Голандрический тип наследования (наследование сцепленное с Y-хромосомой)

Тип наследования признака, сцепленного с Y-хромосомой, называется голандрическим типом наследования. При этом наследовании гены, ответственные за развитие патологического признака, локализованы в Y-хромосоме.

В настоящее время в Y-хромосоме выявлена локализация генов детерминирующих развитие семенников, отвечающих за сперматогенез, контролирующих интенсивность роста, определяющих оволосение ушной раковины, средних фаланг кистей и др. Всего в Y-хромосоме картировано более 35 генов. Голандрические признаки, которые вызывают нарушение развития организма, передаются от отца ко всем его сыновьям, и только к сыновьям. Патологические мутации, обусловливающие нарушения формирования семенников или сперматогенеза, не наследуются в связи со стерильностью их носителей.

Примеры признаков: гипертрихоз ушных раковин, избыточный рост волос на средних фалангах пальцев кистей, азооспермия.

Наследственная форма азоспермии, при которой может присутствовать ген, являющийся причиной бесплодия. Гены способны повлиять на транспортировку спермы, к примеру, двухстороннее отсутствие семявыводящих протоков. На Y-хромосоме находятся гены SRY и AZF, ответственные за программу половой дифференцировки. Мутации в любом из этих генов приводят к нарушениям развития яичек и блоку сперматогенеза, что выражается в азооспермии. Такие мужчины страдают бесплодием, и потому их заболевание не наследуется.

Кроме совершенно безобидных признаков — оволосение ушной раковины и средних фаланг пальцев кистей, встречаются мутации генаов, расположенных в y-хромосоме, которые вызывают некоторые формы ихтиоза (рыбья кожа). Мутации в некоторых генах приводят к развитию рака яичек, простаты и другим гонадобластомам. В хромосоме Y находится несколько генов «домашнего хозяйства», гомологичные им гены расположены в хромосоме X. Последние гены не инактивируются при инактивации хромосомы X.

При анализе и составлении родословной по голандрическому типу необходимо учитывать следующее:
1. больные во всех поколениях;
2. болеют только мужчины;
3. у больного отца больны все его сыновья;
4. вероятность наследования 100% у мальчиков.

Примеры задач на составление и анализ родословных по голандрическому типу

Задача 1
Определить тип наследования признака по графическому изображению родословной (рис. 1). Установить возможные генотипы всех членов родословной, в том числе и генотип пробанда.

Рис. 1. Графическое изображение родословной по голандрическому типу наследования признака. Оволосение средней фаланги пальцев.

Решение:
У женщин данный признак отсутствует, так как по родословной видно, что признак по женской линии не передаётся. Изучаемый признак во всех поколениях встречается только у особей мужского пола в каждом поколении и передаётся от отца к сыну, при этом все мальчики рождаются с этим признаком, то можно думать, что изучаемый ген находится в Y-хромосоме (голандрическое наследование).
Возможные генотипы всех членов родословной:
Y a – наличие данной аномалии;
Y B – нормальное развитие организма (отсутствие данной аномалии);
ХY a –генотип пробанда;
Все мужчины, страдающие данной аномалией, имеют генотип: XY a ;
Все мужчины, у которых отсутствует данная аномалия, имеют генотип: XY B ;
У женщин данная аномалия отсутствует.

Ответ:
Сцепленное с Y-хромосомой, или голандрическое наследование.
Генотип прбанда: XY a

Задача 2
Составить родословную, состоящую из четырёх поколений по сцепленному с Y-хромосомой типу наследования.
Решение:
Сцепленное с Y-хромосомой наследоание.
При анализе и составлении родословной по голандрическому типу необходимо учитывать следующее:
1. признак встречается во всех поколениях;
2. болеют только мужчины;
3. у женщин признак не встречается;
3. у больного отца больны все его сыновья;
4. вероятность наследования 100% у мальчиков.

Рис. 2. Графическое изображение родословной с сцепленным с Y-хромосомой типом наследования признака(голандрический тип наследования).

Символы, используемые при составлении графического изображения родословной:

— особь мужского пола, не имеющая изучаемого признака;
— особь женского пола, не имеющая изучаемого признака;
— особь мужского пола, имеющая изучаемый признак;
— особь женского пола, имеющая изучаемый признак;
— брак мужчины и женщины;
— близкородственный брак;
— дети одной родительской пары (сибсы);
— бездетный брак;
— пробанд.

Примеры задач на голандрический тип наследования признака

Задача 3
Перепончатость пальцев ног у человека – признак, сцепленный с Y-хромосомой. Какова вероятность рождения детей с подобной аномалией в семье, где у отца имеется перепончатость пальцев ног?
Решение:
а
– ген перепончатости пальцев ног;
ХХ – нет перепончатости пальцев ног;
XY а – перепончатость пальцев ног.

Схема скрещивания будет иметь вид:

Р XX x XY а
G X X; Y а
F1 XX XY a

Ответ: девочки все 100% здоровы, так как им от отца перешла только Х — хромосома.
мальчики все 100% имеют перепончатопалость, так как им от отца перешла Y — хромосома, если считать от общего количества детей, то 50% больны ( и все они мальчики)

Задача 4
Может ли быть мужчина гетерозиготным по признакам, сцепленным с полом? Объясните почему, напишите формулу генотипа.
Решение:
Нет, мужчина не может быть гетерозиготным по признаку, сцепленным с полом. Наследование, сцепленное с полом — наследование какого-либо гена, находящегося в половых хромосомах.

В отличие от аутосом, половые хромосомы не являются гомологичными, и их нередко называют гетеросомами (от греч. «гетерос» — иной, другой). В Х — хромосоме известно большое число генов, контролирующих развитие соматических признаков, которые отсутствуют в У — хромосоме, и наоборот. Поэтому женский организм по признаку одинаковости их половых хромосом является гомогаметным, а по генному составу может быть гомо — или гетерозиготным.

Мужской (44 + ХУ ) организм является гетерогаметным, т.к. формирует две разновидности гамет по признаку содержания половых хромосом и гемизиготным ( греч. «геми» — половина ), т.к. в У — хромосоме отсутствуют многие из генов соматических признаков, имеющиеся в Х — хромосоме. Поэтому рецессивные аллели сцепленных с Х — хромосомой признаков у мужчин, как правило, проявляются. При наличии гена в У — хромосоме, не имеющего аллельного аналога в Х — хромосоме, признак будет проявляться только у особей мужского пола.

Рецессивный признак, сцеплённый с полом, например, гемофилия, проявляются только у мужчин, а носителями являются гетерозиготные по этим признакам женщины (Н – нормальная свёртываемость крови, h – несвёртываемость):

Р: X H X h x X H Y
носительница здоровый
гемофилии .

G: X H , X h X H ,Y

F1: X H X h X H Y X H X H X h ,Y
носит. здоров. здоров. гемофилик.

Как видим, все дочери здоровы, но половина дочерей являются носительницами гена гемофилии, половина сыновей здоровы, а половина – гемофилики. Фенотипически гемофилия у дочерей будет наблюдаться в том случае, если отец гемофилик, а мать – носительница.

Гипертрихоз (вырастание волос на краю ушной раковины) передается через Y – хромосому и проявляется только к 17 годам.

Возможные генотипы мужчины:
XY g , XY G
болен здоров

Готовые решения задач по генетике. Задачи 1-12 | Составление и анализ родословных

Задача 1
Болезнь наследуется по аутосомно-рецессивному типу. Пробанд болен, и его родословная имеет следующий вид:

Рис. 1. Графическое изображение родословной по аутосомно-рецессивному типу наследования признака.

Жена пробанда здорова и не содержит в своем генотипе патологических аллелей. Чему равна вероятность рождения у пробанда здорового ребенка?
Решение:

Генная запись скрещивания:

Вероятность рождения здорового ребенка (генотип Аа):
Р = 1/1 = 1 (100%).
Ответ:
Вероятность рождения у пробанда здорового ребенка равна 1 (100%).

Задача 2
Определить тип наследования признака. Установить возможные генотипы всех членов родословной.

Рис. 2. Графическое изображение родословной по голандрическому типу наследования признака.

Решение:
Изучаемый признак встречается только у особей мужского пола в каждом поколении и передаётся от отца к сыну, при этом все мальчики рождаются с этим признаком, то можно думать, что изучаемый ген находится в Y-хромосоме (голандрическое наследование).
Возможные генотипы всех членов родословной:
Y a – наличие данной аномалии;
Y B – нормальное развитие организма (отсутствие данной аномалии).
Все мужчины, страдающие данной аномалией, имеют генотип: XY a ;
Все мужчины, у которых отсутствует данная аномалия, имеют генотип: XY B .
У женщин данная аномалия отсутствует.

Задача 3
Составить родословную, состоящую из пяти поколений по аутосомно-доминантному типу наследования.
Решение:
Аутосомно-доминантное наследование:
1. признак встречается часто, в каждом поколении;
2. признак встречается у детей, у которых хотя бы один из родителей имеет изучаемый признак;
3. мужчины и женщины с изучаемым признаком встречаются с приблизительно одинаковой частотой.

Рис. 3. Графическое изображение родословной по аутосомно-доминантному типу наследованию признака, состоящей из пяти поколений.

Люди с изучаемым признаком встречаются часто, в каждом поколении; чело-век, имеющий изучаемый признак, рождается в семье, где обязательно хотя бы один из родителей имеет изучаемый признак. Поэтому можно сделать первый предварительный вывод: изучаемый признак является доминантным. В родословной 7 женщин и 6 мужчин имеют изучаемый признак. Можно считать, что изучаемый признак с приблизительно равной частотой встречается и среди мужчин, и среди женщин. Это характерно для признаков, гены которых расположены не в половых хромосомах, а в аутосомах. Поэтому можно сделать второй предварительный вывод: изучаемый признак является аутосомным.
Таким образом, по основным особенностям наследование изучаемого при-знака в этой родословной можно отнести к аутосомно-доминантному типу. Кроме того, эта родословная не обладает набором особенностей, характерных для других типов наследования.
Символы, используемые при составлении графического изображения родословной:
— особь мужского пола, не имеющая изучаемого признака;
— особь женского пола, не имеющая изучаемого признака;
— особь мужского пола, имеющая изучаемый признак;
— особь женского пола, имеющая изучаемый признак;
— брак мужчины и женщины;
— близкородственный брак;
— дети одной родительской пары (сибсы);
— бездетный брак;
— пробанд.

Задача 4
Составить родословную, состоящую из пяти поколений по аутосомно-рецессивному типу наследования.
Решение:
Аутосомно-рецессивное наследование:
1. признак встречается относительно редко, не в каждом поколении;
2. если признак имеется у обоих родителей, то этот признак имеют все их дети;
3. признак встречается и у детей, родители которых не имеют изучаемого признака;
4. мужчины и женщины с изучаемым признаком встречаются с приблизительно одинаковой частотой.

Рис. 4. Графическое изображение родословной по аутосомно-рецессивному типу наследованию признака, состоящей из пяти поколений.

Признак встречается у детей, родители которых не имеют данный признак. Признак встречается относительно редко не в каждом поколении. Мужчины и женщины имеют этот признак в равной степени, что указывает на то, что ген этого признака локализован в аутосоме и передаётся по аутосомно-рецессивному типу.
Символы, используемые при составлении графического изображения родословной:
— особь мужского пола, не имеющая изучаемого признака;
— особь женского пола, не имеющая изучаемого признака;
— особь мужского пола, имеющая изучаемый признак;
— особь женского пола, имеющая изучаемый признак;
— брак мужчины и женщины;
— близкородственный брак;
— дети одной родительской пары (сибсы);
— бездетный брак;
— пробанд.

Задача 5
Определить тип наследования признака. Установить возможные генотипы всех членов родословной.

Смотрите так же:  Размер госпошлина за смену паспорта рф

Рис. 5. Графическое изображение родословной по рецессивному сцепленному с Х-хромосомой типу наследования признака.

Решение:
Признак встречается относительно редко. Признак проявляется у детей, родители которых не имеют этого признака. Изучаемый признак, встречаются у представителей мужского пола примерно в равной степени и очень редко у представителей женского пола (в родословной 5 мужчин и 1 женщина), поэтому можно думать, что изучаемый признак рецессивен и сцеплен с по-лом: обусловливающий его ген расположен в половой Х- хромосоме. Тип наследования: рецессивное сцепленное с Х-хромосомой наследование.
Возможные генотипы всех членов родословной:
Наличие признака — Х a ;
Отсутствие признака – Х A ;
Генотип представителей мужского пола с данным признаком – Х a Y. Генотип мужчин с отсутствием данного признака — Х A Y. Генотип женщины с наличием данного признака — Х a Х a . Возможные генотипы женщин, у которых отсутствует признак — Х A Х A или Х A Х a . Генотипы основателей рода:
Х A Х a ; Х A Y.
Генотип пробанда — Х A Y.

Задача 6
Составить родословную, состоящую из пяти поколений по доминантному, сцепленному с Х-хромосомой типу наследования.
Решение:
Доминантное сцепленное с Х-хромосомой наследование:

Рис. 6. Графическое изображение родословной по доминантному признаку, сцеплённому с Х-хромосой.

Признак встречается в каждом поколении. Признак встречается у детей, у которых хотя бы один из родителей имеет данный признак. Признак встречается и у мужчин и у женщин, но у женщин приблизительно в два раза больше, чем у мужчин. Если изучаемый признак имеет мужчина, то все его дочери будут иметь этот признак, а у всех его сыновей этот признак будет отсутствовать.
Символы, используемые при составлении графического изображения родословной:
— особь мужского пола, не имеющая изучаемого признака;
— особь женского пола, не имеющая изучаемого признака;
— особь мужского пола, имеющая изучаемый признак;
— особь женского пола, имеющая изучаемый признак;
— брак мужчины и женщины;
— близкородственный брак;
— дети одной родительской пары (сибсы);
— бездетный брак;
— пробанд.

Задача 7
Определить тип наследования признака. Установить возможные генотипы всех членов родословной.

Решение:
Определение типа наследования признака:
Люди с изучаемым признаком встречаются в родословной редко, не в каждом поколении, признак встречается у человека, родители которого не имеют изучаемого признака, значит,данный признак рецессивный. При близкородственном скрещивании наблюдается рождение большого количества детей с данным признаком. Признак встречается приблизительно одинаково редко у мужчин и у женщин (у женщин — 3, у мужчин — 2), то можно предположить, что изучаемый признак является аутосомным, т. е. обусловливающий его ген расположен в аутосоме.
Таким образом, по основным особенностям наследование изучаемого признака в этой родословной можно отнести к аутосомно-рецессивному типу. Кроме того, эта родословная не обладает набором особенностей, характерных для других типов наследования.
Возможные генотипы всех членов родословной:
А – аллель доминантного гена;
а – аллель рецессивного гена.
Генотипы особей, имеющих данный признак: (аа).
Генотипы основателей рода (особь №1 и особь №2) –Аа.
Генотипы остальных особей можно представить так: (А_).

Задача 8
Составить родословную, состоящую из пяти поколений по рецессивному, сцепленному с Х-хромосомой типу наследования.
Решение:
Рецессивное сцепленное с Х-хромосомой наследование:
1) признак встречается относительно редко, не в каждом поколении;
2) признак встречается преимущественно у мужчин, причем у их отцов при-знак, обычно отсутствует, но имеется у дедов (прадедов) по материнской ли-нии;
3) у женщин признак встречается только тогда, когда он имеется и у их отца.

Рис. 8. Графическое изображение родословной с рецессивным сцепленным с Х-хромосомой типом наследования признака.

Символы, используемые при составлении графического изображения родословной:
— особь мужского пола, не имеющая изучаемого признака;
— особь женского пола, не имеющая изучаемого признака;
— особь мужского пола, имеющая изучаемый признак;
— особь женского пола, имеющая изучаемый признак;
— брак мужчины и женщины;
— близкородственный брак;
— дети одной родительской пары (сибсы);
— бездетный брак;
— пробанд.

Задача 9
Определить тип наследования признака. Установить возможные генотипы всех членов родословной.

Рис. 9. Графическое изображение родословной с аутосомно-рецессивным типом ядерного наследования признака.

Решение:
Определение типа наследования признака:
Признак встречается относительно редко, не в каждом поколении; признак встречается и у детей, родители которых не имеют изучаемого признака; мужчины и женщины с изучаемым признаком встречаются с приблизительно одинаковой частотой (2 женщины и 3 мужчины). Если люди с изучаемым признаком встречаются в родословной редко, не в каждом поколении, и если признак встречается у человека, родители которого не имеют изучаемого признака, то можно думать, что изучаемый признак является рецессивным. Если особи разного пола, имеющие изучаемый признак, встречаются приблизительно с одинаковой частотой, например, одинаково часто или одинаково редко, то можно думать, что изучаемый признак является аутосомным, то есть обусловливающий его ген расположен в аутосоме.
Таким образом, можно предположить, что данное графическое изображение родословной принадлежит к аутосомно-рецессивному типу ядерного наследования признака.
Возможные генотипы всех членов родословной:
А – аллель доминантного гена;
а – аллель рецессивного гена.
Генотипа особей, имеющих данный признак (особь №3, №7, №9): (аа).
Геноипы основателей рода: особь №1(аа) и особь №2 (А.).
Генотипы особей: особи №3, №4, №6 (АА).
Генотип особи №5 (Аа).
Генотипы остальных особей можно представить так: (А.).

Задача 10
Определите тип наследования, генотип пробанда в следующей родословной:

Решение:
Изучаемый признак встречается только у особей мужского пола в каждом поколении и передаётся от отца к сыну (если отец болен, то все сыновья тоже страдают данным заболеванием), то можно думать, что изучаемый ген находится в У-хромосоме. У женщин данный признак отсутствует, так как по родословной видно, что признак по женской линии не передаётся. Поэтому тип наследования признака: сцепленное с Y-хромосомой, или голандрическое наследование признака. Сцепленное с Y-хромосомой, или голандрическое, наследование характеризуется следующими признаками:
1. признак встречается часто, в каждом поколении;
2. признак встречается только у мужчин;
3. признак передается по мужской линии: от отца к сыну и т.д.
Возможные генотипы всех членов родословной:
Y a – наличие данной аномалии;
Y B – нормальное развитие организма (отсутствие данной аномалии).
Все мужчины, страдающие данной аномалией, имеют генотип: XY a ;
Все мужчины, у которых отсутствует данная аномалия, имеют генотип: XY B .
Ответ:
Сцепленное с Y-хромосомой, или голандрическое наследование.
Генотип прбанда: XY a .

Задача 11
Определите тип наследования, генотип пробанда в следующей родословной:

Решение:
Люди с изучаемым признаком встречаются в родословной редко, не в каждом поколении (только в четвёртом поколении), признак встречается у человека, родители которого не имеют изучаемого признака, то можно думать, что изучаемый признак является рецессивным. В родословной 1 женщина и 1 мужчина имеют изучаемый признак. Можно считать, что изучаемый признак с приблизительно равной частотой встречается и среди мужчин, и среди женщин. Это характерно для признаков, гены которых расположены не в половых хромосомах, а в аутосомах. Поэтому можно сделать второй предварительный вывод: изучаемый признак является аутосомным. А – доминантный ген (организм здоров); а – рецессивный ген (организм болен). Генотип пробанда (женский организм) будет иметь вид: «аа». Все организмы, страдающие данной аномалией, имеют генотип «аа», все организмы, у которых отсутствует аномальный признак, имеют генотип «А_».
Ответ:
Аутосомно-рецессивный тип наследования признака.
Генотип прбанда: аа.

Задача 12
Определите тип наследования, генотип пробанда в следующей родословной:

Решение:
Люди с изучаемым признаком встречаются часто, в каждом поколении; чело-век, имеющий изучаемый признак, рождается в семье, где обязательно хотя бы один из родителей имеет изучаемый признак. Поэтому можно сделать первый предварительный вывод: изучаемый признак является доминантным.
В родословной 5 женщин и 5 мужчин имеют изучаемый признак. Можно считать, что изучаемый признак с приблизительно равной частотой встречается и среди мужчин, и среди женщин. Это характерно для признаков, гены которых расположены не в половых хромосомах, а в аутосомах. Поэтому можно сделать второй предварительный вывод: изучаемый признак является аутосомным.
Таким образом, по основным особенностям наследование изучаемого признака в этой родословной можно отнести к аутосомно-доминантному типу. Кроме того, эта родословная не обладает набором особенностей, характерных для других типов наследования.
Определение генотипа пробанда:
А – доминантный ген (аномалия организма);
а – рецессивный ген (нормальное развитие организма).
Для изучаемого признака характерен аутосомно-доминантный тип наследования. Мальчик имеет изучаемый признак, признак имеется у сестры и у матери, а отсутствует у отца и у второй сестры, значит, мальчик гетерозиготен по данному признаку, ген «А» он получил от отца, а ген «а» — от матери. Генотип пробанда: «Аа».
Ответ:
Аутосомно-доминантный тип наследования признака.
Генотип прбанда: Aа.

Исследовательская работа «Моя родословная»

Еще с древних времен люди стремятся к сохранению памяти о своих предках. Раньше имена и сведения о родственниках передавались из уст в уста, от дедов к внукам. Потом родственные связи стали изображать в виде дерева. Цель моей работы – познакомиться с генеалогическим методом изучения родословных, научиться составлять генеалогическое древо своей семьи и выявить наследование некоторых признаков.

В этой работе содержутся методические рекомендации по составлению родословных, а также результаты исследования учащегося о наследовании некоторых признаках организма.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Ужовская средняя общеобразовательная школа

Номинация: исследовательская деятельность

Автор: Мишуткина Мария, 16 лет

Чивкунова Елена Викторовна,

учитель химии и биологии

Методические рекомендации по составлению родословной

Результаты исследования — родословная Мишуткиной Марии

В последнее время среди многих людей наметилась тенденция: многие хотят узнать свое генеалогическое дерево. Еще с древних времен люди стремятся к сохранению памяти о своих предках. Раньше имена и сведения о родственниках передавались из уст в уста, от дедов к внукам. Потом родственные связи стали изображать в виде дерева. Цель моей работы – познакомиться с генеалогическим методом изучения родословных, научиться составлять генеалогическое древо своей семьи и выявить наследование некоторых признаков.

Актуальность : когда-то свою генеалогию знали только аристократы. Позже их родословные пригодились науке — помогли установить закономерности наследования многих заболеваний. Русский философ Флоренский считал генеалогию своеобразной педагогикой: «История рода должна давать нравственные уроки и задачи». Он призывал к активному познанию своего рода, утверждал, что перед каждым родом стоит «заданная» ему историческая задача, которую он «призван решать». Не потерял значения этот призыв и в сегодняшнее время.

Существует несколько методов изучения генетики человека: близнецовый, цитогенетический, популяционный, онтогенетический, один из самых интересных и доступных – генеалогический. Он основан на прослеживании какого-либо нормального или патологического признака в ряду поколений, с указанием родственных связей между членами родословной. Другими словами ,генеалогический метод – это изучение наследственных признаков человека по родословным. Он был предложен в конце 19 века Ф. Гальтоном, а система обозначений в родословных была предложена Г. Юстом в 1937 году. История сохранила для нас несколько родословных людей, чьи имена знакомы нам с детства. Среди них родословная А.С. Пушкина занимает одно из первых мест.

Смотрите так же:  Федеральный закон о транспортной безопасности

Изучать родословные великих людей занимательно, полезно, патриотично, но не менее увлекательно , интересно и важно заняться изучением и составлением собственной родословной.

Объектами моего исследования я выбрала родственников по материнской и отцовской линий. Начала я изучать родословную моей семьи с 1864 года, но только по материнской линии. К сожалению, пока не удалось связаться с родственниками по отцовской линии, по причине того, что близких родственников, рядом живущих, в живых никого не осталось. Семьи дедов и прадедов по материнской линии были многодетные, а по отцовской – в основном два ребенка. Постепенно в ходе работы над проектом у меня начал формироваться семейный архив: появились старые фотографии, нашлись личные вещи предков, награды, книги, документы. Особенно ценными оказались шаль, серьги, передающиеся от бабушек старшей внучке; икона и книга, написанная на старославянском языке. На следующем этапе своего исследования я решила выявить закономерности наследования преждевременного поседения волос по отцовской линии и наличие темных кругов или мешков под глазами по материнской.

по составлению родословной

Работа над родословной бесконечна, она может продолжаться всю жизнь и потребует тщательных изысканий, поэтому необходимо запастись терпением, старанием и аккуратностью.

Материалы и оборудование:

  1. толстая тетрадь с пронумерованными страницами и оглавлением для записи имен;
  2. папки для бумаг, необходимые для хранения писем, фотографий, документов, записок;
  3. цветные карандаши и фломастеры;
  4. фотоаппарат;
  5. магнитофон (видеокамера);
  6. фотоальбом.
  1. Все записи, в том числе черновые ,нужно вести аккуратно и как можно подробнее. Пользуясь общепринятыми символами, обозначаем себя, своих братьев, сестер, родителей, дядей, тетей, а также бабушек и дедушек по материнской и отцовской линии. Рядом с обозначениями можно поставить возраст лиц. Зная принципы построения родословной, можно продолжить ее построение как по горизонтали , так и по вертикали. Получится «древо» с сильно ветвящейся «кроной».
  2. Ветви (корни) дерева должны быть абсолютно симметричны, а количество ветвей – четным, число предков с каждым восходящим поколением удваивается: 2 родителя, 4 деда, 8 прадедов и т.д.
  3. При заполнении родословной старайтесь, чтобы каждая веточка содержала фамилию, имя, отчество. Вспомните состояние здоровья обозначенных в ней родственников, особенности характера, судьбы каждого. Расспросите об этом всех, кто знал их. Может, кто-то из них был долгожителем, а кто-то умер. Поставьте даты рождения и смерти, и сделайте отметки о перенесенных заболеваниях.
  4. При описании вашего рода стараетесь узнать как можно больше о тех, кого уже нет в живых, и совершенно забываете о тех, кто рядом, между тем, дедушки, бабушки, мамы и папы могут существенно помочь.
  5. При сборе информации не надо сразу разделять факты на существенные и кажущиеся тебе не существенными.
  6. Не откладывайте ни на один день задуманного в работе над родословной, особенно если это касается людей старшего возраста.
  7. Пока вы не можете определить значимость того или иного документа, материала, собирайте все, что касается вашей семьи.

Символика, принятая при построении родословной человека

родословная Мишуткиной Марии

Генеалогия как знание родства появилась вместе с человеческим обществом и живёт на всех этапах его развития. После сбора сведений я составила графическое изображение родословной, используя систему условных обозначений . Родословие бывает восходящее и нисходящее. При составлении нисходящего родословия начинают с самого отдалённого из известных предков и постепенно переходят к его потомкам. Такое родословие позволяет наглядно представить общую картину жизни и деятельности рода, начиная с более отдалённых времён и постепенно разворачивая до наших дней. В восходящем родословии объектом исследования является лицо, о предках которого собираются сведения. С него начинают, затем уже идут по восходящим ступеням или коленам, т.е. к отцу, деду, прадеду и т.д. Это вид родословия, когда у исследователя ещё мало сведений, когда он последовательно идёт от известного к неизвестному. Если родословная очень обширная, то все поколения изображаются не горизонтальными рядами, как в большинстве случаев, а располагаются по окружности. Я пользовалась восходящим типом. На первом этапе своей исследовательской работы я собрала информацию о своих родственниках.

Второй этап моей работы заключался в создании схемы родословной, которая отображает информацию о родственниках, браках, детях и фенотипы исследуемых признаках. Ветвь по материнской линии помог составить мой дед, по отцовской – папа, так как дедушек и бабушек в живых нет.

Третий этап исследовательской работы заключал в себя определение генотипов родственников по фенотипам, а также определение доминантных и рецессивных признаков. Выяснилось ,что в материнской ветви признак – мешки под глазами, наследуется как рецессивный, а темные круги под глазами – как доминантный. По отцовской линии был взят признак – раннее поседение волос. В ходе исследования выяснилось, что данный признак наследуется как доминантный. Этот признак я наследую от отца и возможно он проявиться у меня в скором будущем. От мамы я получила доминантный признак темных кругов под глазами.

Постепенно, в ходе работы над проектом, у меня сформировался семейный архив: появились старые фотографии, письма, записки, личные вещи предком, книги, семейные реликвии передающиеся из поколения в поколение.

Главным итогом работы я считаю воссоздание нашей родословной, что станет не только интересной семейной реликвией, но и ценным медицинским документом, так как следующий этап моего исследования – выявление наследственных заболеваний, имевших место в нашей семье.

Высоцкая М.В. Биология и экология. 10-11 классы: проектная деятельность учащихся.- Волгоград: Учитель,2008.

Левитин М.Г., Левитина Т.П. Общая биология: в помощь выпускнику и абитуриенту.- СПб.: «Паритет», 1999.

Ауэрбах Ш. Наследственность. Введение в генетику для начинающих. – М.: АТОМИЗДАТ, 1969.

Тарасенко Н.Д., ЛушановаГ.И. Что вы знаете о своей наследственности?.- Новосибирск: «Наука», 1980.

Умнов Д.Е. Медицинская генетика: конспект лекций.- М.: «Приор-издат», 2005.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Древо Жизни Выполнила учащаяся 10 класса МБОУ Ужовской СОШ Мишуткина Мария Руководитель: учитель биологии Чивкунова Е.В. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Ужовская средняя общеобразовательная школа На районный конкурс «Расскажу о своей семье» Номинация: Мультимедиа-проект

Работа над составлением родословной бесконечна, может продлиться всю жизнь и потребовать тщательных изысканий. Когда-то свою генеалогию знали только аристократические семьи. Позже их родословные очень пригодились науке – помогли установить закономерность многих заболеваний. Изучать родословные великих людей занимательно, патриотично, но не менее увлекательно и важно заняться составлением и изучением собственной родословной, узнать, как глубоко уходят наши корни…

Мария Галина Владимир Марина Александр Александр Нина Михаил Ольга Зоя Иван Анатолий Петр Мария Мария Анна Раиса Иван Василий ? Елена Ольга Николай Алексей Федор Яков Евдокия Анна Анисья Иван Федор

Мария Александр Сергей Николай Мария Мария Василий Иван Анна Галина Михаил Иван Алексей Дарья Полина

К Древу Мишуткина Мария Александровна Родилась 4 апреля 1996 года в п. Ужовка Починковского р-на. В 2002 году поступила в первый класс МБОУ Ужовской СОШ. Окончила с отличием Починковскую Школу искусств по специальности «народное отделение». Ежегодно участвует в различных конкурсах, занимает призовые места. В свободное время занимается вышивкой крестиком, вязанием на спицах и крючком. Сейчас учится в 10 классе.

К Древу Мишуткин Александр Николаевич Родился 28 февраля 1970 года в п. Ужовка Починкоского р-на. После окончания Ужоской средней школы поступил в Лукояновское ПТУ и получил профессию шофера, после чего был призван в армию. Служил в ракетных войсках в Читинской области. Когда пришел из армии, работал в А рзамасской автобазе №2, потом в МСО , затем в автохозяйстве, которое на данный момент переименовано в МУП Починковское АТП, где и работает до сих пор. Мишуткин Сергей Николаевич Родился 12 января 1978 года в п. Ужовка Починковского р-на. Закончил Починковскую школу-интернат. Инвалид II группы. Посильно занимается домашним хозяйством, не имеет вредных привычек.

Мишуткина Мария Васильевна Родилась 6 июля 1949 года в с. Азрапино Починковского р-на. В 1969 году вышла замуж. Окончила ускоренные курсы продавцов. Начинала свою трудовую деятельность рабочей в Мадаевском карьере, где просеивала доломит. Затем работала в торговой сфере, швейном цехе. Имела двух сыновей. В 1994 году овдовела. Повторного брака не было. Любила петь народные песни. 12 мая 2006 года умерла от цирроза. Мишуткин Николай Иванович Родился 30 сентября 1942 года в с. Азрапино Починковского р-на. Служил в ракетных войсках под Москвой в ПО. Затем окончил ремесленное училище. Работал на судостроительном заводе в Братске сварщиком. Потом вернулся на родину, где освоил профессию крановщика. Работал крановщиком в ПМК-396 , К стовской автобазе. Умер от острого лейкоза 29 июня 1994 года. К Древу

Тумаев Василий Иванович Тумаева Мария Ефимовна Тумаев Иван Васильевич Родился в марте 1947 года в с. Азрапино Починковского р-на . После армии с женой переехали в Ильиногорск . Работал на свиноводческом комплексе. Вдовец. Повторного брака не имеет. На данный момент работает дворником Родилась 15 декабря 1921 года в с. Азрапино Починковского р-на. Работала в колхозе в полеводческой бригаде. После выхода на пенсию занималась подсобным хозяйством, сидела с внуками, которые приезжали на все лето. Последние годы своей жизни провела в Ужовке у дочери, которая за ней ухаживала . Умерла 23 января 2007 года. Родился 2 января 1923 года в с. Азрапино Починковского р-на. В 1942 году ушел на фронт. В битве под Смоленском был ранен в правую руку , которую ампутировали. После госпиталя вернулся домой. Имел награды. Работал в колхозе пастухом. Болел астмой. Умер 22 декабря 1996 года. К Древу

Мишуткин Иван Тимофеевич Родился в мае 1912 года в с. Азрапино Починковского р-на. Окончил начальную школу. Работал бригадиром тракторной бригады в колхозе. На войне не был, дали бронь . Занимался пчеловодством. Овдовел. Повторного брака не имел. Умер 17 ноября 1997 года. Мишуткин Алексей Тимофеевич Родился 30 марта 1932 года в с. Азрапино Починковского р-на . Служил на границе с Афганистаном шофером. Работал в А зрапино шофером, в Р изоватове и ПМК-396 заведущим гаражом, потом на спиртбазе . Оводовел . Имеет четырех дочерей. От повторного брака-сын . Мишуткина Анна Ивановна Родилась в январе 1915 года в с. Азрапино Починковского р-на. Занималась подсобным хозяйством. По вечерам пряла пряжу и вязала носки. Умерла 22 июня 1986 года. К Древу

Исаева Дарья Ефимовна Сорокина Полина Ефимовна Родилась в сентябре 1924 года в с. Азрапино Починковского р-на. Работала в колхозе в полеводческой бригаде. Вела подсобное хозяйство. Имела двух сыновей. Умерла в 2005 году. Родилась в феврале 1919 года в с. Азрапино Починковского р-на. Работала в полеводческой бригаде. Муж погиб на фронте. Имеет двух сыновей. Старший сын погиб в Венгрии. Умерла в 2001 году. Мишуткин Михаил Иванович Родился в ноябре 1940 года в с. Азрапино Починковского р-на. Всю свою жизнь работал на ХИММАШе в Держинске . Умер в 2000 году. К Древу

Смотрите так же:  Приморский район нотариус по наследственным делам

Мишуткина Галина Михайловна Родилась 24 июля 1964 года в с. Путятино Шатковского р-на. С отличием закончила Ужовскую школу в 1979 году и поступила в Лукояновское педагогическое училище. С 1983 года работает в Ужовской средней школе учителем начальных классов. В 1992 году вышла замуж, родила дочь. Ежегодно участвует в различных конкурсах и занимает призовые места. Разводит дома цветы. Улыбина Марина Михайловна Родилась 30 января 1963 года в с. Путятино Шатковского р-на. В 1978 году окончила восьмилетнюю Ужовскую школу и поступила в Лукояновское педагогическое училище, затем заочно закончила Арзамасский пед . институт. Работала в с. Ужово учителем, где проработала 26 лет до закрытия данной школы. Сейчас работает художественным руководителем в Ужовском Доме культуры. В 1985 году вышла замуж, родила дочь. В свободное время любит сочинять стихи, составляет сценарии для праздников . Является победителем и призером районных и областных конкурсов. К Древу

Спирин Владимир Михайлович Родился 16 декабря 1968 года в п. Ужовка Починковского р-на. Закончил 10 классов, поступил в Горьковский Сельскохозяйственный институт, который не закончил, так как был призван в армию. Служил в пограничных войсках, сначала в Прибалтике, затем на Камчатке. После армии работал в колхозе «Красный Луч», на Пенькозаводе. Сейчас работает в УПСМ. Женат, имеет двух детей. Любит заниматься сельским хозяйством, особенно овощеводством. Спирина Нина Петровна Родилась 28 ноября 1941 года д. Починки Шатковского р-на. Окончила семь классов. Училась в Чкаловской сельскохозяйственной школе. Получила специальность техник-плодоовощевод . Год работала в теплице. Затем переехала в д. Починки Щатковского р-на. Вышла замуж. Работала в магазине. В 1966 году переехали семьей в п. Ужовка . Работала в промкомбинате на пилораме, в раскроечном и швейном цехах. До пенсии работала в ПМК-396. Смерть двух братьев и матери сильно подорвали ее здоровье. Умерла от инфаркта 29 июля 2003 года. К Древу

Герасимов Анатолий Петрович К Древу Родился в августе1936 году в д. Починки Шатковского р-на. Получил профессии плотника, столяра, слесаря . Работал в колхозе. Затем переехал в Горький. Там работал на автозаводе, в аэропорту . Любил готовить, заниматься с детьми , з анимался ремонтом машин. Окружающие его люди ценили в нем искренность, трудолюбие, преданность. Герасимов Иван Петрович Родился в октябре 1928 года в д.Починки Шатковского р-на. Служил на Западной границе пограничником. Был участником военных действий с бандеровцами . После армии работал на автозаводе слесарем. В свободное время сочинял стихи . Умер в 1998 году.

К Древу Юлина Ольга Петровна Родилась 15 ноября 1934 года в д. Починки Шатковского р-на. Когда началась война, ей было семь лет. Помогала матери работать на ферме, нянчилась с младшей сестренкой Ниной. В 1957 году вышла замуж и переехали жить в Горький. Работала на заводе «Красное Сормово» в бюро пропусков. До сих пор на даче занимается выращиванием овощей и цветов. Во всем ищет экономию. Голикова Зоя Петровна Родилась 27 октября 1931 года в д. Починки Шатковского р-на. Вышла замуж, родила сына и дочь. Работала в торговой сфере, после переезда в Нижний Новгород устроилась на молокозавод. Когда вышла на пенсию, перешла работать в оранжерею. В 1981 году она овдовела. Повторный раз замуж не выходила. Сейчас занимается с правнуками, шьет, разводит комнатные цветы.

К Древу Герасимова Мария Дмитриевна Родилась 2 апреля 1908 г. в д. Починки Шатковского р-на. Работала в колхозе в полевой бригаде и на ферме телятницей. Одна воспитывала пятерых детей. Муж пропал без вести на войне. Она его очень долго искала, отправляла запросы . Повторный раз замуж не вышла, хотя были предложения. В язала внучатам носочки, шапочки, кофточки. Зимой практически всегда жила у своих детей и нянчилась с внуками, а летом все приезжали к ней. Очень вкусно готовила в русской печке. Любила ходить за орехами и грибами. В последние годы жизни жила в п. Ужовка Починковского р-на у дочери. Умерла 13 декабря 1998 года. Герасимов Петр Васильевич Родился 14 января 1906 году в с. Путятино Шатковского р-на. Работал на ветряной мельнице в Починках. В ноябре 1941 года родилась его последняя дочь Нина. После того, как он немного подержал ее на руках, сразу же отправился на фронт. Служил пулеметчиком. В 1942 в битве под Сталинградом пропал без вести.

Спирин Михаил Иванович Родился 11 ноября 1937 года в с. Путятино Шатковского р-на. Окончил начальную школу в с. Смирново. С 8 лет работал в колхозе: пас свиней, работал в поле, на ферме. В армии служил на Украине в Донецкой и Полтавской областях в авиационной 62 воздушной армии. Был командиром отделения автозаправочных машин, которые заправляли самолеты. За время службы имел 19 благодарностей от командира и одну благодарность от маршала Чуйкова. После армии женился, переехал жить в Ужовку Починковского района. Работал в промкомбинате, автохозяйстве, на пенсию уходил из ПМК-237. У него много благодарственных писем, почетных грамот. Был награжден медалями. На пенсии занимается подсобным хозяйством и занимается с внуками. Родилась 7 июня 1928 году в с. Путятино Шатковского р-на.Окончила 4 класса. В 16 лет уехала в рабочий поселок Сатис . Работала на мебельной фабрике разнорабочей. Переехала на Алтай, вышла замуж и вместе с мужем уехали жить в Карелию. До пенсионного возраста проработала на заводе. Умерла в марте 2008 года. Глазунова Ольга Ивановна К Древу

К Древу Спирин Александр Иванович Родился 12 марта 1930 года в с. Путятино Шатковского р-на. Окончил 4 класса. Работал на автозаводе токарем — шлифовщиком. Когда призвали в армию, служил в Германии артиллеристом. После армии вернулся домой и работал в МТС. В последние годы работал в карьере « Смирновкий » на экскаваторе. В этом карьере добывают камень известняк, из которого делают щебень . Сейчас занимается подсобным хозяйством. Старший сын погиб после подъема подводной лодки «Курск». Родилась 21 марта 1932 году в с. Путятино Шатковского р-на. Окончила 4 класса .Работала в колхозе им. «Максим Горький», совхозе «40 лет Октября», «Смирновский» рабочей в полеводческой бригаде. Сейчас занимается подсобным хозяйством. Летом к ней часто приезжаю внуки, которые гостят и помогают ей по хозяйству. Ей присвоено звание «Труженик тыла». Секретова Елена Ивановна

К Древу Спирин Николай Иванович Родился 16 февраля 1923 году в с. Путятино Шатковского р-на. Окончил 4 класса. До начала ВОВ работал в колхозе. Ушел на фронт. Был ранен. Лежал в госпитале. После лечения вернулся снова на фронт. Служил в разведке. После войны жил в Белоруссии, Архангельской области, затем переехал в Карелию. Там работал лесником в Леспромхозе. Умер в 2006 году. Спирин Иван Васильевич Родился 19 апреля 1902 году. Грамотный. Работал в колхозе завхозом, конюхом. Ушел на фронт. 2 года плавал на флотилии «Алеут» (1941-1943 гг .). Их флотилия охраняла границу от Владивостока до Камчатки. Был участником Смоленского сражения, где в 1944 году получил ранение в левую руку (перебиты сухожилия). Лежал в кисловодском госпитале. В 1944 году вернулся домой после ранения. На следующий день вышел на работу в колхоз рабочим. После войны построил дом для семьи. Умер от цирроза в июле 1964.

К Древу Пантелеева Раиса Васильевна Спирина Анисия Васильевна Родилась в июле 1889 году в с. Путятино Шатковского р-на. После революции работала в культпросвете; была участницей массового закрытия церквей вместе с Шером (революционер, за свою революционную деятельность часто сидел в тюрьмах) . Жила со своей семьей в Арзамасе. Умерла в 1965 году. Родилась в октябре 1887 году в с. Путятино Шатковского р-на. Грамотная. Работала в колхозе в полеводческой бригаде, где выращивали огурцы и капусту. Была старой девой. Родители не отдали замуж за любимого, за других сама не пошла. Умерла в 1968 году.

Терменева Анна Васильевна Родилась в августе 1906 года в с. Путятино Шатковского р-на. Жила в рабочем поселке Сатис Шатковского р-на. Работала учителем начальных классов, где директором школы был ее муж. Умерла в 1982 году. К Древу Кельдюшова Мария Васильевна Родилась в феврале 1904 года в с. Путятино Шатковского р-на. Жила в Арзамасе. Была домохозяйкой. Умерла через год после смерти мужа в 1980 году.

К Древу Спирин Василий Семенович Родился в мае 1864 года в с. Путятино Шатковского р-на. Звали его все дедом Семионом . Он строил водяные мельницы в Сибири. Умер в 1921 году от тифа. Спирина Анна Яковлевна Родилась 12 июля 1904 году в с. Путятино Шатковского р-на. Окончила церковно-приходскую школу 3 класса. Работала в колхозе. Когда муж ушел на фронт, одна воспитывала четверых детей. Перед войной перешли жить в новый дом, но за годы войны вынуждена была с детьми перейти в старый дом, а новый обменяла на картошку и зерно, чтоб дети не умерли от голода. Умерла в 7 декабря 1994 года.

К Древу Никитин Алексей Яковлевич Никитин Федор Яковлевич Родился в июне 1908 года в с. Путятино Шатковского р-на. Жил в Муроме. Работал контролером на железной дороге. Умер в 1984 году. Остальная информация утеряна. Родился в январе 1913 году в с. Путятино Шатковского р-на. Окончил Починковское Педагогическое училище. Работал учителем начальных классов в с. Путятино. В 1941 году забрали на фронт. В 1942 году умерла жена, его отпустили с фронта на похороны. После похорон вернулся на передовую . В одном из боев его ранили (был выбит глаз). С фронта вернулся в 1943 году инвалидом I группы. После ранения ему запретили педагогическую деятельность. Переехал жить в Арзамас. Работал на железной дороге в товарной конторе. Умер в 1998 году.

К Древу Никитина Евдокия Ивановна Спирин Яков Петрович Родилась в сентябре 1879 года в с. Путятино Шатковского р-на. До революции вела свое хозяйство. После революции работала в колхозе в полеводческой бригаде; цепами молотила зерно. После выхода на пенсию переехала жить в Арзамас к сыну Федору. В 1960 году М.И. Спирин перевез ее в с. Путятино, где она умерла в 1963 году. Родился в апреле 1877 года в с. Путятино Шатковского р-на. Был сельским писарем. Имел свое хозяйство: землю, коров, лошадь. Когда началась Первая Мировая Война, ушел воевать. Был унтер-офицером. Погиб в 1915 году.