Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

В учебном пособии изложены представления о семье как особой системе, характеризующейся определенной цикличностью процессов становления и развития супружеских и детско-родительских отношений. Представленный материал используется в рамках вузовского курса «Психология семейных и детско-родительских отношений». Пособие предназначено для студентов факультетов психологии и практических психологов.

ВУЗ: Дальневосточный федеральный университет Тихоокеанский институт дистанционного образования и технологий

Год публикации: 2003

Библиографическая ссылка:: Лысова А.В. Психология семьи. Ч.2: Учебное пособие. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003. — 120 с.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Данный учебник составлен на основе курса лекций по психологии семьи, читавшихся автором в течение нескольких лет в Дальневосточном государственном университете для студентов по специальности «Психология» и «Социальная работа». Стремительные изменения, происходящие в современном обществе, не обошли стороной такой социальный институт как брак и семья. В возникновении многих социальных проблем современного не только российского, но и западного общества, часто обвиняют семью, говоря об «упадке семейных ценностей», «кризисе семьи». Автор данного учебника исходит из идеи, что происходит закономерная трансформация этого общественного института, что сдвиги в брачно-семейных отношениях отражают общие закономерности индивидуализации общественной жизни. Рассмотрение в книге широкого спектра проблем семейных отношений таких, например, как выбор партнера, сексуальные отношения, родительство, конфликты и насилие в семье, развод и другие, представляется актуальным и востребованным особенно в условиях смены традиционной, авторитарной модели российской семьи на эгалитарную. Книга адресована студентам-психологам, может быть полезна практическим психологам, преподавателям вузов, а также всем интересующимся проблемами семьи и семейных отношений.

Элективный учебный предмет Емельяновой Л.Г.

Управления Образования директор школы

Администрации МО ____________ В. Н. Михиенко

«Холмогорский муниципальный район» «___» ___________ 2013 г.

Протокол № ____ от _______________ 2013 г.

________________ /О. П.Корельская/

МБОУ «Двинская средняя общеобразовательная школа»

Холмогорского района Архангельской области

Элективный учебный предмет

«Этика семейных отношений»

Автор: Емельянова Людмила Германовна

учитель истории и обществознания

МБОУ «Двинская средняя школа»

высшая квалификационная категория

Создание элективного курса в области семейных отношений – это потребность времени и запрос общества. Старшеклассники, выходя из школы, остаются безграмотны в вопросах семейной жизни, решения семейных трудностей, развитии семейных отношений. Это одна из причин увеличения числа разводов в стране. В 90-е годы в школьную программу был введен курс «Этика и психология семейной жизни», но вскоре он перестал существовать. В результате у подрастающего поколения изменяется система ценностных ориентаций на создание семьи. Многие старшеклассники испытывают затруднения в установлении межличностных отношений, в выборе типа полоролевого поведения. Появляется проблема жизненного самоопределения в области семейной сферы. В связи с этим актуальной становится проблема добрачного воспитания молодежи в системе школьного образования. Усвоение образцов полоролевого поведения, формирование образа семьи и готовности вступления в брак являются необходимыми условиями успешной адаптации к взрослой жизни. Особенности семьи, ее духовное и моральное здоровье во многом определяют характер человека, эффективность воспитания подрастающего поколения и в конечном итоге развитие общества в целом. Подобные негативные явления требуют поиска выхода из сложившейся ситуации. Частично эти пробелы можно решить в ходе элективного учебного предмета.

Цель элективного учебного предмета «Этика семейной жизни» : формирование личностно значимой позиции по отношении к семье и браку.

-познакомить учащихся с историей брака и семьи, ценностями русской семьи;

— расширить представления учащихся о роли семьи в формировании и развитии личности

— формировать положительное отношение к семье;

— способствовать развитию качеств и умений , необходимых для семейной жизни;

— развивать способности анализировать кризисные явления современной семейной жизни и психологических аспектов мужского и женского поведения.

Отбор материала курса определяется системой знаний, умений и навыков теоретического и прикладного характера, комплексами видов творческой и самостоятельной работы. В программе использованы различные типы занятий: знакомство с теоретическим материалом, выполнение практических заданий (проблемно-поисковые задачи, ролевые игры, проблемные ситуации, элементы тренинга, дискуссии, проведение мониторингов).

— иформированность учащихся в области полоролевого взаимодействия и семейной жизни

— повышение социально-психологической компетенции учащихся

— самоопределение в семейной сфере

— формирование личностного положительного отношения к семье и семейным ценностям

Программа элективного учебного предмета «Этика семейной жизни» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Срок реализации программы – 1 год. Программа ориентирована на учащихся 10 класса, так как учащиеся 11 класса очень загружены.

Учебно- тематический план

Отношения в процессе развития человека

Мужчина и женщина

Развитие отношений – поиск половинок

Особенности отношений детей и родителей. Воспитание детей в семье.

Личностные качества человека – семьянина

Правовое регулирование семейных отношений

Семейное психологическое консультирование

Раздел 1. Отношения в процессе развития человека (3 часа)

Семья в истории человечества

Естественная система ценностей

Три рождения человека

Работа с источником

Раздел 2. Мужчина и женщина (2 часа)

Задачи мужчины и женщины в космогенезе

Развитие мужественности и женственности

Раздел 3. Мировоззрение любви (2 часа)

Любовь и свобода

Раздел 4. Развитие отношений – поиск половинок (3 часа)

Влюбленость и любовь

Встреча за круглым столом

Поиск своей половинки

Раздел 5. Гендерные особенности (3 часа)

Смотрите так же:  Страховка от all airlines

Мужественность и женственность

Лекция с элементами беседы

Беседа, диспут по проблеме

Современное гендерное воспитание

Работа в Интернете

Раздел 6. Фундамент семьи. (5 часа)

Мотивы создания семьи

Принципы строительства семьи

Образ семьи и основа ее построения

Рождение семьи. Основные ценности семьи

Особенности современной семьи, ее структура, динамика

Раздел 7. Молодая семья (4 часа)

Молодая семья: начало супружества

Беседа, работа с текстами притчи

Семейные отношения: культура отношений в семье, психологический климат

Работа в Интернете

Психологическое и физическое здоровье семьи

Социально-психологические особенности семейного поведения

Беседа, диспут по теме

Раздел 8. Особенности отношений детей и родителей. Воспитание детей в семье. ( 3 часа)

Стили семейного воспитания

Духовно-нравственная атмосфера семьи и ее влияние на ребенка

Причины конфликта «отцов и детей». Пути их разрешения

Раздел 9. Личностные качества человека – семьянина. (2 часа)

Качества, созидающие семью

Составление рейтинга, беседа

Качества, разрушающие семью

Оставление рейтинга, беседа

Раздел 10. Правовое регулирование семейных отношений

Правовое регулирование семейных отношений

Практическая работа с Семейным кодексом

Развод и его последствия. Причины разводов.

Составление рейтинга, анкетирование

Профилактика супружеских конфликтов

Раздел 11. Семейное психологическое консультирование (2 часа)

Служба семейных консультаций

Методика изучения супружеской совместимости

Содержание изучаемого курса

Раздел 1. Отношения в процессе развития человека.

Смысл жизни и отношения. Естественная система ценностей. Дом, семья, дети, родители, Родина, друзья, увлечения. Основные уровни ценностей. Три этапа достижения психической зрелости человека. Основные качества зрелого человека.

Раздел 2. Мужчина и женщина.

Мужское и женское начало в человеке, взаимодействие их. Настоящая задача женщины. Истинная задача мужчины. Развитие. Различия в восприятии мира мужчины и женщины. Четыре позиции в жизни. Женское состояние, мужское состояние.

Раздел 3. Мировоззрение любви.

Сущность любви. Страсть. Любовь и свобода. Любовь и привязанность. Шкала любви. Соотношение ума, сердца и эроса во взаимоотношениях с мужчинами (женщинами).

Раздел 4. Развитие отношений – поиск половинок.

Любовь. Влюбленность. Главное отличие любви от влюбленности. Основные направления влюбленности. Привязанность. Сферы проявления психической зрелости. Мотивы поиска своей половинки. Юношеский максимализм. Понятие «дружба». Могут ли мужчина и женщина быть друзьями. Товарищество, симпатия, приятельство.

Раздел 5. Гендерные особенности.

Что такое гендер. Мужественность и женственность. Факторы, влияющие на мужские и женские качества. Особенности в психологии мужчины и женщины. Что важно для мужчины и женщины. Понятие сексуальной энергии человека. Свойства и функции сексуальной энергии. Сексуальные взаимодействие мужчины и женщины. Культура сексуальных отношений. Свобода и секс. Особенности гендерного воспитания в современной семье. Требования, важные для гендерного воспитания мальчиков и девочек.

Раздел 6. Фундамент семьи.

Понятие «семья». Мотивы создания семьи. Особенности патриархальной семьи. Основные принципы строительства семьи. Особенности современной семьи. Тенденции развития современной семьи. Основные функции семьи. Основные семейные ценности. Ценности русской семьи. Исторические модели семейных отношений (архаическая, античная, христианская, восточный тип, русская, современная). Сплоченность семьи как основа формирования ценностных ориентаций детей.

Основные этапы знакомства и ухаживания. Добрачные отношения. Понятие «первой любви». Нравственная и физическая чистота отношений до брака. Распределение обязанностей в семье. Духовые и нравственные устои семьи. Трудовая атмосфера. Бюджет и хозяйство. Эстетика быта. Психологический климат семьи. Причины появления неблагополучных семей. Отрицательное влияние неблагополучной семьи на развитие личности. Воспитание в семье нравственной чистоты. Общность взглядов супругов на содержание семейной жизни, идеал семейного счастья. Поддержание физического здоровья.

Раздел 8. Особенности отношений детей и родителей. Воспитание детей в семье.

Специфика семейного воспитания. Стили семейного воспитания. Влияние на ребенка духовно-нравственной атмосферы семьи. Причины конфликта «отцов и детей». Их обострение в современных семьях. Пути их разрешения.

Раздел 9. Личностные качества человека- семьянина.

Качества, созидающие семью: терпимость, самоотверженность, доброта, желание понять другого человека, ответственность, понять переживание другого. Качества, разрушающие семью: эгоизм, безответственность, эмоциональная глухота, словесная грубость, распущенность, стремление переделать человека.

Раздел 10. Правовое регулирование семейных отношений.

Семейный кодекс. Условия вступления в брак. Юридическая основа развода. Раздел имущества. Защита прав ребенка при разводе родителей. Последствия развода: личностные и социальные. Профилактика супружеских конфликтов.

Раздел 11. Семейное психологическое консультирование.

Значение семейных консультаций. Методы социально-психологической диагностики проблем семьи. Методика изучения супружеской совместимости. Положительное влияние семейного консультирования на решение семейных проблем.

Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.– М.: Независимая фирма «Класс», 2000

Белов В.И. Лад.- М.: 1982

Веллер И. Смысл жизни.- М., 2006

Культура семьи: Учебное пособие / Сост.: Н. Г. Храмова, Г. Г. Аексеева, А. А. Сараева. — Кострома: ГОУВПО КГУ им. Н. А. Некрасова, 2005

Некрасов А. Проектируем семью. Семьеведение. — М.: АСТ, 2010

Обухов Л.Ф.Возрастная психология.- М.: Издательство Юрайт, МГППУ, 2010

Священник Артемий Владимиров Учебник жизни.- М.: 1997

Священник Илья Шугаев Бра, семья, дети. Беседы со старшеклассниками. – Изд. 3-е доп. – М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2004

Современный ребенок. Энциклопедия взаимопонимания / Под ред. А. Я. Варги.- М., ОГИ; Фонд научных исследований, 2006

Флоренская Т.А. Этика и психология семейной жизни // Православный образовательный вестник. – 1999. – № 2 (3).

Черникова Т.В., Камышанова И.В. Возраст первой любви. Воспитание чувств: классные часы, клубные занятия для старшеклассников: методическое пособие.– М.: Глобус, 2006

Смотрите так же:  Фриланс и договор

Культура семьи учебное пособие

Статья опубликована в рамках:

Выходные данные сборника:

ВОЗРОЖДЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДУХОВНОГО КРИЗИСА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Катаева Татьяна Николаевна

соискатель Южного федерального университета, РФ, г. Ростов-на-Дону

REVIVAL OF FAMILY VALUES UNDER THE CONDITIONS OF OVERCOMING SPIRITUAL CRISIS OF THE MODERN SOCIETY

Tatiana Kataeva

applicant of Southern Federal University, Russia Rostov-on-Don

АННОТАЦИЯ

В условиях духовного кризиса современного общества большинство молодых людей не стремятся создавать семьи и брать на себя ответственность, исполнять определенные обязанности, уважать права и достоинство близкого человека. Все это свидетельствует о преобладании потребительской ориентации в обществе. Выходом из этого тупика является возрождение семейных ценностей, пропаганда здорового образа жизни и приобщение молодого поколения к культурно-религиозным традициям своего народа.

ABSTRACT

Under the conditions of spiritual crisis of the modern society the majority of the young people does not long for starting a family and taking responsibility, carrying out particular duties and respecting rights and dignity of a loved one. All this speaks for domination of consumer orientation in society. Breaking the deadlock is a revival of family values, healthy lifestyle promotion and introduction of the younger generation to the cultural and religious traditions of their nation.

Ключевые слова: любовь; сексуальность; половое воспитание; социокультурные образцы; культура семьи.

Keywords: love; sexuality; sex education; sociocultural patterns; family culture.

Общество, культура, семья — неразрывны. Культура семьи — это развитие и становление личности в почитании истинных ценностей своего народа. В условиях духовного кризиса в обществе большинство людей воспринимают формы искаженной любви как норму. Причиной этого является атеистическое воспитание прошлого века и пренебрежение к религиозными и культурными традициями народа. Любовь — великий дар. Восхождение к ней имеет долгий путь во времени: от восторженной влюбленности, через испытания и трудности, — к истинной любви. Позиционно-уровневая модель отношений мужчины и женщины показывает направленность отношений по позиционным основаниям — ядро «эго-влечений» и ядро «совести». Совесть — основание для проявления истинной любви. Эго-влечения — основание для искаженного проявления любви между мужчиной и женщиной. Поступки, потребности, устремления эго-влечения определяются лексической формулой — «себя ради». Жизнедеятельность, происходящая из уважения к долгу и совести, выражается формулировкой «другого ради».

Психологическая реальность эго-влечений атеистична. В ее основе лежит идеология разрушения христианских ценностей. Психологическая реальность совести вводит человека в смыслы православной культуры, утверждает евангельские истины и божественные законы бытия. Сила любви высвобождает человека из плена греховных влечений и очищает душу. Супружеский союз, основанный на единой системе нравственных ценностей, со временем приводит мужа и жену к постижению смысла истинной любви [8, с. 55].

В наши дни сексуальная зрелость у подростков наступает на 2—3 года раньше, а эмоциональное созревание замедляется. Чтобы помочь юношам и девушкам сформировать правильные семейно-брачные отношения и сексуальные ориентации, необходимо комплексное объединение родителей, учителей, врачей вокруг темы «Половое воспитание детей и юношества».

Половая принадлежность индивида является определяющей силой, творческим фактором, можно сказать, с первых дней его жизни. Именно поэтому неправильно сводить половое воспитание детей и юношества лишь к санитарно-гигиеническим знаниям, касающимся половой жизни человека, к разъяснению детям анатомических и физиологических различий полов. Многое в половом воспитании детей и юношества зависит от того, в какой семье они растут: в полной или не полной, верующей или атеистической. При этом важен и преобладающий стиль воспитания: демократический, авторитарный или попустительский. Неумелыми действиями (жестокостью, грубостью, потаканием, насмешками) взрослый может глубоко травмировать душу ребенка, вызвать отчуждение, которое нелегко будет потом устранить.

Э. Берн полагал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в детские годы. В соответствии со своим жизненным сценарием люди играют в различные игры, которыми заполнена в основном вся жизнь человечества [5, c. 383]. Игры, в которые играют люди, передаются из поколения в поколение. Любимая игра конкретного человека может быть прослежена как в прошлом — у его родителей, так и в будущем — у его детей. В каждой семье бытуют определенные игры, где дети с малых лет знакомятся с их правилами. Сценарий — это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Этот психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора [2].

На взрослых людях, окружающих ребенка, лежит огромная ответственность за его дальнейшее воспитание и развитие. Русский религиозный философ И.А. Ильин писал, что семья — это лаборатория человеческих судеб. Духовная атмосфера здоровой семьи призвана привить ребенку потребность в чистой любви, склонность к мужественной искренности и способность к спокойной и достойной дисциплине. Философ отмечал, что ребенку для полноценного психофизического развития необходимо создать обстановку искренности и целомудрия. Философ писал: «…счастливый ребенок наслаждается в счастливой семье эротически чистой атмосферой. Для этого родителям необходимо искусство духовно-целомудренной любви» [7, с. 250]. Красивое и психологически верное определение «сексуальности человека» мы находим у Л.В. Жарова: «Сексуальность человека — цветок, расцветающий на плодородной почве и при минимуме угроз для жизни и здоровья. Он может украсить жизнь, а может сделать ее еще более несносной и нестерпимой. В этом смысле наше будущее — в наших головах и руках!» [6, с. 129].

Смотрите так же:  Платят пенсионеры налог при продаже квартиры

В настоящее время кризис российской семьи порожден безнравственностью, распущенностью, пошлостью, которые насаждаются в виде социальных образцов поведения и установок в молодежной субкультуре. В результате отсутствия христианских оснований неправославного брака исказилось все эмоционально-смысловое устроение семейной жизни. Безусловно, уважение к морально-этическим нормам и правовым законам общества, чувства долга и справедливости, любовь и милосердие изначально формируются у ребенка в семье и получают дальнейшее развитие на всех ступенях образования: детский сад-школа-вуз.

Именно на семье лежит вся полнота ответственности за половое воспитание ребенка. Образовательные учреждения страны призваны помочь ей в этом процессе, так как формирование зрелого правосознания граждан является одной из главных обязанностей государства, что представляется возможным при создании условий для всестороннего развития личности, возрождения традиционных семейных ценностей и духовности народа [3, с. 83]. Ведущую роль в этом процессе должны играть гуманитарные науки, а духовные скрепы общества станут одними из главных ориентиров в нравственно-патриотическом воспи­тании молодежи, основанием для ее приобщения к истокам русской культуры [1, с. 60].

Однако, не стоит забывать о роли литературы и СМИ в процессе полового воспитания, поскольку они «тиражируют» в массы социокультурные образы определенного «сорта» — положительные и отрицательные. Средства коммуникации не только влияют на массы, но и «производят» их. Прежде всего, это проявляется в том, что читатель примеряет на себя социальный образец и воспроизводит модель поведения в соответствии с той, которую пропагандирует то или иное периодическое издание. Глянцевые журналы создают для аудитории привлекательный мир сбывшихся надежд и предлагают образцы для подражания, проявляющиеся в рекламе, текстах и фотографиях, в результате чего теряется уникальность и индивидуальная привлекательность молодого человека, а формируется разновидность личности, которая, как и современная массовая культура в целом, является продуктом целенаправленного серийного производства. «Социокультурные образцы обычно рождаются в повседневной жизни. Сначала они появляются у отдельных индивидов или какой-либо группы людей, используются в практике, затем сфера их применения расширяется, и, наконец, они могут стать общепризнанными ценностями и нормами. Иными словами, общество может и должно создавать такие социокультурные образцы, которые, помимо привлекательности, будут нести в массы высокий смысл и нравственные ценности» [4, с. 63].

В условиях духовного кризиса современного общества у большинства молодых людей преобладает потребительская ориентация характера и модель поведения «себя ради». На наш взгляд, выходом из этого тупика является возрождение семейных ценностей, пропаганда здорового образа жизни и приобщение молодого поколения к культурно-религиозным традициям своего народа.

Список литературы:

  1. Агеева Н.А. Духовные скрепы общества как главный ориентир гуманизации высшего образования // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. № 11 (31): сборник статей по материалам XXXI международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2013. — с. 57—61.
  2. Агеева Н.А. Идея судьбы в противостоянии мифологического и рационального мышления: дис. канд. филос. наук: Ростов-н/Д, 2004. — 112 с.
  3. Агеева Н.А. Психолого-педагогические аспекты правового сознания личности // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. № 10 (30): сборник статей по материалам XXX международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2013. — с. 79—83.
  4. Агеева Н.А. Социокультурные образцы как эффективное средство духовного возрождения семьи и общества // Гуманитарные и социальные науки, — 2012. — № 3. — с. 58—64.
  5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб.; М: Университетская книга, 1998. — 398 с.
  6. Жаров Л.В. Состояние сексуальности в современной России (субъективные заметки об объективном процессе) // Гуманитарные и социальные науки, — 2012. — № 2. — с. 116—131.
  7. Ильин И.А. Почему мы верим в Россию: Сочинения / И.А. Ильин. М.: Эксмо, 2008. — 912 с.
  8. Культура семьи: Учебное пособие. М., 2009. — 184 с.

Т. Андреева: Психология семьи. Учебное пособие

Аннотация к книге «Психология семьи. Учебное пособие»

Книга посвящена психологии семьи: структуре отношений между ее членами; стилям воспитания; влиянию, которое они оказывают на развитие личности ребенка. Особое внимание уделено анализу структуры семьи и развитию семейных отношений в христианской цивилизации. Интересен анализ полотен европейских и русских художников, посвященных семье. Последняя глава содержит результаты исследований воздействия стиля воспитания, эмоциональной поддержки и контроля над проявлением интеллекта у детей. Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся психологией семьи. Материалы книги могут быть использованы студентами и аспирантами гуманитарных вузов, специализирующихся в области помогающих профессий (психология, педагогика, социальная работа и т. п.).
3-е издание, переработанное и дополненное.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»