Экологическое право

Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу человека экологическими правонарушениями, – конституционное право (ст. 42 Конституции РФ). По имеющимся данным, 20–30% заболеваемости населения непосредственно связано с провоцирующим действием загрязнения окружающей среды. Приведенные данные свидетельствуют об остроте и актуальности проблемы защиты этого конституционного права каждого.

О возмещении вреда здоровью людей, причиненного неблаго­приятным воздействием окружающей среды, как и вреда самой природе, можно говорить условно. Такой вред не может быть воз­мещен. Он может быть лишь компенсирован.

Механизм защиты соответствующего права регулируется За­коном «Об охране окружающей природной среды», Гражданским кодексом РФ, процессуальным законодательством, Основами за­конодательства РФ об охране здоровья граждан, Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию ра­диации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Феде­ральными законами «О социальной защите граждан, подвергших­ся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», «Об использовании атомной энергии», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Законом РФ «О страховании» и др.

С учетом пробелов действующего в данной сфере законодатель­ства, обилия в названных законах бланкетных норм, особенностей экологического вреда, причиняемого здоровью человека (масштаб­ности, невосполнимости, латентности, отдаленности проявления и др.), целесообразно принятие специального Федерального закона «О возмещении вреда, причиненного здоровью граждан неблаго­приятным воздействием окружающей среды», концепция и струк­тура которого предложена М.И. Васильевой*.

* Зеленый мир. 1997. № 9. С. 6-10.

В соответствии с действующим законодательством вред здоро­вью и имуществу человека, причиненный неблагоприятным воз­действием окружающей среды, может быть возмещен (компенси­рован) разными способами, включая:

а) оформление листка временной нетрудоспособности работни­ка в случае заболевания, в том числе в связи с загрязнением окру­жающей среды;

б) оформление инвалидности по причинам, связанным с воздействием на здоровье человека неблагоприятной окружающей среды;

в) предоставление гражданам, пострадавшим от неблагоприят­ного воздействия окружающей среды, мер социально-экономичес­кой защиты, льгот и компенсаций;

г) страхование риска причинения вреда здоровью или имущест­ву граждан от загрязнения окружающей среды;

д) возмещение вреда здоровью и имуществу граждан по реше­нию суда.

Законодательство устанавливает принцип полного объема воз­мещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан не­благоприятным воздействием окружающей среды. Так, в соответ­ствии со ст. 89 Закона «Об охране окружающей природной среды» при определении величины причиненного здоровью граждан вреда учитываются: степень утраты трудоспособности потерпевшего, не­обходимые затраты на лечение и восстановление здоровья, затраты на уход за больным, иные расходы, в том числе упущенные профес­сиональные возможности, затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии, а также потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском рождения детей с врожденной патологией. Что касается полного возмещения вреда, причиненного имуществу граждан аналогичными воздействиями, то согласно ст. 90 Закона «Об охране окружающей природной среды» при этом учитываются прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования, имущества, и упущенная выгода от потери урожая, снижения пло­дородия почв и иных вредных последствий.

Обычной для России практикой возмещения вреда здоровью граждан в результате загрязнения окружающей среды (как част­ный случай повреждения здоровья вообще) является получение пособия по временной нетрудоспособности. В соответствии с Осно­вами законодательства РФ об охране здоровья граждан соответст­вующее решение принимается на основе специальной экспертизы. Экспертиза временной нетрудоспособности производится лечащи­ми врачами государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения (ст. 49). Они единолично выдают гражданам листки нетрудоспособности сроком до 30 дней, а на больший срок листки нетрудоспособности выдаются врачебной комиссией, на­значаемой руководителем медицинского учреждения.

При экспертизе временной нетрудоспособности определяются необходимость и сроки временного или постоянного перевода ра­ботника по состоянию здоровья на другую работу, а также при­нимается решение о направлении гражданина в установленном порядке на медико-социальную экспертную комиссию, в том числе при наличии у гражданина признаков инвалидности. При оформлении листка нетрудоспособности сведения о диагнозе за­болевания с целью соблюдения врачебной тайны вносятся с согласия пациента, а в случае его несогласия указывается только причина нетрудоспособности (заболевание, травма или иная причина).

При наличии признаков инвалидности, т.е. нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеванием или другими причинами, приводящим к ограничению жизнедеятельности и вызывающим необходимость социальной защиты, соответствующее решение принимается по результатам медико-социальной экспертизы. Ее организация и проведение регулируется Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, Федеральным законом от 24 ноября 1995 г . «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Положением о признании лица инвалидом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г ., и Примерным положением об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г .

В соответствии со ст. 50 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан медико-социальная экспертиза проводится учреждениями медико-социальной экспертизы системы Министерства социальной защиты населения РФ по письменному заявлению лица, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности, либо его законного представителя.

В соответствии с Положением о признании лица инвалидом основными причинами для такого признания являются нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, ограничение жизнедеятельности и необходимость осуществления мер социальной защиты. В числе других причин в Положении указывается «инвалидность, связанная с аварией на Чернобыльской АЭС, с последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также другие причины, установленные законодательством РФ» (п. 21). Принципиально важно то, что здесь же говорится о том, что учреждение медико-социальной экспертизы оказывает содействие лицу в поиске необходимых документов. М.И. Васильева предлагает установить в Федеральном законе «О возмещении вреда, причиненного здоровью граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды» новую причину инвалидности – экологически обусловленное заболевание*.

* Зеленый мир. 1997. № 9. С. 9.

Наряду с материальным обеспечением инвалидов, включающем денежные выплаты по разным основаниям, законодательство предусматривает льготы по медицинской помощи, получению жилья, на условия труда, социально-бытовое и транспортное обслуживание, санаторно-курортное лечение.

Предоставление гражданам, пострадавшим от неблагоприятного воздействия окружающей среды, мер социально-экономической защиты, льгот и компенсаций получило нормативное оформление после аварии на Чернобыльской АЭС. Такие меры, льготы и компенсации предусмотрены, в частности, законами «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов отходов в реку Теча».

Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» компенсации и льготы предусмотрены для разных категорий пострадавших лиц, включая участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, граждан, занятых на эксплуатации Чернобыльской АЭС и на работах в зоне отчуждения, граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения и др.

Так, гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы. Закон гарантирует:

· бесплатное оказание медицинской помощи (в стационаре и амбулаторно), бесплатное приобретение лекарств (по рецептам врачей), бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов), бесплатное ежегодное обеспечение санаторно-курортным лечением или получение денежной компенсации в размере средней стоимости путевки, др.;

· выплату работающим инвалидам пособия по временной нетрудоспособности до четырех месяцев подряд или до пяти месяцев в календарном году в размере 100% фактического заработка без ограничения двумя тарифными ставками (окладами);

· обеспечение независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальных квартирах, а также обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты;

· оплату занимаемой жилой площади (в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством), в том числе и членам их семей, проживающим с ними, в размере 50% квартирной платы, исчисленной по ставкам, установленным для рабочих и служащих, а также предоставление скидки в размере 50% с установленной платы за пользование телефоном, радио и за их установку, за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, – предоставление скидки в размере 50% со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы;

· возмещение органами социального обеспечения расходов, связанных с обслуживанием на дому, при отсутствии проживающих с ними близких родственников;

· бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) в сельской местности, а также на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов, бесплатный проезд с правом первоочередного приобретения билетов по железной дороге или на судах транзитных и местных линий речного флота один раз в год (туда и обратно), а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, – воздушным, водным или междугородным автомобильным транспортом;

· другие существенные льготы.

Вопросы страхования риска причинения вреда здоровью или имуществу граждан от загрязнения окружающей среды в некоторой степени рассмотрены в рамках экологического страхования в разд. XIV настоящего учебника «Экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды». Экологическое страхование является гарантией того, что гражданин, застраховавший свое здоровье и имущество от риска причинения вреда вследствие непредвиденного загрязнения или иного неблагоприятного изменения окружающей среды, получит соответствующую компенсацию.

Смотрите так же:  Защита прав потребителя заявление о возврате товара

Можно ожидать, что в России будет решен вопрос об обязательном экологическом страховании граждан от риска неблагоприятных воздействий на здоровье человека экологически опасных объектов. Обязательное бесплатное страхование личности от риска радиационного воздействия за счет средств собственников или владельцев (пользователей) объектов использования атомной энергии предусмотрено Федеральным законом «Об использовании атомной энергии».

В других случаях граждане могут застраховать свою жизнь, здоровье и имущество в инициативном порядке, получив при наступлении страхового случая соответствующую компенсацию. Таким случаем является лишь аварийное (внезапное, непреднамеренное) загрязнение окружающей среды, т.е. авария на техническом объекте с экологическими последствиями, или, по оценкам Г.А. Моткина, экологическая авария*.

* Моткин Г.А. Основы экологического страхования. М., 1996. С. 85-90.

Если гражданин, пострадавший от неблагоприятного воздействия окружающей среды, претендует на полное возмещение вреда здоровью или имуществу, он должен в установленном в законодательстве порядке заявить свои претензии в суде. С иском в суд может обратиться сам потерпевший, члены его семьи, прокурор, уполномоченный на то органа государственного управления, общественной организации (объединения), представляющий интересы потерпевшего. При этом потерпевший должен обосновать свои требования и представить доказательства причинения вреда здоровью или имуществу, наличия причинной связи между причиненным вредом и загрязнением окружающей природной среды, а также причинной связи между загрязнением окружающей природной среды и деятельностью загрязнителей – предприятий, учреждений, организаций и граждан.

В случае признания лица инвалидом по причине экологически обусловленного заболевания источник заболевания, а также причинно-следственные связи могут быть установлены посредством проведения медико-социальной экспертизы. В других случаях все его должен документально подтвердить сам потерпевший, представив в суд справку о состоянии здоровья, акт (справку) государственного органа экологического контроля о факте загрязнения окружающей среды в определенное время и на определенной территории и справки с места работы, места жительства (органа местного самоуправления, паспортного отдела милиции или домоуправления), подтверждающие, что потерпевший в данное время находился в данном месте и, следовательно, подвергался вредному воздействию окружающей среды*. Практически доказывание причинно-следственной связи в рассматриваемой сфере – дело чрезвычайно сложное.

* Колбасов О.С. Возмещение гражданам экологического вреда // Государство и право. 1994. № 10.

При подготовке материалов для предъявления иска о возмещении вреда, причиненного здоровью загрязнением окружающей среды, истец обосновывает размеры вреда и размеры компенсации. Суд при рассмотрении дела заслушивает доводы сторон, проверяет законность, правильность и обоснованность расчетов, а также всех других юридических и фактических обстоятельств дела и на этой основе принимает решение.

Субъектами ответственности за причинение вреда здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями могут быть как юридические лица и граждане-предприниматели, так и государственные органы и их должностные лица. Согласно ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) государственных органов и их должностных лиц. При этом ГК РФ устанавливает, что вред, причиненный гражданину (а также юридическому лицу) в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Он возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования (ст. 1069).

Важно также знать, что наряду с возмещением вреда здоровью и имуществу, причиненного экологическим правонарушением, гражданин имеет право на возмещение потерь, связанных с моральными травмами, или морального вреда*.

* Васильева М.И. Судебная защита экологических прав. Правовые вопросы возмещения и предупреждения экологического вреда. М., 1996.

Электронная библиотека

Право требовать возмещение вреда здоровью занимает особое место в системе экологических прав граждан. Его особенность в том, что оно имеет своей задачей защиту уже нарушенного права на благоприятную окружающую среду. Все же иные экологические права, предусмотренные статьей 12 закона «Об охране окружающей среды», направлены, в основном, на недопущение такого нарушения и предупреждение наступления вреда. В этом смысле возможность требовать возмещения причиненного экологического вреда – последнее звено в ряду обеспечительных мер, и потому может рассматриваться как «гарантия гарантий» конституционного права личности на благоприятную окружающую среду, которое закреплено в статье 42 Конституции РФ.

Экологическое законодательство более детально определяет право каждого гражданина на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, авариями, катастрофами, стихийными бедствиями. Соответствующая норма содержится в статье 11 закона РФ «Об охране окружающей среды». В статье 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» /69/ говорится, что граждане имеют право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Также такое право закреплено в статье 7 Градостроительного Кодекса.

Вред, причиненный здоровью граждан неблагоприятным воздействием окружающей природной среды может возмещаться в судебном и административном порядке.

Исковое производство по делам о возмещении вреда здоровью граждан, причиненного загрязнением и другими негативными последствиями антропогенной деятельности, возбуждается путем предъявления иска в суд. Право на обращение в суд с иском о возмещении вреда статьей 79 закона «Об охране окружающей среды» предоставлено потерпевшим гражданам. А также в их интересах иски могут предъявлять члены их семей, прокурор, уполномоченный на то орган государственного управления, общественные организации.

В тех случаях, когда невозможно установить причинителя вреда, требование о компенсации можно адресовать непосредственно государству. Переадресовка требования государству основывается, во-первых, на его конституционных обязанностях признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ), а, во-вторых, на прямом указании правовой нормы (ст. 53 Конституции РФ; п.4 ст. 21, ст. 79 закона «Об охране окружающей среды»). Ответственность государства может быть субсидиарной (дополнительной) и прямой (основной).

Субсидиарная ответственность наступает, если невозможно осуществить взыскание с истинного причинителя вреда, и тогда оно производится за счет средств соответствующих государственных экологических фондов. Субсидиарная ответственность государства прямо предусмотрена ФЗ «Об использовании атомной энергии» /21/. Статья 57 этого закона гласит, что Правительство РФ обеспечивает выплату сумм по возмещению убытков и вреда (которые причинены радиационным воздействием и ответственность за которые несет эксплуатирующая организация), в той части, в которой причиненные убытки и вред превышают установленный для данной эксплуатирующей организации предел ответственности, посредством предоставления необходимых сумм до полного возмещения причиненных убытков и вреда.

Прямая ответственность государства наступает, когда ущерб произошел вследствие действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц. На такие случаи правила о привлечении средств экологических фондов не распространяются, и виновный государственный орган должен, в идеале, отвечать собственными средствами.

В том случае, когда компенсация вреда производится из средств экологических фондов, в качестве соответчика следует привлекать исполнительный орган государственной власти РФ (либо орган местного самоуправления, если обращение адресуется к муниципальному фонду) вместе с соответствующими комитетами, управляющими деятельностью экологических фондов.

Иск может состоять из требований о срочных, бессрочных (пожизненных) платежах, о единовременной компенсации, а также из совокупности этих требований – все зависит от характера расстройства здоровья, главным образом, от его кратковременности либо длительности. На возмещение материального ущерба можно претендовать лишь в том случае, когда произведенные расходы документированы.

Если лечение произведено бесплатно для потерпевшего (в государственных и муниципальных медицинских учреждениях, в рамках полиса медстрахования), а пособие по временной нетрудоспособности было исчислено в размере 100 % среднемесячного заработка, то тем самым причиненный ущерб был покрыт.

Если существующая система пособий и медобслуживания не компенсировала материальных потерь, например, когда пособие по временной нетрудоспособности не подлежит выплате или не полностью покрывает утраченный заработок, а полис медицинского страхования не покрывает затраты, требующиеся на лечение, то потерпевший может претендовать на дополнительную компенсацию от причинителя вреда. Тем более это относится к случаям постоянной или длительной утраты трудоспособности.

В законе «Об охране окружающей среды» провозглашено, что вред подлежит возмещению в полном объеме. Однако это отражает, скорее, принцип возмещения, нежели реальное положение дел – достаточно вспомнить об особенностях проявления экологического вреда. Денежное выражение вреда называется убытками. В законе дано перечисление всевозможных потерь и расходов, которые могут понести граждане вследствие причинения им экологического вреда, а именно:

— утрата трудоспособности потерпевшим;

— необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья;

— затраты на уход за больным;

— иные расходы, в том числе упущенные профессиональные возможности;

— затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии;

— потери, связанные с моральными травмами;

— невозможность иметь детей или риском рождения детей с врожденной патологией.

К сожалению, в законе не разграничены убытки и моральный вред. Ясно, что «потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском рождения детей с врожденной патологией» – это ни что иное, как нравственные страдания, т.е. моральный вред. Сюда же, а не к «иным расходам» относятся и «упущенные профессиональные возможности».

Ответственность за причиненный моральный вред не находится в прямой зависимости от наличия материального ущерба, и может применяться как наряду с имущественной ответственностью, так и самостоятельно. На требования компенсации морального вреда исковая давность не распространяется.

Утраченная часть заработка, не покрытая пособием, определяется в зависимости от степени утраты трудоспособности и представляет собой так называемые неполученные доходы. Причем суммы назначенных пенсий в зачет не идут, т.е. не уменьшают величину неполученных доходов. Существенно и то, что заработок, получаемый после причинения вреда, не уменьшает размер возмещения, поскольку он рассчитывается исходя из установленной степени утраты трудоспособности.

Необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья, на уход за больным, затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства – все это называется реальным (прямым) ущербом. Причем к нему могут быть причислены и иные реально произведенные расходы, поскольку перечень их в законе не закрыт. Что касается затрат «на изменение образа жизни», то в реальности их очень сложно отнести к какому-либо разряду (моральному вреду либо прямому ущербу) ввиду расплывчатости юридических границ такого изменения.

Смотрите так же:  Договор купли-продажи подарочных карт образец

При расчете убытков надлежит руководствоваться также Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N3 от 28.04.94 «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья» и Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными Постановлением Верховного Совета РФ от 24.12.92 № 4214-1.

Хотя правила имеют узко целевое назначение для регулирования возмещения производственного вреда, тем не менее, ряд положений применим и к экологическим искам. Так, в соответствии с п.32 постановления Пленума Верховного Суда РФ N3 от 28.04.94 г., на условиях и в порядке, предусмотренных правилами, подсчитывается средний заработок потерпевшего, определяется размер ежемесячных платежей, расходов на дополнительный уход, индексаций заработка и платежей, т.е. можно использовать статьи 12 – 15, 21 – 23 правил.

Основанием для вынесения судом решения о полном или частичном возмещении вреда служит юридический факт причинения вреда гражданину, подтвержденный следующими документами.

К нему прилагаются акт медицинского освидетельствования, проведенного медицинским учреждением (либо выписка из истории болезни), подтверждающий факт расстройства здоровья от загрязнения окружающей среды либо иных экологически вредных воздействий с указанием степени расстройства здоровья и заключение медико-социальной экспертизы о наличии либо отсутствии причинной связи между фактом загрязнения или иного вредного воздействия и расстройством здоровья (смертью) потерпевшего. Здесь же указывается и степень расстройства здоровья.

Несмотря на то, что нормы права о возмещении вреда здоровью граждан, причиненного неблагоприятным воздействием окружающей среды, существуют уже длительное время, практика их применения развита чрезвычайно слабо. Основная причина такого положения заключается в сложной системе доказывания наличия вреда и его причинной связи с деятельностью причинителя:

во-первых, как правило, действуют одновременно несколько источников вредного воздействия, способных причинить вред здоровью;

во-вторых, источник загрязнения, являющийся причинителем вреда, может находиться довольно далеко от места возникновения вредных последствий;

в-третьих, загрязнение и иные вредные воздействия зачастую не вызывают каких-либо специфических болезней, а усугубляют уже существующие.

Для учета всех названных обстоятельств нужна медицинская экспертиза. Однако единой утвержденной методики проведения подобной экспертизы нет, и медицинские учреждения не всегда готовы дать четкий и определенный ответ на поставленный вопрос о причинной связи между поведением ответчика и возникшим вредом здоровью.

Компенсационные мероприятия могут осуществляться и в бесспорном, плановом порядке, который в специальной литературе назван административным. Административный порядок характеризуется следующим:

— компенсация выплачивается по решению органов законодательной или исполнительной власти;

— выплаты производятся в одинаковом размере для всего контингента населения и носят, как правило, временный характер;

— компенсационные мероприятия проводятся на соответствующей территории в связи с признанием ее зоной чрезвычайной экологической ситуации в установленном законом порядке.

Источником финансирования являются целевые ассигнования федерального бюджета и бюджетов субъектов загрязнения, расположенных на соответствующей территории. Плановое возмещение вреда имеет форму своеобразного экологического пособия и осуществляется в комплексе с другими мероприятиями по реабилитации населения и восстановлению нормальных условий жизнедеятельности.

Серьезным недостатком закона «Об охране окружающей среды» является фактическое умолчание в статье 57 о самом таком праве населения, и уж тем более нет здесь правил компенсации. И это при том, что в качестве критериев объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации называется угроза здоровью населения или его существенное ухудшение, что, в свою очередь, является частным случаем того вреда, который подразумевается статьей 79 закона. Для населения в этих случаях получение компенсации реализуется только в мере решения более общего вопроса – о придании территории особого статуса. В своем нынешнем виде статьи 57 и 79 закона в интересующих нас целях не применимы, не могут служить основанием для предъявления компенсационных требований.

Так, в 1992 г. из средств Фонда Верховного Совета РСФСР по социальной поддержке населения оказывалась разовая материальная помощь отдельным социально незащищенным группам населения, проживающего в некоторых зонах экологического бедствия: в г. Усть-Катавске и г. Магнитогорске Челябинской области, в Курганской области, в бассейне р. Вилюй в Республике Саха (Якутия) и др.

Принимаемые акты по возмещению убытков содержат, как правило, набор общих природоохранных мероприятий, лишь немногие из которых могут расцениваться как компенсирующие вред населению, причем не в денежной, а в опосредованной форме.

Например, Федеральная целевая программа по оздоровлению окружающей природной среды и населения г. Нижний Тагил Свердловской области на период до 2000 г. предусматривает переселение жителей из санитарно-защитных зон промышленных предприятий, осуществление мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиоло­гического благополучия, создание автоматизированной системы мониторинга среды обитания и здоровья населения города и т.п. Затраты на мероприятия по социальному блоку планируются в объеме 596,3 млрд. руб. в ценах 1994 г. Программа не содержит раздела о назначении каких-либо денежных выплат населению.

Нет такого пункта и в Перечне первоочередных мероприятий на 1996 – 1997 гг. по экологическому оздоровлению крупных промышленных центров Красноярского края, одобренном постановлением Правительства РФ от 19.09.95 № 940.

Более подробно регулируется правовой режим проживания на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других аварий, связанных с радиоактивным загрязнением местности.

В качестве административного способа возмещения вреда могут рассматриваться меры по социальной защите граждан в районах расположения ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, предусмотренные статьей 17 ФЗ «Об использовании атомной энергии» /21/.

Граждане, проживающие, осуществляющие трудовую деятельность или проходящие военную службу в пределах зоны наблюдения ядерных установок, радиационных источников или пунктов хранения, имеют право на социально-экономические компенсации за дополнительные факторы риска или за особые условия проживания, осуществление трудовой деятельности или прохождения военной службы.

Виды, размеры предоставления указанной компенсации и меры по социальной защите граждан в зависимости от типа и характеристик безопасности объекта должны устанавливаться федеральным законом. Некоторые льготы были предоставлены ранее действовавшим Постановлением Правительства РФ от 15.10.92 № 763 «О мерах по социальной защите населения, проживающего на территориях, прилегающих к объектам атомной энергетики».

Административный способ возмещения вреда представлен также статьей 18 закона РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в которой указано, что граждане имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание в зонах чрезвычайных ситуаций.

Виды и размеры компенсаций и льгот устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Практика властных решений идет по пути издания разовых актов, устанавливающих финансирование мероприятий по ликвидации ущерба от конкретной чрезвычайной ситуации. Обычно распоряжением Правительства выделяются определенные суммы на ликвидацию последствий стихийных бедствий природного характера. И хотя в законодательстве указано, что средства из соответствующего фонда Правительства расходуются, в том числе, и на оказание материальной помощи пострадавшим гражданам, население реально получает компенсацию за понесенный ущерб лишь по договорам личного и имущественного страхования.

Расходы на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций планируются в федеральном бюджете и бюджетах субъектов РФ. Судя по всему, в эти суммы изначально не закладываются возможные компенсации населению. Не производятся они и в реальной жизни.

Например, из резервного фонда Правительства РФ на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации в 1993 г. было выделено 5 млрд. руб. администрации Томской области для финансирования работ по ликвидации последствий на Сибирском химкомбинате 06.04.93, в том числе на мероприятия по охране здоровья населения 805 млн. руб. Однако эти мероприятия – медицинские обследования, контроль за состоянием здоровья жителей, обеспечение детей лекарствами и витаминами – были

направлены на минимизацию общественного ущерба и не включали в себя выплату каких-либо денежных компенсаций отдельным лицам.

Возмещение вреда здоровью и имуществу человека, причиненного неблагоприятным воздействием окружающей среды

Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу человека экологическими правонарушениями, — конституционное право (ст. 42). По имеющимся данным, 20 — 30% заболеваемости населения непосредственно связано с провоцирующим действием загрязнения окружающей среды. Приведенные данные свидетельствуют об остроте и актуальности проблемы защиты этого конституционного права каждого.

О возмещении вреда здоровью людей, причиненного неблагоприятным воздействием окружающей среды, как и вреда самой природе, можно говорить условно. Такой вред не может быть возмещен. Он может быть лишь компенсирован.

Механизм защиты соответствующего права регулируется Федеральным законом «Об охране окружающей среды», Гражданским кодексом РФ, процессуальным законодательством, Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», другими законами.

В соответствии с действующим законодательством вред здоровью и имуществу человека, причиненный неблагоприятным воздействием окружающей среды, может быть возмещен (компенсирован) разными способами, включая:

а) оформление листка временной нетрудоспособности работника в случае заболевания, в том числе в связи с загрязнением окружающей среды;

б) оформления инвалидности по причинам, связанным с воздействием на здоровье человека неблагоприятной окружающей среды;

в) предоставление гражданам, пострадавшим от неблагоприятного воздействия окружающей среды, мер социально-экономической защиты, льгот и компенсаций;

г) страхование риска причинения вреда здоровью или имуществу граждан от загрязнения окружающей среды;

д) возмещение вреда здоровью и имуществу граждан по решению суда.

Смотрите так же:  Приказ от 15 ноября 2012 г n 921н

Законодательство устанавливает принцип полного объема возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды. Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме. Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством.

Предшествующий Закон «Об охране окружающей природной среды» указывал конкретные факторы, которые должны учитываться при определении величины причиненного здоровью граждан вреда: степень утраты трудоспособности потерпевшего, необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья, затраты на уход за больным, иные расходы, в том числе упущенные профессиональные возможности, затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии, а также потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском рождения детей с врожденной патологией.

Обычной для России практикой возмещения вреда здоровью граждан в результате загрязнения окружающей среды (как частный случай повреждения здоровья вообще) является получение пособия по временной нетрудоспособности. В соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан соответствующее решение принимается на основе специальной экспертизы. Экспертиза временной нетрудоспособности производится лечащими врачами государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. Они единолично выдают гражданам листки нетрудоспособности сроком до 30 дней, а на больший срок листки нетрудоспособности выдаются врачебной комиссией, назначаемой руководителем медицинского учреждения.

Дата добавления: 2015-06-15 ; просмотров: 286 . Нарушение авторских прав

Возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу человека негативным воздействием окружающей среды

Имущественный и неимущественный вред гражданам (вторичный вред) опосредован причинением вреда окружающей среде (первичный вред), в чем проявляется специфика экологического вреда. Большинство экологических деликтов, связанных с нарушением правил обращения экологически опасных веществ, загрязнением окружающей среды, причиняют потерпевшему имущественный вред, а также нравственные или физические страдания в связи с болезнью, смертью родственников, невозможностью иметь детей и т.д.

Моральный вред подлежит компенсации в денежной форме независимо от возмещения экологического вреда имущественного характера, направленного на восстановление имущественного положения потерпевшего. Целью его компенсации является сглаживание нравственных или физических страданий потерпевшего, вызванных экологическими последствиями правонарушения.

Как отмечается в п. 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», разрешая вопрос о компенсации морального вреда, суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения вреда потерпевшему, какими действиями (бездействием) он был нанесен, степень вины причинителя вреда, а также какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме потерпевший оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения заявленных требований. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий. Компенсация морального вреда, причиненного здоровью граждан негативным воздействием окружающей среды, осуществляется независимо от вины, если такой вред причинен юридическими лицами и гражданами, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды (ст. 1100 ГК РФ).

Провозглашенный принцип полного возмещения вреда, причиненного имуществу граждан экологическими правонарушениями, означает обязательность учета реального ущерба, связанного со снижением стоимости объектов недвижимости, оборудования, иного имущества; упущенной выгоды от гибели урожая, снижения плодородия почв и иных вредных последствий.

Вред жизни, здоровью и имуществу человека, причиненный негативным воздействием окружающей среды, может быть возмещен тремя различными способами: страхованием, в судебном порядке; в публичном порядке.

Экологическое страхование гражданско-правовой ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за причинение вреда гражданам и юридическим лицам в результате негативного воздействия на окружающую среду последствий аварий и техногенных катастроф на подконтрольных им объектах, а также в результате воздействия загрязненных природных объектов на население и территории, предполагает уплату страховых взносов, из которых возмещается вред, причиненный экологическим правонарушением. Экологическое страхование может быть обязательным и добровольным.

Судебный порядок предполагает обращение потерпевшего в суд с требованием о возмещении вреда здоровью или имуществу, причиненного в результате нарушения экологического законодательства.

Например, как указывает ст. 1085 ГК, при повреждении здоровья гражданина возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

Судебная практика по данному вопросу довольно скудна по объему, что обусловлено спецификой данной формы возмещения экологического вреда.

Если гражданин, пострадавший от неблагоприятного воздействия окружающей среды, претендует на полное возмещение вреда здоровью или имуществу, он должен в установленном законодательством порядке доказать наличие вреда и его причинной связи с противоправным поведением причинителя вреда. С иском в суд может обратиться сам потерпевший, члены его семьи, прокурор, уполномоченный на то орган публичной власти, общественная организация, представляющая интересы потерпевшего.

Доказыванию подлежит несколько юридических фактов.

1. Факт совершения ответчиком деяния, нарушившего законодательство в области охраны окружающей среды.

Например, нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, как правило, влечет за собой наложение административного взыскания. Постановление о наложении административного взыскания и будет доказательством факта совершения противоправного экологического деяния.

2. Факт причинения в результате экологического правонарушения вреда окружающей среде.

В данном случае также можно ссылаться на результаты административного производства, а также па акт (справку) органа государственного экологического надзора о факте загрязнения окружающей среды в определенное время и на определенной территории.

3. Факт причинения вреда здоровью и имуществу.

Его документально подтверждает потерпевший, представляя в суд справку о состоянии здоровья, больничный лист, чеки о приобретении лекарств, чеки о дополнительном питании и т.п. Наряду с возмещением вреда здоровью и имуществу, причиненного экологическим правонарушением, гражданин имеет право на компенсацию морального вреда, размер которого он должен мотивировать.

4. Причинно-следственная связь между негативным воздействием окружающей среды и самим вредом.

Данный предмет доказывания является наиболее сложным. Необходимо доказать факт нахождения лица в месте, где был нанесен вред окружающей среде. Здесь возможно предоставление справки с места работы, места жительства (органа местного самоуправления, территориального органа УФМС, осуществляющего регистрационный учет граждан, или жилищно-коммунальной организации), подтверждающей, что потерпевший в данное время находился в данном месте и, следовательно, подвергался вредному воздействию окружающей среды. Суду будет необходимо выяснить, не вызваны ли такие последствия иными факторами, в том числе естественно-природными, и нс наступили ли они вне зависимости от установленного нарушения, а также не совершены ли противоправные деяния в состоянии крайней необходимости (например, в целях обеспечения функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения).

Публичный (административный) порядок предполагает обязанность государства, даже при отсутствии его вины, оказывать социальную помощь лицам, которым причинен экологический вред.

К данному порядку можно отнести:

  • – выдачу гражданам листков временной нетрудоспособности;
  • – оформление инвалидности по причинам, связанным с воздействием на здоровье человека неблагоприятной окружающей среды;
  • – предоставление гражданам, пострадавшим от неблагоприятного воздействия окружающей среды льгот и пособий (компенсаций).

Предоставление гражданам, пострадавшим от неблагоприятного воздействия окружающей среды, мер социально-экономической защиты, льгот и компенсаций получило нормативное оформление после аварии на Чернобыльской АЭС. Такие меры, льготы и компенсации предусмотрены, в частности, Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», Федеральным законом от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов отходов в реку Теча».

Так, Законом РФ от 15.05.1991 № № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», компенсации и льготы предусмотрены для разных категорий пострадавших лиц, включая участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, граждан, запятых на эксплуатации Чернобыльской АЭС и на работах в зоне отчуждения, граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения и др.

Как отмечалось в постановлении Конституционного Суда РФ от 01.12.1997 № 18-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»”», эта экстраординарная по своим последствиям техногенная авария XX в. привела к неисчислимым экологическим и гуманитарным потерям. В результате были существенно нарушены не только право на благоприятную окружающую среду, закрепленное в ст. 42 Конституции, но и, как следствие этого, другие конституционные права и интересы граждан, связанные с охраной жизни, здоровья, жилища, имущества, а также право на свободное передвижение и выбор места пребывания и жительства, которые ущемлены столь значительно, что причиненный вред оказался реально невосполнимым. Это порождает особый характер отношений между гражданином и государством, заключающийся в том, что государство принимает на себя обязанность возмещения такого вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством.