Содержание статьи:

Статья 309. Особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации

Статья 309. Особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации

1. Следующие виды доходов, полученных иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов:

1) дивиденды, выплачиваемые иностранной организации — акционеру (участнику) российских организаций;

2) доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации (с учетом положений пунктов 1 и 2 статьи 43 настоящего Кодекса);

3) процентный доход от долговых обязательств любого вида, включая облигации с правом на участие в прибылях и конвертируемые облигации, в том числе:

доходы, полученные по государственным и муниципальным эмиссионным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение доходов в виде процентов;

доходы по иным долговым обязательствам российских организаций, не указанным в абзаце втором настоящего подпункта;

4) доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности. К таким доходам, в частности, относятся платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за использование или за предоставление права использования любого авторского права на произведения литературы, искусства или науки, включая кинематографические фильмы и фильмы или записи для телевидения или радиовещания, использование (предоставление права использования) любых патентов, товарных знаков, чертежей или моделей, планов, секретной формулы или процесса, либо использование (предоставление права) использования информации, касающейся промышленного, коммерческого или научного опыта;

5) доходы от реализации:

акций (долей в капитале) российских организаций, более 50 процентов активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей). При этом доходы от реализации на иностранных биржах (у иностранных организаторов торговли) ценных бумаг или производных от них финансовых инструментов, законно обращающихся на этих биржах, не признаются доходами от источников в Российской Федерации;

6) доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации;

7) доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе доходы от лизинговых операций, доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках;

8) доходы от международных перевозок.

Под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации;

9) штрафы и пени за нарушение российскими лицами, государственными органами и (или) исполнительными органами местного самоуправления договорных обязательств;

10) иные аналогичные доходы.

2. Доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров или иного имущества, кроме указанного в подпунктах 5 и 6 настоящей статьи, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 настоящего Кодекса, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

Премии по перестрахованию и тантьемы, уплачиваемые иностранному партнеру, не признаются доходами от источников в Российской Федерации.

3. Доходы, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи, являются объектом налогообложения по налогу независимо от формы, в которой получены такие доходы, в частности, в натуральной форме, путем погашения обязательств этой организации, в виде прощения ее долга или зачета требований к этой организации.

4. При определении налоговой базы по доходам, указанным в подпунктах 5 и 6 пункта 1 настоящей статьи, из суммы таких доходов могут вычитаться расходы в порядке, предусмотренном статьями 268, 280 и 300 настоящего Кодекса.

Указанные расходы иностранной организации учитываются при определении налоговой базы, если к дате выплаты этих доходов в распоряжении налогового агента, удерживающего налог с таких доходов в соответствии с настоящей статьей, имеются представленные этой иностранной организацией документально подтвержденные данные о таких расходах.

5. Налоговая база по доходам иностранной организации, подлежащим налогообложению в соответствии с настоящей статьей, и сумма налога, удерживаемого с таких доходов, исчисляются в валюте, в которой иностранная организация получает такие доходы. При этом расходы, произведенные в другой валюте, исчисляются в той же валюте, в которой получен доход по официальному курсу (кросс-курсу) Центрального банка Российской Федерации на дату осуществления таких расходов.

6. Если учредителем или выгодоприобретателем (иным третьим лицом) является иностранная организация, не имеющая постоянного представительства в Российской Федерации, а доверительным управляющим является российская организация либо иностранная организация, осуществляющая деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, то с доходов учредителя или выгодоприобретателя (иного третьего лица), полученных в рамках договора доверительного управления, налог удерживается и перечисляется в бюджет доверительным управляющим.

Налогообложение доходов иностранных организаций
от источников в Российской Федерации

1. Общие положения

Согласно ст. 246 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) плательщиками налога на прибыль являются не только российские организации, но и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Основной принцип налогообложения доходов иностранных организаций от источников в Российской Федерации, определенный в главе 25 НК РФ, заключается в том, что налогообложению в Российской Федерации подлежит только тот доход иностранной организации, источник которого находится в Российской Федерации.

Другой принцип заключается в том, что доход подлежит налогообложению у источника выплаты, если он не связан с деятельностью иностранной организации в Российской Федерации через постоянное представительство. В данном случае источник выплаты дохода становится налоговым агентом, и на него в соответствии со ст. 24 НК РФ возлагается обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы из доходов налогоплательщика (иностранной организации) и перечислению налога в бюджет.

В соответствии со ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны:

  1. правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;
  2. в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
  3. вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
  4. представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Доходы иностранных организаций, облагаемые у источника выплаты

Особенности налогообложения доходов иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации, установлены в ст. 309 НК РФ.

В п. 1 ст. 309 НК РФ приведен перечень видов доходов, полученных иностранной организацией, относящихся к доходам от источников в Российской Федерации и подлежащих налогообложению у источника выплаты этих доходов. К ним относятся:

  • дивиденды, выплачиваемые иностранной организации – акционеру (участнику) российских организаций;
  • доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации (с учетом положений п. 1 и 2 ст. 43 НК РФ);
  • процентный доход от долговых обязательств любого вида, включая облигации с правом на участие в прибылях и конвертируемые облигации (в том числе доходы, полученные по государственным и муниципальным эмиссионным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение доходов в виде процентов, а также доходы по иным долговым обязательствам российских организаций);
  • доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • доходы от реализации акций (долей) российских организаций, более 50 % активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей). Если вышеуказанная доля не превышает 50 %, то такие доходы не относятся к доходам от источников в Российской Федерации;
  • доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации;
  • доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе доходы от лизинговых операций, доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках. При этом доход от лизинговых операций, связанных с приобретением и использованием предмета лизинга лизингополучателем, рассчитывается исходя из всей суммы лизингового платежа за минусом возмещения стоимости лизингового имущества (при лизинге) лизингодателю;
  • доходы от международных перевозок;
  • штрафы и пени за нарушение российскими лицами, государственными органами и (или) исполнительными органами местного самоуправления договорных обязательств и т.д.

Не признаются доходами, полученными от источников в Российской Федерации, а следовательно, не подлежат обложению налогом у источника выплаты следующие доходы:

  • доходы от реализации на иностранных биржах (у иностранных организаторов торговли) ценных бумаг или производных от них финансовых инструментов, обращающихся на этих биржах (подпункт 5 п. 1 ст. 309 НК РФ). Если акции российских организаций, более 50 % активов которых состоят из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, были приобретены на иностранных биржах (у иностранных организаторов торговли), то вне зависимости от соответствия критерию «50 %» доходы иностранных организаций от их реализации не относятся к доходам от источников в Российской Федерации;
  • доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества (кроме доходов от реализации акций и недвижимого имущества), имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации (п. 2 ст. 309 НК РФ);
  • премии по перестрахованию и тантьемы, уплачиваемые иностранному партнеру (п. 2 ст. 309 НК РФ).
Смотрите так же:  Развод на опросах

3. Порядок определения налоговой базы

Доходы, получаемые от источников в Российской Федерации, являются объектом налогообложения независимо от формы, в которой получены такие доходы, в частности доходы, полученные в натуральной форме, посредством погашения обязательств этой организации, в виде прощения ее долга или зачета требований к этой организации.

Налоговая база по доходам иностранной организации, подлежащим налогообложению, и сумма налога, удерживаемого с таких доходов, исчисляются в валюте, в которой иностранная организация получает такие доходы (п. 5 ст. 309 НК РФ). При этом расходы, произведенные в другой валюте, исчисляются в той же валюте, в которой получен доход, по официальному курсу Банка России на дату осуществления таких расходов.

При определении налоговой базы по доходам от реализации акций (долей в капитале) российских организаций, более 50 % активов которых состоят из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей), и по доходам от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, из суммы таких доходов могут вычитаться расходы в порядке, предусмотренном:

  • для определения расходов при реализации имущества (ст. 268 НК РФ);
  • для определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами (ст. 280 НК РФ).

Вышеуказанные расходы иностранной организации учитываются при определении налоговой базы, если к дате выплаты этих доходов в распоряжении налогового агента, удерживающего налог с таких доходов, имеются представленные этой иностранной организацией документально подтвержденные данные о таких расходах (п. 4 ст. 309 НК РФ).

Пунктом 6 ст. 309 НК РФ установлено, что если учредителем или выгодоприобретателем по договору доверительного управления является иностранная организация, не имеющая постоянного представительства в Российской Федерации, а доверительным управляющим является российская организация либо иностранная организация, осуществляющая деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, то с доходов такого учредителя или выгодоприобретателя, полученных в рамках договора доверительного управления, налог удерживается и перечисляется в бюджет доверительным управляющим.

4. Особенности исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, удерживаемого налоговым агентом.

В соответствии с п. 1 ст. 310 НК РФ налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации при каждой выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ, в валюте выплаты дохода.

В зависимости от вида получаемого дохода применяются следующие налоговые ставки.

Ставка 0 % применяется к доходам в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно, а также к доходам в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III.

По ставке 10 % облагаются доходы от предоставления в аренду или субаренду морских, воздушных судов либо иных подвижных транспортных средств или контейнеров, используемых в международных перевозках, а также доходы от международных перевозок.

По ставке 15 % налог уплачивается с дивидендов, выплачиваемых иностранной организации – акционеру (участнику) российских организаций; с дохода в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов; с дивидендов и процентных доходов только по государственным и муниципальным ценным бумагам.

По ставке 20 % облагаются доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации; доходы по иным долговым обязательствам российских организаций (то есть процентные доходы, кроме доходов по государственным ценным бумагам); доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности (лицензионные платежи); доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе по лизинговым операциям; штрафы и пени за нарушение договорных обязательств и иные аналогичные доходы.

В отношении порядка применения ставок по доходам от реализации акций (долей в капитале) российских организаций и доходам от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, необходимо отметить следующее.

Если при определении налоговой базы по доходам от реализации акций или недвижимого имущества были учтены расходы в установленном порядке, то налог с этих доходов исчисляется по ставке 24 %. Если при определении облагаемого дохода от реализации имущества расходы не признаются таковыми для целей налогообложения, с полной суммы таких доходов налог исчисляется по ставке 20 %.

Пример.

Иностранная организация «Альманах» владеет зданием, находящимся на территории Российской Федерации. Российская организация «Источник» арендует часть этого здания и в соответствии с договором аренды уплачивает арендную плату в размере 60 000 руб.

Налоговая база и сумма налога в этом случае определяются в рублях.

В бухгалтерском учете российской организации «Источник» оформляются следующие проводки:

Д-т 20 (25, 26, 44) К-т 60 – 60 000 руб. – начислен доход в пользу иностранной организации;

Д-т 60 К-т 68, субсчет «Расчеты по налогу с доходов иностранных организаций», – 12 000 руб. – удержан налог с доходов иностранной организации [налоговая ставка, применяемая к данному виду дохода, равна 20 %; сумма налога составляет 12 000 руб. (60 000 × 20 %)];

Д-т 60 К-т 51 – 48 000 руб. – перечислен доход иностранной организации «Альманах» за минусом налога;

Д-т 68, субсчет «Расчеты по налогу с доходов иностранных организаций», К-т 51 – 12 000 руб. – перечислен налог в бюджет.

Сумма налога, удержанного с доходов иностранных организаций, перечисляется налоговым агентом в федеральный бюджет либо в валюте выплаты этого дохода, либо в валюте Российской Федерации по официальному курсу Банка России на дату перечисления налога.

Согласно ст. 310 НК РФ сумма налога перечисляется налоговым агентом одновременно с выплатой дохода. Однако ст. 287 НК РФ устанавливает конкретные сроки уплаты удержанного налога. Так, согласно данной статье настоящего Кодекса налог с доходов иностранной организации, получающей доход от источников в Российской Федерации, не связанный с постоянным представительством в Российской Федерации, перечисляется налоговым агентом в течение трех дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией.

Письмом МНС России от 26.07.2002 №23-1-13/34-1005-Ю274 до сведения налоговых органов доведено, что налоговый агент обязан перечислить в бюджет сумму удержанного с доходов иностранной организации от источников в Российской Федерации налога в течение трех дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией.

Если доход выплачивается иностранной организации в натуральной или иной неденежной форме, в том числе в форме осуществления взаимозачетов, или в случае если сумма налога, подлежащего удержанию, превосходит сумму дохода иностранной организации, получаемого в денежной форме, налоговый агент обязан перечислить налог в бюджет в исчисленной сумме, уменьшив соответствующим образом доход иностранной организации, получаемый в неденежной форме (п. 1 ст. 310 НК РФ).

Исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся налоговым агентом по всем видам доходов, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ, во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 310 настоящего Кодекса, а именно:

  1. если осуществляются выплаты доходов в пользу постоянного представительства иностранной организации. При этом у налогового агента должна иметься нотариально заверенная копия свидетельства о постановке на учет этой иностранной организации в налоговом органе Российской Федерации, оформленная не ранее чем в предыдущем налоговом периоде;
  2. если в отношении дохода, выплачиваемого иностранной организации, статьей 284 НК РФ предусмотрена налоговая ставка 0 %;
  3. если осуществляются выплаты доходов, полученных при выполнении соглашений о разделе продукции, при этом законодательством Российской Федерации о налогах и сборах предусмотрено освобождение таких доходов от удержания налога в Российской Федерации при их перечислении иностранным организациям;
  4. если осуществляются выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту надлежащим образом оформленного подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 НК РФ.

В случае выплаты налоговым агентом иностранной организации доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) облагаются налогом в Российской Федерации по пониженным ставкам, исчисление и удержание суммы налога с доходов производятся налоговым агентом по соответствующим пониженным ставкам при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту соответствующего подтверждения.

Пунктом 4 ст. 310 НК РФ предусмотрено, что налоговый агент по итогам отчетного (налогового) периода в сроки, установленные для представления налоговых расчетов статьей 289 НК РФ, представляет информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения по форме, установленной МНС России.

Форма налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов утверждена приказом МНС России от 24.01.2002 №БГ-3-23/31. Инструкция по заполнению этой формы утверждена приказом МНС России от 03.06.2002 №БГ-3-23/275.

5. Применение международных соглашений об избежании двойного налогообложения

Статьей 312 НК РФ установлено, что при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация до выплаты дохода должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация заключила международный договор, регулирующий вопросы налогообложения. Данное подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В этом случае доход выплачивается источником выплаты без удержания налога или налог удерживается по пониженной ставке, предусмотренной международным договором.

НК РФ не устанавливает обязательной формы документов, подтверждающих постоянное местонахождение иностранной организации.

Смотрите так же:  Кбк кредиторская задолженность

Поскольку подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации представляется налоговому агенту и он принимает решение о неудержании налога или его удержании по пониженной ставке в соответствии с соглашением об избежании двойного налогообложения, то в случае неправильного применения агентом соглашения налоговые органы имеют право удержать налог из средств налогового агента и применить к последнему штрафные санкции, предусмотренные налоговым законодательством.

Если до выплаты дохода иностранная организация – получатель этого дохода не представила налоговому агенту должным образом оформленного подтверждения своего постоянного местопребывания в стране, с которой у Российской Федерации имеется действующее соглашение в области налогообложения, налоговый агент обязан при выплате дохода удержать с этого дохода налог в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Однако, если в дальнейшем иностранная организация оформит в установленном порядке подтверждение своего местонахождения, она может воспользоваться правилами соответствующего соглашения для возврата налога, удержанного налоговым агентом при выплате дохода.

Порядок возврата ранее удержанного налога регламентируется пунктом 2 ст. 312 НК РФ, в котором установлено, что заявление о возврате сумм ранее удержанных в Российской Федерации налогов представляется иностранным получателем дохода в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в котором был выплачен доход. Вышеуказанная норма применяется в отношении доходов, выплаченных с 1 января 2002 года.

Возврат излишне удержанного (и уплаченного) налога осуществляется в той валюте, в которой этот налог был удержан и перечислен в бюджет налоговым агентом, в месячный срок со дня подачи заявления и иных необходимых документов.

Однако данный порядок возврата применяется только в том случае, если в соответствии с действующим законодательством налог был удержан и перечислен в бюджет из средств, выплачиваемых иностранной организации.

Л.Е. Никулина, АО «Аудиторская поддержка»

6.3. Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Республике Беларусь через постоянное представительство

Плательщиками налога признаются иностранные организации, и международные организации, в т.ч. не являющиеся юридическими лицами, не осуществляющие деятельностьвРеспублике Беларусь через постоянное представительство, но извлекающие доходы из источниковвРБ.

Объектом налогообложения признаются следующие доходы, полученные плательщиком от источников в Республике Беларусь:

1.1. плата за перевозку, фрахт в связи с осуществлением международных перевозок, а также за оказание транспортно-экспедиционных услуг (за исключением услуг при организации международных перевозок грузов морским транспортом). Ставка налога — 6 процентов

1.2. процентные (купонные) доходы от долговых обязательств, в том числе: доходы по кредитам, займам; доходы по ценным бумагам, доходы от пользования временно свободными средствами на счетах в банках Республики Беларусь. Ставка налога — 10 процентов;

1.3. роялти. – вознаграждение за использование имущественных прав на объекты авторского права (произведения литературы, искусства, науки, компьютерные программы, другие произведения, относящиеся к объекту авторского права, а также плата за лицензию, патент, товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, чертеж.)

1.4. дивиденды и приравненные к ним доходы, а также доходы от отчуждения долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части. Ставка налога — 12 %

1.5. доходы от проведения и организации культурно-зрелищных мероприятий,

1.6. доходы в виде неустоек (штрафов, пеней) и других видов санкций за нарушение условий договоров;

1.7. доходы от выполнения инновационных работ

1.8. доходы от предоставления гарантии и (или) поручительства;

1.9. доходы от отчуждения: недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь; ценных бумаг на территории Республики Беларусь (кроме акций) и (или) их погашения; долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части;

1.10. доходы от оказания услуг: консультационных, бухгалтерских, аудиторских, маркетинговых, юридических, страховых, рекламных и др.

По всем остальным доходам. Ставка налога -15 %.

Ставка налога на доходы, получаемые иностранными организациями, не осуществляющими деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, по дивидендам, процентным (купонным) доходам от долговых обязательств, роялти, лицензиям, если источником выплаты такого дохода является резидент Парка высоких технологий, составляет 5 процентов, если более льготный режим не установлен международными договорами Республики Беларусь.

Доходами от источников в Республике Беларусь признаются доходы (в том числе авансовые платежи), начисляемые (выплачиваемые) иностранной организации:

3.1. юридическим лицом Республики Беларусь;

3.2. белорусским индивидуальным предпринимателем;

3.3. физическим лицом – при выплате иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, доходов, перечисленных выше

От налога на доходы освобождаются доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и являющихся подлинными владельцами таких доходов:

1. полученные из источников в Республике Беларусь от предоставления ими кредитов, займов Республике Беларусь или Правительству Республики Беларусь, а также резидентам Республики Беларусь под государственные гарантии в соответствии с порядком, установленным Президентом Республики Беларусь;

2. по государственным долгосрочным облигациям Республики Беларусь, являющимся государственными долговыми обязательствами, формирующим внешний государственный долг и размещенным за пределами территории Республики Беларусь; полученные от оказания услуг, связанных с выпуском, размещением, обращением и погашением этих облигаций, а также с учетом прав на них;

3. полученные из источников в Республике Беларусь от предоставления такими иностранными организациями белорусским организациям в виде кредитов и займов денежных средств.

Налоговая база налога на доходы определяется:

как общая сумма доходов за вычетом документально подтвержденных затрат

Налоговым периодом налога на доходы признается календарный месяц, на который приходится дата возникновения обязательства по уплате налога на доходы.

Сумма налога на доходы исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

Налог на доходы исчисляется, удерживается и перечисляется в бюджет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, начисляющими и (или) выплачивающими доход иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство. Указанные юридические лица и индивидуальные предприниматели признаются налоговыми агентами и имеют права, несут обязанности, в соответствии с НК.

Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы представляется юридическим лицом Республики Беларусь, иностранной организацией или индивидуальным предпринимателем, начисляющими и (или) выплачивающими доход иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, в налоговые органы по месту постановки на учет не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог на доходы перечисляется в бюджет не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Иностранная организация, не осуществляющая деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, получающая доходы от проведения и организации на территории Республики Беларусь культурно-зрелищных мероприятий, в том числе аттракционов, зверинцев, цирковых программ, уплачивает налог на доходы самостоятельно. Представление налоговой декларации (расчета) и уплата налога не позднее рабочего дня, следующего за днем проведения последнего из таких мероприятий.

Для целей применения положений международных договоров Республики Беларусь по вопросам налогообложения иностранная организация, являющаяся фактическим владельцем дохода предоставляет подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том иностранном государстве, с которым имеется международный договор Республики Беларусь по вопросам налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.

Представление подтверждения в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента является основанием для не удержания налога на доходы или удержания налога на доходы по пониженным ставкам.

Подтверждение может представляться в налоговый орган как до, так и после уплаты налога на доходы.

Подтверждение представляется в налоговый орган ежегодно и действительно на протяжении календарного года, в котором оно выдано.

При непредставлении в налоговый орган подтверждения налог на доходы удерживается и перечисляется в бюджет в установленном порядке.

Вопросы для самопроверки

1. В каких случаях иностранная организация рассматривается как имеющая постоянное представительство?

2. В каких случаях иностранная организация не рассматривается как имеющая постоянное представительство?

3. Какие доходы признаются объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство?

4. Кто является плательщиком налога на прибыль иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство?

5. Перечислите основные виды объектов налогообложения налога на прибыль иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство.

6. Каков порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство?

7. Какие ставки применяются при исчислении налога на прибыль иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство?

9. В каком порядке происходит исчисление и уплата налога на прибыль иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство?

10. Кто является плательщиком налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство?

11. Что является объектом обложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство?

12. Какие ставки применяются для исчисления налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство?

13. В каком порядке происходит исчисление и уплата налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство?

Рассылка новостей журнала «Планово-экономический отдел»

Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2—3 раза в месяц.

Подписка на журнал

№ 8, август 2007

Другие
наши издания

Рубрики в номере

Все о порядке исчисления и уплаты налога на доходы иностранных орга-низаций, не осуществляющих деятельности в Республике Беларусь через постоянное представительство

Рубрика «Налогообложение»

Д.Г. ХЛЕСТОВА, экономист

При планировании и осуществлении внешнеэкономической деятельности одной из наиболее важных задач является организация правильного налогообложения внешнеэкономических операций, а также применение законных способов минимизации налоговой нагрузки.

В данной статье будут рассмотрены вопросы о порядке исчисления и уплаты налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее — налог на доходы), и порядке освобождения от данного налога либо снижения применяемых ставок.

Исчисление и уплату налога на доходы в 2007 г. регулируют следующие нормативные акты:

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения;

статья 10 Закона Республики Беларусь от 22 декабря 1991 г. № 1330-XII «О налогах на доходы и прибыль» (далее — Закон «О налогах на доходы и прибыль»);

Смотрите так же:  Договор поставки грунта образец

Декрет Президента Республики Беларусь от 23 декабря 1999 г. № 43 «О налогообложении доходов, полученных в отдельных сферах деятельности» (далее — Декрет);

Инструкция о порядке исчисления и уплаты налога на доходы иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, утвержденная постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь Республики Беларусь от 14 октября 2003 г. № 92 (действовала до 22 марта 2007 г.; далее — Инструкция № 92,);

Инструкция о порядке применения международных договоров об избежании двойного налогообложения, заполнения и представления налоговой декларации (расчета) по налогу на доходы иностранной организации, не осуществляющей деятельности в Республике Беларусь через постоянное представительство, утвержденная постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 5 февраля 2007 г. № 21 (действует с 22 марта 2007 г.; далее — Инструкция № 21).

Особенность налога на доходы в том, что плательщиками налога являются иностранные организации, не осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее — иностранные организации), но фактическую уплату налога на доходы в бюджет Республики Беларусь осуществляют налоговые агенты, являющиеся источником выплаты дохода иностранным организациям.

В соответствии со ст. 23 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) налоговым агентом признается юридическое или физическое лицо, хозяйственная группа, простое товарищество, которое является источником выплаты доходов плательщику и (или) на которое в силу настоящего Кодекса и других актов налогового законодательства возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов (пошлин).

Таким образом, налог на доходы уплачивается в бюджет из средств иностранной организации, т.е. налоговые агенты удерживают из средств, причитающихся иностранной организации, сумму налога на доходы и перечисляют доход иностранной организации за вычетом удержанного и уплаченного в бюджет налога на доходы.

Налоговыми агентами, на которых возлагается обязанность по удержанию и перечислению налога на доходы, признаются являющиеся источником выплаты дохода иностранной организации:

1. Юридические лица Республики Беларусь.

2. Индивидуальные предприниматели Республики Беларусь.

3. Физические лица, являющиеся источником выплаты дохода от реализации:

  • недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь;
  • части белорусского предприятия как имущественного комплекса;
  • долей, паев (их части) в уставных фондах белорусских организаций.

4. Иностранные юридические лица признаются налоговыми агентами в случаях:

  • наличия в Республике Беларусь представительства и (или) постоянного представительства, а также выплат (начислений) в адрес иностранных организаций доходов через такие представительства либо доходов, имеющих отношение к таким представительствам;
  • независимо от наличия в Республике Беларусь представительства при выплате (начислении) в адрес иностранных организаций доходов от отчуждения недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь, предприятия как имущественного комплекса, собственником которого является иностранная организация, или его части, долей (паев) в уставных фондах организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части, доходов от сдачи имущества в аренду (наем, лизинг), иного использования или предоставления права пользования имуществом, находящимся на территории Республики Беларусь, доходов в виде вознаграждения за использование или предоставление права использования на территории Республики Беларусь имущественных прав на произведения литературы, искусства, науки, компьютерные программы, других произведений, относящихся к объекту авторского права, доходов от операций с ценными бумагами, реализуемыми (погашаемыми) на территории Республики Беларусь, доходов от проведения на территории Республики Беларусь концертно-зрелищных мероприятий.

Вышеуказанный порядок признания иностранных юридических лиц налоговыми агентами был предусмотрен Инструкцией об особенностях исчисления и уплаты налога на прибыль иностранными организациями, осуществляющими деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, утвержденной Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 14 октября 2003 г. № 92, и не содержится в Инструкции № 21, однако его целесообразно применять и в период действия Инструкции № 21.

Необходимо подчеркнуть, что на налоговых агентов возлагается обязанность именно удержания налога на доходы, а не уплаты его в бюджет за свой счет, что и установлено ст. 23 НК.

В случае уплаты налоговым агентом налога на доходы за счет собственных средств к нему применяются меры ответственности в соответствии с подп. 1.7 Указа Президента Республики Беларусь от 30 июня 2006 г. № 419 «О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений».

Так, подп. 1.7 данного Указа предусмотрено, что невыполнение или невыполнение в полном объеме налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины) влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению, но не менее двух базовых величин, и в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению, но не менее десяти базовых величин на юридическое лицо, а при незначительности неуплаченной и (или) неудержанной суммы налога, сбора (пошлины) (до четырех базовых величин для индивидуального предпринимателя, до десяти базовых величин для юридического лица), если сумма налога, сбора (пошлины), не удержанная и (или) не перечисленная в бюджет, не превышает пяти процентов от удержанных и перечисленных в бюджет за проверенный период сумм налога, сбора (пошлины) — на индивидуального предпринимателя в размере от 0,2 до двух базовых величин, на юридическое лицо в размере от одной до десяти базовых величин.

Указанные штрафы не применяются в случае своевременного направления налоговым агентом без последующего отзыва поручения банку на перечисление причитающейся суммы налога, сбора (пошлины), не исполненного банком по причине отсутствия на счете налогового агента средств, достаточных для исполнения этого поручения в полном объеме, а также в случае, если налоговый агент до назначения проверки, в результате которой могут быть обнаружены неудержание и (или) неперечисление в установленный срок суммы налога, сбора (пошлины) (по правонарушениям, выявленным в результате камеральной налоговой проверки, — до составления акта проверки), удержит и перечислит причитающиеся суммы налога, сбора (пошлины).

Необходимо отметить, что в случае если международным договором предусмотрено освобождение от налогообложения доходов, выплачиваемых в адрес иностранной организации, и налоговым агентом до составления акта проверки, в результате которой обнаружены неудержание и (или) неперечисление в установленный срок суммы налога на доходы, в налоговый орган представлены установленные документы, подтверждающие постоянное местопребывание получателя доходов в государстве, с которым заключен международный договор, предусматривающий такое освобождение, штраф к налоговому агенту также не может быть применен.

Ниже приведены отдельные примеры, когда юридические лица признаются налоговыми агентами и на них возлагается обязанность по удержанию и перечислению налога на доходы.

Организацией Республики Беларусь (покупатель) заключен договор поставки товаров с резидентом Германии (поставщик) на поставку оборудования, при этом поставщик несет расходы по доставке оборудования. Расходы по доставке, подлежащие возмещению отдельно, указываются поставщиком в договоре и (или) в счетах (иных документах).

Пунктом 6 Инструкции № 92 установлено, что в случае включения в договор, заключенный с иностранной организацией, положений, предусматривающих компенсацию данной или другой иностранной организации за осуществление видов деятельности, предоставление прав, предусмотренных настоящей главой, сумма такой компенсации или ее денежный эквивалент подлежат обложению налогом на доходы в порядке и по ставкам, установленным для соответствующих видов доходов. Данное правило применяется при указании суммы такой компенсации в договорах или в счетах, выставленных иностранной организации.

Аналогичный порядок налогообложения предусмотрен и п. 14 Инструкции № 21.

Таким образом, на покупателя товара возлагается обязанность по удержанию и перечислению в бюджет суммы налога на доходы с указанной в примере компенсации расходов поставщика по доставке оборудования.

Иностранное юридическое лицо, не осуществляющее деятельность на территории Республики Беларусь через представительства, реализует принадлежащее ему здание, расположенное на территории Республики Беларусь, другому иностранному юридическому лицу.

В данном случае иностранная организация — покупатель здания признается налоговым агентом и на нее возлагается обязанность по удержанию и перечислению в бюджет Республики Беларусь налога на доходы.

В случае если покупателем здания будет выступать юридическое или физическое лицо Республики Беларусь, обязанность по удержанию и перечислению в бюджет Республики Беларусь налога на доходы будет возлагаться на них.

Обязанность по удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы возлагается на налоговых агентов только в случае, когда они выплачивают (начисляют) в адрес иностранных организаций доходы, приведенные в ст. 10 Закона Республики Беларусь от 22 декабря 1991 г. № 1330-XII «О налогах на доходы и прибыль» (далее — Закон № 1330-XII), из источников, расположенных в Республике Беларусь.

Причем, как отмечалось выше, для физических лиц Республики Беларусь перечень таких доходов сужен до доходов, выплачиваемых ими в адрес иностранных организаций при приобретении недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь, части белорусского предприятия как имущественного комплекса, долей, паев (их части) в уставных фондах белорусских организаций.

Для иностранных организаций, осуществляющих на территории Республики Беларусь деятельность через представительства, обязанность по удержанию и перечислению налога на доходы в бюджет возникает только при выплате в адрес других иностранных организаций доходов, приведенных в ст. 10 Закона № 1330-XII, через представительства иностранных юридических лиц — источников выплаты доходов либо если такие доходы имеют отношение к таким представительствам или при выплате (начислении) в адрес других иностранных организаций доходов от отчуждения недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь, предприятия как имущественного комплекса, собственником которого является иностранная организация, или его части, долей (паев), в уставных фондах организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части, доходов от сдачи имущества в аренду (наем, лизинг), иного использования или предоставления права пользования имуществом, находящимся на территории Республики Беларусь, доходов в виде вознаграждения за использование или предоставление права использования на территории Республики Беларусь имущественных прав на произведения литературы, искусства, науки, компьютерные программы, других произведений, относящиеся к объекту авторского права, доходов от операций с ценными бумагами, реализуемых (погашаемых) на территории Республики Беларусь, доходов от проведения на территории Республики Беларусь концертно-зрелищных мероприятий, независимо от наличия у иностранных организаций — источников выплаты доходов представительств на территории Республики Беларусь.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 8 (50), август 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.