Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ
«О свободе совести и о религиозных объединениях»

С изменениями и дополнениями от:

26 марта 2000 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 6 июля 2006 г., 28 февраля, 23 июля 2008 г., 30 ноября 2010 г., 1 июля 2011 г., 7 июня, 2 июля 2013 г., 22 октября, 31 декабря 2014 г., 6, 20 апреля, 13 июля, 28 ноября 2015 г., 30 марта, 6 июля 2016 г., 5 февраля 2018 г.

Принят Государственной Думой 19 сентября 1997 года

Одобрен Советом Федерации 24 сентября 1997 года

Федеральное Собрание Российской Федерации,

подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений,

основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством,

признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры,

уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России,

считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания,

принимает настоящий Федеральный закон.

26 сентября 1997 года

Закон регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, и правовое положение религиозных объединений. Законом, в частности, установлено, что священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди, что деятельность органов государственной власти не должна сопровождаться публичными религиозными обрядами. Согласно Закону, религиозным объединением признается добровольное объединение граждан России, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих в России, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры (вероисповедания, совершения богослужений, обучения религии и религиозного воспитания последователей). Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Создание религиозных объединений в органах государственной власти, местного самоуправления, государственных учреждениях и организациях, воинских частях запрещается. Религиозные организации имеют исключительное право издавать богослужебную литературу, производящие предметы культового назначения, создавать учреждения профессионального религиозного образования. Граждане, обучающиеся на очных отделениях таких учреждений, пользуются правом на отсрочку от призыва на военную службу.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 1 октября 1997 г. N 190, в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. N 39 ст. 4465

Постановлением Конституционного Суда РФ от 5 декабря 2012 г. N 30-П положения пункта 5 статьи 16 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они распространяют на такие публичные религиозные мероприятия, как молитвенные и религиозные собрания, проводимые в иных, помимо указанных в пунктах 1-4 статьи 16 настоящего Федерального закона местах, порядок проведения митингов, демонстраций и шествий, установленный статьей 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ, без учета различий между теми молитвенными и религиозными собраниями, проведение которых может потребовать от органов публичной власти принятия мер, направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности как самих участников религиозного мероприятия, так и других граждан, и теми, проведение которых не сопряжено с такой необходимостью

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2018 г.

Федеральный закон от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 июля 2016 г.

Федеральный закон от 30 марта 2016 г. N 76-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 341-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 261-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. N 103-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 80-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 505-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 октября 2014 г. N 316-Ф3

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 180-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 119-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2010 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 28 февраля 2008 г. N 14-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2006 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 26 марта 2000 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Владимир Путин подписал поправки в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Согласно им обучение религии и религиозное воспитание не могут являться образовательной деятельностью.

13 июля 2015 Президент России подписал Федеральный закон от 13.07.2015 № 261-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Поправки были разработаны Минюстом России в 2013 году на основании постановления ЕСПЧ от 01.10.2009 (принято по заявлению членов общины «свидетелей Иеговы»). Согласно им предусмотренный Законом о свободе совести запрет регистрировать религиозные группы, не удовлетворяющие требованию о 15-летнем сроке существования на территории РФ, «очевидно, нарушает обязательства и принципы ОБСЕ».

Смотрите так же:  Ходатайство на перевод земель

Новый закон отменяет 15-летний срок существования на территории Российской Федерации как условие регистрации в качестве религиозной организации тех религиозных групп, которые не имеют подтверждения о вхождении в состав централизованной религиозной организации. Данная поправка касается главным образом деятельности протестантских общин, которые не входят в структуру централизованной религиозной организации.

Статья 5 Закона дополнена пунктом 5 следующего содержания: «Религиозные объединения вправе осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в формах, определяемых внутренними установлениями религиозных объединений. Обучение религии и религиозное воспитание не являются образовательной деятельностью.».

В соответствии с данной поправкой обучение религии и религиозное воспитание не подлежат лицензированию по нормам Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». С принятием нового закона органы прокуратуры и иные государственные органы не будут требовать от религиозных организаций и воскресных школ, обучающих религии совершеннолетних и несовершеннолетних граждан, получения лицензий на осуществление образовательной деятельности.

Также поправки к Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» отменяют обязанность религиозных организаций ежегодно информировать орган, принявший решение о ее государственной регистрации, о продолжении своей деятельности.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 261-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Принят Государственной Думой 3 июля 2015 года

Одобрен Советом Федерации 8 июля 2015 года

Внести в Федеральный закон от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 39, ст. 4465; 2000, N 14, ст. 1430; 2002, N 12, ст. 1093; N 30, ст. 3029; 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 29, ст. 3122; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 27, ст. 3880; 2013, N 27, ст. 3472, 3477; 2015, N 1, ст. 58; N 14, ст. 2020) следующие изменения:

1) абзац первый пункта 1 статьи 3 изложить в следующей редакции:

«1. В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, осуществлять обучение религии и религиозное воспитание, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, в том числе создавая религиозные объединения.»;

2) статью 5 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

«5. Религиозные объединения вправе осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в формах, определяемых внутренними установлениями религиозных объединений. Обучение религии и религиозное воспитание не являются образовательной деятельностью.»;

а) пункт 1 дополнить новым вторым предложением следующего содержания: «В религиозную группу входят граждане Российской Федерации, а также могут входить иные лица, постоянно и на законных основаниях проживающие на территории Российской Федерации.»;

б) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Руководитель (представитель) религиозной группы или руководящий орган (центр) централизованной религиозной организации в случае, если религиозная группа входит в ее структуру, в письменной форме уведомляет о начале деятельности религиозной группы орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, по месту осуществления деятельности религиозной группы.

В уведомлении о начале деятельности религиозной группы указываются сведения об основах вероисповедания, о местах совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, руководителе (представителе), гражданах, входящих в религиозную группу, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства. Уведомление о начале деятельности религиозной группы составляется по форме, утвержденной органом, уполномоченным принимать решение о государственной регистрации религиозной организации.

Религиозная группа представляет уведомление о продолжении своей деятельности не реже одного раза в три года со дня последнего уведомления органа, уполномоченного принимать решение о государственной регистрации религиозной организации.»;

4) в пункте 9 статьи 8:

а) абзац первый изложить в следующей редакции:

«9. Религиозная организация обязана информировать орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Решение о направлении соответствующих документов в уполномоченный в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральный орган исполнительной власти (далее — уполномоченный регистрирующий орган) принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации религиозной организации.»;

б) в абзаце втором слова «органа, принявшего решение о государственной регистрации религиозной организации» заменить словами «органа, уполномоченного принимать решение о государственной регистрации религиозной организации»;

в) абзац третий признать утратившим силу;

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.»;

б) абзац четвертый пункта 3 дополнить словами «(далее — Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»)»;

в) в пункте 4 слова «от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ» исключить;

а) в абзаце втором пункта 1 слова «федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений (далее — федеральный орган государственной регистрации),» заменить словами «федеральным органом государственной регистрации», слова «Правительством Российской Федерации» заменить словами «федеральным органом государственной регистрации по согласованию с уполномоченным регистрирующим органом»;

абзац шестой изложить в следующей редакции:

«документ, подтверждающий вхождение местной религиозной организации в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданный руководящим органом (центром) централизованной религиозной организации, в случае, если местная религиозная организация входит в структуру централизованной религиозной организации;»;

абзац десятый признать утратившим силу;

7) в пункте 4 статьи 14:

а) в абзаце втором слова «орган, принявший решение о государственной регистрации данной религиозной организации при ее создании» заменить словами «орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации в соответствии с пунктами 2 — 4 статьи 11 настоящего Федерального закона»;

б) в абзаце пятом слова «Правительством Российской Федерации» заменить словами «федеральным органом государственной регистрации по согласованию с уполномоченным регистрирующим органом»;

8) в пункте 3 статьи 27:

а) абзацы третий и четвертый признать утратившими силу;

б) дополнить абзацем следующего содержания:

«Местные религиозные организации, не входящие в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, в течение десяти лет со дня их государственной регистрации при создании не пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 (за исключением права создавать образовательные организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы в отношении совершеннолетних граждан) и пунктом 4 статьи 5, пунктом 5 статьи 13, пунктом 3 статьи 16, пунктом 2 статьи 18 (применительно к средствам массовой информации), пунктом 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, а также не вправе выступать учредителями централизованной религиозной организации.».

Признать утратившими силу:

1) абзац седьмой пункта 29 статьи 2 Федерального закона от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 12, ст. 1093);

2) пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3880).

Смотрите так же:  Образец приказа о назначении ответственным за охрану окружающей среды

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 28 ноября 2015 года №341-ФЗ

О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Принят Государственной Думой 18 ноября 2015 года

Одобрен Советом Федерации 25 ноября 2015 года

Внести в Федеральный закон от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, №39, ст. 4465; 2000, №14, ст. 1430; 2002, №12, ст. 1093; №30, ст. 3029; 2003, №50, ст. 4855; 2004, №27, ст. 2711; 2015, №29, ст. 4387) следующие изменения:

1) пункт 2 статьи 14 дополнить абзацем следующего содержания:

«неоднократное непредставление религиозной организацией в федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в установленный срок отчета, предусмотренного пунктом 2 статьи 25.1 настоящего Федерального закона, при наличии в деятельности религиозной организации других нарушений законодательства Российской Федерации.»;

а) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением религиозными организациями законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, а также целей и порядка деятельности, предусмотренных их уставами, при осуществлении федерального государственного надзора за деятельностью религиозных организаций.»;

б) дополнить пунктами 3 — 6 следующего содержания:

«3. К отношениям, связанным с защитой прав религиозных организаций при осуществлении федерального государственного надзора за деятельностью религиозных организаций, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

4. При осуществлении федерального государственного надзора за деятельностью религиозных организаций федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган и их должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

запрашивать и получать у религиозной организации документы о деятельности религиозной организации, за исключением документов, содержащих сведения о финансово-хозяйственной деятельности религиозной организации, которые могут быть запрошены и получены исключительно в случаях, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта;

запрашивать и получать у религиозной организации, в том числе при проведении предусмотренных настоящим Федеральным законом проверок, документы, содержащие сведения о ее финансово-хозяйственной деятельности, в случае, если религиозная организация получала денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, и (или) в случае, если от государственных органов, органов местного самоуправления поступила информация о нарушении религиозной организацией законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности и (или) о наличии в ее деятельности признаков экстремизма (терроризма);

Как законодательством Российской Федерации защищена свобода совести и вероисповедания?

Отвечает старший помощник прокурора области по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму Аблязов Э.В.

Право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, определено статьей 28 Конституции Российской Федерации.

При этом Основной закон России не допускает экстремистских проявлений, таких как пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещены пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 29 Конституции РФ).

Запрещено создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (статья 13 Конституции РФ).

Запрещены любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (статья 19 Конституции РФ).

Правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания регулируются Федеральным законом от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, включая воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение, осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства, в соответствии с положениями статьи 5.26 КоАП РФ влечет административную ответственность.

Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, включая совершение таких действий в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, влечет уголовную ответственность, предусмотренную статьей 148 Уголовного кодекса РФ.

Статьей 14 Уголовно-исполнительного кодекса РФ гарантированы свобода совести и свобода вероисповедания осужденным. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, не нарушая правил внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также не ущемляя права других лиц.

Положениями статьи 8 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено, что военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица.

Действующее российское законодательство согласовано с международными нормами, например Конвенцией от 4 ноября 1950 года (г. Рим) «О защите прав человека и основных свобод», статьей 9 которой о свободе мысли, совести и религии определено, что каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии, что включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов.

При этом свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.

Положения Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (статья 123.26), а также Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» определяют основные положения о религиозных организациях.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и ст. 19 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» в Российской Федерации установлено право создавать духовные образовательные организации для подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций посредством реализации образовательных программ на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности.

В соответствии с п.11 ч.5 ст.19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи пациент имеет право на допуск к нему священнослужителя и осуществление религиозных обрядов в лечебно-профилактических и больничных организациях по просьбам стационарно находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей, если это не нарушает распорядок медицинской организации.

Интерактивная Карта

Госдума одобрила законопроект, освобождающий священнослужителей от некоторых требований трудового законодательства

29.10.2018 — 11:46, обновлено 12.12.2018 — 18:27

Участники форума в Общественной палате дали рекомендации по обеспечению права на свободу совести

В декабре 2018 года был опубликован итоговый документ Всероссийского форума «Религия в контексте политической и конституционно-правовой системы Российской Федерации», состоявшегося 16-17 октября в Общественной палате. Участники форума дали ряд рекомендаций, касающиеся законодательства, в том числе антиэкстремистского, затрагивающего деятельность религиозных организаций, а также его применения.

В ОП обсудят создание «социально-культурных пространств» и наказание за плохое поведение на их территории

За несанкционированные дискуссии и несоблюдение формы одежды на территориях, связанных с религиозным и культурным наследием, хотят ввести наказания вплоть до лишения свободы.

Смотрите так же:  Как оформить больничный на работу

Депутат Сергей Гаврилов предлагает закрепить право на организацию паломнических поездок только за религиозными организациями

Депутат Сергей Гаврилов внес в Государственную Думу законопроект, предлагающий закрепить право на организацию паломнических поездок – безвозмездных и по договору — только за религиозными организациями.

В. Милонов поменял комитет в Госдуме, чтобы сосредоточиться на борьбе с «сектами»

Депутат Госдумы Виталий Милонов перешел в комитет по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, чтобы вплотную заняться «противодействием распространению тоталитарных сект».

Минюст готовит ужесточение требований к религиозным группам

В середине октября 2018 года стало известно о подготовке Министерством юстиции РФ законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»». Разработчики предлагают заменить в ряде статей слово «члены» на «участники» религиозной группы, а также уведомлять государственные органы о продолжении деятельности группы чаще, чем сейчас.

Минюст готовит законопроект, упрощающий регистрацию религиозных организаций

19 сентября 2018 года стало известно, что Министерство юстиции РФ разрабатывает проект поправок в закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», направленный на сокращение перечня документов, необходимых для государственной регистрации религиозных организаций.

Минюст требует вносить персональные данные руководителя религиозной группы в уведомление о ее создании

20 июля 2018 года вступает в силу приказ Министерства юстиции «О внесении изменений в форму уведомления о начале деятельности религиозной группы, утвержденную приказом министерства юстиции Российской Федерации».

В Госдуму внесен законопроект, освобождающий священнослужителей от некоторых требований трудового законодательства

В конце июня 2018 года на рассмотрение Госдумы был внесен проект поправок в ст. 3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда». Инициаторами поправок выступила Русская православная церковь. Поправки предусматривают освобождение священнослужителей от исполнения части требований упомянутого закона.

Конституционный суд указал судам на необходимость отличать миссионерскую деятельность от иной вероисповедной

Конституционный суд вынес определение по жалобе на ч. 4 ст. 5.26 КоАП, карающую за нарушения при осуществлении миссионерской деятельности.

В Госдуме обсудили вопрос совершенствования законодательства в свободе совести

Фото: пресс-служба Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений

В рамках VI Рождественских Парламентских встреч XXVI Международных Рождественских образовательных чтений Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений провел «круглый стол» на тему «Религия и право: 20 лет Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Участники «круглого стола» обсудили практику реализации Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и предложения по его совершенствованию с учетом существенного повышения роли религиозных организаций, в первую очередь, относящихся к традиционным конфессиям, в сохранении духовно-нравственной основы российского общества.

Председатель Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов назвал доброй традицией проведение встреч с целью подведения итогов и определения основных направлений работы в области совершенствования отношений между государством и церковью.

Михаил Романов: «Рождественские встречи призваны напомнить об опасности безверия»

«Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», принятый двадцать лет назад, полностью себя оправдал и позволил уточнить государственно-религиозные отношения, представить гарантии невмешательства органов государственной власти во внутренние установления религиозных организаций, — считает Сергей Гаврилов, — в то же время данный законодательный акт сформировал механизм государственного надзора за соблюдением прав граждан и обеспечения безопасности государства».

Законодательство в сфере свободы совести, по мнению депутата Госдумы Сергея Гаврилова, в значительной степени препятствует развитию тоталитарных сект и поддерживает основные конфессии в России.

Он также напомнил о завершении работы над важнейшим законопроектом, касающимся регулирования добровольческой (волонтерской) деятельности.

Парламентарий считает, что необходимо поддерживать добровольческую деятельность религиозных организаций в сфере социального служения — помощи сиротам, больным, а также в сфере образования и патриотического воспитания.

«Духовное единство в виде симфонии отношений государства и церкви поможет нашему народу, нашей Родине обеспечить духовно-нравственное возрождение», — заключил депутат Госдумы Сергей Гаврилов.

Заместитель Председателя Государственной Думы Ольга Тимофеева в своем выступлении отметила, что в качестве современных вызовов видит, в частности, духовное воспитание молодого поколения, роль религиозного образования, использование религиозной атрибутики в светских школах, вопросы семьи, поддержку многодетных, малоимущих.

«Все эти сложные вопросы требуют от законодательной и исполнительной власти, религиозных организаций, общества и от каждого из нас консолидации усилий и ведения современного диалога, в том числе межконфессионального», — отметила Ольга Тимофеева.

Заместитель Председателя Государственной Думы Петр Толстой высказал мнение о том, что «у России и Европы абсолютно разные пути и ценности».

«Сейчас настало время для нашей страны искать свой собственный путь с опорой на свою великую историю, духовно-нравственные ценности, ради которых наши отцы и деды отдали свои жизни. Сделать это без помощи церкви невозможно. И в данном случае речь идет обо всех традиционных религиях. Если мы будем продолжать повторять те ходы, которые до нас сделали наши коллеги в Западной Европе — будущего у России не будет», — подчеркнул Петр Толстой.

Руководитель Юридической службы Московской Патриархии Игумения Ксения (Чернега) представила содержательный доклад с обзором законодательных изменений, которые были внесены за период 2010-2018 г.г., и отметила, что за минувшие годы органы законодательной власти при взаимодействии с Русской Православной Церковью провели масштабную работу по доработке федерального законодательства в целях обеспечения надлежащих прав и законных интересов религиозных организаций в различных сферах общественной жизнедеятельности, таким образом, было принято более 20 Федеральных законов, которые вносят изменения в различные законодательные акты.

О перспективах взаимодействии законодателей и представителей религиозных конфессий рассказал Первый заместитель председателя Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Дмитрий Вяткин. В частности, парламентарий обратил внимание на вопросы законодательного закрепления статуса религиозного персонала и возможности предоставления им услуг социальной защиты, а также на проблему борьбы с тоталитарными сектами и пропаганды терроризма.

Первый заместитель председателя Синодального отдела Московской Патриархии по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков осветил исторический аспект создания Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и работы Государственной Думы на ниве взаимоотношений церкви и государства.

Митрополит Московский и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви Корнилий обратил внимание присутствующих на важность защиты свободы совести.

«Закон о свободе совести является гарантией охраны свободы совести, необходимой для того, чтобы мы оставались православными людьми», — пояснил Митрополит Корнилий.

Митрополит Белгородский и Старооскольский, Председатель Синодального Миссионерского отдела Московского Патриархата Иоанн отметил, что «Закон о свободе совести при принятии вызвал неоднозначную реакцию во всем мире, потому что в этом законе в преамбуле отмечена культурообразующая роль православия».

«Сегодня сформировалось другое устремление, наблюдается колоссальный нравственный запрос общества. Достигнуть успехов при дальнейшем развитии данного закона можно только услышав запрос от нашего общества», — заключил Митрополит Иоанн.

Муфтий Москвы, Имам Московской Соборной мечети Ильдар Аляутдинов, говоря о вопросах воспитания современного общества и борьбе с воздействием ложных идеологий на молодое поколение, отметил, что «государство должно тесно взаимодействовать с религией — это неизбежно и, с учетом идеологических веяний извне, в этом есть гарантия государственной безопасности».

Участники «круглого стола» согласились с мнением Митрополита Воронежского и Лискинского Сергия о том, что «закон о свободе совести нужно пересмотреть в целом с учетом новых условий жизни и тех задач, которые сейчас ставит время перед российским обществом».

Выступившие в ходе заседания представители традиционных конфессий также поддержали необходимость укрепления межконфессионального и межнационального мира в целях единства российской нации.