Как составить приказ о переходе на эффективный контракт

Что такое эффективный контракт?

Это вид трудового соглашения для работников бюджетной сферы, в котором четко оговариваются:

  • должностные функции конкретного сотрудника;
  • способ оценки эффективности его деятельности;
  • условия оплаты труда и система поощрений по результатам труда;
  • меры социальной поддержки.

Государственная реформа преследует множество целей, главные из которых — обеспечить достойный уровень зарплаты и повысить престижность профессий бюджетников, а также улучшить качество предоставляемых ими услуг. Осуществляя переход на данный вид контракта, работодатель должен ориентироваться на следующие нормативно-правовые акты:

  • Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597;
  • Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р, которое утверждает Программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда в гоучреждениях до 2018 года и содержит примерный образец контракта;
  • Приказ Минтруда России от 26.04.2013 № 167н, который содержит общие рекомендации по оформлению трудовых отношений;
  • планы мероприятий, разработанные для различных сфер деятельности на федеральном, региональном и местном уровнях;
  • критерии оценки и рекомендации по разработке показателей эффективности в различных сферах деятельности, утвержденные в регионах и на предприятиях.

Как осуществляется переход?

Для осуществления данного процесса, в первую очередь, необходимо ориентироваться на перечисленные выше нормативные документы. Для перехода на эффективный контракт, работодатель должен пройти несколько этапов.

  1. Вручение каждому работнику соответствующего уведомления, в котором будут подробно описаны все нововведения — не менее чем за 2 месяца до перехода на новую систему оплаты труда.
  2. Составление и подписание дополнительного соглашения к действующему трудовому договору, в котором будут зафиксированы новые условия (бланк можно скачать в конце статьи).
  3. Издание руководством организации приказа о введении новой системы оплаты труда.

Стоит отметить, что при введении новой системы в учреждениях образования, здравоохранения и культуры дополнительное соглашение заключается только после утверждения критериев оценки эффективности в данном конкретном учреждении. Для этого создается специальная комиссия, которая затем вносит эти изменения в локальные акты организации: коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, положение об оплате труда и т.п.

В дополнительном соглашении следует указать:

  • причины, которые повлекли изменение условий трудового договора (Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р);
  • конкретизированный функционал работника;
  • показатели эффективности сотрудника и критерии ее оценки;
  • порядок оплаты труда и поощрительные выплаты;
  • сведения о социальном страховании и иных мерах поддержки.

В случае если сотрудник не согласен работать на новых условиях, трудовой договор с ним может быть прекращен в соответствии с п. 7 части 1 ст. 77 ТК РФ .

Образец приказа о введении эффективного контракта

Действующее законодательство не устанавливает унифицированной формы, однако рекомендуется указать в документе следующие сведения:

  • наименование учреждения и реквизиты приказа (дату, номер);
  • перечень нормативных актов, послуживших причиной перехода на новую систему оплаты;
  • состав комиссии, которая будет разрабатывать показатели и критерии эффективности, а также новые трудовые договоры и дополнительные соглашения;
  • указание на необходимость проведения разъяснительной работы с сотрудниками по вопросам перехода на новые договоры.
  • дата перехода на эффективные контракты;
  • лицо, контролирующее исполнение приказа в организации.

В зависимости от того, на каком этапе издается приказ, им могут быть утверждены разработанные комиссией показатели, порядок поощрения и форма нового контракта.

Приказ и все сопутствующие документы (положение об оценке эффективности труда и стимулирующих выплатах, бланки новых контрактов, и т.п.) нужно разместить на официальном сайте учреждения для ознакомления всеми заинтересованными лицами.

Эффективный контракт. Как много в этом слове трудностей

На сегодняшний день многие сотрудники бюджетных учреждений уже знакомы с таким понятием, как эффективный контракт. Какие-то бюджетные учреждения уже осуществили переход на эффективный контракт, какие-то еще находятся на стадии его внедрения.
Понятие эффективного контракта появилось в Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы (далее — Программа), которая была утверждена 26 ноября 2012 года Распоряжением Правительства Российской Федерации. Принятие данной программы было направлено на решение ряда задач, таких как:

1) совершенствование системы оплаты труда работников учреждений, ориентированной на достижение конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);

2) создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений;

3) развитие кадрового потенциала работников учреждений;

4) создание организационных и правовых условий для достижения целевых показателей уровня средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы».

Согласно определения, изложенного в Программе, эффективный контракт — это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки.

И первым вопросом, с которым столкнулись кадровые службы учреждений, стало решение проблемы: осуществлять ли оформление новых трудовых договоров либо заключать дополнительные соглашения к уже действующим. При этом следует отметить, что в Трудовой Кодекс РФ не было внесено понятие «эффективный контракт». Некую ясность в решение данной проблемы внес приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 апреля 2013 г. № 167н «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при внедрении эффективного контракта». Учитывая данные рекомендации можно было сделать вывод, что в данном случае следует заключать дополнительное соглашение к трудовому договору. При этом в основном многие кадровые службы руководствуются статьей 74 Трудового кодекса (далее — ТК РФ). Но в данном случае возникают противоречия, так как при переходе на «эффективный контракт» уточняются должностные обязанности работников и приводятся в соответствие с вводимыми профессиональными стандартами, а в статье ст. 74 ТК РФ запрещается изменять трудовую функцию работника. Некоторые юристы считают, что в данном случае следует ссылаться на ст. 72 ТК РФ, которая содержит правила перевода на другую работу.

Используя статью 74 ТК РФ, следует помнить, что ее применение требует осуществить направление уведомления работнику. Многие работодатели направляют уведомление, используя формулировку об изменении системы оплаты труда.

Переходя на эффективный контракт, следует не забывать, что предварительно нужно внести изменения в коллективный договор и локальные нормативные акты, так как статья 74 ТК РФ содержит положения, что изменения определенных сторонами условий трудового договора, вводимые в соответствии с данной статьей, не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями. Изменения должны в первую очередь отражать систему оплаты труда работников (размеры ставок, окладов, доплаты, надбавки) и систему нормирования труда. Следует также издать приказ о переходе на новую систему оплаты труда с указанием ответственных лиц, отвечающих за определенные сегменты при переходе на эффективный контракт, такие как вручение уведомлений об изменении условий системы оплаты труда, разработка основных и дополнительных показателей и критериев эффективности деятельности работников, подготовка положений о порядке и периодичности выплат стимулирующего характера.

У многих учреждений при переходе на эффективный контракт возникают трудности при осуществлении определения показателей и критериев оценки эффективности деятельности. В данном случае хорошим подспорьем служит мониторинг всей нормативной базы, которая регламентирует назначение выплат стимулирующего характера.
Так например, в учреждениях здравоохранения Санкт-Петербурга были изданы нормативно-правовые акты Правительства Санкт-Петербурга, которые уточнили ряд вопросов при внедрении эффективного контракта. Помимо Программы в сфере здравоохранения Санкт-Петербурга учитываются План мероприятий («дорожная карта»), приказ Минздрава России от 28.06.2013 N 421 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников», Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 10.04.2013 N 26-рп «О Плане мероприятий («дорожной карте») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Санкт-Петербурге» на 2013-2018 годы».

Следует отметить, что например Распоряжение Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга от 05.11.2013 N 439-р «Об утверждении показателей и критериев оценки эффективности деятельности государственных учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга, их руководителей и работников», содержащее ряд показателей критериев, помогло руководителям понять какие показатели следует учитывать в качестве основных.
Право определения дополнительных показателей и критериев оценки эффективности деятельности медицинского персонала по обеспечению надлежащего качества медицинской помощи, максимальные размеры, порядок осуществления выплат стимулирующего характера, их периодичность были делегированы руководителям государственных учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга, которые потом указываются в локальном нормативном акте учреждения.

Смотрите так же:  Как оформить фруктовую корзину

Таким образом, учитывая тот факт, что переход на эффективный контракт является сложным многоступенчатым процессом, следует помнить, что самое первое с чего следует начать — это создание комиссии по разработке мероприятий для внедрения эффективного контракта и определение оптимальных критериев оценки труда.

А есть ли практика внедрения эффективного контракта у коллег портала? Прошу поделиться опытом.

Эффективный контракт

эффективного трудового договора (контракта).

кандидат юридических наук, доцент кафедры экономической теории и права ОмГАУ, эксперт журнала

руководитель Государственной инспекции труда в Омской области

Эффективный трудовой договор (контракт) – это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы (уточнены) должностные обязанности работника, показатели и критерии оценки выполнения этих обязанностей (труда), увязанные с условиями оплаты труда (в том числе в виде размера тарифной ставки или оклада, доплат, надбавок и поощрительных выплат) в зависимости от качества оказанных услуг, а также меры социальной поддержки работника.

Эффективный трудовой договор это документ (юридическая форма), оформляющий на индивидуальном уровне трудовые отношения между работодателем и работником.

Ст. 15 ТК РФ – трудовые отношения – это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем;

Ст. 56 ТК РФ – трудовой договор — это соглашение между работодателем и работником.

Т.о. для работника по ст. 15 ТК РФ в трудовых отношениях важны фактические отношения и возможность лично трудиться за плату, а для работодателя по ст. 56 ТК РФ на первом месте его возможности, выраженные в обязанностях:

— предоставить работу по обусловленной трудовой функции;

— обеспечить условия труда в соответствии с действующим трудовым законодательством;

— платить заработную плату своевременно и в полном размере.

Поэтому у работодателя, заключающего или переходящего на эффективный трудовой договор должны быть:

-задания и целевые показатели эффективности работы, утвержденные учредителем;

-система оценки эффективности деятельности работников учреждения (совокупность показателей и критериев, позволяющих оценить количество затраченного труда и его качество), утвержденная работодателем в установленном порядке;

-система оплаты труда, учитывающая различия в сложности выполняемой работы, а также количество и качество затраченного труда, утвержденная работодателем в установленном порядке;

-система нормирования труда работников учреждения, утвержденная работодателем;

-подробная конкретизация с учетом отраслевой специфики в трудовых договорах должностных обязанностей работников, показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда.

Следовательно, переход на эффективный трудовой договор требует усилий:

1. Государства, которое должно создать кроме идеологической базы еще и нормативную правовую основу.

В настоящее время имеется определенная нормативная база, необходимая для внедрения эффективного контракта. В частности, это следующие документы Президента РФ и Правительства РФ:

-Бюджетное послание Президента Российской Федерации от 29 июня 2011 года о бюджетной политике в 2012-2014 годах;

-Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

— Бюджетное послание Президента Российской Федерации от 28 июня 2012 года о бюджетной политике в 2013-2015 годах;

— Поручение Президента Российской Федерации от 17 июля 2012 г. №Пр-1798;

— Поручение Президента Российской Федерации от 27 июля 2012 года по итогам совещания по реализации указов Президента в сфере социальной политики;

— Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 №2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждения на 2012-2018 годы».

Однако это далеко не полная нормативная база – необходимо внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, принятие целого ряда подзаконных нормативных правовых актов. Кроме того, субъекты федерации должны на основе федеральной законодательной и нормативной правовой базы разработать свои нормативные правовые акты.

2. Работодателей (муниципальных учреждений и организаций), которые в соответствии со ст. 8 ТК РФ разрабатывают, перерабатывают, утверждают и доводят до сведения работников локальные нормативные акты, в которых находятся нормы трудового права, действующие у данного работодателя. Прежде всего, это касается оплаты труда, которая в рыночных условиях является самым эффективным инструментом управления персоналом в целях повышения качества социальных услуг, оказываемых населению.

В качестве примера можно указать

План Мероприятий Правительства РФ («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения» (утв. Распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2599-р)

Важно понимать, что за реализацию мер, определённых федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации, основная ответственность возлагается на руководителей учреждений и организаций. Именно этим целям служат:

Постановление Правительства РФ от 12.04. 2013 г. №329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения» (ст. 275 ТК РФ)

Особенности трудового договора с руководителями бюджетных организаций (ст. 275 ТК РФ):

1. Приоритетные задачи и направления деятельности, на которых должен сосредоточиться руководитель;

2. Показатели (критерии) оценки эффективности его деятельности;

3. Условия оплаты труда;

4. Срок действия трудового договора в соответствии с учредительными документами;

5. Условия о расторжении трудового договора по инициативе работодателя (п.13 ст.81 ТК РФ) с критериями, заложенными учредителем. Это кроме возможности уволить руководителя организации без вины и без объяснения причин на основании решения учредителя (ст. 278 ТК РФ)

Что из Трудового кодекса РФ (по статьям) может быть в Положении об оплате труда:

1- Продолжительность рабочей смены (94)

2- Список работ, продолжительность которых уравнивается в дневное и ночное время (96)

3- Порядок разделения рабочего дня на части (105)

4- Размер и порядок выплаты дополнительного вознаграждения за работу в нерабочие и праздничные дни работникам, получающим оклад (112)

5- Порядок и условия дополнительных отпусков для работников (116)

6- Порядок индексации оплаты труда (134)

7- Системы оплаты труда (размеры окладов, тарифных ставок, доплат, надбавок, стимулов) (135)

8- Системы оплаты труда в муниципальных и государственных учреждениях (144)

9- Периоды для расчета средней зарплаты, отличающиеся от периодов, установленных законодательством при условии, что это не ухудшает положения работников (139)

10-Конкретные размеры за сверхурочную работу (152)

11-За работу в выходной день (конкретные размеры) (153)

12-Конкретные размеры повышения окладов за работу в ночное время (154)

13-Введение и пересмотр норм труда (162)

14-Порядок и размеры возмещения расходов по командировкам (168)

15-Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками (в пути, разъездной характер) (163.1)

Юридическая основа расчетов по зарплате

Основные правила в ст. 136 ТК

Расчетные листки (форма) могут закрепляться в коллективном договоре

— формы выплаты заработной платы (131)

— порядок индексации (ст. 134)

-системы оплаты (135)

— место выплаты (136)

— условия куда перечислять (136)

— условия перечисления зарплаты на счет в банке (136) (кредитка, счет в банке)

— день выплаты заработной платы (136). В трех документах: коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, трудовой договор.

Оплата труда в особых условиях, которые указаны в ТК РФ и в других федеральных законах:

1 -Оплата труда работников, занятых на тяжелых, вредных работах и в опасных условиях труда, а также в других особых условиях проводится в повышенном размере. Эта оплата, как и перечень особых условий труда, устанавливаются централизовано (ст. 148). При этом работодатель должен иметь ввиду, что в федеральных законах устанавливается только минимальные размеры, а конкретные, не ухудшающие, а более высокие может устанавливать работодатель.

2 — Оплата в местности с особыми климатическими условиями. Коэффициенты установлены Правительством РФ, могут устанавливать также субъекты федерации за счет собственных средств.

3 — При работе в условиях, отклоняющихся от нормальных:

-сверхурочные: Оплата сверхурочной работы (ст. 152), (случаи ст. 99)

-выходные и праздничные: Работа в выходные и праздничные дни (оплата ст. 153)

-в ночное время: Работа в ночное время (ст. 154)

4-Оплата труда при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых обязанностей. Правила и размер оплаты зависят от вины сторон трудового договора.

а) при невыполнении норм труда (ст.155)

б) брак по вине работника (ст. 156)

Оплата труда в других условиях по соглашению сторон

1.При совмещении профессий, расширении зон обслуживания, работа за временно отсутствующих работников:

Ст. 60.2 ТК РФ процедуры, по которым оформляется письменное согласие

Ст. 151 ТК РФ размеры оплаты, которые устанавливаются соглашением сторон

10. Время простоя (ст. 157), понятие времени простоя (ст.72.2 ТК), порядок введения (ст.157)

Смотрите так же:  Страховые компании ставропольского края осаго

11. Оплата при освоении новых производств (ст. 158)

Порядок и сроки выплаты заработной платы

1.Самому работнику, в кассе или на указанный работником счет

2.Не реже чем каждые полмесяца, в день, установленный Правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором, т.е. во всех трёх документах. Однако главное в трудовом договоре.

3.При совпадении дня выплаты с выходными или нерабочим праздничным днем — накануне этого дня.

4.Оплата отпуска — за 3 дня до наступления.

5.При увольнении – весь расчет в день увольнения (ст. 140)

6. Приостановка работы в связи с нарушением сроков выплаты зарплаты (ст. 142)

Государственные гарантии оплаты труда

ст.133 – МРОТ, причём допускается, что в её составе могут быть 15%. Правовое условие в том, что об этом должно быть записано в Положении об оплате. Если не записали, то 15% на МРОТ.

ст.134 – Индексация, порядок

ст.137, 138 ТК РФ ограничения удержаний из заработной платы:

перечень оснований для удержания (ст. 137 ТК РФ)

размер удержаний (ст. 138 ТК)

ст.131 Ограничения оплаты труда в неденежной (натуральной) форме.

Государственный надзор и контроль

Ответственность за задержку заработной платы (ст.142, ст.236.)

ст. 140 сроки и очередность выплаты

ст.3, ст.132 Максимальный размер заработной платы не ограничен

3.Работников, которые должны осознать, что прошло время «получения» заработной платы, настало время зарабатывания денег.

Работник должен привыкнуть работать над собой, постоянно самообучаться, требовать, чтобы работодатель заботился о повышении его квалификации, особенно если появляется новое оборудование или технологии. «Дорожная карта» по повышению эффективности в здравоохранении цитата:

«Повышения качества оказываемых населению бесплатных медицинских услуг невозможно обеспечить без наличия высококвалифицированных специалистов»

Поскольку в здравоохранении основной работодатель это государство, то актуализация квалификационных требований и компетенций будет проводиться наряду с организацией профессиональной переподготовки и повышением квалификации медицинского персонала.

Для того, чтобы стимулировать работников на более эффективную работу Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 №2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы» утверждена «Примерная форма трудового договора с работником государственного (муниципального) учреждения» — Приложение №3 к указанной Программе.

Сильные стороны эффективного трудового договора:

-Уточнение (конкретизация) в трудовом договоре обязанностей работников в сочетании с повышением оплаты труда.

Слабые стороны эффективного трудового договора:

-В сознании работников трудовой договор не является основным документом по организации его труда и управлению трудом.

-Результаты труда привязаны только к стимулирующим выплатам. А оклады повышаться не будут

Проблемы эффективного трудового договора:

-Дифференциация оплаты труда работников и связанное с этим недовольство.

-Работники прекратят трудовые договоры по совместительству.

-Сокращение работников, чтобы повысить уровень оплаты труда до заданного.

-Отказ в приеме на работу молодых специалистов.

-Недофинансирование других статей расходов, кроме оплаты труда.

Алгоритмы и правовые процедуры

введения эффективного трудового договора.

1.Методическое обеспечение со стороны государства и правительства области

-Минтруд России по оформлению с работниками трудовых отношений в части установления показателей, критериев и условий стимулирующих выплат

-Минздрав в России для органов исполнительной власти субъектов и местного самоуправления (показатели эффективности деятельности учреждений здравоохранения)

-«Дорожные карты» субъектов, т.е. Правительства области (приказы, распоряжения, примерные положения)

2.Организационно-правовые действия на уровне учреждений:

-Внести изменения в коллективные договоры (если они есть), по процедурам ст.44 ТК РФ.

-Изменения в положении об оплате труда (ст.135 ТК РФ), с учетом мнения профсоюзов или иного представительного органа работников (ст.372 ТК РФ)

-С изменениями, внесенными в локальные нормативные акты по оплате труда, ознакомить работников под роспись, не позднее, чем за два месяца до введения (ст.74 ТК РФ)

-Подготовить дополнительные соглашения к трудовому договору

Основой проведения всех процедур является Трудовой кодекс РФ.

1.Вновь принимаемым работникам предлагается подписать разработанный типовой трудовой договор (эффективный)

2.С работающим работником действуем по процедурам:

а) ст.72 ТК РФ Изменения определенных сторонами условий трудового договора.

По соглашению сторон в письменной форме

1. Соглашением сторон утвердить новую редакцию трудового договора. При этом трудовая функция не меняется и структурное подразделение прежнее.

2. Оформить дополнительное соглашение об изменяемых условиях. Это соглашение к действующему трудовому договору, в котором условия уточняются, конкретизируются, вводятся новые, не противоречащие трудовому законодательству.

б) ст.74 ТК РФ Изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанных с изменениями организационных или технологических условий.

-организационные причины следует понимать очень широко;

-инициатива работодателя (это право работодателя);

-не позднее, чем за 2 месяца уведомить работника об изменениях в письменной форме. В случае несогласия юридические последствия наступают по истечении 2 месяцев (поэтому слова «не позднее»):

если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель предлагает работнику другую имеющуюся работу:

а) вакантную такую же должность;

б) вакантную работу, которая соответствует квалификации;

в) вакантную нижестоящую должность;

г) вакантную нижеоплачиваемую работу.

Учитывать состояние здоровья работника, когда делаются такие предложения. При этом предлагаются все вакансии.

Юридические последствия отказа:

-если работник отказывается от предложений работы или работа отсутствует, то трудовой договор прекращается (п.7 ст.77). Работнику выплачивается двух недельное выходное пособие (ст. 178).

Если работник «выжидает», т.е. нет письменного отказа на неоднократное предложение вакантной работы, не даёт никакого согласия, то рекомендуется составить акт о том, что решение работник злостно не принимает, т.е. «отмалчивается», чего-то выжидает.

В этом случае вакансию можно заполнить, т.е. принять другого работника на работу, а акт о поведении «молчуна» послужит доказательством попытки работника «злоупотребить правом».

Если по окончании двух месяцев «молчун» всё-таки вышел и приступил к работе, то состоялось соглашение о работе в новых условиях по факту допуска до работы (приступил к работе, значит согласился). Рекомендуется не чинить препятствий.

к трудовому договору №_____от________________

между Работником ______________________________ и Работодателем

_________________________________ в лице _________________

г. Омск «___» _______________

На основании ст.72 ТК РФ и ч. 4 ст. 57 ТК РФ в условия действующего трудового договора №_____ от _________ г. Работник и Работодатель согласились внести следующие изменения:

1.Работник обязуется (обязан) выполнять следующие конкретизированные обязанности по трудовой функции __________________________________

-Работнику устанавливается оклад в размере_____________ в месяц

-Окладу подлежит индексации при наступлении условий, установленных законодательством.

3. Работнику устанавливаются:

а) ежемесячная премия в размере до _____

При наличии премии Работодатель руководствуется следующим критериями оценки работы:

б) компенсационные выплаты за

в) выплаты стимулирующего характера:

-за интенсивность и напряженность до

-за качество до _________

-за стаж, выслугу лет до _________

-премия по итогам года до ______________

4. Размеры заработной платы могут быть пересмотрены по соглашению сторон. После пересмотра новые условия договора оформляются в письменной форме, подписываются сторонами и являются неотъемлемой частью трудового договора.

5. Заработная плата выплачивается в сроки ______________________

Экземпляр дополнительного соглашения получил

о новой редакции трудового договора №___ от ______________

г. Омск «____» __________

На основании ст.72 ТК РФ и руководствуясь Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190 — р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 года» Работник______________________________________________________________________________________________________________________________

в лице главного врача______________________________________________________________

действующего на основании Устава, согласились (пришли к соглашению)

1. Ввести новую редакцию трудового договора между Работодателем и Работником с « ___» ____________________

2. Новая редакция трудового договора, подписанная Работодателем и Работником, является неотъемлемой частью трудового договора №_________ от «_____» __________ г, условия которого, за исключением трудовой функции, утратили юридическую силу.

Материал «Эффективный контракт и трудовой договор: найди десять отличий»

Файлы материала:
pdf скачать → (107876 байт)
doc скачать → (21274 байт)

Опубликовано: 24.03.2014 | Комментарии: 0 | Просмотры: 27392

Начать разговор об эффективном контракте хочу с небольшого экскурса в новейшую историю оплаты труда работников образовательных учреждений России.

— «осуществить действенные меры по улучшению материального положения и усилению стимулирующей роли заработной платы работников здравоохранения, системы социальной защиты населения, образования, культуры, науки и других учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании;

— упорядочить соотношения в уровнях заработной платы в зависимости от сложности труда и квалификации работников;

— создать механизм поддержания этих соотношений» — на законодательном уровне была закреплена в соответствующем постановлении правительства еще в 1992 г.

Данную ситуацию в терминах современных информационно-коммуникационных технологий можно назвать « Система оплаты труда работников образования. Версия 1.0 ».

В следующий раз проблема «дифференциации уровней оплаты труда в зависимости от квалификации и сложности выполняемых работ, порядка определения и размерам выплат компенсационного характера, а также порядка определения выплат стимулирующего характера и критериев их установления» была рассмотрена в 2008 г. Постановление Правительства Р. Ф. от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда…»

Смотрите так же:  Мед страховка для визы стоимость

И это была явно «система оплаты труда работников образования. Версия 2.0 ».

И наконец, «обеспечение соответствия оплаты труда работников качеству оказания ими государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ)», предусмотренное Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012−2018 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Р. Ф. от 26 ноября 2012 г. № 2190-р, может претендовать на «Систему оплаты труда работников образования. Версия 2.1».

Итак, что же такое эффективный контракт?

Понятие эффективного контракта

Впервые на законодательном уровне был определен термин «Эффективный контракт» в Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда (далее — программа).

Эффективный контракт — трудовой договор с работником, в котором конкретизированы:

— его должностные обязанности;

— условия оплаты труда;

— показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг;

— меры социальной поддержки.

Давайте попытаемся выяснить: имеются ли различия между эффективным контрактом и обычным трудовым договором?

Конкретизация условий трудового договора, «превращающего» его в эффективный контракт, содержится в Рекомендациях по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта (далее — Рекомендации). Рекомендации утверждены приказом Минтруда России от 26 апреля 2013 г. № 167н.

Рассмотрим их сравнение в виде таблицы.

Трудовой договор

(ст. 57 Трудового кодекса РФ)

Эффективный контракт

(программа, п. 8 Рекомендаций)

1. Определение трудовой функции

Трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы)

Трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику учреждения работы) (рекомендации).

Примечание: в программе используется термин «должностные обязанности»

Таким образом, мы видим, что при превращении трудового договора в эффективный контракт трудовая функция работника не меняется, ею остаются выполняемые работником должностные обязанности.

2. Условия оплаты труда, компенсации

Условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте

Условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника учреждения, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник учреждения принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;

рекомендуется конкретизировать условия осуществления выплат компенсационного характера (наименование выплаты, размер выплаты, а также факторы, обусловливающие получение выплаты) и стимулирующего характера (наименование выплаты, условия получения выплаты, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, периодичность, размер выплаты).

Примечание: в программе предлагается установить зависимость стимулирующих выплат от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг

Таким образом, мы видим, что изменения касаются того, каким образом определять стимулирующие выплаты.

3. Меры социальной поддержки

Условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами — включается обязательно;

о видах и об условиях дополнительного страхования работника — могут быть включены;

об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи — могут быть включены.

Условие об обязательном социальном страховании работника учреждения в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами;

меры социальной поддержки и другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права

Из анализа этой части таблицы видно, что различия в определении мер социальной поддержки заключаются, по сути дела, в формулировках.

Отличие эффективного контракта от обычного трудового договора в степени детализации того, как прописаны стимулирующие выплаты.

Новым в эффективном контракте является включение в него условий осуществления выплат стимулирующего характера:

— условия получения выплаты;

— показатели и критерии оценки эффективности деятельности;

Таким образом, показателем перехода на эффективный контракт будет служить использование в тексте трудового договора термина «показатели и критерии оценки эффективности деятельности». При определении которых можно использовать Письмо Минобрнауки России от 20 июня 2013 г. № АП-1073/02 «О разработке показателей эффективности».

Переход на эффективный контракт (там, где трудовой договор уже заключен) представляет собой изменение определенных сторонами условий трудового договора. Это изменение и должно быть осуществлено в строгом соответствии с трудовым законодательством РФ.

Это значит, что внесение изменений в имеющиеся трудовые договоры работников в подавляющем большинстве случаев может быть осуществлено только по соглашению сторон (ст. 72 Трудового кодекса РФ).

А чем детальнее будут прописаны в новом трудовом договоре (в дополнениях или изменениях трудового договора) показатели и критерии оценки эффективности деятельности, периодичность, размер стимулирующих выплат, тем чаще будет возникать необходимость вносить соответствующие изменения в трудовые договоры.

В тех случаях, когда работник будет возражать против таких изменений в трудовом договоре, директор попадет в весьма неприятную ситуацию.

Она связана с тем, что без согласия работника директор вправе вносить изменения в трудовые договоры только по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (ст. 74 Трудового кодекса РФ).

— изменения в технике и технологии производства;

— совершенствование рабочих мест на основе их аттестации;

— структурная реорганизация производства.

А изменение показателей и критериев оценки эффективности деятельности работников никак нельзя отнести к изменениям организационных или технологических условий труда, несмотря на то, что изменения организационных или технологических условий труда могут повлечь за собой изменение условий оплаты труда.

Поэтому детализация всех этих показателей должна быть разумной, и в трудовой договор имеет смысл включать только те компенсационные и стимулирующие выплаты, которые будут регулярными и стабильными.

Важно при этом не забыть указать периодичность и условия получения таких выплат, иначе придется выплачивать их ежемесячно, независимо от результатов деятельности. Относительно тех компенсационных и стимулирующих выплат, которые будут нерегулярными, различными по величине, в трудовой договор (дополнение или изменение трудового договора) лучше всего включить фразу типа: «…а также иные компенсационные и стимулирующие выплаты, порядок, величина и периодичность которых устанавливаются «Положением об оплате труда”».

Такой подход к описанию системы оплаты труда в трудовом договоре вполне корректен, поскольку трудовые отношения регулируются по принципу сочетания государственного (централизованного) и договорного (локального) регулирования (ст. 2 Трудового кодекса РФ).

При этом необходимо помнить о том, что невключение в трудовой договор каких-либо из прав и (или) обязанностей работника и работодателя, установленных:

— трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права,

— локальными нормативными актами,

— условиями коллективного договора, соглашений (а также вытекающих из этих условий),

не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей (ст. 57 Трудового кодекса РФ).

Это значит, что даже в том случае, когда в трудовые договоры конкретных работников не внесены никакие изменения и дополнения, а федеральными и (или) региональными законодательными актами, а также нормативными актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами образовательной организации они предусмотрены, работники обладают в полном объеме предусмотренными правами (в том числе и правом на получение компенсационных и стимулирующих выплат) и в полном объеме исполняют предусмотренные обязанности.

Из вышесказанного становится ясным, что не так страшен эффективный контракт, как его представляют, и бороться с его внедрением просто нет смысла. К его внедрению нужно подойти спокойно и обдуманно!

Считаете нужным его внедрить (или будет письменное указание) — внедряйте!

Однако, чтобы быть в числе «передовиков», успешно реализующих Программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012−2018 годы, не следует тянуть с его внедрением!

Скорее всего эффективный контракт — это не последняя версия системы оплаты труда работников образования, которую предстоит внедрить с целью сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в образовательных учреждениях.

Хотя представляется очевидным, что ни эффективный, ни какой иной контракт, никакая система оплаты труда не позволят повысить среднюю заработную плату без увеличения фонда оплаты труда или (и) сокращения численности работников вашего образовательного учреждения.