Электронное обучение пособие

В последние годы на Западе получил широкое распространение термин e-Learning, означающий процесс обучения в электронной форме через сеть Интернет.

Процесс перехода от традиционного обучения к обучению на базе компьютерных технологий развивался в течение двух десятков лет. С момента появления огромных архивов, представленных на машиночитаемых носителях, все чаще и чаще возникала мысль использовать этот материал в целях обучения. В глобальном плане это стало возможным с развитием сети Интернет, которая давала возможность пересылать необходимое количество данных из одного конца мира в другой, свободно общаться с другими пользователями сети в online режиме и размещать информацию на Интернет-сайтах, делая их доступными для всех желающих.

Схематично, этапы развития обучения с использованием компьютерных технологий можно представить следующим образом:

1) курсы на базе CD-ROM;

2) дистанционное обучение;

Каждый последующий этап как бы включает в себя предыдущий. Курсы на базе CDROM исторически появились самыми первыми. Основными достоинствами являлись:

1) новаторская идея;

2) сосредоточение тематической информации на машиночитаемом носителе;

3) продуманный с методической точки зрения качественный тренинг;

4) предоставление ряда интерактивных возможностей;

5) удобство использования;

К недостаткам можно отнести:

1) ограниченность курса;

2) большие затраты времени на его создание;

3) невозможность модификации.

Дистанционное обучение, появившееся несколько позже, предложило иной образовательный подход, который был лишен вышеперечисленных недостатков и обладал целым рядом дополнительных возможностей. В основу образовательного процесса при дистанционном обучении была положена целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который мог бы учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем в процессе обучения.

К достоинствам дистанционного обучения можно отнести:

1) гибкость графика обучения;

2) возможность учиться по индивидуальному плану согласно собственным потребностям и возможностям;

3) объективная и независимая от преподавателя методика оценки знаний;

4) возможность консультироваться с преподавателем в ходе обучения;

5) относительная дешевизна.

Для преподавателей такая форма обучения прежде всего означает появление дополнительной возможности подачи материала студентам, т.е. фактически появляется возможность при той же нагрузке обучать большее число студентов.

Неудивительно, что, при всех своих очевидных достоинствах, дистанционная форма обучения быстро завоевала огромную популярность в образовательном мире. Постепенно ею также заинтересовались и крупные корпорации, справедливо предположив, что данная форма обучения позволит им быстро, относительно недорого, качественно и, что самое главное, без отрыва от производства повысить уровень подготовки своих кадров. За последнее время степень вовлеченности Интернет в образование, количество online курсов, их тематика, различные способы реализации и общая направленность в целом привели к возникновению более емкого термина «e-Learning». Европейская комиссия определяет e-Learning как «использование новых технологий мультимедиа и Интернет для повышения качества обучения за счет улучшения доступа к ресурсам и сервисам, а также удаленного обмена знаниями и совместной работы». Электронное обучение сегодня — это учебный процесс, в котором используются интерактивные электронные средства доставки информации: компакт-диски; корпоративные сети; Internet.

Помимо решения своей первоочередной задачи — обучения на расстоянии посредством Интернет — e-Learning также является отличным дополнением очной формы обучения и может служить хорошим подспорьем для повышения качества и эффективности традиционного обучения.

В целом, основными достоинствами E-Learning являются:

1) Большая свобода доступа — учащийся имеет возможность доступа через Интернет к электронным курсам из любого места, где есть выход в глобальную информационную сеть.

2) Компетентное, качественное образование — курсы создаются при участии целой команды специалистов, что делает e-Learning зрелым и качественным обучением.

3) Более низкие цены на доставку обучения — в электронном обучении процесс доставки образования включает в себя только обмен информацией через Интернет без затрат со стороны учащегося на покупку учебно-методической литературы.

4) Возможность разделения содержания электронного курса на модули — небольшие блоки информации позволяют сделать изучение предмета более гибким и упрощают поиск нужных материалов.

5) Гибкость обучения — продолжительность и последовательность изучения материалов слушатель выбирает сам, полностью адаптируя весь процесс обучения под свои возможности и потребности.

6) Возможность обучения на рабочем месте — учащиеся имеют возможность получать образование без отрыва от работы (при наличии таковой), а также дома, в пути с использованием мобильного Интернета.

7) Возможность развиваться в ногу со временем — пользователи электронных курсов: и преподаватели, и студенты развивают свои навыки и знания в соответствии с новейшими современными технологиями и стандартами. Электронные курсы также позволяют своевременно и оперативно обновлять учебные материалы.

8) Возможность определять критерии оценки знаний — в электронном обучении имеется возможность выставлять четкие критерии, по которым оцениваются знания, полученные студентом в процессе обучения.

Особо следует отметить, что эти преимущества были по достоинству оценены самими студентами. В 2004 году компания SkillSoft осуществила опрос учащихся 16 крупных зарубежных университетов, которые используют технологии электронного обучения качестве дополнения к традиционному образованию. Особо студентами были отмечены следующие преимущества e-Learning курсов: гибкость, экономия времени, простота возвращения к пройденному учебному материалу.

Перечисленные достоинства электронного обучения оценены и в России. Передовиком движения российских вузов к электронному обучению является Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). МЭСИ совместно с рядом вузов в России и за рубежом, также активно практикующих внедрение e-Learning в учебный процесс, создали консорциум «Электронный университет». В настоящий момент в сети Интернет разработан уникальный проект, дающий возможность любому желающему приобрести или усовершенствовать свои знания в области ИТ — Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ). Лидером среди обучающих интернет-программ для школьников являются два проекта: «Открытый колледж» (www.college.ru) и «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» (vschool.km.ru). Оба проекта разрабатывают создатели обучающих программ на компакт-дисках. Эти программы в «ознакомительном режиме» также предлагаются и в Интернете.

Однако, следует отметить, что при всех перечисленных достоинствах электронного обучения «для всех» остаются ряд проблем. К ним относятся следующие: проблема качества электронных курсов (кто и как может их оценить), правовые проблемы, связанные с защитой интеллектуальной собственности, финансовые, касающиеся затрат на подготовку электронных курсов их обновление, кадровые проблемы, связанные с подготовкой преподавателей, способных и желающих разрабатывать и постоянно обновлять такие курсы.

Безусловно, преподаватель, используя технологии электронного обучения, может обучить большее число студентов, территориально разобщенных, но принесет ли это желаемый учебный и экономический эффект? При традиционном процессе обучения «лицом к лицу», преподаватель имеет необходимую для обучения обратную связь сразу же, реагирует на нее, «по ходу» перестраивая учебный материал, имеет возможность делать на глазах студентов этот материал более доступным. Конечно, для подготовки электронных курсов должен быть использован опыт преподавателей-экспертов, ассов в своем деле, но не всегда такой преподаватель имеет для этого необходимое время, умение работать с компьютером.

Сегодня очевидно, что электронное обучение — это не временное увлечение, но необходимо уже сегодня заботится о комплексном решении перечисленных проблем, создать межвузовский Центр по оценке качества электронных курсов, по подготовке преподавателей, обратить внимание компаний, работающих на рынке информационных технологий, на проблемы комплексной информатизации вузов.

Электронное обучение пособие

Вызванная развитием информационно-комму- никационных технологий (ИКТ), позволяющих интегрировать современные технологические решения в учебный процесс, е-Learning (электронное обучение, ЭО, онлайн-обучение) стремительно входит в практику деятельности образовательных организаций. В последнее время е-Learning процесс стал объектом стандартизации во всем мире, что связано с необходимостью установления определенных критериев и показателей, говорящих о его эффективности. Задача международного проекта Europian University […]

Оценка удовлетворенности обучающихся качеством е-learning процесса в НГТУ

В порядке оценки удовлетворенности обучающихся качеством е-learning про-
цесса авторами использовался процессный подход (модель управления качеством,
разработанная Европейским фондом управления качеством – EFQM). Цель экспе-
римента – оценивание качества электронных образовательных ресурсов и элек-
тронной образовательной среды НГТУ DiSpace 2.0 заинтересоваными сторонами
(обучающимися). Показано, что уровень удовлетворенности обучающихся качест-
вом электронной среды обучения НГТУ и размещенных в ней электронных ресурсов
в целом достаточно высок, показана необходимость доработки и дополнения элек-
тронных ресурсов по программам дополнительного профессионального образования
«Пожарная безопасность» современными технологиями вовлекающего обучения.

Опыт электронного обучения студентов на базе системы дистанционного обучения НГТУ

Рассматривается опыт обучения студентов НГТУ по комбинированной модели с использованием системы дистанционного обучения (СДО) DiSpace 2.0.

Электронное обучение в техническом университете

Пособие предназначено для преподавателей и специалистов вуза, занимающихся внедрением электронного обучения в учебный процесс, а также для всех интересующихся современными технологиями обучения. Акцент на технические вузы сделан потому, что особенности изложения учебных материалов в пособии рассчитаны на преподавателей, которые, как правило, имеют богатый опыт преподавания, но недостаточно владеют педагогической теорией.

Исследование классической модели адаптивного тестирования

Дана характеристика различным моделям электронного тестирования. Описаны результаты сравнительного эксперимента по тестированию студентов Новосибирского государственного технического университета по дисциплине «Программирование», выявившие преимущество адаптивной модели тестирования перед традиционной.

Информационно-образовательная среда вуза как часть информационно-образовательного пространства города и региона

Рассматриваются основные функции и цели создания информационно-образовательной среды (ИОС) Новосибирского государственного технического университета, обосновывается необходимость комплексного подхода к построению ИОС вуза, и условия ее интеграции в информационно-образовательное пространство города и региона.

Электронная образовательная среда вуза: комплексный подход

Созданная Новосибирским государственным техническим университетом электронная образовательная среда, включающая совокупность разработанных программных систем: веб-портал, систему дистанционного обучения DiSpace, информационную систему университета и поддерживающие ее инструменты, в полной мере позволяет предлагать не только услуги аутсорсинга, но и поддерживать образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий на базе любых сетевых инфраструктур, в том числе университетов Шанхайской организации сотрудничества.

Рейтинговая самооценка преподавателя дистанционного обучения в ЭСО НГТУ

Рассматриваются возможности использования системы дистанционного обучения DiSpace 2.0, разработанной в Институте дистанционного обучения Новосибирского государственного технического университета, для комплексного самоанализа профессиональной деятельности преподавателя, использующего современные ИКТ-технологии.

Смотрите так же:  Расчет больничных стаж работы

Опыт НГТУ в области практического мониторинга качества систем электронной поддержки учебной деятельности

В статье рассматриваются некоторые результаты мониторинга электронного обучения, практически реализуемого в Новосибирском государственном техническом университете. Приведены основные показатели и характеристики электронного обучения и систем электронной поддержки, используемых во всех сферах учебной деятельности вуза. Основное внимание уделено проблеме организации и проведения мониторинга качества электронного и дистанционного обучения.

Ресурсное обеспечение дистанционного обучения по охране труда

Показаны возможности и принципы построения системы дистанционного обучения по охране труда. Сформулированы условия, необходимые для качественного дистанционного преподавания и проверки знаний.

Электронное обучение: плюсы и минусы внедрения

Электронное обучение сегодня – это активно используемый процесс. Но до сих пор не все понимают, что именно означает этот термин и как это происходит. Вот некоторая информация, помогающая лучше понять этот процесс.

Что такое электронное обучение

Из названия следует, что электронное обучение – это такая разновидность обучения, где материалы изучаются и обрабатываются на компьютере, и чаще всего при этом используется интернет.

Это обучение еще носит название e-learning. Все материалы отображаются на компьютере в одном из указанных форматов, удобных для восприятия:

  • в текстовом формате с добавлением картинок (это самый простой вариант: тут либо используется непосредственно сам документ, либо скопированный из него текст);
  • в видео-формате, к примеру, в виде обучающего ролика (для создания нужна специальная программа).

Скажем, материал из текстового файла с добавлением картинок для курса по программированию будет считаться учебным. Формат сложнее – это видеоролик для обучения. Он может создаваться как в виде анимации, так и как клип для просмотра в браузере.

К примеру, если в кофейне запишут на камеру инструкцию, как правильно приготовить напиток, то это будет учебное видео. Ролик с анимацией чаще всего состоит из последовательного показа текстовых и графических слайдов, и время от времени в нем присутствует герой – персонаж, появляющийся в какие-то моменты для акцентирования внимания на том или ином материале. Иногда такой видеоклип может быть с дикторским дубляжом, а в других случаях – просто со звуковым сопровождением.

Материалы для обучения могут храниться в разных местах: на компьютере, на сайте обучающей компании, на компакт-диске. Это самый простой вариант – когда пользователь получает информацию в электронном виде и пользуется браузером для ознакомления с ней.

Но такое обучение имеет один недостаток – так называемая односторонность. Ведь непонятно, смотрел ли учащийся учебные материалы, а если смотрел, то насколько усвоил, все ли понял? Для устранения данного нюанса создан формат СДО – системы дистанционного (электронного) обучения.

Какие возможности предоставляет система электронного обучения

Электронное обучение в глобальном смысле означает, что для размещения учебного материала будет использоваться Learning Management System, или в переводе система электронного обучения. Это специальная системная программа, доступ к которой происходит либо локально в местной сети, либо по Интернету, причем может быть как свободный вход, так и авторизованный с использованием пароля и логина. Обычно в систему заходят с помощью браузера. В программе размещаются все материалы и создаются контрольные тесты. Для каждого из учеников можно готовить модуль из определенных уроков, результаты которого потом оценивает преподаватель.

Применение электронного обучения в указанной системе позволяет выполнять следующие действия:

  1. Разбить материал на определенные уроки и курсы.
  2. Ученик получает набор из тех курсов и занятий, которые ему необходимы и подходят по должности.
  3. Для проверки знаний проводится электронное тестирование.
  4. Контроль просмотра учащимися учебных материалов. К примеру, можно отследить время, потраченное на просмотр обучающего видео. Если ролик длительностью полчаса, а отчет показывает, что ученик его смотрел только 15 минут, то понятно, что он не просмотрел его целиком.
  5. Электронное обучение помогает анализировать успеваемость и составлять отчеты по результатам тестов.
  6. Возможность конвертации истории обучения каждого из учащихся в формат Excel или pdf.

Здесь главное то, что при использовании системы появляется обратная связь с учениками. Теперь есть возможность точно знать, просмотрен ли материал, насколько он усвоен, нужна ли корректировка для определенного учащегося или всего процесса в целом.

Если у компании много региональных офисов, то электронное обучение позволит получить реальную финансовую выгоду. Ведь при таком формате исключаются траты на проезд сотрудников к месту обучения, на их проживание и расходы на приезд преподавателя в территориальный филиал.

7 способов сделать электронное обучение эффективным

Мозг человека устроен так, что запоминает негативный опыт, связанный, например, с дистанционным обучением. И когда вы хотите вновь записаться на курсы, мозг стремится защитить вас (а точнее, себя) от негативного опыта. Он сигнализирует, что это бесполезная трата сил и времени, отсюда неприятные ассоциации.

Как избежать негативного опыта, но главное, как сделать дистанционное обучение эффективным на 100%, узнайте из статьи электронного журнала «Генеральный директор».

Электронное и дистанционное обучение – одно и то же?

Статьи и книги, посвященные организации электронного обучения, часто приравнивают это обучение к дистанционному. Эти две разновидности обучения имеют общие характеристики, но, тем не менее, на Западе дается исчерпывающее пояснение их различиям. В университетах по всему миру не всегда электронное обучение используется в дистанционных образовательных технологиях, а дистанционное обучение в свою очередь не обязательно является электронным. То есть те, кто учится дистанционно, могут делать это как с помощью e-learning, так и без него. В США, согласно данным Министерства образования, студенты в количестве более чем 85% использовали электронное обучение в 2002 г., но при этом только 7,6% из них изучали некоторые предметы дистанционно, а полноценное дистанционное обучение было только у 2,2%.

Для комфортного, четкого и согласованного взаимодействия между теми, кто поставляет, и теми, кто приобретает образовательные услуги, надо понимать, что такое дистанционное и электронное обучение, и в чем их различия. Отличительные черты и параметры каждого вида обучения будут влиять на оценку вариантов, выбор максимально эффективной формы, на принятие нужного решения.

Дистанционное обучение характеризуется в первую очередь тем, что преподаватель и ученик находятся друг от друга на расстоянии. То есть здесь задействован не только пространственный параметр, но и временной. Очень часто дистанционное обучение сопоставляют с дистанционным образованием. Но непосредственно в РФ некорректно приравнивать обучение к форме образования. К примеру, ст. 17 закона «Об образовании в РФ» гласит, что в стране образовательными учреждениями применяются следующие формы обучения: очное, заочное, очно-заочное. А вне образовательных учреждений применимы формы самообразования и семейного образования.

То есть использование ИКТ, или информационно-коммуникационных технологий, в дистанционном обучении означает, что применяются различного рода дистанционные технологии для реализации какой-либо из закрепленных законодательно вышеупомянутых форм обучения.

Дистанционное обучение отличается одной определенной характеристикой: оно учитывает все потребности тех групп учеников, которые по какой-либо причине не могут учиться непосредственно в учреждении образования. Это может быть болезнь, географически удаленное расположение и т.д. Поэтому дистанционное обучение подходит для следующих категорий: студентов, людей, поступивших на второе высшее, аспирантов, учащихся старших классов и т.д.

Электронное обучение сформировалось в 80-х годах прошлого века и при его исследовании внимание в первую очередь уделяется инструментам для создания полноценного обучающего процесса. При этом преподаватель и ученик могут находиться как в одном здании, так и далеко друг от друга, а сам процесс обучения может быть как синхронизированным и происходить online, так и несинхронизированным и проводиться off-line, то есть неважно, на каком расстоянии обучение осуществляется. Различные презентации, созданные на компьютере, и электронная почта, которые при этом используется, не считаются электронным обучением, это просто применение информационно-коммуникативных технологий. А электронная форма обучения является новейшим форматом обучения, с абсолютно разнообразной целевой аудиторией. В таком формате могут учиться и дети, и взрослые. Люди могут иметь при этом абсолютно разные цели, интересы и т.д.

Те, кто разработал электронное обучение как понятие и глобальный процесс, в английском варианте названия трактуют букву «е» по-разному. Она значит не только электронное или ‘electronic’, но и энергичное, с энтузиазмом или ‘energetic’, ‘enthusiastic’, эмоциональное или ‘emotional’», великолепное или ‘excellent’, продвинутое или ‘enhanced’, а также широкое или ‘extended’. При этом более детальное изучение этого типа обучения говорит о том, что, в принципе, все эти параметры справедливы по отношению к e-learning.

Термин «электронное обучение» у нас переведен, но вообще ЮНЕСКО не рекомендует транслировать название e-learning на свой язык, так как это международное понятие, глобальный процесс в педагогике, новая технология и форма образования.

Плюсы и минусы использования электронного обучения

Применение электронного обучения имеет как свои достоинства, так и недостатки.

Электронное обучение обладает следующими положительными чертами

  1. Учебные материалы всегда доступны: в любое время и в любом месте.
  2. Тесты и задания проверяются автоматически, ответы сохраняются.
  3. Теоретическая часть, а также фактическая информация и статистика легко и быстро обновляются.
  4. Работа обучающегося над материалом в индивидуальном порядке, а не в группе формирует дисциплину, умение планировать время, организованность.
  5. Учащиеся овладевают возможностями информационных технологий.
  6. Развивает инициативу, чувство ответственности и умение ставить цели.
  7. Возможность настроить процесс обучения под себя и свои запросы и потребности.

Использование технологии электронного обучения направлено на изучение личности, на выявление способностей и возможностей учащегося. Одним из преимуществ считается также меньшая стоимость обучения при более качественном уровне знаний. Однако некоторые полагают, что эти два параметра друг другу противоречат. Действительно, электронное обучение может предлагать более высокий уровень образования, но не всегда, да и затраты на обучение при этом будут увеличиваться за счет появления следующих позиций:

  • разработка специальных учебных материалов;
  • обучение преподавателей новым технологиям;
  • расходы на административную часть.

Также электронное обучение обладает следующими недостатками

  1. Техническая составляющая обучения является одной из главных позиций в процессе.
  2. Нет необходимого количества обученных преподавателей.
  3. Каналы для передачи и поступления информации до сих пор должным образом не налажены.

Тем не менее, все указанные параметры не делают электронное обучение неполноценным, это просто некоторые нюансы и препятствия, которые возникают в ходе учебы в определенные моменты, и они вполне решаемы. Кто-то воспринимает в качестве проблемы при использовании этой модели обучения вопрос с правами на интеллектуальную собственность.

Смотрите так же:  Налог на прибыль организаций федеральный налог

Электронное обучение обладает одним существенным, пока не решенным недостатком, – сложностью с идентификацией учащегося во время контрольных тестов. Справиться с проблемой возможно, если обучающиеся будут выполнять нестандартные задачи без конкретно определенных ответов и проявлять при этом свои индивидуальные особенности. А максимально адаптированный контент для электронного обучения реально подготовить, только если программисты, руководители и преподаватели будут взаимодействовать друг с другом.

Электронные средства обучения

Программа электронного обучения предполагает наличие следующих средств обучения:

  1. Обучающие программные средства. Используются для овладения всем комплексом учебных практических и теоретических пособий с функцией получения обратной связи для определения степени подготовки и запоминания материала.
  2. Тренажеры. Используются для улучшения практических умений, отработки полученных знаний, для самостоятельного изучения материалов. При этом учебный курс с помощью тренажеров чаще всего проходится повторно, или закрепляются недавно полученные сведения.
  3. Контролирующие программные средства. Из названия ясно, что их основная функция – это контроль усвоения информации.
  4. Информационно-поисковые, информационно-справочные программные средства. С их помощью можно найти и вывести интересующие ученика сведения. Служат для обучения пользователя умению находить и систематизировать искомую информацию.
  5. Имитационные программные средства. Учащемуся предоставляется возможность изучить характеристики, структуру, элементы реальной ситуации, сформированной по заданным параметрам.
  6. Моделирующие программные средства. Имитируют реальную ситуацию, используя произвольные характеристики и различного рода элементы. С их помощью пользователь может изучить, как будет протекать тот или иной процесс, ситуация.
  7. Демонстрационные программные средства. Используются для того, чтобы учащиеся наглядно могли увидеть и визуализировать некоторые аспекты учебного материала, уяснить, как происходит то или иное событие, обстоятельство.
  8. Учебно-игровые программные средства. С их помощью в игровой форме, так сказать, «проживаются» те или иные ситуации. К примеру, их использование может научить выбирать правильную стратегию или максимально верное решение.
  9. Досуговые программные средства. С их помощью организуется времяпрепровождение учащихся, которые развивают такие свойства, как память, внимание и т.д.

Использование электронного обучения сегодня возможно посредством множества форм в зависимости от того, какие предметы изучаются с его помощью, благодаря развитию и совершенствованию компьютерной сферы. Электронное обучение применяет следующие формы и носители:

  1. Программы как обучающие, так и игровые.
  2. Компьютерные тренажеры.
  3. Программы для контроля и прохождения тестов.
  4. Лаборатории в виртуальном виде, лабораторные практикумы.
  5. Электронные учебники с использованием в них ссылок на другие интернет-источники. Материал пособий представляет собой комплексное использование текста, графики, мультимедийной информации.
  6. Программно-методические комплексы.
  7. Мультимедийные ресурсы.
  8. Программы для моделирования и имитации.
  9. Справочники, поисковые системы, базы данных.
  10. Обучающие системы.

Указанный список постоянно пополняется, так как развитие компьютерной сферы не стоит на месте, появляются иные технологии, современные продукты и программы для обучения, которые проявляются в свою очередь в новых формах.

Развитие электронного обучения

Современные технологии и их развитие в сегодняшнем мире приводит к тому, что все время появляются какие-то новые инструменты для обучения. В настоящее время уже использовались и обрели популярность следующие разработки и ресурсы:

Backchannel (Канал обратной связи). Какое-то время назад появилась практика общения участников различных семинаров и презентаций с помощью ноутбуков или смартфонов. Такое средство коммуникации стали называть «backchannel». После появления и становления таких социальных платформ для общения, как Твиттер или различные блоги, backchannel стал использоваться, чтобы зафиксировать различные проходящие события, к примеру, конференцию. С его помощью стало возможным получить доступ к данному материалу и после окончания мероприятия.

Облачные решения (Developing in the Cloud). Веб-основа на сегодняшний день является ключевым элементом при создании множества платформ для электронного обучения. То есть программу можно запустить только с помощью Интернета, а не просто посредством компьютера. Онлайн-курс проходит такой путь от своего появления до запуска. Электронное обучение использует следующие облачные разработки:

  1. The eXe project – платформа с open source authoring tool, или в переводе с открытым исходным кодом, позволяющая создавать и публиковать веб-контент.
  2. MyBrainshark предоставляет возможность создавать и проводить презентации с мультимедийным контентом. Имеет два способа использования – бесплатный myBrainshark и платный myBrainshark Pro.
  3. Composica позволяет совместно разрабатывать курсы в онлайн-режиме, при этом обеспечивая общение участников группы между собой в процессе создания.
  4. Interaction Builder – это платформа, дающая возможность взаимодействовать в онлайн-режиме, а полученное сотрудничество без труда добавляется в курс. Взаимодействие строится с помощью шаблона, куда добавляется звук, текст и изображение, а для его публикации достаточен один файл флэш-памяти.
  5. Udutu. С ее помощью можно пользоваться онлайн-инструментами, чтобы создавать курс на платном хостинге.
  6. Ruzuku – платформа для разработки онлайн-курсов согласно расписанию или в зависимости от требования.
  7. Lectora Online. Здесь участники группы могут модифицировать контент курса, обмениваться материалами либо использовать шаблоны для создания publishing to tablets.

Куратор контента (content curation). Сегодня возникла необходимость в таком виде курирования, как цифровое, так как информации поступает огромное количество. Такой куратор ищет нужные сведения, отбирает непосредственно самый необходимый материал, который регулярно обновляют. Эффективность работы куратора проявляется в том, что он все время предоставляет пользователям интересный контент со смысловой нагрузкой.

Поэтому при поиске именно достоверной информации стоит взять сведения с сайта, который курирует контент на данную тему, а не делать запрос через поисковую систему. На таком ресурсе будет материал именно по той теме, что вам нужна. Существуют следующие агрегаторы, занимающиеся курированием: Pearltrees, Scoop, Storify, Bundlr, BagTheWeb. Есть также сайты: e-learning, Content Curation World.

«Перевернутое» обучение (flipped learning). Flipped learning, что в переводе звучит как «перевернутое обучение», означает, что в классе выполняется домашняя работа, а новый материал – чаще всего в формате видеоролика – учащиеся берут на дом. Потом уже на занятии они делятся мнением по поводу полученной информации. Здесь главной идеей является мысль, что именно в классе в процессе дискуссии ученики максимально эффективно смогут усвоить и обсудить материал, а не тогда, когда они просто пассивно слушают лектора или смотрят на дающего пояснения преподавателя. Модель перевернутого обучения все время совершенствуется, поэтому она может предполагать и другой способ.

Расширенная роль педагогического дизайнера. По словам Клайва Шепарда, автора книги «The New Learning Architect», педагогический дизайнер должен выполнять исключительно функцию по созданию курсов. Однако на сегодняшний день эта фраза уже утратила актуальность. Ведь дизайнер, помимо разработки, сегодня должен видеть недочеты в системе обучения и думать о том, как их устранить. Конечно, для этого он должен понимать, на каких стратегиях основано обучение, неважно, формальное оно или наоборот, традиционное или нет, электронное или в личном присутствии педагога.

К примеру, дизайнеры должны курировать практиков, отслеживать контент, помогать проведению дискуссии в режиме онлайн, реализовывать мероприятия, поддерживать социальные обучающие платформы. Они часто приветствуют новшества и с теми, кто мыслит с ними одинаково, обычно объясняют руководству, что полезно для компании будет сотрудничать и взаимодействовать. Шанс на изменение, «умственный рост мира» тем выше, чем больше педагоги и дизайнеры буду воспринимать себя в качестве архитекторов в сфере обучения.

Gamification (геймификация). В настоящее время игровые механизмы все чаще и эффективнее используются для обучающего процесса и проведения тренингов. Взаимодействие в реальном времени при мгновенном поступлении обратной реакции, при создании ощущения того, что выполнил все, что мог, делает игру эффективной и успешно использует ее в качестве педагогического процесса.

В игре надо достичь определенной цели, разработанной специально под геймера, с мотивирующим эффектом в виде получения итогового вознаграждения. Процесс обучения посредством геймификации приносит чувство удовлетворения даже взрослым.

HTML5 для мобильных. Тех, кто не увлекается техническими новинками, не очень заинтересуют сведения о том, что давно ведутся баталии о сравнительных параметрах HTML5 и Flash. Однако в этой ситуации стоит знать о том, что раньше практически все интернет-обучение базировалось на платформе Flash. Эта площадка от компании Adobe Systems позволяет показывать мультимедиа-контент в Интернете. Однако по ряду технических и некоторых других причин Flash не всегда работает на мобильных телефонах и планшетах. В связи с этим стали искать альтернативный вариант.

Основной характеристикой технологии HTML5 является то, что она разрабатывалась как замена Flash. Тем, кто поставляет контент для мобильных смартфонов или планшетов, стоит изучить, какие авторские инструментальные средства для HTML5 находятся в свободном доступе. На данный момент на рынке существуют следующие решения:

  1. Lectora&Lectora Online. Позволяет создавать интерактивный мультимедиа-контент и оценки. Также с помощью данной платформы возможно электронное обучение с телефонов и планшетов.
  2. Adobe Edge от компании Adobe Systems позволяет взаимодействовать и поддерживает анимацию.
  3. Flipboard. Это приложение работает на сегодняшний день только в iPad/iPhone. Основная часть пользователей считает, что с его помощью можно лишь объединять элементы социального медийного наполнения, но оно также позволяет создавать контент в виде журнала.
  4. Sum Total ToolBook является программой для обучения на мобильных устройствах. Использует стили и шаблоны при создании контента для данных девайсов и позволяет обучаться с их помощью.
  5. Rapid Intake mLearning Studio разрабатывает материалы, которые возможно использовать и на Flash, и на HTML5. Позволяет добавить мультимедийный контент (видео, графику, текст или аудио), а после – опубликовать кросс-платформу и работать с ней на iPad, iPhone, Android и BlackBerry.
  6. Pastiche от компании Xyleme является инструментом для создания наполнения для iPad. С его помощью можно разработать, например, учебник или онлайн-курс.

Стоит, однако, помнить, что HTML5 и все материалы, которые с ним связаны, поддерживаются не всеми браузерами. Так что часто тот формат, который работает на планшете, не подойдет для смартфона, и наоборот.

Новое смешанное обучение. Понятие гибридного, или так называемого смешанного обучения, появилось благодаря тому, что электронный вариант не всегда помогает решить все потребности в образовании компании или отдельного человека. Еще не так давно обучение называлось смешанным, если оно состояло из комплексного взаимодействия с педагогом и использования онлайн-ресурсов. Так было при активном использовании Интернета.

Сейчас, когда есть возможность получать инструкции в реальном времени в режиме онлайн, и появились другие ресурсы для индивидуальной учебы, гибридный вариант трактуется более широко. Он предполагает применение разных стратегий, к примеру, обучения посредством community of practice (деятельных сообществ). Процесс может выглядеть так: пользователь после посещения рабочего вебинара обращается в Google+ к когнитивному психологу, а потом с педдизайнерами на платформе LinkedIn обсуждает реализацию идей.

Смотрите так же:  Можно ли временно прописать в квартире

Такая стратегия позволит учащимся освоить больше. Разработчики при этом не ограничивают себя в мыслях о том, как сделать обучение эффективным, и воспринимают его как нечто, происходящее без перерывов.

Образовательные ресурсы электронного обучения

В России существуют следующие системы:

Из зарубежных можно выделить следующие системы:

  1. Ресурс learn eXact, продвигаемый с помощью Центра проектирования контента МЭСИ.
  2. Система Sitos от Bitmedia.
  3. IBM Lotus Workplace Collaborative Learning.
  4. Две системы, одна – для дистанционного обучения (E-learning Now) и вторая – для очного (Manage Now). Ознакомиться с ними можно, зайдя на сайт компании АйТи.

Также существуют библиотеки, содержащие в себе большой объем материалов по различным электронным курсам. Известны две библиотеки – NETg и Skillsoft. Они содержат контент на английском языке, поэтому у нас в стране существуют фирмы, которые локализуют и адаптируют такие материалы для российского рынка.

В России следующие организации занимаются разработкой курсов:

  1. Компания Тренинг Медиа.
  2. Центр e-learning.
  3. Фирма CSSeTrain.
  4. Компания Новый Диск.
  5. Ресурс Тренинг Софт.
  6. Компания ОКС.Для создания контента необходимо применение авторских средств. С помощью данных инструментов происходит создание учебных материалов, таких как учебники, тренинги, видеоролики, тесты или презентации и т.д., которые в дальнейшем находятся в базе данных системы обучения.

Выделяют следующие авторские средства:

  1. Редакторы учебных курсов.
  2. Средства, с помощью которых проводят семинары в режиме онлайн.
  3. Инструменты, посредством которых создают презентации.
  4. Ресурсы для разработки анкет и опросных листов, а также тестов.
  5. Средства, захватывающие изображение с монитора.

6 советов, как создать курсы электронного обучения

Курсы электронного обучения, чтобы доносить информацию до учащихся, создаются непросто. Полученные знания сотрудники потом применяют в реальной жизни, в практических ситуациях. Дизайн курсов играет большую роль, ведь он делает подаваемую информацию занимательной, полезной и запоминающейся.

Вот несколько рекомендаций по поводу того, как создать электронные курсы максимально эффективными и интересными в плане дизайна.

Совет №1. Простой формат.

Если курс большой по объему, то не надо думать, что его возможно прочитать и усвоить с первого же раза. Материал стоит разделить на удобные небольшие части. К примеру, можно подготовить несколько модулей, а потом использовать систему управления для наблюдения за тем, как ученики их проходят. Также стоит продумать наличие содержания, чтобы легко найти часть с нужной информацией. Можно подавать электронный материал на сайте, а не с помощью программы, тогда учащийся будет сам определять, в каком порядке и режиме просматривать курс.

Совет №2. Дизайн должен быть удобен для человеческого взгляда.

Удобный дизайн соответствует направлению взгляда человека, читающего что-то с бумаги или экрана. Известно, что мы совершаем глазами движение наподобие буквы Z: вначале смотрим в левый угол, потом – в правый сверху, затем – в левый и после этого – в правый снизу. Зная эту тенденцию, можно использовать ее при дизайне.

Также стоит помнить о том, что информация должна подаваться небольшими частями, потому что большой объем сложен для усвоения. Стоит активно использовать абзацы и списки по пути следования взгляда.

Совет №3. Стиль должен быть единым.

Весь курс следует оформлять в одном стилевом направлении. Во-первых, это сделает его визуально привлекательным, во-вторых, будет способствовать лучшему изучению материала. Стиль стоит поддерживать при помощи следующих действий:

  1. Все одинаковые элементы размещать в разных частях текста в одном и том же месте. Например, заголовки располагать все время вверху страницы.
  2. Все используемые в тексте картинки должны быть в одной цветовой гамме, к примеру, иллюстрации, графики или рисунки.
  3. Все виды текста должны выглядеть одинаково и быть в едином цвете. Например, все заголовки должны быть одного размера и шрифта, все списки – оформлены в идентичном стиле, все подписи к иллюстрациям – иметь общий вид.

Совет №4. Сформируйте структуру.

Структура должна разрабатываться, исходя из Совета №1. В первую очередь, она должна служить для наилучшего усвоения материала. Содержимое курса стоит разбить на части, выделить все главные темы, цели обучения, продумать очередность расположения глав. Не может быть хорошего результата от курса с плохой структурой.

В зависимости от разработанной структуры будет происходить раскадровка слайдов в курсе.

Совет №5. Используйте сценарии с практической или реальной информацией.

Не стоит каждый блок заканчивать тестами или ответами на контрольные вопросы. Лучше предложить рассмотреть реальную ситуацию, в которой полученные знания можно применить. Так учащийся будет готов сразу использовать усвоенную информацию в практическом аспекте, поймет ее ценность и сможет ее применить в жизни в подобных обстоятельствах.

Совет №6. Добавьте элементы интерактивности.

Курс должен содержать элементы интерактивности, потому что таким образом наблюдается максимальное погружение учащегося в процесс изучения материала. К примеру, пользователь может видеть текст, нажимая на картинку, или двигать элементы с определенной целью. Это способствует освоению новых знаний и делает процесс обучения более интересным.

Как мотивировать сотрудников пройти электронное обучение

Электронный вид обучения предполагает, что учащийся будет заинтересован в нем не только на старте, но и в дальнейшем, то есть будет иметь мотивацию на протяжении всего периода учебы.

В данном случае необходимо усвоить, что же именно является мотивацией, а также понимать значение не только этого слова, но и других ключевых терминов, таких как взаимодействие и вовлеченность, которые активно используются при попытке передать опыт аудитории. Причины для начала и продолжения учебы будут в упрощенном варианте называться мотивацией, то есть пользователь хочет изучить электронный курс целиком.

Именно те, кто создает электронный курс, отвечают и за мотивацию. При недостаточной мотивации ученики или же полностью перестают интересоваться курсом, или же учатся без усилий и вовлеченности, просто чтобы отучиться. Не самый лучший вариант!

Есть несколько рекомендаций, которые помогут повысить у учеников интерес к учебе, и, соответственно, мотивацию.

1. Привлеките внимание учащихся.

Первым делом надо обратить внимание людей на что-то, и только после этого они начнут этим заниматься. Электронный курс даст максимальный эффект, когда ученики будут в нем заинтересованы. Действовать следует по следующей схеме: «привлечение интереса – мотивация – удержание внимания». Есть некоторые фразы, которые способствуют акцентированию внимания, например, «запомните следующее. », «обратите внимание на. », «важно помнить. », и т.д. Помимо этого, внимание привлекают интересно оформленные материалы. С этой целью можно использовать следующие приемы:

  1. Мультимедиа. Мультимедийные материалы в виде анимации, видео, подкастов и т.д. позволяют не только изучить что-то новое, но и разбудить любознательность ученика. Если вы включаете в курс видеоролик, то он должен быть качественным. В случае если по каким-либо причинам создать такой клип вы не в состоянии, то его вполне можно заменить анимацией с качественным дубляжом. Иногда с помощью интересной картинки и звукового пояснения сложная информация воспринимается гораздо легче.
  2. Юмор. Один из наилучших способов привлечения внимания. Но, естественно, он должен использоваться в разумных пределах и к месту. Иногда смешные для одних шутки другими воспринимаются отрицательно. Надо тщательно следить за тем, чтобы не задеть ничьи чувства. Однако правильное применение юмора способно увлечь учеников или задать верный тон беседе.
  3. Провокационные вопросы. Неожиданные вопросы с подвохом могут заставить учеников заинтересоваться темой и предметом изучения. Есть доказательства того, что если затрагивать профессиональную или личную сферы при изучении, то усвоение материала проходит гораздо эффективнее. Надо стимулировать учеников высказываться по дискутируемой теме, давать им задания. В итоге у вас будет налажена регулярная обратная связь.

2. Повысьте уровень вовлеченности.

Для освоения интересен только тот электронный курс, который имеет актуальность. То есть с помощью личностного воздействия на учащихся их можно убедить в том, что изучаемый материал полезен для них, и они смогут применять его на практике. Ученики будут понимать, что полученные знания они действительно будут использовать в реальной жизни. При такой тактике важно задействовать положительные эмоции, с помощью которых можно сильно повысить уровень мотивации. Эмоционально-ориентированный подход позволяет чувствовать учеников. Этот способ использует методы художественного рассказа, разработки сценария. Главных персонажей стоит создавать на прототипе учеников, события – на основе реальных происшествий. И не бояться задавать вопросы, ведь они позволят повысить вовлеченность аудитории в процесс.

Повысьте самооценку учеников. Мотивация и самооценка коррелируют между собой. Когда человек уверен, что он не сможет добиться какой-либо цели, он и не будет заинтересован в ее достижении. Если же есть уверенность в себе, то это дает мощный толчок. Ваши ученики должны ожидать положительных результатов от обучения. Создать такой настрой можно, описав успех после окончания курса. При этом обозначить время, которое уйдет на его освоение, цели изучения, описать сам курс. Все это делается для того, чтобы учащиеся четко понимали, чем они будут заниматься и чего достигнут в итоге. Тогда они будут чувствовать уверенность и будут замотивированы постоянно.

Повысьте уровень удовлетворенности. Полная удовлетворенность приведет к желанию продолжать обучение. Как же повысить ее уровень? Самым простым и действенным стимулом станет награда за достижения. Поощрения любят получать все. Кто-то стремится победить в соревновании, другой хочет почувствовать признание, кого-то мотивирует награда. В любом случае, поощрение – это действенный вариант. Можно награждать учащихся звездами – золотыми, бронзовыми, серебряными – в зависимости от уровня достижений. Это даст им дополнительную мотивацию.

Поощряйте социальное взаимодействие. Для повышения мотивации также можно разрабатывать и применять стратегию социального взаимодействия. Предложите учащимся общаться в социальных сетях. Поддержка всегда важна во время учебы, и процесс происходит успешнее, если ученикам есть с кем поделиться или у кого спросить об изучаемом материале. Поэтому социальное взаимодействие, постоянное общение, обмен мнениями и опытом стоит поощрять. Можно проводить обсуждения материала в режиме онлайн. Социальная группа позволит всем учащимся посмотреть на материал глазами других учеников, поможет установлению взаимосвязи между ними, а также благодаря этому методу обучение останется в па?