Дети Марка Бернеса борются за наследство

Конфликт разыгрался из-за лакомого кусочка — квартиры в центре Москвы . Вторая жена Марка Наумовича Лилия Бернес- Бодрова незадолго до своей смерти продала «двушку» в доме на Малой Сухаревской площади за 1 миллион 723 тысячи рублей некоему Дмитрию Пашкову . Тот обещал ухаживать за пожилой женщиной до ее смертного часа и спасать от одиночества — ведь на старости лет Лилия Михайловна осталась совсем одна.

Она не общалась с дочкой Бернеса от первого брака Натальей. Да и как было поддерживать связь, если Наташа после учебы в МГУ вышла замуж и уехала в Америку . Однако личная жизнь у девушки там не задалась: от первого мужа ушла сама, второй ее бросил.

С сыном у Бернес-Бодровой тоже не все складывалось. Жан окончил операторский факультет ВГИКа, но никогда по специальности не работал. Жил легкомысленно, одну за другой менял жен. Когда женился в четвертый раз, решил перебраться с семьей в квартиру матери, а комнату супруги продать. Но Лилия Михайловна, опасаясь, что этот брак окажется недолговечным, невестку в дом не пустила.

Обиженный Жан несколько лет пытался отсудить комнату у матери, но суд всякий раз принимал сторону вдовы Бернеса.

В августе 2006 года 77-летняя Лилия Михайловна умерла. Жилплощадь официально переоформили на нового хозяина. Но Наталья и Жан объявили себя прямыми наследниками супругов Бернес. И теперь подали иск с требованием признать договор продажи квартиры недействительным.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Они познакомились в школьном дворе

С Лилией Бодровой Марк Бернес встретился, когда ему было 49 лет. Артист к тому времени овдовел и воспитывал дочь Наташу. 1 сентября 1960 года он привел ее в первый класс. И в школьном дворе познакомился с будущей супругой. Лилия Михайловна тогда пришла со своим мужем французским журналистом Люсьеном и сыном Жаном.

Судьбе было угодно, чтобы дочь Бернеса и сына Бодровой посадили за одну парту. А позже на родительском собрании за эту же парту сели Лилия Михайловна и Марк Наумович. С этого момента и начался их роман. Бернес ухаживал красиво, каждый день дарил шикарные букеты, а вскоре уговорил Лилию переехать к нему. Они прожили вместе девять лет. В августе 1969-го Бернес умер. А Лилия Михайловна осталась жить в его двухкомнатной квартире и одна воспитывала двоих детей — Наташу и Жана. Общих детей у супругов не было.

КСТАТИ

Скандалы на почве жилья были и в других звездных семействах.

Людмила Гурченко судилась с дочерью Марией. «Однушку» в Москве они делили с 2000 года. Недавно жилплощадь отошла к Людмиле Марковне, но при этом она рассорилась с дочерью и внучкой.

Полтора года судились наследницы отца — основателя игры «Что? Где? Когда?» Владимира Ворошилова . Две жены телезвезды — официальная, Наталья Стеценко , и гражданская, Наталья Климова , — делили квартиры в Москве и Ницце . Суд отдал половину имущества официальной жене. Другая половина разделена на три равные части: гражданской жене, дочери и матери Ворошилова.

Родители Анны Курниковой пытались отсудить у экс-звезды мирового тенниса часть особняка во Флориде стоимостью $10 миллионов. Но потом стороны договорились полюбовно.

Врачи о состоянии здоровья Вани Фокина из Магнитогорска: «Ножка малыша находится вне угрозы»

Ребенок постепенно переходит на самостоятельное питание и уже общается с мамой

«Доставить в Москву и провести над ним суд!»: член Общественной палаты РФ Александр Малькевич о скандальном украинском «пранкере» Вольнове

Ранее житель Украины поглумился над трагедией в Магнитогорске и запустил «фейк» о сотнях погибших при пожаре в «Зимней вишне»

Муфтия Ингушетии Ису Хамхоева вывели из состава Координационного центра мусульман Северного Кавказа

Это решение единогласно приняли все присутствовавшие на внеочередном заседании муфтии

Стриптиз на сноуборде и драка Дедов Морозов

Собираем забавные случаи в ночь на Старый Новый год

Суровые челябинские прокуроры вступились за гея из Пятигорска

Надзорное ведомство впервые дало ход жалобе, поступившей от секс-меньшинств

«Не женился, потому что требования высокие»: учительница Перельмана объяснила, почему он до сих пор одинок

В школе ученому-затворнику нравилось внимание девочек, он был влюблен в двух одноклассниц, но пристрастие к математике оказалось сильнее

Врио замглавы Владимирской области посоветовала врачам нуждающейся в ремонте больницы помыть полы и повесить занавески

Чиновница Марина Чекунова некорректными высказываниями спровоцировала очередной скандал

РПЦ не будет менять церковный календарь и переносить Рождество

Митрополит Иларион ответил тем, кто беспокоится о совпадении Нового года с Рождественским постом

В Петербурге обнаружился шао-линь-коммунальщик

Мастера владения стилем «большой совковой лопаты» засняли жители Невского района

Толстый и тонкий

Известный публицист Максим Соколов о приговоре парижского суда художнику Павленскому и эпатажных заявлениях писателя Быкова

Дизайнер из Петербурга оживила картины Мунка и Да Винчи

Ее профиль в сети набирает популярность с бешеной скоростью

«Адвокат» фюрера как зеркало российской либеральной интеллигенции

Дмитрий Быков «объяснил», почему «Гитлер-освободитель» потерпел поражение

Возрастная категория сайта 18+

Как «проиграли в карты» Марка Бернеса

25 сентября 2016 года исполнилось 105 лет со дня рождения любимого многими поколениями соотечественников актера и шансонье Марка Наумовича Бернеса (настоящая фамилия Нейман).

Уроженец г. Нежин Черниговской губернии М. Бернес покинул Украину в возрасте 17 лет и добился всенародного признания. В 1951 году Бернес становится лауреатом Сталинской премии первой степени, в 1965 году ему присвоено звание народного артиста РСФСР.

Но освещаемая тема к творчеству Марка Наумовича отношение имеет опосредованное. В его судьбе удивительным образом переплелись образы, сыгранные актером на экране, — с реалиями жестокого послевоенного блатного мира.

А начиналась эта история так. Осенью 1958 года на стол начальника легендарного МУРа комиссара милиции третьего ранга Парфентьева Ивана Васильевича легла папка с материалами для «рассмотрения и принятия решений». В папке находилось отпечатанное на машинке письмо – анонимка, автор которого сообщал властям о том, что на состоявшейся в г. Казане сходке воров в законе был вынесен смертный приговор одному из актеров, сыгравших главные роли в фильме «Два бойца». В карточной игре «на пятого» (один из четырех карточных игроков, проигравшись, обязан был убить того, на кого ему укажут победители, – «пятого») был избран проигравшийся исполнитель приговора, которому была вручена записка с именем жертвы.

В анонимке указывалось, что имени «пятого» вслух не произносили, просто передали проигравшему листок, на котором оно было записано, со словами: «Фильм «Два бойца» видел? Через три месяца боец должен остаться один».

Стиль написания письма свидетельствовал о том, что его автор не чужд блатному миру, что и побудило начальника МУРа отнестись к гипотетической угрозе жизни одному из народных кумиров более чем серьезно. Письмо тут же было направлено на экспертизу, а перед аналитиками МУР была поставлена задача, — определить цель предполагаемой акции.

Начальник МУР (1953 -1962) Парфентьев И.В.

Соответствующие подразделения свои задачи решили оперативно. По отпечаткам пальцев на письме был определен его автор — заслуженная артистка РСФСР Лидия Русланова. С 1949 по 1953 год она отбывала срок в ГУЛАГе за «антисоветскую пропаганду» и «присвоение трофейного имущества», так что отпечатки её пальцев имелись в архивах МВД. При этом заслуженная артистка сохранила и поддерживала отношения с бывшими подельниками и сидельцами.

Свое аргументированное заключение по объекту ликвидации предоставили «аналитики». Все материалы, в виду их значимости, были доложены высшему милицейскому руководству.

Уже ноябре 1958 года Хрущёв получил из высшего аппарата МВД СССР докладную записку следующего содержания:

«Согласно нашим оперативным данным, в Казани прошла сходка воров в законе. На ней принято решение об убийстве одного из знаменитых и популярных деятелей культуры Советского Союза. Цель акции: отомстить государственным органам за развернутую кампанию по дискредитации и ликвидации криминального института воров в законе. Как сообщили секретные сотрудники, в качестве жертвы уголовными авторитетами избран любимый народом актёр театра и кино, лауреат Государственных премий Андреев Борис Фёдорович, 1915 года рождения».

Выводы по «кандидату» сделали сами милицейские аналитики. Изучив биографию Андреева, милицейские оперативники узнали, что в 1940 году артист, будучи приглашенным в один из престижных московских ресторанов, в крепком подпитии, позволил себе ряд резких отзывов о руководстве страны. Последовал донос, Андреева закрыли в СИЗО, ему грозила 58-я «политическая» статья. Однако через несколько месяцев актёра освободили по личному указанию Сталина. Оперативники предположили: во время пребывания в тюремной камере Андреев, имея крутой нрав и тяжелую руку, мог вступить в конфликт в камере с кем-либо из крупных криминальных авторитетов из-за места на «шконке», либо по иным «идейным» вопросам.

О Бернесе даже не подумали. Долгие годы воровской мир считал артиста «своим»: ещё до войны Марк Наумович сыграл эпизодическую роль уголовника в фильме «Заключённые», а после картины «Два бойца», где Бернес исполнил роль обаятельного уроженца Одессы-мамы и спел про шаланды, полные кефали, его авторитет в блатном мире стал непререкаемым.

Реакция Хрущева была предсказуемой. В присущей ему эмоциональной манере он заявил, что рассматривает акцию по устранению известного советского актера как вызов системе.

Смотрите так же:  Требования воз в школах

Руководителям силовых структур Никита Сергеевич заявил, что, если предполагаемые преступники не будут своевременно обезврежены, если у уголовного мира навсегда не отпадет охота «карать» любимцев советского народа, то он сделает в их отношении соответствующие оргвыводы.

И завертелась сыскная машина. Андреев был взят под круглосуточную негласную охрану. К нему был приставлен личный телохранитель. К крайнему неудовольствию актера были отменены все гастроли и спектакли; строго ограничены посещения увеселительных заведений и приватные контакты.

Установленный автор письма — Лидия Русланова свое авторство отрицать не стала, заявив сыщика, что информацию о вероятном покушении ей предоставила Валентина Назарова, с которой она познакомилась когда-то в камере Владимирской тюрьмы. Осенью 1958 года Назарова разыскала певицу и сообщила ей все известные факты о карточной игре «на пятого», скрыв при этом данные о принимавших в ней участие уголовных авторитетах.

В Казань выехала усиленная чекистами бригада оперативников и вскоре воровская «маруха» и содержательница катранаВалентина Назарова была задержана и дала показания. На их основании были установлены и задержаны почти все участники сходки и последовавшей за ней карточной игры.

И тут выяснилось, что «пятым» оказался Марк Бернес. Дело в том, что, когда началась травля воровского сообщества в стране, «авторитетный артист» снялся сразу в двух популярных фильмах – «Дело № 306» (1956) и «Ночной патруль» (1957). В первой картине сыграл комиссара милиции, во второй – вора Огонька, который порвал с уголовным миром. Последний фильм постоянно показывали в местах лишения свободы. Многие арестанты стали выступать против уголовных авторитетов. Так Бернес превратился в глазах воров в «суку».

Удалось установить и имя исполнителя – рецидивиста по кличке Бурлак (Бурляев). На поиски Бурлака была ориентирована милиция всей страны. Воровскому миру дали понять, что в случае убийства Бернеса война пойдёт чрезвычайными методами, вплоть до ликвидации воров «внесудебными методами».

Блатные разыскивали Бурлака с не меньшим усердием, чем милиция. В рассылаемых «малявах» решение казанской сходки было признано неправильным, а Бурлак лишался поддержки и «угла». Перешедший на нелегальное положение «Бурлак» продержался на воле не более месяца и в начале зимы 1958 года был застрелен милицейским нарядом при попытке ограбить церковь.

Так и завершилась «криминальная страница» в жизни великого актера и певца. Освобожденный из-под опеки оперативников Борис Андреев, прихватив горячительного, навестил товарища между гастролями и описал ему все нюансы происшедшего.

По воспоминаниям близких, выслушав эмоциональный рассказ Андреева, Марк Наумович был настолько потрясен, что до конца своей артистической карьеры категорически отказывался играть роли как бандитов, так и благородных офицеров милиции.

ХРОНИКИ и КОММЕНТАРИИ

«Шаланды, полные кефали, в Одессу Костя приводил…». 21 сентября — день Марка Бернеса

Легендарный советский украинский певец Марк Наумович Нейман (настоящая фамилия артиста) родился в Нежине 21 сентября 1911 года. Его детство прошло в семье бухгалтера, где царило постоянное безденежье. Когда Марку исполнилось пять лет, родители перебрались в Харьков. Отец мечтал, чтобы у сына была «надежная» профессия. Марк думал иначе. В 15 лет он попал на спектакль в театр, и тема выбора отпала сама собой. Он расклеивал афиши на улицах, а потом сам превратился в живую афишу: ходил по городу с транспарантом и приглашал на очередную премьеру харьковского драмтеатра.

Спустя какое-то время 16-летнего Бернеса представили старосте театральных статистов. В них нуждались и в оперетте, и в драме. Впрочем, Марк готов был работать в театре кем угодно: помогал рабочим сцены, бутафорам, осветителям, суфлерам. До того, как стать артистом, он узнал всю театральную изнанку. А в 17 лет сбежал в Москву с бутербродами в кармане, уверенный, что его ждут в Малом театре. Где, собственно, находится Малый, он узнал на Курском вокзале от носильщика. Самое удивительное, что в Малый театр его приняли с первого захода. Через полгода он перешел в другой театр. Это не отняло много времени. Достаточно было пересечь Театральную площадь, чтобы оказаться в Большом, который тоже испытывал нужду в статистах.

Актер или певец?

В начале 1930-го его приняли в театр Корша актером «вспомогательного» состава – те же роли на выходах. Там он познакомился со своей первой женой – Паолой. В 1933 году его неожиданно приглашают в кино на эпизодическую роль в фильме «Заключенные» с Михаилом Астанговым. Настоящей удачей для Бернеса стало не само появление на экране, а дружба с Астанговым и знакомство с Николаем Погодиным. Не будь этой дружбы – наверное, не было бы и Кости Жигулева и первой спетой Марком Бернесом в кино песни.

На концерте он впервые выступил 30 декабря 1943 года. Это было сборное театрализованное представление. Волновался страшно, но успех был настолько очевидным, что его стали приглашать выступать именно с песнями. Постепенно и вынужденно Бернес все меньше работал в кино и все больше на сцене. Он не знал нот, называл их «чаинками», работал мучительно, теребя поэтов бесчисленными ночными звонками и требованиями переделок.

Счастливый талисман

Марк Бернес и Леонид Утесов считали друг друга конкурентами по «безголосости». Как они считали, один безголосый и знаменитый — это еще куда ни шло. Но два популярных «безголосых» певца публика не сможет принять. Правда, в отличие от Утесова, который считал себя настоящим и профессиональным певцом, Бернес в самооценке был гораздо трезвее. «Голоса у меня нет, но зато есть мозги», — так он говорил о себе.

Он делал свою биографию, не надеясь на актерский случай и везение. В 1937 году Николай Погодин прочитал на киностудии сценарий для фильма «Человек с ружьем». Роли для молодого Бернеса, который дружил с драматургом, там не оказалось. И тогда артист ее выдумал: полностью сочинил своего Костю Жигулева – блондина, опоясанного пулеметными лентами. Собрал его по репликам, изобретательно и хитроумно наращивая объем роли, и, в конце концов, спел романс «Тучи над городом встали». Он-то мгновенно его и прославил.

Это было время, когда одно появление на экране могло сделать актера всенародным любимцем. Мгновенный и вертикальный взлет, после которого режиссеры стали воспринимать Бернеса как счастливый талисман, гарантирующий успех. Сценаристы вместе с композиторами начали писать «на Бернеса». Он снимается в «Большой жизни» и «Истребителях», где встречается с Никитой Богословским, который сочинил для него «Любимый город может спать спокойно…». А спустя два года в «Двух бойцах» он спел «Темную ночь» и «Шаланды, полные кефали…».

Когда у Марка Бернеса случился инфаркт, многие были уверены, что это инсценировка. Его считали мнительным, уверяли, что он выдумывает себе болезни, специально хватаясь за сердце.

О его скверном характере ходили легенды. Он отпугивал композиторов и поэтов с той же легкостью, с какой и влюблял их в себя. По его требованию они переделывали тексты, а потом включали в свои сборники в бернесовской редакции. Иначе было уже невозможно: именно в этом варианте песни пела «улица» – а это высшая награда для композиторов и поэтов-песенников.

Дорожный инцидент на «Волге»»

В апреле 1958 года он участвовал в концерте, посвященном очередному комсомольскому съезду, на котором присутствовал Хрущев. Выступления были строго регламентированы – Бернесу отводилось только две песни. После второй зал вызывал его «на бис». Продолжалось это невероятно долго. Марк Бернес кланялся, уходил за кулисы и снова появлялся на сцене – зал не унимался. В очередной раз, уйдя со сцены, Марк Наумович начал искать организаторов, чтобы спросить дозволения спеть «на бис». За кулисами никого не оказалось. Все в панике разбежались, боясь взять на себя ответственность за «регламент». Бернес вынужден был уйти под несмолкаемые овации.

Сидевший рядом с Хрущевым Алексей Аджубей начал демонстративно возмущаться поведением «зазнавшегося» артиста, не пожелавшего «спеть для народа». Не вникая в тонкости концертного регламента, Хрущев с энтузиазмом подхватил слова зятя. Вскоре после этого у Марка Бернеса произошла «встреча» с инспекторами ГАИ. Возвращаясь домой, он успел проскочить на зеленый свет, но постовой посчитал иначе. Марк Наумович благоразумно остановился. Банальный дорожный инцидент возвели в ранг уголовного преступления.

Реакция последовала незамедлительно – газетные статьи, вышедшие с небольшим интервалом: «Пошлость на эстраде», «Звезда на «Волге». Последняя была особенно опасна. В ней Бернесу инкриминировалось ни много ни мало — неподчинение властям. Договорились до того, что актер протащил несчастного постового несколько метров на капоте. Уголовное дело рассыпалось довольно быстро: в частности, постовой утверждал, что машина была светло-серого цвета, в то время как Марк Наумович ездил на черной «Волге». Никаких опровержений, разумеется, не последовало.

Марк Бернес: «Я люблю тебя, жизнь»

Это был очень тяжелый период в жизни Марка Наумовича. Прекратились звонки с киностудий, приглашения на концерты. Незадолго до этого от рака умерла его жена Паола. Он остался один с трехлетней дочерью Наташей и домработницей. Двойной удар обернулся инфарктом. Он почти не выходил на улицу. О том, что Марк Бернес, в сущности, бедствует, знали немногие. Лишь в начале 1961 года «темная ночь» вокруг Бернеса начала понемногу рассеиваться. Появились приглашения на съемки и озвучивание. А когда дочь Наташа пошла в первый класс, он познакомился с молодой женщиной, сын которой тоже стал первоклассником. Звали ее Лилия Бодрова.

Смотрите так же:  Ходатайство на перевод земель

Будто бы все стало налаживаться, но на одном из концертов (как оказалось – последнем) ему стало плохо. Он допел до конца, вышел за кулисы и упал. С диагнозом «радикулит» его положили в клинику. А на другой день у Марка Наумовича обнаружили рак легких.

В больнице он попросил, чтобы на маленький магнитофон записали песни. «Когда будете меня хоронить, чтобы никаких речей и оркестров не было», – сказал Марк Наумович. Он умер 16 августа 1969-го. Утром на панихиде в Доме кино не было ни речей, ни траурных маршей. Бернес отпевал себя сам. Звучали четыре его песни: «Три года ты мне снилась», «Романс Рощина», «Я люблю тебя, жизнь» и, конечно, «Журавли». Четыре песни повторялись без пауз по кругу… Через два дня должны были подписать указ о присвоении Бернесу звания народного артиста СССР.

Сходка «воров в законе» приняла решение об убийстве Бернеса

В 1958 году воры в законе приговорили к смерти артиста Марка Бернеса за его роль вора Огонька в фильме «Ночной патруль». Письмо-предостережение о приговоре прислала Хрущёву артистка Лидия Русланова. Палача удалось убить при ограблении им церковной лавки. За что воровской мир приговорил в 1958 году артиста Бернеса к смертной казни…

В ноябре 1958 года Хрущёв получил из высшего аппарата МВД СССР докладную записку: «Согласно нашим оперативным данным, в Казани прошла сходка воров в законе. На ней принято решение об убийстве одного из знаменитых и популярных деятелей культуры Советского Союза. Цель акции: отомстить государственным органам за развернутую кампанию по дискредитации и ликвидации криминального института воров в законе. Как сообщили секретные сотрудники, в качестве жертвы уголовными авторитетами избран любимый народом актёр театра и кино, лауреат Государственных премий Андреев Борис Фёдорович, 1915 года рождения».

Хрущёв впал в бешенство. Он заявил, что, если предполагаемые преступники не будут своевременно обезврежены, если у уголовного мира навсегда не отпадет охота «карать» любимцев советского народа, то дальше в стране начнутся криминальные беспорядки.

О проведении воровской сходки милиции было известно из анонимного письма, отпечатанного на пишущей машинке и отправленного через московский почтамт. По счастью, на бумаге остались отпечатки пальцев предполагаемого автора. Так сыщики и вышли на автора. Оказалось, сведения о предполагаемом покушении на актера предоставила милицейским органам заслуженная артистка РСФСР Лидия Русланова. С 1949 по 1953 год она отбывала срок в ГУЛАГе за «антисоветскую пропаганду» и «присвоение трофейного имущества», так что отпечатки её пальцев имелись в архивах МВД.

К Андрееву приставили опытных охранников и посоветовали отменить все гастроли и спектакли, ограничить встречи с друзьями и знакомыми. А к Лидии Руслановой направили для приватной беседы сотрудника, к которому она благоволила (после лагерей и тюрьмы певица не жаловала представителей советских органов). Русланова сообщила, что когда-то в камере Владимирской тюрьмы она подружилась с Валентиной Назаровой, а затем судьба разбросала их по разным этапам. В 1958 году Назарова разыскала певицу. К тому времени Валентина была любовницей уголовных авторитетов, которые передавали её «по наследству». Назарова и поведала Руслановой историю о карточной игре «на пятого».

Это значило, что один из четырех карточных игроков, проигравшись, обязан был убить того, на кого ему укажут победители, – «пятого». Последний любовник Валентины, известный татарский вор, вместе со своими коллегами обыграл недавно освободившегося из мест заключения уголовника-рецидивиста. Свидетельницей этого и стала Назарова. Имени «пятого» вслух не произносили, просто передали проигравшему листок, на котором оно было записано, со словами: «Фильм «Два бойца» видел? Через три месяца боец должен остаться один».

То же самое в письме изложила Русланова. Она не называла ни Андреева, ни Бернеса, поскольку не знала, о ком из них идет речь. Выводы сделали сами сыщики. Изучив биографию Андреева, милицейские оперативники узнали, что в 1940 году артист, будучи в крепком подпитии, позволил себе ряд резких отзывов о руководстве страны. Последовал донос, Андреева закрыли в СИЗО, ему грозила 58-я «политическая» статья. Однако через несколько месяцев актёра освободили по личному указанию Сталина. Оперативники предположили: во время пребывания в тюремной камере Андреев мог крепко повздорить с кем-либо из крупных криминальных авторитетов. Не исключено, что и «руку приложить» (за ним такое водилось). А теперь ему аукается.

О Бернесе даже не подумали. Долгие годы воровской мир считал артиста «своим»: ещё до войны Марк Наумович сыграл эпизодическую роль уголовника в фильме «Заключённые», а после картины «Два бойца», где Бернес исполнил роль бравого уроженца Одессы-мамы и спел про шаланды, полные кефали, его авторитет в блатном мире стал непререкаемым.

Но «пятым» оказался именно он. Дело в том, что, когда началась травля воровского сообщества в стране, «авторитетный артист» снялся сразу в двух популярных фильмах – «Дело № 306» (1956) и «Ночной патруль» (1957). В первой картине сыграл комиссара милиции, во второй – вора Огонька, который порвал с уголовным миром. Последний фильм постоянно показывали в местах лишения свободы. Многие арестанты стали выступать против уголовных авторитетов. Так Бернес превратился в глазах воров в «суку».

Бернес спровоцировал и кампанию против «блатных» песен, которые приобрели в советском обществе невиданную популярность. Композитор Григорий Свиридов выступил с разгромной статьей в «Правде» (1958): «Пластинки, напетые Бернесом, распространены миллионными тиражами, являя собой образец пошлости. Этому артисту мы обязаны воскрешением отвратительных традиций воровской романтики – от куплетов «Шаланды, полные кефали» до слезливой песенки рецидивиста Огонька из кинофильма «Ночной патруль»».

Вскоре усилия милицейских оперативников принесли плоды: удалось задержать одного из участников карточной игры и узнать имя исполнителя – рецидивиста по кличке Бурлак (Бурляев). На поиски Бурлака поднялась милиция всей страны. Воровскому миру дали понять, что в случае убийства Бернеса война пойдёт на тотальное уничтожение – без судов и обвинений, просто мясорубка.

Блатные бросились разыскивать Бурлака с не меньшим рвением, чем милиция. Затравленный и загнанный, Бурлак пошёл на позорное дело – кражу икон и церковной утвари в одном из храмов. То есть стал «клюквенником» – церковным вором. По воровским понятиям, это преступление считалось гнуснее, чем изнасилование, и каралось смертью. Во время кражи преступника заметили священники и вызвали милицейский наряд. При попытке бежать Бурлак был убит.

Семья

Первая жена Бернеса (с 1932) Полина (Паола) Семёновна Линецкая (1911—1956), родившая ему дочь Наташу, умерла от рака. Вторая жена (с 1960) Лилия Михайловна Бодрова (1929—2006) привела в семью своего сына Жана. Наташа окончила Институт восточных языков при МГУ, живёт в США. Жан окончил операторский факультет ВГИКа, живёт в Москве.

Орден «Знак Почёта» (1 февраля 1939) — за исполнение роли Кости Жигилёва в фильме «Человек с ружьём» (1938).

Орден Красной Звезды — за фильм «Два бойца» (1943).

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Медаль «В память 800-летия Москвы» (1947)

Сталинская премия первой степени (1951) — за исполнение роли Умары Магомета в фильме «Далеко от Москвы» (1950)

Заслуженный артист РСФСР (1956)

Народный артист РСФСР (1965)

Подготовленный указ о присвоении звания Народного артиста СССР не был подписан в связи со смертью Бернеса.

Увековечение памяти

В честь М. Бернеса названа малая планета (3038) Бернес, открытая астрономом Крымской астрофизической обсерватории Н. С. Черных 31 августа 1978 года.

В 1996 году в Москве на доме № 1 по Малой Сухаревской площади, где в 1954—1969 годах жил М. Н. Бернес, установлена мемориальная доска.

1 апреля 2002 года в Одессе в саду скульптур Литературного музея (ул. Ланжероновская, 2) открыта скульптурная композиция «Шаланды, полные кефали…» (скульптор Т. Судьина), изображающая героев одноимённой песни из кинофильма «Два бойца» — рыбачку Соню и Костю-моряка.

7 октября 2011 года в Нежине в связи со 100-летием со дня рождения Бернеса на доме № 70 по ул. Авдеевской (бывш. Миллионной), где он родился, открыта обновлённая мемориальная доска (к сожалению, с ошибочной датой рождения — 7 октября, а 13 октября 2011 года в Театральном сквере — бронзовый памятник (скульпторы Владимир Чепелик и Александр Чепелик, архитектор Владимир Павленко), в основе которого — кадр из кинофильма «Два бойца»: Аркадий Дзюбин сидит с гитарой в руках.

Одна из улиц Краматорска носит имя Марка Бернеса.

20 ноября 2015 года на сессии Харьковского городского совета в ходе переименования многих улиц и других объектов города одна из улиц была названа в честь Марка Бернеса.

По материалам интернета подготовил Николай Зубашенко

Знаменитого актера приговорили к смерти

Продолжение: Бандиты захватили власть в стране

Настоящее имя Марка Бернеса – Марк Наумович Нейман. Он родился 21 сентября 1911 года в семье старьевщика, которая проживала на Черниговщине. В 17 лет бросил учебу в Харькове и уехал в Москву, где работал статистом в нескольких театрах. Тогда же взял себе псевдоним Бернес – в честь известного шотландского поэта Роберта Бернса. Карьера в кино началась в 1936 году, когда он получил небольшую роль в фильме «Заключенные». На съемках внимание на него обратил Юрий Юткевич, ставший впоследствии известным режиссером. Именно он пригласил Бернеса на одну из главных ролей в фильме «Шахтеры».

Смотрите так же:  Часть 2 статья 161 ук рф

Далее киножизнь Марка Бернеса пошла в гору: за «Шахтерами» последовала роль Кости Жигулева в фильме все того же Юткевича «Человек с ружьем». А звездным часом стал образ Аркадия Дзюбина в ленте «Два бойца». Между тем, Бернес был занят не только в кино, но и активно выступал на музыкальной эстраде. Абсолютное большинство его песен сразу же становились хитами. Вся страна знала и пела: «Я люблю тебя, жизнь», «Сережка с Малой Бронной», «Любимый город», «Хотят ли русские войны?», «Враги сожгли родную хату», «Темная ночь».

За заслуги в области культуры Бернес многократно становился лауреатом правительственных наград: ему был вручен орден «Знак Почета» (за фильм «Человек с ружьем») и Красной Звезды (за фильм «Два бойца»), а также несколько медалей. В 1951 году артисту вручили Сталинскую премию за роль в фильме «Далеко от Москвы», а в 1965-м присвоили звание Народного артиста РСФСР.

В ноябре 1958 года Никита Хрущев получил докладную записку из МВД СССР, в которой говорилось, что, по оперативным данным, в Казани прошла сходка воров в законе, на которой было решено убить популярного актера Бориса Андреева.

«Согласно нашим оперативным данным, в Казани прошла сходка воров в законе. На ней принято решение об убийстве одного из знаменитых и популярных деятелей культуры Советского Союза. Цель акции: отомстить государственным органам за развернутую кампанию по дискредитации и ликвидации криминального института воров в законе. Как сообщили секретные сотрудники, в качестве жертвы уголовными авторитетами избран любимый народом актёр театра и кино, лауреат Государственных премий Андреев Борис Федорович, 1915 года рождения».

По некоторым данным, получив записку, Хрущев впал в бешенство. Он потребовал немедленно найти предполагаемых преступников и обезвредить их. Он был убежден, что если уголовникам позволить «карать» любимцев советского народа, то дальше стране грозят криминальные беспорядки.

Позже стало известно, что поводом для направления докладной высшему лицу страны послужило анонимное письмо, напечатанное на пишущей машинке. Благодаря оставшимся на бумаге отпечаткам пальцев довольно быстро удалось установить, что автором послания была заслуженная артистка РСФСР Лидия Русланова. Сделать это было не сложно, потому как с 1949 по 1953 год она отбывала срок в лагере за «антисоветскую пропаганду» и «присвоение трофейного имущества» и отпечатки ее пальцев имелись в милицейской картотеке.

Певица рассказал, что когда-то, находясь в камере Владимирской тюрьмы, она повстречалась с некоей Валентиной Назаровой. После освобождения они довольно долго не виделись, но недавно та разыскала ее и рассказала о страшном замысле уголовников. По словам Назаровой, ее любовник, известный татарский вор, вместе с товарищами обыграл в карты освободившегося уголовника-рецидивиста.

Играли в карты вчетвером, «на пятого». Это значит, что проигравший обязан был убить того, на кого ему укажут победители, то есть, пятого. Имени того самого пятого вслух никто не произносил. Проигравшему просто был вручен кусок бумаги, на котором было записано задание:

«Фильм «Два бойца» видел? Через три месяца боец должен остаться один».

Известно, что главные роли в фильме «Два бойца» исполнили Борис Андреев и Марк Бернес. Так как никаких имен не называлось, правоохранители сделали выводы сами, решив, что речь идет об Андрееве. На это предположение, как позже оказалось, неверное, их натолкнула биография последнего. Изучив факты из жизни актера, милиция выяснила, что в 1940 году он, будучи в состоянии алкогольного опьянения, в резкой форме высказался о руководстве страны. Кто-то, услышав это, написал донос «куда следует». Долго разбираться не стали и Андреева арестовали.

По законам того времени, ему грозила 58-я статья Уголовного кодекса, известная как политическая. Однако, спустя несколько месяцев, проведенных в СИЗО, Андреева выпустили на свободу по личному приказу Иосифа Сталина. Оперативники рассудили так: во время ареста актер мог крепко повздорить с кем-то из представителей криминального мира. Полагали, что тот мог даже дать по шее какому-нибудь авторитету, благо такое за Андреевым водилось. Сложив воедино все факты и домыслы, в милиции пришли к выводу, что воры решили ему отомстить.

О том, что целью может быть Бернес, никто даже и не думал. Тем более, после роли уголовника в «Заключенных» и одессита с песней о шаландах, полных кефали, в «Двух бойцах» он был очень популярен, в том числе, в блатном мире. Но тем самым «пятым», на которого была объявлена охота, оказался именно он. Да-да, именно Бернес должен был пасть от руки проигравшегося в карты уголовника. Вычисляя потенциальную жертву, милиционеры забыли о том, что в багаже Бернеса были и другие фильмы, роли в которых могли прийтись не по душе представителям уголовного мира.

Например, в «Деле № 306» актер сыграл комиссара милиции, а в «Ночном патруле» у него была роль старого вора Огонька, который отрекся от преступного мира. Последнюю ленту постоянно крутили в учреждениях исправительной системы. После показа нередко сидельцы стали выступать против воровских законов и уголовных авторитетов. Последним это очень сильно не понравилось, и Бернес был зачислен ими в разряд «сук» (людей, нарушивших воровские понятия). В качестве наказания за предательство ему избрали смерть.

На поиски того, кто должен был убить популярного артиста, были брошены буквально все силы правоохранителей СССР. И вскоре усилия оперативников увенчались успехом: в руки им попался один из участников той карточной игры. Он-то и выдал имя исполнителя, которым оказался рецидивист по кличке Бурлак. На его поиски бросилась не только милиция, но и представители блатных. У них был свой интерес – воровскому миру дали понять, что в случае гибели Бернеса начнется настоящая война против криминала, в которой не будет задержаний и судов.

Затравленный и фактически загнанный в угол, Бурлак пошел на позорное дело, решив украсть иконы и церковную утварь в одном из храмов. На воровском жаргоне человек, занимающийся кражами в церквях, именуется клюквенником, чей статус, мягко говоря, не высок в криминальной иерархии. Во время совершения преступления Бурлака заметили священники и вызвали милицейский наряд. Увидев сотрудников правоохранительных органов злоумышленник попытался убежать, но был застрелен.

После произошедших событий жизни Марка Бернеса больше не угрожала расправа со стороны криминалитета. В последующие годы артист много и успешно работал, ездил с гастролями по стране и за рубеж, записывал свои знаменитые песни, снимался в кино. 8 июля 1969 года он записал песню Яна Френкеля «Журавли» на стихи Расула Гамзатова. Как оказалось, это была последняя запись Бернеса. Он умер 16 августа 1969 года от рака легких, буквально одного дня не дожив до получения звания Народного артиста СССР.

Связанные компании по руководителю
(аффилированность ? )

Описание деятельности компании:

Учредители предприятия

Дополнительные ОКВЭД

Реквизиты для договора

Контактная информация

Цель обработки персональных данных:

QR-код карточки компании

Вы можете скопировать QR-код и использовать:
• при составлении любого договора в разделе “Реквизиты”, для быстрого получения актуальной информации о компании (Вашей или Вашего Контрагента);
• на визитках, презентациях или рекламных буклетах (для быстрого получения информации о Вашей компании);
• в любых других случаях, где нужно предоставить актуальную официальную информацию о Вашей компании.

По другим вопросам Вы можете связаться
с администрацией портала
ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС.РФ
из Личного кабинета

информация актуальна на 13.01.2019 на карточке организации
с учетом всех используемых
источников данных.»>

разделы

  • Анкета
  • Ликвидация
  • Реквизиты
  • Учредители
  • Связи
  • ОКВЭД
  • Выписка из ЕГРЮЛ ФНС РФ»>

Организация ликвидирована 28 июля 2009 г.

Способ прекращения: Прекращение деятельности юридического лица путем реорганизации в форме слияния

Сведения о регистрации в ФНС

Внебюджетные фонды

Учредители ООО»Бернес»

Виды деятельности ОКВЭД

Основной вид деятельности

Дополнительные виды деятельности

ООО»Бернес» – краткая справка

ООО»Бернес» действует с 24 ноября 1997 г., ОГРН присвоен 5 февраля 2003 г. регистратором Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве. Руководитель организации: генеральный директор Мальков Валерий Анатольевич. Юридический адрес ООО»Бернес» — 127238, город Москва, улица Линии Октябрьской Железной Дороги, 10-2. Основным видом деятельности является «Финансовое посредничество, не включенное в другие группировки», зарегистрировано 5 дополнительных видов деятельности. Организации ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «БЕРНЕС» присвоены ИНН 7713159572, ОГРН 1037700136870.

Организация ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «БЕРНЕС» ликвидирована 28 июля 2009 г. Причина: Прекращение деятельности юридического лица путем реорганизации в форме слияния.

Телефон, адрес электронной почты, адрес официального сайта и другие контактные данные ООО»Бернес» отсутствуют в ЕГРЮЛ и могут быть добавлены представителем организации.

Музыкальный подарок от Юрия Валова. Бернес, Утесов и «Miss Pavlichenko»

6 мая 2013, 10:52 [ «Аргументы Недели» ]

День Победы — это праздник справедливости, добытой неимоверной ценой. Горе потерь, всплеск эмоций и радость побед — все это привело к тому, что война дала много хорошей, искренней музыки и песен.

Военные песни. Марк Бернес. Песенка фронтового шофёра

Так как Штаты были союзниками, американские песни стали появляться на советской эстраде. По крайней мере, переведенный вариант песни «Бомбардировщики» стал супер-хитом того времени.

Л.Утесов — Бомбардировщики

А в Америке во время войны появились песни о подвигах русских солдат.

Супер-звезда Вуди Гатри (1912 -1967), написавший всемирно известную песню «This land is your land, this land is my land», сочинил и записал песню о супер-снайпере Людмиле Павличенко, которая отправила к праотцам более трехсот фашистов.

Woody Guthrie «Miss Pavlichenko»