Год публикации: 2008

Библиографическая ссылка:: Кириенко В.А. Применение укрепленных и переувлажненных грунтов в городском дорожном строительстве на северо-западе РФ: Учебное пособие. — СПб.: СПбГАСУ, 2008. — 87 с.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Изложены современный опыт и перспективы развития методов укрепления грунтов в городском дорожном строительстве, особенности местных условий, а также основные способы укрепления грунтов: цементом, известью, золами уноса, органическими вяжущими материалами и синтетическими смолами. Приведены особенности строительства городских дорог при возведении земляного полотна на участках с переувлажненными грунтами, причины избыточного увлажнения, особенности технологии производства работ, а также существующий опыт укрепления переувлажненных грунтовых оснований, рекомендации по укреплению переувлажненных грунтов и технологии производства работ. Пособие предназначено для студентов специальности 270205 — «Автомобильные дороги и аэродромы».

Содержание статьи:

УПЛОТНЕНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА И ОСНОВАНИЙ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

I. УПЛОТНЕНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА И ОСНОВАНИЙ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОБЛЕМЫ УПЛОТНЕНИЯ ГРУНТОВ

(Ленинградский филиал Союздорнии)

В современных условиях в связи с повышением требований к прочности и ровности покрытий автомобильных дорог возрастают требования к стабильности земляного полотна. За последние 20-25 лет удельная стоимость земляного полотна в общей стоимости дороги повысилась с 6-12 % до 16-26 %. Деформации земляного полотна, вызванные его недостаточной стабильностью, протекают длительное время и служат одной из основных причин деформаций покрытия, а в отдельных случаях и его разрушения.

Наиболее характерный вид деформаций покрытий при недостаточно стабильном земляном полотне — ухудшение ровности в процессе эксплуатации дорог. Установлена прямая зависимость между плотностью грунта и ровностью покрытия (рис. 1).

Особенности применения дренажного мата Enkadrain

Основной целью применения геоматериалов является обеспечение надежного функционирования автомобильной дороги или отдельных ее элементов в сложных условиях эксплуатации, а также при наличии технических или экономических преимуществ по отношению к традиционным решениям.

Wirtgen xолодный ресайклинг. Руководство по применению

Wirtgen xолодный ресайклинг
Руководство по применению

За прошедшее время общее состояние дорожной инфраструктуры во всем мире еще более ухудшилось и во многих странах встает проблема прогрессирующего снижения качества их стареющей дорожной сети. Постоянно растущие затраты на ремонт и содержание дорог, необходимые для поддержания их приемлемого уровня, создают громадную
нагрузку на общественный бюджет. Эта ситуация обостряется увеличивающейся в мире интенсивностью движения,
к которой добавляются непрерывный рост нагрузки на мост автомобиля и нагрузки со стороны шин на дорогу. Все это – факторы, способствующие разрушению дорожной одежды. Только резкое увеличение статей бюджета на строительство и содержание дорог с одновременными инновациями в области дорожного строительства смогут остановить это движение по спирали вниз.

Технология и организация строительства автомобильных дорог

Название: Технология и организация строительства автомобильных дорог
Автор: Горелышев Н.В.
Издательство: Транспорт
Год: 1992
Страниц: 551
ISBN: 5-277-01252-4
Формат: PDF
Размер: 71.5 Мб
Язык: русский

Изложены научные основы организации и технологии дорожного строительства, основные методы производства работ, технология возведения земляного полотна с теоретическим обоснованием способов транспортирования, перемешивания, профилирования и уплотнения грунтов в различных условиях рельефа местности и климата.
Даны основы организации дорожно-строительных работ и строительства дорожных, одежд с обоснованием процессов приготовлений смесей, их транспортирования, укладки и уплотнения. Рассмотрены современные скоростные методы строительства, методы контроля качества производства смесей и строительства слоев дорожных одежд.
Учебник предназначен для студентов автомобильно-дорожных вузов.

Теоретические основы технологии и организации строительства автомобильных дорог:
Обеспечение эффективности и качества дорожного строительства.
Возведение земляного полотна:
Сведения о возведении земляного полотна.
Подготовка дорожной полосы.
Строительство сооружений для регулирования водно-теплового режима земляного полотна.
Возведение насыпей и разработка выемок в нескальных грунтах.
Возведение земляного полотна на косогорах из нескальных грунтов. Планировка, укрепление откосов.
Возведение земляного полотна в горных условиях.
Гидромеханизация земляных работ.
Сооружение земляного полотна на болотах.
Сооружение земляного полотна в зимний период и в особых природных условиях.
Перестройка земляного полотна при реконструкции дорог.
Контроль качества земляных работ и правила их приемки.
Организация работ по возведению земляного полотна.
Строительство дорожных одежд:
Теоретические основы строительства дорожных одежд.
Приготовление дорожно-строительных материалов.
Строительство дорожных оснований.
Осушение верхней части земляного полотна и дорожной одежды.
Строительство цементобетонных покрытий и оснований.
Строительство асфальто-бетонных покрытий.
Особенности строительства асфальтобетонных покрытий.
Строительство мостовых и облегченных покрытий.
Строительство защитных слоев и слоев износа.
Перестройка дорожных одежд при реконструкции автомобильных дорог.
Обстановка пути.
Строительство дорожных одежд с покрытиями переходного типа.
Строительство дорожных одежд с покрытиями простейших типов.
Материально-техническое обеспечение дорожного строительства:
Предприятия по разработке горных пород.
Камнедробильные заводы.
Битумные и эмульсионные базы.
Заводы для приготовления асфальтобетонных смесей.
Заводы по производству цементобетонных и растворных смесей.
Заводы и полигоны для изготовления сборных железобетонных изделий, прирельсовые склады.
Организация дорожных строительных работ:
Основные особенности организации дорожных строительных работ.
Организация производственной базы дорожного строительства.
Способы организации дорожных строительных работ.
Проектирование организации строительства и производства дорожных строительных работ.
Обеспечение качества и оценка прочности дорожных одежд:
Оценка плотности и прочности земляного полотна и дорожных одежд.
Контроль качества дорожно-строительных работ.
Особенности технологии строительства специальных дорог.

Митин Н.А. Таблицы подсчета объемов земляного полотна автодорог

Таблицы для подсчета объемов земляного полотна автомобильных дорог. Митин Н. А. Изд.-2-е. перераб. и доп. М., «Транспарт», 1977. 544 с. • Книга содержит основные таблицы для подсчета объемов земляного полотна при проектировании, строительстве и реконструкции автомобильных «дорог всех категорий. Дано подробное, объяснение теоретических основ таблиц, рассмотрены примеры пользования ими. Таблицы рассчитаны на инженеров и техников, занимающихся проектированием и строительством автомобильных дорог, а также на студентов автомобильно-дорожных, строительных, лесотехнических и других институтов и техникумов. Первое издание вышло в 1967 г. Ил. 29, табл. 17. Автор благодарит т.т. Э. М. Нарышкину, В. И. Трубину и Ю. И. Митина за большую помощь при подготовке рукописи к изданию.

Цупиков, Гриценко, Казачек: Справочник дорожного мастера. Строительство, эксплуатация и ремонт дорог. Учебное пособие

Аннотация к книге «Справочник дорожного мастера. Строительство, эксплуатация и ремонт дорог. Учебное пособие»

Содержит необходимые сведения по технологии возведения земляного полотна, дорожно-строительным материалам и производственным предприятиям дорожного хозяйства. Изложена технология и организация строительства дорожных одежд, а также правила ремонта и содержания автомобильных дорог.
Даны рекомендации по проектированию, строительству и эксплуатации автозимников и ледовых переправ. Представлены новые технологии и инженерные решения в области строительства и ремонта автомобильных дорог, нашедшие применение в отечественной и зарубежной практике.
Изложена структура, технология строительства покрытий из щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей с использованием перегрузчика смеси Шаттл Багги.
Уделено внимание усилению контроля качества строительства асфальто — и цементо-бетонных покрытий. Значительное место в справочнике отведено ремонту земляного полотна и дорожных одежд, в частности, восстановлению пучинистых участков и регенерации изношенного асфальтобетонного.

Содержит необходимые сведения по технологии возведения земляного полотна, дорожно-строительным материалам и производственным предприятиям дорожного хозяйства. Изложена технология и организация строительства дорожных одежд, а также правила ремонта и содержания автомобильных дорог.
Даны рекомендации по проектированию, строительству и эксплуатации автозимников и ледовых переправ. Представлены новые технологии и инженерные решения в области строительства и ремонта автомобильных дорог, нашедшие применение в отечественной и зарубежной практике.
Изложена структура, технология строительства покрытий из щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей с использованием перегрузчика смеси Шаттл Багги.
Уделено внимание усилению контроля качества строительства асфальто — и цементо-бетонных покрытий. Значительное место в справочнике отведено ремонту земляного полотна и дорожных одежд, в частности, восстановлению пучинистых участков и регенерации изношенного асфальтобетонного покрытия.
Для инженеров и мастеров, занятых строительством и эксплуатацией автомобильных дорог, студентов, обучающихся по специальности «Автомобильные дороги и аэродромы» направления подготовки «Транспортное строительство»
2-е издание, исправленное и дополненное.

Производственная база дорожного строительства

2 издание, переработанное и дополненное.

Рассмотрены вопросы организации работ производственных предприятий дорожного строительства. Приведены сведения о современных асфальтобетонных и цементобетонных заводах, карьерах, производственных базах для приема, хранения и переработки материалов. Даны рекомендации по рациональным конструкциям складов каменных материалов, цемента, битума. Освещены вопросы охраны труда и окружающей природной среды на производственных предприятиях дорожного строительства. Учебное пособие подготовлено на кафедре строительства и эксплуатации дорог и предназначено для использования бакалаврами по направлении. «Строительство» (профиль подготовки «Автомобильные дороги») при изучении теоретического курса и выполнении курсовых работ.

Рекомендуем посмотреть

Раскрывается роль транспортных систем городов и регионов в жизнедеятельности общества, влияние транс..

Анализируются проблемы, связанные с обеспечением доступности городской среды, объектов социального, ..

В учебнике представлены необходимые для студентов сведения, касающиеся классификации видов реконстру..

Рассмотрены вопросы регенерации старого асфальтобетона и производства дорожных битумных эмульсий на ..

Научная монография содержит обобщающие материалы о влиянии погодных условий зимой на движение автомо..

Монография состоит из трех тематических разделов (1. Сейсмические явления на планете Земля. 2. Проек..

В книге приведены основные сведения по химии вяжущих веществ, используемых для получения растворов и..

В учебнике рассмотрены вопросы проектирования железобетонных и каменных конструкций, включены в пр..

Смотрите так же:  Ингосстрах договор страхования каско

Учебник имеет целью ознакомить с современной теорией и практикой бетоноведения, научить проектироват..

В монографии изложены способы получения новых отделочных и теплоизоляционных строительных материалов..

Новая техническая книга: строительство, эксплуатация и ремонт автомобильных дорог

Специалистов дорожного строительства и студентов, обучающихся этой профессии, приглашаем познакомиться с литературой по специальности.

Разветвленная сеть автомобильных дорог, соответствующая мировым стандартам, – необходимое условие дальнейшего экономического развития страны и ее интеграции в глобальную транспортную систему.

Повысить технический уровень и эксплуатационное состояние дорог, обеспечить их высокую работоспособность возможно только при хорошем знании теории и передового практического опыта. Получить или обновить знания, познакомиться с передовым опытом помогут специалистам и студентам следующие книги:

Автомобильные дороги. Строительство, ремонт, эксплуатация : справочник / Под ред. Л. Г. Основиной. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 490 с.
В справочнике рассматривается технология производства работ по строительству дорог, включая работы экскаваторами, бульдозерами, скреперами. Значительное внимание уделяется ремонту дорог, начиная от ямочного и заканчивая современными ремонтно-восстановительными технологиями.
Отдельные главы посвящены грунтам, используемым для дорожного строительства, дорожно-строительным материалам, земляному полотну и дорожным одеждам, разработке природоохранных мероприятий при строительстве дорог, охране и безопасности труда.

Каменев, С. Н. Строительство автомобильных дорог и аэродромов : учеб. пособие для сред. проф. образования / С. Н. Каменев. – Волгоград: ИД «Ин-Фолио», 2010. – 384 с.

Учебное пособие предназначено для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки техников по специальности 270206 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов». Книга состоит из двух основных разделов: «Организация строительного производства», «Технология и организация строительства дорог и аэродромов». Освещается комплекс вопросов: от подготовительных работ до строительства оснований и покрытий из укрепленных грунтов, щебеночных и гравийных, каменных материалов, асфальтобетонных покрытий. Представлены сведения по благоустройству автодорог и городских улиц, контролю качества и приемки выполненных работ, правилам техники безопасности, охране окружающей среды при строительстве автодорог и аэродромов.

Карпов, Б. Н. Основы строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Б. Н. Карпов. – М. : Издат. центр «Академия», 2011. – 208 с.
Ценность работы состоит в том, что здесь описан весь цикл строительного производства и эксплуатации дорожных объектов: подготовка производства, устройство земляного полотна и дорожной одежды, реконструкция, ремонт и содержание дорог. Последняя глава посвящена основам производственного сервиса дорожных машин. В конце книги дано приложение «Совершенствование конструктивно-технологических решений дорожной одежды».

Леонович, И. И. Диагностика автомобильных дорог : учеб. Пособие / И. И. Леонович, С. В. Богданович, И. В. Нестерович. – Минск : Новое знание ; М.: ИНФРА-М, 2011. – 350 с.

Основной предмет технической диагностики дорог – организация эффективной проверки исправности, работоспособности и правильности функционирования. Сегодня диагностика работает в полном взаимопроникновении с другой дисциплиной – системой управления состоянием покрытий.
В книге изложены основы дорожной диагностики. Рассматриваются основные характеристики дорожных покрытий и элементов инженерного обустройства дороги, методы их измерения, используемые для этого приборы и установки. Особое внимание авторы уделяют систематике дефектов автомобильных дорог. Сделан акцент на диагностике транспортного потока и условий эксплуатации дорог. Завершается пособие обзором систем управления состоянием дорожных покрытий.

Охрана окружающей природной среды при проектировании и строительстве автомобильных дорог : учеб. пособие / М. В. Немчинов, В. Г. Систер, В. В. Силкин, В. В. Рудакова. – М. : Изд-во Ассоциации строительных вузов , 2010. – 280 с.
В учебном пособии рассмотрены экологические проблемы, возникающие при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог. Описываются основные направления и формы загрязнения окружающей природной среды со стороны подвижного состава автотранспорта, дана характеристика токсичности компонентов отработавших газов автомобильных двигателей, приведены предельные уровни антропогенных воздействий автомобильных дорог на природную среду и экологические требования к автомобильным дорогам. Отдельная глава посвящена вопросам обеспечения экологической безопасности производственных предприятий дорожного хозяйства.

Тематическая подборка Автомобильные дороги. Новости в дорожном строительстве. Тематическая подборка

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО

Федеральное государственное унитарное предприятие

«Информационный центр по автомобильным дорогам»

НОВОСТИ В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

В тематическую подборку «Новости в дорожном строительстве» включена научно-техническая литература, поступившая в фонд Информавтодора в 2005 году.

Перечень действующих руководящих, нормативных и рекомендательных документов в дорожном хозяйстве (по состоянию на 01.01.2006 г.) / ФГУП «ИНФОРМАВТОДОР» Росавтодора Минтранса России. — М., 2005. — 322 с.

Настоящий Перечень разработан ФГУП «ИНФОРМАВТОДОР» в рамках Государственного заказа Федерального дорожного агентства (Росавтодора) Минтранса России на 2005 г. и содержит информацию о документах, необходимых для работников дорожной отрасли, осуществляющих руководство и управление, проектирование, строительство новых, реконструкцию, ремонт и содержание существующих автомобильных дорог; изготовление строительных конструкций, изделий и материалов, надзор и контроль качества проектирования и строительства, а также информацию о нормативных и методических документах, регламентирующих деятельность дорожно-транспортного комплекса в системе Росавтодора.

В Перечень включены:

— законодательные документы Российской Федерации;

— строительные нормы и правила (СНиП);

— межгосударственные стандарты (ГОСТ);

— национальные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р);

— нормативные и методические документы системы Росавтодора (ОСТ, ВСН, ОДН, ОДМ и др.);

— своды правил (СП);

— руководящие документы (РДС);

— нормативные и методические документы, утвержденные Госстроем СССР, Госстроем РСФСР, Госстроем России и их подразделениями (РСН, СН и др.);

— сметные нормативные документы (ГЭСН, ФНР, ТЕР и др.);

— некоторые территориальные строительные нормы (ТСН).

Приведены также наименования некоторых документов органов государственного надзора в области строительства, межотраслевые и ведомственные документы.

Настоящее издание Перечня дополнено новыми нормативными и методическими документами, введенными в действие с конца 2003 г. по декабрь 2005 г. или принятыми ранее, но по ряду причин не включенными в предыдущее издание. Исключены документы, утратившие силу, уточнены наименования и обозначения в соответствии с тематической направленностью разделов. Стандарты в разделе 4 «Национальные стандарты» размещены по разделам, классам и группам в соответствии с Общероссийским классификатором стандартов (ОКС). Внутри кодов обозначения стандартов расположены по порядку возрастания. Стандарты, имеющие изменения, информация о которых приведена в указателе «Национальные стандарты», обозначены одной звездочкой (*). Двумя звездочками обозначены стандарты, замененные или отмененные в частях. В графе «для отметок» указываются номер изменения, номер и год издания информационного указателя, в котором оно опубликовано.

Документы, включенные в настоящий Перечень, являются составной частью Отраслевого справочно-информационного фонда Информавтодора и являются его основой.

Отдельно представлен Перечень документов, утративших силу за период 2002 — 2005 гг.

Строительство и реконструкция автомобильных дорог: Справочная энциклопедия дорожника (СЭД). Т. I / А.П. Васильев, Б.С. Марышев, В.В. Силкин и др.; Под ред. А.П. Васильева. — М.: ФГУП «Информавтодор», 2005.646 с.

Настоящая «Справочная энциклопедия дорожника» состоит из 4-х томов, в каждом из которых представлены сведения по отдельным направлениям развития дорожного хозяйства: том I — Строительство и реконструкция автомобильных дорог, том II — Ремонт и содержание автомобильных дорог, том Ш — Дорожностроительные материалы, том IV — Дорожная наука. (Том IV готовится к изданию).

Перед составителями предлагаемой серии справочных материалов стояла сложная и трудноразрешимая задача, которая происходит уже из самого названия: справочная энциклопедия. Аналогов такого издания в дорожной литературе не имеется.

Слово «справочная» означает, что это издание должно иметь характер справочника, то есть содержать четкую и краткую информацию в виде таблиц, графиков, формул, предназначенных для использования в практической деятельности специалистами-дорожниками. Слово «энциклопедия» имеет смысл, во многом противоположный первой задаче издания. Оно означает широкое, всеохватывающее описание состояния и основных направлений развития дорожного хозяйства страны, понятное широкому кругу читателей, в том числе и не имеющим специального дорожного образования.

В настоящем I томе СЭД «Строительство и реконструкция автомобильных дорог» изложены этапы развития и совершенствования сети автомобильных дорог России и технологии их строительства. Подробно рассмотрены вопросы технологии возведения земляного полотна в различных природно-климатических условиях; технологии и организации работ по строительству дорожных одежд; особенностей технологии работ по реконструкции автомобильных дорог. Большое внимание уделено новым дорожно-строительным материалам и проблемам материально-технического обеспечения дорожного строительства, включая предприятия по разработке горных пород, битумные и эмульсионные базы, асфальтобетонные и цементобетонные заводы, полигоны изготовления железобетонных изделий, склады и т.д. Отдельные разделы посвящены методам организации и обеспечения качества дорожно-строительных работ, приведены производственно-технологические параметры машин и оборудования для строительства и реконструкции дорог.

Предлагаемый материал рассчитан на широкий круг инженерно-технических работников и специалистов дорожного хозяйства, научных работников, преподавателей и студентов автодорожных вузов, техникумов и колледжей.

Ремонт и содержание автомобильных дорог: Справочная энциклопедия дорожника (СЭД). Т. II / А.П. Васильев, Э.В. Дингес, М.С. Коганзон и др.; Под ред. А.П. Васильева. — М.: ФГУП «Информавтодор», 2004. — 507 с.

В настоящем II томе СЭД «Ремонт и содержание автомобильных дорог» изложены условия работы автомобильных дорог под воздействием автомобильного транспорта и природно-климатических факторов. Описаны методы диагностики и оценки состояния дорог, а также назначения и планирования ремонтных мероприятий, дана классификация и состав работ по ремонту и содержанию дорог. Приведено описание технологий, применяемых материалов, средств механизации работ и организации работ по ремонту и содержанию дорог и обеспечению безопасности дорожного движения.

Предлагаемый материал предназначен для инженерно-технических работников и специалистов дорожного хозяйства, научных работников, преподавателей и студентов автодорожных вузов, техникумов и колледжей.

Автомобильные дороги представляют собой комплекс инженерных сооружений, предназначенных для обеспечения круглогодичного, непрерывного, удобного и безопасного движения автомобилей с расчетной нагрузкой и установленными скоростями в любое время года и в любых условиях погоды. В состав этого комплекса входят земляное полотно, дорожная одежда, мосты, трубы и другие искусственные сооружения, обустройство дорог и защитные дорожные сооружения, здания и сооружения дорожных и автотранспортных служб.

Смотрите так же:  Письмо на возврат денежных средств покупателю по безналичному расчету

Параметры и состояние всех элементов дороги и дорожных сооружений определяют технический уровень и эксплуатационное состояние дороги.

К основным транспортно-эксплуатационным показателям автомобильных дорог и дорожных сооружений относят обеспеченную скорость и пропускную способность, непрерывность, удобство и безопасность движения, способность пропускать автомобили и автопоезда с осевой нагрузкой и общей массой, соответствующими категории дороги.

На автомобильных дорогах общего пользования организуется дорожная служба, основной задачей которой является осуществление комплекса работ и мероприятий по ремонту и содержанию дорог и сооружений на них и организации движения, обеспечивающих требования к транспортно-эксплуатационным показателям дорог.

Для обозначения указанной деятельности применяют не вполне корректный термин «эксплуатация дорог», а также «дорожно-эксплуатационная служба». Фактически дорожная служба не эксплуатирует дорогу. Она ее содержит, ремонтирует, обустраивает и организует движение транспортных потоков, т.е. обеспечивает функционирование дороги как транспортного сооружения. Эксплуатируют дороги автотранспортные предприятия и владельцы транспортных средств. Используют (эксплуатируют) многие дорожные сооружения участники движения — водители, пассажиры и пешеходы. Поэтому в общем виде под эксплуатацией автомобильных дорог понимают целесообразное и эффективное использование дорог автомобильным транспортом для перевозки грузов и пассажиров. Применительно к дорожной отрасли более правильным будет термин «техническая эксплуатация дорог и организация движения», под которым следует понимать систему планово-предупредительных и ремонтно-восстановительных работ, а также организационно-технических мероприятий, обеспечивающих удобное и безопасное движение автомобилей и наиболее эффективное использование дорог для перевозки грузов и пассажиров.

В состав работ по содержанию и ремонту дорог входит изучение и анализ условий работы дороги и условий движения транспорта на ней; постоянный уход за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода, поддержание их в чистоте и порядке; регулярные работы по содержанию дороги и периодические более крупные ремонты дорог и дорожных сооружений, озеленение, архитектурно-эстетическое оформление и обустройство дорог; разработка и реализация мероприятий по повышению технического уровня и эксплуатационного состояния дороги и приведению их в соответствие с возрастающими требованиями движения; организация, управление и регулирование движения, обеспечение его безопасности, совершенствование службы сервиса на дороге.

Опыт показывает, что экономическая отдача средств, вложенных в ремонт и содержание дорог, в два-три раза превышает экономический эффект от каждого рубля, вложенного в строительство новых дорог. Поэтому необходимо объективно оценивать важность и социально-экономическую значимость работ по содержанию и ремонту существующих дорог. Состояние дорожной сети России таково, что задача повышения транспортно-эксплуатационных характеристик существующих дорог, приведения их в соответствие с требованиями движения и дальнейшего совершенствования становится в большинстве регионов страны более важной, чем строительство новых дорог.

В современных условиях центр тяжести деятельности дорожных организаций постепенно и неуклонно переходит от строительства новых дорог к преимущественному сохранению, поддержанию и повышению технического уровня и эксплуатационного состояния существующих автомобильных дорог методами содержания, ремонта и реконструкции. Главной стала задача повышения капитальности дорожных одежд, обеспечения высокой скорости, удобства и безопасности движения, инженерного оборудования и обустройства дорог, архитектурно-эстетического оформления и другие задачи, составляющие комплекс эксплуатационного обеспечения функционирования дорог.

Это объективная закономерность, которая проявляется все более и более значительно. Ежегодный прирост сети дорог общего пользования с твердым покрытием за счет нового строительства и реконструкции составляет 0,5 — 0,8 %, а за пятилетний срок около 3 % от общей протяженности этих дорог. С учетом перевода в сеть общего пользования сельских дорог этот прирост составляет около 3 % в год для всех дорог. Следовательно, более 97 % всех автомобильных перевозок осуществляется и будет осуществляться по старым дорогам, от состояния которых в первую очередь зависит эффективность работы автомобильного транспорта. По их состоянию судят о деятельности дорожной отрасли миллионы людей, пользующихся дорогами. Новые дороги сразу после ввода также нуждаются в постоянном эксплуатационном уходе и содержании.

Автомобильные дороги являются важнейшим звеном транспортной системы страны, без которого не может функционировать ни одна отрасль народного хозяйства. Уровень развития и техническое состояние дорожной сети существенно и многообразно влияют на экономическое и социальное развитие как страны в целом, так и отдельных регионов.

Экономическая реформа, перемены в социально-политическом устройстве Российской Федерации существенно повышают требования к надежности и эффективности работы сети автомобильных дорог. Децентрализация экономики, системы управления, материально-технического обеспечения, снабжения населения потребительскими товарами привела к образованию большого числа предприятий и фирм, нуждающихся в бесперебойной доставке грузов без промежуточных перевалок и централизованного складирования по схеме «от двери до двери».

Расширение самостоятельности регионов, развитие международной торговли существенно увеличили количество прямых транспортных связей между регионами, а также с зарубежными странами, портами, рекреационными районами. Быстрое развитие происходит в сфере торговли, обслуживания и связанных с ними отраслей, которые в силу своей специфики тяготеют к автомобильному транспорту.

Изменяется и схема расселения жителей Российской Федерации, особенно вблизи крупных и крупнейших административных и промышленных центров. С началом экономической реформы в малых городах и сельских районах высвободились значительные трудовые ресурсы, которые, не находя применения в местах проживания, устремились в крупные и крупнейшие административные и промышленные центры. Однако в крупных городах возможности покупки или строительства собственного жилья ограничены большими ценами и отсутствием свободных территорий. В связи с этим в пригородных зонах ускоренно увеличивается численность населения, работающего и в целом тяготеющего к соседнему крупному городу. Все больше проявляется стремление людей приблизить свое жилье к природе, к экологически чистым рекреационным районам. Это привело к значительным размерам строительства загородных домов и дач, вследствие чего зона загородного жилого строительства вокруг крупных городов постоянно расширяется. При этом застроенные территории и поселки располагаются, в первую очередь, вдоль магистральных дорог, обеспечивающих быструю связь с местами работы, учреждениями образования, культуры, здравоохранения и т.д. Изменился и характер поездок в пригородных зонах. Если в прошлые годы эти поездки носили в основном сезонный характер, а пиковые нагрузки на дороги приходились на выходные дни в летний период, то сейчас имеют место ежедневные пиковые периоды в утренние и вечерние часы в течение всего года, которые еще более увеличиваются в выходные дни. В результате этих изменений автомобильные дороги в пригородных зонах крупных городов испытывают большие перегрузки и требуют повышенного внимания к содержанию, своевременному ремонту и реконструкции.

Существенное влияние на состояние дорог и условия движения автомобилей оказывают природно-климатические условия. Для территории России это имеет особое значение, поскольку на ее огромном пространстве имеются самые разные климатические зоны: от субтропической до антарктической.

Автомобильные дороги предназначены для удовлетворения потребностей общества и государства в автомобильных перевозках и должны обладать высокими потребительскими свойствами, к которым относятся: обеспеченная дорогой скорость, непрерывность, удобство и безопасность движения, пропускная способность и уровень загрузки движением, способность пропускать автомобили и автопоезда с заданными габаритами, осевыми нагрузками и грузоподъемностью (общей массой), а также эстетичность и экологическая безопасность.

От потребительских свойств дорог непосредственно зависят все основные технико-экономические показатели работы автомобильного транспорта, такие как производительность автомобилей, расход топлива, износ шин, затраты на обслуживание и ремонт, себестоимость перевозок и др. Поэтому количественные значения требований к потребительским свойствам дорог прямо связаны с основными параметрами и характеристиками автомобилей, допущенных к движению по дорогам общего пользования. К таковым параметрам и характеристикам относятся габаритные размеры, осевые нагрузки и общая масса автомобилей, их динамические характеристики, свойства тормозных систем, подвесок, шин, рулевого управления, электронных устройств управления и торможения и др. В свою очередь, потребительские свойства автомобильных дорог определяются сочетанием их параметров и характеристик, инженерного оборудования и обустройства с высоким уровнем эксплуатационного содержания.

В течение длительного времени темпы роста объемов автомобильных перевозок, выпуска грузовых и легковых автомобилей опережали темпы роста протяженности дорог с твердым покрытием, что привело к нарастанию интенсивности движения на дорогах. Весьма существенным является то, что значительная часть протяженности существующих дорог имеет тонкослойную дорожную одежду, способную пропускать в расчетный период автомобили с осевой нагрузкой не более 60 кН, в то время как автомобильная промышленность выпускает почти все грузовые автомобили и автобусы с параметрами выше расчетных для этой части дорог.

Рост интенсивности движения и особенно доли в ней большегрузных автомобилей, автопоездов и автобусов привело к существенному возрастанию изнашивающего и разрушающего воздействия автомобилей на дорогу, следствием чего является рост потребности в ремонтно-восстановительных дорожных работах, увеличение их объемов. Эта тенденция в ближайшей перспективе будет неизбежно нарастать, чтобы обеспечить работоспособность существующих автомобильных дорог.

Дорожные организации выполняют большой объем работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, организации и обеспечению безопасности движения. Ежегодно в России ремонтируется около 30 тыс. км дорог, а расходы на эти цели возрастают на 20 — 30 %.

Указанные объемы работ позволяют сохранить существующую сеть дорог от разрушения, но явно недостаточны для приведения транспортно-эксплуатационного состояния дорог в соответствие с нормативными требованиями. Чтобы решить эту задачу, ежегодные объемы работ по ремонту и содержанию необходимо увеличить в 1,5 — 2 раза и более.

Созданная дорожная сеть — это национальное богатство страны, и она заслуживает к себе отношения именно как к национальному богатству, которое нужно беречь, преумножать и эффективно использовать. Этому посвящена вся деятельность дорожных организаций по ремонту и содержанию дорог.

Дорожно-строительные материалы: Справочная энциклопедия дорожника (СЭД). Т. III / Н.В. Быстрое, Э.М. Добров, Б.И. Петрянин и др.; Под ред. И.В. Быстрова. — М.: ФГУП «ИНФОРМАВТОДОР», 2005. — 465 с.

Смотрите так же:  Материнский капитал где оформлять в калуге

В настоящем томе III СЭД «Дорожно-строительные материалы» представлена информация об основных дорожностроительных материалах, применяемых при строительстве автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, а также других транспортных сооружений, сведения о которых приводятся по трем основным показателям: классификации, требованиям к материалам, методам испытаний. Приводятся данные о композиционных материалах.

Рассматриваются вопросы организации контроля качества в дорожном хозяйстве, метрологического обеспечения измерений и стандартизации.

Приведены данные о нормативных документах стран Евросоюза.

Предлагаемый материал рассчитан на инженерно-технических работников и специалистов дорожного хозяйства, проектировщиков, научных работников, а также преподавателей и студентов автодорожных вузов, техникумов и колледжей.

Дорожно-строительные материалы являются той материальной основой, из которой состоят все транспортные сооружения: автомобильные дороги, мосты, путепроводы, аэродромы и т.д. Именно материалы воспринимают транспортные и климатические воздействия и должны обеспечить необходимый срок службы и минимальные затраты на ремонт сооружений в период эксплуатации.

Успех в решении этой задачи обеспечивается на стадии проектирования путем выбора конструктивных решений и применяемых материалов, отвечающих условиям эксплуатации конкретного сооружения.

Огромный опыт в этой области, накопленный многими поколениями инженеров, ученых, практиков, наиболее полно отражен в нормативных документах. Именно в стандартах, строительных нормах и правилах и других нормативных документах в сжатой и лаконичной формах изложен огромный позитивный опыт создания транспортной инфраструктуры нашей страны.

Из более чем 23000 государственных стандартов Российской Федерации около 2000 имеют прямое или косвенное отношение к строительству, ремонту и эксплуатации транспортных сооружений. Если к ним добавить сотни строительных норм и правил, отраслевых стандартов, других ведомственных нормативных документов, то получится концентрированное выражение огромного инженерного опыта в области транспортных сооружений.

Для каждого конкретного специалиста не только иметь все эти документы в наличии, но и ознакомиться с ними в течение всей своей практической деятельности вряд ли достижимо. Однако крайне важно иметь возможность быстро найти информацию о содержании того или иного документа и, в случае необходимости, обратиться непосредственно к его тексту.

В данном томе представлена информация об основных дорожно-строительных материалах, применяемых при строительстве автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, а также других транспортных сооружений. При этом авторы рассматривали в первую очередь стандарты и строительные нормы и правила. Вопросы, которые могут быть отнесены к научным, затрагивались только для объяснений тех или иных положений нормативных документов или рассмотрения перспектив их развития. Это ограничение было принято исходя из практической направленности издания и поставленной цели — собрать максимальный объем технической информации, которая может быть использована читателями в их профессиональной деятельности.

Общее построение всех глав, посвященных отдельным группам материалов, примерно одинаковое. Главы включают следующие основные разделы:

— требования к материалу;

В том случае, когда речь идет о композиционных материалах, в главу включена информация о требованиях к исходным материалам и методам их испытаний.

Отдельно рассмотрены вопросы организации контроля качества, метрологического обеспечения измерений, стандартизации в дорожном хозяйстве. Это отражает возрастание роли этих направлений в рамках отрасли.

Необходимо отметить, что ни одно справочное пособие, в том числе и данное, не может заменить конкретного нормативного документа по нескольким причинам.

Во-первых, в тексте любого издания ни один нормативный документ не приводится полностью. Такая задача и не ставится, кроме того она недостижима из-за ограничения объема справочника.

Во-вторых, постоянно идет работа по переработке нормативных документов или внесению в них дополнений и изменений. Поэтому отдельные положения таких справочников могут устареть даже до момента их выхода в свет.

Исходя из этого, авторы данного тома энциклопедии стремились с максимальной полнотой изложить принципиальные подходы к нормированию свойств дорожно-строительных материалов, методам их испытаний, а также дать информацию о действующих нормативных документах.

С учетом набирающего темпы процесса сближения отечественных и зарубежных стандартов, получившего название «гармонизация», в ряде разделов приведена информация о нормативных документах стран Европейского Сообщества.

ОДМ 218.1.001-2005. Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства. — Изд. офиц. — Отрасл. дор. Метод, док. / Федеральное дор. агентство (Росавтодор). — М., 2005. — 32 с.

Раздел 4. Основные принципы применения и соблюдения норм в сфере дорожного хозяйства

а) В соответствии со статьей 3 ФЗ «О техническом регулировании» техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:

— применения единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

— соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

— независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;

— единой системы и правил аккредитации;

— единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

— единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

— недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

— недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;

— недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;

— недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

б) В соответствии со статьями 4, 8 и 13 ФЗ «О техническом регулировании» к основным документам системы технического регулирования в сфере дорожного хозяйства относятся:

— технические регламенты (общие и специальные);

— национальные стандарты, правила (нормы) стандартизации и рекомендации по стандартизации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

— акты рекомендательного характера, издаваемые распоряжением федерального органа исполнительной власти в дорожном хозяйстве.

в) В соответствии со статьями 6 и 8 ФЗ «О техническом регулировании» обязательные требования к отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяются совокупностью требований общих технических регламентов и специальных технических регламентов.

Требования общих технических регламентов обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Специальные технические регламенты устанавливают обязательные требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом.

Технические регламенты принимаются только в целях:

— защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

— охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

— предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, продавцами, приобретателями.

г) В соответствии со статьей 15 ФЗ «О техническом регулировании» и ГОСТ Р 1.2-2004 национальные стандарты применяются на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

д) В соответствии с ГОСТ Р 1.10-2004 и ГОСТ Р 1.12-2004 правила (нормы) стандартизации устанавливают обязательные для применения организационно-методические положения, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающего национального стандарта и определяют порядок и методы выполнения работ по стандартизации на период до принятия соответствующих специальных технических регламентов, после чего данные положения должны быть утверждены постановлением Правительства Российской Федерации.

е) В соответствии с ГОСТ Р 1.10-2004 и ГОСТ Р 1.12-2004 рекомендации по стандартизации содержат советы организационно-методического характера, которые касаются проведения работ по стандартизации и способствуют применению основополагающего национального стандарта или содержат положения, которые целесообразно предварительно проверить на практике до их установления в основополагающем национальном стандарте.

ж) В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. № 677 общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (далее — общероссийские классификаторы) устанавливают систематизированный перечень наименований и кодов объектов классификации и (или) классификационных группировок и направлены для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.

и) В соответствии со статьей 17 ФЗ «О техническом регулировании» и ГОСТ Р 1.4-2004 стандарты организаций применяются равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Стандарты организаций применяются в сфере дорожного хозяйства для целей совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.

Стандарты организации, принятые конкретным субъектом хозяйственной деятельности, соблюдаются им в обязательном порядке.

Стандарты профессиональных научных, общественных объединений, ассоциаций, союзов, инженерных обществ и других объединений юридических лиц обязательны для организаций, являющихся членами этих объединений и официально подтвердивших готовность принять на себя эти обязательства.

к) Документы рекомендательного характера (далее — отраслевые дорожные методические документы) в сфере дорожного хозяйства применяются на добровольной основе для целей разъяснения методологии и положений нормативных правовых актов, других нормативных документов системы технического регулирования в сфере дорожного хозяйства.

л) Совокупность документов системы технического регулирования, обеспечивающих функционирование дорожного хозяйства, представлена в таблице 1.

Документы технического регулирования, применяемые в дорожном хозяйстве