения стандартов оказания квалифицированной юридической помощи и других стандартов адвокатской профессии;»;
д) дополнить пункт 3 подпунктами 5.1 и 5.2 следующего содержания:
«5.1) утверждает порядок прохождения стажировки;
5.2) утверждает порядок работы в качестве помощника адвоката;»;
е) дополнить пунктом 6.1 следующего содержания:
«6.1. Избрание президента Федеральной палаты адвокатов осуществляется Всероссийским съездом адвокатов, если на указанную должность выдвигается член совета Федеральной палаты адвокатов, занимавший ее в течение не менее двух сроков. Указанный Съезд созывается советом Федеральной палаты адвокатов не позднее шести месяцев со дня истечения срока полномочий президента Федеральной палаты адвокатов. До избрания президента Федеральной палаты адвокатов указанное лицо исполняет его обязанности.
Президент Федеральной палаты адвокатов избирается из числа членов совета Федеральной палаты адвокатов тайным голосованием сроком на четыре года. Избранным президентом Федеральной палаты адвокатов является член совета Федеральной палаты адвокатов, за кандидатуру которого проголосовало простое большинство представителей, принимающих участие в работе Съезда.
В случае если указанное число представителей не проголосовало ни за одну из кандидатур членов совета Федеральной палаты адвокатов, выдвигавшихся на должность президента Федеральной палаты адвокатов, избрание президента Федеральной палаты адвокатов осуществляется в тот же день в порядке, предусмотренном подпунктом 1 пункта 3 настоящей статьи, из числа членов совета Федеральной палаты адвокатов, не выдвигавшихся на должность президента Федеральной палаты адвокатов на указанном Съезде.»;
ж) дополнить пункт 7 словами «, реализует права и обязанности представителя на Всероссийском съезде адвокатов по должности»;
з) дополнить пункт 7.1 следующими предложениями: «Квалификационная комиссия и совет обязаны в течение трех месяцев со дня возбуждения дисциплинарного производства рассмотреть указанное дисциплинарное дело и уведомить Федеральную палату адвокатов о принятом решении.
Президент Федеральной палаты адвокатов вправе истребовать дисциплинарное дело из адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, совет которой обязан обеспечить получение президентом Федеральной палаты адвокатов дисциплинарного дела в течение семи календарных дней со дня истребования, и передать дисциплинарное дело в комиссию по этике и стандартам, которая обязана рассмотреть его в течение месяца.
В случае если комиссия по этике и стандартам придет к выводу о противоречии решения совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации по дисциплинарному делу нормам настоящего Федерального закона и (или) кодекса профессиональной этики адвоката, она направляет соответствующее заключение и дисциплинарное дело в совет Федеральной палаты адвокатов, который обязан рассмотреть их в течение месяца.
По результатам рассмотрения дисциплинарного дела совет Федеральной палаты адвокатов вправе:
1) оставить решение по дисциплинарному делу без изменения;
2) отменить решение по дисциплинарному делу и направить дело на новое рассмотрение в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации, органы которой рассматривали дело, или в иную адвокатскую палату субъекта Российской Федерации с обязательными для исполнения адвокатскими палатами указаниями, в том числе в части толкования подлежащих применению норм права, оценки как ранее установленных, так и вновь выявленных фактических обстоятельств, применения мер дисциплинарной ответственности в случае установления при новом рассмотрении оснований их применения, указания срока принятия нового решения и уведомления Федеральной палаты адвокатов о принятом решении.
Дисциплинарное дело считается разрешенным в день принятия советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации решения, соответствующего решению совета Федеральной палаты адвокатов.
При новом рассмотрении дисциплинарного дела течение сроков применения к адвокату мер дисциплинарной ответственности начинается заново со дня отмены решения по дисциплинарному делу советом Федеральной палаты адвокатов.
В случае если принятое при новом рассмотрении дисциплинарного дела решение совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации противоречит указаниям, содержащимся в решении совета Федеральной палаты адвокатов о направлении дисциплинарного дела на новое рассмотрение, совет Федеральной палаты адвокатов вправе реализовать полномочия, предусмотренные пунктами 4 — 4.3 статьи 31 настоящего Федерального закона.»;
9) в статье 37.1:
а) в пункте 1 слово «деятельности» заменить словом «профессии»;
б) в подпункте 1 пункта 5 слово «деятельности» заменить словом «профессии».

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.
Подпункты «а» и «д» пункта 6 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2019 года.