Содержание статьи:

НТВП «Кедр — Консультант»

Подписка на обзоры и консультационные материалы.

Законно ли перечисление денежных средств от ИП или ООО по договору добровольного пожертвования денежных средств в Администрацию МО?

Вопрос:

Законно ли перечисление денежных средств от ИП или ООО по договору добровольного пожертвования денежных средств в Администрацию МО «З-й район» для приобретения офисной мебели Муниципальному автономному учреждению «М.»? Могут ли быть негативные правовые последствия для сторон договора в дальнейшем после перечисления денежных средств?

Ответ:

Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2006 N 276-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

ст. 582, «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 06.04.2015, с изм. от 07.04.2015)

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования — субъекты гражданского права.

ст. 124, «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 23.05.2015)

Пожертвование представляет собой особый вид договора дарения с той особенностью, что пожертвование всегда имеет назначение — общеполезную цель. Иными словами, пожертвование — это передача в дар имущества с целью его использования для достижения благ в интересах всего общества в целом либо в интересах определенного круга людей, объединенных каким-то общим критерием, признаком, событием, обстоятельством.

В этой связи пожертвование осуществляется в отношении учреждений и организаций, одной из целей деятельности которых является достижение общеполезных благ, то есть одаряемыми по такому договору дарения, как пожертвование, являются именно такие организации.

В качестве примера пожертвования можно привести передачу в дар продуктов питания, одежды учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Пожертвование представляет собой одностороннее волеизъявление относительно передачи в дар имущества, то есть на принятие такой передачи не требуется согласия, в частности, одаряемого (учреждения, осуществляющего деятельность в общеполезных целях), а также разрешения, например, руководителя одаряемого. Иными словами, если имущество передано в качестве пожертвования, то оно не может быть возвращено одаряемым обратно.

В случае если одаряемым при пожертвовании является гражданин, передаваемое имущество в качестве пожертвования должно быть обусловлено определенной целью его использования. Полагаем, что в этом случае пожертвование должно быть совершено в письменной форме, из которой однозначно явствует вывод о передаче имущества для строго определенной цели, например перевод денежных средств в качестве пожертвования на лечение ребенка одаряемого.

В отношении юридического лица также может быть определена цель пожертвования, например для приобретения лекарственных средств для лечения бездомных животных. В этом случае юридическое лицо обязано учитывать все проводимые с полученным в качестве пожертвования имуществом операции.

Принесенное в качестве пожертвования имущество должно использоваться строго в соответствии с обозначенной (при наличии) жертвователем целью такого использования, за исключением случаев, когда необходимость в достижении такой цели отпала. В этом случае с получения согласия жертвователя (либо решения суда в случае смерти гражданина-жертвователя или ликвидации юридического лица — жертвователя) оно может использоваться для иной общеполезной цели. Такое согласие, полагаем, должно быть получено в письменной форме в виде письма в форме почтового отправления, по электронной почте либо в форме ответа на уведомление жертвователя.

При использовании пожертвованного имущества для цели иной, чем оговоренная, жертвователь (его наследники) вправе потребовать, в том числе в судебном порядке, отмены пожертвования.

— Постановление ФАС Московского округа от 02.05.2007 N КА-А40/3037-07;

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.01.2001 N А33-7543/00-С1-Ф02-2911/00-С2;

— Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2014 N 09АП-12306/2014;

— Постановление ФАС Московского округа от 13.12.2012 N Ф05-12873/12 по делу N А40-13595/12-156-128;

— Постановление ФАС Московского округа от 06.12.2012 N Ф05-13209/12 по делу N А40-42066/12-11-389;

— Постановление ФАС Поволжского округа от 09.03.2010 по делу N А06-5772/2009;

— Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.06.2000 N Ф04/1419-285/А70-2000;

— Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2012 N 14АП-8539/11.

ст. 582, «Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ» (постатейный) (Баринов Н.А., Бевзюк Е.А., Беляев М.А., Бирюкова Т.А., Барышев С.А., Вахрушева Ю.Н., Долотина Р.Р., Елизарова Н.В., Закиров Р.Ю., Захарова Н.А., Иванишин П.З., Морозов С.Ю., Михалева Т.Н.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)

Дополнительная подборка судебной практики

Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 23.01.2014 по делу N 33-108-2014(33-8485-2013) Иск о признании незаконными действий и бездействия главы муниципального образования удовлетворены правомерно, поскольку установлено, что оспариваемые действия привели к непоступлению в бюджет пожертвования юридического лица, неэффективному использованию бюджетных средств, нарушению принципа эффективности противодействия коррупции.

Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» консультантом по правовым вопросам ООО НТВП «Кедр-Консультант» Макшаковым Игорем Борисовичем, 29 мая 2015 г.

При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.

Государственное бюджетное учреждение заключило с областной администрацией договор добровольного пожертвования денежных средств. Предметом договора является передача безвозмездно денежных средств в размере 200 000 руб. за счет средств предпринимательской деятельности. Согласно договору средства передаются для использования в целях решения вопросов местного значения социальной направленности. Сумма сделки не превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения. Правомерно ли это? Каков порядок отражения операций в учете бюджетного учреждения? Какими проводками отразить в бухгалтерском учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Бюджетное учреждение как юридическое лицо вправе пожертвовать денежные средства от приносящей доход деятельности муниципальному образованию, заключив соответствующий договор с уполномоченным на совершение таких действий органом местного самоуправления, при условии, что эти расходы связаны с целями деятельности учреждения, указанными в его Уставе, и предусмотрены Планом ФХД, а совершение такой сделки согласовано органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
Для отражения в бухгалтерском учете расчетов по перечислению добровольных пожертвований бюджетным учреждением может быть использован счет 0 302 96 000 «Расчеты по иным расходам».

Обоснование вывода:
1. Доходы от приносящей доход деятельности поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законодательством (п.п. 2, 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ, далее — ГК РФ).
Соответственно за счет средств от приносящей доход деятельности могут быть осуществлены любые расходы бюджетного учреждения при одновременном соблюдении следующих условий:
— расходы связаны с уставной деятельностью учреждения;
— расходы предусмотрены Планом финансово-хозяйственной деятельности (далее — План ФХД).
Положения действующего законодательства свидетельствуют о возможности самостоятельного распоряжения бюджетным учреждением доходами, полученными от осуществления приносящей доход деятельности (п. 3 ст. 298 ГК РФ). При этом пунктом 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ) для бюджетных учреждений прямо предусмотрено ограничение распоряжения только:
— особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества;
— недвижимым имуществом.
Денежными же средствами бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено Законом N 7-ФЗ.
Из положений ст. 128 и п. 2 ст. 130 ГК РФ следует, что в целях гражданского законодательства деньги относятся к вещам (движимому имуществу), в связи с чем могут являться предметом пожертвования.
В то же время основанием перехода вещных прав на имущество к другому учреждению в указанном случае будет являться сделка (договор), а договор об отчуждении имущества, не предполагающий встречного предоставления, признается договором дарения (п. 1 ст. 572 ГК РФ). Учреждение, которому вещь принадлежит на праве оперативного управления, вправе подарить ее только с согласия собственника, если иное не установлено законом (это ограничение не распространяется на обычные подарки небольшой стоимости) (п. 1 ст. 576 ГК РФ).
По своему характеру указанная норма п. 1 ст. 576 ГК РФ является специальной по отношению к положениям п. 3 ст. 298 ГК РФ и п. 10 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, так как последние направлены на общее регулирование отношений, связанных с распоряжением имуществом, закрепленным за учреждением на праве оперативного управления, а п. 1 ст. 576 ГК РФ — на регулирование отношений по распоряжению имуществом лишь одним из возможных способов — посредством дарения. Иными словами, независимо от того, является ли предметом дарения особо ценное или какое-либо другое имущество, передать такое имущество в дар возможно исключительно с согласия собственника. Каких-либо исключений из правила, предусмотренного п. 1 ст. 576 ГК РФ, закон не устанавливает (смотрите также постановление ФАС Московского округа от 31.08.2004 N КГ-А41/7448-04). Аналогичный подход применяется и в отношении заключенных договоров пожертвования, являющихся разновидностью договоров дарения.
Пожертвования могут делаться в том числе муниципальным образованиям (п. 1 ст. 582, ст. 124 ГК РФ). Жертвователем может быть любое физическое или юридическое лицо (смотрите постановление АС Поволжского округа от 16.03.2015 N Ф06-20558/13).
К муниципальным образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК РФ). От имени муниципальных образований своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности могут органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125 ГК РФ).
Таким образом, бюджетное учреждение как юридическое лицо вправе пожертвовать денежные средства от приносящей доход деятельности муниципальному образованию, заключив соответствующий договор с уполномоченным на совершение таких действий органом местного самоуправления, только при условии, что эти расходы связаны с целями деятельности учреждения, указанными в его Уставе, и предусмотрены Планом ФХД, а совершение такой сделки согласовано с уполномоченным органом*(1).
2. Порядок применения учреждениями госсектора кодов видов расходов регулируется положениями пп. 5.1.2 п. 5.1 раздела III Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее — Указания N 65н).
Перечисление добровольных пожертвований не связано с расходами на выплату персоналу, социальным обеспечением и иными выплатами в пользу физических лиц, осуществлением капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности. Также такие перечисления не повлекут взамен поставку на данную сумму товаров, оказание услуг, выполнение работ поставщиком. Соответственно, при осуществлении расходов по уплате подобных платежей элементы видов расходов групп 100, 200, 300, 400 не могут быть применены.
Расходы по уплате иных платежей, не отнесенных к другим подгруппам и элементам группы видов расходов 800 «Иные бюджетные ассигнования», отражаются по коду видов расходов 853 «Уплата иных платежей». Отметим, что перечни операций, приведенные в рамках соответствующих элементов видов расходов в Указаниях N 65н, в том числе и кода 853, «закрытыми» не являются, что не исключает возможности отражения иных аналогичных по экономическому содержанию операций.
Таким образом, перечисление денежных средств в виде добровольного пожертвования может осуществляться по коду видов расходов 853 «Уплата иных платежей».
Согласно Приложению N 5 к Указаниям N 65н элемент вида расходов 853 увязан с «укрупненной» статьей 290 «Прочие расходы» КОСГУ. Исходя из назначения подстатей, детализирующих статью 290, наиболее обоснованным в данной ситуации будет использование подстатьи 296 «Иные расходы», на которую относятся иные расходы, не отнесенные к подстатьям 291-295.
В соответствии с п. 254 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), для учета расчетов по принятым учреждением обязательствам перед юридическими лицами, в том числе по различного рода основаниям, вытекающим из условий договоров (соглашений), применяется счет 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам».
Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее — Инструкция N 174н), предусматривает возможность отражения расчетов с применением счета 0 302 96 000 «Расчеты по иным расходам» — на данном счете начиная с 01.01.2018 подлежат учету расчеты по расходам, относящимся к подстатье 296 «Иные расходы» КОСГУ.
Таким образом, обязательства по перечислению средств на основании договора добровольного пожертвования могут быть отражены в бухгалтерском учете бюджетного учреждения с применением счета 0 302 96 000 «Расчеты по иным расходам».
Согласно положениям п.п. 128, 129, 153 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, операции по принятию обязательств и перечислению средств в виде добровольных пожертвований могут быть отражены в бухгалтерском учете бюджетного учреждения следующими корреспонденциями:
1) Дебет 2 402 20 296*(2) Кредит 2 302 96 730
— расходы, связанные с осуществлением пожертвований, отнесены на финансовый результат деятельности учреждения;
2) Дебет 2 302 96 830 Кредит 2 201 11610,
увеличение забалансового счета 18 (853 КВР, 296 КОСГУ)
— на основании выписки из лицевого счета отражено перечисление средств.

Смотрите так же:  Договор заключен на добу

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

3 августа 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

————————————————————————-
*(1) В случаях, когда требуется согласие собственника на распоряжение имуществом государственного (муниципального) учреждения, такое согласие дает орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя учреждения (письмо Минэкономразвития России от 24.03.2011 N 5460-АЛ/Д08).
*(2) Учитывая, что расходы учреждения в виде пожертвований не связаны с выполнением работ (оказанием услуг) в рамках приносящей доход деятельности, и соответственно, не могут быть отнесены к затратам, формирующим себестоимость указанных работ (услуг), счет 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» в рассматриваемой ситуации не применяется.

Может ли администрация района заключить договор пожертвования денежных средств (выступая в качестве жертвователя)

в рамках межмуниципального сотрудничества? И нужно ли в данном случае проводить торги по 44-ФЗ?

1 ответ на вопрос от юристов 9111.ru

В условиях дефицита бюджетного финансирования существенную роль в развитии

образовательных учреждений (далее – ОУ) приобретает получение средств из

внебюджетных источников, в частности за счет благотворительных пожертвований

граждан, коммерческих и некоммерческих и организаций. Возникающие при этом

правоотношения сторон практически всегда составляют договор пожертвования, который

может быть оформлен тем или иным способом, и регламентируется Гражданским кодексом

Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (далее – ГК РФ).

В соответствии со ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или

права в общеполезных целях. Образования относится к сфере особозначимых социальных

интересов и, без сомнений, является общеполезной целью. Поэтому любое дарение ОУ (за

исключением договора дарения, предметом которого является освобождение от

обязанности) следует считать пожертвованием, т.е. установлением правоотношений по

договору пожертвования. По смыслу законодательства договор пожертвования является

разновидностью договора дарения и регулируется (за некоторыми исключениями) теми же

нормами ГК РФ, которые устанавливают правила для договора дарения.

Важнейшее из правил, установленных законом для договора дарения, – это

безвозмездность договора (п. 1 ст. 572 ГК РФ). Поэтому не может быть признано дарением

(пожертвованием) передача вещи или права, обусловленная встречным обязательством

одаряемого совершить какие-либо действия в пользу дарителя (жертвователя).

Пожертвование некоммерческой организации (НКО)

Согласно п. 1 ст. 2 ФЗ от 12.01.1996 №7-ФЗ (ред. 13.07.2015) «О некоммерческих организациях» в качестве НКО признается юридическое лицо, не имеющее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющее полученную прибыль между участниками.

Согласно ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Законодательно закреплено, что благополучателем, по договору пожертвования, может быть некоммерческая организация, в пользу которой можно пожертвовать любой предмет, не изъятый из гражданского оборота. За такими организациями ведется «двойной контроль» при использовании дара:

  • благотворителем, который при желании может потребовать от одаряемого отчета об использовании пожертвования;
  • налоговым органом, в который обязательно администрация НКО предоставляет информацию о пользовании доходами, полученными в виде пожертвований.

Форма и содержание договора пожертвования некоммерческой организации

Некоммерческая организация подлежит обязательному оформлению, с момент ее регистрации в установленном порядке считается юридическим лицом.

Законодатель РФ устанавливает формы некоммерческих организаций:

  • потребительский кооператив;
  • общественные и религиозные организации;
  • фонды;
  • учреждения;
  • ассоциации и союзы.

Предметами пожертвования некоммерческой организации могут быть:

  • движимые вещи;
  • недвижимость;
  • денежные средства;
  • ценные бумаги.

Договор пожертвования с некоммерческой организацией желательно заключать в письменной форме, что бы в дальнейшем была возможность контролировать использование дара и получать об его пользовании.

Текст договора с некоммерческой организацией должен содержать следующие пункты:

  • название (договор добровольного пожертвования некоммерческой организации);
  • дата и место составления;
  • наименование сторон (жертвователь и одаряемый);
  • предмет договора (описание дара);
  • способ, срок предоставления дара и его использование;
  • права и обязанности сторон;
  • отчетность;
  • прочие условия (урегулирование споров между сторонами, изменении и расторжение договора);
  • заключительные условия (момент с которого договор вступает в законную силу, количество копий документа);
  • реквизиты благотворителя и благополучателя.

Пожертвование денежных средств некоммерческой организации

Одним из возможных предметов договора пожертвования некоммерческой организации являются денежные средства. Способов их передачи может быть несколько:

  • реальными денежными купюрами при подписании договора пожертвования, либо в иной указанный период;
  • путем перечисления на отдельный расчетный счет организации. В данном случае возможно использование, как наличных денег, так и находящихся на банковском счете благотворителя. Заключение письменного договора не обязательно, при осуществлении такого перечисления, возможно, указать данные благотворителя (при желании анонимно), цели использования, а также назначение — пожертвование.

При пожертвовании денежных средств некоммерческой организации следует указать:

  • цель использования — на формирование или пополнение целевого капитала;
  • сферу, в которой будет применяться целевой капитал;
  • сумму пожертвования прописью (наименование валюты);
  • на какой срок формируется целевой капитал (как правило, 10 лет);
  • кто будет являться получателем целевого капитала;
  • куда будет направлен доход, полученный от целевого капитала (необходимо указать проект, ради которого и формируется данный капитал);
  • доход от целевого капитала используется с целями, которые предусмотрены уставом учреждения.

Директор организации ООО «Скальп», которая занимается поставкой медицинского оборудования Сухов Евгений Витальевич, решил от лица его компании пожертвовать деньги в размере 500 тысяч рублей детскому реабилитационному центру «Ласточка». Был заключен письменный договор пожертвования, согласно которому благополучатель был обязан потратить полученное пожертвование на медицинские лекарства для воспитанников, отчет необходимо было предоставлять через 6 месяцев, путем размещения на официальном сайте центра.

Спустя полгода руководство центра разместило информацию о пользовании пожертвований, согласно которой, денежные средства были потрачены не по назначению — на благоустройство административного здания. Письменное согласие благотворителя на изменение цели использования отсутствовало. Договор пожертвования был расторгнут благотворителем в судебном порядке, предмет соглашения был возвращен жертвователю. В отношении директора лагеря началась служебная проверка, впоследствии он был уволен.

Налогообложение пожертвований некоммерческим организациям

Согласно ст. 251 НК РФ при выделении налоговой базы не учитываются целевые поступления, то есть те которые направлены на ведение деятельности, указанной в уставе некоммерческой организации или использованные по назначению благотворителя.

Смотрите так же:  Приказ минсельхоза 549

В случае, если некоммерческая организация получает пожертвование для ведения уставной деятельности или целевое назначение определено жертвователем, то такой доход не облагается налогом на прибыль.

Для того, чтобы полученный дар не включался в налоговую базу и не облагался налогом на прибыль необходимо выполнение нижеуказанных условий:

  • предмет договора должен быть определен как пожертвование;
  • полученный дар надо использовать только по назначению, которое указано благотворителем в договоре или в приходном ордере;
  • некоммерческая организация обязана вести отдельный учет доходов и расходов целевых поступлений и иных доходов;

Документы, которые могут подтвердить, что полученный предмет является пожертвованием и использован по целевому назначению:

  • письменный договор добровольного пожертвования;
  • платежное поручение, в котором указано назначение — пожертвование, если предметом договора являются денежные средства, перечисленные на расчетный счет учреждения;
  • документы, которые подтверждают расходы.

По окончании налогового периода некоммерческая организация обязана предоставить в территориальный налоговый орган отчет о целевом использовании пожертвования.

Учет пожертвований в НКО

Некоммерческие организации в обязательном порядке ведут бухгалтерский учет и формируют бухгалтерскую отчетность в порядке, который установлен законодательством РФ. Бухгалтерская отчетность содержит сведения об уставной и предпринимательской деятельности учреждения.

Каждая некоммерческая организация утверждает свою форму бухгалтерской отчетности на основе рекомендаций Министерства финансов РФ. Если организация не ведет предпринимательской деятельности, то в бухгалтерском отчете не нужно указывать следующие позиции:

  • сведения об изменениях капитала;
  • информация о движении денег;
  • приложение к бухгалтерскому балансу;
  • пояснительные сведения.

Заключение

В практической деятельности часто возникают вопросы, связанные с расходованием предмета договора пожертвования на нужды некоммерческой организации (выплата заработной платы работникам, выплата налогов, закупка различных товаров для содержания учреждения и т.д.). Для решения таких спорных момент необходимо обратиться к уставу, в котором описана цель деятельности организации. Если она обозначена как общеполезная, то расходовать пожертвование возможно на содержание учреждения. При этом в тексте договора нельзя указывать подобные формулировки целей назначения: на уплату налога, на содержание помещений учреждения и т.п.

Пожертвование бюджетному учреждению

Согласно ст. 9.2 ФЗ от 12.01.1996 №7 — ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Как оформить пожертвование в бюджетном учреждении

Согласно ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.

Бюджетная организация — это государственное учреждение, созданное для социально важных целей, не связанных с получением материальной выгоды. Пожертвование является одним из видов дарения, обладая при этом основным признаком дарственной — безвозмездность. Жертвователями, как правило, для бюджетных учреждений являются физические или юридические лица.

Договор пожертвования может быть заключен как устно, так и письменно, по усмотрению благотворителя и одаряемого. Обязательное заключение письменного договора пожертвования бюджетному учреждению:

  • если жертвователем выступает юридическое лицо, а стоимость его подарка превышает 3000 рублей;
  • если благотворитель обещает в будущем передать пожертвование.

Жертвователями не могут быть при пожертвовании бюджетной организации малолетние и недееспособные физические лица. Для того, что бы принять пожертвование бюджетному учреждению не нужно чьего-либо разрешения, то есть в любом случае оно не может отказаться от получения такого дохода.

После прохождения лечения в онкологическом отделении областной больницы Картошкин Василий Александрович, решил передать лечебному учреждению денежные средства на приобретение дорогостоящих лекарств онкологических больных.

Между Картошкиным с одной стороны (жертвователь) и областной больницей в лице главного врача — Власова Ивана Игоревича с другой стороны (блогополучатель) был заключен письменный договор пожертвования, согласно которому благотворитель пожертвовал 100 тысяч рублей на закупку лекарственных средств в онкологическое отделение.

Впоследствии Картошкину был предоставлен отчет об использовании пожертвования, согласно которому была произведена закупка лекарств для онкобольных на сумму 98 тысяч рублей. С письменного согласия Василия Александровича, оставшаяся сумма была потрачена администрацией больницы на обустройство лечебного учреждения.

Для заключения договора пожертвования благотворителю необходимо обратиться в администрацию бюджетного учреждения, либо из СМИ узнать расчетный счет организации. Способ зависит от предмета договора (денежные средства или имущество), от желания остаться анонимным благотворителем либо нет.

Условия договора пожертвования бюджетному учреждению

Для того, что избежать проблем с налоговыми органами договор пожертвования нужно составлять в письменном виде. Если в тексте договора отсутствует условие благотворителя о пользовании предмета в конкретных целях, то такое пожертвование используется по назначению.

Основные условия договора пожертвования бюджетной организации:

  • применение в общественно полезных целях;
  • безвозмездность (одаряемый не должен совершать в пользу благотворителя какие-либо обратные действия);
  • порядок отчетности одаряемого перед благотворителем за использование пожертвования;
  • сроки исполнения договора (временной период или определенная календарная дата);
  • конкретизация предмета договора — описание, местонахождение, качественные характеристики (необходимо избегать обобщенных формулировок имущества).

В случае, если стороны решили заключить договор в письменной форме, то необходимо его правильно оформить, отметив следующие моменты:

  • исключить двусмысленные формулировки в тексте договора, все предложения должны верно передавать суть совершаемых действий;
  • обязательно указывается цель, на которую одаряемый должен направить использование дара, иначе договор будет признан дарственной;
  • такую цель необходимо четко определить (на развитие хозяйственной базы), исключить общие фразы: «на развитие учреждения или нужды». Использование использования таких средств будет признано нецелевым.

Учет пожертвований в бюджетном учреждении

Учет всех пожертвований в государственных организациях всех уровней обязателен. Для того, что бы поставить на учет в бюджетном учреждении пожертвованное имущество необходимо определить его стоимость. Пожертвования оцениваются по первоначальной оценочной стоимости, на момент принятия его по договору. Увеличить стоимость имущества возможно за счет его доставки, регистрации или ремонта.

Оценочная стоимость имущества — это денежные средства, которые можно получить при продаже имущества. Пожертвование оценивается комиссией учреждения, которая действует постоянно.

Стоимость имущества можно подтвердить документами или проведением экспертизы. Документальным подтверждением может быть:

  • сведения органов государственной статистики;
  • цены в СМИ или специальных изданиях;
  • информация о стоимости от изготовителей или продавцов;
  • оценка независимым экспертом.

Поступление пожертвований оформляется актом приема-передачи, на основании этого документа имущество принимается к учету. Если акт и решение комиссии отсутствуют, то такое пожертвование не может быть включено в бухгалтерский учет учреждения. Использование пожертвований отражается в учете в общем порядке. При принятии имущества нужно определить код вида деятельности (18), в зависимости от направления использования пожертвования (бюджетная деятельность — 1).

Пожертвование имущества бюджетному учреждению

В зависимости от предмета договора пожертвования он может заключаться как в устной, так и в письменной форме. Пожертвование недвижимости обязательно облекается в письменную форму, однако регистрировать такой договор не нужно.

Основные моменты, которые необходимо отразить в договоре пожертвования имущества бюджетному учреждению:

  • предмет пожертвования (движимое или недвижимое имущество, не изъятое из гражданского оборота. В тексте соглашения необходимо его описать, указать все характеризующие данные, иначе сделка будет ничтожной);
  • цель использования и назначения пожертвованного имущества;
  • способ передачи (лично или через третьих лиц);
  • сроки предоставления отчета об использовании (периодичность);
  • права, обязанности, ответственность благотворителя и одаряемого;
  • порядок урегулирования конфликтов и спорных ситуаций.

Если переданное имущество будет использовано учреждением не по назначению, то такая сделка будет признана недействительной жертвователем (его наследниками) в судебном порядке.

Пожертвование денежных средств бюджетному учреждению

Нередки случаи, когда благотворители жертвуют бюджетным учреждениям денежные средства для приобретения оргтехники, дорогостоящих лекарств, модернизации оборудования или помещений организации.

Деньги жертвователь может отдать:

  • денежными купюрами в бухгалтерию учреждения. Для такой передачи необходимо составить в письменной форме договор пожертвования;
  • путем перечисления на лицевой счет бюджетного учреждения в банке. У каждой организации имеется счет для получения пожертвований от граждан и юридических лиц. Номер счета можно узнать у администрации учреждения, на официальном сайте. Для такой операции нет необходимости заключать письменный договор пожертвования, все данные благотворителя (при желании можно указать на анонимность), целевое назначение денег будут указаны в приходном ордере.

Заключение

Не разрешается использование добровольных пожертвований бюджетным учреждением на цели, которые не соответствуют уставной деятельности или целевому назначению по договору пожертвования. Ответственность за нецелевое использование пожертвований несет руководитель (или временно исполняющий обязанности руководителя) организации.

Нередко у руководителей бюджетной сферы, финансистов и экономистов, возникают рабочие вопросы, решение которых уже найдено у коллег. Мы открыли для вас единую площадку открытого обсуждения бюджетных вопросов.

Единственное в стране

издание о государственной

и методологов страны

Нас читает вся страна

Может ли администрация получать пожертвования от частных лиц?

Ответил пользователь, Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт (simonova)

Дарение вещи или права в общеполезных целях признается пожертвованием. Пунктом 1 статьи 582 Гражданского кодекса указано, что они могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, определенным статьей 124 Гражданского кодекса, в соответствии с которой субъектами гражданского права признаются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами.

К ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК РФ).

Смотрите так же:  Адвокат чарльз аннан

В соответствии с пунктом 3 статьи 582 Гражданского кодекса юридическое лицо, принимающее пожертвование, для которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества. В случае оформления поступления в качестве пожертвования учреждению необходимо прописать в учетной политике порядок обособленного учета указанных операций и обеспечить его соблюдение. Например, ввести дополнительные аналитические коды синтетических счетов (п. 1 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н)).

Так как пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях, то и договор пожертвования будет частным случаем договора дарения. Поэтому при его оформлении следует руководствоваться нормами, регулирующими порядок заключения договора дарения. Указанные нормы определены положениями статьи 574 Гражданского кодекса. Согласно им дарение, сопровождаемое передачей дара одаряемому, может быть совершено устно, за исключением следующих случаев:

  • дарителем является юридическое лицо, а стоимость дара превышает 3000 руб.;
  • договор содержит обещание дарения в будущем.

То есть исходя из вышеизложенного, если стоимость жертвуемого движимого имущества не превышает 3000 руб., письменный договор можно не заключать. Но, принимая во внимание указания пункта 3 статьи 582 Гражданского кодекса, которые гласят, что пожертвование имущества может быть обусловлено жертвователем его использованием по определенному назначению, письменный договор следует заключать вне зависимости от суммы пожертвования. Если в дар передано недвижимое имущество, то такой договор дарения подлежит государственной регистрации.

Принимаем к учету

Чтобы принять пожертвования к учету, должны быть оформлены первичные документы.

Если пожертвование произошло в имущественной форме, то следует определить его денежную стоимость, так как объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости (п. 23 Инструкции № 157н), которой признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением в состояние, пригодное для использования (п. 25 Инструкции № 157н).

При определении текущей рыночной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансовых активов комиссией по поступлению и выбытию активов, которая должна быть создана в учреждении, могут использоваться:

  • данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;
  • сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;
  • экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.

Принимая пожертвования, следует учитывать тип учреждения.

Согласно пункту 20 статьи 30 закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон № 83-ФЗ), источником финансового обеспечения всех расходов, осуществляемых казенными учреждениями, является соответствующий бюджет бюджетной системы. В соответствии со статьей 35 Бюджетного кодекса расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся в том числе целевых средств.

Положениями Бюджетного кодекса предусмотрено получение безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение. Так, в пункте 3 статьи 217 указано, что в случае получения безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете, в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете. Минфин России в письме от 17 мая 2011 г. № 02-03-09/2016 подтвердил эти указания, разъяснив, что при поступлении в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ целевых средств сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете, на сумму указанных поступлений могут быть увеличены бюджетные ассигнования соответствующему главному распорядителю бюджетных средств для последующего доведения в установленном порядке до конкретного казенного учреждения лимитов бюджетных обязательств для осуществления целевых расходов в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, в случае если законом (решением) о бюджете предусмотрена увязка указанных расходов и доходов.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н, учет пожертвованных денежных средств отражается следующими записями:

Дебет 1 201 34 510

в кассу учреждения»

Кредит 1 205 81 660

«Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам»

— поступили в кассу учреждения денежные средства по договору пожертвования;

Дебет 1 205 81 560

«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»

Кредит 1 401 10 180

— отражен доход от поступивших по договору пожертвования денежных средств;

Дебет 1 210 03 560

«Увеличение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам»

Кредит 1 201 34 610

«Выбытия средств из кассы учреждения»

— отражено выбытие денежных средств, полученных по договору пожертвования, для внесения их на лицевой счет учреждения по учету средств от приносящей доход деятельности;

Дебет 1 201 11 510

«Поступление денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»

Кредит 1 210 03 660

«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам»

— зачислены денежные средства на лицевой счет учреждения с одновременным отражением на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения»;

Дебет 1 210 02 180

«Расчеты с финансовым органом по поступившим

в бюджет прочим доходам»

Кредит 1 205 81 660

«Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам»

— денежные средства, полученные по договору пожертвования, перечислены в доход бюджета.

Учредительным документом бюджетного учреждения является устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) учреждения, в котором должен быть прописан такой источник средств, как безвозмездные поступления от граждан и юридических лиц.

В учете операции поступления пожертвования денежных средств отражаются с учетом положений Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н.

Дебет 2 201 34 510

в кассу учреждения»

Кредит 2 205 81 660

«Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам»

— поступили в кассу учреждения денежные средства по договору пожертвования;

Дебет 2 205 81 560

«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»

Кредит 2 401 10 180

— отражен доход от поступивших по договору пожертвования денежных средств;

Дебет 2 210 03 560

«Увеличение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам»

Кредит 2 201 34 610

«Выбытия средств из кассы учреждения»

— отражено выбытие денежных средств, полученных по договору пожертвования, для внесения их на лицевой счет учреждения по учету средств от приносящей доход деятельности;

Дебет 2 201 11 510

«Поступление денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»

Кредит 2 210 03 660

«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам»

— зачислены денежные средства на лицевой счет учреждения с одновременным отражением на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения».

Положениями статьи 7 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174н «Об автономных учреждениях» определено, что полный перечень видов деятельности, которые автономное учреждение осуществляет в обязательном порядке, должен быть закреплен в уставе учреждения. Следовательно, в уставе автономного учреждения должна быть указана возможность получения имущества по договору пожертвования.

Записи, отражающие операции по учету пожертвованных средств, производятся в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н.

Дебет 2 201 34 000

Кредит 2 205 81 000

«Расчеты с плательщиками прочих доходов»

—поступили в кассу учреждения денежные средства по договору пожертвования;

Дебет 2 205 81 000

«Расчеты с плательщиками прочих доходов»

Кредит 2 401 10 180

— отражен доход от поступивших по договору пожертвования денежных средств;

Дебет 2 210 03 000

«Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам»

Кредит 2 201 34 000

— отражено выбытие денежных средств, полученных по договору пожертвования, для внесения их на лицевой счет учреждения;

Дебет 2 201 11 000

«Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства»

Кредит 2 210 03 000

«Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам»

— зачислены денежные средства на лицевой счет учреждения с одновременным отражением на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения».

После зачисления пожертвований в доход бюджета и внесения соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись учреждение может воспользоваться денежными средствами согласно их целевому назначению.

Согласно статье 1 Закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее — Закон № 135-ФЗ) под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Таким образом, если указанные пожертвования использованы при соблюдении условий, перечисленных в пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса, то они не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Одновременно обращаем внимание, что в случае, если передача в безвозмездное пользование или дарение имущества, приобретенного за счет средств пожертвования, не соответствовали назначению целевого поступления, доход в виде стоимости полученного имущества включается в налоговую базу по налогу на прибыль на основании пункта 14 статьи 250 Налогового кодекса.

Возможно вы сможете ответить на эти вопросы: