Ответственность за нарушение жилищного законодательства

Ответственность за нарушение жилищного законодательства предусмотрена в актах различных отраслей российского законодательства. В первую очередь следует указать на нормы, содержащиеся в Жилищном кодексе Российской Федерации, в соответствии с которыми лица, виновные в нарушении правил пользования жилыми помещениями, санитарного содержания мест общего пользования, лестничных клеток, лифтов, подъездов, придомовых территорий; в самовольном переоборудовании и перепланировке жилых домов и жилых помещений и использовании их не по назначению; в нарушении правил эксплуатации жилых домов, жилых помещений и инженерного оборудования, в бесхозяйственном их содержании и пр., несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством.

Также следует выделить статьи, предусматривающие ответственность в виде выселения как санкцию за противоправное поведение (ст. 90 «Выселение нанимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма», ст. 91 «Выселение нанимателя и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения», ст. 133 «Выселение бывшего члена жилищного кооператива»).

Предусматривающими ответственность за нарушение жилищного законодательства можно назвать положения Кодекса, содержащиеся в ст. 75 «Признание обмена жилыми помещениями, предоставленными по договору социального найма, недействительным», ст. 79 «Прекращение и расторжение договора поднайма жилого помещения, предоставленного по договору социального найма».

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях содержится несколько норм, посвященных административной ответственности за нарушение жилищного законодательства – это ст. 7.21 «Нарушение правил пользования жилым помещением», ст. 7.22 «Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений».

Уголовный кодекс Российской Федерации в ст. 139 предусматривает уголовную ответственность за незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающих в нем лиц.

Гражданско-правовая ответственность наступает за использование жилья не по назначению, порчу и разрушение жилищного фонда, несвоевременное внесение квартирной платы и платы за коммунальные услуги и т.д. Ответственность наступает по правилам, предусмотренным гражданским законодательством путем взыскания убытков и (или) возмещения морального вреда в судебном порядке.

Прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Пирогова В.В.

Ответственность за нарушение договорных обязательств и норм жилищного законодательства

Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает в общем виде ответственность по договору социального найма жилого помещения (для наймодателя — ст. 66 ЖК РФ и нанимателя — ст. 68 ЖК РФ), а также ответственность за ненадлежащее использование жилищного фонда.

Так, Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность лиц, виновных в невнесении платы за жилое помещение за шесть месяцев (ст. 687 ГК РФ) Эта санкция применяется за нарушение обязанности, предусмотренной договором найма.

Градостроительным законодательством предусмотрена административная ответственность за ряд правонарушений, выразившихся в строительстве объектов недвижимости без разрешения на строительство (самовольная постройка), нарушении разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости, нарушении установленного порядка выполнения инженерных изысканий для осуществления градостроительной деятельности и порядка разработки и утверждения проектной документации, недопущении должностных лиц архитектуры и градостроительства на объекты недвижимости, находящиеся в стадии строительства, реконструкции или ремонта, и некоторые др.

Что касается мер гражданско-правовой ответственности, важнейшей мерой является возмещение вреда, причиненного жилищному фонду. Согласно данной статье предприятия, учреждения, организации, а также граждане, причинившие ущерб жилым домам, жилым помещениям, инженерному оборудованию, объектам благоустройства и зеленым насаждениям на прилегающих к домам участках, обязаны возместить причиненный ущерб. Так, в судах часто рассматриваются споры о возмещении ущерба, причиненного по вине соседей истцов вследствие затопления квартир, неосторожного обращения с огнем и т.д.

Ущерб, причиненный указанным выше объектам, возмещается по общим правилам, предусмотренным соответствующими нормами гражданского права.

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать возмещения причиненных ему убытков. Ответственность в виде возмещения ущерба, причиненного жилищному фонду, наступает в следующих случаях:

1) противоправного поведения причинителя вреда;

2) наличия убытков (ущерба);

3) наличия причинно-следственной связи между поведением виновного и наступившим ущербом;

4) наличия вины в действиях причинителя вреда, а если вред причинен источником повышенной опасности — независимо от вины причинителя.

1. Каковы основные категории договора об ипотеке (залоге недвижимости) квартиры (жилого дома)?

2. В чем состоит содержание права пользования жилым помещением, предоставленным по завещательному отказу?

3. Охарактеризуйте предмет договора об ипотеке и функции закладной по договору.

4. Какие права и обязанности имеет залогодатель по условиям договора об ипотеке?

5. Как обеспечены права залогодержателя по договору об ипотеке?

6. Дайте дефиниции участника накопительно-ипотечной системы и перечислите их.

7. Каковы виды юридической ответственности, возникающей за нарушение договорных обязательств и нарушение норм жилищного законодательства?

8. При каких условиях молодые семьи могут быть участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей»?

Ответственность за нарушение жк рф

Прокуратура Республики Коми Официальный сайт

Об ответственности за нарушение порядка расчета платы за содержание жилого помещения и платы за коммунальные услуги

Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, уважения прав и законных интересов других лиц. Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Немалая роль в этих процессах отведена органам прокуратуры. Осуществляя надзорные полномочия, прокурор выполняет и просветительскую функцию.

Правовое просвещение неразрывно связано с решением задач профилактики и предупреждения правонарушений. Вопросам организации этой работы посвящен приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению».

Своевременное правовое информирование, разъяснение населению законодательства является особым видом прокурорской деятельности. Возможности настоящего раздела официального сайта прокуратуры Республики Коми направлены не только на информирование населения о существующих нормах закона, но и формирование навыков, способов ориентирования человека в значимой для него правовой ситуации, осознанного выбора своего правового поведения на основе должных правовых взглядов и убеждений.

Федеральным законом от 31.12.2017 № 485-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в ст. 156 и 157 Жилищного кодекса РФ в части установления ответственности за нарушение порядка расчета платы соответственно за содержание жилого помещения и платы за коммунальные услуги. Размер штрафа установлен в размере 50% величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить (ч. 11 ст. 156 и ч. 6 ст. 157 ЖК РФ). В первом случае ответственность несут управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный или жилищно-строительный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив (в зависимости от способа управления домом), а во втором случае – лица, предоставляющие коммунальные услуги.

Для выплаты штрафа собственнику помещения в многоквартирном доме или нанимателю жилого помещения следует обратиться с заявлением в письменной форме к соответствующему лицу, которое не позднее тридцати дней со дня поступления обращения обязано провести проверку правильности начисления предъявленного к оплате размера платы и принять одно из следующих решений:

1) о выявлении нарушения и выплате штрафа;

2) об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.

В случае установления нарушения порядка расчета платы уполномоченное лицо обеспечивает выплату штрафа не позднее двух месяцев со дня получения обращения путем снижения размера платы за коммунальные услуги, а при наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности – путем снижения размера задолженности по внесению платы до уплаты штрафа в полном объеме (ч. 13 ст. 156 и ч. 7 ст. 157 ЖК РФ).

Юридическая ответственность — это возможность наступления неблагоприятных последствий личного, имущественного и специального характера (санкций), которые возлагаются уполномоченными государственными органами с соблюдением процессуального законодательства на правонарушителя.

На юридическую ответственность законодатель возлагает конкретные функции:

1) карательную, функцию возмездия;

2) правовосстановительную, компенсационную;

3) превентивную (предупреждение других членов общества о наказуемости противоправного поведения).

Виды юридической ответственности.

Различают следующие виды юридической ответственности:

Смотрите так же:  Чиновники хищение

1) уголовная ответственность — представляет собой правовое последствие совершения преступления, заключающееся в применении к виновному государственного принуждения в форме наказания. То есть совершение преступления — это юридический факт, влекущий возникновение специфических правовых отношений между виновными и государством, осуществляющим правосудие. Уголовная ответственность наступает за совершенное преступление на основании решения суда. Санкции наиболее жесткие (вплоть до лишения свободы);

2) административная ответственность — форма юридической ответственности граждан и должностных лиц за совершенное ими административное правонарушение. К данному виду ответственности виновные привлекаются на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения. Она предусмотрена за совершение административного правонарушения, проступки (нарушение правил дорожного движения). К административным взысканиям относятся предупреждение, штраф, лишение специальных прав;

3) дисциплинарная ответственность — наступает за нарушение служебных обязанностей, совершение дисциплинарных проступков. Она предусмотрена должностными инструкциями, правилами внутреннего трудового распорядка. Мерами ответственности являются выговор, увольнение и др.;

4) гражданско-правовая ответственность — за совершение гражданского правонарушения, имеет имущественный, компенсационный характер, наступает в виде возмещения причиненных убытков, штрафных санкций и т.д.

В ЖК РСФСР ответственности за нарушение жилищного законодательства был посвящен целый раздел. Он содержал ряд оснований для наступления уголовной, административной или иной ответственности:

1. В ст. 154 была предусмотрена ответственность за ненадлежащее использование жилищного фонда и другие нарушения жилищного законодательства.

Уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР несли лица, виновные в:

— нарушении порядка постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, снятия с учета и предоставления гражданам жилых помещений;

— в несоблюдении установленных сроков заселения жилых домов и жилых помещений;

— нарушении правил пользования жилыми помещениями, санитарного содержания мест общего пользования, лестничных клеток, лифтов, подъездов, придомовых территорий;

— самовольном переоборудовании и перепланировке жилых домов и жилых помещений и использовании их не по назначению;

— нарушении правил эксплуатации жилых домов, жилых помещений и инженерного оборудования, в бесхозяйственном их содержании;

— порче жилых домов, жилых помещений, их оборудования и объектов благоустройства.

Законодательством Союза ССР и РСФСР могла быть установлена ответственность и за другие нарушения жилищного законодательства.

2. Кроме ответственности, условия наступления которой оговорены ранее, ставился вопрос о возмещении ущерба, причиненного жилищному фонду. Предприятия, учреждения, организации, а также граждане, причинившие ущерб жилым домам, жилым помещениям, инженерному оборудованию, объектам благоустройства и зеленым насаждениям на прилегающих к домам участках, были обязаны возместить причиненный ущерб.

3. Должностные лица и другие работники, по вине которых предприятия, учреждения, организации понесли расходы, связанные с возмещением ущерба, несут материальную ответственность в установленном порядке.

По действующему ЖК РФ ответственность за нарушения в сфере жилищного законодательства наступает в следующих случаях:

1) согласно ст. 29 ЖК РФ в результате самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения. Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания в виде решение о согласовании или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.

Она предусмотрена ст. 7.21 КоАП РФ и содержит санкции за нарушение правил пользования жилыми помещениями. Порча жилых домов, жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольное переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда.

Самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 до 25 минимальных размеров оплаты труда;

2) в соответствии со ст. 35 ЖК РФ в случае, если гражданин, пользующийся жилым помещением на основании решения суда, принятого с учетом положений, регулирующих прекращение семейных отношений, или на основании завещательного отказа, использует это жилое помещение не по назначению, систематически нарушает права и законные интересы соседей или бесхозяйственно обращается с жилым помещением, допуская его разрушение, собственник жилого помещения вправе предупредить данного гражданина о необходимости устранить нарушения.

Если указанные нарушения влекут за собой разрушение жилого помещения, собственник жилого помещения также вправе назначить данному гражданину разумный срок для проведения ремонта жилого помещения. В случае если данный гражданин после предупреждения собственника жилого помещения продолжает нарушать права и законные интересы соседей, использовать жилое помещение не по назначению или без уважительных причин не проведет необходимый ремонт, данный гражданин по требованию собственника жилого помещения подлежит выселению на основании решения суда.

Санкции за нарушение данной нормы основаны на том, что гражданин обязан пользоваться жилым помещением по назначению, не нарушая прав и законных интересов третьих лиц (соседей);

3) согласно ст. 66 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма, не исполняющий обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения, несет ответственность, предусмотренную законодательством.

При неисполнении или ненадлежащем исполнении наймодателем жилого помещения по договору социального найма обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме и устройств, находящихся в жилом помещении и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, наниматель по своему выбору вправе потребовать уменьшения платы за пользование занимаемым жилым помещением, общим имуществом в многоквартирном доме, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме, либо возмещения убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей наймодателя.

В данном случае применимы нормы ст. 7.22 КоАП РФ, в соответствии с которой нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда;

4) в соответствии со ст. 68 ЖК на нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не исполняющего обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения, возложена ответственность, предусмотренная законодательством. Основной обязанностью нанимателя является обязанность по своевременной оплате за жилое помещение и коммунальных платежей. Последствия за ее нарушение содержится в ст. 155 ЖК РФ. Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается;

5) в соответствии со ст. 6.4 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

6) в ст. 3 ЖК РФ содержится принцип неприкосновенности жилища. В соответствии со ст. 25 Конституции РФ никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных ЖК РФ целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.

Статья 139 УК РФ защищает именно это право и устанавливает гарантии его соблюдения.

Под жилищем понимаются индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящие в жилищный фонд, но предназначенные для временного проживания.

За его нарушение УК РФ предусмотрена уголовная ответственность. Ответственность за преступление по ст. 139 УК РФ дифференцированна.

Смотрите так же:  Заявление о подтверждение основного вида экономической деятельности 2019

Согласно ст. 139 УК РФ незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица, наказывается штрафом в размере до 40000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 месяцев, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо арестом на срок до 3 месяцев.

То же деяние, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения, наказывается штрафом в размере до 200000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо лишением свободы на срок до 2 лет.

Статья 2 ЖК РФ. Обеспечение условий для осуществления права на жилище

Новая редакция Ст. 2 ЖК РФ

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:

1) содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;

2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;

3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

4) стимулируют жилищное строительство;

5) обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;

5.1) обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах;

6) обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда;

6.1) организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования;

7) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства;

8) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль;

9) размещают в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее — система) информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Статье 2 ЖК РФ

В статье 2 Кодекса закреплены основные юридические обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению условий для осуществления права на жилище. Указанные обязанности возлагаются как на представительные, так и на исполнительные органы государственной власти, действующие на федеральном и региональном уровнях, а также на муниципальные органы.

Перечень обязанностей в п. п. 1 — 7 комментируемой статьи сформулирован как исчерпывающий. Однако фактически он таковым не является, поскольку иные обязанности государственных и муниципальных органов в сфере обеспечения условий для осуществления права на жилище входят в состав компетенции этих органов, установленной ст. ст. 12 — 14 Кодекса (см. указанные статьи и комментарии к ним). Кроме того, компетенция федеральных органов государственной власти определяется также иными федеральными законами, а компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации — законами соответствующих субъектов Федерации.

Другой комментарий к Ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья раскрывает содержание одного из основополагающих принципов жилищного законодательства — обеспечение условий для реализации гражданами своего права на жилище.

Потребности граждан в жилье удовлетворяются путем заключения договоров социального найма или договоров найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также путем приобретения квартир и домов на рынке жилья.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны создавать необходимые условия для удовлетворения этих потребностей граждан. Для этого они в первую очередь содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере, предоставляют субсидии, выделяют жилье (по договорам социального найма и др.), стимулируют жилищное строительство.

2. Для создания и развития рынка жилья был принят ряд законодательных актов (об ипотеке, приватизации и проч.), сняты ограничения и запреты на приобретение жилья в собственность, на распоряжение таким жильем. Кроме того, государство и муниципальные образования участвуют на рынке жилья своей собственностью, используют жилые помещения в коммерческих целях, разрабатывают и реализуют другие меры, содействующие свободному обороту жилья.

3. Обязанность государственных и муниципальных органов использовать бюджетные средства (иные не запрещенные законом источники), в том числе для предоставления субсидий, закреплена в п. 2 ст. 2, а обязанность стимулировать жилищное строительство — в п. 4. Однако именно субсидии (например, по программам улучшения жилищных условий молодым семьям) стимулируют жилищное строительство. Сюда же следует отнести предоставляемую гражданам возможность получить земельный участок под строительство жилья.

Кроме того, Указом Президента РФ от 10.06.94 N 1180 было утверждено Положение о жилищных кредитах . Способом обеспечения такого кредита является залог недвижимого имущества (ипотечное кредитование).
———————————
СЗ РФ. 1994. N 7. Ст. 692.

Контроль за соблюдением установленных законодательством требований жилищного строительства предусматривается, в частности, нормами Градостроительного кодекса РФ.

4. Обеспечение граждан жильем по договору социального найма регулируют нормы разд. III, а по договору найма специализированных жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов — нормы разд. IV ЖК РФ.

По договору социального найма жильем обеспечиваются малоимущие граждане и иные категории граждан, определяемые федеральным законом или законом субъекта РФ (ст. 49 ЖК РФ).

Раздел IV ЖК (ст. 99 — 108) посвящен обеспечению граждан жильем по договорам найма специализированного жилого помещения. Отдельным категориям граждан, нуждающимся в специальной социальной защите, жилье предоставляется по договорам безвозмездного пользования (ст. 109 ЖК РФ).

5. Государственные и муниципальные органы не только содействуют удовлетворению жилищных потребностей граждан, но и обеспечивают защиту их прав и законных интересов в данной сфере; контроль за исполнением жилищного законодательства.

Что касается защиты прав граждан, то в первую очередь следует указать: ст. 32 ЖК РФ, предусматривающую обеспечение прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд; ст. 134 Жилищного кодекса РФ — обеспечение членов жилищного кооператива жилыми помещениями в случае сноса дома; ст. 85 — 88 ЖК — порядок предоставления жилья в случаях сноса дома, признания жилого помещения непригодным для проживания, перевода в нежилое; в связи с капитальным ремонтом дома.

Государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным требованиям должны осуществлять специальные органы. Так, органы государственной жилищной инспекции были образованы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.09.94 N 1086 «О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации» .
———————————
СЗ РФ. 1994. N 23. Ст. 2566.

Жилищный кодекс РФ предусматривает ответственность за нарушение жилищного законодательства гражданами и юридическими лицами. При этом под нарушением жилищного законодательства понимается в первую очередь неисполнение обязанностей, предусмотренных ЖК или иными нормативными правовыми актами.

6. Действующее законодательство возлагает на граждан — пользователей жилыми помещениями обязанности: бережно относиться к занимаемому жилому помещению; использовать жилье в соответствии с его назначением, т.е. для удовлетворения своих жилищных потребностей.

Важнейшая обязанность собственника жилищного фонда — обеспечить его сохранность, увеличить срок его службы, грамотно организовать его содержание и ремонт. Обратимся к ст. 65 ЖК РФ, которая обязывает наймодателя (собственника жилищного фонда) по договору социального найма:

передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение;

принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества многоквартирного дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение;

производить капитальный ремонт жилого помещения;

обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг.

Наймодатель, не выполняющий своих обязанностей, несет установленную законом ответственность. Например, если он несвоевременно произвел капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения (и проч. — см. ст. 66 ЖК РФ), наниматель вправе по своему выбору потребовать:

а) уменьшения платы за пользование занимаемым жилым помещением, общим имуществом в многоквартирном доме;

б) возмещения своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества;

в) возмещения убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей наймодателем (ст. 66 Жилищного кодекса РФ).

В свою очередь, наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан:

использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных ЖК РФ;

обеспечивать сохранность жилого помещения;

поддерживать надлежащее состояние жилого помещения;

производить текущий ремонт жилого помещения;

своевременно вносить плату за пользование жилым помещением и за жилищно-коммунальные услуги;

Смотрите так же:  Кредиты под залог земельного участка с домом

информировать наймодателя об изменении условий, дающих нанимателю право пользоваться жильем.

Неисполнение этих обязанностей влечет предусмотренную законом ответственность. Например, за разрушение или порчу жилого помещения ЖК предусматривает расторжение договора социального найма и выселение виновных без предоставления другого жилого помещения (ст. 83 и 91 ЖК РФ). Статья 687 ГК РФ содержит аналогичную норму в отношении найма жилого помещения («коммерческого найма»).

Статьей 7.21 КоАП РФ («Нарушение правил пользования жилыми помещениями») установлено, что порча жилых домов, жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольная перепланировка жилых помещений либо использование их не по назначению влечет предупреждение или наложение административного штрафа. Согласно ст. 7.22 КоАП РФ («Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений») нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов, жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов, жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов, жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом, жилым помещением, влечет за собой наложение административного штрафа на должностных и на юридических лиц. Статьей 7.23 КоАП РФ («Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами») предусматривается ответственность должностных и юридических лиц за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

Уголовная ответственность за нарушение законодательства может наступить в случаях, когда действие (бездействие) носит характер преступления. В частности, ст. 168 УК РФ предусматривается ответственность за уничтожение или повреждение имущества; ст. 139 УК РФ — за нарушение неприкосновенности жилища.

7. Обязанность бережно относиться к жилью, использовать его по назначению, оплачивать жилое помещение возложена и на собственников. Согласно требованиям ст. 288 ГК РФ собственник жилого помещения обязан использовать его для проживания, т.е. в соответствии с назначением. Обязанность собственника жилого помещения оплачивать жилье и коммунальные услуги предусматривается ст. 153 ЖК РФ.

Статья 293 ГК РФ предусматривает ответственность в случае бесхозяйственного обращения с жильем, допуская его разрушение. Эта ответственность заключается в возможности принятия судом решения о продаже жилья с публичных торгов.

8. О других обязанностях органов государственной власти и органов местного самоуправления см., например, комментарии к ст. 12 — 14, 50, 51, 57.

6.1. Ответственность за нарушение жилищного законодательства

Правовая (юридическая) ответственность означает осознание субъектом необходимости исполнения требований правовых норм, а также наступление негативных последствий за их неисполнение.

Жилищное законодательство предусматривает следующие виды юридической ответственности: уголовную, административную, гражданско-правовую.

Ответственность за нарушение жилищного законодательства предусмотрена в актах различных отраслей российского законодательства. Конечно же, в первую очередь следует указать на нормы, содержащиеся в федеральных жилищных законодательных актах, в соответствии с которыми несут уголовную, административную и иную ответственность лица, виновные:

— в нарушении порядка постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, снятия с учета и предоставления гражданам жилых помещений;

— несоблюдении установленных сроков заселения жилых домов и жилых помещений;

— нарушении правил пользования жилыми помещениями, санитарного содержания мест общего пользования, лестничных клеток, лифтов, подъездов, придомовых территорий;

— самовольном переоборудовании и перепланировке жилых домов и жилых помещений и использовании их не по назначению;

— нарушении правил эксплуатации жилых домов, жилых помещений и инженерного оборудования, в бесхозяйственном их содержании;

— порче жилых домов, жилых помещений, их оборудования и объектов благоустройства.

В самом ЖК РФ в первую очередь следует выделить статьи, предусматривающие ответственность в виде выселения как санкцию за противоправное поведение (ст. 90 «Выселение нанимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма», ст. 91 «Выселение нанимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи из жилого помещения без предоставления гражданам другого жилого помещения»).

С большой долей уверенности предусматривающими ответственность можно назвать положения ЖК РФ, содержащиеся в ст. 75 «Признание обмена жилыми помещениями, предоставленными по договору социального найма, недействительным», ст. 79 «Прекращение и расторжение договора поднайма жилого помещения, предоставленного по договору социального найма», ст. 133 «Выселение бывшего члена жилищного кооператива», и некоторые иные положения.

Кроме того, следует указать и на нормы ГК РФ, содержащиеся в ст. 293 «Прекращение права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение», ст. 687 «Расторжение договора найма жилого помещения».

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) содержится несколько норм, посвященных административной ответственности за нарушение жилищного законодательства. Так, в соответствии со ст. 7.21 порча жилых домов, жилых помещений, а равно их оборудования, самовольное переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению влекут предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 руб. Самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 2 500 руб.

Согласно ст. 7.22 КоАП нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц — в размере от 4 000 до 5 000 тыс.

Кроме того, в соответствии со ст. 6.4 КоАП нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа: на граждан — в размере от 500 до 1 000 руб.; на должностных лиц — от 1 000 до 2 000 руб.; на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

УК РФ в ст. 139 предусматривает уголовную ответственность за незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающих в нем лиц.

Гражданско-правовая ответственность наступает за использование жилья не по назначению, порчу и разрушение жилищного фонда, несвоевременное внесение квартирной платы и платы за коммунальные услуги и т. д.

Ответственность наступает по правилам, предусмотренным гражданским законодательством, при одновременном наличии четырех условий.

Во-первых, если ненадлежащим отношением жилищному фонду причинен вред.

Имущественный вред может выражаться в расходах, произведенных потерпевшим, утрате или повреждении его имущества, а также в неполученных потерпевшим доходах, которые он получил бы, если бы отношение к жилищному фонду было надлежащим.

Моральный вред выражается в нанесении ущерба деловой репутации, причинении физических или нравственных страданий и т. д.

Во-вторых, если вред причинен противоправными действиями.

Противоправность проявляется в том, что субъект не выполнил (нарушил) установленные законодательством нормы. Следовательно, всякий раз нужно устанавливать, какое именно правило нарушено (статья закона, пункт инструкции и т. п.). Кроме того, противоправными являются действия, ущемляющие чьи-либо субъективные права (например, нарушается принадлежащее гражданину право собственности).

В-третьих, если существует причинно-следственная связь между противоправными действиями и наступившим вредом.

Иными словами, вред наступил именно потому, что совершены противоправные действия; неправомерное действие субъекта есть причина, а наступивший вред — следствие.

В-четвертых, если субъект, причинивший вред, виновен.

Вина юридического лица — в вине его работников. Вина может быть умышленной либо неосторожной. Лицо считается действовавшим умышленно, если оно осознает противоправность своего поведения, предвидит негативные последствия поведения и желает их наступления либо безразлично к ним относится. Лицо признается действовавшим неосторожно, если оно не осознает противоправности своего поведения, не предвидит наступления негативных последствий, не желает этого, но должно было осознавать характер своего поведения и предвидеть наступившие последствия.

При рассмотрении вопроса о вине важно иметь в виду, что причинитель вреда считается виновным, если не докажет отсутствия своей вины. Вопреки общеизвестной презумпции невиновности, которой характеризуется уголовное право, в гражданском праве действует презумпция вины, т. е. лицо, совершившее противоправные действия, считается виновным, если не докажет отсутствия своей вины.

В качестве меры гражданско-правовой ответственности применяется также такая санкция, как взыскание убытков. Так, если собственник квартиры «затопил» соседнее жилое помещение, он обязан за свой счет возместить ущерб.

Ответственность за неисполнение обязанностей по отношению к жилищному фонду в большинстве случаев наступает по решению суда. Если же допускается применение мер ответственности по решению иных органов, то такое решение можно обжаловать в судебном порядке.