Дидактическая игра по математике для средней группы

Дидактическая игра для дошкольников «Кармашки с секретом»

Автор: Третьякова Ольга Николаевна, воспитатель центра развития ребенка – детского сада № 8 «Рябинушка», г. Димитровград, Ульяновской области

Описание работы: данный материал рекомендован воспитателям дошкольных учреждений, которые работают с детьми среднего дошкольного возраста, а также родителям. Данная игра может быть использована в совместной игровой деятельности воспитанников и педагога, а также как часть непосредственно организованного образовательного процесса.

Данная игра представляет собой несколько кармашков из одинаковой ткани. В каждый кармашек вставлена карточка из цветного картона, с наклеенными на неё пуговицами (разного цвета и размера) в форме геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) или цифр (от 1 до 5).

Цель: совершенствовать тактильные ощущения и восприятие

Задачи:

Закрепить умение узнавать на ощупь геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)

Закрепить умение узнавать на ощупь цифры и называть их (от 1 до 5)

Формировать умение оценивать расположение фигур и цифр.

Формировать пространственную ориентировку.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать тактильное восприятие, внимания.

Воспитывать бережное отношение к игровому материалу.

Воспитывать терпимость и уважение к людям с ограниченными возможностями.

Ребенку предлагаются все кармашки с вложенными в них карточками.

Воспитатель: ребята посмотрите, что я вам принесла. Это кармашки с секретом. Вы хотите узнать в чем секрет?

Все вкладыши достаются, рассматриваются

Воспитатель: ребята скажите что вы видите?

Дети: разные фигуры – круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, цифры – одни, два, три, четыре.

Воспитатель: правильно. А из чего сделаны фигуры и цифры.

Дети: из пуговиц.

Воспитатель: да, ребята, все выложено из пуговичек. Ощупайте из своими пальчиками. Какие пуговки?

Дети: гладкие, круглые, большие, маленькие, разного цвета

Воспитатель: Как вы думаете, а если у вас будут закрыты глаза с помощью чего вы сможете узнать что изображено на карточке?

Дети: с помощью пальчиков.

Воспитатель: правильно. Давайте попробуем, узнать с закрытыми глазами, что изображено на карточке. Закрывайте свои глазки (дети обследуют карточки с закрытыми глазами). А теперь положите карточку на стол пуговками вниз, откройте глазки и скажите, кто догадался, что изображено у него на карточке?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: а теперь переверните карточки и проверьте, правильный ли вы дали ответ.

Дети переворачивают карточки, убеждаются в правильности или неправильности своего ответа.

Воспитатель: Вам легко было догадаться что изображено на вашей карточке?

Воспитатель: Действительно, когда мы ничего не видим нам не так то просто. Глаза и руки – это то, с помощью чего мы познаем мир, который окружает нас. Есть люди, которые лишены зрения – слепые. Эти люди очень умело пользуются своими руками, они даже читают с помощью пальцев. Книги для чтения представляют собой листы с выпуклыми рисунками, обследуя их пальцами – они узнают буквы и составляют из них слова. Но хоть наши с вами глаза и хорошо видят, наши пальчики тоже стоит приучить узнавать кое-что на ощупь. Вы хотите, чтоб ваши пальчики тоже были умными?

Дети: ответ детей

Воспитатель: Я вам предлагаю усложнить задачу. Давайте поместим наши карточки в кармашки из ткани, перемешаем их. Возьмите себе любой кармашек и попробуйте с помощью ваших ловких и умных пальчиков отгадать, что изображено на вашей карточке.

Дети обследуют карточку через ткань и называют то, что по их мнению изображено на карточке.

Воспитатель: давайте достанем карточки из кармашков и проверим правильные ли ответы вы дали.

Дети достают карточки и сравнивают свой ответ с изображением.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы быстро научились узнавать фигуры и цифры на ощупь. А теперь я хочу попросить вас положить кармашки на стол. А ты, Миша, найди среди всех кармашков тот, на котором изображен треугольник.

Миша обследует по очереди все кармашки, пока не найдет карточку с треугольником. Сережа, проверь действительно ли у Миши карточка с треугольником (возможны два способа проверки: достать карточку из кармашка или так же обследовать её на ощупь. Ребенок должен сам выбрать способ проверки и проверить ответ).

Воспитатель: ребята, а кто скажет мне, что бывает треугольной формы?

Дети: флажок, тарелка, платок и т.д.

Воспитатель: молодцы, как много вы знаете предметов треугольной формы.

Аналогичная работа проводится со всеми остальными карточками.

Эту игру можно немного изменить и тогда вы со своими детками можете получить гораздо больше удовольствия, от времени, проведенного вместе.

— отгадай на ощупь и назови

— отгадай на ощупь и найди пару

— отгадай на ощупь, и назови предмет такой же формы

Примечание: подобная игра может быть использована в работе и с более старшими по возрасту детьми, необходимо лишь увеличить число фигур (добавить овал, трапецию, ромб и т.д.) и цифр (до 10).

Дидактическое пособие «Умный клоун» для детей средней группы

Светлана Симонова
Дидактическое пособие «Умный клоун» для детей средней группы

Дети средней группы очень любопытны, любят задавать вопросы, умеют сочинять сказки, но у них недостаточно развита произвольность. С целью удержать внимание я придумала вот такого умного клоуна.

Цель дидактического пособия:

Формировать у детей навыки сотрудничества, культуру общения, поддерживать их познавательную активность,

Задачи. Закреплять навыки описания предметов, формировать умение выделять главное и второстепенное, активизировать зрительные функции.

Учить сравнивать, анализировать, устанавливать закономерность, сочинять сказки. Развивать воображение, зрительное восприятие, мелкую моторику рук, активизировать зрительные функции, развивать творческие способности.

Играть с дидактическим пособием одновременно может несколько детей.

Варианты игровых заданий: «Кто больше назовет», «Отгадай загадку», «Когда это бывает», «Дни недели», «Кто как разговаривает», «Картинки-загадки», «Предлоги», «Похожие слова», «Смысл слова»,

«Какое время года», «Угадай игрушку», «Кто больше назовет действий», «Сочиняем сказку по вопросам».

Приложение.

Все картинки вставляются в кармашки клоуна.

«Кто как разговаривает»

Цель: формировать фонетическую память (воспринимать, произносить, различать звуки).

Описание: предложить ребенку, показать, как разговаривает корова, как разговаривает её детёныш, чем различаются их голоса. Ребенок не только учится различать голоса по нескольким признакам, но и пытается при этом анализировать разницу между звуками.

Цель: учить выделять главное и второстепенное; закреплять навыки описания предметов.

Игровой материал и наглядное пособие: карточки с изображением различных предметов.

Описание: выбирается водящий. Он достает из кармашка одну из карточек и начинает описывать то, что на ней изображено. Игроки предлагают свои варианты ответов. Следующим водящим становится тот, кто первым ответил правильно.

Цель: закреплять навыки владения предлогами.

Игровой материал и наглядное пособие: одноразовая картонная тарелка и кубик.

Описание: расчертить тарелку на секторы. В каждом секторе написать предлоги на, в, под, над, с, за, перед, к и др. Ребенок бросает кубик на тарелку. Сектор, в который попал кубик, становится игровым. С предлогом игрового сектора ребенок должен придумывать предложение. Пусть сначала оно будет простым.

Цель: помочь изучить синонимы, разные значения одного и того же слова; учить выбирать наиболее точные слова для описания определенного предмета, избегать повторений.

Описание: объяснить ребенку, что об одном и том же можно сказать разными словами:

• Наш котенок веселый (Забавный, смешной, потешный, комичный)

• Погода на улице сегодня печальная. (Грустная, нерадостная)

• Заяц трусливый, а как еще можно назвать? (Боязливый, робкий, пугливый)

• Заяц убегает от лисы. А как еще можно сказать? (Удирает, мчится, спасается бегством, летит во весь дух, уносит ноги).

Цель: учить выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.

Описание: предложить, ребенку объяснить, как он понимает смысл слов, велосипед, нож, мяч, шляпа, письмо, зонтик, подушка, гвоздь.

«Какое время года»

Цель игры. Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года, развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Ход игры. У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку. Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?» — и, открывая карточку, читает текст. Дети отгадывают.

Цель. Ориентироваться в значении глаголов.

Материал Умный клоун.

Клоун — путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.

— Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.

— Зевают, отдыхают, спят.

— Пляшут, поют, кружатся.

Был Клоун в детском саду, когда дети:

— приходят, здороваются. (Когда это бывает)

— лепят снежную бабу, катаются на санках/

Как научить ребенка сочинять сказки?

Взрослый задает малышу вопросы, подводящие к описанию главного персонажа: «Какой это котенок? Какими словами можно сказать о нем? Какая у котенка шерстка? Какие у него уши, лапы?» Можно загадать загадку о нем. Потом ребенок выполняет следующие задания: «Придумай предложение про котенка, чтобы в нем было слово пушистый, трусливый, осторожный. Придумай, с чем можно сравнить нашего героя. Расскажи, что он умеет делать. Придумай предложение, чтобы в нем были слова «прыгает», «беленький и др.

Таким образом, малыш постепенно готовит материал для сказки на тему «Приключения котенка». Теперь он может, используя придуманные им предложения и фразы, описать характер героя, рассказать, как котенок собирался на прогулку, что интересного он увидел, что с ним произошло, чем все закончилось.

Аппликация из ватных дисков с элементами рисования «Веселый клоун» (к 1 апреля) Здравствуйте уважаемые Маамовцы! К 1 апреля я придумала веселого клоуна из ватных дисков и мы сделали его с детками из младшей группы.

«Веселые котята». Поделки с детьми средней группы «Вы послушайте, ребята, Мы хотим вам рассказать: Родились у нас котята, Их по счету ровно пять. » Эти строчки из стихотворения С. Михалкова.

Дидактическое пособие «Насекомые» (для средней группы)

Елена Бережная
Дидактическое пособие «Насекомые» (для средней группы)

Это дидактические игрушки — насекомые я изготовила сама. Они связаны на спицах. Это всем знакомые насекомые: божья коровка, кузнечик, пчела, бабочка, муравей.

Данное методическое пособие является универсальным. Использовать его можно в различных ситуациях:

— на занятиях как демонстрационный материал, как сюрпризный момент;

— в дидактических играх

по математике — Д/и «Кто за кем» (ориентировка в пространстве, лево — право, спереди — сзади, Д/и «Который по счету» (порядковый счет до 5);

по развитию речи — Д/и «Опиши насекомое«, составление творческих рассказов;

по рисованию, лепке — на цветовоспроиятие, изображение по образцу и т. д.

Смотрите так же:  Соглашение об уступке требования это

— в театральной деятельности — по выбору и замыслу воспитателя и детей.

Даже просто дать детям поиграть с ними в повседневной жизни.

Буду рада, если мои насекомые помогут Вам в вашей работе.

Объемная аппликация «Насекомые летом». Первая младшая группа. Закрепляем понятие «насекомые» (мухи, бабочки, божьи коровки, муравьи, кузнечики, вызывая у детей желание наблюдать за насекомыми. Расширяем.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе «В мире насекомых. Бабочка» Цель: закреплять названия насекомых, их особенностями; развивать интерес к жизни насекомых; учить передавать в рисунке характерные черты.

Дидактические пособия своими руками

Юлия Нольняева
Дидактические пособия своими руками

Дидактические пособия своими руками.

Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.

Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-коммуникатвного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят, позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социо -культурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Актуальность данной темы связана с процессами, происходящими в современном обществе. Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов — чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.

Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

В связи с этим проблема социально-коммуниктаивного развития — развития ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром — становится особо актуальной на данном современном этапе.

Этот факт находит отражение в основных федеральных документах: ФГОСДОО, закон РФ «Об образовании», в «Конвенции о правах ребенка».

Таким образом, целью нашей педагогической деятельности является -стимулирование социально-коммуникативного развития дошкольников через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО.

Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:

— присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

— развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социо-культурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

— формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

— формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его) .

Встает вопрос – какие задачи необходимо поставить перед коллективом ДОУ и родителями, чтобы стимулировать социально-коммуникативное развитие детей?

Это следующие задачи:

• освоение первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений;

• развитие самосознания детей;

• создание условий для развития у детей культурно-личностных отношений в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

• развитие коммуникативной компетентности;

• формирование адекватной самооценки и положительного отношения к окружающим людям;

• развитие игровой деятельности у детей.

В предполагаемом результате мы ориентируемся на целевые ориентиры по ФГОС:

— на инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.

— Уверенность ребенка в своих силах, открытость внешнему миру, положительно отношение к себе и к другим. Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх. Способность договариваться, учитывать интересы и чувства других.

— Владение ребенка различными формами и видами игры. Понимание устной речи и возможность выражать свои мысли и желания.

Для решения поставленных задач мы используем дидактические пособия изготовленные своими руками совместно с детьми и их родителями.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в дошкольный период и в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:

Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения (не случайно поэтому многие дети приносят в школу игрушки). Опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы — это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.

Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться».

Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непро-извольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры как раз и способствует развитию у детей психических процессов.

Недостаточно сформирована познавательная мотивация

Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей

Однако дидактические игры — это еще и игровая форма обучения, которая, как известно, достаточно активно применяется на начальных этапах обучения, т. е. в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

Сейчас особое значение отводится и работе с родителями они являются полноправными участниками образовательного процесса. Как «приблизить» наших родителей к образовательному процессу и помочь им в домашних условиях решать задачи развития малышей?

Выход есть! Привлечь их к изготовлению нетрадиционного оборудования и пособий,объяснить им, что чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить, потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь. Она помогает обобщать знания у детей, учит применять полученные знания в новой обстановке, углубляет познавательные интересы. Дети учатся классифицировать, обобщать, сравнивать, то есть развиваются их умственные способности.

Раньше во многих семьях существовала чудесная традиция – делать игрушки своими руками из ненужных вещей. Конечно, в былые времена это происходило, скорее, по причине дефицита и других объективных факторов. Сейчас семейные поделки – редкость, а если позволить крохе принять посильное участие в их изготовлении, то игры принесут двойную пользу и играть в них будет еще интереснее. А ведь пособия изготовленные своими руками они отличаются от покупных, таких в магазине не найдёшь.

Мы решили привлекать к изготовлению поделок на различные темы и пособий родителей воспитанников. Многие родители с таким интересом относятся к нашим предложениям, что нам есть чему поучиться у них.

Побыло предложено изготовить развивающие пособия из бросового материала.

При изготовлении нестандартного оборудования родители проявили творчество, смекалку, фантазию и изобретательность. Бесполезные на первый взгляд предметы превратились в забавные игрушки и пособия. Пригодились и пуговицы, и цепочки, фетр, пластиковые панели, веревки и множество других материалов.

Большое внимание уделялось эстетике и привлекательности оборудования. Все пособия были яркими, интересными для малышей. Дети с удовольствием играют в эти игры и в детском саду и дома.

Мы используем дидактические игры для социально-коммуникативного развития детей. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден высказывать своё мнение, общаться со взрослыми и сверстниками, использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях.

Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников — попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.

Вот такие пособия мы изготовили «Мой дом», «Умные ладошки», «Волшебный квадрат», «Времена года», «Занимательный паровозик», «Математический планшет», «Мухомор».

Дидактическое пособие «Мой дом».

Данное дидактическое пособие можно использовать для детей разного возраста. В зависимости от того сколько ребёнку лет задания усложняются или упрощаются.

Цель игры: Развитие мелкой моторики руки.

Развитие речевой активности.

Формирование у детей знания по темам «Мой дом», «Мебель»,«Игрушки».

Формирование умения называть части суток.

Развитие эстетического вкуса детей.

Здесь также закрепляются знания детей о форме предметов.

Дидактическое пособие «Волшебный квадрат».

Данное дидактическое пособие можно использовать для детей разного возраста. В зависимости от того сколько ребёнку лет задания усложняются или упрощаются.

Развивать мелкую моторику кистей рук (пуговички);

Закреплять знания детей основных цветов, геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник); обследовать форму фигур, используя осязание и зрение.

Формировать ориентировку в пространстве (правый верхний (нижний)угол, левый верхний (нижний)угол, середина); группировать предметы по форме, величине, цвету. «Дидактическое пособие «Мухомор»

Пособие для формирования правильного употребления существительных с предлогами (в, на, под, за, около).

Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; правильно употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Учить употреблять в речи имена существительных в форме единственного и множественного числа (гриб – грибы, бабочка – бабочки).

Учить различать и называть существенные детали и части предметов (шляпа, ножка, крылышки, усики).

Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков.

«Дидактическое пособие «Математический планшет»(3-7лет)

1. Тренировать мелкую моторику;

2. Развивать пространственное, абстрактное мышление, воображение;

3. Формировать умение ориентироваться на плоскости, работать

по предложенной схеме;

4. Развивает внимание и усидчивость.

В игре участвуют 1 – 2 человека; обратить внимание детей на внешний вид игры; нужно дать ребёнку доску, посчитать штырьки, а потом взяв резиночки, показать как натягивать резинки на штырьки. Затем дети выбирают карточки – схемы по желанию и рассматривают изображение.

— Взять резинку и натянуть сбоку какую либо фигуру.

Попросить ребёнка повторить.

— Дети с помощью конструктивного чертежа (для мальчиков,

для девочек и общие картинки) создают рисунок

на планшете. Эту игру можно играть и наоборот,

придумываете на доске картинку и перерисовываете её на бумагу.

Соблюдать определенную очередность в выборе карточек и резиночек.

Выигрывает тот, кто первый правильно соберет изображение по карте-схеме и назовет его. Игроку, первым собравшим изображение, предлагается дополнительная карта-схема.

«Дидактическое пособие «Времена года»

Цель многофункционального дидактического пособия: Всестороннее развитие речи детей дошкольного возраста.

— обогащение словаря ребенка и формирование у него грамматических категорий;

— развитие связной речи в процессе обучения рассказыванию;

— развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания);

— формирование пространственно-временных представлений.

Для развития психических процессов можно предложить также следующие игры. «Чего не стало?» ,«Что изменилось?» ,«Нелепицы».

Смотрите так же:  Брачный договор когда можно оформить

«Дидактическое пособие «Умные ладошки»

Цель: закреплять навыки счета.

• закреплять знания основных цветов, закреплять навыки счета, закреплять названия геометрических форм;

• учить различать руки, названия пальцев руки;

• развивать мелкую ручную моторику, внимание, зрительное восприятие, мышление, память, речь;

• воспитывать интерес к деятельности, усидчивость, терпение, стремление к достижению результата.

«Дидактическое пособие «Занимательный паровозик»

Игра предназначена для подгрупповой и индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель: Развитие грамматически правильной речи.

• Формировать умение понимать и выполнять задания по карточкам- схемам;

• Развивать слуховое восприятие, внимание, память, мышление, речь;

• Воспитывать умение следовать игровым правилам.

Дидактические игры своими руками В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что.

Дидактические игры своими руками Выполнила: С. И. Кочнева Дидактическая игра:»Разложи по цвету» Цель:Закрепить основные цвета; Развитие мелкой моторики пальцев рук. Дидактическая.

Дидактические пособия и макеты по ПДД своими руками Самое главное у человека — это жизнь», -писал Н. А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги.

Дидактические пособия своими руками Дидактические пособия своими руками. Проблема- непрерывное обновлениепредметно-развивающей среды. Актуальность – обновление предметно-развивающей.

Использование пособия своими руками из подручного материала в развитии дошкольника Использование пособия своими руками из подручного материала в развитии дошкольника. Мы хотим чтобы, наши дети росли здоровыми и счастливыми,.

Мастер-класс «Универсальные дидактические пособия своими руками» Представленные пособия универсальны, потому что позволяют: • Развивать мелкую моторику рук детей (благодаря использованию массажных мячиков);.

Методические пособия своими руками Шишка. Изготовлена из одноразовых ложек, основа одноразовый стаканчик — 0.2 л, склеено термоклеем. Покрыта краской из балончика, цвет — золото.

Пособия для развития мелкой моторики детей своими руками Здравствуйте, коллеги! Предлагаю вашему вниманию продолжение обзора игр, которые сделаны своими руками из подручных материалов для развития.

Пособия для развития пальчиков малышей своими руками Здравствуйте,уважаемые коллеги! Всем нам известно, что развитие мелкой моторики у детей — это один из самых главных факторов, стимулирующих.

Способы изготовления нетрадиционного пособия «Геометрический планшет своими руками» С Общение и взаимовыручка вовремя работы «Насекомые»наша любимая тема Работа по карточкам-схемам Моделируем резинками маленького.

Тренажёр (средняя группа) на тему:
Дидактическое пособие по развитию речи «Звуковые часы»

Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие по развитию речи

Описание: Дидактическое пособие по воспитанию звуковой культуры речи «Звуковые часы» предназначено для детей 5-7 лет. Используя пособие можно решать ряд задач: закреплять правильное звукопроизношение, развивать фонематический слух, подбирать слова близкие по звучанию, определять наличие заданного звука в слове и другие. Данный материал будет полезен логопедам, воспитателям дошкольных учреждений, а также родителям. Пособие рассчитано для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми дошкольного возраста.
Цель. Воспитание звуковой культуры речи.
Игровой материал.
Рисуем циферблат часов, разделённый на две половины (желтого и зелёного цвета). По краю циферблата в верхней и нижней частях приклеиваем одинаковое количество кругов (по пять). Ламинируем прозрачной самоклейкой

В центре макета прикрепляем двойную стрелку. При помощи двустороннего скотча на каждый кружок приклеиваем прозрачный кармашек.

Затем часы фиксируем на картонную основу.

Подбираем предметные картинки (на кругах такого же размера, как круги на часах).

Игра «Найди пару»

Цель: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.
Взрослый помещает в верхнюю часть часов картинки. Остальные картинки раскладывает на столе и сообщает детям:
— Сегодня мы будем играть в игру «Найди пару». Наши часы поделены на две части. В верхней части размещены картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а другая — на пустой кружок внизу. На этот кружок нужно поместить картинку, которая звучит сходно с названием предмета, на который указывает верхняя стрелка.

Взрослый указывает стрелкой на картинку, ребёнок проговаривает это слово и подбирает сходное по звучанию из предложенных картинок. (Мишка – миска, коза – коса ….)

Игра «Подружи картинки»

Цель: автоматизировать звук Ш, развивать логическое мышление.
Взрослый предлагает детям рассмотреть и назвать картинки.

— Сегодня мы подружим картинки из верхней и из нижней части часов. Называйте картинку и подбирайте для неё пару, например, «Шиповник и шмель».
Дети проговаривают словосочетания, выделяя звук Ш.
Шиповник и шмель.
Бабушка и дедушка.
Лягушка и камыши.
Клюшка и шайба.
Мышка и кошка.

Игра «Назови последний звук»

Цель: упражнять детей в выделении последнего звука в слове.

Взрослый помещает в верхнюю часть часов картинки. Остальные картинки раскладывает в боковые кармашки и сообщает детям:
— Сейчас я буду называть картинки, а вы слушайте внимательно и называйте только последний звук в слове.
— «Ракета» — какой последний звук? Звук А.
— Найдите картинку на этот звук.
— Поместите картинку в кармашек, куда указывает стрелочка.
Затем дети самостоятельно называют предмет, определяет последний звук и подбирают картинку

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: Обучать работе с признаками объектов и значением этих признаков, обогащать словарный запас детей прилагательными и сравнениями, развить умение исследовать и классифицировать объекты .

Цель : Развивать речь. Обучать детей устанавливать причинно-следственную связь между двух объектов. Определять по какому признаку произошло изменение. Развивать логическое мышление.

ЦельЗакреплять значение имен признаков и сами признаки, учить подбирать сравнения, расширять словарный запас детей, развивать коммуникативные компетенции.

Цель : Развивать речь. Обучать детей распознавать имена признаков и их значение. Рассказывать об объекте, используя значки признаков.

Пособие «Цветик-семицветик». Направленно для решения педагогических задач по семи блокам: «7 цветов радуги»;«7 дней недели»;«Учим звуки»;«Знаем сказки»;«Времена года»;«Добрые дела»;«Знаем ж.

Развитие речи представляет собой сложный многоплановый процесс, тесно связанный с развитием и становлением психических процессов человека. Речь выступает сначала как средство общения.

Дидактическое пособие по развитию речи «Будильник правильной речи&quot.

Материал (средняя группа) на тему:
«Дидактические игры и пособия по сенсомоторному развитию младших и средних дошкольников»

«Дидактические игры и пособия по сенсомоторному развитию младших и средних дошкольников»

Предварительный просмотр:

из опыта работы

на районном методическом объединении

воспитателей младших и средних групп

на тему: «Дидактические игры и пособия по сенсомоторному развитию младших и средних дошкольников» .

Одна из задач дошкольного воспитания — сенсорное развитие детей, которые именно в этом возрасте наиболее восприимчивы к окружающему миру, «настроены» на познание явлений действительности, предметов, их внешних свойств.

Сенсорное воспитание — это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий. Сенсорное воспитание — целенаправленное развитие ощущений и восприятий.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка — совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве, времени.

Воспринимая предметы и действуя с ними, ребёнок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности. При восприятии музыки он учится следить за мелодией, выделять отношения звуков по высоте, улавливать ритмический рисунок, при восприятии речи — слышать тончайшие различия в произношении сходных звуков. Значительно совершенствуется у детей умение определять направления пространства, взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющие их промежутки времени.

В детском саду ребёнок обучается лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учёта и использования. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображённым предметом, ребёнок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Конструирование требует исследования формы предмета (образца), его строения. Ребёнок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчётливые представления о явлениях живой и неживой природы. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное дифференцирование речевых звуков — и зрительного восприятия.

Какие же задачи по сенсорному развитию детей 3-5 лет стоят в Программе?

Продолжать создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми предметами; для восприятия музыкальных инструментов, звучания родной речи.

Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.

Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Подсказывать детям название формы (круглая, треугольная, прямоугольная и квадратная). Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи. Продолжать показывать разные способы обследования предметов. Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств.

Продолжать работу по сенсорному развитию детей в разных видах деятельности. Обогащать опыт детей новыми способами обследования предметов. Закреплять полученные раннее навыки их обследования.

Совершенствовать восприятие детей путём активного использования всех органов чувств (осязания, зрения, слух, вкус, обоняние). Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи. Приветствовать попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы.

Использовать эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т.п.); подбирать предметы по одному – двум качествам (цвет, размер, материал и т.п.).

Наиболее эффективно задачи по сенсорному развитию дошкольников решаются в процессе образовательной деятельности в режимных моментах.

Виды дидактических игр :

Подвижные игры дидактической направленности.

1. Игры, возникающие по инициативе детей — самостоятельные, режиссерские.

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого или старших детей — организованные игры.

3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа — народные.

Игра — это особый вид деятельности дошкольника, она всегда носит творческий характер.

Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них деятельности — отличительная особенность дидактических игр. Дидактические игры, проводимые вне занятия и являющиеся составной частью занятия, обучают и закрепляют знания в игровой форме.

А теперь, нам бы хотелось представить вашему вниманию несколько многофункциональных дидактических пособий и обратить внимание на особенности методики работы с ними.

Цель: Формирование у детей представления о сенсорных эталонах, умение группировать предметы по цвету, форме, величине, развитие мелкой мускулатуры рук.

Оборудование: Наборное полотно из картона с карточками по правой и левой сторонам и с отверстиями для цветных шнурков.

Игра рассчитана на совместную деятельность воспитателя и ребенка в возрасте от 2-4 лет.

Ход игры: Воспитатель вместе с ребенком рассматривает карточки, педагог обращает внимание на их сходство и отличие. Затем воспитатель открывает карточки с двух сторон на дифференциацию цвета и при помощи шнурка соединяет одну пару. Далее предлагает ребенку подобрать следующую пару картинок, используя шнурок другого цвета. Затем эти же действия производятся с карточками на величину и форму предметов.

Смотрите так же:  Образец заявления на рассрочку оплаты коммунальных услуг

Данное пособие полифункциональное может быть использовано для занятий не только по сенсорному развитию.

Варианты игр: «Кто где живет?», «Угости зверюшек», «Найди маму детенышам», «Найди контур предмета», «Оденем кукол».

Цель: обеспечение накопления представлений о форме и величине предметов; развитие мелкой мускулатуры рук.

Данное пособие можно использовать как для индивидуальной работы с ребенком так и для самостоятельной деятельности детей, побуждать называть форму и размер пуговиц.

  1. Развивать тактильную чувствительность пальцев рук, мелкую моторику пальцев при застегивании, расстегивании, прикладывании;
  2. Знакомить с формой предмета, цветом, размером.

1 взрослый показывает божью коровку, рассматривает вместе с ребенком, называет цвет, форму, обращает внимание на пятнышки, предлагает потрогать, расстегнуть ее. Рассматривает геометрические фигуры, называет цвет, форму, обследуют их.

Вопросы: какого цвета треугольник? Покажи красный квадрат? И т.д.

2 взрослый предлагает рассмотреть цветы. «Какая красивая поляна», Покажи красный цветок? Какого цвета? Возьми красный цветок и пристегни к красной серединке и т.д.

После декорирования сумки, дети могут поиграть с ней в зоне сюжетно-ролевых игр.

Дидактическое пособие «Уникуб» (сенсорный куб)

Цель: развивать у детей сенсорные способности, речь, внимание, воображение, память, мелкую моторику, коммуникабельные способности; формировать дифференцированное восприятие качества предметов; воспитывать малышей играть вместе, взаимодействовать в коллективе.

Для изготовления пособия потребуется: 6 решеток для раковины, нитки, коробочки от киндер – сюрприза, прищепки, скрепки, резинки, ленточки , шнуры , пластмассовые шары, колокольчики , бусы , пуговицы , кусочки тканей, пробки от пластиковых бутылок, горох, фасоль , гладкая и шершавая бумага, скотч, перышки , металлическая пластинка , магниты, катушка.

Куб изготавливают из шести решеток для раковины, соединенных при помощи ниток или лент. Внутрь куба положить пластмассовые шары, на верхнюю плоскость повесить звоночки. На внешних сторонах и ребрах куба разместить ленточки, веревки, коробочки от киндер -сюрпризов, скрепки .

Варианты заданий для работы с «Уникубом» (с демонстрацией фотоматериалов).

1. «Массаж».
Задачи: развивать мелкую моторику, память, речь, учить выполнять массаж ладоней,
пальцев.

Для массажа ладоней предложите детям потереть ими о плоскости куба,
приговаривая :

Девочки и мальчики,

О решетку их потрем

И ладошки разомнем.

2. «Нора».
Задачи: развивать мелкую моторику, память, речь, внимание, глазомер.

Малыш указательным пальцем, или фломастером зажатым в пальцах изображает лису, которая лезет в нору. (Необходимо попасть в отверстие решетки пальчиком или фломастером.)

Залезает лиса в норку,

Она делает уборку,

А потом зовет лисят,

Пусть лисята поглядят.

Задачи: развивать мелкую моторику, память, внимание, речь, навыки классификации. Насыпаем в 2 блюдца фасоль и горох. Ребенок большим и указательным пальцами берет фасолину или горошину и опускает в отверстие куба, говоря:

Сеем мы фасоль, горох.

Урожай у нас неплох.

Мы корзины принесем,

Урожай наш соберем.

Затем куб убираем и сортируем в разные блюдца фасоль и горох, упавшие на стол.

Задачи: развивать мелкую моторику, внимание, память, речь, воображение.

Ребенок закрывает пробками от пластиковых бутылок отверстия.

В муравейник на ночь закрываем двери,

Чтобы не мешали птицы им и звери.

Не шумите до утра.

Муравьишкам спать пора.

5. «Помощники».
Задачи: развивать память, внимание, речь, мелкую моторику.

Дети прищепляют на куб прищепки, можно вместе с лоскутком ткани и говорят: Белье на веревку

Дома маме помогали

И нисколько не устали.

6. «Домик для магнита».

Задачи: познакомить со свойствами магнита, развивать память, речь, внимание, тренировать мелкую моторику.

Предложить ребенку найти домик для магнита, где ему будет хорошо. А хорошо ему там, где он будет крепко держаться. Ребенок прислоняет магнит к различным предметам: деревянным, пластмассовым, металлическим Делаем вывод:

В деревянном домике магнитик не живет,

Из пластмассовой избушки тоже он уйдет,

А вот в железном домике уютно будет жить.

И в гости он магнитики сможет пригласить.

Теперь можно предложить остальные магниты разместить на металлической пластинке.

Задачи: тренировать мелкую моторику, развивать память, речь, внимание.

Ребенок по вертикальной плоскости куба ходит указательным и средним пальцами, как ножками по клеткам. «Ходить» можно поочередно то одной , то другой рукой , а можно и двумя одновременно, говоря:

Скалолаз наш очень ловкий

Лезет в гору без страховки.

Задачи: развивать мелкую моторику, память, внимание, речь.

Ребенок просовывает в отверстия большой и указательный пальцы, соединяет их, образуя колечко. Можно соединять большой и средний пальцы, большой и безымянный, большой и мизинец поочередно, читая стихотворение:

Дверь закрою на замок

И нестрашен серый волк.

9. «Косички у сестрички».

Задачи: Развивать мелкую моторику, память, внимание, речь, воображение.

Ребенок плетет из веревочек косичку, завязывает бант со словами:

Я своей сестричке Заплету косички,

Бант Танюшке завяжу,

Всем ребятам покажу.

Задачи: развивать мелкую моторику, ловкость, внимание, речь, память, воображение; воспитывать умение играть сообща.

В игре участвуют один или несколько детей. Просовывая фломастер или карандаш в отверстие необходимо попасть по шару, приговаривая:

Буду я играть в футбол

И забью в ворота гол.

Задачи: тренировать мелкую моторику, развивать речь, внимание, память.

Малыш на шнурок нанизывает бусы со словами:

К маме Миша приходил,

Маму в бусы нарядил.

Бусин много раз, два, три –

Как красиво, посмотри.

Задачи: развивать мелкую моторику, память, речь, слуховое внимание.

Предложить ребенку просунуть фломастер или карандаш в отверстие и постучать по колокольчику, говоря на каждый ударный слог.

Ты звони как встарь,

В колокол звони, звонарь.

Ты звони , звони скорей,

Созывай моих друзей.

Два ребенка становятся возле угла куба, просовывают карандаш или фломастер и пытаются сражаться ,словно богатыри , мечами.

Мы ребята силачи

Взяли острые мечи.

Раз, два, три, четыре, пять —

Кто ж не хочет сильным стать?

Задачи: развивать моторику рук, речь, внимание, память, воображение.

Малыш нанизывает скрепки или резинки друг на друга, образуя лесенку, сказав при этом:

Смастерим мы лесенку, Лесенку — чудесенку.

И на ней достанем мы

И до звезд и до луны.

Задачи: развивать мелкую моторику рук, память, внимание, речь, воображение.

Ребенок в отверстия решетки продевает ленту или шнурок, при этом цитируя:

Ползет змея среди травы,

Не поднимает головы.

Задачи : развивать мелкую моторику, память, воображение, речь, внимание.

На шнурок нанизываются пуговицы.

Без работы не скучаю,

Задачи: развивать тактильную чувствительность, внимание, речь, память. Ребенку предлагают цветок из гладких и шершавых лепестков. Он водит по лепесткам пальцами и называет качество лепестка ( гладкий, шершавый.)

Шершавый, гладкий лепесток.

Задачи: развивать навыки классификации, внимание.

На стенке куба висят 2 коробочки от киндер — сюрприза. Одна пустая, другая наполнена гайками. Воспитатель говорит:

Раз, два, три, четыре –

На весы поставим гири.

Взвесим вафли, шоколад, Мармелад и виноград. Ребенку предлагается определить, где легкая, а где тяжелая гиря.

Задачи: развивать тактильную чувствительность, внимание, воображение.

Будем в магазин играть,

Будем ткани выбирать.

Платье мы сошьем для Маши, А рубашечку для Саши.

Ребенок называет качество ткани, находит пару сначала с открытыми, а затем с закрытыми глазами.

20. «Пчела и цветы».

Задачи: развивать обоняние, внимание, воображение, навыки классификации.

На лугу пчела живет, Собирает она мед.

От цветка к цветку летает,

Нежный аромат вдыхает.

Ребенок нюхает коробочки от киндер — сюрприза.

(В них проделаны отверстия и помещены различные пахучие предметы.) Малыш по запаху определяет, что находится в коробочке. Ребенку можно предложить найти пару по запаху.

Задачи: развивать фонематический слух, внимание, воображение, речь, память.
Коробочки из-под киндер — сюрприза заполнены: горохом, семенами укропа, гайками…Они звучат по — разному. С ребенком проводится игра «Тихо — громко». Можно предложить детям погреметь коробочками одновременно — организовать оркестр, сопровождая его словами:

На пенечки зайки встали,

В барабаны заиграли.

Бум- бум, та — ра — ра

Задачи: развивать мелкую моторику, память, речь, воображение, внимание. На нитке закреплена пустая катушка, ребенок наматывает на нее шнурок со словами:

Я возьму катушку,

И свою подружку

23 . Дыхательная гимнастика «Ветер».

Задачи: учить детей выполнять дыхательную гимнастику, развивать память, речь, внимание, воображение.

На ниточке висит перо. Ребенок произносит слова и дует на перо:

Дует ветер, дует смелый,

Вот и птичка полетела.

Машет крыльями легко.

Можно предложить подуть на шары или на колокольчик, которые расположены внутри куба. Поиграть в ураган.

24. Дыхательная гимнастика «Ураган».

Задачи: развивать силу выдоха, внимание, память, речь, воображение.

И с высокой горы

25. Гимнастика для глаз «Глазная зарядка».

Задачи: учить снимать напряжение с глаз, развивать внимание.

Предлагаем детям посмотреть поочередно на различные предметы, расположенные на кубе, меняя угол зрения.

Можно посмотреть на левый верхний угол, затем на правый верхний угол, на нижний левый угол, на нижний правый угол, в середину куба.

Просим детей следить глазами за перемещением указки в разных направлениях по кубу со словами:

Глазки делают зарядку.

Начинаем по порядку:

Влево, вправо посмотри,

Ну, скорее не ленись,

Посмотрели вверх и вниз.

А теперь не зевай,

Глазки по кругу вращай.

Ознакомление детей с цветом.

На каждой плоскости куба приклеены с помощью скотча цветные квадраты из картона.

По заданию воспитателя ребенок может:

  • прищеплять прищепки,
  • завязывать ленточки,
  • закрывать отверстия пробками соответственно цвету квадрата,
  • предложить малышу показать красные, зеленые и т.д. пуговицы, магниты, бусы…

«Уникуб» прост в изготовлении, многофункционален, занимает мало места, одновременно несколько детей могут пользоваться им. При желании все пособия быстро и легко снимаются. Куб может стать демонстрационным. На нем можно разместить предметные, сюжетные геометрические фигуры… Его можно использовать как мини — театр. На его плоскостях размещают персонажей сказок, декорации. Поворачивая куб, будет происходить смена декораций и сюжета сказки.

Предлагаем детям посмотреть поочередно на различные предметы, расположенные на кубе, меняя угол зрения. Можно посмотреть на левый верхний угол, затем на правый верхний угол, на нижний левый угол, на нижний правый угол, в середину куба.

Специально организованные дидактические игры — хорошее дополнение к обучению на занятиях. Мы очень надеемся на то, что представленный опыт работы будет ценен и полезен для каждого из вас.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально – дидактические игры и пособия как средства развития музыкального восприятия дошкольников. « Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии.

В процессе коррекционно-педагогической работы наиболее сильный компенсаторный эффект в сенсомоторном развитии дошкольников с патологией зрения достигается при использовании многофунк.

Презентация из опыта работы «Дидактические игры и пособия по сенсомоторному развитию детей раннего возраста, сделанные своими руками».

Дидактические игры и пособия для развития речи детей старшей группы.

Мероприятие носит конкурсный характер, проводится согласно «Положению о конкурсе на лучшую разработку дидактической игры, пособия по развитию звуковой культура речи дошкольников&quot.

Дошкольный возраст — это тот период, когда закладывается основа дошкольной жизни ребенка.

В программу выставки включено описание игр и пособий, которые изготовили педагогические работники МБДОУ в рамках подготовки и проведения педагогического совета.