Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ
«Об аудиторской деятельности»

С изменениями и дополнениями от:

14, 30 декабря 2001 г., 30 декабря 2004 г.

Принят Государственной Думой 13 июля 2001 года

Одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 года

См. Кодекс этики аудиторов России, принятый Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ, протокол N 16 от 28 августа 2003 г.

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Президент Российской Федерации

7 августа 2001 г.

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

Настоящий Федеральный закон, за исключением пункта 5 статьи 4, статей 9, 14 и абзаца седьмого пункта 2 статьи 18, вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования

Положения статей 9 и 14 и абзаца седьмого пункта 2 статьи 18 вступает в силу по истечении одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона

Положение пункта 5 статьи 4 вступает в силу по истечении двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 9 августа 2001 г. N 151, в «Парламентской газете» от 14 августа 2001 г. N 152-153, в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г. N 33 (Часть I) ст. 3422

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 января 2011 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г., за исключением изменений в пункт 3 статьи 15, статьи 16 и 19 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 183-ФЗ

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 219-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июня 2005 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 14 декабря 2001 г. N 164-ФЗ

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ
«Об аудиторской деятельности»

С изменениями и дополнениями от:

14, 30 декабря 2001 г., 30 декабря 2004 г., 2 февраля, 3 ноября 2006 г., 30 декабря 2008 г.

Принят Государственной Думой 13 июля 2001 года

Одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 года

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 января 2011 г.

См. Кодекс этики аудиторов России, одобренный Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ протоколом N 56 от 31 мая 2007 г.

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Президент Российской Федерации

7 августа 2001 г.

Определяются правовые основы регулирования аудиторской деятельности в РФ.

В законе содержатся положения о независимости аудиторов, правилах (стандартах) аудиторской деятельности, основах конфиденциальности информации, полученной при осуществлении аудита, а также обязательном и инициативном аудите, страховании гражданской ответственности, основах контроля качества работы, аттестации и лицензировании аудиторской деятельности. Государственное регулирование аудиторской деятельности возлагается на федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности, определяемый Правительством РФ.

Ранее выданные квалификационные аттестаты аудитора сохраняют свое действие до окончания предусмотренного в них срока. По истечении этого срока они могут быть обменены без проведения повторной аттестации.

Ранее выданные лицензии на осуществление аудиторской деятельности сохраняют свое действие до окончания предусмотренного в них срока.

В течение трех месяцев со дня вступления в силу Федерального закона аудиторские организации должны привести свои учредительные документы и кадровый состав в соответствие с требованиями Федерального закона.

Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за некоторыми исключениями.

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

Настоящий Федеральный закон, за исключением пункта 5 статьи 4, статей 9, 14 и абзаца седьмого пункта 2 статьи 18, вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования

Положения статей 9 и 14 и абзаца седьмого пункта 2 статьи 18 вступает в силу по истечении одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона

Положение пункта 5 статьи 4 вступает в силу по истечении двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 9 августа 2001 г. N 151, в «Парламентской газете» от 14 августа 2001 г. N 152-153, в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г. N 33 (Часть I) ст. 3422

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 января 2011 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г., за исключением изменений в пункт 3 статьи 15, статьи 16 и 19 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 183-ФЗ

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 219-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июня 2005 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 14 декабря 2001 г. N 164-ФЗ

2.2. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»

Принятие Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (№ 119-ФЗ от 7 августа 2001 г.) знаменует новый (третий) этап раз­вития аудиторской деятельности в РФ. Значение закона состоит прежде всего в том, что он подтвердил окончательное становление системы российского аудита и создал перспективы его дальнейшего развития.

Закон был подготовлен рабочей группой с участием представите- лей МФ РФ, профессиональных аудиторских объединений, их ре- тональных структур, работников научных учреждений и вузов, а также аудиторов-практиков. Закон представляет собой концептуаль­ный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения аудиторской деятельности в РФ. Он должен рассматри- ваться в контексте других важнейших правовых документов: Граж-

1 До полной разработки федеральных стандартов действуют российские правила (стандарты), которые постепенно, по мере принятия федеральных стандартов, будут отменяться.

Глава 2. Правовые и организационные основы аудиторской деятельности 29

данского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Закона РФ «О бух­галтерском учете», Федерального закона «О лицензировании отдель­ных видов деятельности» (в ред. от 12 мая 2000 г.) и др.

В соответствующих разделах учебника приведены ссылки на За­кон «Об аудиторской деятельности», поэтому рассмотрим вкратце его общую содержательную сущность.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» включает 22 статьи, в которых отражены основные понятия и аспекты аудитор­ской деятельности, сопутствующих аудиту услуг, аудитора и ауди­торской организации. Приведены права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также права и обязан­ности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг.

В законе дано определение обязательного аудита и приведены критерии его проведения, определено понятие аудиторской тайны, правил (стандартов) аудиторской деятельности, аудиторского за­ключения, включая заведомо ложное. Рассмотрено понятие незави­симости аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Определен порядок контроля за работой аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, аттестации аудиторов и лицензирования на право осуществления аудиторской деятельности. i Три статьи закона посвящены вопросам управления аудиторской деятельностью, включая описание Уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, Совета по аудиторской деятельности при Уполномоченном феде­ральном органе и аккредитованных профессиональных аудиторских объединений (организационно-правовая структура аудиторской дея­тельности в Российской Федерации приведена на рис.

В законе определена ответственность за нарушение законодатель­ства Российской Федерации об аудите. В соответствие с федераль­ным законом должны быть приведены все нормативные акты по ау­диторской деятельности (аттестации, лицензированию и др.) в РФ.

Смотрите так же:  535 приказ фнс

Как следует из перечня нормативных документов (см. 2.1), раз­работанных и принятых в 2001—2002 гг., основные положения за­кона получили в них конкретное уточнение и разъяснение, что по­зволило регулировать аудиторскую деятельность непосредственно, начиная с момента его вступления в действие.

Прошедший период после принятия закона характеризовался Динамичным развитием системы российского аудита, чему спо­собствовала значительная работа, проделанная МФ РФ по реали­зации основных положений закона. В развитие закона были при­няты по вопросам аудиторской деятельности Постановления Пра-вительства РФ, изданы приказы и положения Министерства фи-

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 7 августа 2001 года №119-ФЗ

Об аудиторской деятельности

(по состоянию на 30 декабря 2008 года)

Принят Государственной Думой 13 июля 2001 года

Одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Статья 15. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности

1. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности (далее — аттестация) — проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия.

2. Обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора являются:

наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельства об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании;

наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.

Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом.

Сравнение Законов Об аудиторской деятельности 307-ФЗ и 119-ФЗ

Главная > Закон >Бухгалтерский учет и аудит

Сравнение Законов «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ и №119-ФЗ.

Развитие и становление аудита в России прошло несколько этапов. Первый этап (1987 — 1993 гг.) характеризовался, с одной стороны, директивным созданием аудиторских организаций (в 1987 г. появилась первая аудиторская организация «Интераудит»), с другой — стихийностью зарождения аудиторской деятельности (бессистемная подготовка кадров, неупорядоченная выдача первых сертификатов и лицензий в период 1990 — 1993 гг.)

Второй этап (с декабря 1993 г. до принятия в августе 2001 г. Федерального закона «Об аудиторской деятельности») — период становления российского аудита, в процессе которого большую роль сыграли Временные правила аудиторской деятельности, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 № 2263, Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 № 482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации» и ряда других документов.

Проводилась работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, образовались аудиторские общественные объединения и аудиторские организации, начата работа по проведению обязательных аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг.

Принятие Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» ознаменовало переход к третьему этапу аудиторской деятельности в России, который подтвердил окончательное становление системы российского аудита и определил перспективы его дальнейшего развития. Аудит занял свою нишу среди других видов финансового контроля. Россия приобрела непременный атрибут рыночной экономики — аудит как неотъемлемый элемент социально-экономических преобразований. От качества аудиторских услуг во многом зависит успешная деятельность народно-хозяйственного комплекса, эффективность осуществления экономических реформ в Российской Федерации.

За прошедший период произошли изменения в экономике России, отдельные положения Закона № 119-ФЗ была уточнены, но жизнь потребовала внесения кардинальных изменений, что и привело к принятию нового Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

В табл. 1 приведено сравнение состава статей Законов № 307-ФЗ и №119-ФЗ.

Таблица 1.Сопоставление структуры Законов «Об аудиторской деятельности»

Понятие аудиторской деятельности

Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, которые регулируют аудиторскую деятельность

Законодательство Российской Федерации и иные акты об аудиторской деятельности

Стандарты аудиторской деятельности и кодекс профессиональной этики аудиторов

Правила (стандарты) аудиторской деятельности

Независимость аудиторских организаций, аудиторов

Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

Контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов

Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

Квалификационный аттестат аудитора

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности

Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора

Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора

Права и обязанности аудиторской организации, индивидуального аудитора

Права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

Права и обязанности аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг

Права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг

Государственное регулирование аудиторской деятельности

Уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности

Совет по аудиторской деятельности

Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе

Саморегулируемая организация аудиторов

Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения

Требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов

Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения

Ведение реестра аудиторов и аудиторских организаций

Частично вопросы ведения реестров отражены в п. 1 ст. 18

Меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов

Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите

Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов

Частично вопросы ведения реестров отражены в п. 1 ст. 18

Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов

О внесении изменения в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»

О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации

Вступление в силу настоящего Федерального закона

Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Анализ данных табл. 1 показывает, что все основные статьи Закона №119-ФЗ вошли в содержание нового Закона; исключение составляют ст. ст. 13 «Страхование при проведении обязательного аудита» и 17 «Лицензирование аудиторской деятельности», которые в новый Закон не попали.

Изменения, связанные с терминологией, с определением предмета аудиторской деятельности. Получило четкое определение само понятие аудиторской деятельности или аудиторских услуг. Закон № 119-ФЗ уравнивал понятия аудита и аудиторской деятельности, точно так же, как он уравнивал сопутствующие аудиту услуги и прочие услуги. Эти две пары образовывали два понятия.

Закон № 307-ФЗ четко определяет, что деятельность аудиторской организации включает аудиторскую деятельность и прочие услуги. В свою очередь, аудиторская деятельность состоит из аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности и сопутствующих аудиту услуг.

Изменилось и определение предмета аудита. Закон № 119-ФЗ включал в предмет помимо бухгалтерской (финансовой) отчетности порядок ведения бухучета. И отсюда цель аудита, с одной стороны, выглядела как определение достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, с другой – как определение соответствия порядка ведения бухгалтерского учета установленным правилам. Что не вполне отвечало общим представлениям о том, что есть аудит.

В связи с этим в законе № 307-ФЗ порядок ведения бухгалтерского учета исключен из понятия предмета аудиторской деятельности.

С точки зрения субъектов проведения аудита расширена сфера для индивидуальных аудиторов. Они точно так же, как аудиторская организация, имеют возможность с 1 января 2009 г. проводить обязательный аудит с теми ограничениями, которые предусмотрены законодательством.

Достаточно важные изменения были сделаны в законе в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности как предмета аудита. Само по себе понятие, которое использовано в законе № 119-ФЗ, и понятие, которое было в дальнейшем использовано в стандартах аудиторской деятельности, абсолютно не находили подкрепления в действующем законодательстве. В связи с этим в законе № 307-ФЗ достаточно четко прописано, что предметом аудита являются два вида отчетности: 1) бухгалтерская отчетность и 2) отчетность, которая удовлетворяет двум критериям: во-первых, аналогичная по составу бухгалтерской отчетности и предусмотренная законодательством; во-вторых, отчетность, предусмотренная иными федеральными законами: консолидированная финансовая отчетность, консолидированные бухгалтерские отчеты и консолидированные отчеты о прибылях и убытках, просто консолидированная отчетность, сводная бухгалтерская отчетность и пр.

Главное изменение, которое предлагает Закон, — отмена с 1 января 2010 г. государственного лицензирования аудиторской деятельности. Индивидуальные аудиторы и аудиторские компании в течение 2009 г. должны будут объединиться в саморегулируемые организации (СРО), которые и станут основными контролерами в этой сфере. Такие профессиональные ассоциации наделяются широчайшим кругом полномочий, включая разработку и утверждение собственных стандартов и кодексов профессиональной этики.

Смотрите так же:  Государственный инспектор труда имеет право

Стандарты СРО аудиторов должны определять требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг. Конечно, эти стандарты не должны противоречить федеральным и создавать препятствия к осуществлению аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами их профессиональной деятельности. И при этом они являются обязательными для аудиторских организаций и аудиторов, являющихся членами соответствующей СРО.

Именно профессиональные ассоциации будут проводить квалификационные экзамены, контролировать качество выполнения услуг своими членами и наказывать провинившихся, в том числе принимать решения об аннулировании квалификационных аттестатов аудиторов.

Таким образом, с 1 января 2010 г. лицензии на осуществление аудиторской деятельности утрачивают силу, а аудиторы (физические лица или организации), не вступившие в какую-либо СРО, будут не вправе проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Закон также разделяет сопутствующие и прочие услуги. Субъектами оказания сопутствующих аудиту услуг являются и аудиторские организации и индивидуальные аудиторы.

Прочие услуги по закону № 307-ФЗ – это не одно и то же, что и сопутствующие услуги. Если сопутствующие услуги могут теперь осуществлять только аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, то прочие может осуществлять кто угодно с учетом ограничений, установленных законодательством.

При этом аудитор может оказывать прочие услуги, если они удовлетворяют двум критериям: они связаны с аудиторской деятельностью и не порождают конфликта интересов. Понятие «конфликт интересов» определено федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и кодексом этики аудиторов. По существу, сам аудитор вместе с клиентом определяет, допустима или нет эта услуга с точки зрения закона «Об аудиторской деятельности». Здесь накладывается также вопрос наличия соответствующего разрешения, лицензии или членства в СРО. Закон рассматривает субъекты аудиторской деятельности с позиций предпринимательской и профессиональной деятельности. С позиций предпринимательской деятельности закон не внес ничего нового: по-прежнему существуют два субъекта аудиторской деятельности – аудиторская организация и индивидуальный аудитор. С профессиональной точки зрения закон внес некоторые изменения: закон говорит о том, что субъектом аудиторской деятельности как профессиональной являются две группы лиц – индивидуальные аудиторы и аудиторы, являющиеся работниками аудиторской организации на основании трудового договора. Закон не устанавливает какие-либо ограничения в отношении вида трудового договора. Т.е. это может быть любой договор, который в соответствии с Трудовым кодексом, трудовым законодательством рассматривается в качестве трудового.

Следует отметить, что Закон не предполагает отмены государственного регулирования в сфере аудиторской деятельности. Государство сохраняет за собой рычаги контроля, но взаимодействует уже не со всеми участниками рынка, а с объединениями аудиторов, предоставляя им возможность самим решать большинство вопросов. Государственное регулирование аудиторской деятельности, которое должен осуществлять уполномоченный федеральный орган, состоит в выработке государственной политики в этой сфере, нормативно-правовом обеспечении (включая утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности), ведении государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организации, анализе состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации. Представители уполномоченного федерального органа будут входить в совет по аудиторской деятельности — специально созданный институт по обеспечению общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности.

В соответствии с законопроектом функция аттестации аудиторов будет исполняться единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми СРО аудиторов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом.

Законопроектом уточнены предквалификационные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора.

Так, лицо, претендующее на получение квалификационного аттестата аудитора и сдавшее квалификационный экзамен, должно иметь ко дню объявления результатов квалификационного экзамена стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее 3 лет. При этом из последних 3 лет стажа не менее 2 лет должны приходиться на работу в аудиторской организации.

Статья 11 Закона о квалификационном аттестате аудитора дополнена важными положениями о квалификационном экзамене. Именно в такой форме предлагается осуществлять проверку квалификации претендента. Порядок проведения квалификационного экзамена, предусматривающий в том числе порядок участия в нем претендента, круг вопросов, предлагаемых претенденту, а также порядок определения результатов квалификационного экзамена, устанавливается уполномоченным федеральным органом. Для допуска к квалификационному экзамену достаточно наличия у претендента высшего образования в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Предполагается, что квалификационный аттестат аудитора будет действовать без ограничения срока. Правда, в течение каждого календарного года (начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата) аудитор обязан проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым СРО аудиторов, членом которой он является.

Таким образом, требования к ежегодному повышению квалификации аудиторов в основном сохранены. В то же время допускается возможность пропуска ежегодного повышения квалификации по уважительным причинам (например, в случае тяжелой болезни).

Для действующих аудиторов до 1 января 2013 г. вводится упрощенный порядок сдачи квалификационного экзамена и действуют упрощенные предквалификационные требования.

Для повышения качества аудиторских услуг Законом предусмотрено введение единого квалификационного аттестата аудитора, который, подтверждая соответствующую квалификацию, будет давать право его владельцу проводить аудит в организациях любых отраслей экономики, что снимает дополнительные ограничения на оказание определенных видов аудиторских услуг.

Если продолжить сравнение, то можно назвать еще несколько принципиальных отличий. Так, в отклоненном законопроекте для уполномоченного федерального органа отводилась функция надзора только в отношении саморегулируемых аудиторских объединений. В Законе же функции этого органа шире — проверка качества работы аудиторов, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, в уставном капитале которых доля государства составляет 25%, а также ГУПов (МУПов).

Правительственным законопроектом также не предусматривалось создание в СРО аудиторов каких-либо компенсационных фондов. По Закону (ст. 17) создание компенсационного фонда является формой обеспечения СРО аудиторов дополнительной имущественной ответственности перед потребителями аудиторских услуг.

Кроме того, в Законе по сравнению с законопроектом снижены требования по численности физических лиц и коммерческих организаций в СРО аудиторов; уточнены переходные положения, в том числе по датам вступления их в силу; предоставлена возможность проведения аттестации аудиторов без ее прерывания до утверждения нового порядка. Следует отметить и упрощенный порядок получения единого квалификационного аттестата для действующих аудиторов: в отклоненном законопроекте никаких различий в аттестации действующих аудиторов и претендентов, ранее не имевших квалификационного аттестата, не было.

В результате работы над Законом также были уточнены формулировки, ликвидированы возможности для разночтений. Например, в Законе прямо говорится, что основанием для разработки федеральных стандартов аудиторской деятельности являются международные стандарты аудита. Это важное указание на то, к чему следует стремиться.

Завершающим этапом, или венцом аудиторской деятельности, является аудиторское заключение. С точки зрения аудиторского заключения особенных преобразований в новой редакции не произошло. За исключением того, что закон впервые дает весьма четкое определение, что же включается в аудиторское заключение в общем виде. Конкретное наполнение дают федеральные стандарты (правила) аудиторской деятельности.

Впервые в законодательстве определено, кто является получателем аудиторского заключения. Специально для этого статья 6 закона № 307-ФЗ содержит положение, в котором говорится, что аудиторское заключение предоставляется только аудируемому лицу или лицу, которое заказало проведение аудита.

Практически неизменными остались права и обязанности аудиторской организации при проведении аудита. Закон № 119-ФЗ просто говорит о том, что аудитор самостоятельно организовывает аудит, определяет формы и методы.

Редакция закона № 307-ФЗ очень внятно говорит о том, что такое самостоятельно организованный аудит. Это две составляющие: первая – форма и методы из допускаемых федеральными стандартами аудиторской деятельности; вторая – формирование аудиторской группы, количественный и персональный состав аудиторской группы. Законодательство впервые использует это понятие.

Итак, если суммировать отличия закона № 119-ФЗ от закона № 307-ФЗ, то получится следующая картина: разведены понятия «аудиторская деятельность» и «аудит», предмет аудита не включает порядок ведения бухучета, расширено понятие бухгалтерской (финансовой) отчетности, цель аудита не включает соответствие порядка ведения бухучета законодательству, аудиторское заключение выдается исключительно о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, сопутствующие аудиту услуги не есть прочие услуги, перечень сопутствующих услуг устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности, а также помимо вошедшего в нашу практику требования к независимости аудитора добавилось требование в отношении конфликта интересов.

В отношении аудитора основные отличия старой редакции от новой заключаются в том, что квалифицирующим признаком теперь является членство в СРО аудиторов. Исключено ограничение по профилю высшего образования, изменены требования к стажу работы, вводится единый квалификационный аттестат вместо разных его типов, индивидуальный аудитор может проводить обязательный аудит с ограничениями, произошли изменения в системе повышения квалификации аудитора.

Смотрите так же:  При каком стаже дают ветерана труда

Федеральный закон от 7 августа 2001 г 119-фз об аудиторской деятельности

ЗАКОН ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Закон № 119-ФЗ) — Федеральный закон об аудиторской деятельности от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ, определяющий правовые основы регулирования аудиторской деятельности в РФ (ст. 1 Закона). Основной акт законодательства об аудиторской деятельности. Действует в редакции Федеральных законов от 14 декабря 2001 г. № 164-ФЗ, от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ. Закон устанавливает [c.214]

Для обеспечения принципов независимости и объективности аудиторов и аудиторских фирм Федеральным законом Об аудиторской деятельности № 119-ФЗ установлен ряд ограничений в аудите. Ограничения установлены на виды деятельности аудиторов и аудиторских фирм и на проведение ими аудиторских проверок. [c.51]

Права и обязанности аудиторов и проверяемых экономических субъектов вытекают из Гражданского кодекса РФ (общегражданские права и обязанности), Федерального закона Об аудиторской деятельности № 119-ФЗ и соответствующего общероссийского стандарта (профессиональные права и обязанности), договоров между аудитором и проверяемым субъектом (договорные права и обязанности). [c.56]

В соответствии с Федеральным законом Об аудиторской деятельности № 119-ФЗ от 07.08.2001 г. аудитор, проведя аудиторскую проверку [c.331]

Федеральный закон Об аудиторской деятельности № 119-ФЗ от 07.08.2001 г. В соответствии со ст. 2 п. 2 Закона отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться указами Президента РФ, Правительство РФ также вправе принимать постановления, содержащие нормы законодательства РФ об аудиторской деятельности (ст. 2 п. 3 ФЗ), тем самым повышать степень ответственности аудиторов и аудиторских организаций за осуществляемую ими профессиональную деятельность. Ответственность может наступить [c.23]

В Законе Об аудиторской деятельности № 119-ФЗ от 07.08.2001 г. введено понятие заведомо ложного заключения. В п. 1. ст. 11 данного Закона сказано Заведомо ложное аудиторское заключение — это аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или составленное по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержанию документов, представленных для аудиторской проверки. Оно признается таковым только по решению суда . [c.32]

В настоящее время действует Федеральный закон Об аудиторской деятельности от 07.08,2001 г Hi 119-ФЗ, [c.6]

Федеральный закон Об аудиторской деятельности № 119-ФЗ от 07.08.2001 г, [c.9]

Федеральный закон Об аудиторской деятельности №119-ФЗ от 07.08.2001 г. установил критерии для организаций, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке [c.29]

Согласно Федеральному закону Об аудиторской деятельности от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ любые хозяйствующие субъекты вправе по своему усмотрению нанимать аудиторов в том числе и для проверки своей отчетности. Инициативный аудит позволяет как бы взглянуть на фирму со стороны и тем самым выявить определенные недочеты в ее работе, видимые опытным экспертам, каковыми являются аудиторы. Цель такого аудита — повысить эффективность работы фирмы. Вместе с тем в Законе определено понятие обязательного аудита как ежегодной обязательной аудиторской проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. [c.48]

Ознакомление с заключением аудитора. Аудитор выступает в роли внешнего независимого и высокопрофессионального эксперта-контролера. Напомним, что согласно ст. 1 Федерального закона Об аудиторской деятельности от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц). Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. В Законе под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о ре- [c.222]

В соответствии с Федеральным законом РФ Об аудиторской деятельности от 07.08.01 № 119-ФЗ, выражая мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемого субъекта, аудитор должен также выразить мнение о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета проверяемого субъекта действующему законодательству Российской Федерации. [c.304]

Формирование независимого финансового контроля в нашей стране связано с принятием Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 22631. в настоящее время правовую основу аудита образует Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ Об аудиторской деятельности 2 в соответствии с которым аудиторская деятельность, аудит — это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. [c.57]

На систему страхования распространяется требование обязательного аудита страховых организаций, которое установлено Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ Об аудиторской деятельности в Российской Федерации 1. Лицензии на осуществление страхового аудита выдаются Министерством финансов Российской Федерации. [c.136]

В соответствии с Федеральным законом РФ № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» компанией выполнены основные требования [c.10]

Все порученные работы выполняются в удобное для заказчиков сроки в полном соответствии с Законом РФ «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119-ФЗ, действующими стандартами аудиторской деятельности. [c.24]

Об аудиторской деятельности Федеральный закон от 07.08.01 № 119-ФЗ. [c.243]

В данном разделе, если не оговорено иное, даются ссылки на статьи и пункты Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ Об аудиторской деятельности . [c.21]

Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ Об аудиторской деятельности . [c.498]

Удостоверение состава предприятия независимым аудитором, от которого предлагается отказаться, на самом деле важно для покупателя, поскольку аудитор в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ Об аудиторской деятельности (п. 1 ст. 5) может проверять фактическое наличие любого имущества, учтенного в документации, касающейся финансово-хозяйственной деятельности юридического лица. Поэтому принятие Проекта приведет к ущемлению интересов покупателя предприятия по сравнению с существующим порядком. [c.333]

Скажем, оценщики и аудиторские организации обязаны заключать договоры страхования ответственности перед заказчиками (потребителями) оказываемых ими услуг на проведение оценки или аудита. Этого требуют статья 24.7 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ Об оценочной деятельности в Российской Федерации и статья 13 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ Об аудиторской деятельности . [c.579]

Аудиторский контроль в РФ (аудиторская деятельность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ Об аудиторской деятельности , который определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации, а также в соответствии с иными федеральными законами, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности. Отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. Органы исполнительной власти осуществляют регламентацию аудиторской деятельности по различным направлениям — реализация государственной политики в области аудиторской деятельности, разработка мер государственной поддержки развития рынка аудиторских услуг1. Кроме того, подлежат регламентации следующие вопросы проведения аттестации аудиторов и лицензирования аудиторских организаций создания и аккредитации профессиональных аудиторских объединений осуществления контроля за деятельностью аудиторских организаций и др. [c.160]

Профессиональные обязанности аудитора определены Федеральным законом N° 119-ФЗ. Таким образом, к убыткам клиента (или третьего лица) может привести неисполнение (ненадлежащее исполнение) аудитором профессиональных обязанностей несоблюдение действующих законодательных и нормативных актов Российской Федерации неквалифицированное, некомпетентное осуществление аудиторской деятельности (проведение проверок и оказание сопутствующих услуг) нарушение конфиденциальности (необеспечение сохранности документов, разглашение их содержания) проведение проверки в случае наличия или возникновения обстоятельств, исключающих возможность ее проведения неуведомление (несвоевременное уведомление) клиента аудитором об отказе от проведения проверки. Также к убыткам клиента может привести нарушение аудитором договорных обязательств, например непредоставление в установленный договором срок документов, составляемых по результатам проверки (отчета, заключения), и т. д. [c.59]

Во-вторых, много проблем связано с методическим обеспечением внутреннего аудита. Аудит, как и всякая другая деятельность, связанная с законодательством, стандартизируется и нормируется. Однако для внутреннего аудита каких-то общепринятых стандартов и норм не существует. Поэтому, на наш взгляд, на конкретном предприятии при наличии службы внутреннего аудита должны быть разработаны локальные (внутренние) документы кодекс профессиональной этики и стандарты профессиональной деятельности внутреннего аудита. Эти документы следует разрабатывать с учетом опыта зарубежных коллег, Кодекса профессиональной этики аудиторов (утвержденного общим собранием аудиторской палаты России 04.12.96 г.), федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, одобренных Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. [c.53]

Профессиональные риски ЮНИКОН застрахованы в соответствии с федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» в ОСАО «Ингосстрах». Лимит ответственности страховщика по данному полису составляет 1250 000 долл. США. [c.41]