Дань, подать, пошлина

Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия. . арх. Никифор . 1891 .

Смотреть что такое «Дань, подать, пошлина» в других словарях:

дань — (1) 1. Подать, которую взимали победители с покоренного народа: А князи сами на себе крамолу коваху, а поганіи сами, побѣдами нарищуще на Рускую землю, емляху дань по бѣлѣ отъ двора. 21. Ту убо Мелетинию в кураторию устави цесарь, многы бо тысящь … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»

Дань — пошлина, подать у древних евреев во времена Ветхого Завета было два рода податей: церковная и гражданская. Каждый израильтянин должен был в течение 20 лет давать деньги на храм в качестве выкупа за свою душу. После Вавилонского плена этот… … Православная энциклопедия

Дань — У этого термина существуют и другие значения, см. Дань (значения) … Википедия

Пошлина — В Викисловаре есть статья «пошлина» Пошлина денежный сбор, взимаемый уполномоченными официальными органами при выполнении ими определённых функций, в размерах, предусмотренных … Википедия

Подать — Подать в средневековой Руси совокупность платежей в княжескую (позднее государственную) казну, то же что и «тягло», в этом смысле подать упоминается с начала XV века. В феодальное время от податей частично освобождалось население… … Википедия

Зверина подать — подать (налог) в речных бобрах, куницах и т. п. Была наложена в 1808 на крестьян Беловежской пущи Гродненской губернии; сложена в 1831. При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890 1907) … Википедия

Урок (дань) — У этого термина существуют и другие значения, см. Урок (значения). Урок фиксированный размер дани или, возможно, каких либо работ, которые должны были быть выполнены к определённому сроку. Введение уроков являлось частью административной реформы … Википедия

налог — Дань, оброк, платеж, поборы, повинность, подать, пошлина, сбор, тягота, мыто, мыт, акциз, контрибуция. . .. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. налог дань, оброк, платеж,… … Словарь синонимов

Налогообложение — Налогообложение система изъятия имущества, основанная на властном подчинении. В системе налогообложения властный субъект изымает часть имущества у подчиненного ему субъекта. Такое изъятие может иметь различные формы (дань, подать, и даже… … Википедия

Платеж — Платёж (en. tender,payment) выполнение обязательства (расчет)передачей имущества от должника к кредитору. Платёж осуществляется посредством использования платёжных средств (документов), к которым относятся: Содержание 1 Виды платежей 2 Платежные… … Википедия

Налоги и повинности

Одним из крупнейших источников доходов князей являлась дань — п іямой налог с тех владений, которые были им подвластны. Летописи отмечают, что как только князья захватывали ту или иную территорию, эта терри­тория тут же облагалась данью («и дани поча брати»), что было свидетельством ее зависимости от князя.

Первоначально киевские князья взимали дань с под­властных им племен восточного славянства в том разме­ре, в каком эти племена платили прежде хазарам. При этом некоторые племена платили дань деньгами (ради­мичи «щелягами»), а другие (поляне, северяне, вятичи) мехами, медом, воском. Единицей обложения был дым, т. e. дом, двор, отдельное хозяйство.

Дань собиралась путем обхода князем и его дружи­ной населенных мест, т.е. путем так называемого полю­дья. Под полюдьем первоначально понимался объезд кня­зьями подвластной им территории для выполнения ими правительственных, судебных и финансово-административ­ных функций. Позже полюдье стали связывать, прежде всего, со сбором дани. Полюдье на этом этапе представляло со­бой сбор, или, как тогда говорили, примучиванье дани в виде «товаров»: меда, воска и мехов и т.д. князьями или их дружинниками путем обхода некоторых славянских племен осенью и зимой. Следовательно, понятие «полю­дье» на том этапе обозначало даже не собственно налог, а именно способ взимания дани.

Как наши летописи, так и византийские источники («De administrando imperii») дают возможность устано­вить, как производился сбор дани до середины X в. (до финансово-административной реформы княгини Ольги). Дань взималась путем организации особых экспедиций со стороны киевского князя. Обратимся вновь к тексту византийского автора Константина Багрянородного: «Ког­да наступит месяц ноябрь князья их (рос, руссов) тотчас со всеми рос (руссами) выходят из Киева и отправляются в полюдье, а именно в славянские земли вервионов, другу- итов, кривичей, севериев и других славян, которые платят дань рос. Прокармливаясь там в течение всей зимы, они снова в месяце апреле, когда растает лед на реке Днепре, возвращаются в Киев. Затем они забирают свои одноде­ревки, как сказано выше, оснащают их и отправляются в Романию».

Ho с течением времени такой способ сбора дани был изменен. Это было связано с финансово-административ­ной реформой княгини Ольги, которая отменила объезд князем и его дружиной подвластного населения и уста­новила постоянные места для сбора дани на местах тор­говых стоянок, называвшихся погостами. Как можно по­лагать, одновременно она учредила там должность постоянных финансово-административных агентов кня­зя. Смысл этой реформы, вызванной, несомненно, восста­нием древлян, заключался в своего рода децентрализации сбора дани. C другой стороны, учреждая постоянно дей­ствующие органы, Ольга и ее окружение получили теперь возможность собирать дань по частям и, таким образом, получать полностью всю дань, что при полюдье вряд ли удавалось в достаточной степени. Реформа Ольги имела своим последствием общее увеличение объема дани и ус­ложнение ее состава, так как населению, кроме уплаты собственно дани князю, приходилось также содержать финансово-административных агентов, давать им корм, «поминки» и т. д.

Прежний способ сбора дани (полюдье) был отменен. После же отмены прежнего полюдья дополнительные по­боры с населения, прежде связанные с этим полюдьем, со­ставили новый особый сбор, который стал называться по- старому — «полюдьем». Термин «полюдье» на этом этапе стал обозначать вид прямого налога, включавший в себя те прямые сборы, которые взимались при прежнем полюдье. Так, по Уставной грамоте князя Ростислава Смоленского «на Копысе полюдья четыре гривны» (Владимирский-Бу­данов М. Ф. Хрестоматия. Вып. 1. С. 244) .

Появляется наряду с полюдьем и другой новый пря­мой налог, так называемый дар. Этот прямой налог обра­зовался из тех приношений, которыми население часто встречало князя и его окружение при полюдье. C течени­ем времени установился уже обычай делать эти приноше­ния, а затем возник прямой налог — дар. Первоначально приношения делались натурой (хлеб, продукты питания, меха), а затем дар стал взиматься деньгами. B некоторых землях (например, в Великом Новгороде) полюдье и дар сливались и образовался особый налог, называвшийся полюдьем даровным. Так, по грамоте Мстислава Влади­мировича и сына его Всеволода Юрьеву монастырю был передан Буице с данями и «осенее полюдье даровное пол третия десяте гривен».

После того, как «дар» из добровольных приношений превратился в прямой налог, князья, а возможно, и пред­ставители их администрации — все же получали допол­нительные приношения сверх дара. Эти приношения ста­ли называться почестьем и поминками. Вначале они были неопределенными и необязательными, а затем и почестье превратилось в прямой налог.

Co второй половины X в., когда внутренняя и вне­шняя торговля стала развиваться активнее, чем прежде, дань стала собираться деньгами. A с другой стороны, она собиралась теперь не с дыма, а с рала, т. e. плуга. Дворы, не занимавшиеся землепашеством, не могли платить от плуга, и у них были другие окладные единицы. Например, Уставная грамота Ростислава Смоленского говорит о та­ких элементах населения, которые данью «от плуга» не облагались, — это так называемые истужницы, платив­шие «что мога». Плательщики дани были исчислены по погостам, волостям, по тугам, сотням.

Первоначально, в IX-X вв. жители городов как цент­ров властвования руссов над славянами-общинниками не облагались данями и какими-нибудь другими прямы­ми налогами. Вероятно, они ограничивались платежом косвенных налогов, например мытом, C течением време­ни некоторые малозначительные города стали, как видно из грамоты князя Ростислава Смоленского, платить пря­мые налоги, называвшиеся «погородием» и «почестием».

Смотрите так же:  Пфр-ростовской области материнский капитал

(Цит. по: Владимирский-Буданов М. Ф. Хрестоматия. Вып. 1. С. 247.)

Некоторые города стали платить кроме погородия и почестья также и дань (такими городами в Смоленской земле являлись, например, Торопец, Вержавск, Пацын, Жижка).

C течением времени жители городов стали облагать­ся прямыми налогами уже регулярно и в конечном счете превратились в так называемое чернотяглое, т.е. налого­облагаемое население. При этом дань стала взиматься не только с городских жителей, занимавшихся в пригороде сельским хозяйством, и с ремесленников, HO и с купцов, о чем говорит летопись: «В Пацини дани 30 гривен, а из того епископу 3 гривны, а в гостиной дани неведомо, а что ся сойдет, из того святей богородици и епископу деся­тина». (Цит.по: Владимирский-Буданов М. Ф. Хрестома­тия. Вып. 1. С. 243.)

Хотя дань взималась деньгами и в определенных цент­рах, тем не менее и в рассматриваемый период князья или их особо доверенные лица все же ездили собирать дань, т. e. принимать ее от княжеских агентов, постоян­но сидевших в особых финансово-административных еди­ницах — волостях и погостах. Летопись сообщает: «В се время приключися прити от Святослава дань емлюще Яневи, сыну Вышатину» (Лаврентьевская летопись, под 1071 г.). C течением времени возникли уже постоянные должностные лица, собиравшие дань, которые затем по­лучили название данников.

Как видно из приведенного выше текста Уставной грамоты князя Ростислава Смоленского, в рассматривае­мый период был уже установлен более или менее опреде­ленный размер дани с каждой финансово-административ­ной единицы: «А в Торопчи дани четыреста гривен, а епископу с того взяти 40 гривен; а в Жижци дани 130 гривен, а с того епископу взяти 13 гривен» и т. д. (Цит. по: Владимирский-Буданов М. Ф. Хрестоматия. Вып. 1.

По мере развития феодальных отношений в Киевс­ком государстве и по мере образования княжеского доме­на дань постепенно фактически превращалась в феодаль­ную ренту. B основном процесс превращения дани в фео­дальную ренту заключался:

1) в постепенном захвате земель племен и народов, обложенных данью, и превращении этих земель в фео­дальные владения князей и их слуг;

2) в постепенном усложнении как способов собира­ния дани, так и состава ее; в частности, от сбора дани в одинаковом размере от двора или рала перешли к диффе­ренцированной дани по размеру и качеству земли; к дани присоединились разного рода дополнительные поборы;

3) в раздаче князьями права на сбор дани своим боя­рам и церковным учреждениям, что фактически вело к передаче им крестьянства и крестьянских земель. Этот процесс наблюдался с XI в.

Превращение дани в феодальную ренту было одним из способов превращения свободных общинников в зави­симое сельское население.

B феодальную ренту превращалась не только дань, но параллельно и другие прямые налоги.

Последующая деятельность князей сводилась к даль­нейшему усложнению состава дани и укреплению мест­ных организационных центров ее сбора. Количество кня­жеских административных агентов, занятых сбором дани, увеличивалось, функции их усложнялись. Территория Киевского государства стала делиться на ряд твердо очер­ченных административных единиц — погостов и волос­тей. Появились новые органы местной феодальной влас­ти — наместники и волостели с их помощниками — тиунами и рядовичами.

Увеличивавшаяся с каждым днем местная админис­трация требовала увеличения дани, она вводила ряд до­полнительных сборов и пошлин. Фактическим дополне­нием к дани в пользу князя стали сборы в пользу его местной администрации — так называемые кормления. Нет никакого сомнения, что так называемая система кор­мления ведет свое начало с XI-XII вв. До нас не дошли известия, как и какие именно корма взимались с сельско­го населения местными властями, но напрашивается ана­логия этих сборов со сборами судебных агентов — вирни­ков, мечников и т. д. По Русской Правде, вирники, напри­мер, получали, кроме денег, солод, туши бараньи или говя­жьи, сыр, хлеб, пшено, кур, рыбу, овес для лошадей. Вводились в пользу местной администрации также уже типично феодальные сборы, например, брачные пошлины — выводная куница и новоженый убрус (в ранних памят­никах брачные пошлины называются веном — «вено вод- ское»).

Кроме дани и других прямых налогов, памятники Киевской Руси упоминают о ряде повинностей, которыми было обременено население. Одной из самых древнейших повинностей был повоз, заключавшийся в обязанности доставлять князьям и их людям подводы с проводника­ми и гребцами. (Известно, что собранная князьями при полюдье дань отправлялась к сплавным рекам для того, чтобы весной, по вскрытии этих рек, переправить ее в Киев.) 06 этой повинности говорят летописи, рассказывающие и о событиях XII в.

Среди других повинностей памятники говорят о мо­щении улиц («мостовщине») и о постройке городских ук­реплений («городовое дело»), C течением времени воз­никли должности городников и мостников, которые наблюдали над выполнением этой повинности населения. Эти должностные лица получали установленное в Рус­ской Правде вознаграждение (см. статьи 42 ,43).

C XI в. сельское население было вынуждено отправ­лять также ратную и военно-конную повинность.

В 1237-1242 годах войска хана Батыя во время похода на запад завоевали почти всю Восточную Европу. После потери суверенитета русские княжества, как и другие покоренные земли, стали платить дань Золотой Орде. Так продолжалось до 1480 года. Причем многие историки оценивают налоговый гнет Орды по-разному. Одни источники утверждают, что тягота ордынских податей была неподъемным грузом для русских крестьян. Другие специалисты, напротив, считают размер ордынской дани вполне адекватным.

Обложили почти всех

Самое первое упоминание о сборе налогов в пользу монгольских ханов датировано 1245 годом. В Новгородской летописи историки нашли такие строки: «И сочтоша в число, и начаша на них дань имати». Речь идет о переписи населения Руси, организованной завоевателями, чтобы определить количество населения, подлежащего налогообложению. Такие статистические подсчеты монголы провели во всех княжествах вскоре после установления своей власти.

Несколько лет потребовалось представителям Золотой Орды, чтобы упорядочить работу по сбору дани. Не обходилось без эксцессов, разумеется. Жители протестовали, устраивали восстания, убивали баскаков — сборщиков дани. Но эти народные бунты подавлялись порой самими князьями, не желавшими вызывать гнев монголов.

В конце XIII века все население Руси было пересчитано, а на территории местных княжеств монголы создали 43 налоговых округа (тьмы).

Примечательно, что до монгольского нашествия большинство русских не платили никаких податей. Поэтому недовольство людей было велико.

Единственное сословие, которое налоговые нововведения никак не затронули, было духовенство. Во всех завоеванных странах потомки Чингисхана стремились добиться лояльности священнослужителей, независимо от их религии — такова была политика.

Поначалу, испытывая дефицит кадров, монголы поручали сбор дани с русских княжеств откупщикам. Как правило, богатые люди вносили в казну Золотой Орды определенную сумму, а взамен получали право на обложение налогами населения какой-то конкретной территории. Но эта практика оказалась порочной. Жадные откупщики практически грабили жителей Руси, провоцируя бунты. Поэтому в начале XIV века сбор дани был поручен самим князьям.

Основным налогом, взимаемым завоевателями, был так называемый «ясак» (выход). Его платили крестьяне и ремесленники. Изначально размер данной подати составлял одну десятую часть дохода каждой семьи и выплачивался продуктами и товарами. Например, новгородцы могли отдавать ордынскому баскаку как серебро, так и шкуры куниц. Но вскоре натуральный выход был заменен на его денежный эквивалент.

Известно, что в 1275 году жители северо-востока Руси каждый год вынуждены были платить правителям Золотой Орды по полугривне с каждой сохи (то есть с крестьянского хозяйства, подворья). Причем серебряная гривна в ту пору весила 150-200 г. Получается, что одна семья ежегодно отдавала монголам 75-100 г серебра. Не так уж и мало, но и непосильным налоговым бременем не назвать.

Торговцы всех мастей платили тамгу. Именно от названия данной подати произошло русское слово «таможня». Примечательно, что этот налог мог взиматься как с капитала, так и с годового оборота каждого конкретного купца. Размер монгольской тамги не идет ни в какое сравнение с современными ставками торговых налогов, акцизов и сборов. Очевидно, правители Золотой Орды стремились поддерживать деловую активность на завоеванных ими территориях.

Смотрите так же:  Кто имеет право на карту поляка

Судите сами. Купцы из Персии и Центральной Азии с каждых 240 динаров своего капитала должны были заплатить в монгольскую казну 1 динар. А если тамга взималась с оборота, то она варьировалась в пределах 3-5%, в зависимости от географического расположения конкретного города и наличия там оживленных торговых путей.

Учитывая обеспеченность купцов, размер данной подати рассчитывался не в серебре, как с крестьян и ремесленников, а в золоте. Влиятельные «олигархи» того времени облагались налогом индивидуально, а представители мелкого и среднего бизнеса выплачивали тамгу коллективно, объединяясь в ассоциации.

Помимо двух вышеупомянутых податей, составлявших главную часть всех доходов Золотой Орды, монголы собирали множество других. Так, на содержание почтовых станций, укомплектованных лошадьми, взимался ям. Впоследствии от этого слова образовалось название ямской службы.

Жители Руси также должны были гостеприимно принимать ханских послов. Им предоставлялся «корм» – средства на личные нужды и содержание приближенных. Разумеется, приветствовалось подношение различных даров влиятельным представителям Золотой Орды.

Каждый князь, отправляясь в ставку хана, привозил с собой не только собранное серебро и золото, но и ценные вещи, предметы роскоши, предназначавшиеся для самого правителя, его советников и родственников.

Само по себе тюркское слово tuzghu означает «подарки и подношения прибывшим». В Новгородской летописи имеется такая запись: «И было великое смятение в Новгороде, когда проклятые татары собрали туску и причинили много зла людям в сельской местности». Эти драматические события датированы 1259 годом.

Как выяснили историки, годом ранее новгородцы устроили бунт, не желая участвовать в переписи населения: люди понимали, что как только их количество будет подсчитано, начнется сбор дани. Тогда монголы отправились в Новгород брать туску силой и наказали бунтовщиков.

Время от времени с русских княжеств собирались «запросы» на различные нужды. Обычно речь шла о финансировании военных операций, часто совершаемых монгольской армией совместно с княжескими дружинами.

За возможность не отправлять сыновей рекрутами в монгольскую армию их родители выплачивали кулуш.

Как подсчитали историки, помножив размер налогов на численность населения Руси, каждый год монголо-татарского ига обходился жителям всех местных княжеств примерно в 12-14 тысяч рублей, что приблизительно равнялось 1,5 тонны серебра.

Это сравнительно немного, ведь покоренные монголами китайские провинции давали в три раза больше дохода. А южная империя Сун откупалась от возможных набегов, ежегодно выплачивая монголам 7,5 тонны серебра и отправляя целые караваны верблюдов, груженных шелковыми тканями. Другими словами, налоги всего Китая превышали 12 тонн драгоценного металла. Правда, Поднебесная уже в те годы была заметно многолюднее других стран.

Если говорить об отдельных княжествах, то суммы варьировались в зависимости от численности населения и многих других обстоятельств. Так, в середине XIV века Владимирские земли каждый год платили монголам 5 тысяч рублей, а Суздальско-Нижегородское княжество – 1,5 тысячи рублей. Новгородские и Тверские земли отдавали по 2 тысячи; город Москва – 1 280 рублей.

Для сравнения: в то время город Астрахань (Хаджитархан), через который шла оживленная торговля между востоком и западом, ежегодно выплачивал в ордынскую казну 60 тысяч алтын, что эквивалентно 1 800 рублям.

Итак, монгольская дань была ощутимой, но не непосильной. К тому же русские княжества часто задерживали выплаты, местное население бунтовало. А во второй половине XV века, когда Золотая Орда начала терять былое военное могущество, русские деньги уже годами не поступали в бюджет завоевателей.

Ацтеки платили налоги, а не дань

Государства взаимодействуют с подданными двумя путями: они их эксплуатируют и обеспечивают услугами. Эта формула действовала как во времена ранних государств в Месопотамии, так действует и ныне. Налогообложение – основное средство эксплуатации государством своих граждан, которое одновременно подпитывает его доходом, идущим на обеспечение подданных услугами.

Исследования ученых показывают, что по организации фискальной системы (налогообложения и то, как собираются налоги) можно понять эти операции и природу взаимоотношения между системой и его субъектами (Blanton and Fargher 2008; Cosgel and Miceli 2009; Levi 1988). Временные рамки подобных исследований расширяются (Monson, Scheidel и др.) и их можно применить для нашего понимания общества и способа правления ацтеков и других народов Месоамерики.

Ацтеки платили налоги, они не платили дань, подать. Налоги и дань – совершенно разные формы государственного дохода. Налоги – это регулярные, типовые сборы, в то время, как дань чаще единовременно выплачиваемая сумма, обычно по принуждению. Судя по определению, большинство домашних хозяйств ацтеков выплачивали своему городу-государству и империи Тройственного союза налоги, а не дань. В то же время научная литература об ацтекском обществе почти поголовно называет эти выплаты данью. Причину этого понять несложно. В XVI веке в испанском языке для налогов использовалось слово tribute. Ранние испанские хронисты не пользовались другим термином, например, impuesto. Из-за использования в ранних испанских источниках термина tribute и случилось то, что в последующей научной литературе использовался термин дань, подать для ацтекских денежных выплат.

В современном понимании, однако, дань и налоги имеют различное аналитическое значение во всех дисциплинах за исключением, вероятно, изучения месоамериканских культур. Продолжающееся использование научным сообществом термина «дань» там, где аналитически более уместен термин «налог» препятствует нашему пониманию ацтекского и других месоамериканских обществ, и вот почему. Во-первых, так создается препятствие для применения концепций и методов компаративного фискального исследования к ацтекскому обществу. Во-вторых, это мешает компаративному анализу. И, в-третьих, это создает ощущение, что ацтекская фискальная организация сильно отличалась от других известных аграрных обществ – была намного проще и примитивнее. Однако, на самом деле ацтекская фискальная система была настолько сложной, что заводит в тупик – она имеет многие характеристики других древних и исторических систем налогообложения со всего мира. Я подробнее описывал её в другой статье, а здесь показано, что ацтекская фискальная система действительно соответствует общепризнанным концепциям налогообложения, а не дани. Также в этой статье перечислены операции ацтекской фискальной системы, как описывают их в исторических источниках.

Дань и налоги

Научное определение налогов и дани уходит корнями в раннесредневековую Британию, где теории государственных финансов «фокусировались на доходе с собственности и различии между платежами, взыскиваемыми на регулярной основе, как дань, рента, получаемой с королевского имущества и денег, собираемых с субъектов» (Wareham 2012:913), при этом последнее из перечисленного является налогами. Различием между данью и налогом пользовались этнографы для описания доходов африканских царств. Люси Мэр (Lucy Mair, 1977:98), например, писала, что «дань – это единовременно выплачиваемая сумма, истребованная с субъекта территории, а налог – платеж, которым облагают индивидуумов».

Современные компаративистские труды также дают уточнения в отношении дани и налогов. Чарльз Тили (Charles Tilly, 1992:87), например, выделяет пять типов государственных доходов: рента, выплаты по ден.потокам, выплаты по акциям, налоги и дань (которую он определяет, как «произвольные выплаты, возложенные на индивидуума, группы или районы»). Шведский ученый Даниэль Таршис (Damiel Tarschys, 1988) опубликовал самое четкое определение налогов и дани. Он определил дань, как «непостоянный сбор, получаемый на нерегулярной основе» (p.1). А вот, что касается налогов: «Когда их сравнивают с данью и тарифами, налоги выделяются неизменностью и регулярностью расходов. Их выплата имеет календарный базис и не привязана к какому-либо событию или прибытию каких-либо товаров. В отличие от дани налоги периодически повторяются, предсказуемы, имеют систему и являются обязательством, основанном на законе» (Tarschys 1988:7).

Другими формами государственных доходов в его схеме являются тарифы и доходы от деятельности. В своей предыдущей статье (Smith 2004) я подразделил источники доходов древних государств на семь типов: грабеж; финансы; дань, выплачиваемая товарами роскоши; налогообложение, выплачиваемое товарами или деньгами; рента с государственных земель; коммерческое инвестирование и налогообложение, выплачиваемое трудовой повинностью.

Смотрите так же:  Отчетность предприятия с иностранными инвестициями

Из данного небольшого обзора станет понятно, что ацтекская государственная система сбора доходов собирала налоги, а не дань. Эта система основывалась на регулярных выплатах, проводимых в определенные календарные даты ацтекского календаря (большинство выплат проводились два или четыре раза в год). Объем сбора записывался в документах, подобным Matricula de Tributos и в многочисленных местных свитках. Налог собирался профессионалами – кальпишке. Вкратце, выплаты ацтекскому государству могут классифицироваться по современному научному определению как налоги.

Ацтекские имперские налоги

Я определил не менее 11 различных видов налогов: 3 на имперском уровне и 8 на уровне городов- государств (Таблица 1).

Таблица 1. Виды налогов в ацтекской центральной Мексике

ДАНЬ НАЛОГ — натуральный или денежный сбор с побеждённых в пользу победителя; одна из форм налога с подданных.

В про­цес­се фор­ми­ро­ва­ния феодальных от­но­ше­ний Дань раз­ви­ва­лась в двух на­прав­ле­ни­ях: с од­ной сто­ро­ны, пре­вра­ща­лась в государственный на­лог (по­душ­ный или по­зе­мель­ный), с дру­гой — в ре­зуль­та­те по­жа­ло­ва­ния ко­ро­ля­ми пра­ва сбо­ра до­хо­дов дру­жин­ни­кам и ду­хо­вен­ст­ву она транс­фор­ми­ро­ва­лась в феодальную рен­ту. Дань сыг­ра­ла зна­чительную роль в ста­нов­ле­нии фео­да­лиз­ма в стра­нах Северной Ев­ро­пы (бок­ленд, да­не­гельд — в Анг­лии, вейц­ла — в Скан­ди­навских стра­нах и т. д.).

На Ру­си Дань из­вест­на с середины IX века как пла­тёж в поль­зу ва­ря­гов и Ха­зар­ско­го ка­га­на­та, а с 880-х годов — в поль­зу ки­ев­ско­го кня­зя. Данью об­ла­га­лись отдельные пле­ме­на и груп­пы пле­мён. Взи­ма­лась на­ту­рой (ме­ха­ми, мё­дом и др.) или день­га­ми — пер­во­на­чаль­но с «ды­ма» (хо­зяй­ст­ва од­ной се­мьи), за­тем — с «плу­га» или «со­хи» (ок­лад­ной еди­ни­цы в 2 или 3 ра­бо­чие си­лы). По ме­ре ук­ре­п­ле­ния вла­сти кня­зя Дань ста­но­ви­лась обя­за­тель­ной и ис­поль­зо­ва­лась для со­дер­жа­ния дру­жи­ны. Со­би­ра­лась во вре­мя по­лю­дья (осен­не-зим­не­го объ­ез­да кня­зем тер­ри­то­рии сво­его кня­же­ст­ва). До XII века сбо­ром Дани за­ни­ма­лась кня­же­ская дру­жи­на. Специальные сбор­щи­ки Дани — «дань­ни­цы» — поя­ви­лись в русских кня­же­ст­вах и зем­лях не ра­нее XII века (с XIV века име­но­ва­лись «дан­щи­ка­ми»). По­ми­мо Дани в поль­зу кня­зя, «дан­щи­ки» взи­ма­ли так­же осо­бые «дан­ские по­шли­ны» в свою поль­зу. По ме­ре рос­та свет­ско­го и цер­ков­но-мо­на­стыр­ско­го зем­ле­вла­де­ния в XII-XVII веках на­се­ле­ние круп­ных вот­чин час­то по­лу­ча­ло ос­во­бо­ж­де­ние от Дани по жа­ло­ван­ным гра­мо­там ве­ли­ких и удель­ных кня­зей, с 1547 года — ца­рей. Ино­гда сбор Дани и других пря­мых на­ло­гов от­да­вал­ся в ру­ки са­мо­го зем­ле­вла­дель­ца, ко­то­рый вно­сил пла­тёж в кня­же­скую каз­ну «об­ро­ком». Ка­ж­дый пра­вя­щий князь (ве­ли­кий или удель­ный) имел пра­во сбо­ра Дани со сво­их под­дан­ных. При этом её раз­ме­ры варь­и­ро­ва­лись по кня­же­ст­вам.

Осо­бой раз­но­вид­но­стью Дани в XIII-XV веках яв­лял­ся на­лог в поль­зу ха­нов Зо­ло­той Ор­ды — «вы­ход». В середине XIII — начале XIV веков его сбор осу­ще­ст­в­лял­ся бас­ка­ка­ми, но уже с по­след­ней тре­ти XIII века эта функ­ция по­сте­пен­но пе­ре­хо­ди­ла к великим князь­ям вла­ди­мир­ским, ко­то­рые ста­ли не­сти от­вет­ст­вен­ность за его уп­ла­ту. Дань, со­б­ран­ная с уде­лов, пе­ре­да­ва­лась великому кня­зю. Раз­мер «вы­хо­да», ус­та­нов­лен­ный для московских великих кня­зей, в конце XIV века со­став­лял 5 тысяч рублей, в 1-й тре­ти XV века — 7 тысяч рублей, в начале XVI века — 1 тысяча рублей. Наи­бо­лее ве­ро­ят­ный максимальный раз­мер «вы­хо­да» с «со­хи» рав­нял­ся пол­ти­не (100 де­нег). По­ла­га­ют, что Дань в Ор­ду до­став­ля­лась один раз в 7-8 лет. При ос­лаб­ле­нии вла­сти Ор­ды великий князь мог со­хра­нить со­б­ран­ную дань за со­бой, од­на­ко в этом слу­чае он дол­жен был по­де­лить­ся с удель­ны­ми князь­я­ми.

В XV-XVI веках Дань вхо­ди­ла в чис­ло обя­зательных на­ло­гов со всех ка­те­го­рий тяг­ло­го на­се­ле­ния, не поль­зо­вав­ших­ся по­дат­ным им­му­ни­те­том. В XVI веке сбо­ром Дани на­ря­ду с «дан­щи­ка­ми» (а обыч­но вме­сто них) ве­да­ли го­ро­до­вые при­каз­чи­ки. Во 2-й половине XVI-XVII веках «дан­ны­ми день­га­ми» или «чет­верт­ны­ми до­хо­да­ми» на­зы­ва­ли со­во­куп­ность пла­те­жей [Дань, на­ме­ст­ни­чий корм, день­ги за го­ро­до­вое, за­сеч­ное, а так­же и ям­чуж­ное (из­го­тов­ле­ние се­лит­ры) де­ла], по­сту­пав­ших в фи­нан­со­вые при­ка­зы (чет­вер­ти). Двор­цо­вые кре­сть­я­не пла­ти­ли «дан­ные день­ги» в за­ви­си­мо­сти от ме­ст­ных ус­ло­вий в раз­ме­ре от 30 до 70 рублей с «со­хи» («со­ха» в это вре­мя из­ме­ря­лась ко­ли­че­ст­вом зем­ли); чер­но­сош­ные — 48-200 руб.; по­сад­ские лю­ди — 30-58 руб. в рай­онах слу­жи­ло­го зем­ле­вла­де­ния, а на чёр­ных зем­лях — как чер­но­сош­ные кре­сть­я­не. «Дан­ные день­ги» от­ме­не­ны в 1679 году по­сле объ­е­ди­не­ния важ­ней­ших пря­мых на­ло­гов в один — «стре­лец­кие день­ги».

С XV-XVI веках в По­вол­жье, с XVII века в Си­би­ри с при­сое­ди­нён­ных на­ро­дов, за­ни­мав­ших­ся охот­ничь­им про­мыс­лом, взи­мал­ся ясак.

В XV-XVII веках ми­тро­по­лит (с 1589 года пат­ри­арх), ар­хи­епи­ско­пы и епи­ско­пы взи­ма­ли осо­бую цер­ков­ную Дань с при­чтов церк­вей, на­хо­див­ших­ся в пре­де­лах под­ве­дом­ст­вен­ной ие­рар­ху епар­хии. Эта Дань мог­ла взи­мать­ся в два приё­ма — зи­мой (ро­ж­де­ст­вен­ская) и ле­том (пет­ров­ская). Отдельные церк­ви ос­во­бо­ж­да­лись от Дани в жа­ло­ван­ных гра­мо­тах ие­рар­хов.

Боюсь,за доставку придётся отдать дань!

Сборы средств на ДР коллеге.

За свои 30 лет, я много где проработал и в больших и не очень организациях, цехах итд. Так вот, во многих из них была, или даже есть, дебильная традиция «СОБИРАТЬ ДЕНЬГИ НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КАКОГО НИБУДЬ КОЛЛЕГИ, ВАСИ ПУПКИНА», которого я знать не знаю, разве что на проходной пару раз видел, или в курилке.

И так, устроился я в далеком 2005 году на свою первую работу в большой кондитерский цех. И там была эта «дебильная традиция». Ну что же, традиция, так традиция, к тому же все не против и сдают деньги. Так я скидывал свои деньги, чуть ли не каждый месяц, в течении почти года на дни рождения всяких «ЕГОРОВЫХ КУРАЛАЕК». И настал момент истины, мое день рождения. И что вы думаете? Все чуть ли не хором сказали: «А кто это Enot888, я его почти не знаю, денег я сдавать не буду» БДА БУМ ТСС.

Хороший урок был для меня. И с подобными сборами, я встречался еще наверное раза 3-4, но уже на других работах. И всегда я рассказывал эту историю «сборщику дани», при всех коллегах и добавлял, «ИДИТЕ ВЫ НА Х..Й, СО СВОИМИ ДНЮХАМИ» и весь коллектив меня поддерживал.

Продлить то, чего нет!

Многие хоть раз, но наверняка слышали о Челябинском метро.

Строится более 20 лет

«закопано» уже более 8 млрд рублей (по официальным данным)

На поддержание (от обрушения) ежегодно требуется более 0,5 млрд рублей

в данный момент работает 0 станций

ни один человек в живую не видел что там происходит

Сегодня на пресс-конференции глава города Челябинск Евгений Тефтелев заявил , что нужно продлить ветки метро еще на несколько районов, уже к имеющимся, но для этого нужно выделить 75 млрд рублей.

Для начала запустите в работу хотя бы 1 ветку!

Мне вот интересно, что «они» еще придумают?

почему для выражения «Надо отдать дань» выбрали слово дань? Если значение «дань» — подать, налог, а выражения -«оценивать по достоинству»?

Не уверен, что «позитивность-негативность» можно корректно приложить к упомянутым выражению и термину. А вот если «дань» понимать как то, что необходимо отдать или воздать, тогда всё станет на свои места.

Ничего не складывается. Отдать дань. Почему именно дань?

Значения вообще противоположные

А слово выбрано именно это

Ну почему же значения «противоположные». Как раз они достаточно одинаковые. Если, например, у моего собеседника есть какие-то достоинства, то я, воздавая ему должное, и говорю о наличии у него этих достоинств ,хотя в целом он может даже мне и не нравится. Т.е. в определённом смысле обязан это сделать. Также и данник был должен выполнить некие обязанности. Вы спрашиваете- а почему для нашего выражения выбрали именно дань. А попробуйте поставить на место дани другое слово, например, гостинец. Позитивное, так сказать, слово. И что же у нас получится. Да сущая ерунда, поскольку этот самый гостинец дело сугубо добровольное.