Как написать пояснительную записку (образец, примеры содержания)?

Как написать пояснительную записку? Эту информацию часто пытаются выяснить не только студенты, готовящиеся к защите дипломных работ, но и многие другие граждане, к примеру налогоплательщики, бухгалтерские и иные работники. Как правильно составлять пояснительные записки, будет описано ниже.

Как правильно написать пояснительную записку

Пояснительная записка — это документ, позволяющий получить общие сведения об исследовательском проекте, бухгалтерской, налоговой и прочей документации.

Содержание пояснительной записки зависит от документа, к которому она прилагается.

Общие правила написания

Пояснительная записка обычно составляется в печатном виде на стандартном листе формата А4.

Документ может включать в себя несколько страниц, которые переплетаются прозрачной обложкой.

Страницы записки нумеруются: нумерация начинается с титульного листа (но на нем не проставляется), номер указывается по центру нижнего поля каждой страницы.

Как писать пояснительную записку. Общие требования

К содержанию пояснительной записки действующие нормативные акты устанавливают лишь общие требования. Некоторые сведения носят обязательный характер, некоторые — рекомендательный.

Текстовое содержание пояснительной записки делится на ряд структурных элементов, в число которых входят разделы, подразделы, пункты, подпункты и перечни.

При написании пояснительной записки важно следить за соблюдением официально-делового стиля повествования. Необходимо, чтобы информация в документе излагалась однозначно, кратко, четко и лаконично.

Использованная в тексте терминология и аббревиатура должны строго соответствовать установленным стандартам.

Допускается оформление приложений к пояснительной записке. Обычно в приложения выносят сведения о содержащихся в пояснительной записке таблицах, схемах, чертежах и графиках. Также приложение может содержать обоснования, методики, расчеты и список дополнительных бумаг, использованных при разработке документа.

Пояснительная записка к дипломному проекту. Оформление по ГОСТу

Образец пояснительной записки к дипломной работе студенты технических вузов могут найти в нормах ГОСТа.

Учебные учреждения обычно издают свои методические рекомендации по написанию дипломов и пояснительных записок к ним, поэтому учащиеся могут также найти пример пояснительной записки и иную справочную информацию по этому поводу в библиотеке образовательной организации.

Типовая пояснительная записка к дипломной работе имеет следующую структуру:

  • титульный лист, где зафиксированы основные сведения о наименовании проекта и его исполнителе;
  • задание, которое исполнитель получает от научного руководителя;
  • аннотация с кратким изложением разделов исследовательской работы;
  • оглавление с постраничной разметкой;
  • перечень обозначений и сокращений;
  • введение, где исполнитель работы приводит краткий обзор рассматриваемого вопроса;
  • основная часть работы с анализом ключевых понятий;
  • заключение с выводами по исследованию;
  • список использованных источников;
  • приложения, где содержатся таблицы, чертежи, графики или схемы.

Пояснительная записка в налоговую службу

В ряде случаев налогоплательщикам требуется составлять пояснительные записки к документации по налоговой отчетности.

К примеру, налоговые органы могут потребовать ответственных сотрудников юридического лица составить записку об убытках в налоговой отчетности.

В такой пояснительной записке сотрудник должен будет указать:

  • наименование подразделения налоговой службы, в которое адресована записка;
  • ИНН юридического лица;
  • реквизиты требования, ставшего основанием для составления записки;
  • реквизиты документа, по которому предоставляются пояснения;
  • показатели расходов и доходов организации;
  • убытки и затраты;
  • сведения о расхождениях между бухгалтерским и налоговым учетом.

Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу

В соответствии с приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н, сотрудники бухгалтерии составляют бухгалтерский баланс, отчет о прибыли и убытках с пояснительной запиской для сдачи бухгалтерской отчетности.

Пояснения к отчетным документам должны полностью раскрывать все сведения, касающиеся политики организации, необходимые для оценки ее финансового положения и результатов деятельности.

В пояснительной записке бухгалтер фиксирует сведения о наличии в течение отчетного периода:

  • нематериальных активов;
  • основных средств;
  • финансовых вложений;
  • выпущенных акций;
  • затрат и прибыли;
  • дебиторской и кредиторской задолженности.

Таким образом, каждая пояснительная записка (к дипломному проекту, в налоговую службу, к бухгалтерскому балансу) имеет свою специфику в зависимости от ее получателя и цели составления.

Расчетно-пояснительная записка к декларации промышленной безопасности Склада хранения жидких криогенных продуктов ОАО «Амурметалл»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

после 20 лет эксплуатации оборудование блоков разделения воздуха проходит диагностику; сосуды, работающие под давлением подвергаются гидравлическому испытанию пробным давлением;

· сосуды и трубопроводы оснащены предохранительными устройствами от повышения давления выше допустимого значения (предохранительными клапанами с разрывными мембранами);

· трубопроводы жидкого кислорода имеют вакуумную изоляцию;

· трубопроводы газообразного кислорода имеют окраску по внешней стороне;

· трубопроводы кислорода оснащены регулирующими и предохранительными устройствами от повышения давления выше допустимого значения;

· для предохранения от воздействия температур окружающей среды трубопроводы снабжены компенсаторами;

· своевременная замена поврежденных узлов и оборудования, отработавшего свой ресурс;

· при истечении срока эксплуатации проводится замер толщины стенок;

· материалы наполнительных рамп и сосудов для хранения жидкого кислорода (ТРЖК), кислородных баллонов, их конструкция рассчитаны на обеспечение прочности и надежной эксплуатации;

· расчетное давление наполнительных рамп и кислородных баллонов 20МПа, ТРЖК — 0,525 МПа, рабочее давление рамп и баллонов — 15МПа, ТРЖК-0,35 МПа;

· кислородные баллоны снабжены вентилями с уплотнениями из фторопласта — 4, при хранении баллонов с кислородом на вентиль одевается колпак;

· наполнительные рампы и ТРЖК снабжены предохранительными клапанами от повышения давления с разрывными мембранами;

· ТРЖК снабжены устройствами для определения уровня в корпусе;

· ТРЖК подвергаются пневматическому испытанию через каждые 10 лет.

1.3.2 Описание решений, направленных на предупреждение развития аварий и локализацию выбросов опасных веществ

В качестве решений по предупреждению развития аварий и локализации выбросов кислорода на составляющих декларируемого объекта можно выделить следующие:

· трубопроводы кислорода оснащены системой аварийной пожарной сигнализации;

· с помощью быстродействующей запорной арматуры с дистанционным управлением трубопроводы аварийно могут быть отключены и переведены в атмосферу;

· трубопроводы снабжены схемой продувки азотом;

· в наполнительной станции имеется вентиль, отключающий рампу от магистральной линии;

· наполнительные рампы снабжены предохранительными клапанами;

· ТРЖК снабжен предохранительным клапаном для сброса давления при повышении давления;

· системы аварийного освобождения емкостного технологического оборудования;

· здание наполнительной станции снабжено естественной вытяжной

Пояснительная записка вентиль

Позиция №1
Клапан ЗТ26371 УХЛ3.1-2ВIIа

Позиция №2
Клапан ЗТ26371 УХЛ3.1-2ВIIа

Позиция №1
Клапан ЦКБ У26004-010 Ду10, Рр20 Тр200

Позиция №2
Клапан ЦКБ У26004-010 Ду10, Рр20 Тр200

Позиция №3
Клапан ЦКБ У26004-010 Ду10, Рр20 Тр200

Позиция №4
Клапан ЦКБ У26004-010 Ду10, Рр20 Тр200

Позиция №5
Клапан ЦКБ У26004-010 Ду10, Рр20 Тр200

Показано 5 позиций из 11

Подача заявок (отправка заявок на участие) через Систему гарантирует их рассмотрение организатором данной процедуры закупки.

Процедура запроса предложений не является торгами по законодательству Российской Федерации и заказчик/организатор запроса предложений имеет право, но не обязанность заключить договор с победителем процедуры закупки.

Требуемые документы:

  • заполненное участником закупки по форме 1 «Заявка на участие в закупке» обязательство в случае заключения с ним договора представить до момента заключения договора: — решение об одобрении или о совершении крупной сделки, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника закупки заключение договора или предоставление обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения договора являются крупной сделкой; — решение об одобрении или о совершении сделки с заинтересованностью, если требование о наличии такого одобрения установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника закупки выполнение договора или предоставление обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечение договора является сделкой с заинтересованностью или сведения, что данная сделка для такого участника не является крупной сделкой и/или сделкой с заинтересованностью, что его организация не попадает под действие требования законодательства о необходимости наличия решения об одобрении или о совершении крупной сделки и/или сделки с заинтересованностью, поскольку единственный участник (акционер) является единоличным исполнительным органом.
  • копия документа, подтверждающего полномочия лица на подписание заявки на участие в закупке от имени участника закупки (документы, подтверждающие полномочия лица, выполняющего функции единоличного исполнительного органа (для юридического лица) и, при необходимости, доверенность, если заявка на участие в закупке подписывается по доверенности). Если заявка на участие в закупке и (или) входящие в ее состав электронные документы подписаны разными лицами, то документы, подтверждающие полномочия лица на подписание заявки и (или) входящих в ее состав документов, должны быть представлены на каждого подписавшего в соответствии с полномочиями;
  • копии учредительных документов в действующей редакции (для юридических лиц)
  • копия уведомления о возможности применения участником закупки упрощенной системы налогообложения (для участников закупки, применяющих ее)
  • копии документов о государственной регистрации из следующих: — для юридических лиц – копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц (выписка из ЕГРЮЛ); — для индивидуальных предпринимателей – копия выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (выписка ЕГРИП). Выписка из ЕГРЮЛ или выписка из ЕГРИП должна быть получена не ранее чем за 6 месяцев (а если были изменения – то не ранее внесения таких изменений в соответствующий реестр) до дня официальной публикации извещения о проведении закупки; — для иных физических лиц – копии документов, удостоверяющих личность; — для иностранных лиц: 1)копии документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства с переводом на русский язык; 2)краткая пояснительная записка, содержащая: — положения законодательства государства по месту его нахождения и (или) ведения деятельности, регламентирующие их правоспособность и условия осуществления деятельности, связанной с исполнением обязательств по договору (контракту), заключаемому по итогам закупки; — наименование и реквизиты (номер и дата принятия, номер и дата действующей редакции) национальных нормативных правовых актов, в соответствии с которыми ведет свою деятельность иностранный участник закупки.
Смотрите так же:  Федеральный закон об охране окружающей среды статья 73

Требуемые документы:

  • документы, подтверждающие наличие действующей системы менеджмента качества (управления, обеспечения и контроля качества), а именно _______

Требуемые документы:

  • справка об опыте выполнения договоров с обязательным приложением копий следующих документов: документов, подтверждающих состав выполненных поставок, работ, услуг по договору, составленных в рамках договора, подписанных сторонами договора, содержащих следующие сведения: — реквизиты договора (номер и дата); — перечень изготовленного оборудования; — класс безопасности изготовленного оборудования по ОПБ 88/97 (НП-001-97); документов, подтверждающих передачу изготовленного оборудования, составленных в рамках договора для финансовой отчетности, подписанных сторонами договора, содержащих следующие сведения: -реквизиты договора (номер и дата); — перечень переданного и принятого заказчиком по договору оборудования; — класс безопасности изготовленного оборудования по ОПБ 88/97 (НП-001-97); — стоимость изготовленного оборудования. документов, указывающих на изготовителя и подтверждающих изготовление указанного оборудования данным изготовителем, содержащих следующие сведения: — наименование изготовителя (юридического лица, осуществляющего выпуск оборудования); — подписи представителя заказчика и данного изготовителя по договору о выполнении технологических операций по изготовлению оборудования и проведении контроля за качеством; — подпись и штамп представителя уполномоченного органа (органа государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии) о приемочной инспекции.

Требуемые документы:

  • заполненное участником закупки по форме 1 «Заявка на участие в закупке» подтверждение: — о ненахождении участника закупки в процессе ликвидации (для юридического лица); — об отсутствии в отношении участника закупки решения арбитражного суда о признании его несостоятельным (банкротом)
  • подтверждение участником закупки по форме 1 «Заявка на участие в закупке», о ненахождении субподрядчиков в процессе ликвидации (для юридического лица), об отсутствии в отношении субподрядчиков решения арбитражного суда о признании его несостоятельным (банкротом), об отсутствии ареста имущества субподрядчиков, наложенного по решению суда, административного органа, о неприостановлении деятельности субподрядчиков;

Требуемые документы:

  • подтверждение участником закупки по форме 1 «Заявка на участие в закупке», о ненахождении субподрядчиков в процессе ликвидации (для юридического лица), об отсутствии в отношении субподрядчиков решения арбитражного суда о признании его несостоятельным (банкротом), об отсутствии ареста имущества субподрядчиков, наложенного по решению суда, административного органа, о неприостановлении деятельности субподрядчиков;
  • заполненное участником закупки по форме 1 «Заявка на участие в закупке» подтверждение: — об отсутствии ареста имущества участника закупки, наложенного по решению суда, административного органа; — о неприостановлении деятельности участника закупки.

Требуемые документы:

  • заполненное участником закупки по форме 1 «Заявка на участие в закупке» обязательство в случае заключения с ним договора представить до момента заключения договора сведения о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в закупочной документации и документы, подтверждающие данные сведения.

Требуемые документы:

  • документы не предоставляются. Проверка на соответствие данному требованию осуществляется по данным реестрам организатором закупки (заказчиком) самостоятельно.

Требуемые документы:

  • если участник не является изготовителем предлагаемого оборудования (по номенклатуре спецификации Тома 2 «Техническая часть»): ­ документы, подтверждающие право распоряжения предлагаемым оборудованием указанного изготовителя (договор купли-продажи, акты приема-передачи и т.п.) и/или ­ документ от изготовителя, подтверждающий согласие такого изготовителя оборудования (по номенклатуре спецификации Тома 2 «Техническая часть») на предложение оборудования (по номенклатуре спецификации Тома 2 «Техническая часть») в рамках настоящей закупки, в том числе подтверждения гарантийных обязательств, в срок и на условиях настоящей закупочной документации, а именно: свидетельство в соответствии с инструкциями, приведенными в закупочной документации и/или ­ документы его полномочного представителя, подтверждающие согласие такого полномочного представителя данного изготовителя оборудования (по номенклатуре спецификации Тома 2 «Техническая часть») на предложение оборудования (по номенклатуре спецификации Тома 2 «Техническая часть») в рамках настоящей закупки, в том числе подтверждения гарантийных обязательств, проведения шеф-монтажа и/или шеф-наладки, в срок и на условиях настоящей закупочной документации, а именно: копии дилерских договоров и/или копии дистрибьюторских договоров и т.п. и свидетельство в соответствии с инструкциями, приведенными в закупочной документации. По данным документам должна прослеживаться полностью цепочка от участника закупки до такого изготовителя оборудования (по номенклатуре спецификации Тома 2 «Техническая часть»), предлагаемого в рамках настоящей закупки.

Требуемые документы:

  • справка об опыте выполнения договоров с обязательным приложением копий следующих документов, оформленных в соответствии с правилами бухгалтерского учета: — документов, подтверждающих состав поставок, составленных в рамках договора, подписанных сторонами договора, содержащих следующие сведения: — реквизиты договора (номер и дата); — перечень поставленного оборудования; — класс безопасности поставленного оборудования по ОПБ 88/97 (НП-001-97); — документов, подтверждающих исполнение поставок, составленных в рамках договора для финансовой отчетности, подписанных сторонами договора, содержащих следующие сведения: — реквизиты договора (номер и дата); — перечень переданного и принятого заказчиком по договору оборудования; — класс безопасности поставленного оборудования по ОПБ 88/97 (НП-001-97); — стоимость переданного и принятого заказчиком по договору оборудования.

Требуемые документы:

  • Копии лицензий, выданных изготовителю оборудования, дающие право на изготовление оборудования в соответствии с технической частью документации

Требуемые документы:

  • Техническое предложение, подтверждающее выполнение каждого технического требования (том 2) в соответствии с инструкциями, приведенными в закупочной документации (соответствующая Форма).

Требуемые документы:

  • заполненное участником закупки по форме 1 «Заявка на участие в закупке» подтверждение: — в случае поставки товаров импортного производства и/или применения импортного оборудования, комплектующих материалов и полуфабрикатов в составе поставляемого товара – о выполнении требований НП-071-06 «Правила оценки соответствия Оборудования, комплектующих, материалов и полуфабрикатов, поставляемых на объекты использования атомной энергии» с учетом требований РД 03-36-2002 «Условия поставки импортного оборудования, изделий, материалов и комплектующих для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения Российской Федерации». — в случае отсутствия поставки товаров импортного производства и/или применения импортных оборудования, комплектующих материалов и полуфабрикатов – об отсутствии оборудования, изделий, материалов и комплектующих импортного производства в составе поставляемой продукции.

Показано 5 позиций из 11

Требуемые документы:

  • копия уведомления о возможности применения участником закупки упрощенной системы налогообложения (для участников закупки, применяющих ее)
  • копии документов о государственной регистрации из следующих: — для юридических лиц – копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц (выписка из ЕГРЮЛ); — для индивидуальных предпринимателей – копия выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (выписка ЕГРИП). Выписка из ЕГРЮЛ или выписка из ЕГРИП должна быть получена не ранее чем за 6 месяцев (а если были изменения – то не ранее внесения таких изменений в соответствующий реестр) до дня официальной публикации извещения о проведении закупки; — для иных физических лиц – копии документов, удостоверяющих личность; — для иностранных лиц: 1)копии документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства с переводом на русский язык; 2)краткая пояснительная записка, содержащая: — положения законодательства государства по месту его нахождения и (или) ведения деятельности, регламентирующие их правоспособность и условия осуществления деятельности, связанной с исполнением обязательств по договору (контракту), заключаемому по итогам закупки; — наименование и реквизиты (номер и дата принятия, номер и дата действующей редакции) национальных нормативных правовых актов, в соответствии с которыми ведет свою деятельность иностранный участник закупки.
  • копии учредительных документов в действующей редакции (для юридических лиц)
  • заполненное участником закупки по форме 1 «Заявка на участие в закупке» обязательство в случае заключения с ним договора представить до момента заключения договора: — решение об одобрении или о совершении крупной сделки, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника закупки заключение договора или предоставление обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения договора являются крупной сделкой; — решение об одобрении или о совершении сделки с заинтересованностью, если требование о наличии такого одобрения установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника закупки выполнение договора или предоставление обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечение договора является сделкой с заинтересованностью или сведения, что данная сделка для такого участника не является крупной сделкой и/или сделкой с заинтересованностью, что его организация не попадает под действие требования законодательства о необходимости наличия решения об одобрении или о совершении крупной сделки и/или сделки с заинтересованностью, поскольку единственный участник (акционер) является единоличным исполнительным органом.
  • копия документа, подтверждающего полномочия лица на подписание заявки на участие в закупке от имени участника закупки (документы, подтверждающие полномочия лица, выполняющего функции единоличного исполнительного органа (для юридического лица) и, при необходимости, доверенность, если заявка на участие в закупке подписывается по доверенности). Если заявка на участие в закупке и (или) входящие в ее состав электронные документы подписаны разными лицами, то документы, подтверждающие полномочия лица на подписание заявки и (или) входящих в ее состав документов, должны быть представлены на каждого подписавшего в соответствии с полномочиями;
Смотрите так же:  Приказ мо 011

Требуемые документы:

  • заполненное участником закупки по форме 1 «Заявка на участие в закупке» подтверждение: — о ненахождении участника закупки в процессе ликвидации (для юридического лица); — об отсутствии в отношении участника закупки решения арбитражного суда о признании его несостоятельным (банкротом)
  • подтверждение участником закупки по форме 1 «Заявка на участие в закупке», о ненахождении субподрядчиков в процессе ликвидации (для юридического лица), об отсутствии в отношении субподрядчиков решения арбитражного суда о признании его несостоятельным (банкротом), об отсутствии ареста имущества субподрядчиков, наложенного по решению суда, административного органа, о неприостановлении деятельности субподрядчиков;

Требуемые документы:

  • заполненное участником закупки по форме 1 «Заявка на участие в закупке» подтверждение: — об отсутствии ареста имущества участника закупки, наложенного по решению суда, административного органа; — о неприостановлении деятельности участника закупки.
  • подтверждение участником закупки по форме 1 «Заявка на участие в закупке», о ненахождении субподрядчиков в процессе ликвидации (для юридического лица), об отсутствии в отношении субподрядчиков решения арбитражного суда о признании его несостоятельным (банкротом), об отсутствии ареста имущества субподрядчиков, наложенного по решению суда, административного органа, о неприостановлении деятельности субподрядчиков;

Требуемые документы:

  • заполненное участником закупки по форме 1 «Заявка на участие в закупке» обязательство в случае заключения с ним договора представить до момента заключения договора сведения о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в закупочной документации и документы, подтверждающие данные сведения.

Требуемые документы:

  • документы не предоставляются. Проверка на соответствие данному требованию осуществляется по данным реестрам организатором закупки (заказчиком) самостоятельно.

Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по обслуживанию заправочного оборудования и оказанию услуг заправочными станциями (комплексами)» (подготовлен Минтрудом России 31.01.2017)

Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по обслуживанию заправочного оборудования и оказанию услуг заправочными станциями (комплексами)»
(подготовлен Минтрудом России 31.01.2017 г.)

РАЗДЕЛ 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТРУДОВЫХ ФУНКЦИЙ

В рамках Постановления Правительства РФ N 23 от 22 января 2013 г. «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» и Методических рекомендаций по разработке профессиональных стандартов (Приказ Минтруда РФ 29.04.2013 г. N 170н.), была сформирована группа разработчиков проекта профессионального стандарта (далее — ПС) «Специалист по обслуживанию заправочного оборудования и оказанию услуг заправочными станциями (комплексами)» из представителей НП «Межрегиональная Ассоциация «Безопасность труда», город Москва.

Ответственной организацией по разработке проекта ПС является Государственное автономное образовательное учреждение города Москвы дополнительного профессионального образования центр профессиональных квалификаций и содействия трудоустройству «Профессионал» (ГАОУ ДПО Центр «Профессионал») Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.

Центр «Профессионал» является многопрофильным учебным заведением и имеет 78-летний опыт деятельности в сфере образования, осуществляет многоуровневую профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, аттестацию руководителей и специалистов организаций промышленности, строительства и непроизводственной сферы города Москвы и Московской области в соответствии с требованиями Ростехнадзора, Инспекции по труду, Роспотребнадзора, МЧС, Мосгостехнадзора (промышленная безопасность, электробезопасность, пожаробезопасность, охрана труда, санитарные правила и др.). Ежегодно в Центре проходят обучение свыше 40 тысяч человек.

В процессе разработки проекта профессионального стандарта исследования проводились на базе организаций, занятых производственной деятельностью, обучением, сертификацией: ОАО «Газпром нефть», город Санкт-Петербург; ОАО «Зарубежнефть», город Москва; ОАО «Татнефть», Республика Татарстан и др.

Обсуждение проекта профессионального стандарта было организовано на круглых столах и семинарах, на сайте ГАОУ ДПО Центр «Профессионал» и сайте Министерства энергетики РФ.

Проект профессионального стандарта «Специалист по обслуживанию заправочного оборудования и оказанию услуг заправочными станциями (комплексами)» является принципиально новым для российского рынка труда нормативным документом, инструментом определения квалификаций и компетенций участников профессиональной деятельности.

Проект профессионального стандарта составлен в соответствии с макетом профессионального стандарта и методическими рекомендациями по разработке профессиональных стандартов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Уровни квалификаций в проекте ПС установлены в соответствии с «Уровнями квалификации в целях подготовки профессиональных стандартов», разработанными Минтрудом России.

Проект ПС «Специалист по обслуживанию заправочного оборудования и оказанию услуг заправочными станциями (комплексами)» разработан для решения широкого диапазона практических задач, таких как:

— разработка профессиональных стандартов профессиональных объединений и корпоративных профессиональных стандартов (стандарт организации — СТО), должностных инструкций и других документов, обязательных к применению в рамках саморегулируемой организации (СРО) или конкретной организации;

— проведение сертификации и должностной аттестации работников отрасли;

— формирование федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), разработка основных образовательных программ, программ профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации работников отрасли;

— проведение процедур стандартизации, унификации в рамках вида (видов) экономической деятельности (согласование наименований должностей, упорядочивание видов трудовой деятельности).

1.1. Информация о видах профессиональной деятельности и перспективах ее развития

Нефтеперерабатывающая отрасль — важнейшее звено нефтяного комплекса, определяющее эффективность использования углеводородного сырья. От ее надежного функционирования зависит гарантированное обеспечение потребности Российской Федерации в моторном топливе, смазочных маслах и других нефтепродуктах, без которых невозможны существование и развитие транспортной инфраструктуры, экономическая и стратегическая безопасность государства.

В России первые заправочные станции появились в 1911 г., а в 1914 г. уже работало 440 таких предприятий в крупных городах страны.

В довоенные годы автомобильного транспорта было относительно немного, и практически весь он был государственным.

В Советском Союзе сеть автозаправочных станций (АЗС) была слаборазвитой, но вполне удовлетворявшей спрос относительно немногочисленного парка советских автомобилей.

Первые частные АЗС стали появляться в начале 90-х годов ХХ в. В основном это были так называемые контейнерные автозаправочные станции, представляющие собой простейший набор самого необходимого оборудования. Автозаправки нового типа возникали стихийно. Сегодня рынок автозаправочных станций в России продолжает «взрослеть». В Москве и ближайшем Подмосковье сеть заправочных станций в основном сформировалась (сегодня порядка 1600 автозаправочных станций), и ожидается ее техническое совершенствование и расширение функциональности. А в других регионах России процесс создания разветвленной сети станций еще в процессе становления (в настоящее время в России действует около 45 тыс. станций).

Основные тенденции в развитии сети автозаправочных станций в России корреспондируют с мировыми. Как и во всех развитых странах, в России основным направлением в развитии автозаправочного бизнеса стало создание многофункциональных комплексов, обеспечивающих обслуживание клиентов в соответствие с лучшими мировыми стандартами.

Вместе с тем, сегодняшняя ситуация на российском рынке розничных продаж имеет свою специфику, которая, соответственно, отражается и на стратегии автозаправочного бизнеса. Поскольку насыщенность автомобильными заправочными станциями в России недостаточна и отстает от ведущих стран мира, на сегодняшний день существует необходимость размещения новых станций и комплексов для обеспечения розничных продаж топлива и представления сервисных услуг в городах и вдоль дорог различного уровня.

В России за пять-семь лет привычный облик заправки сильно преобразился. Сейчас клиенты ожидают получить не только качественное топливо, но и возможность перекусить, выпить кофе или помыть автомобиль. Кроме обычных видов топлива есть и премиальные марки, на одной и той же станции имеются и бензин, и дизельное топливо, а теперь еще и газ.

Основные изменения заключаются в том, чтобы сделать АЗС более клиентоориентированной, обеспечить наилучший сервис.

Спектр услуг, предоставляемых АЗС, условно делится на топливные и нетопливные. К первым относится выбор типа и марки топлива, наличие на автозаправочной станции, как бензина, так и дизеля, а в связи с политикой правительства, направленной на перевод общественного транспорта на газовое топливо, на АЗС будут добавляться и газовые колонки.

Качество топлива — один из важнейших факторов, обеспечивающих спрос. А это значит, что любое горючее должно обязательно соответствовать техническим требованиям, условиям ГОСТ, а также высоким экологическим нормам. К середине 2015 г. минимально разрешенным классом топлива стало «ЕВРО-5». На сегодняшний день для производства качественного топлива необходимо использование присадок. В промышленных масштабах на НПЗ применяются присадки для улучшения бензина и дизельного топлива

Применение присадок для сжиженного углеводородного газа — это одно из перспективных направлений, учитывая государственную программу по развитию инфраструктуры газозаправочных станций и планы по переводу общественного транспорта на альтернативный вид топлива.

Другое важное направление — активно растущий сегмент премиальных видов топлива. Наличие фирменного горючего помогает выделиться на фоне конкурентов. Имидж многофункциональных автозаправочных комплексов (МАЗК), продающих премиальное топливо, автоматически становится более привлекательным и вызывает повышенный интерес у потребителей.

Нетопливные услуги АЗС — это, прежде всего уникальный сервис. Наличие на автозаправке кафе, магазина, туалета, Wi-Fi, автомойки служит для привлечения внимания потребителей и создает дополнительный источник дохода. Маркетинг играет все более важную роль в продвижении автозаправочного бизнеса. Например, все чаще используются разнообразные программы лояльности, такие как топливные, бонусные или накопительные карты. Возможность оплачивать услуги не только наличными, но и картой — еще один из важных аспектов комфорта. Красочные рекламные материалы — презентации, сувенирная продукция с символикой бренда, номерные рамки, листовки, брошюры, а также продуманный дизайн станции — все это способствует повышению лояльности потребителей, а значит, увеличивает доход АЗС.

Смотрите так же:  Пдд 2019 штраф за резину

Современные АЗС ломают сложившиеся стереотипы, стремятся преодолеть отношение горожан к заправкам только как к месту покупки топлива. Найти в городе АЗС без магазина, пусть даже небольшого, сегодня практически нереально. Как правило, здесь можно и перекусить, и приобрести прессу, сопутствующие товары, и через банкомат оплатить необходимые услуги или снять наличные. Развитие дополнительных услуг становится основным вектором движения топливного рынка России.

Словом, сегодня АЗС — это не просто придорожная колонка с бензином. Это комплексный бизнес, который уже не ограничивается только продажей топлива. Рынок АЗС становится целостной инфраструктурой с постоянно растущим набором услуг.

Повышение конкурентоспособности автозаправочных станций требует повышения уровней квалификации рабочих и специалистов в соответствии с изменяющимися функциональными требованиями.

Работодатели пересматривают требования к работнику с точки зрения его компетентности. Знания, умения и навыки рассматриваются в контексте способности и готовности рабочего и специалиста эффективно применять их на практике, удовлетворять стандартам качества при выполнении работ.

Необходимость разработки профессиональных стандартов в Российской Федерации связана с тем, что сейчас осуществляется переход к новой системе квалификации от системы, которая складывалась в советской экономике и практически не изменилась за последние 25 лет. За это время существенно поменялся производственный аппарат, общественные отношения в экономике. Разрушились старые механизмы взаимодействия сфер труда и образования.

В современных условиях повышаются требования к работникам всех сфер деятельности, становятся востребованными такие качества как способность к самостоятельному системному мышлению, правовая, информационная, коммуникационная культура, способность к анализу своей деятельности, творческая активность. И они в полной мере востребованы в деятельности специалиста по обслуживанию заправочного оборудования и оказанию услуг многотопливными автозаправочными станциями (комплексами).

Разработка, утверждение и применение профессиональных стандартов были определены в числе приоритетных задач в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Профессиональные стандарты позволят решать:

— задачи в области управления персоналом (разработка стандартов организации, систем мотивации и стимулирования кадров, должностных инструкций; тарификация должностей, отбор, подбор и аттестация персонала, планирование карьеры);

— задачи стандартизации и унификации профессиональной деятельности работников АЗС, МАЗК (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей, упорядочивание видов трудовой деятельности и пр.);

— задачи в области формирования системы объективной и независимой оценки и сертификации квалификаций;

— задачи формирования федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и программ профессионального образования, а также разработки учебно-методических материалов к этим программам.

Существующая система должностей должна быть подвергнута анализу и пересмотру в соответствии с объективной ситуацией на рынке труда. Это одна из задач модернизации национальной системы квалификаций.

Профессиональные стандарты описывают профессиональную деятельность путем перечисления и описания, необходимых для ее осуществления и развития трудовых функций. Это позволяет определить востребованные в современной ситуации обобщенные трудовые функции.

Профессиональные стандарты позволяют систематически раскрыть профессиональную деятельность специалистов, связанных общей технологической задачей (исследования, производства, проектирования, обслуживания и т.п.). Структура описания деятельности в профессиональных стандартах предусматривает использование более современной конструкции в виде сочетаний требований к знаниям, умениям и компетенциям, профессиональному опыту, что позволяет обеспечить преемственность профессиональных стандартов, национальной рамке квалификаций, с одной стороны, и образовательных стандартов и программ — с другой.

Разработка профессиональных стандартов в отличие от ЕТКС и ЕКС предусматривает их широкое обсуждение работодателями и профессиональным сообществом.

В профессиональных стандартах есть возможность выделить сертифицируемые виды профессиональной деятельности, в которых особенно заинтересован работодатель, и таким образом сфокусировать задачу независимой оценки и сертификации квалификаций на ограниченном поле существенных характеристик.

Разработка профессиональных стандартов в Российской Федерации актуализирует необходимость обращения к зарубежному и международному опыту создания и внедрения аналогичных документов.

Анализ нормативных документов в области технического регулирования, государственных и отраслевых стандартов (ГОСТ и ОСТ), международных стандартов, должностных инструкций специалистов и квалификационных характеристик рабочих профессий, выявил тенденцию расширения функциональных обязанностей, а также появление новых трудовых функций и трудовых действий, связанных с процессом оптимизации труда в рамках внедрения современных производственных систем и технологий, новых качественных материалов и оборудования. Так, например, назрела необходимость ввести оператору заправочных станций обобщенные трудовые функции (ОТФ): «Учет, хранение и контроль качества топлива, эксплуатация и содержание резервуаров, предназначенных для приема и хранения топлива» и «Прием топлива и заправка транспортных средств, обслуживание и расчет клиентов на заправочных станциях (комплексах)», а специалисту по обслуживанию автомобильных газонаполнительных компрессорных станций — «Прием и заправка транспортных средств газомоторным топливом и обслуживание оборудования газонаполнительных компрессорных станциях».

Проведенный анализ позволяет утверждать, что профессиональные стандарты должны стать почвой и основой создания новых механизмов взаимодействия сфер труда и образования.

1.2. Описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации

Разработка проектов профессиональных стандартов является новой формой определения квалификации работника по сравнению с единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих.

Формирование проекта профессионального стандарта предусматривает разработку состава трудовых функций и профессиональных компетенций специалиста по обслуживанию заправочного оборудования и оказанию услуг заправочными станциями (комплексами).

Проект профессионального стандарта базируется на следующих принципах:

— учет возросших требований к адаптивности и профессиональным компетенциям операторов заправочных станций, машинистов компрессорных установок;

— учет опыта организаций, являющихся лидерами в области реализации топлива и ориентированных на будущее;

— учет объективной структуры профессиональной деятельности, сложившейся в отрасли;

— последовательная декомпозиция области профессиональной деятельности на обобщенные трудовые функции, трудовые функции и трудовые действия;

— измеряемость (возможность проверки) обязательных требований к овладению видом трудовой деятельности и соответствующими ему трудовыми функциями;

— использование правил полноты перечня, точности формулировок ОТФ, их относительной автономности, сертифицируемости и удобства применения в управлении персоналом;

— вертикальная интеграция всех квалификационных уровней вида профессиональной деятельности;

— необходимость разработки профессиональных программ всех уровней и направленности, указанных в наименовании профессионального стандарта.

В основу разработки проекта профессионального стандарта «Специалист по обслуживанию заправочного оборудования и оказанию услуг заправочными станциями (комплексами)» была положена методика функционального анализа деятельности. Выделение трудовых функций по каждой обобщенной трудовой функции проводилось в логике процессуального подхода (представлен цикл деятельности) и с учетом объектов (предметов) профессиональной деятельности. В качестве отправной точки анализа использовался перечень рабочих профессий и должностей в области реализации и заправки транспортных средств.

Эти материалы были дополнены анализом профессиональной деятельности с учетом мнения экспертов.

В результате проведенного анализа действующих тарифно-квалификационных характеристик, должностных инструкций, существующих российских и международных стандартов, государственных стандартов (ГОСТов), инструкций и Правил технической эксплуатации АЗС и АГЗС, АГНКС сформирован вид профессиональной деятельности (ВПД) — Обслуживание заправочного оборудования и оказание услуг заправочными станциями (автозаправочными и газозаправочными станциями, многотопливными автозаправочными комплексами, автомобильными газонаполнительными компрессорными станциями и станциями по заправке авиатранспорта, судов и других транспортных средств).

В настоящее время в транспортной сфере отсутствует отраслевая рамка квалификаций, задающая план формирования профессиональных стандартов. Поэтому при разработке проекта профессионального стандарта уровни квалификации, соответствующие ОТФ, определялись путем сопоставления требований к квалификации работников и характеристик уровней квалификации в национальной рамке.

Установление уровней квалификации для каждой ОТФ осуществлялось на основе документа «Уровни квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (приложение к приказу министра труда и социальной защиты от 12 апреля 2013 года N 148н), в котором представлена обобщенная характеристика полномочий и степени ответственности, актуальных для той или иной профессиональной деятельности, характера умений и знаний, необходимых для ее выполнения.

Экспертный анализ требований к специалистам по обслуживанию заправочного оборудования позволил сделать вывод, что трудовые функции, необходимые для ее выполнения, относятся к уровням не выше шестого по 9-уровневой шкале, описанной в указанном документе.

Должности специалистов по обслуживанию заправочного оборудования и оказанию услуг заправочными станциями (комплексами) и их уровни квалификаций определены в соответствие с диапазоном тарифных разрядов отраслевых ЕТКС: Выпуск 1 Раздел «Профессии рабочих, общие для всех отраслей экономики» и Выпуск 51, раздел: «Торговля и общественное питание». Это создает условия для обеспечения сохранения государственных гарантий и льгот, предусмотренных законодательством.

Разработанный проект профессионального стандарта включает 7 ОТФ, каждая из которых является относительно автономной и потенциально может быть выделена в отдельную должность.

Описание обобщенных трудовых функций, входящих в проект ПС «Специалист по обслуживанию заправочного оборудования и оказанию услуг заправочными станциями (комплексами)», и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации представлены в таблице 1.

Таблица 1. Обобщенные трудовые функции специалиста по обслуживанию заправочного оборудования и оказанию услуг заправочными станциями (комплексами)