Экологическая экспертиза цели объекты и задачи экологической экспертизы

В последнее время во всем цивилизованном мире все больше внимания уделяется вопросам эффективности экологического контроля и управления, где важное место занимает соблюдение природоохранных норм и правил на всех стадиях реализации того или иного проекта. Не вызывает сомнений, что основные принципы деятельности, базовые технические и технологические решения нужно выбирать и принимать еще на стадии подготовки предпроектной и проектной документации. Именно на этой стадии важно оценить будущее воздействие намечаемой деятельности на окружающую природную среду и заложить условия максимального снижения отрицательных аспектов этого воздействия.

Для реализации этой идеи в конце 1995 г. в Российской Федерации вступил в силу закон «Об экологической экспертизе», где определяется, что экологическая экспертиза -это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Основные принципы проведения экологической экспертизы:

  • — презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • — обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
  • — комплексность оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду;
  • — независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий;
  • — научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы;
  • — гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения;
  • — ответственность участников экологической экспертизы за ее качество.

В настоящее время в России государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. Специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы является Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и его территориальные органы, имеющие исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы.

По инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также органов местного самоуправления может проводиться общественная экологическая экспертиза. Возможность проведения такой экспертизы должна быть зафиксирована в Уставе инициатора экспертизы.

Цели экологической экспертизы:

  • — определение соответствия намечаемой деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ по вопросам охраны окружающей природной среды;
  • — определение полноты выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую среду в результате осуществления намечаемой деятельности;
  • — определение экологической обоснованности и допустимости реализации намечаемой деятельности;
  • — обеспечение достаточности предусмотренных мер экологической безопасности и сохранению природного потенциала.

Объекты экологической экспертизы . К объектам обязательной экологической экспертизы федерального уровня относятся:

  • — проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным для окружающей среды последствиям;
  • — проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду;
  • — проекты генеральных планов развития территорий, проекты создания свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;
  • — проекты схем развития отраслей народного хозяйства Российской Федерации, в т.ч. промышленности;
  • — проекты межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвует Россия, и федеральных инвестиционных программ;
  • — обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду;
  • — технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности, независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности;
  • — документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции и концессионные договоры, а также другие договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и (или) отходов производства; проекты международных договоров и др.

Порядок и процедура проведения экологической экспертизы. После представления материалов на государственную экологическую экспертизу при соответствии этих материалов требованиям ст.14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и «Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. N 698, заказчику экологической экспертизы предоставляется смета расходов и выставляется счет на оплату всех работ, связанных с проведением государственной экологической экспертизы. Расчет стоимости экспертизы включает в себя оплату работы внештатных экспертов и командировочные расходы (в случае необходимости выезда на место реализации намечаемой деятельности).

Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через 30 дней после получения документа, подтверждающего ее оплату. Срок проведения определяется в зависимости от сложности объекта, экологической опасности намечаемой деятельности, природных особенностей территории, экологической ситуации в районе намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Продолжительность проведения экспертизы для сложных объектов не должна превышать 6 месяцев.

Для проведения государственной экологической экспертизы создается экспертная комиссия, руководитель и члены которой являются высококвалифицированными специалистами по предоставленным на рассмотрение вопросам, относящимся к компетенции государственных природоохранных органов. Эксперты государственной экологической экспертизы не могут быть представителями заказчика или разработчика рассматриваемых материалов, а также гражданами, состоящими в трудовых или иных договорных отношениях с заказчиком или разработчиком.

В случаях, когда при проведении государственной экологической экспертизы федерального уровня затрагиваются интересы субъектов РФ, в состав экспертной комиссии включаются эксперты по представлениям соответствующих территориальных органов Госкомэкологии России. Общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экспертизу, также имеют право участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в обсуждении.

В процессе работы экспертной комиссии проводится организационное заседание, на котором заслушивается доклад разработчиков представленных на экспертизу материалов, определяются основные направления работы экспертов и экспертных групп, утверждается календарный план работы экспертной комиссии. В дальнейшем, на основании работы с представленными на экспертизу материалами, подготавливаются индивидуальные экспертные заключения, которые обсуждаются экспертами на заседаниях групп, после чего формируются в групповые заключения. Руководитель экспертной комиссии и ее ответственный секретарь, как правило, — штатный сотрудник Госкомэкологии России, на основании групповых заключений готовят проект сводного заключения. Все заседания экспертной комиссии оформляются протоколами, которые подписываются руководителем и ответственным секретарем. При необходимости в ходе работы экспертной комиссии организуется выезд группы на место предполагаемой реализации объекта экспертизы.

Результатом работы экспертной комиссии государственной экологической экспертизы является сводное заключение, содержащее следующие основные разделы: перечень и краткое содержание представленных на экспертизу материалов, замечания и предложения, основанные на анализе и экспертной оценке представленных материалов, а также выводы и рекомендации экспертной комиссии о допустимости (недопустимости) воздействия на окружающую природную среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и о возможности реализации объекта экспертизы.

Заключение государственной экологической экспертизы может быть положительным или отрицательным. Положительное заключение — одно из обязательных условий финансирования и реализации объекта экспертизы. Оно имеет юридическую силу в течение срока, определенного специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

Заключение государственной экологической экспертизы должно быть одобрено квалифицированным большинством (не менее двух третей) списочного состава экспертной комиссии и подписано всеми ее членами. В случае несогласия отдельных экспертов с выводами сводного заключения готовят «особое мнение», которое в виде краткой записки прикладывается к сводному заключению и является его неотъемлемой частью.

Заключение приобретает статус Заключения государственной экологической экспертизы только после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. Заключение утрачивает юридическую силу при внесении изменений в проектную и иную документацию после получения положительного решения, а также при реализации объекта экспертизы с отклонениями от документации, прошедшей экспертизу. Заключение государственной экологической экспертизы может быть оспорено только в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Смотрите так же:  Патент нерезидентов в 2019

В заключение нужно отметить, что оценка риска возникновения неблагоприятных экологических последствий от реализации намечаемой деятельности, поиск компромиссных решений на стадии, когда объект еще не реализован, гораздо более эффективны, чем действия в неблагоприятных ситуациях, уже сложившихся из-за неправильно принятых решений. Поэтому реализация в нашей стране закона «Об экологической экспертизе» является важным шагом к улучшению экологической обстановки в России.
Л.Б.Шагарова,
ведущий специалист Госкомэкологии России .

Глава 9. Понятие, принципы и цели экологической экспертизы

Одним из решающих факторов обеспечения охраны окружающей среды является экологическая экспертиза, проводимая в стране более десяти лет. «Экологическая экспертиза – установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определения допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы». Ее цель – предупреждение возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую среду. Регулирование этих отношений осуществляется Федеральным законом ״Об экологической экспертизе״ от 23 ноября 1995 г.

Государственная экологическая экспертиза представляет собой систему государственных природоохранных мероприятий, направленных на проверку соответствия проектов, планов и мероприятий в области народного хозяйства и природных ресурсов требованиям защиты окружающей среды от вредных воздействий.

Экологическая экспертиза представляет собой самостоятельный вид экологического контроля, она имеет чисто предупредительное значение, ибо, как правило, совершается до начала эколого-правовых предписаний.

Экологическая экспертиза совершается в виде предварительной проверки соответствия хозяйственных решений, деятельности и ее результатов требованиям охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности общества.

Цель экологической экспертизы – обеспечить предупреждение вредных последствий хозяйственной деятельности для охраны окружающей среды, здоровья человека, экологической безопасности общества, задача – оценить степень экологического воздействия конкретного хозяйственного объекта на окружающую среду и здоровье человека.

Принципы экологической экспертизы закреплены в Законе РФ «Об экологической экспертизе», хотя и сформулированы применительно к основному виду экологической экспертизы – государственной экспертизе, но, за незначительным исключением, они могут быть использованы и в иной эколого-экспертной деятельности.

«Экологическая экспертиза основывается на принципах:

— Презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

— Обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

— Комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

— Обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертиза;

— Достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

— Независимости экспертизов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

— Научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

— Гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

— Ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы».

Принцип обязательности в государственной экологической экспертизе имеет два значения: во-первых, как обязательность ее проведения в отношении тех проектов, программ,

Сооружений, материалов и т.д., которые способны оказать негативное влияние на окружающую среду и здоровье человека. Закон предусматривает открытие финансирование и осуществление самих работ по всем проектам и программам только после положительного заключения государственной экологической экспертизы; во-вторых, как обязательность выполнения тех выводов, которые содержатся в заключении экспертизы.

Принцип научной обоснованности означает, что все выводы экологической экспертизы должны быть научно аргументированы, базироваться на принципах охраны окружающей природной среды и, прежде всего, на научно обоснованном сочетании экологических и экономических интересов, обеспечивающем приоритет охраны жизни и здоровья человека, реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду.

Разумеется, как и все общественные отношения, эколого-экспертный процесс должен развиваться на твердой законодательной основе, т.е. необходимо наличие правовых норм, регулирующих порядок назначение и проведения экологической экспертизы: это Закон РФ об охране окружающей природной среды, Положение о государственной экологической экспертизе, утверждаемое Правительством РФ, ведомственные инструкции Минприроды России, имеющие обязательное значение для всех министерств и ведомств. На основе этих норм разрабатывается Закон РФ об экологической экспертизе.

Независимость и вневедомственность экологической экспертизы призваны обеспечивать свободу волеизъявления эколого-экспертной комиссии. Она должна руководствоваться только фактам, научными принципами их обоснования и действующими законами. Экологическая экспертиза (надведомственная, ведомственная, общественная, научная и т.п.) во всех случаях должна отстаивать принципы охраны окружающей среды, нормативы качества окружающей природной среды, а не интересы, позиции отдельного ведомства, даже если проводится ведомственная экологическая экспертиза.

Широкая гласность в существовании и функционировании объекта или предполагаемом его появлении, назначении по данному поводу государственной экологической экспертизы вытекает из обязанности государственных органов охраны окружающей природной среды об обеспечении населения необходимой и своевременной экологической информацией.

Гласность экологической информации тесно связана с привлечением общественности к участию, в проведении экологической экспертизы. Формы такого участия многообразны: рассмотрение предложений граждан и общественных объединений о проведении экологической экспертизы экологически вредного объекта; включение представителей общественности в состав экспертных комиссий, ознакомление населения, общественных объединений с результатами экологической экспертизы, проведение референдумов и

Токсикологическая характеристика технологических процессов требует обоснования рекомендаций по такому изменению производства, чтобы уменьшить количество вредных полупродуктов или побочных соединений или исключить их, и медико-технических требований к планированию производственных помещений, аппаратуре, санитарно-техническому оборудованию, в том числе очистному или рассеивающему, и в случае необходимости — к индивидуальным средствам защиты. В основе этого лежит установление предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в различных средах. В воздушной среде:

• ПДКр.зпредельно допустимая концентрация вещества в воздухе рабочей зоны, мг/м 3 . Эта концентрация при ежедневной (кроме выходных дней) работе в пределах 8 ч или другой продолжительности, но не более 41 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не должна вызывать в состоянии здоровья настоящего и последующего поколений заболеваний или отклонений, обнаруживаемых современными методами исследования в процессе работы. Рабочей зоной считается пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площадки, на которой находятся места постоянного или временного пребывания работающих;

• ПДК.м.р.предельно допустимая максимальная разовая концентрация вещества в воздухе населенных мест, мг/м 3 . Эта концентрация при вдыхании в течение 20 мин не должна вызывать рефлекторных (в том числе субсенсорных) реакций в организме человека;

• ПДК.с..спредельно допустимая среднесуточная концентрация токсичного вещества в воздухе населенных мест, мг/м 3 . Эта концентрация не должна оказывать на человека прямого или косвенного вредного воздействия при неограниченно продолжительном вдыхании.

• ПДКвпредельно допустимая концентрация вещества в воде водоема хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, мг/л. Эта концентрация не должна оказывать прямого или косвенного влияния на органы человека в течение всей его жизни, а также на здоровье последующих поколений не должна ухудшать гигиенические условия водопользования;

• ПДКв.р.предельно допустимая концентрация вещества в воде водоема, используемого для рыбохозяйственных целей, мг/л;

• Интегральные показатели для воды:

БПК — биологическая потребность в кислороде — количество кислорода, использованного при биохимических процессах окисления органических веществ (исключая процессы нитрификации) за определенное время инкубации пробы (2, 5, 20, 120 суток), мг О2/л воды (БПКП — за 20 суток, БПКз — за 5 суток);

ХПК — химическая потребность в кислороде, определенная бихроматным методом, т.е. количество кислорода, эквивалентное количеству расходуемого окислителя, необходимого для окисления всех восстановителей, содержащихся в воде, мг О2/л воды.

По отношению БПКП/ХПК судят об эффективности биохимического окисления веществ.

• ПДКп.предельно допустимая концентрация вещества в пахотном слое почвы, мг/кг. Эта концентрация не должна вызывать прямого и косвенного отрицательного влияния на здоровье человека, а также на самоочищающую способность почвы;

Смотрите так же:  Адвокат говоров олег евгеньевич

• ПДКпр (ДОК) — предельно допустимая концентрация (допустимое остаточное количество) вещества в продуктах питания, мг/кг.

Если величина ПДК в различных средах не установлена, действует временный гигиенический норматив ВДК (ОБУВ) — временно допустимая концентрация (ориентировочно безопасный уровень воздействия) вещества. Временный норматив устанавливается на определенный срок (2-3 года).

Различные вещества могут оказывать сходное неблагоприятное воздействие на организм. Например, существует эффект суммации для диоксида азота и формальдегида, фенола и ацетона, этанола и целой группы органических веществ. Для токсичных веществ безопасная концентрация определяется соотношением С/ПДК<1, где С — фактическая концентрация вещества в среде.

Допустим, что в воздухе концентрация фенола Сф=0,345 мг/л, ацетона Сац=0,009 мг/л, а ПДКф=0,35 мг/л, ПДКац=0,01 мг/л. Таким образом, для каждого из веществ указанное соотношение меньше 1:др.

1. Что такое экологическая экспертиза?

2. Каковы принципы и цели экологической экспертизы?

3. Какие существуют виды, экологической экспертизы?

4. Что является нормативно – правовой базой экологической экспертизы?

5. Дайте определение государственной экологической экспертизы?

1. Что такое государственная экологическая экспертиза?

а) система государственных природоохранных мероприятий;

б) система природоохранных мероприятий в области народного хозяйства;

в) система государственных природоохранных мероприятий, направленных на проверку соответствии проектов, планов и мероприятий в области народного хозяйства и природных ресурсов требованиям защиты окружающей среды от вредных воздействий.

2. Что является базовым критерием при экологической экспертизе состояния объектов окружающей среды?

а) индекс загрязнения;

б) фоновая концентрация;

в) предельно допустимая концентрация вредного вещества в различных средах.

3. Что такое предельно допустимая концентрация вещества в пахотном слое почвы?

а) содержание вещества в почве, оказывающее на нее негативное воздействие;

б) концентрация вещества не оказывающая прямого отрицательного влияния на здоровье человека?

в) концентрация вещества в пахотном слое почвы, не оказывающая прямого и косвенного отрицательного влияния на здоровье человека и на самоочищающую способность почвы.

4. Какие показатели являются интегральными для воды?

а) предельно допустимая концентрация вещества в воздухе рабочей зоны;

б) предельно допустимая максимальная разовая концентрация вещества в воздухе населенных мест;

в) предельно допустимая среднесуточная концентрация в воздухе населенных мест.

Понятие, цели и задачи экологической экспертизы

Экологическая экспертиза – это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

В настоящее время понятие экологической экспертизы претерпело существенные изменения: экологическая экспертиза это установление соответствия документов или документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность экологическим требованиям, установленным техническим регламентам и законодательству в области охраны окружающей среды в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Различают 2 вида экологической экспертизы: государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза. Проведение первой обязательно для всех строительных объектов и проводится экспертной комиссией (экспертная комиссия), которая формируется государственным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы. Вторая организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями).

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

— презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

— обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений реализации объекта экологической экспертизы;

— комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и её последствий;

— обязательности учёта требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

— достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

— независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

— научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

— гласности, участия общественных организаций (объединений), учёта общественного мнения;

— ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, качество, проведение экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза – одна из функций государственного управления в области экологии.

Экологическая экспертиза – это актуальное и многоаспектное понятие. Ее функции должны рассматриваться в следующих значениях:

– во-первых, экологическая экспертиза своим содержанием содействует государственному управлению природопользованием и охранной окружающей среды.

– во-вторых, экологическая экспертиза представляет собой один из механизмов, позволяющих управлять качеством окружающей среды и предусматривает выполнение экологических требований и проведение необходимых природоохранных мероприятий.

– в-третьих, экологическая экспертиза обеспечивает только защиту экологических интересов и прав, государства и граждан.

Экологическая экспертиза носит предупредительный характер, т.е. посредством экологической экспертизы можно предотвратить возникновение нежелательных последствий, которые потом нужно будет устранять.

Суть предупредительного значения выражается в том, что экспертиза совершается в виде предварительной проверки соответствия хозяйственных решений деятельности и ее результатов требованиям охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности общества .

Порядок проведения экологической экспертизы регулируется главой 11 Закона РК «Об охране окружающей среды» (ст. 63–65), а также принятым 18 марта 1997 г. Законом РК «Об экологической экспертизе».

В соответствии со ст. 65 Закона «Об охране окружающей среды» экологическая экспертиза представляет собой определение соответствия хозяйственной и иной деятельности нормативам качества окружающей среды и экологическим требованиям, допустимости реализации объекта экспертизы в целях предупреждения возможных отрицательных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними последствий.

Закон «Об экологической экспертизе» регулирует общественные отношения в области экологической экспертизы с целью предотвращения негативного воздействия управленческой, хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, жизнь и здоровье населения РК.

Проведение экологической экспертизы обеспечивает соблюдение и охрану права каждого на благоприятную для него окружающую среду, служит источником разнообразной экологически значимой информации, средством доказывания при разрешении споров .

Целями экологической экспертизы являются:

– предотвращение возможных негативных последствий реализации планируемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной и другой деятельности на здоровье населения и окружающую среду;

– оценка соответствия экологическим требованиям планируемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной и иной деятельности на стадиях, предшествующих принятию решения об их реализации, а также в процессе их строительства и реализации;

– обеспечение экспертной обстановки вследствие возмещения и развития производительных сил.

Задачами экологической экспертизы являются:

– определение правильности выполненной в объектах экспертизы оценки воздействия планируемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной и иной деятельности на окружающую среду и здоровья населения, включая анализ возможных социальных, экономических и экологических последствий;

– организация всестороннего, научно обоснованного анализа и оценки воздействия планируемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной и иной деятельности на окружающую среду и здоровье населения;

– проверка соблюдения в экспертируемой документации экологических требований, содержащихся в законах РК, стандартах, нормах и правилах, действующих на территории РК;

– подготовка заключений экологической экспертизы, передача их организациям, принимающим решение о реализации объекта экспертизы и представление необходимой информации заинтересованным органам и населению.

Дата добавления: 2015-02-09 ; просмотров: 14 ; Нарушение авторских прав

Понятие, цели и задачи экологической экспертизы

Экологическая экспертиза — одна из функций государственного управления в области экологии.

Экологическая экспертиза — это актуальное и многоаспектное понятие. Ее функции должны рассматриваться в следующих значениях:

— во-первых, экологическая экспертиза своим содержанием содействует государственному управлению природопользованием и охранной окружающей среды.

во-вторых, экологическая экспертиза представляет собой один из механизмов, позволяющих управлять качеством окружающей среды и предусматривает выполнение экологических требований и проведение необходимых природоохранных мероприятий.

в-третьих, экологическая экспертиза обеспечивает только защиту экологических интересов и прав, государства и граждан.

Смотрите так же:  Трудовой договор 1 лист

Экологическая экспертиза носит предупредительный характер, т.е. посредством экологической экспертизы можно предотвратить возникновение нежелательных последствий, которые потом нужно будет устранять.

Суть предупредительного значения выражается в том, что экспертиза совершается в виде предварительной проверки соответствия хозяйственных решений деятельности и ее результатов требованиям охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности общества.

Порядок проведения экологической экспертизы регулируется главой 11 Закона РК «Об охране окружающей среды» (ст. 63-65), а также принятым 18 марта 1997 г. Законом РК «Об экологической экспертизе».

В соответствии со ст. 65 Закона «Об охране окружающей среды» экологическая экспертиза представляет собой определение соответствия хозяйственной и иной деятельности нормативам качества окружающей среды и экологическим требованиям, допустимости реализации объекта экспертизы в целях предупреждения возможных отрицательных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними последствий.

Закон «Об экологической экспертизе» регулирует общественные отношения в области экологической экспертизы с целью предотвращения негативного воздействия управленческой, хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, жизнь и здоровье населения РК.

Проведение экологической экспертизы обеспечивает соблюдение и охрану права каждого на благоприятную для него окружающую среду, служит источником разнообразной экологически значимой информации, средством доказывания при разрешении споров.

Целями экологической экспертизы являются:

предотвращение возможных негативных последствий реализации планируемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной и другой деятельности на здоровье населения и окружающую среду;

оценка соответствия экологическим требованиям планируемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной и иной деятельности на стадиях, предшествующих принятию решения об их реализации, а также в процессе их строительства и реализации;

обеспечение экспертной обстановки вследствие возмещения и развития производительных сил.

Задачами экологической экспертизы являются:

определение правильности выполненной в объектах экспертизы оценки воздействия планируемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной и иной деятельности на окружающую среду и здоровья населения, включая анализ возможных социальных, экономических и экологических последствий;

организация всестороннего, научно обоснованного анализа и оценки воздействия планируемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной и иной деятельности на окружающую среду и здоровье населения;

проверка соблюдения в экспертируемой документации экологических требований, содержащихся в законах РК, стандартах, нормах и правилах, действующих на территории РК;

подготовка заключений экологической экспертизы, передача их организациям, принимающим решение о реализации объекта экспертизы и представление необходимой информации заинтересованным органам и населению.

Интересное по теме

Способы очистки промышленных выбросов
Стремительный рост численности человечества и его научно-технической вооруженности в корне изменили ситуацию на Земле. Если в недавнем прошлом вся человеческая деятельность проявл .

Исследование форм и методов экологического управления и менеджмента водными ресурсами на промышленных предприятиях
Выпускная работа магистру должна быть научной квалификационной работой, предназначенной для решения задания, которое имеет существенное значение для соответствующей отрасли знания .

Процессы накопления и миграции токсичных химикатов в почве
Создание объектов по уничтожению химического оружия с нулевым риском, как и других сложных химико-технологических объектов, невозможно и вероятность аварий всегда остается [1-3]. .

Основы экологии
Жизнедеятельность человека связана с появлением огромного количества разнообразных отходов. Твердые бытовые отходы (ТБО) являются отходами сферы потребления, образующимися в резуль .

Экологическая экспертиза цели объекты и задачи экологической экспертизы

. Экологическая экспертиза (ЭЭ) — это вид научно-практической деятельности специально уполномоченных государственных органов, эколого-экспертных формирований и объединений граждан, основанной на межотраслевых экологических исследованиях, анализе и и оценке предплановых, проектных и других материалов или объектов, реализация и действие которых может отрицательно выливать влияет на состояние окружающей природной среды и здоровья людей. Экологическая экс экспертиз направлена ??на подготовку выводов о соответствии запланированной и фактической деятельности нормам и требованиям законодательства об охране окружающей природной среды, рациональному использован нню и воспроизводству природных ресурсов, созданию экологической опасностейи.

. Целью. ЕЕ является предотвращение негативного излияния антропогенной деятельности на состояние окружающей среды и здоровья населения, а также оценка степени экологической безопасности хозяйственной деятельности и экологической ситу уации на отдельных территориях и объекта.

ЕЕ основывается на концепции приемлемого риска и реализует концепцию управления риском — то есть процесса принятия решений, в которых оценивается экологический риск и возможности его предупреждения

. Основными принципами. ЕЕ являются:

• гарантия безопасной жизнедеятельности;

• сбалансированность экономических, экологических, медико-биологичиих и социальных интересов;

• научная обоснованность и независимость, объективность и гласность, вариантность и превентивность;

• целесообразность реализации объектов экспертизы;

соответствии. Национальной программе охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов при выборе приоритетов должны учитываться такие критерии и факторы:

• ухудшение состояния здоровья населения, связано с качеством окружающей среды и условиями жизнедеятельности;

• потери производства, обусловленные ущербом или разрушением физического капитала;

• ухудшение состояния окружающей среды, что может стать причиной возможной гибели биосферы;

. Основные задачи экологической экспертизы:

-. Определение степени экологического риска и безопасности запланированной или осуществляемой деятельности

-. Организация комплексной, научно обоснованной оценки объектов. ЕЕ

-. Установление соответствия объектов EE требованиям экологического законодательства, санитарным нормам, строительным нормам и правилам

-. Оценка влияния деятельности объектов

— EE влияния на состояние окружающей среды, здоровье людей и качество природных ресурсов

-. Оценка эффективности, полноты, обоснованности и достаточности мероприятий по охране окружающей среды и здоровья людей

-. Подготовка объективных, всесторонне обоснованных выводов EE

122 объектах экологической экспертизы

Экологической экспертизе подлежат:

• инвестиционные программы, проекты схем развития и размещения производительных сил, развития отдельных отраслей народного хозяйства;

• проекты генеральных планов населенных пунктов, схем районной планировки, схем генеральных планов промышленных узлов, схем размещения предприятий в промышленных узлах и районах, схем обустройства п промышленной застройки, другая иередпланова и предпроектная документация

• инвестиционные проекты, технико-экономические обоснования и расчеты, проекты и рабочие проекты на строительство новых и расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих предприятий;

• документация по перепрофилированию, консервации и ликвидации действующих предприятий, отдельных цехов, производств и других промышленных и хозяйственных объектов, которые могут влиять на состояние окружающей среды выше, в том числе военного и оборонного назначения

• проекты законодательных и других нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области обеспечения экологической (в том числе радиационной) безопасности, охраны окружающей среды и просмотр использования природных ресурсов, деятельности, которая может влиять на состояние окружающей природной среды и здоровья людей

• документация по внедрению новой техники, технологии, материалов и веществ (в том числе закупаемых за границей), которые могут создать потенциальную угрозу окружающей среде и здоровью людей;

• соответствии с решениями. Кабинета. Министров Украины, правительства. АР. Крым, местных советов народных депутатов или их исполнительных комитетов. Государственной EE могут подлежать экологические ситуации, создавшихся в отдельны ных населенных пунктах и ??регионах, а также действующие объекты и комплексы, в том числе военного и оборонного назначения, вызывающих значительное негативное влияние на состояние природной среды и здоровье людей

• военные, оборонные и другие объекты, информация о которых составляет государственную тайну, подлежат EE соответствии с. Законом и других специальных законодательных актов Украины

. Общие требования к проведению экологической экспертизы. Документация на объекты. ЕЕ прилагаются обоснования по обеспечению экологической безопасности запланированной или осуществляемой деятельности по комплексной эколого-экономической оценке имеющегося или предполагаемого оп плыву на состояние природной среды, оценке экологического риска, опасности для здоровья людей и с альтернативными программными вариантами уменьшения этих воздействий. Лица передают документацию на объе кты. ЕЕ, при необходимости организуют и финансируют проведение дополнительных исследований, поисковых и экспертных работ, обеспечивают гласность и учитывают общественное мнение о запланированной или осуществляемой действие льнисть, гарантируют достоверность предварительной оценки воздействия на окружающую среду и здоровье людей, что отражается в. Заявлении об экологических последствиях деятельноститі.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая