Заведующий аптекой

Подборка наиболее важных документов по запросу Заведующий аптекой (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Заведующий аптекой

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Заведующий аптекой

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Какое образование должен иметь заведующий аптеки, работающий по совместительству провизором?

Руководитель аптеки при исполнении обязанностей провизора (провизора-технолога или провизора-аналитика) должен одновременно:

  • отвечать требованиями, которые установлены к руководителям положением о лицензировании фармдеятельности (высшее фармобразования + стаж работы по специальности не менее 3 лет либо среднее фармобразование и стаж не менее 5 лет);
  • отвечать тем требованиями, которые установлены для провизоров – то есть иметь сертификат соответствующего специалиста и подготовку, соответствующую установленным квалификационным требованиям и профессиональному стандарту «Провизор» или «Провизор-аналитик».

При этом Номенклатура специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармобразование, включает три специальности специалистов, получивших высшее образование по специальности «Фармация»: 82. Управление и экономика фармации; 85. Фармацевтическая технология; 86. Фармацевтическая химия и фармакогнозия (письмо Минздрава России от 7 декабря 2017 г. № 2128744/25-4).

Специалисты, получившие сертификат по специальности «82. Управление и экономика фармации», могут на основании этого сертификата занимать только руководящую должность (директор (заведующий, начальник) аптечной организации, либо его зам, либо заведующий (начальник) структурного подразделения аптеки).

Если такой специалист изъявит желание поработать «провизором-технологом», который осуществляет отпуск лекарств населению, ему будет необходимо получить сертификат специалиста по специальности «Фармацевтическая технология».

Какие требования предъявляются к кандидатам на должность заведующего аптекой?

Индивидуальный предприниматель владеет сетью аптек. Кого он может принимать на должность заведующего аптекой? Какие требования предъявляются к заведующему аптекой?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Заведующий аптекой должен иметь высшее профессиональное образование по специальности «Фармация», послевузовское и (или) дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности «Фармацевтическая технология», «Фармацевтическая химия и фармакогнозия» (провизор), иметь опыт работы по специальности не менее 3 лет. В аптечных организациях, расположенных вне города, руководство аптечной организацией может осуществлять фармацевт, обладающий средним профессиональным образованием по специальности «Фармация» и сертификатом специалиста по специальности «Фармация» без предъявления требований к стажу работы.

Трудовой кодекс РФ не устанавливает каких-либо специальных требований к работникам, претендующим на должность заведующего аптекой. Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 N 80 утвержден Отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» (далее — Стандарт), который является обязательным для всех аптечных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами (п. 1.2 Стандарта).

Так, согласно п. 8.2 Стандарта руководство аптечной организацией осуществляет провизор, имеющий сертификат специалиста и стаж работы по специальности не менее 3 лет. В аптечных организациях, расположенных вне города, руководство аптечной организацией может осуществлять фармацевт, имеющий сертификат специалиста.

Требования к квалификации провизора и фармацевта установлены в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.07.2010 N 541н (далее — ЕКС).

К квалификации провизора ЕКС предъявляет следующие требования: высшее профессиональное образование по специальности «Фармация», послевузовское и (или) дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности «Фармацевтическая технология», «Фармацевтическая химия и фармакогнозия». Требования к стажу работы, который должен иметь провизор, ЕКС не предъявляет, однако в силу п. 8.2 Стандарта для занятия должности заведующего аптекой провизор должен иметь опыт работы по специальности не менее 3 лет.

Фармацевт должен обладать средним профессиональным образованием по специальности «Фармация» и сертификатом специалиста по специальности «Фармация» без предъявления требований к стажу работы.

Кроме того, в случаях, предусмотренных трудовым законодательством иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований) (ст. 212 ТК РФ).

Как следует из п. 8.6 Стандарта, заведующий аптеки, как и другой персонал, должен проходить медицинское освидетельствование в установленном порядке.

Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), перечень работ, при выполнении которых проводятся такие осмотры, а также порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров установлены приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 N 302н (далее — Приказ N 302н).

Согласно п. 24 Перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (приложение N 2 к Приказу N 302н), при выполнении работ в организациях медицинской промышленности и аптечной сети, связанных с изготовлением, расфасовкой и реализацией лекарственных средств, работники должны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры 1 раз в год.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Квалификационные требования к заведующему аптекой

Внимание! При пользовании статьями, консультациями и комментариями просим Вас обращать внимание на дату написания материала

Вопрос:
Имеет ли право фармацевт со стажем работы 3 года, обучающийся на провизора (4курс), занимать должность заведующего аптекой?

В соответствии с пунктом 8.2 утвержденного Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 г. N 80 Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» ОСТ 91500.05.0007-2003 (в ред. от 18.04.2007) руководство аптечной организацией осуществляет провизор, имеющий сертификат специалиста и стаж работы по специальности не менее 3 лет. В аптечных организациях, расположенных вне города, руководство аптечной организацией может осуществлять фармацевт, имеющий сертификат специалиста.
Кроме того, согласно пункту 4 «в» утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.11.2011 г. N 1081 «Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» (в ред. от 15.04.2013) одним из лицензионных требований к розничной торговле лекарственными средствами является наличие у руководителя аптечной организации деятельность которого непосредственно связана с розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 3 лет либо среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет, сертификата специалиста.
Из совокупности приведенных выше норм законодательства следует, что руководителем городской аптечной организации может быть фармацевт со стажем работы по специальности не менее 5-ти лет.
Заметим, что согласно утвержденному Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 г. N 541н «Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих» (Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения») у «Директору (заведующему) фармацевтической организации предъявляются следующие требования к квалификации: Высшее профессиональное образование по специальности «Фармация» и сертификат специалиста по специальности «Управление и экономика фармации», стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет. Однако следует отметить, что указанное выше «Положение о лицензировании …», которое является более поздним нормативным правовым актом и, кроме того, обладает и более высоким юридическим статусом, поскольку утверждено не министерством, а Правительством РФ, смягчает установленные Квалификационным справочником и Отраслевым стандартом требования к квалификации руководителя аптечной организации.
Следовательно, руководителем аптечной организации может быть фармацевт со стажем работы не менее 5-ти лет. Фармацевт с меньшим стажем работы занимать должность руководителя аптечной организации не может, даже если он имеет незаконченное высшее образование по специальности.
В заключение подчеркнем, что все сказанное касается исключительно руководителя аптечной организации и не относится к руководителям структурных подразделений организации, следовательно, заведующим аптекой, являющейся структурным подразделением аптечной организации, может быть фармацевт с сертификатом специалиста без предъявления требований к стажу работы.

Смотрите так же:  Нужна ли лицензия на автомойку

Минтруд официально разрешил заведующим аптеками работать за первым столом

Министерство труда и социальной защиты РФ внесло изменения в Единый справочник должностей работников в сфере здравоохранения, исключив из него квалификационные характеристики для должностей «Директор (заведующий) фармацевтической организации» и «Провизор». Теперь требования к этим должностям будут определяться профессиональными стандартами «Провизор» и «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью». Таким образом, Минтруд фактически разрешил заниматься отпуском ЛС специалистам, имеющим сертификат «Управление и экономика фармации». Соответствующий приказ под № 214н зарегистрирован Минюстом и опубликован 20 июня на Официальном портале правовой информации.

Согласно нормативным документам, розничной торговлей лекарственных препаратов могут заниматься люди, имеющие высшее или среднее фармацевтическое образование, а также сертификат специалиста.

Ранее существовала юридическая коллизия, связанная с формулировками в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей…»). Специалисты, получившие сертификат «Управление и экономика фармации», могли занимать одну из должностей руководителей аптечной организации: директор (заведующий, начальник) аптечной организации; заместитель директора (заведующего, начальника) аптечной организации; заведующий (начальник) структурным подразделением (отдела) аптечной организации. В то время как для должности провизора или провизора-технолога обязательным требованием было наличие сертификата «Фармацевтическая технология».

Таким образом, сотрудник, занимающий руководящую должность и имеющий сертификат «Управление и экономика фармации», не мог осуществлять отпуск ЛС без наличия сертификата «Фармацевтическая технология». Поэтому при проведении контрольных мероприятий проверяющие требовали наличие сертификата «Фармацевтическая технология» у сотрудников аптек, занимающихся отпуском ЛС. А в случае его отсутствия — например, когда руководитель аптеки являлся индивидуальным предпринимателем или если заведующий аптекой замещал провизора — трактовали это как нарушение лицензионных требований.

При этом приказ № 541н был единственным документом, который разделял должности по виду сертификатов. В остальных нормативных актах (Закон о лицензировании отдельных видов деятельности, Положение о лицензировании, Закон об обращении лекарственных средств) указания на конкретный вид сертификата не было.

Теперь из приказа № 541н исключены квалификационные характеристики должностей «Директор (заведующий) фармацевтической организации», «Заведующий аптечным складом», «Провизор». Требования для этих должностей будут определяться профессиональными стандартами «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью» и «Провизор», которые в свою очередь не содержат запретов на отпуск ЛС специалистам с сертификатом «Управление и экономика фармации».

Следующий — заведующий

Ранее «Катрен-Стиль» уже писал о разработанных и вступивших в силу в 2016 г. и начале 2017 г. профессиональных стандартах «Провизор», «Фармацевт» и «Фармацевтический инспектор». Теперь поезд прибыл на следующую станцию — дело дошло до заведующих, провизоров-аналитиков и фармспециалистов, трудящихся на производстве. Сегодня мы подробно разберем этот документ и попытаемся разобраться, решена ли теперь проблема невозможности исполнения обязанностей первостольника заведующим аптекой с сертификатом «Управление и экономика фармации».

исполнительный директор ассоцииаций «Аптечная гильдия» и Союз «Национальная Фармацевтическая Палата»

В начале июня текущего года Минюст РФ зарегистрировал очередные приказы Минтруда РФ:

  • от 22.05.2017 № 427н, утверждающий профессиональный стандарт (ПС) «Провизор-аналитик»;
  • от 22.05.2017 № 428н, утверждающий ПС «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью»;
  • от 22.05.2017 № 430н, включающий ПС «Специалист по промышленной фармации в области производства лекарственных средств».

Приказы действуют с 18 июня 2017 г. К сфере фармритейла прямое отношение имеют первые два из них. В данной статье рассмотрим профстандарт специалиста в области управления, во второй части уделив внимание трем практическим вопросам его применения.

Среди разработчиков ПС — Некоммерческое партнерство «Аптечная гильдия» и Союз «Национальная Фармацевтическая Палата». Исполнительный директор этих профессиональных объединений Елена Неволина дает пояснения для наших читателей.

Длинное название

В начале о длинном названии ПС — «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью» — аж 6 слов. По словам Елены Неволиной, однозначного термина, лаконичного решения в случае с «фармуправленцем» в данном случае не нашлось.

Во-первых, потому что в приказах Минздрава применяются разные термины — заведующий, директор, начальник (не говоря уже о заместителях), а номенклатуру Минздрава и терминологию нормативно-правовых актов обойти невозможно. «Поскольку в приказах Минздрава обозначен диапазон должностей и имеет место вариативность их названий, — поясняет Елена Неволина, — разработчики нашли объединяющее понятие, которое гармонично встраивается в действующее законодательство».

Таким понятием оказалось «управление фармацевтической деятельностью», поскольку термин «фармацевтическая деятельность» включен в Закон «Об обращении лекарственных средств», а специальность носит название «Управление и экономика фармации (УЭФ)».

Немного общей информации

Приказ № 428н является профстандартом для:

  • директоров/заведующих аптечной организации и их заместителей;
  • заведующих структурными подразделениями (отделами) аптечной организации;
  • заведующих складом организации оптовой торговли лекарственными средствами и их заместителей.

Требования к их образованию и обучению нижеследующие:

  • не менее двух лет работы по специальности «Фармация» при наличии высшего фармобразования или пяти в случае среднего фармобразования;
  • интернатура/ординатура и профессиональная переподготовка по специальности «УЭФ»;
  • наличие сертификата/свидетельства об аккредитации специалиста;
  • обязательные предварительные (при поступлении на работу), периодические и внеочередные медосмотры;
  • обучение по охране труда, пожарной безопасности, подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций (подробнее об этом см. в ссылках 4–6 профстандарта).

С принципом, согласно которому составлен ПС специалиста по управлению, фармспециалисты уже знакомы по предыдущим профстандартам. По каждой из трудовых функций идет перечисление:

а) трудовых действий, б) необходимых умений, в) необходимых знаний,

которыми должен обладать и которые обязан осуществлять специалист. Всё это оформлено в виде таблиц, что удобнее для восприятия, чем обычные тексты.

Всего трудовых функций (далее — ТФ) в профстандарте специалиста по управлению шесть:

  1. Планирование деятельности фарморганизации
  2. Организация ее ресурсного обеспечения
  3. Организация работы персонала
  4. Управление качеством результатов текущей деятельности
  5. Организация информационной и консультационной помощи для населения и медработников
  6. Управление финансово-экономической деятельностью

Действия. Умения. Знания.

Действий, умений, знаний в данном ПС больше 170‑ти. И первый вопрос, который возникает даже прежде знакомства с ними, — должен ли каждый заведующий, или заместитель, или завотделом исполнять все эти действия и обладать всеми этими знаниями и умениями?

Вопрос не праздный. Ведь профстандарты утверждены приказами Минздрава, следовательно, несоответствие их положениям — в данном случае неосуществление тех или иных трудовых действий или отсутствие необходимых знаний, навыков — чревато привлечением к административной ответственности согласно части 1 статьи 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права».

Возьмем, например, 6‑ю ТФ. Почти все перечисленные в ее таблице действия-умения-знания обычно входят в компетенцию директоров, заведующих аптекой, но в то же время они далеко не всегда касаются заместителей и почти никогда не касаются заведующих отделами аптеки. Или, например, 5‑я ТФ включает организацию опросов медработников для выявления их информационных потребностей, а многие ли аптеки делают это? Ну и так далее, подобных примеров из профстандартов можно привести множество.

Смотрите так же:  Сельский коэффициент осаго

На случай проверки

Не исключено, что какой‑нибудь чрезмерно ретивый инспектор на этом основании придерется к руководящему аптечному работнику, который, по его мнению, осуществляет не все трудовые действия профстандарта, обладает не всеми перечисленными в нем умениями и знаниями. Будет ли он прав и как от этого защититься?

Ответить на этот вопрос помогают статья 195.3 Трудового кодекса (ТК) РФ «Порядок применения профессиональных стандартов» и пункт 6 письма Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.04.2016 № 14–0/10/В-2253. Из них вытекает, что обязательными являются те требования к квалификации работников — то есть действия, умения, знания, — которые, помимо профстандарта, установлены самим ТК, другими федеральными законами, прочими нормативными правовыми актами (постановления Правительства РФ, приказы Минздрава и т. д.). Остальные требования к квалификации носят рекомендательный характер.

Для наглядности проиллюстрируем примером. Одно из трудовых действий в рамках пятой ТФ — прием извещений о нежелательных реакциях на лекарственные препараты. Это действие является обязательным, поскольку оно прописано также в статье 64 «Фармаконадзор» Закона «Об обращении лекарственных средств» и других нормативных правовых актах на эту тему. Таким образом, за неосуществление этого действия могут оштрафовать.

А вот опрос медработников, о котором говорилось выше, другими актами не предусмотрен, поэтому его следует осуществлять в случае рабочей необходимости. Например, если в радиусе километра-двух от городской аптеки нет ни одного медучреждения, то необходимость в этом, скорее всего, отпадает. На случай проверки следует знать, что привлечение к административной ответственности за неосуществление таких рекомендательных (согласно ТК) действий неправомерно.

Кстати, одним из умений специалиста по управлению — в рамках ТФ «Организация работы персонала» — является составление функционально-должностных инструкций (далее — ФДИ) сотрудников. В них, в частности, заносятся и трудовые действия — они же обязанности — фармспециалиста. В связи с этим Елена Неволина подчеркивает: «Переносить из ПС в ФДИ все трудовые действия необязательно и нецелесообразно. В инструкцию следует включать только те из них, которые действительно необходимы на конкретном рабочем месте».

Можно ли подменить первостольника?

Следующий практический вопрос связан с противоестественной ситуацией, сложившейся в отрасли «благодаря» одной из, мягко говоря, причуд действующего законодательства. Речь идет о том, что имели место случаи привлечения к административной ответственности аптечных руководителей, обладателей сертификата по специальности «УЭФ», когда проверяющие инспекторы заставали их работающими за первым столом, быть может, подменяющими на несколько минут, часов или дней фармацевта или провизора-первостольника. «Катрен-Стиль» уже подробно писал на эту тему.

Согласно «Квалификационным характеристикам должностей работников в сфере здравоохранения» (содержатся в приказе Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении единого квалификационного справочника…» (ЕКС)), среди должностных обязанностей заведующего/директора не значатся отпуск лекарственных средств и другие «первостольные действия», а у провизора и фармацевта, обладателей сертификата «Фармацевтическая технология», — значатся. Следовательно, заведующему, как полагают некоторые проверяющие, — чтобы работать за первым столом — надо иметь сертификат технолога. А если его нет, будьте добры быть оштрафованным.

Изменилось ли что‑либо в этом плане после вступления в силу приказа № 428н? Отвечая на этот вопрос, Елена Неволина в первую очередь отмечает, что прямого указания о том, что специалист в области управления должен/может совершать такие действия, как отпуск лекарственных препаратов и фармконсультирование, в новом профстандарте нет. В то же время она подчеркивает, что многие трудовые функции, действия и умения, прописанные в ПС специалиста по управлению, — например, организацию деятельности персонала, мониторинг, анализ деятельности организации, управление качеством и др. — невозможно осуществлять, если у руководителя нет представления о трудовых процессах подчиненных.

Основываясь на этом соображении, Елена Неволина обозначает один из возможных путей решения проблемы. Заведующий аптекой может включить трудовые действия первостольника в свою ФДИ, и на этом основании подменять своего сотрудника, когда тот отлучился или болен.

Проиллюстрируем мысль Елены Неволиной примером. В первую ТФ стандарта включено следующее умение: «проводить анализ методов и способов продвижения лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента…». Елена Неволина полагает, что на основании данной нормы профстандарта можно перенести этот фрагмент в ФДИ аптечного руководителя, добавив к нему фразу «путем непосредственного участия в их реализации, приемки, хранения и т. д.».

Еще один важный довод против возможных претензий проверяющих. Согласно п. 5 и «Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» (постановление Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081), у руководителя аптечной организации должно быть либо высшее фармобразование и стаж работы по специальности не менее 3‑х лет, либо среднее фармобразование и стаж по специальности не менее 5‑ти лет, а также наличие сертификата специалиста.

«Понятно, что в данном случае речь идет о стаже работы по специальности „Фармация“, — уточняет Елена Неволина. — Накопив практический опыт по этой специальности, будущий руководитель получает затем дополнительное профессиональное образование по специальности «УЭФ» и приступает к управлению фармдеятельностью».

Елена Неволина также обращает внимание, что в Положении говорится о наличии сертификата, а не сертификатов. Таким образом, проверяющий — если он знает данную норму Положения и следует ей — обязан понимать, что невозможно стать заведующим аптекой, не пройдя, в частности, через работу первостольником, обладателем сертификата по специальности «Фармацевтическая технология».

С одной стороны, приведенные доводы логичны. С другой — ведь все‑таки штрафуют, потому что аптечные работники нередко имеют дело с инспекторами-крючкотворами.

Отсюда пожелание. У нас ведь уже традиционно повелось — поправлять законы и приказы после их вступления в силу. Абсурдность ситуации с фактическим запретом держателю сертификата «УЭФ» работать за первым столом почти общепризнана. Поэтому было бы очень желательно ее исправить, то есть включить первостольные трудовые действия и умения в ПС специалиста по управлению, внеся изменения в приказ № 428н.

И не только для того, чтобы заведующий и его заместитель могли иногда подменить первостольника. Не следует забывать и об аптеках, обслуживающих сельскую местность, малонаселенные районы. Там руководитель и первостольник зачастую представлены в одном лице. Не стоит и им создавать на ровном месте излишние трудности.

Профстандарт или ЕКС

В заключение ответим на вопрос, чем теперь руководствоваться, приказом № 541 об утверждении ЕКС или профстандартом приказа № 428н. Разъяснения Минтруда на сей счет таковы: руководитель самостоятельно определяет, какой из этих актов он использует, за исключением случаев, предусмотренных иными нормативными правовыми актами РФ.

Это, например, означает, что если заваптекой придерживается профстандарта, то он должен соблюдать нормы 541‑го приказа только в той части, в которой в каком‑либо законе, приказе или постановлении имеется на то прямое указание. Кстати, распоряжением Правительства РФ от 31.03.2014 № 487‑р предусмотрена замена в будущем ЕКС на профстандарты. Это подтверждает и информация Минтруда, в которой, однако, отмечается, что такая замена будет происходить в течение достаточно длительного периода.

Елена Неволина озвучивает еще один довод отдать предпочтение ПС специалиста по управлению. Должностные обязанности директора в ЕКС прописаны таким образом, как будто речь идет скорее о руководителе вообще, а не конкретно фарморганизации. «Преимущество профстандарта не только в том, что в нем трудовые функции, действия и т. д. изложены более подробно, — подчеркивает Елена Неволина, — но и в том, что из их содержания однозначно следует, что это стандарт руководителя именно фарморганизации».

Смотрите так же:  3.17.2 штраф

Что ж, два приведенных обстоятельства свидетельствуют в пользу того, что профстандарт более актуален. Еще бы внести в него изменение, о котором говорилось выше… С надеждой ждем новостей от разработчиков.

ВОПРОС — ОТВЕТ СПЕЦИАЛИСТОВ

Индивидуальный предприниматель владеет сетью аптек и планирует принять сотрудника на должность заведующего аптекой.
Какие требования устанавливаются действующим законодательством к лицам, претендующим на должность заведующего аптекой?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Заведующим аптекой может быть лицо, имеющее высшее фармацевтическое образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет либо среднее фармацевтическое образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет, при наличии сертификата специалиста.

Трудовой кодекс РФ не устанавливает каких-либо специальных требований к работникам, претендующим на должность заведующего аптекой.

В п. 8.2 ранее действовавшего Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» ОСТ 91500.05.0007-2003, утвержденного приказом Минздрава РФ от 04.03.03 №80 (далее — Правила), установлено, что руководство аптечной организацией осуществляет провизор, имеющий сертификат специалиста и стаж работы по специальности не менее 3 лет; в аптечных организациях, расположенных вне города, руководство аптечной организацией может осуществлять фармацевт, имеющий сертификат специалиста.

Согласно приказу Минздрава России от 09.01.14 №1н эти Правила утратили силу, вместо них разработан, но еще не утвержден проект приказа Минздрава России «Об утверждении Правил розничной торговли и отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями» (с текстом документа можно ознакомиться перейдя по ссылке: http://raec.ru/upload/files/proekt_ost_1.5.pdf). При этом специальных требований к руководителю аптечной организации в нем не содержится.

Из изложенного следует, что на сегодняшний день руководителем аптечной организации может быть лицо, которое соответствуют требованиям Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.12.11 №1081 (далее — Положение о лицензировании).

Так, согласно пп. «в» п. 4, п.п. «и» п. 5 Положения о лицензировании для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения необходимо наличие у руководителя организации (за исключением медицинских организаций), деятельность которого непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением, перевозкой и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением, высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 3 лет либо среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет, сертификата специалиста.

Таким образом, исходя из положений ч. 2 ст. 52 Федерального закона от 12.04.10 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», п. 2 ч. 1 ст. 100 Федерального закона от 21.11.11 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также пп. «в» п. 4, п.п. «и» п. 5 Положения о лицензировании заведующим аптекой может быть лицо, имеющее высшее фармацевтическое образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет либо среднее фармацевтическое образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет, при наличии сертификата специалиста.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Наталья Михайлова, Максим Кудряшов

ЗАО занимается фармацевтической деятельностью и производством лекарственных средств, имеются соответствующие лицензии. В ближайшее время планируется привести наименование организации в соответствие с нормами гл. 4 ч. I Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) в редакции Федерального закона от 05.05.14 №99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой ГК РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ». При этом предполагается, что организация продолжит свою деятельность в форме ЗАО.
Потребуется ли в этом случае переоформлять имеющиеся лицензии на производство лекарственных средств для медицинского применения и фармацевтическую деятельность, так как формально наименование организации будет изменено?

Законодательством не предусмотрена необходимость проведения реорганизации, ликвидации или «перерегистрации» юридических лиц в связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.05.14 №99-ФЗ «О внесении изменений в гл. 4 ч. I ГК РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» (далее – Закон от 05.05.14 №99-ФЗ) (ч. 10 ст. 3 Закона от 05.05.14 №99-ФЗ). В связи с этим закрытые акционерные общества просто должны будут внести изменения в свои уставы (в том числе и в свои наименования) для приведения их в соответствие с требованиями Закона 05.05.14 №99-ФЗ. Поскольку, как следует из абз. 2 п. 2 ст. 39 Федерального закона от 26.12.95 №208-ФЗ «Об акционерных обществах», закрытые акционерные общества не вправе производить открытую подписку, то они будут относиться к непубличным обществам. Требования о включении в фирменное наименование указания на то, что общество является непубличным, закон не содержит.

В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.11 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон от 04.05.11 №99-ФЗ) лицензия подлежит переоформлению в том числе в случае изменения наименования юридического лица. При этом до переоформления лицензии лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного ч. 5 ст. 18 Закона от 04.05.11 №99-ФЗ, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии (ч. 2 ст. 18 Закона от 04.05.11 №99-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 54 ГК РФ (как в действующей, так и в будущей редакции) юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Таким образом, указание в учредительных документах юридического лица организационно-правовой формы в соответствии с новой редакцией главы 4 ГК РФ будет изменением его наименования.

Однако, как указано в ч. 7 ст. 3 Закона от 05.05.14 №99-ФЗ, изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами гл. 4 ГК РФ (в редакции Закона от 05.05.14 №99-ФЗ) не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в редакции Закона от 05.05.14 №99-ФЗ) действуют в части, не противоречащей указанным нормам. При этом в Законе от 05.05.14 №99-ФЗ отсутствуют сроки внесения изменений в устав и фирменное наименование обществ.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона от 04.05.11 №99-ФЗ лицензией является специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Закон от 05.05.14 №99-ФЗ не уточняет, что понимается под «иными документами, содержащими его прежнее наименование». Следовательно, на наш взгляд, речь идет о любых документах. Лицензию можно отнести к «иным документам, содержащим прежнее наименование организации». Таким образом, полагаем, в случае исключения из наименования указания на тип общества («закрытое») в целях приведения его в соответствие с требованиями Закона от 05.05.14 №99-ФЗ переоформление лицензии не требуется.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Валерия Счетчикова, Артем Барсегян