Закон РФ о двойном гражданстве

Возможность иметь двойное гражданство в России предусмотрена ст. 62 Конституции РФ и ст. 6 Федерального закона «О гражданстве РФ».

Как показывает практический опыт, коренные жители России могут оформить двойное гражданство или даже гражданство нескольких государств. Такая ситуация является вполне приемлемой, однако при этом возникает достаточно большое количество вопросов, касательно того, каким образом получение двойного гражданства регламентируется законодательно. Является ли правомерным использование нескольких паспортов при необходимости и без особых сложностей, которые выступают в качестве подтверждения гражданства других стран.

Если копнуть глубже, то можно констатировать тот факт, что двойное гражданство, официально допускаемое для граждан России в 2019 году, бывает чётко предопределено при соблюдении условий:

  • при наличии у РФ международного договора;
  • при раскладе, когда заключено международное соглашение с той страной, которая является второй по принадлежности конкретного человека к нему.

Если рассматривать данную ситуацию на основаниях законодательства, то такой договор, который действительно заключен в 1995 г. и действует согласно правилам, имеется у РФ лишь с Таджикистаном. При таком раскладе, таджики, после того, как они получили российское гражданство используя договор в качестве основания, имеют полное право не отказываться от предыдущего гражданства, сохраняя его, пользуются при этом двойным гражданством имея одинаковые права в России и Таджикистане.

Повторение аналогичной ситуации может быть только в том случае, когда таджикские жители, как и россияне в виде руководства пользовались соглашением, действующим с конца 1993 г. до мая 2015 г. Таким образом, за гражданами, которые успели оформить документы в этот период, закрепляется чистое двойное гражданство.

Стоит заметить, что данное положение вещей вовсе не свидетельствует о том, что российские граждане не имеют возможности пользоваться двойным гражданством в чистом виде помимо вышеперечисленных ситуаций.

Сколько гражданств может иметь россиянин, и какими официальными бумагами это регламентируется

Возможность получить гражданином РФ гражданства другого государства в чистом виде, помимо двух ранее приведённых примеров на самом деле вполне допустима и закрепляется за 62 статьёй Конституции.

В статье говорится о том, что при имеющихся гражданствах иностранных государств российский гражданин не освобождается от тех обязанностей, которые требуются от него как от российского гражданина, в то же время не умаляются его права и свободы.

Само собой разумеется, что это действует в том случае, когда иное не предусматривается законодательством или договором Российской Федерации на международном уровне.

Таким образом, Закон Российской Федерации обосновывает вероятность получения двойного и множественного гражданства. При этом не имеет никакого значения тот факт, какое количество гражданств у человека имеется.

Основное, чего необходимо придерживаться в данном случае, — это отсутствие законного оформления выхода из российского гражданства. Тогда россиянин остаётся гражданином своей страны, несмотря на то, что стал подданным или приобрёл гражданство другого государства.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве РФ» от 31. 05. 2002г., становится понятно, что гражданин России имеет право стать гражданином других государств неограниченное количество раз. Наличие этого факта не ставит его перед выбором, и от него не требуется прекращения российского гражданства. Судя по представленной информации, для более правильного восприятия назвать такое гражданство точнее было бы не двойное, а второе или множественное, в зависимости от количества государств, гражданином которого является человек.

Варианты получения двойного гражданства согласно закону РФ

Ситуацию при данном раскладе можно рассматривать в двух интерпретациях, когда:

  • иностранный гражданин получает гражданство Российской Федерации;
  • российский гражданин получает гражданство другого государства.

Первый случай предусматривает отказ от действующего гражданства, и только после этого разрешается принятие гражданства РФ. Причём, следуя правилам законодательства, сделать это необходимо в обязательном порядке. Однако стоит заметить, что миграционные службы достаточно часто не обращают на нарушение данного подпункта ровным счётом никакого внимания.

А вот в случае, когда российский гражданин решит приобрести ещё одно гражданство, то он может по своему желанию оставаться подданным России и иметь двойное гражданство согласно всем правилам.

Порядок получения двойного гражданства представляет собой стандартную процедуру, причём довольно длительного продолжения. Для того чтобы, в конечном счёте, получить иностранный паспорт, первым делом следует оформить ВНЖ или ПМЖ. Оформление данных документов предусматривает сбор и подготовку целого списка бумаг, которые затем необходимо предоставить в органы миграционной службы.

Далее, в стране необходимо прожить определенный срок, который варьируется от 3 до 12 лет. Обязательным является условие освоения языка, культуры, истории и законодательства. Во время пребывания в другой стране гражданин обязуется неукоснительно соблюдать законодательство страны и подписывает соответствующие бумаги.

Кроме того, иностранный гражданин обязан зарекомендовать себя как законопослушный и не иметь никаких претензий от органов сохранения правопорядка.

Согласно статистике, россияне чаще всего оформляют двойное гражданство с западными станами, имеющими развитую инфраструктуру и экономику. К ним можно отнести:

Хотя по мимо этого, в ряде стран российские граждане довольно охотно оформляют двойное гражданство с целью выезда на отдых и даже приобретают там недвижимость. Хотя с точки зрения статистики, заграничные паспорта в данном случае оформляются гораздо реже. Это Турция, Египет и Греция.

Какие права и обязанности приобретает лицо при наличии

Согласно 64 конституционной статьи РФ, двойное гражданство по большому счёту ни коим образом не находит своего отражения касательно прав, свобод и обязанностей, которые были предусмотрены ранее двойным гражданством.

В конечном счёте, лица, при наличии двойного гражданства имеют необходимость осуществлять свои права в той стране, где они проживают. Сюда относится и обслуживание в клиниках и других медицинских учреждениях, и получение социальных выплат, и обучение, и получение образования в высших, средних учебных заведениях и школах. То же правило касается воинской службы.

Итак, лицо с двойным подданством имеет право пользоваться всеми полагающимися ему благами, включая лечение, обучение, налоговые льготы и социальные выплаты, но только в пределах одной из стран, а не в обеих, где имеется гражданство. Причём выбор страны человек осуществляет по своему желанию. Что касается детей, то они имеют право получить двойное подданство в автоматическом режиме.

В правилах, предусмотренных законом, существует ряд ограничений по отношению к тем гражданам России, которые в случае приобретения иностранных паспортов и ВНЖ фактически теряют свои льготы и имеют ряд ограничений, касательно свобод. Стоит отметить, что это не относится к Таджикистану и Туркменистану.

По мере получения ВНЖ и соответственно паспорта другой страны кроме России, на протяжении двух месяцев необходимо подать заявление в местные органы управления. С подобными обращениями следует идти именно по месту своего основного пребывания.

В том случае, когда проживать приходится постоянно в другой стране, а не на территории России, то подачу заявления следует осуществить не позже 60 дней с момента пересечения границы. За нарушение данного правила предусматривается административная ответственность, предполагающая уплату штрафов.

Граждане России, получившие право постоянно проживать в других государствах, теряют права занимать руководящие должности в органах власти и самоуправления. При этом имеется ряд ограничений при устройстве на работу в судебные, правоохранительные органы или при несении воинской службы.

Что касается иностранцев и лиц, не имеющих гражданства, бывших ранее гражданами России или имевших её гражданство, то в соответствии со статьёй 15 настоящего Федерального закона их восстановление может быть осуществлено при условии сокращения времени пребывания на территории государства сроком до 3 лет.

Те же лица, которые находились на правах постоянного проживания в России и ранее считались гражданами РФ, после чего в силу сложившихся обстоятельств вышли из гражданства в порядке, установленном законом, имеют полное право восстановиться в гражданстве РФ, как в общем, так и в упрощённом порядке, в том случае, если они относятся к определённой категории лиц, соответствующих тому или иному положению закона.

Федеральный закон о принятии двойного гражданства

Федеральный закон о принятии двойного гражданства со всеми правилами и положениями, нашедшими свое отражение в статьях, был принят, утвержден и вступил в силу с 1.06.2002 г.

В данном законе:

  • детально разобраны правила и условия для получения двойного или множественного гражданства,
  • содержатся все основные принципы российского законодательства, касательно урегулирования данного вопроса,
  • четко расставлены приоритеты оснований для получения двойного гражданства,
  • установлен порядок его оформления и определены условия, соблюдение которых является обязательным.

В законе даны чёткие разъяснения всем понятиям и терминам, а все статьи в совокупности представляют собой практическое руководство, написанное буквой закона.

Трактовка каждой статьи предполагает ответы на те многочисленные вопросы, касательно прав и свобод, которые могут возникнуть как в процессе оформления двойного гражданства, так и во время проживания в другой стране.

Закон подробно освещает все принципы гражданства РФ и правила, которые являются регуляторами вопросов гражданства России, дает разъяснения по поводу двойного гражданства, оформлению гражданства детей. Обратившись к закону, можно подробно изучить, как осуществляется приём в гражданство РФ на общих основаниях, а также в упрощённом порядке.

Смотрите так же:  Чаган.Ру льготы и пенсии avenir

Как и где получить второе гражданство? В поисках простых решений

Получение второго гражданства — дело крайне серьезное и не всегда простое. Стать гражданином Евросоюза возможно путем приобретения недвижимости на Кипре.

Покупка недвижимости на Кипре может стать не только способом получения гражданства, но и источником дохода. Многие россияне приобретают квартиры и виллы в курортных городках для их последующей сдачи в аренду.

С помощью инвестиций в кипрскую экономику можно получить одобрение на предоставление гражданства примерно через
3 месяца с момента вложения средств. Заявитель на гражданство должен инвестировать около
2 000 000 евро сроком на 3 года.

Для получения европейского гражданства достаточно приобрести один или несколько объектов элитной недвижимости на Кипре.

Паспорт Кипра обеспечивает все права гражданина ЕС: свободу пребывания, учебы, работы, ведения бизнеса в любой стране-члене ЕС, а также в Швейцарии, Лихтенштейне, Норвегии и Исландии

Крупные девелоперские компании Кипра способны помочь не только с приобретением наиболее доходной недвижимости, но и в решении всех вопросов, связанных с получением гражданства.

Законодательство нашей страны позволяет получить второе гражданство, не расставаясь с российским паспортом. Эта возможность привлекает многих наших соотечественников, которые хотят жить в другой стране на постоянной основе. Однако получение второго гражданства — дело крайне серьезное и не всегда простое. Попробуем разобраться в тонкостях процесса.

Что дает наличие второго гражданства: возможности, права и обязанности

Следует понимать, что термины «второе гражданство» и «двойное гражданство» не синонимы, как может показаться.

Двойное гражданство предполагает, что между двумя странами заключено определенное соглашение. Люди с двойным гражданством могут выбирать, в какой стране проходить воинскую службу, их дети по праву рождения получают два паспорта. Соглашение о двойном гражданстве у России имеется только с Туркменией и Таджикистаном. Таким образом, если вы думаете о получении двойного гражданства в Европе — это чисто юридически невозможно, по крайней мере, в настоящее время.

Другое дело — второе гражданство. Даже если в дополнение к паспорту РФ вы получили паспорт другого государства, вы все равно продолжаете подчиняться российскому законодательству и уплачивать налоги в казну РФ, если вы живете и трудитесь здесь, и в казну второй страны, если вы предпочитаете работать там. В этом случае каждое из государств признает вас своим гражданином. На практике это может выражаться в особенностях несения воинской повинности, например, если вы отслужили в другой стране и приехали в Россию, то вам предстоит отслужить и здесь — конечно, в том случае, если вы являетесь военнообязанным.

Впрочем, наличие второго гражданства дает немало преимуществ:

  • Возможность жить в любой из стран, гражданином которых человек является, и спокойно пересекать границу.
  • Право безвизового въезда во все государства, с которыми у стран, гражданином которых он является, подписано соответствующее соглашение.
  • Право работать во всех странах, с которыми у его второй родины подписано соответствующее соглашение. Например, если вы получили паспорт Кипра, входящего в ЕС, вы можете работать в любой стране Евросоюза.
  • Возможность получать образование и медпомощь, работать и открывать собственное дело как в России, так и в стране второго гражданства, а также — в том случае, если второе гражданство получено в одной из стран Евросоюза — и в ЕС.
  • Возможность пользоваться социальными гарантиями в обеих странах.
  • Возможность выбора гражданства для своих детей.

Есть и некоторые минусы, о которых нельзя не упомянуть: большинство стран ограничивает карьерные возможности для лиц со вторым гражданством, не позволяя им занимать высокие государственные должности. Возможно, служить в армии придется в обеих странах, равно как и платить налоги (хотя здесь есть некоторые исключения, например, Кипр предоставляет новым гражданам определенные налоговые льготы).

Какие страны позволят россиянину стать обладателем второго паспорта?

Большинство стран позволяет получить гражданство, не отказываясь от российского паспорта. К ним относятся, например: Бельгия, Израиль, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Греция, Ирландия, Исландия, Италия, Кипр, Латвия, Мальта, Турция, Польша, Румыния, Финляндия, Франция, Хорватия, Швеция, Канада, Чили, Доминиканская Республика, Ямайка.

В некоторых странах, например в Австрии и Швейцарии, получение второго гражданства теоретически возможно, но на практике оказывается крайне сложным и накладным делом.

Есть, впрочем, и страны, которые не разрешают оформлять второе гражданство. К ним относятся Нидерланды, Норвегия, Люксембург, Дания, Германия, Испания.

Условия получения второго гражданства в Европе

Россияне для получения второго гражданства чаще всего выбирают Европу. Это понятно — в отличие от США и стран Латинской Америки, Европа совсем рядом. К тому же, получая паспорт любой из стран ЕС, человек, по сути, становится гражданином Европы и может жить, работать, покупать жилье, учиться и лечиться в любой стране Евросоюза без ограничений. Кроме того, для граждан Евросоюза предусмотрена упрощенная процедура получения виз во многие другие страны. Например, европейцу гораздо проще получить визу в Австралию, Новую Зеландию, США и Великобританию, чем россиянину.

Однако нельзя забывать о том, что такого государства как Европа не существует — это союз нескольких стран, и миграционное законодательство у каждой свое. Поэтому и пути получения гражданства различны.

В общих чертах алгоритм выглядит так: вы легально пересекаете границу страны и подаете документы на ВНЖ — временный вид на жительство. Основанием для него может служить:

  • работа в местной компании;
  • долговременное лечение в местной больнице;
  • брак с гражданином страны;
  • репатриация (некоторые страны позволяют потомкам переселенцев вернуться на историческую родину, однако такое возможно не везде);
  • статус беженца (ненадежный путь, поскольку лишь четверть заявлений получает одобрение);
  • воссоединение с семьей, если кто-то из ваших родственников уже живет здесь;
  • открытие собственного дела;
  • приобретение недвижимости и участие в инвестиционной программе, если таковая имеется.

Прожив в стране определенное время по ВНЖ (обычно этот срок составляет 12–24 месяца), можно подавать документы на ПМЖ. Для получения этого статуса нужно доказать свою благонадежность — отсутствие проблем с законом, наличие работы и дохода, а также жилья — собственного или арендованного.

Получив ПМЖ, можно спокойно жить в стране, не являясь, однако, ее гражданином. Через 5–7 лет вы имеете право запросить гражданство. К претендентам на паспорт предъявляются те же требования, что и к заявителям, желающим оформить ПМЖ, плюс потребуется сдать экзамен на знание языка и законодательства.

Как видно, процесс получения второго гражданства долог и с бюрократической точки зрения отнюдь непрост. Но есть и обходной путь, причем совершенно законный. Второе гражданство можно купить.

Не все страны дают такую возможность, а в Европе их и вовсе мало. Однако они существуют, и получение второго гражданства через инвестиции составляет значительную часть их экономики. Чаще всего эти инвестиции предполагают покупку дорогостоящей недвижимости, иногда — вложения в государственные облигации. Иными словами, вы тратите определенную сумму на жилье или коммерческую недвижимость и через достаточно непродолжительное время получаете новенький паспорт, без ожидания, лишней бюрократии и сдачи экзаменов. И самые выгодные и удобные условия для этого предоставляет Кипр.

Как стать полноправным гражданином Кипра, не отказавшись от паспорта РФ

Чтобы получить гражданство Кипра через инвестиции, нужно вложить в экономику этой страны не менее 2-х млн евро. Покупка облигаций и акций кипрских компаний, бизнеса, который даст рабочие места как минимум пятерым граждан этой страны, или недвижимости — любой из этих вариантов возможен, равно как и их комбинация.

Кипрское миграционное законодательство благоволит к состоятельным иностранцам и предоставляет совершенно беспрецедентные для Европы условия получения гражданства.

  • Во-первых, вместе с инвестором паспорта получают и все его ближайшие родственники — супруг или супруга, дети и родители инвестора (родители при условии вложения ими 500 тысяч евро сверх 2-х млн евро). Кстати, Кипр признает не только официальные, но и гражданские браки.
  • Во-вторых, на Кипре, как это ни удивительно, с 1 января 2017 года упразднен налог на недвижимость.
  • В-третьих, правительство Кипра предоставляет новым гражданам целый ряд налоговых льгот. Например, отсутствие налога на перевод права собственности новой недвижимости, скидки при уплате НДС, если объект приобретен впервые.
  • И наконец, существует определенный срок выхода из инвестиций — 3 года. Иными словами, через 3 года вы можете продать свою виллу, оставив себе одну единицу недвижимости стоимостью не менее 500 000 евро, а паспорт останется у вас.

Требования к заявителям просты и прозрачны, практически нет отказов (в отличие от Мальтийской программы). Именно поэтому наши соотечественники все чаще решают получить второе гражданство и оформить паспорт именно на Кипре, а самым популярным вариантом остается покупка недвижимости.

Каковы гарантии получения гражданства Кипра?

Ответить на этот вопрос мы попросили директора компании «Альянс девелоперов Кипра» Давида Петросова:

«Кипрская программа инвестиционного гражданства отличается простотой и ясностью. Критерии предоставления гражданства прозрачны и не допускают двойных толкований. По сути таких критериев всего три:

  1. Инвестировать средства в экономику Кипра (от двух миллионов евро, примерно 136 335 625 рублей).
  2. Представить справку о несудимости.
  3. Купить недвижимость для собственного проживания стоимостью от 500 000 евро, что составляет около 34 083 906 рулей (если инвестиция делается в жилую недвижимость, то такая покупка не нужна).

Если все три условия выполнены, инвестор получит гражданство.

Случаев непредоставления гражданства добросовестным инвесторам практически не бывает. Однако в качестве дополнительной гарантии некоторые компании, например наш «Альянс», готовы вписать в договор покупки инвестиционного актива положение, согласно которому инвестор получает все деньги назад в случае отказа в выдаче гражданства.

Нужно помнить, что задача инвестора — не просто получить паспорт, но также и окупить вложенные инвестиции. Здесь на помощь инвесторам приходят девелоперы, в том числе и наша организация «Альянс девелоперов Кипра». Это объединение 43 девелоперских и строительных компаний на Кипре, с 5000 объектов недвижимости в портфеле. Специалисты «Альянса» — консультанты с многолетним опытом анализа инвестиционной привлекательности различных активов. Мы постоянно анализируем рынок, имея информацию «с полей», прогнозируем, как каждый сегмент рынка будет развиваться в ближайшие 3–5 лет, анализируем, где сосредоточен спрос и почему, какие факторы определяют его рост, словом, прорабатываем все аспекты, которые помогают нашим клиентам сформировать прибыльную инвестиционную стратегию».

Какие ограничения вводит закон РФ о двойном гражданстве в России 2017-2018?

Двойное гражданство в России законом не запрещено, за исключением некоторых категорий граждан, которые ограничены в возможности иметь двойное гражданство. Однако теперь, если человек имеет одно или несколько гражданств помимо российского, он обязан сообщить об этом в уполномоченный орган. Какие трудности в связи с этим могут возникнуть, а также кто ограничен в двойном гражданстве, узнаете из нашей статьи.

ФЗ о двойном гражданстве

Возможность иметь двойное гражданство в России предусмотрена ст. 62 Конституции РФ и ст. 6 Федерального закона «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 № 62-ФЗ. В соответствии с этими статьями россияне могут являться подданными другой страны, если это допускается российскими законами или имеются договоренности России с зарубежными странами. При этом факт наличия гражданства другой страны не прекращает российского гражданства и не мешает человеку пользоваться всеми правами российского гражданина, если это не противоречит законодательству или международным договорам, которые заключила Россия.

Смотрите так же:  Адвокаты наследство москва

В настоящее время Российская Федерация подписала и ратифицировала соглашения, которые решают вопросы, касающиеся двойного гражданства, с Республикой Таджикистан (закон от 15.12.1996 № 152-ФЗ). До 18.05.2015 года действовало соглашение о двойном гражданстве с Туркменистаном (закон от 25.11.1994 № 41-ФЗ), но начиная с указанной даты эти отношения прекращены. Однако это не значит, что россиянин не может иметь гражданство того государства, с которым Россия не заключила договор. Просто в данном случае такое лицо рассматривается со стороны Российской Федерации не как человек, имеющий двойное гражданство в России, а исключительно как российский гражданин, не принимая во внимание наличие еще одного гражданства. То есть получается, что двойное гражданство официально возможно только с двумя странами (лица, получившие гражданство Туркмении до 18.05.2015, сохраняют его на условиях двойного гражданства). Во всех остальных случаях это, исходя из понимания закона, не будет являться двойным гражданством. Но так как законом не предусмотрено однозначного и четкого запрета на наличие гражданства той страны, с которой отсутствуют международные договоренности, и никаких санкций за наличие такого гражданства российским законодательством не предусмотрено, то многие российские граждане пользуются этим и имеют гражданство других стран.

При этом стоит отметить, что некоторые категории российских граждан все же ограничены в возможности иметь какое бы ни было иностранное гражданство. В первую очередь данное ограничение распространяется на лиц, которые поступают на гражданскую службу (подпункт 6 пункта 1 статьи 16 закона от 27.06.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»). Такие лица не могут быть госслужащими в случае наличия у них иностранного гражданства, если иное не содержится в международных договорах, заключаемых Россией. Нарушение запрета на двойное гражданство в России повлечет освобождение нарушителя от должности в связи с утратой доверия.

Двойное гражданство — новый закон 2017-2018 годов

Что же касается действующего в настоящее время законодательства, то 04.08.2014 начал действовать закон от 4 июня 2014 № 142-ФЗ (далее по тексту — Закон), вносящий поправки в закон «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 № 62-ФЗ. Изменения были разработаны, исходя из следующих соображений.

  • Человек, у которого помимо российского гражданства есть также гражданство другой страны, тем самым имеет определенную связь с другой страной, в гражданстве которой он состоит.
  • В итоге у него имеются различные обязанности не только перед Россией, но и перед другой страной.
  • Эти факторы снижают патриотизм такого гражданина и его привязанность к России. Ведь принимая те или иные решения, связанные с Россией, подданный другой страны будет руководствоваться не только интересами России и ее граждан, но и интересами того государства, в чьем гражданстве он также состоит.

В связи с этим предполагается, что государство (Российская Федерация) вправе знать, кто именно из его граждан стоит на страже не только российских интересов, но и иностранных, имея гражданство других стран. При этом необходимо отметить, что данный закон не ставит перед российскими гражданами запрет на наличие гражданства другой страны (в этом плане ничего не меняется), а всего лишь предусматривает обязанность сообщать о факте наличия такого гражданства. Но такая обязанность по сообщению касается не только наличия другого гражданства, но также случаев, когда человек имеет вид на жительство в другой стране или документ, дающий право человеку жить за границей. Что понимается под таким документом, гражданин должен определить самостоятельно, основываясь на законодательстве страны, выдавшей такой документ.

Вышеуказанный закон предусматривает, что теперь все российские граждане, которые постоянно живут в России и имеют второе гражданство, вид на жительство или другой документ, дающий право проживать в другой стране, обязаны уведомить об указанных обстоятельствах Федеральную миграционную службу РФ по месту постоянного проживания или, при его отсутствии, по месту пребывания или по фактическому нахождению в течение 60 календарных дней с момента наступления таких обстоятельств. Что же касается детей до 18 лет, а также лиц, ограниченных в дееспособности, то в отношении них такое уведомление подается родителями (достаточно, если его подаст один из них) или другими официальными представителями (усыновителями, опекунами, попечителями и т. д.).

При этом предусмотренное законом уведомление подается при приобретении каждого нового гражданства или нового документа, который дает право проживать за границей.

Данная обязанность по уведомлению не распространяется на тех, кто имеет двойное гражданство в России, но живет за границей, а также в тех случаях, если это предусмотрено законодательством или действующими договоренностями России с другими странами. Что же касается жителей Крыма, которые не так давно стали российскими гражданами, то на них обязанность по уведомлению о двойном гражданстве распространяется с 01.01.2016.

Ответственность за нарушение закона РФ о двойном гражданстве

В случае неподачи уведомления о двойном гражданстве, имеющемся виде на жительство или документе, который подтверждает право проживать за границей, или подачи его с нарушением установленного порядка для лица, которое не исполнило предусмотренную обязанность, может наступить административная или уголовная ответственность. Принятый Закон вносит также поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) и Уголовный кодекс РФ.

В соответствии со статьей 19.8.3 КоАП РФ административная ответственность наступает в случае, если лицо нарушило установленный порядок подачи уведомления, то есть был нарушен срок подачи или данные, содержащиеся в уведомлении, указаны не полно или не соответствуют действительности. За указанные нарушения предусмотрен штраф от 500 до 1000 рублей.

В соответствии со статьей 19.8.3 КоАП РФ административная ответственность наступает в случае, если лицо нарушило установленный порядок подачи уведомления, то есть был нарушен срок подачи или данные, содержащиеся в уведомлении, указаны не полно или не соответствуют действительности, т. е. нарушен порядок подачи уведомления. За указанные нарушения предусмотрен штраф от 500 до 1000 рублей.

  • Штраф до 200 000 рублей.
  • Штраф, равный заработку или другому доходу нарушителя за период до 1 года.
  • Обязательные работы до 400 часов.

Правовые коллизии нового закона о двойном гражданстве

Вступившие в силу поправки, касающиеся необходимости уведомлять о двойном гражданстве в России, изначально имели ряд неопределенностей, которые на практике вызывали существенные сложности. В частности, на момент установления обязанности по уведомлению о получении/наличии двойного гражданства в условиях постоянного проживания за границей, не было определено, что именно является постоянным проживанием. Кроме этого, не было ясно, как следует поступать человеку в ситуации, когда он в силу тех или иных причин временно находится за границей (учеба, работа и т. д.), при этом зарегистрирован в России. Ведь статья 6 закона «О гражданстве РФ» и пункт 3 «Порядка подачи уведомлений …», утвержденного приказом ФМС РФ от 28.07.2014 № 450, предусматривают возможность подать требуемое уведомление либо лично, либо почтой через организацию федеральной почтовой связи, то есть через Почту России. Соответственно, исполнить свою обязанность, находясь в другой стране, было невозможно.

Возникали трудности и у тех лиц, которые проходили лечение в медицинском учреждении. Ведь даже для почтовой отправки такого уведомления требуется личное присутствие с предъявлением паспорта.

Однако уже 31.12.2014 был подписан закон № 507-ФЗ, устраняющий большинство правовых коллизий. В частности, для граждан, временно находящихся за границей, возможность подать уведомление в течение 30 календарных дней со дня возвращения в Россию. Также определено, что если гражданин постоянно проживал в другой стране, а теперь вернулся в Россию для постоянного проживания, то он должен подать уведомление в течение 60 календарных дней со дня возвращения. Для граждан, проходящих лечение в медицинском учреждении за границей, предусмотрена возможность подачи уведомления через представителя, которому гражданин выдал доверенность, удостоверенную нотариусом или главным врачом медицинского учреждения, в котором он находится.

Статья 62 Конституции РФ

1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Смотрите так же:  Заявить о дтп осаго

2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Комментарий к Статье 62 Конституции РФ

1. Обладание гражданством двух или нескольких независимых друг от друга государств принято называть двойным или множественным гражданством.

Отечественному законодательству о гражданстве всегда была свойственна традиция отказа от двойного гражданства. Она была нарушена Законом о гражданстве 1991 г., который признал возможность наличия у граждан России двойного гражданства.

Приобретение гражданства РФ иностранными гражданами допускалось этим законом исключительно при условии их отказа от прежнего гражданства. Исключение, т.е. сохранение иностранным гражданином его иностранного гражданства при приобретении российского гражданства, было возможно лишь в том случае, когда международным договором РФ с государством, гражданином которого является приобретающее российское гражданство лицо, предусмотрена возможность двойного гражданства. Наличие такого договора было обязательным условием приобретения гражданином России одновременно и гражданства другого государства.

Действующая Конституция вслед за Законом о гражданстве 1991 г. также признала возможность граждан РФ иметь двойное гражданство. Признание института двойного гражданства на конституционном уровне, считавшегося одним из важных проявлений демократизма новой России, было обусловлено прежде всего необходимостью обеспечения со стороны России защиты прав, свобод и законных интересов этнических россиян, проживающих за рубежом.

Однако практика показала, что признание этого института не решило ни одной из тех задач, которые с ним связывались, а скорее наоборот, усугубило положение россиян, прибегнувших к использованию тех возможностей, которые этот институт должен был предоставить. Говоря об этих возможностях, нельзя забывать известное правило: если одно государство, гражданство которого лицо имеет, пытается оказать ему защиту через свое дипломатическое или консульское представительство во время его нахождения на территории другого государства, гражданство которого оно также имеет, то такая защита будет непременно отклонена именно на том основании, что данное лицо является гражданином государства пребывания.

Сложившаяся практика показывает, что искусственное насаждение двойного гражданства в России, вопреки многолетним традициям, ничего положительного с собой не принесло ни для граждан России, ни для самой России, ни для бывших граждан СССР, исторически или этнически связанных с Россией, но оказавшихся на территории других государств, образовавшихся после распада СССР. Более того, предназначенное прежде всего для предоставления россиянам, проживающим в других республиках бывшего СССР, возможности получить гражданство России, двойное гражданство вскоре породило процесс получения российского гражданства в качестве второго выходцами из этих республик, представляющими их титульные нации. В результате их диаспора в России составила почти 10 млн человек и продолжает расти из-за плохих условий жизни в этих республиках.

В самой России подавляющее большинство ее жителей не проявляют интереса к иностранному гражданству, а следовательно, и к двойному гражданству. Что же касается бывших союзных республик, входивших в состав СССР, то в большинстве из них двойное гражданство отрицается, а своих граждан, которые приобретают российское гражданство, они не считают сохранившими одновременно и их гражданство, т.е. рассматривают в качестве иностранцев.

Закон о гражданстве 2002 г. сохраняет институт двойного гражданства. В нем содержится понятие двойного гражданства (ст. 3), которое определяется как «наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства». В Закон также включена ст. 6, посвященная двойному гражданству, которая базируется на комментируемой конституционной норме, допускающей наличие у гражданина РФ иного гражданства в соответствии с международными договорами РФ или федеральным законом. Правоотношения Российской Федерации со своими гражданами в этих случаях регулируются нормами, изложенными в комментируемой статье и в соответствующих международных договорах.

2. Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ. В таких случаях Россия фактически не признает наличие у гражданина двойного гражданства и в своих правоотношениях исходит из его статуса гражданина РФ со всеми вытекающими из этого последствиями.

Однако из этого общего правила федеральным законом сделан целый ряд исключений. Так, например, в соответствии с Законом РФ «О государственной тайне» и Положением о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, к государственной тайне лица, имеющие двойное гражданство, приобретенное в соответствии с законом, получают допуск лишь к сведениям, составляющим государственную тайну с грифом «секретно». Основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне являются: а) постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и б) выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности РФ.

Действующее законодательство РФ запрещает лицам, имеющим двойное гражданство, быть министрами федерального правительства, депутатами Государственной Думы и т.д.

Международные договоры РФ также регулируют правовой статус лиц, имеющих двойное гражданство. В них обычно указывается что лицо, состоящее в гражданстве стран, заключивших договор, не может одновременно осуществлять права и обязанности, вытекающие из гражданства этих стран. Например, такие лица проходят военную службу в соответствии с законодательством стороны, на территории которой они постоянно проживают на момент призыва, и не подлежат призыву на военную службу в соответствии с законодательством другой стороны. В соответствии с договором на гражданина, состоящего в гражданстве двух стран и пребывающего на территории одной из них, не распространяются ограничения в правах или дополнительных обязанностях, которые установлены для иностранных граждан в стране пребывания.

3. Комментируемая статья закрепляет основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разделяет всех законно находящихся в России иностранцев на временно пребывающих, временно проживающих и постоянно проживающих. Принадлежностью к одной из этих категорий определяется различный срок пребывания иностранца на территории РФ.

В целом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ. Однако федеральным законом или международным договором РФ могут быть установлены исключения из этого правила. Из комментируемой статьи в ее взаимосвязи с ч. 2 ст. 17 и другими статьями Конституции, касающимися прав и свобод человека и гражданина, следует, что речь идет о случаях, устанавливаемых лишь применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно граждан РФ, т.е. возникают и осуществляются в силу особой связи между государством и его гражданами (см. Постановление КС РФ от 17.02.1998 N 6-П*(737)).

Иностранные граждане имеют право на свободное передвижение в пределах территории РФ при некоторых ограничениях, установленных федеральным законом. Иностранные граждане не обладают правом избирать и быть избранным в органы государственной власти, а также участвовать в референдуме РФ и ее субъектов. Вместе с тем постоянно проживающие в России иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме. Иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу). Однако они могут поступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала в соответствии с федеральными законами (см. комментарий к ст. 59).

Иностранные граждане не имеют права: находиться на муниципальной, государственной службе; быть членами экипажа военного корабля РФ, быть командирами воздушного судна гражданской авиации и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом. В сфере трудовых отношений иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом. Закон предусматривает, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии на это разрешения. В свою очередь и иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Однако это условие не распространяется на широкий круг иностранных граждан: постоянно и временно проживающих в России; сотрудников дипломатических и консульских учреждений; журналистов, аккредитованных в Российской Федерации; обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования и др.

Международным договором или федеральным законом могут устанавливаться ограничения права собственности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. При этом как сама возможность ограничения федеральным законом этого права, так и его характер определяются законодателем не произвольно, а в соответствии с Конституцией, согласно ч. 3 ст. 55 (см. Постановление КС РФ от 20.07.1999 N 12-П*(738)).

К отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц применяются правила гражданского законодательства в соответствии с принципом «национального режима». Земельный кодекс устанавливает право указанных лиц приобретать в собственность земельные участки на территории РФ, а сама по себе возможность предоставления указанным лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России (см. Постановление КС РФ от 23.04.2004 N 8-П*(739)).

Иностранные граждане, совершившие преступления, административные и иные правонарушения на территории РФ, подлежат ответственности на общих основаниях с ее гражданами.