Понятие и виды страхового стажа

Главная > Курсовая работа >Государство и право

Курсовая на тему: «Понятие и значение страхового (трудового) стажа»

1. Страховой стаж: общий и специальный 5

2. Общий трудовой стаж: порядок исчисления, юридическое значение 11

3. Сравнение общего трудового и страхового стажа 16

4. Непрерывный трудовой стаж: порядок исчисления, юридическое значение 18

Список используемой литературы 33

На современном этапе развития общества каждое государство, которое имеет статус правового, стремится к полному и всестороннему соответствию своего законодательства нормам международного права. Особенное место этими нормами отведено социальному обеспечению. Так, в соответствии с международными стандартами, каждый член общества имеет право на социальное обеспечение, на осуще­ствление и поддержание его достоинства для свободного раз­вития его прав в экономической, социальной и культурной областях в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Каждый человек имеет право на такой жизнен­ный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и членов семьи, а также право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости или иных обстоятельств утраты средств к существованию по не зависящим от него причинам.

Российская Федерация – правовое государство, и оно стремится к повышению уровня жизни каждого нуждающегося гражданина. В развитие этого Конституция РФ 1993 года провозгла­сила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этой полити­кой социальное обеспечение выражает одну весьма важную функцию — защитную. Прежде всего, именно эту задачу ставит перед собой общество, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, так как защита их в трудной жизненной си­туации и оказание помощи, при решении различных проблем является основным назначением социального обеспечения.

Понятие «страховой стаж» является новым для отечественного пенсионного обеспечения. До принятия Закона о трудовых пенсиях юридическое значение придавалось трудовому стажу, т.е. суммарной продолжительности трудовой и иной общественно полезной деятельности. К периодам работы относятся периоды выполнения трудовой функции по трудовому договору. Это может быть любая работа – постоянная, временная, сезонная, надомная и т.п.

Под иной деятельностью понимают выполнение работ или оказание услуг по гражданско-правовым договорам, создание произведений по авторским договорам, занятие индивидуальной предпринимательской деятельностью.

Из определений, использованных в законодательстве, видно, что имеет место трансформация понятий: труд как таковой, как квалифицирующий признак или критерий, определяющий право граждан на пенсионное страхование, постепенно заменяется другим – уплатой страховых взносов, т.е. реальным финансовым результатом этого труда, вложенным в общую систему пенсионного страхования застрахованных лиц.

Поэтому целью данной работы является рассмотрение всех видов стажа в российском законодательстве.

Трудовой стаж, во всех его видах, играет большую роль в социальном обеспечении, так как он является основным фактором при определении права на пенсию по старости вообще, на досрочную пенсию и т.д.

Актуальность данной темы очевидна, так как трудовой стаж — это одна из тех составляющих, которые необходимы для получения социального обеспечения и социальной помощи самым уязвимым категориям граждан.

Задачи курсового исследования:

— дать понятие трудового стажа, раскрыть его содержание и значение;

— рассмотреть основные виды трудового стажа;

— описать порядок исчисления, суммирования и под­тверждения различных видов трудового стажа.

Объектом курсового исследования является правовое регулирование трудового стажа, а предметом исследования механизм его исчисле­ния и подтверждения.

Структура курсовой работы состоит из введения, пяти глав, заключе­ния и списка использованной литературы.

1. Страховой стаж: общий и специальный

Понятие страхового трудового стажа впервые введено Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ. 1 Это понятие сформулировано как суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачиваются страховые взносы.

В более позднем по времени принятия нормативном правовом акте – Федеральном законе от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» 2 – страховой трудовой стаж определяется как суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов.

В то же время названные выше Законы не предусматривали порядка его учета и исчисления, и стаж на практике до 01.01.2002 исчислялся по условиям и нормам ст. 89 Закона от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

В ст. 2 Федерального закона о трудовых пенсиях 3 дана норма-дефиниция, согласно которой страховой стаж – учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В этой формулировке заключается иной правовой смысл. Наличие разных формулировок по одному предмету привело к необходимости выбора правоприменительными органами такой редакции, которая отвечает интересам адресата нормы. Учитывая это, а также тот факт, что норма-дефиниция по своей сути статична, а нормой материального права закреплено условие об уплате страховых взносов «за эти периоды», в практической деятельности применяется норма, регулирующая непосредственное включение в страховой стаж периодов работы и (или) иной деятельности, т.е. редакция нормы, предусмотренная в ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ.

По смыслу статьи 10 Федерального закона о трудовых пенсиях видно, что ее целевая направленность – правовое регулирование включения в страховой стаж работы и (или) иной деятельности. Термин «работа» в экономическом смысле определяется как осуществление трудовой деятельности, участие в труде, выполнение человеком, коллективом определенного круга поручений, заданий.

Таким образом, статья 10 Федерального закона о трудовых пенсиях ориентирована на урегулирование прав тех застрахованных лиц, которые трудятся.

К периодам работы относятся:

– периоды выполнения трудовой функции по трудовому договору. По характеру деятельности это может быть любая предусмотренная трудовым законодательством работа – постоянная, временная, штатная, нештатная, сезонная, надомная и т.п.;

– периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг;

– периоды работы по авторским и лицензионным договорам;

– периоды работы у отдельных граждан по договорам (домашние работницы, няни, секретари, машинистки и другие);

– периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда;

– периоды работы в качестве пастуха по договору с коллективом граждан-владельцев скота за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг.

Пенсионному законодательству известна индивидуальная трудовая деятельность, предпринимательская деятельность, деятельность членов творческих союзов, деятельность в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств, в качестве членов родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования. Однако установленное правовое регулирование распространяется и на другую деятельность.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФР. Таким образом, к кругу лиц относятся лица, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ. 4

Названным Законом закреплено, что это граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, выполняющие трудовую деятельность на условиях, предусмотренных законодательством.

Пунктом 2 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ предусмотрены условия включения в страховой стаж периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 указанного Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации.

Этой статьей, в частности, определено:

– граждане Российской Федерации, работающие за пределами территории Российской Федерации, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет ПФР за себя;

– физические лица вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем.

Указанные физические лица осуществляют уплату страховых взносов в установленном законом порядке. При этом уплаченные суммы страховых взносов учитываются при определении права граждан на получение обязательного страхового обеспечения на общих основаниях. 5

Таким образом, по смыслу нормативных положений можно сделать вывод о возможности добровольного участия в системе обязательного пенсионного страхования трех категорий физических лиц:

– граждан, работающих за пределами территории Российской Федерации;

– лиц, осуществляющих уплату страховых взносов за другое работающее физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в силу закона;

– лиц, осуществляющих уплату страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем из-за отсутствия страхователя как такового, т.к. это лицо не занято трудовой деятельностью.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для их начисления являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные гл. 24 НК РФ. 6 В практической деятельности это означает, что страховые взносы могут быть начислены на те суммы, на которые начисляется единый социальный налог.

В соответствии со ст. 66 ТК РФ 7 трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Общий и специальный трудовой стаж

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

по праву социального обеспечения

Общий и специальный трудовой стаж

1. Понятие, значение и виды трудового стажа

2. Общий трудовой стаж

3. Специальный трудовой стаж

5. Непрерывный трудовой стаж

Смотрите так же:  Уголовный кодекс fbi в самп

Перечень используемых источников права и литературы

1. Понятие, значение и виды трудового стажа

Трудовой стаж — это учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности граждан, которая засчитывается в страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. Трудовой стаж — один из юридических фактов, который влечет за собой определенные правовые последствия. Любые виды деятельности на общественных началах без оплаты в трудовой стаж не засчитываются. Лишь в исключительных, прямо предусмотренных в законе случаях в трудовой стаж могут включаться периоды перерывов в общественно-полезной деятельности, даже неоплачиваемые. Трудовой стаж имеет количественную и качественную характеристику. Количественной характеристикой трудового стажа является его продолжительность, качественная характеристика отражает характер и условия, в которых протекает трудовая деятельность (вредность, тяжесть, опасность и пр.). Реформа пенсионного законодательства внесла существенные изменения в правовое регулирование трудового стажа, существенно снизив значение трудового стажа для получения отдельных видов социального обеспечения, ужесточив порядок его исчисления. В одних случаях от трудового стажа зависит само право на материальное обеспечение, в других — его размер, в третьих — и то и другое.

Трудовой стаж имеет крайне важное значение в праве социального обеспечения. Его наличие существенно влияет на объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения, так как право на многие виды пенсий поставлено в зависимость от участия граждан в трудовой или иной общественно-полезной деятельности. Эта зависимость получила юридическое оформление через институт трудового стажа. Регулирующие его нормы составляют самостоятельный институт права социального обеспечения. При этом следует иметь в виду, что страховой трудовой стаж тесно связан с другими отраслевыми институтами. Так, трудовой стаж является одним из необходимых фактов в сложном юридическом составе, порождающем возникновение большинства пенсионных правоотношений, правоотношений по предоставлению отдельных видов пособий, а также социальных льгот (например, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»). Необходимо отметить, что в связи с проводимой реформой пенсионного обеспечения в России институт трудового стажа, который долгое время являлся ведущим (прежде всего в пенсионных отношениях), утратил свое былое значение. Его заменил институт страхового стажа. Однако эта замена происходит постепенно (до 2013 г.), без снижения накопленных прав как у лиц, уже получивших пенсии, так и у лиц, имеющих большой трудовой стаж к моменту введения в действие нового законодательства. Действующее законодательство выделяет несколько видов трудового стажа:

Общий трудовой стаж — это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности до 01.01.2002, учитываемая в календарном порядке.

Специальный трудовой стаж — это суммарная продолжительность определенной трудовой деятельности на соответствующих видах работ до 01.01.2002, которая дает право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Стаж государственной службы (выслуга лет) — это суммарная продолжительность периодов осуществления государственной и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных служащих и исчислении ее размера.

Непрерывный трудовой стаж — это продолжительность последней непрерывной работы на данном предприятии. Он сохраняется при переходе работника с одной работы на другую при соблюдении установленных перерывов в работе.

Значение указанных видов стажа в пенсионном обеспечении различно. Общий трудовой стаж определяет, как правило, право граждан на получение трудовой пенсии. Со стажем на соответствующих видах работ (специальным трудовым стажем) связывается возможность назначения работнику трудовой пенсии досрочно, в зависимости от условий, в которых протекала его трудовая деятельность (подземная работа, вредное производство и т.п.), или места работы (районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности либо территории, подвергнувшиеся радиоактивному загрязнению), а также от занятий определенной профессиональной деятельностью. Непрерывный трудовой стаж имеет значение в основном для определения размера пособия во временной нетрудоспособности.

2. Общий трудовой стаж

Общий трудовой стаж. Согласно п. 4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях в общий трудовой стаж включаются следующие периоды трудовой и иной общественно-полезной деятельности до 01.01.2002:

* периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе по найму за пределами территории РФ), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной деятельности, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;

* периоды творческой деятельности членов творческих союзов писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;

* служба в Вооруженных Силах РФ и иных созданных в соответствии с законодательством РФ воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел РФ, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности РФ, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период Гражданской и Великой Отечественной войн;

* периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в течение работы, и период пребывания на инвалидности I и II групп, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

* период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

* периоды получения пособий по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.1

Таким образом, содержание общего трудового стажа резко сужено по сравнению с ранее действовавшим пенсионным законодательством. В общий трудовой стаж не включены периоды обучения; проживания граждан в районах, временно оккупированных во время войны; проживания в г. Ленинграде в период его блокады; ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, престарелым; ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения; проживания жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудоустроиться; проживания за границей жен (мужей) работников советских учреждений и международных организаций и др. Отсутствие необходимой преемственности в правовом регулировании трудового стажа влечет за собой пересмотр размеров пенсий для самых разных категорий пенсионеров, в том числе весьма преклонного возраста. Из общего трудового стажа исключены периоды, связанные с историей нашей страны. Лица, пережившие репрессии, блокаду, оккупацию, крайне обостренно воспринимают данные нововведения. Юридическое значение общего трудового стажа заключается в том, что с учетом этого стажа производится конвертация (преобразование) пенсионных прав граждан.

3. Специальный трудовой стаж

Специальный трудовой стаж: дает возможность понизить пенсионный возраст при наличии установленного страхового стажа. Правила его исчисления регулируются различными нормативными актами, такими как Законы о трудовых пенсиях, о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и др. Для удобства особые условия труда разделены на две группы в виде списков № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии. Эти списки утверждены постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение». Это постановление действует в настоящее время с разъяснениями по его применению, утвержденными постановлением Минтруда России от 30.09.1997 № 51.2

Мужчинам и женщинам, условия труда которых соответствует списку № 1 (подземные работы, работа во вредных условиях и горячих цехах), данная пенсия устанавливается по достижении ими соответственно 50 и 45 лет, если они проработали в этих условиях не менее соответственно 10 и 7 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет.

При соответствии условий труда списку № 2 (работа в тяжелых условиях) пенсионный возраст увеличивается на пять лет по сравнению с возрастом, предусмотренным в списке № 1, а продолжительность трудовой деятельности — на два с половиной года либо более. Страховой стаж должен составлять соответственно не менее 25 и 20 лет. Условия назначения досрочной трудовой пенсии применяются в том случае, если застрахованное лицо проработало на соответствующих видах работ не менее половины требуемого срока по состоянию на 01.01.2003. А в случае назначения трудовой пенсии по старости в период с 01 по 31.12.2002 — на день, с которого назначается эта пенсия. Работникам, которые проработали на соответствующих видах работ менее половины требуемого срока, а также принятым для их выполнения после 01.01.2003, устанавливаются профессиональные пенсии, которые должны регулироваться соответствующим федеральным законом, однако к настоящему времени он еще не принят.

К периодам, засчитываемым в страховой стаж, наравне с периодами работы и (или) иной деятельности относятся:

* период прохождения срочной военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу;

* период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

* период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

* период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

* период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

* период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

Смотрите так же:  Единовременное пособие в связи со смертью

Перечисленные выше периоды засчитываются в страховой стаж только в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от продолжительности), за которые уплачивались страховые взносы. Включив в страховой стаж данные периоды, законодатель предусмотрел исчисление стажа календарно, т.е. без льгот. Кроме того, действует еще одно обязательное условие: данные периоды засчитываются в страховой стаж только в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от продолжительности), за которые уплачивались взносы в Пенсионный фонд. Таким образом, включение в страховой стаж периодов, во время которых не отчисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, позволяет страховой стаж дифференцировать и выделить в нем смешанный страховой стаж, т.е. когда одновременно учитываются как чисто страховые периоды, так и не страховые.

Выслуга лет. Она представляет собой установленную федеральными законами продолжительность военной службы, службы и работы в правоохранительных органах, а также иной общественно-полезной деятельности, приравниваемой к указанной службе (работе), дающая право на пенсию независимо от возраста при условии увольнения со службы (работы), в связи с которой назначается пенсия. В соответствии со ст. 7, 8 Закона о пенсионном обеспечении пенсии за выслугу лет назначаются федеральным государственным и военнослужащим. До 01.01.2002 круг лиц, которым могла быть назначена пенсия за выслугу лет, был широк. К ним относились учителя, врачи, работники гражданской авиации и пр. Новое пенсионное законодательство до принятия закона о профессиональных пенсиях сохранило этим категориям работников право досрочного назначения пенсии (трудовой пенсии по старости). Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами местного самоуправления. Помимо федеральных государственных служащих право на пенсию за выслугу лет в настоящее время имеют:

* военнослужащие, лица, проходившие службу в органах внутренних дел, противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (ст. 5 Закона о пенсионном обеспечении, ст. 13 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу);

* прокуроры, следователи, научные и педагогические работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (ст. 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);

* сотрудники налоговой полиции (ст. 55 Федерального закона от 30.06.2003 № 86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления»);

*сотрудники федеральной фельдъегерской связи (ст. 10 Федерального закона от 17.12.1994 № 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи»).

Следует отметить, что со дня вступления в силу Закона о трудовых пенсиях (с 01.01.2002) утрачивают силу Закон РФ от 20.12.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон от 21.07.1997 № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы и нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей названному Федеральному закону.

5. Непрерывный трудовой стаж

Непрерывный трудовой стаж: представляет собой продолжительность последней непрерывной трудовой деятельности в одной организации (на предприятии, в учреждении) или нескольких при условии, что при переходе с одного места работы на другое перерыв не превышал установленных законодательством сроков. Правила исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию определяют непрерывный трудовой стаж как продолжительность последней непрерывной работы на данном предприятии, в учреждении, организации с зачетом в него времени предыдущей работы или иной деятельности в случаях, предусмотренных в этих Правилах.

Предыдущая работа на данном предприятии, в учреждении, организации или иная деятельность включается в непрерывный стаж в случаях, если:

1) при переходе с одной работы на другую перерыв в работе не превысил одного месяца.

2) перерыв в работе не превысил двух месяцев:

а) при поступлении на другую работу лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, после увольнения с работы по истечении срока трудового договора;

б) при поступлении на работу в РФ после освобождения от работы в учреждениях, организациях и на предприятиях РФ за границей или международных организациях и некоторых других случаях;

3) перерыв в работе не превысил трех месяцев:

а) при поступлении на работу лиц вследствие ликвидации предприятий, сокращения численности или штатов работников;

б) при поступлении на работу после окончания временной нетрудоспособности, повлекшей в соответствии с действующим законодательством увольнение с прежней работы, и в некоторых других случаях;

4) непрерывный трудовой стаж сохраняется независимо от продолжительности перерыва в работе:

а) при поступлении на работу после увольнения по собственному желанию в связи с переводом мужа или жены на работу в другую местность;

б) при поступлении на работу после увольнения по собственному желанию в связи с уходом на пенсию по старости либо после увольнения пенсионера по старости по другим основаниям.

Кроме того, также существует перечень оснований прекращения трудового договора, при наличии которых непрерывный трудовой стаж не сохраняется. В нем предусмотрены следующие случаи: прогул (в том числе отсутствие на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин; появление на работе в нетрезвом состоянии; утрата доверия со стороны администрации к работнику, обслуживающему денежные или товарные ценности; требование профсоюзного органа и другие действия, за которые законодательством предусмотрено увольнение с работы; повторное увольнение. В непрерывный трудовой стаж включается только продолжительность фактической работы. В отличие от общего стажа в данном случае не применяется льготное исчисление и в непрерывный стаж засчитывается время перерыва в работе только в связи с вынужденным прогулом, вызванным незаконным увольнением.

Законодательство в непрерывный трудовой стаж включает также некоторые иные виды общественно полезной деятельности (время службы в рядах Вооруженных Сил РФ, бывшего СССР и др.). Таким образом, следует сделать вывод о том, что непрерывный трудовой стаж имеет юридическое значение: для определения размера пособия по временной нетрудоспособности; установления надбавок к заработной плате; предоставления дополнительного отпуска; и т.д.

Право на многие виды социального обеспечения зависит от участия гражданина в трудовой или иной общественно-полезной деятельности. Это получило юридическое оформление через институт трудового стажа. Последний является одним из необходимых фактов в сложном юридическом составе, порождающем возникновение большинства пенсионных правоотношений (за исключением правоотношений по обеспечению социальными пенсиями), правоотношений по предоставлению отдельных видов пособий, а также социальных льгот. В связи с проводимой реформой пенсионного обеспечения в России институт трудового стажа, вероятно, утратит свое значение. Его заменит институт страхового стажа. Но это будет происходить постепенно, без снижения объема накопительных прав как у лиц, уже получающих пенсии, так и у лиц, имеющих большой трудовой стаж к моменту введения в действие нового законодательства.

Страховой стаж — это суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности на территории РФ застрахованного в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Институт страхового (трудового стажа) и выслуги лет имеет крайне важное значение в праве социального обеспечения. В целом стаж трудовой и иной общественно полезной деятельности можно классифицировать как:

1) страховой стаж, исчисляемый для получения права на трудовую пенсию по старости после 2013 г. и трудовые пенсии по инвалидности, случаю потери кормильца после 01.01.2002;

2) трудовой стаж, исчисляемый для получения права на трудовую пенсию до 2013 г., а также права на пенсию по старости гражданами, перенесшими заболевание вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

3) стаж государственной службы, исчисляемый для лиц, проходивших службу (работавших в должностях федеральной государственной службы и государственных должностях федеральных государственных служащих);

4) выслугу лет, исчисляемую только для лиц, проходивших военную службу, и лиц, приравненных к ним по пенсионным правам.

Кроме того, в целях определения размера пособия по временной нетрудоспособности исчисляется непрерывный трудовой стаж.

Перечень используемых источников права и литературы

1. Информационно-правовая система «Консультант плюс» (сод.НПА)

2. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении» от 15.12.2001 №166-ФЗ

3. Федеральный закон «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ

4. Федеральный закон «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001 № 173-ФЗ (п.4ст.30)

5. Постановление Министерства труда РФ от 30.09.1997 №51

1. Азарова Е.Г., Кондратьева З.А. Комментарий к Закону Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». М.: Норма, 2002.

2. Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения : конспект лекций. —М. : Юрайт-Издат, 2007. — 187 с.

3. Захаров МЛ., Тучкова Э.Г. Комментарий к Закону Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». М„ 2005.

4. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Учебное пособие. М.: Книжный мир, 2004г.

5. Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование. Изд. 2-е. М.’: Экспертное бюро, 2007.

Общий трудовой стаж литература

Список использованной литературы / Трудовой стаж

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. -7 января 2002 г. (Часть I). — №1. — Ст. 3.

2. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 24 декабря 2001 г. — №52 (Часть I). -Ст. 4920.

Смотрите так же:  Таможенная пошлина на экспорт пиломатериала

3. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 17 декабря 2001г. — №51. — Ст. 4831.

4. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1 июня 1998 г. — №22. — Ст. 2331.

5. Федеральный закон от 5 июля 1999 г. N 133-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 12 июля 1999 г. — №28. Ст. 3466.

6. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» // Российская газета. — 16 апреля 1993 г.

7. Указ Президента РФ от 5 ноября 1992 г. N 1335 «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организаций» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. — 9 ноября 1992 г. — №19. — Ст. 1582.

8. Указ Президента РФ от 15 марта 2000 г. N 508 «О размере пособия по временной нетрудоспособности» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 20 марта 2000 г. — №12. — Ст.1259.

9. Постановление СМ СССР от 13 апреля 1973 г. N 252 «Об утверждении правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию» // СП СССР. – 1973. — №10. — Ст. 51.

10. Постановление СМ СССР от 12 августа 1983 г. N 784 «О суммировании периодов сезонной работы при исчислении непрерывного трудового стажа» // Собрание постановлений Правительства СССР. — 1983 г. — N 22. — Ст. 118.

11. Постановление СМ РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458 «Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера» (с изменениями от 31 мая 1995 г.).

12. Постановление Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».

13. Постановление СМ РСФСР от 5 июля 1991 г. N 384 «О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава»

14. Постановление СМ РФ от 7 октября 1993 г. N 1012 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. — 11 октября 1993 г. — №41. — Ст. 3928.

15. Постановление Правительства РФ от 15 марта 1997 г. N 318 «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 31 марта 1997 г. — №13. — Ст.1538.

16. Постановление Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 498 «Об утверждении перечня сезонных отраслей промышленности, работа в организациях которых в течение полного сезона при исчислении страхового стажа учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 8 июля 2002 г. — N 27. — Ст. 2709.

17. Постановление Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 5 августа 2002 г. — №31. — Ст. 3110.

18. Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий. Утверждено постановлением Государственного комитет СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 12.09.90 N 369/16-52 // Бюллетень Госкомтруда СССР. – 1991. — №2. — стр. 3.

19. Разъяснение Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 9 июля 1980 г. N 5/12-21 «О порядке применения пункта 16 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 декабря 1979 г. N 1117 «О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве» (утв. постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 9 июля 1980 г. N 198/12-21) // Бюллетень Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам. — №10. — 1980 г.

20. Приказ Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2 «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами»

21. Постановление Минтруда РФ от 24 июня 1994 г. N 50 «Об утверждении Порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций» // Российские вести. — 28 июля 1994 г. — №139.

22. Постановление Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. N 29 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» // Российские вести. — 21 ноября 1996 г.

23. Письмо Министерства социального обеспечения РТ от 12 октября 1998 г. N 02-07/1905 «Некоторые ответы на вопросы, возникающие при назначении пенсии за выслугу лет педагогическим работникам» (вопросы и ответы)

24. Письмо Министерства соц. обеспечения РТ от 13 октября 1998 г. N 02-07/1917 О порядке оформления государственными органами труда и занятости досрочной пенсии безработным гражданам

25. Письмо Министерства социального обеспечения РТ от 22 ноября 1999 г. N 02-07 «Обзор практики применения пенсионного законодательства по вопросам назначения пенсии на льготных условиях»

26. КЗоТ РСФСР – М.: Норма-М. – 1998.

27. Закон РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и ВС РСФСР. — 6 декабря 1990 г. — №27. — Ст. 351.

1. Азарова Е.Г. Пенсионные льготы для работающих на Севере // Гражданин и право. — N 5, 6. — ноябрь, декабрь 2000 г.

2. Белякин В.Г. Пенсия работникам, занятым на горных работах по добыче полезных ископаемых // Гражданин и право. — №6. — июнь 2001 г.

3. Комментарий к Трудовому Кодексу РФ / Под ред. Коршунов Ю.Н., Коршунова Т.Ю., Кучма М.И., Шеломов Б.А. – М.: Спарк, 2002 г.

4. Комментарий к Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации» / Под ред. Окунькова Л.А – М.: Инфра-М. – 1998.

5. Комментарий Отделения Пенсионного фонда РФ по РТ «Методические рекомендации для работодателей Республики Татарстан по подготовке документов персонифицированного учета работников, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда за выслугу лет» («Нормативные акты Республики Татарстан», N 7, июль 1999 г.) // Нормативные акты Республики Татарстан. — N 7. — июль 1999 г.

6. Кузнецова Н. Свидетели… трудового стажа // Журнал для руководителей. №1. – 2000.

7. Кукушкина И.В. Как можно подтвердить стаж при отсутствии трудовой книжки? // Гражданин и право. — №7. — июль 2001 г.

8. Кулюхин С.Г. Чем полезен непрерывный трудовой стаж // Гражданин и право. — №5, 6. — май, июнь 2001 г.

9. Назаров А. Доказательство общего трудового стажа документами.

10. Назаров А.С. Исчисление специального трудового стажа (выслуги) для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью // Гражданин и право. — №7, 8. — июль, август 2001 г.

11. Непрерывный стаж не прервался? // Финансовая газета. Региональный выпуск. — №33. — август 2000г.

12. Николаев И.П. Что изменилось в персонифицированном учете // Российский налоговый курьер. -№7. – апрель 2002.

13. Об исчислении трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера // Финансовая газета. — Выпуск 21. — июль 1995 г.

14. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Окунькова Л.А. – Фонд «Правовая культура». – М. 1999.

15. Прерывается ли трудовой стаж работника? // Финансовая газета. Региональный выпуск. — №02. — январь 1999 г.

16. Цветкова И.С. А как сейчас назначают пенсию за выслугу лет? // Главбух. -N 1. — I квартал 2001 г.

17. Цветкова И.С. Снова изменился порядок назначения пенсии за выслугу лет // Главбух. — №2. — II квартал 2001 г.

18. Чернышев С. Как обеспечить достоверность сведений о специальном трудовом стаже // Человек и труд. — №1. – 2001.

1. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ «Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. — 1996 г. — №11.

2. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за II квартал 2001 г. (по гражданским делам) (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 26 сентября 2001 г.) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. — 2001 г. — №12. — стр. 15.

3. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 февраля 2002 г. «Время вынужденного прогула незаконно уволенного и впоследствии восстановленного на прежнем месте работника включается в стаж работы, дающий право на отпуск» (извлечение).