Закон об ОСАГО 2018 новая редакция

Федеральный Закон об ОСАГО последняя редакция 2018 года

Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО) стал основным инструментом регулирования важнейших процессов в нашем обществе. Речь идёт о ситуациях, при которых наступает ответственность за нанесения вреда третьим лицам с участием транспортных средств различного типа. В данный законодательный акт постоянно вносятся корректировки, отражающие мнение общества и правоведов в знаковых вопросах действующего правового регламента. Новый закон об ОСАГО 2018 года со всеми изменениями и уточнениями вступил в действие с 1 июля 2017 года.

Суть закона об обязательном страховании гражданской ответственности

  1. Этот законодательный акт описывает все ключевые понятия и основные процедуры, позволяющие защитить права пострадавших при аварии на дороге.
  2. Согласно положениям закона, виновные обязаны нести материальную ответственность в целях компенсации вреда, причинённого здоровью и собственности пострадавшей стороны.
  3. Данная ответственность определена и ограничена специальным видом обязательного страхования, основным документом которого является полис ОСАГО.

Закон об обязательном страховании гражданской ответственности предписывает всем владельцам транспортных средств страховать существующие риски причинения вреда третьим лицам вне зависимости от материальных возможностей и желания. Эксплуатация транспорта на территории России без полисов ОСАГО запрещена.

Контроль над исполнением закона

Контролировать наличие полисов ОСАГО у водителей обязаны сотрудники дорожной полиции. Кроме того, при создании всеобщей базы данных страхователей этим вопросом станет заниматься отдельная государственная структура.

В этом году отсутствие полиса ОСАГО влечёт за собой наложение штрафа в размере 500 рублей. Просроченная страховка станет причиной применения штрафных санкций в размере 1000 рублей. Штраф за отсутствие водителя в страховом полисе составляет 500 рублей. Для приобретения полиса ОСАГО необходимо иметь на руках диагностическую карту технического состояния автомобиля.

В ближайшее время законодательные органы планируют значительное увеличение финансовой ответственности за нарушение в этой области, которые будут отражены в новой редакции Закона об ОСАГО.

Изменения 40-ФЗ об ОСАГО и перспективы дальнейшей эволюции

  1. Недавним важным изменением Закона об ОСАГО стала корректировка сроков осмотра представителями страховых компаний повреждённого автомобиля. Раньше страховщик мог проводить экспертизу повреждений в течение 5 дней с момента предоставления транспортного средства к осмотру. Новое положение обязывает страховую организацию проводить оценку ущерба в течение 5 дней с момента подачи заявления о ДТП страховщику.
  2. Одновременно был введён запрет на независимую экспертизу, которая зачастую проводилась в пользу одной из сторон. Документы с оценкой ущерба, созданные на основе самостоятельно организованной экспертизы, в настоящий момент не имеют юридической силы.
  3. Срок рассмотрения любых претензий владельцев транспортных средств, предъявляемых к страховым компаниям, увеличен с пяти дней до десяти.
  4. С 1 сентября срок действия полиса ОСАГО не может быть меньше одного календарного года.
  5. С мая 2017 года в России будет действовать натуральное возмещение по ОСАГО, которое коренным образом изменит ситуацию на рынке автострахования. Прямые денежные компенсации будут заменены перечислением денег на счета СТО, занимающиеся ремонтом повреждённых автомобилей. Список ремонтных мастерских, с которым страховая компания заключает договор, должен был опубликован на официальном сайте страховщика. Если предложенные сервисы по каким-то причинам не устраивают страхователя, то он может обратить в страховую компанию с аргументированным заявлением. Этот механизм вступил в силу 28 марта 2017 года, когда внесённые изменения были утверждены Президентом РФ В.В. Путиным.
  6. В этом году увеличены страховые выплаты по ОСАГО по Европротоколу, лимит которых теперь составит 100 000 рублей. Денежная компенсация при страховых случаях будет предоставляться, если счёт СТО превышает лимит в 400 000 рублей, а страхователь не желает доплачивать разницу из своего кармана. Финансовое возмещение также будет осуществляться:
    — при высоких рисках нарушения сроков ремонта (30 дней),
    — в случае невозможности восстановления аварийного транспортного средства,
    — при наличии дополнительных письменных соглашений на этот счёт между страхователем и страховщиком.

Дебаты вокруг статей нового Закона об ОСАГО продолжаются и в настоящее время. Причина разнообразных трений заключается в следующих позициях:

  • недостаточная ответственность страховых компаний за выполнение своих обязательств;
  • возможность двоякого толкования некоторых положений, которые не совсем точно определяют ситуации и понятия;
  • высокая вероятность неадекватных выводов судебных инстанций, которые зачастую оказываются в трудно разрешимых правовых казусах;
  • распространение поддельных полисов ОСАГО;
  • необходимость доплаты за ремонт пострадавшего автомобиля «из кармана» пострадавшей стороны

Кроме перечисленных пунктов существует ещё ряд позиций, требующих дальнейшей доработки с учётом объективных реалий. Поэтому даже новая редакция Закона об ОСАГО однозначно будет подвергаться различным корректировкам в ближайшем будущем.

Так с 1 января 2017 года приобрести полис ОСАГО можно будет через интернет. Одновременно вступит в силу право регрессного требования страховой компании к лицу, причинившему вред в определённых Законом случаях. Особыми пунктами выделяется ответственность за умышленное предоставление недостоверных сведений при покупке электронного полиса ОСАГО, которое приводит к занижению стоимости страховки. В этом случае виновная сторона не только оплатит ремонт транспортного средства, но и возместит страховой компании разницу в страховом полисе.

Такая законодательная практика, по мнению экспертов, является нормальным явлением цивилизованного общества, желающего защитить права своих граждан в справедливом правовом поле. Специфика этого закона России заключается в неоднозначном отношении к исполнению положений законодательства, усложняемом многочисленными попытками страховых сообществ занизить или аннулировать свои обязательства. Принимаемые поправки к закону 40-ФЗ об обязательном страховании гражданской ответственности позволяют повышать эффективность данного законодательного акта.

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 18 закона об ОСАГО. Право на получение компенсационных выплат

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (закон об ОСАГО) в действующей редакции:

Статья 18 закона об ОСАГО. Право на получение компенсационных выплат

1. Компенсационная выплата в счет возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, осуществляется в случаях, если страховое возмещение по обязательному страхованию не может быть осуществлено вследствие:

а) принятия арбитражным судом решения о признании страховщика банкротом и об открытии конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);

б) отзыва у страховщика лицензии на осуществление страховой деятельности;

в) неизвестности лица, ответственного за причиненный потерпевшему вред;

г) отсутствия договора обязательного страхования, по которому застрахована гражданская ответственность причинившего вред лица, из-за неисполнения им установленной настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию.

2. Компенсационная выплата в счет возмещения вреда, причиненного имуществу потерпевшего, осуществляется в случаях, если страховое возмещение по обязательному страхованию не может быть осуществлено вследствие:

а) принятия арбитражным судом решения о признании страховщика банкротом и об открытии конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);

б) отзыва у страховщика лицензии на осуществление страховой деятельности.

2.1. Компенсационная выплата в счет возмещения страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков в счет страхового возмещения, осуществляется в соответствии с пунктом 6 статьи 14.1 настоящего Федерального закона.

3. На территории Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица имеют право на получение компенсационных выплат наравне с гражданами Российской Федерации и российскими юридическими лицами.

4 — 5. Утратили силу с 1 марта 2008 года. — Федеральный закон от 01.12.2007 N 306-ФЗ.

6. Иск по требованию потерпевшего или страховщика, осуществившего прямое возмещение убытков, об осуществлении компенсационной выплаты может быть предъявлен в течение трех лет.

Вернуться к оглавлению документа: Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об ОСАГО» в действующей редакции

Комментарии к статье 18 закона об ОСАГО, судебная практика применения:

РСА осуществляет компенсационные выплаты в случае ликвидации страховщика или отзыва у него лицензии

В соответствии с подп. «б» п. 1 и подп. «б» п. 2 ст. 18 Федерального закона N 40-ФЗ одним из оснований для производства компенсационных выплат является отзыв у страховщика лицензии, дающей право осуществлять страховую деятельность.

Ликвидация страховой организации или исключение ее из Российского союза автостраховщиков порождают для потерпевших такие же правовые последствия, как и отзыв у страховщика лицензии, а именно невозможность получения страховой выплаты непосредственно со страховщика. На этом основании ликвидация страховой организации или исключение ее из Российского союза автостраховщиков должны рассматриваться в качестве основания для производства компенсационных выплат применительно к подп. «б» п. 1 и подп. «б» п. 2 ст. 18 Федерального закона N 40-ФЗ (п. 1 ст. 6 ГК РФ).

С учетом изложенного, если до наступления страхового случая у страховой организации отозвана лицензия либо страховая организация ликвидирована или исключена из Российского союза автостраховщиков, обязанность возместить ущерб по договорам обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств путем осуществления компенсационных выплат возлагается на Российский союз автостраховщиков (вопрос № 4 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года»)

Публикации на сайте:

Образцы исковых заявлений:

Разъяснения Верховного Суда РФ:

Некоторые разъяснения о применении положений закона об ОСАГО содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 г. N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Смотрите так же:  Куда платить налог ип

Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 22 июня 2016 г.

Федеральный закон «Об ОСАГО»

Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ
«Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

С изменениями и дополнениями от:

24 декабря 2002 г., 23 июня 2003 г., 29 декабря 2004 г., 21 июля 2005 г., 25 ноября, 30 декабря 2006 г., 1 декабря 2007 г., 16 мая, 24 июня, 23 июля, 25, 30 декабря 2008 г., 28 февраля, 27 декабря 2009 г., 1 февраля, 22 апреля, 28 декабря 2010 г., 7 февраля, 1, 11 июля, 30 ноября 2011 г., 14 июня, 28 июля 2012 г., 7 мая 2013 г., 21 июля, 4 ноября 2014 г., 28 ноября 2015 г., 23 мая, 23 июня, 3 июля 2016 г., 28 марта, 26 июля, 29 декабря 2017 г., 4 июня, 3 августа, 18 декабря 2018 г.

Принят Государственной Думой 3 апреля 2002 года

Одобрен Советом Федерации 10 апреля 2002 года

См. Энциклопедию решений Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 22 июня 2016 г.

О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. N 58

Информация об изменениях:

Преамбула изменена с 1 сентября 2014 г. — Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — обязательное страхование), а также осуществляемого на территории Российской Федерации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — международные системы страхования).

Президент Российской Федерации

25 апреля 2002 г.

Законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Одним из центральных положений закона является предоставление потерпевшим гарантий возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью, а также обеспечение возмещения вреда имуществу. Указанные гарантии реализуются за счет совмещения двух механизмов — обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств и осуществления компенсационных выплат в счет возмещения вреда жизни и здоровью, производимых профессиональным объединением страховщиков. В рамках первого из указанных механизмов потерпевшие смогут получить возмещение от страховой организации в виде страховой выплаты по обязательному страхованию. Второй же механизм обеспечит права потерпевших в тех случаях, когда причинитель вреда не исполнил своей обязанности по страхованию, либо неизвестен, либо скрылся с места ДТП.

Определены минимальные страховые суммы отдельно по возмещению вреда жизни или здоровью, а также имущественному вреду. Предельная величина страховой выплаты составляет 400 тысяч рублей, а именно: в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью нескольких потерпевших, — 240 тысяч рублей, одного потерпевшего — не более 160 тысяч рублей; в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, — 160 тысяч рублей, одного потерпевшего — не более 120 тысяч рублей.

Обязательное страхование должно осуществляться в соответствии с едиными страховыми тарифами, утверждаемыми Правительством РФ. При этом страховой тариф определяется с учетом объекта страхования и характера страхового риска. Разделение тарифов по категориям учитывает ряд факторов: региональные особенности; характеристики транспортного средства и характер его использования (юридическими лицами, гражданами в личном пользовании и т.п.); характеристики владельца транспортного средства, в том числе совершение им грубых нарушений правил дорожного движения или ДТП, повлекших осуществление страховой выплаты в предшествующий период страхования.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2003 года, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу. Положения о создании профессионального объединения страховщиков и условиях выдачи страховщикам разрешений (лицензий) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств вступают в силу со дня официального опубликования Федерального закона.

Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2003 г. Положения, предусмотренные в отношении создания профессионального объединения страховщиков и условий выдачи страховщикам разрешений (лицензий) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона. Пункты 1 и 2 статьи 21 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2003 г. Глава III и статья 27 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2004 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 7 мая 2002 г. N 80, в «Парламентской газете» от 14 мая 2002 г. N 86, в Собрании законодательства Российской Федерации от 6 мая 2002 г. N 18 ст. 1720

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 18 декабря 2018 г. N 473-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 283-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июня 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 448-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июня 2018 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 197-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 августа 2017 г.

Федеральный закон от 28 марта 2017 г. N 49-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением подпункта «а» пункта 12 статьи 1 изменений, вступающих в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального и применяются к договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенным после дня вступления в силу названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением пункта 1 статьи 1 изменений, вступающего в силу с 1 сентября 2016 г., и пунктов 3, 4, 6, 7 статьи 1 изменений, вступающих в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 146-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 349-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 344-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2014 г., за исключением изменений, вступающих в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Федерального закона, с 1 октября 2014 г., 1 апреля и 1 июля 2015 г., 1 октября 2019 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 267-ФЗ

Действие пунктов 7 и 9 статьи 15 настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января 2013 г. до 30 июня 2014 г.

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 130-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в подпункт «е» пункта 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, вступающих в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 июня 2012 г. N 78-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 362-ФЗ, в редакции Федерального закона от 25 декабря 2012 г. N 267-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г., за исключением дополнения статьи 15 пунктом 10.1, вступающим в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Смотрите так же:  Бланк заполнение на гражданство рф

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 392-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 апреля 2010 г. N 65-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 февраля 2010 г. N 3-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 362-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 344-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона и применяются до 31 декабря 2011 г. включительно

Федеральный закон от 28 февраля 2009 г. N 30-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 306-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 июня 2008 г. N 94-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 марта 2009 г.

Федеральный закон от 16 мая 2008 г. N 73-ФЗ

Действие абзаца второго пункта 1 статьи 32 настоящего Федерального закона приостановлено до 31 декабря 2008 г.

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 306-ФЗ

Изменения вступают в силу в соответствии со статьей 3 названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 266-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2006 г. N 192-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 103-ФЗ

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 23 июня 2003 г. N 77-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 июля по 31 декабря 2003 г.

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 18. Право на получение компенсационных выплат

1. Компенсационная выплата в счет возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, осуществляется в случаях, если страховое возмещение по обязательному страхованию не может быть осуществлено вследствие:

а) принятия арбитражным судом решения о признании страховщика банкротом и об открытии конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);

б) отзыва у страховщика лицензии на осуществление страховой деятельности;

в) неизвестности лица, ответственного за причиненный потерпевшему вред;

г) отсутствия договора обязательного страхования, по которому застрахована гражданская ответственность причинившего вред лица, из-за неисполнения им установленной настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию.

2. Компенсационная выплата в счет возмещения вреда, причиненного имуществу потерпевшего, осуществляется в случаях, если страховое возмещение по обязательному страхованию не может быть осуществлено вследствие:

а) принятия арбитражным судом решения о признании страховщика банкротом и об открытии конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);

б) отзыва у страховщика лицензии на осуществление страховой деятельности.

2.1. Компенсационная выплата в счет возмещения страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков в счет страхового возмещения, осуществляется в соответствии с пунктом 6 статьи 14.1 настоящего Федерального закона.

3. На территории Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица имеют право на получение компенсационных выплат наравне с гражданами Российской Федерации и российскими юридическими лицами.

4 — 5. Утратили силу с 1 марта 2008 года. — Федеральный закон от 01.12.2007 N 306-ФЗ.

6. Иск по требованию потерпевшего или страховщика, осуществившего прямое возмещение убытков, об осуществлении компенсационной выплаты может быть предъявлен в течение трех лет.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 18 Закона об ОСАГО

1. Понятие компенсационных выплат содержится в абз. 13 ст. 1 комментируемого Закона. По своей правовой природе компенсационные выплаты представляют собой гарантийные платежи, назначаемые в пользу потерпевших в тех случаях, когда выплата страхового возмещения в силу ряда объективных причин не представляется возможной.

Значение компенсационных выплат не может быть сведено к созданию гарантийных механизмов в рамках профессионального объединения страховщиков. В случаях, предусмотренных подп. «в» и «г» п. 1 комментируемой статьи, профессиональное объединение страховщиков (Российский союз автостраховщиков, сокращенно — РСА), созданное в силу прямого указания Закона, выступает в качестве субъекта, осуществляющего самостоятельную деятельность по возмещению вреда потерпевшим. Действительно, страховые организации не производят выплат при причинении вреда транспортным средством, владелец которого не исполнил обязанности по обязательному страхованию своей гражданской ответственности, а также при неизвестности причинителя вреда, следовательно, назначение компенсационных выплат по данным основаниям преследует социально значимые цели, направлено на решение проблем материальной защищенности пострадавших в результате ДТП в целом.

В то же время обязательство РСА перед потерпевшим является самостоятельным, профессиональное объединение не может рассматриваться как правопреемник страховой организации, неспособной осуществить выплату страхового возмещения по причине введения процедур банкротства или отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности, — ни в материально-правовом, ни в процессуально-правовом смысле. Обязанности страховщика по выплате страхового возмещения не переходят к РСА — напротив, РСА несет самостоятельную обязанность в части компенсационных выплат. Как следует из п. 3.3 Устава РСА, Союз не отвечает по обязательствам своих членов, а члены РСА несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пример: П. обратился в суд с заявлением о замене ответчика на стадии исполнения судебного решения о взыскании с ЗАО СК «РСТ» страховой выплаты в счет возмещения утраченного заработка и дополнительных расходов на лечение. Заявление было мотивировано невозможностью исполнения решения суда по причине ликвидации должника. Определением суда произведена замена ЗАО СК «РСТ» на РСА — суд полагал, что, поскольку у потерпевшего возникло право на получение компенсационной выплаты, РСА следует рассматривать в качестве правопреемника указанной страховой компании.

Отменяя данное Определение на основании частной жалобы РСА, судебная коллегия исходила из того, что, хотя в случае банкротства страховой компании потерпевший действительно имеет право обратиться в профессиональное объединение страховщиков, возникающие при этом отношения не могут быть охарактеризованы как правопреемство. ЗАО СК «РСТ» не была реорганизована в форме преобразования, выделения либо слияния с РСА либо путем присоединения к нему. Указанные организации являются самостоятельными, не находятся в подчинении друг друга, не являются филиалом либо представительством одного из них и существуют в той форме, в которой были созданы первоначально. П. не обращался в РСА за компенсационной выплатой. В то же время РСА не получал документов по аварии, обязательств по выплате страхового возмещения перед истцом не имел, не является страховщиком и не обладает лицензией на осуществление страховой деятельности (см. подробнее Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 6 августа 2013 г. по делу N 33-6399/2013).

2. Пункты 1 и 2 комментируемой статьи содержат основания, при наличии которых производятся компенсационные выплаты. Общими основаниями для всех видов страховых рисков являются отзыв лицензии на осуществление страховой деятельности и применение процедур банкротства.

Как следует из ст. 32.8 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела», решение об отзыве лицензии принимается Банком России в двух случаях — как разновидность санкции при осуществлении страхового надзора, а также как процедурная мера на основании заявления страховщика, отказавшегося от осуществления предусмотренной лицензией деятельности.

В качестве санкции отзыв лицензии применяется:

— при неустранении страховщиком в установленный срок нарушений страхового законодательства, явившихся основанием для ограничения или приостановления действия лицензии;

— при неоднократном (в течение года) непредставлении или нарушении более чем на 15 рабочих дней сроков представления отчетности, предусмотренной для страховых организаций;

— в случае если страховщик в течение трех месяцев со дня ограничения действия лицензии по соответствующему основанию не восстановил членство в РСА;

— в случае если страховщик в течение 12 месяцев со дня получения лицензии не приступил к осуществлению предусмотренной такой лицензией деятельности или не осуществляет ее в течение финансового года;

— в случае если страховщик не выполнил требование об увеличении уставного капитала согласно измененному минимальному размеру уставного капитала для страховых организаций.

Решение об отзыве лицензии подлежит опубликованию в Вестнике Банка России в течение 10 рабочих дней со дня его принятия и вступает в силу со дня опубликования. Для страховой организации, в отношении которой принято решение об отзыве лицензии, основным правовым последствием является прекращение права заключать новые договоры страхования, а также вносить в действующие договоры изменения, влекущие за собой увеличение обязательств страховщика. Кроме того, принятие решения об отзыве лицензии налагает на страховщика ряд дополнительных обязанностей:

— принять решение о прекращении страховой деятельности;

— уведомить страхователей об отзыве лицензии (в течение месяца);

— исполнить обязательства, возникающие из договоров страхования, в том числе произвести страховые выплаты по наступившим страховым случаям (в течение шести месяцев);

Смотрите так же:  Как правильно перечислять алименты

— осуществить передачу обязательств, принятых по договорам страхования (страховой портфель), и (или) расторжение договоров страхования.

Системный анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что до истечения шести месяцев после вступления в силу решения об отзыве лицензии потерпевшему надлежит обращаться с заявлением о страховой выплате к соответствующему страховщику и лишь по истечении указанного срока — с заявлением о компенсационной выплате к РСА. Данный вывод подтверждается и судебной практикой.

Пример: Р. обратилась в суд с иском к РСА о взыскании компенсационных выплат. Требования были мотивированы тем, что в результате ДТП, произошедшего по вине Б., ее автомобилю был причинен ущерб. Ответственность Б. была застрахована в ОАО «Страховая группа РА», у которого на момент обращения за страховой выплатой была отозвана лицензия на осуществление страховой деятельности. В связи с указанными обстоятельствами Р. направила в РСА заявление о компенсационной выплате, однако получила, как полагает, необоснованный отказ.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что на момент обращения Р. в РСА не истек шестимесячный срок, в течение которого ОАО «Страховая группа РА» обязано было произвести страховые выплаты по наступившим страховым случаям, в том числе и в пользу Р. Об иных обстоятельствах, влекущих за собой возникновение права на компенсационные выплаты (в частности, свидетельствующих о применении процедур банкротства в отношении ОАО «Страховая группа РА»), суду не заявлено. Истец не лишен права обратиться в РСА с требованием о компенсационной выплате по истечении установленного срока. Вышестоящей инстанцией решение оставлено в силе (см. подробнее Апелляционное определение Омского областного суда от 14 ноября 2012 г. по делу N 33-7162/2012).

Одновременно с отзывом лицензии Банк России назначает временную администрацию страховой организации по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Временная администрация инициирует применение процедур банкротства в отношении страховщика, а также предпринимает меры по обеспечению сохранности его имущества. Исключение из этого правила составляют случаи, когда процедуры банкротства введены в отношении страховщика до принятия решения об отзыве лицензии при наличии на то предусмотренных Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ оснований.

Банкротство страховой организации представляет собой неспособность таковой удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей при наличии хотя бы одного из следующих признаков:

1) сумма требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам (включая требования о страховых выплатах и о выплате страховой части премии в связи с досрочным прекращением договора страхования) в совокупности составляет не менее чем сто тысяч рублей, и эти требования не исполнены в течение четырнадцати дней со дня наступления даты их исполнения;

2) имеется не исполненное в течение четырнадцати дней с даты вступления в законную силу решение суда о взыскании со страховой организации денежных средств независимо от размера суммы требований кредиторов;

3) стоимость имущества (активов) страховой организации недостаточна для исполнения денежных обязательств таковой перед ее кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей;

4) платежеспособность страховой организации не была восстановлена в период деятельности временной администрации.

При рассмотрении дела о банкротстве страховой организации применяются следующие процедуры:

— наблюдение — процедура, направленная на обеспечение сохранности имущества должника, проведение анализа его финансового состояния, составление реестра требований кредиторов и проведение первого собрания кредиторов;

— конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

— мировое соглашение — процедура, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

Таким образом, в отношении страховщиков установлен сокращенный перечень процедур банкротства (исключаются финансовое оздоровление и внешнее управление). Кроме того, в случае возбуждения дела о банкротстве по заявлению временной администрации в связи невозможностью восстановления платежеспособности такой организации процедура наблюдения не применяется.

Следует иметь в виду, что перечень оснований для назначения компенсационных выплат, сформулированный в п. п. 1 и 2 комментируемой статьи, не является исчерпывающим. Как отметил Верховный Суд РФ, ликвидация страховой организации или исключение ее из РСА порождают для потерпевших такие же правовые последствия, как и отзыв у страховщика лицензии, а именно невозможность получения страховой выплаты непосредственно со страховщика. На этом основании ликвидация страховой организации или исключение ее из РСА должны рассматриваться в качестве основания для производства компенсационных выплат применительно к подп. «б» п. 1 и подп. «б» п. 2 ст. 18 комментируемого Закона, т.е. как компенсационные выплаты в связи с отзывом лицензии у страховой организации (подлежит применению п. 1 ст. 6 ГК РФ об аналогии закона) (см. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10 апреля 2013 г.).

3. Согласно ст. 184.3 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ в случае приостановления полномочий исполнительных органов страховой организации временная администрация изымает бланки строгой отчетности по всем видам деятельности и передает их на хранение в профессиональное объединение или иную имеющую возможность обеспечения их сохранности организацию. В абз. 2 п. 7.1 ст. 15 комментируемого Закона установлена ответственность страховщика за несанкционированное использование бланков страховых полисов в виде возмещения вреда, причиненного потерпевшему, за счет собственных средств в размере, определяемом по аналогии с размером страховой выплаты.

Как отмечалось выше (см. п. 1 комментария к данной статье), страховщику, у которого отозвана лицензия на осуществление страховой деятельности, запрещается заключать новые договоры ОСАГО со дня вступления в силу соответствующего решения. Аналогичный запрет распространяется и на страховщиков, действие лицензий которых приостановлено (п. 4 ст. 32.6 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1).

На практике актуальным остается вопрос о правовых последствиях нарушения страховщиками этих требований, сопровождающихся несанкционированным использованием бланков полисов ОСАГО, с точки зрения определения оснований для назначения потерпевшим компенсационных выплат.

Пример: Т. обратилась в суд с исковым заявлением к РСА о взыскании компенсационной выплаты. Ссылалась на то, что принадлежащему ей на праве собственности транспортному средству был причинен вред в результате ДТП, произошедшего по вине М., ответственность которого была застрахована в страховой организации ЗАО «СО «ЛК-СИТИ» (лицензия на осуществление страховой деятельности отозвана).

В ходе рассмотрения дела по существу было установлено, что ЗАО «СО «ЛК-СИТИ» в нарушение существующего запрета оформило Т. страховой полис после приостановления лицензии на осуществление страховой деятельности. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что заключенный договор ОСАГО не соответствует требованиям закона и является ничтожной сделкой в силу ст. 168 ГК РФ, а следовательно, не порождает правовых последствий, связанных с осуществлением профессиональным объединением страховщиков компенсационных выплат (см. подробнее Апелляционное определение Московского городского суда от 28 июля 2014 г. по делу N 33-29980).

Таким образом, обязанность РСА произвести компенсационную выплату на основании подп. «б» п. 2 комментируемой статьи возникает лишь тогда, когда гражданская ответственность лица, ответственного за причинение ущерба, была застрахована по договору ОСАГО лицом, обладающим правовым статусом страховщика, при этом страховая выплата не может быть произведена. Между тем следует полагать, что в случае причинения вреда жизни или здоровью потерпевший не лишается права требовать назначения компенсационной выплаты по другому основанию — в соответствии с подп. «г» п. 1 комментируемой статьи, поскольку обязанность по страхованию своей гражданской ответственности причинителем вреда фактически не исполнена.

4. Новеллой комментируемой статьи является возложение на профессиональное объединение страховщиков обязанности осуществлять компенсационные выплаты в пользу страховщиков, исполнивших обязанность по прямому возмещению убытков. Вопросы участия профессионального объединения страховщиков в системе прямого возмещения убытков урегулированы в ст. 14.1 комментируемого Закона (см. также комментарий к данной статье).

5. Определенные особенности установлены в отношении реализации права на компенсационные выплаты в переходный период (с 22 июля 2014 г. до 1 января 2014 г.) функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя:

1) требования о компенсационных выплатах могут быть заявлены к РСА физическими лицами (выгодоприобретателями), имеющими место жительства на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, по страховым случаям, произошедшим до 16 марта 2014 г., но не урегулированным до указанной даты, а также произошедшим начиная с 16 марта 2014 г., в двух случаях — при неисполнении страховой организацией обязательств, вытекающих из договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств, заключенного по законодательству Украины, а также в случае прекращения деятельности такой организации в переходный период;

2) РСА всегда приобретает право обратного требования к причинителю вреда или к вышеуказанной страховой организации;

3) компенсационные выплаты при причинении вреда имуществу потерпевшего производятся по основанию, предусмотренному подп. «г» п. 1 комментируемой статьи, — в связи с отсутствием договора страхования гражданской ответственности лица, причинившего такой вред.

6. Пункт 6 комментируемой статьи устанавливает специальный срок исковой давности для исков по требованию потерпевшего или страховщика, осуществившего прямое возмещение убытков (три года). Однако в силу сложившейся практики данный срок не применяется в отношении потерпевших, заявляющих требования о компенсационной выплате в счет возмещения вреда жизни или здоровью, — суды распространяют на такие требования положения абз. 4 ст. 208 ГК РФ, согласно которому на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, исковая давность не распространяется (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 6 ноября 2012 г. по делу N А40-130082/11-14-601).