Содержание статьи:

Размер госпошлины в арбитражный суд

Подборка наиболее важных документов по запросу Размер госпошлины в арбитражный суд (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Размер госпошлины в арбитражный суд

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Размер госпошлины в арбитражный суд

Формы документов: Размер госпошлины в арбитражный суд

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Статья 333.21 НК РФ. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами

Какова госпошлина в арбитражный суд за подачу заявления об опровержении порочащих фирму сведений и взыскании убытков?

Такое исковое заявление содержит сразу два требования, одно из которых носит имущественных характер. Юридические лица вправе требовать возмещения убытков, нанесенных им вследствие распрастранения порочащих репутацию сведений. При этом размер госпошлины будет зависеть от величины искового требования о возмещении. Второе требование фирмы-истца — рассмотреть заявление об опровержении порочащих репутацию сведений — неимущественное. За подачу в арбитражный суд сведений неимущественного характера ст 333.21 НК РФ в пп 4 п 1 устанавливает фиксированную сумму пошлины — 6000 руб. Итак, направляя в суд заявление, содержащее сразу два требования, фирма-истец оплачивает госпошлину в арбитражный суд по каждому из них. Необходимо будет заплатить фиксированную пошлину в размере 6000 рублей, а также пошлину, рассчитанную по величине требуемого от ответчика денежного возмещения. Это минимум 2000 руб. или 4% от суммы, меньшей, чем 100 000 руб. Если денежное требование больше 100 000, то минимальная сумма пошлины повышается и прибавляются проценты к сумме, которая выше нижнего предела. Пп 1 п 1 ст 333 21 НК РФ содержит сведения о размерах и подсчёте величины госпошлины в арбитражный суд при направлении имущественного требования. Чтобы рассчитать размер пошлины в каждом конкретном случае, можно воспользоваться онлайн калькуляторами такого подсчёта.

Какова по НК РФ госпошлина в арбитражный суд при подаче апелляции на дополнительное решение самого арбитражного суда?

По арбитражный суд может дополнить по своей инициативе или по заявлению истца уже вынесенное решение до его вступления в силу. Такое дополнительное решение может быть обжаловано, если оно не устраивает какую-то из сторон спора. Размер госпошлины при подаче апелляции, а также кассационных и надзорных жалоб на решения арбитражного суда в 2016 году определяется по норме пп 12 п 1 ст 333.21 НК РФ и составляет 50% от размера пошлины за подачу иска неимущественного характера. Пленум ВАС РФ уточняет, что апелляционную жалобу можно подать не только на решение суда целиком, но и на отдельную его часть или на дополнительное решение. Итак, по НК РФ госпошлина в арбитражный суд за подачу неимущественного иска составляет 6000 руб. Значит, подавая апелляцию на дополнительное решение арбитражного суда, следует заплатить 3000 руб. пошлины.

Как платить госпошлину в арбитражный суд, если в иске несколько неимущественных требований, связанных между собой?

Пленум ВАС РФ в 2014 году разъяснил этот вопрос следующим образом. Если в исковом заявлении есть сразу несколько связанных друг с другом требований неимущественного характера, то госпошлина взимается за каждое такое требование. Дело в том, что Налоговый кодекс не разъясняет этот конкретный вопрос. Он лишь включает норму, по которой имущественные и неимущественные требования, содержащиеся в одном иске, облагаются пошлиной по раздельности (ст 333.22 НК РФ). Вывод Верховного суда о том, что два и более неимущественных требования, содержащиеся в одном иске, тоже должны облагаться госпошлиной отдельно, основан на аналогии с этой нормой. Такую позицию поддерживает также и ФНС РФ.

Платит ли Пенсионный фонд госпошлину, обращаясь в арбитражный суд за взысканием недоимок по страховым взносам?

Вопрос дискуссионный, но, при этом, устоявшаяся правовая позиция у судей по нему уже сложилась. То, должна ли перечисляться ПФР (Пенсионным фондом России) госпошлина в арбитражный суд 2016, Налоговый кодекс строго не регламентирует. Да, есть льготы при уплате пошлин — целые категории граждан освобождаются этих платежей полностью. Причём не только граждане в качестве истцов могут быть льготниками при уплате госпошлины. Государственные органы и органы местного самоуправления, в частности, также не платят пошлину, подавая иски в суды общей юрисдикции и в арбитражные суды. Такое освобождение установлено статьями 333.36 и 333.37 НК РФ. Однако ПФР является гос. учреждением, а не гос. органом, и в этом состоит правовая загвоздка. Казалось бы, что раз Пенсионный фонд — не гос. орган, то значит от уплаты пошлины он не освобождается. Но в статьях, содержащих льготы, есть еще один пункт, по которому от уплаты пошлин освобождаются прокуроры и иные органы, если они защищают в суде государственные или общественные интересы. Формулировка “иные органы” позволяет отнести ПФР к категории возможных льготников. Важно понять, что именно в контексте этой нормы подразумевается под “иными органами”. ВАС РФ ранее разъяснял, что под иными понимаются органы, не входящие в гос. структуру власти, но выполняющие публичные и правовые функции. Под такое определение ПФР подходит. Осталось понять, можно ли отнести взыскание недоимок по страховым взносам к государственным или общественным интересам. Ведь “иные органы” освобождаются от пошлин, только если обращаются в суд в связи с такими интересами. Есть авторы, которые сомневаются, что взыскание недоимок может быть отнесено к государственным интересам. Ведь взносы перечисляются не в бюджет РФ, а во внебюджетный фонд. Из этого фонда они могут быть использованы на различные нужды, которые могут не иметь государственной или общественной направленности. Но, тем не менее ВАС РФ и большинство судей считают, что такие органы, как ПФР, ФСС или ЦБ РФ могут быть освобождены от уплаты госпошлины в арбитражный суд 2016, если обращаясь туда они действуют в государственных и общественных интересах. Есть судебные решения, по которым ПФР наделяется правом возбуждать судебные разбирательства по взысканию страховых недоимок, подавая исковое заявление и не уплачивая при этом госпошлину.

Нужно ли платить пошлину, чтобы обжаловать определение суда об отказе в привлечении соответчика к разбирательству?

В судебных разбирательствах возможно процессуальное соучастие, когда на стороне истца или ответчика выступает сразу несколько лиц. Соучастие может иметь место, только если эти лица разделяют между собой права и обязанности относительно предмета спора. По отношению к другой стороне каждый истец или ответчик во время судебного разбирательство выступает отдельно. Но можно поручить ведение дела одному из соответчиков или соистцов. По ст 46 АПК РФ, суд может привлечь соответчика к участию в деле или отказать истцу в таком привлечении — в любом случае, при этом выносится судебное определение. Если вынесено определение об отказе в привлечении соответчика к разбирательству, то такое определение может быть обжаловано. Обжаловать отказ может то лицо, которое подавало соответствующее прошение о привлечении соответчика. Это делается в течение 10 дней с даты вынесения определения. То, должна ли при таком обжаловании быть уплачена госпошлина в арбитражный суд 2016, Налоговый кодекс определяет в ст 333.21 и ст 333.22 НК РФ. Так, ст 333.21 включает исчерпывающий перечень определений, обжаловать которые можно только уплатив пошлину. В приведенном списке нет определения об отказе привлечения соответчика к разбирательству. А, значит, чтобы обжаловать такой отказ, пошлину уплачивать не нужно. Этот вывод подтверждён судебной практикой — все судьи сходятся во мнении, что при подаче апелляционных жалоб на судебные определения гос. пошлина может уплачиваться только в поименованных в пп 12 п 1 ст 333.21 случаях. Остальные судебные определения, включая отказ привлекать к делу соответчика, могут быть обжалованы бесплатно.

Налоговый кодекс: Вопросы есть. Будут ли ответы?

12:06, 29 сентября 2011

В настоящее время в Высшем Арбитражном Суде проект постановления Пленума о некоторых вопросах, возникающих при применении части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

В данном проекте постановления рассматриваются наиболее часто встречающиеся на практике ситуации и даются указания судам, как необходимо трактовать нормы налогового законодательства при разрешении этих ситуаций. В целом проект постановления выдержан в спокойном ключе, в нем не предполагается чего-то революционного, но отдельные моменты наиболее интересны, их и постараемся рассмотреть.

Зачастую налогоплательщики сталкиваются с ситуацией, когда налоговым органом выдается справка о состоянии расчетов с бюджетом с указанием в ней задолженности по налогам, возможность взыскать которые налоговым органом упущены, но без отметки об этом. Чем это грозит налогоплательщику в современной экономической обстановке, можно только предположить (банк, например, откажет в выдаче кредита). Судам предлагается разрешать споры следующим образом. Указанная справка помимо указания самой суммы (ее все-таки надо указывать) должна содержать сведения о том, что возможность принудительного взыскания налоговым органом утрачена. Без данной отметки справка налогового органа будет расцениваться как документ, нарушающий баланс частных и публичных интересов.
При рассмотрении вопроса о снижении размера штрафных санкций судам дано полное право на снижение санкций более чем в два раза, при этом Высший Арбитражный Суд дает направление нижестоящим судам по основаниям для снижения. Ими могут являться: характер совершенного правонарушения, количество смягчающих вину обстоятельств, личность налогоплательщика, материальное положение. Более того, даже при наличии небольших нарушений данных условий со стороны налогоплательщика, например, неуплата пени при полной уплате налога и своевременности подачи декларации, остается возможность применения положений о смягчении ответственности.
Высший Арбитражный Суд дает интересное разъяснение по вопросам осмотра помещений налогоплательщика. Судам разъясняется, что, исходя из действующее законодательства, осмотр помещений налогоплательщика не может осуществляться вне рамок проведения выездной налоговой проверки. То есть, данная процедура не должна рассматриваться как самостоятельная форма налогового контроля.
Суд дает разъяснения по вопросам приостановления выездной налоговой проверки. При приостановлении данной формы налогового контроля необходимо учитывать невозможность проведения каких-либо контрольных действий на территории налогоплательщика, но проведение контрольных мероприятий за рамками территории налогоплательщика не исключается.

Смотрите так же:  Приказ минтранса 309 от 12.12.2011

Высший Арбитражный Суд предлагает следующим образом трактовать нормы пункта 2 статьи 93.1 НК РФ об истребовании информации. Налоговый орган может истребовать лишь информацию о сделке, но не сами первичные документы по этой сделке.
Интересные разъяснения даны и по вопросу направления налогоплательщику по почте актов налоговой проверки и решения по ней. В настоящее время налоговые органы зачастую не заморачиваются по вопросу личного вручения указанных документов налогоплательщикам, а сразу направляют заказным письмом по почте не считая это нарушением. Суд же указывает на то, что действовать необходимо так, как того требует закон. А закон требует первоначально убедиться в невозможности личного вручения документа и только затем предоставляет возможность направить его по почте. Дополнительно суд обратил внимание на необходимость письменной фиксации невозможности вручения (непосредственно в самом акте или решении), а при отсутствии такой отметки ненормативный акт налогового органа будет считаться вынесенным с грубым нарушением норм законодательства и подлежащим отмене.

Наконец-то Высший Арбитражный Суд обратил внимание на оформление такой процедуры, как дополнительные мероприятия налогового контроля. Отмечается отсутствие требований в кодексе на необходимость составления акта по результатам данного мероприятия и возможности предоставления времени налогоплательщику на написание возражений на них. Вместе с тем, исходя из общих требований к оформлению результатов проверки, указывается на необходимость составления акта по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля и необходимости предоставления налогоплательщику возможности принесения на них своих возражений.
Судом дана оценка такой ситуации, когда возражения на акт налоговой проверки рассматриваются одним должностным лицом инспекции, а решение по нему принимает другое должностное лицо. Указывается на то, что в таком случае нарушается право налогоплательщика на дачу пояснений относительно материалов проверки непосредственно тому должностному лицу, который выносит решение.
Очень любопытное разъяснение дается относительно использования результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательств, подлежащих исследованию налоговым органом при рассмотрении результатов налоговой проверки. Указывается на то, что соответствующая информация, если только она не закреплена в судебном акте по уголовному делу, может служить лишь основанием к для проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. Не более.
Высший Арбитражный Суд указывает на то, что решение об отказе в возмещении НДС по причине близости его правовой природы к решению о привлечении к налоговой ответственности необходимо первоначально обжаловать в вышестоящий налоговый орган и лишь затем в суд. То есть, указывается на необходимость соблюдения досудебного порядка обжалования. При этом на него может быть подана апелляционная жалоба.

И, наконец, последнее в данной статье, но не последнее в постановлении — требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа. Если ранее суды зачастую признавали требования налогового органа недействительными по причине отсутствия в них указания на сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком, данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог, то теперь судам указывается на невозможность такой практики. Но только при условии если указанные сведения содержаться в решении, налоговой декларации и на эти документы есть ссылка в требовании.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА ПРИ ОБРАЩЕНИИ В СУД
2019 год

Налоговый кодекс РФ (часть вторая), Глава 25.3 Государственная пошлина
(текст по состоянию на 06.01.2019 г. )

1. Размеры государственной пошлины при обращении в арбитражный суд

2. Особенности уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд

3. Льготы по уплате госпошлины при обращении в арбитражный суд

4. Отсрочка уплаты государственной пошлины

Государственная пошлина — это сбор, взимаемый с физических и юридических лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам за совершением юридически значимых действий, в частности при обращении указанных лиц в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям.

Госпошлина уплачивается до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, апелляционной, кассационной или надзорной жалобы. Факт уплаты госпошлины подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо платежным поручением с отметкой банка о его исполнении.

РАЗМЕРЫ ГОСПОШЛИНЫ ПРИ ОБРАЩЕНИИ В АРБИТРАЖНЫЙ СУД
2019 год

1. При подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:

до 100 000 рублей — 4 процента цены иска, но не менее 2 000 рублей;

от 100 001 рубля до 200 000 рублей — 4 000 рублей + 3 % суммы, превышающей 100 000 рублей;

от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей — 7 000 рублей + 2 % суммы, превышающей 200 000 рублей;

от 1 000 001 рубля до 2 млн. рублей — 23 000 рублей + 1 % суммы, превышающей 1 млн. рублей;

свыше 2 млн.рублей — 33000 рублей + 0,5% суммы, превыш. 2 млн.рублей, но не более 200000 руб.

2. При подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными — 6 000 рублей;

2.1 При подаче заявления об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, в том числе в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии:
для физических лиц — 300 рублей; для юридических лиц — 2 000 рублей;

3. При подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:
для физических лиц — 300 рублей; для юридических лиц — 3 000 рублей;

4. При подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре — 6 000 рублей;

4.1 при подаче заявления о выдаче судебного приказа — 50 процентов размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера;

5. При подаче заявления о признании должника несостоятельным (банкротом):
для физических лиц — 300 рублей; для юридических лиц — 6 000 рублей;

6. При подаче заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение — 3 000 рублей;

7. При подаче заявления о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора:

— по спорам имущественного характера, если иск не подлежит оценке, а также по спорам неимущественного характера — в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера;

— по спорам имущественного характера — в размере государственной пошлины, уплачиваемой исходя из оспариваемой третьим лицом суммы;

8. При подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решения третейского суда — 3 000 рублей;

9. При подаче заявления об обеспечении иска — 3 000 рублей;

10. При подаче заявления об отмене решения третейского суда — 3 000 рублей;

11. При подаче заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, иностранного арбитражного решения — 3 000 рублей;

12. При подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной, надзорной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов — 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;

13. Утратил силу с 1.01.2013 года.

14. При подаче заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок:
для физических лиц — 300 рублей; для юридических лиц — 6 000 рублей.

Особенности уплаты государственной пошлины
при обращении в арбитражный суд

По делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:

1. При подаче исковых заявлений, содержащих одновременно требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера;

2. Цена иска определяется истцом, а в случае неправильного указания цены иска — арбитражным судом.

Смотрите так же:  Приказ 302 с перечнем противопоказаний

Цена иска определяется следующим образом:

— по искам о взыскании денежных средств, исходя из взыскиваемой суммы;

— по искам о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке, исходя из оспариваемой денежной суммы;

— по искам об истребовании имущества, исходя из стоимости истребуемого имущества;

— по искам об истребовании земельного участка, исходя из стоимости земельного участка.

В цену иска включаются также указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штраф, пени) и проценты.

Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется суммой всех требований.

По исковым заявлениям о признании права, в том числе права собственности, права пользования, права владения, права распоряжения, государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных для исковых заявлений неимущественного характера.

3. При увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда.

При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 Налогового кодекса РФ.

В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований.

Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется исходя из суммы всех требований;

4. В случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований;

5. При подаче заявлений о возврате (возмещении) из бюджета денежных средств государственная пошлина уплачивается исходя из оспариваемой денежной суммы в размерах, установленных подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ;

Льготы по уплате госпошлины
при обращении в арбитражные суды

I. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются:

1. прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;

2. государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков;

3. истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка.

II. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются:

1. общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;

2. истцы — инвалиды I и II группы.

III. При подаче в арбитражные суды исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, плательщики, указанные в пункте 2 настоящей статьи, освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 млн. рублей.

В случае, если цена иска превышает 1 млн. рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн. рублей. (см. пункт 1 — «Размеры госпошлины при обращении в арбитражные суды»)

ОТСРОЧКА УПЛАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ

Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 Налогового кодекса РФ.

В соответствии со статьей 333.41 Налогового кодекса РФ отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок не более одного года.

На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица — получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;

3) угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;

4) имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога (без учета имущества, на которое не может быть обращено взыскание) ;

5) производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер;

6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в т.ч. и уплаченную государственную пошлину.

В случае, если иск будет удовлетворен частично, указанные судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Статья 105 НК РФ. Рассмотрение дел и исполнение решений о взыскании налоговых санкций

Новая редакция Ст. 105 НК РФ

1. Дела о взыскании налоговых санкций по заявлению налоговых органов к организациям и индивидуальным предпринимателям рассматриваются арбитражными судами и Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.

2. Дела о взыскании налоговых санкций по заявлению налоговых органов к физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судами общей юрисдикции и Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

3. Исполнение вступивших в законную силу решений судов о взыскании налоговых санкций производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

Исполнение вступивших в законную силу решений судов о взыскании налоговых санкций с организаций, которым открыты лицевые счета, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Статье 105 НК РФ

Анализ правил п. 1 комментируемой статьи позволяет сделать ряд выводов:

а) они предписывают применять нормы действующего Арбитражного процессуального кодекса РФ по делам о взыскании налоговых санкций по искам:

— к индивидуальным предпринимателям и лицам, приравненным к ним для целей налогообложения (например, частные нотариусы, частные детективы и др.);

— организациям. Речь идет о российских юридических лицах, иностранных организациях, а также о филиалах и представительствах последних, созданных на территории РФ;

б) взыскание налоговых санкций через арбитражный суд осуществляется, когда организации или индивидуальный предприниматель:

— отказались добровольно уплатить соответствующую сумму;

— пропустили срок такой уплаты (указанный в письменном требовании налогового органа);

в) иск налогового органа должен соответствовать правилам ст. ст. 47, 104 НК РФ;

г) с момента подачи иска арбитражный суд должен руководствоваться нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ, в том числе в части:

— принятия искового заявления (ст. 127);

— отказа в принятии или возвращения искового заявления (ст. ст. 128, 129);

— подготовки к судебному разбирательству (ст. ст. 133 — 137);

— судебного разбирательства (ст. ст. 152 — 166);

— принятия решения по делу (ст. ст. 167 — 183) и др.

Правила п. 2 комментируемой статьи подлежат применению, когда:

а) речь идет об иске налоговых органов к физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и приравненными к ним лицами;

б) иски о взыскании налоговых санкций подаются в мировые суды или в районные (городские) суды, в районные (в городах) суды (в г. Москве — в межмуниципальные суды) по месту жительства упомянутых физических лиц. Иск к ответчику, местожительства которого неизвестно, может быть предъявлен по месту нахождения его имущества или по последнему месту его жительства. Иск к ответчику — иностранному гражданину или лицу без гражданства, не имеющему места жительства в РФ, может быть предъявлен в суд по месту нахождения его имущества на территории РФ;

в) суды общей юрисдикции, рассматривая иски налоговых органов, руководствуются нормами Гражданского процессуального кодекса РФ.

Применяя правила п. 3 комментируемой статьи, следует учесть, что:

а) решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока после его принятия, решение ВАС РФ — с момента его принятия. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено, вступает в законную силу с момента вынесения постановления апелляционной инстанцией (ст. 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ);

б) решение суда общей юрисдикции вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное, кассационное обжалование и опротестование — 10 дней после принятия решения (ст. 209 Гражданского процессуального кодекса РФ). В случае принесения кассационной жалобы или протеста решение, если оно не отменено, вступает в законную силу по рассмотрении дела вышестоящим судом;

в) исполнение вступивших в силу решений судов осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве РФ и прежде всего в соответствии с нормами Закона об исполнительном производстве. При этом применению подлежат, в частности, нормы его:

Смотрите так же:  Материнский капитал снять 20 тыс рублей

гл. IV «Обращение взыскания на имущество должника» (ст. ст. 46 — 56);

гл. V «Особенности обращения взыскания на имущество должника-организации. Арест и реализация имущества должника-организации» (ст. ст. 57 — 63);

гл. VI «Обращение взыскания на зарплату и иные виды доходов должника» (ст. ст. 64 — 72) и др.;

г) при исполнении решений судов о взыскании налоговой санкции необходимо учитывать и правила ст. ст. 46 — 48 НК РФ.

Другой комментарий к Ст. 105 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Пункты 1 и 2 ст. 105 Кодекса определяют подведомственность дел о взыскании налоговых санкций, т.е. к компетенции какого суда — арбитражного суда или суда общей юрисдикции — относится рассмотрение таких дел.

Подведомственность дел о взыскании налоговых санкций установлена в зависимости от того, к кому заявляется иск.

В силу п. 1 ст. 105 Кодекса дела о взыскании налоговых санкций по иску налоговых органов к организациям и индивидуальным предпринимателям рассматриваются арбитражными судами в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.

Как установлено п. 4 ст. 29 АПК РФ, арбитражные суды рассматривают дела о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. На то, что арбитражным судам подведомственны дела о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания, обращено внимание арбитражных судов в п. 4 Постановления Пленума ВАС России от 9 декабря 2002 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» .

Пленум ВАС России в п. 50 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5 предписал арбитражным судам при применении п. 1 ст. 105 Кодекса принимать во внимание, что определение понятия «индивидуальный предприниматель», изложенное в п. 2 ст. 11 Кодекса и включающее в себя частных нотариусов и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, используется только для целей Кодекса (см. комментарий к ст. 11 Кодекса). С учетом данных разъяснений дела о взыскании налоговых санкций по иску налоговых органов к частным нотариусам, адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, не подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

Особенности рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, определены гл. 22 АПК РФ. Порядок же рассмотрения дел о взыскании обязательных платежей и санкций предусмотрен гл. 26 АПК РФ.

В статье 212 АПК РФ определен следующий порядок рассмотрения дел о взыскании обязательных платежей и санкций:

дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в гл. 26 АПК РФ (ч. 1 ст. 212);

производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций (ч. 2 ст. 212).

Порядок судебного разбирательства по делам о взыскании обязательных платежей и санкций предусмотрен ст. 215 АПК РФ.

2. ГПК РФ не предусматривает особенности рассмотрения дел о взыскании налоговых санкций по иску налоговых органов к физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.

В статье 122 ГПК РФ в качестве одного из требований, по которым выдается судебный приказ, указано требование о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам.

Как определено ч. 1 ст. 121 ГПК РФ, судебный приказ — это судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, предусмотренным ст. 122 ГПК РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 121 ГПК РФ судебный приказ является одновременно исполнительным документом и приводится в исполнение в порядке, установленном для исполнения судебных постановлений.

Требования к форме и содержанию заявления о вынесении судебного приказа предусмотрены ст. 124 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 128 ГПК РФ судья высылает копию судебного приказа должнику, который в течение десяти дней со дня получения приказа имеет право представить возражения относительно его исполнения.

Статьей 129 ГПК РФ установлено, что судья отменяет судебный приказ, если от должника в установленный срок поступят возражения относительно его исполнения. В определении об отмене судебного приказа судья разъясняет взыскателю, что заявленное требование им может быть предъявлено в порядке искового производства. Копии определения суда об отмене судебного приказа направляются сторонам не позднее трех дней после дня его вынесения.

В случае, если в установленный срок от должника не поступят в суд возражения, судья согласно ч. 1 ст. 130 ГПК РФ выдает взыскателю второй экземпляр судебного приказа, заверенный гербовой печатью суда, для предъявления его к исполнению. По просьбе взыскателя судебный приказ может быть направлен судом для исполнения судебному приставу-исполнителю.

3. Как указано в п. 3 ст. 105 Кодекса, исполнение вступивших в законную силу решений судов о взыскании налоговых санкций производится в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве состоит из указанного Федерального закона, Федерального закона о судебных приставах и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов.

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» согласно его ст. 1 определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.

Суд решил, что Налоговый кодекс разрешает ИП на УСН учитывать расходы при расчете взносов «за себя»

При расчете «пенсионных» взносов с доходов сверх 300 тыс. рублей индивидуальный предприниматель, который применяет УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», может определять годовой доход как разницу между доходами и расходами. Такая позиция выражена в постановлении арбитражного суда Кемеровской области от 25.09.18 № А27-15774/2018. Крайне важным является то, что вывод суда применим к расчету страховых взносов, установленных главой 34 Налогового кодекса, которая действует с 2017 года.

ИП на УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы» исчислил сумму дополнительных взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год исходя из дохода, уменьшенного на расходы. Доход ИП за минусом расходов составил за год 448 767 рублей (7 144 598 — 6 695 831). С дохода, превышающего 300 тыс. рублей, предприниматель исчислил и уплатил дополнительные «пенсионные» взносы в размере 1487,67 руб. (448 767 — 300 000 * 1 %). При этом налогоплательщик руководствовался указаниями Верховного суда, выраженными в определении от 18.04.17 № 304-КГ16-16937 (см. «Верховный суд: ИП на УСН может учитывать расходы при расчете страховых взносов «за себя»»).

Но проверяющие из инспекции с таким расчетом не согласились. Они заявили, что ИП, применяющий УСН, должен рассчитать «пенсионные» взносы исходя из полной суммы полученного дохода. Поскольку это сделано не было, контролеры выставили требование об уплате задолженности. Что касается упомянутого выше определения ВС, то оно принято в отношении взносов, которые регулировались Федеральным законом от 24.07.09 № 212-ФЗ. А этот закон уже не действует. В подкрепление своей позиции налоговики сослались на письма Минфина от 14.06.18 №03-15-05/40791, от 12.02.18 №03-15-07/8369 — см. «ИП на УСН не могут учитывать расходы при расчете «личных» пенсионных взносов, считают в Минфине».

Суд принял решение в пользу ИП, указав на следующее. В пункте 27 обзора судебной практики Верховного суда № 3 (2017) разъяснено: принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для «упрощенщиков» с объектом налогообложения «доходы минус расходы». А, согласно постановлению Конституционного суда от 30.11.16 № 27-П, доход ИП, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплат физлицам, подлежит уменьшению на сумму документально подтвержденных расходов, в соответствии с установленными правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ. Решения Конституционного суда обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (ст. 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 №1-ФКЗ). Следовательно, правовая позиция КС РФ применяется и по отношению к тем ИП, которые применяют УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы». При этом изменения в законодательстве (введение с 2017 года в действие главы 34 «Страховые взносы» НК РФ и признание Закона № 212-ФЗ утратившим силу) не затронули порядок определения базы для исчисления страховых взносов.

Ссылку инспекции на письма Минфина суд также отклонил. Обоснование — эти письма имеют информационно-разъяснительный характер и в силу статьи 1 НК РФ не могут быть отнесены к нормативным правовым актам о налогах и сборах, являющимся обязательными к применению (см. также «Правовой статус писем Минфина»).

На основании изложенного арбитражный суд пришел к следующему выводу. ИП на УСН с объектом «доходы минус расходы» вправе учитывать расходы при расчете страховых взносов «за себя». Причем, не только до 2017 года, но и за более поздние периоды. То есть за те периоды, которые наступили после того, как исчисление и уплата взносов стали регулироваться Налоговым кодексом.