Требования к кандидатуре антикризисного управляющего и его назначение

Антикризисный управляющий — физическое или юридическое лицо, назначаемое хозяйственным судом для проведения некоторых процедур банкротства и осуществления иных полномочий антикризисного управляющего в соответствии с законодательством.

Временный управляющий — физическое или юридическое лицо, назначаемое хозяйственным судом в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства, а также осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника и иных полномочий временного управляющего в соответствии с законодательством.

Временный управляющий и антикризисный управляющий — два самостоятельных субъекта в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве). Правовое положение у них различное. Временный управляющий назначается хозяйственным судом в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства, а также осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника и иных полномочий. Таким образом, временный управляющий осуществляет свою деятельность в процедуре защитного периода. Антикризисный управляющий назначается хозяйственным судом для проведения некоторых процедур банкротства и осуществления иных полномочий.

Каждый этап работы антикризисного управляющего требует специфических методов, навыков, приемов труда и соответственно определенных умений, которыми должен обладать менеджер. Его способности и умения можно классифицировать по следующим основным группам:

— первая группа умений — необходима для реализации функций антикризисного управления (умение реализовать управленческий цикл, основные формы работы, координировать деятельность, делегировать полномочия, активизировать работу сотрудников и т. д.);

— вторая группа умений — связана с реализацией педагогических функций. Для эффективной реализации данной функции антикризисный менеджер должен обладать высоким уровнем собственных профессиональных и морально-этических качеств, владеть основами социальной психологии и конфликтологии. Индивидуальные качества по данной группе в основном относятся к моральным: корректность, внимательность к собеседнику и его проблемам, порядочность, тактичность, доброжелательность, интеллигентность и др.;

— третья группа умений — связана с коммуникативной функцией. Коммуникативная сеть имеет два контура — личностный и информационный. К индивидуальным качествам, способствующим реализации этой функции с учетом вышеперечисленных, можно добавить: обаятельность, жизнерадостность, сдержанность, воспитанность и так далее.

Следующей важной составляющей модели менеджера является психология личности: тип личности, темперамент и уровень интеллекта.

Антикризисный управляющий является лицом, персонифицирующим функции управления. Основу его деятельности помимо классических составляют следующие функции: стратегическая, административная, экспертно-инновационная, лидирующая.

Любой антикризисный управляющий в силу особенностей своей деятельности встречается с: кредиторами, должниками предприятия, администрацией, чиновниками различных рангов, персоналом предприятия, находящего в кризисном состоянии, собственной командой.

Управляющим может быть физическое лицо, имеющее высшее образование, преимущественно экономическое или юридическое, необходимый опыт хозяйственной (предпринимательской) деятельности и не имеющее судимости.

Управляющим может быть также юридическое лицо. К руководителю управляющего — юридического лица как к лицу, обладающему персональной ответственностью, применяются требования, установленные к управляющему — физическому лицу.

Управляющий осуществляет свои полномочия на оснований лицензии управляющего, если иное не предусмотрено законодательством.

До получения лицензии управляющего физическое лицо, претендующее на ее получение, должно пройти аттестацию на соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к управляющему, и получить аттестат управляющего. Это требование распространяется также на руководителя юридического лица, претендующего на получение лицензии управляющего. Аттестаты выдаются по трем категориям: «А», «В» и «С».

Порядок и основания выдачи, приостановления, возобновления, продления срока действия и прекращения действия лицензий управляющего определяются законодательством о лицензировании. Порядок и условия подготовки управляющих, их аттестации на соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к управляющему, устанавливаются в соответствии с законодательством органом государственного управления по делам о банкротстве.

Управляющий должен пользоваться доверием хозяйственного суда, кредиторов и должника, исполнять свои обязанности разумно и добросовестно.

Управляющий не может быть заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов.

В случае, если управляющий не сообщит хозяйственному суду о том, что он в соответствии с законодательством является заинтересованным лицом в отношении должника, по решению хозяйственного суда он может быть освобожден от исполнения обязанностей управляющего в данном производстве по делу о банкротстве, а также дисквалифицирован.

Лица, участвующие в деле о банкротстве, могут заявлять отвод управляющему в порядке и по основаниям, предусмотренным Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь для заявления отвода судьи, а также в связи с несоответствием управляющего требованиям, предъявляемым к нему в соответствии с законодательством.

Государственные служащие, судьи, работники аппарата судов, а также органов государственного контроля и надзора и иных правоохранительных органов не могут исполнять обязанности управляющего.

В случаях, установленных законодательством, управляющий должен иметь дополнительно специальный аттестат.

Управляющий должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица, если иное не предусмотрено законодательством.

Работники органа государственного управления по делам о банкротстве, судьи хозяйственных судов и работники аппарата хозяйственных судов не имеют права в течение трех лет после прекращения работы в названных органах являться управляющими (временными управляющими).

Управляющий назначается хозяйственным судом из числа лиц, предложенных кредиторами, а когда заявление о банкротстве должника подано самим должником, — из числа лиц, предложенных должником.

В случаях отсутствия предложений о кандидатурах управляющего или если предложенные кандидатуры не отвечают требованиям, предъявляемым к управляющему, а также если должник — юридическое лицо является градообразующей организацией, государственной организацией, организацией, имеющей долю государственной собственности в уставном фонде, или организацией, имеющей наиболее существенное значение для экономики страны или социальной сферы, управляющий назначается хозяйственным судом по представлению органа государственного управления по делам о банкротстве или в других случаях.

Для выполнения задач, связанных с производством по делу о банкротстве, и обеспечения своей деятельности управляющий может привлекать в порядке, установленном законодательством, на договорной основе помощника (помощников) управляющего, а также иных лиц с оплатой их деятельности из назначенного управляющему вознаграждения.

Помощником управляющего не может быть заинтересованное лицо в отношении должника. В случае, если лицо, привлеченное в качестве помощника управляющего, является заинтересованным лицом в отношении должника, управляющий или хозяйственный суд обязаны лишить его статуса помощника управляющего. Хозяйственный суд также обязан вынести определение об отказе в привлечении (использовании труда, услуг) помощника (помощников) управляющего или иных лиц, привлекаемых в соответствии с частью первой настоящей статьи, в случаях, если их привлечение, а равно осуществление ими полномочий, которыми они наделяются, наносят или могут нанести вред государственным интересам, а также правам и свободам граждан и других лиц.

Одно и то же лицо вправе исполнять обязанности управляющего одновременно в нескольких производствах по делам о банкротстве, если интересы должников не являются несовместимыми и это не влияет на качество исполнения обязанностей управляющего в каждом из этих производств. Количество дел, в которых одно и то же лицо исполняет обязанности управляющего, определяется управляющим и хозяйственным судом исходя из сложности и объема работ, которые требуется выполнить управляющему в производствах по делам о банкротстве, и возможностей управляющего. Управляющий вправе отказаться от исполнения обязанностей управляющего в производстве по делу о банкротстве в случае, если он уже является управляющим в одном или нескольких производствах по делам о банкротстве.

Вопрос о назначении управляющим в производстве по делу о банкротстве лица, исполняющего обязанности управляющего в другом производстве по делу о банкротстве, решается хозяйственным судом отдельно по каждому делу о банкротстве при назначении управляющего в соответствии с настоящим Законом.

Лицо, назначенное временным (антикризисным) управляющим, не вправе заниматься иными видами деятельности, кроме антикризисного управления, преподавательской и научной деятельности.

Одно и то же лицо не может осуществлять права и (или) обязанности временного (антикризисного) управляющего и (или) представителя временной администрации более чем в одном производстве по делу о банкротстве, за исключением производств по делам о банкротстве ликвидируемых должников — юридических лиц и отсутствующих должников.

Представление кандидатур временных (антикризисных) управляющих, имеющих недостаточную квалификацию, препятствующую выполнению функции временного (антикризисного) управляющего, а также кандидатур временных (антикризисных) управляющих, которые своей деятельностью нанесли вред должнику, кредиторам, интересам государства, влечет наложение штрафа.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Антикризисный управляющий: как правильно нанять и определить обязанности

В период регресса компании прибегают к услугам антикризисного управляющего (кризис-менеджера). В статье рассказывается о функциях кризис-менеджера и даются рекомендации по эффективному поиску кандидата на эту должность.

Из статьи вы узнаете:

Ошибочные решения руководства, финансовые просчеты приводят к дестабилизации финансового положения компании.

В подобной ситуации на помощь приходит антикризисный менеджер (кризис-менеджер). Он проведет аудит, предотвратит банкротство и разработает план выхода из кризиса.

Кризис-менеджер: в чем заключается его работа?

Несмотря на обилие функций антикризисного управляющего, они распространяются на два направления работы: предотвращение и спасение.

Направления работы кризис-менеджера:

  1. В случае, если в штате компании предусмотрена единица специалиста по защите от кризиса, то направлением его работы становится предотвращение регресса финансовой деятельности компании.
  2. В случае, если фирма прибегает к услугам антикризисного управляющего только в критических ситуациях, то направлением работы кризис-менеджера становится спасение компании от банкротства.

В ходе профессиональной деятельности антикризисный управляющий исполняет различные роли. Выделяют четыре ключевые группы ролей: организационные, инфраструктурные, финансовые и информационные.

Каков размер зарплаты кризис-менеджера?

В соответствии с законом о банкротстве вознаграждение арбитражного управляющего — не менее 10 тыс. руб. в месяц.

В реальности его заработная плата варьируется в диапазоне от $ 2000 до $ 5000 в месяц. Доходы профессионалов высшей категории достигают $ 15 000 в месяц.

Группы ролей в деятельности антикризисного управляющего:

  1. Организационные: лидер, руководитель, наставник, дипломат. Эти роли обусловлены субординацией, полномочиями и ответственностью, установленными в организации.
  2. Инфраструктурные: кадровик, поставщик ресурсов. Задача этих ролей — восстановить платежеспособность фирмы, оптимизировать производство, реорганизовать систему менеджмента.
  3. Финансовые: аудитор, финансист, маркетолог. Задача ролей — наладить рациональное использование ресурсов и увеличить прибыль.
  4. Информационные: исследователь, прогнозист, автор проекта выхода из кризиса. Задача — провести аудит и разработать проект инноваций.
Смотрите так же:  Приказ о праве подписи первичных документов образец в 2019

Обязанности антикризисного управляющего:

  • диагностировать симптомы регресса;
  • защищать имущество компании;
  • оценивать имущество и готовить отчеты;
  • возбуждать процедуру банкротства;
  • работать с кредиторами: получать, рассматривать и анализировать требования;
  • проводить инвентаризацию;
  • решать конфликты на всех уровнях организационной структуры;
  • оптимизировать движение финансов;
  • выполнять требование арбитражных судов.

Вопрос из практики

Чем удерживать сотрудников кроме денег: методы, приемлемые в кризис

Ответ подготовлен совместно с редакцией журнала «Директор по персоналу».

Отвечает Елена Гурьева,
начальник отдела персонала компании «Конфетки-Бараночки».

Директор по персоналу Kalinka Group, рассказал, что ее предыдущий работодатель провозгласил принцип: «Для нас не существует кризиса! Мы работаем все с теми же клиентами, с тем же товаром. Ничего не изменилось». У сотрудников ушло ненужное напряжение, боевой дух повысился, и уже через два месяца они вошли в свой стандартный ритм работы.

Согласно статье 429 Гражданского кодекса РФ по предварительному договору стороны заключают в будущем договор о выполнении работ или об оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором. При этом предварительный договор должен быть составлен в форме.

Антикризисный управляющий

На всех этапах осуществления процедуры банкротства, антикризисный управляющий имеет определенный статус, именно от него непрямую зависят эффективность проводимых в связи с банкротством мероприятий.

Общим понятием антикризисного управляющего на практике называют специалистов, функционирующих на разных этапах банкротства (временных управляющий и конкурсных управляющих). В идеальной ситуации антикризисный управляющий — это не конкретное физическое лицо, а группа специалистов работающих на одном предприятии и занимающееся вопросом банкротства вашего предприятия.

Управляющим может быть физическое лицо, имеющее высшее преимущественно экономическое или юридическое образование, необходимый опыт хозяйственной (предпринимательской) деятельности, не имеющее судимости, аттестованное на соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), и получившее аттестат управляющего.
Управляющим может быть также юридическое лицо. К руководителю управляющего — юридического лица как к лицу, обладающему персональной ответственностью, предъявляются требования, установленные настоящим Законом к управляющему — физическому лицу.
Лицам, прошедшим аттестацию на соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), выдается аттестат управляющего категории «A», «B» или «C».

  • Аттестат категории «A» дает право на назначение управляющим в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, имеющего численность работников до ста человек.
  • Аттестат категории «B» дает право на назначение управляющим в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, имеющего численность работников до тысячи человек.
  • Аттестат категории «C» дает право на назначение управляющим в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника без ограничения численности работников.

Управляющий должен пользоваться доверием хозяйственного суда, кредиторов и должника. Управляющий не может быть заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов. Лица, участвующие в деле об экономической несостоятельности (банкротстве), могут заявлять отвод управляющему.

Деятельность временного управляющего на стадиях защитного периода

Назначение экономическим судом временного управляющего производится путем выбора из предложенных заявителем не менее трех кандидатур. Если такое предложение внесено не было, суд возвращает заявителю поданное заявление о банкротстве.

На стадии защитного периода в обязанности временного управляющего входит:

  • анализ финансового состояния и общей платежеспособности должника;
  • проверка кредиторской задолженности и определение стоимости активов;
  • составление заключения о наличии оснований для открытия конкурсного производства
  • внесение предложения о дальнейших действиях в отношении должника (заключение мирового соглашения, открытие процедур финансового оздоровления либо открытие конкурсного производства).

При открытии следующих этапов банкротства в действия антикризисного управляющего входят функции руководителя предприятия-должника. Полномочия антикризисного управляющего:

  • разработка плана ликвидации;
  • предложение указанного плана собранию кредиторов для рассмотрения и утверждения;
  • проведение различных операций, направленных на восстановление платежеспособности предприятия;
  • осуществление инвентаризации имущества должника.

Кроме того, в права антикризисного управляющего входит проверка бухгалтерского учета на предприятии, ведение реестра требований кредиторов и принятия возможных мер для взыскания задолженностей, существующих перед предприятием.

Управляющий вправе привлекать для помощи в осуществлении указанных функций дополнительных специалистов, обладающих познаниями в экономике, финансовом и конкурентном праве.

Деятельность антикризисного управляющего на стадии конкурсного производства

Если платежеспособность предприятия-должника восстановлению не подлежит, в отношении организации вводится следующий этап процедуры банкротства – конкурсное управление.

К основным функциям конкурсного управляющего можно отнести:

  • обеспечение целостности и сохранности имущества, находящегося у предприятия-должника;
  • поиск и принятие мер по возвращению имущества должника, находящегося у иных лиц;
  • уточнение и составление исчерпывающего перечня кредиторов;
  • осуществление расчетов с кредиторами согласно имеющемуся перечню.

Характеризуя функции антикризисного управляющего на всех стадиях процесса банкротства, необходимо отметить сложность и многофункциональность выполняемых им задач.

Выполнить все права и обязанности антикризисных управляющих способны лишь высококвалифицированные специалисты, обладающие познаниями в сфере финансового и юридического обслуживания организаций, а также отличающиеся стрессоустойчивостью и умением рационально разрешать любые конфликты.

Антикризисный управляющий требования

Как «миноритариям» противостоять арбитражному управляющему в процедуре «управляемого» банкротства, которое проходит в интересах должника? Елена Якушева, партнер Адвокатского бюро «Плешаков, Ушкалов и партнеры», делится советами, что делать кредитору в ситуации, если управляющий не спешит обжаловать подозрительные сделки, проводить собрания, разыскивать имущество должника или привлекать его контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.

Нарушения управляющих могут быть очень разными, но наиболее интересно рассмотреть их в процедуре «контролируемого» банкротства. Её используют для того, чтобы как можно быстрее ликвидировать должника с минимальными потерями для собственников бизнеса.

В «контролируемом» банкротстве управляющий может:

  • отказаться от оспаривания сделок должника либо подойти к нему формально;
  • уклоняться от проведения собраний кредиторов;
  • контролировать эти собрания с помощью «своего» кредитора, чтобы их повестка в наибольшей степени отвечала интересам заказчика;
  • не принимать мер по поиску имущества должника, в том числе – не следить за получением арендных и других платежей;
  • отказаться подавать в суд заявление о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности либо подать его по формальным основаниям.

Предупредить некоторые злоупотребления арбитражных управляющих в «контролируемых» процедурах были призваны некоторые новеллы в законодательстве о банкротстве (на конец декабря 2014 года). Это, конечно же:

  1. лишение должника возможности заявить конкретную кандидатуру арбитражного управляющего и саморегулируемой организации, из числа членов которой утверждается арбитражный управляющий (в случае, если о своем банкротстве заявляет сам должник);
  2. предоставление конкурсным кредиторам должника права самостоятельно обратиться в суд с заявлением о признании сделки должника недействительной.

Это огромный прорыв. Однако и здесь не все безоблачно.

Во-первых, предприимчивые должники защищаются от «неконтролируемого» банкротства уже вступившим в силу решением суда в пользу «дружественного» кредитора. А во-вторых, на деле за должником осталось право указывать саморегулируемую организацию, из числа членов которой арбитражный суд утверждает конкретную кандидатуру арбитражного управляющего.

Что же касается оспаривания сделок должника по инициативе конкурсного кредитора, то и здесь есть нюанс. Это право получили те их них, чей размер требований в реестре кредиторов составляет более 10% от их общей суммы. Но не все так плохо. На самом деле, даже у миноритариев немало возможностей мотивировать управляющего исполнять свои обязанности добросовестно.

Оспаривание сделок

Если управляющий отказывается оспаривать подозрительные сделки должника по разным основаниям (нет документов или денег на госпошлину, нет оснований или перспектив для обжалования, необоснованное затягивание процедуры и т.д.), здесь есть несколько способов воздействия.

Прежде всего, миноритарному кредитору следует послать управляющему письмо с требованием обратиться в суд с оспариванием конкретной сделки либо сделок должника . В тексте надо указать основания оспаривания и сослаться на конкретные доказательства.

В случае если конкурсный управляющий отвечает отказом либо просто не отвечает на требование, кредитор вправе обратиться в суд с жалобой и потребовать отстранить арбитражного управляющего . Здесь следует учитывать положения знаменитого в свое время и очень прогрессивного Постановления Президиума ВАС РФ №15935/11 от 28.02.2012г., из которого следует, что оспаривание сделок должника – это не право, а обязанность арбитражного управляющего. И если он выполняет ее формально, лишь для вида – это повод отстранить его от должности.

Если же конкурсный кредитор, по сути, заставил управляющего поднять вопрос о недействительности сделки, от последнего не стоит ожидать особой прыти в вопросах доказывания. Этим придется заняться кредитору: истребовать через суд необходимые документы, готовить отзывы, письменные пояснения, апелляционные, кассационные и надзорные жалобы в случае необходимости. Так, в деле о банкротстве крупной лизинговой компании № А40-7155/11 кредитор с помощью многочисленных жалоб добился того, что управляющий подал заявление о признании сделки должника недействительной. Поначалу конкурсный управляющий не проявлял здесь активности, поэтому всю доказательственную базe представил заинтересованный кредитор.

Помимо этого, у миноритарного кредитора есть возможность объединить свои требования с другими конкурсными кредиторами и подать совместное заявление об оспаривании сделки. Такое право прямо не предусмотрено в п. 2 ст.61.9 Закона о банкротстве, но следует из Определения Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ №304-эс15-17156 от 10.05.2016г. (дело № А27-2836/2013).

Собрания кредиторов

В случае если по тем или иным причинам арбитражный управляющий уклоняется от проведения собраний кредиторов, то Закон о банкротстве предусматривает механизм созыва собрания кредиторов по инициативе конкурсного кредитора. Его требования в реестре кредиторов должны составлять не менее 10% от их общей суммы. Такой кредитор направляет требование о созыве собрания с указанием повестки . Чтобы провести его, управляющему дается, по общему правилу, три недели со дня получения обращения. Если они истекли, созвать кредиторов может сам инициатор согласно процедуре, предусмотренной законом.

На практике нередко встречаются случаи, когда арбитражный управляющий созывает собрание кредиторов либо по своей инициативе, либо по инициативе конкурсного кредитора, но собрание по факту не проводит. В этом случае некоторые кредиторы в отсутствие управляющего проводят свои собрания, имея при себе заранее приготовленные журнал для регистрации участников и бюллетени для голосования. Однако решения, принятые на подобных собраниях кредиторов, всегда признаются судами недействительными в связи с нарушением процедуры. Получается, что кредитор, который хотел сэкономить время, лишь затянул процесс. В качестве примера можно привести дело № А40-200095/14, где конкурсный кредитор провел три подобных собрания, и все решения были признаны недействительными судом по процедурным вопросам.

Смотрите так же:  Пошлина моторное масло

Бывает, что арбитражный управляющий собрание все же проводит, однако на нем принимаются невыгодные для миноритарного кредитора решения. В этом случае последнему обязательно стоит участвовать в таких собраниях, голосовать против по спорным вопросам повестки, а затем бороться в суде за признание решения недействительным .

Отдельно следует сказать про десятипроцентный порог для обращения конкурсного кредитора с инициативой о созыве собрания кредиторов. Как и в случае оспаривания сделок, ст. 14 Закона о банкротстве не предусматривает возможности объединиться нескольким кредиторам, чтобы преодолеть ограничение. Практика по данному вопросу также пока не сложилась. Но слияние требований вполне можно допустить по аналогии с вопросом об оспаривании сделок должника.

Поиск имущества должника

Если управляющий не принимает мер по поиску имущества должника, помочь могут письма-требования ему, а затем жалобы в суд, саморегулируемую организацию или Росреестр . В последнее время это действительно работает. Но есть и другие возможности.

Любой конкурсный кредитор вправе направлять з апросы предполагаемым контрагентам должника с просьбой (не требованием) предоставить ту или иную информацию об имуществе должника, заключенных им сделках и другим интересующим вопросам . Конечно, они не обязаны ничего сообщать, и письма в основном остаются без ответа. Тем не менее, подобные обращения не стоит списывать со счетов, поскольку иногда они дают свои плоды. В банкротстве и так мало шансов вернуть долг, поэтому нужно использовать любые возможности пополнить конкурсную массу.

Случается, что должник в обход закона и конкурсной массы получает арендные или другие платежи. Но и этому можно противостоять, что особенно актуально для залоговых кредиторов. Они смогут выехать на место предполагаемой аренды и составить акт, кто и на каком основании арендует помещение, принадлежащее должнику. Также нужно указать срок аренды и желательно сумму ежемесячных арендных платежей. Как правило, арендаторы идут на контакт. Если нет — в акт можно внести хотя бы известные сведения об арендаторе, а потом в судебном порядке при рассмотрении жалобы на арбитражного управляющего запросить недостающую информацию.

Субсидиарная ответственность

Ст. 10 Закона о банкротстве не предусматривает каких-либо процентных порогов для конкурсного кредитора, который хочет предложить суду привлечь контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности. Однако поставить этот вопрос самостоятельно кредитор может лишь в двух случаях:

  1. должник не обратился в арбитражный суд, хотя обязан был по Закону о банкротстве;
  2. должник признан несостоятельным вследствие действий и (или) бездействия контролирующих лиц.

На практике чаще всего именно арбитражные управляющие подают такие заявления. Но защищают их, как правило, крайне формально, для «галочки» и отчета перед недружественными кредиторами. Поэтому миноритариям необходимо занимать очень активную позицию в вопросах доказывания оснований для привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности — заявлять свои требования (если они не были заявлены управляющим), заявлять о привлечении соответчиков в обособленный спор, истребовать отсутствующие у кредитора документы через суд либо запрашивать их у управляющего.

В заключение необходимо отметить, что процедуры банкротства чаще всего плачевно заканчиваются для кредиторов, особенно миноритарных. Но его шансы значительно возрастают, если он проявляет активность и использует все возможные законные средства для воздействия на арбитражного управляющего, должника и контролирующих его лиц.

Антикризисный управляющий требования

Во исполнение Декрета Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. N 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности», статьи 14 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2000 года «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» и Положения о лицензировании деятельности антикризисного управляющего в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003 г. N 1364, Министерство экономики Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемое Положение об аттестации физических лиц на их соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к антикризисному управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).
2. Признать утратившим силу постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 16 января 2002 г. N 9 «Об утверждении Положения об аттестации физических лиц на их соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 21, 8/7727).
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 ноября 2003 г.

Первый заместитель Министра
Н.П.ЗАЙЧЕНКО

УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Министерства экономики
Республики Беларусь
27.10.2003 N 206

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ АТТЕСТАЦИИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ НА ИХ СООТВЕТСТВИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ,
ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫМ К АНТИКРИЗИСНОМУ УПРАВЛЯЮЩЕМУ В
ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛУ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
(БАНКРОТСТВЕ)

Глава 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение об аттестации физических лиц на их соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к антикризисному управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) (далее — Положение) устанавливает порядок организации подготовки физических лиц (далее — лицо) и проведения их аттестации (переаттестации) на соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к антикризисному управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) (далее — управляющий).
2. Аттестующим органом является департамент по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь (далее — департамент).
3. Департаментом создается аттестационная комиссия (далее — комиссия). Порядок создания и деятельности комиссии устанавливается настоящим Положением.

Глава 2
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРОЙТИ АТТЕСТАЦИЮ
НА СООТВЕТСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫМ
ТРЕБОВАНИЯМ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫМ К УПРАВЛЯЮЩЕМУ

4. Подготовка лиц, желающих пройти аттестацию на соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к управляющему, проводится на коммерческой основе аккредитованными департаментом организациями и (или) организациями, заключившими с департаментом соответствующие договоры.
Подготовка проводится по утвержденным департаментом тематическому плану и программе обучения антикризисных управляющих в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) (далее — программа) с обязательной сдачей итогового экзамена в форме компьютерного тестирования по всем разделам программы (далее — тестирование).
Тестирование проводится учебными организациями в несколько этапов по утвержденным комиссией единым тестам, сформированным в блоки, и единой компьютерной программе, разработанной и предоставляемой департаментом учебным организациям при проведении тестирования.
Количество блоков тестов, их содержание, количество тестов в индивидуальной компьютерной выборке, достаточное для оценки знаний аттестуемого лица, утверждаются комиссией.
Учебная организация может вносить предложения в комиссию об изменениях и дополнениях тестов после согласования этих изменений и дополнений с другими учебными организациями.
Тестирование проводится с обязательным участием членов комиссии.
Учебная организация согласовывает с департаментом порядок, график проведения тестирования и состав комиссии для проведения тестирования.
5. К тестированию с разрешения департамента может быть допущено лицо, самостоятельно прошедшее курс обучения в объеме программы. При этом лицо должно иметь высшее экономическое и юридическое образование либо ученую степень (ученое звание) в области экономики или права.
6. Учебная организация выдает лицам, прошедшим обучение, документ с указанием результатов тестирования (далее — документ о специальной подготовке) по форме, согласованной с департаментом.
Документ о специальной подготовке действителен при обращении лица в департамент для прохождения аттестации в течение 2 лет с даты его выдачи.
Лицо, пропустившее установленный настоящим пунктом срок для прохождения аттестации, в целях подтверждения наличия требуемых знаний может пройти повторное тестирование без обязательной подготовки по программе в учебной организации.

Глава 3
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ

7. К аттестации допускаются лица:
имеющие:
гражданство Республики Беларусь либо разрешение на постоянное проживание на территории Республики Беларусь (вид на жительство);
высшее образование;
опыт хозяйственной (предпринимательской) деятельности не менее трех лет;
не имеющие:
судимости;
фактов расторжения в течение последних пяти лет с ними трудового договора (контракта) по инициативе нанимателя за совершение ими виновных действий, которые явились основанием для утраты доверия к ним со стороны нанимателя;
прошедшие:
обучение по программе и ответившие правильно не менее чем на 70 процентов тестов по индивидуальной компьютерной выборке каждого блока тестов при сдаче итогового экзамена;
психофизиологическое тестирование.
Психофизиологическое тестирование проводится на коммерческой основе аккредитованными департаментом организациями и (или) организациями, заключившими с департаментом соответствующие договоры.
8. Для прохождения аттестации лицо, желающее пройти аттестацию (далее — заявитель), представляет в департамент следующие документы:
заявление установленной формы согласно приложению 1;
копию диплома (дипломов) о высшем образовании;
копию документа о специальной подготовке;
копии документов, подтверждающих наличие требуемого опыта работы (трудовой книжки, свидетельства индивидуального предпринимателя, определений хозяйственных судов о состоявшихся назначениях заявителя управляющим, помощником управляющего или представителем управляющего и о завершении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), а при завершении ликвидационного производства — выписки из решения об исключении из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);
справку об отсутствии судимости, полученную не более чем за месяц до аттестации;
автобиографию;
анкету установленной формы (далее — анкета) согласно приложению 2;
результат психофизиологического тестирования, проведенного не более чем за шесть месяцев до аттестации;
фотографию 3 x 4.
Копии документов, указанные в абзацах третьем, четвертом и пятом части первой настоящего пункта представляются заявителем вместе с подлинниками этих документов либо удостоверенные нотариально.
При необходимости департамент вправе запрашивать дополнительную информацию.
9. Делопроизводство по аттестации ведется соответствующим структурным подразделением департамента.
Заявитель обязан предъявить специалисту, ведущему прием документов, паспорт гражданина Республики Беларусь либо документ, разрешающий постоянное проживание на территории Республики Беларусь иностранному гражданину либо лицу без гражданства (вид на жительство).
При выявлении несоответствия заявителя требованиям, предъявляемым к нему пунктом 7 настоящего Положения, их недостоверности или непредставления им документов, указанных в части первой пункта 8 настоящего Положения, документы не принимаются.
Специалист, ведущий прием документов, в случае необходимости заверяет их, формирует аттестационное дело и передает его на рассмотрение комиссии.
Документы считаются поступившими на рассмотрение комиссии с даты их регистрации секретарем комиссии в журнале регистрации.
Все документы принимаются по описи. Один экземпляр описи выдается заявителю, второй — остается в аттестационном деле.
10. Аттестация проводится комиссией в течение одного месяца с даты регистрации документов в журнале регистрации.
11. Аттестация проводится комиссией в форме собеседования с целью определения соответствия уровня подготовки аттестуемого лица профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к управляющему.
12. Комиссия принимает решение по результатам собеседования с учетом опыта его хозяйственной (предпринимательской) деятельности и результатов психофизиологического тестирования об аттестации аттестуемого лица и выдаче ему аттестата на соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к антикризисному управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) (далее — аттестат управляющего), категории «А» (низшая категория), категории «В» или категории «С» (высшая категория) либо о признании лица неаттестованным.
При этом аттестуемому лицу может быть выдан аттестат управляющего:
категории «А», если у него имеется опыт хозяйственной (предпринимательской) деятельности не менее трех лет;
категории »
В», если у него имеется опыт хозяйственной деятельности не менее пяти лет, включающий не менее трех лет опыта работы руководителем и (или) заместителем руководителя, и (или) руководителем структурного подразделения юридического лица; для индивидуальных предпринимателей — опыт предпринимательской деятельности не менее пяти лет;
категории «С», если лицо ранее аттестовано и ему был выдан аттестат управляющего не ниже категории «В», и оно осуществляло деятельность управляющего не менее чем по одному делу по неупрощенной процедуре банкротства, либо лицо имеет опыт работы руководителем и (или) заместителем руководителя юридического лица не менее семи лет.
13. Основаниями для признания аттестуемого лица неаттестованным являются:
неподтверждение в процессе собеседования необходимой профессионально-квалификационной подготовки заявителя;
неявка на аттестацию.
14. В случае признания лица неаттестованным оно может быть допущено к прохождению аттестации не ранее чем через 6 месяцев после принятия соответствующего решения комиссией в общем порядке, предусмотренном настоящим Положением, за исключением случая неявки на аттестацию по уважительной причине, которую аттестуемое лицо должно подтвердить документально. Если комиссия признает причину неявки уважительной, она назначает время прохождения аттестации повторно и доводит его до сведения лица, желающего пройти аттестацию.
15. Аттестат управляющего оформляется по утвержденной форме согласно приложению 3, подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью департамента.
Аттестат управляющего оформляется и выдается аттестованному лицу в течение 5 рабочих дней после принятия комиссией соответствующего решения. Копия аттестата управляющего хранится в личном деле аттестованного лица.
16. В случае утери либо повреждения аттестата управляющего владельцу аттестата по его заявлению выдается дубликат аттестата управляющего. К заявлению о выдаче дубликата аттестата управляющего прилагается копия помещенной в газете «Рэспублiка» публикации о признании утерянного аттестата управляющего недействительным или поврежденный аттестат управляющего.
17. Аттестаты, выданные до вступления в силу настоящего Положения лицам, которые соответствуют требованиям, установленным абзацами вторым, третьим и четвертым части второй пункта 12 настоящего Положения, признаются действительными для получения лицензии.
18. Наличие аттестата управляющего дает право аттестованному лицу обращаться в департамент за выдачей лицензии управляющего (далее — лицензия).

Смотрите так же:  Денежная компенсация за лекарства инвалидам 2 группы

Глава 4
ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ ПЕРЕАТТЕСТАЦИИ

19. Владелец аттестата управляющего обязан пройти переаттестацию в случае его намерения:
продлить срок действия лицензии;
получить аттестат управляющего более высокой категории по сравнению с категорией ранее полученного аттестата управляющего;
осуществлять деятельность управляющего, если аттестат управляющего был выдан за два года до вступления в силу настоящего Положения.
20. Переаттестация проводится комиссией в порядке, установленном для аттестации, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей главой.
21. К переаттестации допускаются лица:
прошедшие:
обучение не более чем за год до подачи документов на переаттестацию по специальной программе, утвержденной департаментом;
не имеющие:
судимости.
22. Для прохождения переаттестации лицо, желающее пройти переаттестацию, представляет в департамент следующие документы:
заявление установленной формы согласно приложению 1;
копию аттестата управляющего;
анкету согласно приложению 2;
справку об отсутствии судимости, полученную не более чем за месяц до переаттестации;
копию документа о прохождении обучения по специальной программе;
копии документов, подтверждающих наличие требуемого опыта работы (трудовой книжки, свидетельства индивидуального предпринимателя, определений хозяйственных судов о состоявшихся назначениях лица, желающего пройти переаттестацию, управляющим, помощником управляющего или представителем управляющего);
результат психофизиологического тестирования, проведенного не более чем за шесть месяцев до переаттестации.
В случае прохождения переаттестации с целью продления срока действия лицензии заявление должно быть подано лицом, желающим пройти переаттестацию, не ранее трех месяцев и не позднее двух месяцев до истечения срока действия лицензии.
23. Лицам, прошедшим переаттестацию, оформляется и выдается новый аттестат управляющего.

Глава 5
ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИИ

24. Комиссия является постоянно действующим органом и состоит из семи постоянных членов, а также временных членов комиссии.
25. Персональный состав комиссии утверждается приказом директора департамента.
26. Постоянные члены комиссии назначаются из числа работников департамента.
Председателем комиссии является директор департамента.
Из числа постоянных членов комиссии назначаются заместитель председателя и секретарь.
27. Заместитель председателя комиссии исполняет функции председателя комиссии в случае его отсутствия.
28. Секретарь комиссии принимает и готовит необходимые документы для рассмотрения их комиссией, организует работу комиссии, оформляет протоколы заседаний.
29. В состав комиссии могут быть включены в качестве временных членов комиссии специалисты департамента, а также, с их согласия, и других структурных подразделений Министерства экономики Республики Беларусь, работники хозяйственных судов, преподаватели, принимающие участие в подготовке управляющих, другие высококвалифицированные специалисты в области экономической несостоятельности (банкротства) или антикризисного управления, управляющие, имеющие опыт работы.
30. В функции комиссии входят:
рассмотрение представленных документов;
проведение аттестации и переаттестации;
принятие решения о признании лица аттестованным (переаттестованным) и выдаче аттестата управляющего соответствующей категории;
утверждение единых тестов в рамках программы обучения;
определение и утверждение количества блоков тестов и количества тестов в индивидуальной компьютерной выборке для проведения итогового экзамена;
участие в проведении тестирования учебными организациями.
31. Распределение обязанностей между членами комиссии осуществляется председателем комиссии.
32. Заседания комиссии проводятся председателем комиссии, а в его отсутствие — заместителем председателя комиссии.
33. Комиссия правомочна принимать решения, если в заседании принимают участие не менее пяти ее членов, трое из которых являются постоянными.
34. Постоянные и временные члены комиссии, участвующие в заседании, имеют равное право голоса. Решения принимаются открытым голосованием простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. При равенстве голосов окончательное решение принимает председатель комиссии.
35. О результатах каждого заседания комиссии составляется протокол, который подписывается ее председателем и секретарем.

Приложение 1
к Положению об аттестации
физических лиц на их соответствие
профессионально-квалификационным
требованиям, предъявляемым
к антикризисному управляющему
в производстве по делу
об экономической несостоятельности
(банкротстве)

Директору департамента по санации
и банкротству Министерства экономики
Республики Беларусь

____________________________________
(фамилия, имя, отчество)

____________________________________
(адрес места жительства заявителя)
____________________________________

контактный тел. _________

Прошу допустить меня к ________________________________________
(указать: аттестации на соответствие
____________________________________________________________________
профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к
____________________________________________________________________
антикризисному управляющему в производстве по делу об экономической
____________________________________________________________________
несостоятельности (банкротстве); переаттестации на соответствие
____________________________________________________________________
профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к
____________________________________________________________________
антикризисному управляющему в производстве по делу об экономической
____________________________________________________________________
несостоятельности (банкротстве)
с целью ____________________________________________________________
(указать: получения лицензии, продления срока действия
____________________________________________________________________
лицензии; получения аттестата более высокой категории и др.)
____________________________________________________________________

Приложение 2
к Положению об аттестации
физических лиц на их соответствие
профессионально-квалификационным
требованиям, предъявляемым
к антикризисному управляющему
в производстве по делу
об экономической несостоятельности
(банкротстве)

1. Фамилия _________________________________________________________
Имя _____________________________________________________________
Отчество ________________________________________________________

2. Если изменяли фамилию, имя или отчество, то
укажите их, а также когда, где и по какой причине
3. Год, число, месяц и место рождения (село,
деревня, город, район, область, край, республика)
4. Гражданство (если изменяли, то укажите, когда
и по какой причине)
5. Образование, когда и какие учебные заведения
окончили, номера дипломов
Специальность по диплому
Квалификация по диплому
6. Ученая степень, ученое звание, когда
присвоены, номера дипломов
7. Какими иностранными языками владеете и в какой
степени (владеете свободно, можете объясняться,
читаете и переводите со словарем)
8. Были ли Вы судимы, когда и за что
9. Опыт работы
В том числе:
на должностях руководителя юридического лица
на должностях заместителя руководителя
юридического лица
на руководящих должностях структурных
подразделений юридического лица
специалистом
индивидуальным предпринимателем
в том числе:
управляющим в производстве по делу об
экономической несостоятельности (банкротстве)
представителем управляющего
помощником управляющего
10. Отношение к воинской обязанности и воинское звание _____________
____________________________________________________________________
11. Военно-учетная специальность по действительному названию _______
____________________________________________________________________
12. Дополнительные сведения (переподготовка, повышение квалификации,
государственные награды, участие в выборных представительных
органах, другая информация, которую претендент желает сообщить
о себе): ___________________________________________________________
____________________________________________________________________
13. Адрес места жительства: ________________________________________
____________________________________________________________________
тел. ________________ факс _________________ пейджер _______________
e-mail _____________________________________________________________
Паспорт: серия _____________ N _________ кем выдан _________________
дата выдачи ________________

Анкетные данные соответствуют
оригиналам предъявленных
документов __________________________ _________________
(подпись работника, (И.О.Фамилия)
принявшего документы)
М.П.

Приложение 3
к Положению об аттестации
физических лиц на их соответствие
профессионально-квалификационным
требованиям, предъявляемым
к антикризисному управляющему
в производстве по делу
об экономической несостоятельности
(банкротстве)

АТТЕСТАТ
категории ___ N ____

выдан ______________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
паспорт ____________________________________________________________
(серия, номер, кем и когда выдан)
в том, что он(а) прошел(ла) аттестацию на соответствие
профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к
антикризисному управляющему в производстве по делу об экономической
несостоятельности (банкротстве).
Решение аттестационной комиссии ____________________________________
____________________________________________________________________
протокол N _____ от «__» __________________ 20__ г.

Председатель аттестационной
комиссии _________________ _________________
(подпись) (И.О.Фамилия)
М.П.