научная статья по теме СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ КОНЦЕРТНЫХ УСЛУГ Государство и право. Юридические науки

Цена:

Авторы работы:

СЕВОСТЬЯНОВ МАКСИМ ВЛАДИМИРОВИЧ

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ КОНЦЕРТНЫХ УСЛУГ»

Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право; гражданский процесс; арбитражный процесс

СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ КОНЦЕРТНЫХ УСЛУГ

Максим Владимирович СЕВОСТЬЯНОВ, декан юридического факультета Волжского гуманитарного института (филиала) Волгоградского государственного университета, кандидат юридических наук

E-mail: max [email protected] .volsu.ru

Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право

Аннотация. На основе всестороннего анализа в статье формулируется определение понятия «концепция возмездного оказания концертных услуг». Выявляются основные элементы исследуемой концепции, дается их краткая характеристика.

Ключевые слова и словосочетания: возмездное оказание концертных услуг, механизм правового регулирования, договор, безопасность концертных услуг.

Annotation. On the basis of comprehensive analysis in the article is the notion of «the concept of paid for concert services». Identifies the main elements of the research concept and a brief description of the.

Key words and word combination: by providing live services, the mechanism of legal regulation, a contract, concert safety services.

Рецензент — В.М. Мелихов, кандидат юридических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования РФ

Актуальность рассматриваемой проблемы объясняется двумя факторами.

Первый фактор основан на тезисе о том, что культура России способна оказать влияние на всю мировую цивилизацию1.

Второй фактор обусловлен воздействием культуры на укрепление единства нашего многонационального государства.

Проведенные ранее исследования2 свидетельствуют о том, что возмездное оказание концертных услуг является составной частью культуры и нуждается в концептуальном правовом регулировании.

Цель публикации — обоснование современной концепции возмездного оказания услуг. Для

ее достижения необходимо решить следующие задачи:

1) сформулировать определение понятия «концепция возмездного оказания концертных услуг»;

2) определить составные элементы этой концепции и дать им краткую характеристику.

Заметим, что оказание концертных услуг на безвозмездной (благотворительной) основе в публикации не рассматривается.

Для решения первой задачи определим лексическое и юридическое значение терминов «концепция» и «концертная услуга», поскольку сочетание «возмездное оказание» не нуждается в дополнительной интерпретации.

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2013

В словаре С. И. Ожегова слово «концепция» означает «систему взглядов на что-нибудь»3. В свою очередь под словом «система» понимается «нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей»4.

Таким образом, «концепция» — это «единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи взглядов на что-нибудь».

Термин «концепция» получил широкое применение в системе различных видов правоотношений и, как правило, имеет два значения.

Во-первых, концепция может представлять собой правовой акт, обладающий юридической силой акта принявшего его органа. Например, «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» имеет юридическую силу акта Президента РФ5.

Во-вторых, под термином «концепция» может пониматься совокупность отдельных элементов, имеющих одну цель. Так, «в качестве основных элементов концепции правовой реформы» выступают: «. обеспечение системы прав человека, конкретизация основ федерализма» и другие элементы6.

В нашем исследовании под юридическим значением термина «концепция» мы будем понимать «совокупность отдельных правовых элементов, действие которых приводит к возникновению, изменению и (или) прекращению возмездного оказания концертных услуг».

Проведенные ранее исследования позволили определить понятие «концертная услуга»:

«концертная услуга — это разновидность культурно-зрелищных услуг, представляющая собой фактически и юридически осуществимую услугу по организации и проведению концертов, не имеющую овеществленного результата и по этой причине обладающую признаком неосязаемости»1.

На основании синтеза исследованных терминов сформулируем авторское определение понятия «концепция возмездного оказания концертных услуг»:

«концепция возмездного оказания концертных услуг — это совокупность взглядов на отдельные правовые элементы, которые способны воздействовать на организацию, проведение и (или) прекращение концертов, не имеющих овеществленного результата и проводимых на платной основе».

Решение второй задачи публикации будет основано на правовой сущности возмездного оказания концертных услуг.

Как показывает практика, для регулирования возникающих правоотношений недостаточ-

но какого-либо одного источника правового регулирования и (или) соответствующего законодательства. Так, концертная услуга, как и любая другая услуга, является объектом гражданских прав. Следовательно, связанные с этим объектом отношения должны регулироваться гражданским законодательством.

Согласно ч. 2 ст. 3 Гражданского кодекса РФ такое законодательство состоит из самого Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов. Однако в законодательство о культуре входят законы субъектов РФ8, не являющиеся актами гражданского законодательства.

Кроме того, отношения, возникающие из концертных услуг, могут регулироваться и муниципальными правовыми актами. Например, предметом их регулирования могут выступать отношения по обеспечению безопасности при проведении культурно-зрелищных мероприя-тий9. Помимо этого, трудовые и связанные с ними отношения «работников культуры» могут регламентироваться и локальными нормативными актами.

Следовательно, для регулирования рассматриваемых отношений необходим целый комплекс правовых мер, в качестве которого в полной мере может выступать категория «механизм правового регулирования».

Таким образом, данный механизм является первым элементом концепции возмездного оказания концертных услуг и включает следующие звенья:

1) законодательство (гражданское законодательство, законодательство о культуре);

2) муниципальные правовые акты;

3) локальные нормативные акты.

Гражданско-правовая сущность возмездного оказания концертных услуг позволяет сделать вывод о том, что юридическим фактом их возникновения является договор. Согласно ГК РФ «договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей» (ч. 1 ст. 420).

Как и любое соглашение, договор возмездного оказания концертных услуг представляет собой юридический факт возникновения гражданских прав и обязанностей, разновидность сделки, обязательство. Однако заметим, что даже наличие свободной воли сторон не может автоматически повлечь за собой возникновение договорных обязательств. Это обусловлено тем, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих слу-

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2013

чаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (ч. 1 ст. 432 ГК РФ).

Следовательно, возникновение договорных отношений сторон напрямую зависит от названных условий договора. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что существенными условиями договора являются:

во-первых, условия о предмете договора;

■ о цене договора;

■ о сроке оказания услуг;

■ о месте оказания услуг;

■ о райдере, в случае если об этом заявлено исполнителем концертных услуг.

Таким образом, гражданско-правовой договор является вторым элементом концепции возмездного оказания концертных услуг.

В современных условиях возрастает угроза безопасности жизни и здоровью граждан, поскольку проведение культурно-зрелищных мероприятий в целом и оказание концертных услуг, в частности, осуществляется при массовом скоплении людей. Изложенный аргумент подтверждается практикой концертных услуг, довольно часто имеющей трагический характер.

Так, если бы во время подготовки и проведения мюзикла в театральном центре на Дубровке в г. Москве (октябрь 2002 г.) надлежащим образом были предприняты меры безопасности (например, установлен пропускной режим), трагедии можно было бы избежать либо в значительной степени минимизировать ее последствия10.

Таким образом, категория «безопасность концертных услуг» выступает третьим элементом исследуемой концепции.

Анализ правовой сущности возмездного оказания концертных услуг, правовых актов, посвященных различным видам безопасности, позволяет сформулировать определение понятия «безопасность концертных услуг»:

«безопасность концертных услуг — это состояние защищенности жизни, здоровья, прав и интересов участников концертных услуг от противоправных посягательств в процессе оказания концертных услуг».

Заметим, что указанное состояние защищенности может проявляться в двух аспектах — внутреннем и внешнем. Внутренний аспект означает безопасность оказания концертных услуг исполнителем, внешний — состояние защищенности участников концертных услуг от проти-

воправных посягательств извне (угроза террористических актов, хищение имущества, нарушение порядка и др.).

Резюмируя сказанное, можно сделать следующие выводы.

1. Современная концепция возмездного оказания концертных услуг представляет собой «совокупность взглядов на отдельные правовые элементы, которые способны воздействовать на организацию, проведение и (или) прекращение концертов, не имеющих овеществленного результата и проводимых на платной основе».

2. Элементами исследуемой концепции выступают:

■ механизм правового регулирования;

■ договор возмездного оказания услуг;

■ безопасность концертных услуг.

1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 г. // Рос. газ. 2012 . № 287. 13 дек.

2 Севостьянов М.В., Шаронов С.А. Гражданско-правовое регулирование концертных услуг и охрана прав их участников: Монография. Волгоград: Волгоградское науч. изд-во, 2009. С. 9—58.

3 Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1989. С. 294.

5 Концепция противодействия терроризму в Рос

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

ДОГОВОР возмездного оказания услуг по организации концерта (Исполнитель оказывает услуги лично)

возмездного оказания услуг по организации концерта

(Исполнитель оказывает услуги лично)

«__»__________ ____ г.

________________, именуем__ в дальнейшем «Заказчик», в лице ____________, действующего на основании ___________, с одной стороны, и __________________, именуем__ в дальнейшем «Исполнитель», в лице ____________, действующего на основании ___________, с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем.

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. По настоящему Договору Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательство по выполнению комплекса услуг в целях организации концерта и буфетного обслуживания.

Смотрите так же:  Заявление на проведение прокурорской проверки

1.2. В рамках Договора Исполнитель обязуется осуществить следующее:

— разработать и осуществить программу по организации обслуживания концерта;

— согласовать программу концерта с Заказчиком;

— обеспечить подготовку и проведение концерта;

— организовать буфетное обслуживание зрителей и исполнителей концерта, согласовав с Заказчиком заказ (приложение N 1 к Договору) по ассортименту и количеству;

— организовать обслуживание участников концерта и отвечать за их комфортность.

1.3. Исполнитель обязуется оказать услуги по настоящему Договору лично. Привлечение третьих лиц для оказания услуг по настоящему Договору не допускается.

Для исполнения концертной программы Исполнитель вправе пригласить певцов, артистов, конферансье и т.п.

1.4. Услуги Исполнителя должны соответствовать законодательству, регламентирующему оказание услуг общественного питания и организации развлечений.

1.5. Зрители допускаются на концерт по пригласительным билетам.

2. СТОИМОСТЬ УСЛУГ

2.1. Заказчик обязуется оплатить услуги Исполнителя в размере ________ (___________) рублей.

2.2. Заказчик оплачивает услуги Исполнителя путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя.

2.3. Заказчик оплачивает услуги Исполнителя в полном размере в течение ___-х дней после оказания услуг.

2.4. Все расходы по организации и обеспечению концерта Исполнитель несет за счет своего вознаграждения.

3. ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

3.1. Исполнитель обязан:

— выполнить принятые на себя обязательства качественно и во взаимно согласованные сроки;

— за ____ дней до проведения концерта уведомить о его готовности;

— по окончании оказания услуг представить письменный отчет Заказчику. Заказчик, имеющий возражения по отчету, должен сообщить о них Исполнителю в течение ____ дней со дня получения отчета. В противном случае отчет считается принятым.

3.2. Заказчик обязан:

— заблаговременно согласовать с Исполнителем программу проведения концерта;

— своевременно оплатить услуги Исполнителя в размере, предусмотренном в п. 2.1 Договора;

— в течение __ дней с момента заключения Договора согласовать с Исполнителем заказ на продукты питания, алкогольные и безалкогольные напитки.

4. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ОБ ОКАЗАНИИ УСЛУГ

4.1. По завершении предоставления услуг Исполнитель и Заказчик подписывают акт об оказании услуг.

4.2. После подписания акта об оказании услуг претензии Заказчика к Исполнителю по качеству оказанных услуг не принимаются.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН И ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ ДОГОВОРА

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему Договору стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

5.2. Стороны освобождаются от ответственности в случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает (форс-мажор). Сторона, которая не может исполнить своего обязательства, должна известить другую сторону о препятствии и его влиянии на исполнение обязательств по Договору в _______ срок с момента возникновения этих обстоятельств. Дальнейшая судьба настоящего Договора в таких случаях должна быть определена соглашением сторон. При недостижении согласия стороны вправе обратиться в суд для решения этого вопроса.

5.3. За просрочку оплаты услуг Исполнителя Заказчик уплачивает пени в размере ___% от суммы, предусмотренной ст. 2 настоящего Договора, за каждый день просрочки.

5.4. Настоящий Договор может быть расторгнут досрочно:

— по письменному соглашению сторон;

— в одностороннем порядке при отказе одной из сторон от настоящего Договора в случаях, когда возможность такого отказа предусмотрена законом или настоящим Договором;

— в иных случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон.

В случае если одна из сторон возражает против досрочного расторжения Договора, расторжение Договора осуществляется в судебном порядке с соблюдением правил о подсудности, установленных ст. 7 настоящего Договора.

5.5. Исполнители вправе отказаться от исполнения настоящего Договора при условии полного возмещения Заказчику всех понесенных им убытков.

5.6. Заказчик вправе отказаться от исполнения настоящего Договора при условии оплаты Исполнителю фактически понесенных им расходов.

6. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА

6.1. Договор заключен на срок с «__»______ ____ г. по «__»______ ____ г. и вступает в силу с момента его подписания.

6.2. По всем вопросам, не урегулированным Договором, применяются нормы действующего законодательства Российской Федерации.

7. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ И ИНЫЕ УСЛОВИЯ

7.1. Все споры или разногласия, возникающие между сторонами по настоящему Договору или в связи с ним, разрешаются путем переговоров между сторонами.

7.2. В случае невозможности разрешения разногласий путем переговоров они подлежат рассмотрению в арбитражном суде на территории Российской Федерации на основании права Российской Федерации и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7.3. По вопросам, не урегулированным Договором, подлежат применению законы и иные правовые акты Российской Федерации, в том числе соответствующие правовые акты, принятые субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления. В случае противоречия условий Договора положениям законов и иных правовых актов подлежит применению закон или иной правовой акт.

7.4. Настоящий Договор заключен в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон.

8. АДРЕСА И БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

Заказчик: ____________________ Исполнитель: _________________

По вопросам составления и экспертизе договоров, дополнительных соглашений, исковых заявлений, других документов рекомендуем, обратится к нашим юристам по тел. 8 (919) 722-05-32

Договор возмездного оказания концертных услуг

Во введении раскрыты актуальность темы, степень разработанности, цель, задачи, объект, предмет исследования, методологическая, теоретическая, нормативная и эмпирическая основа, новизна, теоретическая и практическая

значимость, апробация результатов, сформулированы выводы и положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Юридическая природа концертных услуг в системе культурно-зрелищных мероприятий» состоит из двух параграфов. В первом параграфе «Понятие и признаки концертной деятельности как разновидности культурно-зрелищных услуг» отмечено, что такое специфическое действие, как услуга знакомо цивилистике уже на протяжении тысячелетий — со времен римского права, однако и сегодня общая теория права и теория гражданского права не дают однозначного ответа, какими признаками должны обладать услуги, чтобы регулироваться главой 39 ГК РФ. Кроме того, не существует единого легального определения «услуги» как юридической категории.

Исследованием установлено, что и в юридической и в экономической науке нет однозначного отношения к понятию «услуга». Иногда под ним понимается почти любая полезная деятельность, а иногда деятельность, потребляемая в процессе самого ее осуществления. И все же большинство авторов придерживаются позиции отделения договора услуг от договора подряда. Анализ юридической литературы показывает, что в отношении к категории «услуга» наблюдается большое разнообразие мнений. И только услуги нематериальные, не имеющие осязаемого результата, названные в литературе «чистыми», не вызывают споров об отнесении их к сфере регулирования главой 39 ГК РФ.

Отмечено, что «чистые услуги» обладают такими признаками, как: отсутствие овеществленного результата, синхронность оказания и получения, неотделимость от источника, неустойчивость качества услуги, эксклюзивность.

Среди всего многообразия услуг, в качестве их разновидности, можно выделить культурно-зрелищные, в число которых и входят концертные услуги.

Понятие «культурно-зрелищный» является собирательным. Представляется, что первая часть данного термина образована от слова «культура» и указывает на культурный и воспитательно-образовательный

характер исследуемых услуг. В процессе оказания таких услуг вниманию зрителей предлагаются произведения культуры и искусства. Вторая часть наименования — «зрелищные», образована от слова «зрелище». При исследовании термина «зрелище» делается вывод о том, что к культурно-зрелищным услугам, кроме концертов, спектаклей и т.д., можно отнести и всевозможные выставки, когда культурные ценности не выражаются в действиях исполнителей (песни, танцы), а остаются неподвижными (картины). Зрелищность определяется тем, что ключевым в данном случае является факт удовлетворения услугополучателем (зрителем) своей эстетической потребности посредством именно чувственного восприятия таких услуг, в первую очередь зрительного. Таким образом, к культурно-зрелищным можно отнести услуги, когда вниманию их потребителей предоставляются произведения культуры и искусства, воспринимаемые органами чувств, в том числе зрительно. На наш взгляд, к таким услугам можно отнести: показ кинофильмов, спектаклей, музейных коллекций и картин, проведение концертов, исполнение хореографических постановок, игру оркестра, цирковые представления и т.д.

Услуги, воспринимаемые зрительно, могут и не носить культурного характера, не иметь целью приобщение зрителей к произведениям культуры и искусства. Такие услуги, на наш взгляд, будут называться зрелищными.

Также не для всех услуг в сфере культуры ключевым является зрительное их восприятие. Зачастую многие из них можно назвать просто культурными услугами. И только когда мероприятие носит культурный характер и из его существа вытекает необходимость именно зрительного его восприятия, то есть налицо единство обоих аспектов, следует говорить именно о культурно-зрелищных услугах.

Культурно-зрелищным услугам (в том числе и концертным) присущи все основные признаки услуг, но можно выделить и специфические, относящиеся только к этим услугам.

Главный из них — это, как правило, творческий характер деятельности исполнителя (за исключением кинопоказа и выставок, где деятельность

исполнителя сводится к организационно-техническим мероприятиям). Приобщение зрителей к произведениям культуры и искусства в процессе оказания культурно-зрелищных услуг в большинстве случаев происходит именно посредством творческой деятельности исполнителя.

— Следующий отличительный признак рассматриваемых услуг, вытекающий из творческого характера деятельности исполнителя, заключается в уникальности, единичности форм создания или воспроизведения услуг культуры, рассчитанных на их массовое потребление (театральный спектакль, концерт).

— Данные услуги призваны воздействовать на внутренний мир, на душу потребителя, удовлетворяя его культурные, духовные потребности, несут воспитательную и образовательную функции.

— Концертные услуги рассчитаны на массовость потребителя. Количество зрителей может быть ограничено размерами, например, стадиона или концертного зала, а если культурно-зрелищное мероприятие проводится вне рамок таких объектов, то количество потребителей услуги может достигать трудноисчислимых масштабов. В связи с этим зрителей может быть и сотни, и тысячи, и десятки тысяч. Ни один из известных ГК РФ видов услуг не знает такой массовости потребителей.

Смотрите так же:  Нотариус амурск

Концертная услуга — это разновидность культурно-зрелищных услуг, представляющая собой фактически и юридически осуществимую услугу по организации и проведению концертов, не имеющую овеществленного результата и по этой причине обладающую признаком неосязаемости. Данная услуга оказывается и «поглощается» единовременно — в процессе самой деятельности, неотделима от исполнителя, направлена на удовлетворение культурных потребностей широкого круга зрителей, заключается в уникальности, единичности форм воспроизведения, оказывается исключительно творческой деятельностью непосредственного исполнителя в строго определенном месте (концертный зал, концертная площадка), в установленное время и только на основании лицензии.

Во втором параграфе «Эволюция культурно-зрелищных услуг»

автором утверждается, что историческим истоком культурно-зрелищных услуг является деятельность скоморохов.

Наибольшую значимость среди скоморохов приобрели певцы, а также острословы, глумотворцы, сатирики. Скоморошья сатира, особенно широко представленная в творчестве бродячих скоморохов, приобретала порой значительную социально-политическую силу. Возникнув и сформировавшись как искусство, близкое и понятное широким массам, скоморошья сатира сохранила такие свойства, как социальную направленность, общедоступность, демократичность, многожанровость и в наши дни.

Установлено, что регулированию в этой сфере уделялось внимание и сотни лет назад. Так, в 1648 году был издан специальный указ «Об исполнении нравов и уничтожении суеверий», запрещающий не только скоморошество, но и проведение народных гуляний, а в 1854 году Николай I утвердил «Правила, касательно учреждения различного рода публичных увеселений и простонародных забав в столицах», что стало одним из первых шагов в развитии эстрадно-концертного дела в России.

В Советском Союзе организация и руководство всей культурой перешли в руки государства, что оказало большое влияние на идеологическую направленность творчества исполнителей. Особенно это стало заметно в области эстрадного искусства. Были созданы, занимающиеся организацией концертной деятельности артистов всех жанров, специальные государственные учреждения, к которым относились «Госконцерт», «Союзконцерт», «Росконцерт», республиканские, областные и городские филармонии, концертные объединения, осуществлявшие руководство всей сложнейшей концертной жизнью в нашей стране. Иные принципы организации культурно-зелищных мероприятий, оплаты труда артистов и т. д. появились только с установлением рыночной экономики, хотя на определенном этапе ученые и высказывали сомнения в возможности формирования рынка в этой сфере. Появление многочисленных фирм и

компаний, работающих на рынке культурно-зрелищных услуг, приносит им большие прибыли.

Так в Москве, по самым скромным оценкам, доходы от реализации билетов на культурно-зрелищные мероприятия составляют сумму от 70 до 100 миллионов долларов,[1] а в Санкт-Петербурге рынок культурно-зрелищных услуг оценивается, по некоторым данным, в 40 миллионов долларов в год.[2] В связи с этим, платные культурно-зрелищные услуги давно оформились в самостоятельный рынок.

Дополнительно аргументируя свою позицию, автор выработал определение рынка культурно-зрелищных услуг.

Рынок культурно-зрелищных услуг — это совокупность

существующих и потенциальных потребителей с соответствующими запросами и интересами, потребляющими данные услуги с целью приобщения к миру культуры и искусства или иной целью. Указание на «иную цель» сделано нами не случайно. Традиционно люди приходят в зрительный зал удовлетворить свои эстетические потребности, но культурно-зрелищные мероприятия посещают и театральные критики и репортеры, желающие написать статью.

Вторая глава «Правовая характеристика договора возмездного оказания концертных услуг» посвящена различным правовым аспектам договора. В первом параграфе «Правовое регулирование концертных услуг» отмечена важность культуры, как одного из приоритетных направлений, которое поддерживается и контролируется государством. Тому подтверждение — функционирующий в стране специальный орган федеральной власти -Министерство культуры и массовых коммуникаций, а также реализованная федеральная целевая программа «Культура России (2001 — 2005 годы)».

Основополагающее значение в расширении сферы услуг в целом и совершенствовании ее правового регулирования имеет включение рассматриваемой категории в Конституцию РФ (ст. 8 и ст. 74).

В ГК РФ не упоминается о договоре оказания концертных услуг. Более того, невозможно вообще найти какой либо нормативно-правовой акт, посвященный культурно-зрелищным услугам вообще и концертным в частности. Исключением являются только показ киновидеофильмов, который, на наш взгляд, является разновидностью культурно-зрелищных услуг и урегулирован «Правилами по киновидеообслуживанию населения».

Система гражданских договоров постоянно развивается, поскольку имеет место непрерывная эволюция экономического оборота, развиваются имущественные отношения, регулируемые договорным правом. В юридической литературе нет единого мнения о поименованных и непоименованных «безымянных» договорах. Некоторые авторы считают договор непоименованным только в случае, когда отсутствует регулирование не только вида, но и соответствующего ему типа. В силу этого, даже специфичный вид какого-то типа договора не будет считаться непоименованным, если имеется соответствующая глава ГК РФ, то есть данный договорный тип урегулирован.[3]

В соответствии с иной точкой зрения непоименованным может называться и неурегулированный вид договора. Если новое обязательство обладает признаком, выделяющим предусмотренный в ГК тип договора, значит, оно является непоименованным видом данного поименованного типа и к нему должны применяться унифицированные нормы, обусловленные типовым системным признаком.[4]

Автором делается вывод о том, что договор об оказании концертных услуг следует понимать как непоименованный («безымянный») вид поименованного типа, который называется «Возмездное оказание услуг» и урегулирован главой

39 ГК РФ. Таким образом, поскольку исследуемый вид услуг не получил должного внимания законодателя и при этом подпадает под категорию возмездные услуги, что позволяет применять к ним положения главы 39 ГК РФ, то он будет регулироваться правовыми нормами, посвященными возмездным услугам в целом. Такие правовые нормы содержатся, в первую очередь в ГК РФ, а также в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей» и утвержденных Постановлением Правительства, в соответствии с этим законом, Правилах бытового обслуживания населения.

На более низком уровне тоже принимаются акты, регулирующие оказание концертных услуг. Среди таковых можно назвать, например, Положение о мерах по обеспечению общественного порядка и безопасности участников и зрителей при проведении массовых спортивных, культурно-зрелищных мероприятий в Санкт-Петербурге, рекомендации «О порядке содержания культурно-развлекательных заведений на территории города Екатеринбурга», Регламент проведения рекламных, культурно-зрелищных, спортивно-массовых мероприятий на открытых площадках в городе Вологде, Положение о порядке организации и проведения общественно-политических, культурно-зрелищных, спортивно-массовых, религиозных, рекламных и иных массовых мероприятий в г. Астрахани и ряд других подобных актов. Зачастую, кроме норм административного права, подобные документы содержат и гражданско-правовые нормы, как например, Положение о порядке организации и проведения общественно-политических, культурно-зрелищных, спортивно-массовых, религиозных, рекламных и иных массовых мероприятий в г. Астрахани. Здесь п. 12 устанавливает права и обязанности посетителей, зрителей и иных участников массового мероприятия, что противоречит п.1 ст. 3 ГК РФ, в соответствии с которым гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Это обстоятельство также свидетельствует о назревшей необходимости принятия на федеральном уровне единого нормативно-правового акта, который бы комплексно урегулировал оказание концертных услуг. Во втором параграфе «Понятие и правовая природа

договора возмездного оказания концертных услуг» делается вывод, что в рыночной экономике оказывается большое количество услуг, которые можно с уверенностью отнести к концертным, однако в теории и законодательстве едва ли возможно встретить подобную формулировку в названии договоров, регулирующих исследуемые отношения. Причина этого явления объясняется отсутствием легального определения самого термина «концертная услуга», а как следствие и отсутствием понятия договора об оказании концертных услуг.

Дается авторское определение договора оказания концертных услуг, под которым предлагается понимать соглашение, в силу которого одна сторона — профессиональный исполнитель или посредник-организатор, обязуется в установленные сроки оказать другой стороне — заказчику (гражданам, организациям, Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям), культурно-зрелищную услугу в виде концерта для населения своими силами или посредством привлечения к исполнению третьих лиц, а другая сторона обязуется оплатить эти услуги и выполнить обязанности, предусмотренные договором.

Данный договор является консенсуальным в силу того, что оказанию услуг предшествует согласование между сторонами условий о виде услуг, цене, их качестве, о порядке, месте и сроках предоставления и других условиях договора.

Наличие взаимообусловленных субъективных прав и обязанностей у обеих сторон договора оказания концертных услуг позволяет характеризовать его как двусторонний.

Исследуемый договор является возмездным поскольку исполнитель получает плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей.

Важная особенность договора оказания концертных услуг заключается в том, что он имеет двойственную юридическую природу и может являться как публичным договором, так и частным. Если соответствующая сделка

заключается между непосредственным исполнителем (артистом, творческим коллективом) и субъектом, который, не собирается лично потреблять услугу, то есть, по сути, является посредником между исполнителем и зрителем и извлекает отсюда коммерческий или иной интерес, то такой договор не будет публичным. Каждое такое соглашение сугубо индивидуально и требует тщательного обсуждения многих моментов. В ином случае, когда контрагентом по договору выступает зритель, то есть непосредственный потребитель концертной услуги, договор будет являться публичным. По нашему мнению, публичность договора должна включать в себя такой аспект, как предоставление ценовых льгот для малоимущих зрителей.

Чаще всего, условия договора возмездного оказания концертных услуг с гражданами-зрителями, являются стандартными и заранее определяются исполнителем. Таким образом, сделка между зрителем и исполнителем концертной услуги является договором присоединения.

Договор возмездного оказания концертных услуг является основным (окончательным). Он порождает соответствующие права и обязанности сторон, направленные на получение платы исполнителем и удовлетворение потребности заказчика, а не на заключение какого-либо соглашения в будущем.

Представляется, что договор возмездного оказания концертных услуг является каузальным договором, поскольку его стороны имеют четко определенные цели.

Смотрите так же:  Страховка для альпинизма цена

Договор заключается на одно мероприятие, в отношении которого, как правило, известно время его начала и продолжительность, поэтому исследуемый договор является срочным.

В третьем параграфе «Порядок заключения и содержание договора возмездного оказания концертных услуг» отмечается, что заключение договора возмездного оказания концертных услуг происходит в соответствии с общими правилами, предусмотренными гражданским законодательством. Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в

подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (п. 1 ст. 432 ПС РФ).

Не редко сообщения средств массовой информации о предстоящих концертных мероприятиях не являются офертой, поскольку статья 437 ГК РФ устанавливает, что реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении. Однако такая информация о предстоящем концерте может выступать в качестве оферты, если содержит все существенные условия договора и из нее усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется. Данная информация помещается в доступном для заказчиков месте и должна содержать сведения об услуге, ее стоимости, месте и времени. Она может выражаться как в устной форме (объявление по радио, телевидению), так и в письменной (сообщение в газетах, журналах, специальных рекламных изданиях, афишах и т.д.).

Зритель, при заключении исследуемого договора признает оферту посредством покупки входного билета на концерт.

Отмечается, что в ГК РФ раскрывается смысл только существенных условий, которыми согласно п.1 ст. 432 ПС РФ, являются условия:

— о предмете договора;

— названные в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида;

— относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Под предметом договора об оказании исследуемых услуг предлагается понимать действия исполнителя по надлежащей организации и проведению культурно-зрелищного мероприятия в виде концерта и их оплата заказчиком. Некоторые авторы сводят определение предмета договора возмездного оказания услуг к полезному эффекту для услугополучателя. Однако в случае с исследуемыми услугами невозможно

дать гарантии того, что зритель получит удовлетворение от концертного мероприятия. Причиной тому — опять же специфика концертных услуг. Как было отмечено в первой главе исследования, вопрос о том, получит ли зритель ожидаемый полезный эффект зависит от целого ряда субъективных причин. Вот почему, на наш взгляд, нельзя включать в определение предмета договора возмездного оказания концертных услуг указание на полезный эффект.

К существенным условиям договора возмездного оказания концертных услуг, кроме предмета, целесообразно отнести условия о цене, сроке, месте.

В случае с организацией концертов договор всегда содержит приложение, являющееся его неотъемлемой частью, которое отражает требования артиста. Это приложение носит название «райдер» и означает список требований гастролирующего исполнителя к принимающей стороне. Райдер состоит из технической части и бытовой. Во всех без исключения случаях в райдере указывается, что несоблюдение хотя бы одного из его пунктов может повлечь отказ артиста от гастролей.

Таким образом, полагаем, что все требования райдера, в случае если их принял заказчик, дополняют список существенных условий договора возмездного оказания концертных услуг.

Отмечено, что договор возмездного оказания концертных услуг, в силу требования п.1 ст. 161 ПС РФ, во всех случаях должен быть заключен в простой письменной форме, так как его непременным участником (исполнителем) является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Третья глава «Ответственность сторон по договору возмездного оказания концертных услуг» включает два параграфа.

В первом параграфе «Субъектный состав договора возмездного оказания концертных услуг» указывается на отсутствие каких-либо специальных требований к субъектному составу обязательства по возмездному оказанию концертных услуг. Это объясняется тем фактором, что нормы гл. 39 ПС РФ распространяются на широчайший круг общественных отношений, из чего вытекает невозможность точно определить статус участников отношений по

возмездному оказанию услуг с отражением специфики их отдельных разновидностей.

Договор возмездного оказания концертных услуг может заключаться между:

— непосредственным исполнителем (артистом) и зрителем,

— непосредственным исполнителем (артистом) и посредником-организатором, который затем либо продаст билеты зрителям с целью извлечения прибыли (договор в интереса третьих лиц), либо для зрителей мероприятие будет бесплатным (договор об исполнении третьим лицам).

— посредником-организатором и зрителем.

Непосредственными исполнителями концертных услуг могут быть творческие коллективы и артисты-исполнители, интересы которых представляют продюсеры.

Зрителем может быть только физическое лицо. По всем другим договорам, чтобы гражданин стал контрагентом он должен обладать дееспособностью. Однако в случае с концертными услугами, и в этом их особенность, приобрести статус зрителя, а значит и контрагента по договору могут и недееспособные лица. Представляется, что если культурно-зрелищное мероприятие не имеет возрастных ограничений, то его зрителем может стать любой гражданин, независимо от возраста (малолетний).

Субъект, названный нами посредником-организатором выступает заказчиком — в отношениях с артистом, а также исполнителем — в отношениях со зрителем. Организующий характер деятельности этих лиц выражается, прежде всего, в совершении ими сделок с третьими лицами, в силу которых последние обязуются исполнить полностью или частично их обязанности перед зрителем. Возможность привлечь третье лицо к исполнению чужой обязанности в обязательстве — общее правило, а непременное личное исполнение — исключение из правил. Последнее должно быть предусмотрено законом, иным правовым актом, вытекать из условий обязательства или его существа (п.1 ст.313 ГК РФ). Ст.780 ГК РФ предусматривает обязанность личного исполнения обязательств

по оказанию услуг, если иное не предусмотрено договором. Поскольку договор со зрителем, формой которого является билет, не содержит указания на то, что должник перелагает исполнение обязанностей на третье лицо, считаем, что данное правило должно быть сформулировано в Правилах возмездного оказания концертных услуг, которые должны быть приняты на уровне Правительства РФ.

Посредниками-организаторами могут выступать юридические лица, для которых данная деятельность является способом получения прибыли. Иногда они вступают в отношения с артистом или его представителем от имени другого лица, для чего предварительно заключается посреднический договор. Посредниками-организаторами могут быть индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица. Они вправе заниматься любой предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Физическое лицо, может выступить в роли посредника-организатора, только если не планирует последующую продажу билетов на концертное мероприятие, то есть извлечение прибыли.

Заказчиками, а фактически посредниками-организаторами между артистами и зрителями по исследуемому договору также могут быть и Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования — в рамках организации мероприятий соответствующего уровня. Когда вышеперечисленные субъекты выступают заказчиками, то имеет место договор об исполнении третьим лицам, поскольку для зрителей мероприятие является бесплатным.

Во втором параграфе «Ответственность сторон и защита прав зрителей» отмечается, что в сфере оказания концертных услуг часты случаи, когда зрителю приходится возвращать деньги за билет из-за сорванного по различным причинам мероприятия. Чаще всего, трудности по возврату денег зрителям возникают из-за того, что организаторы мероприятия уже успевают перечислить часть полученных от продажи билетов средств — в качестве гонорара артистам на соответствующие банковские счета. Причина

заключается в требовании непосредственными исполнителями исследуемых услуг (артистами) полной предоплаты за намеченное мероприятие. Полагаем, что в правилах возмездного оказания концертных услуг, которые целесообразно принять, должна содержаться норма, указывающая на то, что расчет с артистом производится после надлежащего исполнения им своих обязанностей по договору. Это позволит защитить право зрителя на возврат потраченного на билет в случае отмены мероприятия.

Право зрителя на получение информации об использование фонограмм нередко нарушается. Необходима разработка реальных механизмов привлечения к ответственности недобросовестных исполнителей.

В целях защиты права зрителей на безопасность услуги в правилах возмездного оказания концертных услуг желательно закрепить обязанность организаторов мероприятия по обеспечению необходимого уровня таковой безопасности (соответствующая охрана, если это необходимо, особенно при массовых мероприятиях, необходимые противопожарные согласования и т.п.).

Для более эффективной защиты права зрителей на получение качественной услуги необходимо включить оказание концертных услуг в перечень лицензируемых видов деятельности, тем более, что одна из разновидностей культурно-зрелищных услуг — киновидеопоказ, осуществляется только на основании лицензии. В соответствии со ст. 4 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. По этой причине предложено дополнить ст. 17 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» указанием на концертные услуги, как вид деятельности, на осуществление которой требуется лицензия. В нормативно-правовом акте, регламентирующем концертную деятельность, целесообразно закрепить перечень показателей

некачественной организации и исполнения этих услуг, которые влекут ответственность артиста или организатора мероприятия.

В заключении автором сформулированы теоретические выводы и положения, а также предложения по совершенствованию законодательства. Работа заканчивается списком используемой литературы и нормативных актов.

[1] Московский рынок продажи билетов на культурно-зрелищные мероприятия. http://www.netoscope.ru/theme/2001/07/02/2778.html

[2] Лишний билет дорогого стоит? http://old.fontanka.ru/crime.thtml?mday=20&mon=4&year=2003&id=102940689

[3] Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения: М. 2002. С.409.

[4] Романеи Ю. В. Система договоров в гражданском праве России. М. 2004. С.71-72.