Содержание статьи:

Обязанность работодателей по проведению аттестации рабочих мест

Аттестация рабочих мест по условиям труда как установленная нормативными актами процедура является основным средством для получения объективной оценки состояния условий труда работников, выявления вредных и (или) опасных производственных факторов на их рабочих местах.

В соответствии с действующим трудовым законодательством обязанности по обеспечению проведения аттестации рабочих мест по условиям труда возлагаются на работодателя (статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации).

Аттестации по условиям труда подлежат рабочие места всех работников организации. Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестоваться не реже одного раза в пять лет.

Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера.

Аттестующая организация — юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, оформление и подготовку отчета об аттестации.

Информацию об аккредитованных организациях, имеющих право на оказание услуг по аттестации рабочих мест по условиям труда, и включенных в специальный Реестр, можно получить на официальном сайте Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, на странице: http://rao.rosminzdrav.ru/

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда должно осуществляться на основе действующего «Порядка аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года № 342н.

После проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации с сопроводительным письмом, оформленном на бланке работодателя.

Завершив аттестацию рабочих мест по условиям труда, работодатель должен учесть ее результаты в системе трудовых отношений с коллективом в целом и с каждым работником в отдельности.

По результатам аттестации разрабатывается план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. В плане указываются источники финансирования мероприятий, сроки их выполнения, исполнители и устраняемые вредные и (или) опасные производственные факторы по конкретным рабочим местам. В соответствии со ст. 226 Трудового кодекса финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Работник имеет право на получение достоверной информации от работодателя, об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов (статья 219 Трудового кодекса). Поэтому после проведения аттестации рабочих мест работодатель обязан ознакомить работников с результатами оценки условий труда на их рабочих местах независимо от того, выявлены отклонения от норм или нет. Об ознакомлении работник ставит свою подпись в карте аттестации рабочего места.

Карта аттестации рабочего места по условиям труда является документом, содержащим сведения о фактических условиях труда на рабочем месте, применяемых компенсациях, а также рекомендации по улучшению и оздоровлению условий труда на данном рабочем месте или группе аналогичных рабочих мест. Карта подписывается председателем, членами аттестационной комиссии с указанием их должности. Карта также подписывается работниками, работающими на данном рабочем месте.

Работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, положены компенсации, установленные в соответствии с Трудовым кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором (статья 219 Трудового кодекса Российской Федерации).

Минимальный уровень государственных гарантий установлен постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 года N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями». Работникам, занятым на тяжелых и опасных работах, положены:

— сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса;

— ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск — не менее семи календарных дней;

-повышенный размер оплаты труда — не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Коллективным договором или локальным нормативным актом организации может быть предусмотрен повышенный по сравнению с минимальным размер гарантий и компенсаций.

Характеристика условий труда и компенсации, полагающиеся за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, обязательства работодателя по обеспечению работника СИЗ, установления соответствующего режима труда и отдыха, а также других установленных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда должны быть прописаны в трудовом договоре. Согласно части 2 статьи 57 Трудового кодекса указанные в трудовом договоре наименования должностей, профессий или специальностей работников, которым предоставляются компенсации и льготы, должны совпадать с их наименованием в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, установленном Правительством РФ. Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных статьёй 57 Трудового кодекса, то трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

Работодателю следует помнить, что несоблюдение законодательства о труде и об охране труда влечёт в соответствии с частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административную ответственность, как юридического лица так и должностных лиц, допустивших нарушения. Административный штраф на должностных лиц — в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (часть 2 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Льготы при аттестации

Анализ безопасности труда – дорогостоящее мероприятие. Многие организации стремятся избежать этой процедуры, чтобы не тратить лишние деньги. Однако результаты аттестации позволяют экономить на налогах и взносах.

Создание безопасных условий работы на предприятии является обязанностью работодателя, установленной статьей 212 Трудового Кодекса. Наличие вредных или опасных для здоровья сотрудника факторов выявляется в ходе аттестации рабочих мест. Это мероприятие стоит на страже интересов коллектива, и работодатель не может игнорировать требование провести анализ безопасности условий труда.

С 1 сентября 2011 г. вступил в силу новый Порядок проведения аттестации, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития от 26 апреля 2011 года № 342н. Теперь проводить обследование рабочих мест обязаны раз в пять лет все компании: юридические лица и индивидуальные предприниматели. Причем анализ безопасности должен коснуться каждого рабочего места, ни одного сотрудника нельзя игнорировать при проведении этого мероприятия.

Результаты обследования рабочих мест используются для расчета льгот и компенсаций специалистам, занятым во вредных или опасных условиях труда (статьи 92, 117, 213, 219, 221, 222 ТК). Для таких работников предусмотрен сокращенный рабочий день, предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, проведение медицинских осмотров за счет компании, выдача молока и лечебно-профилактического питания, обеспечение специальной одеждой и обувью.

Однако аттестация выгодна не только трудящимся, но и самой компании. Так как результаты анализа рабочих мест могут быть использованы для уменьшения отчислений в налоговые органы и внебюджетные фонды.

Сегодня многие эксперты отмечают, что нарушать законодательство и уклоняться от аттестации рабочих мест стало не выгодно. И дело не в больших штрафах и санкциях. Чиновникам удалось соблюсти баланс кнута и пряника. Кроме наказаний предусмотрен целый набор преференций, который позволяет существенно экономить деньги организации, так компаниям предоставляются льготы по налогу на прибыль, НДС, НДФЛ. Кроме этого компания может рассчитывать на скидку по страховым взносам в ФСС.

Однако, организациям стоит учесть, что получение льгот и компенсаций невозможно без положительного результата аттестации (письма Минфина России от 16.03.2011 г. № 03-03-06/1/143, от 27.08.2009 г. № 03-03-06/1/550 и от 21.08.2007 г. № 03-04-07-02/40). Поэтому работодателям стоит позаботиться о том, чтобы понесенные расходы были признаны экономически оправданными и документально подтвержденными (п. 1 ст. 252 НК).

Смотрите так же:  Налог на прибыль в городской бюджет

Но чтобы получить льготы, потребуется соблюсти ряд требований:

1) Аттестацию может проводить исключительно юридическое лицо, имеющее право на оказание этих услуг (Приложение № 1 к Приказу Минздравсоцразвития от 01.04.2010 г. № 205н), что подтверждается наличием записи о компании, занимающейся обследованием рабочих мест, в Реестре аккредитованных организаций. Эти сведения можно найти на официальном сайте Минздравсоцразвития minzdravsoc.ru . Работодатель, заключающий контракт на исследование безопасности работы на предприятии, в праве требовать от исполнителя услуг документ, подтверждающий, что аттестационная компания имеет право выполнять этот вид услуг (согласно п. 7 Порядка).

2) С аттестующей фирмой должен быть заключен гражданско-правовой договор (п. 6 Порядка). При этом заказчик может нанять сразу нескольких исполнителей, между которыми распределяются задания по количеству рабочих мест или по отделам/подразделениям/направлениям деятельности компании (п. 6 Порядка).

3) Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к фирме, на рабочих местах которой проводится обследование (п. 6 Порядка). Разъяснить эту формулировку подробнее законодатели не сочли необходимым, поэтому, полагаем, что в 2012 году при разрешении вопроса о независимости фирмы, проводящей анализ рабочих мест, целесообразно руководствоваться положениями статьи 105.1 НК, которая вводит новый перечень взаимозависимых лиц.

С учетом вышеизложенного, для подтверждения трат работодателю потребуются: договор с аттестующей компанией, сведения об ее аккредитации, акт выполненных работ, отчет и пакет документов, составленных в ходе обследования рабочих мест. Перечень этих бумаг приведен в пункте 44 Порядка.

Налог на прибыль

Траты на проведение аттестации рабочих мест относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией продукции, поэтому с их помощью можно уменьшить налогооблагаемую прибыль на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 НК (Письмо ФНС от 06.09.2011 г. № ЕД-4-3/[email protected]). Эти суммы в качестве косвенных расходов полностью включаются в налоговый учет фирмы в текущем отчетном периоде (пп. 3 п. 7 ст. 272, п. п. 1, 2 ст. 318 НК).

Работодателем на УСН расходы на проведение аттестации могут быть учтены на основании подпункта 26 пункта 1 статьи 346.16 НК. В случае признания произведенных трат для исчисления УСН, фирма также может включить в состав расходов сумму НДС, предъявленную аттестующей компанией (пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК). При этом «упрощенцам» следует запомнить, что траты признаются на дату подписания акта приемки-сдачи или дату оплаты за оказанные услуги (п. 2 ст. 346.17 НК).

По результатам аттестации работодатель может признавать в налоговом учете средства, направленные на предоставление льгот и компенсаций работникам, занятым во вредных или опасных условиях.

Оказание услуг на территории РФ является объектом налогообложения НДС, поэтому аттестующая компания выставляет работодателю счет-фактуру (пп. 1 п. 1 ст. 146, п. 3 ст. 168 НК). Предъявленная организацией сумма может быть принята к вычету заказчиком услуг в общеустановленном порядке. Для этого должны быть единовременно соблюдены следующие условия:

– у работодателя имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура, выставленный аттестующей компанией (п. 1 ст. 169 и п. 1 ст. 172 НК);

– проведено обследование рабочих мест, которые используются в деятельности, облагаемой НДС (п. 2 ст. 171 НК);

– у заказчика имеется акт об оказанных услугах, подписанный обеими сторонами;

– результаты работ приняты к учету работодателем (п. 1 ст. 172 НК).

Аттестация рабочих мест – хорошая возможность для получения работодателем скидки на обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Федеральным законом от 6 ноября 2011 года № 300-ФЗ внесены существенные поправки в статьи 17 и 22 ФЗ от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ. Так, с 2012 года размер снижения тарифа или надбавки определяется по итогам работы компании за три года. При расчете льгот должны учитываться результаты аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных медосмотров.

Отметим, что в соответствии с дополнением, внесенным в абзац 2 пункта 1 статьи 22 № 125-ФЗ, фирма не может получить скидку к страховому тарифу, если на производстве были случаи со смертельным исходом.

Кроме того, с 2012 года ФСС сможет компенсировать работодателю расходы, связанные с охраной труда: траты на обучение по технике безопасности на производстве, приобретение спецодежды и обуви и других средств индивидуальной защиты, санаторно-курортное лечение сотрудников, работающих во вредных или опасных условиях. Это станет возможно после утверждения «Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников на 2012 год».

Сотрудникам, которые заняты на вредных и опасных производствах, работодатель выплачивает компенсации, которые не облагаются НДФЛ (п. 3 статьи 217 НК, Письмо ФНС от 06.09.2011 г. № ЕД-4-3/[email protected]). В этой преференции есть только одна сложность: единого перечня специальностей, по которым действует данная льгота, нет. Поэтому аттестационная комиссия рассматривает работу каждого сотрудника в отдельности и выносит решение, насколько она может быть опасна для жизни и здоровья человека.

Если в ходе обследования предприятия будет выявлено, что трудящийся на нем работник подвергается неблагоприятным для его самочувствия факторам, эти сведения необходимо зафиксировать в коллективном и трудовом договоре, а также в других локальных актах компании (ст. 219 ТК).

При применении данной льготы очень важно отличать компенсации от доплаты за вредные условия труда. Последние, в соответствии со статьями 146 и 147 ТК, облагаются НДФЛ в общем порядке (письмо Минфина России от 19.06.2009 г. № 03-04-06-02/46, Постановление Президиума ВАС РФ от 17.10.2006 г. № 86/06).

При грамотном финансовом планировании и аккуратном подтверждении расходов на аттестацию, компания может рассчитывать на ряд льгот по налогам и страховым тарифам. Таким образом ей возвращаются деньги, потраченные на обследование рабочих мест. Возможно эти преференции заставят бухгалтеров, взвесить все за и против и выбрать законные методы работы. Тем более что сегодня для этого созданы выгодные условия.

Михаил Стаканов — заместитель генерального директора «ФАКТОР ГРУПП», член ПНК России

Аттестация рабочих мест по условиям труда — порядок и сроки

Что такое аттестация рабочих мест по условиям труда

Аттестация рабочих мест по условиям труда — это комплекс мероприятий, проводимый для оценки безопасности рабочей зоны. В процессе аттестации должны быть обнаружены вредные и опасные факторы при осуществлении производственных операций. Это один из важных элементов производственной культуры, а также профилактика несчастных случаев в производственной деятельности, которые отражаются в специальном журнале.

О том, как правильно вести регистр несчастных случаев, читайте в статье «Журнал регистрации несчастных случаев на производстве» .

Аттестация рабочих мест проводилась еще в СССР. Но тогда она не получила должного распространения. Вероятно, причиной тому была «вертикальная» иерархия системы управления экономикой страны. В конце 80-х годов было сформировано типовое положение для оценки условий труда на производственных местах. В него вошел список компенсаций и льготных условий для того персонала, производственная деятельность которых соприкасалась с вредными условиями труда. Здесь можно вспомнить известную еще с советских времен фразу «Молоко за вредность!». Она весьма точно отражала реальное положение дел в стране и отношение советских властей к аттестации рабочих мест. В те времена была развита система выдачи продуктов питания за работу во вредных условиях. Хотя именно выдача молока имела обоснованность с медицинской точки зрения. Считается, что его регулярное употребление способно выводить из организма человека вредные соединения.

После распада СССР Министерство труда и занятости ставило перед аттестацией рабочих мест следующие задачи:

  • изучение влияния вредных факторов на здоровье человека в результате рабочей деятельности;
  • экономическая обоснованность применения к отдельным категориям профессий льгот и компенсаций за вредные условия труда;
  • разработка мер по улучшению уже существующих рабочих условий и уменьшению вредного влияния на физическое здоровье человека.

Вышеперечисленные цели остаются актуальными и в настоящее время.

В 1997 году аттестация рабочих мест стала ключевым правилом для того, чтобы получить сертификацию профессий и соответствующих им видов работ. По тем правилам должностные лица получали право проверять аттестацию рабочих мест. Это стало своего рода прорывом в охране труда. С тех пор эта процедура выступает в качестве ведущего метода контроля со стороны государства за безопасной составляющей рабочей деятельности.

Нормативное регулирование аттестации рабочих мест в 2018 году

Аттестация рабочих мест регулируется нормативно-правовыми актами различного уровня.

Во-первых, это Трудовой кодекс РФ, ст. 212 которого напрямую указывает работодателю на его обязанность осуществлять проведение аттестации рабочих мест.

Во-вторых, с 01.01.2014 сама процедура подверглась некоторым изменениям. К примеру, понятие «аттестации рабочих мест» было заменено на «специальную оценку условий труда».

О том, чем различаются аттестация и спецоценка, читайте в материале «Как проводится специальная оценка условий труда (нюансы)?» .

Тогда же стали актуальны и 2 новых федеральных закона:

  • закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ;
  • закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 28.12.2013 № 421-ФЗ (в связи с принятием предыдущего федерального закона).

В 2016 году в закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ были внесены изменения и дополнения (закон «О внесении изменений…» от 01.05.2016 № 136-ФЗ), которые помимо уточняющих поправок ввели:

  • возможность использования предложений работников для оценки условий их труда;
  • дополнительные права для проверяющих (в частности, право детально знакомиться с трудовым процессом);
  • дополнительные обязанности для работодателей (в частности, обязанность направить в проводившую проверку организацию согласованную копию отчета о проведенной спецоценке).
Смотрите так же:  Лингвистическая экспертиза текста вопросы

В список регулирующих документов можно также включить документы на уровне управления предприятием:

  • внутренние локальные акты предприятия, например, положения;
  • распорядительную документацию, например, приказы руководителя предприятия.

Таким образом, аттестация рабочих мест — это обязанность работодателя, возложенная на него государством, в целях обеспечения безопасности труда персонала.

Об иных обязанностях работодателя в части охраны труда читайте в статье «Ст. 212 ТК РФ: вопросы и ответы» .

Какие рабочие места подлежат обязательной аттестации

Итак, мы выяснили, что аттестация рабочих мест — процедура неизбежная. Но не все рабочие места подлежат обязательной аттестации.

Аттестация рабочих мест проводится с периодичностью 1 раз в 5 календарных лет. Однако такой срок применяется не для всех производственных мест. Процедуру проходят те рабочие зоны, которые:

  • после завершения предыдущей процедуры включены в список вредных и опасных;
  • требуют прохождения первичных и последующих медицинских комиссий.

Аттестуются те места, которые связаны со следующими рабочими процессами:

  • рабочие действия на механизированных средствах труда, транспорте;
  • проведение испытательных и ремонтных работ вышеперечисленных средств труда;
  • применение в процессе труда ручных инструментов;
  • работа с предметами и средствами труда, которые могут оказывать неблагоприятное излучение на человека;
  • работы, связанные с сырьем и материалами;
  • вновь созданные места.

Во время работы на человека оказывает влияние ряд факторов, которые и оцениваются при проведении аттестации рабочих мест:

  • биохимические факторы;
  • наличие полей и других излучений с ионизацией и без нее;
  • акустика, например, уровень шума;
  • уровень освещенности;
  • уровень вибраций;
  • степень травмоопасности;
  • микроклиматические условия;
  • тяжесть и напряженность трудовой деятельности;
  • важность применения барьерных средств для защиты.

Аттестация недавно оборудованного рабочего места проводится не сразу после его создания, а в течение последующего года. Это необходимо для полноты оценки всех факторов, которые оказывают влияние на человека.

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда

Рассмотрим основные этапы проведения процедуры аттестации рабочих мест. При проведении аттестации рабочих мест работодатель несет лишь функции управления процессом. Но он ответственен за сам факт проведения процедуры. Первым действием работодателя является подписание приказа о создании комиссии для проведения аттестации рабочих мест, члены которой:

  • определяют точные сроки, в рамках которых будет проведена аттестация;
  • занимаются поиском нужных производственных мест;
  • ищут ту организацию, которая способна качественно провести эту процедуру;
  • занимаются финальной стадией процесса, оформляя карты аттестации рабочих мест по условиям труда.

Работодатель может предложить сотрудничество и работникам профессиональных союзов в качестве членов комиссии.

В нашей стране аттестацию рабочих мест проводит не сам работодатель, а внешняя независимая специализированная компания. Это является обязательным условием с 01.01.2014. До этого момента работодатель мог проводить аттестацию рабочих мест своими силами, но в большинстве случаев процедура носила формальный характер. Специализированная организация оказывает услуги по проведению процедуры на возмездной, то есть платной основе.

Аттестующая компания должна соответствовать нескольким условиям:

  • быть юридическим лицом;
  • быть свободной в своих действиях;
  • быть независимой от предприятия;
  • быть компетентной по вопросам безопасности трудовых процессов;
  • располагать всеми необходимыми приборами и средствами труда;
  • проводить аккредитацию в установленном законом порядке;
  • входить в реестр компаний, которые оказывают услуги в сфере охраны труда.

После заключения договора на проведение аттестации рабочих мест компания, проводящая аттестацию, должна выполнить ряд мероприятий:

  • определить присутствие вредных и опасных условий работы;
  • произвести с помощью специальных приборов замеры тех самых факторов;
  • подготовить необходимый пакет документов по завершении аттестации;
  • выдать экспертное мнение на заключительном этапе;
  • подготовить перечень мер по улучшению условий рабочей деятельности.

Результаты аттестации рабочих мест для работодателя

Итак, аттестация рабочих мест проведена. Ее результаты окажут влияние на дальнейшую деятельность работников. В зависимости от оценки условий рабочих мест сотрудники могут получить право:

  • на добавление дней к основному ежегодному отпуску (не менее 7);
  • уменьшение по часам длительности рабочей недели;
  • доплату к заработной плате в виде определенного процента (но не менее 4%), рассчитываемого от оклада.

Подробнее о том, что положено работнику, трудящемуся во вредных условиях, читайте в материале «Что относится к вредным условиям труда (нюансы)?» .

Результаты процедуры повлияют на уплату дополнительных взносов работодателя на ОПС. Речь идет о начислениях в отношении работников, которые имеют право на досрочный выход на пенсию. Величина дополнительного тарифа зависит:

  • от вида работ;
  • класса условий труда.

Если сотрудник не занят на соответствующих работах, то дополнительные страховые взносы на его заработную плату и другие вознаграждения не начисляются. При этом неважно, какой класс условий труда установлен в отношении его рабочего места по результатам аттестации рабочих мест. Если после проведения процедуры установлен вредный или опасный класс условий труда, но сотрудники при этом не имеют права на досрочную трудовую пенсию, то на выплаты данным лицам дополнительные страховые взносы не начисляются.

Взносы в ФСС РФ на страхование от несчастных случаев также зависят от проведения аттестации рабочих мест. Перед каждым работодателем стоит выбор: не заниматься улучшением условий труда персонала и перечислять взносы по повышенным тарифам либо проводить аттестацию рабочих мест, определять вредный или опасный класс условий труда, повышать безопасность рабочего места и платить взносы по пониженным тарифам.

Карта аттестации рабочего места по условиям труда

Сторонняя организация занимается процессом аттестации рабочих мест у работодателя и оформляет заключительную документацию. Эта документация служит в качестве подтверждения итогов проведения процедуры. Одним из важных документов выступает карта аттестации рабочего места по условиям труда. Такой документ — доказательство аттестации конкретной рабочей зоны.

В нее должна войти следующая информация:

  • фактические и аналитические сведения о каждой рабочей зоне, рассчитанные по итогам проведения измерительных процедур;
  • рекомендации по совершенствованию уже существующих условий;
  • обоснованность использования компенсаций и льготных условий для персонала.

Специалисты аттестующей компании, измеряющие влияние факторов, подводят итоги процедуры в протоколах. Руководствуясь ими, члены назначенной комиссии оформляют карты аттестации рабочих мест по условиям труда. Среди аналогичных документов не может быть повторяющихся номеров, каждый из них уникален. В нём указываются данные о компании и — самое главное — непосредственные рабочие условия и их влияние на физическое здоровье человека. Каждый из вредных факторов причисляется к определенному классу. Если рабочие условия являются вредными или опасными, то, работая в них, персонал претендует на льготные условия и компенсации.

Карта аттестации заполняется на каждое рабочее место. Но для аналогичных рабочих мест достаточно нескольких карт. Места считаются аналогичными, если:

  • присущи для повторяющейся профессии, должности;
  • осуществляются одинаковые рабочие процессы;
  • используются подобные средства труда, например, одинаковые механизированные станки;
  • присутствуют абсолютно идентичные рабочие условия, например, одно и то же помещение, рабочая зона.

Поэтому при проведении аттестации оцениваются, в первую очередь, условия труда, которые могут быть присущи нескольким рабочим местам. В качестве примера аналогичных мест можно назвать рабочие места сварщиков, грузчиков, кладовщиков, поваров, кондитеров и рабочих подсобных помещений.

Если рабочие места идентичны друг другу и считаются аналогичными, то карта аттестации составляется не менее чем на 20% рабочих мест. К примеру, на предприятии имеется 20 аналогичных рабочих мест сварщиков, следовательно, карту аттестации нужно оформить не менее чем на 4 рабочих места. Но в любом случае при наличии одинаковых рабочих мест карта аттестации должна быть заполнена не менее чем на 2 места. Например, на предприятии есть всего 3 идентичных друг другу места, карту необходимо будет заполнить минимум на 2 места.

С 2012 года те сотрудники, чьи рабочие условия, согласно карте аттестации, признаны опасными или вредными, должны своевременно посещать медицинские учреждения и проходить профилактические осмотры. Это важно для контроля за состоянием их здоровья. Об этом свидетельствует приказ Минздравсоцразвития России «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, … и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников…» от 12.04.2011 № 302н.

О положениях ТК РФ в части обязательных медосмотров читайте в статье «Ст. 213 ТК РФ: вопросы и ответы» .

Штрафы за отсутствие аттестации рабочих мест

Ст. 11 закона № 421-ФЗ ввела в действие новую версию КоАП с 01.01.2015. Как это касается работодателей?

Ст. 5.27.1 КоАП устанавливает штраф для предприятий за отсутствие аттестации рабочих мест, нарушение правил и порядка ее проведения.

Предоставление льгот после спецоценки: как правильно оформить

Предоставление льгот после спецоценки: как правильно оформить

заместитель директора по развитию направления «Охрана труда и экология» группы компаний SRG (Москва)

— На какие льготы и компенсации может претендовать работник?
— Как оформить назначение или отмену льгот?
— Как правильно прописать гарантии и компенсации в коллективном договоре?
— Правовая база
Самые необходимые нормативные акты по этой теме вы найдете здесь.

На какие льготы и компенсации может претендовать работник

Класс условий труда

Дополнительный отпуск (от 7 дней)

Сокращенная рабочая неделя (36 часов)

начальник отдела экономического анализа и мониторинга условий и охраны труда ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минтруда России (Москва)

Гарантии и компенсации работнику устанавливаются по результатам спецоценки условий труда согласно статьям 92, 117 и 147 Трудового кодекса. Но у работника есть право не использовать компенсации, которые предоставляются в большем размере, чем установленный государством минимум, и получать вместо этого деньги. Например, работать обычные 40 часов в неделю (а не 36 часов), использовать только семь дней дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда (если работнику положен более длительный отпуск). Чтобы реализовать эти свои права, порядок, размеры и условия выплаты денежной компенсации должны быть закреплены в соответствующем отраслевом (межотраслевом) тарифном соглашении. Например, в каком размере оплачивать дополнительные часы работы, когда возможно удлинить рабочую смену и т. д. Нормы из отраслевого соглашения переносят в коллективный договор конкретного предприятия. И каждый работник в индивидуальном порядке принимает решение о реализации своих прав.

Смотрите так же:  Как оформить работников в парикмахерскую

Как оформить назначение или отмену льгот

Результаты специальной оценки вступают в силу сразу же после ее завершения, то есть после утверждения комиссией отчета о проведении спецоценки. При этом у работодателя есть 30 календарных дней для ознакомления работников с ее результатами под роспись2.

Если эксперт организации, проводящей спецоценку, установит необходимость назначения гарантий и компенсаций, то работник вправе получать их с момента утверждения отчета о спецоценке. Сведения о гарантиях и компенсациях вписывают в строку 040 карты специальной оценки условий труда3 .

Назначение гарантий и компенсаций следует оформлять дополнительным соглашением к трудовому договору (ст. 72 ТК РФ), вступающим в силу с даты утверждения отчета о спецоценке. Обратите внимание, что в соглашении необходимо указывать конкретные размеры и виды предоставляемых гарантий и компенсаций.

В трудовом договоре с работником должна быть информация об условиях труда на рабочем месте и их характеристика (ст. 57 ТК РФ). Достаточно будет указать итоговый класс (подкласс) условий труда, который проставлен в строке 030 карты спецоценки.

Информацию об условиях труда обязательно нужно вносить в трудовой договор, даже если они признаны оптимальными или допустимыми, то есть когда льготы не назначают. Если условия труда на рабочем месте были задекларированы и карта спецоценки не составлялась, то в трудовой договор необходимо внести лишь информацию о том, что условия труда являются допустимыми (2-й класс).

Отмена ранее действующих гарантий и компенсаций проводится в таком же порядке, но только если работник согласен подписать дополнительное соглашение. Что делать, если работник отказывается работать в новых условиях, не согласен с результатами спецоценки и отменой льгот? Тогда условия трудового договора можно изменить согласно статье 74 Трудового кодекса.

Для этого работодателю необходимо уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца об изменениях трудового договора и их причинах. Если работник не согласен с новыми условиями труда, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Когда такой работы нет или работник от нее отказывается, трудовой договор прекращается (п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ).

Если работник отказывается от ознакомления с результатами специальной оценки, он нарушает часть 2 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Рекомендуем составить об этом акт, а также разъяснить работнику, что он вправе обжаловать результаты специальной оценки в судебном порядке и путем обращения в Государственную инспекцию труда4. Сам факт ознакомления работника с результатами спецоценки не означает его автоматического согласия с ними. Он вправе обратиться за разъяснениями по вопросам проведенной специальной оценки к работодателю, организации и эксперту, проводившим специальную оценку5.

Нельзя забывать и про положения Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ: нельзя ухудшить компенсационные меры, если работнику до 1 января 2014 года фактически предоставлялись льготы за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, а сами условия труда не были улучшены. Это требование распространяется на конкретных работников, подпадающих под данные условия. Если на это рабочее место был принят работник после 1 января 2014 года, то гарантии и компенсации назначаются по действующим положениям Трудового кодекса.

В ходе проводившейся до 2014 года аттестации рабочих мест работнику был установлен класс условий труда 3.1. Ему назначили повышенную оплату труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск и сокращенную рабочую неделю. После этого была проведена специальная оценка условий труда, по результатам которой класс остался прежним – 3.1. В этом случае работодатель обязан сохранить данному работнику все виды фактически реализуемых гарантий и компенсаций в прежних размерах. Однако, если после 2014 года на данное рабочее место примут нового работника, то ему будет положена только повышенная оплата труда в размере не менее четырех процентов тарифной ставки (оклада).

Как правильно прописать гарантии и компенсации в коллективном договоре

При реализации положений статьи 74 Трудового кодекса нужно учитывать, что изменения условий трудового договора не должны ухудшать положение работника по сравнению с гарантиями, установленными коллективным договором или соглашениями. Поэтому рекомендуем педантично и буквально относиться к формулировкам в коллективных договорах (соглашениях). Рассмотрим три из них, которые встречаются наиболее часто.

В первом случае, когда в коллективном договоре не прописаны основания для назначения гарантий и компенсаций, текст может выглядеть так:

«Работникам, работающим по должностям сварщик, слесарь-механик, предоставляются следующие гарантии и компенсации: повышенная оплата труда в размере четырех процентов тарифной ставки (оклада)».

Или «Работникам, работающим по должностям сварщик, слесарь-механик, предоставляются следующие гарантии и компенсации: повышенная оплата труда в размере четырех процентов тарифной ставки (оклада) за условия труда».

При таких формулировках работодателю не удастся отменить предоставляемые компенсации или снизить их размер по итогам специальной оценки, так как пропущено очень важное условие, связывающее их с результатами оценки условий труда – «за работу во вредных и (или) опасных условиях труда». Вне зависимости от класса условий труда на рабочих местах, даже в случае обеспечения оптимальных или допустимых условий труда, гарантии и компенсации должны будут предоставляться в полном объеме.

Второй вариант может предусматривать следующую формулировку:

«Работникам предоставляются следующие гарантии и компенсации: ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в размере семи дней, повышенная оплата труда в размере четырех процентов тарифной ставки (оклада), сокращенная рабочая неделя продолжительностью 36 часов за работу во вредных и (или) опасных условиях труда».

В этом случае, если условия труда признаются оптимальными или допустимыми, гарантии и компенсации подлежат отмене в полном объеме. Однако, если класс условий труда 3.1 или 3.2, то снять, например, сокращенную рабочую неделю не удастся. Таким образом, виды и объем гарантий и компенсаций останутся для всех работников, работающих во вредных условиях труда, едиными вне зависимости от класса (подкласса).

Третий вариант позволяет соблюсти дифференцированный подход к назначению гарантий и компенсаций в зависимости от класса (подкласса) условий труда. На наш взгляд, включение в коллективный договор фразы о том, что гарантии и компенсации назначаются «по результатам СОУТ за работу во вредных и (или) опасных условиях труда в зависимости от класса (подкласса) условий труда», обязательно для работодателей, которые не хотят и не могут предоставлять работникам льготы больше положенных по закону.

Так или иначе, сегодня предоставление гарантий и компенсаций требует взвешенного подхода. Действующее законодательство дает возможность работодателю выбирать разные варианты урегулирования данного вопроса. Главное при этом – обеспечить проведение объективной специальной оценки, соблюсти права работников и педантично подойти к юридическому оформлению документов.

Ответы на ваши вопросы

Нужно ли измерять вредные факторы в офисе?

Нужно ли при спецоценке проводить измерение освещенности и тяжести труда работникам офиса?
Елена ПАШКОВА (Барнаул)

При спецоценке нужно измерять те потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы, которые были идентифицированы6. Идентификацию проводит эксперт организации, занимающейся спецоценкой. После чего комиссия по спецоценке принимает решение о том, нужно ли измерять и исследовать данные факторы. Такой порядок распространяется и на офисные рабочие места.

Нужно ли сохранять льготы за врачами-стоматологами после спецоценки?

У нас в стоматологической поликлинике врачи-стоматологи с давних времен имеют, помимо основного, еще и дополнительный отпуск 14 дней. В 2010 году по результатам АРМ им был установлен класс условий труда 3.2. В настоящее время по результатам СОУТ класс условий труда стал 3.1. Данный класс подразумевает только доплату за вредные условия труда. Что делать с дополнительным отпуском? В учреждении нет никаких локальных документов, регламентирующих предоставление дополнительных отпусков.
Александр ЕЛСУКОВ (Красноуральск)

Результаты проведенной у вас спецоценки показывают, что условия труда немного улучшились – подкласс условий труда снизился. Значит, вы вправе, если иное не вытекает из положений коллективного договора или соглашения, уменьшить размер предоставляемых компенсаций и убрать дополнительный отпуск. За класс условий труда 3.1 работникам положена только повышенная оплата труда (ст. 147 ТК РФ).

Можно ли убрать дополнительный отпуск по результатам спецоценки?

Работника принимали на работу в 2011 году, и по карте аттестации у него было 7 дней дополнительного отпуска. В этом году провели спецоценку условий труда, и по результатам спецоценки по этой должности не стало дополнительного отпуска. Должны ли мы убрать работнику отпуск?
Юлия ШАБАЛИНА (Белово)

Все зависит от того, совпадает ли класс условий труда, установленный аттестацией рабочих мест, с классом условий труда, установленным спецоценкой. Если они совпадают (то есть условия труда не улучшились), то отменить дополнительный отпуск нельзя7. Если же по результатам спецоценки установлен класс условий труда 3.1 и ниже, то дополнительный отпуск можно убрать, если иное не предусмотрено положениями коллективного договора или соглашения.