Участие прокурора и государственных органов в гражданском процессе

Отличие участвующих в деле органов государственной власти от других участников процесса (прокурора, третьих лиц, экспертов, представителей)

Для участия в гражданском процессе органом должен быть выделен представитель, наделенный соответствующими полномочиями. В этом качестве обычно участвует специалист, который связан с непосредственной деятельностью данного органа. Не может выступать представителем органа технический секретарь или работник персонала, не связанный с осуществлением полномочий данного органа.

В гражданском процессе используются и другие формы получения специальных познаний, в частности заключение эксперта и консультация специалиста. Во-первых, эксперт, в отличие от органа, относится к числу лиц, содействующих правосудию, в силу чего обладает более ограниченным кругом процессуальных прав и обязанностей по ст. 85 ГПК. То же самое относится к консультации специалиста (ст. 188 ГПК).

Во-вторых, эксперт и специалист не могут давать правовой оценки доказательственной информации, собранной с помощью их специальных познаний. Эксперт и специалист вправе касаться только вопросов фактического характера, поскольку они не заинтересованы в исходе дела. Представители же государственных органов и органов местного самоуправления привлекаются с целью не только установления фактических обстоятельств по делу, но и их правовой оценки, поскольку они имеют заинтересованность в деле, исходя из их компетенции и полномочий в системе органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Вместе с тем, дача заключения органами управления сближает их с прокурором, однако прокурор может участвовать в любом гражданском деле, а органы управления – только по определенным делам, указанным в законе. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов определенных субъектов (указанных в ч. 1 ст. 45 ГПК) без ограничения каким-либо конкретным кругом дел. Государственные органы и иные субъекты ст. 42 ГПК могут возбуждать дела в защиту прав других лиц или вступить в дело с целью дачи заключения не по своему усмотрению, а только в случаях, предусмотренных законом, а также при ряде дополнительных условий, установленных в ст. 47 ГПК.

§ 1. Основания и цели участия

В случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя (ст. 46 ГПК РФ). Согласно ст. 4 ГПК РФ гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав и свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Законодательное закрепление и правовая регламентация участия в гражданском процессе лиц, которые защищают не свои права, а охраняемые законом интересы и права других субъектов, служат важной гарантией законности осуществления правосудия.

Как известно, государственные органы могут занимать в процессе положение стороны или третьего лица, заявляющего самостоятельные требования, в тех случаях, когда они сами являются непосредственными носителями прав и обязанностей, о защите которых просят суд, и когда они выступают в процессе от своего имени и в защиту собственных интересов. В приведенной ситуации они имеют материально-правовую и процессуально-правовую заинтересованность в исходе дела, занимают правовое положение истца или ответчика в процессе .

См., например: п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 6/8 от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Однако государственные органы, органы местного самоуправления, организации или отдельные граждане могут участвовать в гражданском процессе для защиты не только своих прав и охраняемых законом интересов, но также для защиты интересов и прав других лиц, являющихся субъектами спорного материального правоотношения.

В этом случае основанием их участия в процессе будет служить заинтересованность в законном и обоснованном разрешении спора, вытекающая из тех функций и обязанностей, которые возложены на них законом и актами, определяющими компетенцию данного государственного органа (организации).

Обязательными условиями возбуждения дела государственным органом в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц являются следующие: указание закона, наличие просьбы заинтересованного лица (субъекта спорного материального правоотношения), в защиту прав предъявляется иск истцом в процессуальном смысле, который занимает положение процессуального истца.

В тех случаях, когда закон возлагает на органы государственного управления специальную обязанность, они участвуют в процессе в качестве процессуальных истцов.

Понятие процессуальных истцов в гражданском процессе связано с наличием целого ряда признаков, позволяющих выявить их характерные признаки:

1) отсутствие материально-правового интереса;

2) они освобождены от уплаты государственной пошлины и не несут судебных расходов по делу;

3) к ним не может быть предъявлен встречный иск;

4) наряду с процессуальным истцом к делу привлекается истец, чьи материальные права должен защитить суд .

См.: Чечот Д.М. Участники гражданского процесса // Избранные труды по гражданскому процессу. СПб., 2005. С. 185.

Государственные органы относятся к той группе лиц, участвующих в деле, которые имеют только процессуально-правовую заинтересованность в исходе дела, участвуют в процессе от своего имени, но в защиту чужих интересов. Они участвуют в процессе в силу возложенной на них законом служебной обязанности. Основанием участия в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и отдельных граждан является не только наличие специальных указаний в законе на возможность участия их в процессе в защиту прав и законных интересов других лиц, но и социальная направленность, особая значимость тех прав и охраняемых законом интересов, в защиту которых они выступают, например, охрана интересов материнства и детства, охрана окружающей природной среды, защита прав потребителей.

§ 2. Процессуальные формы участия

Закон предусматривает две процессуальные формы участия в гражданском процессе государственных органов и органов местного самоуправления: 1) обращение в суд с иском в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц по их просьбе или неопределенного круга лиц. Иск в защиту интересов недееспособного лица может быть предъявлен независимо от просьбы заинтересованного лица; 2) государственные органы и органы местного самоуправления могут вступить в процесс по своей инициативе или по инициативе участвующих в деле лиц, а также для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей.

Основная цель их участия в обеих формах состоит в защите прав и интересов граждан, организаций, выполнении обязанностей, порученных им государством по охране этих прав и интересов путем оказания содействия суду. Участвуя в гражданском процессе, государственные органы защищают не только права непосредственных их носителей, но и интересы государства и общества в целом, т.е. правопорядок.

Первая форма участия — возбуждение гражданского дела. Иск в защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов недееспособного гражданина может быть предъявлен независимо от просьбы его законного представителя или иного заинтересованного лица (ч. 1 ст. 46 ГПК). Государственные органы и другие лица, которым закон предоставляет право защищать интересы иных лиц, возбуждают процесс по собственной инициативе в тех случаях, когда становится известно о нарушении чьих-то прав и охраняемых законом интересов, и закон предоставляет им такое право. В действующем законодательстве нельзя перечислить все возможные случаи предъявления ими исков в защиту чужих интересов. Однако в ряде случаев закон содержит такое указание.

Нормы, предусматривающие участие государственных органов в гражданском процессе, имеются в нормах материального права, регулирующих большое число правоотношений, служащих предметом рассмотрения в суде и регулируются нормами Семейного, Жилищного, Земельного, Градостроительного кодексов РФ и др.

В соответствии со ст. 28 ГК РФ должно быть дано разрешение органов опеки и попечительства на совершение сделки по отчуждению имущества малолетнего ребенка. Это разрешение должно быть получено перед совершением сделки с целью обеспечить соблюдение законных имущественных прав несовершеннолетнего ребенка .

БВС РФ. 1999. N 4. С. 8.

Правовое положение органов государственной власти может быть определено актами местной администрации. Так, например, по делу о признании недействительными актов, изданных структурными подразделениями органа исполнительной власти Российской Федерации, Верховный Суд в определении указал, что комитет по здравоохранению в силу Закона г. Санкт-Петербурга «О структуре администрации Санкт-Петербурга» относится к органам государственной власти .

Там же. 2002. N 7. С. 21.

Кроме государственных органов, иски в защиту интересов других лиц могут предъявлять иные органы. Так, например, круг лиц, по заявлениям которых судами рассматриваются дела о лишении родительских прав, определен ч. 1 ст. 70 Семейного кодекса РФ. К ним, в частности, относятся орган или учреждение, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей: органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; дома ребенка, школы-интернаты, детские дома, дома инвалидов, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, территориальные центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты для детей и подростков, интернаты для детей с физическими недостатками и др. (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 27 мая 1998 г. «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»).

Согласно закону иск об ограничении родительских прав может быть предъявлен дошкольными образовательными учреждениями, общеобразовательными учреждениями и другими учреждениями, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (ст. 73 Семейного кодекса РФ).

При отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов, при непредоставлении содержания несовершеннолетним детям и при непредъявлении иска в суд орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей с их родителей (ч. 3 ст. 80 Семейного кодекса РФ).

В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» органы по защите прав потребителей при местной администрации, а также общественные организации потребителей могут предъявлять иски в суде в защиту прав потребителей, а также в защиту неопределенного круга потребителей. Уточняя и развивая это положение, Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 29 сентября 1994 г. (в редакции Постановления Пленума от 25 апреля 1995 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлениями Пленума от 25 октября 1996 г., от 17 января 1997 г., от 21 ноября 2000 г., от 10 октября 2001 г.) «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» указал, что право на предъявление исков к изготовителям (исполнителям, продавцам) предоставлено широкому кругу лиц, в том числе федеральному антимонопольному органу, федеральным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, общественным объединениям потребителей .

Смотрите так же:  Неустойка в арбитраже

Комментарий к постановлениям Пленума Верховного Суда РФ по гражданским делам. М., 1999. С. 215.

Так, требование о ликвидации общественного объединения в связи с прекращением им своей деятельности в качестве юридического лица по основаниям, предусмотренным в ст. ст. 29 и 52 Закона РФ «Об общественных объединениях», может предъявить областное управление Министерства юстиции Российской Федерации .

БВС РФ. 2001. N 2. С. 3.

На основании Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. предприятия, учреждения, организации и граждане имеют право предъявлять иски в суд о прекращении экологически вредной деятельности, наносящей ущерб окружающей природной среде, а также причиняющей вред здоровью и имуществу граждан.

Указание на возможность предъявления иска в защиту не своих прав, а прав и интересов других лиц содержится в других нормах действующего законодательства. Так, согласно ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности», принятому Государственной Думой 8 декабря 1995 г., профсоюзы могут от своего имени предъявлять иски в защиту интересов членов профсоюза (ст. ст. 19, 23).

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления», принятый Государственной Думой 28 августа 1995 г., предоставляет право органам местного самоуправления и их должностным лицам предъявлять иски в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд о признании недействительными актов органов государственной власти и их должностных лиц, органов местного самоуправления и их должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, а также общественных объединений, нарушающих права местного самоуправления (ст. 46).

Целый ряд норм ГПК предусматривает возможность возбуждения некоторых дел особого производства государственными органами, другими лицами. Согласно ст. 281 ГПК РФ дело об ограничении гражданина в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами может быть возбуждено на основании заявления членов его семьи, органа опеки и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения, а также комиссии по делам несовершеннолетних.

Дело о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства может быть возбуждено в суде на основании заявления членов его семьи, близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер) независимо от совместного с ним проживания, органа опеки и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения.

Дело об ограничении либо о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами может быть возбуждено на основании заявления родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства (ч. ч. 1, 2, 3 ст. 281 ГПК РФ).

Государственные органы и органы местного самоуправления, предъявляя иск в защиту чужих интересов, не являются стороной в материальном смысле, а выступают в качестве истцов только в процессуальном смысле. Лица, подавшие заявление в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов (ч. 2 ст. 46 ГПК РФ).

Процессуальные истцы должны обосновывать и поддерживать в судебном заседании требования, с которыми они обратились в суд, совершать все действия в таком же порядке, как и истец — субъект спорного материального правоотношения, т.е. сторона в материальном смысле. К ним нельзя предъявить встречный иск для совместного рассмотрения с первоначальным исковым требованием.

Государственным органам принадлежат все остальные права, которыми закон наделяет истца. Заинтересованное же лицо, в чьих интересах предъявлен иск, извещается о слушании дела и участвует в нем в качестве истца. В случае отказа государственных органов, органов местного самоуправления, организаций или граждан поддерживать требования, заявленные ими в интересах другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если лицо, в чьих интересах заявлено требование, или его представитель не заявят об отказе от иска. В случае отказа органов, организаций или граждан поддержать требование, заявленное ими в интересах другого лица, а также отказа истца от иска наступают процессуальные последствия, предусмотренные ч. 2 ст. 45 ГПК РФ. Государственные органы могут занимать в процессе положение ответчиков в процессуальном смысле. Так, орган опеки и попечительства может занимать положение ответчика в процессуальном смысле по делу о восстановлении в родительских правах и об отмене усыновления.

Второй формой участия в гражданском процессе государственных органов и органов местного самоуправления является вступление в дело для дачи заключения.

Заключение, даваемое органами государственного управления, должно отвечать определенным требованиям и среди них наиболее важным является указание не только на те действия, которые были совершены данным госорганом, но содержать правовой вывод, основанный на законе, о том, как должен быть разрешен спор, т.е. должна быть рекомендация суду по поводу дела, которое находится в его производстве. Заключение госорганов относится к числу письменных доказательств. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления до принятия решения судом первой инстанции вступают в дело по своей инициативе, по инициативе участвующих в деле лиц для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В тех случаях, когда юридическая заинтересованность органов государственного управления в деле вытекает из их государственно-правовой деятельности, они участвуют в процессе со специальной целью — дать заключение по делу .

См.: Добровольский А.А. Участие органов государственного управления в гражданском процессе. М., 1958. С. 35.

Семейный кодекс РФ содержит достаточно большое количество норм, регулирующих участие органов опеки и попечительства в делах, вытекающих из брачно-семейных отношений (ст. ст. 28, 70, 72, 79, 78 СК РФ). Так, при рассмотрении судами споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства (ст. 78 Семейного кодекса РФ).

Согласно ст. 273 ГПК РФ заявление об усыновлении рассматривается в закрытом судебном заседании с обязательным участием усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, прокурора, ребенка, достигшего возраста 14 лет, а в необходимых случаях — родителей, других заинтересованных лиц и самого ребенка в возрасте от 10 до 14 лет.

В соответствии с п. 4 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) вправе вступить в дело по своей инициативе или по инициативе участвующих в деле лиц для дачи заключения в целях осуществления возложенных на него обязанностей или защиты нарушенных прав других лиц, государственных или общественных интересов .

БВС РФ. 2001. N 12. С. 2.

Вопрос об участии государственного органа, органа местного самоуправления, организации в процессе решается в стадии подготовки дела к судебному разбирательству. Судья должен известить государственный орган о слушании дела. Государственный орган обязан представить к моменту рассмотрения дела свое заключение. Согласно ст. 78 Семейного кодекса РФ орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора.

Заключение органа опеки и попечительства должно быть подписано руководителем органа местного самоуправления либо уполномоченного на это должностным лицом подразделения органа местного самоуправления, на которое возложено осуществление функций по охране прав детей (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г.) .

Комментарий к постановлениям Пленума ВС РФ по гражданским делам / Под ред. В.М. Жуйкова. М., 1999. С. 401.

Участвуя в делах об усыновлении на основании документов, подтверждающих способность третьих лиц к содержанию и воспитанию детей, орган опеки и попечительства дает положительное заключение по делу .

БВС РФ. 2001. N 6. С. 8.

Заключение указанных органов представляется в письменном виде, оглашается в судебном заседании. После чего суд, лица, участвующие в деле, их представители могут задавать уполномоченным представителям вопросы по поводу данного заключения в целях его разъяснения и уточнения. Представители государственных органов выступают в судебных прениях после сторон и третьих лиц, им предоставлено также право реплики. Если государственный орган привлекается к участию в деле, то его участие в деле является не только правом, но и обязанностью. Заключение государственного органа имеет важное значение для правильного разрешения спора, однако суд не связан доводами и выводами, содержащимися в заключении, и может вынести решение, противоположное мнению, высказанному в заключении. Однако в этом случае требуются аргументированные доводы суда о несогласии с выводами, содержащимися в заключении.

Заключение государственного органа, органа местного самоуправления следует отличать от заключения эксперта. Эксперт — лицо, которое не заинтересовано в исходе дела и отвечает лишь на вопросы, поставленные в определении суда о назначении экспертизы и касающиеся фактов, но не права. Его участие зависит от конкретных обстоятельств дела, в то время как участие в процессе государственного органа, как правило, обусловлено указанием закона.

19. Участие в гражданском процессе органов государственного управления.

Такое участие, с целью защиты прав и интересов других лиц может иметь место в гражд делах, кот связаны с соотв отраслью народного хозяйства, управление кот ими осуществляется, и если такое участие предусмотрено законом.

Смотрите так же:  Образец жалобы исковые заявления

Субъектами защиты прав других лиц и интересов гос-ва могут быть те органы гос управления, участие кот в гражд процессе обусловливается необходимостью осуществления ими своей компетенции в сфере исполнительно-распорядительной деятельности. Так гос налоговая инспекция может взимать с граждан в бюджет в судебном порядке недоимки по налогам и др обязательным платежам, а также суммы штрафов и др фин санкций.

Тема 7. Участие прокурора в гражданском процессе.

1. Прокурор как субъект гражданских процессуальных отношений.

В ст.34 ГПК РФ к числу лиц, участвующих в деле, отнесен прокурор. Следовательно, прокурор может стать лицом, участвующим в деле. Однако прокурор при участии в гражданском процессе является особым участником гражданских процессуальных отношений. Можно выде­лить несколько особенностей, характеризующих прокурора как участника гражданских процессуальных отношений.

Во-первых, прокурор не является участником материальных отношений, из которых возникает обращение в суд. В силу чего прокурор в отличие от других лиц, участвующих в деле, не имеет собственного материаль­ного интереса при его ведении. При участии в гражданском процессе прокурор на основании ст.1 ФЗ «О прокуратуре в Российской Федерации» призван осуществлять надзор за соблюдением Конституции РФ и исполне­нием других законов. Поэтому прокурор при участии в гражданском процессе не защищает собственный материальный интерес, а призван обеспечивать законность в гражданских процессуальных отношениях.

Во-вторых, волеизъявление прокурора при участии в гражданском процессе в отличие от волеизъявления других лиц, участвующих в де­ле, весьма ограничено. В частности, истец, третьи лица на стороне истца самостоятельно решают вопрос о вступлении в гражданский процесс, их участие в отличие от участия прокурора зависит исклю­чительно от их волеизъявления. Тогда как прокурор участвует в гражданском процессе в определенных законодательством случаях, он не может самостоятельно вступить в гражданский процесс, если его участие в нем не предусмотрено законодательством. В связи с чем другие лица, участвующие в деле, действуют в гражданском процессе по своему усмотрению. Деятельность прокурора в граж­данском процессе ограничена рамками законодательства. Поэтому усмотрение прокурора в гражданском процессе должно соответст­вовать требованиям законодательства.

В-третьих, участие прокурора в гражданском процессе имеет подчиненный характер, поскольку прокурор призван осуществлять в нем

защиту прав и законных интересов других лиц, являющихся

участниками материальных отношений, из которых возникает обраще­ние в суд. В связи с чем, как правило, прокурор не может самостоя­тельно вести гражданский процесс, если лица, в интересах которых он начат, отказались от его ведения. Исключение из этого правила составляют случаи, когда прокурор выступает в защиту неопределен­ного круга лиц, а также заявителем по делам об обжаловании норма­тивных правовых актов.

Таким образом, прокурор является участником гражданских процес­суальных отношений, не имеющим собственного материального интере­са при его ведении, формы участия которого в гражданском процессе ограничены законодательством.

2. Отличие прокурора от других участников гражданского процесса.

Как уже отмечено, прокурор не имеет собственного материаль­ного интереса при возбуждении гражданского дела. В связи с чем он отличается не только от истца, но и других лиц, участвующих в деле. Отсутствие собственного материального интереса при воз­буждении гражданского дела приводит к тому, что прокурор при его ведении зависит от волеизъявления лица, имеющего материальный интерес в защиту которого обратился прокурор.

Прокурор может выступить в качестве заявителя в особом про­изводстве, а также в производстве, возникающем из публично-право­вых отношений. Отсутствие материального интереса в названных видах производства, как и в исковом производстве, позволяет прокурору в ходе судебного разбирательства выступить с заклю­ченнием по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами. Другие лица, участвующие в деле, правом дачи заключения в гражданском процессе не наделены.

Прокурор может дать заключение в защиту прав, законных интересов ответчика. Но при этом он не наделен правом признать исковые требования, заключить мировое соглашение с истцом. То есть, прокурор в гражданском процессе не может распоряжаться не принадлежащими ему материальными интересами.

В отличие от третьих лиц, заинтересованных лиц прокурор также не имеет материальной заинтересованности при ведении гражданского дела. В связи с этим он может выступить с заклю­чением о необходимости защиты прав третьих или заинтересованных лиц в гражданском процессе. Хотя и в этом случае он не имеет полномочий распоряжаться их материальными интересами.

Участие прокурора в гражданском процессе, в том числе виде дачи заключения по гражданскому делу, отличается от участия в гражданском судопроизводстве заявителей, заинтере­сованных лиц также

отсутствием материальной заинтересованнос­ти, имеющейся у названных лиц при ведении дела в порядке осо­бого производства либо производства, возникающего из публично-правовых отношений. Полномочия прокурора в гражданском про­цессе по сравнению с заявителем, заинтересованными лицами также ограничены с целью выполнения возложенных на него за­конодательством задач.

Таким образом, права и обязанности прокурора в граждан­ском процессе отличаются от прав и обязанностей других лиц, участвующих в деле. Если другие лица, участвующие в деле, са­мостоятельно определяют свое поведение в гражданском процессе на основании процессуальных норм, то прокурор, выступая в защиту других лиц, связан с их позицией. При защите неопре­деленного круга лиц, в том числе по делам, возникающим из пуб­личных отношений, он должен содействовать принципу законности при осуществлении правосудия. Следовательно, другие лица, участ­вующие в деле, защищают свои материальные права и интересы, а прокурор должен обеспечивать законность при осуществлении правосудия. В связи с этим прокурор является особым участни­ком гражданского процесса.

Участие лиц, имеющих материальный интерес при ведении гражданского дела, законодательство обеспечивает на всех стадиях гражданского процесса. Поэтому вступление нового лица в гражданский процесс приводит к тому, что дело начи­нает свое движение со стадии его подготовки к судебному разбирательству. В связи с чем обеспечивается защита ма­териального интереса лица, участвующего в деле, на всех стадиях гражданского процесса. Прокурор может вступить в гражданский процесс в установленных законодательством случаях в любой стадии, так как он не имеет при ведении гражданского дела собственного материального интереса. По этой причине вступление прокурора в гражданский процесс в отличие от вступления в него других лиц, участвующих в де­ле, не влечет возобновление дела со стадии его подготовки к судебному разбирательств. В подобной ситуации разбира­тельство дела продолжается с участием прокурора с той ста­дии, с которой он вступил в гражданский процесс.

Кроме того, участие прокурора в гражданском процессе ог­раничено основаниями, предусмотренными законодательством. Та­кое участие может протекать исключительною определенных за­конодательством формах.

3. Основания и формы участия прокурора в гражданском процессе.

Основания для участия прокурора в гражданском процессе перечислены

в действующем законодательстве. Данные основания имеют общий либо специальный характер. Общие основания для участия в гражданском процессе прокурора перечислены в ч.1 ст.45 ГПК РФ, ст.ст.1,35 ФЗ «О прокуратуре в Российской Фе­дерации». К числу общих оснований вступления прокурора в гражданский процесс в п.1 ст.45 ГПК РФ названы защита прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Следовательно, к числу общих оснований для участия прокурора в гражданском процессе законодательство относит необходимость защиты прав, свобод и законных интересов перечисленных в п.1 ст.45 ГПК РФ субъек­тов. Нельзя не заметить, что данная формулировка оснований участия прокурора в гражданском процессе имеет общий харак­тер, она не определяет конкретные категории дел, по которым прокурор может участвовать в гражданском процессе. В указан­ной норме перечислены лишь конкретные субъекты, в интересах которых может выступать прокурор в гражданский процесс, а так­же сделана ссылка на возможность защиты им неопределенного круга лиц. При защите неопределенного круга лиц, то есть в случаях, когда субъект защиты прокурором конкретно не опре­делен, прокурор может самостоятельно возбуждать и вести гражданское дело. При защите прав и законных интересов конкретных субъектов должен действовать принцип диспозитивности. Применение этого принципа означает, что использование в качестве основания для участия в гражданском процессе моти­ва защиты законных интересов конкретного субъекта предполагает выяснение волеизъявления этого субъекта на предмет возможности защиты его прав прокурором.

Специальные основания участия прокурора в гражданском процессе сводятся к перечислению конкретных категорий дел, в рассмотрении и разрешении которых может принимать участие прокурор. В п.З ст.45 ГПК РФ сказано о том, что прокурор может вступить в гражданский процесс по делам о выселении, о восста­новлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных феде­ральными законами. Следовательно, специальные основания учас­тия прокурора в гражданском процессе предполагают наличие в федеральном законе ссылки на конкретные категории дел, в рас­смотрении которых принимает участие прокурор. Участие прокуро­ра предусмотрено по следующим категориям дел: об оспаривании нормативных правовых актов (п.2 ст.252 ГПК РФ);об усыновлении (ст.273 ГПК РФ); о признании гражданина безвестно отсутствую­щим, а также об объявлении гражданина умершим (п.З ст.278 ГПК РФ); об ограничении дееспособности гражданина, о призна­нии гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самос­тоятельно распоряжаться своими доходами (п.1 ст.284 ГПК РФ); о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар (п.2 ст.304 ГПК РФ);о лишении родительских прав (ст.70 СК РФ); о восстановлении в родительских правах (ст.72 СК РФ); об ограничении родительских прав (ст.73 СК РФ); об отмене усыновления ребенка (ст.140 СК РФ). Наличие в производст­ве суда перечисленных категорий дел является специальным ос­нованием для участия прокурора в гражданском процессе.

Реализуя перечисленные основания для участия в граждан­ском процессе прокурор осуществляет возложенные на него функ­ции, в частности по соблюдению законодательства при рассмот­рении и разрешении судами гражданских дел.

Основания для участия прокурора в гражданском процессе реализуются в определенных законодательством формах. Из со­держания ст.45 ГПК РФ можно выделить две формы использования прокурором общих и специальных оснований для участия в граж­данском процессе: 1.Обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц; 2. Вступление в начатый гражданский процесс для дачи заключения по делу.

Смотрите так же:  Приказ мвд 425 дсп

4. Обращение прокурора в судебные органы с заявлением в защиту других лиц.

Обращение прокурора в судебные органы может состояться в интересах конкретных субъектов, а также в защиту неопределенного круга лиц.

В п.1 ст.45 ГПК РФ к числу конкретных субъектов, в инте­ресах которых прокурор может обратиться с заявлением в суд , отнесены граждане, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Заявление в защиту гражданина в соответствии с п.1 ст.45 ГК РФ может быть подано прокурором только в случае, если граж­данин по -состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и дру­гим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Об­ращение в суд в интересах гражданина прокурор может осущест­вить , исходя из применения принципа диспозитивности, только при наличии волеизъявления гражданина. Исключением из этого правила могут стать случаи защиты прокурором в судебном по­рядке интересов недееспособных граждан. Обращение в защиту конкретного гражданина законодательство обуславливает наличием уважительной причины. Перечень уважительных причин, позволяю­щих прокурору обратиться в защиту конкретного гражданина в суд, в законодательстве исчерпывающим образом не определен. Поэтому в качестве таковых могут быть указаны любые обстоя­тельства, создающие препятствия для самостоятельной защиты гражданином своих прав в судебном порядке. Например, отсутст­вие у гражданина достаточных денежных средств для ведения дела в суде.

Обращение в защиту интересов Российской Федерации должно быть обусловлено нарушением прав государственных органов, имеющих полномочия выступать от имени Российской Федерации. Данное обращение также может иметь место только при наличии согласия соответствующего государственного органа, который может осуществлять защиту своих прав самостоятельно. Отсутст­вие такого согласия не позволяет прокурору самостоятельно обратиться в суд с заявлением в защиту государственного органа. В данном случае также действует принцип диспозитив­ности.

Обращение в защиту интересов субъекта Российской Феде­рации также может состояться только при наличии волеизъяв­ления органа, полномочного выступать от имени субъекта Рос­сийской Федерации. Прокурор не может защищать в суде интересы субъекта Российской Федерации, который не выразил согласие на обращение прокурором от имени субъекта Российской Федерации в суд.

Обращение прокурора в суд в интересах муниципального образо­вания также, исходя из действия принципа диспозитивности, может состояться лишь при наличии волеизъявления на защиту прокурором прав конкретного муниципального образования, которое может быть выражено органом или должностным лицом, имеющим полномочия выс­тупать от имени муниципального образования.

Обращение прокурора в суд в защиту прав и интересов конкрет­ного субъекта, определенного в законодательстве, предполагает реализацию общих оснований участия прокурора в гражданском про­цессе. Прокурор может обратиться в защиту прав, определенных в законодательстве субъектов и по делам, участие по которым наз­вано в качестве специального основания вступления прокурора в гражданский процесс. Наличие специальных основания для участия прокурора в гражданском процессе может рассматриваться в ка­честве уважительной причины его обращения в суд в защиту прав и законных интересов конкретного гражданина. Поскольку участие прокурора в таких делах предусмотрено законодательством.

В соответствии с п.2 ст.45 ГПК РФ прокурор при обращении в суд в защиту других лиц пользуется всеми процессуальными пра­вами и несет процессуальные обязанности за исключением права на заключение мирового соглашения и исполнения обязанности по уплате судебных расходов. Однако отказ прокурора от заявления, поданного им в суд в защиту прав определенного в соответствии с законодательством субъекта, не влечет прекращения производства по делу. Применение принципа диспозитивности в подобной ситуации позволяет прекратить производство по делу лишь при отказе защищае­мого прокурором субъекта от ведения гражданского дела. Тогда как отказ от заявления защищаемого прокурором субъекта влечет прекра­щение гражданского дела независимо от волеизъявления прокурора. В связи с чем прокурор при ведении дела в защиту конкретного определенного в соответствии с законодательством субъекта может продолжать гражданский процесс только при наличии его волеизъяв­ления. Поэтому прокурор в таком процессе находится в зависимости от волеизъявления защищаемого им субъекта, который может прекратить возбужденное прокурором в его интересах гражданское дело.

Нельзя не заметить, что обращение прокурора в суд в защиту государственных органов, муниципального образования с иском к гражданину приводит к нарушению принципа состязательности и равноправия сторон, поскольку в этом случае государственный орган или муниципальное образование получают бесплатную квалифицирован­ную государственную юридическую помощь при обращении в суд и веде­нии дела в суде. Тогда как гражданин получить такую помощь не имеет возможности, а вынужден вести гражданский процесс в свое рабочее время и за счет собственных средств. В связи с чем обра­щение прокурора в суд в защиту конкретного, определенного в соот­ветствии с законодательством субъекта, должно быть обусловлено достижением конституционно значимых целей, в частности для реализации прав и свобод человека и гражданина, объявленных высшей ценностью (ст.ст.2,18 Конституции РФ). Нарушение принципа равноправия и сос­тязательности при обращении прокурора в суд в защиту прав конкрет­ного субъекта может стать поводом не только для обращения в Консти­туционный Суд РФ, но и в Европейский Суд по правам человека.

Прокурор на основании п.1 ст.45 ГПК РФ может обратиться в суд в защиту неопределенного круга лиц, например путем подачи заявления о признании недействующим нормативного правового акта. В этом случае участие прокурора в гражданском процессе не зави­сит от усмотрения конкретного субъекта. Однако и в этом процессе прокурор не вправе заключать мировое соглашение. Отказ прокурора от поданного им заявления не всегда влечет прекращение производст­ва по делу. Например, в соответствии с п.З ст.252 ГПК РФ отказ прокурора от заявления о признании недействующим нормативного правового акта не влечет прекращение производства по делу. По таким делам и при отказе прокурора от заявления производство по делу продолжается без участия прокурора в качестве заявителя. Но в этом случае прокурор выступает с заключением по делу, реализуя специальные основания на участие в гражданском процессе.

5. Вступление прокурора в начатый гражданский процесс для дачи заключения по делу.

Реализуя специальные основания участия в гражданском процессе прокурор может вступить в начатый гражданский процесс с целью дачи заключения по делу. Вступление прокурора в начатое другим участником гражданского процесса дело возможно исключительно по делам, перечень которых дан в федеральном законе. Наличие такого дела в суде является, как уже отмечалось, специальным основанием для участия прокурора в гражданском процессе. Однако неявка прокурора , извещенного о времени и месте рассмотрения дел, указанных в федеральном законе в качестве специального основания участия прокурора в гражданском процессе, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела по существу. Прокурор может вступить в гражданский процесс для дачи заключения по делу в лю­бой стадии. Поэтому неявка районного прокурора в гражданский про­цесс по делам, указанным в качестве специальных оснований для участия прокурора в гражданском процессе, не лишает права вышестоящего проку­рора вступить в.гражданское дело для дачи заключения в следующей стадии гражданского процесса, например при осуществлении апелляцион­ного либо кассационного производства. Прокурором, не принимавший участие на стадии судебного разбирательства и в суде второй инстанции в деле, в названном в качестве специального основания для его участия в гражданском процессе, может участвовать в нем путем подачи надзорного представления. Данное полномочие прокурора вытекает не только из содержания ст.45 ГПК РФ, но и ч.3 п.19 Постановления от 20 января 2003года №2 Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»

Таким образом, вступление прокурора в начатый другим лицом гражданский процесс возможно на любой стадии. В этом случае процесс продолжается с участием прокурора. Как правило, вступление прокурора в начатый процесс связано с реализацией специальных оснований, предусмотренных в законодательстве для участия прокурора в граж­данском процессе.

Однако при вступлении прокурора в начатый гражданский процесс могут быть использованы общие основания позволяющие прокурору обра­титься в суд с защиту прав и законных интересов других лиц. Например, по ходатайству гражданина, не имеющего возможности по уважительным причинам квалифицированно защищать свои интересы в суде, государст­венного органа, органа местного самоуправления прокурор может вступить в начатый ими процесс для дачи заключения по делу. В этом случае для участия прокурора в гражданском процессе используется общее основание, то есть защита прав гражданина, государственного органа или муниципального образования. Вступление прокурора в гражданский процесс на общем основании происходит путем заявления ходатайства указанным в п.1 ст.45 ГПК РФ субъектом и вынесения определения судом о вступлении прокурора в начатый гражданский процесс.

Прокурор, вступивший в начатый гражданский процесс, пользуется общими правами. Специальные права, например об изменении содержания иска, отказа от части исковых требований, признание иска, могут быть реализованы только участником граж­данского процесса, имеющим материальный интерес при его ведении.

Дача заключения прокурором также призвана обеспечить закон­ность при рассмотрении и разрешении дела в судебном порядке. При

несогласии прокурора с вынесенным с участием прокурора в граждан­ском процессе судебным постановлением прокурор может обратиться в

вышестоящую судебную инстанцию соответственно с апелляционным, кассационным или надзорным представлением. Однако и при подаче прокурором представления должен быть соблюден принцип диспозитив-ности, то есть прокурор может обратиться с таким представлением только при наличии обращения участника гражданского процесса, имеющего материальный интерес при его ведении. Исключение из этого правила составляют случаи защиты прокурором неопределен­ного круга лиц.

Дача заключения, внесение представления прокурором в интересах государственных органов, муниципальных образований при ведении ими спора с гражданином также может привести к нарушению принципа равноправия и состязательности. В подобной ситуации указанные органы получают квалифицированную государствен­ную и бесплатную юридическую помощь от государственного органа.

Тогда как гражданин должен вести спор за счет собственных средств используя свое рабочее время для того, чтобы доказывать несостоя­тельность судебных претензий. Поэтому вступление прокурора в нача­тый гражданский процесс также должно служить достижению конституцион­но значимых целей, в частности реализации прав и свобод человека и гражданина, провозглашенных высшей ценностью (ст.2,ст.18 Консти­туции РФ).