Содержание статьи:

Уточнен порядок проведения квалификационного экзамена по аттестации экспертов в области промышленной безопасности

Максимальное время прохождения компьютерного тестирования, в рамках аттестации экспертов увеличено с 2 до 2,5 часов.

Установлено также, что при отрицательном результате второго этапа квалификационного экзамена заявитель вправе в течение 3 рабочих дней с даты объявления результатов решения ситуационных задач обратиться в Ростехнадзор с заявлением о пересдаче второго этапа квалификационного экзамена.

В течение 7 рабочих дней со дня регистрации заявления о пересдаче второго этапа квалификационного экзамена заявителю направляется уведомление в виде электронного документа, с электронной подписью, через Интернет либо иным способом, обеспечивающим подтверждение получения такого уведомления, с указанием даты, времени и места пересдачи второго этапа квалификационного экзамена.

Пересдача второго этапа квалификационного экзамена не может быть проведена позднее 25 рабочих дней со дня регистрации заявления о пересдаче.

Заявитель имеет право на пересдачу второго этапа квалификационного экзамена только один раз.

Установлен также порядок обращения в Ростехнадзор с жалобой при несогласии заявителя с результатами квалификационного экзамена (этапа квалификационного экзамена). Жалоба подается не позднее следующего рабочего дня после объявления результатов и может быть направлена по почте, с использованием Интернета, сайта Ростехнадзора, а также зарегистрирована при личном приеме заявителя. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации.

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 мая 2016 г. № 188 «О внесении изменений в Требования к проведению квалификационного экзамена по аттестации экспертов в области промышленной безопасности, утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 августа 2015 г. № 328»

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3348; 2006, № 5, ст. 544; № 23, ст. 2527; № 52, ст. 5587; 2008, № 22, ст. 2581; № 46, ст. 5337; 2009, № 6, ст. 738; № 33, ст. 4081; № 49, ст. 5976; 2010, № 9, ст. 960; № 26, ст. 3350; № 38, ст. 4835; 2011, № 6, ст. 888; № 14, ст. 1935; № 41, ст. 5750; № 50, ст. 7385; 2012, № 29, ст. 4123; № 42, ст. 5726; 2013, № 12, ст. 1343; № 45, ст. 5822; 2014, № 2, ст. 108; № 35, ст. 4773; 2015, № 2, ст. 491; № 4, ст. 661) приказываю:

Внести изменения в приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 августа 2015 г. № 328 «Об утверждении Требований к проведению квалификационного экзамена по аттестации экспертов в области промышленной безопасности» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 октября 2015 г., регистрационный № 39220; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 2015, № 0001201510120038) согласно приложению к настоящему приказу.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 июля 2016 г.
Регистрационный № 42933

Приложение
к приказу Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 12 мая 2016 г. № 188

Изменения, вносимые в Требования к проведению квалификационного экзамена по аттестации экспертов в области промышленной безопасности

1. В пункте 16 слова «2 часа (120 минут)» заменить словами «2 часа 30 минут (150 минут)».

2. Пункт 26 дополнить абзацами следующего содержания:

«При отрицательном результате второго этапа квалификационного экзамена заявитель вправе в течение 3 рабочих дней с даты объявления результатов решения ситуационных задач обратиться в Ростехнадзор с заявлением о пересдаче второго этапа квалификационного экзамена.

В течение 7 рабочих дней со дня регистрации заявления о пересдаче второго этапа квалификационного экзамена заявителю направляется уведомление в виде электронного документа, подписанного электронной подписью, через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» либо иным способом, обеспечивающим подтверждение получения такого уведомления, с указанием даты, времени и места пересдачи второго этапа квалификационного экзамена.

Пересдача второго этапа квалификационного экзамена не может быть проведена позднее 25 рабочих дней со дня регистрации заявления о пересдаче.

Заявитель имеет право на пересдачу второго этапа квалификационного экзамена только один раз.».

3. Пункт 27 дополнить абзацем следующего содержания:

«Детализированные результаты компьютерного тестирования с перечнем вопросов, на которые заявитель ответил неверно, а также результат решения ситуационных задач с перечнем задач, решенных неверно, могут быть предоставлены заявителю на основании его обращения в аттестационную комиссию.».

4. Дополнить пунктами следующего содержания:

«34. При несогласии заявителя с результатами квалификационного экзамена (этапа квалификационного экзамена) он вправе обратиться в Ростехнадзор с жалобой. В жалобе указывается следующая информация:

фамилия, имя, отчество (если имеется);

адрес места жительства, номер телефона;

адрес электронной почты (если имеется);

дата проведения квалификационного экзамена (этапа квалификационного экзамена);

этап квалификационного экзамена;

дата и подпись заявителя.

35. Жалоба подается заявителем в Ростехнадзор не позднее следующего рабочего дня после объявления результатов квалификационного экзамена (этапа квалификационного экзамена).

Жалоба может быть направлена по почте, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта Ростехнадзора, а также зарегистрирована при личном приеме заявителя.

В ходе рассмотрения жалобы проверяются доводы заявителя, а также корректность и обоснованность оценки результата квалификационного экзамена (этапа квалификационного экзамена), запрашиваются пояснения аттестационной комиссии по доводам заявителя, изложенным в жалобе.

36. Жалоба, поступившая в Ростехнадзор, подлежит рассмотрению в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации.

37. По результатам рассмотрения жалобы должностным лицом Ростехнадзора, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, принимается одно из следующих решений:

удовлетворить жалобу (полностью или в части) в том числе в форме отмены принятого аттестационной комиссией решения и пересмотра результатов квалификационного экзамена (этапа квалификационного экзамена);

отказать в удовлетворении жалобы.

38. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

39. В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица Ростехнадзора, принявшего решение по жалобе;

номер, дата, место оформления протокола, содержащего решение аттестационной комиссии, которое обжалуется;

фамилия, имя, отчество (в случае, если имеется) заявителя;

основания для принятия решения по жалобе;

принятое по жалобе решение;

сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

40. Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Ростехнадзора.».

Обзор документа

Скорректирован порядок проведения квалификационного экзамена по аттестации экспертов в области промышленной безопасности.

Время прохождения компьютерного тестирования увеличено на полчаса (до 150 минут).

Предусмотрена возможность пересдачи второго этапа квалификационного экзамена.

Прописана процедура обжалования результатов экзамена.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Труд-Эксперт.Управление

Управление аттестацией рабочих мест

Просмотр, проверка и анализ результатов аттестации рабочих мест.

Управление здоровьем

Обследования состояния здоровья работников с использованием дистанционных технологий.

Управление обучением

Прохождение обучения по охране труда без отрыва от производства.

Управление документами

Сервис находится в разработке.

Специальная оценка условий труда

Приказ Ростехнадзора от 11.04.2016 № 144 «Об утверждении Руководства по безопасности «Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах»

21 января 2018 г.

Обновлены рекомендации по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах

  • этапы проведения анализа риска аварий;
  • рекомендации основные и дополнительные показатели опасности аварий;
  • рекомендации по оформлению результатов анализа риска аварий;
  • общая схема анализа опасностей и оценки риска аварий на ОПО;
  • частоты аварийной разгерметизации типового оборудования ОПО;
  • основные рекомендуемые способы установления степени опасности аварий на ОПО и определения наиболее аварийно-опасных составных частей ОПО;
  • краткая характеристика рекомендуемых методов анализа риска аварий.

Утратившим силу признан Приказ Ростехнадзора от 13.05.2015 N 188 «Об утверждении Руководства по безопасности «Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах».

Приказ Ростехнадзора от 13.05.2015 № 188
«Об утверждении Руководства по безопасности «Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах»

В целях реализации Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401, приказываю:

1. Утвердить прилагаемое к настоящему приказу Руководство по безопасности «Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах».

2. Считать не подлежащим применению постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 10 июля 2001 г. N 30 «Об утверждении «Методических указаний по проведению анализа риска опасных производственных объектов» (РД 03-418-01).

приказом Федеральной службы

по экологическому технологическому

и атомному надзору

от «___»_________2015 г. N ____

РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА ОПАСНОСТЕЙ И ОЦЕНКИ РИСКА АВАРИЙ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ»

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Руководство по безопасности «Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах» (далее — Руководство) разработано в целях содействия соблюдению требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Ростехнадзора от 11 марта 2013 г. N 96 (зарегистрирован Минюстом России 16 апреля 2013 г., регистрационный N 28138) (далее — Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств»), требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12 марта 2013 г. N 101 (зарегистрирован Минюстом России 19 апреля 2013 г., регистрационный N 28222), требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 июля 2013 г. N 306 (зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2013 г., регистрационный N 29581), требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 6 ноября 2013 г. N 520 (зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2013 г., регистрационный N 30605), требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 14 ноября 2013 г. N 538 (зарегистрирован Минюстом России 26 декабря 2013 г., регистрационный N 30855), требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности производства хлора и хлорсодержащих сред», утвержденных приказом Ростехнадзора от 20 ноября 2013 г. N 554 (зарегистрирован Минюстом России 31 декабря 2013 г., регистрационный N 30968), требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 21 ноября 2013 г. N 559 (зарегистрирован Минюстом России 31 декабря 2013 г., регистрационный N 30995), требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Требования к безопасному ведению процессов нитрования», утвержденных приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2014 г. N 615 (зарегистрирован Минюстом России 2 апреля 2015 г., регистрационный N 36701), требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья», утвержденных приказом Ростехнадзора от 21 ноября 2013 г. N 560 (зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2013 г., регистрационный N 30606), требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в угольных шахтах», утвержденных приказом Ростехнадзора от 19 ноября 2013 г. N 550 (зарегистрирован Минюстом России 31 декабря 2013 г., регистрационный N 30961), требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. N 533 (зарегистрирован Минюстом России 31 декабря 2013 г., регистрационный N 30992), требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности грузовых подвесных канатных дорог», утвержденных приказом Ростехнадзора от 22 ноября 2013 г. N 563 (зарегистрирован Минюстом России 17 января 2014 г., регистрационный N 31036), требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 25 марта 2014 г. N 116 (зарегистрирован Минюстом России 19 мая 2014 г., регистрационный N 32326), требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 октября 2012 г. N 584 (зарегистрирован Минюстом России 29 декабря 2014 г., регистрационный N
26450), требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности морских объектов нефтегазового комплекса», утвержденных приказом Ростехнадзора от 18 марта 2014 г. N 105 (зарегистрирован Минюстом России 17 сентября 2014 г., регистрационный N 34077), требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при получении, транспортировании, использовании расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 30 декабря 2013 г. N 656 (зарегистрирован Минюстом России 15 мая 2014 г., регистрационный N 32271), и иных федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, регулирующих вопросы безопасной эксплуатации опасных производственных объектов (далее — ОПО).

Смотрите так же:  Договор о возмездном оказании услуг по уборке помещений

2. Настоящее Руководство содержит рекомендации по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий для обеспечения требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов и не является нормативным правовым актом.

3. Организации, осуществляющие анализ опасностей и оценку риска аварий, могут использовать иные обоснованные способы и методы, чем те, которые указаны в настоящем Руководстве.

4. В настоящем Руководстве используются термины и определения, приведенные в приложении N 1 к настоящему Руководству.

II. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА ОПАСНОСТЕЙ И ОЦЕНКИ РИСКА АВАРИЙ

5. Анализ опасностей и оценка риска аварий на ОПО (далее — анализ риска аварий) представляет собой совокупность научно-технических методов исследования опасностей возникновения, развития и последствий возможных аварий, включающую планирование работ, идентификацию опасностей аварий, оценку риска аварий, установление степени опасности возможных аварий, а также разработку и своевременную корректировку мероприятий по снижению риска аварий.

6. Анализ риска аварий рекомендуется проводить при разработке:

проектной документации на строительство или реконструкцию ОПО;

документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию ОПО;

декларации промышленной безопасности ОПО;

обоснования безопасности ОПО;

плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО;

плана мероприятий по снижению риска аварий и других документов в составе документационного обеспечения систем управления промышленной безопасностью.

7. Настоящее Руководство рекомендуется использовать в качестве основы для разработки отраслевых методических рекомендаций, руководств и методик по проведению анализа риска аварий на ОПО различных отраслей промышленности, транспорта и энергетики. Специальные требования к анализу риска аварий, при необходимости, рекомендуется дополнять и уточнять в соответствующих руководствах по безопасности, отражающих отраслевую специфику и технологические особенности ОПО.

III. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ АНАЛИЗА ОПАСНОСТЕЙ И ОЦЕНКИ РИСКА АВАРИЙ

8. Основная цель анализа риска аварий — установление степени аварийной опасности ОПО и (или) его составных частей для заблаговременного предупреждения угроз аварий жизни и здоровью человека, имуществу и окружающей среде; разработка, плановая реализация и своевременная корректировка обоснованных рекомендаций по снижению риска аварий и (или) мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на ОПО; а также мер, компенсирующих отступления от требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, при обосновании безопасности ОПО.

9. На различных стадиях жизненного цикла ОПО основная цель анализа риска аварий достигается постановкой и решением соответствующих задач в зависимости от необходимой полноты анализа опасностей аварий, которая определяется условиями разработки декларации промышленной безопасности, специальных технических условий, обоснования безопасности ОПО, отчета о количественной оценке риска аварий и иных документов, использующих результаты анализа риска аварий.

10. На стадии обоснования инвестиций, проектирования, подготовки технической документации или размещения ОПО рекомендуется решать следующие задачи анализа риска аварий:

проведение идентификации опасностей аварий и качественной и (или) количественной оценки риска аварий с учетом воздействия поражающих факторов аварии на персонал, население, имущество и окружающую среду;

обоснование оптимальных вариантов применения технических и технологических решений, размещения технических устройств, зданий и сооружений, составных частей и самого ОПО с учетом расположения близлежащих объектов производственной и транспортной инфраструктуры, особенностей окружающей местности, а также территориальных зон (охранных, санитарно-защитных, жилых, общественно-деловых, рекреационных);

использование сведений об опасностях аварий при разработке стандартов предприятия, инструкций, технологических регламентов и планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО;

определение степени опасности аварий для выбора наиболее безопасных проектных решений;

обоснование, корректировка и модернизация организационных и технических мер безопасности;

разработка обоснованных рекомендаций по снижению риска аварий на ОПО и (или) его составных частях.

11. На стадиях ввода в эксплуатацию, консервации или ликвидации ОПО рекомендуется решать следующие задачи анализа риска аварии:

уточнение идентификации опасностей аварий с оценкой вероятности и возможных последствий аварии, актуализация полученных ранее качественных или количественных оценок риска аварий;

уточнение степени опасности аварий и оценка достаточности специальных мер по снижению риска аварии в переходный период.

12. На стадиях эксплуатации, реконструкции или технического перевооружения ОПО рекомендуется решать следующие задачи анализа риска аварии:

уточнение и актуализация данных об основных опасностях аварий, в том числе, сведений, представленных в декларации промышленной безопасности ОПО, сведений об оценке максимального возможного количества потерпевших для целей страхования ответственности; технических данных и организационной информации по обследованию технического состояния объекта;

определение и контроль частоты и периодичности диагностирования технических устройств, зданий и сооружений на ОПО, в том числе методами неразрушающего контроля;

проведение мониторинга степени аварийной опасности и оценки эффективности мер по снижению риска аварий на ОПО, в том числе для оценки эффективности систем управления промышленной безопасностью;

разработка рекомендаций по обеспечению безопасности и, при необходимости, корректировке мер по снижению риска аварий;

совершенствование инструкций по эксплуатации и техническому обслуживанию, планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.

IV. ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА РИСКА АВАРИЙ

13. При проведении анализа риска аварий рекомендуется последовательно выполнять следующие этапы:

планирование и организация работ, сбор сведений;

оценка риска аварии на ОПО и (или) его составных частях;

установление степени опасности аварий на ОПО и (или) определение наиболее опасных (с учетом возможности возникновения и тяжести последствий аварий) составных частей ОПО;

разработка (корректировка) мер по снижению риска аварий.

Состав и комплектность этапов рекомендуется уточнять в зависимости от конкретизации задач анализа риска аварий.

Общая схема проведения анализа опасностей и оценки риска аварий на ОПО представлена на схеме 2-1 приложения N 2 к настоящему Руководству. Рекомендуемая схема анализа опасностей и оценки риска аварий, связанных с выбросом опасных веществ на ОПО, представлена в приложении N 3 к настоящему Руководству.

14. При планировании и организации работ рекомендуется:

а) определить анализируемый ОПО (или его составную часть) и дать его общее описание, провести анализ требований нормативных и правовых документов в области анализа риска аварий применительно к рассматриваемому объекту;

б) обосновать необходимость проведения анализа опасностей и оценки риска аварий в случае отсутствия нормативных требований в этой области;

в) провести анализ требований заказчика работ (инвесторов, проектировщиков или других заинтересованных лиц);

г) уточнить задачи проводимого анализа риска аварий с учетом причин, которые вызвали необходимость проведения таких работ (декларирование промышленной безопасности, обоснование безопасности ОПО, экспертиза промышленной безопасности, обоснование проектных решений по обеспечению безопасности, применение новых технологий или материалов);

д) определить используемые методы анализа риска аварий, основные и дополнительные показатели риска, степень их детальности и ограничения;

е) проанализировать, выбрать и определить значения фоновых рисков аварий и (или) соответствующие критерии (достижения) допустимого риска аварии и (или) иные обоснованные показатели безопасной эксплуатации ОПО;

ж) сформировать рабочую группу для проведения анализа риска аварий, оценить сроки и трудозатраты работ.

15. При осуществлении сбора сведений для описания анализируемого ОПО и (или) его составной части рекомендуется собрать сведения о:

а) идентификации ОПО;

б) инцидентах и авариях на данном и (или) аналогичных объектах;

в) характеристиках района расположения объекта (природных, техногенных, антропогенных);

г) характеристиках технических устройств, зданий и сооружений, применяемых на объекте;

д) проектном и фактическом распределении обращающихся опасных веществ.

16. На этапе идентификации опасностей аварий рекомендуется:

а) определить источники возникновения возможных инцидентов и аварий, связанных с разрушением сооружений и (или) технических устройств на ОПО, неконтролируемыми выбросами и (или) взрывами опасных веществ;

б) провести разделение ОПО на составные части (составляющие ОПО) при необходимости проведения анализа риска аварий на них; выделить характерные причины возникновения аварий на ОПО или его составных частях;

в) определить основные (типовые) сценарии аварий с их предварительной оценкой и ранжированием с учетом последствий и вероятности, при этом рассмотреть инициирующие и последующие события, приводящие к возможному возникновению поражающих факторов аварий.

На этапе идентификации опасностей могут быть даны предварительные рекомендации по уменьшению опасностей аварий с оценкой их достаточности либо выводы о проведении более детального анализа опасностей и оценки риска аварий.

17. На этапе оценки риска аварий в зависимости от поставленных задач могут применяться методы количественной оценки риска аварий (являющиеся приоритетными), методы качественной оценки риска аварий, или их возможные сочетания (полуколичественная оценка риска аварий). Рекомендуется последовательно осуществить качественную и (или) количественную оценку:

а) возможности возникновения и развития инцидентов и аварий;

б) тяжести последствий и (или) ущерба от возможных инцидентов и аварий;

в) опасности аварии и связанной с ней угрозы в значениях показателей риска.

18. Для оценки частоты инициирующих и последующих событий в анализируемых сценариях аварий рекомендуется использовать:

а) статистические данные по аварийности, по надежности технических устройств и технологических систем, соответствующие отраслевой специфике ОПО или виду производственной деятельности (характерные частоты аварийной разгерметизации типового оборудования ОПО представлены в приложении N 4 к настоящему Руководству);

б) логико-графические методы «Анализ деревьев событий», «Анализ деревьев отказов», имитационные модели возникновения аварий на ОПО;

в) экспертные специальные знания в области аварийности и травматизма на ОПО в различных отраслях промышленности, энергетики и транспорта.

19. Оценка последствий и ущерба от возможных аварий включает описание и определение размеров возможных воздействий на людей, имущество и (или) окружающую среду. При этом оценивают физические эффекты аварийных событий (разрушение технических устройств, зданий, сооружений, пожары, взрывы, выбросы токсичных веществ); уточняют объекты, которые могут подвергнуться воздействиям поражающих факторов аварий; используют соответствующие модели аварийных процессов совместно с критериями поражения человека и групп людей, а также критерии разрушения технических устройств, зданий и сооружений (приложение N 5 к настоящему Руководству).

20. Результаты оценки риска аварий могут содержать качественные и (или) количественные характеристики основных опасностей возникновения, развития и последствий аварий, при этом рекомендуется проводить анализ неопределенности и достоверности полученных результатов, в том числе влияния исходных данных на рассчитываемые показатели риска.

21. В необходимых случаях в зависимости от поставленных задач анализ риска аварий может исчерпываться только получением отдельных показателей риска на ОПО и (или) его составных частях.

22. На этапе установления степени опасности аварий на ОПО рекомендуется проводить сопоставительные сравнения значений полученных показателей опасности и оценок риска аварии с:

а) допустимым риском аварии и (или) уровнем, обоснованным на этапе планирования и организации анализа риска аварий;

б) значениями риска аварии на других составных частях ОПО;

в) фоновым риском аварии для данного типа ОПО или аналогичных ОПО, с фоновым риском гибели людей в техногенных происшествиях;

г) значениями риска аварии, полученными с учетом фактических отступлений от требований промышленной безопасности и возможного и фактического внедрения компенсирующих мероприятий.

Необходимость и полнота сравнительных оценок определяется поставленными задачами анализа риска аварий. В качестве приоритетных рекомендуется использовать сравнительные сопоставления характерных для ОПО опасностей по показателям риска, которые необходимы для выявления наиболее аварийно опасных составных частей на ОПО.

23. Для выявления наиболее опасных составных частей на ОПО проводится их ранжирование в порядке возрастания оцененных показателей опасности и рассчитанных значений риска аварии на них.

24. Основные рекомендуемые способы установления степени опасности аварий на ОПО и определения наиболее аварийно опасных составных частей ОПО представлены в приложении N 6 к настоящему Руководству.

25. Установление степени опасности аварий на ОПО и определение наиболее опасных составных частей ОПО рекомендуется использовать для разработки обоснованных рекомендаций по снижению риска аварии на ОПО, которые могут иметь организационный и (или) технический характер.

26. В целях обоснования безопасности ОПО при отступлении от требований промышленной безопасности и для разработки мероприятий, компенсирующих эти отступления, результаты анализа риска аварий на ОПО рекомендуется использовать в следующем порядке:

а) обоснованно выбираются показатели риска, наиболее адекватно характеризующие безопасную эксплуатацию ОПО в области именно тех требований промышленной безопасности, для которых необходимы отступления и требуются соответствующие компенсирующие мероприятия;

б) оцениваются изменения значений выбранных показателей риска до и после возможных и фактических отступлений от требований промышленной безопасности, а также до и после возможного и фактического внедрения компенсирующих мероприятий;

в) оцененные изменения сравниваются с соответствующими критериями безопасной эксплуатации при отступлении от требований промышленной безопасности, которые предварительно обосновываются, например, в виде соответствия рассчитанных показателей риска допустимым значениям.

27. На этапе разработки мер по снижению риска аварий рекомендуется в качестве первоочередных планировать и разрабатывать:

обоснованные рекомендаций по снижению риска аварии для наиболее опасных составных частей ОПО;

способы предупреждения возникновения возможных инцидентов и аварий на ОПО.

28. Выбор рекомендаций по снижению риска аварии имеет следующие приоритеты:

а) меры, снижающие возможность возникновения аварии, включающие:

уменьшение возможности возникновения инцидентов;

уменьшение вероятности перерастания инцидента в аварию;

Смотрите так же:  Учебное пособие продавец продовольственных товаров

б) меры, снижающие тяжесть последствий возможных аварий, включающие:

уменьшение вероятности эскалации аварий, когда последствия какой-либо аварии становятся непосредственной причиной аварии на соседних составных частях ОПО;

уменьшение вероятности нахождения групп людей в зонах поражающих факторов аварий;

ограничение возможности возрастания масштаба и интенсивности воздействия поражающих факторов аварии;

уменьшение вероятности развития аварии по наиболее опасным сценариям возможной аварии;

увеличение требуемого уровня надежности системы противоаварийной защиты, средств активной и пассивной защиты от воздействия поражающих факторов аварии;

в) меры обеспечения готовности к локализации и ликвидации последствий аварий.

29. Для оптимизации разработанных рекомендаций по снижению риска аварии рекомендуется использовать следующую альтернативу:

а) в рамках доступных ресурсов обеспечить максимальное снижение риска аварии при эксплуатации ОПО;

б) обеспечить снижение риска аварий до требуемого уровня (в том числе допустимого риска аварии) при минимальных затратах ресурсов.

Для систем управления промышленной безопасностью рекомендуется преимущественно использовать способ «а» при краткосрочном и способ «б» при среднесрочном и долгосрочном планировании безопасной эксплуатации ОПО.

30. В качестве приоритетных способов предупреждения возникновения возможных инцидентов и аварий рекомендуется использовать:

пассивную защиту эффективным расстоянием (включая физические барьеры) от опасного воздействия поражающих факторов возможных аварий на стадии проектирования ОПО;

активную защиту от перерастания аварийной опасности в угрозу аварии для жизни и здоровья человека, имущества и окружающей среды на стадии эксплуатации ОПО.

V. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ОСНОВНЫЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОПАСНОСТИ АВАРИЙ

31. Основным показателем опасности на ОПО является риск аварии, который учитывает вероятностный характер превращения аварийной опасности на ОПО в непосредственную угрозу возникновения аварии с последующим возможным причинением вреда людским, материальным и природным ресурсам. Количественной мерой вреда является ущерб от аварии (в натуральных или стоимостных единицах).

32. При анализе опасностей рекомендуется оценивать риск аварий определением качественных признаков угроз аварии и количественных параметров случайной величины ущерба от аварии. В качестве основных и дополнительных показателей риска рекомендуется использовать числовые характеристики случайной величины ущерба от аварии.

33. Перечень оцениваемых основных и дополнительных показателей риска определяется задачами анализа опасностей и оценки риска аварий на ОПО. Показатели риска рекомендуется представлять в виде значений, рассчитанных для отдельных составляющих, участков, единиц оборудования ОПО, а также значений для всего анализируемого объекта.

34. Для оценки риска аварий рекомендуется использовать следующие основные показатели риска: индивидуальный риск , потенциальный риск , коллективный риск , социальный риск F(x), частота реализации аварии с гибелью не менее одного человека .

35. Показатели индивидуального риска и коллективного риска рекомендуется представлять в виде значений вероятности гибели человека и ожидаемого количества погибших из числа выбранной группы лиц в течение одного года.

36. Распределение потенциального риска рекомендуется представлять на ситуационном плане в виде изолиний, кратных отрицательной степени числа 10, показывающих распределение значений риска гибели людей от поражающих факторов аварий по территории ОПО и прилегающей местности в течение 1 года.

37. Показатель социального риска F(x) рекомендуется представлять в виде графика ступенчатой функции, описывающей зависимость ожидаемой частоты аварий, в которых может погибнуть не менее x человек, от числа погибших — x.

38. В соответствии с задачами анализа риска аварий помимо основных могут применяться и дополнительные показатели риска. Дополнительные показатели риска представлены в таблице N 7-1 (приложение N 7 к настоящему Руководству).

39. Для целей страхования ответственности для каждого рассматриваемого сценария рекомендуется проводить расчет максимально возможного количества потерпевших (МВКП), которое определяется числом людей, оказавшихся в зоне действия поражающих факторов:

, (1)

где — функция, описывающая территориальное распределение людей в пределах зоны действия поражающих факторов, с учетом изменения распределения людей в зависимости от смены персонала, проведения аварийных (регламентных) ремонтных или строительных работ на территории ОПО, периодического появления массового скопления людей вблизи ОПО, а также влияния организационных и технических мероприятий, направленных на скорейшую эвакуацию людей из зоны воздействия поражающих факторов, прибытие аварийно-спасательных формирований.

Например, для пассажиров поездов, движущихся по ж/д пути, трасса которого описывается кривой l, функция может быть представлена в виде:

, где — среднее количество поездов в сутки, движущихся по рассматриваемому ж/д пути, — среднее количество пассажиров в одном поезде, — средняя скорость движения поезда, — криволинейная дельта-функция: ;

Фi — количество поражающих факторов, которые могут действовать одновременно при реализации i-го сценария количество поражающих факторов;

— область действия j-го поражающего фактора в пределах зоны поражения, определяемой в соответствии с детерминированными критериями поражения, установленными в приложении 5 настоящей Методики, или определяемой по границе достижения вероятности гибели (с учетом защищенности людей) при реализации i-го сценария аварии.

40. Для каждого i-го сценария расчет ожидаемого количества погибших в зоне действия поражающих факторов с площадью рекомендуется проводить по формуле:

, (2)

где — коэффициент уязвимости человека, находящегося в точке территории с координатами (x, y) от j-го поражающего фактора, который может реализоваться в ходе i-го сценария аварии и зависящий от защитных свойств помещения, укрытия, в котором может находиться человек в момент аварии, и изменяющийся от 0 (человек неуязвим) до 1 (человек не защищен из-за незначительных защитных свойств укрытия), — количество поражающих факторов, которые могут действовать одновременно при реализации i-го сценария количество поражающих факторов, в точке с координатами (x, y);

— условная вероятность гибели незащищенного человека на открытом пространстве в точке территории с координатами (x, y) от j-го поражающего фактора при реализации i-го сценария аварии.

41. Величину потенциального риска , , в определенной точке (x, y) на территории площадочного объекта и в зонах, граничащих с площадочным объектом, рекомендуется определять по формуле:

, (3)

где I — число сценариев развития аварий;

— частота реализации в течение года i-го сценария развития аварии, .

Аналогично проводится расчет и числа потерпевших N.

42. Индивидуальный риск рекомендуется оценивать частотой поражения определенного человека (группы людей) в результате аварии в течение года. Величину индивидуального риска , , для i-го индивида рекомендуется определять по формуле:

, (4)

где — вероятность присутствия i-го индивида в k-ой области территории с учетом продолжительности действия поражающего фактора;

G — число областей, на которые условно можно разбить территорию, при условии, что величину потенциального риска на всей площади каждой из таких областей можно считать одинаковой.

Вероятность рекомендуется определять исходя из доли времени нахождения рассматриваемого человека в определенной области территории.

Для производственного персонала долю времени, при которой реципиент подвергается опасности, можно оценить величиной 0,22 — для производственных объектов с постоянным пребыванием персонала (41 час в неделю) и 0,08 — для производственных объектов без постоянного пребывания персонала (менее 2 часов в смену).

Для прочих наиболее характерных мест пребывания людей долю времени, при которой реципиент подвергается опасности, можно оценить следующим образом:

для мест постоянного проживания — 1 (человек находится постоянно в данной точке);

для садовых участков — 0,17 (2 месяца в году);

гаражи — 0,0125 (0,3 часа в день);

для автомобильных и железных дорог — определяется с учетом длины сближения с опасным участком, средней скорости движения по дороге, количества совершаемых поездок.

Индивидуальный риск для людей, находящихся в зданиях, рекомендуется определять с учетом потенциального риска разрушения здания при взрыве согласно приложению N 3 к Федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», таким образом, что коэффициент уязвимости при реализации сценариев с взрывом равен нулю, если здание не попадает в зону разрушений при взрыве, и равен единице, если попадает, при этом условная вероятность гибели людей в здании принимается в зависимости от степени разрушения зданий. Коэффициент уязвимости при реализации поражающих факторов, связанных с термическим и токсическим поражением, рекомендуется определять исходя из способности укрытия, при отсутствии сведений о защитных свойствах укрытия принимать коэффициент уязвимости равным единице.

В случае использования людьми, находящимися в зоне действия поражающих факторов , средств индивидуальной защиты, при наличии сведений об их защитных свойствах, в точках территории коэффициент уязвимости допускается принимать равным минимальной из величин коэффициента уязвимости, определяемого для средства индивидуальной защиты и коэффициента уязвимости, определяемого для укрытия.

В целях сравнения оценок риска с критериями допустимого индивидуального риска рекомендуется рассчитывать максимальное значение индивидуального риска для определенной группы лиц (рискующих).

43. Величину коллективного риска рекомендуется определять по формуле:

, (5)

где — частота j-го сценария, при котором ожидаемо количество погибших .

44. Социальный риск рекомендуется представлять в виде графика ступенчатой функции F(x), задаваемой уравнением:

, (6)

где — ожидаемые частоты реализаций аварийных ситуаций , при которых гибнет не менее x человек; N(x) — число сценариев , при которых гибнет не менее x человек.

Рекомендуется построение кривой социального риска в виде ступенчатой, непрерывной слева функции F(x) со ступеньками в целочисленных значениях аргумента , когда:

, (7)

где — ближайшее большее целое число к значению ожидаемого числа погибших при реализации j-го сценария;

— сумма частот сценариев с ожидаемым числом погибших не менее .

45. Частота аварии с гибелью не менее одного человека равна:

. (8)

46. При анализе опасностей, связанных с отказами технических устройств, систем обнаружения утечек, автоматизированных систем управления технологическим процессом, систем противоаварийной защиты, рекомендуется анализировать технический риск, показатели которого определяются соответствующими методами теории надежности. Методы расчета надежности технических систем рекомендуется сочетать с методами моделирования аварий и количественной оценки риска аварий.

47. В качестве приоритетного специального метода анализа риска аварий при идентификации опасности рекомендуется использовать метод «Анализ опасности и работоспособности».

48. При выборе и применении методов анализа риска рекомендуется учитывать стадии жизненного цикла ОПО (проектирование, эксплуатация, консервация, ликвидация), цели анализа, критерии безопасности, значения допустимого риска аварий, размещение и технологические характеристики анализируемого объекта, основные опасности, наличие ресурсов для проведения анализа опасностей и оценки риска аварий, наличие необходимой информации. Рекомендуется учитывать, что метод должен:

быть научно обоснован и соответствовать рассматриваемым опасностям;

давать результаты в виде, позволяющем лучше понять формы реализации опасностей и наметить пути снижения риска аварий;

быть повторяемым и проверяемым.

49. Краткая характеристика рекомендуемых методов анализа риска представлена в приложении N 8 к настоящему Руководству.

VI. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ АНАЛИЗА РИСКА АВАРИЙ

50. Результаты анализа риска аварии рекомендуется обосновывать и оформлять таким образом, чтобы выполненные расчеты и выводы могли быть проверены и повторены специалистами, которые не участвовали при первоначальном анализе.

Объем и форма отчета с результатами анализа риска аварии зависит от цели и задач проведенного анализа опасностей и оценки риска аварий.

В отчет по количественной оценке риска рекомендуется включать (если иное не определено нормативными правовыми актами, например, актами по оформлению деклараций промышленной безопасности и обоснования безопасности):

список исполнителей с указанием должностей, научных званий, организации;

цель и задачи проведенного анализа риска аварии;

описание анализируемого ОПО и (или) его составных частей;

описание используемых методов анализа, моделей аварийных процессов и обоснование их применения, исходные предположения и ограничения;

исходные данные и их источники, в том числе данные по аварийности и надежности оборудования;

результаты идентификации опасности аварии;

результаты оценки риска аварии;

анализ неопределенностей результатов оценки риска аварии;

обобщение оценок риска аварии, в том числе с указанием степени опасности аварии ОПО и (или) составляющих ОПО;

рекомендации по снижению риска аварии;

перечень используемых источников информации.

к Руководству по безопасности

«Методические основы по проведению

анализа опасностей и оценки риска

аварий на опасных производственных

объектах», утвержденному приказом

Федеральной службы по экологическому,

технологическому и атомному надзору

от «__» ______ 2015 г. N ____

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящем Руководстве используются следующие термины с соответствующими определениями:

авария — разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на ОПО, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ (статья 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»);

анализ риска аварий (анализ опасностей и оценка риска аварий) — взаимосвязанная совокупность научно-технических методов исследования опасностей возникновения, развития и последствий возможных аварий для обеспечения промышленной безопасности ОПО;

допустимый риск аварии — установленные либо полученные согласно формализованной установленной процедуре значения риска аварии на опасном производственном объекте, превышение которых характеризует угрозу возникновения аварии;

идентификация опасностей аварии — выявление источников возникновения аварий и определение соответствующих им типовых сценариев аварии;

инцидент — отказ или повреждение технических устройств, применяемых на ОПО, отклонение от установленного режима технологического процесса (статья 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»);

качественная оценка риска аварии — описание качественных характеристик и признаков возможности возникновения и соответствующей тяжести последствий реализации аварии для жизни и здоровья человека, имущества и окружающей среды;

количественная оценка риска аварии — определение значений числовых характеристик случайной величины ущерба (человеку, имуществу и окружающей среде) от аварии на ОПО. В количественной оценке риска аварии оцениваются значения вероятности (частоты) и соответствующей степени тяжести последствий реализации различных сценариев аварий для жизни и здоровья человека, имущества и окружающей среды;

опасность аварии — возможность причинения ущерба человеку, имуществу и (или) окружающей среде вследствие разрушения сооружений и (или) технических устройств, взрыва и (или) выброса опасных веществ на ОПО. Опасность аварии на ОПО обусловлена наличием на них опасных веществ, энерго-массообменными свойствами технологических процессов, ошибками проектирования, строительства и эксплуатации, отказами технических устройств и их систем, а также нерасчетными (запроектными) внешними природными, техногенными и антропогенными воздействиями на ОПО;

Смотрите так же:  Адвокат бесплатная консультация по уголовным делам

опасные вещества — воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные вещества и вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды, перечисленные в приложении 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

оценка риска аварии — определение качественных и (или) количественных характеристик опасности аварии;

промышленная безопасность ОПО (промышленная безопасность, безопасность опасных производственных объектов) — состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на ОПО и последствий указанных аварий (Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»);

показатели опасности — характеристики опасности аварии на ОПО (качественные или количественные), имеющие упорядоченные значения, соответствующие уровню опасности;

показатели риска — количественные показатели опасности;

поражающие факторы аварии — физические процессы и явления, которые возникают при разрушении сооружений и (или) технических устройств, применяемых на ОПО, неконтролируемых взрыве и (или) выбросе опасных веществ, и определяющие термическое, барическое и иное энергетическое воздействие, поражающее человека, имущество и окружающую среду;

риск аварии — мера опасности, характеризующая возможность возникновения аварии на ОПО и соответствующую ей тяжесть последствий. В анализе риска аварий в качестве основных количественных показателей опасности (показателей риска) рекомендуется использовать:

технический риск — вероятность отказа технических устройств с последствиями определенного уровня (класса) за определенный период функционирования ОПО;

индивидуальный риск — ожидаемая частота (частота) поражения отдельного человека в результате воздействия исследуемых поражающих факторов аварии;

потенциальный территориальный риск (или потенциальный риск) — частота реализации поражающих факторов аварии в рассматриваемой точке на площадке ОПО и прилегающей территории;

коллективный риск (или ожидаемые людские потери) — ожидаемое количество пораженных в результате возможных аварий за определенный период времени;

социальный риск (или риск поражения группы людей) — зависимость частоты возникновения сценариев аварий F, в которых пострадало на определенном уровне не менее N человек, от этого числа N. Характеризует социальную тяжесть последствий (катастрофичность) реализации совокупности сценариев аварии и представляется в виде соответствующей F/N-кривой;

ожидаемый ущерб — математическое ожидание величины ущерба от возможной аварии за определенный период времени;

материальный риск (или риск материальных потерь) — зависимость частоты возникновения сценариев аварий F, в которых причинен ущерб на определенном уровне потерь не менее G, от количества этих потерь G. Характеризует экономическую тяжесть последствий реализации опасностей аварий и представляется в виде соответствующей F/G-кривой;

составные части (составляющие) ОПО — участки, установки, цеха, хранилища, сооружения, технические устройства или составляющие ОПО, объединяющие технические устройства или их совокупность по технологическому или территориально-административному принципу и входящие в состав ОПО;

степень опасности аварии (степень аварийной опасности) — сравнительная мера опасности, характеризующая относительную возможность возникновения и тяжесть последствий аварий на ОПО и (или) его составных частях;

сценарий развития аварии — последовательность отдельных логически связанных событий, обусловленных конкретным инициирующим (исходным) событием, приводящих к возникновению поражающих факторов аварии и причинению ущерба от аварии людским и (или) материальным ресурсам или компонентам природной среды;

сценарий наиболее вероятной аварии (наиболее вероятный сценарий аварии) — сценарий аварии, вероятность реализации которого максимальна за определенный период времени (месяц, год);

сценарий наиболее опасной по последствиям аварии (наиболее опасный по последствиям сценарий аварии) — сценарий аварии с наибольшим ущербом людским и (или) материальным ресурсам или компонентам природной среды;

требования промышленной безопасности — условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности (Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»);

типовой сценарий аварии — сценарий аварии после разрушения отдельного сооружения и (или) технического устройства, а также возникновения неконтролируемого взрыва и (или) выброса опасных веществ из единичного технологического оборудования (блока) с учетом регламентного срабатывания имеющихся систем противоаварийной защиты, локализации аварии и противоаварийных действий персонала;

угроза аварии — актуализированная опасность аварии, характеризующая непосредственно предаварийное состояние ОПО. Угроза аварии наступает при необоснованных отступлениях от требований промышленной безопасности, а также в случаях приближения внешних техногенных, антропогенных и природных воздействий к предельным проектным нагрузкам;

ущерб от аварии — потери (убытки) в производственной и непроизводственной сфере жизнедеятельности человека, а также при негативном изменении окружающей среды, причиненные в результате аварии на ОПО объекте и исчисляемые в натуральной (денежной) форме;

фоновый риск аварии — численное значение риска аварии ОПО (или составной части ОПО), определенное с учетом статистики за последние 5 — 10 лет;

эскалация аварии — последовательное возникновение аварий, причинами которых являются поражающие факторы аварий на соседних составных частях ОПО.

к Руководству по безопасности

«Методические основы по проведению

анализа опасностей и оценки риска

аварий на опасных производственных

объектах», утвержденному приказом

Федеральной службы по экологическому,

технологическому и атомному надзору

от «__» ______ 2015 г. N ____

ОБЩАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ОПАСНОСТЕЙ И ОЦЕНКИ РИСКА АВАРИЙ НА ОПО

1. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ АНАЛИЗА ОПАСНОСТЕЙ

│ И ОЦЕНКИ РИСКА АВАРИИ (АНАЛИЗА РИСКА), СБОР СВЕДЕНИЙ │

ОБ АНАЛИЗИРУЕМОМ ОПАСНОМ ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБЪЕКТЕ (ОПО)

1.1. Уточнение цели 1.2. Выбор 1.3. Идентификация 1.4. Определение характерных

│и постановка задач ────> исполнителей ────> ОПО и сбор сведений ────> для ОПО значений допустимого│

анализа риска анализа риска об ОПО риска аварий и (или) оценка

│ фонового риска аварии (при │

2. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ОПАСНОСТЕЙ АВАРИЙ НА ОПО

2.1. Определение основных 2.2. Разделение ОПО на 2.3. Определение типовых сценариев

│источников возникновения ────> анализируемые составные ────> развития аварий на составных частях │

возможных инцидентов и части, определение (составляющих) ОПО

│аварий на ОПО характерных причин │

возможных аварий на них

3. ОЦЕНКА РИСКА АВАРИЙ НА ОПО

3.1. Количественная оценка риска ──> 3.3. Полуколичественная последствий по возникновения инцидентов возможных последствий

│ сценариев аварий анализируемым и (или) аварий анализируемых │

│ сценариям аварий ││ инцидентов и (или)

│ 3.1.3. Расчетные значения 3.3.1. Индексы опасности 3.2.3. Качественные характеристики│

риска аварии на ОПО и (или) аварии на ОПО и (или) опасности аварии на ОПО и (или)

│ составляющих ОПО составляющих ОПО составляющих ОПО │

│└>│3.4. Оцененные значения меры опасности аварии (риска аварии) на ОПО и (или) составляющих ОПО│ 5.2. Рекомендации по уменьшению тяжести

│ возникновения инцидентов и (или) аварий последствий возможных аварий │

Рисунок 2-1. Общая схема анализа опасностей и оценки риска

к Руководству по безопасности

«Методические основы по проведению

анализа опасностей и оценки риска

аварий на опасных производственных

объектах», утвержденному приказом

Федеральной службы по экологическому,

технологическому и атомному надзору

от «__» ______ 2015 г. N ____

АНАЛИЗА ОПАСНОСТЕЙ И ОЦЕНКИ РИСКА АВАРИЙ, СВЯЗАННЫХ

С ВЫБРОСОМ ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ НА ОПО

Планирование и организация работ по проведению анализа риска │

│ Установление необходимости │ Анализ требований Анализ требования инвесторов │

│ проведения анализа риска,│ │ законодательства и ├ ┬ ┤ и/или др. заинтересованных лиц│ │

│ в случае отсутствия │нормативных документов └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘ │

Выбор целей │ Выбор методов │Определение │ показателей │ Выбор │

││и задач анализа├─>│анализа риска│ │ критериев │ Определение основных Разделение ОПО Определение сценариев

│работоспособности» │ │источников инцидентов├─────>│ на составляющие, ├──────>│ развития аварий на │ │

метод «Анализ барьеров безопасности» │ и аварий определение основных составных элементах

│и др. │ └─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┘ │ причин аварий на них │ │ ОПО │ │

Применение методов качественной оценки риска │ │ Применение методов количественной оценки риска │

│ Применение методов полуколичественной оценки риска │

│ Качественная/ Качественная/ │ │ Оценка частоты реализации сценариев развития аварии │ Оценка последствий реализации сценариев аварии │

│экспертная оценка│ │ │ экспертная оценка │ │ │ │ │ ││

│ возникновения │ │ │ аварий │ │ │ Построение Определение Определение условной │ │ Определение параметров │ ││

│ аварии │ │ │ деревьев ├ ─>│ частоты │ вероятности реализации │ │ │ выброса опасных веществ │ │

│ │ │ │ │ │ │ отказов инициирующих факторов способствующих │ │ (динамика интенсивности │ ││

│ │ │ └ ─ ─ ─ ─ ─┘ │ событий │ развитию аварии │ │ ┌ ─ │выброса, продолжительность,│ │

│ │ │ │ │ │ │ └ ─ ─ ─┬─ ─ ─┘ (зажигание, образование │ │ │ масса выброса) │ ││

│ │ │ \/ │жения Оценка последствий │ Оценка последствий сценариев, │ Оценка │

│ │ │ │ │ │ │ ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐ │(раз- │ │ сценариев, сопровождающихся│ │ сопровождающихся пожаром │ │ последствий сценариев, │││

│ │ │ Построение деревьев │руше- взрывом │ │ сопровождающихся │

│ │ │ └──────────┬────────┘ │при Определение параметров│ │ Определение параметров │Определение параметров │ ┌───────────────────────┐ │

│ │ │ │ │ │ │ │ │реали-│ │ │ дрейфа взрывоопасных │ │ ││теплового излучения при│ │ теплового излучения ││ │ Определение параметров │ │││

│ │ │ \/ │зации облаков (расстояние │ │ реализации факельного │при реализации пожара │ │ дрейфа токсических │ │

│ │ │ │ │ │ │ ┌────────────────────┐ │сцена-│ │ │дрейфа, размер облака,│ │ ││ горения (размеры │ │ пролива (размеры ││ │ облаков (динамика │ │││

│ │ │ Определение частоты │риев масса во взрывоопасных│ │ пламени, интенсивность │пожара, интенсивность │ │ распределения │ │

│ │ │ │ │ │ │ │реализации сценариев│ │ │ │ │ │ пределах) │ │ ││ теплового излучения) │ │ теплового излучения) ││ │ концентрации │ │││

│ │ │ развития аварии │ └──────────────────────┘ │└ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┘│ │ токсических веществ │ │

│ │ │ │ │ Определение параметров│ │ │Определение параметров│ │Определение параметров││ │Определение параметров│ │

│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ударной волны при │ │ │ теплового излучения │выделения токсических ├┼─┼> токсического поражения│ │││

│ │ │ │ │ воспламенении облака │ │ │ при реализации │ │ продуктов горения ││ │ продуктами горения │ │

│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ (давление на фронте │ │ │ пожара-вспышки │ (интенсивность ││ │ (динамика │ │││

│ │ │ │ │ ВВС, импульс ВВС │ │ └─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ──┘ │ выделения) ││ │ распределения │ │

│ │ │ │ │ пространства) │ │ │ │ токсических веществ │ │

│ │ │ │ Частота │ │ │ Определение возможного │ │

│ │ │ │ │ │ реализа- │ │ │ ущерба и количества │ ││

│ │ │ │ ции сце- │ │ │ погибших при реализации├─┐ │

└ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┼ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┌нариев ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ├─ ┼ ─ ─ ─ ┼ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┐ │ сценария аварии │ │

│ Установление степени опасности аварий │ │ │ │ │ \/ └ ─ ─ ─┐ │ │

│ опасных составляющих │ │ │ │ │ Расчет показателей риска аварий на ОПО │ │ │

└─>││ составных │ │полученных оценок │ │Построение кривых│ Построение полей │ │потенциального риска││ │

риска аварии допустимого риска │ │ │социального риска│ │потенциального риска│ разрушения зданий/ │ │ │

Разработка рекомендаций по снижению риска │ │ \/ \/ │ │ │

┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─┐ ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ │ │ │ Определение Определение Определение │ │ │ │

│ Рекомендации Рекомендации по снижению │ │ │ │ коллективного │ │индивидуального │риска разрушения │ │ │

│по снижению │ │ тяжести последствий │ │ │ риска для пожарного риска зданий/сооружений│ │ │ │

│ возможности аварий │ │ │ │различных групп│