Детская шалость правонарушение преступление

Беседа со специалистом Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Новый Уренгой Куракиной Ж.А. с обучающимися МАУ ДО «ДЮСШ «Контакт» 24 ноября 2017 года

24 ноября 2017 года в спортивной школе «Контакт» была проведена беседа специалиста Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Новый Уренгой Куракиной Жанны Александровны с обучающимися отделения киокусинкай (тренер-преподаватель – Штреккер А.Г.), фитнес-аэробики (К.А.), бокса (тренер-преподаватель – Нетолеев А.Р.), посвященная Всероссийскому Дню правовой помощи детям, на тему «От шалости до правонарушения один шаг…».

Это встреча направлена на пропаганду среди обучающихся спортивной школы «Контакт» навыков культурного поведения.

Жанна Александровна в интересной форме беседы разъяснила обучающимся такие понятия как шалость, озорство, правонарушение, хулиганство, стараясь призвать детей к систематическому изучению и выполнению правил культурного поведения.

Кроме этого, она рассказала, что такое право, какие обязанности есть у детей, где обязанности записаны, права ребенка в семье, новые права детей, получаемые ими с возрастом, кто защищает права ребенка, назвала международные и российские организации по защите детских прав и многое другое

В процессе беседы она открыла простые истины: что у каждого ребенка тоже есть много прав, принятых законодательно и записанных в важных государственных документах.

К числу таких документов относится не только Конвенция прав ребенка, но и Конституция РФ, Декларация прав ребенка, Семейный кодекс РФ.

Подробно остановилась на том, что можно считать нарушением прав ребенка, какие нормативные основы защиты прав детства используются по правовому консультированию детей.

К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых.

В конце беседы подвели итог, что теперь ребята будут задумываться над своими поступками и детская шалость не перейдет в озорство, хулиганство, правонарушение, а также повторили, что у каждого человека есть права, но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей.

Уважать права других людей — обязанность каждого человека.

Детям раздали памятки «Твои права» с перечислением прав несовершеннолетних.

Детская шалость или умышленное преступление?

О том, что в подъезде пожар, жильцы дома узнали по запаху дыма. За считанные минуты лестничная клетка заполнилась людьми с ведрами воды. С огнем удалось справиться без помощи сотрудников МЧС. По словам горожан, незнакомые подростки подожгли веник, стоявший у входной двери.

Как сообщили жильцы, это не первый поджог в подъезде дома 3/1 по ул. Дзержинского. Год назад школьники подожгли коляску, стоявшую у двери одной из квартир. Тогда виновных удалось найти, однако, по словам горожан, они не понесли наказания. Поэтому обращаться в полицию они больше не видят смысла.

На пост о поджоге в социальных сетях откликнулись жильцы дома на ул. Салмышской. У них в этот же день огонь заполыхал прямо перед дверью — кто-то намеренно поджег коврик. Как сообщили в МУ МВД России “Оренбургское”, о поджоге на ул. Дзержинского им стало известно из социальных сетей. По данному факту проводится проверка. О поджоге на ул. Салмышской в полиции не знали.

Детские шалости с уголовным исходом

Пару дней назад беспрецедентный случай произошел в Челябинской области. В одном из городов Южного Урала школьник средь бела дня увел из под носа медиков машину скорой помощи.

Инцидент произошел в минувшую среду, 14 октября, в городе Пласт. По предварительной версии, около 15:00 водитель служебного автомобиля оставил его открытым возле гаражей по улице Строителей. Воспользовавшись моментом, подросток забрался в салон скорой «Нивы» и, ударив по газам, удрал в неизвестном направлении. К счастью, пропажу транспортного средства медики обнаружили очень быстро и сразу же обратились в правоохранительные органы. Полицейские незамедлительно ввели план «Перехват» и отыскали машину на улицах города.

«В результате сотрудниками Госавтоинспекции был задержан 16-летний учащийся школы, – сообщили в пресс-службе ГУ МВД России по Челябинской области. – В настоящий момент решается вопрос о возбуждении по данному факту уголовного дела по части первой статьи 166 УК РФ (угон)».

В данном случае школьник сел за руль чужого автомобиля, вследствие чего на него действительно могут завести дело за угон. Что сподвигло юношу на такой поступок – не понятно, мотивы еще только предстоит установить следствию. Отметим, что в последнее время это не единственный случай «подросткового» вождения. Буквально месяц назад в Челябинске за рулем автомобиля оказался 14-летний мальчик. Правда, в данном случае ребенок взял машину не с улицы, а у собственного отца. Причем данный инцидент обернулся легкими травмами для самого юного автомобилиста и его пассажира, а также изрядными механическими повреждениями самого транспортного средства.

Произошло все 9 сентября в Калининском районе Челябинска. 14-летний мальчишка сидел дома со своим 13-летний другом. Дождавшись, пока родители уйдут, подросток, видимо, решив блеснуть перед товарищем своими навыками вождения, прихватил ключи от отцовского Hyundai. Завели «корейца» и тронулись без труда, но вот далеко уехать ребятам не удалось. В результате иномарка вырулила в сторону жилого дома и врезалась в крыльцо подъезда.

«В ДТП пострадали юный водитель и его пассажир – оба ребенка с ушибами и ссадинами были доставлены в больницу, – рассказали в отделении пропаганды БДД ГИБДД по Челябинску. – После оказания первой помощи их отпустили домой».

В Госавтоинспекции также отметили, что ответственность за действия несовершеннолетнего молодого человека предстоит понести его родителям. Некоторые разъяснения по вопросу ответственности в подобных ситуациях нам дал ведущий адвокат Адвокатского бюро «Стерлигов, Тараканов и партнеры» Александр Щербинин.

Ч .3 ст. 12.7 КоАП РФ: Передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) или лишенному такого права, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

«До достижения ребенком возраста совершеннолетия ответственность за причиненные им убытки несут его законные представители, в частности, родители. Соответственно, в случае ДТП весь причиненный материальный ущерб обяжут выплачивать родителей, – пояснил специалист. – Если же будет установлено, что ребенок сел за руль с согласия или по поручению родителя, то родитель может быть привлечен к административной ответственности по части 3 ст. 12.7 КоАП. Если же завладение автомобилем произошло помимо воли и согласия родителя, то он не должен привлекаться к ответственности по КоАП РФ. Однако теоретически ребенок может быть привлечен уже за угон (уголовное преступление), если достиг возраста 14 лет».

Как также отметил Александр Щербинин, в таких ситуациях пристальное внимание на семью юного автомобилиста обратят и органы опеки и попечительства – вполне может быть поставлен вопрос о лишении или ограничении родительских прав в связи с ненадлежащим исполнением родительских обязанностей по контролю за ребенком.

Еще одна история, в которой несовершеннолетний мальчик угнал авто, чтобы покататься, произошла год назад в центре Челябинска. Тогда поездка завершилась ДТП, в котором, к счастью, человеческих жертв не было. Зато автомобили в количестве трех штук были серьезно помяты.

23 сентября 2014 года десятилетний мальчишка в здании ЮУрГУ стащил у 20-летней студентки ключи от ее Toyota Yaris. Отыскав на парковке нужную машину, школьник уселся за руль и отправился кататься по городу. На пересечении улиц Красной и Труда малолетний водитель врезался в Nissan и попытался скрыться. Но далеко уехать мальчику не удалось. На пересечении Свердловского проспекта и проспекта Победы он вновь потерял контроль над авто и столкнулся с попутным Suzuki Grand Vitara.

Натворив дел, школьник попытался сбежать, однако его остановили очевидцы. Позже выяснилось, что мальчик к тому времени уже состоял на учете комиссии по делам несовершеннолетних за аналогичные правонарушения, допущенные ранее, а его мать привлекалась к административной ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Ребенок воспитывается без отца в многодетной семье, которая считается неблагополучной.

«Самое страшное в таких ситуациях даже не то, что ребенок идет наперекор родителям и законам, а то, какими страшными могут оказаться последствия, – считает детский психолог и педагог Ирина Ивлева. – Ребенок и даже подросток во многих ситуациях просто физически не в состоянии справиться с автомобилем. Он попадает в абсолютно незнакомую среду со сложными и пока не известными ему правилами, он к этому не готов физически и эмоционально. А значит находится в серьезной опасности и несет угрозу как для собственных здоровья и жизни, так и для всех окружающих».

Классный час по теме:
классный час «Проступок. Правонарушение. Преступление» для обучающихся 4-7 классов

Развитие у обучающихся научного мировозрения о законах, воспитание нравственных качеств и уважения к законам, формирование толерантного сознания у обучающихся первичная профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних

Предварительный просмотр:

Тема: Проступок. Правонарушение. Преступление.

  1. Знакомство обучающихся с понятиями «поступок», «правонарушение», «преступление».
  2. Развитие нравственного, правого воспитания; формирование толерантного сознания обучающихся; воспитание ответственности за правонарушения.
  3. Первичная профилактика правонарушений, безнадзорности, беспризорности среди несовершеннолетних.
  1. Развивать у обучающихся научное мировоззрение о законах.
  2. Воспитывать нравственные качества и уважение к законам.
  3. Формировать навыки работы в коллективе.

Форма проведения классного часа: беседа, лекция, опрос, тренинг, самостоятельная и групповая работа обучающихся.

Подготовительная работа: изучение нормативных актов, подбор методического материала, создание презентации.

Оборудование: мультимедиа, презентация, раздаточный материал: заготовки — мордашки, карандаши, карточки зеленого и красного цвета, карты.

Основные понятия: проступок, правонарушение, преступление, Закон, правонарушитель.

Участники: обучающиеся 4-7 классов, социальный педагог.

Разработку подготовила: Мешкова Ольга Сергеевна,

социальный педагог МОБУ СОШ №3 р.п. Октябрьский

Место проведения: МОБУ СОШ №3 р.п. Октябрьский.

План проведения классного часа:

  1. Организационный момент.
  2. Введение в урок.
  1. Самостоятельная работа.
  2. Сообщение темы и целей классного часа.
  1. Основная часть.
  1. Словарная работа.
  1. Самостоятельная работа.
  1. Работа с определениями и понятиями.
  2. Самостоятельная работа.
  1. Сообщения обучающегося.
  2. Практическая работа.
  1. Анализ ситуаций. Игра «Верно — неверно».
  2. Работа обучающихся в группах.
  1. Заключение. Подведение итогов. Рефлексия.
Смотрите так же:  Банк москвы заявление исполнительный лист

Ход классного часа:

1. Организационный момент.

Педагог: — Здравствуете, ребята! Сегодня у нас будет необычный классный час, но об этом позднее. А сейчас…

— На Ваших столах лежат безликие мордашки. Сейчас Вы закройте глаза и представьте, вспомните что-нибудь хорошее, приятное. Потом откройте глаза и возьмите карандаши и нарисуете выражение лица, эмоции, чувства на мордашке.

Педагог: — А теперь покажите свои мордашки друг другу. Посмотрите, какие они у Вас разные. Мы тоже с Вами, ребята, разные, как и эти мордашки. У нас у каждого свои мысли, свои чувства, свои переживания, свои эмоции, свое восприятие окружающего мира. Молодцы.

2. Введение в урок.

Педагог: — Ребята, обращаю Ваше внимание на то, что на Ваших партах лежат карты, с которыми Вы будете работать в течение классного часа. Внимательно ознакомьтесь с ними.

Педагог: — А теперь приступаем к работе. Предлагаю Вам внимательно посмотреть на представленные картинки. Подумайте и расскажите что на них изображено?

Педагог: — А как Вы думаете, правильно ли дети ведут себя на всех картинках? Какое поведение детей Вы увидели? На какие группы можно разделить эти картинки? Подумайте.

Педагог: — Конечно же, эти картинки можно разделить на две группы: правильное поведение и неправильное поведение детей. А по каким действиям, проступкам, Вы смогли определить, к какой группе относятся те или иные картинки?

2.1. Самостоятельная работа.

Педагог: — Ответы – номера картинок запишите на листах, которые лежит у вас на партах.

Правильное поведение — №№ 3, 4, 5, 8, 11, 14, 15, 16;

Неправильное поведение – №№ 1, 2, 6, 7, 9, 10, 12, 13, 17, 18.

Педагог: — Какие противоправные проступки совершили дети? Перечислите их. Что нарушили дети?

Педагог: — Вашему вниманию представлены высказывания известных людей:

Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой облик.

Человек отражается в своих поступках.

Человек есть не что иное, как ряд его поступков.

Ничто мы так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать, – закон.

(педагог зачитывает высказывания)

Педагог: — Ребята, как Вы считаете, о чем говорили известные люди?

(ответы, рассуждения детей)

2.2. Сообщение темы и целей урока.

Педагог: — Ребята, как Вы думаете, о чем мы сегодня с Вами будем говорить на классном часе. Попытайтесь сформулировать тему классного часа.

Педагог: — Тема нашего классного часа: «Проступок. Правонарушение. Преступление».

— Ребята, сегодня мы с Вами будем изучать понятия «проступок», «правонарушение», «преступление» анализировать ситуации, а вы сделаете выводы, для чего нужно соблюдать Закон, к чему приводит противоправные проступки, правонарушения, преступления.

3. Основная часть

3.1. Словарная работа.

3.1.1. Самостоятельная работа.

Педагог: — Ребята, а как Вы понимаете значение слов «Проступок», «Правонарушение», «Преступление»? Напишите определения.

(дети выполняют самостоятельную работу, ответы детей)

Проступок – менее опасное правонарушение — нарушение правил поведения в школе, вызывающее поведение, нарушение Устава школы, которое не может рассматриваться как преступление или правонарушение.

Правонарушение – это виновное, противоправное деяние, причиняющее вред интересам общества, государства и личности. Правонарушения имеют различные тяжесть и характер последствий. Правонарушение – это нарушение закона, за которое наступает административная ответственность для взрослых людей или подростков с 16-летнего возраста.

Преступление – серьезное нарушение Закона взрослыми людьми и несовершеннолетними, достигшими возраста, с которого наступает уголовная ответственность. За некоторые виды преступлений уголовная ответственность наступает с 14 лет.

3.2. Работа с определениями и понятиями.

Педагог: — Какие действия людей относятся к проступкам, к правонарушениям, а какие к преступлениям?

Проступок: прогулы уроков, невыполнение требований по соблюдению правил поведения, нарушение дисциплины на уроке и перемене, грубое отношение к одноклассникам, небрежное отношение к школьному и личному имуществу одноклассников и др.

Правонарушения: нарушение правил дорожного движения, распитие спиртных напитков в общественных местах и появление в пьяном виде, драки, нецензурная брань в общественном месте, порча личного имущества, бродяжничество, курение в общественном месте, употребление наркотиков и др.

Преступления: кража личных вещей, грабеж, разбойное нападение, нанесение побоев, убийство, угроза убийством, продажа наркотических веществ, насильственные действия, угон личного транспорта, терроризм и др.

3.3. Самостоятельная работа.

Педагог: — Предлагаю Вам немного поработать самостоятельно. На слайде представлены картинки, на которых изображены правонарушения и преступления. Определите номера картинок, на которых изображены проступки, правонарушения, преступления, и выпишите номера картинок.

Поступки — №№ 2, 5, 9, 10, 12, 13;

Правонарушения — №№ 1, 3, 4, 8, 11, 14, 15, 16 (5, 12);

Преступления — №№ 6, 7, 17 (14).

Педагог: — Ребята, обратите внимание, что я некоторые картинки отнесла к двум группам. Почему?

Педагог: — Подумайте и ответьте. А можно ли действия, изображенные на картинках № 5, 12, отнести к проступкам и к правонарушениям? А действия, изображенные на картинке № 14 можно отнести и правонарушениям и преступлениям?

Можно. Это зависит от тяжести совершения противоправных действий.

Педагог: — Если в ходе драки будут нанесены множественные, видимые побои (синяки, ссадины, переломы), т.е. причинен средний или тяжкий вред здоровью человека, то за подобные противоправные действия Вас могут привлечь к уголовной ответственности, если Вам на тот момент исполнится 16 лет.

Если же нет видимых признаков побоев у человека, и нанесен легкий вред здоровью, то Вам или Вашим родителям может грозить административное наказание – штраф.

Педагог: — Очень часто, ребята, Вы, не задумываясь об этом, совершаете, те или иные противоправные действия.

Например: Перемена. Вы бегаете по классу, толкаетесь, пинаетесь, бегаете среди парт, по коридору, деретесь. Из-за Ваших действий можете пострадать не только Вы сами, но могут пострадать другие дети. Нередко, случается, что дети во время перемен или даже уроков, ломают руки, ноги, пробивают голову, разбивают носы.

Педагог: — Продолжаем работу с понятиями и определениями. Как Вы думаете, откуда же появляются в нашем обществе правонарушители и преступники?

Педагог: — Неправильное воспитание, нежелание учиться, беспризорность и безнадзорность, неумение решать свои проблемы, алкоголизм, наркомания, конфликты со сверстниками, неблагополучные семьи.

Педагог: — К чему приводят правонарушения, преступления?

(наказание, тюрьма, горе, одиночество, смерть, болезни).

Педагог: — Чтобы не было нарушений, люди создали Законы. Все люди — и взрослые, и дети должны беспрекословно выполнять Законы. Нарушение Законов приводит к правонарушениям, к преступлениям и как следствие, к наказанию.

Педагог: — Ребята, а как вы думаете, что такое Закон? И зачем он нужен нам?

Педагог: — Закон — нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Обладает высшей юридической силой.

Педагог: — Существует несколько видов Законов и нормативно-правовых актов, которые защищают права и обязанности людей и определяют их ответственность за те или иные действия:

  1. Конвенция ООН о правах ребенка;
  2. Конституция РФ;
  3. Семейный Кодекс РФ;
  4. Уголовный Кодекс РФ;
  5. ФЗ «Об образовании в РФ»;
  6. Кодекс РФ об административных правонарушениях;
  7. Законы Иркутской области;
  8. Устав Школы и др.

Педагог: — Ребята, а какие Законы, правила существуют в школе?

  • Нельзя опаздывать на уроки.
  • Нельзя пропускать уроки без уважительной причины.
  • Нельзя нарушать дисциплину на уроках и переменах.
  • Нельзя курить в школе и на территории школы.
  • Нельзя нецензурно выражаться.
  • Нельзя портить школьное имущество, оборудование и т.д.

Педагог: — Ребята, а какие правила, Законы должны соблюдать школьники за пределами школы?

  • Не появляться на улице без родителей после 22.00.
  • Запрещено покупать и распивать спиртные напитки на улице и в транспорте, курить в общественных местах.
  • Не участвовать в хулиганских действиях, в драках и избиении других лиц.
  • Не носить с собой колюще – режущих предметов, взрывчатые вещества и т.д.

3.4. Сообщение обучающегося.

Педагог: — Ребята, а теперь давайте послушаем сообщение «Происхождение Законов».

Ученик читают сообщение:

— Правосудие, или закон , возникли, когда люди вступили в какие – то общественные отношения между собой.

Цель закона – установить и ясно определить отношения между отдельными людьми и отношения человека с обществом. Закон старается дать человеку столько свободы действий, сколько не повредит свободе других.

Законы обычно развивались из привычек и обычаев людей. Самая ранняя система Законов была сформирована около 1700 года до н.э. Хаммурапи, царём Вавилона. Он выработал полный свод законов, в котором определил права личности. Позже Законы вытекали из решений, принятых судами, и из книг, в которых юристы излагали всё, что они изучили.

Великими творцами Законов были римляне, а свод Законов императора Юстиниана, жившего с 527 по 565 годы н.э., суммировал тысячелетнюю практику этого творчества. В эпоху средневековья действия людей регулировала церковь, которая выработала перечень Законов, названных канонами.

Канон – неизменная, традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм, правил в различных сферах деятельности и жизни человека.

В 12 веке римское право начало изучаться в Италии и распространилось по всей Европе.

В то же время, во время правления короля Генриха II, суды Англии пересматривали взгляды на Закон, появился новый Кодекс, названный общим правом.

Общее право – исторически сложившаяся в средневековой Англии правовая система.

В 1804 году Наполеон создал книгу, включавшую все гражданские Законы того времени. Кодекс Наполеона послужил основой Кодексов Европы, Центральной и Южной Америки. Система общих Законов, возникшая в Англии, стала отправной точкой кодексов США, Канады, Австралии и Новой Зеландии.

Кодекс (лат. сodex – книга) – законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой – либо отрасли или нескольких отраслей.

На Руси первым письменным сводом Законов была «Русская правда», изданная Ярославом Мудрым.

Нынешняя Конституция РФ была принята в 1993 году. 12 декабря 2013 года Конституции РФ исполняется 20 лет.

Законы в настоящее время — нормативно-правовой акт, принимаемый законодательной властью, охватывающей весь спектр жизни человека и отдельного государства, где закон принимается. Раньше — закон не был так зажат в рамки: любое письменное наставление (что часто встречалось на Руси) уже можно было признать законом.

Смотрите так же:  Развод по русски дети

Педагог: — Спасибо, за познавательное сообщение. Надеюсь, ребята, кого-то из Вас эта тема заинтересует, и Вы захотите подробнее изучить историю возникновения законов.

Педагог: — А мы продолжаем. Как называют людей, которые не соблюдают правил, Законов?

Педагог: — Нарушитель или правонарушитель – это человек, которые не соблюдает установленные правила, нарушает Закон.

Педагог: — К сожалению, в нашей школе есть дети, которые не соблюдают установленных правил, нарушают Закон. Таких детей ставят на учет в Отделение по делам несовершеннолетних ОМВД РФ по Чунскому району. Нарушителей и их родителей привлекают к административной ответственности, в более тяжелых случаях, за совершение преступлений – к уголовной ответственности.

Несовершеннолетних правонарушителей, решением суда, могут отправить в специальные школы закрытого типа или в колонию для несовершеннолетних, где подростки отбывают наказание, за совершенные ими действия.

3.5. Практическая работа.

  1. Анализ ситуаций. Игра «Верно – неверно»

Педагог: — Ребята, а сейчас мы переходим к практической части нашего классного часа.

Я предлагаю вам поиграть в игру «Верно – неверно». У каждого из вас на столах лежат красные и зеленые карточки. Вы берете их в руки. Я зачитываю ситуации по порядку и в конце высказываю свое мнение. Например, говорю, что это проступок, или же правонарушение, а может преступление. Если Вы, со мной согласны, то поднимаете зеленую карточку, если не согласны – красную. Правила игры всем понятны?

Ситуация № 1. Пятиклассник Миша приходит каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе. Я считаю, что это преступление.

(дети поднимают карточки, ответы детей, обсуждение и анализ ситуации)

Это проступок. Мальчик не нарушил закон. Мальчик нарушил Устав школы (пропуски уроков без уважительной причины). Наказание – предупреждение, выговор, постановка на ВШУ.

Ситуация № 2. Татьяна одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков, ее окружили. Один из парней вырвал из рук Татьяны сумочку, другой сорвал с нее золотую цепочку. Подростки пригрозили ей, что если она кому-нибудь расскажет о случившемся, то они ее найдут и разберутся с ней. Я считаю, что это проступок.

(дети поднимают карточки, ответы детей, обсуждение и анализ ситуации)

Это преступление. Подростки нарушили Закон, совершили грабеж. Наказание – лишение свободы реально или условно.

Педагог: — А сама Татьяна и ее родители нарушили Закон?

Нахождение ребенка в вечернее время на улице без присмотра родителей. Родителей могут привлечь к административной ответственности – штраф.

Ситуация № 3. Мальчики девятого класса курили на территории школы, нецензурно выражались и заставляли ребят из младших классов попробовать закурить. Я считаю, что это преступление.

(дети поднимают карточки, ответы детей, обсуждение и анализ ситуации)

Это правонарушение. Запрещено курить в общественных местах ближе чем, 15 метров. Нарушение общественного порядка. Административное наказание – штраф.

Родители учеников также могут быть привлечены к административной ответственности.

Ситуация № 4. Ученики начальной школы, во время перемены, бегали по коридору, толкались, пинали друг друга, дергали девочек за косички, на замечания дежурных по школе и учителей не реагировали. Я считаю, что это проступок.

(дети поднимают карточки, ответы детей, обсуждение и анализ ситуации)

Это проступок. Нарушение Устава школы, правил поведения в школе. Постановка на ВШУ.

3.5.2. Работа обучающихся в группах.

Педагог: — Ребята, а сейчас я предлагаю поработать Вам в группах. 1 ряд – 1 группа, 2 ряд – 2 группа, 3 ряд – 3 группа.

Я раздам Вам карточки с ситуациями, а Вы, посовещавшись должны ответить, о чем идет речь: о преступлении, проступке или правонарушении.

1) Петя, ученик школы, был замечен в спортивном зале курящим, с пачкой сигарет в кармане.

2) Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника.

3) Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа.

4) Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

5) Третьеклассники Вова и Андрей каждый день опаздывают на уроки.

6) На уроке физкультуры Женя оступился и нечаянно толкнул Влада. Влад разозлился и ударил Женю кулаком в плечо и в живот.

7) Во время перемены ученики 3 класса бегали по коридору, пинали друг друга, толкались. Один из учеников сильно толкнул другого ученика. Второй ученик упал и сломал себе ребра.

8) Одиннадцатиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится.

9) Гриша, ученик школы, принес в школу петарды. Во время перемены он поджигал их и бросал в детей. Одной девочке петарда попала в капюшон куртки. Петарда взорвалась в капюшоне, капюшон был поврежден, девочка физически не пострадала, только сильно напугалась.

( Дети работают в группах. Дети зачитывают ситуации и дают определение ситуации).

4. Заключение. Подведение итогов. Рефлексия.

Педагог: — Сегодня, мы с Вами попытались ответить сразу на несколько вопросов:

1. Что такое «поступок», «правонарушение», «преступление».

2. Какие бывают правонарушения и преступления.

3. Для чего нужны Законы и об их происхождении.

4. К чему приводят проступки, правонарушения, преступления.

5. Какое наказание следует, за совершенные поступки, правонарушения, преступления.

Педагог: — А теперь, ребята, я попрошу Вас продолжить фразы:

Педагог: — Думаю, что все Вы со мною согласитесь, что нужно соблюдать правила и не нарушать Законы. Надеюсь, что каждый из вас уйдёт с частичкой знаний, полученной на этом уроке, и желания как можно больше знать, чтобы сделать свой правильный вывод и выбрать в жизни свой правильный путь. Я желаю всем мира и добра. Спасибо за внимание!

Мелкое хищение – не детская шалость

Хищения являются наиболее типичными и распространенными преступлениями против собственности. По-прежнему остро стоит проблема хищения подростками товаров из магазинов и торговых центров. При этом зачастую несовершеннолетние делают это просто ради развлечения.

Подростки часто уверенны, что их поступок останется безнаказанным, вместе с тем, действующим законодательством, предусмотрена административная и уголовная ответственность, в том числе за мелкое хищение чужого имущества.

Критерием разграничения мелкого хищения, влекущего за собой возникновение административной ответственности, от уголовного наказуемого деяния является размер причиненного ущерба, определяемого стоимостью имущества.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 7.27 КоАП РФ административная ответственность наступает за мелкое хищение, стоимость которого не превышает 1000 рублей, по второй части – за хищение до 2500 рублей. Минимальное наказание за административное правонарушение – штраф в размере пятикратной стоимости украденного, максимальное – арест сроком до 15 суток.

Уголовная ответственность по ст. 158.1 УК РФ наступает при условии совершения мелкого хищения, если оно совершенно лицом, ранее подвергнутым административному наказанию, при этом минимальное наказание – штраф в размере до 40 000 рублей, максимальное – лишение свободы на срок до 1 года.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет, уголовной – 14 лет.

Совершение правонарушения (преступления) до достижения возраста, с которого наступает административная и уголовная ответственность является основанием для постановки на профилактический учет в подразделение по делам несовершеннолетних, и проведения индивидуальной профилактической работы.

Шалость. Проступок. Правонарушение. Преступление. Различия понятий и основы правового воспитания несовершеннолетних

Для начала рассмотрим следующую ситуацию: В кинотеатре шел очередной фильм. Через полчаса после его начала в зале появилась группа подростков. Смотреть фильм стало невозможно: выкрики, комментарии, нецензурные выражения. Потом выяснилось, что и бутылку портвейна они успели распить прямо в первом ряду. Кто-то из зрителей сбегал к телефону и вызвал сотрудников полиции.

Подростки были задержаны. Надо было видеть их невинные лица. Чувствовали себя уверенно. Еще не понимали, за что их держат в инспекции по делам несовершеннолетних. Вдруг осознали, что лейтенант составляет протокол. Вздрогнули от слов — «административное правонарушение».

Никак не могли понять, за что же их привлекают к административной ответственности. Заговорили: «Ну, выпили – а что, нельзя?», «Пошумели? Так ведь фильм неинтересный».

Иногда трудно бывает определить грань между обычным поступком и правонарушением.

Широко известны такие понятия как аморальный поступок, аморальное поведение.

Мораль – это совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека.

Но эти нормы нигде не записаны. За их нарушение наступает моральная ответственность в виде осуждения со стороны тех, кто с ними согласен.

Таким образом, аморальный поступок – это деяние, нарушающее общепринятые моральные нормы, по степени своей аморальности, они делятся на шалости и проступки.

Шалостью считаются такие отклонения от норм морали, которые не несут существенного (то есть ощутимого в моральном и материальном отношении) вреда.

Примером может служить обливание прохожих в жаркий летний день водой из брызгалки:

В случае незначительного облития (немного попало на оголенную руку или в расстегнутый ворот) это может быть воспринято как шутка – это шалость.

А вот если при облитии испачкали одежду, испортили химическую завивку в прическе женщины – это уже проступок, так как в моральном и в материальном плане людям были причинены неудобства (мало кому понравится ходить в грязном, да и внешний вид для женщины очень важен).

В отличие от аморального поступка, правонарушение – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и караемое по закону.

Это означает, что правонарушение совершается тогда, когда человек нарушает какую-то особую норму, принятую в обществе. Но эта норма, в отличие от моральных норм, должна быть обязательно записана, зафиксирована в законе.

Закон – это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке.

Таким актом является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. И действия полиции по отношению к разгулявшимся подросткам были законны.

Наступил один из видов юридической ответственности – административная. Подозреваемые превратились в правонарушителей. Нарушив статью Кодекса РФ об административных правонарушениях, они совершили деяние, которое называется административным правонарушением.

Теперь представим, что во время задержания один из подвыпивших парней оказал активное сопротивление работнику полиции. Например, схватил его за китель и оторвал пуговицу.

Смотрите так же:  Приказ 525 фссп россии

В этом случае разговор в отделении полиции был бы уже другим. В руках у лейтенанта мог оказаться другой кодекс – Уголовный. Этот закон предусматривает те правонарушения, которые имеют значительно большую общественную опасность.

Если человек совершил деяние, которое предусмотрено Уголовным кодексом – это тоже правонарушение. Но это уже не административный проступок. Это – преступление.

Чем же преступление отличается от других видов правонарушений?

Преступлениями считаются деяния, представляющие опасность для личности, общества и государства. Распитие спиртных напитков тоже опасно. Но оно включено в Кодекс РФ об административных правонарушениях и в перечень преступлений не входит.

Значит, преступление – это деяние, отличающееся особой опасностью для общества. И эта опасность определена законом. Такие деяния отделили от всех остальных и поместили в Уголовный кодекс под названием «преступления». И в этом законе за такие деяния предусмотрены наказания.

Преступление – это деяние, совершенное виновно. То есть деяние будет считаться преступлением, если будет установлена вина совершившего это деяние.

Таким образом, преступление – это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.

Слово «деяние» объединяет в себе два понятия – действие и бездействие.

Таким образом, преступлением может являться не только какой либо поступок, но и не совершение поступка, как предписанного законом, так нормами морали.

Примером может служить неоказание помощи пострадавшему при дорожной аварии:

  1. Преступным деянием явиться отъезд виновника аварии с места происшествия, сразу же после столкновения транспортных средств, зная, что во второй машине есть пострадавшие, нуждающиеся в помощи (действие – отъезд).
  2. Преступным бездействием явиться тот случай, когда виновник остановился после столкновения, убедился в том, что имеются раненные, но при этом не принял никаких мер к оказанию им помощи (минимальное действие – вызвать «скорую помощь»)

И в том и в другом случае он совершит одно и то же преступление – оставление в опасности, но как видим разными способами. При этом, в первом случае – оставаться на месте происшествия является предписанной законом обязанностью, а во втором, вызвать «скорую помощь» — нормой морального плана.

Кто ответит за «детскую неожиданность»?

Адвокат Оксана КОРЕНЮГИНА разъясняет, кто и в каких случаях несет материальную ответственность за поступки ребенка, как просто неблаговидные, так и граничащие с преступлением.

Адвокат Оксана КОРЕНЮГИНА разъясняет, кто и в каких случаях несет материальную ответственность за поступки ребенка, как просто неблаговидные, так и граничащие с преступлением.

НЕ УСЛЕДИЛИ РОДИТЕЛИ — ПУСТЬ ОТВЕЧАЮТ!
Если ребенок своими действиями причинил кому-то вред, расплачиваться за детские шалости часто приходится взрослым: по закону, родители должны содержать, воспитывать ребенка и нести юридическую ответственность за его поступки.
Фактически, получается, что взрослые должны отвечать за преступление или правонарушение, которого не совершали. На самом деле, это не так.
Пока ребенок не достиг возраста уголовной ответственности, он не может нести наказания (по российскому законодательству уголовная ответственность наступает с 16 лет, а за некоторые виды преступлений — с 14 лет). Однако взрослые в этом случае отвечают не за его «грехи», а за свои: значит, они неправильно воспитали чадо. Однако сразу необходимо оговориться, что уголовную ответственность за действия несовершеннолетнего ни родители, ни школа не несет. Взрослые отвечают только в рамках гражданского законодательства.
Даже если ребенок совершил преступление по неосторожности, все равно родителям придется отвечать за ненадлежащий надзор и контроль за поведением ребенка.
На основании статей Российского Гражданского кодекса за вред, причиненный малолетним ребенком (от 6 до 14 лет), отвечают его родители (усыновители или опекуны), если они не докажут, что вред возник не по их вине.
Допустим, вред, причиненный ребенком, оказался значительным и выплачивать ущерб родителям приходится много лет. Даже когда ребенок достигнет совершеннолетия, ответственность с родителей не будет снята. Они ведь отвечают за себя, за свои упущения в воспитании ребенка, за свой недосмотр.
Исключение составляют те случаи, когда, например, родители ребенка умерли, а сам он стал взрослым и может самостоятельно «платить по счетам». В этом случае суд может обязать его возмещать оставшиеся средства.
На родителя, лишенного родительских прав, ответственность за вред, причиненный его несовершеннолетним ребенком, может возлагаться в течение 3 лет после лишения родительских прав, конечно, если совершение ребенком преступления или правонарушения явилось следствием ненадлежащего воспитания со стороны родителей. Так что лишиться прав — не всегда значит освободиться от обязанностей.
В том случае, если родители ребенка разведены, ответственность все равно будет возложена и на папу, и на маму, и отвечать за проступок своего малыша они будут на равных. И только если один из родителей докажет, что он был лишен возможности участвовать в воспитании ребенка по вине второго родителя, тогда он будет освобожден от ответственности.

БЫЛ СЛУЧАЙ.
Несколько лет назад в Туле милиционер, придя домой, оставил свое табельное оружие — 9-милиметровый ПМ — на столе, то есть в доступном для ребенка месте. 8-летний ребенок, пользуясь тем, что папа уснул, так и не убрав ПМ, взял «ствол» и случайно застрелил соседку, скорее всего, даже не понимая, что он натворил. Поскольку ребенок был слишком мал для того, чтобы понести уголовное наказание, дела не завели. Но родственники нелепо погибшей соседки милиционера подали в суд иск о возмещении морального вреда. И вся ответственность легла на отца виноватого ребенка, сотрудника органов внутренних дел, поскольку он оставил без присмотра оружие — источник повышенной опасности.
Аналогичная ситуация может возникнуть и с автомобилем. Если ребенок взял без спроса авто и сбил кого-нибудь, материальная ответственность ложится на владельца источника повышенной опасности (машины) и частично родителей.
Но, как мы уже говорили, уголовную ответственность за ребенка ни родители, ни школа не несут. Если ему на момент совершения преступления уже исполнилось 14 лет, он вполне может угодить за решетку. Если нет — попасть в спецшколу.

В КАКИХ СЛУЧАЯХ ВИНОВАТА ШКОЛА.
Если малолетний ребенок что-то натворил в школе (украл что-нибудь у однокашников, разбил окно и т.п.), то ущерб будет возмещать учебное заведение, поскольку школа, в силу своего статуса, обязана в специально отведенное время (во время уроков или «продленки») следить за ребенком, воспитывать его, а соответственно, и отвечать за его поступки.
Однако если педагоги докажут, что ребенок совершил проступок не по их вине, суд может обязать возместить ущерб родителей.
А как быть, если ребенок сбежал с уроков и натворил что-то в то время, когда, по идее, он должен находиться в школе, а на самом деле предоставлен сам себе? Как говорят юристы, в этом случае ответственность будет возложена в так называемом ДОЛЕВОМ порядке: часть вины ляжет на родителей, часть — на школу.
Многое также зависит от возраста школьника. Если, например, один ученик толкнул другого на переменке, а тот сломал ногу или получил еще какие-то серьезные повреждения, здесь все зависит от того, сколько виновнику лет. Если ему еще не исполнилось 14 лет и он, по закону, является малолетним, отвечать за его провинности будут родители и школа. Если же ему больше 14 лет, то ответственность за боль своего однокашника подросток будет нести сам.

. И ГУВЕРНАНТКА
Часто бывает так, что занятые на работе или уехавшие отдыхать родители оставляют чадо с бабушками и дедушками, а то и вовсе звонят соседке: «Забери моего из школы, пусть у тебя посидит!»
Так вот, юристы предупреждают: если ребенок, находясь под присмотром вот таких вот бабушек или соседок что-то натворит, отвечать все равно будут родители. Поскольку такие люди берут под присмотр ребенка НЕ ПО ДОГОВОРУ, а просто по просьбе родителей, с них снимается всякая ответственность. А родители будут отвечать за то, что, выбирая человека для присмотра за ребенком, не проявили должной осмотрительности и доверили чадо не тому, кому следует.
Однако если ребенок остался с гувернанткой (няней), с которой заключен договор, отвечать материально за действия несовершеннолетнего будет она.

РЕБЕНОК ВЫРОС И ОТВЕЧАЕТ САМ
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут ответственность за причинение вреда самостоятельно. Правда, поскольку чаще всего несовершеннолетний, как правило, не имеет собственных денег, то за причинный им ущерб все равно будут платить родители. В этом-то случае как раз их обязанности по возмещению ущерба длятся только до 18-летия сына или дочери.
Допустим, ребенок уже достаточно платежеспособен — например, получил наследство, а его родители неплатежеспособны (престарелые или больные). Тогда они могут через суд переложить на повзрослевшего ребенка свою обязанность по возмещению вреда. Все решается на усмотрение суда, исходя из имущественного положения родителей и детей.

ЖЕНИЛСЯ — СЧИТАЙ, ПОВЗРОСЛЕЛ!
Полная дееспособность наступает с 18 лет. Однако бывают случаи, когда ребенок становится полностью взрослым до достижения совершеннолетия. Это понятие в Российском законодательстве называется ЭМАНСИПАЦИЯ.
Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору (по контракту), или, с согласия родителей, занимается предпринимательской деятельностью.
Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным производится по решению органа опеки и попечительства (с согласия обоих родителей). Если такого согласия нет, то по решению суда.
Родители (усыновители и попечитель) не несут ответственности за эмансипированного несовершеннолетнего. Если несовершеннолетний вступил в брак до достижения 18 лет, он также становится взрослым в полном смысле этого слова. Причем даже если до тех же 18 лет несовершеннолетний разведется, дееспособность его сохранится. И только в том случае, если брак будет признан недействительным, суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности.

НАШ СЛОВАРИК
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ — человек до 18 лет.
МАЛОЛЕТНИЙ — ребенок от 6 до 14 лет.
ОПЕКУНАМИ и ПОПЕЧИТЕЛЯМИ граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве и находящимися в воспитательных, лечебных учреждениях или учреждениях социальной защиты населения, или других аналогичных учреждений, являются эти учреждения.
ДЕЕСПОСОБНОСТЬ — способность человека своими действиями осуществлять свои гражданские права и исполнять обязанности. Дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста.
ЭМАНСИПАЦИЯ — приобретение полной дееспособности до достижения 18-летнего возраста.