Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий. Экологические преступления

Природно-заповедный фонд образован государственными природными заповедниками, в которые входят государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и другое ценное значение.

Категории и виды особо охраняемых природных территорий (ООПТ):

  1. государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
  2. национальные парки;
  3. природные парки;
  4. государственные природные заказники;
  5. памятники природы;
  6. дендрологические парки и ботанические сады;
  7. лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий предусматривается разд. 10 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии – по фактическим затра там на их восстановление.

Согласно ст. 262 УК РФ нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, наказывается:

  1. штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;
  2. лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
  3. исправительными работами на срок до 2 лет.

Общественная опасность нарушения режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов заключается в подрыве экологической безопасности России, причинении значительного ущерба казанным территориям и объектам.

Нарушение режима особо охраняемых природных территорий – это общественно опасные деяния: уничтожение, повреждение или иная порча путем сожжения, затопления, вырубки, загрязнения данной территории, незаконное пользование природных ресурсов и иное негативное воздействие, несанкционированное посещение, создание фактора беспокойства птиц и зверей.

Для применения к деянию ст. 262 УК РФ необходимы:

  1. установление связи между общественно опасным деянием и последствием в виде значительного ущерба особо охраняемой природной территории;
  2. доказательство вины субъекта преступления в форме умысла или неосторожности;
  3. достижение субъектом преступления 16–летнего возраста и признание его вменяемым.

Штраф за порчу природного объекта

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

С.М. Сагитов, преподаватель, аспирант ТИСБИ

Понятие преступления дано в Уголовном кодексе Российской Федерации, принятом Государственной Думой 24 мая 1996 года. Исходя из этого определения, экологическим преступлением следует считать виновно совершенное общественно опасное деяние, посягающее на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека. Такая трактовка состава экологического преступления закреплена в ст. 85 Закона РСФСР об охране окружающей природной среды. Согласно Уголовному кодексу Российской Федерации основной его задачей наряду с охраной прав и свобод человека и гражданина, собственности и общественного порядка является охрана окружающей природной среды.

На сегодняшний день здоровье человека в большей степени зависит от чистоты воды, воздуха, качества продуктов, которыми он питается, и, соответственно, от чистоты почвы. К сожалению, информации о количестве умерших в России из-за воздействия на здоровье неблагоприятных факторов окружающей среды встречать не приходилось. Однако продолжительность жизни мужчин в России в последние 20 лет сократилась с 70 до 57 лет. Особенно тревожным является состояние здоровья детей. Только 14% обследованных выборочно детей признаны практически здоровыми, у 50% обнаружены отклонения в состоянии здоровья, а 35% страдают хроническими заболеваниями. От 30 до 40% детских болезней связывают с загрязнением воздушной среды и потреблением недоброкачественной воды 116 .

Все составы преступлений сформулированы в действующем Уголовном кодексе РФ с точки зрения выполняемых ими функций, относящихся к природопользованию и охране окружающей природной среды. Но если мы хотим подчеркнуть социально-политическую сущность деяний, сгруппировать в одну общность и показать их виды, то логично взять в качестве основы систематизации непосредственный объект посягательства, который в экологических преступлениях предпочтительно рассматривать в связи с предметом преступления. С этих позиций все экологические преступления группируются следующим образом:

Экологические преступления общего характера:

  • нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);
  • нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247);
  • нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248);
  • нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ (ст. 253);
  • нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262).

Данные преступления посягают на отношения по обеспечению экологической безопасности, охране и рациональному использованию компонентов природной среды в их совокупности.

Специальные экологические преступления

В зависимости от содержания предмета и непосредственного объекта посягательства они делятся, в свою очередь, на подгруппы:

  1. Преступления, посягающие на общественные отношения в области охраны и рационального использования земли, недр и обеспечения экологической безопасности:
    • порча земли (ст. 254);
    • нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255).
  2. Преступления, посягающие на общественные отношения в области охраны и рационального использования животного мира:
    • незаконная добыча водных животных (ст. 256);
    • нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257);
    • незаконная охота (ст. 258);
    • нарушение ветеринарных правил (4.1. ст.249);
    • уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную Книгу Российской Федерации (ст. 259).
  3. Преступления, посягающие на общественные отношения по охране и рациональному использованию растительного мира:
    • незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260);
    • нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 256);
    • уничтожение и повреждение лесов (ст. 261).
  4. Преступления, посягающие на объективные отношения по охране и рациональному использованию вод и атмосферы, а также обеспечению экологической безопасности:
    • загрязнение вод (ст. 250);
    • загрязнение морской среды (ст. 252);
    • загрязнение атмосферы (ст. 251).

По характеру экологические преступления можно разделить на:

  • преступления, связанные с незаконным захватом (завладением) природных ресурсов (ст. 253, 256, 258, 260).
  • преступления, связанные с негативным воздействием на природную среду, ухудшением ее качества (ст. 246, 247, 248, 249, 250, 251, 252, 254, 255, 257, 259, 261, 262).

К специальным экологическим составам относится ряд составов, сформулированных в статьях, содержащихся в других главах Уголовного кодекса, например:

  • нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215);
  • сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей (ст. 237);
  • жестокое обращение с животными (ст. 245);
  • экоцид (ст. 358).

Смежными составами преступлений в области природопользования и охраны окружающей среды следует считать те из них, которые выполняют экологические функции лишь при определенных обстоятельствах объективного порядка:

  • отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140);
  • регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170);
  • терроризм (ст. 205);
  • нарушение правил безопасности при проведении горных, строительных и иных работ (ст. 216);
  • нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217).

Кроме вышеперечисленных, при определенных обстоятельствах есть составы, которые могут быть использованы в целях охраны окружающей среды, хотя не являются по своей природе экологическими. Обозначим их как дополнительные.

Дополнительные:

  • злоупотребление должностными полномочиями (ст. 258);
  • превышение должностных полномочий (ст. 286);
  • служебный подлог (ст. 292);
  • халатность (ст. 293).

Предусмотренные этими статьями преступления могут применяться напрямую к тем должностным лицам, которые своими действиями или бездействием способствовали причинению вреда окружающей среде.

Степень общественной опасности экологических преступлений высока, это нашло свое отражение в санкциях рассматриваемых статей Уголовного кодекса РФ.

За совершение экологических преступлений предусматриваются следующие виды наказаний:

Таким образом, ответственность за экологические преступления достаточно разнообразна и использует всю палитру возможных видов уголовного наказания.

Уголовный закон предусматривает в области экологии обе формы вины нарушителя — умысел и неосторожность. Есть составы, которые предусматривают только умышленную вину — незаконная охота, незаконная добыча водных животных и растений и т.д. Есть составы, когда преступление может быть совершено только по неосторожности: уничтожение лесного массива в результате неосторожного обращения с огнем. Наконец, имеются составы экологических преступлений, где существует вина в обеих формах, — загрязнение атмосферы и водоемов, загрязнение морской среды. Ответственность за экологические преступления могут нести физические, вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста. В некоторых статьях предусмотрен специальный субъект — лицо, использующее служебное положение (ч. 3. ст. 256, например).

Оценивая практику применения уголовной ответственности за экологические преступления, специалисты отмеча-ют ее низкую эффективность. Так, уголовные дела о самых массовых и опасных нарушениях — загрязнении водного и воздушного бассейнов — составляет 0,96% общего числа экологических преступлений; загрязнение земли — 0,75%. Применяются в основном нормы об ответственности за преступления и иные правонарушения, связанные с незаконным захватом природных ресурсов (незаконная охота, незаконный лов рыбы, незаконная порубка леса), так называемые «браконьерские дела». В чем причины подобного противоречия? Их две — экономическая и организационная.

Экономическая: большинство предприятий — загрязнителей окружающей среды по своей технической оснащенности не в состоянии выполнить предъявленные им со стороны Закона требования экологической безопасности. У государства, как и у предприятий, нет достаточных средств для надлежащей охраны окружающей среды.

Организационная причина проявляется прежде всего в отсутствии четкой организации системы экологического контроля по пресечению и предупреждению экологических правонарушений.

Статья 74 ЗК РФ. Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения

Новая редакция Ст. 74 ЗК РФ

1. Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.

2. Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Комментарий к Статье 74 ЗК РФ

Ответственность, предусмотренная в п. 1 ст. 74 ЗК, носит карательный характер. Норма, содержащаяся в п. 1 ст. 74 ЗК, является бланкетной и отсылает к законодательству об административной или уголовной ответственности, где должна быть установлена ответственность за земельные правонарушения. Аналогичные отсылочные нормы содержатся в ряде иных законов. Например, согласно ст. 29 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 25 Федерального закона от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 25 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ «О землеустройстве» за его нарушение граждане и юридические лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Смотрите так же:  Гк рф наследование долгов

К законодательству об административной ответственности отсылают также Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 — 2017 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. N 297-р, которыми в качестве одного из основных направлений государственной политики по управлению земельным фондом названо повышение ответственности за неиспользование или ненадлежащее использование земельных участков, в том числе в части установления административного штрафа в зависимости от площади и кадастровой стоимости земельного участка, на котором допущено земельное правонарушение.

Источниками законодательства, устанавливающего административную ответственность за земельные правонарушения, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) и законы субъектов Российской Федерации, что следует из ст. 2.1 КоАП РФ. Исключительно указанными нормативными правовыми актами может быть установлена административная ответственность за административные правонарушения.

Источником законодательства, устанавливающего уголовную ответственность за земельные правонарушения, является Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК). Основанием уголовной ответственности, согласно ст. 8 УК, является совершение предусмотренного в нем деяния, содержащего все признаки состава преступления.

Отграничение земельных правонарушений от всех прочих преступлений и административных правонарушений является условным и неконкретным. Законодательством не установлены признаки данной категории правонарушений. Таким образом, земельные правонарушения в действительности представляют собой совокупность некоторых административных правонарушений и некоторых преступлений. Объединяющим началом здесь будет защита правоотношений, регулируемых ЗК, то есть, согласно ст. 3 ЗК, отношений по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Одновременно объектом земельного правонарушения выступает установленный земельным законодательством «земельный правопорядок, целью которого является обеспечение охраны и рационального использования земель, земельных прав и интересов юридических и физических лиц» .
———————————
Сухова Е.А. Постатейный комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. Ростов-на-Дону, 2012. С. 374.

Земельные правонарушения можно также отнести к категории нарушений правового режима природных объектов и природных ресурсов, за которые установлена юридическая ответственность . Можно уточнить, что правопорядок, установленный в области охраны и использования земель различных категорий, установлен не только земельным, но также градостроительным, лесным, водным, природоохранным законодательством, законодательством о недрах и т.д.
———————————
Бобылев А.И., Ивакин В.И. Юридическая ответственность за нарушения правового режима природных объектов, природных ресурсов. М., 2007. С. 58.

Субъектами ответственности за земельные правонарушения являются юридические и физические, в том числе должностные лица, граждане иностранных государств. Субъективная сторона земельных правонарушений может быть связана как с прямым умыслом (самовольное занятие земельного участка), так и без умысла (нерациональное использование земли).

Земельное правонарушение (его объективная сторона) может выражаться как в действии (например, уничтожение межевых знаков), так и в бездействии (невыполнение охранных мероприятий). Объективная сторона земельных правонарушений представляет собой противоправное поведение, описанное в конкретных составах правонарушений, предусмотренных КоАП РФ и УК.

В указанных главах предусмотрены следующие составы административных правонарушений, которые можно отнести к земельным правонарушениям.

В области охраны собственности:

— ст. 7.1 «Самовольное занятие земельного участка», согласно которой самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без правоустанавливающих документов на землю или разрешающих осуществление хозяйственной деятельности влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и на юридических лиц;

— ст. 7.2 «Уничтожение или повреждение специальных знаков», согласно которой уничтожение или повреждение межевых знаков границ земельных участков, невыполнение обязанностей по сохранению указанных знаков влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и на юридических лиц;

— ст. 7.9 «Самовольное занятие лесных участков», согласно которой самовольное занятие лесных участков или их использование для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений влечет наложение административного штрафа на граждан, на должностных лиц и на юридических лиц;

— ст. 7.10 «Самовольная уступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом», согласно которой самовольная уступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом, самовольная мена земельного участка влечет наложение административного штрафа на граждан, на должностных лиц и на юридических лиц;

— ст. 7.14 «Организация или проведение земляных, строительных или иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия», согласно которой организация или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно, влечет наложение административного штрафа на граждан, на должностных лиц и на юридических лиц;

— ст. 7.16 «Незаконное изменение правового режима земельных участков, отнесенных к землям историко-культурного назначения», согласно которой незаконное изменение правового режима земельных участков, отнесенных к землям историко-культурного назначения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц.

В области охраны окружающей среды и природопользования:

— ст. 8.6 «Порча земель», согласно которой самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на граждан, на должностных лиц, на юридических лиц и на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также административное приостановление деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и юридических лиц;

— ст. 8.7 «Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв», согласно которой невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры, невыполнение требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан, на должностных лиц и на юридических лиц ;
———————————
При квалификации зарастания земельного участка сорными растениями используется ГОСТ 16265-89, где сорные растения определяются как дикорастущие, произрастающие на сельскохозяйственных угодьях и снижающие величину и качество продукции, урожай сельскохозяйственных культур.

— ст. 8.8 «Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению», согласно которой использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в течение срока, установленного федеральным законом, невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, влечет наложение административного штрафа на граждан, на должностных лиц и на юридических лиц;

— ст. 8.12 «Нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах», согласно которой нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах влечет наложение административного штрафа на граждан, на должностных лиц, на юридических лиц, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица или административное приостановление деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц.

В сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель:

— ст. 10.5 «Непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры», согласно которой непринятие землевладельцем или землепользователем мер по уничтожению дикорастущих растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, после получения официального предписания уполномоченного органа влечет наложение административного штрафа на граждан, на должностных лиц и на юридических лиц;

— ст. 10.9 «Проведение мелиоративных работ с нарушением проекта», согласно которой проведение мелиоративных работ с нарушением проекта проведения мелиоративных работ влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан, на должностных лиц и на юридических лиц;

— ст. 10.10 «Нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений. Повреждение мелиоративных систем», согласно которой нарушение правил эксплуатации мелиоративной системы или отдельно расположенного гидротехнического сооружения, повреждение мелиоративной системы, а равно защитного лесного насаждения, сооружение и (или) эксплуатация линий связи, линий электропередачи, трубопроводов, дорог или других объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях без согласования с уполномоченным государственным органом влечет наложение административного штрафа на граждан, на должностных лиц и на юридических лиц.

В области порядка управления;

— ст. 19.9 «Нарушение порядка предоставления земельных или лесных участков либо водных объектов», согласно которой нарушение должностным лицом сроков рассмотрения заявлений граждан или юридических лиц о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных или лесных участков либо водных объектов, незаконное удовлетворение (незаконный отказ в удовлетворении) заявления о предоставлении находящегося в публичной собственности земельного или лесного участка, влечет наложение административного штрафа.

Так как отнесение тех или иных составов административных правонарушений к разряду земельных правонарушений является субъективным, не связано с объективными критериями, то приведенный перечень не следует считать исчерпывающим, он остается открытым.

Наиболее часто встречающимися земельными правонарушениями являются самовольное занятие земельных участков или использование их без правоустанавливающих документов, их неиспользование или использование не по целевому назначению, порча земель .
———————————
См., например: Бобылев А.И., Ивакин В.И. Юридическая ответственность за нарушения правового режима природных объектов, природных ресурсов. М., 2007. С. 64 — 65; Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под общ. ред. Е.С. Болтановой. М., 2014. С. 341.

Согласно ст. 23.21 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.1, частью второй ст. 7.2, ст. ст. 7.10, 8.8, рассматривают органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель.

Полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, государственному земельному надзору возложены, в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее — Росреестр), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации, на Росреестр.

Росреестр находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации. Приказом Минэкономразвития России от 30 июня 2011 г. N 318 утвержден Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии проведения проверок при осуществлении государственного земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Данным Регламентом установлено, что организация и осуществление проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, функции по осуществлению государственного земельного надзора возложены, в соответствии с Положением о государственном земельном кадастре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. N 689, кроме Росреестра, на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, Федеральную службу по ветеринарии и фитосанитарному надзору и их территориальные органы.

Смотрите так же:  Доверенность от родителя на получение свидетельства о рождении

Согласно указанному Положению, государственный земельный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок, принятия мер по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений, а также систематического наблюдения, анализа и прогнозирования состояния исполнения всеми лицами требований земельного законодательства.

От имени таких органов административные дела вправе рассматривать должностные лица Росреестра и его территориальных органов:

— главный государственный инспектор Российской Федерации по использованию и охране земель, его заместители;

— главные государственные инспектора субъектов Российской Федерации по охране и использованию земель и их заместители;

— главные государственные инспектора городов и районов по использованию и охране земель, их заместители.

Данные должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях и передавать их для рассмотрения уполномоченным лицам, которыми также являются должностные лица Росреестра либо судебные органы, в зависимости от состава административного правонарушения.

Поводами для возбуждения дела об административном правонарушении, в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ, являются:

— непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протокол об административных правонарушениях, данных, указывающих на правонарушение;

— поступившие из правоохранительных и иных государственных органов, органов местного самоуправления или общественных организаций материалы о совершении правонарушения;

— сообщения и заявления физических и юридических лиц в средствах массовой информации.

Как уже указано выше, законами субъектов Российской Федерации также может быть установлена административная ответственность за земельные правонарушения. Содержание законодательства субъектов Российской Федерации в этой части является достаточно разнообразным.

Например, ст. ст. 77, 90, 94 Закона Республики Алтай от 14 июня 2003 г. N 12-8 «Об административных правонарушениях в Республике Алтай» установлены административные штрафы: за уничтожение или повреждение деревьев, кустарников, газонов, цветников, дорожек и площадок, растительного слоя земли; нарушение порядка предоставления земельных участков для строительства; нарушение требований при производстве земляных работ, в том числе в виде повреждения растительного слоя земли.

Законом Республики Калмыкия от 26 ноября 2004 г. N 163-III-3 «Об административных правонарушениях в Республике Калмыкия» установлена административная ответственность: собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земель, занимающихся пастбищным животноводством, за нарушение установленных законодательством Республики Калмыкия норм нагрузки скота на единицу площади (пастбища) (ст. 25); граждан и должностных лиц за невосстановление или несвоевременное восстановление нарушенного благоустройства после проведения земляных или аварийно-спасательных работ; нарушение правил производства земляных работ и т.д.

Законом Забайкальского края от 2 июня 2009 г. N 198-ЗЗК «Об административных правонарушениях» установлена административная ответственность за выжигание сухой травы на земельных участках (ст. 51.2); за нарушение собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков порядка добычи общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и порядка строительства подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 метров, а также порядка устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения (ст. 35); за воспрепятствование проведению муниципального земельного контроля (ст. 51.1).

Законом Вологодской области от 8 декабря 2010 г. N 2429-ОЗ «Об административных правонарушениях в Вологодской области» установлена административная ответственность за проезд или стоянку транспортного средства на участках с зелеными насаждениями, детских и спортивных площадках (ст. 3.4).

Законом Краснодарского края от 23 июля 2003 года N 608-КЗ «Об административных правонарушениях» установлена административная ответственность за нарушение либо неисполнение требований по использованию земельного участка, установленных органом местного самоуправления (ст. 7.4); невыполнение собственниками, владельцами, пользователями (в том числе арендаторами) земельных участков обязанностей по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренных нормативными правовыми актами Краснодарского края (ст. 7.6).

Составы земельных правонарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, содержатся исключительно в УК и могут располагаться, например, в главе 22 УК «Преступления в сфере экономической деятельности» и главе 26 «Экологические преступления». Преступления, в отличие от административных правонарушений, характеризуются повышенной степенью общественной опасности. Предусмотрены следующие составы преступлений, которые можно отнести к земельным правонарушениям:

— ст. 170 «Регистрация незаконных сделок с землей», согласно которой регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение сведений государственного кадастра недвижимости и умышленное занижение платежей за землю наказываются уголовным штрафом, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо обязательными работами;

— ст. 254 «Порча земли», согласно которой отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, наказывается уголовным штрафом, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо обязательными работами, либо исправительными работами;

— ст. 262 «Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов», согласно которой нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, наказывается уголовным штрафом, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо обязательными работами, либо исправительными работами.

2. Часть вторая ст. 74 ЗК корреспондирует со ст. 77 Закона N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме.

Требование Закона N 7-ФЗ о возмещении вреда, нанесенного окружающей среде, в полном объеме раскрывается в п. 3 ст. 77, согласно которой возмещается:

— вред в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде;

— фактические затраты на восстановление нарушенного состояния окружающей среды (при отсутствии такс и методик);

Обязанность компенсации виновным лицом вреда, нанесенного окружающей среде, раскрывается более полно в ст. 76 ЗК.

Часть вторую ст. 74 ЗК следует рассматривать также как норму, обеспечивающую защиту интересов собственника или иного правообладателя земли. Иначе говоря, обязанность по возмещению виновным в совершении земельного правонарушения лицом нанесенного им вреда, установленная частью второй ст. 74 ЗК, может рассматриваться не как следствие применения административной и уголовной ответственности, а как применение гражданско-правовой ответственности. Гражданско-правовая ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности, что обусловливает ее применение независимо от административной или уголовной ответственности. Такая ответственность носит, в отличие от административной, уголовной или дисциплинарной ответственности, уже не карательный, а компенсационный характер, направлена на восстановление нарушенных прав.

Право собственности и другие вещные права на землю пользуются, в соответствии с гл. 17, 20 ГК, такой же защитой, как и права на любую иную собственность. Применение гражданско-правовой ответственности в виде возмещения вреда базируется на нормах ГК о способах защиты гражданских прав. Согласно ст. 12 ГК защита гражданских прав, в числе прочего, осуществляется путем возмещения убытков и компенсации морального вреда. Согласно ст. 15 ГК лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, под которыми понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Убытки и моральный вред в совокупности представляют собой вред, который должен быть компенсирован пострадавшему лицу.

Пункт 2 ст. 74 ЗК не следует толковать таким образом, что для требования о возмещении вреда виновным лицом необходимо предварительное привлечение его к уголовной и административной ответственности. Суд может вынести решение о возмещении вреда в ходе рассмотрения гражданского иска в уголовном процессе или через предъявление гражданского иска в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — ГПК РФ) или Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — АПК РФ).

В том случае, если физическое или юридическое лицо в ходе рассмотрения уголовного дела предъявит требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением, то такое лицо в соответствии со статьей 44 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) именуется гражданским истцом и вправе предъявить гражданский иск и для имущественной компенсации морального вреда. В этом случае, согласно ст. 160.1 УПК РФ, следователь, дознаватель обязаны принять меры по установлению и наложению ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого либо лиц, которые несут ответственность за причиненный вред. Судья, в соответствии со ст. 230 УПК РФ, по ходатайству потерпевшего, гражданского истца либо прокурора вправе вынести постановление о принятии мер по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением, либо возможной конфискации имущества.

В случае предъявления иска о возмещении вреда (возмещении убытков), причиненного совершением земельного правонарушения, в порядке, установленном ГПК РФ или АПК РФ, факт применения административной или уголовной ответственности за земельное правонарушение является важным доказательством виновности ответчика при рассмотрении дела о возмещении вреда, но отсутствие данного факта не препятствует возможности обращения с иском о возмещении вреда, при рассмотрении которого будут установлены все необходимые обстоятельства. Равным образом, согласно ст. 246 УПК РФ, прекращение уголовного дела ввиду отказа государственного обвинителя от обвинения не препятствует последующему предъявлению и рассмотрению гражданского иска.

По сложившейся судебной практике, помимо установления вины необходимо также доказать наличие убытков (вреда) и причинно-следственную связь между правонарушением и понесенным вредом.

Требование о возмещении вреда рассматривается судом по общим правилам искового производства.

Другой комментарий к Ст. 74 Земельного кодекса Российской Федерации

1. Конкретные меры административной ответственности за нарушение земельного законодательства установлены в КоАП. Административное наказание — установленная государством мера ответственности за административное правонарушение — применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как правонарушителем, так и другими лицами. Административным правонарушением, согласно ст. 2.1 КоАП, признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законы субъектов РФ об административных правонарушениях устанавливают административную ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, так же как привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности юридическое лицо.

Смотрите так же:  Гражданский кодекс рф статья 15 возмещение убытков

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста (ст. 2.3 КоАП). Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП). Понятие должностного лица содержится в примечании к указанной статье.

Административная ответственность за нарушение земельного законодательства предусмотрена в виде предупреждения или административного штрафа. Предупреждение представляет собой меру административного наказания, выраженную в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме (ст. 3.4 КоАП). Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем 5 тыс. руб., для должностных лиц — 50 тыс. руб., для юридических лиц — 1 млн руб., или может выражаться в денежной величине, кратной: стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения; сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица, либо сумме неуплаченного административного штрафа.

Административное наказание назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность. Если виновно юридическое лицо, то учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.

Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было назначено наказание. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение (ст. 4.1 КоАП).

По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. За нарушение законодательства об охране окружающей среды указанный срок составляет один год.

Привлечение виновного к административной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности возместить причиненный ущерб.

Ряд земельных правонарушений гл. 7 КоАП признает в качестве административных правонарушений в области охраны собственности. Так, ст. 7.1 КоАП предусматривает административную ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости — без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.

Уничтожение межевых знаков границ земельных участков, неуведомление собственником, владельцем или пользователем земельного участка, здания или сооружения, на которых установлены государственные геодезические сети, стационарные пункты наблюдений за состоянием окружающей среды ст. 7.2 КоАП рассматривает как административное правонарушение, которое влечет наложение штрафа.

В ст. 7.8 КоАП установлена ответственность за самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта либо земельного участка водоохранной зоны водного объекта, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Статья 7.9 КоАП предусматривает ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.

Самовольная переуступка права пользования землей, лесным участком или водным объектом, а равно самовольный обмен земельного участка, лесного участка или водного объекта являются согласно ст. 7.10 КоАП административными правонарушениями. Статья 7.16 КоАП устанавливает административную ответственность за незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения.

Составы земельных правонарушений предусмотрены в гл. 8 КоАП, которой установлены административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Предусмотрена административная ответственность за порчу земель (ст. 8.6 КоАП). Речь идет о самовольном снятии или перемещении плодородного слоя почвы, его уничтожении, а равно порче земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.7 КоАП); нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования (ст. 8.12 КоАП); нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования (ст. 8.24 КоАП); самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (ст. 8.26 КоАП); уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ (ст. 8.30 КоАП) рассматриваются как административное правонарушение.

Нарушениями земельного законодательства являются некоторые административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10 КоАП) — проведение мелиоративных работ с нарушением проекта (ст. 10.9 КоАП).

Отдельные административные нарушения на транспорте также являются нарушениями земельного законодательства (гл. 11 КоАП). Так, загрязнение полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог, распашка земельных участков, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта, за исключением работ по содержанию полос отвода автомобильных дорог или по ремонту автомобильных дорог, их участков, выпас животных, а также их прогон через автомобильные дороги вне специально установленных мест, согласованных с владельцами автомобильных дорог, признаются согласно ст. 11.21 КоАП административным правонарушением.

Административную ответственность влечет также нарушение землепользователями правил охраны автомобильных дорог или дорожных сооружений (ст. 11.22 КоАП). Состав правонарушения образует неисполнение землепользователями участков, прилегающих к полосам отвода автомобильных дорог, в пределах населенных пунктов на дорогах федерального значения обязанностей по устройству, ремонту или регулярной очистке пешеходных дорожек или переходных мостиков в границах закрепленных за ними участков либо обязанностей по содержанию в технически исправном состоянии и чистоте выездов с закрепленных участков или подъездных путей на автомобильную дорогу общего пользования, включая переездные мостики.

Глава 19 КоАП, посвященная административным правонарушениям против порядка управления, устанавливает административную ответственность за нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков (ст. 19.9). Несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним (в том числе и на земельные участки) также является согласно ст. 19.21 КоАП административным правонарушением.

2. УК РФ предусматривает уголовную ответственность за регистрацию незаконных сделок с землей (ст. 170). Регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение сведений государственного кадастра недвижимости, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения, наказываются штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 ч.

Регистрация незаконных сделок с землей, искажение сведений государственного кадастра недвижимости и занижение размеров платы за землю составляют объективную сторону этого преступления, которая может заключаться в совершении любого из этих действий. Права лица на земельный участок могут быть нарушены в результате регистрации незаконной сделки по поводу земельного участка, который может принадлежать лицу (например, собственнику), не совершавшему эту сделку, в результате чего такое лицо может утратить право на землю. Права лица на земельный участок могут быть также нарушены в результате того, что в государственный кадастр недвижимости будут включены неверные сведения о принадлежности земельного участка, его состоянии.

Регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных государственного кадастра недвижимости влекут уголовную ответственность, если такие действия совершены должностным лицом. Должностное лицо должно для этого использовать свое служебное положение, совершить действия умышленно при наличии корыстной или иной личной заинтересованности.

Статья 254 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за порчу земли. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, наказываются штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказываются ограничением свободы на срок до двух лет или лишением свободы на тот же срок.

Деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 ст. 254 УК РФ, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

Такие действия могут затронуть интересы собственника земельного участка, землевладельца, землепользователя и арендатора земельного участка.

Порча земли должна быть результатом использования веществ, указанных в ст. 254 УК РФ. Использование каких-либо других веществ исключает возможность применения ст. 254 УК РФ независимо от характера наступивших в результате этого последствий. Порча земли в результате выбросов и сбросов вредных веществ, размещения отходов, деятельности промышленных предприятий, в тех случаях, когда эти вещества или отходы не относятся к классу опасных химических или биологических веществ, не подпадают под признаки преступления, установленного данной статьей.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» разъясняется, что причинение вреда здоровью человека выражается в расстройстве здоровья, временной или постоянной утрате трудоспособности, причинении тяжкого, средней тяжести или легкого вреда одному или нескольким лицам (п. 4). Причинение вреда окружающей среде может выразиться в гибели диких животных и лесов, растений, загрязнении водных объектов и гибели водных биологических ресурсов, загрязнении атмосферного воздуха и т.п. С момента наступления одного из таких последствий преступление считается оконченным.