Приобретение гражданства

  • Понятие, предмет и методы конституционного права
  • Государственное право
  • Место конституционного права в системе права
  • Конституционное право как отрасль права
  • Конституционное право как наука
  • Наука конституционного права, её понятие и предмет
  • Система конституционного права
  • Конституционно-правовая ответственность
  • Источники и методы науки конституционного права
  • Источники конституционного права

Приобретение гражданства

Приобретение гражданства — обретение иностранцем, лицом без гражданства (апатридом) статуса гражданина РФ по основаниям и в порядке, предусмотренным российским законодательством о гражданстве.

  • по рождению;
  • в результате приема в гражданство;
  • в результате восстановления в гражданстве;
  • путем выбора гражданства (оптации) и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации и СССР;
  • по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве.

Приобретение гражданства по рождению

Приобретение гражданства по рождению (филиация) означает, что гражданская связь лица с государством возникает из самого факта его рождения. Датой приобретения гражданства является дата рождения. Законодатель вводит ряд правил определения гражданства по рождению.

Родившийся ребенок становится российским гражданином независимо оттого, где он родился (на территории России или за ее пределами), если оба его родителя или единственный родитель имеют на момент рождения российское гражданство. Это правило исходит из принципа крови.

Если один из родителей на момент рождения ребенка имеет российское гражданство, а другой родитель является лицом без гражданства или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно, то ребенок становится российским гражданином независимо от места рождения. Здесь также действует принцип крови.

Если один из родителей на момент рождения ребенка имеет российское гражданство, а другой родитель является иностранцем, ребенок становится российским гражданином при условии, что родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства. В таком случае используются как принцип крови, так и принцип почвы.

Если родители, проживающие на территории Российской Федерации, на момент рождения ребенка являются иностранцами или лицами без гражданства, ребенок становится российским гражданином тогда, когда родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются родители, не предоставляют ему свое гражданство. Данное правило исходит из принципа почвы.

Находящийся на территории Российской Федерации ребенок, родители которого неизвестны, становится российским гражданином в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения. Изложенное правило также исходит из принципа почвы.

В перечисленных случаях российское гражданство предоставляется детям независимо от волеизъявления их родителей и, естественно, их самих. Удостоверение и оформление наличия у ребенка российского гражданства производится органами миграционной службы, органами Министерства иностранных дел.

Прием в гражданство в общем порядке

Прием в российское гражданство (натурализация, укоренение) осуществляется в России в разрешительном порядке, хотя момент усмотрения существенно ограничен законодательными рамками. Суть ограниченного разрешительного порядка: иностранец или лицо без гражданства могут приобрести гражданство России при положительном решении этого вопроса Президентом РФ. Однако Президент, принимая свое решение, должен ориентироваться на требования законодательства о гражданстве.

Данный порядок не ущемляет право индивидов на гражданство. Право каждого человека на гражданство не означает возможность получения гражданства любым желающим. Оно включает: во-первых, право человека на обращение за гражданством даже в случае, когда ему ранее было в этом отказано; во-вторых, обязанность государства закреплять в законодательстве основания отказа в приеме, если даже они содержат момент усмотрения.

Одним из критериев правомерности приема является добровольность со стороны обращающегося лица. Добровольность выражается в подаче заявления о приеме в гражданство по собственной воле лица. С точки зрения международного права противоправными считаются односторонние действия государства, направленные на навязывание своего гражданства гражданам иностранных государств, например после аннексии чужой территории.

Законодательство большинства государств закрепляет определенные предпосылки приема в гражданство. В ряде стран, например, на основе доктрины «эффективной связи лица с государством» предпосылкой приема является «домицилий», или, иначе, ценз оседлости. В некоторых странах условие оседлости считается выполненным, если ходатайствующий о приеме в гражданство человек прослужит некоторое время на судах заграничного плавания конкретного государства (как в Швеции) или в действующей армии (как в США).

Эффективная связь лица с государством подразумевает его фактическое укоренение в государстве и обществе, когда человек, не будучи гражданином, постоянно и на законных основаниях проживает и работает в данной стране, имеет здесь недвижимость и иную собственность, участвует в общественно-политической жизни в допустимых формах и т. д.

Российский законодатель также вводит ценз оседлости и называет ряд иных условий приема в гражданство. По общему правилу с заявлениями о приеме в гражданство вправе обращаться иностранцы, лица без гражданства, достигшие 18-летнего возраста, дееспособные, проживающие на территории России со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство в течение пяти лег непрерывно. Срок проживания на территории России считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы страны не более чем на три месяца в течение одного года.

Пятилетний срок непрерывного проживания сокращается до одного года при наличии одного из следующих оснований:

  • наличие улица высоких достижений в области науки, техники и культуры, обладание профессией, квалификацией, представляющей интерес для Российской Федерации;
  • предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;
  • признание лица беженцем.

Помимо ценза оседлости для принятия в гражданство также требуется, чтобы заявитель взял обязательство соблюдать Конституцию РФ и российское законодательство, имел законный источник средств существования, обратился в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у него гражданства, владел русским языком.

Заявитель лично подписывает следующий текст: «В случае принятия меня в гражданство Российской Федерации обязуюсь быть верным России и добросовестно выполнять свой гражданский долг в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации».

Наличие законного источника средств существования подтверждаются справкой о доходах физического лица, налоговой декларацией, справкой с места работы, трудовой книжкой, пенсионным удостоверением, справкой органа социальной защиты о получении пособия, подтверждением получения алиментов, справкой о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, иными документами.

Отказ от иного гражданства не требуется в нормативно предусмотренных случаях или если он невозможен (в силу законодательства иных стран). Не обязаны подтверждать отказ от иного гражданства беженцы, лица, получившие в России политическое убежище. Если отказ от иного гражданства обусловлен приобретением российского гражданства, то заявитель обязуется в течение года со дня приобретения российского гражданства представить документ о выходе из иного гражданства. Если иное гражданство прекращается в случае приобретения российского гражданства, то заявитель обязуется представить соответствующий документ в течение трех месяцев со дня приобретения российского гражданства.

Владение русским языком необходимо на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды. Владение русским языком на указанном уровне подтверждается документом государственного образца о получении образования (не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением (организацией): до 1 сентября 1991 г. — на территории государства, входившего в состав СССР; после этой даты — на территории Российской Федерации. Другие документы, подтверждающие владение русским языком: сертификат о прохождении тестирования по русскому языку, выданный уполномоченным образовательным учреждением; документ об образовании, выданный на территории иностранного государства и имеющий в приложении запись об изучении курса русского языка, с нотариально удостоверенным переводом и свидетельством об эквивалентности документа об образовании. От представления документов, подтверждающих владение русским языком, освобождаются мужчины, достигшие возраста 65 лег, женщины — 60 лет, а также недееспособные лица и инвалиды I группы.

Требования пятилетнего ценза оседлости и наличие вида на жительство не обязательны при приеме в российское гражданство граждан государств, входивших в состав СССР, проходящих не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях.

Требования пятилетнего ценза оседлости, наличия законного источника существования, владения русским языком не являются обязательными в случае приема в российское гражданство лиц, имеющих особые заслуги перед Российской Федерацией. Названными заслугами являются выдающиеся достижения в области науки, техники, производства, культуры, спорта, значительный вклад в развитие экономики, обеспечение обороны и безопасности России, другие заслуги, способствовавшие повышению се международного престижа. Прием в гражданство указанных лиц осуществляется при наличии их волеизъявления, а также обращения к Президенту РФ федерального органа государственной власти или высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта Федерации.

Заявления о приеме в российское гражданство подаются в письменном виде на имя Президента РФ в органы миграционной службы по месту жительства лица или в дипломатические представительства и консульские учреждения страны, в случае проживания обращающегося за рубежом. Органы миграционной службы, дипломатические представительства, консульские учреждения проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений о приеме и направляют последние вместе с иными документами и собственными заключениями по существу вопроса в комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ. Последняя проводит собственные проверки и готовит проекты указов Президента РФ о приеме в гражданство или об отказе в приеме. Рассмотрение заявлений о приеме в гражданство в общем порядке и принятие по ним решений осуществляются в срок до одного года со дня подачи заявлений и иных необходимых документов. Российское гражданство считается приобретенным лицом с момента вступления в силу соответствующего указа Президента РФ.

Смотрите так же:  864 приказ минздрава

Прием в гражданство в упрощенном порядке

Ряд иностранцев, лиц без гражданства вправе приобрести российское гражданство без соблюдения всех условий приобретения гражданства в общем порядке. Без соблюдения общих условий о сроке проживания на территории Российской Федерации вправе приобрести гражданство лица, достигшие 18-летнего возраста, дееспособные: имеющие хотя бы одного родителя — российского гражданина, проживающего на территории Российской Федерации; лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, проживавшие и проживающие в государствах, входивших в состав СССР, не получившие гражданства этих государств; граждане государств, входивших в состав СССР, получившие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 г.; иностранцы и лица без гражданства, родившиеся на территории РСФСР и имевшие гражданство бывшего СССР либо состоящие в браке с гражданином РФ не менее трех лег или являющиеся нетрудоспособными и имеющими дееспособных сына или дочь, достигших 18 лег и являющихся гражданами РФ.

Без соблюдения общих условий о сроке проживания в Российской Федерации и без предоставления вида на жительство вправе приобрести гражданство нетрудоспособные иностранцы и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г.

Без соблюдения общих условий о сроке проживания, наличии законных источников средств к существованию, владении русским языком вправе приобрести гражданство иностранцы и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, если они до 1 января 2008 г. заявят о своем желании приобрести российское гражданство.

Без соблюдения тех же общих условий, а также условия отказа от гражданства иного государства и предоставления вида на жительство вправе приобрести гражданство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации.

В упрошенном порядке приобретают российское гражданство являющиеся иностранцами или лицами без гражданства: а) ребенок, один из родителей которого имеет российское гражданство, — по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя, если ребенок проживает вне пределов Российской Федерации; б) ребенок, единственный родитель которого имеет российское гражданство, — по заявлению родителя; в) ребенок или недееспособное лицо, над которым установлена опека или попечительство, — по заявлению опекуна, попечителя, имеющего российское гражданство.

Данный перечень расширен Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. № 151-ФЗ.

Упрощенный прием в гражданство производится в уведомительном порядке органами миграционной службы внутри страны, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями — за рубежом. Заявления о приеме в гражданство в упрощенном порядке и принятие по ним решений рассматриваются в срок до шести месяцев. При этом не требуются ценз оседлости (общий или сокращенный), наличие законного источника существования, владение русским языком. У несовершеннолетних детей, недееспособных лиц, кроме того, не отбирается обязательство соблюдать Конституцию РФ и российское законодательство. Не обязательно также представление документов о прекращении иного гражданства ребенка, недееспособного лица или документа об отказе от такого гражданства. Вместе с тем прием в российское гражданство ребенка в возрасте от 14 до 18 лет производится с его письменного согласия.

Восстановление в гражданстве

Восстановление в гражданстве (или ренатурализация, или повторное укоренение) — предоставление российского гражданства лицам, ранее им обладавшим. Восстановление в гражданстве производится так же, как и прием в гражданство — в общем порядке (указом Президента РФ), за исключением требования о сроке непрерывного проживания в Российской Федерации. Он при восстановлении сокращен до трех лет.

Представляется, однако, что ренатурализация может осуществляться и с сокращением срока непрерывного проживания до одного года (ч. 2 ст. 13 Закона о гражданстве), и в упрощенном порядке (ст. 14). Конечно, при наличии обстоятельств, предусмотренных в указанных статьях Закона.

Отклонение заявлений о приеме в гражданство

Заявления о приеме в гражданство в общем, упрощенном порядке, о восстановлении в гражданстве отклоняются в случаях (ст. 16 Закона о гражданстве):

  • выступления лица за насильственное изменение основ конституционного строя страны или иные действия, создающие угрозу безопасности Российской Федерации;
  • выдворения лица за пределы страны в течение пяти лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство (восстановлении в гражданстве);
  • использования при приеме в гражданство подложных документов или сообщения о себе ложных сведений;
  • состояния лица на военной службе, на службе в органах безопасности или правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  • наличия улица неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми федеральным законом;
  • преследования лица в уголовном порядке компетентными органами России, иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);
  • осуждения лица и отбытие им наказания в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания).

Решения об отклонении заявлений о приеме, восстановлении в гражданстве принимают органы, их рассматривающие. Президент РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных в п. «б»-«ж», в исключительных случаях вправе рассмотреть вопрос о приеме в российское гражданство, восстановлении в гражданстве иностранцев, лиц без гражданства.

Иные основания приобретения гражданства

Помимо фактов рождения, приема в гражданство, его восстановления, появление у лица гражданства может связываться с наступлением иных обстоятельств, в частности заложенных в международных договорах.

Одно из таких обстоятельств — оптация, когда два или более государств договариваются между собой о том, что часть их граждан до установленного договором срока получает право выбора гражданства одного из договаривающихся государств. Если гражданин одного государства — участника договора решает избрать гражданство другого государства, его гражданство меняется, например, с момента выезда на постоянное место жительства в государство своего нового гражданства. С помощью оптации государства производят массовое взаимное переселение своих граждан.

Оптация осуществлялась, например, в соответствии с Соглашением между СССР и Чехословакией от 10 июля 1946 г. На его основе Президиум Верховного Совета СССР издал Указ от 31 октября 1946 г., установивший, что лица чешской и словацкой национальностей, члены их семей, переселяющиеся из СССР в Чехословакию, признаются вышедшими из советского гражданства с момента их выезда из СССР, а лица русской, украинской и белорусской национальностей, члены их семей, переселяющиеся из Чехословакии в СССР, приобретают советское гражданство с момента их прибытия на территорию СССР.

Оптация применяется и для того, чтобы дать возможность жителям территорий, изменивших свою государственную принадлежность, самостоятельно сделать выбор между сохранением прежнего гражданства (если государство прежнего гражданства продолжает существовать) или обретением гражданства государства, к которому отошла территория их проживания.

К числу иных оснований приобретения российского гражданства относятся также правила следования гражданства детей гражданству родителей, усыновителей (удочерителей), опекунов, попечителей, следования гражданства недееспособных лиц гражданству попечителей. Приобретение, прекращение российского гражданства в этих случаях оформляется либо в общем порядке (Президентом РФ), либо в упрощенном порядке (органами миграционной службы, органами Министерства иностранных дел). Для приобретения или прекращения российского гражданства ребенка в возрасте от 14 до 18 лет во всех случаях его следования гражданству родителя, усыновителя (удочерителя), попечителя требуется письменное согласие ребенка.

Если один из родителей, имеющих иностранное гражданство, приобретает российское гражданство, их ребенок, проживающий на территории России, может приобрести российское гражданство по заявлению его родителя, приобретающего российское гражданство.

Если один из родителей, имеющих иностранное гражданство, приобретает российское гражданство, их ребенок, проживающий за пределами России, может приобрести российское гражданство по заявлению обоих родителей.

Если один из родителей, имеющих иностранное гражданство, приобретает российское гражданство, а другой родитель является лицом без гражданства, их ребенок может приобрести российское гражданство по заявлению родителя, приобретающего российское гражданство.

Если один из родителей, приобретающих российское гражданство, является лицом без гражданства, а другой родитель имеет иностранное гражданство, их ребенок может приобрести российское гражданство по заявлению обоих родителей.

Ребенок, являющийся российским гражданином, при усыновлении (удочерении) его иностранными гражданами или иностранным гражданином сохраняет российское гражданство. Последнее может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей или единственного усыновителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

Ребенок, усыновленный (удочеренный) российским гражданином или супругами, являющимися российскими гражданами, или супругами, один из которых — российский гражданин, а другой — лицо без гражданства, приобретает российское гражданство со дня усыновления (удочерения) независимо от места жительства ребенка по заявлению усыновителя — российского гражданина.

Смотрите так же:  Пошаговое увольнение при ликвидации предприятия

Ребенок, усыновленный (удочеренный) супругами, один из которых является российским гражданином, а другой — иностранцем, может приобрести российское гражданство в упрощенном порядке по заявлению обоих усыновителей независимо от места жительства ребенка. В этом случае при отсутствии в течение одного года со дня усыновления (удочерения) заявления обоих усыновителей ребенок приобретает российское гражданство со дня усыновления (удочерения), если он и его усыновители проживают на территории России.

Ребенок (недееспособное лицо), над которым установлена опека или попечительство российского гражданина, приобретает российское гражданство в упрощенном порядке по заявлению опекуна или попечителя.

Ребенок (недееспособное лицо), находящийся на полном государственном попечении в воспитательном, лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения, другом аналогичном учреждении России, приобретает российское гражданство в упрощенном порядке по заявлению руководителя соответствующего учреждения.

Ребенок (недееспособное лицо), над которым установлена опека или попечительство иностранца, приобретающего российское гражданство, может приобрести российское гражданство одновременно с указанным гражданином по его заявлению.

Ребенок (недееспособное лицо), являющийся российским гражданином, над которым установлена опека или попечительство иностранного гражданина, сохраняет российское гражданство.

  • Понятие, предмет и методы конституционного права
  • Государственное право
  • Место конституционного права в системе права
  • Конституционное право как отрасль права
  • Конституционное право как наука
  • Наука конституционного права, её понятие и предмет
  • Система конституционного права
  • Конституционно-правовая ответственность
  • Источники и методы науки конституционного права

Понятие российского гражданства

Термин «гражданство» имеет три основных значения:

  • одно из суверенных прав государства;
  • публично-правовое состояние индивидов;
  • конституционно-правовой институт.

В качестве суверенного права государства гражданство означает возможность государства в одностороннем порядке регулировать отношения гражданства. Само государство слагается из территории, государственного аппарата, материальных и природных ресурсов, населения. Население состоит из лиц, постоянно проживающих или временно пребывающих на территории государства. Население неоднородно и не все его группы оценивают государство как свое. Тем более не все из них видят своим долгом и интересом защиту государственной безопасности в случаях вооруженных конфликтов, войн.

Понимая это, государство заботится о своей прочности, для чего стремится к формально-правовому, а также идеологическому, духовному выделению той части своего населения, на которую оно вправе опереться при решении любых задач, которой оно, наконец, доверяет полное участие в своих делах. Это и есть граждане или, в некоторых странах, подданные. Государство заинтересовано, чтобы его граждане составляли решающее большинство, определяющее общую линию поведения населения в целом. Остальные группы населения (иностранцы, лица без гражданства) полезны государству, но ему не принадлежат.

Формально-правовое обособление гражданской части населения осуществляется путем: одностороннего установления государством условий и порядка признания, приобретения, прекращения гражданства, рассмотрения органами государственной власти конкретных вопросов признания, приобретения гражданства и его прекращения; заключения органами государственной власти международных соглашений по вопросам гражданства с другими странами.

Гражданство как публично-правовое состояние индивидов представляет собой их устойчивую правовую связь с государством в целом, выражающуюся в состоянии «принадлежности» индивидов своему государству. Данная связь является устойчивой и носит первичный характер по отношению к иным правовым связям индивидов и государства (индивидов и органов государственной власти). Устойчивость гражданства выражается в его бессрочности и неизменности. Гражданство может быть прекращено только в прямо закрепленных законом случаях, при этом ни государственные органы, ни гражданин не вправе менять правовое содержание гражданства по сравнению с тем, как оно зафиксировано в законе. Первичность гражданства заключается в том, что именно состояние гражданства (безгражданства, иностранного гражданства) определяет содержание правового статуса индивида, набор его основных и прочих прав, свобод, обязанностей. В силу гражданского статуса на индивида в полном объеме распространяется суверенная воля государства, и в то же время он пользуется защитой и покровительством со стороны государства, где бы ни проживал.

Гражданству как правовому состоянию близко подданство — тоже состояние принадлежности индивида своему государству. Однако между ними имеется и существенное различие, заключающееся в степени и характере принадлежности. Подданство как институт, присущий государствам с монархической формой правления, означает крайнюю степень принадлежности. Подданный наделяется определенным объемом прав, свобод, обязанностей, но не является субъектом власти в своей стране. Гражданство же представляет собой состояние взаимной принадлежности: не только индивид принадлежит государству, но и государство принадлежит гражданам. Граждане, если пользоваться цивилистической терминологией, являются «сособственниками» своего государства. Коллектив граждан — первичный субъект верховной власти, и гражданство определяет круг лип, составляющих данный коллектив.

Различение гражданства и подданства по критерию первичного субъекта власти в государстве более правильно, чем по критерию формы правления (республиканской и монархической). Дело в том, что гражданство вводится не только в государствах с республиканской формой правления, но и в некоторых конституционных монархиях. Так, ст. 1 Конституции Японии гласит, что император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть. В развитие этого принципа ст. 10 Конституции Японии устанавливает институт гражданства.

Таким образом, главная отличительная особенность гражданства как индивидуального правового состояния — наличие у лица статуса субъекта верховной власти в составе народа (коллектива граждан).

Законодательное определение гражданства воспроизводит именно это значение. Гражданство РФ определяется в ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с последующими изменениями) (далее — Закон о гражданстве) как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Гражданство в качестве конституционно-правового института — совокупность конституционных и обычных норм, регулирующих отношения между государством, с одной стороны, и гражданами, иностранцами, лицами без гражданства — с другой. Нормы этого института устанавливают:

  • круг лиц, признаваемых российскими гражданами;
  • основания и порядок приобретения и прекращения гражданства;
  • двойное и множественное гражданство;
  • порядок рассмотрения и решения дел по вопросам гражданства.

К правилам гражданства близки институты правового положения иностранцев, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев, въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее.

Нормы института гражданства содержатся в Конституции РФ (ст. 6, 61-63), Законе о гражданстве, Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325, ряде иных нормативных актов, а также в международных договорах (например, в договорах с Казахстаном и Киргизией об упрощенном порядке приобретения гражданства Российской Федерации, Казахстана, Киргизии гражданами стран — участниц названных договоров), в том числе заключенных еще Союзом ССР (например, в Конвенции о гражданстве замужней женщины от 29 января 1957 г.).

Принципы гражданства РФ

Российское гражданство основывается на положениях, общих для всех элементов конституционного положения личности, конкретизированных в ряде особых принципов.

Принцип единого гражданства

Прежний российский закон о гражданстве предусматривал наряду с общероссийским гражданство республик в составе Федерации, что вытекало из характеристики республик как государств (ст. 5 Конституции РФ). В тех условиях принцип единого гражданства означал, что республиканское гражданство не обособлено от общероссийского и эффекта двойного гражданства не порождает.

Кроме того, в силу данного принципа нельзя было иметь гражданство республики в составе Федерации, не имея российского гражданства. Для приобретения республиканского гражданства достаточно было факта постоянного или преимущественного проживания российского гражданина на территории соответствующей республики. Республики не имели права принимать решения о прекращении своего гражданства. Действующий ныне Закон о гражданстве вслед за Конституцией РФ 1993 г. не предусматривает республиканского гражданства, хотя прямо и не отрицает его. В новых условиях единое гражданство, видимо, должно пониматься как определение гражданства Российской Федерации в качестве единственного в стране.

Принцип допущения двойного гражданства

Законодательство о гражданстве Союза ССР устанавливало жесткое правило об отрицании двойного гражданства. Статья 8 Закона Союза ССР от I декабря 1978 г. «О гражданстве СССР» гласила, что за лицом, являющимся гражданином СССР, не признается принадлежность к гражданству иностранного государства. Современное российское законодательство допускает возможность двойного гражданства. В ч. 1 ст. 62 Конституции РФ записано, что гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Формулировка Закона о гражданстве такова: «Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом» (ст. 6). То есть по общему правилу в России двойное гражданство отрицается, но из этого правила возможны исключения.

Суть принципа допущения двойного гражданства не в том, что Российская Федерация разрешает в определенных случаях своим гражданам приобретать иностранное гражданство и не разрешает этого делать тогда, когда приобретение второго (третьего и т. д.) гражданства не предусмотрено ее законами или международными договорами. Допущение двойного гражданства (при наличии закона, международного договора) означает, что Российская Федерация признает те юридические последствия, которые вытекают для нее из состояния ее граждан в гражданстве иностранных государств. Однако Российская Федерация не признает подобных последствий, если второе (третье и т. д.) гражданство у российских граждан не основано на ее законах или международных договорах. В любом случае приобретение российским гражданином иного гражданства само по себе не влечет за собой прекращение у него российского гражданства.

Смотрите так же:  Личн каб налог

Таким образом, допускается или отрицается не само второе гражданство, а его юридические последствия. Дело в том, что второе гражданство может появиться у гражданина России помимо его воли или воли иных лиц, органов. Часто второе (множественное) гражданство становится следствием коллизий законодательства о гражданстве разных стран.

Процедуры приобретения гражданства порождению в одних государствах основываются на праве почвы, а в других — на праве крови. Право почвы означает, что все дети, родившиеся на территории государства, исповедующего право почвы, становятся его гражданами независимо от гражданства их родителей. Право крови исходит из того, что дети граждан конкретной страны, закрепившей право крови, становятся ее гражданами независимо от места рождения. В Дании, России, Афганистане как основное используется право крови, а в США, Бразилии, Аргентине, на Кубе — право почвы. Теперь предположим, что семья граждан России переезжает на постоянное место жительства в США на законных основаниях, не утрачивая российского гражданства, и там у них рождается ребенок. Согласно российскому законодательству он будет рассматриваться как российский гражданин, однако в силу американского законодательства становится и гражданином США.

Стоит упомянуть, что согласно Венским конвенциям о дипломатических и консульских сношениях «право почвы» не распространяется лишь на детей иностранных дипломатов и консулов.

Двойное гражданство возникает и независимо от места рождения ребенка от смешанного по гражданству брака, если законодательство страны гражданства и отца, и матери содержит правило, согласно которому «право крови» действует и тогда, когда лишь один из родителей обладает гражданством данного государства. Если такой ребенок рождается на территории третьего государства, исповедующего «право почвы», то он в силу рождения одновременно приобретает и третье гражданство.

Двойное гражданство появляется у женщины при се вступлении в брак с иностранцем, если законодательство ее страны сохраняет за ней свое гражданство, а законодательство страны супруга предоставляет ей гражданство мужа. Статья 10 Закона о гражданстве Итальянской Республики гласит, например, что иностранка, выходя замуж за итальянского гражданина, приобретает итальянское гражданство.

Двойное гражданство должно быть скорее исключением, чем правилом. Оно не только расширяет возможности граждан, но и порождает для них, да и для государств, проблемы (где и как платить налоги, отбывать воинскую обязанность; как быть, если государства того и другого гражданства оказываются в ситуации военного конфликта).

Русский государствовед А. Градовский, выражая широко распространенную позицию, настаивал на исключительности отношений подданства (гражданства), поскольку в силу этих отношений индивид вместе со своим государством становится в резкую противоположность к иным государствам и их подданным. «Государство не может полагаться на защиту таких лиц, для которых благо данной страны есть нечто постороннее. Действуя исключительно под влиянием национальных интересов, верховная власть страны, естественно, может прийти в столкновение с интересами других народностей. В силу этого различия верховная впасть определенной страны должна быть поставлена совершенно независимо от отношений своих подданных ко всем верховным властям других государств. Отсюда прямо следует, что и политические права могут принадлежать в данном государстве только таким лицам, которые по своим интересам, по своему политическому миросозерцанию способны руководствоваться в управлении интересами своего отечества». Необдуманное использование государством практики двойного (множественного) гражданства, таким образом, чревато ослаблением его самостоятельности и безопасности.

Однако дозированное применение двойного гражданства в отношениях между странами, тесно связанными или стремящимися к установлению близких, доверительных отношений, полезно. Переход от жесткого отрицания двойного гражданства к его допущению позволяет расширить правовые возможности граждан по отношению к иным странам. Это важно, например, для представителей национальных, религиозных, языковых меньшинств, рассматривающих себя частью государства проживания и одновременно отождествляющих себя с теми странами, в которых национальная, религиозная, языковая культура их тяготения считается основной. Двойное гражданство крайне необходимо для граждан самостоятельных стран, составлявших ранее единое государство, по каким-то причинам позднее распавшееся. Отрицание двойного гражданства в этих вновь образовавшихся странах становится искусственным барьером между людьми, еще недавно составлявшими единое целое, затрудняет их общение, нарушает культурные, духовные, семейные связи.

Именно таково положение дел в государствах — бывших союзных республиках Союза ССР. Допущение двойного гражданства этими странами путем заключения двусторонних и многосторонних договоров стало бы серьезным объединительным началом в рамках Содружества Независимых Государств. Пока же большинство этих стран отрицательно относятся к двойному гражданству. Договоры о допущении двойного гражданства между ними редки (примером подобного договора является договор между Россией и Таджикистаном).

Принцип сохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими или пребывающими за рубежом (принцип экстерриториальности гражданства — ч. 3 ст. 4 Закона о гражданстве).

Этот принцип означает, что обладание российским гражданством не обусловливается обязательным проживанием в Российской Федерации. Выезд российского гражданина на постоянное место жительства за рубеж не влечет автоматического прекращения гражданства. Напротив, гражданин может выйти из российского гражданства, не выезжая из страны.

Противоположное решение вопроса о связи гражданства и места проживания лица содержалось в Указе Президиума Верховною Совета СССР от 17 февраля 1967 г. «О выходе из гражданства СССР лиц, переселяющихся из СССР в Израиль». Текст Указа официально опубликован для сведения в соответствии с Заключением Комитета конституционного надзора СССР от 29 ноября 1990 г. Указ устанавливал, что лица, переселявшиеся в соответствии с выраженным ими желанием из СССР в Израиль на постоянное жительство, считались выбывшими из советского гражданства с момента их выезда из СССР. Указ связывал утрату гражданства не с волеизъявлением гражданина на предмет его выхода из союзного гражданства, а с его желанием выехать из СССР на постоянное место жительства в другое государство.

Принцип защиты и покровительства российским гражданам, находящимся за пределами Российской Федерации (ст. 7 Закона о гражданстве)

К данному правилу примыкают предписания ст. 4 Закона о недопустимости выдачи гражданина России иностранному государству и о недопустимости его высылки за пределы Российской Федерации.

В настоящее время за рубежом постоянно проживает или временно пребывает значительное число российских граждан. Само нахождение за границей не может рассматриваться как основание для ограничения их конституционного положения. Они остаются равноправными гражданами. Формальным основанием для осуществления защиты и покровительства российскому гражданину за рубежом является документ, подтверждающий его российское гражданство: общегражданский заграничный паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (удостоверение личности моряка). В государстве своего проживания или пребывания гражданин становится на консульский учет в дипломатические представительства или консульские учреждения, и с этого момента должностные лица названных органов обязаны охранять его интересы и оказывать ему необходимую помощь.

Принцип невосприимчивости гражданства к изменениям семейного статуса (ст. 8, 9 Закона о гражданстве)

Российское государство исходит из того, что не только изменение места жительства, но и изменение семейного статуса лица автоматически не влияют на его положение как гражданина РФ. Во-первых, заключение или расторжение брака гражданином России с лицом, не принадлежащим к российскому гражданству, не влечет за собой изменение их гражданства. Во-вторых, изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменения гражданства другого супруга. В-третьих, расторжение брака не влечет за собой изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей. В-четвертых, гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав.

Принцип сокращения числа лиц без гражданства (ч. 6 ст. 4 Закона о гражданстве)

Государственная поддержка и предоставление широкого набора политических, социально-экономических, культурных, личных прав — надежная жизненная опора для индивида, однако государство оказывает такую поддержку в полном объеме лишь своим гражданам. В отличие от граждан и иностранцев, пользующихся поддержкой своих государств, в невыгодном положении оказываются лица без гражданства. Поэтому Российская Федерация проводит политику, направленную на сокращение этой категории своего населения. Данная политика основывается на поощрении приобретения российского гражданства лицами без гражданства.

Кроме того, законодатель вводит ряд правил, предотвращающих рост числа лиц без гражданства. Так, не может быть прекращено российское гражданство ребенка, если в результате этого он станет лицом без гражданства.

Принцип равного гражданства (ч. 2 ст. 4 Закона о гражданстве)

В рамках отношений гражданства принцип равного статуса индивидов независимо от социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности дополняется установкой, согласно которой все граждане РФ равны между собой независимо от времени состояния в российском гражданстве и основания его приобретения.

Принцип недопустимости лишения гражданства (ч. 4 ст. 4 Закона о гражданстве)

Российское законодательство о гражданстве отказалось от лишения гражданства, известного законодательству Союза ССР. Лишение гражданства — одностороннее, основанное на произвольном усмотрении прекращение государством гражданства отдельных лиц независимо от их желания. Право государства на определение круга своих граждан и процедур приобретения, прекращения гражданства не означает его права на лишение гражданства, например, в качестве меры ответственности лица. Однако государство вправе отменить ранее принятое им решение о предоставлении гражданства, если оно было приобретено лицом на основании подложных документов или заведомо ложных сведений.