О деятельности ФССП России

В соответствии с Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1316, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, является Федеральная служба судебных приставов.

Контроль за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц осуществляет директор Федеральной службы судебных приставов – главный судебный пристав Российской Федерации, который возглавляет Федеральную службу судебных приставов, осуществляет руководство ее деятельностью и имеет право отменить или изменить несоответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица Федеральной службы судебных приставов, а также решает вопросы привлечения виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц установлен Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон).

Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов.

В соответствии частью 1 статьи 30 Закона судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не предусмотрено Законом.

Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных Законом.

Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 Закона (по месту жительства должника, месту его пребывания или местонахождению его имущества).

Если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 Закона (по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника или по месту жительства взыскателя до установления местонахождения должника, его имущества).

В ходе принудительного исполнения судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, установленные статьей 64 Закона и направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, в том числе Уголовным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 102 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.

Согласно части 4 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось.

В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.

Если такое определение задолженности существенно нарушает интересы одной из сторон, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд, который может определить задолженность в твердой денежной сумме исходя из материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств.

При несогласии с определением судебным приставом-исполнителем задолженности по алиментам любая из сторон исполнительного производства может обжаловать действия судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

в соответствии со статьей 119 Семейного кодекса Российской Федерации если при отсутствии соглашения об уплате алиментов после установления в судебном порядке размера алиментов изменилось материальное или семейное положение одной из сторон, суд вправе по требованию любой из сторон изменить установленный размер алиментов или освободить лицо, обязанное уплачивать алименты, от их уплаты.

При изменении размера алиментов или при освобождении от их уплаты суд вправе учесть также иной заслуживающий внимания интерес сторон.

Суд принимает во внимание материальное и семейное положение сторон, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства или интересы сторон (например, нетрудоспособность членов семьи, которым по закону сторона обязана доставлять содержание, наступление инвалидности либо наличие заболевания, препятствующего продолжению прежней работы, поступление ребенка на работу либо занятие им предпринимательской деятельностью).

При изменении ранее установленного судом размера алиментов на детей и других членов семьи взыскание их во вновь установленном размере производится со дня вступления в законную силу вынесенного об этом решения суда.

В соответствии со статьей 83 Семейного кодекса Российской Федерации в случаях, если родитель, обязанный уплачивать алименты, имеет нерегулярный, меняющийся заработок и (или) иной доход, либо если этот родитель получает заработок и (или) иной доход полностью или частично в натуре
или в иностранной валюте, либо если у него отсутствует заработок и (или) иной доход, а также в других случаях, если взыскание алиментов в долевом отношении
к заработку и (или) иному доходу родителя невозможно, затруднительно
или существенно нарушает интересы одной из сторон, суд вправе определить размер алиментов, взыскиваемых ежемесячно, в твердой денежной сумме
или одновременно в долях и в твердой денежной сумме.

Размер твердой денежной суммы определяется судом исходя из максимально возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Вопрос создания алиментного фонда прорабатывался совместно с заинтересованными государственными органами и не был поддержан, в связи с чем работа по подготовке соответствующего проекта федерального закона не ведется.

В настоящее время отдельными федеральными и региональными нормативными правовыми актами предусмотрены меры социальной поддержки семей с детьми в виде пособий, компенсаций, льгот, предоставляемых различным категориям получателей и назначаемых при соблюдении различных условий.

Установление уголовной ответственности в виде лишения свободы для граждан в случае неисполнения ими судебных решений предусматривает возможность наступления уголовной ответственности за неисполнение судебных решений по спорам, возникающим из гражданско-правовых отношений. Между тем для данной категории граждан действуют иные правила – правила принудительного исполнения судебных актов.

В настоящее время законодательство Российской Федерации, регулирующее вопросы исполнения судебных актов, содержит широкий перечень применяемых к должнику мер, направленных на его побуждение к полному и своевременному исполнению требований исполнительного документа.

В соответствии с частью 16 статьи 65 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» если после проведения исполнительно-разыскных действий по розыску должника по исполнительному документу, содержащему требование о взыскании алиментов, в течение одного года со дня получения последних сведений о должнике не установлено его место нахождения, судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, информирует взыскателя о результатах проведенных исполнительно-разыскных действий и разъясняет взыскателю его право обратиться в суд с заявлением о признании должника безвестно отсутствующим.

Смотрите так же:  Пособие для холодильников

Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим установлен главой 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Признание должников по алиментным обязательствам безвестно отсутствующими дает право несовершеннолетним детям на получение пенсии по случаю потери кормильца.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации
(далее – ГК РФ) предусмотрен такой способ защиты прав, как признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.

В соответствии со статьей 166 ГК РФ оспоримая сделка может быть признана судом недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.

Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом.

Существующий порядок определения размера удержания из заработной платы и (или) иных доходов должника обеспечивает баланс прав и интересов как должника, так и взыскателя.

Судебный пристав-исполнитель вправе устанавливать такой размер удержания, который позволяет должнику и лицам, находящимся на его иждивении, сохранять условия, необходимые для их нормального существования и деятельности.

Определенный судебным приставом-исполнителем размер удержания из заработной платы и (или) иных доходов может быть обжалован в порядке подчиненности или оспорен в суде.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

отсутствие у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, влечет за собой окончание исполнительного производства только при условии, что судебный пристав-исполнитель принял все допустимые законом меры по отысканию такого имущества и они оказались безрезультатными.

При этом в случае окончания исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю он вправе повторно предъявить его для исполнения не ранее шести месяцев со дня окончания исполнительного производства, либо до истечения указанного срока в случае предъявления информации об изменении имущественного положения должника.

В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

Согласно Положению о Федеральной службе судебных приставов, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1316, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, является Федеральная служба судебных приставов.

Правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц, возникшей из денежных обязательств, установлены Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности установлена статьей 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протоколы по которым составляются должностными лицами ФССП России.

Кроме того, Федеральной службой судебных приставов проводятся административные расследования по факту выявления правонарушений в области защиты прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, предусмотренные статьей 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

порядок обжалования действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей установлен Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон).

В соответствии со статьей 121 Закона постановления судебных приставов –исполнителей и других должностных лиц ФССП России, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности в ФССП России и оспорены в суде.

Сроки обжалования, форма и содержание жалобы, поданной в порядке подчиненности, установлены главой 18 Закона, определяющей исчерпывающий перечень должностных лиц, которые вправе рассматривать жалобы, поданные в порядке подчиненности, к числу которых должностные лица Министерства юстиции Российской Федерации не относятся.

Порядок рассмотрения в ФССП России обращений граждан установлен Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Регламентом Федеральной службы судебных приставов, утвержденным приказом ФССП России от 29 мая 2012 г. № 256.

В случае несогласия с действиями (бездействием) должностных лиц ФССП России по рассмотрению обращений гражданин вправе оспорить их в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу ФССП России или обжаловать в суде в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Федеральный закон о деятельности фссп

Учитывая сложное содержание системы норм исполнительного производства, представляется, что необходима систематизация законодательства об исполнительном производстве в целях повышения эффективности принудительного исполнения, как судебных решений, так и других юрисдикционных актов.

Исследователи в области исполнительного производства ведут дискуссии по вопросам создания Исполнительного кодекса России, улучшения организации и деятельности ФССП, совершенствованию законодательства в уголовной и административной сфере, применяемого в процессе исполнительного производства. Предлагается с целью устранения пробелов в исполнительном законодательстве свести воедино разрозненные положения федерального законодательства, регулирующие вопросы исполнительного производства, необходима кодификация исполнительного законодательства в форме Исполнительно-процессуального кодекса.

Следует отметить, что в настоящее время между учеными-правоведами идет интенсивная дискуссия по поводу введения в России института частного судебного пристава, т.е. децентрализации системы исполнения в целях повышения эффективности исполнительного производства и снижения в этой части финансовой нагрузки государства, поскольку все основные траты обеспечения процесса исполнения в России несет государство.

Еще в 1917 г. судебные приставы попытались создать Всероссийский союз судебных приставов. На учредительном съезде судебный пристав Московского столичного мирового съезда Е.А. Соловьев выдвигал идею о модели организации профессии судебного пристава, «когда последний действует как свободный и независимый профессионал, самостоятельно организующий свою деятельность и несущий полную ответственность за результаты своей работы». Необходимо перейти от «личного подчинения агентов исполнительной власти в порядке иерархии к самостоятельному выполнению этими агентами закона», т.е. некой автономии организации приставов, в целях улучшения качества их работы и повышения ответственности. 17

Наиболее приспособленной к потребностям современного общества и государства признается частноправовая модель принудительного исполнения, участие в исполнительном процессе частных приставов, исполняющих юрисдикционные акты по договору.

Возможность «приватизации» исполнительного производства была высказана В. В. Ярковым, полагающим, что «приватизация» правоприменительной деятельности является одним из наиболее перспективных направления развития системы гражданской юрисдикции. 18

Следует определиться с оптимальной моделью исполнения , так как модель исполнения зависит не только от формы организации профессии судебного пристава. Недостатками функционирования частных систем исполнения являются более сложный механизм сбора данных о результатах работы частных исполнителей, снижение возможности объективной оценки эффективности частной системы исполнения; возрастание расходов сторон исполнительного производства и неохотное сотрудничество со стороны публичных органов власти, осуществляющих правоохранительные функции с частными исполнителями и ряд других.

Предлагается предусмотреть равные права и обязанности для частных и государственных приставов: государственный пристав будет взыскивать в пользу государства, а частный — в пользу иных лиц. Из компетенции частного пристава исключается взысканий, выданных в интересах бюджетов всех уровней или в пользу получателей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Федерации или муниципального образования.

Большинство членов межведомственной рабочей группы по подготовке проекта Исполнительного кодекса РФ пришли к выводу о преждевременности нормативной реализации идеи об организации частных судебных приставов, не исключая такой концепции для России в будущем. В настоящее время законодатель идет по пути увеличения полномочий ФССП России и появление в ближайшее время частного института не предполагается, с чем нельзя не согласиться.

Подводя итоги первой главы квалификационной работы, следует отметить, что одной из актуальных проблем современного исполнительного производства является отсутствие систематизации законодательства, посвященного этой отрасли. Законодательство об исполнительном производстве включает в себя значительное количество, как законов, так и подзаконных актов, число которых только увеличивается. В связи с этим, сотрудники ФССП в своей деятельности вынуждены обращаться к большому количеству источников, зачастую содержащих противоречивые правила, что вызывает определенные трудности в правоприменительной практике.

Смотрите так же:  Аллергия на товар возврат

Ю. Воробьев: Новые федеральные законы улучшат положение судебных приставов и сотрудников системы исполнения наказаний

Вице-спикер Совета Федерации принял участие в обсуждении проблем социального обеспечения сотрудников ФСИН и ФССП.

Заместитель Председателя Совета Федерации, представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Вологодской области Юрий Воробьев Воробьев
Юрий Леонидович представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Вологодской области
в рамках работы в регионе принял участие в обсуждении проблем социального обеспечения сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) и Федеральной службы судебных приставов (ФССП) России.

В мероприятии также участвовали председатель Законодательного Собрания Вологодской области Андрей Луценко Луценко
Андрей Николаевич Председатель Законодательного Собрания Вологодской области
, депутаты Законодательного Собрания региона, представители ФСИН и ФССП.

Как отметил Юрий Воробьев, ФСИН России — единственный правоохранительный орган, который не имеет профильного федерального закона, регламентирующего вопросы прохождения службы и статуса сотрудников. «Это порождает множество трудностей, в том числе, в сфере социального обеспечения служащих», — пояснил сенатор.

Ю. Воробьев принял участие в обсуждении проблем социального обеспечения сотрудников ФСИН и ФССП

Ю. Воробьев принял участие в обсуждении проблем социального обеспечения сотрудников ФСИН и ФССП

Ю. Воробьев принял участие в обсуждении проблем социального обеспечения сотрудников ФСИН и ФССП

Ю. Воробьев принял участие в обсуждении проблем социального обеспечения сотрудников ФСИН и ФССП

Он сообщил, что 2 февраля 2018 г. Правительство РФ внесло в Государственную Думу проект федерального закона «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации». «Члены Совета Федерации поддержали концепцию законопроекта. Он позволит урегулировать правовые, организационные и финансово-экономические основы прохождения службы, а также вопросы правового статуса сотрудников и гарантий их социальной защиты», — подчеркнул вице-спикер СФ.

Начальник УФСИН России по Вологодской области Сергей Савельев рассказал, что в минувшем году в 1,4 раза были увеличены должностные оклады сотрудников, 11 ветеранов службы в регионе получили единовременные выплаты на приобретение квартир. Всего же с 2000 г. более 140 ветеранов были обеспечены жильем.

Руководитель УФССП по Вологодской области Василий Ларин сообщил, что одна из проблем службы – текучесть кадров. Решить проблему можно, изменив статус госслужбы судебных приставов с «гражданской» на «правоохранительную» или «иную». «Эта мера позволит приравнять нас к сотрудникам органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы, а значит, и улучшить социальную защищенность», — считает он.

Юрий Воробьев отметил, что сейчас Министерство юстиции России, в составе которого находится ФССП, работает над законопроектом «О судебных приставах и порядке прохождения службы на должностях судебного пристава».

«Эта инициатива призвана решить проблемы ведомства и улучшить положение сотрудников. Мы передадим все озвученные сегодня пожелания и замечания разработчикам, чтобы они рассмотрели все возможные варианты», — сказал сенатор.

Юрий Воробьев проинформировал, что 20 апреля планируется провести заседание Совета по социальной защите военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей при Совете Федерации, который возглавляет вице-спикер СФ. Главной темой мероприятия также будет совершенствование правового регулирования социального обеспечения сотрудников ФССП и ФСИН. «Прошу руководителей областных управлений ведомств подготовить списки вопросов и предложений, которые мы обсудим на федеральном уровне», — подчеркнул законодатель.

Федеральный закон 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»: Ключевые аспекты работы ФССП

Федеральный закон 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» регулирует деятельность судебных приставов.

В нем расписаны полномочия ФССП и способы принудительного исполнения решений суда.

Содержание этой статьи:

Федеральный закон 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» призван регулировать механизм реализации гражданами и другими лицами гарантированного Конституцией права на судебную защиту.

Обеспечить его соблюдение невозможно без соответствующей структуры – Службы судебных приставов (ФССП).

Целью нормативного акта, принятого в 2007 г., стала ликвидация пробелов в регулировании деятельности этой службы.

Последние дополнения, вступившие в силу в январе 2016 г., еще больше расширили полномочия ФССП по защите прав граждан, юридических лиц и государства при исполнении судебных решений. Рассмотрим, как это реализовано в законе.

Сфера действия, задачи и принципы закона

Закон «Об исполнительном производстве» (далее – Закон) применяется в том случае, если должник, вопреки судебному решению, не выполняет предписанные действия, то есть не выплачивают денежных сумм или не совершают иных необходимых действий.

Именно в такой ситуации в отношения между участниками спорных правоотношений вмешивается государство в лице судебного-пристава исполнителя.

Основных задач, которые стоят перед ФССП всего две:

  • Исполнение актов суда, правильное и своевременное. Механизм государственного принуждения в данном случае призван повысить значимость принимаемых судом решений, внушить к ним должное уважение, доказать неотвратимость исполнения.
  • Защита прав и интересов второго участника судебного процесса. Им может быть, как гражданин или организация, так и государство. Для кредитора вмешательство приставов означает увеличение шансов добиться справедливости.

Все стадии исполнительного производства строятся на соблюдении принципов, названных в ст. 4 Федерального закона № 229-ФЗ.

Главным из них является, безусловно, законность. Именно во исполнение этого принципа и был создан регулирующий деятельность ФССП нормативный акт.

Из законности вытекают и прочие основы исполнительного производства:

  • своевременность применения мер к должнику;
  • уважение его чести и достоинства;
  • неприкосновенность минимально необходимого имущества при проведении взыскания;
  • соразмерность применяемых мер объему требований.

back to menu ↑

Кто и как должен исполнять судебные решения

Решение суда, если оно не было оспорено должным образом и в установленные сроки, должно быть исполнено немедленно после его вступления в силу или же на тех условиях, что в нем указаны.

Причем сделать это должник должен добровольно. Но, нередки случаи, когда этого не происходит и взыскание производится уже принудительно.

Важно: единственным органом, который уполномочен на исполнение решений судов, согласно ст. 5 Закона, называется ФССП. От ее имени действуют судебные приставы-исполнители. Их требования, если они полностью отвечают закону, обязательны для исполнения любым лицом, которому были предъявлены. Отказ, уклонение или создание препятствий для выполнения требований повлекут для виновника, во-первых, применение специальных мер, а во-вторых – ответственность.

Деятельность ФССП полностью прозрачна. Любой гражданин или юрлицо вправе получить информацию из специального банка данных.

В нем содержатся сведения о всех исполнительных производствах, наличии и размере задолженности по каждому из них.

Данные открыты и могут быть получены как в отношении себя, так и любого другого лица, физического или юридического.

В принудительном исполнении участвуют банки, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг. Но только как исполнители требований судебного пристава.

В соответствии с содержанием такого требования, они либо перечисляют со счета должника необходимую сумму взыскателю, либо исполняют требование об аресте такого счета.

Владелец счета о предстоящей операции при этом самим банком не уведомляется.

Значение документов в исполнительном производстве

В исполнительном производстве применяют две группы документов: те, что предъявляются судебным приставам взыскателями (исполнительные) и те, которые пристав направляет должнику (повестки и извещения).

Требования к их форме и содержанию исчерпывающе изложены в Федеральном законе 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Основанием для того, чтобы пристав начал производить определенные действия, служит исполнительный документ:

  • исполнительный лист суда;

  • нотариальное соглашение об алиментах;

  • акты ПФР и ФСС;
  • акты надзорных органов;
  • постановление другого пристава;
  • исполнительная надпись нотариуса и т.д.

Основная часть работы службы приставов связана все же с исполнением именно судебных решений и приказов. И далее мы рассмотрим именно этот аспект их деятельности.

Исполнительное производство – самостоятельная стадия судебной защиты

Исполнительный документ канцелярия суда выдает тому лицу, в пользу которого принято решение.

Для привлечения к его исполнению службы приставов, необходимо передать документ и заявление о возбуждении производства.

Только в этом случае ФССП начнет действовать. По собственной инициативе эта служба не работает.

Ниже приведен образец такого заявления. Ходатайствовать об аресте имущества не обязательно, это право, которым можно воспользоваться.

Важно: для ускорения получения полагающихся по исполнительному документу средств, желательно сообщить все имеющиеся сведения о должнике, его фактический адрес, место работы, наличие счетов в банках, недвижимости и т.д.

После получения заявления, в территориальном отделении ФССП в трехдневный срок возбуждают исполнительное производство или отказывают в этом.

Смотрите так же:  Образец приказа о утверждении норм списания гсм

Самые распространенные причины отказа:

  • отсутствие заявления;
  • неверно выбран территориальный отдел ФССП;
  • срок исполнения документа истек;
  • документ не отвечает необходимым требованиям;
  • ранее по этому документу исполнение было прекращено или окончено;
  • судебный акт еще не имеет законной силы.

Судебный пристав уполномочен производить свою работу только на строго определенной территории.

Поэтому, подавать заявление необходимо там, где проживает должник (в том числе, временная регистрация в Москве или другом населенном пункте) или находится юридический адрес юрлица.

Только в этом случае возможно взыскание. Если адрес изменился уже в ходе исполнения судебного решения, то производство может быть передано в другой отдел ФССП постановлением.

Срок выполнения всех требований суда для пристава-исполнителя равен двум месяцам.

В этот промежуток времени не включаются те периоды, когда должнику была предоставлена отсрочка или же исполнение было приостановлено судебным решением.

Затем придется продлить, прекратить, либо завершить производство. Последние два понятия существенно отличаются друг от друга.

Прекращение происходит в тех случаях, когда взыскание по каким-либо причинам невозможно. Например, умер взыскатель или должник.

Или должник по объективным не может совершить предписанные судом действия.

Мировое соглашение или отказ взыскателя от получения долга также станет причиной прекращения исполнительного производства.

Окончание же означает, что пристав свою работу по взысканию средств полностью выполнил.

Или же перенаправил требования в ликвидационную комиссию, арбитражному управляющему или иному лицу, занимающемуся ликвидацией компании-должника или банкротством физического лица.

Еще одним поводом для окончания производства будет возврат исполнительного документа взыскателю.

Участники правоотношений, их права и обязанности

Главными участниками исполнительного производства являются, разумеется, его стороны.

Они называются взыскатель и, соответственно, должник. В этом качестве могут выступать не только граждане, но и организации и даже Российская Федерация или ее субъекты.

На каждой из сторон может быть сразу несколько участников. Права и обязанности у всех будут равными, и свои интересы они представляют самостоятельно.

Однако, помимо сторон в данном правоотношении участвуют еще и иные лица:

  • непосредственно исполняющие решение суда – приставы;
  • содействующие такому исполнению – понятые, переводчик, эксперт, хранитель имущества и т.д.

Права и обязанности всех участников аналогичны тем, которыми обладают стороны и другие участники судебного процесса.

В частности, стороны могут действовать через представителя, а также заявлять различные ходатайства. В том числе и об отводе других участников.

Меры понуждения должника исполнить судебное предписание, последние нововведения

Содержанием исполнительного производства будут различные действия, которые совершают приставы, чтобы выполнить судебное предписание.

Их перечень в Федеральном законе 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» достаточно обширен. Сотрудники ФССП вправе:

  • вызывать к себе стороны или их представителей;
  • получать объяснения, справки и другую информацию, персональные данные в том числе;
  • проверять финансовую документацию;
  • давать поручения гражданам и юрлицам по исполнению требований суда;
  • свободно входить в офисные и производственные помещения должника;
  • входить в жилое помещение без согласия должника, но с разрешения старшего пристава;
  • арестовывать, изымать и передавать на хранение имущество, деньги, ценные бумаги;
  • выполнять оценку имущества самостоятельно или с привлечением специалистов;
  • производить розыск самого должника или его имущества;
  • взыскивать полагающийся сбор.

Перечень полномочий достаточно стандартный и в неизменном виде пережил все изменения этого нормативного акта.

Однако, есть ряд мер, применение которых стало возможным совсем недавно. Они призваны сделать должников более ответственными и защитить права взыскателей.

К числу таких мер относятся:

  • Принудительная регистрация имущества должника, особенно недвижимого. Как известно, право собственности на такие вещи возникает только после госрегистрации. Однако никой ответственности за уклонение от нее не предусмотрено. Поэтому можно скрывать от взыскателя часть имущества, что нарушает его права.

Важно: подать документы на регистрацию пристав может только по решению суда.

  • Временные ограничения на выезд из страны. Даже при наличии небольшой задолженности, но более 10 000 р., гражданин может оказаться невыездным. Сведения о должниках передаются в электронную базу Таможенной службы. И при проведении паспортной проверки выезд за пределы РФ окажется закрыт.
  • Временные ограничения на пользование специальным правом. Эта мера была введена в закон в декабре 2015 г. Под специальным правом понимается управление транспортными средствами. Иначе говоря, водительское удостоверение.

back to menu ↑

Лишение должника водительских прав

Права управлять автомобилем, мотоциклом, морским или речным судном, а также авиатранспортом могут лишиться далеко не все должники.

Закон очень четко прописывает, к каким категориям неплательщиков может быть применена такая мера. Это неисполнение требований:

  • об алиментах;
  • о возмещении вреда здоровью и жизни или потери кормильца;
  • о компенсации материального и морального ущерба от преступления;
  • о нематериальных обязательствах в отношении детей;
  • об уплате штрафа за нарушение ПДД.

О применении такого способа принудить должника к выполнению своего обязательства может заявить взыскатель.

Но пристав и сам вправе принимать подобное решение. Однако, применение этой, как показывает практика, действенной меры обставлена рядом ограничений.

Она не может применяться к должнику, если:

  • основной источник дохода связан с управлением транспортом (водитель, пилот и т.д.);
  • транспорт жизненно необходим семье должника (удаленное место жительства при отсутствии иного транспорта);
  • должник пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью себя или члена семьи, особенно ребенка;
  • сумма долга не более 10 000 р;
  • исполнение было приостановлено.

Отличие от изъятия прав за нарушение ПДД заключается в отсутствии на этот счет судебного решения. Достаточно постановления, подписанного старшим приставом-исполнителем.

И сдавать удостоверение придется не в ГИБДД, а в ФССП. Вернуть его можно после выполнения предписанных судом действий или прекращения исполнительного производства.

Информация об ограничении права передается Федеральную базу.

Принудительное взыскание денежных средств

Чаще всего в ФССП обращаются для помощи при взыскании денежных средств. Поэтому главным способом исполнения этого, Федеральный закон 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» называет обращение взыскания на имущество.

Это могут быть денежные средства, при их недостаточности – вещи или ценные бумаги. Общий порядок применения подобной меры будет следующим:

Даже при недостаточности денежных средств, часть имущества должника-физического лица не может быть изъята. В перечень входят:

  • единственное жилое помещение, если только оно не находится в залоге;
  • земельный участок под таким жилищем;
  • личные вещи, исключая драгоценности;
  • предметы обихода, за исключением так называемых предметов роскоши;
  • профессиональные инструменты и оборудование, стоимостью до 100 МРОТ;
  • племенной или продуктивный скот, корма, подсобные помещения, семенной фонд;
  • продукты для семьи;
  • минимальная денежная сумма;
  • призы и награды.

Если сумма задолженности не превышает потолка в 10 000 рублей, установленного законом, она может взыскаться из зарплаты.

Для этого, по месту работы передается требование пристава-исполнителя.

С момента его получения, бухгалтерия будет часть начисленных средств переводить на счет взыскателя.

Размер такого удержания устанавливается Трудовым законодательством и может в разных случаях быть равным 20, 50 или 70% от размера заработка. Согласия должника при этом не требуется.

Специальной мерой обеспечения сохранения имущества должника, будь то денежные средства, движимые или недвижимые вещи, ценные бумаги, будет арест.

То есть запрет владельцу распоряжаться, а в отдельных случаях и пользоваться своим имуществом.

Изъятое имущество передается на хранение. Затем оно может быть оценено и реализовано с торгов.

Оспаривание и обжалование действий судебных приставов

К сожалению, не все сотрудники ФССП относятся к выполнению своих обязанностей добросовестно.

Для защиты прав, как взыскателей и должников, Федеральный закон 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусматривает возможность действия (или, напротив, бездействие) судебных приставов оспорить.

Для этого, на имя старшего судебного пристава подается жалоба. Сделать это необходимо в десятидневный срок с момента совершения действия, вынесения постановления или факта бездействия.

Иначе выйдет срок, предусмотренный законом для такого обращения. Если требуется обжаловать решение, подписанное старшим приставом-исполнителем, то жаловаться следует главному приставу субъекта РФ, в прокуратуру. Жалоба также может быть составлена в виду неправомерных действий представителя ФССП.

Жалоба всегда подается письменно с указанием данных пристава, описанием совершенных им действий и ссылками на нормативные акты, согласно которым производится обжалование.

Прилагать подтверждающие документы не обязательно. При необходимости они будут затребованы дополнительно.

Судебный пристав, исполнительное производство. Юридическая помощь, консультация

Судебный пристав, исполнительное производство. Юридическая помощь, консультация

Федеральный закон 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»: Ключевые аспекты работы ФССП