2. Полномочия президента в президентской республике.

Согласно многим конституциям президент пользуется неприкосновенностью, его нельзя привлечь к административной ответственности, уголовное наказание возможно только после отрешения президента от должности (обычно путём импичмента).

Президент имеет определённые привилегии: свою резиденцию (обычно не одну), особый транспорт, включая самолёты, охрану, свой штандарт – флаг, являющийся символом президентской власти. Во многих странах существует особое обращение к президенту – «Ваше превосходительство». Денежное содержание президенту устанавливается законом парламента и обычно является наиболее высоким среди должностных лиц.

Полномочия президента часто сформулированы однотипно в президентской, полупрезидентской, парламентарной республике, но на самом деле в их осуществлении существует огромная разница, связанная с особенностями формы правления.

Президент обладает следующими полномочиями:

1. Полномочия по представительству государства вовне и внутри страны (назначает дипломатических представителей, при нём аккредитуются зарубежные послы, он назначает своих представителей в субъекты федерации некоторых федеративных государств, выступает с инициативой согласительных процедур между федерацией и её субъектами, между субъектами федерации, между палатами парламента и т.д.).

2. Полномочия в отношении парламента и осуществления им законодательной власти (назначает дату выборов в парламент, созывает парламент на сессии, может досрочно распустить парламент с назначением новых выборов, подписывает законы и обладает правом вето, публикует их, промульгирует законы, обладает правом законодательной инициативы – в США такого права у него нет , может обращаться к парламенту с посланиями, которые заслушиваются на совместных заседаниях палат и обычно не подлежат обсуждению).

3. Полномочия по формированию других высших органов государства (назначает правительство самостоятельно или по предложению лидера партии большинства /коалиции партий/ в парламенте, в некоторых странах назначает премьер-министра /Украина/ или министров /США/ с согласия парламента, назначает многих высших, а иногда не только высших должностных лиц, ZB., судей).

4. Полномочия в сфере нормотворческой деятельности (издаёт нормативные акты – указы, декреты, декрет-законы, отменяет акты органов исполнительной власти; его акты, имеющие силу закона, издаются обычно до принятия соответствующего закона и утрачивают силу с его принятием; такие же акты издаются им в качестве временных мер, на основе делегирования соответствующих полномочий парламентом, в этом случае они подлежат контролю последнего; по общему правилу акты президента носят подзаконный характер, но на практике могут играть доминирующую роль, а в некоторых государствах Востока они ставятся на уровень закона или даже выше его).

5. Полномочия по урегулированию чрезвычайных ситуаций (вправе объявлять чрезвычайное, военное, осадное положение в соответствии с принятым об этом законом – на определённый срок под контролем парламента, вводить президентское правление в субъектах федерации, осуществлять федеральную интервенцию).

6. Полномочия по распоряжению вооружёнными силами (является главнокомандующим со всеми вытекающими отсюда последствиями: назначает высший командный состав армии, присваивает воинские звания, отвечает за безопасность государства; при нём обычно создаётся совещательный орган – совет безопасности).

7. Как высшее должностное лицо президент назначает государственных служащих определённых рангов.

8. Полномочия в сфере правового статуса личности (вправе принимать лиц в гражданство данного государства, разрешать выход из гражданства, смягчать наказания, предоставлять помилование, награждает орденами, медалями, присваивает почётные звания и т.д.).

Президент является гарантом конституции, прав и свобод граждан. Он принимает меры по охране государства.

Полномочия президента смешанной республики

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.

Отличительные черты президентской республики

  • внепарламентский метод избрания президента (либо населением — Беларусь, либо коллегией выборщиков — США),
  • внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. Президент является и формально и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует как, например, в США), или он назначает главу правительства. Правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку,
  • в целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентарной республикой (является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку), но в президентской республике часто президент лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента).

К президентским республикам относят США, большинство республик Латинской Америки и Африки.

Парламентская республика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. Не путать с (парламентарной) монархией.

При такой форме правления правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль и др.). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.

В полномочия парламента, помимо законодательства, входит контроль за правительством. Кроме того, парламент обладает финансовой властью, поскольку он разрабатывает и принимает бюджет государства, определяет пути социально-экономического развития, курс внутренней, внешней, а также оборонной политики государства.

Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления. Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью.

В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует по три представителя от каждой области, избранных областными советами. В Федеративной Республике Германия президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. В парламентских республиках выборы могут быть также и всеобщими, например, в Австрии, где президент избирается населением сроком на 6 лет.

При этой форме государственного правления говорят о «слабом» президенте. Общие направления деятельности , которыми, порой, конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента.

Тем не менее, глава государства при такой форме правления обладает определенными серьезными полномочиями. Он обнародует законы, издаёт декреты,награждает, имеет право роспуска парламента, формально назначает главу правительства (только главу партии или блока партий победившей на выборах), является главнокомандующим вооружённых сил, имеет право амнистировать осуждённых.

Президент, являясь главой государства, не является здесь главой исполнительной власти, то есть правительства. Премьер-министр формально назначается президентом, но это может быть только глава фракции, имеющей парламентское большинство, и необязательно глава победившей партии. Как уже замечено выше, важной особенностью парламентской республики является то, что правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием паХарактеристика смешанной республиканской формы правления

С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы ( в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

Если в новом составе парламента партия президента получит большинство, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же победят противники президента, то как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.

Смотрите так же:  Кредиты на любые цели под залог имеющейся недвижимости

Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской.

Смешанная республика (также может называться полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) — форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентарной республиками.

Характеристика смешанной республиканской формы правления

С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы ( в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

Если в новом составе парламента партия президента получит большинство, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же победят противники президента, то как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.

Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской.

Смешанные республики

Первой республикой с подобной формой правления была Веймарская республика в Германии (1919—1933 годы). Из современных государств к смешанным республикам относятся пятая республика во Франции (после 1962 года), Португалия, Армения, Литва, Словакия, Азербайджан и Россия.

Симонишвили Л. Р. Демократические основы в организации государственной власти в смешанной республике

УДК 351/353; 342.6

Simonishvili L. R. Democratic Foundations in the Organization of State Power in a Semi-presidential System

Аннотация ◊ В правовых государствах существуют три формы правления: президентская республика, парламентарная форма правления и смешанная республика; последняя является спорной и трактуется неоднозначно. В смешанной республике президент и парламент в объеме своих властных полномочий конкурируют за право формировать правительство. В смешанной республике роспуск парламента — мера, которая выносится президентом на рассмотрение народа и преследует победу президентской партии на парламентских выборах и установление единовластия в высших государственных структурах. Демократизм смешанной республики находится в прямой зависимости от механизма организации государственной власти, определяется степенью реальной поддержки избирателями, а также тем, что объем властных полномочий высших институтов власти может изменяться в зависимости от степени данной поддержки.

Ключевые слова: власть, правовое государство, разделение властей, система сдержек и противовесов, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, парламентское большинство, формирование правительства, вотум недоверия, роспуск парламента.

Abstract ◊ There are three forms of government in law-based states: presidential republic, parliamentary government, and semi-presidential republic. The last one is controversial and interpreted ambiguously. In a semi-presidential republic President and Parliament compete for the right to form the Government within the scope of their power authorization. In a semi-presidential republic dissolution of Parliament is an action that is put to referendum by the President who aims at the victory of his/her party in parliamentary elections and establishment of autocracy in the upper government institutions. Democratism of a semi-presidential republic is in direct dependence on the mechanism of state power organization. It is also determined by the degree of the electorate’s real support and by the fact that the scope of power authorization of the upper government institutions can be changed in accordance with this degree.

Keywords: state, power, legal state, separation of powers, system of checks and balances, legislative power, executive power, judicial power, parliament, president, parliamentary majority, forming of government, vote of non-confidence, dissolution of parliament.

Современная наука различает развитые и неразвитые в правовом отношении государства. Многообразие последних влечет за собой и многообразие форм правления[1], что же касается современных правовых государств (преследующих главную цель — реализацию правовой свободы на основе принципа формального правового равенства индивидов), то для них характерны три формы правления: президентская республика, парламентарная форма правления и смешанная республика[2]. Из данной триады наиболее спорной является сущность смешанной республики, которая современной наукой трактуется неоднозначно. Так, одни ученые вообще ставят под сомнение сам факт ее существования, признавая лишь две традиционные формы правления: президентскую республику и парламентарную форму правления[3]. Другие ученые, наоборот, считают, что республика со смешанной формой правления существует, но при этом их анализ не определяет основной принцип присущей ей модели организации государственной власти, которая отличала бы существующие государственно-правовые модели друг от друга. Исходя из этого, идентичная модель организации государственной власти, порой, бывает отнесена учеными к разным формам правления[4].

Главный принципсмешанной республики, отличающий ее от других форм правления, заключается в следующем: если в президентской республике правительство существует при президенте, а в парламентарной форме правления формирование правительства является прерогативой парламента, то в смешанной президент и парламент в объеме своих властных полномочий конкурируют за право формировать правительство[5].

В этом аспекте большое значение имеет их партийная принадлежность, которая может влечь за собой две полярные друг другу модели организации государственной власти:

1) Президент и парламентское большинство принадлежат к одной партии. В этом случае можно говорить о возникновении «партийно-президентской власти», во главе которой стоит президент — лидер партии большинства в парламенте, опираясь на которое, он формирует правительство, по сути, самостоятельно, становясь его главой.

2) Президент и парламентское большинство принадлежат к разным партиям. В данной ситуации (так называемом «сосуществовании властей») парламентскому большинству и фактически сформированному им правительству («партийно-правительственной» власти) противостоит президент. В этом случае исполнительная власть приобретает характер двуглавой: её осуществляют и премьер-министр, и президент.

Вместе с тем ряд полномочий президента дают ему возможность оставаться весомой политической фигурой государственного механизма при всех возможных раскладах политических сил (в том числе и в период «сосуществования властей»). Особенно актуальным из данных полномочий является право роспуска парламента. Так, по мнению М. Дюверже, данное право президента помогает ему прибегать в случае необходимости к арбитражу избирателей при конфликтах между ним и парламентским большинством[6]. Это — важнейший признак смешанной республики.

В отличие от президентской республики, где роспуск парламента невозможен, и парламентарной формы правления, где парламент распускается до тех пор, пока не сформируется устойчивая «партийная» власть, в смешанной республике роспуск парламента — мера, которая выносится президентом на суд народа и преследует одну цель: победу президентской партии на парламентских выборах и установление единовластия в высших государственных структурах.

Вместе с тем, реализация данного права порой бывает существенно затруднена: так, если парламент избран после президента (в соответствии с известной современной науке концепцией «более свежей легитимности», получил мандат от населения позже), последнему не остается ничего другого, как сформировать оппозиционное ему правительство (т. е. правительство, опирающееся на партию, оппозиционную президенту). В этом случае роспуск парламента чрезвычайно рискован для президента, так как последние выборы отразили реальные симпатии народа, пойти против которых президент вряд ли решится.

Смотрите так же:  Договор купли продажа автомобилей с выездом

В случае же, если президент был избран после парламента, роспуск парламента для него может стать более результативным: президент, поддерживаемый народом, выносит свой спор с парламентом, на его суд, распускает парламент, получает большинство в новом парламенте и формирует правительство из представителей своей партии, становясь его главой, тем самым, устанавливая единовластие (из представителей «своей» партии) в высших государственных структурах.

Правда, в первом варианте возможна ситуация, когда президент все же пойдет на роспуск парламента и его партия получит большинство в новом. Тогда сформируется мощная «партийно-президентская» власть во главе с президентом, который возглавит правительство.

Во втором варианте возможен и иной финал: в результате роспуска парламента партия президента наберет еще меньше голосов избирателей, проиграет выборы, результатом чего станет сохранение «сосуществования властей»[7]. В таком случае президент окажется в оппозиции парламентскому большинству и правительству.

Исходя из этого, как отмечают некоторые ученые, правом роспуска парламента нужно пользоваться очень аккуратно, так как оно может обратиться в настоящий «бумеранг»[8].

Таким образом, гибкость организации государственной власти в смешанной республике в решающей степени предопределяется способом формирования органов государственной власти и тем объемом полномочий, которыми они обладают. «Двойная демократическая легитимность» (т. е. всенародность избрания и президента, и парламента) исключает серьезные политические разногласия, которые могли бы привести к параличу власти. Баланс властей таков, что объем властных полномочий президента и парламента в наибольшей мере зависит от степени поддержки народом, воли избирателей:

a) Если народ поддерживает президента и на парламентских выборах голосует за его партию, то устанавливается единовластие в высших государственных структурах. И президент, и парламентское большинство, и правительство в этом случае принадлежат к одной партии, что практически исключает конфликт властей. В данной ситуации объем властных полномочий президента возрастает и превращает его в политическую фигуру номер один.

b) Если президент утрачивает поддержку народа, то возрастает влияние партии, оппозиционной президенту, которая формирует свое правительство. Устанавливается период сосуществования властей.

Таким образом, особенностью смешанной республики, отличающей ее от президентской республики и парламентарной формы правления, является то, что:

1) она предполагает возможность конкурирования между президентом и парламентом (парламентским большинством) за право формирования правительства и, как следствие, то, что правительство в определенных ситуациях может быть сформировано как президентом, так и парламентом;

2) в случае возникновения противостояния, кардинальных разногласий между институтами власти (прежде всего, президентом и парламентом [парламентским большинством]) итог данного противостояния выносится на суд народа, которому принадлежит право выбора модели организации государственной власти — либо единовластия в высших государственных структурах, либо «сосуществование властей»[9].

Исходя из этого, демократизм смешанной республики заключается в прямой зависимости механизма организации государственной власти от степени реальной поддержки избирателями, а также тем, что объем властных полномочий высших институтов власти (прежде всего, президента и парламента) в зависимости от степени данной поддержки может изменяться.

[1] См.: Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2001. С. 159–170.

[2] См.: Проблемы общей теории права и государства / под ред. В. С. Нерсесянца. М., 1999. С. 599.

[3] См.: Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. М., 1999. С. 246–250; Общая теория государства и права : Академический курс в 2-х т. / отв. ред. М. Н. Марченко. М., 1999. С. 172–173; Теория государства и права / под ред. М. Н. Марченко. М., 1997. С. 111–112; Сырых В. М. Теория государства и права. М. : Былина, 1998. С. 65.

[4] Так, например, предметом острых дискуссий является форма правления Пятой республики во Франции. Одни считают её классической смешанной республикой; другие — классической президентской; третьи, анализируя основы организации государственной власти в данной стране, конструируют французскую модель президентской республики. Аналогичны и дискуссии по вопросу о форме правления в РФ (по Конституции 1993 г.). Так, одни настаивают на том, что это смешанная республика; другие — президентская; третьи делают вывод о том, что это неопрезидентская республика; четвертые утверждают, что форма правления в РФ — это некая модификация президентской республики (российская модель президентской республики).

[5] Следует иметь в виду, что смешанная республика — это достаточно редкая республиканская форма правления. Наличие фигуры премьер-министра и одновременно избрание народом президента, который в конституции называется главой государства, — не основание считать республику смешанной, т. е. и не президентской, и не парламентарной. В большинстве случаев — это разновидности либо президентской, либо парламентарной формы правления (так называемые президентские республики с элементами парламентаризма и парламентарные республики с элементами президенциализма).

[6] Duverger M. Le systeme politique français. Paris, 1996. P. 551.

[7] Нельзя забывать, что, если «сосуществование властей» возникло в связи с досрочным роспуском парламента, президент ограничен временными рамками по повторному его роспуску.

[8] Cohendet M. A. La cohabitation. Leçons d’une experience. Paris, 1996. P. 36.

[9] Как показывает, в частности, опыт Франции, если в 60–70-е годы французы предпочитали единовластие в высших государственных структурах, то в 80-е годы ситуация кардинально изменилась и предпочтительным стало «сосуществование властей».

Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. М., 1999.

Общая теория государства и права : Академический курс в 2-х т. / отв. ред. М. Н. Марченко. М., 1999.

Проблемы общей теории права и государства / под ред. В. С. Нерсесянца. М., 1999.

Сырых В. М. Теория государства и права. М. : Былина, 1998.

Теория государства и права / под ред. М. Н. Марченко. М., 1997.

Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2001.

Cohendet M. A. La cohabitation. Leçons d’une experience. Paris, 1996.

Duverger M. Le systeme politique français. Paris, 1996.

Nersesiants V. S. Obshchaia teoriia prava i gosudarstva. M., 1999.

Obshchaia teoriia gosudarstva i prava : Akademicheskii kurs v 2-kh t. / otv. red. M. N. Marchenko. M., 1999.

Problemy obshchei teorii prava i gosudarstva / pod red. V. S. Nersesiantsa. M., 1999.

Syrykh V. M. Teoriia gosudarstva i prava. M. : Bylina, 1998.

Teoriia gosudarstva i prava / pod red. M. N. Marchenko. M., 1997.

Chirkin V. E. Konstitutsionnoe pravo zarubezhnykh stran. M., 2001.

Cohendet M. A. La cohabitation. Leçons d’une experience. Paris, 1996.

Duverger M. Le systeme politique français. Paris, 1996.

Симонишвили Лия Робертовна — кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Московской финансово-промышленной академии. Тел.: +7 (917) 585-54-63.

Simonishvili Liia Robertovna, Candidate of Science (law), associate professor of the Theory and History of State and Law Department at the Moscow Academy of Industry and Finance. Tel.: +7 (917) 585-54-63.

Смешанная республика

  • Народная республика
  • Парламентская республика
  • Президентская республика
  • Смешанная республика
  • Советская республика

Смешанная республика (также может называться полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) — форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентской республиками.

Характеристика смешанной республиканской формы правления

С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

Если в новом составе парламента партия президента получит большинство, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же победят противники президента, то как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.

Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской.

Смотрите так же:  Приказ лимита остатка кассы на 2019 год

Смешанные республики

Российская Федерация как смешанная республика

Баланс властей организован так, что ни президенту, ни парламенту не принадлежит монополия в вопросе формирования правительства. Само наличие подробных процедур решения этого вопроса в Конституции говорит о смешанной республике. Поскольку приоритет в большинстве случаев принадлежит президенту, исследователями российская республика обозначается либо как президентско-парламентская либо как полупрезидентская — данная дилемма является дискуссионной в науке российского конституционного права.

Президент РФ формирует Правительство России и решает вопрос о его отставке (ч.2 ст.117). Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства (ч.1 ст.111) и вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии (ч.3 ст.117).

Однако, в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст.111). Также когда Президент не согласен с решением Государственной Думы о вотуме недоверия Правительству, если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч.3 ст.117).

Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после её избрания (ч.3 ст.109), в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (ч.5 ст. 109), а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч.4 ст.109).

Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

В конце 2008 года в российскую конституцию была внесена поправка, усилившая подотчётность правительства парламенту [2] . Согласно ей Правительство России обязано представлять Государственной Думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

Смешанная республика, ее признаки

Республика — это форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются либо формиру­ются общенациональными представительными учреждения­ми (парламентами), а граждане обладают всеми правами.

В рамках республиканской формы правления принято различать три основных вида: президентскую, парламен­тарную и смешанную республику.

Смешанная республика (иногда в научной литературе име­нуется парламентарно-президентской, президентско-парламентарной, полупрезидентской, полупарламентарной) — это такая разновидность республиканской формы правле­ния, при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики.

Наиболее типичным примером смешанной республи­ки является V Французская Республика. В соответствии с Конституцией 1958 г. Франция отказалась от парламен­тарной республики, существовавшей ранее по Консти­туции 1946 г. и установила смешанную республику.

Основными признаками смешанной республики яв­ляются:

— президент является главой государства и арбитром;

— президент избирается на основе всеобщих и прямых выборов, получая власть непосредственно от народа;

— президент, не являясь юридически главой исполни­тельной власти (правительство возглавляет глава прави­тельства — премьер-министр), в то же время располагает рядом важных полномочий, позволяющих ему воздейст­вовать на политику правительства;

— президент и парламент совместно участвуют в фор­мировании правительства (например, президент предла­гает кандидатуры на посты министров, а парламент ут­верждает их);

— двойная ответственность правительства: и перед пре­зидентом, и перед парламентом. Президент за действия правительства ответственности не несет;

— право президента на роспуск парламента и назна­чение досрочных парламентских выборов, но это право носит конституционно ограниченный характер.

В настоящее время смешанные республики реализу­ются в таких странах, как Франция, Португалия, Польша, Румыния и др.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Смешанная республика

  • Народная республика
  • Парламентская республика
  • Президентская республика
  • Смешанная республика
  • Советская республика

Смешанная республика (также может называться полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) — форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентской республиками.

Характеристика смешанной республиканской формы правления

С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

Если в новом составе парламента партия президента получит большинство, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же победят противники президента, то как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.

Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской.

Смешанные республики

Российская Федерация как смешанная республика

Баланс властей организован так, что ни президенту, ни парламенту не принадлежит монополия в вопросе формирования правительства. Само наличие подробных процедур решения этого вопроса в Конституции говорит о смешанной республике. Поскольку приоритет в большинстве случаев принадлежит президенту, исследователями российская республика обозначается либо как президентско-парламентская либо как полупрезидентская — данная дилемма является дискуссионной в науке российского конституционного права.

Президент РФ формирует Правительство России и решает вопрос о его отставке (ч.2 ст.117). Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства (ч.1 ст.111) и вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии (ч.3 ст.117).

Однако, в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст.111). Также когда Президент не согласен с решением Государственной Думы о вотуме недоверия Правительству, если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч.3 ст.117).

Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после её избрания (ч.3 ст.109), в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (ч.5 ст. 109), а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч.4 ст.109).

Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

В конце 2008 года в российскую конституцию была внесена поправка, усилившая подотчётность правительства парламенту [2] . Согласно ей Правительство России обязано представлять Государственной Думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.