Ставка единого налога — 2019

Ставка единого налога — 2019 для предпринимателей первой, второй групп уcтанавливается в процентах от рaзмера минимальной зарплаты, определeнной нa 01 января 2019 года (смoтрите страницу Минимальная зарплата — 2019).

O1 ) 1 группа единого налога — дo 10 пpoцeнтoв от размера прожиточного минимyма на трудоспособное лицо, это составляет в 2019 году соответственно до 192,10 гривен (смотрите также Часто задaваемые вопросы о 1 группе).

O 2) 2 группа единого налога — дo 20 процентов размeрa минимальной зарплаты, тo есть до 834,60 гривeн (смотрите также Чaсто зaдаваемые вопросы о 2 гpуппе).

Ставка единого налога — 2019 для третьей группы плательщиков установлена Налоговым кoдексом в процентаx от дохода:

01) — 3% — применяется плательщиками НДС 3 группы;

02) — 5% — применяется НЕплательщиками НДС 3 группы;

(смотрите тaкже Часто задаваемые вoпросы о 3 группе).

Ставки для сельхозпроизводителей 4 группы по различным видам земельных участков смотрите на cтранице 4 группа единого налога .

Пoдробнeе об упомянутых гpуппах и переходе из одной гpуппы в другую смотрите на стpанице Группы единого налога.

Eщe страницы по тeмe » Ставка единого налога — 2019 «:

Смoтрите также тематические сборники:
Единый налог Единый социальный взнос НДФЛ Военный сбор

Единый налог 5 в 2019 году

Комплексное ведение бухгалтерского учета юридических лиц и предпринимателей

  • Главная &nbsp / &nbspстатьи &nbsp / &nbspналоги &nbsp / &nbspединый налог &nbsp / &nbsp
  • Ставки единого налога и ЕСВ для предпринимателей в 2019 году

Ставки единого налога и ЕСВ для предпринимателей в 2019 году

Один из вопросов, на которые мне приходится постоянно отвечать: “Какие ставки единого налога и ЕСВ для ФЛ-П будут в 2019 году?”

Чтобы упростить ответ на данный вопрос и дать полную информацию в наглядном виде, публикую этот пост, в котором я собрал информацию о ставках единого налога и ЕСВ, сроках их уплаты, способах и сроках подачи деклараций.

СТАВКИ НАЛОГОВ

В связи с запланированным увеличением с 1 января 2019 года минимальной зарплаты до 4 173 грн, а прожиточного минимума – до 1 921 грн, ставки и единого налога и ЕСВ, пусть и незначительно, но вырастут.

Так, ставки единого налога для ФЛ-П в 2019 году составят, для плательщиков:
1) первой группы (до 10 % от размера прожиточного минимума) – 192,10 грн в месяц;
2) второй группы (до 20 % от размера минимальной зарплаты) – 834,60 грн в месяц;
3) третьей группы единого налога:

– для неплательщиков НДС – 5 % от дохода;
– для плательщиков НДС – 3 % от дохода.
4) для четвертой группы (исключительно сельхозпроизводители) ставка налога устанавливается в зависимости от количества используемой земли.

Обращаю ваше внимание на то, что ставку единого налога для первой и второй групп устанавливают местные советы. И для отдельных видов деятельности (или в отдельных населенных пунктах) она может быть меньше максимального уровня.

Так, например, в Харькове c 1 марта 2017 года (на 2017 год и на все последующие годы, до внесения изменений ) для плательщиков единого налога второй группы установлена ставка единого налога в размере 10 % от минимальной заработной платы – 417,30 грн.

Поэтому ставку единого налога лучше всего уточнить в вашем гор/пос/сельсовете.

При этом один из самых часто задаваемых вопросов звучит так: “Должны ли местные советы принимать решение о размерах ставки единого налога каждый год?”
Нет, не должны. Поэтому, если ваш гор/пос/сельсовет не принял новое решение о смене ставки единого налога в 2019 году, то продолжает действовать ставка, установленная ранее.

Вместе с тем, если ваш гор/пос/сельсовет вообще никогда (точнее с 1 января 2011 года) не принимал решение о размере ставки единого налога, то для вас действует максимальная ставка, установленная налоговым кодексом (10 % от социальной льготы (или 192,10 грн) для первой группы и 20 % от минимальной заработной платы (или 834,60 грн) для второй группы плательщиков единого налога).

Однако, если ваш гор/пос/сельсовет установил ставку единого налога меньше максимального уровня (меньше 10 % для 1 группы или меньше 20 % для 2 группы плательщиков единого налога), вам не следует забывать, что согласно п. 293.7 ст. 293 Налогового кодекса, если вы осуществляете деятельность на территориях нескольких гор/пос/сельсоветов, то в таком случае платите единый налог все равно по ставке 20 %, независимо от того, какая ставка установлена вашим гор/пос/сельсоветом.

Например, у вас есть торговая точка (или цех) не только в Харькове, но и в другом населенном пункте. Для вас ставка по-прежнему – 20 % от минимальной заработной платы (834,60 грн), а не 10 %, как установлено Харьковским горсоветом.

Для предпринимателей на общей системе налогообложения:
– ставка НДФЛ в 2019 году – 18 % от суммы чистого дохода.

Если кто забыл, то чистый доход – это доход минус документально подтвержденные затраты.

Минимальный месячный размер (по желанию можно платить больше, но никто этого не делает) единого социального взноса (ЕСВ) в 2019 году для плательщиков:
– единого налога первой, второй и третьей групп – 918,06 грн;
– на общей системе налогообложения – 918,06 грн.

СРОКИ УПЛАТЫ

Предельные сроки уплаты единого налога для плательщиков:
1) первой и второй групп – ежемесячно авансом не позже 20 числа текущего месяца;
2) третьей группы единого налога за:
I квартал – 20 мая 2019 года;
II квартал – 19 августа 2019 года;
III квартал – 21 ноября 2019 года;
IV квартал – 20 февраля 2020 года.

Важно!
Обратите внимание, что для плательщиков единого налога первой и второй групп сроки уплаты единого налога НЕ переносятся. Таким образом, если срок уплаты (20-е число) попадает на выходной (нерабочий) день, единый налог необходимо уплатить в последний рабочий день перед 20 числом.

При этом имейте в виду: если вы оплачиваете налоги в вечернее время (после 16:00 – 17:00), то они будут зачислены в бюджет только на следующий день. Таким образом, чтобы избежать лишних споров с фискальными органами, старайтесь не дотягивать с уплатой единого налога до последнего дня, а если так случилось, то уплачивайте его хотя бы до обеда.

Вместе с тем при желании плательщики единого налога первой и второй групп могут оплатить единый налог наперед (на несколько месяцев или даже на год). Главное – не забыть потом об этом.

Плательщик единого налога третьей группы, при желании тоже может перечислять единый при каждом поступлении денег, а не ждать конца квартала, накапливая/собирая сумму налога на расчетном счету (собственно лично я так и делаю).

Предельные сроки уплаты ЕСВ для всех ФЛ-П – независимо от системы налогообложения (включая общую систему):
– за 1-й квартал – 19 апреля 2019 года;
– за 2-й квартал – 19 июля 2019 года;
– за 3-й квартал – 21 октября 2019 года;
– за 4-й квартал – 20 января 2020 года.

Опять-таки, при желании ЕСВ можно оплачивать и помесячно (по 918,06 грн) или авансом на год вперед (11 016,72 грн).

СРОКИ ПОДАЧИ ДЕКЛАРАЦИЙ

Предельные сроки подачи декларации по единому налогу для плательщиков:
1) первой и второй групп один раз в год, за 2019 год – не позднее 1 марта 2020 года;
2) третьей группы за:
I квартал – 10 мая 2019 года;
полугодие – 9 августа 2019 года;
9 месяцев – 11 ноября 2019 года;
год – 10 февраля 2020 года.

Предельный срок подачи декларации о доходах за 2019 год для ФЛ-П на общей системе – 10 февраля 2020 года.

Отчет по ЕСВ подается всеми ФЛ-П один раз в год, за 2019 год – не позднее 7 февраля 2020 года.

Все отчеты можно подавать как принеся их непосредственно в налоговую, так и отправив в электронном виде или по почте.

Если отчет в налоговую вместо вас принес кто-то другой, у него должна быть от вас как от ФЛ-П нотариальная доверенность.
В случае отсутствия доверенности инспектор имеет полное право эту декларацию не принять.

Для подачи декларации в электронном виде необходимо получить электронную цифровую подпись (ЭЦП). Это можно сделать бесплатно в налоговой.
Для этого вам понадобятся копии и оригиналы паспорта и идентификационного кода, а также флешка.

Если вы отправляете декларацию по почте, то это нужно сделать не позднее, чем за пять календарных дней до предельного срока подачи декларации, а отчет по ЕСВ необходимо отправить не позднее, чем за десять календарных дней до предельного срока подачи.

Отправлять при этом нужно через Укрпочту, ценным письмом, с описью вложений и с уведомлением о доставке.
Имейте в виду, что такие письма не приносят по адресу. Получателю приходит уведомление – и сотрудник налоговой должен пойти и получить письмо на почте.

Если вы переживаете за доставку вашего письма с отчетом, тогда отправляйте его (через Укрпочту) ценным, с описью, уведомлением и курьерской доставкой.
Да, у Укрпочты есть такая услуга, как «курьерская доставка», – в этом случае письмо принесут прямо в налоговую (имейте в виду, что при заказе услуги курьерской доставки у вас при отправке спросят телефон получателя, так что не поленитесь и найдите телефон своей налоговой на сайте ДФС Украины).

И последнее но очень важное.
Заполняя отчет в бумажном виде, опять таки, не поленитесь и посмотрите, как сейчас называется ваша налоговая инспекция. Дело в том, что в фискальной службе идет перманентная реформа и налоговые инспекции, постоянно, то объединяются, то меняют названия.

Что бы не пропустить ничего важного подписывайтесь на наш Телеграм-канал, или страницу в Фейсбуке.

Что изменится в налоговой системе Беларуси в 2019 году

В Беларуси завершается работа по комплексной корректировке Налогового кодекса, главная цель которой – совершенствование администрирования налоговой системы, упрощение порядка исчисления и уплаты налогов, снижение налоговой нагрузки. Проект обновленного Налогового кодекса принят Палатой представителей во втором чтении.

Смотрите так же:  Как определить налог на авто

Во время онлайн-конференции заместитель Министра финансов Республики Беларусь Дмитрий Кийко и заместитель Министра по налогам и сборам Республики Беларусь Элла Селицкая рассказали о новых подходах к организации работы налоговых органов и ответили на вопросы посетителей сайта.

– Напомните, пожалуйста, какие новшества появятся для бизнеса и физлиц в связи с вступлением в силу новой редакции Налогового кодекса.

Кийко Дмитрий: Приблизительно в это время год назад глава государства дал поручение подготовить новую редакцию Налогового кодекса. В первую очередь необходимо было сделать его более понятным для плательщиков, принять меры по улучшению налогового администрирования, стимулированию инвестиционной деятельности, что вытекало из норм Декрета №7 «О развитии предпринимательства». Была проведена обширная, плодотворная работа над новой редакцией. Определены формат внесения этих изменений, двухуровневая система отработки и принятия решений. Была сформирована рабочая группа на уровне Министерства финансов, которая включала представителей всех заинтересованных сторон, в том числе отраслевых министерств и концернов, представителей всех бизнес-союзов, бухгалтеров, юристов-практиков, аудиторов. В этой работе активное участие принимал парламент.

Если говорить о конкретных мерах, то новой редакцией Налогового кодекса предусмотрено увеличение в 1,5 раза размера инвестиционного вычета по налогу на прибыль, снижение до 6 % ставки налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц в отношении дивидендов при условии нераспределения на потребление полученной прибыли в течение трех лет. Полное освобождение от налогообложения в случае нераспределения прибыли на эти цели в течение пяти лет.

Плательщикам предоставляется право при исчислении налога на прибыль учитывать некоторые виды затрат, которые в настоящее время не учитываются при налогообложении. Предусмотрено право включать в состав внереализационных доходов резервы по сомнительным долгам. Одновременно с этим у плательщиков налога на прибыль появляется возможность учитывать отдельные виды внереализационных расходов по факту поступления денежных средств.

В рамках снижения налоговой нагрузки предусмотрено освобождение вновь построенных объектов и земельных участков, на которых они расположены, от имущественных налогов в первый год их эксплуатации с применением понижающих коэффициентов к ставкам этих налогов в последующие четыре года. Предусмотрено исключение из списка объектов обложения налогом на недвижимость объектов сверхнормативного незавершенного строительства, отмена повышающего коэффициента к ставкам земельного налога за земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению. Предусмотрена отмена права местных Советов депутатов увеличивать до 10 раз ставки налога на недвижимость по неиспользуемым и неэффективно используемым объектам, а также земельного налога за земельные участки, занятые такими объектами.

Для субъектов, которые применяют упрощенную систему налогообложения, в частности, для индивидуальных предпринимателей, реализовано предложение по увеличению более чем в 2 раза критерия валовой выручки для применения этого особого режима налогообложения. Для ИП при применении общего порядка и упрощенной системы налогообложения с 1 января 2019 года предусматривается возможность учета доходов, выручки не только по методу оплаты, но и по методу начисления. Дополнительно в отношении ИП, осуществляющих реализацию потребителям работ и услуг, введен принцип добровольности уплаты единого налога.

Кодекс содержит ряд изменений, которые коснутся и физических лиц. Так, в отношении доходов от сдачи иным физическим лицам в аренду, внаем жилых и нежилых помещений, машино-мест предусматривается уплата подоходного налога в фиксированных суммах независимо от величины таких доходов. Расширен перечень категорий, имеющих право на получение стандартного налогового вычета по подоходному налогу. Воспользоваться данным правом теперь смогут родители, супруг, супруга, опекун или попечитель, которые осуществляют уход за инвалидами I и II группы старше 18 лет. Отменено ограничение суммы расходов на уплату страховых взносов страховым организациям Беларуси по договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии, медицинских расходов для предоставления социального налогового вычета. Реализован экстерриториальный принцип обслуживания плательщиков – физических лиц – позволяющий обращаться в любой налоговый орган.

Особое внимание при подготовке новой редакции кодекса уделено вопросам упрощения налогового администрирования. Изменены подходы к приостановлению операций по счетам плательщиков, имеющих задолженность по текущим платежам в бюджет. Речь идет о делении плательщиков на группы по степени риска. Дополнительно к залогу и поручительству введен новый способ обеспечения исполнения налогового обязательства – банковская гарантия. Усовершенствован порядок взыскания дебиторской задолженности, изменены подходы к начислению пеней в части их ограничения суммой, доначисленной по результатам проверок налога. С 3 до 5 лет увеличен период для зачета (возврата) излишне уплаченных налогов, сборов и пошлин.

Один из вопросов, который вызвал достаточно бурную дискуссию, – отмена повышающих коэффициентов к ставке имущественных налогов, которые сегодня местные Советы депутатов имеют право реализовывать на соответствующих административно-территориальных единицах. Сегодня это право предусматривает возможность увеличить стандартные ставки налога на недвижимость и налога на землю до 2,5 раза. При обсуждении вопроса бизнес-союзы и представители реального сектора экономики выходили с предложениями о том, чтобы это право ограничить и вернуться к размеру таких повышающих коэффициентов, который применялся до определенного времени. То есть повышать ставки этих налогов не более чем в 2 раза. Принято компромиссное, в некоторой степени отлагательное решение, – с 2020 года размер этих повышающих коэффициентов будет снижен с 2,5 до 2 раз.

Кроме этого, Налоговый кодекс претерпел структурные изменения для улучшения восприятия его положений. Введена статья, посвященная терминам и определениям, которые используются во всей редакции Налогового кодекса. В особенной части кодекса все налоги выстроены по строго определенной иерархии, которая соответствует утвержденным элементам налогообложения. Уточнены принципы налогообложения, введен принцип презумпции добросовестности плательщика.

Селицкая Элла: Немало новшеств предусматривается по налоговому администрированию. Все это делается для того, чтобы нашим плательщикам было проще исчислять и платить налоги. Чтобы, когда плательщик нарушил налоговое законодательство, налоговые органы своими действиями не доводили его до процедуры банкротства, когда мы говорим о приостановлении операций. Чтобы он мог продолжать свою деятельность и мы своими действиями, – например, размером доначисленной пени, – не создавали излишние обременения для него. Мы стараемся выстроить методы налогового администрирования таким образом, чтобы это негативно не влияло на деятельность плательщика и налоги поступали в бюджет от него в добровольном порядке.

– Как в НК учтена дедолларизация? Разрешат ли нерезидентам платить некоторые налоги в валюте? (Жибич Ирина Валентиновна)

Кийко Дмитрий: Вопрос дедолларизации – один из основных. Ей уделяется много внимания. Соответствующую политику проводит Национальный банк. Мы в свой части тоже ответственно относимся к этому вопросу и видим необходимость ухода от привязки к иностранным валютам, в том числе в налоговой системе.

Вопросы дедолларизации кодексом затрагиваются не первый год. В этой редакции мы максимально подошли к решению этого вопроса в налоговой системе. Мы не видим необходимости предусматривать возможность уплаты в иностранной валюте. Все субъекты, в том числе и нерезиденты, могут реализовать свои налоговые обязательства через уплату налогов в национальной денежной единице – с учетом нынешнего развития банковских услуг, соответствующих сервисов, политики на валютном рынке, которую проводит Национальный банк по возможности свободного приобретения и продажи валюты.

Дополнительно к этому мы перевели те немногие ставки налогов, которые у нас были выражены в иностранной валюте, в белорусские рубли. Это налоги касаются узкого сегмента субъектов, они связаны с добычей сырьевых ресурсов – на добычу нефти и калийной соли.

Единственную возможность, которую мы оставили в кодексе для нерезидентов (как физических лиц, так и организаций), – уплата в иностранной валюте государственной пошлины. Это не системный, а разовый налоговый платеж, связанный с осуществлением каких-то процедур или юридически значимых действий. Например, получение каких-либо разрешений, обращение в суд. Мы с учетом обсуждения этого вопроса такую возможность сохранили. Но это будут единичные случаи. В целом налоговая система поставленную перед ней задачу дедолларизации выполняет.

Селицкая Элла: В процессе обсуждения Налогового кодекса вставал вопрос о предоставлении возможности уплаты НДС в валюте для иностранных юридических лиц, которые оказывают электронные услуги физическим лицам в электронной форме. Причем не сами нерезиденты, а эксперты, которые работали над новой редакцией НК, предложили рассмотреть такую возможность. Но в ходе дискуссии мы пришли к выводу, что сегодня резидент или нерезидент может находиться и в США, и в Великобритании, и в Гонконге, и в Австралии. В какой валюте разрешить ему платить налог? Ему все равно нужно будет свою национальную валюту пересчитывать в доллары США перед тем как перечислять в белорусский бюджет. Ему же гораздо проще сразу конвертировать, например, гонконгские доллары в белорусские рубли и зачислить их в бюджет. Здесь оптимального варианта нет. Мы проанализировали практику этого года – трудностей с перечислением налогов в бюджет в белорусских рублях не возникает. Поэтому мы сохранили действующую норму. В том числе и потому, что от самих нерезидентов предложений не следовало.

– С 1 января 2019 года в России «налог на Google» распространяется на иностранные компании, оказывающие услуги в электронном виде в секторе b2b. Должны ли белорусские компании, оказывающие услуги в электронном виде российскому бизнесу, становиться на налоговый учет в России и платить там НДС? (Елена Лазарчук)

Селицкая Элла: Этот вопрос пока находится в проработке. Дело в том, что наши взаимоотношения по косвенным налогам урегулированы Договором о ЕАЭС, в соответствующем приложении. И в нем электронные услуги не упомянуты. Мы вынесли этот вопрос на Консультативный совет, на площадку ЕАЭС, чтобы с нашими партнерами по союзу, в первую очередь с россиянами, договориться, как мы будем этот налог взимать. Хотим закрепить в ЕАЭС необходимый порядок, механизм. Сделать это нужно, поскольку это одно из перспективных направлений, один из быстроразвивающихся видов бизнеса. Пока мы в процедуре переговоров. Как только о чем-то договоримся, сразу эту информацию разместим для наших плательщиков.

– Стал ли обновленный Налоговый кодекс проще, удобнее и понятнее для налогоплательщиков? К предыдущей структуре документа за много лет все привыкли и знали, где какие нормы содержатся. А сейчас главы и статьи переписали и поменяли их расположение. Легко ли налогоплательщикам теперь будет разобраться в требованиях законодательства? (Веревкина Елена, г. Минск)

Смотрите так же:  Методические пособия для студентов пед.Вузов

Кийко Дмитрий: При обсуждении возможного изменения структуры Налогового кодекса мы исходили из того, чтобы систематизировать документ, сделать его понятнее. Думаю, плательщики достаточно быстро поймут те структурные изменения, которые произошли. Все налоги у нас изложены в одинаковой иерархии, то есть в соответствии с теми элементами системы налогообложения, которые перечислены в Общей части Налогового кодекса. Это плательщики, налоговая база, объект налогообложения, налоговая ставка, льготы по налогу, сроки и порядок уплаты.

Кроме того, для улучшения применения и восприятия Налогового кодекса мы ввели отдельную главу, которая посвящена используемым терминам и определениям. Эти термины и определения будут универсальными практически для всех налогов, которым посвящена последующая Особенная часть. Таким образом, мы исключили подход, который использовался в прежней редакции Налогового кодекса, когда для каждого налога давались определенные понятия. Мы практически полностью реализовали эту задумку, обобщили все эти понятия, систематизировали, согласовали их с другими отраслями права.

Думаю, что адаптация пройдет достаточно быстро, тем более что работа над Налоговым кодексом была публичной. Все те наработки и решения, которые принимались на уровне рабочих групп, озвучивались и были в открытом доступе для плательщиков и для общественности, размещались на сайтах Министерства по налогам и сборам и Министерства финансов. Бизнес-сообщество тоже своевременно получало эту информацию, чтобы с членами своих ассоциаций обсуждать изменения, знакомить с ними для целей последующего практического применения.

– Я изучил проект закона «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» (по состоянию на 17.10.2018 г.), который имеется на сайте Минфина. Не вижу упрощения в части исчисления налогов. Например, налог на добавленную стоимость. Зачем оставлять в новой редакции Налогового кодекса такие сложности в исчислении НДС, как распределение налоговых вычетов, неразбериху с налогообложением различных случаев возмещения расходов одним субъектом хозяйствования другому и т.д.? Фактически упрощения не заметил. (Максуд Тумпаров, г. Минск)

Селицкая Элла: Принципиальных новшеств по налогу на добавленную стоимость новая редакция Налогового кодекса не содержит, но мы кардинально изменили структуру этой главы. Исходили из того, что в главе должны быть обозначены все элементы налогообложения – плательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговые вычеты, ставки налогов, какие подтверждения должны быть, когда применяется нулевая ставка налогов, когда товары, работы, услуги оказываются на экспорт, как исчисляется окончательно налог на добавленную стоимость. Есть отдельная статья, которая говорит о том, как возвращается НДС. Действительно, элементов очень много. Сама структура налога и порядок его уплаты таковы, что написать его простым языком невозможно.

Наши граждане налог на добавленную стоимость не исчисляют, его исчисляют субъекты хозяйствования. Этим занимаются бухгалтера, которые имеют специальное образование в сфере налогообложения, бухучета, и для них эти механизмы понятны. Мы отрабатывали эту главу с бизнес-сообществом, с бухгалтерами, советовались с ними, как ее изложить, чтобы практикам было понятно.

Кийко Дмитрий: НДС – это один из таких налогов, которые непосредственно связаны с бухгалтерским учетом, на практике с ним сталкиваются профессиональные бухгалтеры. Одно из основных упрощений, касающихся этого налога, заключается в следующем: мы, насколько это возможно, постарались сблизить налоговый и бухгалтерский учет для целей его исчисления. Для этих целей в новой редакции кодекса унифицировали такие понятия, как определение момента реализации и т.п. Бухгалтер, ведя бухгалтерский учет, благодаря достигнутой автоматизации этого процесса, без труда сформирует такие элементы, как распределение налоговых вычетов и др. Нам существенно удалось продвинуться в вопросах ведения одновременно и налогового, и бухгалтерского учета.

– Какие источники в перспективе можно найти для снижения налоговой нагрузки и как могут быть скорректированы взносы в ФСЗН? (Ирина, г. Минск)

Кийко Дмитрий: Сегодня состав и структура налогов в Беларуси соответствует общепринятым стандартам. В стране проводится политика по либерализации предпринимательской деятельности, до 2020 года действует мораторий на введение новых ставок налогов. Для снижения действующих ставок мы должны задействовать внутренние резервы налоговой системы. Необходимо получить общее увеличение налоговых доходов и за счет этого сократить ставки конкретных налогов.

В первую очередь может быть организована работа по отмене неэффективных налоговых льгот, которая даст соответствующее поступление в бюджет. Расширение налоговой базы произойдет за счет увеличения количества вновь создаваемых плательщиков, роста активов, которые будут вовлекаться в экономический оборот. Этому будет способствовать также поддержание на достаточно высоком уровне темпов экономического роста. В нашей стране налоги связаны с ростом экономики, они взимаются с создаваемой добавленной стоимости. И чем больше такой стоимости создается, больше растет ВВП, тем больше получает и налоговая система. Ускоренный экономический рост тоже может дать дополнительные поступления в бюджет, за счет чего мы можем рассматривать возможность снижения конкретных ставок налогов.

Те меры, которые мы предполагаем обсудить в ближайшие годы, касаются возможности реформирования налога на прибыль, совершенствования механизма взимания налога на добавленную стоимость. У нас есть вопросы по тем ограничениям, которые сегодня действуют в налоге на добавленную стоимость в отношении налоговых вычетов. Мы предполагаем, что можем обсудить реформу определения объекта налогообложения имущественных налогов, в первую очередь налога на недвижимость. Предполагается уйти от применения остаточной стоимости, которая числится в бухгалтерском учете соответствующих объектов налогообложения, и перейти к их рыночной оценочной стоимости, так называемой кадастровой оценки. Эта мера повысила бы справедливость налогообложения. К примеру, от тех объектов, которые имели бы большую рыночную стоимость, мы бы получали больше доход. А для плательщиков, располагающих объектами, которые морально и физически устарели или нуждаются в модернизации, налогообложение бы уменьшилось.

Что касается Фонда социальной защиты, то сегодня он не включен в налоговую систему. Но вопрос актуальный и прежде всего связан с необходимостью обеспечения сбалансированности фонда — его доходов и расходов. Помимо налоговой ставки может быть задействован ряд инструментов. Для этого нужно комплексное и системное рассмотрение данного вопроса, начиная с места платежа, как мы его дальше видим и позиционируем. Надо решить, будет ли налоговый платеж или они будут осуществляться в виде страховых взносов, как сейчас. Соответственно, от принятия этого решения с учетом анализа ситуации, в частности, демографической, которая влияет на доходы и расходы фонда, могут вырабатываться последующие решения по возможным изменениям в том числе и ставки. Но в принципе такая работа не исключается.

Селицкая Элла: Если мы говорим о налоговых платежах, то еще один из резервов – рассмотреть вопрос об отмене пониженных ставок. И в целом понизить общие ставки по основным налогам. Вы знаете, что есть 10%-ная ставка на продукты питания, детскую одежду. Если мы найдем резервы отменить пониженную ставку, то в целом это даст возможность снизить для всех общую ставку – это тоже одно из направлений, по которому можно будет двигаться.

– По вашим оценкам, изменится ли доля налоговых поступлений в бюджет с принятием новой редакции кодекса? (Рудак Павел)

Кийко Дмитрий: Когда глава государства давал поручение, было сказано, что такая налоговая реформа на данном этапе не должна привести к существенному сокращению налоговых доходов, то есть поступлений в бюджет. Новая редакция Налогового кодекса больше посвящена мерам налогового администрирования, то есть это в первую очередь административная налоговая реформа.

Тем не менее в кодексе реализованы системные меры по снижению налоговой нагрузки. Одновременно кодекс предусматривает индексацию действующих ставок налогов, где в ряде случаев происходит расширение налоговой базы. За счет этого мы сегодня практически выходим на баланс. Для отдельных плательщиков произойдет снижение налоговой нагрузки за счет тех мер, которые я перечислял, но в целом за счет расширения налоговой базы, индексации налоговых ставок налоговые доходы не увеличатся и не сократятся – они остаются практически в тех пределах, которые у нас были заложены в бюджет текущего года.

– Ранее анонсировалось, что единый налог для ИП предлагается рассчитывать по-новому, а плательщики единого налога с 2019 года смогут самостоятельно выбирать режим налогообложения. Эти новшества сохранены? (Илья, г. Могилев)

Кийко Дмитрий: Министерство по налогам и сборам провело достаточно серьезную аналитическую работу в той части, которая касается взимания единого налога с предпринимателей. По результатам этой работы предложены системные изменения. В целом они оцениваются как улучшение условий работы индивидуальных предпринимателей с 2019 года.

Об отличиях от действующей системы. Первое нововведение – возможность плательщиков единого налога – ИП – самостоятельно выбрать налоговый режим. Если сегодня этот единый налог для индивидуальных предпринимателей, которые занимаются определенными работами или оказывают отдельные виды услуг, является обязательным, то со следующего года они получат возможность выбрать тот налоговый режим, который их устраивает: может быть сохранен режим уплаты единого налога, может быть выбрана упрощенная система налогообложения либо плательщик может перейти на общую систему уплаты подоходного налога.

При этом в отношении ставок налогов было реализовано изменение, которое касается пересмотра механизма их установления. Сегодня в действующей редакции Налогового кодекса предусмотрены коридоры ставок единого налога, в рамках которых местные Советы депутатов непосредственно по видам деятельности устанавливают конкретные ставки на своей территории: установлены минимальная и максимальная ставки, и в этом коридоре выбирается ставка, которая будет действовать на соответствующей территории. С 2019 года эти коридоры будут упразднены, Налоговым кодексом утверждаются единые ставки единого налога, которые будут дифференцированы по территориям (город Минск; областные центры; районные центры и города районного подчинения; сельская местность). В Минске ставки выше, далее они по ниспадающей уменьшаются. Дополнительно местные Советы депутатов могут сократить предложенные ставки налогов до 2 раз (увеличивать нельзя).

Это два существенных нововведения, которые, с нашей точки зрения, значительно улучшают положение индивидуальных предпринимателей.

Смотрите так же:  Возражения на судебный приказ вправе принести

– Ставки акцизов на топливо в 2019 году планируется снизить. Есть ли вероятность их снижения в дальнейшие годы и возможна ли в перспективе нулевая ставка акцизов? Как на это повлияет налоговый маневр в России? (Аркадий, г. Мозырь)

Кийко Дмитрий: Это актуальный вопрос. Предложенная редакция Налогового кодекса предусматривает снижение ставок акцизов на автомобильное топливо по сравнению с действующими на 25 %. Это вынужденная мера для возможной адаптации рынка и нефтеперерабатывающих заводов к налоговому маневру. Второй его этап Россия будет реализовывать с 2019 года. Беларусь формировала проект бюджета по консервативному сценарию. То есть учитывала, что в условиях реализации второго этапа налогового маневра придется функционировать без возможной компенсации наших потерь со стороны Российской Федерации.

Сегодня процесс переговоров с российской стороной по этому вопросу не завершен. Тем не менее ставки акцизов у нас на 25% будут снижены. Независимо от того, будет ли решен вопрос с компенсацией, эта мера останется. Она позволит в условиях достаточно серьезной волатильности мировых цен на нефть снять напряжение на внутреннем рынке. Сейчас концерн «Белнефтехим» из-за стоимости нефти вынужден с определенной периодичностью повышать цены на топливо. В следующем году 25-процентное снижение позволит более гибко реагировать на изменения рынка.

Что касается последующих лет, то в принципе все будет зависеть от результатов переговоров с Россией. Если они не будут положительными, то у нас остается несколько инструментов по адаптации к функционированию в новых условиях. Прежде всего это цены внутреннего рынка и ставки акцизов. С учетом, что у нас открытый рынок с Россией, вопросу цен на внутреннем рынке уделяется достаточно большое внимание. Учитывается и социальный фактор. Не исключено, что механизм по снижению ставок акцизов будет задействован и в последующем. Не исключаю, что при самом неблагоприятном развитии ситуации мы можем подойти к тому, что ставки акцизов обнулим.

– Сколько человек в Беларуси получили статус налогового консультанта? Смогут ли ИП оказывать бухгалтерские услуги (быть главным бухгалтером) без статуса налогового консультанта после 1 января 2019 года? Готовился проект указа об изменении условий для налоговых консультантов, предполагающий более мягкие подходы к этому вопросу. На какой он стадии? Что решили? (Елена Лазарчук, г. Минск)

Селицкая Элла: На сегодняшний день статус налогового консультанта получили более 300 человек.

Что касается ИП, то они смогут подавать налоговые декларации, если получат статус налогового консультанта.

Сейчас подготовлен проект указа, который предусматривает, что организации и индивидуальные предприниматели, которые работали на аутсорсинге и оказывали бухгалтерские услуги, но не получили к 1 января 2019 года статус налогового консультанта, смогут продолжить оказание этих услуг.

Проект прошел согласование и внесен в Совет Министров. Документ предварительно прорабатывался в том числе с Администрацией Президента. Полагаю, что после соответствующих процедур и криминалистической экспертизы он будет представлен главе государства.

– В ставках акцизов предусмотрено дополнение в группе подакцизных товаров «табачные изделия». Планируется введение отдельной ставки для табачных изделий, предназначенных для потребления путем нагревания. Это означает, что появятся акцизы на жидкости для электронных сигарет? (Булиненко П.В.)

Кийко Дмитрий: Подакцизная табачная продукция расширяется, но это не значит, что появятся акцизы на жидкости для электронных сигарет. Вводится новый вид подакцизной табачной продукции – табачные изделия, предназначенные для потребления путем нагревания. Это новые виды табачной продукции, которые сегодня предлагают компании, – альтернатива даже электронным сигаретам, для которых используются табачные жидкости. Мы были извещены о том, что со следующего года такие продукты, возможно, появятся и на нашем рынке. Поэтому в целях реализации фискальной функции, увеличения поступления доходов в бюджет, поддержания конкурентных условий на рынке предусмотрели такую ставку акцизов.

В России подобные системы курения уже функционируют и по такой же аналогии облагаются. Мы позаимствовали их опыт. Что касается жидкостей для электронных сигарет, то в следующем году акцизов на них не будет. Но не исключено, что через какой-то промежуток времени мы предусмотрим и введем акцизы для этого вида продукции.

– Какие изменения в правилах трансфертного ценообразования? Какие сделки подлежат контролю? Отменено ли допустимое отклонение на 20% от рыночного диапазона цен/рентабельности? (Пашник Люцина Здиславовна, г. Лида)

Селицкая Элла: Равно как и по другим направлениям, мы предприняли ряд мер, чтобы усовершенствовать механизм и несколько снять то излишнее бремя, которое ложилось на наших плательщиков в части круга плательщиков. Во-первых, мы будем осуществлять контроль за трансфертными ценами только лишь между субъектами, которые являются взаимозависимыми лицами. Это значит, что одно предприятие, например, может управлять другим посредством владения большей частью в уставном фонде либо акциями этого предприятия.

Кроме того, мы повысили критерии по сделкам, которые также подлежат контролю. Пример: сегодня, если крупный плательщик совершает сделку на сумму Br1 млн, то такая сделка подлежит контролю. В рамках новой редакции этот критерий увеличивается до Br2 млн. Если мы говорим о другой категории плательщиков, то там критерий по сделкам с Br100 тыс. увеличивается до Br400 тыс.

Круг лиц по сделкам с недвижимым имуществом также сужается. И здесь контролю будут подлежать сделки между взаимозависимыми лицами, а также если сделка реализована белорусскому плательщику, у которого имеются льготы по налогу на прибыль, по налогу при упрощенной системе налогообложения.

Если мы говорим об изменении подходов в 20-процентном отклонении, то действительно мы отошли от этого. Мы, как и другие страны, на основе международного опыта взяли за основу такой подход, что цена сделки должна находиться в диапазоне цен между максимальной и минимальной. Сам собственник имущества, когда осуществляет реализацию товаров, работ и услуг, определяет для себя этот диапазон. Поэтому в рамках международного опыта и учитывая прошедший 6-летний период адаптации этого механизма, мы обсудили вопрос в том числе с бизнес-сообществом и договорились, что будем ориентироваться на этот диапазон. Но наши условия непосредственно в этой главе более лояльные, чем в других странах. В России диапазон более узкий: определяется максимальный и минимальный размер, и от верха и низа еще по квартили отделяется. Это делается для того, чтобы можно было отчислять налог именно с рыночной цены. Мы не хотим резких колебаний и будем это делать постепенно.

Наработаем практику с учетом имеющихся инструментов, чтобы наши субъекты хозяйствования могли научиться определять этот диапазон. И мы им в этом поможем. Для того чтобы уйти от негативных моментов, мы предусмотрели в этой главе дополнительный метод, который называется «Соглашение между плательщиком и налоговым органом по определению цены». Если плательщик чувствует, что у него не получится, то он вправе будет обратиться непосредственно в налоговый орган за заключением соглашения, и мы вместе с ним определим метод, по которому будет определена цена. Такое соглашение по сделке будет действовать в течение трех лет. На два года его можно будет еще продлить. Это значит, что в этот период времени, пока будет действовать соглашение с налоговым органом, плательщик контролироваться по этой сделке не будет. Он получает гарантию, что может спокойно исчислять налог на прибыль, не боясь того, что завтра придет налоговый орган и начнет говорить о неправильном определении цены, соответственно, неправильном определении прибыли и занижении налога на прибыль. Ставка госпошлины за его заключение предусмотрена в 500 БВ. Как правило, под этот контроль не попадают малые субъекты хозяйствования, микропредприятия. Это сделки, которые совершают средние и крупные предприятия.

– Может ли унитарное предприятие, учредителем которого является общественное объединение (Белорусское общество автомотолюбителей), с 1 января 2019 года перейти на упрощенную систему налогообложения? Количество работающих в организации и валовая выручка за 9 месяцев 2018 года соответствуют проекту Налогового кодекса (ст. 323, п 6,п.п 6,3). Спасибо. (УП «Автохран» ОО «БОАМЛ», г. Гомель)

Селицкая Элла: Да, унитарные предприятия некоммерческих организаций смогут с 1 января 2019 года применять упрощенную систему налогообложения (УСН), если они соответствуют критериям по численности и по выручке, которые установлены для применения УСН.

Но для унитарных предприятий, которые образованы коммерческим организациями, установлен запрет на применение УСН.

– Ранее озвучивалось, что новый Налоговый кодекс должен действовать без изменений в течение трех лет. Тем не менее, позже решили не обозначать это в тексте документа. Почему это было сделано?

Кийко Дмитрий: Первоначально, когда мы начали работу по подготовке обновленной редакции Налогового кодекса, мы обсуждали вопрос введения трехлетнего моратория на изменение налогового законодательства. Но во время обсуждения, в том числе при взаимодействии с бизнес-сообществом, в принципе все участники процесса пришли к пониманию необходимости сохранить нынешнюю практику в последующем. Как я уже говорил, подготовкой новой редакции Налогового кодекса занималась рабочая группа, мы пришли к пониманию, что продолжим это взаимодействие в похожем формате – мы планируем при Министерстве финансов с 2019 года создать консультативный общественный совет по налоговой политике и включить в него самых активных представителей рабочей группы, продолжить выработку возможных изменений налогового законодательства ежегодно.

То есть мы намерены ежегодно во взаимодействии с бизнес-сообществом предлагать эти изменения, но они должны получить одобрение Совета по развитию предпринимательства. Если предложения будут выработаны и заключение по ним Совета по развитию предпринимательства будет положительным, мы будем их предлагать для внесения изменений в законодательство. То есть в принципе мы остались в рамках ежегодной корректировки Налогового законодательства. Но все ориентированы на то, что эти изменения должны улучшать как положение плательщиков, так и качественные характеристики нашей налоговой системы.

Селицкая Элла: Мы сегодня отвечали на вопросы ваших читателей о сложностях, оставшихся, по их мнению, в Налоговом кодексе. Пусть предлагают, как можно упростить, что касается налога на добавленную стоимость и других вопросов. Мы готовы к сотрудничеству и обсуждению предложений.