Статья 6. Полномочия Президента Российской Федерации и органов государственной власти Российской Федерации в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры

Статья 6. Полномочия Президента Российской Федерации и органов государственной власти Российской Федерации в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры

1. Президент Российской Федерации определяет:

1) основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры;

2) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;

3) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения функционирования государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации;

4) порядок создания и задачи государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации устанавливает:

1) показатели критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры и их значения, а также порядок и сроки осуществления их категорирования;

2) порядок осуществления государственного контроля в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры;

3) порядок подготовки и использования ресурсов единой сети электросвязи Российской Федерации для обеспечения функционирования значимых объектов критической информационной инфраструктуры.

3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации:

1) вносит предложения о совершенствовании нормативно-правового регулирования в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Президенту Российской Федерации и (или) в Правительство Российской Федерации;

2) утверждает порядок ведения реестра значимых объектов критической информационной инфраструктуры и ведет данный реестр;

3) утверждает форму направления сведений о результатах присвоения объекту критической информационной инфраструктуры одной из категорий значимости либо об отсутствии необходимости присвоения ему одной из таких категорий;

4) устанавливает требования по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры (требования по обеспечению безопасности информационно-телекоммуникационных сетей, которым присвоена одна из категорий значимости и которые включены в реестр значимых объектов критической информационной инфраструктуры, устанавливаются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области связи), а также требования к созданию систем безопасности таких объектов и обеспечению их функционирования (в банковской сфере и в иных сферах финансового рынка устанавливает указанные требования по согласованию с Центральным банком Российской Федерации);

5) осуществляет государственный контроль в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры, а также утверждает форму акта проверки, составляемого по итогам проведения указанного контроля.

4. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения функционирования государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации:

1) вносит предложения о совершенствовании нормативно-правового регулирования в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Президенту Российской Федерации и (или) в Правительство Российской Федерации;

2) создает национальный координационный центр по компьютерным инцидентам и утверждает положение о нем;

3) координирует деятельность субъектов критической информационной инфраструктуры по вопросам обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты;

4) организует и проводит оценку безопасности критической информационной инфраструктуры;

5) определяет перечень информации, представляемой в государственную систему обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации, и порядок ее представления;

6) утверждает порядок информирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения функционирования государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации, о компьютерных инцидентах, реагирования на них, принятия мер по ликвидации последствий компьютерных атак, проведенных в отношении значимых объектов критической информационной инфраструктуры (в банковской сфере и в иных сферах финансового рынка утверждает указанный порядок по согласованию с Центральным банком Российской Федерации);

7) утверждает порядок обмена информацией о компьютерных инцидентах между субъектами критической информационной инфраструктуры, между субъектами критической информационной инфраструктуры и уполномоченными органами иностранных государств, международными, международными неправительственными организациями и иностранными организациями, осуществляющими деятельность в области реагирования на компьютерные инциденты, а также порядок получения субъектами критической информационной инфраструктуры информации о средствах и способах проведения компьютерных атак и о методах их предупреждения и обнаружения;

8) организует установку на значимых объектах критической информационной инфраструктуры и в сетях электросвязи, используемых для организации взаимодействия объектов критической информационной инфраструктуры, средств, предназначенных для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты;

9) устанавливает требования к средствам, предназначенным для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты;

10) утверждает порядок, технические условия установки и эксплуатации средств, предназначенных для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты, за исключением средств, предназначенных для поиска признаков компьютерных атак в сетях электросвязи, используемых для организации взаимодействия объектов критической информационной инфраструктуры (в банковской сфере и в иных сферах финансового рынка утверждает указанные порядок и технические условия по согласованию с Центральным банком Российской Федерации).

5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области связи, утверждает по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения функционирования государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации, порядок, технические условия установки и эксплуатации средств, предназначенных для поиска признаков компьютерных атак в сетях электросвязи, используемых для организации взаимодействия объектов критической информационной инфраструктуры.

Глава 3. Финансовая система Российской Федерации

Руководит финансовой деятельностью и направляет ее через свои органы, наделенные специальной компетенцией, государство. Финансовой деятельностью занимаются практически все без исключения органы государства.

В ведении Российской Федерации в соответствии со ст. 71 (п. «ж») Конституции РФ находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия; основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки.

В соответствии со ст. 106 Конституции РФ представительные органы в лице Федерального Собрания РФ и представительных органов субъектов Федерации рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджет республик, входящих в состав РФ.

В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой кредитной и денежной политики.

Представительные органы и органы исполнительной власти общей компетенции всех уровней осуществляют функции в области финансовой деятельности наряду с другими своими функциями в пределах соответствующей территории. В их компетенцию входят общие финансовые вопросы, решение которых обеспечивает в целом жизнедеятельность Федерации или ее субъектов, а также административно-территориальных единиц местного уровня. Это прежде всего утверждение бюджетов соответствующих уровней, установление налогов и сборов.

Согласно принципу разделения властей прерогативой представительных государственных органов власти является принятие законов по вопросам финансов. При этом в соответствии с ст. 104 Конституции РФ законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, а также другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

Органы исполнительной власти (Правительство РФ, правительства республик в составе РФ, администрации краев, областей, районов и т.д.) принимают меры к реализации вышеперечисленных законопроектов под контролем представительных органов.

Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции РФ и федеральных законов определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которой строится и финансовая политика.

В целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области финансово-бюджетных проблем в составе Администрации Президента РФ образовано финансово-бюджетное управление Президента РФ. Его деятельность распространяется на области общегосударственных финансов, бюджета, налоговой политики, страхового дела, ценообразования, кредитных отношений и денежного обращения.

Финансовая система Российской Федерации в настоящее время включает несколько взаимосвязанных институтов и органов. Под финансовой системой Российской Федерации понимают,

во-первых совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов;

во-вторых, совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Иными словами, каждый институт, или звено, финансовой системы представляют собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Финансовая система Российской Федерации включает:

а) государственную бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления;

б) внебюджетные специальные фонды;

в) государственный и банковский кредит;

г) фонды страхования (имущественного и личного);

д) финансы хозяйствующих субъектов и отраслей.

При этом государственная бюджетная система, внебюджетные специальные фонды и государственный (в том числе банковский) кредит относятся к централизованным финансам, использующимся для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Фонды страхования и финансы хозяйствующих субъектов и отраслей относятся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Возглавляет систему финансовых органов Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации, которое является органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране.

Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

Вместе с тем существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, т.е. определяющей содержание их компетенции. Это система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля в этой сфере.

В единую систему органов государственного управления финансами Российской Федерации входят Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, а также органы Федерального казначейства.

Смотрите так же:  Если нет аттестации рабочих мест какой штраф

К финансовым органам относятся также органы, осуществляющие непосредственно аккумуляцию средств в централизованные фонды денежных средств, органы налоговой и таможенной служб.

Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ. Он как один из специальных органов также осуществляет финансовую деятельность государства, являясь органом государственного управления и осуществляя государственное руководство в области банковской деятельности. На него возложена эмиссия денег, вместе с Правительством РФ Центральный банк РФ определяет политику государства в области денег и денежного обращения, контролирует и направляет деятельность коммерческих банков.

Ряд органов в Российской Федерации специально занимаются контролем в области финансовой деятельности государства.

Счетная палата РФ, образованная в соответствии с Конституцией РФ, является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Главная задача Счетной палаты РФ — организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

Федеральное казначейство контролирует в целом проведение бюджетной политики и осуществление эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения республиканского бюджета, накопление и использование как бюджетных, так и внебюджетных фондов, следит за государственной казной, за всеми денежными накоплениями.

Министерство РФ по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации, подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ.

Федеральная служба налоговой полиции РФ (ФСНП РФ) как особый государственный институт сформировалась вместе с российской рыночной экономикой. Налоговая полиция не фискальный, а правоохранительный орган. Центральная задача ФСНП РФ — динамично наращивать правоохранительное воздействие на негативные процессы в экономике. Главная задача для ФСНП России — борьба с налоговыми преступлениями и правонарушениями.

Таможенная служба — одна из опор российской государственности, источник пополнения государственной казны. Возглавляет таможенную службу Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ).

Таможенное дело относится к ведению федеральных органов государственной власти. Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.

Статья 164. Участники бюджетного процесса, обладающие бюджетными полномочиями на федеральном уровне


Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются:
Президент Российской Федерации;
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
Правительство Российской Федерации;
Министерство финансов Российской Федерации;
Федеральное казначейство;
органы, осуществляющие сбор доходов бюджета;
Банк России;
Счетная палата Российской Федерации;
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
государственные внебюджетные фонды;
главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
иные органы, на которые законодательством Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

В комментируемой статье БК РФ дан примерный перечень органов государственной власти РФ, высших должностных лиц, организаций, иных участников бюджетного процесса, реализующих свои бюджетные полномочия на уровне федерального бюджета. Некоторые из указанных участников рассмотрены при комментарии гл. 18 и 26 БК РФ, поэтому они не будут рассмотрены в рамках комментируемой статьи.
1. Президент РФ. Роль Президента РФ как участника бюджетных правоотношений в целом и бюджетного процесса в частности трудно переоценить. Президент РФ как глава государства обеспечивает в области бюджетного регулирования согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, их должностных лиц в проведении единой денежно-кредитной политики. Кроме того, в исключительные полномочия Президента РФ входит установление основ внутренней и внешней политики РФ, в соответствии с которыми определяются направления финансовой политики. Данные сведения фиксируются в ежегодном послании Президента РФ о положении в стране, с которым он обращается к Федеральному Собранию РФ. Кроме того, важной частью бюджетного процесса является ознакомление с бюджетным посланием Президента РФ.
Большая часть бюджетных полномочий Президента РФ является нормотворческой. Президент издает различные указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования расходов федерального уровня, проведения единой денежно-кредитной политики государства, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы и т.д.
В целях обеспечения президентского контроля в области бюджетного процесса в соответствии с Указом Президента РФ от 8 июня 2004 г. N 729 создано Контрольное управление Президента РФ. Аппарат Контрольного управления Президента РФ возглавляется начальником, который по должности одновременно является помощником Президента РФ. Основными задачами Управления являются:
1) контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также организациями федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, распоряжений и иных решений Президента РФ;
2) контроль за реализацией общенациональных проектов;
3) контроль и проверка исполнения поручений Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации Президента Российской Федерации;
4) контроль за реализацией ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, бюджетных посланий Президента Российской Федерации и иных программных документов Президента Российской Федерации;
5) информирование Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации Президента Российской Федерации о результатах проверок и подготовка на их основе предложений по предупреждению и устранению выявленных нарушений.
2. Государственная Дума РФ и Совет Федерации РФ (см. ст. 153, 265 БК РФ).
3. Правительство РФ (см. ст. 154 БК РФ). В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ (с изм. и доп. от 31 декабря 1997 г., 19 июня, 3 ноября 2004 г.) на федеральный орган исполнительной власти возложены следующие бюджетные полномочия:
1); разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения;
2) представление Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета;
3) проведение единой финансовой, денежно-кредитной, валютной и налоговой политики государства;
4) регулирование деятельности финансовых органов РФ специальной компетенции (Министерство финансов, Федеральное казначейство и др.);
5) проведение валютного контроля;
6) контроль за деятельностью органов государственной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к исключительному ведению РФ либо совместному ведению РФ и субъектов РФ;
7) нормотворческие бюджетные полномочия.
4. Министерство финансов РФ (см. ст. 165-167 БК РФ). Министерство финансов определено в рамках комментируемой статьи БК РФ как «орган, ответственный за составление и исполнение федерального бюджета». Однако бюджетные полномочия Министерства финансов и исключительная компетенция руководителя Министерства финансов — министра финансов данными направлениями финансовой деятельности не ограничиваются. В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329 (с изм. и доп. от 1 декабря 2004 г.) Министерство финансов — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Министерство финансов РФ для осуществления своих полномочий на местах может создавать территориальные органы. Исходя из ст. 165-167 БК РФ, можно судить о Министерстве финансов как о наиболее уполномоченном участнике бюджетного процесса. Иными словами, Министерство финансов РФ обладает комплексом функций, направленных на различные стороны финансовой деятельности государства.
5. Федеральное казначейство РФ (см. ст. 167, 168 гл. 19, гл. 25 БК РФ). В рамках комментируемой статьи БК РФ Федеральное казначейство определено как «орган, осуществляющий казначейское исполнение федерального бюджета». Однако в соответствии с Положением о Федеральном казначействе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 703 бюджетные полномочия данного органа более широки.
В соответствии с указанным Положением Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, ЦБ РФ, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральное казначейство возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ.
6. Органы, осуществляющие сбор доходов бюджета. К числу таких органов относятся налоговые и таможенные органы, осуществляющие взимание налогов, таможенных пошлин, сборов, иных обязательных платежей с граждан и организаций на территории РФ.
Федеральная налоговая служба (далее — ФНС России) действует на основании Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 (с изменениями от 11 февраля 2005 г.).
Кроме того, на местах действуют территориальные органы ФНС России — управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее — налоговые органы).
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе ФНС России — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и других обязательных платежей налогоплательщиками.
Подобно ФНС России и ее территориальным налоговым органам Федеральная таможенная служба и иные таможенные органы на местах осуществляют налогообложение в рамках собственной компетенции. В связи с этим таможенные органы пользуются правами и несут обязанности по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через границу РФ, контролируют поступление средств в государственные внебюджетные фонды.
7. ЦБР (ст. 155 БК РФ).
8. Счетная палата РФ. Счетная палата РФ — это постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими бюджетными полномочиями. Счетная палата подотчетна Федеральному Собранию РФ, председатель Счетной палаты назначается и освобождается от должности по решению Государственной Думы РФ сроком на шесть лет, а заместители председателя — по решению Совета Федерации РФ. Данный орган действует на основании Федерального закона от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 10 июля, 24 декабря 2002 г., 30 июня, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 14 августа, 1 декабря 2004 г.).
В составе Счетной палаты действует комиссии, включающая в себя 12 аудиторов (шесть аудиторов от Государственной Думы РФ и шесть аудиторов от Совета Федерации РФ). Непосредственную работу выполняет аппарат Счетной палаты, включающий в себя нескольких инспекторов.
Основными задачами Счетной палаты являются:
1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ по объемам, структуре и целевому назначению;
2) подготовка предложений по устранению выявленных нарушений и улучшению бюджетного процесса;
3) оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования государственной собственности;
4) определение степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;
5) финансовая экспертиза принимаемых федеральных законов;
6) контроль за поступлением и движением бюджетных средств на счетах кредитных организаций;
7) контроль за поступлением в федеральный бюджет денежных средств от продажи федеральной собственности, за ее приватизацией;
8) контроль за состоянием внутреннего и внешнего долга РФ.
При осуществлении предоставленных бюджетных полномочий Счетная палата руководствуется принципами законности, объективности, независимости и гласности. Основными формами государственного финансового контроля, проводимого Счетной палатой, являются тематические проверки и ревизии. Для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению ущерба и привлечению виновных к ответственности Счетная палата направляет представление руководителю проверяемой организации. В указанном представлении должны содержаться сведения о нарушении, сроках его устранения. Кроме того, Счетная палата в случае выявления фактов возможности нарушения вправе выносить предписания, обязательные для рассмотрения и исполнения. В случае неисполнения данных предписаний Счетная палата вправе применить меры ответственности.
9. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора действует на основании Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 278.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.
10. Государственные внебюджетные фонды (см. главу 17 БК РФ).
11. Главные распорядители бюджетных средств (см. ст. 158 БК РФ) и распорядители бюджетных средств (см. ст. 159 БК РФ).
12. Иные органы, обладающие бюджетными, налоговыми и иными полномочиями в сфере финансовой деятельности РФ.

Смотрите так же:  Трудовой договор италии

Полномочия Президента РФ и Правительства РФ в области финансов.

Президент Российской Федерации (далее, Президент РФ) как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции Российской Федерации (далее, Конституция РФ) и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которой строится и финансовая политика.
С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному Собранию (статьями (далее, ст.) 80, 84 Конституции РФ) [1].
Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам:

формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов;
финансирования государственных расходов федерального уровня;
денежно-кредитной политики;
организации расчетов;
регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы.

Президент РФ является участником бюджетного процесса. Решение о начале работы над составлением проекта бюджета принимает Президент РФ за 18 месяцев до начала соответствующего планового периода. Составление проекта бюджета основывается на бюджетном послании Президента РФ. Президент представляет бюджетное послание в Федеральное Собрание и направляет его для опубликования [9].
Бюджетное послание Президента РФ включает:

основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации (далее, РФ) на соответствующий период;
сводный финансовый баланс по территории РФ;
основные направления бюджетной политики РФ;
сведения о государственных доходах на территории РФ;
проект бюджета РФ;
проект консолидированного бюджета РФ;
оценку исполнения бюджетов предшествующего и текущего финансовых периодов.

Ещё одной из функции Президента РФ в области финансов является функция осуществления финансового контроля. В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента РФ создан специальный контрольный орган – Контрольное управление Президента РФ.
Контрольное управление имеет территориальные подразделения. Все эти органы действуют как система обеспечения конституционных контрольных полномочий Президента РФ. Они осуществляют от имени и по поручению Президента РФ контроль за исполнением федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, Конституции РФ, указов и распоряжений Президента РФ. Управление подчиняется непосредственно Президенту РФ в качестве структурного подразделения его Администрации.
Основными функциями Контрольного управления являются:

анализ деятельности специальных органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти, подразделений Администрации Президента РФ, органов исполнительной власти субъектов Федерации;
рассмотрение жалоб и обращений граждан, предприятий, учреждений [8].

Управление не наделено правом применение каких-либо санкций, однако оно вправе направлять предписания об устранения выявленных нарушений руководителям федеральных органов исполнительной власти, главам исполнительной власти субъектов Федерации. Эти предписания должны быть рассмотрены соответствующими органами и должностными лицами в течение 10 дней.

Президент Российской Федерации является участником бюджетного процесса. Решение о начале работы над составлением проекта бюджета принимает Президент РФ за 18 месяцев до начала соответствующего планового периода. Составление проекта бюджета основывается на бюджетном послании Президента РФ. Президент представляет бюджетное послание в Федеральное Собрание и направляет его для опубликования.

Ещё одной из функции Президента РФ в области финансов является функция осуществления финансового контроля. В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента Российской Федерации создан специальный контрольный орган – Контрольное управление Президента Российской Федерации.

Контрольное управление имеет территориальные подразделения. Все эти органы действуют как система обеспечения конституционных контрольных полномочий Президента Российской Федерации. Они осуществляют от имени и по поручению президента Российской Федерации контроль за исполнением федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации конституции Российской Федерации, указов и распоряжений Президента. Управление подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации в качестве структурного подразделения его Администрации. Основными функциями Контрольного управления являются:

— анализ деятельности специальных органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации;

— рассмотрение жалоб и обращений граждан, предприятий, учреждений.

Управление не наделено правом применение каких-либо санкций, однако оно в праве направлять предписания об устранения выявленных нарушений руководителям федеральных органов исполнительной власти, главам исполнительной власти субъектов Федерации. Эти предписания должны быть рассмотрены соответствующими органами и должностными лицами в течение 10 дней.

Дата добавления: 2018-02-18 ; просмотров: 392 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти

Президент РФ – глава государства. Президент РФ является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ч. 1, 2 ст. 80 Конституции).

Полномочия Президента РФ:

  • 1) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
  • 2) имеет право председательствовать на заседании Правительства РФ;
  • 3) принимает решения об отставке Правительства РФ;
  • 4) по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;
  • 5) назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;
  • 6) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;
  • 7) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях;
  • 8) использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ;
  • 9) имеет право приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом;
  • 10) осуществляет полномочия в соответствии с Конституцией и федеральными законами как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ;
  • 11) руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти по вопросам обороны, безопасности, юстиции и др. в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными, федеральными законами.

Перечень федеральных министерству федеральных служб и федеральных агентству руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ см. в параграфе 7.5.

Правительство Российской Федерации

Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации, коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры.

Председатель Правительства РФ:

  • 1) представляет Правительство РФ в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации;
  • 2) ведет заседания Правительства РФ, обладая правом решающего голоса;
  • 3) подписывает акты Правительства РФ;
  • 4) представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении;
  • 5) распределяет обязанности между заместителями Председателя Правительства РФ;
  • 6) систематически информирует Президента РФ о работе Правительства РФ.

Заместители Председателя Правительства РФ:

  • 1) участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства РФ, в выработке и реализации политики Правительства РФ;
  • 2) участвуют в подготовке постановлений и распоряжений Правительства РФ. обеспечивают их исполнение;
  • 3) координируют в соответствии с распределением обязанностей работу федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения и контролируют их деятельность;
  • 4) предварительно рассматривают предложения, проекты постановлений и распоряжений, внесенные в Правительство РФ.
  • 1) участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства РФ;
  • 2) принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства РФ, обеспечивают их исполнение;
  • 3) принимают участие в выработке и реализации политики Правительства РФ;
  • 4) обладают установленными законодательством РФ полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Члены Правительства РФ не вправе:

  • 1) быть членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и депутатами выборных органов местного самоуправления;
  • 2) замещать другие должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, за исключением случаев, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента РФ;
  • 3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы. Члены Правительства РФ обязаны передавать в доверительное управление под гарантию государства на время своего пребывания в составе Правительства РФ находящиеся в их собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом;
  • 4) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законодательством РФ, международными договорами РФ или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;
  • 5) быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти;
  • 6) использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности;
  • 7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена Правительства РФ;
  • 8) получать в связи с осуществлением своих полномочий от физических и юридических лиц не предусмотренные федеральным законодательством ссуды, подарки, денежное и иное вознаграждение, в том числе услуги, оплату развлечений и отдыха;
  • 9) принимать без разрешения Президента РФ почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств;
  • 10) выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;
  • 11) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено законодательством РФ, международными договорами РФ или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями.
Смотрите так же:  Договор сборка стеллажей

По общим вопросам руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти Правительство РФ: руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность; для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц; утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете; устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете; назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ, утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти; вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов; вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве РФ.

Правительство РФ в пределах своих полномочий: организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Полномочия Правительства РФ в сфере экономики:

  • 1) осуществляет в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ регулирование экономических процессов;
  • 2) обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
  • 3) прогнозирует социально-экономическое развитие РФ, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;
  • 4) вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;
  • 5) осуществляет управление федеральной собственностью;
  • 6) разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;
  • 7) осуществляет общее руководство таможенным делом;
  • 8) принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;
  • 9) формирует мобилизационный план экономики РФ, обеспечивает функционирование оборонного производства РФ.

Полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики:

  • 1) обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • 2) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
  • 3) представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
  • 4) разрабатывает и реализует налоговую политику;
  • 5) обеспечивает совершенствование бюджетной системы;
  • 6) принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;
  • 7) осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;
  • 8) осуществляет в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ валютное регулирование и валютный контроль;
  • 9) руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами;
  • 10) разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

Полномочия Правительства РФ в социальной сфере:

  • 1) обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности;
  • 2) принимает меры по реализации трудовых прав граждан;
  • 3) разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;
  • 4) обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;
  • 5) принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;
  • 6) содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики;
  • 7) взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями;
  • 8) разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.

Полномочия Правительства РФ в сфере науки, культуры, образования:

  • 1) разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки;
  • 2) обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки;
  • 3) обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования;
  • 4) обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации.

Полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды:

  • 1) обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
  • 2) принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;
  • 3) организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
  • 4) координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

Полномочия Правительства РФ в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью:

  • 1) участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;
  • 2) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями;
  • 3) разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов;
  • 4) осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.

Полномочия Правительства РФ по обеспечению обороны и государственной безопасности России:

  • 1) осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности РФ;
  • 2) организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ;
  • 3) обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям;
  • 4) обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности РФ;
  • 5) принимает меры по охране Государственной границы РФ;
  • 6) руководит гражданской обороной.

Полномочия Правительства РФ в сфере внешней политики и международных отношений:

  • 1) осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации;
  • 2) обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;
  • 3) в пределах своих полномочий заключает международные договоры РФ, обеспечивает выполнение обязательств РФ по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств;
  • 4) отстаивает геополитические интересы Российской Федерации, защищает граждан Российской Федерации за пределами ее территории;
  • 5) осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества.

Правительство РФ осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ.

Исключительно на заседаниях Правительства РФ:

  • • принимаются решения о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • • рассматриваются проекты программ экономического и социального развития, связанных с созданием свободных экономических зон;
  • • устанавливается номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен;
  • • устанавливаются объемы выпуска государственных ценных бумаг;
  • • принимаются решения о внесении Правительством РФ законопроектов в Государственную Думу;
  • • рассматриваются проекты программ приватизации федеральной государственной собственности;
  • • рассматриваются вопросы предоставления дотаций, субсидий, оказания иной поддержки на безвозвратной основе за счет средств федерального бюджета, а также вопросы оказания финансовой поддержки на возвратной основе при сроке возврата более двух лет;
  • • рассматриваются вопросы приобретения государством акций;
  • • рассматриваются вопросы заключения подлежащих ратификации международных договоров РФ;
  • • принимаются решения о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов РФ;
  • • образуется Президиум Правительства РФ;
  • • утверждаются положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти;
  • • устанавливается порядок создания и обеспечения деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
  • • утверждается Регламент Правительства РФ;
  • • утверждается Положение об Аппарате Правительства РФ.

Акты Правительства РФ делятся: на правовые акты, имеющие нормативный характер, издаваемые в форме постановлений Правительства РФ; акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаваемые в форме распоряжений Правительства РФ; не имеющие правового характера – обращения, заявления, иные акты.