Требования к проектным решениям

При оценке качества проектного решения особое внимание следует уделять определению полноты учета требований производства. Это тем более необходимо, что по сложившейся практике проектировщики строительных специальностей мало внимания уделяют оценке своих решений с позиций приспособленности их для реализации в конкретных производственных условиях и надежности достижения запроектированных показателей качества. Проектировщик, принимая решение, должен оценить его соответствие условиям производства при изготовлении изделий, конструкций и оборудования на заводах хранения и транспортирования их возведения зданий и сооружений, а также определить эксплуатационные качества принятого решения. [c.147]

Таким образом, оценка качества проектной документации должна быть представлена в виде двух показателей качества проектного решения и качества исполнения проектной документации. [c.148]

Почему в числителе под символом П может пониматься и потребительная стоимость, и полезность, и функциональные свойства, и объем выполненной работы, мы поговорим в дальнейшем, а пока подчеркнем понятие интегральное качество открывает большие возможности для всестороннего анализа и оценки уровня проектных решений, определения конкурентоспособности, выбора направлений совершенствования продукции. [c.65]

По результатам экспертизы проектно-сметной документации экспертными органами составляются заключение, содержащее замечания по проектным решениям, технико-экономическим показателям и сметам рекомендации по внесению исправлений и дополнений, перечень которых установлен в ходе экспертизы, а также общие выводы с оценкой качества проектно-сметной документации. [c.298]

При проектировании жилых домов следует исходить из повышения удобств для проживающих (устройство изолированных комнат, увеличение площади кухонь и передних за счет некоторого сокращения площади жилых помещений). При оценке экономичности проектных решений целесообразно пользоваться в качестве основной расчетной единицы 1 м2 полезной площади. [c.174]

При оценке выполнения плана проектных работ учитывается комплексная завершенность работ по каж-дому объекту в соответствии с титульным списком, качество проектных решений (технич. прогрессивность и краткие сроки строительства, экономич. эффективность и низкая стоимость сооружения объектов), снижение себестоимости проектно-изыскательских работ, сроки проектирования и максимальное использование типовых проектов (подробнее см. Проектирование). [c.240]

Большое значение показателя себестоимости обусловлено углублением хозяйственного расчета, усилением его роли при решении задач повышения эффективности общественного производства и качества труда, выбора новой техники, проектных решений, оценки методов производства, организационно-технических мероприятий, совершенствования ценообразования. [c.232]

Под качеством продукции на стадии проектирования строительных объектов понимается качество принятых в проекте решений и наличие или отсутствие ошибок в проекте. Таким образом, возникает необходимость оценки качества творческой работы проектировщиков и качества исполнения проектной документации. [c.146]

Всесторонняя, объективная, количественная оценка качества проекта является необходимым и обязательным элементом системы управления качеством в проектных организациях. На практике используется много форм и способов такой оценки, однако далеко не все они эффективны и действенны. Совершенствование методов оценки качества проектов — актуальная задача, успешное решение которой не только позволит использовать экономические рычаги в управлении качеством проектов, но и повлияет на повышение качества выполнения строительных работ и эксплуатационных показателей объектов. [c.148]

Для оценки качества и экономичности проектных решений используется также система технико-экономических показателей проекта с прогнозируемыми показателями в период ввода в эксплуатацию готовых объектов с учетом достижений научно-технического прогресса. [c.199]

Как известно, наряду с методикой экономической оценки новой техники, имеется методика определения экономической эффективности капитальных вложений. Ввиду того, что средства, выделяемые на сооружение объектов различного хозяйственного назначения, относятся к категории капитальных вложений, то нередко сметную себестоимость проектных решений рассматривают не как текущие затраты строительного производства, а в качестве капитальных вложений. [c.146]

Качество дальнейшего проектирования решающим образом зависит от правильного выбора методов анализа, сформулированных требований к вновь создаваемой технологии. Эти методы служат для проведения изучения и -исследования, разработки и оценки проектных решений, закладываемых при создании АС, а также длш обеспечения экономии затрат и сокращения сроков проектирования и внедрения системы. [c.64]

Решения по технике безопасности, требующие проектной проработки (буровзрывные работы, работы в зоне ЛЭП и т. п.) документация для контроля и оценки качества строительно-монтажных и специальных работ мероприятия по организации работ методом бригадного хозяйственного расчета пояснительная записка, содержа- [c.31]

При этом для каждого проекта стоит задача уменьшить потери ограниченных ресурсов, использовать выделенные ресурсы с максимальной эффективностью. Таким образом, все сводится не только к оценке проекта, но и к заключительному экономическому показателю, фиксирующему масштабы затрат, отдачу этих затрат и времени, необходимого для полного цикла инвестиционного проекта, экономического анализа — поиска и выявления оптимальных для данного проекта затрат, максимальной прибыли при минимальных сроках. В то же время решение этих задач не может вступать в противоречие с качеством проекта и идти в ущерб его социальным характеристикам. В данной работе сделана попытка создания инструмента экономического анализа и рекомендованы направления поиска наиболее эффективных приемов проектного решения в широком смысле. [c.95]

Выше уже отмечалось, что компьютерные технологии должны использовать как объективные, так и субъективные оценки руководителя, причем эти субъективные оценки должны быть формализованы. Одной из таких формализованных оценок являются значение критерия. Критерии — это признаки, по которым производится оценка соответствия функционирования системы желаемому результату. Система критериев является ни чем иным, как формализацией наших пожеланий и требований к качествам синтезируемого объекта или процесса [10.11]. Требования к проекту можно сформулировать, перечисляя критерии, которым должна соответствовать система и указывая значимость ( вес ) каждого критерия. Система поддержки принятия проектных решений может предложить список критериев, который руководитель дополняет или сокращает, (так сделано, например, в [10.12]). [c.382]

Нормативный аспект определяет требования к качеству ПС на уровне стандартов и методических указаний и основывается на следующих принципах требования к качеству ПС в виде поставленных целей должны быть сформулированы в техническом задании (ТЗ) на разработку ПС формулировки требований к качеству ПС должны допускать возможность проверки (тестирования, экспертной оценки) их соблюдения в созданном ПС. Поэтому объектами контроля в управлении качеством на различных этапах разработки являются ТЗ, готовое ПС, а также все промежуточные преобразования проектных решений. Нормативный аспект реализуется через комплекс нормативно-технической документации (НТД) и ТЗ на разработку. В ТЗ со ссылкой на тот или иной элемент комплекса НТД должны быть явно определены требования к качеству ПС, а также приоритеты этих требований. При разработке ТЗ должны учитываться прогнозы научно-технического уровня ПС, которые могут [c.359]

Будем исходить из тезиса — более высокий уровень комфорта требует больших расходов на его обеспечение. Тогда представляется целесообразным в качестве показателя, определяющего уровень комфорта, выбрать лимитную цену машины. Лимитная цена является важным экономическим показателем для оценки эффективности проектно-конструкторских решений. Она определена заказчиком и остается неизменной на всех стадиях разработки нового изделия. Лимитная цена ограничивает проектную себестоимость. [c.230]

При проектировании электрической части объектов не всегда удается увязать сметную стоимость того или иного варианта проекта с конечной себестоимостью продукта предприятия. В этом случае в качестве исходных показателей для экономической оценки проектных решений принимаются капитальные вложения, стоимость годовой эксплуатации электроустановки с учетом годовых амортизационных отчислений и стоимости годовых потерь электроэнергии в установке, срок окупаемости электроустановки (сравнение с нормативными сроками окупаемости). [c.45]

Даже отвлекаясь от оценки качества выдаваемых заданий, следует отметить, что отход от принятых в заданиях решений вполне закономерен с точки зрения творческого развития процесса проектирования. Как правило, в ходе дальнейшего проектирования задания изменяются и авторами его и теми, кому адресованы, что вызывает переделки при согласовании уже изображенных проектных решений. [c.29]

Типовая методика разработана с учетом задач по совершенствованию планирования и усилению экономического стимулирования производства и предназначена для применения плановыми организациями, министерствами, ведомствами, объединениями и предприятиями, научно-исследовательскими и проектными организациями. Она содержит основные положения, которые являются обязательными для всех отраслей народного хозяйства. На основании Типовой методики подлежат разработке и утверждению министерствами и ведомствами по согласованию с Госпланом СССР отраслевые инструкции, учитывающие особенности расчетов эффективности капитальных вложений в отраслях народного хозяйства и промышленности, а также методики определения эффективности капитальных вложений при решении отдельных народнохозяйственных проблем (размещения производства, экономической оценки качества продукции и др.). [c.63]

Типовая методика разработана с учетом задач по совершенствованию планирования и усилению экономического стимулирования производства и предназначена для применения плановыми организациями, министерствами, ведомствами, объединениями и предприятиями, научно-исследовательскими и проектными организациями. Она содержит основные положения, которые являются обязательными для всех отраслей народного хозяйства. На основании Типовой методики подлежат разработке и утверждению министерствами и ведомствами по согласованию с Госпланом СССР отраслевые инструкции, учитывающие особенности расчетов эффектив-ности капитальных вложений в отраслях народного хозяйства и промышленности, а также методики определения эффективности капитальных вложений при решении отдельных народнохозяйственных проблем (размещения производства, экономической оценки качества продукции и др.). В энергетике действует инструкция по определению экономической эффективности капитальных вложений в развитие энергетического хозяйства (генерирование, передача и распределение электрической и тепловой энергии (Л. 42). [c.153]

Предпроектная стадия. После принятия решения о создании АСУ начинается Предпроектная стадия. Это комплекс. научно-исследовательских работ и организационно-технических мероприятий по обследованию системы управления предприятием. Определяются возможности предприятия по повышению объема и качества выпускаемой продукции, снижению материальных, финансовых и трудовых затрат в результате внедрения АСУ, новых, более эффективных методов планирования, учета и регулирования. Проверяется соответствие существующей на энергопредприятии информационной базы, требуемой для условий АСУ. Намечается состав мероприятий для перехода на новые методы управления. Проводится оценка применимости имеющихся в отрасли типовых проектных решений и ранее разработанных пакетов прикладных программ (ППП) к конкретным условиям обследуемого предприятия. . [c.413]

Ниже приводится схема оценки поставщиков, учитывающая качество, цену, своевременность поставки и предоставляемое поставщиком обслуживание. Трудно переоценить важность этой информации для отдела снабжения, отдела управления качеством, производственного и проектно-конструкторского отделов. Предлагаемые формулы могут варьироваться они не имеют под собой статистической базы, а предлагаются в качестве компромиссного решения. В этой общей схеме 100 пунктов (весов) распределяются следующим образом по четырем показателям [c.155]

В процессе проведения экспертизы осуществляется всесторонняя проверка представленной документации с оценкой прогрессивности технико-экономических показателей запроектированного предприятия, здания, сооружения по сравнению с показателями лучших отечественных и зарубежных объектов аналогичного назначения обеспечения рационального использования природных ресурсов, наличия мероприятий по охране природы соответствия принятых технологических решений новейшим достижениям науки и техники и научной организации труда, а также нормам технологического проектирования соответствия архитектурно-строительных решений и эксплуатационных качеств объектов требованиям технологии производства продукции, условиям проживания населения, а также уровню строительной техники и индустриализации строительства степени использования в проектном решении типовых и повторно применяемых экономичных индивидуальных проектов соблюдения норм продолжительности строительства и освоения проектных мощностей прогрессивности методов организации и механизации строительства, направленных на снижение трудоемкости работ по возведению зданий и сооружений. [c.298]

Наиболее экономичный вариант проектных решений определяют на основе комплексной технико-экономической оценки с учетом качества домов и эксплуатационных затрат. [c.174]

Системы платы за знания и компетенцию появились и совершенствуются благодаря таким особенностям современного бизнеса, как усиление глобальной конкуренции и необходимость быстрого внедрения в производство достижений научно-технического прогресса в виде новых технологий, техники, проектных решений, методов и подходов к управлению организацией. Обе эти системы нацелены на адаптацию персонала к быстро меняющимся условиям производства и ведения бизнеса, что позволяет решить задачу повышения качества человеческих ресурсов организации, не обращаясь к внешнему рынку труда. Основой системы платы за знания является вознаграждение работника за овладение дополнительными навыками и знаниями по сравнению с требованиями его должностной инструкции. Специалисты, которые занимаются определением размера вознаграждений сотрудникам, должны составить перечень критически важных для организации знаний и навыков на перспективу, за овладение которыми следует вознаграждать. Для работников, деятельность которых нельзя формализовать (руководители всех уровней и специалисты), составить такой перечень достаточно сложно, а порой невозможно. Поэтому их способность адаптироваться к меняющимся условиям вознаграждается по системе платы за компетенции (см. разд. 14.2). Для оценки компетенций можно воспользоваться схемой, которая прошла апробацию в некоторых зарубежных компаниях. Сотрудник заключает контракт, в котором перечислены его [c.290]

Освидетельствование здания и его конструктивных элементов проводят с целью выявления отступлений от проекта и нормативно-технических условий. Проверяют соответствие габаритных размеров здания, узлов соединения конструкций, размеров опорных площадок и т. д. проектным решениям. Проводят также оценку физико-механических качеств материала конструкций. Детальное обследование инженерно-геологических условий площадки строительства включает выявление всех источников замачивания и продолжительность их действия полевые и лабораторные исследования увлажненного основания колебания уровня грунтовых вод за период эксплуатации. [c.230]

В процессе работы с системой-прототипом пользователь реально осознает возможности будущей системы и определяет наиболее удобный для него режим обработки данных, что значительно повышает качество создаваемых систем. Осуществляются проверка принципиальных проектных решений по составу и структуре ЭИС и оценка основных ее эксплуатационных характеристик. [c.374]

Собственно проектное решение принимается либо в качестве единоличного решения заказчика, либо в качестве группового решения правления, совета директоров и т. д. Для этого может быть использован целый ряд критериев, которые при их оценках должны превышать критическое значение, включая размер допусков, с тем чтобы по проекту могло быть принято положительное решение. [c.182]

Смотрите так же:  Какой подоходный налог на двоих детей

Принцип результативности совершенствования ОСУ. Рекомендуется оценивать качество каждой из работ, проводимых по их совершенствованию на стадиях исследование, разработка проекта, внедрение, эксплуатация. Методика такой оценки включает систему тестов, куда входит определенное количество требований к качеству создаваемой организующей нормативно-технической документации (НТД), в том числе таких ее характеристик, как состав, содержание, процент нововведений, социально-экономическая эффективность проектных решений и т.д. Для оценки результативности совершенствования системы управления с применением тестов используется экспертный метод. [c.19]

Глубина и качество технико-экономической оценки и обоснования отдельных вариантов технических решений и проектов в целом во многом зависит от того, насколько полно студентами-дипломниками изучена и обобщена литература по теме, собраны необходимые статистические данные в период преддипломной практики на предприятиях, в научно-исследовательских и проектных учреждениях и других организациях, характеризующие технический и экономический уровень аналоговых отечественных и зарубежных разработок. [c.20]

Без коренной перестройки структур управления компании не смогут стать конкурентоспособными. Требуется разработка маркетинговой политики, трансформация мышления руководителей предприятий, ориентировавшихся в прошлом лишь на решение производственных, технологических проблем, переключение их внимания на финансовые, сбытовые условия, эффективный маркетинг. Некоторые российские предприятия уже проводят серьезные организационно-управленческие изменения, в частности реорганизацию маркетинга и сбыта по продуктовому принципу, использование проектных, матричных и сетевых структур. Новая организация финансового учета позволяет оценивать удельные издержки производства на единицу каждого вида продукции и по направлениям функциональной деятельности. Осуществляется переход на оценку прибыли или убытков каждого подразделения компании (принцип центров прибыли). Больше внимания уделяется контролю качества продукции, послепродажному сервису. Повышается роль формальных контрактов в отношениях с наемным персоналом. Разрабатываются инвестиционные и бизнес-планы для каждого подразделения с акцентом на повышении качества уже выпускаемых продуктов и создании новых. Повышается прозрачность компаний для инвесторов, кредиторов и крупнейших торговых партнеров, в том числе на основе использования международных стандартов бухгалтерского учета. [c.102]

Для повышения технико-экономического уровня общественного производства большое значение имеет обоснованный выбор наиболее оптимальных технических и организационных решений, научных идей и разработок, доводимых до стадии опытного применения и затем серийного выпуска и использования продукции, сокращение сроков научных исследований, проектно-конструк-торских разработок, изготовление и внедрение эффективной новой техники. Рекомендуемые Методикой определения экономической эффективности использования в народном хозяйстве новой техники, изобретений и рационализаторских предложений принципы выбора базы (эталона) сравнения в известной мере характеризуют не только уровень новизны, намечаемой к разработке или внедрению техники, но и эффективность. При выборе варианта создания новой техники научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации должны принимать в качестве базы сравнения показатели лучшей техники, спроектированной в СССР (или зарубежной техники, которая может быть закуплена в необходимом количестве или разработана в СССР на основе приобретения лицензии) и имеющей наименьшие приведенные затраты в расчете на единицу продукции (работы). Если новая техника разрабатывается впервые, то за базу, для сравнения следует принимать показатели лучшей техники, имеющейся в СССР. При составлении планов внедрения новой техники министерствами, ведомствами, предприятиями, организациями и при определении ожидаемой и фактической экономической эффективности должны быть использованы показатели заменяемой в производстве техники. Показатели лучшей зарубежной и отечественной техники в основном служат для оценки технико-экономического уровня техники, создаваемой при выполнении научно-исследовательских и конструкторских работ. [c.45]

Таковы по нашей оценке место и роль проектной организации в решении вопросов повышения качества продукции, предусматриваемой к выпуску на проектируемых предприятиях, наши задачи в решении этих вопросов. Считаем, что обмен мнениями по существу вопроса, объединение усилий для работы над проблемой будут способствовать решению большой народнохозяйственной задачи — роста эффективности общественного производства за счет повышения качества продукции. [c.134]

Завершив исследование денежных потоков по инвестиционной, операционной и финансовой деятельности, проведем анализ оценочных показателей эффективности собственного капитала. Анализ проводится по двум направлениям первое связано с исследованием нормативных и проектных показателей эффективности собственного капитала. Данное направление анализа позволит принять правильное управленческое решение о целесообразности реализации ИП. Одновременно с этим дадим необходимые пояснения к методике расчета показателей эффективности участия предприятия в процессе реализации проекта (показатели эффективности собственного капитала). Второе направление анализа связано с изучением взаимосвязи между показателями коммерческой эффективности инвестиционного проекта и показателями оценки эффективности собственного капитала. По данным табл. 3.3 на первом этапе анализа рекомендуется рассчитать два оценочных показателя эффективности ИП — чистый дисконтированный доход и внутреннюю норму доходности. Исходя из сравнения проектных значений с нормативными принимается предварительное решение о целесообразности реализации ИП. В качестве нормативов в данном случае выступают норма дисконта, равная 10%, и срок полезного использования инвестиционного проекта, равный 5 годам. [c.162]

Как известно, лимитная цена определяется организацией, выдающей задание на проектирование новой продукции, и является одним из обязательных параметров этого задания. Лимитные цены служат не только в качестве важного экономического критерия при оценке эффективности проектных решений. Они лежат в основе принятия решений о постановке на производство новой продукции, определения уровней опто- [c.78]

Мконтроль качества проектных решений — п ( Логическое проектирование), г (Качество проектных решений), е (Проверка полноты логического проекта Контроль внутренней непротиворечивости проекта Проверка соответствия логического проекта требованиям заказчика Оценка логического проекта) [c.138]

Общая пояснительная записка, содержащая исходные данные для проектирования, краткую характеристику объекта (при реконструкции, расширении), оценку оптимальности выбранного варианта его размещения данные о проектной мощности объекта, номенклатуре, качестве и техническом уровне продукции, сырьевой базе решения по организации, специализации и кооперированию основного и вспомогательного производства (с учетом намечаемого развития производственного объединения, в состав которого входит проектируемое предприятие) сведения о потребности в топливе, воде, тепловой и электрической энергии, трудовых ресурсах и о возможности обеспечения этой потребности изложение и оценку прогрессивности и экономичности основных проектных решений состав предприятия, сооружения, очередность строительства, сведения по пусковым комплексам, объемам основных работ результаты выполненных экономических расчетов и оценку определенных в проекте технико-экономических показателей объекта, очереди, пускового комплекса в сравнении с показателями лучших отечественных и зарубежных аналогов данные по экономике производства, эффективности капитальных вложений и использованных в проекте достижений науки и техники сведения о проведенных согласованных проектных решениях и соблюдении требований норм, правил, инструкций и государственных стандартов, в том числе норм по взрыво — и пожаробезопасности краткую характеристику района и площадки строительства решения и показатели по генеральному плану, внутриплощадочному и внешнему транспорту с определением грузооборота и выбором транспортных средств решения по инженерным сетям и коммуникациям мероприятия по гражданской обороне мероприятия по восстановлению (рекультивации) земельного участка и использованию плодородного слоя почвы с обоснованием объемов работ и методов их [c.25]

Оценка надежности системы характеризуется сохранением показателей качества в течение заданного отрезка времени. Поэтому эффективность проектных решений систем теплогазо-снабжения и вентиляции следует определять не только по первоначальным характеристикам, но и надежностью их работы в заданных условиях и режимах эксплуатации. [c.100]

Основной составляющей ежегодных издержек по производству энергии на тепловых электростанциях и в котельных являются затраты на топливо. В связи с тем что КЭС (с соответствующими энергоэкономическими свойствами) выступает в качестве замещающей установки, практически во всех энергоэкономических расчетах приходится определять затраты на топливо (и электроэнергию). Оценка затрат на топливо в каждом конкретном случае должна отражать единство топливно-энергетического хозяйства страны, определяемое широкой взаимозаменяемостью различных видов топливно-энергетических ресурсов, наличием разветвленной транспортной сети, а также высокой степенью централизации и комбинирования энергоснабжения. Задача заключается в том, чтобы при экономическом анализе конкретных проектных решений (выбор вида топлива для энергогенерирующих установок, схем энергоснабжения производственных и коммун а льно-бы- [c.230]

Хотя автор и не претендует на исчерпывающее изложение материала по всем названным выше проблемам, в ней все же предлагаются методы и средства планированя и управления, которые,. будучи принятыми на вооружение, способны ухудшить плохую и улучшить хорошую организацию процессов программирования и обеспечения надежности создаваемых систем. Эти методы и средства создают благоприятные условия для всесторонней и своевременной оценки проектных решений, облегчают задачу управления процессом проектирования и повышают качество управления. [c.11]

Техно-рабочий проект. В техно-рабочем проекте должны быть решены следующие основные вопросы схем транспортных потоков сырья и готовой продукции специализации и кооперирования производства технологии производства, обеспечивающей высокую производительность труда экономики и организации производства применения автоматизированных систем управления обеспечения производства кадрами объемно-планировочных, архитектурных и конструктивных решений зданий и сооружений создания условий для научной организации труда и бытового обслуживания работающих обеспечения жи-лищно-бытовых условий работающих организации строительства и осуществления его в нормативные сроки охраны окружающей среды сметной стоимости строительства технико-экономических показателей, включая производительность труда, себестоимость продукции, рентабельность производства, уровень его механизации, автоматизации и энерговооруженности, экономическую эффективность капитальных вложений и др. качества намечаемой к производству продукции, оценки прогрессивности и эффективности ее в народном хозяйстве освоения проектных мощностей предприятия в соответствии с действующими нормами. [c.13]

Требования к эффективности и надежности проектных решений

Проектирование информационных систем всегда начинается с определения цели проекта. Основная задача любого успешного проекта заключается в том, чтобы на момент запуска системы и в течение всего времени ее эксплуатации можно было обеспечить:

  • требуемую функциональность системы и степень адаптации к изменяющимся условиям ее функционирования;
  • требуемую пропускную способность системы;
  • требуемое время реакции системы на запрос;
  • безотказную работу системы в требуемом режиме, иными словами — готовность и доступность системы для обработки запросов пользователей;
  • простоту эксплуатации и поддержки системы;
  • необходимую безопасность.

Производительность является главным фактором, определяющим эффективность системы. Хорошее проектное решение служит основой высокопроизводительной системы.

Эти требования могут быть выполнены при условии использования современных информационных технологий проектирования.

Разработка проектного решения

Проектное решение – это комплекс текстовых и графических документов, необходимых для реализации технических решений по устранению выявленных недостатков, дефектов, повреждений, прочих нарушений договорной, проектной и нормативной документации отдельных строительных конструкций на небольших площадях, а также при ремонте или прокладке инженерных сетей небольшой протяженности.

Чем отличается проектное решение от разработки проектной и рабочей документации.

Проектная документация требуется для согласования в государственных или независимых негосударственных экспертных организациях, с целью получения положительного заключения экспертизы. Положительное заключение экспертизы необходимо для получения разрешения на строительство.

Кроме того, проектная документация понадобится при вводе здания или сооружения в эксплуатацию, поскольку именно по ней будут сверяться объемно-планировочные, конструктивные и технологические решения принятые при возведении объекта.

Рабочая документация необходима непосредственно для производства строительно-монтажных работ. Именно в соответствии с чертежами рабочей документации производятся все строительные работы. Т.е. рабочая документация нужна для строителей. Рабочая документация, как правило, разрабатывается на выполнение полного комплекса работ по строительству и реконструкции.

Разработанные проектные решения , по сути, являются рабочей документацией. Отличие состоит в объеме выполняемых работ. Локальные проектные решения выполняются на основании выполненного обследования, проведенной экспертизы или мониторинга, при необходимости устранить выявленные недостатки, дефекты, повреждения, усилить отдельные конструкции (балки перекрытия, плиты, простенки и пр.), спроектировать небольшую по площади пристройку, проложить инженерные сети небольшой протяженности и пр.

Какие нормативно-правовые документы регламентируют разработку проектных решений

Основными нормативными и правовыми документами регламентирующими содержание и правила разработки проектного решения являются:
1. Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗФ, глава 6, 6.1;
2. Постановление Правительства Р Ф от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»;
3. ВСН 61-89 (р) «Реконструкция и капитальный ремонт жилых домов. Нормы проектирования.»;
4. ГОСТ Р 21.1101-2009 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации.».

Проектные решения (так же как и рабочий проект) разрабатывается для строителей, при небольших объемах работ, таких как:
— устройство проемов в стене;
— устройство козырьков и навесов;
— перенос отдельных несущих конструкций;
— усиление отдельных несущих конструкций;
— устройство асфальтобетонных и железобетонных площадок и дорог небольшой площади;
— прокладка инженерных сетей в отдельных помещениях;
— подключение коттеджа к инженерным сетям;
— и пр.

Состав и объем работ всегда индивидуальны. Возможно выполнение следующих разделов:

Требования к проектным решениям, оценка качества проектных решений

10.4.1 Общими требованиями качества к проектным решениям в области технологического проектирования предприятий отраслей промышленности и народного хозяйства являются:

a) обеспечение конкурентоспособности производства, в т.ч. — за счёт выпуска продукции высокого качества и высокой производительности труда;

b) общая и экологическая безопасность производства, обеспечение охраны окружающей природной среды;

c) устойчивость предприятия в случае развития опасных техногенных и природных процессов;

d) широкое использование высокоэффективных процессов производства, применение малоотходной и ресурсосберегающей технологии;

e) применение комплексной механизации, автоматических линий, промышленных роботов, гибких автоматизированных систем и другого прогрессивного оборудования, а также повышение коэффициента сменности его работы.

10.4.2 В области строительного проектирования общими требованиями к качеству проектных решений являются:

a) снижение материалоемкости, трудоемкости и стоимости строительства, сокращение его продолжительности за счет высокой технологичности конструктивных решений зданий и сооружений, внедрения прогрессивных изделий и материалов, укрупненных монтажных блоков, конструкций высокой заводской готовности, передовых методов организации строительства;

Смотрите так же:  Общие требования к аудиторскому заключению

b) эффективное использование площадей земельных участков и восстановление угодий, экономное и эффективное использование других природных ресурсов;

c) высокий уровень архитектурных и градостроительных решений, улучшение условий труда и быта работающих с учетов достижения промышленной эстетики и эргономики, совершенствование планировки и повышение качества жилых домов, объектов социально-бытового и культурного назначения.

10.4.3 Оценка качества проектных решений (проектной продукции) осуществляется для определения соответствия принятых технологий, оборудования, строительных решений, организации производства и труда новейшим достижениям отечественной и зарубежной науки и техники и прогрессивным удельным показателям строительства и эксплуатации проектируемых объектов. Прогрессивные показатели (характеристики, параметры, проектные решения и т.п.) объектов строительства должны, как правило, устанавливаться соответствующими государственными и отраслевыми органами управления в программах развития, целевых программах и планах капитального строительства, а также заказчиком (инвестором) — в заданиях на проектирование конкретных объектов.

10.4.4 В рамках системы качества проектных организаций рекомендуется разрабатывать документированные рабочие процедуры, регламентирующие порядок анализа и проверки проекта, включая операции оценки и контроля качества выпускаемой проектной продукции. Контроль, анализ и проверка хода разработки проектной продукции должны проводиться на основании соответствующего графика 1 по этапам проектирования или в контрольных точках выполнения проектной продукции (например, при 10-процентной, 30-процентной и 60-процентной готовности проектной документации). Рабочие процедуры по оценке качества рекомендуется оформлять в виде типовых и соответствующих рабочих частных технологических процессов проектирования в соответствии с положениями, приведенными в разделе 8 настоящего Руководства.

1 Календарный график проектирования и график контроля проекта разрабатывается в ходе организационно-технологической подготовки проектирования (см. разд. 8).

10.4.5 Типовые технологические процессы оценки качества объектов проектирования (по объекту в целом, отдельных систем и элементов объекта) подготавливаются в проектной организации с участием руководителей и главных специалистов соответствующих производственных подразделений и главных инженеров (главных архитекторов) проекта. В состав технологической документации, описывающей типовые и рабочие технологические процессы контроля и оценки качества проекта, входят, как правило, технологические схемы, графики, технологические карты для исполнителей работ, а также другие материалы, указанные в разд. 8 настоящего руководства.

В приложении М приведена примерная технологическая схема оценки качества проекта промышленного предприятия.

10.4.6 Организационно-методические документы 2 (методики оценки качества) и технологические процессы, разрабатываемые с целью установления порядка оценки качества продукции в проектной организации, должны, как правило, содержать:

a) общие и специальные требования к качеству проектируемого объекта;

b) состав утвержденных прогрессивных удельных показателей или, в соответствующих случаях, базовых значений технико-экономических показателей, базовых качественных характеристик для проектируемых объектов по следующим группам:

— качество выпускаемой продукции (услуг);

— технологический уровень проектируемого производства и эффективность использования ресурсов при эксплуатации объекта;

— качество архитектурно-планировочных решений и эффективность использования ресурсов при строительстве;

— эстетический, социальный, экологический уровень объекта;

c) методы определения (расчета) показателей и характеристик качества проектируемых объектов;

d) методики оценки качества проектных решений на основе анализа и сравнения количественных характеристик;

e) порядок организации контроля общих (частных, элементных) проектных решений;

f) описание функций контроля качества проектных решений, осуществляемых руководящими сотрудниками и специалистами проектных организаций;

g) перечень этапов проектных работ, по завершении которых осуществляется контроль проектных решений;

h) формы документов регистрации контроля качества по этапам проектных работ;

i) формы документов, закрепляющих принципиальные общие и частные проектные решения, на основе которых осуществляется контроль за качеством проектно-сметной документации в процессе ее разработки.

2 В том числе документация, разрабатываемая в рамках системы качества проектной организации.

10.4.7 Методы оценки качества проектных решений должны быть ориентированы на использование средств вычислительной техники и автоматизации с учетом объёмов перерабатываемой информации и иных факторов сложности оценочных процедур.

10.4.8 В проектных организациях в рамках системы качества должна проводиться политика, направленная на планомерное повышение технико-экономического уровня проектных решений. Одним из направлений политики в области качества должно являться совершенствование (улучшение качества) организации и технологии проектного производства, основывающееся на анализе и обобщении передового отечественного и зарубежного опыта проектирования, строительства и эксплуатации объектов инвестиций.

Мероприятия по улучшению качества технологии проектирования следует планировать, разрабатывать и осуществлять с использованием рекомендаций международного стандарта ИСО 9004-4-93 «Административное управление качеством и элементы системы качества. Часть 4. Руководящие указания по улучшению качества».

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Проектная документация: оптимизация требований к составу и содержанию разделов

Проектная документация: оптимизация требований к составу и содержанию разделов

Одним из ключевых элементов в жизненном цикле строительного объекта является разработка проектной документации (проектирование). Этап проектирования – важная стадия инвестиционно-строительного процесса, в ходе которой закладывается эффективность как строительства, реконструкции, реставрации, приспособления или технического перевооружения, так и последующей эксплуатации зданий и сооружений. От требований, предъявляемых к составу и содержанию разделов проектной документации, зависят временные и экономические затраты как на проектирование, так и на реализацию объекта капитального строительства в целом.

Правила и принципы

Состав проектной документации объектов капитального строительства определен Градостроительным кодексом Российской Федерации, который предусматривает необходимость разработки не менее 14 разделов. При этом определение состава и требований к содержанию разделов проектной документации отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.

В настоящий момент все требования к проектной документации собраны в «Положении о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 (далее – Положение). Оно устанавливает состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, объектам производственного и непроизводственного назначения, к отдельным этапам строительства объектов капитального строительства, а также при проведении капитального ремонта или реконструкции объектов капитального строительства, включая линейные объекты.

До принятия Положения регламентация состава и содержания проектной документации осуществлялась ведомственными актами различных министерств. Переход от ведомственного регулирования правил подготовки проектной документации, регулируемых строительными нормами и правилами (далее – СНиП), к нормативному правовому акту, принимаемому на правительственном уровне, характеризовал существенное повышение значимости проектной документации, но не решил ряд проблем в сфере проектирования.

Так, например, Положение не предусматривает стадийность проектирования и изменение требований к содержанию текстовой и графической частей разделов проектной документации применительно к конкретным видам объектов капитального строительства различного функционального назначения. В нем не приведены требования к содержанию разделов в части мероприятий по гражданской обороне и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения промышленной безопасности, безопасной эксплуатации объекта капитального строительства. Также не приведены требования к проектной документации повторного применения. Профессиональное сообщество неоднократно поднимало вопрос необходимости внесения изменений в Положение, указывая на то, что требования, предъявленные в нем, приводят к увеличению сроков реализации инвестиционных проектов, удорожанию стоимости проектирования и строительства в целом, создают препятствия для внедрения инновационных технологий, новых строительных материалов и оборудования.

По мнению экспертного сообщества, для определения направления оптимизации требований к составу и содержанию разделов проектной документации необходима глубокая проработка данного вопроса с проведением сравнительного анализа требований к составу и содержанию проектной документации как в отечественных строительных нормах, регулировавших данный вопрос на более ранних этапах становления строительной отрасли, так и с современным альтернативным подходом к данному вопросу в технически раз- витых государствах. Нормативные технические документы Госстроя СССР, такие, например, как СН 202-62 «Инструкция по разработке проектов и смет для промышленного строительства», СН 202-69 «Инструкция по разработке проектов и смет для промышленного строительства», СН 202-76 «Инструкция по разработке проектов и смет для промышленного строительства», СН 202-81 «Инструкция о со- ставе, порядке разработки, согласования и утверждения проектов и смет на строительство предприятий, зданий и сооружений», СНиП 1.02.01-85 «Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений», СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство пред- приятий, зданий и сооружений» последовательно сменяли друг друга на протяжении длительного времени. Их изучение позволяет провести сравнительный анализ действовавших норм. По мнению отдельных специалистов, нормативная база того времени не соответствовала современным потребностям и сдерживала развитие экономики Российской Федерации, что и стало одним из стимулов для проведения реформы технического регулирования в строительной отрасли. Тем не менее анализ СН 202-81 «Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектов и смет на строительство предприятий, зданий и сооружений» наглядно показывает актуальность и соответствие этих норм современным требованиям в сфере технического регулирования.

Уникальность, предшествующих Положению строительных норм, заключалась в принципах подхода к подготовке проектной документации, которые не нашли своего места в современных требованиях к составу разделов проектной документации и их содержанию. Рассмотрим основные принципы, положенные в основу строительных норм СССР и востребованные строительным сообществом на современном этапе развития строительной отрасли.

Министерства и ведомства СССР, органы государственного надзора и общественные организации в соответствии с предоставленными им правами могли разрабатывать нормативные документы по проектированию и инженерным изысканиям, отражающие специфику отдельных отраслей народного хозяйства, отраслей промышленности и видов строительства, и утверждать их по согласованию с Госстроем СССР. Допускалось строительство объектов по иностранным лицензиям на базе комплектного импортного оборудования на основе компенсационных соглашений и контрактов с компаниями других стран. Данный принцип реализуется сейчас в гармонизации и стремлении к взаимному признанию механизмов оценки и подтверждении объектов капитального строительства установленным (или декларируемым) нормам, стандартам и иным аспектам оценки в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Европейского союза (ЕС).

Проектные и изыскательские организации при проектировании предприятий, зданий и сооружений должны обеспечивать реализацию достижений науки, техники и передового отечественного и зарубежного опыта с тем, чтобы построенные или реконструированные предприятия ко времени их ввода в действие были технически передовыми и обеспечивали выпуск продукции высокого качества в соответствии с научно обоснованными нормативами по затратам труда, сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов, утвержденными по отраслям народного хозяйства и отраслям промышленности. Не допускается строительство по устаревшим проектам и рабочим проектам. Основы данного принципа в настоящее время зало- жены в сфере технического регулирования и выражаются в стремлении отечественной строительной отрасли соответствовать уровню материально-технической базы и научно-технического развития европейских стран

Проекты и материалы проектов, представляемые на экспертизу и утверждение, должны разрабатываться без лишней детализации, в минимальном объеме и составе, достаточном для обоснования принимаемых проектных решений и определения объема основных работ. Данный принцип реализуется сейчас посредством проведения работы, направленной на оптимизацию требований к проектной документации.

При разработке проектно-сметной документации необходимо руководствоваться законами СССР, указами Президиума Верховного Совета СССР и решениями Правительства СССР, нормативными актами по капитальному строительству, государственными стандартами, документами по основным направлениям в проектировании объектов соответствующих отраслей, нормами технологического проектирования, общесоюзными строительными каталогами, в том числе территориальными и ведомственными. Решение данного принципа на современном этапе предусмотрено путем внедрения обязательности для государственных заказчиков применения экономически эффективных проектов повторного использования.

Организации, осуществляющие экспертизу и утверждение проектно-сметной документации, не должны предъявлять требования, приводящие к неоправданному увеличению ее объема и излишней детализации. Данный принцип не потерял свою актуальность на современном этапе. Исключение завышенных требований при проведении экспертизы проектной документации является одним из самых обсуждаемых вопросов в проектном и экспертном сообществах.

Одним из наиболее острых вопросов, регулярно поднимаемых сообществом проектировщиков, являются избыточные требования к проектной документации. Предъявляемые в настоящее время требования к проектной документации способствуют появлению административных барьеров и увеличению расходов, как временных, так и финансовых, на разработку проектной документации и проведение ее экспертизы. Документация, выполненная с обоснованными отступлениями от действующих норм, правил и инструкций, подлежит согласованию в части этих отступлений с органами государственного надзора и заинтересованными организациями, утвердившими их. Данный принцип в подавляющем большинстве случаев позволял обходиться без разработки и согласования Специальных технических условий (далее – СТУ). В выделенных выше принципах заложена необходимость применения и активного внедрения в сфере строительства современных эффективных технических решений, технологий, материалов, конструкций и оборудования, а также возможность использования при проектировании как национальных стандартов и строительных норм, так и соответствующих передовому техническому уровню европейских стандартов

В начале восьмидесятых годов ХХ века проектная документация состояла из пяти разделов. К 2016 году количество разделов увеличилось до семнадцати. Для получения адекватной оценки сопоставим требования к составу и содержанию проектной документации на 2017 год и к началу восьмидесятых годов ХХ века. Как уже отмечалось, строительные нормы 1981 года предусматривали в составе проектной документации пять разделов: общая пояснительная записка, технологические решения, строительные решения, организация строительства и сметная документация. К примеру, раздел «Строительные решения» должен был содержать:

● в текстовой части – краткое описание и обоснование основных архитектурно-строительных решений, мероприятий по освещенности, бытовому и санитарному обслуживанию работающих, по электро-, взрыво- и пожаробезопасности, защите строительных конструкций от коррозии. Также там должны были быть приведены основные решения по водоснабжению, канализации, отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха и решения по объектам гражданской обороны;
● в графической части – планы, разрезы, фасады зданий и сооружений, а также схемы трасс внешних и внутриплощадочных инженерных сетей и коммуникаций. По производственным зданиям со сложными системами отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, со сложными системами водоснабжения и канализации допускалась разработка планов и разрезов этих зданий с нанесением указанных систем

Смотрите так же:  Кто может применять патент усн

Сегодня данные сведения и решения, входящие ранее в один раздел, разнесены по нескольким обособленным разделам проектной документации. Сопоставив требования к содержанию разделов проектной документации начала восьмидесятых годов с требованиями Положения получаем объем информации, который уже сопоставим с различной степенью проработки проектных решений. По оценкам многих представителей проектно-экспертного сообщества, именно «устаревшие» строительные нормы содержат минимальные и достаточные требования к количеству разделов проектной документации в объеме, который позволяет проходить экспертизу и получать разрешение на строительство.

Большое количество разделов и подразделов проектной документации усложняет и удорожает процессы проектирования и экспертизы. Необходимость готовить такое большое количество разделов и подразделов приводит к привлечению множества субподрядных проектных организаций, что отрицательным образом сказывается на качестве проектной документации в целом, так как действия субподрядчиков нередко недостаточно скоординированы генеральной проектной организацией. В СССР проектно-сметная документация, разработанная субподрядными проектными организациями, использовалась генеральной проектной организацией при составлении общей пояснительной записки и других разделов проекта, представляемого на экспертизу и утверждение. Сегодня зачастую вместо монолитного проекта имеется набор слабо увязанных между собой разделов проектной документации, разработанных субподрядными организациями. Появлению в смежных разделах проектной документации проектных решений, не увязанных между собой, способствуют многочисленные дублирующие требования к содержанию разделов проектной документации, установленные Положением. Субподрядные организации, разрабатывая свой раздел, а зачастую отдельную инженерную систему, технологическое или конструктивное решение, не имеют представления об общей концепции развития объекта капитального строительства и о проектных решениях, разрабатываемых иными субподрядными организациями по смежным разделам. Генеральный проектировщик, не обладая достаточным количеством времени, что особенно проявляется при устранении замечаний при прохождении экспертизы, не имеет возможности обработать большое количество разделов и проектных решений, отданных на откуп субподрядным организациям. Своевременность внесения изменений в проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87» в соответствии с пунктом 15 плана мероприятий («дорожная карта») «Оптимизация требований к составу и содержанию разделов проектной документации объектов капитального строительства», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2013 г. № 1336-р, обусловлена необходимостью корректировки состава разделов проектной документации. Какими могут быть иные возможности оптимизации требований к проектной документации, которые могли бы способствовать совершенствованию правового регулирования градостроительной деятельности и улучшению предпринимательского климата в сфере строительства?

До принятия Положения регламентация осуществлялась ведомственными актами различных министерств. Министерства и ведомства СССР, органы государственного надзора и общественные организации в соответствии с предоставленными им правами разрабатывали нормативные документы по проектированию и инженерным изысканиям, отражающие специфику отдельных отраслей народного хозяйства, отраслей промышленности и видов строительства, и утверждали их по согласованию с Госстроем СССР.

Ведомственные инструкции о составе, порядке разработки, согласовании и утверждении проектной и сметной документации на строительство учитывали специфику объектов капитального строительства, включая линейные объекты, что исключало излишние требования к составу и содержанию проектной документации. Например, ведомственные строительные нормы ВСН 39-86 «Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство скважин на нефть и газ» регламентировали требования к составу и содержанию проектной документации на строительство скважин на нефть и газ, на суше и на море, но в отличие от СН 202-81 предъявляли требования с учетом специфики проектируемых объектов, минимизируя состав и содержание разделов проектной документации. Ведомственные строительные нормы облегчали работу проектировщика и экономили время, исключали из состава и содержания разделов излишние требования к разрабатываемой проектной документации. Для еще большей оптимизации требований к проектной документации в развитие строительных норм разрабатывались приложения, которые содержали как примерный состав рабочего проекта, например, жилого дома, общественного здания или сооружения, так и примерный состав материалов определенных мероприятий, разрабатываемых в рабочем проекте, например, по охране окружающей среды. В настоящее время Положением не предусмотрены уточняющие требования к составу и содержанию разделов проектной документации, отражающих специфику отдельных объектов капитального строительства. Проектным сообществом были бы востребованы соответствующие материалы, определяющие минимально необходимый и достаточный набор мероприятий, обосновывающих выполнение требований по гражданской обороне, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению промышленной безопасности и безопасной эксплуатации объектов капитального строительства для проектной документации повторного использования, модифицированной проектной документации, а также для объектов метрополитена, автомобильных дорог, железных дорог, линий связи, магистральных трубопроводов, по добыче полезных ископаемых.

Не менее значительным является вопрос о требованиях, предъявляемых к содержанию разделов, проработке и детализации принимаемых проектных решений. Крайне важно определить, что следует разрабатывать и представлять на экспертизу в объеме проектной документации. Отсутствие однозначных требований к содержанию разделов проектной документации приводит к разногласиям между экспертами, проектировщиками на этапах проектирования и экспертизы. Градостроительным кодексом и иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрено одностадийное проектирование в виде «рабочего проекта». Поэтому остро стоит проблема определения степени детализации проектных решений и соответственно глубины экспертизы. Объем и степень детализации проектных решений, представляемых сегодня на экспертизу, зачастую завышены, что приводит к необоснованному усложнению и удорожанию проектирования, препятствует внедрению инновационных технологий и современного оборудования. Для прохождения экспертизы проектировщикам приходится максимально задействовать свои ресурсы для детальной проработки проектных решений и подбора оборудования. В значительной мере время, отведенное на реализацию инвестиционного проекта, тратится на подготовку проектной документации для прохождения экспертизы и получения разрешения на строительство. С момента получения разрешения на строительство и выхода рабочих на объект до ввода объекта в эксплуатацию проходит значительный временной промежуток – от нескольких месяцев до нескольких лет в зависимости от сложности и технико-экономических показателей объекта капитального строительства. В период строительства, до ввода объекта в эксплуатацию, возможно появление новых строительных материалов, инновационных технологий и архитектурно- строительных решений. Внедрение новых строительных материалов, инновационных технологий и архитектурно-строительных решений на объекте, проектные решения которого прошли согласование в экспертизе, связано с переработкой проектной документации и, возможно, повторным прохождением экспертизы. Все это приводит к необоснованным расходам и увеличению сроков реализации инвестиционного проекта. Зачастую инвесторам и проектировщикам приходится отказываться от внедрения на объекте новых технологий, оборудования и инженерных систем в пользу устаревших из-за отсутствия времени на переработку проектной документации и согласование новых проектных решений.

Какой объем проработанной в проектной документации информации необходим для получения разрешения на строительство?

В настоящее время в рейтинге Doing Business Всемирного банка по показателю получения разрешения на строительство Российская Федерация находится на 115-м месте. В этой связи на совещании с членами Правительства Российской Федерации, состоявшемся 31 октября 2017 года и посвященном, в том числе вопросам улучшения делового климата, Президент России В.В. Путин особо обратил внимание на необходимость активизации соответствующей работы в сфере строительства. 2 Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории. Градостроительный регламент устанавливает вид разрешенного использования земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Градостроительный план земельного участка содержит информацию о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном участке, информацию о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Таким образом, на момент прохождения экспертизы и получения разрешения на строительство должны быть определены назначение и предельные параметры объектов капитального строительства, а также необходимые сведения в целях обеспечения защиты жизни и здоровья граждан и охраны окружающей среды. Полный объем информации и проектных решений (рабочий проект) об объекте капитального строительства необходим только к моменту ввода его в эксплуатацию, поскольку разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, подтверждающий:

● выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство и проектной документацией;
● соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
● соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям.

По мнению профессионального сообщества, данное положение предоставляет возможность изыскания иных мероприятий, способствующих дальнейшей минимизации требований к составу и содержанию разделов проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств частных инвесторов без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных капиталах которых составляет более 50%, и не являющихся уникальными и технически сложными. Содержание проектной документации на такие объекты на момент предоставления в экспертизу возможно должно ограничиваться основными архитектурно-планировочными и конструктивными решениями, основными решениями по инженерному и технологическому оборудованию, отделке зданий, обоснованием предельных параметров объектов капитального строительства, необходимыми сведениями, направленными на обеспечение защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды. Дальнейшая детальная проработка и увязка на объекте проектных решений должна осуществляться на последующих стадиях проектирования и завершаться до момента получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Представляется целесообразным для определения возможности внедрения стадийности процесса проектирования воспользоваться апробированными решениями нормативных технических документов Советского Союза, европейских стандартов и стандартов сопредельных стран таможенного союза ЕАЭС. Проектирование предприятий, зданий и сооружений в СССР могло осуществляться:

● в одну стадию – рабочий проект со сводным сметным расчетом стоимости – для предприятий, зданий и сооружений, строительство которых будет осуществляться по типовым и повторно применяемым проектам, а также для технически несложных объектов;
● в две стадии – проект со сводным сметным расчетом стоимости и рабочая документация со сметами – для других объектов строительства, в том числе крупных и сложных.

Определение стадийности проектирования также включено в большинство международных и национальных нормативных документов по строительству. Европейские нормативные документы предполагают более глубокую дифференциацию процесса проектирования. На анализе основных международных и ряда национальных нормативных документов европейских стран были определены наиболее типичные стадии разработки проектной документации строительного объекта.

Предпроектные материалы – проектное задание (задание на проектирование).

Технико-экономическое обоснование (Design Concept) – набор основных положений, касающихся проекта, учитываемых на всех этапах проектирования и принимающих во внимание все существующие ограничения.

Эскизный проект (Schematic design) – начальный проект, представленный на второй стадии процесса проектирования и основанный на концепции проекта.

Проект (Detail design) – документация, разработанная в период третьего этапа процесса проектирования, основанного на утвержденной стадии принципиальных решений (схематического проектирования).

Рабочая документация (Final design) – финальный этап проектирования, выполняемый после одобрительной оценки детального проектирования.

Стадия 5. Утвержденная рабочая документация

В нормативных документах стран таможенного союза ЕАЭС, таких как Беларусь и Казахстан, также сделан акцент на многостадийность процесса проектирования объектов капитального строительства. Но европейские нормативные документы предполагают более глубокую дифференциацию процесса проектирования, чем стандарты стран таможенного союза ЕАЭС. К тому же Европейский комитет по стандартизации (CEN) не остановился на достигнутом результате и продолжает работу в части структурирования стадийности проектных работ в области капитального строительства. Из национальных стандартов Российской Федерации только ГОСТ Р 55654-2013 (ИСО 16813:2006), являющийся модифицированным по отношению к международному стандарту ISO 16813:2006 «Building environment design – Indoor environment – General principles» с учетом потребностей национальной экономики Российской Федерации и особенностей российской национальной стандартизации, предусматривает выделение четырех стадий процесса проектирования объектов капитального строительства. Положительный опыт использования в европейских стандартах многостадийного проектирования позволяет рассмотреть возможность исключения излишней детализации проектных решений и сокращения разделов проектной документации на момент прохождения экспертизы до количества, достаточного для последующего качественного проектирования и строительства зданий и сооружений с надлежащими параметрами безопасности, надежности и эффективности.

Представленный выше анализ Положения приводит к выводу о необходимости оптимизации требований к составу и содержанию разделов проектной документации объектов капитального строительства, предоставляемой на государственную экспертизу.

В целях дальнейшего совершенствования правового регулирования градостроительной деятельности и улучшения делового климата в сфере строительства представляется целесообразным рассмотреть также возможность внедрения на законодательном уровне многостадийности процесса проектирования. При проведении оптимизации содержания разделов проектной документации особое внимание следует уделить исключению:

● возможного дублирования требований к содержанию в смежных разделах проектной документации;
● избыточного наполнения разделов информацией и решениями, не затрагивающими конструктивные и иные характеристики обеспечения безопасности объекта капитального строительства;
● требований, приводящих к излишней детализации проектных решений.