Как вернуть деньги с таможни.

При декларировании товаров на таможне на момент подачи декларации вы должны предварительно уплатить таможенные пошлины и НДС. Одна из распространенных проблем для участника ВЭД – это зависшие на счетах таможни неизрасходованные денежные средства.

Не израсходованные по разным причинам — заплатили сильно больше, чем надо, или в связи с непрекращающимся потоком держали на авансах большие суммы, а потом приняли решение о закрытии юр. лица. Когда я пришла работать в «Биовитрум» на одном из юр. лиц висели остатки около 4 млн. рублей. И передо мной стояла задача их вернуть. Простой инструкции как это сделать на просторах интернета я не нашла, только сухо написанный приказ ФТС России № 2520 от 22.12.2010. В котором и разобралась. А здесь максимально просто и понятно напишу, как это сделать.

  1. Итак, для возврата таможенных платежей в первую очередь вам потребуется изучить сверки с таможней, определить, по каким платежным документам деньги не израсходованы, определить какие из них пошлины и какие авансы. У нас был возврат по 10-15 платежкам с каждой таможни. Я на этот этап очень много времени потратила.
  2. Заказать в банке платежные поручения с отметками банка.
  3. Заполнить заявления на возврат. Обратите внимание, два разных бланка: для пошлин Заявление о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, для авансовых платежей Заявление о возврате авансовых платежей . Бланки легко ищутся в интернете. У меня было шесть заявлений-по два на таможню: Пулковскую, Балтийскую, Санкт-Петербургскую.
  4. Для каждого заявления собрать учредительные документы: свидетельство ИНН (нотариальная копия), свидетельство ОГРН (нотариальная копия), свежая выписка ЕГЮРЛ (оригинал), приказ о назначении Генерального директора (оригинал).
  5. Заявления должен подписать Генеральный директор, а подпись должна быть заверена нотариусом. Стоимость мероприятия на тот момент была 500 рублей за подпись. В нашей компании делалось так: я отсылала заполненные заявления юристу, он подписывал их у гендира и заверял подпись у нотариуса, и потом передавал мне заверенные заявления. Из всех возможных вариантов — этот был для нас самым реальным. Другие не помню.
  6. К каждому заполненному заявлению прикладываете учредительные документы и платежные поручения с отметками банков.
  7. Передать документы в таможню. Адреса:

Адрес: 199034 Г.Санкт-Петербург, Васильевский о-в, 9-Я Линия, 10

Телефон: 8 (812) 323-07-91

Адрес: 198184 г. Санкт-Петербург, Канонерский остров, д. 32 а

Телефон: 8 (812) 713-99-45, 8 (812) 713-99-39

Адрес: 196210, г. Санкт-Петербург, ул. Стартовая, 7 а

Телефон: 8 (812) 777-35-28

На Пулковской и Санкт-Петербургской ваше обращение зарегистрируют сразу и присвоят входящий номер, на Балтийской таможне обращение зарегистрируют в течение 2х дней и нужно будет позвонить и уточнить входящий номер. Потом можно звонить в отдел таможенных платежей, называть номер и уточнять как идет процесс рассмотрения.

  1. В течение 30 дней таможня вернет деньги или отправит по почте запрос на уточнение данных.

Что касается нашего случая — от Санкт-Петербургской и Балтийской таможни мы точно в срок получили деньги обратно. А вот с Пулковской все прошло не так гладко. Они упорно находили все новые и новые ошибки в наших документах и возвращали их на исправление. Так могло продолжаться до бесконечности, но потом возникла необходимость ввезти большую партию товара именно на это юр. лицо и мы израсходовали все остатки. Можно сказать, повезло.

После этого опыта было принято решение использовать для работы Таможенные карты. Я еще расскажу, что за зверь.

Как вернуть деньги из Таможни?

lesya24 сказал(-а): 03.07.2017 21:21

Как вернуть деньги из Таможни?

Здравствуйте! Первый раз делала платежки на ФТС. Авансовые платежи для Балтийской таможни и Ввозная пошлина для Балтийской таможни. Ошиблась. Отправила всё на один КБК 15311009000010000180 (Авансовые платежи).

Было принято решение вернуть неправильно уплаченную сумму. Какие документы мне для этого нужны? Неверно оформленное платежное поручение и Заявление? Как быстро таможня вернет деньги? Куда везти документы?

Аноним сказал(-а): 04.07.2017 08:36

Тоня сказал(-а): 04.07.2017 13:42

tv06 сказал(-а): 04.07.2017 16:52

Приложение № 2
к приказу ФТС России
от 22.12.2010 № 2520
(в ред. Приказа ФТС России
от 02.05.2012 № 831)
Начальнику
(наименование таможенного органа)
Заявление о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных
сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств

(наименование, ИНН, КПП, адрес организации

или инициалы, фамилия, адрес физического лица)
в соответствии со статьями 129, 147, 148 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации” просит вернуть по коду бюджетной классификации платежных документов на банковский счет

либо зачесть в счет исполнения обязанностей по уплате таможенных платежей, пеней, процентов по документу

таможенные платежи, внесенные
(указывается наименование, организационно-правовая форма

организации или инициалы, фамилия физического лица, внесшего таможенные платежи)
по платежным документам
(указываются номер, дата и сумма платежного документа)
и исчисленные ,
(указывается номер документа, в соответствии с которым исчислялись таможенные платежи)
в связи с ,
(указывается факт, в соответствии с которым возникла излишняя уплата)
в размере
(сумма денежных средств к возврату)
Перечень прилагаемых документов: 1)
(указываются документы, прилагаемые к заявлению)
2)

Настоящим заявляю, что в данный таможенный орган ранее представлялись следующие документы:
1)
(указываются документы из предусмотренных частями 4 — 7 статьи 122 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации” и наименование и реквизиты документов, при подаче которых в данный таможенный орган представлялись поименованные документы)
2)

и в них отсутствуют изменения.

(подпись руководителя организации или уполномоченного от имени организации лица либо физического лица) (инициалы, фамилия)

tv06 сказал(-а): 04.07.2017 16:55

Перечень прилагаемых документов:
1) платежное поручение № от 16.10.201 г сумма 000 (. ) рублей,
2) платежное поручение № от 21.10.201 г. сумма 00(. ) рублей
3) ГТД
4) Инвойс
5) Заявление на оформление таможенной расписки
Настоящим заявляю, что в данный таможенный орган ранее представлялись
следующие документы:
1) Устав (приложено к письму от (указываются документы из предусмотренных частями 4-7 статьи 122
Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном
регулировании в Российской Федерации» и наименование и реквизиты
документов, при подаче которых в данный таможенный орган
представлялись поименованные документы)
2) Копия свидетельства о государственной регистрации
3) Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе
4) Копия доверенности, подтверждающая полномочия лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей и в них отсутствуют изменения.

Аноним сказал(-а): 04.07.2017 18:36

Перечень прилагаемых документов:
1) платежное поручение № от 16.10.201 г сумма 000 (. ) рублей,
2) платежное поручение № от 21.10.201 г. сумма 00(. ) рублей
3) ГТД
4) Инвойс
5) Заявление на оформление таможенной расписки
Настоящим заявляю, что в данный таможенный орган ранее представлялись
следующие документы:
1) Устав (приложено к письму от (указываются документы из предусмотренных частями 4-7 статьи 122
Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном
регулировании в Российской Федерации» и наименование и реквизиты
документов, при подаче которых в данный таможенный орган
представлялись поименованные документы)
2) Копия свидетельства о государственной регистрации
3) Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе
4) Копия доверенности, подтверждающая полномочия лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей и в них отсутствуют изменения.

Как вернуть из таможни излишне уплаченные денежные средства?

Важный вопрос, с которым сталкивается практически каждый участник ВЭД, это возврат излишне уплаченных таможенных платежей, которые остались на счетах после таможенного оформления, либо если случайно оплатили больше. Напомню, что денежные средства хранятся не более 3 лет с момента последнего их использования, а потом благополучно списываются в пользу участника ВЭД (шутка, конечно же, нет)… в пользу государства.

Вернуть свои кровные не так быстро, но вполне реально. А поэтому краткая инструкция:

Шаг 1. Для начала необходимо определиться, сколько и откуда возвращаете. Для этого проще всего запросить остатки денежных средств на таможенных счетах у вашего брокера. Либо, если у вас есть своя ЭЦП, запросить остатки на сайте edata.customs.ru в личном кабинете. Конечно, надо понимать с какой именно таможни собираетесь вернуть деньги.

После того, как получите остатки, вы уже будете знать, сколько и на какой платежке осталось денег.

Шаг 2. Распечатываете из системы банк-клиент те платежные поручения, остатки на которых вы решили вернуть. Платежки заверяем у генерального директора: фраза «копия верна», должность, подпись, расшифровка, печать.

Шаг 3. Заполняем заявление на возврат денежных средств. Причем для пошлины своё заявление, а для авансовых платежей — своё. Подписывает заявление гендир в присутствии нотариуса. Иными словами, нотариус заверяет достоверность подписи директора на заявлении. Форма заявления четко регламентирована приказом ФТС России №2520 от 22.12.2010.

Шаг 4. Готовим комплект учредительных документов. А именно:

-нотариально заверенную копию свидетельства о постановке на налоговый учет (ИНН);

-нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица (ОГРН);

-оригинал приказа (или решения учредителей) о назначении ГД;

-если в решении не указан срок полномочий ГД, то дополнительно делаем нотариально заверенную копию Устава.

При повторном обращении за возвратом денежных средств в эту таможню предоставлять комплект учредительных документов не обязательно.

Шаг 5. Отвозим заявление, платежки, учредительные документы в необходимую таможню. Получаем номер входящего документа. Или опускайте в ящик для корреспонденции при входе в таможню, а на следующий день звоните в канцелярию и узнавайте номер входящего. Еще можно отправить заказным письмом с описью и с уведомлением.

Санкт-Петербургская таможня:

199034, г. Санкт-Петербург, ВО, 9-я Линия, д. 10

Балтийская таможня:

198184, г. Санкт-Петербург, Канонерский остров, д. 32А

Пулковская таможня:

196210, г. Санкт-Петербург, Стартовая ул., д. 7а

Шаг 6. Ждем, когда денюжки поступят на счет, одновременно планируя, куда их можно потратить.

Если что-то было сделано не так, то таможня вам пришлет мотивированный отказ. На каждой таможне может встретиться свой «местечковый таракан», которому что-то не понравится в документах.

За долю малую могу помочь с возвратом в Санкт-Петербургской, Балтийской и Пулковской таможнях.

Возврат платежей из балтийской таможни

Если таможня осталась та же, то никаких лишних телодвижений не нужно. Используйте эти деньги.

Таможни разные к большой печали.

Как обычно. Акт сверки и заявление на возврат.

Пожалуйста, расскажите подробнее, где получить этот акт сверки?
и форма заявления вольная или согласно ТК, подскажите где посматреть?

платили пол года назад на один ТП, потом сменили пост, соответственно на старом ТП остались неизрасходаванные остатки. Как их вернуть или можно как либо перевести, чтобы использовать на новом ТП?

Пишите заявление на возврат http://www.tks.ru/docs/10014939

Как обычно. Акт сверки и заявление на возврат.

Можно и без сверки.

Да, несмотря на то, что список документов утвержден еще ГТК — у каждой таможни свои заморочки.
Подпись ГД, например, можно удостоверить либо нотариально, либо банковской карточкой все это «установленный порядок».. некоторые таможни берут все, нектороые или одно или другое.
Еще уточните по поводу справки статистики и устава (свидетельства ОГРН и ИНН требуют почти все даже если вы их уже предоставляли — так что обязательно), реквизиты налоговой тоже некоторые просили.
Само заявление пишите по утвержденной ГТК форме. Если не найдете — скиньте адрес электронной почты — я Вам перешлю.

Не только больших корпораций:).
Контору, в которой я работаю, наверное, нельзя назвать большой корпорацией. Но у директора есть убийственный аргумент: «На фиг мне нужен ты, если я буду по таможням и нотариусам шляться?»

А денюшку он вернуть хочит?

не-не, это не инспектор
В самом деле нужна подпись лица имеющего право распоряжаться денежными средствами. У нас все время банковская карточка использовалась. Заявление за подписью гендиректора.
извиняюсь, но фишка в том, что они поэтому и изгаляются, что берём:
Приказ ГТК РФ 607 от 25.05.04.

Смотрите так же:  Часть 4 статья 158 ук рф.

Об утверждении перечня документов и формы заявления

7. Документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление о возврате (зачете) денежных средств, если они не были представлено ранее при таможенном оформлении.

Так вот, это либо приказ о назначении, либо доверенность. При этом ничего не говорится, какие это должны быть полномочия.

Врут. В ОДС сдавай под расписку.

Спасибо! Можно подробнее? ОДС — это где (я никогда раньше с таможней напрямую не сталкивалась, пришлось вот вынуждено . )? Расписку я сама, видимо, дожна сваять, а они штамп на ней поставят?

В разных таможнях называется по разному, короче — канцелярия. Сопроводительное письмо в 2-х экземплярах, с перечнем представленных документов, на Вашем экземпляре ставят входящий.

Элементарно, Ватсон! Делаем доверенность на человечка на представление интересов Компании в Органах (даже лучше конкретно написать «в т.ч. на подписание заявлений на возврат денежных средствов»), заверяем его подпись у нотариуса, к заявлению прикладываем оригинал доверенности. Вуаля.

приказом назначается сотрудник исполняющим обязанности директора,
он едет и в присутствии подписывает, оп ля.

Возврат платежей из балтийской таможни

Скажите где можно скачать бланк и образец заполнения? Денежные средства перепутали в платежках.

Это?
Да спасибо большое. а образец заполнения есть где нибуть? посмотреть как правильно заполнить надо

Так там ведь всё подробно расписано. Ваше приложение №1

Я перепутал платёжки. Авансовый платёж и таможенной пошлиной. Если я хочу вернуть эти 2-а платежа я оба платежа, пишу в первое заявление на возврат? правильно?

Скажите, а для возврата денежных средств кроме заявления, какие ещё требуются документы? и куда надо их отвезти в таможню?

В таможню заявление +документы надо отвезти и зарегистрировать в ОДО (отдел документооборота) он же канцелярия. Потом твой возврат распределят кому-то в отделе таможенных платежей — с этим челом будешь контактировать.

Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ Глава 17 . п.2 ст 147- тут ищи список документов.
Будь здоров, не кашляй

не понял? обьясните пож-та

Я ж тебе написала что читать. Посмотри предыдущий пост

В таможню заявление +документы надо отвезти и зарегистрировать в ОДО (отдел документооборота) он же канцелярия. Потом твой возврат распределят кому-то в отделе таможенных платежей — с этим челом будешь контактировать.

Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ Глава 17 — тут ищи список документов.
Будь здоров, не кашляй
ок жду спасибо. Мне в центральную ехать? Санкт-Петербург, ул. Двинская, 16, корп.1?

ок жду спасибо. Мне в центральную ехать? Санкт-Петербург, ул. Двинская, 16, корп.1?

-Алло, Центральная? (с)

Не надо туда ехать. Едь на пост, который груз оформлял. Ты на Балтийской таможне чтоле оформлялся? Там несколько постов. Посмотри по первым цифрам в ГТД — это код поста.

ЗЫ: а чего ждешь-то?

Заявление +
справка банка об открытии счетов (вр. Действия месяц)
свидетельство ЕГРЮЛ (ОКПО)
свидетельство о регистрации юр. Лица (ОГРН)
учредительный договор/ или решение о созд.
приказ/решение о назначении директора,главного бухгалтера
копия паспорта директора, главного бухгалтера
Выписка из ЕГРЮЛ (вр. действия 3 месяца)
Выпика из комитета гос. Статистики (ГОСКОМСТАТ)
УСТАВ
всё? или ещё документы надо?

Кровь кипит в пламенном сердце горца. Где мой острый сабля. D

2. К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4 (consultantplus://offline/main?base=LAW;n=115647;fld=134;dst=101142) — 7 статьи 122 (consultantplus://offline/main?base=LAW;n=115647;fld=134;dst=101156) настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.

Объясню ситуацию и буду рад услышать Ваше мнение. Мы расторгаем контракт с поставщиками контейнер, растамаживаться не будет. Закидывали сумму как депозит. Платёжки просто на таможню для того что бы когда товар растаможили мы могли уже прикрепить платёжки. но так как товар не растамаживали ГТЗ не забивали. Сейчас мы хотим вернуть деньги депозитные.
Ё-маё!
Ну, вас же уже ссылками закидали. Вся процедура описана в 311-ФЗ и приказе 2520 (формы заявлений).

Что ж непонятно то?:eek:

Объясню ситуацию и буду рад услышать Ваше мнение. Мы расторгаем контракт с поставщиками контейнер, растамаживаться не будет. Закидывали сумму как депозит. Платёжки просто на таможню для того что бы когда товар растаможили мы могли уже прикрепить платёжки. но так как товар не растамаживали ГТЗ не забивали. Сейчас мы хотим вернуть деньги депозитные.

НА мой взгляд, будет проще оставить эти деньги под следующий груз. Если Вы еще планируете чего-то через Балтику растамаживать.

А если очень надо деньги вернуть — делайте Соглашение о расторжении договора. Также получайте обратно от поставщику на Ваш счет деньги за товар, если уже успели заплатить. Соглашение и с выписка по счету (что деньги возвращены) будут для Вас документами, на основании которых Вы докажете прекращение сделки, под которую были уплачены авансовые платежи. Пока так мне в голову пришло. Я еще подумаю — обещаю

Возврат излишне уплаченных таможенных платежей в вопросах и ответах

В ряде случаев у субъектов хозяйствования, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, образуются остатки неиспользованных авансовых платежей или имеются излишне уплаченные платежи, взимаемые таможенными органами. Это обусловлено целым комплексом факторов, среди которых невозможность точного определения размера платежей на момент их уплаты, получение льгот в отношении товаров, которые были уже оформлены с уплатой таможенных платежей в полном объеме, в связи с изменением или подтверждением таможенной стоимости товаров, допущение должностными лицами организаций ошибок и т. д. Излишне уплаченные и авансовые платежи в подобных ситуациях могут быть возвращены. Однако осуществление возврата платежей, взимаемых таможенными органами, имеет некоторые особенности и исключения. В связи с этим рассмотрим процедуры возврата и зачета платежей, взимаемых таможенными органами, подробнее.

Общие вопросы возврата платежей, взимаемых таможенными органами

Статья 70 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС) к таможенным платежам относит:

  • ввозную таможенную пошлину;
  • вывозную таможенную пошлину;
  • НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;
  • акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;
  • таможенные сборы.

Вопрос Являются ли антидемпинговые пошлины с точки зрения таможенного законодательства таможенными платежами? Если это не таможенный платеж, то тогда что?

Ответ Перечень таможенных платежей определен в п. 1 ст. 70 ТК ТС. Антидемпинговая пошлина не включена в данный перечень.

В подпункте 17 ст. 4 ТК ТС дано следующее определение термину «меры нетарифного регулирования»: это комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств — членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств — членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза.

Согласно ст. 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 (в ред. от 18.10.2011) «О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам» (далее — Соглашение о применении антидемпинговых мер) антидемпинговая мера — это мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению Комиссии Таможенного союза посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером.

В соответствии с п. 2 ст. 28-1 указанного Cоглашения случае принятия Комиссией Таможенного союза решения о применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины при помещении товаров под таможенные процедуры, условия которых в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза предусматривают соблюдение ограничений в связи с применением антидемпинговых мер, производится уплата антидемпинговых пошлин в порядке, предусмотренном для ввозных таможенных пошлин.

Таким образом, антидемпинговая пошлина является антидемпинговой мерой, а соответственно, мерой нетарифного регулирования. Аналогичная позиция изложена и в письме ФТС России от 10.11.2011 № 01-11/54409 «О взимании антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин».

Таким образом, помимо таможенных платежей таможенные органы взимают еще и иные платежи: пени, проценты и специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Кроме того, ТК ТС разделяет излишне уплаченные таможенные платежи и авансовые платежи.

Согласно ст. 89 ТК ТС под излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов понимаются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

Вопрос Должен ли таможенный орган информировать плательщиков о наличии у них излишне уплаченных (излишне взысканных) таможенных платежей при корректировке таможенной стоимости в меньшую сторону? Если обязан, то каким образом он должен это делать?

Ответ Согласно ч. 5 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ (в ред. от 05.04.2013) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 311-ФЗ) при обнаружении факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов таможенный орган не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта обязан сообщить плательщику о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.

Порядок информирования плательщиков о наличии у них излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов разъяснен в письме ФТС России от 11.08.2011 № 01-11/38437 «О сроке и порядке доведения до декларанта корректировки таможенной стоимости, подтверждающей факт излишней уплаты таможенных платежей». В соответствии с указанным письмом корректировка таможенной стоимости товаров производится в порядке и на условиях, определенных ст. 68 ТК ТС и Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 (в ред. от 09.12.2011) «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» (далее — Решение).

Документом, подтверждающим факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, является корректировка таможенной стоимости товаров в случае принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости, которое повлекло уменьшение суммы подлежащих уплате таможенных платежей.

Если судебным актом либо решением вышестоящего таможенного органа решение таможенного органа о корректировке таможенной стоимости, в соответствии с которым были уплачены (взысканы) таможенные пошлины, налоги, признано незаконным, то таможенный орган в течение 10 рабочих дней с момента поступления такого судебного акта или решения вышестоящего таможенного органа (если в судебном акте или решении не установлен иной срок) в порядке, установленном Решением, заполняет форму корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей и направляет декларанту (таможенному представителю) соответствующие экземпляры не позднее одного рабочего дня, следующего за днем заполнения.

В случае обнаружения факта излишней уплаты (излишнего взыскания) таможенных пошлин, налогов таможенный орган в соответствии с ч. 5 ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта сообщает плательщику в произвольной форме о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов с приложением копии корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей.

В соответствии со ст. 73 ТК ТС под авансовыми платежами понимают денежные средства (деньги), внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров, если уплата таких платежей предусмотрена законодательством государств — членов Таможенного союза. То есть ТК ТС не рассматривает в качестве авансовых платежей вывозные таможенные пошлины, а также пени, проценты, специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины .

Смотрите так же:  Как вернуть деньги если товар не соответствует описанию

Порядок возврата таможенных платежей регламентируется ст. 90 ТК ТС, которой определено, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства — члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

В свою очередь, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства — члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств — членов Таможенного союза.

В России в настоящее время порядок возврата таможенных платежей регламентируется:

  • Соглашением об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20.05.2010 (далее — Соглашение о ввозных таможенных пошлинах);
  • Соглашением о применении антидемпинговых мер;
  • Федеральным законом № 311-ФЗ.

Вопрос Каков порядок возврата излишне уплаченных специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин?

Ответ Процедура действий плательщика для возврата излишне уплаченных специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин не регламентирована международными правовыми актами, в том числе ТК ТС и Соглашением о применении антидемпинговых мер. Этот пробел в законодательстве требует устранения.

Однако Соглашением о применении антидемпинговых мер предусмотрена возможность осуществления подобных возвратов: в частности, в соответствии с п. 7 ст. 28-1 этого международного правового акта возврат плательщику сумм излишне уплаченных (взысканных) специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин осуществляется с единого счета уполномоченного органа в текущем дне в пределах сумм специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, поступивших на единый счет уполномоченного органа и зачтенных в отчетном дне, с учетом сумм возврата специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, не принятых национальным (центральным) банком к исполнению в отчетном дне .

Определение суммы возврата специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, подлежащих возврату в текущем дне, осуществляется до распределения поступивших специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин между бюджетами государств Сторон Соглашения о применении антидемпинговых мер.

В случае недостаточности средств для осуществления возврата специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии с абз. 4 п. 7 ст. 28-1 возврат осуществляется государством Стороны в последующие рабочие дни. Пени (проценты) за несвоевременный возврат плательщику специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин выплачиваются плательщику из бюджета этого государства Стороны и не включаются в состав специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

В этой связи полагаем, что действия плательщика для возврата излишне уплаченных специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин должны быть аналогичны тем действиям, которые плательщик предпринимает для возврата таможенных платежей.

Механизм возврата платежей, взимаемых таможенными органами

Возврат авансовых платежей регламентирован ст. 122 Федерального закона № 311-ФЗ. Согласно положениям данной статьи возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, если заявление об их возврате подано лицом, внесшим авансовые платежи (его правопреемником), в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей. Если указанным лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. По истечении указанного срока невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат.

Возврат излишне уплаченных таможенных платежей регламентирован гл. 17 Федерального закона № 311-ФЗ.

Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).

К сведению . Заявление о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов — в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:

  • платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
  • документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
  • документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
  • документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
  • иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.

Кроме того, в тех случаях, если ранее в таможенный орган не предоставлялись нижеуказанные документы, они подлежат представлению совместно с заявлением о возврате таможенных платежей:

1. Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, представляют:

1.1) копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;

1.2) копию свидетельства о государственной регистрации, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;

1.3) документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление о возврате авансовых (излишне уплаченных таможенных) платежей, заверенный нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;

1.4) образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате авансовых (излишне уплаченных таможенных) платежей, заверенный нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность лица, подписавшего заявление;

1.5) копию документа, подтверждающего правопреемство, в случае, если заявление о возврате авансовых (излишне уплаченных таможенных) платежей подается правопреемником лица, внесшего авансовые (излишне уплаченные таможенные) платежи, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа.

2. Иные юридические лица, за исключением лиц, указанных в п. 1, представляют:

2.1) копию документа, подтверждающего статус юридического лица по законодательству страны, на территории которой создано это юридическое лицо (с переводом на русский язык), заверенную нотариально;

2.2) копию документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего заявление о возврате авансовых (излишне уплаченных таможенных) платежей (с переводом на русский язык), заверенную нотариально;

2.3) образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате авансовых (излишне уплаченных таможенных) платежей, заверенный нотариально.

3. Физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, представляют:

3.1) копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;

3.2) копию свидетельства о государственной регистрации, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;

3.3) копию паспорта гражданина Российской Федерации, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа.

4. Физические лица представляют:

4.1) копию паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность гражданина в соответствии с законодательством РФ, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;

4.2) копию документа, подтверждающего право на суммы авансовых (излишне уплаченных таможенных) платежей, в случае, если заявление о возврате авансовых платежей подается наследником лица, внесшего авансовые (излишне уплаченные таможенные) платежи, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа.

Если же в таможенный орган представлялись ранее документы, перечисленные выше, то информацию о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений следует отразить в заявлении на возврат.

Обратите вниман ие! В соо тветствии с ч. 5 ст. 208 Федерального закона № 311-ФЗ практически все эти документы представляются в случае, если субъект хозяйствования выступал в качестве декларанта товаров.

Возврат таможенных пошлин, налогов производится также в случае:

  • отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой в отношении сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных в связи с регистрацией таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;
  • отзыва таможенной декларации;
  • восстановления режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций;
  • если ТК ТС и (или) Федеральным законом № 311-ФЗ предусматривается возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов при помещении товаров под таможенную процедуру реэкспорта или при помещении товаров под таможенные процедуры уничтожения либо отказа в пользу государства или реимпорта товаров;
  • изменения с разрешения таможенного органа ранее заявленной таможенной процедуры, если суммы таможенных пошлин, налогов, подлежащие уплате при помещении товаров под вновь избранную таможенную процедуру, меньше сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных при первоначальной таможенной процедуре, за исключением случая, предусмотренного п. 6 ст. 282 ТК ТС;
  • возврата (полностью или частично) предварительной специальной пошлины, предварительной антидемпинговой пошлины и предварительной компенсационной пошлины в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза и (или) законодательством РФ о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров.

Возврат таможенных пошлин, налогов в вышеперечисленных случаях производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов. При этом положения ч. 9 ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ не применяются.

Рассмотрим некоторые практические вопросы, касающиеся возврата таможенных платежей.

Вопрос Оплата платежей, в том числе таможенных, в ряде случаев осуществляется в электронном виде. В связи с этим просим пояснить, какой платежный документ, подтверждающий уплату таможенных пошлин, налогов, подлежит представлению в таможенный орган для возврата излишне уплаченного НДС?

Ответ Как разъяснено в письме ФТС России от 22.06.2011 № 01-11/29197 «Об оригиналах платежных документов», ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ регулирует вопросы возврата излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств. Перечень документов, необходимых для возврата излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, установлен ч. 2 ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ. Так, в соответствии с подп. 1 ч. 2 ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ к заявлению о возврате, в частности, должен прилагаться платежный документ, подтверждающий уплату таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату.

При этом Федеральный закон № 311-ФЗ не содержит положений, предусматривающих представление исключительно оригинала платежного документа, а также положений, запрещающих представление копии такого документа, заверенной в установленном порядке, в том числе нотариально.

В связи с изложенным представление плательщиком таможенных пошлин, налогов заверенной копии платежного документа для возврата излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов не противоречит таможенному законодательству Таможенного союза и таможенному законодательству РФ.

То есть в рассматриваемой ситуации организация вправе представить в таможенный орган заверенную должностными лицами организации копию платежного документа на бумажном носителе.

Вопрос Юридическое лицо (организация) имеет неисполненную обязанность по уплате таможенных сборов за совершение таможенных операций в размере 800 руб. До получения решения таможенного органа о взыскании данного платежа организация подала заявление о возврате излишне уплаченной ввозной таможенной пошлины на сумму 70 000 руб. Может ли таможенный орган отказать в возврате излишне уплаченной ввозной таможенной пошлины?

Ответ Пунктом 1 ч. 12 ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ установлено, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности.

Таким образом, таможенный орган вправе отказать в возврате излишне уплаченной ввозной таможенной пошлины на сумму 800 руб. при наличии у организации задолженности по уплате таможенных сборов за совершение таможенных операций в размере 800 руб. и возвратить организации сумму 69 200 руб.

Вопрос У организации образовались излишне уплаченные суммы акцизов в размере 100 руб. Вправе ли организация возвратить этот платеж на свой расчетный счет?

Ответ В соответствии с п. 2 ч. 12 ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится, если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 руб., за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц.

Согласно подп. 18 ст. 4 ТК ТС под налогами понимаются НДС и акциз (акцизы), взимаемые таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

Таким образом, таможенное законодательство не предусматривает возможности возврата излишне уплаченной суммы акцизов в размере 100 руб. на счет организации.

Вопрос Установлена ли какая-либо форма для заявления о возврате авансовых платежей?

Смотрите так же:  Пенсионный фонд компенсация похороны

Ответ В силу ст. 122 Федерального закона № 311-ФЗ форма заявления о возврате авансовых платежей утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. В частности, форма такого заявления определена Приказом ФТС России от 22.12.2010 № 2520 (в ред. от 02.05.2012) «Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога».

В этой связи также отметим, что данным Приказом также определены формы заявления о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.

Вопрос Российская организация поместила под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления посевной материал — семена кукурузы, ввезенные из Украины. В связи с тем что в сертификате формы СТ-1 имелись не заверенные ТПП Украины исправления, товар был помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой таможенных платежей. В настоящее время (через четыре месяца после получения предыдущего сертификата формы СТ-1) организация получила новый сертификат формы СТ-1. Что необходимо организации сделать для возврата ввозной таможенной пошлины и частично НДС (при его уплате при помещении семян кукурузы под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в налогооблагаемую базу для исчисления НДС входила еще и таможенная пошлина)?

Ответ В соответствии с п. 1 ст. 2 Договора о зоне свободной торговли (подписан в г. Санкт-Петербурге 18.10.2011) (далее — Договор), участниками которого являются в том числе Российская Федерация и Украина, Стороны не применяют таможенные пошлины и иные платежи, эквивалентные таможенным пошлинам, в отношении импорта товара, происходящего с таможенной территории другой Стороны.

Согласно ст. 4 Договора для определения страны происхождения товаров, происходящих из Сторон и находящихся в торговом обороте между ними, Стороны руководствуются Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения Правительств государств — участников стран СНГ от 20.11.2009 (в ред. от 18.10.2011, с изм. от 28.09.2012) «О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств» (далее — Правила).

В силу п. 6.1 разд. 6 Правил для подтверждения страны происхождения товара в конкретном государстве — участнике Соглашения в целях предоставления режима свободной торговли необходимо представление таможенным органам страны ввоза оригинала сертификата формы СТ-1. Подпункт 5.4 Правил позволяет восстанавливать режим свободной торговли при условии получения сертификата формы СТ-1 до истечения 12 месяцев со дня регистрации таможенной декларации в стране ввоза (кроме случаев фальсификации сертификата формы СТ-1). Таким образом, российская организация на законных основаниях вправе претендовать на получение преференции по уплате ввозной таможенной пошлины.

В соответствии с ч. 5 ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ при обнаружении факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов таможенный орган не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта обязан сообщить плательщику о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.

Письмом ФТС России от 29.04.2011 № 01-11/19942 «О возврате таможенных платежей» (далее — письмо ФТС России № 01-11/19942) разъяснено, что факт излишней уплаты таможенных пошлин, налогов может быть подтвержден в том числе внесением изменений в декларацию на товары. В соответствии с п. 2 ст. 191 ТК ТС внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии Таможенного союза. Такие случаи и порядок установлены Инструкцией о порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 255 (в ред. от 18.06.2013; далее — Инструкция).

Согласно п. 3 письма ФТС России № 01-11/19942 при осуществлении возврата таможенных пошлин, налогов в связи с восстановлением режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций, а также возврата (полностью или частично) предварительной специальной пошлины, предварительной антидемпинговой пошлины и предварительной компенсационной пошлины в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза и (или) законодательством РФ о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров, в качестве документа, подтверждающего факт излишней уплаты, таможенные органы принимают КДТ (корректировку декларации на товары), оформленную в соответствии с Инструкцией.

Таким образом, алгоритм возврата излишне уплаченных таможенных платежей в рассматриваемой ситуации будет выглядеть следующим образом:

1) российская организация вносит изменения в ранее оформленную декларацию на товары путем представления в таможенный орган КДТ в порядке, определенном Инструкцией, где заявляется тарифная преференция и производится изменение размера подлежащих уплате таможенных платежей;

2) представляет в таможенный орган совместно с заявлением о возврате ввозной таможенной пошлины и частично НДС корректировку декларации на товары в качестве документа, подтверждающего факт излишней уплаты.

Вопрос У организации имеется излишне уплаченная сумма таможенных сборов за совершение таможенных операций. Какова процедура возврата?

Ответ Согласно ч. 1 ст. 129 Федерального закона № 311-ФЗ возврат таможенных сборов осуществляется в порядке, предусмотренном данным Законом для возврата таможенных пошлин, налогов.

В свою очередь, возврат излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов регламентирован гл. 17 Федерального закона № 311-ФЗ. Таким образом, для возврата излишне уплаченных сумм таможенных сборов за совершение таможенных операций организация должна представить в таможенный орган заявление с приложением необходимых документов в порядке, определенном ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ.

Вопрос Может ли организация, которая имеет излишне уплаченную сумму ввозной таможенной пошлины, обратиться с заявлением в таможенный орган для ее возврата на счет своего коммерческого партнера, перед которым имеет задолженность за поставленную продукцию?

Ответ Нет, нельзя. Это вытекает из нормы п. 7 ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ, где установлено, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится на счет плательщика (его правопреемника), указанный в заявлении о возврате.

Процедура рассмотрения заявлений плательщиков о возврате платежей, взимаемых таможенными органами

В соответствии со ст. 122, 147 Федерального закона № 311-ФЗ возврат авансовых платежей, а также излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится в валюте РФ.

При возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов, за исключением возврата таможенных платежей в соответствии со ст. 148 Федерального закона № 311-ФЗ.

При возврате таможенными органами таможенных пошлин, налогов проценты с них не выплачиваются (за исключением случая, предусмотренного ч. 6 ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ), суммы не индексируются.

Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.

Вопрос Является ли нарушением месячного срока ситуация, когда таможенный орган принял решение о возврате излишне уплаченного платежа до истечения месячного срока, а представил платежный документ в банк для фактического возврата после истечения месячного срока?

Ответ Да, является. Это обусловлено тем, что в силу п. 6 ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ общий срок рассмотрения заявления о возврате включает время не только для принятия таможенным органом решения о возврате, но и для возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.

Вопрос Таможенный орган нарушил установленный месячный срок для рассмотрения заявления организации о возврате излишне уплаченных таможенных платежей. Вправе ли организация потребовать уплаты пеней за нарушение сроков возврата?

Ответ Уплата пеней таможенными органами не предусмотрена законодательством РФ. Однако организация имеет полное право потребовать уплаты таможенным органом процентов. Это вытекает из нормы ч. 6 ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ.

Так, при нарушении срока рассмотрения заявления плательщика на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями гл. 18 Федерального закона № 311-ФЗ таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период нарушения срока возврата.

Возврат плательщикам сумм таможенных пошлин, налогов и начисленных в соответствии с положениями ч. 6 ст. 147 Федерального закона № 311-ФЗ процентов на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится в соответствии с положениями федерального закона о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, являющегося составной частью бюджетного законодательства РФ.

При этом решения о возврате указанных процентов принимаются таможенными органами, наделенными ФТС России, являющейся главным администратором доходов федерального бюджета, соответствующими бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета.

Статьей 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, то есть число дней в году равно 365 (или 366 дням, если год високосный).

В связи с изложенным при расчете процентов за нарушение таможенным органом срока возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов учитывается фактическое количество дней в году — 365 или 366. В формуле расчета процентов применяется расчетная ставка, равная 1/365 или 1/366.

Соответствующая позиция изложена в письме ФТС России от 30.03.2012 № 01-11/15247 «О порядке начисления процентов».

Вопрос Таможенный орган принял незаконное решение о корректировке таможенной стоимости и незаконно взыскал в принудительном порядке в соответствии с гл. 18 Федерального закона № 311-ФЗ с организации таможенные платежи. Факт незаконного принятия решений и незаконного взыскания установлен вступившим в законную силу решением суда. Суд также обязал таможенный орган возвратить незаконно взысканные платежи. Должна ли организация направлять в таможенный орган заявление для возврата излишне взысканных платежей? Имеет ли право организация требовать с таможенного органа возврата излишне взысканных платежей с уплатой процентов?

Ответ Как следует из письма ФТС России № 01-11/19942, при предъявлении в таможенный орган исполнительного листа, выданного на основании судебного решения, вступившего в законную силу, обязывающего таможенный орган возвратить денежные средства, возврат осуществляется без предъявления плательщиком таможенных пошлин, налогов заявления о возврате денежных средств.

В соответствии со ст. 89 ТК ТС излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями гл. 18 Федерального закона № 311-ФЗ таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период нарушения срока возврата.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации организация вправе требовать с таможенного органа возврата излишне взысканных платежей с уплатой процентов.

Аналогичная позиция высказана и в Постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 01.2013 по делу № А12-19685/2012.