Материал на тему:
ДОГОВОР об образовании по образовательным программам дошкольного образования

ДОГОВОР об образовании по образовательным программам дошкольного образования.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Договор с родителями об образовании по образовательным программам дошкольного образования (проект). .

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Структура учебной программыI. Пояснительная записка.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОЙ ФОРМЫ ДОГОВОРА ОБ ОБРАЗОВАНИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 января 2014 г. № 8.

В материале представлен фрагмент адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями.

Адаптированная образовательная программа (АОП) дошкольного образования детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) – это образовательная программа, адаптированная для этой категории дете.

В публикации представлен опыт работы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №19» города Кириши Ленинградской области по реализации проекта региональной инновацио.

Договор об образовании по образовательным программам дошкольного образования между муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 15» и родителями (законными представителями) ребёнка

ДОГОВОР № ____

об образовании по образовательным программам дошкольного образования

между муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением

«Детский сад № 15» и родителями (законными представителями) ребёнка

г. Новокузнецк «___» ____________ 2018г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15», осуществляющее образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, (далее – Учреждение) на основании лицензии (на дату заключения договора — от 07 июля 2015г. серия 42Л01 №0002164 (регистрационный номер №15132 , выданной Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области, предоставлена бессрочно (далее — Исполнитель) в лице заведующего Вороненко Елены Вениаминовны, действующего на основании Устава и ____________________________

(фамилия, имя, отчество родителя (законного представителя)

(далее — Заказчик), действующего в интересах несовершеннолетнего__________________________________

(фамилия, имя, отчество, число, месяц, год рождения)

(далее — Воспитанник), совместно именуемые Стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:

  1. Предмет договора

1.1. Предметом договора являются оказание учреждением Воспитаннику образовательных услуг в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее — ФГОС дошкольного образования), присмотр и уход за Воспитанником, разграничение прав и обязанностей Сторон, по совместной деятельности и реализации права на получение общедоступного дошкольного образования в соответствии с:

  • Конвенцией о правах ребенка (принята резолюцией 44/25Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989 г.);
  • Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным законом от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ;
  • Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»;
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. N 26
    «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки России от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Правилами приема заявлений, постановки на учет, приема (зачисления) на обучение по образовательным программам дошкольного образования, перевода и отчисления воспитанников, действующими в Учреждении.

1.2. Форма обучения – очная.

1.3. Наименование образовательной программы:

1.3.1. основная образовательная программа дошкольного образования;

1.3.2. адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных воспитанников (далее – Программа),

разрабатываемой Исполнителем самостоятельно, в соответствии с действующим законодательством.

1.4. Срок освоения программы: промежуток времени с даты издания приказа о зачислении Воспитанника в Учреждение до даты издания приказа об отчислении по основаниям, перечисленным в п. 4.2. настоящего договора.

1.5. Режим пребывания Воспитанника в Учреждении – 12-часовое пребывание; пятидневная рабочая неделя — понедельник — пятница с 07-00 до 19-00 часов; выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.6. Воспитанник зачисляется в группу: ________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________ общеразвивающей/ компенсирующей (нужное подчеркнуть) направленности для детей с нарушениями речи (нужное подчеркнуть).

  1. Взаимодействие сторон.

2.1. Исполнитель вправе:

2.1.1. Самостоятельно осуществлять образовательную деятельность.

2.1.2. Защищать интересы работников в соответствии с действующим законодательством.

2.1.3. Вносить предложения по совершенствованию воспитания ребёнка в семье.

2.1.4. Временно переводить Воспитанника в другую группу по условиям, не противоречащим действующему законодательству (уменьшения количества детей в группах, в летний период, на время карантина и др.).

2.1.5. Предоставлять Воспитаннику дополнительные образовательные услуги (за рамками муниципального задания), наименование, объем и форма которых определяются договором об образовании по дополнительным образовательным программам, оказываемых на возмездной основе.

2.2. Заказчик вправе:

2.2.1. Знакомиться с Уставом Учреждения, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности Сторон.

2.2.2. Взаимодействовать с Исполнителем по всем направлениям воспитания и обучения.

2.2.3. Получать от Исполнителя информацию:

  • по вопросам организации и обеспечения надлежащего исполнения услуг, предусмотренных условиями Договора;
  • о поведении, эмоциональном состоянии Воспитанника во время его пребывания в Учреждении, его развитии и способностях, отношении к образовательной деятельности.

2.2.4. Принимать участие в жизни группы своего ребенка, работе органов коллегиального управления Учреждением, предусмотренных Уставом.

2.2.5. Вносить предложения по улучшению работы с Воспитанниками и по организации дополнительных образовательных услуг (при наличии в Учреждении соответствующих условий).

2.2.6. Оказывать посильную помощь Учреждению в реализации уставных задач.

2.2.7. Принимать участие в организации и проведении совместных мероприятий, проводимых с воспитанниками в Учреждении (праздники, развлечения, досуги, дни здоровья и др.).

2.2.8. Выбирать виды дополнительных образовательных услуг, в т.ч. оказываемых Исполнителем на возмездной основе.

2.3. Исполнитель обязан:

2.3.1. Обеспечить Заказчику доступ к информации для ознакомления с:

  • Уставом Учреждения;
  • лицензией на осуществление образовательной деятельности;
  • образовательными программами;
  • другими документами, регламентирующими деятельность Учреждения и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности Исполнителя, Заказчика и Воспитанников.

2.3.2. Зачислить Воспитанника в группу на основании:

— письменного заявления Заказчика;

— медицинского заключения установленного образца;

— документа, удостоверяющего личность одного из родителей (законных представителей).

2.3.3. Обеспечивать надлежащее предоставление услуг, предусмотренных разделом 1 настоящего Договора, в полном объеме в соответствии с ФГОС дошкольного образования, образовательной программой и условиями настоящего Договора.

2.3.4. Довести до Заказчика информацию, содержащую сведения о предоставлении платных дополнительных образовательных услуг в порядке и объеме, которые предусмотрены Законом Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» и Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.3.5. Обеспечивать охрану жизни и укрепление физического и психического здоровья Воспитанника; его интеллектуальное, физическое и личностное развитие, развитие его творческих способностей и интересов, учитывая индивидуальные возможности и потребности Воспитанника, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, возможности освоения образовательной программы на разных этапах ее реализации.

2.3.6. Создавать безопасные условия обучения, воспитания, присмотра и ухода за Воспитанником, его содержания в Учреждении в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими сохранность его жизни и здоровья.

2.3.7. Обеспечить медицинское обслуживание Воспитанников силами штатного медицинского персонала Учреждения и медицинского персонала учреждения здравоохранения на основании ежегодно заключаемого договора и в соответствии с действующей лицензией на осуществление медицинской деятельности № ЛО-42-01-004466 от 28.06.2016, выданной Управлением лицензирования медико-фармацевтических видов деятельности Кемеровской области (предоставлена бессрочно) на оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: вакцинации (проведению профилактических прививок), медицинскому массажу (при посещении Воспитанником группы компенсирующей направленности), сестринскому делу в педиатрии.

2.3.8. Информировать органы опеки и попечительства о жестоком обращении Заказчика с Воспитанником, непосредственной угрозе жизни и здоровью ребёнка.

2.3.9. Обеспечивать реализацию программы средствами обучения и воспитания, необходимыми для организации образовательной деятельности и создания развивающей предметно-пространственной среды в Учреждении (помещение, оборудование, учебно-наглядные пособия, игры, игрушки и т.п.).

2.3.10. Обеспечивать Воспитанника необходимым сбалансированным 4-кратным питанием в соответствии с его возрастом и требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13. Время приема пищи — согласно установленному в Учреждении режиму дня.

2.3.11. Устанавливать график посещения Учреждения:

  • пятидневная рабочая неделя — понедельник — пятница с 07-00 до 19-00 часов;
  • выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.3.12. Переводить ребенка в следующую возрастную группу с 01 сентября ежегодно.

2.3.13. Обеспечить соблюдение требований Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» в части сбора, хранения и обработки персональных данных Заказчика и Воспитанника.

2.3.14. Сохранять место за Воспитанником в случае его болезни, санаторно-курортного лечения, карантина, отпуска и/или временного отсутствия Заказчика по уважительным причинам (болезнь, командировка, прочее), а также в летний период, вне зависимости от продолжительности отпуска Заказчика на основании заявления Заказчика.

2.3.15. Не передавать Воспитанника Заказчику, если тот находится в состоянии алкогольного, токсического, наркотического и/или иного опьянения.

2.3.16. Соблюдать условия настоящего договора.

2.4. Заказчик обязан:

2.4.1. Своевременно вносить плату за присмотр и уход за Воспитанником в сумме 2559 (две тысячи пятьсот пятьдесят девять рублей) (основание: постановление администрации г. Новокузнецка от 25.06.2018 № 126 «О внесении изменений в постановление администрации г. Новокузнецка от 18.09.2017 № 147 «Об установлении платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования») в срок до 10 числа текущего месяца из расчета фактически оказанной услуги по присмотру и уходу, соразмерно количеству календарных дней, в течение которых оказывалась услуга. Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы.

2.4.2. Незамедлительно сообщать Исполнителю об изменении персональных данных, Заказчика и/или Воспитанника, места жительства, номера телефона и др.

2.4.3. Лично передавать и забирать Воспитанника у воспитателя, не передоверяя ребенка лицам, не достигшим 18-летнего возраста.

2.4.4. Проявлять уважение к сотрудникам Учреждения; не допускать физического и психического насилия, оскорбительных заявлений относительно своего ребёнка, других Воспитанников и их родителей (законных представителей), сотрудников Учреждения.

2.4.5. Приводить ребёнка не позднее 07-45 часов (данное условие носит рекомендательный характер и обусловлено режимом организации питании, оздоровительных и образовательных мероприятий) в опрятном виде, со сменной одеждой, обувью, без признаков болезни и недомогания. Не менее чем за день известить администрацию или воспитателя о дне прихода после длительного отсутствия (болезни, отпуска и др.).

2.2.21. Обязаны уведомлять медицинскую сестру об отсутствии ребенка в детском саду для неначисления родительской платы за дни отсутствия ребенка в Учреждении по уважительной причине.

Уважительной причиной отсутствия ребенка в Учреждении является:

— болезнь ребенка, санаторно-курортное лечение ребенка (при наличии справки медицинской организации);

— отдых ребенка на период отпуска родителей (законных представителей) не более 75 календарных дней в год при наличии заявления одного из родителей (законного представителя);

— закрытие Учреждения на ремонтные работы, карантин и др. (при наличии приказа Учреждения);

— прохождение ребенком реабилитации после перенесенного заболевания (при наличии выписки из стационара, справки медицинской организации, заключения врача-специалиста, направления на медицинскую реабилитацию).

В случае несвоевременного (после 9.00 первого дня отсутствия) уведомления родителями (законными представителями) Учреждения об отсутствии ребенка по уважительной причине, а также в случае отсутствия ребенка без уважительных причин родительская плата за указанные дни начисляется в полном объеме.

Уведомление направляется способом, позволяющим зафиксировать факт его получения образовательной организацией (письменно, посредством электронной почты и т.д.)

2.4.6. Информировать Исполнителя о предстоящем отсутствии ребенка; его болезни по тел. 910-908, 910-820, по телефонам педагогов своей группы., на электронный адрес ДОУ: [email protected].

2.4.7. Предупреждать в письменной форме (заявление) о предстоящем отпуске; сообщать о дате выхода воспитанника за день до выхода по тел. 910-820, 910-908, по телефонам педагогов своей группы., на электронный адрес ДОУ: [email protected].

2.4.8. Предоставлять справку после перенесенного заболевания, а также отсутствия более 5 дней (за исключением выходных и праздничных дней), с указанием диагноза, длительности заболевания, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными (примечание: в случае эпидемиологического подъема заболеваемости гриппом, ОРВИ, другими инфекционными заболеваниями предоставлять справку об эпидокружении при отсутствии более 3-х дней), получить допуск в группу.

2.4.9. Предоставлять справку медицинскому работнику накануне выхода в детский сад после отпуска с указанием длительности отсутствия, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными и результатами соскоба на я/ глист, получить допуск в группу.

2.4.10. Бережно относиться к имуществу Исполнителя, возмещать ущерб, причиненный самим Заказчиком и/или Воспитанником имуществу Исполнителя в соответствии с действующим законодательством.

2.4.11. Соблюдать Устав Учреждения, условия настоящего договора.

  1. 3. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору,

порядок разрешения споров

3.1. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

3.2. Окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.

3.3. Все споры между Исполнителем и Заказчиком решаются путем переговоров, а в случае невозможности достижения договоренности – в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  1. Основания для изменения и расторжения договора

4.1. Условия, на которых заключен настоящий договор, могут быть изменены либо по соглашению сторон, либо в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.2. Настоящий договор может быть расторгнут по соглашению сторон или по инициативе одной из сторон по основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации, включая:

  • в связи с получением дошкольного образования (завершением обучения);
  • досрочно по основаниям, установленным действующим законодательством РФ.

4.3. Настоящий договор может быть расторгнут Исполнителем в одностороннем порядке в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

4.4. Все изменения и дополнения к настоящему Договору должны быть совершены в письменной форме и подписаны представителями Сторон.

  1. Заключительные положения

5.1. Настоящий Договор вступает в силу со дня его подписания Сторонами «__» ______ 20­­­­­___г. и действует до «31» августа 20 ____ г.

5.2. Сведения, указанные в настоящем договоре, соответствуют информации, размещенной на официальном сайте Исполнителя в информационно-телекоммуникационных сетях на дату заключения договора.

5.3. Стороны по взаимному согласию вправе дополнить настоящий договор иными условиями.

5.4. Настоящий договор может быть продлен по соглашению Сторон.

5.5. Настоящий договор составлен в 2 экземплярах, по одному для каждой из Сторон. Все экземпляры имеют одинаковую юридическую силу. Изменения и дополнения настоящего договора могут производиться только в письменной форме и подписываться уполномоченными представителями Сторон.

Смотрите так же:  Виноград требования к качеству

Примечание:

  1. Настоящим Договором Заказчик дает согласие на обработку персональных данных, в т.ч. с использованием автоматизированных систем, передачу данных третьим лицам (управлению социальной защиты населения, органам опеки и попечительства, органам государственной власти и др.) с целью соблюдения прав воспитанника и родителей (законных представителей).

(подпись) (расшифровка подписи)

  1. Реквизиты и подписи сторон

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15»

(МБ ДОУ «Детский сад № 15»)

Документ: серия___________номер ________________

Дата выдачи __________________________________

654028 г. Новокузнецк, ул. Жасминная, №29

Тел./факс 8 (3843) 910-908, 8 (3843) 910-820,

ОКПО 37710452, ОГРН 1124253001641

ИНН / КПП 4253006219 / 425301001

Служебный тел. ________________________________

Второй экземпляр договора получил лично ___________________/_________________________________/

(подпись) (расшифровка подписи)

С Уставом, лицензией на осуществление образовательной деятельности, с основной образовательной программой дошкольного образования и другими документами, регламентирующими деятельность МБ ДОУ «Детский сад № 15» ознакомлен (а): ____________________/___________________________________/

(подпись) (расшифровка подписи)

Примечание:

Согласен (не согласен) (нужное подчеркнуть) на размещение фото- и видеоматериалов, комментариев и т.п., с информацией по организации образовательной деятельности с участием моего ребенка, не противоречащим действующему законодательству, на сайте Учреждения, в СМИ и т.п.

(подпись) (расшифровка подписи)

к договору об образовании по образовательным программам дошкольного образования

Законодательные основы взимания платы

за пропуски посещения дошкольного учреждения по неуважительным причинам

Присмотр и уход является деятельностью, замещающей функции и обязанности родителей по заботе о детях. Таким образом, родители не могут устраняться от бремени несения расходов на присмотр и уход за детьми в образовательных организациях. Данная позиция изложена в письме Министерства образования и науки РФ от 24 апреля 2013г.№ДЛ-101/08, а ранее подтверждена Конституционным судом РФ (постановление КС РФ от 15 мая 2006г. № 5-П).

Присмотр и уход за детьми осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основании договора об оказании соответствующих услуг между родителями (законными представителями) ребенка и организацией.

Исходя из изложенного, услуга, предоставляемая дошкольной образовательной организацией по присмотру и уходу за детьми и взимание родительской платы на основании возмездного договора, регулируются нормами гражданского законодательства о возмездном оказании услуг и соответствующими нормами Закона «О защите прав потребителей».

Согласно п. 1 ст. 781 Гражданского Кодекса РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, указанные в договоре возмездного оказания услуг.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что в случае невозможности исполнения услуг, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.

Согласно ст. 37 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) «О защите прав потребителей» потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем.

В силу ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Таким образом, из приведенных выше норм гражданского законодательства следует, что оплате подлежат фактически оказанные услуги. При этом потребитель услуг вправе отказаться от оказания услуг, при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов.

Расходы на присмотр и уход за ребёнком в месяц составляют на текущий момент 5524,14 руб. То есть, в день отсутствия ребёнка в детском саду, образовательное учреждение фактически несёт расходы по созданию условий для организации присмотра и ухода: заработная плата и начисления на заработную плату учебно-вспомогательному и младшему обслуживающему персоналу (не связанными с реализацией образовательной программы); услуги связи; коммунальные услуги (для осуществления присмотра и ухода): оплата отопления, горячего водоснабжения, электроэнергии, водоснабжения, канализации; медосмотр сотрудников; аттестация рабочих мест; приобретение оборудования, мягкого инвентаря для выполнения присмотра и ухода; приобретение продуктов питания, хозяйственные расходы. Исходя из этого, при отсутствии ребёнка в детском саду по причине отпуска родителей (законных представителей), учреждение несёт расходы в полном объёме на осуществление функции по присмотру и уходу и готово оказать эту услугу заказчику (родителю), который вправе отказаться от оказания услуг, при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов.

Таким образом, установление Решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов перечня уважительных причин пропусков детьми посещения дошкольной организации, в том числе определённого количества дней отпуска (75), и не начисления за них платы за присмотр и уход, является мерой социальной поддержки граждан.

С законодательными основами взимания платы за пропуски посещения дошкольного учреждения по неуважительным причинам ознакомлен (а): ____________________/___________________________________/

Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
и общее образование

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) является основополагающим документом, задающим правовые основы регулирования сферы общего образования в Российской Федерации. Федеральный закон закрепляет ключевые аспекты уже сложившейся системы общего образования, а также задает новые перспективы для ее развития.

При этом часть вопросов передается на уровень подзаконного регулирования, соответственно, окончательное представление о решении тех или иных проблем сложится только после принятия соответствующих подзаконных актов (например, по вопросам дисциплинарной ответственности обучающихся Минобрнауки России повторно разместило на официальном сайте проект документа, коренным образом отличающийся от первоначально опубликованного).

Общее образование в системе образования Российской Федерации

Согласно ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ образование в Российской Федерации подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

В Российской Федерации устанавливаются такие уровни профессионального образования, как среднее профессиональное образование; высшее образование — бакалавриат; высшее образование — специалитет, магистратура; высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

В целом регулирование таких уровней образования, как дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее, принципиальных изменений не претерпело.

Новый закон объединил эти уровни под общим понятием «общее образование». Особенностям образования на этих уровнях посвящена единая, седьмая, глава Федерального закона № 273-ФЗ.

Новеллой в этом смысле является признание за дошкольным образованием статуса уровня образования, и, следовательно, признание необходимости иметь федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования, а не федеральные государственные требования к нему.

Федеральный закон исходит из необходимости разработки ФГОС дошкольного образования. Данный вопрос широко дискутировался, высказывались мнения о невозможности и нецелесообразности принятия решения о разработке стандарта, поскольку стандарт предполагает стандартизированные требования к результатам освоения образовательной программы, а предъявление требований к результату на уровне дошкольного образования не соответствует принципам и особенностям этого уровня образования.

В связи с этим признана нецелесообразной индивидуальная аттестация обучающихся по программам дошкольного образования. Статьей 58 Федерального закона № 273-ФЗ проведение промежуточной аттестации для обучающихся на этой ступени образования не предусмотрено, ст. 59 не предусматривает проведение итоговой аттестации. Статья 64 Федерального закона № 273-ФЗ также устанавливает, что освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Ранее к ст. 64 предлагалась еще более жесткая поправка, где было указано, что проведение любой аттестации в отношении обучающихся на ступени дошкольного образования запрещается, однако в текст закона она вошла в более мягком виде.

Федеральный закон № 273-ФЗ направлен на повышение информационной прозрачности в сфере образования. В частности, ст. 97 устанавливает требования к информационной открытости системы образования, мониторингу в системе образования. Статьей 98 регулируются информационные системы в системе образования, включая системы обеспечения проведения итоговых аттестаций обучающихся, реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность и т.п. Работа организации в сфере образования в этом смысле будет становиться работой во все более и более информационно открытой сфере, что может оказать влияние на цели, характер и результаты работы образовательной организации. Информационная открытость непосредственно самой образовательной организации регулируется ст. 29, определяющей, какая информация об образовательной организации должна быть сделана открытой и доступной.

Статус образовательных организаций

Ряд изменений коснулись статуса образовательных организаций.

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования.

В Федеральном законе отсутствует упоминание о лицеях и гимназиях, правовое регулирование их особого статуса. Такое «исчезновение» лицеев и гимназий зачастую трактуется как то, что государство отказывается от программ повышенного уровня, не будет финансировать такого рода образование, однако это не так. В связи с изменением порядка финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений в целом (введенным Федеральным законом № 83-ФЗ), статус учреждения как такового более не играет роли в вопросах финансового обеспечения оказания этим учреждением тех или иных услуг.

Ключевым отличием статуса лицеев и гимназий от иных общеобразовательных учреждений было не само по себе наименование, а особые условия финансирования – с данным статусом были связаны повышенные нормативы финансирования учреждений. Однако нормативов финансирования учреждений больше нет. В связи с совершенствованием механизма финансирования государственных (муниципальных) учреждений и с переходом на финансирование по результатам работы посредством финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания никакого юридического смысла в особенном статусе лицеев и гимназии не стало.

Учреждение (бюджетное или автономное, а успешные гимназии и лицеи не становились казенными учреждениями) более не финансируется само по себе. Финансово обеспечиваются те или иные оказываемые учреждением услуги. Объем финансирования определяется для автономных и бюджетных учреждений в зависимости от установленного им задания, и в этом смысле для учреждения важно не то, признано ли оно лицеем или гимназией, а то, включены ли ему в задание такие услуги, как реализация общеобразовательных программ повышенного уровня (и финансируемых по повышенным нормативам). В настоящий момент не имеет значения вид учреждения, имеет значение государственное (муниципальное) задание, выданное ему. В этой связи особое законодательное регулирование лицеев и гимназий излишне. Это не означает, что программы повышенного уровня более не будут реализовываться, это означает лишь то, что в условиях действующих финансовых механизмов значим не статус учреждения, а состав объем государственного (муниципального) задания.

Изменился и порядок реорганизации и ликвидации организаций. В частности, принятие решения о реорганизации или ликвидации государственной или муниципальной образовательной организации предусматривает соблюдение процедур, призванных ограничить произвольное субъективное принятие решения учредителем.

Согласно ст. 22 Федерального закона № 273-ФЗ, принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.

Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам федеральных государственных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются Правительством РФ. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Таким образом, органы государственной власти субъекта Российской Федерации фактически будут принимать значимые решения в вопросах реорганизации и ликвидации не только учреждений субъекта Российской Федерации, но и муниципальных учреждений.

После длительных обсуждений и различных вариантов текста гарантия для сельских общеобразовательных организаций была сформулирована таким образом: принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.

Изменяются нормы, касающиеся управления образовательной организацией. В частности, ст. 26 Федерального закона № 273-ФЗ развивает идею коллегиальности в управлении, разделяя коллегиальные органы управления и органы, имеющие право на участие в управлении посредством выражения позиции той или иной группы участников образовательных отношений.

К коллегиальным органам управления относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации, педагогический совет, а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации. Коллегиальные органы принимают управленческие решения. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом в целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:

1) создаются советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы;

2) действуют профессиональные союзы работников образовательной организации.

Данные органы управленческих решений не принимают, однако обеспечивают учет мнения определенных участников образовательных отношений в рамках управления образовательной организацией.

Согласно ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ, при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).

Отдельная ст. 27 Федерального закона № 273-ФЗ посвящена регулированию внутренней структуры образовательной организации. При этом создание филиалов на территории иного публично-правового образования зачастую требует согласования с уполномоченными органами власти соответствующей территории, а также установлены усложненные требования к принятию решения о ликвидации филиала. Ликвидировать филиал становится не сильно проще ликвидации образовательной организации.

Распределение полномочий в сфере общего образования

Несколько перераспределены полномочия в сфере финансового обеспечения предоставления общего образования из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Российская Федерация теперь имеет возможность на федеральном уровне профинансировать программы общего образования, т.е. иметь общеобразовательные федеральные учреждения, реализовать программы общего образования в федеральных учреждениях высшего образования и т.п. Согласно ст. 7 федеральные государственные органы вправе обеспечивать в федеральных государственных образовательных организациях организацию предоставления общедоступного и бесплатного общего образования.

В частности, это решение будет способствовать сохранению уникальных учреждений общего образования, сформировавшихся на федеральном уровне при крупных вузах и реализующих уникальные программы общего образования.

Смотрите так же:  Сколько действует административное наказание

Статьей 8 к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере общего образования отнесены:

· обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 3 части 1 ст. 8);

· организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;

· создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;

· финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми для муниципальных организаций.

Таким образом, основная часть расходов на предоставление общего образования ложится на уровень субъекта Российской Федерации. С этого уровня финансируются как предоставление общего образования в учреждениях субъекта Российской Федерации, так и определенные расходы (по всем уровням общего образования) на предоставление общего образования в муниципальных и частных образовательных организациях.

Для начального, основного и среднего общего образования такая схема является привычной. Для дошкольного же образования схема финансирования поменялась коренным образом, и стала аналогичной «школьной» схеме. Новый закон определяет, в какой части финансирование возложено на субъекты Российской Федерации, а в какой – на муниципалитеты. С учетом дефицита муниципальных бюджетов принятое решение может поспособствовать улучшению ситуации с финансовым обеспечением на уровне дошкольного образования.

Статьей 9 полномочия органов местного самоуправления определяются корреспондирующим восьмой статье образом:

1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);

2) организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации);

3) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

Можно сделать вывод, что новый закон сохраняет и расширяет конкуренцию между образовательными организациями в сфере общего образования. Если ранее в такой конкуренции участвовали в первую очередь государственные и муниципальные учреждения, т.к. в частные образовательные организации ребенок шел учиться на платной основе, то незадолго до принятия нового закона законодательство изменилось, появилась возможность финансирования за счет бюджета обучения ребенка в частной образовательной организации. Частные организации полноценно включились в конкуренцию за обучающегося. Новый закон построен полностью на принципах равного доступа государственных, муниципальных и частных организаций к бюджетному финансированию, а также решил возникшие сложности с финансированием общеобразовательных организаций с федерального уровня. Соответственно, федеральные общеобразовательные организации как минимум сохранятся, а возможно и получат дальнейшее развитие.

Финансовое обеспечение общего образования

Финансирование общего образования строится, как это и предусматривалось ранее, на нормативной основе. Статья 100 Федерального закона № 273-ФЗ предусматривает, что нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с п. 3 части 1 ст. 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, с учетом:

· типа образовательной организации,

· сетевой формы реализации образовательных программ,

· специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья,

· обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам,

· обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся,

· а также с учетом иных предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся).

Все вышеперечисленное может повлиять на размер норматива, например, норматив может быть разным для разных форм обучения, от может отличаться в зависимости от используемых образовательных технологий, от категорий обучающихся и т.п.

В федеральный закон включены фактические гарантии уровня заработной платы педагогических работников и финансирования образования в зависимости от принятых политических решений, а также в сравнении с уровнем средней заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 100 нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, определяемые в соответствии с п. 3 части 1 ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.

Этой же статьей установлена гарантия финансирования для малокомплектных и сельских учреждений. Для малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования должны предусматривать в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации относят к малокомплектным образовательным организациям образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся.

Установлены также гарантии финансирования частных образовательных организаций. Субсидии на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, рассчитываются с учетом нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с п. 3 части 1 ст. 8 настоящего Федерального закона. Субсидии на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по профессиональным образовательным программам, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, рассчитываются с учетом нормативных затрат на оказание соответствующих государственных или муниципальных услуг в сфере образования.

Таким образом, закон предлагает достаточно вариативный и гибкий механизм формирования норматива затрат, а также вводит ряд гарантий в отношении размера этого норматива.

Финансовое обеспечение присмотра и ухода за детьми

Отдельным болезненным вопросом является вопрос финансового обеспечения услуги по присмотру и уходу за ребенком, в частности, обучающимся по программе дошкольного образования. В целом права и гарантии, которые предоставлялись гражданам старым законом, новым законом сохраняются и даже расширяются. Одним из немногих исключений можно считать регулирование вопроса родительской платы в дошкольных образовательных организациях, из которого были исключены ранее существовавшие гарантии ограничения размера родительской платы, что теоретически может выразиться в повышении родительской платы.

Согласно ст. 65 Федерального закона № 273-ФЗ за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее — родительская плата), и ее размер, если иное не установлено Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке. При этом более не существует нормы, согласно которой размер родительской платы за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не может превышать 20 процентов затрат на содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в соответствующем образовательном учреждении, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, — 10 процентов указанных затрат. Теоретически учредитель может установить размер оплаты в пределах стоимости услуги по присмотру и уходу.

Существенным недостатком данной нормы является также то, что не установлена обязанность учредителя, решившего снизить размер родительской платы, в той или иной форме компенсировать образовательной организации выпадающие доходы. Есть опасения, что образовательные организации могут столкнуться с ситуацией, когда реальный размер родительской платы будет установлен существенно ниже затрат на оказание услуги, а довести оставшуюся часть стоимости до учреждения в форме субсидии на оказание этой услуги невозможно, поскольку услуга рассматривается законом как платная.

В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации.

Организация образовательной деятельности

Согласно ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ, образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Примерные основные образовательные программы разрабатываются на основе федеральных государственных образовательных стандартов, и включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной. Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона № 273-ФЗ, нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.

Федеральным законом по-новому определяются требования к реализации образовательных программ. С учетом новых норм организации, предоставляющие общее образование, могут несколько изменить структуру и принципы реализации образовательных программ.

Так, ст. 13 Федерального закона № 273-ФЗ предусматривает, что образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. Более подробно данный вопрос урегулирован в ст. 15 Федерального закона № 273-ФЗ, которая устанавливает договорную основу сетевого взаимодействия, определяет требования к содержанию договора о сетевой форме реализации образовательных программ. В случае, если организацией уже реализовалось сетевое взаимодействие до принятия закона, потребуется проверка заключенных договоров на предмет соответствия требованиям ст. 15.

Статья 13 Федерального закона № 273-ФЗ предусматривает также, что при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Более подробно данный вопрос урегулирован в ст. 16 Федерального закона № 273-ФЗ, которая дает определения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а также устанавливает, что порядок их применения при реализации образовательных программ устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Согласно ст. 13 Федерального закона № 273-ФЗ, при реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.

Частью 11 ст. 13 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что порядок организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровней устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Таким образом, некие требования к организации и осуществлению образовательной деятельности могут в будущем появиться на уровне подзаконных нормативных актов.

По-новому начинают строиться отношения образовательных организаций и религиозных организаций. Много разногласий и обсуждений вызвала ст. 87 Федерального закона № 273-ФЗ, которая определяет особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Ранее законодательство Российской Федерации об образовании было подчеркнуто светским, не регулировало вопросов участия церкви в образовании. В конечном варианте ст. 87 предполагается, что централизованные религиозные организации могут участвовать не только в вопросах теологического и религиозного образования, но и могут включаться в процесс изучения основ духовно-нравственной культуры в рамках учебных предметов (курсов, дисциплин, модулей и т.п.), включенных в основные образовательные программы, в т.ч. программы общего образования.

Примерные основные образовательные программы в части соответствующих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями в порядке, предусмотренном ч. 11 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ. Образовательные организации, а также педагогические работники в случае реализации, преподавания ими указанных образовательных программ, могут получать общественную аккредитацию в централизованных религиозных организациях в целях признания уровня деятельности образовательных организаций и педагогических работников отвечающим критериям и требованиям, утвержденным централизованными религиозными организациями в соответствии с их внутренними установлениями.

Образовательные отношения

Регулированию вопросов возникновения, изменения, прекращения образовательных отношений посвящена отдельная глава 6 Федерального закона № 273-ФЗ.

Названная глава не предусматривает обязательного заключения договора в случае обучения за счет средств соответствующего бюджета, однако в случае приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования или за счет средств физических и (или) юридических лиц изданию распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, предшествует заключение договора об образовании. Данная норма ст. 53 Федерального закона № 273-ФЗ объясняется тем, что в случае дошкольного образования необходимо дополнительное регулирование вопросов содержания ребенка в дошкольной образовательной организации, а в случае обучения за счет собственных средств – регулирование условий такого обучения, оплаты и т.п.

Статьей 54 Федерального закона № 273-ФЗ подробно определяются требования к договору об образовании – его форме, содержанию, порядку изменения и расторжения. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Несколько изменились требования к приему в образовательные организации.

Смотрите так же:  Требования к кандидату на должность ректора

Сохраняется норма, согласно которой правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (ст. 67).

Вместе с тем, появилась возможность легального отбора обучающихся при приеме для обучения на ступени основного общего и среднего общего образования. Согласно ст. 67 Федерального закона № 273-ФЗ, организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации. Таким образом, если субъект Российской Федерации примет соответствующее решение на законодательном уровне, образовательные организации, работавшие по программам повышенной сложности (гимназии, лицеи), получат возможность отбора обучающихся. Принятие такого решения представляется необходимым, в связи с тем, что без легальной возможности проводить отбор обучающихся на программы повышенного уровня образовательные организации сталкиваются с невозможностью эффективного обучения по таким программам, либо зачастую проводят неформальный отбор.

Статья 67 также предусматривает, что организация конкурса или индивидуального отбора при приеме либо переводе граждан для получения общего образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта, или образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, осуществляется на основании оценки способностей к занятию отдельным видом искусства или спорта, а также при отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта.

Права и обязанности обучающихся

Федеральным законом № 273-ФЗ существенно более подробно урегулированы права и гарантии для обучающихся, меры социальной поддержки и стимулирования, чем это было ранее. Статусу обучающихся и их родителей (законных представителей) посвящена глава 4 Федерального закона № 273-ФЗ.

Статьей 34 определяются академические права обучающихся, меры их социальной поддержки и стимулирования, гарантии на случай прекращения деятельности образовательной организации и иные. Отдельными статьями регулируются также более частные вопросы, например, ст. 35 определяет пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания, ст. 36 регулирует стипендии и другие денежные выплаты, ст. 37 – организацию питания, 38 – обеспечения вещевым имуществом, 40 – транспортного обеспечения и т.п.

Статьями 58 и 59 Федерального закона № 273-ФЗ определяется порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, включая права и обязанности обучающихся и образовательной организации в этой связи.

Отдельная ст. 42 посвящена вопросу охраны здоровья обучающихся, в том числе она определяет обязанность образовательной организации осуществлять организацию охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации). Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны обеспечить:

1) текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;

2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;

3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Новые требования предъявляются также к порядку оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся. Данный вопрос регулируется ст. 42 Федерального закона № 273-ФЗ, которая предусматривает, что психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).

Помимо прав и свобод, новым законом прописаны также обязанности и ответственность обучающихся.

В частности, ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ установлена обязанность добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.

Согласно частям 4, 5 ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ, за неисполнение или нарушение устава организации, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания — замечание, выговор, отчисление. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).

Данная статья определяет также базовые требования к процедуре применения дисциплинарных взысканий, более же детально порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Статьей 44 регулируются права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

В соответствии со ст. 64 Федерального закона № 273-ФЗ, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Для урегулирования споров с родителями, обучающимися ст. 45 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено создание комиссии по урегулированию споров на паритетной основе. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания. Комиссия создается из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии). Таким образом, необходимо разработать и принять специальный локальный акт организации, учтя в процессе его разработки мнения органов, представляющих интересы работников и обучающихся, а затем в соответствии с данным актом сформировать комиссию и обеспечить ее работу организационно.

Отдельные статьи Федерального закона № 273-ФЗ посвящены организации обучения лиц, проявивших выдающиеся способности, иностранных граждан и лиц без гражданства, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и т.п. (статьи 77, 78, 79 и т.д.).

Права и обязанности работников

Статус работников образовательной организации также претерпел некоторые изменения.

В первую очередь, в Федеральном законе № 273-ФЗ признается особый статус педагогических работников в обществе, подробно закрепляется статус педагогических работников, в том числе академические права и свободы, обязанности.

Статьей 47 Федерального закона № 273-ФЗ к академическим правам и свободам работников отнесены, в частности, свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность; свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), и т.п. Академические права и должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Статьей 47 устанавливаются трудовые права и социальные гарантии работникам, а также решается ключевой вопрос состава рабочего времени педагогического работника. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

Данная норма окончательно разрешает возникавшие в связи с особенностями начисления заработной платы заблуждения, согласно которым многие педагогические работники полагали, что к их обязанностям относится исключительно проведение аудиторных занятий в рамках нормы часов аудиторной нагрузки за ставку заработной платы. Вместе с тем, было очевидно, что аудиторная нагрузка составляет лишь часть педагогической работы, и помимо проведения уроков у учителя есть масса внеурочных обязанностей.

Возникал вопрос, можно ли варьировать урочную и внеурочную части нагрузки на различных педагогов? Например, для педагогов, преподающих «обширные» учебные предметы (такие как математика, русский язык и т.п.), ввести несколько бὀльшую учебную нагрузку, за счет освобождения от иных обязанностей, кроме ведения уроков и подготовки к ним, для педагогов же, преподающих такие «компактные» предметы, как география или черчение, нагрузить их менее, чем 18-ю часами урочной нагрузки (поскольку большего количества нагрузки у организации просто нет), но тем не менее догрузить их до полной ставки индивидуальной работой с обучающимися, воспитательной работой, проведением физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих мероприятий и иной педагогической работой, не связанной с аудиторной нагрузкой. Фактически возникал вопрос – можно ли нормировать всю неурочную деятельность учителя, а не только его аудиторную нагрузку (как того, впрочем, очевидно требует трудовое законодательство)? В данный момент это невозможно, такому решению препятствуют подзаконные нормативные акты, нормы пенсионного законодательства. Приведенная же формулировка закона создает возможность в будущем отказаться от жесткой привязки ставки заработной платы к норме часов аудиторной нагрузки, перейти к плавающей вилке нагрузки или к штатно-окладной системе оплаты труда и т.п. Принятие подобных решений давно назрело и необходимо для обеспечения эффективной работы образовательных организаций, особенно небольшого масштаба.

В Законе вводится принципиально новое понятие конфликта интересов педагогического работника. Согласно ст. 2 конфликт интересов педагогического работника — ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Согласно ст. 48 Федерального закона № 273-ФЗ, педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

К сожалению, механизм реализации данной нормы неочевиден. Нарушение этого запрета является должностным проступком только в случае, если оно совершено в рамках рабочего времени педагогического работника, что происходит крайне редко, т.к. репетиторством занимаются в основном за пределами рабочего времени. Какой-то специфической ответственности не предусматривается. Вместе с тем, возникнут сложности и с выявлением подобных нарушений, поскольку до тех пор, пока обучающиеся заинтересованы в получении таких услуг, информация о репетиторстве будет скрыта (если только занятия не проводятся в здании образовательной организации, что, опять же, бывает довольно редко, чаще занятия проводятся дома у педагога или у обучающегося).

Педагогическим работникам, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена (размер и порядок устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации).

Сроки и порядок реализации норм Федерального закона

Федеральный закон № 273-ФЗ вступает в силу с 1 сентября 2013 г., с некоторыми исключениями, т.е. уже со следующего учебного года организациям необходимо привести свою деятельность в соответствие с его требованиями. Изменения в вопросах финансирования (в частности, скорректированные бюджетные обязательства различных уровней государственной и муниципальной власти) вступают в силу несколько позднее, чем основная часть норм нового закона, с 1 января 2014 г.

Наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с Федеральным законом № 273-ФЗ не позднее 1 января 2016 г. с учетом следующего:

· специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации;

· образовательные учреждения дополнительного образования детей должны переименоваться в организации дополнительного образования;

· специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы, должны переименоваться в общеобразовательные организации со специальным наименованием «специальные учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением».

Прохождение повторного лицензирования, процедур государственной аккредитации не потребуется. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, осуществляют образовательную деятельность на основании лицензий на осуществление образовательной деятельности и свидетельств о государственной аккредитации (за исключением имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ), выданных им до дня вступления в силу Федерального закона. Вместе с тем, ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации переоформляются до 1 января 2016 г.

В установленные на день вступления в силу Федерального закона № 273-ФЗ оклады (должностные оклады) педагогических работников включается размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленной по состоянию на 31 декабря 2012 года. Соответствующие изменения необходимо внести в систему оплаты труда (согласовав документ с профсоюзом), а также в трудовые договоры (предупредив работников заранее в двухмесячный срок).

Таким образом, организационные изменения в связи с введением в силу нового Федерального закона сведены к минимуму, равно как и финансовые затраты учреждений общего образования. Вместе с тем, определенные организационные действия, в частности, внесение изменений в уставы и иные локальные документы, в трудовые договоры с работниками, переоформление лицензий и свидетельств о государственной аккредитации, должны быть выполнены.