При расчете налога с доли учитывается именно ее инвентаризационная стоимость, а не всего объекта в целом. Поэтому и применяется налоговая ставка соответствующая стоимости доли.

Вопрос: Прошу разъяснить порядок исчисления налога на имущество физических лиц (далее — налог) за 2009-2011 гг. в отношении имущества, находящегося в общей долевой собственности нескольких физических лиц. Налогоплательщику — физическому лицу на праве общей долевой собственности принадлежит имущество, относящееся к одному типу использования, а именно: 3/8 доли в праве на квартиру и 1/2 доля в праве на жилой дом. Инвентаризационная стоимость квартиры на 2011 г. — 441387,80 руб., жилого дома — 1840944,00 руб. Каким образом налоговый орган должен исчислять налог применительно к данному налогоплательщику?

Как определяется налоговая ставка при расчете налога: 1. исходя из суммарной инвентаризационной стоимости принадлежащих налогоплательщику долей в праве на квартиру и на жилой дом или 2. исходя из суммарной инвентаризационной стоимости всей квартиры и всего жилого дома?

Пример расчета налога за 2011 г. по пункту 1: суммарная инвентаризационная стоимость долей в праве на квартиру и на жилой дом составляет 1085992,43 руб., подлежит применению налоговая ставка 0,5%. Налог на долю в праве на квартиру: 165520,43 руб. х 0,5 % = 827,60 руб. Налог на долю в праве на дом: 920472,00 руб. х 0,5 % = 4602,36 руб. Общая сумма налога за 2011 г.: 5429,96 руб.

Пример расчета налога за 2011 г. по пункту 2: суммарная инвентаризационная стоимость всей квартиры и всего жилого дома составляет более 1500000,00 руб., подлежит применению налоговая ставка 2%. Налог на долю в праве на квартиру: 441387,80 руб. х 3/8 х 2% = 3310,41 руб. Налог на долю в праве на жилой дом: 1840944,00 руб. х 1/2 х 2% = 18409,44 руб. Общая сумма налога за 2011 г.: 21719,85 руб.
Вправе ли налогоплательщик требовать перерасчета налога за 2009-2011 гг., а также зачета излишне уплаченного налога за 2009-2010 гг. в случае, если при расчете налога за указанные налоговые периоды налог был рассчитан с применением налоговой ставки, соответствующей суммарной инвентаризационной стоимости всей квартиры и всего жилого дома?

Подлежит ли зачету сумма излишне уплаченного налога за 2009 г. в том случае, если платеж был произведен в июне 2009 г.?
Также прошу пояснить, давались ли Минфином России письменные разъяснения для налоговых органов по вопросу о порядке исчисления налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой собственности нескольких лиц, после издания письма Минфина России от 03.12.2009 г. N 03-05-04-01/98, и сообщить реквизиты соответствующих писем.

Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение по вопросу о порядке исчисления суммы налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой собственности нескольких физических лиц, и сообщается следующее.

Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. N 283-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Закон Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», предусматривающие в качестве самостоятельного объекта налогообложения по налогу на имущество физических лиц долю в праве общей собственности на имущество и определяющие порядок исчисления инвентаризационной стоимости доли (части) имущества, находящегося в общей долевой (совместной) собственности. Указанная норма Федерального закона, вступившая в силу 1 января 2010 года, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.

Таким образом, начиная с 1 января 2009 года сумма налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой собственности нескольких физических лиц, исчисляется налоговыми органами исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (доля в праве общей собственности на квартиру) и налоговой ставки, соответствующей суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения (доли в праве общей собственности на квартиру).

Письмом Минфина России от 3 декабря 2009 г. N 03-05-04-01/98 Федеральная налоговая служба проинформирована о необходимости начиная с 2009 года производить исчисление налога на имущество физических лиц с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. N 283-ФЗ. Дополнительные разъяснения по данному вопросу Минфином России в ФНС России не направлялись.

В силу пункта 11 статьи 5 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» перерасчет суммы налога на имущество физических лиц допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога. Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога осуществляется в порядке, установленном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

Налог на имущество 2009г

ПАМЯТКА ДЛЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций установлен гл. 30 Налогового кодекса РФ (далее – Кодекс) и вводится в действие в соответствии с Кодексом и законами субъектов РФ.

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам.

Таким образом, организациям при решении вопросов о порядке исчисления и уплаты налога на имущество следует руководствоваться не только нормами Кодекса, но и положениями закона Ярославской области «О налоге на имущество организаций в Ярославской области» от 15.10.2003 N 46-з.

Налогоплательщики налога на имущество организаций

Плательщиками налога на имущество в соответствии с п. 1 ст. 373 Кодекса признаются:

— иностранные организации, если они осуществляют деятельность в России через постоянные представительства и (или) владеют на праве собственности недвижимым имуществом, находящимся на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.

К российским организациям относятся все юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ. Следовательно, плательщиками налога на имущество организаций являются и коммерческие, и некоммерческие российские организации.

К иностранным организациям относятся иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, а также филиалы и представительства таких юридических лиц и организаций.

В то же время не признаются налогоплательщиками организаторы Олимпийских и Паралимпийских игр в отношении имущества, используемого ими в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи и развитием его как горноклиматического курорта.

Для российской организации объектом налогообложения является любое движимое и недвижимое имущество, которое учтено на ее балансе в качестве объектов основных средств. При этом в объект налогообложения включается и то имущество, которое вы передали другим лицам во временное владение, пользование, распоряжение, в доверительное управление или внесли в совместную деятельность (п. 1 ст. 374 Кодекса).

Отметим, что с 1 января 2009 г. к объекту налогообложения также отнесено имущество, которое получено российской организацией по концессионному соглашению и отвечает указанным выше условиям.

Объект налогообложения для иностранных организаций различается в зависимости от следующих критериев:

1) ведет организация или нет деятельность в РФ через постоянное представительство;

2)имеет ли организация недвижимое имущество в РФ, если постоянного представительства у нее нет.

Если иностранная организация ведет деятельность в России через постоянное представительство, то объектом налогообложения для нее будет любое движимое и недвижимое имущество, которое относится к основным средствам по правилам бухгалтерского учета.

Для иностранных организаций, не имеющих постоянного представительства в России, объект налогообложения возникает, только если они имеют имущество, которое отвечает определенным условиям (п. 3 ст. 374 Кодекса), а именно:

1) имущество является недвижимым;

2) имущество находится на территории РФ;

3) имущество принадлежит иностранной организации на праве собственности.

С 1 января 2009 г. к объекту налогообложения отнесено также недвижимое имущество, которое получено иностранными организациями по концессионному соглашению и находится в России.

К объекту налогообложения не относится следующее имущество:

— иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы).

Отметим, что Кодекс не содержит понятий «объекты природопользования», «природные ресурсы», «водный объект». В этом случае можно обратиться к отраслевому законодательству, которое регулирует соответствующие правоотношения (п. 1 ст. 11 Кодекса).

Так, понятие природных ресурсов содержится в ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». При этом к природным ресурсам отнесены не только естественные природные объекты, но и объекты, созданные человеком, если они обладают свойствами природных объектов и имеют рекреационное и защитное значение (так называемые природно-антропогенные объекты).

Чтобы определить понятие «водный объект», можно обратиться к Водному кодексу РФ.

Согласно п. 4 ст. 1 Водного кодекса РФ под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток и иной объект, сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Виды водных объектов указаны в ст. 5 Водного кодекса РФ. К ним относятся реки, ручьи, каналы, озера и т.д.

Объектом налогообложения не признается также имущество федеральных органов исполнительной власти, если одновременно соблюдаются следующие условия (п.п. 2 п. 4 ст. 374 Кодекса):

— имущество принадлежит указанным органам на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

— в федеральном органе исполнительной власти законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

Смотрите так же:  Осаго ейск

— имущество используется для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.

Налоговая база и порядок определения налоговой базы.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Налоговая база для каждой категории плательщиков налога на имущество определяется по-разному. Так, она различается (ст. 375 Кодекса):

— для российских организаций;

— иностранных организаций, которые ведут деятельность через постоянное представительство в РФ;

— иностранных организаций, у которых нет постоянного представительства в РФ, но имеется в собственности недвижимое имущество на территории РФ.

Российские организации определяют налоговую базу самостоятельно по результатам налогового или отчетных периодов.

По итогам налогового периода налоговая база исчисляется исходя из среднегодовой стоимости имущества, которое относится к объектам налогообложения (п. 1 ст. 375, п. 3, п. 4 ст. 376 Кодекса).

Налоговая база по итогам отчетных периодов — I квартала, полугодия, 9 месяцев исчисляется по истечении каждого из них. Налоговая база за отчетный период определяется как средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 4 ст. 376, п. 3 ст. 379, п. 6 ст. 382 Кодекса).

Налоговая база (база для исчисления авансовых платежей) рассчитывается по всему имуществу организации в целом.

Однако есть исключения. Так, налоговая база рассчитывается отдельно в отношении (п. п. 1, 2 ст. 376 Кодекса):

— имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;

— недвижимого имущества, расположенного вне места нахождения организации (обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс);

— имущества, которое облагается налогом по разным ставкам;

— недвижимости, фактически находящейся на территориях разных субъектов РФ.

Для исчисления налоговой базы (среднегодовой и средней стоимости имущества) необходимы данные бухгалтерского учета об остаточной стоимости основных средств, которые являются объектами налогообложения.

Средняя стоимость имущества за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

Среднегодовая стоимость имущества за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

Иностранные организации определяют налоговую базу самостоятельно (п. 3 ст. 376 Кодекса). При этом налоговая база рассчитывается отдельно в отношении (п. п. 1, 2 ст. 376 Кодекса):

— имущества постоянного представительства иностранной организации, которое облагается по месту постановки представительства на учет в налоговых органах;

— недвижимого имущества, находящегося вне постоянного представительства иностранной организации;

— имущества, которое облагается по разным ставкам;

— недвижимого имущества, которое находится на территориях разных субъектов РФ либо частично в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ.

Ставки налога на имущество

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

На территории Ярославской области Законом ЯО от 15.03.2003 N 46-з (с изменениями и дополнениями) установлена налоговая ставка по налогу на имущество организаций в размере 2,2 процента.

При этом для организаций коммунального комплекса в отношении имущества, используемого для сбора, очистки, распределения воды, удаления и обработки сточных вод (в том числе его ремонта и обслуживания), у которых в общей выручке от реализации водоснабжения и водоотведения доля выручки от услуг бюджетным учреждениям и населению непосредственно и (или) через управляющие организации составляет более 40 %, налоговая ставка установлена в размере 1,1 процента.

Для организаций коммунального комплекса в отношении имущества, используемого для сбора, очистки, распределения воды, удаления и обработки сточных вод (в том числе его ремонта и обслуживания), у которых в общей выручке от реализации водоснабжения и водоотведения доля выручки от услуг бюджетным учреждениям и населению непосредственно и (или) через управляющие организации составляет более 70 % налоговая ставка установлена в размере 0,6 процента.

Льготы по налогу на имущество устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) соответствующими законами субъектов РФ (п. 3 ст. 56, п. 2 ст. 372 Кодекса).

Таким образом, льготы по налогу на имущество можно условно разделить:

— на льготы, которые установлены положениями Налогового кодекса РФ и применяются во всех субъектах РФ, где введен налог на имущество организаций;

— льготы, которые предусмотрены соответствующим законом субъекта РФ и действуют только на территории этого субъекта.

При этом льготы по налогу на имущество, установленные Налоговым кодексом РФ, действуют на всей территории РФ и не требуют повторного закрепления в законе субъекта РФ.

Перечень льгот по налогу на имущество приведен в ст. 381 Кодекса.

Так, освобождаются от налогообложения:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы — в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;

2) религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;

3) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, — в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

4) организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;

5) организации — в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

6) организации — в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;

7) организации — в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;

8) организации — в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации;

9) организации — в отношении космических объектов;

10) имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;

11) имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;

12) имущество государственных научных центров;

13) организации — в отношении имущества, учитываемого на балансе организации — резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны, используемого на территории особой экономической зоны в рамках соглашения о создании особой экономической зоны и расположенного на территории данной особой экономической зоны, в течение пяти лет с момента постановки на учет указанного имущества;

14) организации — в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.

Помимо льгот, предусмотренных ст. 381 Кодекса, законом Ярославской области от 15.03.2003 N 46-з установлены другие налоговые льготы.

Так, на территории Ярославской области не облагается налогом на имущество организаций движимое и недвижимое имущество, составляющее казну Ярославской области и муниципальную казну (в том числе автомобильные дороги регионального, межмуниципального и местного значения), за исключением имущества, используемого государственными, муниципальными и иными предприятиями, учреждениями и организациями для осуществления деятельности в соответствии с их уставными и иными целями.

От уплаты налога на имущество организаций освобождаются:

— организации — в отношении объектов внешнего благоустройства, содержание которых осуществляется за счет средств местного бюджета, и жилищного фонда;

— предприятия общественного питания, обслуживающие школьные столовые, столовые при высших и средних учебных заведениях, больницах;

— аэропорты международного класса;

— участники инвестиционной деятельности, реализующие приоритетные инвестиционные проекты Ярославской области, в соответствии с законодательством Ярославской области об инвестиционной деятельности на территории Ярославской области;

— сельскохозяйственные товаропроизводители при условии, что в общей выручке от реализации товаров этих товаропроизводителей доля выручки от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70 процентов;

— религиозные организации, зарегистрированные в соответствии с федеральным законодательством на территории Ярославской области, — в отношении имущества, используемого для осуществления уставной деятельности, за исключением имущества, участвующего в осуществлении предпринимательской деятельности;

— организации — в отношении имущества детских оздоровительных лагерей (центров);

Смотрите так же:  Регистрация лицензионного договора пошлина

— товарищества собственников жилья, жилищные и жилищно-строительные кооперативы;

— организации, имеющие спортивные объекты с искусственным льдом, отвечающие требованиям для проведения соревнований по международным правилам.

Налоговый период. Отчетный период.

Налоговым периодом является календарный год.

Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Декларацию представляют все лица, которые признаются плательщиками налога на имущество организаций.

Обязанность подавать декларацию сохраняется и в том случае, если у организации отсутствует объект налогообложения. В данном случае нужно представить «нулевую» декларацию.

Налогоплательщики обязаны представить декларацию в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 Кодекса).

Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу налогоплательщики представляют не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

В зависимости от статуса организации, вида имущества и места его нахождения декларация может представляться в разные налоговые инспекции (п. 1 ст. 386 Кодекса, п. 1.2 разд. I Порядка заполнения декларации). В частности:

— по месту нахождения российской организации;

— по месту постановки на учет постоянного представительства иностранной организации;

— по месту нахождения каждого обособленного подразделения российской организации, имеющего отдельный баланс;

— по месту нахождения каждого объекта недвижимого имущества;

— по месту постановки на учет крупнейшего налогоплательщика.

Формы отчетности по налогу на имущество организаций

Приказом Минфина России от 20.02.2008 г. N 27н «Об утверждении форм налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения» утверждены формы налоговой декларации и налогового расчета по налогу на имущество организаций.

Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I «О налогах на имущество физических лиц» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I
«О налогах на имущество физических лиц»

С изменениями и дополнениями от:

22 декабря 1992 г., 11 августа 1994 г., 27 января 1995 г., 17 июля 1999 г., 24 июля 2002 г., 22 августа 2004 г., 5 апреля, 28 ноября 2009 г., 22, 27 июля 2010 г., 29 июня 2012 г., 2, 23 июля, 2, 27 ноября 2013 г.

Федеральным законом от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2015 г.

С 1 января 2015 г. уплата налога на имущество физических лиц регулируется главой 32 Налогового кодекса РФ

Положения настоящего Закона (в редакции Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 306-ФЗ) применяются начиная с исчисления налога на имущество физических лиц за 2013 г.

См. инструкцию МНС РФ от 2 ноября 1999 г. N 54 «По применению Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц»

См. Рекомендации о нормативных правовых актах представительных органов муниципальных образований о налоге на имущество физических лиц, направленные письмом Минфина РФ от 3 августа 2005 г. N 03-06-02-02/57

См. схему «Налог на имущество физических лиц. Налогоплательщики. Объект налогообложения. Налоговая база. Налоговые ставки»

Москва, Дом Советов РСФСР.

9 декабря 1991 года

Установлено, что плательщиками налогов на имущество являются физические лица, имеющие в собственности жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, а также моторные лодки, вертолеты, самолеты и другие транспортные средства, за исключением автомобилей, мотоциклов и других самоходных машин и механизмов на пневмоходу.

Налог на строения, помещения и сооружения уплачивается ежегодно по ставке 0,1 процента от их стоимости. Налог на транспортные средства взимается в зависимости от мощности мотора.

Указаны лица, освобождаемые от налогов. Ими, в частности, являются Герои Советского Союза, инвалиды I и II групп, участники гражданской и Великой Отечественной войн, и некоторые другие.

От уплаты налога на строения, помещения и сооружения освобождаются пенсионеры, а также солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики, мичманы из числа военнослужащих — на период прохождения действительной военной службы.

Исчисление налогов производится налоговыми органами. Платежные извещения об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа.

Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока — не позднее 15 сентября и 15 ноября.

Закон вводится в действие с 1 января 1992 года.

Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I «О налогах на имущество физических лиц»

Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 1992 г.

Согласно Указу Президента РФ от 11 декабря 1993 г. N 2129 настоящий Закон не применяется в части, противоречащей Указу

Текст Закона опубликован в «Российской газете» от 14 февраля 1992 г., в Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 363

Федеральным законом от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2015 г.

С 1 января 2015 г. уплата налога на имущество физических лиц регулируется главой 32 Налогового кодекса РФ

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 334-ФЗ

Изменения вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество физических лиц

Федеральным законом от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ данные изменения признаны утратившими силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 306-ФЗ

Изменения вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество физических лиц

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 29 июня 2012 г. N 96-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. N 283-ФЗ

Изменения вступающие в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество физических лиц

Действие положений пункта 7 статьи 2 настоящего Закона (в редакции названного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.

Действие положений пункта 2 статьи 5 настоящего Закона (в редакции названного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2009 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Положения абзаца шестого пункта 1 статьи 4 настоящего Закона (в редакции Федерального закона от 5 апреля 2009 г. N 45-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2003 г.

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 168-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 января 1995 г. N 10-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 августа 1994 г. N 25-ФЗ

Изменения вводятся в действие с 1 января 1994 г., за исключением пункта 2 в части размеров налога на транспортные средства и подпункта «б» пункта 4 статьи 1, которые вводятся с 1 января 1995 г.

Закон РФ от 22 декабря 1992 г. N 4178-1

Изменения вступают в силу с 1 января 1993 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Налог на имущество 2009г

Сегодня налог на недвижимость сконструирован таким образом, что владелец квартиры в центре Москвы платит за нее копейки — только потому, что дом был построен давно, и квартира, оцененная БТИ, не соответствует ее рыночной стоимости. В то время как налог на недвижимость за квартиру в новостройке на окраине города будет в разы выше.

Еще одна из задач введения нового налога (одобрен в первом чтении в 2004г.) — объяснить владельцам квартир, как формируется налоговая база и какой налог на квартиру их ожидает. Нынешнюю методику оценки стоимости недвижимости для физических лиц руководитель экспертного совета комитета ГД РФ по бюджету и налогам Михаил Орлов сравнивает с «черным ящиком». «Никто не знает, как она формируется. И уж тем более никто не знает, какими коэффициентами переоценивается ежегодно стоимость (квартиры). Но когда мы каждый раз получаем извещение о необходимости уплаты налога, мы удивляемся, почему в этом году у меня стоимость недвижимости возросла в 1,5 раза по сравнению с предыдущим годом, а на следующий год — еще на 30%. Прослеживая такую динамику, мы никогда не сможем понять и просчитать, сколько в течение 10 лет мы будем платить», — сказал он в эфире РБК-ТВ в программе «Диалог».

Смотрите так же:  Ступень в науку требования

Следует отметить, что действующий налог на недвижимость не устраивает правительство. Сборы от него небольшие, а затраты на его администрирование достаточно высокие. Но в том виде, который предполагается законом, в ближайшие четыре-пять лет этого налога в нашей стране не будет, полагают эксперты, если речь не идет об экспериментальных площадках. До сих пор не понятно, что такое рыночная стоимость жилья, и какие категории населения должны попадать под такое налогообложение. В стране нет единого учета объектов недвижимости (отдельно регистрируются права на землю и на жилое помещение), не разработана единая методика расчета оценки жилья.

В свою очередь правительство предлагает рассчитывать налог на недвижимость в процентах от стоимости жилья. Депутаты предлагают рассчитывать его в зависимости от количества квадратных метров и с учетом типа жилья и настаивают на десятилетнем переходном периоде. Такая схема, по мнению законодателей, позволит облагать по повышенной ставке владельцев дорогого жилья.

Член комитета ГД РФ по бюджету и налогам Наталья Бурыкина уверена, что в большей степени новый налог на имущество затронет малоимущих граждан, чем богатых. Она делает упор на то, что для богатых людей эта статья расходов окажется незаметной при прочих расходах.

«Если была идея взять налог с богатых, то, может быть, надо другие налоги вводить», — предлагает Н.Бурыкина. По ее словам, опасность введения нового налога в том, что, заменяя два налога — налог на землю и налог на имущество, муниципалитеты обязаны восполнять каким-то образом местный бюджет. «С учетом, что надо выполнять те обязательства, которые есть у каждого муниципалитета, никто не будет смотреть, какое имущественное положение у 95% жителей. С них по верхней шкале возьмут налог, чего мы и опасаемся», — предполагает она.

Правда, некоторые эксперты уверяют, что новый налог на недвижимость будет сопоставим с коммунальными платежами. Для сравнения: эта сумма будет меньше той, которую москвичи платят за телефон в год. По той методике, которая разработана Минэкономразвития, налог на недвижимость за московскую квартиру площадью 75 кв. м будет составлять 2,5 тыс. руб. в год, говорит М. Орлов. А по словам Н. Бурыкиной, минимальный налог для квартиры площадью 50 кв. м составит не менее 1,5 тыс. руб., а максимальный — до 5 тыс. руб.

В марте этого года Минфин объявил, что начиная с 2009 г. собственникам квартир Кемеровской, Самарской и Калужской областей придется платить новый налог на недвижимость по ставкам от 0,01 до 0,05% от рыночной стоимости жилья. Но в рамках установленных норм местные власти сами определят размер ставки. По мнению некоторых экспертов, если предложения Минфина будут утверждены, то граждане в буквальном смысле окажутся втянутыми в политическую жизнь местного самоуправления.

Глава 30 НК РФ. Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций платят юридические лица, владеющие недвижимостью на территории РФ. В ряде регионов налог платится также в отношении движимых объектов. Налог рассчитывается исходя из среднегодовой, либо кадастровой стоимости имущества. Налоговая ставка зависит от региона, и в общем случае не превышает 2,2%. Настоящая статья посвящена главе 30 НК РФ «Налог на имущество организаций». В ней доступно, простым языком рассказано о порядке расчета и уплаты налога на имущество, ставках налога и сроках сдачи отчетности. Данный материал является частью цикла «Налоговый кодекс «для чайников»». Обратите внимание: статьи из этого цикла дают только общее представление о налогах; для практической деятельности необходимо обращаться к первоисточнику — Налоговому кодексу Российской Федерации.

Налог на имущество организаций

Где введена уплата налога на имущество организаций

Во всех субъектах РФ: республиках, краях, областях, автономных округах и в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Причем, в каждом из субъектов уплата налога на имущество введена своим отдельным законом, в котором предусмотрены региональные особенности.

Как соотносятся общие правила и региональные особенности

Правила начисления и уплаты налога на имущество организаций закреплены в главе 30 Налогового кодекса. Положения данной главы едины для всех субъектов РФ, но при этом региональные власти вправе устанавливать некоторые особенности в рамках общих правил.

Так, субъект РФ может утвердить региональным законом свои ставки налога, но эти ставки не должны превышать в общем случае 2,2 процента. Кроме того, регион имеет право установить собственные сроки уплаты налога и авансовых платежей. Наконец, власти субъекта РФ могут по своему усмотрению ввести региональные льготы по налогу на имущество, а также установить (либо не устанавливать) отчетные периоды в рамках налогового периода.

Кто платит налог на имущество организаций

  • Российские организации, на балансе которых числится недвижимость в качестве основных средств (ОС).
  • Иностранные организации, работающие в России через постоянные представительства и имеющие недвижимость, учтенную в качестве основных средств, или получившие недвижимость по концессионному соглашению (такие компании учитывают имущество по правилам российского бухучета).
  • Иностранные организации, не создавшие в России постоянных представительств, но владеющие недвижимостью на территории РФ, либо получившие такую недвижимость по концессионному соглашению.

Кто не платит налог на имущество организаций

В Налоговом кодексе приведен закрытый перечень налогоплательщиков, освобожденных от уплаты налога на имущество организаций. В этот список входят религиозные организации, общественные организации инвалидов, производители фармацевтической продукции и ряд других предприятий. Данный перечень действует во всех без исключения регионах России. Кроме того, каждый регион вправе дополнительно установить собственные льготы.

На что начисляется налог на имущество организаций

Российские компании начисляют налог на недвижимое имущество, отраженное на балансе в качестве основных средств, то есть по дебету счета 01.

Что касается «движимых» основных средств, то до 2019 года они освобождались от налога на имущество в тех субъектах РФ, где были приняты соответствующие законы (под освобождение подпадали только объекты, поставленные на баланс в 2013 году или позже). Начиная с 2019 года налог с движимого имущества не платится ни в одном регионе.

Налог начисляется на все вышеуказанные ОС, в том числе, на переданные во временное пользование, владение, распоряжение, доверительное управление, внесенные в совместную деятельность или полученные по концессионному соглашению. На имущество, переданное в лизинг, налог начисляет либо лизингодатель, либо лизингополучатель — в зависимости от того, на чьем балансе числится объект.

Зарубежные компании, открывшие в России постоянные представительства, начисляют налог на недвижимые объекты, которые по нормам российского бухучета являются основными средствами. Зарубежные предприятия, не имеющие постоянных представительств — на любую недвижимость, принадлежащую им на праве собственности и расположенную на территории РФ.

На что не начисляется налог на имущество организаций

Во всех без исключения регионах РФ налог не начисляется на землю, воду и другие объекты природопользования. Кроме того, от налогообложения освобождено имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро, юридических консультаций, специализированных протезно-ортопедических предприятий и некоторые другие объекты.

Заметим, что субъекты РФ могут дополнительно утверждать перечни имущества, не подпадающего под налогообложение на территории данного региона.

Налоговая ставка по налогу на имущество организаций

Каждый регион утверждает собственную ставку налога на имущество организаций. Единственное ограничение, прописанное в Налоговом кодексе — ставка не может превышать 2,2 процента. При этом в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать установленных в НК РФ значений.

Субъекты РФ вправе дифференцировать ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и имущества.

Узнать, какие ставки и льготы введены в вашем регионе, можно в своей налоговой инспекции.

Кто должен заниматься расчетом налога на имущество организаций

Рассчитать налог на имущество должна бухгалтерия организации-налогоплательщика. Налоговая инспекция во время камеральных и выездных проверок проверяет правильность расчета.

Как рассчитать налог на имущество организаций

Чтобы рассчитать налог на имущество организаций, нужно определить налоговую базу и умножить ее на ставку налога. До 2019 года и налоговая база рассчитывалась отдельно в отношении имущества головной организации; в отношении имущества каждого обособленного подразделения, имеющего свой баланс; по каждому объекту недвижимости, расположенному вне места нахождения головной организации, подразделения, имеющего свой баланс, или постоянного представительства зарубежной компании. Начиная с 2019 года налоговая база рассчитывается отдельно в отношении каждого объекта недвижимости

Если объект недвижимости расположен на территории разных регионов, то налоговая база по нему рассчитывается обособленно от другого имущества. При этом нужно определить долю, приходящуюся на каждый из регионов.

Налоговая база — это в общем случае среднегодовая стоимость налогооблагаемого имущества. Базу определяют по итогам налогового периода, который равен календарному году. Чтобы вычислить базу, надо сложить значения остаточной стоимости объектов на 1-е число каждого месяца и на последний день налогового периода. Затем полученную сумму необходимо разделить на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

Приведем пример. Допустим, остаточная стоимость имущества компании равнялась значениям, приведенным в таблице 1. Тогда среднегодовая стоимость составит 1 200 000 руб.((1 500 000 + 1 450 000 + 1 400 000 + 1 350 000 + 1 300 000 + 1 250 000+ 1 200 000 + 1 150 000 + 1 100 000 + 1 050 000 + 1 000 000 + 950 000 + 900 000): (12+1).