Компактное проживание татар

ТАТАРЫ В ДАЛЬНЕМ ЗАРУБЕЖЬЕ:
страны,численность, организации

П о имеющимся весьма приблизительным данным, общая численность татар, проживающих за пределами Российской Федерации, составляет 1 миллион 100 тысяч человек, в том числе татарская диаспора в дальнем зарубежье насчитывает чуть более 40 тысяч человек и в количественном отношении представлена сле­дующим образом: Турция — 25 тыс., Китай — 5 тыс., США — 1 тыс., Финляндия — около 1 тыс., Польша, ФРГ и другие европейские стра­ны — 8 тыс., другие страны Азии и Австралия — около 1 тыс. человек.

Татары в дальнем зарубежье живут достаточно компактно и объединены в различные ассоциации, общества и землячества.

Наиболее многочисленные татарские общины в Турции, где имеются населенные пункты, в которых проживает до 1 тысячи татар (Богределек, Корыкоек и др.). Эмиграция татар в эту страну началась в конце XIX века и продолжалась перманентно в 20-х и 40-х годах XX столетия. Центрами традиционного расселе­ния татар являются Анкара и Стамбул, города Центральной Турции Конья и Эскишехир, а также Измир. Наиболее крупное земляческое объединение — «Общество культуры и взаимопомощи казанских турок», деятельность которого была приостановлена с приходом к власти во­енных в 1980 году. В настоящее время по инициативе татар, проживающих в Стамбуле и Анкаре, предпринимаются попытки воссоздать общество. Одними из наиболее активных лидеров татар в Турции до недавнего времени являлись ученый, профессор Мармарского университета Надир Давлет и бизнесмен Фарит Бичури, а также Махмут Аллюкаи, Атилла Кундуз, Сайда Асланбек и Наиля Бинарк. После I Всемирного конгресса татар развернуло активную деятельность «Татарское культурное общество» в Эскишехире, которое занимается культурно-просветительской и религиозной деятельностью. Его лидерами являются Эмин Сакмар и Иксан Яфай.

С начала 90-х годов несколько татарских семей в Стамбуле во главе с бизнесменом Махмутом Ураллы ведут работу по воссозданию общества «Идель-Урал», Оно призвано объединить турецких татар и башкир — выходцев из одноименного региона России — и наладить культурно-национальные связи с Татарстаном и Башкортостаном. Некоторые члены этого обще­ства (музыковед Рахми Оруч, солистка татарского танцевального фольклорного ансамбля «Тумата» Гюльтен Ураллы и др.) неоднократно бывали на своей исторической родине. В 1995 году ими было начато издание газеты «Салям» (редакторы Атилла Кундуз, Гюльтен Ураллы, Ильхам Байкал и др.).

По приглашению татар, живущих на Эгейском побережье, в Измире и его окрестностях выступало несколько творческих коллективов Татарстана. С огромным успехом проходят в Турции гастроли Татарского государственного академического театра им.Г.Камала. В свою очередь, многие турецкие предприниматели, используя родственные связи татар, живущих в Турции, открыли в Татарстане, Башкортостане, Чувашии и других республиках Поволжья коммерческие предприятия (по пошиву меховых изделий, выделке кожи, хлебопечению, строительные и туристические фирмы) и учебные заведения.

Для татар в Турции характерно не только стремление сохранить национальную культуру и обычаи, но и материальнно поддерживать нуждающихся членов своих общин, а также спонсировать литературно-издательскую деятельность. В 1940-50-е годы такую помощь получали видные татарские ученые-эмигранты Садри Максуди, Абдулбари Баттал, Гаяз Исхаки, позже — Хамит Кушай, Сагадат Чагатай (дочь Г.Исхаки), Рашит Рахмати Арат, Ахмет Темир, Махмут Тахир, Лябиб Каран, Рифат Мухтасиб и др. В 1960-70-е годы на средства владельца турецкого филиала фирмы «Мерседес», татарина из г.Петропавловска-Камчатского Ахметвели Менгера «Общество культуры и взаимопомощи казанских турок» издавался прогрессивный литературно-публицистический журнал «Казан». Благодаря финансовой поддержке «Фонда Менгера», личному вкладу дочери А.Менгера Суфии Имре были изданы на латинице в Казани «Идегэй» и «Кысса-и-Юсуф», книга Н.Давлета о И.Гаспринском и труды Р.Фахретдинова. Правительство Татарстана высоко оценило вклад С.Имре в развитие национальной культуры, присвоив ей в 1998 году звание «Заслуженный работник культуры республики». После смерти С.Имре, фонд с августа 2000 года возглавляет ее сын Эргин. Подготовлены к изданию в Турции произведения еще нескольких писателей и деятелей науки Татарстана,

С недавнего времени на турецком государственном радио под руководством журналистов Сагита Хайруллина и Марса Тукаева стала функционировать татарская редакция «Тюрки авазы».

В Финляндии татары поселились также в конце XIX — начале XX веков, В 1970-х годах они были объединены в две организации -«Общество имени Габдуллы Тукая», созданное профессором Хельсинкского университета Гумаром Тахером, и национально-религиозное общество финских татар «Исламия», руководителем которого являлся крупный торговец мехами и пушниной Осман Али. В настоящее время эти организации практически слились в одну. При общине существуют спортивный клуб «Йолдыз», татарская воскресная школа, самодеятельные фольклорный ансамбль и театр. После смерти Г.Тахера руководителем татарской диаспоры в Финляндии остался его сын Окан Тахер.

Молодые татары финского происхождения создали свою организацию «FТВ» («Финн татар бирлиги»).

Для татарской диаспоры в Финляндии характерно бережное сохранение всего, что связано с национальной историей, культурой, языком и обычаями. Члены «Общества имени Г.Тукая» в 1980-90-х годах активно устанавливали и развивали научно-культурные связи с соотечественниками в Татарстане, Там, на казанской сцене с успехом прошел спектакль «Галиябану» в постановке самодеятельного театра из Хельсинки,

Особым импульсом для оживления деятельности татарской диаспоры в Финляндии послужил официальный визит в 1999 году Президента Татарстана Минтимера Шаймиева, Встреча татар с Президентом Татарстана в Хельсинки (присутствовало около 500 человек) была широко освещена в финской прессе и получила положительный отклик общественности. Достигнуто соглашение о проведении в Финляндии выездного заседания исполкома Всемирного конгресса татар по вопросам функционирования культурно-национальной автономии финских татар. В 2000 году с успехом в Казани прошла выставка «Финбизнесс-2000», на которой продукцию более 80 финских фирм-производителей представляло совместное предприятие «Татскан», президентом которого является крупный предприниматель Аднан Имадетдин. Его жена Первин, известный архитектор-дизайнер, была приглашена к участию в реставрационных работах исторического центра г.Казани.

В странах Балтии наиболее организованно татары живут в Литве в городах Вильнюсе, Клайпеде, а также в местечке Кретинга, где занимаются производством сельскохозяйственной продукции для соседнего курорта Паланга. Руководители общины литовских татар Минсаид Байрашевский (в прошлом) и Адам Асанавичус (в настоящем) предпринимали значительные усилия для сохранения и развития национальных культурных связей с татарами, проживающими в России. Кроме того, граждане Литвы сохраняют историческую благодарность предкам золотоордынских татар, участвовавшим по приглашению литовского князя Витаутаса Великого в борьбе против немецких рыцарей в ХIV веке.

В Соединенных Штатах Америки основу диаспоры составили татары, эмигрировавшие из Европы и азиатских стран по окончании второй мировой войны. Ассоциация американских татар в США была создана на базе Татарского общества США, возникшего в 1950-х годах в Нью-Йорке. Несколько лет лидером ассоциации был инженер Ильдар Агиш, в настоящее время руководителем избран Рустэм Бурлучи. Деятельность Ассоциации американских татар специализируется в культурологическом направлении (после войны и в 1960-70-е годы здесь оказалось много известных татарских музыкантов, ученых, шахматистов и др.).

На западном побережье США существует Американская турко-татарская ассоциация (АТТА), которая также занимается культурно-просветительской деятельностью (ее лидер — Фарит Кильки).

Некоторые ученые США специализируются на исследовании истории и культуры тюркских и, в частности татарского, народов. В их числе выходец из семьи татар-эмигрантов нижегородского происхождения, профессор Висконсинского университета Юлай Шамильоглы.

После I Всемирного конгресса татар в США по приглашению американских татар выехали ряд молодых предпринимателей из Татарстана, Успешно войдя в американский деловой мир, они вносят вклад и в развитие родного края, Так, на средства уроженца д.Мирзям Арского района РТ Дамира Сафина в его родном селе воздвигнут мемориал односельчанам — Героям Советского Союза и Социалистического Труда,

В Канаде татары (около 100 человек) проживают в городах Монреаль и Торонто, Татарские семьи активно общаются между собой, ежегодно организуют и проводят национальный праздник «Сабантуй». Лидером татарской общины в Канаде является Талиб Кудаки.

В Австралии в городах Сиднее, Мельбурне и Аделаиде проживают около 500 татар. Диаспора в этой стране также формировалась после второй мировой войны и в настоящее время объединена в Татарскую ассоциацию Южной Австралии под руководством Сагита Садри и Ассоциацию татарской молодежи Южной Австралии, возглавляемую Зия Маски.

Татары в Японии и Китае, несмотря на наличие до конца 30-х годов XX столетия мощных диаспор, образовавшихся в процессе строительства и эксплуатации КВЖД, и последующего оседания представителей «белого движения», в настоящее время в общества не объединены. В Японии они разбросаны по всей стране. Наиболее компактно соотечественники проживают в Токио (около 90 чел.), их лидерами являются бизнесмены и общественные деятели Анвар Апанай и Тамимдар Мухит. Татары общаются между собой, посещают мечеть, интересуются событиями на исторической родине, ведут переписку с родственниками, проживающими в Татарстане. Однако в последние годы в Японии наблюдается процесс размывания общины, так как молодежь активно заключает перспективные браки с коренными жителями.

В Китае татары живут в основном в Синьзян-Уйгурском автономном районе. Часть из них знает язык и традиции своего народа, стремится к контактам с соотечественниками в Татарстане, но встречает противодействие со стороны официальных органов Китая. Мэром г.Урумчи до недавнего времени являлся выходец из Буинского района Татарстана, профессор Бурхан Шахиди; после его смерти продолжает научные традиции своего отца его дочь Элнора. Татарскую общину в этом городе возглавляет профессор мединститута Зариф Дулат, поддерживающий связи с татарами Казахстана и Узбекистана.

Смотрите так же:  Московский мирный договор 1940

Около 400 татар из нескольких татарских родов, прибывших на территорию Афганистана в начале XX столетия, живут компактно в уезде Янги-Кала северной провинции Тахар. Они занимаются земледелием, выращиванием риса. Тщательно сохраняют «чистоту» рода, не вступая в браки с таджиками и узбеками; в разговорной речи употребляют старотатарский язык. Предводителем родового союза афганских татар является Рашит («Татар»), он же возглавляет вооруженный отряд самообороны, созданный для физической защиты сородичей в условиях гражданской войны.

Небольшие группы этнических татар проживают в Индии, государствах Латинский Америки.

В архивах Татарстана сохранились документы о наличии вакуфного имущества мусульманских организаций бывшей Российской империи в странах Ближнего Востока, в частности, в Саудовской Аравии. В основном, это жилые помещения, предназначенные для мусульманских паломников, совершавших хадж. В Мекке было 4 таких текие: «Мурат-эфенди», построенная саратовскими фабрикантами братьями Дебердеевыми, «Низамутдин-эфенди», «Шакирзян-эфенди», «Кадыр-эфенди» и вакуфный дом Галимзяна Галеева (Баруди). В Медине — Казанская мечеть, Казанское медресе с принадлежавшими ему лавками и складскими помещениями, дом Рахима-эфенди, а также вакуфный дом, лавки и склады братьев Дебердеевых. Среди строителей и владельцев вакуфных помещений упоминаются также имена Курбангалея Бурнаева, Исхака Юнусова и других татарских купцов, прибывших из России. Эти дома также использовались для проживания шакирдов-татар, обучавшихся в религиозных учебных заведениях на Ближнем Востоке.

К сожалению, судьба вакуфного имущества мусульманских организаций России, как и судьба многих его владельцев, осталась неизвестной. Последние упорядоченные сведения по этому поводу относятся к 1940 году, хотя в документах и более позднего времени упоминается об организованных группах татар-эмигрантов, проживавших в Саудовской Аравии.

В Польше диаспора формировалась в течение ста лет из эмигрантов нескольких волн политической эмиграции из России. Татары в этой стране (около 5 тысяч) расселены на востоке государства в городах и селах Белостокского и Сувалкинского воеводств. Они объединены в «Польское религиозное общество», способствующее исполнению мусульманских религиозных обрядов тюрко-татар. Для татар в этой стране характерны тесные экономические связи со своими единоверцами, проживающими в соседних Литве и Беларуси. Возглавляют татарскую общину в Польше предприниматель Стефан Мухарский и ученый-тюрковед Салим Хазбиевич.

В ФРГ центром притяжения татар являлась до недавнего времени татаро-башкирская редакция радиостанции «Свобода», штаб-квартира которой находилась в Мюнхене (в настоящее она размещается в г.Прага, Чехия). Руководителем редакции является Фарид Аги (Иделле). Сотрудники редакции из числа татар и башкир поддерживают контакты со своими соотечественниками в Татарстане и Башкортостане, на основе которых готовят обзор важнейших событий в указанных регионах. Передачи РС «Азатлык» выходят ежедневно в эфир до 3-х раз в сутки и рассчитаны на регионы России и СНГ с компактным проживанием татарского населения. Как правило, они объективно освещают процессы, происходящие в Российской Федерации и Республике Татарстан и направлены на укрепление демократии в РФ, защиту государственности и интересов татарского народа.

Роль руководителя татарской общины в ФРГ долгое время выполнял бывший шеф-редактор РС «Свобода» ученый-тюрколог Али Акыш. По его инициативе в конце 1980-х годов была предпринята попытка создать Всемирную лигу татар, президентом которой он стал (организационную работу осуществляет внучка С.Максуди Гунел Пултар). Однако лига не стала объединительным центром татарской нации, Роль ее международного координирующего органа с 1992 года стал играть Всемирный конгресс татар (ВКТ) и его исполнительный комитет. Председателем исполкома ВКТ является крупный ученый, академик Академии наук Татарстана, профессор Казанского университета Индус Тагиров.

В 1999 году в Берлине был организован татарский культурный центр, возглавляемый музыковедом, уроженцем г.Елабуги Ильдаром Харисовым, который периодически организует вчера татарской музыки с привлечением деятелей татарской культуры.

Многие татарские эмигранты «последней волны» принесли известную славу своей нации и стали ее символами в представлениях зарубежной общественности. Среди них шахматист Гата Камский, музыкант Софья Губайдуллина, артист балета Рудольф Нуриев, физик-ядерщик Роальд Сагдиев и другие. В настоящее время в США, Англии, Германии, Турции и других западных странах учится значительное количество студентов-татар — детей крупных предпринимателей и политиков Татарстана, Башкортостана и других регионов России с компактным проживанием татар.

В подборке использованы материалы исполкома Всемирного конгресса татар, архивы общества по связям с соотечественниками за рубежом «Ватан» («Родина»), материалы российской и зарубежной печати, а также статистические данные Р.Валеева, Р.Гильфанова, Д.Исхакова, Т.Айди, Р.Гайнетдинова.

Места компактного проживания крымских татар в Крыму

Сарыбашский сельсовет

Сарыбашский сельсовет в степном Первомайском районе — единственное место в Крыму, где крымские татары составляют абсолютное большинство населения. По родному языку — 77,87% населения сельсовета, состоящего из одного села Сары-Баш, — крымские татары. Идентифицируют себя в качестве крымских татар, вероятно, несколько больше жителей [1] — около 85%.

Богатовско-Зеленогорский район

Наиболее крупный регион компактного проживания крымских татар расположен по обе стороны Крымских гор. Здесь крымские татары составляют лишь 41,5%. Доля русскоязычных народов (русских, украинцев, белорусов, греков, болгар, армян и прочих) — 52,3%. Общая площадь — 430 км², плотность населения — 23,8 чел./км². В Богатовско-Зеленогорском регионе 23 села, в 8 из которых крымские татары составляют абсолютное большинство населения (более 50%). Из крупных сел (с населением более 1 тысячи человек) доля крымских татар выше всего в Богатом (39,36% по языку). Зеленогорье, расположенное на Южном склоне Крымских гор, — самое татарское село из расположенных от Алушты до Судака, здесь доля татар составляет 37,72% (по языку).

В Богатовско-Зеленогорский район компактного расселения крымских татар входят:

  • 4 сельсовета и ещё 1 село Белогорского района
    • Мичуринский сельский совет занимает 2-е место по доле крымских татар среди сельсоветов Крыма (48,91% по языку)
    • Земляничненский сельский совет занимает 3-е место по доле крымских татар среди сельсоветов Крыма (48,02% по языку)
    • Богатовский сельский совет занимает 7-е место по доле крымских татар среди сельсоветов Крыма (40,19% по языку)
    • Курский сельский совет расположен между вышеназванными и Грушевским сельсоветом Судака. Доля крымских татар — 27,19% по языку (53 место из 244 среди сельсоветов Крыма)
    • село Дозорное Чернопольского сельсовета (50,34% крымских татар по языку) — прилегает к Богатовскому сельсовету
  • 1 сельсовет, подчиненный горсовету Судака
    • Грушевский сельский совет занимает 8-е место по доле крымских татар среди сельсоветов Крыма (39,34% по языку). В его составе — сёла Грушевка, Холодовка и Переваловка.
  • 1 село Приветненского сельсовета, подчинённого в свою очередь горсовету Алушты.
    • Зеленогорье (37,72% крымских татар по языку), это наибольшая доля крымских татар в пределах Алушта-Судакского побережья.

Новожиловско-Цветочненский район

Новожиловский и Цветочненский сельские советы Белогорского района. Самое крупное село — Цветочное (историческое название Новая Бурульча).

Земли Новожиловского и Цветочненского сельсоветов компактно расположены на северо-западе Белогорского района (там где его граница делает приметный выступ). Новожиловский сельсовет — 4-й (после Сарыбашского, Мичуринского и Земляничненского) по доле крымских татар среди сельсоветов Крыма (доля крымских татар 46,86% по языку), Цветочненский — 5-й (44,32% по языку). Прилегающие сельсоветы Белогорского, Симферопольского и Красногвардейского районов имеют значительно меньшую долю крымских татар в населении.

Малые анклавы крымскотатарского расселения

Вышеназванными 3-мя районами места компактного проживания крымских татар в Крыму в общем и исчерпываются. Более нигде на полуострове крымские татары не образуют сколь-либо обширных ареалов компактного расселения. Везде крымские татары живут в сельских, поселковых и городских советах смешанного этнического состава. Кроме названных выше территорий, сельские советы со значительным крымскотатарским населением нигде не примыкают друг к другу.

Крымские татары (по родному языку) составляют более трети (33,3%) населения также в следующих сельских советах:

  • Ароматненский сельский совет (41,82%) — Бахчисарайский район
  • Вересаевский сельский совет (38,72%) — Сакский район
  • Журавский сельский совет (38,12%) — Кировский район
  • Зеленовский сельский совет (37,69%) — Бахчисарайский район
  • Чистенский сельский совет (36,56%) — Симферопольский район
  • а также Красноярский Черноморского рн, Пушкинский Советского рн, Мельничный Белогорского рн, Чайкинский Джанкойского рн, Войковский Первомайского рн, Крайненский Сакского рн, Мирненский Симферопольского рн, Вишеннный Белогорского рн, Дрофинский Нижнегорского рн и Ровненский Красногвардейского рн.

Расселение в Симферопольской агломерации

Доля крымских татар в населении 7 сельсоветов Симферопольского района, примыкающих к территории Симферополя, — 28,1% (оценочно, по национальной идентичности. Доля по языку — 26,8%). В Крыму только в Белогорском районе доля крымских татар выше (там — 29,2%). В 7 пригородных сельсоветах вокруг крымской столицы проживает около 17 тысяч крымских татар (это оценка, точные данные есть по жителям с родным языком крымскотатарским, их — 16366 человек). Вместе с крымскотатарской общиной Симферополя (25209 человек) жители пригородов составляют самую большую крымскотатарскую общину в Крыму — 42,4 тысячи человек или 17,3% всех крымских татар на полуострове Крым.

Доля крымских татар в суммарном населении Симферополя и 7 пригородных сельсоветов — 10,1% (42,4 тыс. из 419,2 тыс.).

Доля крымских татар в оставшейся части Симферопольского района — 18,1%, что меньше чем в Белогорском, Кировском, Советском, Джанкойском, Первомайском, Бахчисарайском районах; и близка к доле в соседних Сакском (17,5%) и Красногвардейском (16,7%) районах.

Смотрите так же:  Льготы на ласточку до тулы

Поскольку конфигурация границ сельсоветов Симферопольского района имеет свою специфику, то к числу 7 прилегающих к территории Симферополя сельсоветов, добавляется Мазанский сельский совет, который отделен от Симферополя территорией Трудовского сельского совета и зажат между ним и границей Белогорского района. Пригородный характер расселения и занятости населения в Мазанском сельсовете сомнений не вызывает. Таким образом:

  • в 8-ми пригородных сельсоветах — 18052 крымских татар (27,8% населения)
  • на севере и западе Симферопольского района — 15109 крымских татар (17,9% населения).

В таком виде данные заносятся в таблицу расселения крымских татар в Крыму. Обе цифры отражают именно национальный состав, но получены на основе экстраполяции показателей состава населения по родному языку.

Татары Томской области попросили Президента РТ помочь сохранить Татарскую слободу «Заисток»

(Казань, 8 ноября, «Татар-информ»). Активисты татарской диаспоры Томской области на встрече с Президентом Республики Татарстан Рустамом Миннихановым попросили его помочь в сохранении исторического облика Татарской слободы, застройка которой началась еще 4 века тому назад. Об этом сообщает пресс-служба президента.

«В ходе беседы представители татарской общины попросили Рустама Минниханова и Сергея Жвачкина оказать содействие в сохранении исторического облика Татарской слободы („Заисток“) города Томск. Территория с компактным проживанием татар была основана в начале 17 века на юго-западной границе Томска» — говорится в сообщении.

Президент Татарстана обещал поддержать идею сохранения архитектуры слободы. «У республики есть большой опыт по сохранению историко-культурного наследия. Мы направим сюда специалистов, они окажут вам поддержку», — отметил Рустам Минниханов.

Кроме того, татары Томской области рассказали о насыщенной культурной жизни (вокальных, хореографических, языковых коллективах для всех возрастов) и о веселых праздниках Ураза-Байрам, Курбан-Байрам, Сабантуй, о фестивалях национальной культуры, организуемых в регионе.

Президент РТ подчеркнул важность сохранения связей с татарами, проживающими за пределами Татарстана, т. к. их почти 70% от общей численности народа. Так, более 17 тысяч татар проживает в Томской области.

В завершение встречи Рустам Минниханов и Сергей Жвачкин посетили концерт, посвященный 25-летию местного Центра татарской культуры. В честь юбилея Президент Татарстана вручил государственные награды представителям местной татарской общины, внесшим большой вклад в сохранение и развитие татарской культуры.

Встреча с татарской диаспорой состоялась в рамках официального визита главы республики в Томскую область. В ней также принял участие руководитель исполкома Всемирного конгресса татар Ринат Закиров.

Где компактно живут татары

Post navigation

Где компактно живут татары

Три новые книги о татарах презентовали 29 декабря 2016 года в Академии наук Татарстана в Казани. Справочники «Регионы компактного проживания татар в РФ» и «Исчезнувшие населённые пункты Республики Татарстан», а также книга «Татары Казахстана» вышли небольшим тиражом на русском и татарском языках.

В издании «Регионы компактного проживания татар в Российской Федерации» представлена общая картина расселения и современного состояния татарского народа в России.

Справочник содержит библиографию о местах компактного проживания татар в России, включающую около 600 наименований книг, газетных и журнальных статей.

В издании «Исчезнувшие населённые пункты Республики Татарстан» впервые представлена справочная информация почти о 1000 исчезнувших в 1920-2010 гг. сёл и деревень.

Проект является первым этапом реализации госпрограммы по составлению списка исчезнувших деревень РФ для сохранения самобытной культуры, традиций и обычаев народов России и Татарстана.

Иллюстрированный справочник «Татары Казахстана» — первое универсальное энциклопедическое издание о татарской диаспоре Казахстана, где проживает самая крупная диаспора татар за пределами России (250 тысяч человек).

В книге собраны оригинальные материалы о культуре, традициях, обычаях, праздниках, национальной одежде и кухне казахстанских татар. Также представлены статьи о дореволюционных, советских и современных татарских культурно-просветительных обществах, периодических изданиях, самодеятельных художественных ансамблях и коллективах.

Как сообщается на сайте Академии наук РТ, издания подготовлены Институтом татарской энциклопедии и регионоведения в рамках реализации госпрограммы «Сохранение национальной идентичности татарского народа».

Только в Пировском районе Красноярского края насчитывается 20 татарских деревень.

Татарки Енисейской (слева) и Томской губерний. Иллюстрация из книги Паули Густав-Федора Христиановича «Этнографическое описание народов России». Издательство: Тип. Ф. Беллизард, Санкт-Петербург, 1862 г. (репринт 2007) Татарки Енисейской (слева) и Томской губерний. Иллюстрация из книги Паули Густав-Федора Христиановича «Этнографическое описание народов России». Издательство: Тип. Ф. Беллизард, Санкт-Петербург, 1862 г. (репринт 2007)

Татары — тюркоязычный народ, основное население Республики Татарстан (2 млн чел.). Общая чис­ленность в мире — около 7 млн человек, из них на территории Российской Федерации, по данным переписи населения 2010 г., проживает 5,3 млн человек. Наиболее крупные татарские диаспоры имеются в Узбекистане, Казахста­не, Украине и Киргизии. Российскими территори­ями преимущественного про­живания являются Республика Башкортостан, Тюменская, Челябинская, Ульяновская, Свердловская области, город Москва и Оренбургская область.

Язык — татарский; делит­ся на 3 диалекта: западный (мишарский), средний ( казанско-татарский ) и восточ­ный ( сибирско-татарский ). Современный литературный язык сформировался во вто­рой половине XIX в. на основе среднего диалекта.

Наиболее древняя письменность — тюркская руника. С X в. использовалась арабская графика. В 1927 г. ее заменили на латиницу (яналиф), а с 1939 г. перешли на русскую графику. В середине 1990-х гг. в Татарии ста­вился вопрос о возвращении письменности на латинский шрифт.

Верующие татары — му­ сульмане-сунниты . Этническая группа кряшен ( в т. ч. нагайбаки) исповедует православие.

Процесс складывания татарского этноса был сложным и длительным. По мнению ученых, на его формирование оказали влияние гунны, создавшие огромное государство от По­волжья до Кавказа. Позднее им на смену пришли хазары и болгарские племена, одно из которых переселилось в Поволжье и образовало в начале X в. государство Волжскую Булгарию на месте современной Республики Татарстан. В XIII в. Булгария была поглощена Золотой Ор­дой, которая, в свою очередь, распалась в XIV—XV вв. на ряд ханств: Казанское, Астраханское, Крымское, Сибир­ское. Именно эти территории и дали название этническим группам татар, консолиди­ровавшимся впоследствии в единую нацию.

Термин «татары» рас­пространен в литературе очень широко. Впервые этот этноним появился среди мон­гольских и тюркских племен в VI—IX вв. , и к концу XIX в. он окончательно закрепился как общее название татар.

Татарскую нацию можно условно разделить на три основные территориальные группы: поволжско-уральские , астраханские и сибир­ские татары. Каждая из этих групп имеет свое внутреннее субэтническое деление. Отличительные особенности татарских этнических групп связаны с влиянием сопре­дельных тюркских народов. Например, у тептярей чувствуется башкирский компонент, у астраханских татар — вли­яние ногайских племен, у сибирских татар — местных тюркских народов.

В 1920 г. была образована Татарская АССР (в составе РСФСР), которая в 1991 г. была преобразована в Республику Татарстан.

Проживающие в Красно­ярском крае татары пред­ставлены исключительно поволжско-уральской группой. Это преимущественно казанские татары и мишари, а также небольшое количест­во кряшен и тептярей. В Сибири рост татарско­го населения происходил преимущественно за счет переселения поволжско-уральских татар. Первые татарские селения Шулдат и Серебряково возникли в Енисейской губернии в се­редине XIX в. Со временем они стали большими селами в 250—300 дворов. После отмены крепостного права до конца XIX в. за Уральский хребет переселилось свыше 40 тыс. татар, которые по численности практически сравнялись с местными сибир­скими татарами. В Енисейской губернии в 1897 г. насчитывалось 6 тыс. человек, что составило 1,1% от общего числа населения.

Со строительством Транс­сибирской железной дороги и проведением столыпинской аграрной реформы резко усиливается поток мигран­тов в Сибирь из различных губерний России, в том числе из Казанской и Уфимской. Именно в этот период поя­вилось большинство татар­ских деревень в Енисейской губернии. Например, с 1907 по 1910 г. было образовано 5 мононациональных татарских селений, в 1911—1912 гг. — еще 47.

Революционные события 1917 г. и Гражданская война стали переломными собы­тиями в жизни татарского населения Сибири. Сразу после изгнания колчаковских войск в Енисейской губернии были созданы специальные татарские секции в струк­туре партийных и советских органов, а также в системе на­родного образования. Если до революции на всю губернию работала 1 светская школа для татарских детей, то к 1924 г. на ее территории функ­ционировало 12 татарских школ, 9 пунктов ликвидации неграмотности, 4 сельских избы-читаль ­ни, 4 красных уголка и 4 секции при городс­ких клубах. К началу 1941 г. в Красноярском крае работало уже 39 начальных и 3 непол­ных средних татарских школы с охватом почти двух тысяч учащихся. А осенью 1941 г. в Ени­сейске было создано татарское педагогическое училище.

После голода начала 1920-х гг., пора­зившего Поволжье, в Сибирь хлынул поток беженцев и пе­реселенцев, в т. ч. татарской национальности. Красноярцы приютили у себя десятки тысяч «голодобеженцев», мно­гие из которых остались здесь на постоянное жительство. К концу 1926 г. на территории края имелась 71 татарская деревня и проживало уже 23 тыс. татар, что составля­ло 1,7% населения региона. Своего максимального значения численность татар достигла к концу 1980-х гг. — 54 тыс. человек.

На 2002 г. по Красноярскому краю число татар составляло 44,4 тыс. человек. По данным переписи 2010 г., в крае проживают 34 828 татар, расселены в основном в Красноярске, Лесосибирске, Норильске, в Казачинском и Пировском районах. В крае насчитывается 35 татарских деревень, в том числе в 20 — в Пировском районе.

Смотрите так же:  Приказ 230 от 09.06.2003 штатные нормативы с изменениями

Традиционные занятия татар — пашенное земледе­лие и скотоводство. Выращи­вались пшеница, рожь, овес, ячмень, горох, лен и конопля. Разводился крупный и мел­кий рогатый скот, татарами-кряшенами — свиньи. В степной зоне стада были значительными, а у оренбург­ских и астраханских татар животноводство по значению не уступало земледелию. Для татар характерна особая любовь к лошади — как следст­вие кочевого прошлого.

Разводилась и разводится также домашняя птица — куры, гуси, утки, в последнее время — индейки. Огород­ничество играло второсте­пенную роль. Пчеловодство было традиционным для поволжско-уральских татар.

Наряду с сельским хо­зяйством важное значение имели различные промыслы и ремесла: рогожно-кулеткацкое , бондарное, кожевен­ное, плотницкое, столярное и т. п. Вплоть до наших дней сохранились такие промыслы, как золотое шитье, вышивка тамбуром, кожаная мозаика, резьба по камню и дереву, ювелирное дело (грави­ровка, чеканка, штамповка). Исконными для татар были также торговля и торгово-предпринимательская деятельность.

Татарские деревни (аулы) в основном располагались вдоль рек. Усадьбы разде­лялись на две части: перед­нюю (чистый двор), где находились жилище, хранили­ща, скотные помещения, и заднюю, где размещался огород. Преобладала срубная техника строительства. В степных зонах возводились жилые постройки из глины, кирпича, камня, самана, плетня. Пре­обладал двухкамерный тип: изба — сени. Кровля двускат­ная, местами четырехскатной формы. Покрывали ее тесом, дранкой, соломой, лубом, глиной или камышом в зависи­мости от территории. Татарские жилища имели зачастую богатый резной деревянный декор, который дополнялся раскраской с пре­обладанием белых, голубых и зеленых тонов.

Традиционные особеннос­ти интерьера — свободное расположение печи у входа и наличие в помещении низких многофункциональных нар: на них ели, отдыхали, работали. Площадь избы разделялась перегородкой или занавесью на женскую (кухонная) и мужскую (госте­вая) половины. Спальные мес­та огораживались занавесью. Наряд избы дополнялся навешанной на перегородку или полки праздничной одеждой, настланными на нары и на пол войлочными и безворсовыми коврами, дорожками и т. д.

Мужская и женская нательная одежда — рубаха туникообразного покроя и широкие свободного покроя штаны (штаны с широким шагом). Женская рубаха укра­шалась воланами и мелкими сборками, нагрудная часть дугообразно оформлялась аппликацией, рюшами либо специальным нагрудным украшением.

Поверх рубахи надевался безрукавный камзол. Женские камзолы шились из цветного, чаще однотонного бархата и украшались по бортам и низу тесьмой или мехом. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат с небольшим воротником. В холодное время года носили бешметы, чикмени, дубленые шубы.

Повседневный головной убор мужчин — круглая тюбе­тейка (тубэтэ). Праздничная тюбетейка шилась из бархата и имела богатую вышивку. Женская шапочка (калфак) вышивалась жемчугом, мелкой серебряной или позолочен­ной монетой, золотошвейной гладью. Женщины и девушки заплетали волосы в две косы, на прямой пробор. Среди женских украшений популярны крупные серьги, подвески к ко­сам, воротниковые застежки, эффектные широкие брасле­ты. Широко распространены были нагрудные украшения из серебряных монет, передавае­мые по наследству.

Традиционная обувь — кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жесткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Праздничная обувь была орнаментирована в сти­ле многоцветной кожаной мозаики.

В настоящее время нацио­нальный костюм или его от­дельные элементы татары используют мало, преимущественно люди старшего поколения.

Основу пита­ния татар — земледельцев и скотоводов — составляли зерновые культуры, мясные и молочные продукты. В про­шлом мука употреблялась главным образом ржаная, затем — пшеничная. Из круп отдавалось предпочтение пшену, гречке, ячменю и рису. С конца XIX в. в обиход татар входит картофель, который со временем становится одним из основных повседневных продуктов. Из овощей татары употребляли морковь, репу, лук, свеклу, тыкву.

С глубокой древности татары всех групп употреб­ляли в пищу мясо крупного рогатого скота, овец, домаш­ней птицы, дичи, а также ко­нину. Любимым мясом всегда считалась баранина, лаком­ством — вяленая гусятина и утятина, домашние жирные колбасы (казылыки). В боль­ших количествах применялся жир (бараний, говяжий, гуси­ный), реже конопляное или подсолнечное масло.

Традиционно богата у та­тар молочная кухня. Главным образом использовались коровье молоко, сливоч­ное масло (акмай), творог (эремчек) и его разновиднос­ти — отжатый катык (сезме), своеобразный сыр — корт, кисломолочные продукты катык и айран.

В лесных зонах, в том числе в Енисейской губернии, татары собирали всевозмож­ные ягоды (земляни­ка, черемуха, рябина), плоды. Из них делали сухую пастилу (как), а при наличии сахара — ва­ренье. Особое предпочтение отдавалось калине (балан). Из нее готовили начинку для пирогов (балан бэлеше), ее заготовляли впрок в заморо­женном виде. В сладкие блюда добавлялся мед, который был любимым традиционным продуктом питания татар.

В число запретных пищевых продуктов у татар попали: мясо свиньи и хищных животных (согласно нормам шариата), земноводные (змеи, лягушки, раки), налимы (похож на змею), лебеди и голуби (священные животные), грибы.

В основном пища у татар готовилась в котлах и духовых печах, что обусловило тради­ционность и разновидность пищевых блюд. Своеобразие татарского стола до сих пор определяют супы или бульоны с мучной заправкой — за­варуха, затируха (боламык), а также с лапшой и ее разноовидностями.

Очень богат татарский стол печеными изделиями. Это лепешки из кислого теста, оладьи, пшенные блины, не­большие булочки. Наиболее распространено среди татар такое древнее изделие из теста, как баурсак — кусочки теста, обжаренные в обильном жире или масле. Мелкие баурсаки, скрепленные патокой из меда с сахаром, называют чекчек. Это любимейшее лакомство татарского народа, обязательное угощение на свадьбах и праздниках.

При всем многообразии татарского стола предпоч­тение всегда отдавалось мясу и блюдам из него. Мясо татары употребляли в основ­ном в отварном виде, как это делают все тюркские народы. Распространенным мясным кушаньем была куллама, бишбармак. По праздникам для гостей готовилась курица, фаршированная взбитыми с молоком и маслом яйцами. Праздничным блюдом счита­лись пельмени (ит пильмэне), а также плов, который гото­вился как по традиционному бухарскомурецепту, так и по-татарски . С мясом делались различ­ые пироги: перемячи, ечпочмаки, бэлеш, гебэдия, сумса.

Выбор напитков у татар был сравнительно неболь­шим. Издревле они пили айран, получаемый путем разбавления холодной водой катыка. Такими же древними напитками, вышедшими из употребления, были подсла­щенная медом вода ( шир-бэт ) и слабо хмельной напиток из просяной муки — буза. В районах, примыкавших к местам проживания башкир и казахов, татарское населе­ние пило кумыс.

Самым популярным напитком татар начиная с XIX в. и по насто­ящее время является чай (чэй). Предпочтение отда­валось насыщенным сортам индийского или цейлонского байхового чая. К чаю обяза­тельно подавали молоко или топленые сливки, а также мед, сахар, масло или густую сме­тану, урюк, кишмиш и другие сухофрукты. По потреблению чая татары наряду с башки­рами далеко опережают все остальные народы России.

На семейно-бытовые отношения татар повлияли национальные традиции и мусульманские религиозные установки. Со временем они так переплелись, что отделить одно от другого стало практи­чески невозможно. Вступление в брак счита­лось священной обязаннос­тью татарина-мусульманина . Спутницу жизни брали, как правило, из другой деревни. Браки с другими народами в царской России были редки из-за запретов со стороны администрации. В советское время, напротив, межнаци­ональные браки всячески поощрялись.

Несмотря на предпи­сания ислама и в отличие от других народов, ранние браки были нехарактерны для татар. Девушки выходили замуж в 19—22 года, юно­ши женились в 25 лет. Не поощрялось и многоженство. До рево­люции две жены в татарских деревнях были редким исклю­чением.

Ученые в качестве характерных черт татарских семей называют устойчивость браков и низкий уровень раз­водов, уважение родителей, особое почитание дедушек и бабушек, тесные связи с родственниками и взаимо­помощь.

Татары, будучи мусуль­манами по вероисповеданию и традиции, отмечают рели­гиозные праздники поста ( Ураза-Байрам ) и жертвоприно­шения ( Курбан-Байрам ). Всенародным нерелиги­озным праздником является Сабантуй (Сабан туе — празд­ник плуга). Он проводится в июне после завершения посевной. Праздник включает в себя различные спортивные соревнования, главными из которых являются конные скачки и национальная борьба на кушаках (куреш), а также различные шуточные состяза­ния, выступления музыкантов, танцоров и певцов. В дерев­нях в складчину приобрета­лись призы для победителей и готовился общий дастархан.

В Красноярском крае первые сведения о проведении Сабантуя относятся к дореволюционным годам. В 1920-е гг. его начинают праздновать и горожане. В частности, в Красноярске вся спортивная часть Сабан­туя проходила на городском ипподроме. В настоящее время Са­бантуй проводится в местах компактного проживания татар. С 2004 г. этот праздник отмечается в 16 городах и селах Красноярского края. Наиболее крупными и массо­выми празднования Сабантуя стали в Красноярске на острове Татышеве, в Лесосибирске, в поселке Восточном Минусинского района, в селах и деревнях Пировского района.

В устном народном твор­честве татар представлены эпос, сказки, легенды, байты, песни, загадки, послови­цы и поговорки. Татарская музыка близка к музыке других тюркских народов. Музыкальные инструменты: гармонь-тальянка , курой (типа флейты), кубыз (губной варган), скрипка.

Профессиональная куль­тура тесно связана с народ­ным творчеством. Значительного развития достигли национальная литература, музыка, театр, наука.