Содержание статьи:

Смертельное ДТП с пешеходом

При попадании в аварию с пешеходом не каждый способен трезво мыслить, особенно в том случае, когда ДТП заканчивается смертью человека. Поэтому стоит изучить порядок действий в такой ситуации, чтобы не навредить себе и не получить максимальное наказание.
ДТП с пешеходом со смертельным исходом

На дорогах городов часто случаются ДТП с участием пешехода. Виновниками таких аварий могут быть как сами водители, так и пешеходы, которые переходят дорогу в неположенном месте.

В независимости от того, кто стал виновником происшествия, владельцу транспортного средства и пешеходу нужно знать, как себя повести, тем более, если ДТП закончилось гибелью человека.

Действия водителя в данном случае

Опирайтесь на такие правила:

  • оставьте автомобиль на том же месте, не отгоняйте его ни под каким предлогом. В случаях, когда машина убирается с проезжей части для того, чтобы не создавать препятствий движению другого транспорта, водителя ожидает ответственность за нарушение ПДД (п. 2.5) в виде лишения удостоверения на 1,5 – 2 года;
  • затем осмотрите пострадавших и оцените их состояние. Если человек жив, срочно вызывайте скорую, и (по возможности) начинайте оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
  • вызовите милицию. На место происшествия с гибелью человека выедет ГИБДД и следственная группа;
  • ищите свидетелей происшествия. ДТП со смертельным исходом будет рассматриваться в соответствии с Уголовным кодексом, а показания очевидцев станут весомым аргументом при определении невиновности;

Обязательно запишите данные лиц, по которым их можно будет отыскать и вызвать в суд в качестве свидетелей.

  • до того, как приедут представители ГИБДД, можно осмотреть дорогу. Аварийные знаки выставляются в том месте, где начинается след торможения. Это позволит экспертам правильно определить скорость, с которой двигалось транспортное средство;
  • при наличии осколков стекол или других деталей авто следует зафиксировать их месторасположение. Такие элементы помогут экспертам в определении места, где произошло столкновение машины и пешехода. Стоит обратить внимание на дорожные знаки, уклон и наличие выбоин на дорогах;
  • все элементы, которые связаны с ДТП, стоит снять на фотоаппарат;
  • когда уполномоченные органы будут составлять документацию, проверьте, правильно ли отражены все обстоятельства и безошибочны ли показатели замеров. Ничего не подписывайте, пока не убедитесь в достоверности указанной информации. Допускается выражать несогласие с отдельными прописанными пунктами – оно будет вноситься в виде замечания;

Если чего-то не указать, позднее трудно будет отстоять свою правоту.

  • желательно вызвать на место аварии своего адвоката, который будет участвовать при осмотре транспортного средства. Если у вас нет автоюриста, срочно обзванивайте своих родственников, чтобы они его нашли.

Помните одну важную деталь – не давайте никаких показаний, пока не приедет адвокат! Ведь каждое неосторожно сказанное слово может впоследствии обернуться тюремным заключением на максимально возможные сроки.

Ни в коем случае не скрывайтесь с места аварии. Такой поступок будет считаться отягчающим обстоятельством при вынесении судебного решения.

Наказание за ДТП при наезде на пешехода

Во всех случаях, в независимости от того, кто является виновником аварии, водителя транспорта ожидает ответственность.

После подготовки документации, представители уполномоченного органа передают ее в органы дознания ГИБДД. Именно такая структура и определит, должно возбуждаться уголовное дело или нет (ст. 109 Уголовного кодекса). Решение принимается следователем в течение 10 дней.

На этом этапе обращают внимание, что стало причиной аварии:

  • плохая погода;
  • отсутствие дорожной разметки и знаков;
  • неисправный автомобиль и т. д.

Если виноват водитель

Часто автовладельцы сбивают пешеходов при нарушении таких правил дорожного движения:

  1. Совершается наезд на пешеходных переходах, которые не регулируются. Водитель своевременно не замечает человека или вовсе не видит пешеходные переходы.
  2. Совершается наезд на перекрестках (п. 13.1 ПДД), при съезде с дорожного полотна.
  3. Совершается наезд на пешеходном переходе, что регулируется.

Если виновником дорожно-транспортного происшествия стал водитель автомобиля, он понесет наказание в виде:

  • лишения свободы на период до 5 — 7 лет (в зависимости от того, сколько человек погибает при аварии), о чем говорится в ст. 264 УК;
  • принудительных работ на срок до 4 лет;
  • лишения водительского удостоверения на срок до 3 лет после отбывания наказания.

При явке с повинной, активном участии в расследованиях, длительность пребывания за решеткой будет составлять не более 2/3 максимального наказания (ст. 62 Уголовного кодекса России).

Информацию о база данных страховых компаний по ДТП найдёте здесь.

По вине пешехода

Частые случаи ДТП – ночью, когда водителю трудно увидеть человека на дороге на неосвещаемом участке.

Мало кто из пешеходом одевает светоотражающую одежду, которая позволит человеку за рулем своевременно его заметить. Происходит также большая часть ДТП с пьяным пешеходом со смертельным исходом.

Пешеход может являться виновником ДТП при нарушении правил дорожного движения, если:

  • пересекает дорогу на регулируемых переходах на красный свет светофоров;
  • пересекает дорогу в неположенном для этого месте.

Причины нарушения ПДД:

  • лицо куда-то опаздывает, поэтому не дожидается зеленого света;
  • граждане не знают установленных правил (если пешеходом является ребенок, человек преклонного возраста, а также в случаях, когда человек бежит за общественным транспортом).

Какая ответственность за ДТП со смертельным исходом, если виновен пешеход:

Вина пешехода в ДТП со смертельным исходом

Дорожно-транспортное происшествие – это настоящая трагедия для всех людей причастных к аварии. Хорошо, если ущерб нанесен только материальный, разбита машина, выведены из строя комплектующие агрегата.

Но, к большому сожалению, авария редко обходится без жертв. Зачастую виной столкновений является нарушение правил дорожного движения водителем, в частности превышение скорости. Вследствие чего автовладельцу не хватает времени адекватно оценить ситуацию.

Но не всегда виновник аварии, сидящий за рулем человек. Создателем аварийных ситуаций часто выступают пешеходы, как полноправные участники дорожного движения.

Граждане, пренебрегая правилами и безопасностью, переходят дороги в неположенных местах, там, где им захочется, молодежь дурачится на окраинах тротуаров и так же выскакивает на дорогу.

Статистика по РФ за 2018 год

Сотрудники ГИБДД и экспертный центр «Движения без опасности» ежегодно проводят исследования и ведут различную статистику касающеюся ДТП.

Они подсчитываю абсолютно все, начиная от количества аварий и заканчивая процентными показателями соотношения числа аварий в различных городах России в зависимости от причин возникновения происшествия.

Результаты исследования показывают, что самым опасным краем для пешеходов оказалась Калужская область и Тыва. Наиболее комфортная и безопасная жизнь у жителей Чукотки и Мурманской области.

Статистика показывает, что количество аварий с участием пешеходов увеличивается именно в осенний период, когда появляются заморозки, дождь. То есть тормозной путь автомобиля рассчитать очень сложно.

Соответственно пенсионеры и пожилые люди не учитывают этого и переходят дорогу как летом, ни взирая на погодные условия, и часто становятся виновниками происшествий.

Каждый год в России осуществляется около 60-65 тыс. наездов на пешеходов, как по вине водителя и самих людей. Пострадавших пешеходов от наездов около 20 тыс.

Как говорят статистические данные, пешеходы часто попадают под колеса автомобилей по собственной вине. То есть об ответственности и осторожности на дороге со стороны граждан не может идти и речи.

Ведь с 13 тысяч погибших людей, около 5 тысяч попали под колеса автотранспорта исключительно по своей вине.

Всем не раз приходилось видеть такую картину, когда на улице имеется достаточное количество пешеходных переходов, а люди перебегают дорогу через каждые 10 метров, кому, где надо.

Основная причина наездов на пешеходов – переход участков дороги в запрещенных местах. В 2018 году нарушение правил дорожного движения со стороны пешеходов посопутствовало 20 тысячам авариям.

Согласно статистическим данным из-за неожиданных появлений пешеходов на дороге (вышли из-за машины, дерева) случилось еще 2500 аварий. Идентичное количество несчастных случаев произошло по вине пешеходов, что были в состоянии алкогольного опьянения.

Выше указывались места, когда пешеходы становились причиной аварии вследствие нарушений правил дорожного движения. Что касается их правомерной деятельности, и перехода дороги в указанных местах, то и тут не все гладко.

Люди умудряются нарушать и на пешеходных переходах, светофорах. Хотя процент гораздо ниже. По вине пешеходов на переходах погибло около 13 % людей, в 87 % случаев виновниками стали водителя транспортных средств.

Интересный факт, что вероятность попасть под колеса машины, на регулируемом перекрестке, гораздо выше, чем на нерегулируемом. Этому есть элементарное объяснения. Водитель автомобиля часто любит нарушать правила и ехать на красный свет.

Но пешеход, будучи уверенным в своей правоте и видя перед собой зеленый коридор, без оглядки идут вперед. Вследствие чего и получается дорожно-транспортное происшествие.

Причины ДТП по вине пешехода

Давайте рассмотрим причины аварий с участием пешеходов, где они выступают виновникам событий:

  • самая основная причина, в подтверждение этому вышеуказанные статистические данные – это переход дороги в нежелательном и запрещенном месте.

Большинство аварий случается в тех местах, где поток автомобилей огромный и человек просто не успевает оценить свои шансы прейти дорогу, рассчитать скорость водителя машин, посмотреть во все стороны.

Смотрите так же:  Договор заключен на добу

Для автовладельца, что спокойно едет и не ждет на данном участке перебегающего дорогу человека, появления гражданина становится неожиданностью. В силу того, что агрегаты сейчас мощные и быстрые, человек просто не успевает среагировать и вовремя обойти препятствие и остановиться.

Это ему не дает сделать технические параметры машины. Однако пешеход думает по-другому. Часто люди переходят дороги под сигналы авто и еще при этом умудряются не торопиться.

Существует такая категория людей, что вообще не смотрит по сторонам и смело идет через дорогу, думая, что увидевший водитель остановится и пропустит его. Это некие «вип-персоны», что живут по своим установленным правилам. Смешав вместе все сказанное и, получается около 60 тыс. наездов в год;

  • вторая причина – это непреднамеренные появления и неаккуратность пешеходов. К примеру, внезапные появления на дороги из-за препятствий, машин, деревьев, что закрываю обзор человеку. Это баловство школьников и студентов, что слишком увлекаются собой и не видят как оказываются около края тротуара, что легко можно перешагнуть черту и ты уже на дороге.
  • третья причина – это пешеходы, что находятся в состоянии алкогольного опьянения. Таким особам не играет место перехода, препятствия или еще что-нибудь. Пьяные граждане могут идти по центру проезжей части, и им будет все равно, при этом ругаясь матом.

Под колеса пьяные люди попадают из-за своей нарушенной координации движения при обгонах авто. Передвигаясь сзади неуверенно идущего человека, обязательно сбавьте скорость. Ведь нет гарантии того, что его в эту же секунду не поведет в вашу сторону.

Примирение сторон при ДТП с нанесением тяжкого вреда здоровью описывается здесь.

Какое наказание несет водитель и пешеход

По поводу ответственности за сбитого пешехода, то законодательство неправильно расставило приоритеты, и нет единого механизма, с помощью которого будут расследоваться неправомерные действий пешеходов, что повлекли за собою аварию и как притягивать этих граждан к ответственности.

Ведь не сравнить степень ответственности пешехода, что нарушил и того же водителя автомобиля.

Согласно теоретическим рассуждениям в обязанности пешехода входит знание правил, но привлечения его к ответственности, как показывает практика это дело топовой сложности.

Человек попросту может скрыть с места аварии, убежать, не иметь при себе подтверждающих документов. А как вы установите его личность, что запишет в бланк, номера ведь отсутствуют?

Наведем такой пример. Представьте что пешеход, что находится в состоянии алкогольного опьянения пытается пересечь дорогу в неположенном месте, где разрешенная скорость авто 90 км. Максимум что получит человек это штраф в размере 500 рублей.

Что касается водителя, что ехал по правилам, ничего не нарушал, и виноват лишь в том, что находился в этот момент за рулем, может избежать наказания.

Однако оплатить лечения, похороны гражданина придется, такова логика правоохранительных органов. Конкретнее в 1083 ст. Гражданского кодекса, где указано, что автовладельцев находившийся за рулем должен отвечать и платить за происшествие.

Человек должен возмещать ущерб нарушившему правила пешеходу. Видите ли, водитель находился в источнике повышенной опасности. Но если собственник авто ничего не нарушал, то есть не виновен, суд освобождает водителя от ответственности.

Большинство гражданских активистов выступают за внесения равнозначной ответственности за совершенные аварии, как по вине водителя, так и по вине пешехода.

В то же время нет механизма, который будет привлекать к ответственности таких людей. Но с этим нужно бороться. Ведь из-за пешеходов происходят страшные аварии, погибают люди, а ответственности нет. Как вы докажете что именно пешеход был виновником аварии?

Необходимо остановить человека, попросить документы, а если их нет, вести в отделение, а если тот преставится кем-то другим, баз в МВД пока на граждан нет. Поэтому большинство пешеходов остаются безнаказанными.

Как доказать вину

Доказать вину пешехода очень сложно, практически нереально. Для этого необходимо иметь фото подтверждения, а лучше видео, где показано движение человека. Это могут быть скрытые камеры наблюдения.

Необходимо иметь много свидетелей, что пойдут против человека, которого сбила машина. А как показывает практика, люди всегда за пострадавшего, хоть он и есть виновником, да и закон находится на его стороне.

Примеры из судебной практики

Рассмотрим несколько значимых примеров из судебной практики.

Гражданина сбило транспортное средство на одном участке дороги. Автомобиль ехал медленно и не нанес сильных физических повреждений.

После разбирательств и суда водителя транспортного средства от ответственности освободили, однако присудили оплатить лечения и заплатить порядка 75 000 тысяч рублей, куда вошла сумма за моральный ущерб.

Человек, находившийся на средине дороги, а трамвайных путях начал двигаться и переходить дорогу. Так как на улице была зима и траса стала мокрой, водитель сначала сигналил людям, а потом начал тормозить, но его несло по инерции.

Через несколько секунд они столкнулись, у человека переломы костей. Водителю, суд присудил оплатить стоимость лечения, но от ответственности освободил. Виновнику ДТП как всегда ничего.

Водителя и пешеходы несут не одинаковую ответственность за нарушения правил дорожного движения.

В то время, когда автовладельца могут посадить до 10 лет, пешехода за те же жертвы по его вине могут выписать 500 рублей штрафа и то не всегда.

О том, как найти помощь юриста при ДТП, найдёте информацию по ссылке.

Срок исковой давности по суброгации по КАСКО есть на странице.

Видео: как вести себя при ДТП — консультация адвоката

Ответственность за ДТП по вине пешехода

Причины аварий с участием обычных пешеходов могут быть самые разные. Очень часто это именно неосмотрительное поведение других участников дорожного движения непосредственно на участках в большой разрешенной скоростью движения ТС.

Именно поэтому водителям следует быть максимально осторожными именно на специальных пешеходных переходах.

Сегодня причины появления ДТП чрезвычайно разнообразны и насчитывается более нескольких десятков оснований. Обычно это невнимательность самого водителя, иные ситуации.

При этом отдельно стоит отметить, что существенная часть ДТП возникает по вине пешеходов или же их участием.

Причем большая часть подобных аварийных ситуаций имеет место именно по причине невыполнения правил дорожного движения последними. Максимальная внимательность водителя на дороге – лучшая защита от подобных ситуаций.

Статистика за 2019-2017 год выглядит следующим образом:

При этом ежегодно статистика меняется. В целом, динамика является отрицательной. С каждым годом ДТП рассматриваемого типа становится все меньше и меньше.

Но такие позитивные изменения незначительны. Именно поэтому следует со всеми тонкостями разобраться предварительно. Данный момент прорабатывается заблаговременно.

Причем следует отметить, что порядка 10% пешеходов, участвующих в ДТП, гибнут. Соответственно, это приблизительно 1 из 10 человек. Остальные 90% получают различные ранения – разной степени тяжести.

Представленная выше статистика является официальными данными ГИБДД. Сегодня в разных городах применяют различные меры для снижения показателей смертности среди пешеходов.

Используется дополнительное освещение на пешеходных переходах, монтируются подземные туннели – с помощью которых можно будет осуществить переход на другую сторону улицы.

Ещё один важный момент – повышение грамотности в плане знания ПДД среди пешеходов.

Сегодня многие школы проводят специальные занятия с подростками (именно эта возрастная категория становится участниками аварий чаще остальных) – на которых осуществляется разъяснение правил поведения на дорогах, а также множество других моментов.

Возможные причины ДТП по вине пешехода

Причины возникновения аварий с участием не только водителей и их пассажиров, но и случайных граждан, находящихся вне ТС, разнообразны. Опять же информация касательно этого вопросам изменяется.

Причем все подобные ДТП возможно по типу лица, виновному в возникновении аварии, разделить на две основные категории:

  • когда виновен водитель;
  • в качестве виновного выступает именно пешеход.

При этом относительно нечасто имеют место какие-либо сторонние факторы которые каким-либо образом влияют на возникновение дорожно-транспортного происшествия.

Очень часто причиной возникновения ДТП являются именно водители. В первую очередь потому что сам автомобиль изначально является объектом, который несет повышенную опасность для всех окружающих людей. Также нередко водители пренебрегают правилами дорожного движения.

Наиболее частые нарушения, которые приводят к подобного рода ситуациям, когда водитель становится виновником ДТП, выглядят следующим образом:

  • имеет место превышение предельно допустимой скорости движения;
  • отсутствие факта снижения скорости перед пешеходным переходом;
  • имеет место неисправность автомобиля.

Причем именно неисправность автомобиля стоит отнести как раз к случайным факторам. В то же время инспектор ГИБДД, который прибывает на место происшествия, может посчитать иначе.

Соответственно, статистика, составленная на основании данных, полученных в ГИБДД, далеко не всегда является объективной.

Это позвьолит снизить вероятност возникновения различных сложных ситуаций, имеющих отношение непосредственно.

Снизить вероятность возникновения ДТП возможно будет именно за счет соблюдения всех ПДД, а также максимальной внимательности на дороге.

Также достаточно часто дорожно-транспортные происшествия возникают именно по вине самого пешехода.

Частыми причинами возникновения подобного рода ситуации являются следующие:

  • алкогольное опьянение самого пешехода;
  • отсутствие фактора соблюдения правил дорожного движения;
  • переход на красный сигнал светофора или же нечто другое.

Именно алкогольное и иное опьянение становится чаще всего причиной возникновения ДТП, причем нередко со смертельным исходом. Так как в таком состоянии в большинстве случаев человек попросту не адекватно воспринимает действительность, пространство и время.

Относительно часто ДТП случается просто по причине падения пешехода с тротуара под колеса движущегося на большой скорости авто – водитель попросту не успевает реагировать на происшедшее.

Ещё одна частая причина возникновения ДТП – пешеход пересекает дорожное полотно в месте, где движение автотранспорта осуществляется со скоростью 60-90 км/ч.

Соответственно, опять же водитель не всегда успевает нажать на тормоз даже если относительно далеко заметил факт наличия пешехода.

Следует учесть, что судебная практика по поводу ДТП с участием пешеходов очень обширна, сложна и неоднозначна. Именно поэтому оптимальным решением является банальное недопущение таковых ситуаций.

Отдельно стоит отметить, что водитель в большинстве случаев все равно понесет наказание – так как изначально использует средство повышенной опасности (автомобиль).

Суд всегда принимает данный фактор во внимание. Со всеми особенностями, нюансами нужно будет разобраться предварительно.

Смотрите так же:  Федеральный закон от 10.12.95 n 196 фз

Причем в случае, если необходимо будет защитить свои интересы, лучше всего обратиться к квалифицированному юристу. Это позволит не допустить различного рода проблем, затруднительных ситуаций.

Образец обжалования справки о ДТП найдёте здесь.

Какая наступает ответственность

Мера ответственности за такое ДТП опять же определяется только в судебном порядке. При этом судебный орган ориентируется в первую очередь именно на имеющуюся практику по этому вопросу, а также на законодательство – КоАП РФ и Уголовный кодекс РФ.

Так как в случае, если имеют место тяжелые травмы или же гибель участника ДТП – обязательно возникает уголовная ответственность.

Случаи, когда виновным в происшествии выступает именно пешеход, не так уже и редки. Соответственно, таковой обязательно несет ответственность за свои действия на дороге, поступки.

В каждом случае ответственность определяется индивидуально судом. Обычно максимально, что грозит пешеходу за нарушение ПДД – 1 000 рублей.

Но если по вине такового имеет место возникновение ущерба или же тяжкого вреда здоровью иных участников дорожного движения – то наказание будет в разы серьезнее.

На данный момент таковое наказание выглядит следующим образом:

ДТП со смертельным исходом — ответственность

Под колесами автомобилей ежегодно гибнут тысячи людей, за 2016 года в РФ погибло 5 344 пешеходов. Эта цифра и сама по себе ужасна, а если взглянуть, что за ней стоят еще тысячи искалеченных судеб, вообще становиться не по себе.
Автомобиль признан средством повышенной опасности и по его вине происходят многие аварийные ситуации. Но статистика неумолима, почти 70% погибших были виновны в произошедшем ДТП.

Рассмотрим важнейшие вопросы, связанные с данным происшествием. Какова ответственность водителя в том или ином случае. Какое наказание влечет за собой ДТП со смертельным исходом. И что говорит о таких делах судебная практика.

Статья УК РФ ДТП со смертельным исходом

В УК РФ есть статья №264, которая предусматривает наказание за ДТП со смертельным исходом. Статьей УК РФ руководствуются тогда, когда нет иного толкования, как смерть в результате столкновения с ТС. Рассмотрение таких дел основывается исключительно на УК РФ, здесь не могут применяться термины об административной ответственности. При рассмотрении дела суд учитывает мельчайшие обстоятельства произошедшего, как оправдывающие водителя, так и усугубляющие его вину.
УК РФ назначает такие наказания за ДТП со смертельным исходом:

  • Кончина одного человека предполагает тюремное заключение (ТЗ) до 5 лет, либо работы принудительного характера (РПХ) до 4 лет;
  • При тех же обстоятельствах, но находясь под действием алкоголя, можно получить ТЗ до 7 лет;
  • ДТП, повлекшее смерть 2-х и более человек, может повлечь за собой РПХ до 5 лет или ТЗ до 7 лет;
  • При 2-х и более погибших, но находясь в алкогольном дурмане, водитель приговаривается к РПХ до 5 лет или ТЗ до 9 лет.

При любом из оговоренных случаев происходит лишение прав на 36 месяцев.

Наказание за ДТП со смертельным исходом

Весомыми оправдывающими моментами, при ДТП со смертельным исходом, могут стать оказание своевременной помощи и содействие следствию. И наоборот, скрывшись с места ДТП, водитель автоматически подпадает под максимальные сроки наказания.

Возможно, избежать судебного разбирательства, а как следствие и уголовной ответственности, при достигнутой договоренности с родственниками погибшего. Такая договоренность может быть достигнута в результате возмещения морального ущерба родным умершего.

При доведении дела до суда, виновному грозит наказание в виде судимости. Срок ее будет зависеть от многих составляющих дела. Судебная практика имеет примеры и оправдательных дел, где невиновность водителя была доказана на 100%.

Водителя, по неосторожности сбившего человека насмерть, также будут судить за непреднамеренное убийство. Нюансы статьи 109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности» рассматриваются по ссылке:

ДТП на пешеходном переходе со смертельным исходом

Пешеходный переход это выделенное место для пересечения человеком дороги. Пешеходный переход считается участком повышенной опасности, водитель обязан сбросить скорость перед ним, и, убедившись в отсутствии пешеходов, проследовать дальше.

Поэтому в происшествии со смертельным исходом на пешеходном переходе, виновен всегда автомобилист. Исключением может стать ситуация, когда человек умышленно бросился под колеса. Доказать это возможно собрав свидетельские показания или предоставив запись видеорегистратора.

ДТП со смертельным исходом — выплаты

Страховой полис ОСАГО гарантирует выплаты родным погибшего в ДТП со смертельным исходом. Так как сумма выплаты заложена в стоимость полиса. В каждом случае выплаты рассчитываются индивидуально. Получить выплаты могут не только иждивенцы погибшего, хотя они в первую очередь, но и другие близкие родственники умершего.
Максимальный размер выплат на 2018 год, составляет полмиллиона рублей. Эта сумма состоит из двух основных выплат:

  • 25 000 на похоронные нужды;
  • материальная помощь до 475 000 рублей.

Получить такие выплаты возможно при наличии полиса, оформленного после 1 апреля 2016 года.

Возмещение морального ущерба при ДТП со смертельным исходом

Гражданский кодекс РФ предусматривает возмещение морального ущерба родственникам пострадавшего. Само понятие морального ущерба слишком эфемерно, под него может подпадать что угодно. А сумма, запрошенная на его возмещение, не имеет жесткого финансового основания.

Если сумма морального ущерба обсуждается в частном порядке, то ее величина зависит от договоренности сторон. При судебном рассмотрении, компенсация морального ущерба будет зависеть от причиненного вреда и возможностей ответчика.

ДТП со смертельным исходом — судебная практика

Судебная практика изобилует исками о моральных и материальных претензиях по отношению к водителям автомобилей, чьи машины участвовали в ДТП со смертельным исходом. Ниже, мы приведем примеры судебной ответственности.

Автомобилист сбил пешехода на пешеходном переходе. Превышения скорости не было. Пешеход стоял на тротуаре и принимал решение о движении через дорогу. Водитель решив, что пешеход не будет передвигаться, не остановился. Пешеход в надежде, что водитель остановиться в последнее мгновении вышел на дорогу, в результате чего произошло столкновение. Водитель виновник аварии, но суд учел то, что пешеход начал маневр неожиданно, это зафиксировал видеорегистратор. Кроме того водитель сразу доставил потерпевшего в больницу, где он впоследствии от полученных травм скончался. Все это было принято во внимание, и водитель получил наказание в виде одного года принудительных работ.

Машина с одним пассажиром на переднем сиденье и водителем за рулем, врезалась в бетонное ограждение. В результате чего не пристегнутая пассажирка погибла на месте. Родственники 25-летней девушки подали в суд на водителя. Данные видеорегистратора смогли помочь восстановить ход событий. Девушка в результате ссоры во время движения отстегнула ремень безопасности, и стал препятствовать вождению, в результате ее действий произошла авария. С водителя была снята ответственность за аварию.

ДТП со смертельным исходом — ответственность

Под колесами автомобилей ежегодно гибнут тысячи людей, за 2016 года в РФ погибло 5 344 пешеходов. Эта цифра и сама по себе ужасна, а если взглянуть, что за ней стоят еще тысячи искалеченных судеб, вообще становиться не по себе.
Автомобиль признан средством повышенной опасности и по его вине происходят многие аварийные ситуации. Но статистика неумолима, почти 70% погибших были виновны в произошедшем ДТП.

Рассмотрим важнейшие вопросы, связанные с данным происшествием. Какова ответственность водителя в том или ином случае. Какое наказание влечет за собой ДТП со смертельным исходом. И что говорит о таких делах судебная практика.

Статья УК РФ ДТП со смертельным исходом

В УК РФ есть статья №264, которая предусматривает наказание за ДТП со смертельным исходом. Статьей УК РФ руководствуются тогда, когда нет иного толкования, как смерть в результате столкновения с ТС. Рассмотрение таких дел основывается исключительно на УК РФ, здесь не могут применяться термины об административной ответственности. При рассмотрении дела суд учитывает мельчайшие обстоятельства произошедшего, как оправдывающие водителя, так и усугубляющие его вину.
УК РФ назначает такие наказания за ДТП со смертельным исходом:

  • Кончина одного человека предполагает тюремное заключение (ТЗ) до 5 лет, либо работы принудительного характера (РПХ) до 4 лет;
  • При тех же обстоятельствах, но находясь под действием алкоголя, можно получить ТЗ до 7 лет;
  • ДТП, повлекшее смерть 2-х и более человек, может повлечь за собой РПХ до 5 лет или ТЗ до 7 лет;
  • При 2-х и более погибших, но находясь в алкогольном дурмане, водитель приговаривается к РПХ до 5 лет или ТЗ до 9 лет.

При любом из оговоренных случаев происходит лишение прав на 36 месяцев.

Наказание за ДТП со смертельным исходом

Весомыми оправдывающими моментами, при ДТП со смертельным исходом, могут стать оказание своевременной помощи и содействие следствию. И наоборот, скрывшись с места ДТП, водитель автоматически подпадает под максимальные сроки наказания.

Возможно, избежать судебного разбирательства, а как следствие и уголовной ответственности, при достигнутой договоренности с родственниками погибшего. Такая договоренность может быть достигнута в результате возмещения морального ущерба родным умершего.

При доведении дела до суда, виновному грозит наказание в виде судимости. Срок ее будет зависеть от многих составляющих дела. Судебная практика имеет примеры и оправдательных дел, где невиновность водителя была доказана на 100%.

Водителя, по неосторожности сбившего человека насмерть, также будут судить за непреднамеренное убийство. Нюансы статьи 109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности» рассматриваются по ссылке:

ДТП на пешеходном переходе со смертельным исходом

Пешеходный переход это выделенное место для пересечения человеком дороги. Пешеходный переход считается участком повышенной опасности, водитель обязан сбросить скорость перед ним, и, убедившись в отсутствии пешеходов, проследовать дальше.

Поэтому в происшествии со смертельным исходом на пешеходном переходе, виновен всегда автомобилист. Исключением может стать ситуация, когда человек умышленно бросился под колеса. Доказать это возможно собрав свидетельские показания или предоставив запись видеорегистратора.

ДТП со смертельным исходом — выплаты

Страховой полис ОСАГО гарантирует выплаты родным погибшего в ДТП со смертельным исходом. Так как сумма выплаты заложена в стоимость полиса. В каждом случае выплаты рассчитываются индивидуально. Получить выплаты могут не только иждивенцы погибшего, хотя они в первую очередь, но и другие близкие родственники умершего.
Максимальный размер выплат на 2018 год, составляет полмиллиона рублей. Эта сумма состоит из двух основных выплат:

  • 25 000 на похоронные нужды;
  • материальная помощь до 475 000 рублей.
Смотрите так же:  Нужна ли лицензия на автомойку

Получить такие выплаты возможно при наличии полиса, оформленного после 1 апреля 2016 года.

Возмещение морального ущерба при ДТП со смертельным исходом

Гражданский кодекс РФ предусматривает возмещение морального ущерба родственникам пострадавшего. Само понятие морального ущерба слишком эфемерно, под него может подпадать что угодно. А сумма, запрошенная на его возмещение, не имеет жесткого финансового основания.

Если сумма морального ущерба обсуждается в частном порядке, то ее величина зависит от договоренности сторон. При судебном рассмотрении, компенсация морального ущерба будет зависеть от причиненного вреда и возможностей ответчика.

ДТП со смертельным исходом — судебная практика

Судебная практика изобилует исками о моральных и материальных претензиях по отношению к водителям автомобилей, чьи машины участвовали в ДТП со смертельным исходом. Ниже, мы приведем примеры судебной ответственности.

Автомобилист сбил пешехода на пешеходном переходе. Превышения скорости не было. Пешеход стоял на тротуаре и принимал решение о движении через дорогу. Водитель решив, что пешеход не будет передвигаться, не остановился. Пешеход в надежде, что водитель остановиться в последнее мгновении вышел на дорогу, в результате чего произошло столкновение. Водитель виновник аварии, но суд учел то, что пешеход начал маневр неожиданно, это зафиксировал видеорегистратор. Кроме того водитель сразу доставил потерпевшего в больницу, где он впоследствии от полученных травм скончался. Все это было принято во внимание, и водитель получил наказание в виде одного года принудительных работ.

Машина с одним пассажиром на переднем сиденье и водителем за рулем, врезалась в бетонное ограждение. В результате чего не пристегнутая пассажирка погибла на месте. Родственники 25-летней девушки подали в суд на водителя. Данные видеорегистратора смогли помочь восстановить ход событий. Девушка в результате ссоры во время движения отстегнула ремень безопасности, и стал препятствовать вождению, в результате ее действий произошла авария. С водителя была снята ответственность за аварию.

Смертельный исход в ДТП: возможные последствия, наказание в 2018

Не в каждой аварии участникам удается отделаться ушибами. Порой в происшествии гибнут люди. Если это происходит, виновнику ДТП со смертельным исходом придется отвечать по всей строгости уголовного законодательства. Однако это не означает, что ко всем водителям применяется одинаковая мера наказания. Суд учитывает обстоятельства, которые смягчают или, напротив, отягощают вину. В частности, важно то, как ведут себя участники процесса на месте ДТП, во время следствия и на судебном разбирательстве.

Какие действия на месте аварии влияют на наказание

Существуют две основные ошибки, которые совершают водители, оказавшиеся виновниками ДТП:

    Бегство с места происшествия. Это касается даже тех случаев, если обошлось без пострадавших. Виновник аварии в любом случае несет ответственность, например, в виде лишения водительских прав или взятия под стражу. Если же имело место ДТП со смертью, мелкий нарушитель становится преступником, а его побег — основанием для ужесточения наказания.

Подробнее о том, какое наказание за оставление места ДТП предусматривается законодательством РФ, читайте в отдельной статье.

  • Неправильный алгоритм информирования компетентных лиц. Зачастую участники аварий начинают звонить друзьям, членам семьи или страховщикам. Если же в происшествии пострадали люди, сначала нужно вызвать скорую помощь, а затем полицию. Лишь после этого можно заняться менее срочными вызовами. В противном случае при проведении расследования действия водителя могут расцениваться как преступное бездействие.
  • Кстати, важно отличать, какое событие является дорожным происшествием, а какое нет. О том, что такое ДТП с юридической точки зрения, рассказывается в соответствующей статье.

    Документальная база

    Если обычные нарушения и взыскание за них — прерогатива КоАП РФ, то наказание за ДТП со смертельным исходом регламентируются статьей 264 УК РФ. Закон классифицирует подобные события как тяжкие преступления и предусматривает соразмерную ответственность.

    Назначить меру наказания за ДТП с летальным исходом по статье 264 УК РФ призван судебный орган. Во многом приговор зависит от сопутствующих обстоятельств, поэтому решение выносится лишь после рассмотрения экспертами всех деталей происшествия.

    Рассматривая дело о причинении смерти при ДТП, суд учтет и 109 статью УК. Этот документ регулирует ситуации, в которых пострадавший погиб в результате неосторожных действий виновника.

    Возможные варианты наказания

    Логично, что водительская ответственность за ДТП со смертельным исходом более сурова, чем в ситуации, когда пострадавший получил тяжкие повреждения, но остался жив. И уж, конечно, к «особому» отношению могут готовиться водители, пребывавшие в состоянии любого рода опьянения. Согласно статистике, каждое восьмое дорожное происшествие происходит именно по их вине.

    В таблице указывается, что ждет водителя, если пострадавший отделался травмами, и какое наказание за ДТП со смертельным исходом предусмотрено уголовным законодательством.

    Следует знать, что в вышеупомянутой статье указывается максимальный срок за ДТП со смертельным исходом. Суд не может превысить указанную в документе меру ответственности. А вот если адвокат ответчика грамотно разработает линию защиты и правильно преподнесет смягчающие обстоятельства, виновник может рассчитывать на смягчение наказания за ДТП с летальным исходом. Обычно наряду с указанными мерами наказание за ДТП со смертельным исходом в России сопровождается лишением права занимать некоторые должности/осуществлять определенный род деятельности в течение установленного судом срока (не более 3 лет).

    Наезд на пешехода

    Пожалуй, наиболее распространенная причина гибели человека на дороге, связана с нарушением ПДД пешеходами. Нередко они игнорируют сигналы светофора или переходят дорогу в непредусмотренных для этого местах. Но что, если ДТП на пешеходном переходе со смертельным исходом — вина водителя?

    Однозначно определить меру ответственности виновника невозможно, ведь существуют разные ситуации. Пешеход мог находиться на таком расстоянии, что был легко заметен водителю, или, наоборот, вышел на проезжую часть внезапно.

    Для водителя последствия ДТП со смертельным исходом устанавливаются индивидуально в зависимости от обстоятельств аварии. В этом помогает осмотр места происшествия, экспертиза ТС и состояния водителя, показания очевидцев.

    Протокол расследования передается в суд.

    Виды ответственности

    Российское законодательство предполагает три вида ответственности для виновного водителя:

    Виновник аварии, нарушивший требования ПДД, несет административную ответственность — оплачивает штраф за несоблюдение правил, подвергается административному аресту или выполняет принудительные работы согласно гл. 12 КоАП РФ. Если же один или несколько участников аварии получили серьезные повреждения или погибли, ситуация подпадает под действие уголовного права.

    Уголовная ответственность

    Даже если в аварии кто-то умер, это не означает, что водителю непременно грозит уголовная ответственность за ДТП со смертельным исходом. Бывает, что основной причиной смерти пострадавшего является хроническое заболевание, а травма лишь спровоцировала, например, сердечный приступ.

    Определить, будет ли виновник аварии наказан в соответствии с УК РФ, может только суд. На выбор наказания влияет ряд факторов:

    • количество пострадавших/погибших;
    • серьезность их травм;
    • наличия алкоголя в крови виновника ДТП;
    • состояние виновного.

    Вероятность привлечения к уголовной ответственности повышается даже при отсутствии погибших, если на виновного прежде налагалось административное взыскание за вождение автомобиля в нетрезвом виде или он уже был судим по этому обвинению.

    Гражданская ответственность

    Исполнение гражданских обязанностей водителя — важное требование законодательства, в частности, ст. 1064 ГК РФ. Согласно этому документу, виновник происшествия должен возместить весь причиненный ущерб. Обычно финансовые обязательства возлагаются на страховую компанию, если у водителя есть действующий полис ОСАГО. В случае его отсутствия размер вреда оценивается в судебном порядке и оплачивается виновником в полном объеме.

    Гражданская ответственность водителя за ДТП со смертельным исходом наступает в том случае, если родственники пострадавшего требуют компенсировать моральный вред.

    Ответственность работодателя

    Как правило, ущерб должен возмещать виновник происшествия. Однако создавшаяся ситуация могла возникнуть не по вине водителя, а в связи с неисправностью служебного автомобиля, которым он управлял. Если работник, исполняя свои обязанности, попадает в аварию на рабочем автотранспорте, отвечать придется организации, на которую зарегистрировано ТС.

    Ответственность работодателя при ДТП со смертельным исходом или без такового регламентируется ст. 1068 и 1079 ГК РФ. Обычно ответчиком на суде является юридическое лицо.

    Но если водитель игнорировал правила или иным образом оказался виновен в аварии, ущерб придется возмещать именно ему.

    В каких случаях наказание можно смягчить

    В большинстве ситуаций можно говорить об отсутствии злого умысла со стороны водителя, поэтому закон предусматривает смягчение наказания за убийство в ДТП по неосторожности. Смягчающие факторы, согласно УК РФ:

    1. Наличие у виновника малолетних детей или иждивенцев.
    2. Беременность.
    3. Возраст менее 18 лет.
    4. Не зависящие от водителя обстоятельства (плохая освещенность, сложные погодные условия и пр.).
    5. Попытки оказать помощь пострадавшему.
    6. Добровольное возмещение ущерба.

    Обычно подобное убийство карается заключением на срок до 3 лет (ст. 109 УК). Максимально смягчить наказание можно при одновременном наличии нескольких вышеупомянутых обстоятельств.

    Если наступила смерть по неосторожности при ДТП, законодательство — ст.76 УК — допускает примирение сторон (виновника и родственников погибшего) посредством уплаты материальной компенсации. Водитель может избежать тюрьмы только при условии, что он ранее не был судим.

    Моральный ущерб: судебная практика

    Нередко наряду с материальным возмещением родственники погибших требуют компенсации морального ущерба — нравственных и физических страданий. Чтобы получить денежное возмещение, пострадавшая сторона должна составить исковое заявление и подать его на любой стадии расследования или судебного процесса.

    С учетом документальных подтверждений факта причиненных страданий (квитанции об оплате медикаментов, обследований, консультаций, процедур; обстоятельства происшествия) суд установит размер компенсации. При этом учитываются материальные возможности виновника.

    Как показывает судебная практика по ДТП со смертельным исходом, виновники аварий неохотно выплачивают суммы свыше 10 000 рублей. И все же решением суда удавалось взыскать компенсацию, превышающую 1 млн рублей. Это произошло, когда суд обязал виновника выплатить матери 5-летнего погибшего в аварии ребенка 1,5 млн рублей.

    В другом случае несовершеннолетний ребенок, потерявший обоих родителей, получил от виновного водителя 2, 25 млн рублей. Но зачастую эти суммы гораздо меньше. Например, пенсионерке, потерявшей единственного сына, удалось получить лишь 35 000 рублей.

    Кто возмещает ущерб после ДТП. К кому предъявлять иск в суде: Видео