Семипалатинский полигон. Чаган. (3 фото + 1 видео)

В Чагане служили летчики и «артиллеристы». Летчики – романтики неба, а у ракетчиков служба проходила под девизом: «Сами не летаем и другим не дадим».На какой-то праздник у нас собрались и те, и другие. Нашим интересно, как представляют себе жизнь «люди неба». Спрашивают:
— Что вы должны делать в случае войны?
— При получении приказа стартуем и летим на Север. В районе Полюса дозаправляемся и бомбим объекты в США. Садимся на Кубе.
— А сколько вас долетит до Кубы?
— По расчету четыре процента.
И ни тени сомнения, что надо будет – они это выполнят.
Ребяческие разговоры во дворе:
— Мой папа вчера летал на Северный полюс. Там кругом лед.
— А мой папа сейчас во Вьетнаме сбивает американские самолеты.
Наш городок трясли землетрясения от взрывов на Полигоне. Летом обжигала жара, зимой морозы. А еще был Иртыш, речка Чаганка, дружеские отношения между людьми и много интересных дел. Сейчас уже нет городка – наши правители разбомбили его без единой бомбы. А его жители ищут друг друга, собираются, ездят в свой бывший городок и никак не хотят забыть о том, что было. Атмосфера там, наверное, была особая.

В 1973 году в городок Чаган приехал гипнотизер. Несколько вечеров Дом офицеров гудел как улей. Гипнотизер, его звали Иосиф Орлов, был мастером своего дела. Сначала он коротко рассказывал, что ничего особенного не делает, потом просил всех в зале сцепить пальцы рук. В зале гас верхний свет, он считал до десяти с пояснениями, что руки теплеют и наливаются свинцом. Затем свет включался и на сцену приглашали всех, кто не смог расцепить руки: так гипнотизер отбирал внушаемых людей. На удивление, такого народа каждый раз было очень много.
После этого начинались чудеса. Что гипнотизер только не выделывал! Здоровенный летчик объявлял, что ему пять лет и его зовут Вовочка, а потом плакал навзрыд оттого, что дедушка Мороз не дал подарка. Кто-то становился Иваном Грозным и вел себя соответственно. Зал лежал от хохота. Смеялись так, что даже сил уже не было.
Угрюмый дядька после взмаха руки гипнотизера называл себя Отелло и шел искать Дездемону. Дездемону он опознал в нашей учительнице русского и литературы.
— Что Вы собираетесь с ней сделать?
— Задушу.
— За что?
— Она платок потеряла.
Взмах руки гипнотизера — дядька становился нормальным и говорил, что понятия не имеет кто эта женщина.
В конце выступления гипнотизер спросил одного паренька:
— Кто Вы?
— Муслим Магомаев.
— Что будете делать?
— Петь.
Он вышел и спел популярную тогда песню «Свадьба». Да как спел! Лучше Магомаева. Зал сначала начал прихлопывать в такт, а после песни долго не стихали аплодисменты. Гипнотизер сделал мальчишку нормальным и сказал:
— Завтра придете на выступление. Вас пропустят без билета. Когда я подойду к краю сцены и спрошу: «Кто Вы?» — Вы выйдете и споете эту песню.
Этим мальчишкой был Андрей Флеров. Он учился в нашей школе на два класса старше. Назавтра вся школа, включая учителей, задавала Андрею один и тот же вопрос:
— Неужели пойдешь?
— Да нет, конечно.
На второй день я пошел на выступление опять. В основном, все таки, посмотреть что будет. В вестибюле я увидел Андрея. Посреди шумящей толпы он был какой-то заторможенный и взгляд — стеклянный.
Все происходило по той же схеме. Гипнотизер, как настоящий волшебник, легко вытворял с людьми все что хотел. В конце выступления он подошел к краю сцены и спросил: «Кто Вы?». Мы увидели, как Андрей идет на сцену. Он вышел и запел песню. Мне кажется, я и сейчас слышу этот чистый и звонкий голос:

«Широкой этой свадьбе было места мало
И неба было мало, и земли!»

Зал устроил настоящую овацию. Хлопали стоя. Люди чувствовали, что сейчас они видели рождение таланта.
Много лет спустя я встретил одноклассников Андрея Флерова. Вспомнил этот случай. Спросил:
— Как Андрей, поет ли сейчас?
— Андрей Флеров погиб в Афганистане.

Отец прослужил в армии 32 года. Закончил службу уже в Забайкалье. После выхода на пенсию мои родители вернулись в Семипалатинск и прожили там много лет. Только в 2003 году перебрались к нам в Россию.
В Казахстане, в Семипалатинске, отец и мать считались пострадавшими от ядерных испытаний: только проживание в Чагане — облучение более 100 рентген. Получали они помощь на лечение и какую-то поддержку.
Когда закончили переезд, взяли свои казахстанские полигонные удостоверения и пошли в местную администрацию, — обменять их на российские. Но не тут-то было. Чиновница накричала на них: «Что вы мне здесь казахские бумажки суете! Я вам русским языком говорю — в Казахстане было всего два вредных дня и несколько поселков. Что за тупой народ! Выйдите, не мешайте работать!»
К слову сказать, по России список пострадавших населенных пунктов шире, но и смешнее. В Рубцовске граница пострадавшей зоны идет вдоль улицы. Четные дома пострадавшие, нечетные нет. Сыпало на всех сорок лет, а надо же — как чиновники точно подсчитали!
По моему настоянию, обратились родители и в Подразделения особого риска. Отцу отказали сразу: «Ваша часть не подчинялась полигону». Мама работала в Секторе в/ч 52605 — в самом сердце полигона. У нее инвалидность — официально — вследствие испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне. Ей тоже отказали. Объяснили: «Вы непосредственно не работали с ядерным зарядом». В нашей стране можно получить инвалидность от испытаний ядерного оружия и при этом не быть пострадавшим от ядерного полигона.
Такое мы уже проходили. Десятки лет объясняли народу политику партии, а он все не понимал и не понимал. Тупой мы народ однако!

. на север, «уйти за угол», блистер, «револьвер» борт, поймали конус,Вьетнам,Ангола,Куба и Гвинея — это всё из моего детства, когда засыпая, слышишь ещё как тихо переговариваются родители на кухне.

Чаган.Ру льготы и пенсии avenir

НАМИ ПОЛУЧЕН ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ 3 ОКТЯБРЯ 2013Г В СУДЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ЗА ПЕРИОД ПРОЖИВАНИЯ с рождения 17.11.1954г по 19.08.1974г и с 15.08.1983г по 31.12.1990г в г.Усть-Каменогорске ,а с 22.08.1974г по 15.08.1983 в Глубоковском районе п.Белоусовка Восточно-Казахстанской области бывшей Казахской ССР.
Самый удивительный документ-это Протокол экспертизы БНИИ по этому делу

т.е подтверждают дозу 39,35 БЭР! 35 бэр-доза внутреннего облучения![/b]
хотя в другом процессе дело № 2-4496/12 11 января 2013 г. г. Новосибирск http://rospravosudie.com/court-centralnyj-rajonnyj-sud-g-novosibirska-novosibirskaya-oblast-s/act-412794461/ было установлено:Определением суда от 17.10.2012г. по делу назначена судебная медико-экологическая экспертиза по вопросу о размере суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне полученной гр.Алексеевой (Аксеновой) С.Т., в т.ч. в период указанных ядерных испытаний 1949-1963 годов; проведение которой поручено судом КГБУ «Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем». Согласно экспертному заключению от 07.12.2012г. № 210/2012 суммарная (накопленная) эффективная доза облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне полученная гр.Алексеевой (Аксеновой) С.Т., составила 10,21 сЗв за время проживания с 01.01.1949г. по 30.05.1966г. и в период с 29.08.1966г. по 31.12.1990г. в г.Усть-Каменогорске; расчет суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в период проживания с 31.05.1966г. по 16.06.1966г. в Самарском районе Восточно-Казахстанской области не проводился. УДИВЛЯЕТ РАЗНИЦА В ВЫВОДАХ ЭКСПЕРТОВ БНИИ(А ведь за дачу ложного заключения предусмотрена уголовная ответственность ..ст.307 УК РФ)..ОДНО ЯСНО,ЧТО ВАЖНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ ВОЗРАСТ В ПЕРИОД ИСПЫТАНИЙ ЯО.,Т.Е ДЕТИ ПОЛИГОНА ПОЛУЧАЛИ ДОЗЫ РАДИАЦИИ В РАЗЫ БОЛЬШЕ,ЧЕМ ВЗРОСЛЫЕ!
Но по нашему мнению сыграло роль в нашем процессе 3 октября 2013г представленное экспертам Письмо от 23.06.2009г №1444 Начальника ФГУ 12 ЦНИИ МО РФ 12 Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации ,в котором ответственное лицо Министерства Обороны РФ указывает,что из 113 ядерных взрывов,проведенных на Семипалатинском полигоне, наблюдалось превышение нормы облучения населения в дозе свыше 5 бэр в 7 случаях от ядерных взрывов, проведенных на дату: 29.08.1949г;24.09.1951г;12.08.1953г;30.10.1954г;16.03.1956;24.08.1956г; 07.08.1962г ,а так же взрыв Чаган 15 января 1965 года .. ..поэтому обязательно при подготовке ходатайства к суду о назначении эксперизы в БНИИ обязательно его прикладывайте и на него ссылайтесь:

ХОДАТАЙСТВО ПО ПОВОДУ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПУСТИМОГО ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ПИШЕМ ТАК:
В_________ районный суд г.______
АДРЕС:
Судье:
Истец :фио
адрес:
Ответчик:1. Департамент
адрес:
Ответчик:2.МЧС России
адрес: 109012 г. Москва, Театральный проезд,д.3
по гражданскому делу №
ХОДАТАЙСТВО
В соответствии с положениями части 1 статьи 79 ГПК РФ и с учетом правовых позиций ОКС РФ от 04.12.2007г. № 960-О-П прошу назначить судебно-медико-экологическую экспертизу экспертам в КГБУ «Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем»,юридический адрес 656059, Алтайский край, г. Барнаул., ул. Партизанская, д.69.- уполномоченный орган по выдаче Заключений о полученной дозе радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

1. Запросить документы ,подтверждающие право экспертов КГБУ «Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем» давать экспертное Заключение экспертов ,проверить наличие необходимых знаний по предмету экспертизы, стаж, научные труды .

На разрешение экспертов поставить вопросы:
2. Получала ли гражданка РФ ФИО,19__гр суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и в каком объеме свыше 5 сЗв (бэр), свыше 25 сЗв (бэр), с учетом острого,пролонгированного облучения выпавшими радиоактивными продуктами ядерных взрывов и хронического внутреннего облучения в период ядерных испытаний 1949-1963 годов, а именно:с рождения 19__г по 19__г в г._____________, т.е начиная с грудного возраста,проживая в зоне повышенного радиационного риска.

3. Согласно письменному ответу от 23.06.2009г №1444 Начальника ФГУ 12 ЦНИИ МО РФ 12 Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации в/ч 51105,в котором ответственное лицо Министерства Обороны РФ указывает, что из 113 ядерных взрывов, проведенных на Семипалатинском полигоне, наблюдалось превышение нормы облучения населения в дозе свыше 5 бэр в 7 случаях от ядерных взрывов, проведенных на дату: 29.08.1949г;24.09.1951г;12.08.1953г; 30.10.1954г;16.03.1956;24.08.1956г; 07.08.1962г ,а так же взрыв Чаган 15 января 1965 года ,который был очень радиоактивно грязным и нарушил ратифицированный в 1963 году Договор о частичном запрещении ядерных испытаний ,т.е в период проживании Истицы в указанных населенных пунктах бывшей Казахской ССР, могла ли Истица получать суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне от вышеназванных взрывов.

4. Из письма директора Краевого государственного бюджетного учреждения «Научно-Исследовательский институт региональных медико-экологических проблем» от 25.06.2013г №634 следует, что «Программно-аппаратный комплекс в настоящее время обеспечивает определение доз облучения лиц при их проживании в населенных пунктах ,подвергшихся воздействию радиационных выпадений от ядерных взрывов ,проведенных на Семипалатинском полигоне 29.08.1949г; 24.09.1951г; 12.08.1953г; 29.07.1955г, 02.08.1955г, 16.03.1956г, 24.08.1956г, 07.08.1962г. ..он так же предусматривает определение доз за пределами периода 1949-1963гг; для взрыва с датой проведения 07.08.1962г суточные дозы рассчитываются за период до 07.08.1964г.
Т.К Законодатель не предусматривает какого либо временного периода изъятия из периода радиационного воздействия 1949-1963гг,указанного в Федеральном законе РФ от 10.01.2002 г №2-ФЗ, будут ли в соответствии с Методическими указаниями МУ 2.6.1.2574-2010, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 5 от 21.01.2010 года ,полученная истицей суммарная накопленная эффективная доза облучения, в том числе и внутреннего облучения от ядерных взрывов 29.08.1949г; 24.09.1951г; 12.08.1953г; 29.07.1955г, 02.08.1955г, 16.03.1956г, 24.08.1956г, 07.08.1962г,взрыв Чаган 15 января 1965 года определяться от каждого ядерного испытания раздельно, а результаты суммироваться согласно требованиям п. 3.1. Раздела III. Требования к порядку определения эффективных доз МУ2.6.1.2574-2010 ,т.к облучение населения в зонах радиоактивного загрязнения в первые несколько суток после каждого взрыва определялось, преимущественно, воздействием внешнего гамма-излучения короткоживущих радионуклидов из состава «свежих» радиоактивных выпадений взрыва, а в более поздние сроки – потреблением загрязненных молока, мяса и свежих листовых овощей местного происхождения.

Смотрите так же:  Дидактическое пособие для средней группы

5. На официальном сайте МЧС РФ http://www.22-radsafety.ru/history/impact/ опубликован Перечень ядерных взрывов, факт радиационного воздействия которых на Алтайский край достоверно установлен радиационной разведкой и установлены эффективные дозы, полученные населением: 29.08.1949г, 29.07.1955г 16.03.1956г, 10.09.1956г, 17.01.1958 ,18.03.1958 г ,09.09.1961г ,17.09.1961г 03.08.1962, 07.08.1962 ,25.09.1962 ,03.11.1962 , 26.11.1962 г, 15.01.1965г, 14.10.1965,т .е 16 ядерных взрывов. Вышеназванные взрывы оказали ли влияние на формирование суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения истиц и будут ли они учитываться при расчете дозы Программно-аппаратным комплексом.

Для разрешения поставленных вопросов прошу ознакомить экспертов КГБУ «Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем» с материалами гражданского дела №_____/2013 по иску ______,указать страницы дела и документы. Финансовый вопрос занимает центральное положение в данном споре, что попадает в сферу действия ст.6 Европейской Конвенции о защите прав человека .

Приложение : Копия письма от 23.06.2009г №1444 Начальника ФГУ 12 ЦНИИ МО РФ 12 Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации и Копия письма директора Краевого государственного бюджетного учреждения «Научно-Исследовательский институт региональных медико-экологических проблем» от 25.06.2013г №634 .

« __ » октября 2013г Истец

Письмо Директора БНИИ

НЕ НАДО ПОЛАГАТЬСЯ НА СУДЬЮ,ЧТО ОНА ТАМ ЗАПРОСИТ,А ТРЕБОВАТЬ ВКЛЮЧИТЬ В ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДА О НАЗНАЧЕНИИ ЭКСПЕРТИЗЫ СВОИ ВОПРОСЫ экспертам.
4 ч. 1 ст. 85 ГПК РФ, устанавливает ответственность эксперта. Ст. 55 ГПК РФ говорит, что доказательствами являются сведения о фактах.
Суд выносит в определении о назначении экспертизы окончательный перечень вопросов для экспертизы.
В перечень вопросов к экспертам КГБУ«НИИ региональных медико-экологических проблем» г.Барнаул вопрос по медицинской технологии метод биологической дозиметрии — FISH-методом не задавать.

Последний раз редактировалось: Очевидец (21 Окт 2013 21:33), всего редактировалось 1 раз

Чаган ру льготы и пенсии

Дорогие чаганцы и гости нашего виртуального городка!

Эта страничка — неофициальное видеоприложение к сайту www.chagan.ru. Сайт «Городок Чаган» существует уже несколько лет, задолго до «одноклассников.ру» внеся огромный вклад в дело объединения как тех, кто служил, работал, учился и жил в военном городке Чаган (или иначе, в Семипалатинске-4), так и тех, кому небезразличны темы истории дальней авиации или Семипалатинского ядерного испытательного полигона. За это время на сайте было собрано огромное количество уникальных материалов: воспоминаний чаганцев, фотографий. Благодаря этому сайту многие бывшие сослуживцы, соседи и одноклассники нашли друг друга.

Однако концепция сайта до сих пор не предполагала размещения на нем видеоматериалов о Чагане, которые в настоящее время появились на разных популярных ресурсах рунета. Поэтому у меня возникла мысль собрать в одном месте видео, выложенное, в основном, в чаганских группах на сайте в контакте.ру чтобы всем чаганцам было легче найти и увидеть эти бесценные для нас кадры, не регистрируясь для этого в контакте, на мэйлру и т.п. Конечно, эти фильмы могут смотреть лишь те из нас, кому это позволит скорость интернета. Но скорости доступа в Сеть растут с каждым годом, поэтому, надеюсь, что для многих уже сейчас доступна эта возможность. Для обсуждения этих видеоматериалов уже давно существуют соответствующие ветки в Форуме чаганского сайта: тут и тут.

Это видеоприложение опубликовано на бесплатном ресурсе и администрация чаганского сайта не несет никакой ответственности за размещенную здесь информацию. Я не являюсь автором ни одного из представленных здесь материалов. В целях ненарушения авторских прав здесь представлены либо видеоматериалы, с авторами которых я оговорил право свободного их распространения, либо видеоролики, выложенные на публичных ресурсах рунета в свободном доступе. В память о первых днях существования чаганского сайта я позволил себе использовать здесь ранний вариант его дизайна с незначительными изменениями.

Город-призрак Чаган (Казахстан)

Чаган – небольшой городок в Семипалатинской области, республики Казахстан. Город расположен на берегу реки Иртыш, в 74 километрах от города Семипалатинска и в восьмидесяти километровой зоне от северо-запада Семипалатинска располагалась железнодорожная станция.

Город Чаган был основан в 1950 году. Население городка составляло около 10-11 тысяч жителей. В городе была школа на 1500 учеников, детский садик, стадион и Дом офицеров, гостиница и магазины. На реке Иртыш часто можно было встретить пассажирские «ракеты» и баржи. Большое количество жителей города работало на местном военном аэродроме, где находились дальние бомбардировщики ,проводившие экспериментальные бомбометания и ядерные испытания в воздухе по всей территории полигона. Активные действия на полигоне проводились в 1958-1962 гг. тогда во время наземных и воздушных испытаний было взорвано более 80-ти термоядерных и атомных снарядов.

Уже в 1995 году из города вывели все воинские части. Покинутый город был отдан республике Казахстан. Заброшенный город был разграблен. Возле гарнизонного дома офицеров остался нетронутым только бюст В.И.Ленина.

20.12.1993 года президентом Б.Н. Ельциным был подписан указ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Указ предусматривал большое количество компенсаций и льгот, которые распространялись на семипалатинцев. Вот только жители города-призрака Чаган в этот перечень не входили. Указ на них не распространялся.

До указа Российского президента, правительство республики Казахстан приняло закон о социальной защите семипататинцев. В нём было сказано, что город Чаган отнесли к зоне высокого радиационного риска. Жители города Чаган суммарно получили дозу облучения более 100 бэр. А правительство Российской Федерации снизило дозу, полученную людьми в Чагане в четыре раза. Так экономнее. «Зачем платить больше?», как говорится в известном рекламном ролике.

Город-призрак Чаган

cooker | 29 ноября 2007 г. | Интересно | 19041 просмотр | 7 баллов ?

Фотографии, сделанные в Чагане в 1996 г. Прошел год, как вывели все воинские части и городок передали республике Казахстан. Но еще целы крыши на домах. А бюст В. И. Ленина возле ГДО оставался на своем месте еще долгие годы, до 2004 г. Настолько сильна была коммунистическая закалка. Смотрите:

Средняя школа 24.

Всем здрасти! Этот город уже не призрак, Его просто нет, живу в 100 километрах от него, весной ещё пара домов была, всё развалили к середине лета. А на счет того что новый город будет на месте Чагана:) Не верьте господа. Это Казахстан наше правительство ничего не строит, оно только ломать умеет.

Зравствуите Хотел бы с вами сконтактовать. Я из Чили хочу полетеь туда в Чаган и хотел у вас взять интервью для Чилийского Тв. И вообще познакомится.

Очень важное. Вдовам военных пенсионеров могут предоставить право получать одновременно две пенсии

20 февраля 2014

Соответствующий законопроект разработан депутатами Ярославом Ниловым, Игорем Лебедевым и Андреем Свинцовым и сегодня внесен в Госдуму.

Предлагается наделить вдов пенсионеров, уволенных с военной службы по ряду причин, правом на одновременное получение двух пенсий. Так, предполагается установить для указанной категории лиц пенсию по случаю потери кормильца и любую другую пенсию (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца). Такое право планируется предоставить не вступившим в новый брак вдовам военных пенсионеров из числа лиц, уволенных со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Если законопроект будет одобрен, предлагаемые изменения вступят в силу с 1 января 2015 года. Необходимой корректировке подвергнутся отдельные нормы Федерального закона от 19 декабря 2001 г. № 166-ФЗ О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации и Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей.

Женам военных не заработать нормальную трудовую пенсию – они постоянно находятся в разъездах со своими мужьями, зачастую в военных городках и базах для них просто не бывает работы. Эти женщины самоотверженно посвящают свою жизнь поддержке супруга, обустройству жилья, порой годами находясь в тяжелых бытовых и климатических условиях. Но и на хорошую пенсию по потере кормильца им рассчитывать не приходится: она невелика. Поэтому мы предлагаем дать возможность вдовам военных пенсионеров получать две пенсии одновременно. Они это заслужили!, – отмечает один из авторов проекта – Председатель Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов.

Как отмечается в пояснительной записке к документу, улучшение положения пенсионеров Минобороны России, осуществленное в последнее время в РФ, должно распространиться и на вдов военных пенсионеров, не только разделявших со своими мужьями все тяготы военной службы, но и являвшимися их надежным тылом.

Текст законопроекта № 455687-6 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей и материалы к нему размещены на официальном сайте Госдумы.

НАКОНЕЦ ДОШЛО,ЧТО ЖЕНАМ ВОЕННЫХ НЕГДЕ БЫЛО ЗАРАБОТАТЬ НОРМАЛЬНУЮ ПЕНСИЮ.

Чернобыльское удостоверение

Здравствуйте, в августе 1987г я находилась в составе стройотряда образованного от СПТУ 26 имени Карбышева г.Бреста на Горыньском консервном заводе и с агитбригадой ездила в колхоз в д.Осовцы Столинского района. Могу ли я получить удостоверение пострадавшего от Чернобыльской катастрофы и куда мне в связи с этим обращаться?

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БеларуСЬ

6 января 2009 г. N 9-З

О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОСТРАДАВШИХ ОТ КАТАСТРОФЫ

НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС, ДРУГИХ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЙ

Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины и их определения:

граждане, постоянно (преимущественно) проживающие на территории радиоактивного загрязнения, — граждане, зарегистрированные по месту жительства в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь, в населенных пунктах, расположенных на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, зоне с правом на отселение, зоне проживания с периодическим радиационным контролем

дети граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, — дети, родившиеся после участия хотя бы одного из родителей в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий либо после отнесения хотя бы одного из родителей к категории потерпевших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий

Смотрите так же:  Договор на монтаж фундамента

радиоактивное загрязнение — присутствие радиоактивных веществ на поверхности, внутри материала, в воздухе, организме человека или в другом месте в количестве, превышающем уровни, установленные нормами и правилами радиационной безопасности

средняя годовая эффективная доза облучения населения — сумма эффективной дозы внешнего облучения, полученной за календарный год, и ожидаемой эффективной дозы внутреннего облучения, обусловленной поступлением в организм радионуклидов за этот же год, рассчитываемая как средняя доза для всего населения, проживающего на конкретной территории, за полный календарный год, измеряемая в мЗв

эффективная доза облучения — величина воздействия ионизирующего излучения, используемая как мера риска возникновения отдаленных последствий облучения организма человека и отдельных его органов с учетом их радиочувствительности.

Статья 10. Документы, подтверждающие право на льготы, установленные настоящим Законом

1. Документами, подтверждающими право на льготы, установленные настоящим Законом, являются удостоверение пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий (далее — удостоверение) и справки, порядок выдачи которых устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

2. Форма удостоверения утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

3. Формы справок утверждаются республиканским органом государственного управления, осуществляющим регулирование и управление в сфере ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

4. При выявлении неправомерности выдачи (получения) удостоверений органы (организации), выдавшие эти удостоверения, изымают их.

5. Документы, подтверждающие право на льготы, установленные настоящим Законом, могут быть изъяты и в иных случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Статья 12. Категории граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий

К гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, относятся:

участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий

население, потерпевшее от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий.

Статья 13. Участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий

1. Участниками ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС являются:

1.1. граждане, принимавшие участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 — 1987 годах в зоне эвакуации (отчуждения) или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на указанной станции (в том числе временно направленные или командированные), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий данной катастрофы

1.2. граждане, принимавшие участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 — 1989 годах в зоне эвакуации (отчуждения) или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на указанной станции (в том числе временно направленные или командированные), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий данной катастрофы

1.3. граждане, принимавшие участие в работах по дезактивации, строительству, жизнеобеспечению населения в 1986 — 1987 годах в зоне первоочередного отселения или зоне последующего отселения, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению этих работ.

2. К военнослужащим, указанным в подпунктах 1.1 — 1.3 пункта 1 настоящей статьи, относятся военнослужащие Вооруженных Сил СССР, Комитета государственной безопасности СССР и БССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством бывшего СССР, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел бывшего СССР.

3. К участникам ликвидации последствий других радиационных аварий относятся:

3.1. граждане, принимавшие непосредственное участие в испытаниях ядерного оружия в атмосфере или под водой, боевых радиоактивных веществ, учениях с применением таких оружия, веществ до даты фактического прекращения таких испытаний и учений

3.2. граждане, принимавшие непосредственное участие в подземных испытаниях ядерного оружия или проведении подземных ядерных взрывов в научно-технических целях в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия

3.3. граждане, принимавшие непосредственное участие в ликвидации радиационных аварий на ядерных энергетических установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах, а также на производственном объединении «Маяк» в период с 29 сентября 1957 года по 31 декабря 1958 года, в проведении защитных мероприятий и реабилитации загрязненных радионуклидами территорий вдоль реки Теча в период с 1 января 1949 года по 31 декабря 1956 года

3.4. специалисты из числа отдельных подразделений по сборке (разборке) ядерных зарядов, выполнявшие эти работы до 31 декабря 1961 года

3.5. граждане, принимавшие непосредственное участие в подземных испытаниях ядерного оружия, проведении подземных ядерных взрывов в научно-технических целях, проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ, а также по ликвидации последствий аварии на производственном объединении «Маяк» в период с 1 января 1959 года по 31 декабря 1961 года.

Статья 14. Население, потерпевшее от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий

К населению, потерпевшему от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, относятся:

граждане, постоянно (преимущественно) проживающие на территории радиоактивного загрязнения

граждане, эвакуированные, отселенные, самостоятельно выехавшие с территории радиоактивного загрязнения из зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения (включая детей, находившихся во внутриутробном состоянии), за исключением прибывших на данную территорию после 1 января 1990 года

граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий (далее — граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь), инвалиды, в отношении которых установлена причинная связь увечья или заболевания, приведших к инвалидности, с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями (далее — инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий)

дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, в отношении которых установлена причинная связь увечья или заболевания, приведших к инвалидности, с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями (далее — дети-инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий).

Статья 16. Установление статуса гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий

Гражданам, относящимся к категориям пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, устанавливается статус участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий или потерпевшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

10.09.2009 N 1170

О ПОРЯДКЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНАМ, ПОСТРАДАВШИМ ОТ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС, ДРУГИХ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЙ, СТАТУСА УЧАСТНИКА ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС, ДРУГИХ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЙ, СТАТУСА ПОТЕРПЕВШЕГО ОТ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС, ДРУГИХ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЙ, А ТАКЖЕ ВЫДАЧИ ДОКУМЕНТОВ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ ПРАВО НА ЛЬГОТЫ

2. Статус участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий (далее — участник ликвидации) устанавливается гражданам, указанным в статье 13 Закона.

Статус потерпевшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий (далее — потерпевший) устанавливается гражданам, указанным в статье 14 Закона.

3. Установление статуса участника ликвидации осуществляется следующими государственными органами (организациями):

республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, — гражданам, работающим (в том числе работающим пенсионерам), проходящим службу (военную службу) в органах государственного управления и подчиненных им организациях

облисполкомами, Минским горисполкомом, администрациями районов г. Минска — гражданам, работающим в местных исполнительных и распорядительных органах и в подчиненных им организациях, гражданам, являющимся индивидуальными предпринимателями (по месту регистрации индивидуального предпринимателя), гражданам, работающим в юридических лицах частной формы собственности (по месту нахождения юридического лица), а также неработающим гражданам (по месту их жительства)

областными, Минским городским комитетами по труду, занятости и социальной защите — неработающим пенсионерам, кроме неработающих военнослужащих, уволенных в запас или отставку, неработающих пенсионеров органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов по чрезвычайным ситуациям

Министерством обороны, Комитетом государственной безопасности, Государственным пограничным комитетом, Министерством внутренних дел, Министерством по чрезвычайным ситуациям соответственно — неработающим военнослужащим, уволенным в запас или отставку, неработающим пенсионерам органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов по чрезвычайным ситуациям

областными, Минским городским военными комиссариатами — военнообязанным, призывавшимся на специальные военные сборы и привлекавшимся к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Установление статуса потерпевшего, за исключением установления статуса потерпевшего гражданам, претендующим на получение льгот, установленных статьей 18 Закона, осуществляется рай(гор)исполкомами, администрациями районов в городах областного подчинения и г. Минска по месту жительства граждан, потерпевших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий.

Установление статуса потерпевшего гражданам, претендующим на получение льгот, установленных статьей 18 Закона, осуществляется облисполкомами и Минским горисполкомом по месту жительства граждан, потерпевших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий.

4. Статус участника ликвидации и статус потерпевшего устанавливаются решениями комиссии по установлению статуса гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий (далее — комиссия), создаваемой в государственных органах (организациях), указанных в пункте 3 настоящего Положения.

4-1. Установление статуса участника ликвидации и статуса потерпевшего осуществляется после подачи гражданином в государственный орган (организацию), указанный в пункте 3 настоящего Положения, заявления о выдаче ему удостоверения пострадавшего, подтверждающего право на льготы, установленные статьями 18 — 24 Закона (далее — заявление о выдаче удостоверения).

(п. 4-1 введен постановлением Совмина от 14.07.2010 N 1057 в ред. постановления Совмина от 06.10.2011 N 1329)

5. Для установления статуса участника ликвидации или статуса потерпевшего, за исключением случаев установления статуса участника ликвидации или статуса потерпевшего гражданам в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения, на заседании комиссии рассматриваются документы, подтверждающие:

участие гражданина в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, с указанием места и периода участия в таких работах — в случае, если гражданин претендует на установление статуса участника ликвидации

местожительство гражданина на территории радиоактивного загрязнения, с указанием места и периода проживания — в случае, если гражданин претендует на установление статуса потерпевшего.

Государственный орган (организация), в котором создана комиссия, в течение пяти дней со дня подачи гражданином заявления о выдаче удостоверения направляет запрос о представлении документов, указанных в абзацах втором и третьем части первой настоящего пункта, в государственные органы, иные организации, к компетенции которых относится выдача таких документов, либо в компетентный орган государства, из которого прибыл гражданин.

6. Для установления статуса участника ликвидации или статуса потерпевшего, имеющего право на получение льгот, установленных статьей 18 Закона, на заседании комиссии рассматриваются:

копия удостоверения инвалида, в котором указана причина инвалидности вследствие увечья или заболевания, связанных с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями

удостоверение пострадавшего (если гражданину установлен статус участника ликвидации или статус потерпевшего)

экспертное заключение межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности или смерти, у лиц, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, либо экспертное заключение Центральной военно-врачебной комиссии Вооруженных Сил Республики Беларусь.

В случае, если гражданину ранее не устанавливался статус участника ликвидации или статус потерпевшего, на заседании комиссии также рассматриваются документы, указанные в абзаце втором либо в абзаце третьем части первой пункта 5 настоящего Положения.

Смотрите так же:  Судебные приставы на тореза 47

В случае, если гражданину ранее был установлен статус участника ликвидации (статус потерпевшего), государственный орган (организация), в комиссию которого обратился гражданин, претендующий на получение льгот, установленных статьей 18 Закона, обязан истребовать документы, на основании которых этот статус был гражданину установлен, из государственного органа (организации), его установившего.

7. Граждане вправе самостоятельно представлять для рассмотрения на заседании комиссии имеющиеся у них документы, указанные в пунктах 5 и 6 настоящего Положения, а также иные документы, необходимые для установления им статуса участника ликвидации или статуса потерпевшего.

8. Документы, указанные в пунктах 5 и 6 настоящего Положения, а также иные документы, необходимые для установления статуса участника ликвидации или статуса потерпевшего, могут быть представлены в государственный орган (организацию):

законным представителем гражданина

9. Истребование государственными органами (организациями), указанными в пункте 3 настоящего Положения, документов, необходимых комиссиям для принятия соответствующих решений, осуществляется этими государственными органами (организациями) из государственных органов, иных организаций, к компетенции которых относится выдача таких документов, в порядке, установленном законодательством.

10. Документы, указанные в пунктах 5 и 6 настоящего Положения, рассматриваются комиссией не позднее 10 дней со дня их представления либо поступления последнего документа, запрашиваемого из государственного органа, иной организации, к компетенции которых относится выдача таких документов, либо из компетентного органа государства, из которого прибыл гражданин.

11. По результатам заседания комиссией большинством голосов принимается одно из следующих решений:

об установлении статуса участника ликвидации (статуса потерпевшего)

об отказе в установлении статуса участника ликвидации (статуса потерпевшего).

Выписка из протокола решения комиссии в течение пяти дней со дня принятия комиссией соответствующего решения направляется в адрес гражданина.

После принятия комиссией решений, указанных в части первой настоящего пункта, из документов, представленных гражданином для установления ему соответствующего статуса, формируется личное дело, которое вместе с выпиской из протокола решения комиссии подлежит постоянному хранению в государственном органе (организации), создавшем комиссию.

12. В случае несогласия гражданина с решением, принятым комиссией, комиссия по его заявлению в течение пяти дней направляет документы, рассмотренные на ее заседании, в межведомственную комиссию по установлению статуса гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, создаваемую при Министерстве по чрезвычайным ситуациям (далее — межведомственная комиссия).

13. Межведомственная комиссия рассматривает вопрос об установлении статуса участника ликвидации (статуса потерпевшего) не позднее 20 дней со дня поступления документов, указанных в пункте 12 настоящего Положения, в Министерство по чрезвычайным ситуациям.

14. По результатам рассмотрения межведомственной комиссией принимается решение, которое является обязательным для исполнения комиссиями соответствующих государственных органов (организаций).

Выписка из протокола решения межведомственной комиссии с документами, представленными комиссией, в 5-дневный срок направляется в адрес комиссии, принявшей решение, оспариваемое гражданином.

Комиссия, принявшая решение, оспариваемое гражданином, приводит свое решение в соответствие с решением межведомственной комиссии и информирует об этом гражданина в течение семи дней после получения решения межведомственной комиссии. В случае несогласия гражданина с решением межведомственной комиссии оно может быть обжаловано в суд.

15. После принятия комиссией решения об установлении статуса участника ликвидации (статуса потерпевшего) государственным органом (организацией), указанным в пункте 3 настоящего Положения, выдается удостоверение пострадавшего.

В случае утраты или приведения в негодность удостоверения пострадавшего государственным органом (организацией), выдавшим удостоверение пострадавшего, гражданину выдается дубликат этого удостоверения.

В случае реорганизации государственного органа (организации), выдавшего удостоверение пострадавшего, для получения дубликата этого удостоверения граждане обращаются в государственный орган (организацию), являющийся правопреемником реорганизованного государственного органа (организации).

Гражданину, которому в порядке, определенном настоящим Положением, установлен статус участника ликвидации и выдано удостоверение пострадавшего, выдается справка о работе. В случае смерти этого гражданина справка о работе может быть выдана члену его семьи. Форма справки о работе утверждается Министерством по чрезвычайным ситуациям.

Выдача документов, указанных в частях первой, второй и четвертой настоящего пункта, производится государственными органами (организациями) в соответствии с перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. N 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г. N 119, 1/11590).

В Беларуси упорядочено законодательство в сфере соцзащиты пострадавших от катастрофы на ЧАЭС граждан.

Как сообщили БЕЛТА в пресс-службе Президента Беларуси, Александр Лукашенко 15 февраля подписал указ №68, которым внесены изменения и дополнения в семь указов и признаются утратившими силу шесть декретов главы государства. Такие меры приняты в целях приведения документов в соответствие с законом от 6 января 2009 года О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий и изменившимся законодательством.

Так, указом уточнены категории граждан, имеющих право на чернобыльские льготы, с учетом требований закона.

Работникам органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел может предоставляться социальный отпуск в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС без сохранения денежного довольствия как установлено законом: участвовавшим в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы — 14 календарных дней в году, работающим, проходящим военную службу (службу) на территории радиоактивного загрязнения — 14 либо 7 календарных дней в зависимости от зоны загрязнения.

Указом предусматривается назначение на должности военнослужащих из числа лиц, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, проходящих срочную военную службу, в воинские формирования, не находящиеся на территории радиоактивного загрязнения и не связанные с работами по эксплуатации источников ионизирующего излучения.

Проезд организованных групп детей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения, в санаторно-курортные организации Беларуси, в том числе расположенные за пределами республики, и обратно будет осуществляться на автомобильном пассажирском транспорте общего пользования как регулярного, так и нерегулярного сообщения. Это позволит исключить необходимость многократных пересадок детей на автобусные маршруты при доставке их до места санаторно-курортного лечения.

В связи с концептуальным изменением в стране подхода к предоставлению отпусков (сокращением их видов, продолжительности и условий предоставления) указ предусматривает упорядочение предоставления других социальных отпусков военнослужащим, работникам органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, сотрудникам органов внутренних дел.

Указанным лицам без сохранения денежного довольствия будут предоставляться также отпуск в связи с участием в боевых действиях на территории других государств (как это установлено законом О ветеранах, Трудовым кодексом) кратковременный отпуск для работы над диссертацией и написания учебников продолжительностью до 30 календарных дней вместо предоставления для этих целей оплачиваемого творческого отпуска отпуск по уважительным причинам личного и семейного характера.

Указ вступает в силу после его официального опубликования.

В Беларуси уточнены категории граждан, имеющих право на чернобыльские льготы

#1 Cressida Отправлено 16 Февраль 2010 — 16:34

Старшая в отряде телепатов

В Беларуси уточнены категории граждан, имеющих право на чернобыльские льготы

Сегодня президент Александр Лукашенко подписал указ № 68 . которым вносятся изменения и дополнения в семь указов и признаются утратившими силу шесть декретов президента. Документ уточняет категории граждан, имеющих право на чернобыльские льготы, передает БелаПАН.

Работникам органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета госконтроля, военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел может предоставляться социальный отпуск в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС без сохранения денежного довольствия, как установлено законом: участвовавшим в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы — 14 календарных дней в году, работающим, проходящим военную службу (службу) на территории радиоактивного загрязнения — 14 либо 7 календарных дней в зависимости от зоны загрязнения.

Указом предусматривается назначение на должности военнослужащих из числа лиц, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС, проходящих срочную военную службу, в воинские формирования, не находящиеся на территории радиоактивного загрязнения и не связанные с работами по эксплуатации источников ионизирующего излучения.

Проезд организованных групп детей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения, в санаторно-курортные организации Беларуси, в том числе расположенные за пределами страны, и обратно будет осуществляться на автомобильном пассажирском транспорте общего пользования как регулярного, так и нерегулярного сообщения. Это позволит исключить необходимость многократных пересадок детей на автобусные маршруты при доставке их до места санаторно-курортного лечения.

В связи с концептуальным изменением в стране подхода к предоставлению отпусков (сокращением их видов, продолжительности и условий предоставления) указ предусматривает упорядочение предоставления других социальных отпусков военнослужащим, работникам органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований КГК, сотрудникам органов внутренних дел.

Указанным лицам без сохранения денежного довольствия будут предоставляться также отпуск в связи с участием в боевых действиях на территории других государств (установлено законом О ветеранах, Трудовым кодексом) кратковременный отпуск для работы над диссертацией и написания учебников продолжительностью до 30 календарных дней вместо предоставления для этих целей оплачиваемого творческого отпуска отпуск по уважительным причинам личного и семейного характера.

Указ вступает в силу после его официального опубликования.

В Беларуси уточнены категории граждан, имеющих право на чернобыльские льготы

Сегодня президент Александр Лукашенко подписал указ № 68, которым вносятся изменения и дополнения в семь указов и признаются утратившими силу шесть декретов президента. Документ уточняет категории граждан, имеющих право на чернобыльские льготы, передает БелаПАН.

Работникам органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета госконтроля, военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел может предоставляться социальный отпуск в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС без сохранения денежного довольствия, как установлено законом: участвовавшим в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы — 14 календарных дней в году, работающим, проходящим военную службу (службу) на территории радиоактивного загрязнения — 14 либо 7 календарных дней в зависимости от зоны загрязнения.

Указом предусматривается назначение на должности военнослужащих из числа лиц, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС, проходящих срочную военную службу, в воинские формирования, не находящиеся на территории радиоактивного загрязнения и не связанные с работами по эксплуатации источников ионизирующего излучения.

Проезд организованных групп детей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения, в санаторно-курортные организации Беларуси, в том числе расположенные за пределами страны, и обратно будет осуществляться на автомобильном пассажирском транспорте общего пользования как регулярного, так и нерегулярного сообщения. Это позволит исключить необходимость многократных пересадок детей на автобусные маршруты при доставке их до места санаторно-курортного лечения.

«В связи с концептуальным изменением в стране подхода к предоставлению отпусков» (сокращением их видов, продолжительности и условий предоставления) указ предусматривает упорядочение предоставления других социальных отпусков военнослужащим, работникам органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований КГК, сотрудникам органов внутренних дел.

Указанным лицам без сохранения денежного довольствия будут предоставляться также отпуск в связи с участием в боевых действиях на территории других государств (установлено законом «О ветеранах», Трудовым кодексом) кратковременный отпуск для работы над диссертацией и написания учебников продолжительностью до 30 календарных дней вместо предоставления для этих целей оплачиваемого творческого отпуска отпуск по уважительным причинам личного и семейного характера.

Указ вступает в силу после его официального опубликования.