4.1. Экологическая экспертиза: понятие, принципы, объекты, виды, порядок назначения и проведения

Экологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом «Об экологической экспертизе». Ее сущность заключается в предварительной проверке соответствия хозяйственной деятельности экологическим требованиям, а ее цель — в предупреждении вредных последствий этой деятельности.

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

В Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются: 1)

проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации; 2)

проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов; 3)

проекты соглашений о разделе продукции; 4)

материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, если их выдача относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции федеральных органов исполнительной власти; 5)

проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду; 6)

материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации; 7)

объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»; 7.1)

проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

(пп. 7.1 введен Федеральным законом от 16.05.2008 N 75-ФЗ) 8)

объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:

доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются: 1)

проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 2)

проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов; 3)

материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, если их выдача относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 4)

материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения; 4.1)

проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

(пп. 4.1 введен Федеральным законом от 16.05.2008 N 75-ФЗ) 5)

объект государственной экологической экспертизы регионального уровня, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:

доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

внесения изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Государственная экологическая экспертиза проводится при условии ее предварительной оплаты заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном объеме и в порядке, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы.

Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается по общим правилам не позднее чем через один месяц.

Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ с учетом объема представленных на экспертизу материалов, природных особенностей территории и экологической ситуации в районе намечаемой деятельности и особенностей воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду и составляет: —

для простых объектов государственной экологической экспертизы — до 30 дней; —

для объектов государственной экологической экспертизы средней сложности — до 60 дней; —

для сложных объектов государственной экологической экспертизы — от 60 до 120 дней.

При этом он не должен превышать по общим правилам шесть месяцев.

Приказом Ростехнадзора N 619, МПР РФ N 235 от 10.09.2007 г. утвержден Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования исполнения государственной функции по организации и проведению государственной экологической

экспертизы , который начал действовать с 22.08.2008 г.

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации для проведения экологической экспертизы конкретного объекта.

В состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы включаются внештатные эксперты, по согласованию с ними, и в случаях, определенных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, могут включаться в качестве экспертов государственной экологической экспертизы его штатные сотрудники и штатные сотрудники органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Смотрите так же:  Объяснительная водителя о дтп

Назначение руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, формирование экспертной комиссии государственной экологической экспертизы при участии ее руководителя и утверждение ее персонального состава осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Экспертом государственной экологической экспертизы не может быть представитель заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, или разработчика объекта государственной экологической экспертизы, гражданин, состоящий в трудовых или иных договорных отношениях с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы, а также представитель юридического лица, состоящего с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы в таких договорных отношениях.

Эксперт государственной экологической экспертизы при проведении государственной экологической экспертизы имеет право:

заявлять федеральному органу государственной власти в области экологической экспертизы или органам государственной власти субъектов Российской Федерации о 32

См.: Приказ Ростехнадзора N 619, МПР РФ N 235 от 10.09.2007 г.

исполнительной власти», N 32, 11.08.2008 необходимости представления заказчиком на государственную экологическую экспертизу дополнительных материалов для всесторонней и объективной оценки объектов государственной экологической экспертизы;

формулировать особое мнение по объекту государственной экологической экспертизы, которое прилагается к заключению государственной экологической экспертизы.

Эксперт государственной экологической экспертизы обязан:

осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ представляемых на государственную экологическую экспертизу материалов с учетом передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники, определять их соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, нормативно-техническим документам и предоставлять заключения по таким материалам;

соблюдать требования законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе и законодательства субъектов Российской Федерации об экологической экспертизе;

соблюдать установленные федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы порядок и сроки осуществления государственной экологической экспертизы;

обеспечивать объективность и обоснованность выводов своего заключения по объекту экологической экспертизы;

участвовать в подготовке материалов, обосновывающих учет при проведении государственной экологической экспертизы заключения общественной экологической экспертизы, а также поступившие от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений) и граждан аргументированные предложения по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;

обеспечивать сохранность материалов и конфиденциальность сведений, представленных на государственную экологическую экспертизу.

Алгоритм действий при проведении государственной экологической экспертизы можно представить следующим образом:

I Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

К заключению, подготовленному экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, прилагаются особые обоснованные мнения ее экспертов, не согласных с принятым этой экспертной комиссией заключением.

Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы.

Заключение государственной экологической экспертизы может быть положительным или отрицательным. А согласно административному регламенту существует и третий вариант — ГЭЭ может завершиться без результата. Такое может произойти в случае, если заключение экспертной комиссии не подписано квалифицированным большинством голосов ее списочного состава даже после продления срока проведения государственной экологической экспертизы. При таком исходе все заключения и особые мнения экспертов принимаются к сведению. Создается новая экспертная комиссия из экспертов, не участвовавших в предыдущей экспертизе и отвечающих всем требованиям, предъявляемым к экспертам.

Положительное заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содержать выводы:

о соответствии намечаемой деятельности экологическим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды;

о допустимости намечаемого воздействия на окружающую природную среду;

о возможности реализации объекта экспертизы.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае:

доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

изменения условий природопользования федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды;

реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Отрицательное заключение, подготовленное экспертной комиссией, может содержать выводы двух видов:

а) о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении, подготовленном экспертной комиссией;

б) о недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований экологической безопасности намечаемой деятельности.

Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта государственной экологической экспертизы. Несоблюдение требования обязательного проведения государственной экологической экспертизы проекта международного договора является основанием для признания его недействительным.

Заключения государственной экологической экспертизы по проектам нормативных правовых актов Российской Федерации рассматриваются принимающими эти акты органами государственной власти.

Заключение государственной экологической экспертизы направляется заказчику. Для осуществления соответствующих контрольных функций информация о заключении государственной экологической экспертизы направляется территориальным органам федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды (в случае проведения государственной экологической экспертизы федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы), органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления и в случаях, определяемых федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы, — кредитным организациям, которые осуществляют финансирование реализации объекта государственной экологической экспертизы.

В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении.

Заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, подлежащих обязательной государственной экспертизе, за исключением объектов экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.

Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней. Она осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении.

Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Оно учитывается при проведении государственной экологической экспертизы в случае, если общественная экологическая экспертиза была проведена в отношении того же объекта до дня окончания срока проведения государственной экологической экспертизы.

Вопросы и задания для самопроверки: 1.

Что означают понятия экологический контроль, экологическая экспертиза, экологический мониторинг и оценка воздействия на окружающую среду? На каком этапе хозяйственной деятельности они проводятся? 2.

Охарактеризуйте систему экологического контроля. Входит ли в эту систему экологический мониторинг? 3.

Перечислите виды экологического контроля. 4.

Каким образом и какими нормативными правовыми актами определяется проведение оценки воздействия на окружающую среду? 5.

Что понимается под государственной экологической экспертизой? Охарактеризуйте регламент ее проведения? 6.

Какова роль общественной экологической экспертизы? 7.

Самостоятельно рассмотрите деятельность органов местного самоуправления при проведении экологического контроля.

Понятие, цели, задачи, принципы и виды экологической экспертизы;

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Смотрите так же:  Приказ мвд о единой дислокации

Федеральный закон от 23.11.1995 г. «Об экологической экспертизе» определяет экологическую экспертизу как установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям допустимости реализации объекта экологической экспертизы. Определение понятия «экологическая экспертиза» содержится также в ст. 32, 33 ФЗ «Об охране окружающей среды» и трактуется законодательством как обязательная мера охраны окружающей природной среды, которая производится в целях установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды.

ФЗ «Об экологической экспертизе» называет целью экспертизы также предупреждение возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Задачи экологической экспертизы: организация и проведение исследований, анализ и оценка экологической безопасности объектов экспертизы, установление соответствия экологическим нормам и стандартам предлагаемых решений, прогноз их последствий для окружающей среды и здоровья населения, обеспечение государственного экологического контроля и информирование общественности об исполнении принимаемых проектных решений.

Принципы государственной экологической экспертизы закреплены ст. 3 ФЗ «Об экологической экспертизе»:

— принцип обязательности. Является ведущим, гласит: существует обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экспертизы и обязательность учета требований экологической безопасности;

— принципы научной обоснованности, объективности и законности заключений государственной экологической экспертизы рассматриваются в ФЗ «Об экологической экспертизе» и означают, что экологическая экспертиза представляет собой научно-исследовательский процесс и должна производиться на современном научно-техническом уровне, с использованием новейших форм и методов научных исследований квалифицированными учеными-экспертами. При этом необходима оценка последствий допущенных нарушений, разработка рекомендаций органам или лицам, принимающим решения, а также прогноз наиболее эффективных и экологически безопасных условий их реализации в действующих объектах;

— принципы независимости и вневедомственности в организации и проведении. Данные принципы означают, что непременным условием эффективности экологической экспертизы является функциональная и финансовая независимость организующих экспертизу органов и проводящих ее экспертов, преимущественно внештатный статус последних, их надлежащее финансовое, организационное, материально-техническое и другое обеспечение;

— принцип широкой гласности и участия общественности. Данный принцип предполагает доступность информации о ходе проведения экологической экспертизы, принятых решениях; возможность общественных организаций, граждан получать такую информацию и доводить до сведения принимающих решения лиц свою позицию, обязательность для последних сообщать о принятых решениях и т.д.;

— принцип презумпции потенциальной экологической опасности. Означает, что при проведении оценки воздействия на окружающую среду необходимо исходить из потенциальной экологической опасности любой деятельности.

Также в указанном законе перечислены следующие принципы: комплексности оценки; приоритета экологической безопасности; достоверности и полноты информации; ответственности и платности.

В законодательстве определены два вида экологической экспертизы – государственная и общественная.

Устанавливается, что общественная экологическая экспертиза, проводимая общественными объединениями по их инициативе, становится юридически обязательной после утверждения ее результатов соответствующими органами государственной экологической экспертизы, организуется и проводится по инициативе граждан и общественных объединений, а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями, основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, и которые зарегистрированы в установленном порядке (ст. 20 ФЗ «Об экологической экспертизе»).

Правила Министерства охраны окружающей среды от 28.06.2007 N 207-п
«ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ»

3. Цели, задачи и принципы государственной экологической экспертизы

5. Государственная экологическая экспертиза — вид экспертной деятельности уполномоченного органа Республики Казахстан в области охраны окружающей среды — центрального исполнительного органа в области охраны окружающей среды — Министерства, его территориальных органов и местных исполнительных органов в пределах их компетенции, целью которой является реализация требований экологического законодательства Республики Казахстан, обеспечение условий рационального природопользования в процессе принятия решений о социально — экономическом развитии Республики, ее отдельных регионов, отраслей народного хозяйства, деятельности отдельных предприятий.

Государственная экологическая экспертиза устанавливает соответствие намечаемой и осуществляемой хозяйственной и иной деятельности нормативам качества окружающей среды и экологическим требованиям, а также определяет допустимость реализации объекта государственной экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных последствий.

6. Целями государственной экологической экспертизы является:

1) определение и ограничение возможных негативных последствий реализации планируемой и осуществляемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной нормотворческой и иной деятельности на окружающую среду и здоровье населения;

2) соблюдение баланса интересов экономического развития и охраны окружающей среды, а также предотвращение ущерба третьим сторонам в процессе природопользования.

7. Государственная экологическая экспертиза носит обязательный характер и должна предшествовать принятию правовых, хозяйственных и управленческих решений в части природопользования и воздействия на окружающую среду и здоровье населения. Без положительного заключения государственной экологической экспертизы финансирование и реализация проектов запрещается.

8. Задачами государственной экологической экспертизы являются:

1) определение экологической обоснованности намечаемых решений, реализация которых может повлиять на состояние окружающей среды и природных ресурсов;

2) определение полноты и правильности оценки воздействия планируемой и осуществляемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной и иной деятельности на окружающую среду и здоровье населения, включая анализ возможных социальных, экономических и экологических последствий и определение уровня экологического риска;

3) оценка эффективности, полноты и достаточности, предлагаемых в объектах экспертизы мер по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, охране здоровья населения;

4) подготовка заключений государственной экологической экспертизы, своевременная передача их государственным и иным организациям, принимающим решение о реализации объекта экспертизы и представление необходимой информации заинтересованным органам и населению;

5) проверка соблюдения в экспертируемой документации экологических требований, содержащихся в законах Республики Казахстан, стандартах, нормах и правилах, действующих на территории Республики Казахстан.

9. Принципами государственной экологической экспертизы являются:

1) обязательность проведения государственной экологической экспертизы;

2) взаимодействие с контролирующими и надзорными государственными органами;

3) объективность и научная обоснованность выводов государственной экологической экспертизы;

4) независимость экспертных органов и экспертов при осуществлении ими своих полномочий;

6) комплексность государственной экологической экспертизы и разнообразия ее видов;

7) приоритетность экологических и медико — биологических интересов.

Экологическая экспертиза, цели и задачи

Экологическая экспертиза является комплексной оценкой проектов хозяйственной, строительной деятельности использования ресурсов окружающей среды с целью определения соответствия экологической безопасности и рационального природоиспользования.

Экологическая экспертиза производится для устранения отрицательного влияния различных процессов на состояние окружающей среды, здоровье человека и для оценки степени экологической безопасности деятельности и экологической ситуации на отдельных объектах и территориях.

В задачи экспертизы входит:

  • определение степени безопасности деятельности и экологического риска;
  • организация научной комплексной обоснованной оценки объектов;
  • установление соответствия объектов требованиям законодательства (экологического), правил и норм;
  • оценка влияния деятельности каких-либо объектов экспертизы на окружающую среду, а также качество природных ресурсов.

  • оценка полноты, эффективности, обоснованности, а также достаточности мероприятий по охране окружающей среды;
  • подготовка всесторонне обоснованных, объективных выводов.

Принципами экологической экспертизы являются:

  • обеспечение безопасности для здоровья и жизни людей окружающей среды;
  • сбалансированность интересов (экологических, медико-биологических, экономических, социальных), а также учет общественного мнения;
  • научная обоснованность, объективность, комплексность, независимость, вариантность, гласность;
  • экологическая безопасность, целесообразность объектов экспертизы.

Очень важна законность и государственное регулирование.

Экологическая экспертиза бывает двух видов, в зависимости от порядка ее организации и проведения:

Государственную экспертизу организовывают и проводят уполномоченные государственные органы. Право на проведение экологической экспертизы принадлежит Государственному комитету по охране окружающей среды, а также его территориальным органам. Государственная экспертиза может проводиться на федеральном уровне и на уровне субъектов.

Общественная экспертиза организуется и проводится по инициативе общественных организаций, органов местного самоуправления и граждан. Основное направление их деятельности – охрана окружающей среды. Общественная экологическая экспертиза производится в инициативном порядке, а государственная – обязательна в установленных законом случаях. При этом они могут проводиться одновременно. Важное требование, представляемое к экспертизе, – её независимость, подчинение только нормам, законам, стандартам и её объективность.

Заключение, которая даёт экологическая экспертиза, является юридическим документом, а специалисты, ведущие исследование во время экспертизы, несут ответственность за свои представленные выводы. Повторная экспертиза может проводиться только в том случае, если объективно доказана допущенная серьезная ошибка.

Субъектами экологической экспертизы являются:

  • уполномоченные центральные органы исполнительной власти;
  • эколого-экспертные подразделения;
  • создаваемые органами на местах специализированные учреждения;
  • местные Советы в соответствии с законодательством.
Смотрите так же:  Налог на автомобиль форум

Субъектами также являются:

  • общественные организации или специализированные формирования экологического направления;
  • другие организации, учреждения, предприятия, а также иностранные физические и юридические лица, которые привлекаются для проведения экологической экспертизы;
  • отдельные граждане, в порядке, который предусмотрен Законом и другими актами.

Объектами проводимой экологической экспертизы являются:

  • проекты нормативно-правовых актов, законодательных актов;
  • проектные и предпроектные материалы;
  • документация по внедрению новых технологий, материалов, продукции и т.д.;
  • экологические ситуации, сложившиеся в регионах и отдельных населенных пунктах;
  • действующие объекты;
  • комплексы, которые имеют значительное негативное влияние на окружающую среду;
  • оборонные, военные и другие объекты.

Важность проведения экспертизы экологической состоит в том, чтобы получить полную информацию о состоянии окружающей среды и степени воздействия загрязняющих факторов на нее, что необходимо для правильного принятия решений для их устранения.

Понятие, виды и принципы экологической экспертизы

Экологическая функция государства заключается в обеспечении безопасности природной среды. В процессе исполнения данной функции государственные органы применяют в своей деятельности различные способы и методы. К ним относится и экологическая экспертиза, как превентивная мера, позволяющая избежать нанесения значительного ущерба экологии. В настоящей статье рассмотрены понятие, виды и принципы экологической экспертизы.

Понятие экологической экспертизы

Понятие экологической экспертизы дается в ст. 1 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 N 174-ФЗ.

Экологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды.

Цель проведения экспертизы прописана в данной норме и заключается в предотвращении негативного воздействия вышеуказанной деятельности на окружающую среду.

Экологическая экспертиза, как вид государственного контроля, позволяет установить следующие моменты:

  • имеются ли противоречия между намечаемой деятельностью и действующим экологическим законодательством;
  • соответствует ли деятельность всем требованиям нормативно-правовых актов в сфере охраны окружающей среды и гарантируется ли безопасность;
  • оценено ли всесторонне воздействие планируемой деятельности на природу и население;
  • допустимо ли реализовывать деятельность, которая является объектом исследования;
  • насколько полно предусмотрены меры для предотвращения нанесения вреда окружающей среде.

Таким образом, основное значение экспертизы заключается в получении ответа на вопрос: возможно ли реализовать проект с учетом безопасности и его соответствия экологическому законодательству.

Виды экологической экспертизы

Выделяют следующие виды экологической экспертизы:

Ведомственная экологическая экспертиза может быть инициирована ведомством, если в дальнейшем потребуется представить документацию для экспертизы государственного уровня.

Научная – назначается отдельными учеными, учреждениями научного профиля или вузами и носит информационный характер.

Коммерческая – проводится по инициативе организации или учреждения с целью получения предварительных выводов о безопасности намечаемой деятельности.

Принципы проведения экологической экспертизы

Для получения наиболее полных, обоснованных и точных выводов участники экологической экспертизы при проведении исследования должны руководствоваться следующими принципами:

  • 1. Принцип презумпции потенциальной опасности для экологии намечаемой деятельности означает, что эксперты должны исходить из того, что данная деятельность может нанести вред окружающей природной среде. В связи с этим, экспертам предстоит выявить всевозможные виды потенциального вредного воздействия и установить его масштабы. Исходя из полученных данных, они должны предложить меры по охране природной среды от выявленного вредного воздействия, а также рекомендовать способы рационального использования природных ресурсов.
  • 2. Принцип обязательного проведения экологической экспертизы до начала деятельности по реализации объекта, если в соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» данный объект подлежит государственной экологической экспертизе. Принцип предварительности экспертизы решению о реализации её объекта означает, что заказчик до проведения исследования не имеет права принимать решение об осуществлении планируемой деятельности и заниматься такой деятельностью. Специально уполномоченные органы в отношении объектов, перечисленных в законе, обязаны организовывать и проводить экологические экспертизы. Отказ заказчику в проведении экспертизы такого объекта является незаконным.
  • 3. Принцип комплексности оценки воздействия на окружающую среду проверяемой деятельности и последствий означает обязанность экспертов изучить всесторонне виды и масштабы предполагаемого воздействия на окружающую среду. Хотя принцип распространяется как на государственную, так и общественную экологическую экспертизу, но, в первую очередь, данное требование адресовано органам и комиссиям первой.
  • 4. Принцип достоверности и полноты информации, предоставляемых экспертам, адресован заказчику и обязывает его представить на экспертизу не искаженную и не вызывающую сомнений информацию, соответствующую требованиям законодательства, учитывая все особенности объекта, в объеме, достаточном для того, чтобы выполнить требования закона об охране окружающей среды. Полной считается информация об объекте, которой может и должен обладать заказчик, планирующий осуществление данной деятельности, с учетом соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды. Также при предъявлении требования о полноте предоставления информации необходимо учитывать действующее законодательство ( Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне»; Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»). Эксперт государственной экологической экспертизы обязан обеспечить конфиденциальность сведений, представленных на государственную экологическую экспертизу. Достоверность и полнота информации – важнейший элемент проведения данной процедуры, поэтому, если данный принцип не соблюден, экспертиза не проводится.
  • 5. Принцип независимости экспертов при осуществлении своих полномочий закрепляет противоправность вмешательства в работу эксперта, которую он выполняет в соответствии с требованиями законодательства об экологической экспертизе, техническим заданием на проведение экологической экспертизы либо указанием экспертной комиссии, руководителем группы. Выводы эксперта не могут быть продиктованы кем-либо или навязаны ему, он свободен в своих оценках.
  • 6. Принцип научной обоснованности и объективности заключений экологической экспертизы. Принцип научной обоснованности означает, что изложенные в заключении выводы экспертов должны быть научно аргументированными, то есть соответствовать законодательству в области охраны окружающей среды, содержать собственные научные утверждения, ссылки на позиции и труды авторитетных ученых. Принцип объективности заключения экспертизы предполагает беспристрастную и непредвзятую оценку объекта, представленного на экспертизу.
  • 7. Принцип законности – базовый принцип проведения экологической экспертизы. Так как именно соблюдение данного принципа обеспечивает юридическую силу заключения данного исследования. Заказчик, занимаясь планированием и проектированием будущей деятельности, обязан соблюсти все требования действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования. В дальнейшем, эксперты, проводящие экспертизу, при соответствии планируемой деятельности законодательству, принимают положительное решение о реализации проекта. В случае, когда выявлены нарушения экологических требований, они должны быть отображены в заключении, с четким разъяснением, в чем именно проявилось несоответствие. Государственный орган, принимающий решение по конкретному объекту экспертизы, обязан опираться на мнение экспертов. В такой ситуации уполномоченный государственный орган не вправе дать разрешение на реализацию объекта, так как не имеет законного основания и может быть оспорено в суде. Положительное решение в подобном случае свидетельствует о том, что не реализуется конституционное право граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
  • 8. Принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы. Принцип гласности устанавливает обязанность субъектов экологической экспертизы выполнять требования законодательства об информировании заинтересованных сторон о проводимой процедуре, участии общественных организаций (объединений), учета общественного мнения. Несоблюдение данного принципа является правонарушением и, соответственно, основанием для привлечения виновных лиц к ответственности. Сущность гласности проявляется в информировании граждан, общественных организаций, государственных органов и населения в целом по организации экологической экспертизы. Информация должна быть направлена на удовлетворение потребностей общества – защита права на благоприятную окружающую среду, принятие решения о проведении экспертизы, сообщение о результатах.
  • 9. Принцип ответственности за процесс проведения экспертизы и её качество направлен на всех участников экспертизы. Он гарантирует, что участники государственной экологической экспертизы понесут предусмотренную законодательством РФ ответственность в случае несоблюдения ими принципов и порядка проведения экспертизы.

Данные принципы экологической экспертизы гарантируют, что эксперты будут обеспечены информацией в достаточном объеме, чтобы обнаружить все возможные виды вредного влияния намечаемой деятельности, либо, наоборот, будут установлены признаки безопасности подобной деятельности для окружающей среды. Поэтому соблюдение перечисленных принципов всеми участниками экологической экспертизы имеет основополагающее значение.