Особенности договора лизинга для бюджетников (Ларина А.)

Дата размещения статьи: 22.04.2015

(Комментарий к Федеральному закону от 31.12.2014 N 512-ФЗ «О внесении изменений в статью 665 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)»)

В современных условиях лизинг является эффективным инвестиционным инструментом. Механизм лизинга, активно используемый коммерческими организациями, позволяет им без привлечения значительных финансовых ресурсов модернизировать, обновлять основные фонды, обеспечивать современное развитие производства (сферы услуг) на основе оптимизации расходов и повышения производительности труда. А вот государственные и муниципальные учреждения (ГУП и МУП), создаваемые соответственно РФ, субъектом РФ и муниципальными образованиями в сферах транспорта, науки, культуры, образования, здравоохранения, из-за особенностей правового положения при использовании механизма лизинга испытывают определенные трудности.
Обусловлены они как правовыми ограничениями (в частности, необходимостью использования механизма закупок, привлечения к ним лизинговых компаний), так и лимитами, установленными для данных учреждений Бюджетным кодексом РФ.
Снять часть таких ограничений призван комментируемый Федеральный закон от 31.12.2014 N 512-ФЗ «О внесении изменений в статью 665 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)».

Нормативные документы

Два основных документа, которые регламентируют отношения сторон по договору лизинга, — это часть вторая ГК РФ и Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». Специальные положения о лизинге содержит параграф 6 «Финансовая аренда (лизинг)» гл. 34 ГК РФ. А Закон N 164-ФЗ (п. 2 ст. 1) содержит изъятия из сферы его применения в случае, когда лизингополучателем является бюджетное учреждение.

Изменения в ГК РФ

В свое время Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» были внесены изменения в ст. 665 ГК РФ и ст. 1 Закона N 164-ФЗ в части установления возможности заключения договора лизинга бюджетным учреждением.
В ГК РФ (ч. 3 ст. 665) было указано, что по условиям договора финансовой аренды (договора лизинга), арендатором по которому является бюджетное учреждение, выбор продавца имущества осуществляется арендодателем. Но особенности договора лизинга не сводятся только к выбору продавца. А учесть все нюансы в ГК РФ невозможно. Поэтому комментируемым Законом ч. 3 ст. 665 ГК РФ была признана утратившей силу. В то же время эта статья дополнена ч. 4, в которой сказано, что особенности договора финансовой аренды (договора лизинга), заключаемого государственным или муниципальным учреждением, устанавливаются Законом N 164-ФЗ.

Корректировки в Законе о лизинге

Закон N 164-ФЗ также претерпел ряд изменений.
Признан утратившим силу п. 2 ст. 1 этого Закона. В нем было сказано, что если лизингополучателем является ГУП или МУП, то в этом случае с учетом положений законодательства РФ, устанавливающих особенности правового положения бюджетных учреждений, применяется п. 1 ст. 13 Закона N 164-ФЗ. А этот пункт предусматривал бесспорный порядок списания со счета лизингополучателя средств в случае неперечисления им лизинговых платежей более двух раз подряд по истечении установленного договором лизинга срока платежа. Кроме того, на бюджетные учреждения не распространялось положение абз. 2 п. 2 ст. 28 Закона N 164-ФЗ, определяющее порядок определения цены на продукцию в случае, если лизингополучатель и лизингодатель осуществляют расчеты по лизинговым платежам продукцией (в натуральной форме), производимой с помощью предмета лизинга.
Закон N 164-ФЗ дополнен новой ст. 9.1, устанавливающей особенности договора лизинга, заключаемого ГУП и МУП.
В п. 1 этой статьи перекочевала норма, устанавливающая обязательство лизингодателя самостоятельно определять продавца имущества по договору лизинга.
Пунктом 2 ст. 9.1 введен запрет для казенных учреждений, ГУП и МУП, являющихся лизингополучателями, на осуществление расчетов по лизинговым платежам продукцией в натуральной форме, производимой с помощью предмета лизинга. Объясняется это тем, что бюджет, в том числе по денежным обязательствам получателя бюджетных средств (казенного учреждения), исполняется в денежной форме.
Пункт 3 ст. 9.1 ограничивает правомочия ГУП (МУП) при заключении сопутствующих договоров залога в части объема залогового имущества, устанавливая возможность использования в качестве залога исключительно предмета лизинга. К существенным условиям договора лизинга, лизингополучателем по которому является ГУП или МУП, отнесено право сторон договора лизинга по обоюдному соглашению изменять размер лизинговых платежей в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности бюджетного или автономного учреждения (для казенного учреждения — в соответствии с бюджетной сметой).
Пунктом 4 ст. 9.1 изменен механизм обращения взыскания на средства ГУП (МУП) в случае неперечисления лизингополучателем лизинговых платежей более двух раз подряд по истечении установленного договором лизинга срока платежа. По новым правилам взыскание осуществляется лишь на основании исполнительного документа в порядке, установленном федеральными законами, определяющими особенности правового положения учреждений. Для бюджетных учреждений таким законодательным актом является Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а для автономных учреждений — Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».
Наконец, казенные и бюджетные учреждения, являющиеся лизингополучателями по договору лизинга, для выполнения своих обязательств по договору лизинга не вправе заключать такие сопутствующие договоры, как договоры о получении кредитов, займов.

Бюджетное учреждение договор лизинга

ПОРЯДОК БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА ОБЪЕКТОВ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПО ДОГОВОРАМ ЛИЗИНГА

Мокрецова Г.В.,
главный бухгалтер,
доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и удит»
ГОУ ВПО «ВятГУ»

Получение необходимого бюджетному учреждению оборудования и имущества по договорам лизинга представляет собой достаточно реальное средство повышения эффективности бюджетных расходов, позволяющее обеспечить потребность учреждения в данном имуществе при меньшем объеме текущих затрат внебюджетных средств, имеющихся в распоряжении учреждения.
Бухгалтеры-«бюджетники» осторожно относятся к таким договорам, так как приобретение основных средств на условиях лизинга имеет свои особенности согласно статье 666 Гражданского кодекса (далее — ГК РФ) и Федеральному закону от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее — Закон № 164-ФЗ). Предметом договора финансовой аренды (лизинга) могут быть любые непотребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности, кроме земельных участков и других природных объектов. Поэтому фактически в настоящее время бюджетные учреждения закупают оборудование по лизингу только за счет средств от предпринимательской деятельности. Использовать бюджетные средства для оплаты лизинговых платежей не запрещается, если это прямо предусмотрено лимитами бюджетных обязательств (ЛБО).
Лимит бюджетных обязательств — объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

Для коммерческих организаций учет лизинговых операций регламентирован в ряде нормативных и рекомендательных документов Минфина России, например в приказе от 17.02.1997 № 15 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга» (в ред. от 23.01.2001). Бюджетным учреждениям ввиду отсутствия соответствующих нормативных документов приходится руководствоваться своим пониманием этого вопроса.
Действующая в настоящее время Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 10.02.2006 № 25н (далее — Инструкция № 25н), не дает достаточно информации о порядке ведения учета по договорам аренды, по договорам безвозмездного пользования, а о договорах финансовой аренды (лизинга) не упоминает и вовсе. Поэтому в связи с отсутствием нормативного регулирования на федеральном уровне необходимо закрепление соответствующих особенностей ведения бюджетного учета для бюджетных учреждений, заключающих такие договоры.
Особенности ведения бюджетного учета по договорам лизинга могут раскрываться в ведомственных нормативно-правовых документах или в учетной политике каждого бюджетного учреждения.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Смотрите так же:  Образец приказа о утверждении норм списания гсм

Государственные и муниципальные учреждения будут пользоваться лизингом на равных

Правительство РФ внесло на рассмотрение Госдумы законопроект с поправками в законодательство о лизинге, которые затронут государственные и муниципальные учреждения независимо от их типа. Во-первых, выбирать продавца предмета лизинга будет лизингодатель. Во-вторых, вносить лизинговые платежи продукцией, произведенной с помощью предмета лизинга, будет нельзя. В-третьих, взыскание долга по договору лизинга возможно будет лишь на основании исполнительного документа.

Условия заключения договоров финансовой аренды (лизинга) для всех типов государственных и муниципальных учреждений — автономных, бюджетных или казенных — должны быть унифицированы. Именно эта цель стала главной при подготовке Минфином России законопроекта № 441319-6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с особенностями заключения договора финансовой аренды (лизинга) государственным или муниципальным учреждением» (далее — законопроект). Текст законопроекта еще в декабре прошлого года был одобрен правительственной Комиссией по законопроектной деятельности, а в Госдуму на рассмотрение поступил в конце января. Документ содержит поправки в ст. 665 Гражданского кодекса РФ, а также в Федеральный закон от 29.10.98 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее — Закон о лизинге). В последнем может появиться новая статья, регулирующая особенности договоров лизинга с участием государственных и муниципальных учреждений.

Изменения в ГК РФ законопроект предлагает минимальные. В частности, из ст. 665 «Договор финансовой аренды» предлагается исключить оговорку о том, что продавца предмета лизинга выбирает лизингодатель, если лизингополучателем является бюджетное учреждение. При этом статья дополняется новым положением о том, что особенности заключения договоров лизинга государственными и муниципальными учреждениями регулируются Законом о лизинге.

Тут необходимо пояснить, что учреждения как некоммерческие организации могут создаваться в форме государственных или муниципальных, в зависимости от собственника имущества, которое такому учреждению передается на праве оперативного управления (ст. 120, п. 1 ст. 296 ГК РФ). И государственные, и муниципальные учреждения также делятся на типы: бюджетные, казенные или автономные. В действующей редакции ст. 665 ГК РФ и Закона о лизинге условия заключения договоров финансовой аренды разнятся в зависимости от типа учреждения.

Например, в ст. 665 ГК РФ, как было сказано выше, содержится указание на выбор продавца лизингополучателем, если лизингодателем выступает бюджетное учреждение. В то время как для автономных или казенных учреждений такого условия в Гражданском кодексе сейчас нет. Законопроектом предлагается ввести в Закон о лизинге как раз это, более общее, требование о включении в договор финансовой аренды условия о выборе продавца предмета лизинга лизингодателем, если лизингополучателем является государственное или муниципальное учреждение (п. 1 ст. 9.1 Закона о лизинге в ред. законопроекта). Поскольку законопроектом никаких специальных последствий нарушения этого требования не названо, договоры, где указанная обязанность лизингодателя прописана не будет, заинтересованные лица смогут признать недействительными в судебном порядке.

Кроме того, Минфин предлагает скорректировать запрет на внесение лизинговых платежей продукцией, произведенной с помощью предмета лизинга. Сейчас такое правило есть в отношении бюджетных учреждений (п. 2 ст. 1, п. 2 ст. 28 Закона о лизинге). Законопроектом предполагается ввести полный запрет на расчеты с лизингодателем в натуральной форме продукцией, произведенной с помощью предмета лизинга, для всех типов государственных и муниципальных учреждений. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что такое ограничение уже, по сути, есть: бюджет, в том числе по денежным обязательствам получателя бюджетных средств, исполняется в денежной форме.

В Законе о лизинге может также появиться и особый, усложненный, порядок принудительного исполнения обязательств по внесению лизинговых платежей, если лизингополучатель-учреждение два и более раза подряд нарушил сроки расчетов с кредитором. В действующей редакции Закона о лизинге предусмотрено, что при такой просрочке сумма задолженности по платежам списывается в бесспорном порядке по поручению лизингодателя. Однако правовой статус государственных и муниципальных учреждений не позволяет этот механизм реализровать. Потому вместо использования общей оговорки о том, что для таких субъектов условия лизинга применяются с учетом особенностей, разработчики законопроекта предлагают прямо исключить бесспорный порядок списания долгов. Обращение взыскания на денежные средства государственных и муниципальных учреждений в таком случае должно происходить на основании исполнительных документов и в особом порядке (путем обращения в органы Федерального казначейства или соответствующие финансовые органы субъекта РФ, муниципального образования).

Еще одно изменение — запрет казенным и бюджетным учреждениям привлекать заемные денежные средства для выполнения обязательств по догово­ру лизинга. В пояснительной записке к законопроекту сказано, что подобный запрет для казенных учреждений уже существует (ст. 161 БК РФ), а в отношении бюджетных учреждений готовятся соответствующие поправки в законодательство о некоммерческих организациях.

По этой же причине (наличие существующего запрета) законопроектом предлагается включить в п. 2 ст. 28 Закона о лизинге оговорку о том, что размер лизинговых платежей не может изменяться сторонами, если такой запрет установлен законом. Свобода в определении размера платежей для казенных учреждений ограничена лимитами бюджетных обязательств, доведенных до него (ст. 38, ч. 5 ст. 161 БК РФ), а для бюджетных и автономных учреждений — планами их финансово-хозяйственной деятельности (подп. 3.15 п. 3 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», подп. 6 п. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Имущество в лизинг

Еще совсем недавно лизинг за счет бюджетных средств был запрещен, а за счет иных средств бюджетных и автономных учреждений – не регламентирован вовсе. Однако на данный момент осуществление лизинговых операций бюджетными и автономными учреждениями не противоречит действующему законодательству. В связи с этим у учреждений возникает много вопросов, связанных и с организацией финансовой аренды, и с отражением лизинговых операций в бухгалтерском учете.

Особые условия для бюджетников

договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца (ст. 665 ГК РФ). Таким образом, лизингополучатель осуществляет выбор имущества, передаваемого ему в лизинг, на свой страх и риск, освобождая лизингодателя от обязательств по подбору имущества, передаваемого лизингополучателю.

Однако у бюджетных учреждений здесь есть своя специфика. Договором финансовой аренды (договором лизинга), арендатором по которому является бюджетное учреждение, должно быть установлено, что выбор продавца имущества по договору финансовой аренды (договору лизинга) осуществляется арендодателем (ст. 665 ГК РФ).

Договором лизинга может быть установлено, что имущество, в отношении которого заключен договор лизинга, не приобретается в собственность лизингополучателем, а возвращается лизингодателю по истечению срока договора.

Согласно абз. 4 п. 5 ст. 15 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее – Закон о лизинге) по окончании срока действия договора возможны два варианта:

1. лизингополучатель возвращает предмет лизинга, если иное не предусмотрено указанным договором лизинга;

2. лизингополучатель приобретает предмет лизинга в собственность на основании договора купли-продажи.

Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество (ст. 3 Закона о лизинге).

ГК РФ и Закон о лизинге не устанавливают запрета на участие бюджетных и автономных учреждений в лизинговых операциях, так как не указывают на тот факт, что имущество, передаваемое лизингополучателю, должно использоваться в целях извлечения прибыли. Ранее в законодательстве имелось указание на обязательность использования переданного в лизинг имущества в предпринимательской деятельности.

Не могут быть предметом договора лизинга земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, свободное обращение которого запрещено федеральными законами или для которого установлен особый порядок обращения, за исключением продукции военного назначения, лизинг которой осуществляется в особом порядке.

В отношении бюджетных учреждений не имеют силы положения Закона о лизинге о том, что если лизингополучатель и лизингодатель осуществляют расчеты по лизинговым платежам продукцией, производимой с помощью предмета лизинга, цена на такую продукцию определяется по соглашению сторон договора лизинга (абз. 2 п. 2 ст. 28 Закона о лизинге).

Смотрите так же:  Договор с возможностью пролонгации

При учете имущества на балансе лизингодателя предмет лизинга учитывается на забалансовом счете 01.

Первоначальная стоимость имущества

Если предмет лизинга учитывается на балансе лизингополучателя – бюджетного учреждения , формирование первоначальной стоимости имущества, передаваемого в лизинг, происходит следующим образом:

При принятии к учету имущества, передаваемого в лизинг, по сформированной первоначальной стоимости, имущество учитывается по кредиту счета 0 106 41 310 и дебету счета 0 101 4X 310 (X в данном случае – соответствующий код вида синтетического счета). Если предмет лизинга учитывается на балансе лизингополучателя – автономного учреждения , формирование первоначальной стоимости имущества, передаваемого в лизинг, осуществляется так:

При принятии к учету имущества, передаваемого в лизинг, по сформированной первоначальной стоимости имущество учитывается по кредиту счета 0 106 41 000 и дебету счета 0 101 4X 000 (X в данном случае – соответствующий код вида синтетического счета).

Необходимо иметь в виду, что имущество бюджетного учреждения находится в государственной или муниципальной собственности. Для передачи в лизинг имущества необходимо согласие его собственника.

Следует иметь в виду, что в государственных (муниципальных) учреждениях применяют линейный метод амортизации активов. Если имущество учитывается на балансе лизингополучателя, начисление амортизации отражается по кредиту счета 0 104 4Х 000 и дебету счета 0 109 7Х 000, где Х – соответствующий код синтетического счета.

Если имущество учитывается на балансе лизингодателя, то амортизация не начисляется, поскольку данное имущество отражается на забалансовом счете.

Амортизацию можно ускорить

Налоговый учет лизинговых операций ведется в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ. При начислении амортизации на имущество, приобретенное в лизинг, можно применять коэффициент ускоренной амортизации (но не выше 3). Данное положение не распространяется на амортизируемое имущество, относящееся к первой – третьей амортизационным группам (п. 2 ст. 259.3 НК РФ). Имущество, полученное по договору лизинга, включается в соответствующую амортизационную группу той стороной, у которой оно должно учитываться согласно условиям договора (п. 10 ст. 258 НК РФ).

Первоначальной стоимостью имущества, являющегося предметом лизинга, признается сумма расходов на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Возвращение предмета лизинга

Возвращение лизингодателю переданного в лизинг имущества ввиду окончания договора финансовой аренды отражается в бухгалтерском учете:

  • по кредиту забалансового счета 01, если договором лизинга предусмотрено, что имущество, переданное в лизинг, учитывается на балансе лизингодателя;
  • по дебету счета 0 104 4Х 000 и кредиту счета 0 101 4Х 000 (Х – соответствующий код синтетического счета), если передаваемое в фи нансовую аренду имущество учитывается на балансе лизингополучателя.

Выкуп имущества

В случае, когда имущество, переданное в лизинг, учитываемое на балансе лизингополучателя, приобретается им в собственность, имеет место факт внутреннего перемещения объектов основных средств – предметов лизинга.

При выкупе предметов лизинга, учитываемых на балансе лизингодателя, в учете необходимо отразить выкупную стоимость этого имущества.

Отражение выкупа основных средств – предметов лизинга

Может ли бюджетное учреждение заключать договор лизинга?

Вопрос-ответ по теме

Может ли бюджетное учреждение заключать договор лизинга?

Бюджетное учреждение имеет право заключать договора лизинга, поскольку Федеральным законом от 29.10.1998 № 164-ФЗне предусмотрено никаких ограничений для бюджетных учреждений. А в ст. 665 ГК РФ прямо говорится об особенностях заключения договоров финансовой аренды (лизинга) бюджетными учреждениями.

При размещении заказов на лизинг необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 665 ГК РФ договором лизинга, арендатором по которому является бюджетное учреждение, должно быть установлено, что выбор продавца имущества по договору финансовой лизинга осуществляется арендодателем.

Читайте еще по теме:

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

  • Алгоритм и документы, чтобы подготовиться к проверкам тайных пациентов от Минздрава (новая)
  • Как изменить условия контракта на закупку и не потерять деньги (новая)
  • Список медизделий, которые нужно срочно изъять из обращения (новая)
  • Пациент требует компенсацию морального вреда. Алгоритм подготовки к суду
  • Спецпроект. Кадровая перезагрузка в медорганизации
  • Чек-лист, чтобы подготовиться к НОК и не попасть под увольнение
  • Новые требования Минфина к зарплате. Что включить в зарплату по новым правилам (новая)
  • Росздравнадзор изменил чек-листы по медизделиям: как теперь готовиться к проверкам
  • Алгоритм от штрафов за услуги в прайсе не из новой номенклатуры (новая)
  • Роспотребнадзор назвал главные нарушения медсестер в уборках (новая)

Зарплаты медработников в 2019 году

Популярные статьи

© 2006–2019 ООО «МЦФЭР»

Журнал «Здравоохранение» –
практический журнал для главного врача.

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Здравоохранение».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Настоящий сайт не является средством массовой информации. В качестве печатного СМИ журнал «Здравоохранение» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

Отражение в бюджетном учете операций по реализации договора лизинга

Приобретение необходимого бюджетному учреждению оборудования и имущества по договорам лизинга представляет собой достаточно мощное средство повышения эффективности бюджетных расходов, позволяющее обеспечить потребность учреждения в данном имуществе при меньшем объеме текущих затрат имеющихся в распоряжении учреждения внебюджетных средств. Кроме того, учреждение не включает стоимость используемого предмета лизинга в расчет облагаемой базы по налогу на имущество.

И. ГАРНОВ, руководитель отдела аудита и консалтинга бюджетных учреждений ООО «А.И.Аудит-Сервис»

Для коммерческих организаций учет лизинговых операций регламентирован в ряде нормативных и рекомендательных документов Минфина России (см, например, приказ Минфина России от 17.02.97 г. № 15 (в ред. от 23.01.01 г.). Бюджетным учреждениям ввиду отсутствия соответствующих нормативных документов приходится руководствоваться, как правило, собственными соображениями.

Рассмотрим возможности и порядок учета бюджетными учреждениями имущества, приобретаемого по лизингу, и связанных с этим платежей.

Основными нормативными документами, составляющими правовую основу взаимоотношений лизингодателя и лизингополучателя, являются ГК РФ (§ 6 главы 34) и Федеральный закон от 29.10.98 г. № 164-ФЗ (в ред. от 26.07.06 г.) «О финансовой аренде (лизинге)».

В соответствии со ст. 4 указанного Закона лизингополучателем является физическое или юридическое лицо, которое согласно договору лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование. Отнесение договора лизинга к арендным отношениям подтверждается также включением § 6 «Финансовая аренда (лизинг)» в главу 34 «Аренда» ГК РФ.

Вместе с тем приобретение бюджетным учреждением основных средств на условиях лизинга (в отличие от их аренды) ограниченно. Так, ст. 3 Закона № 164-ФЗ и ст. 665 ГК РФ установлено, что объектом лизинга может быть лишь вещь, используемая в предпринимательских целях. Поэтому использование бюджетных средств, выделяемых учреждению для финансирования уставной (т.е. некоммерческой) деятельности, для оплаты операций по договору лизинга согласно нормам действующего законодательства неправомерно.

По нашему мнению, исключение лизинговых отношений из сферы использования бюджетных средств не позволяет использовать преимущества лизинга для их текущей экономии. Основной причиной этого, по-видимому, является требование о недопустимости принятия бюджетным учреждением обязательств, не обеспеченных выделенными ему лимитами бюджетных обязательств. В результате не обеспеченные лимитами финансирования лизинговые платежи, сроки которых выходят за рамки текущего года, не могут быть предметом заключаемых учреждением договоров. Однако, учитывая взятый Правительством Российской Федерации курс на среднесрочное и долгосрочное планирование бюджетных расходов, а также на аналогичное лизинговым отношениям по срокам исполнения долгосрочное планирование и финансирование затрат учреждений при бюджетном финансировании капитального строительства, использование бюджетных средств для оплаты лизинговых операций вполне допустимо и требует лишь законодательного разрешения и регулирования.

В настоящее же время бюджетные учреждения имеют возможность приобретать имущество на условиях лизинга только в рамках разрешенной им коммерческой деятельности.

Смотрите так же:  Заявление на рекламацию в банк

Право собственности на предмет лизинга согласно ст. 11 Закона № 164-ФЗ в течение срока лизинга принадлежит лизингодателю. При этом лизингополучатель обязан по окончании срока действия договора лизинга возвратить предмет лизинга, если иное не предусмотрено указанным договором лизинга, или приобрести предмет лизинга в собственность на основании договора купли-продажи (ст. 15 Закона № 164-ФЗ).

Таким образом, права и обязанности сторон договора лизинга в период его действия полностью соответствуют их взаимоотношениям по аренде предмета лизинга.

Учитывая изложенное, расходы учреждения по оплате лизинговых платежей следует относить на статью экономической классификации расходов 224 «Арендная плата за пользование имуществом». Если же по окончании договора лизинга предмет лизинга будет выкуплен учреждением-лизингополучателем по договору купли-продажи, то выкупная стоимость данного предмета должна быть отнесена на статью экономической классификации расходов 310 «Увеличение стоимости основных средств».

Статьей 31 Закона № 164-ФЗ установлено, что переданный лизингополучателю по договору лизинга предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя по их взаимному соглашению. Приказом № 15 определен порядок отражения лизинговых операций в бухгалтерском учете коммерческих организаций — лизингополучателей. Ввиду того, что в плане счетов бюджетного учета отсутствуют активно-пассивные счета, применение указанного порядка в бюджетном учреждении — лизингополучателе требует, на наш взгляд, законодательного решения следующих вопросов:

  • какие корреспонденции счетов бюджетного учета применять;
  • по какой стоимости отражать предмет лизинга при передаче данного имущества в оперативное управление учреждения после завершения (прекращения) договора лизинга (по первоначальной — с дополнительным отражением начисленной амортизации или по остаточной — за вычетом амортизации и увеличением на «выкупную» стоимость);
  • в какой момент и в каком размере относить начисленный на стоимость предмета лизинга «входной» НДС на налоговые вычеты, особенно в случае учета стоимости предмета лизинга на балансе учреждения-лизингополучателя.

Как нам представляется, данные операции следует отражать аналогично тому, как это определено для коммерческих организаций, но с использованием плана счетов бюджетного учета.

Учет стоимости предмета лизинга у лизингодателя

В соответствии с действующим для коммерческих организаций порядком реализации основных средств лизингодатель передает соответствующее имущество лизингополучателю по остаточной стоимости, увеличенной на плановую прибыль в виде выкупной стоимости. Поэтому отражать получаемое после окончания договора лизинга оборудование в бюджетном учете учреждения следует также по выкупной стоимости, включающей остаточную стоимость (без учета начисленной лизингодателем амортизации), увеличенную на «выкупную» наценку. «Входной» НДС на стоимость предмета лизинга в этом случае начисляется и относится на налоговые вычеты только в части стоимости очередных лизинговых платежей, т.е. частями в течение всего срока лизинга.

Отражение в бюджетном учете учреждения-лизингополучателя операций по договорам лизинга (предмет лизинга учтен на балансе лизингодателя) осуществляется в порядке, показанном в табл. 1 (в скобках указаны номера КОСГУ, применяемые в аналитическом учете при отражении соответствующих операций).

Как учесть предмет лизинга на балансе бюджетного или автономного учреждения

Практика приобретения имущества по договорам лизинга получает все большее распространение. Однако чтобы отразить такие операции в бухгалтерском учете, в инструкциях не достает ряда необходимых корреспонденций. Расскажем, как данную проблему можно решить на уровне учетной политики учреждения.

Договор лизинга

Лизинг имущества регулируется § 6 гл. 34 ГК РФ и Федеральным законом от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее — Закон № 164-ФЗ).

На основании договора финансовой аренды (лизинга) предмет лизинга передается лизингополучателю за плату во временное вла­дение и пользование (ст. 665 ГК РФ). Под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок его действия, в которую согласно п. 1 ст. 28 Закона № 164-ФЗ входят:

  • возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю;
  • возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотрен­ных договором лизинга услуг;
  • доход лизингодателя.

Размер, способ осуществления, периодичность лизинговых плате­жей определяются договором лизинга (п. 2 ст. 28 Закона № 164-ФЗ).

По окончании срока действия договора лизинга лизингополуча­тель обязан возвратить предмет лизинга, если иное не предусмотре­но договором, или приобрести в собственность на основании до­говора купли-продажи (п. 5 ст. 15 Закона № 164-ФЗ).

Договором лизинга может быть предусмотрено, что предмет ли­зинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока договора или до его истечения при условии внесения аренда­тором всей обусловленной договором выкупной цены (ст. 624 ГК РФ, п. 1 ст. 19 Закона № 164-ФЗ). В этом случае в общую сумму договора включается выкупная цена предмета лизинга (п. 1 ст. 28 За­кона № 164-ФЗ).

Ситуация, когда согласно договору лизинга имущество подлежит учету на балансе лизингополучателя, является более сложной. Ее мы и рассмотрим далее.

Первоначальная стоимость

Согласно п. 26 Инструкции № 157н* первоначальная стоимость предмета лизинга определяется условиями договора и признается в сумме расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором он при­годен для использования. Исключение составляют суммы налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов. Иными словами, первоначальная стоимость такого объекта формируется исключительно из расходов лизингодателя независимо от того, на чьем балансе он учитывается.

При первом же прочтении этого пункта неизбежно возникают во­просы о порядке отражения в бухгалтерском учете:

  • расходов на доведение лизингового имущества до состояния, в котором оно пригодно для использования, если такие расходы осуществляются лизингополучателем;
  • разницы между расходами лизингодателя и общей суммой плате­жей, причитающихся по договору лизинга.

Решить проблему можно, применив формальный подход: едино­временно списать указанные суммы на расходы текущего финансо­вого года (в дебет счета 401 20) или учесть при формировании себе­стоимости готовой продукции, работ, услуг (в дебет счета 109 00).

Есть и иной путь. Подобные расходы (затраты) могут учитываться по дебету счета 401 50 «Расходы будущих периодов» и равномерно в течение всего срока полезного использования лизингового имуще­ства списываться в дебет счетов 401 20, 109 00. Подобное решение, пусть и более обоснованное с экономической точки зрения, жела­тельно согласовать с учредителем.

Применения КОСГУ

При приобретении основного средства по договору лизинга неиз­бежно возникнет проблема правильного применения КОСГУ.

Если в договоре отдельно определена выкупная цена предмета ли­зинга или же она уплачивается сверх суммы лизинговых платежей в размере, определенном по правилам п. 3 ст. 424 ГК РФ, представ­ляется оправданным применение КОСГУ в следующем порядке:

  • cумма лизинговых платежей уплачивается по подстатье 224 «Арендная плата за пользование имуществом» КОСГУ;
  • выкупная цена перечисляется лизингодателю по статье 310 «Уве­личение стоимости основных средств» КОСГУ.

За счет статьи 310 КОСГУ может осуществляться и приобретение лизингового имущества на основании отдельного договора купли-продажи.

В случаях когда определяется только общая сумма по договору ли­зинга, в которую входят как лизинговые платежи, так и выкупная цена, целесообразно руководствоваться правовой позицией, сфор­мулированной в постановлении Президиума ВАС РФ от 18.05.2010 № 1729/10. Она состоит в следующем: если стороны предусмотрели переход права собственности на предмет лизинга при внесении всех лизинговых платежей без какой-либо дополнительной оплаты, вы­купная цена не является самостоятельным платежом и вошла в со­став определенных сделкой лизинговых платежей.

Иными словами, суд, руководствуясь положениями ст. 431 ГК РФ, признал все платежи, осуществленные по договору лизинга, преду­сматривающему только общую сумму по договору, лизинговыми (арендными) платежами.

Таким образом, если в состав платежа по договору лизинга выкуп­ная цена включается в неявном виде, у учреждения отсутствуют ос­нования для его перечисления по нескольким статьям (подстатьям) КОСГУ. Сумма полностью должна быть оплачена за счет подстатьи 224 КОСГУ.

Корреспонденция счетов

Постановка на учет. Учет основных средств, приобретенных уч­реждением по договору лизинга и отражаемых согласно его услови­ям на балансе лизингополучателя, ведется на счете 101 40 «Основ­ные средства — предметы лизинга». При постановке лизингового имущества на балансовый учет общая сумма лизинговых платежей, которые должны быть перечислены лизингополучателем в соответ­ствии с договором, отражается по кредиту счета 302 24 «Расчеты по арендной плате за пользование имуществом».

Учитывая все проблемные моменты, о которых было сказано выше, в бухгалтерском учете могут быть сделаны следующие записи

(на примере приносящей доход деятельности):