Проекты ликвидации и консервации опасных производственных объектов

Наши специалисты имеют огромный опыт подобной работы и успешно используют его для реализации поставленных задач и целей.

Зачем нужны проекты ликвидации опасных производственных объектов (ОПО)?

В результате нового строительства или реконструкции старых зданий различного назначения, будь то производственный комплекс, коммерческая, социальная или жилая недвижимость, возникает необходимость демонтажа инфраструктуры различного рода: зданий, сооружений, инженерных коммуникаций. В соответствии с Федеральным Законом от 21.07.97г № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» неотъемлемой частью принятия решения о начале ликвидации опасного производственного объекта является наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации на ликвидацию опасного производственного объекта, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности. ОПО — котельные, дымовые трубы, здания

Мы работаем для того, чтобы максимально качественно и профессионально реализовать пожелания заказчиков и предоставить им оптимальный результат. Многолетний опыт и высокая квалификация сотрудников позволяют выполнять все виды выполняемых нами работ в соответствии со строительными нормами, принятым в Российской Федерации. Мы уверены, что в лице БПТИ «Концепт» Вы найдете по-настоящему надежного партнера и подрядчика.

Проекты по консервации и ликвидации предприятий

Мы выполняем разработку проектной документации по проведению консервации и ликвидации взрывопожароопасных производственных объектов хранения, переработки и использования растительного сырья.

При эксплуатации производств, отнесенных к опасным производственным объектам (ОПО), могут возникнуть ситуации, при которых объект придется законсервировать (ликвидировать).

Консервация опасного производственного объекта

Под консервацией подразумевают временную приостановку функционирования ОПО или технологического оборудования, которая сопровождается действиями, призванными обеспечить длительную сохранность ОПО и защитить оборудование от коррозии и негативного воздействия экосистемы во время простоя.

Проектом консервации предусматривается выработка комплекса мероприятий по обеспечению соблюдения требований экологической и промышленной безопасности в процессе остановки и сохранности ОПО, включая недопущение его разрушения и гарантированное рабочее состояние по завершению срока простоя.

Несмотря на сложность процедуры консервации опасных производственных объектов, существует целый ряд преимуществ консервации оборудования для владельцев предприятия, не планирующих эксплуатацию такого оборудования в течение длительного времени (больше года):

  • Оборудование и объект становятся не поднадзорны Ростехнадзору (на время консервации);
  • Предотвращение разрушения временно неиспользуемого объекта и оборудования;
  • Отсутствуют затраты на проведение текущих и капитальных ремонтов оборудования;
  • Провести консервацию дешевле и выгоднее чем ликвидировать объект.

Порядок консервации опасных производственных объектов регламентируют Федеральные законы 27-ФЗ «О недрах», 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Ликвидация опасного производственного объекта

Процесс ликвидации ОПО начинается с разработки проекта ликвидации. Проект ликвидации опасного объекта содержит перечень мероприятий по:

  • освобождению объекта от опасных веществ;
  • подготовке оборудования к демонтажу;
  • отключению инженерных систем;
  • сносу зданий и сооружений;
  • утилизации оборудования и отходов.

Затем, проводится экспертиза промышленной безопасности проекта ликвидации ОПО в установленном порядке. Заключение экспертизы проекта утверждается в территориальном органе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. На финальном этапе опасный объект исключается из государственного реестра ОПО.

Если предельные количества опасных веществ на опасном производственном объекте соответствуют или превышают порог, указанный в приложении 2 к ФЗ №116, то в состав проекта ликвидации должна входить декларация промышленной безопасности.

Поскольку проект консервации (ликвидации) ОПО отличается повышенной сложностью и множеством технических нюансов, его осуществление рекомендуют доверять профессионалам.

ООО «Фирма «БЕСТ» (переход о компании) одна из первых в Ростовской области начала разработку проектной документации по консервации и ликвидации взрывопожароопасных производственных объектов.

Опираясь на многолетний опыт, мы гарантируем качественную разработку проекта консервации (ликвидации) опасного производственного объекта по разумным ценам в кратчайшие сроки.

Преимущества работы с ООО «Фирма «БЕСТ»

Мы всегда открыты для диалога. Это не просто слова. Это означает, что вы можете рассчитывать на индивидуальный подход в выполнении вашего заказа.

Мы отвечаем за качество и сроки выполнения работы. Если договор заключён и оговорены все сроки, то мы компенсируем люблю задержку исполнения обязательств за исключением форс-мажорных. В любом случае каждый нюанс будет подробно прописан в договоре. Ответственность за выполнение лежит полностью на нас.

Ждем Вас у нас в офисе.

Наши специалисты готовы ответить на все интересующие Вас вопросы.

Консервация ОПО

Добрый день.
На нашем предприятии имеется ОПО второго класса опасности, который зарегистрирован в установленном порядке и разработана декларация ПБ. На предприятии запланирована работа по частичной ликвидации и частичной консервации технических устройств этого ОПО, т.е. ОПО остаётся, а количество технических устройств (ТУ) частично уменьшается и частично консервируется.
Вопрос: необходимо ли в данном случае: разрабатывать проект консервации части ТУ ОПО, разрабатывать проект ликвидации части ТУ ОПО, разрабатывать декларацию на консервацию части ТУ ОПО, разрабатывать декларацию на ликвидацию части ТУ ОПО ??

1. ОПО – «Площадка главного корпуса ГРЭС».
2. Технические устройства ОПО («Площадка главного корпуса ГРЭС»), подлежащие консервации – оборудование, работающее под избыточным давлением (котлы, сосуды, трубопроводы), подъёмные сооружения (мостовые краны).
3. Технические устройства ОПО («Площадка главного корпуса ГРЭС»), подлежащие ликвидации – оборудование, работающее под избыточным давлением (котлы, сосуды, трубопроводы), подъёмные сооружения (мостовые краны).
4. Общепромышленный надзор (надзор за тепловыми электростанциями, теплогенерирующими установками и сетями, надзор за подъемными сооружениями, надзор за взрывопожароопасными и химически опасными ОПО).

Ликвидация ОПО – это процесс освобождения объекта от потенциально опасных веществ, проведение демонтажа технического оборудования и утилизация отходов. Данная процедура требует подготовки пакета документов и изучения технических особенностей каждого объекта в отдельности.

Этапы ликвидации ОПО

Опасные объекты производства не могут быть просто остановлены и закрыты, так как используемое сырье и оборудование представляет угрозу для экологии и окружающего пространства, поэтому закрытие такого предприятия начинается с разработки плана консервации ОПО. Для проведения процедуры остановки производства, необходимо провести следующие действия:

  • Разработка плана технических работ. Составляется подробный отчет по каждому объекту, где указываются способы утилизации опасных веществ, особенности демонтажа оборудования и подробная инструкция для сноса здания.
  • Проведение экспертизы. После подготовки плана действий, документация подается в экспертное бюро, где проверяется соответствие предложенного проекта консервации ОПО федеральным стандартам.
  • Регистрация проекта Ростехнадзором. Экспертная комиссия выдает заключение, в котором подтверждается правильность действий и проект регистрируется контролирующими органами.
  • Документальное исключение ОПО из списка объектов. После получения документа на запуск проекта ликвидации и консервации ОПО, объект исключается ил списка Ростехнадзора.

Самую большую сложность представляет подготовка проектной документации, так как необходимо учесть множество технических нюансов. Ликвидация опасного производственного объекта подразумевает полное уничтожение оборудования, зданий специального назначения и утилизацию всех отходов. Помимо того, что необходимо детально продумать и расписать процесс демонтажа или сбора используемых веществ, необходимо учесть и ряд дополнительных факторов. Например, при закрытии объекта составляется отдельный регламент оповещения сотрудников о возможной аварии и разрабатываются методы защиты территории от проникновения посторонних лиц и животных.

В проектной документации должны быть расписаны все шаги по консервации ОПО, включая отключение от инженерных сетей снабжений и перечень мероприятий по восстановлению экологического баланса на данной территории.

Частичная консервация объекта

По общему правилу для целей налогообложения прибыли амортизация не начисляется в случае перевода объекта основных средств на консервацию сроком свыше трех месяцев (п. 3 ст. 256 НК РФ). Как видите, в этой норме Кодекса речь идет об объекте в целом. В вашем случае на консервацию переводится только часть здания. Поэтому начисление амортизации по эксплуатируемой части здания возможно при условии, что вы сможете выделить в два самостоятельных объекта действующую и переведенную на консервацию части здания.

Если сможешь — раздели

Заметим, что аналогичного мнения придерживается и Минфин России. В письме от 19.10.2012 № 03-03-06/1/560 специалисты финансового ведомства рассмотрели похожую ситуацию и пришли к следующему выводу. Если организация может выделить в два самостоятельных объекта учета часть здания, находящуюся на консервации более трех месяцев, и остальную часть здания, то в этом случае она вправе на период консервации продолжать начислять амортизацию на действующую часть здания. Но при этом эксплуатируемая часть здания должна учитываться как самостоятельный инвентарный объект. В противном случае с момента издания приказа о начале реконструкции здания амортизация по нему не начисляется до окончания соответствующих работ.

Заметим, что налоговики так же считают, что при решении вопроса о начислении амортизации по действующей части здания в ситуации частичной консервации объекта нужно отталкиваться от того, можно или нет части здания выделить в два самостоятельных инвентарных объекта. Если да, то амортизация эксплуатируемой части здания правомерна (письмо УФНС России по г. Москве от 10.02.2012 № 16-15/[email protected]). Интересен тот факт, что основанием для таких выводов налоговых органов послужило все то же письмо Минфина России от 02.11.2007 № 03-03-06/1/765 о реконструкции части здания.

Смотрите так же:  Штраф за превышение скорости эстония

Надо сказать, что позиция чиновников в отношении разделения объекта на части по своей сути является справедливой и выгодна налогоплательщикам. Но, к сожалению, они не разъяснили, в каких случаях и на основании каких норм законодательства можно разделить один инвентарный объект на два.

Единое и неделимое

Ни бухгалтерское, ни налоговое законодательство не допускает такой операции разделения на части уже принятого к учету объекта.

В бухгалтерском учете инвентарный объект основных средств формируется один раз — в момент принятия основного средства на учет. Это следует из положений п. 6, 7 и

14 ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Каждому такому объекту при его принятии к учету должен присваиваться соответствующий инвентарный номер. Этот номер сохраняется за инвентарным объектом основных средств на весь период его нахождения в данной организации (п. 11 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н). Таким образом, нормы бухгалтерского учета не предусматривают разделение одного сформированного инвентарного объекта на несколько новых.

В отношении налогового учета специалисты финансового ведомства в письме от 20.06.2012 № 03-03-06/1/313 сами же указали, что положения главы 25 НК РФ не предусматривают такой категории движения основных средств, как «разукрупнение» объекта, так как амортизация начисляется в целом по объекту основных средств. В этом письме они также отметили, что разделение инвентарного объекта на несколько инвентарных номеров, а также объединение нескольких инвентарных номеров в один инвентарный объект не предусмотрены и Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013—94, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.94 № 359. В нем сказано, что объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое.

Сразу скажем, что предлагаемый вариант разделения здания на части приемлем далеко не для всех компаний и достаточно трудоемок. Поэтому перед тем, как прибегнуть к такому варианту, нужно все тщательно взвесить и решить, стоит ли овчинка выделки.

Для того чтобы сформировать в учете два самостоятельных инвентарных объекта, нужно оформить права собственности на две части здания. А это возможно только при условии, что эти части могут функционировать отдельно друг от друга.

Если организация решит пойти по этому пути, то после получения на руки новых свидетельств о праве собственности на части здания, у организации, взамен старого объекта (здания целиком) появляются новые объекты (части здания). Фактически в этом случае происходит не разделение имеющегося объекта на части, а ликвидация одного объекта и возникновение взамен него новых объектов.

Юридически оформленные части здания могут участвовать в гражданском обороте независимо друг от друга. Поэтому организация не вправе учитывать их как один объект. Один из основных принципов бухучета предполагает приоритет содержания перед формой (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). Кроме того, бухгалтерский учет должен достоверно отражать имущественное положение организации (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Исходя из этих требований организация обязана сформировать в бухгалтерском учете новые объекты основных средств. Их первоначальная стоимость будет определяться из остаточной стоимости здания пропорционально площади этих частей. Соответственно по тому объекту (части здания), который переведен на консервацию, амортизация начисляться не будет. А другая часть, используемая в деятельности, будет амортизироваться в обычном порядке.

Консервация здания ликвидация здания

Когда можно ожидать создания документа, устанавливающего порядок разработки, согласования, утверждения, а также состав и содержание проектной документации на ликвидацию и на консервацию предприятий, зданий и сооружений?

Анализ законодательной и нормативной базы показывает, что единого документа, устанавливающего порядок разработки, согласования, утверждения, а также состав и содержание проектной документации на ликвидацию и на консервацию предприятий, зданий и сооружений в настоящее время не создано.

Отдельные аспекты рассматриваемой проблемы отражены в ряде законодательных и иных нормативных правовых актов, а также в документах технического нормирования.

Так, как указано в части 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ, «при необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства».

Статья 35 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» устанавливает:

«Строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений».

Как указано в пункте 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:

«Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности».

В соответствии с частью 9 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации введены в действие Правила проведения консервации объекта капитального строительства, утв. постановлением Правительства от 30.09.2011 № 802.

Правила устанавливают порядок консервации объекта капитального строительства, включая требования по выполнению проектной документации, а также особенности принятия решения о консервации объекта капитального строительства государственной собственности Российской Федерации. При этом указывается, что после принятия решения о консервации объекта застройщик (заказчик) обеспечивает подготовку технической документации, под которой понимается комплект документов, разрабатываемых проектной организацией по договору с застройщиком (заказчиком), включающих графические, расчётные и текстовые материалы, необходимые для организации и проведения работ по консервации объекта (см. пункты 6-9 Правил).

СП 48.13330.2011 «СНиП 12-01-2004. Организация строительства». Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004 содержит отдельные требования по выполнению проектных работ, относящихся к ликвидации и сносу зданий и сооружений (пункт 6.9), а также к прекращению строительства и консервация объекта (пункт 6.15).

Ряд требований к проектированию консервации конкретных объектов приведены в соответствующих в документах по стандартизации, в том числе, в:

ГОСТ Р 54982-2012 «Системы газораспределительные. Объекты сжиженных углеводородных газов. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация» (пункты 12.9-12.14);

ГОСТ Р 55892-2013 «Объекты малотоннажного производства и потребления сжиженного природного газа. Общие технические требования» (приложение И);

СП 120.13330.2012 «СНиП 32-02-2003. Метрополитены» Актуализированная редакция СНиП 32-02-2003 (пункт 5.24.11) и др.

Статья 10. Требования к проектированию, строительству, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов

Комментарий к статье 10 Федерального закона N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”

1. Строительные работы в большинстве своем связаны с образованием отходов, которые могут создавать угрозу безопасности жизни и здоровью человека, а также иным охраняемым законом интересам. В этой связи государство призвано установить ряд специальных требований, направленных на обеспечение безопасности в процессе осуществления отдельных этапов строительства. Следует обратить внимание, что такие требования предъявляются не только ко вновь возводимым зданиям и сооружениям, но и к ранее возведенным объектам. В отношении некоторых объектов решением проблемы обеспечения безопасности может выступать, например, перенос производства, вынос его за пределы населенного пункта и т.п. В данном случае речь идет об объектах недвижимости, основной чертой которых является неразрывная связь с землей, невозможность их переноса без причинения ущерба целевому назначению объекта. В этой связи к рассматриваемым объектам должны предъявляться специальные повышенные требования обеспечения безопасности с момента формирования плана застройки, реконструкции и т.п. и до полной практической реализации проекта.

Нормы настоящей статьи являются источниками общего регулирования, призванными лишь констатировать потенциальную опасность следующих видов деятельности, совершаемых в отношении зданий, строений, сооружений и иных объектов:

Общий характер рассматриваемых предписаний указывает на необходимость их дополнения и корректировки предписаниями подзаконных актов, а также иных источников правовых предписаний в данной сфере. Правовое регулирование рассматриваемых правоотношений в настоящее время осуществляется не только нормативными правовыми актами, немаловажное место занимают и локальные акты субъектов, осуществляющих указанные виды деятельности. К источникам правового регулирования в данном случае можно отнести:

Смотрите так же:  Сколько пошлина на права

– Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2011 г. N 802 “Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства”, в соответствии с которым в случаях принятия решения о консервации объекта строительства застройщик (заказчик) обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения, в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды. Решение о консервации объекта государственной собственности принимается в форме акта Правительства РФ, а средства на реализацию такого акта выделяются из федерального бюджета. В этой связи реализация предусмотренных настоящей статьей требований к обеспечению безопасности законсервированного объекта является также расходным обязательством Российской Федерации;

– Постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 18 октября 2002 г. N 61-А “Об утверждении Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов”. Правила предназначены для применения при проектировании, строительстве, эксплуатации, расширении, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации опасных производственных объектов. Одновременно они устанавливают ряд специальных требований к проектированию, строительству и т.п. опасных производственных объектов, а также к субъектам, осуществляющим указанные виды деятельности.

Перечень нормативных актов, регламентирующих требования к отдельным видам и этапам работ, предусмотренным настоящей статьей, достаточно широк и определяется применительно к отдельным нормативно установленным обязанностям субъектов. Например, комментируемая правовая норма указывает на необходимость соблюдения экологических, санитарных и иных норм, что указывает на отнесение соответствующих источников таких предписаний к совокупности рассматриваемых нормативных актов, регламентирующих указанные виды деятельности.

Наряду с нормативными актами органов государственной власти и местного самоуправления немаловажное значение имеют и локальные акты. Примером локального регулирования выступают РД 153-39.4-115-01 “Удельные нормативы образования отходов производства и потребления при строительстве и эксплуатации производственных объектов ОАО “АК “Транснефть” – это нормативный документ, действующий исключительно в отношении указанного субъекта. Он определяет не только основные источники образования отходов, в том числе и опасных, но и порядок их утилизации, а также меры по минимизации ущерба жизненно важным интересам личности, общества и государства, угроза которым возникает в ходе осуществления деятельности ОАО “АК “Транснефть”.

2. Обеспечение безопасности при строительстве, реконструкции и т.п. зданий, строений, сооружений и иных объектов в первую очередь налагает ряд специальных обязанностей на субъектов, осуществляющих соответствующую деятельность. Реализация таких обязанностей охватывает собой все виды деятельности, связанные с возведением новых объектов, а также изменением статуса действующих. Они требуют от субъекта, реализующего соответствующий вид деятельности, активных действий, т.е. реализации мероприятий, предусмотренных комментируемым Законом. Перечень специфических обязанностей установлен п. 1 настоящей статьи и включает в себя необходимость соблюдения установленных требований и подготовки нормативно установленной документации.

В рамках осуществления возложенных на строительные и иные организации обязанностей по соблюдению установленных правил Закон указывает на приоритет экологических и санитарных требований, т.е. обеспечение экологической безопасности.

Совокупность экологических требований предусматривает Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ, который является актом специального регулирования в данной области и направлен на определение основных требований к отдельным видам деятельности. В то же время следует акцентировать внимание на том, что данный Закон отражает лишь наиболее важные, значимые аспекты, которые детализируются нормами подзаконных нормативных актов.

При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. В случае нарушения установленных экологических требований деятельность нарушителя может быть приостановлена либо прекращена в полном объеме по решению суда до устранения выявленных нарушений.

Анализ отдельных требований законодательства об охране окружающей среды свидетельствует о том, что при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдение приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

При проектировании рассматриваемых объектов должны учитываться нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, а также способы размещения отходов производства и потребления, применяться ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные наилучшие существующие технологии, способствующие достижению указанных выше целей. Ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется при условии выполнения в полном объеме предусмотренных проектной документацией мероприятий по охране окружающей среды.

В качестве одного из основных требований законодательство предусматривает необходимость неукоснительного соблюдения проекта и его условий, а также недопустимость исключения из его содержания экологических и природоохранных мероприятий. Таким образом, экологические требования сводятся к следующим основным направлениям:

– отражение в проектной документации мер, направленных на обеспечение охраны окружающей среды и безопасности человека;

– реализация в полном объеме предусмотренных проектной документацией мероприятий;

– приостановление подобной деятельности либо ее прекращение вследствие отсутствия таких мероприятий либо отказа от их реализации.

Указанные факты свидетельствуют о несомненном приоритете охраны окружающей среды и обеспечения благополучия человека по отношению к рассматриваемым видам деятельности.

3. Наряду с необходимостью соблюдения экологических требований нормы комментируемого Закона вменяют в обязанности субъектов, осуществляющих проектирование, строительство, реконструкцию, консервацию и ликвидацию предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, соблюдать санитарные требования, которые неразрывно связаны с экологическими. В отличие от консолидированных в рамках одного нормативного акта экологических требований, санитарные представляют собой комплекс нормативных предписаний, предусмотренных для отдельных видов деятельности в санитарных нормах и правилах.

Совокупность требований, которые субъект обязан соблюдать, отражает лишь наиболее важные направления деятельности государства, тем не менее перечень таких требований закон формирует как открытый, указывая и на обязательность иных требований, которые в той или иной степени влияют на состояние окружающей среды и благополучие человека. Указанный подход представляет собой одну из форм реализации принципа законности, в данном случае указывающего на необходимость соблюдения любых нормативных требований к осуществлению той или иной деятельности. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;

– исполнять иные нормативно установленные обязанности.

При планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила. В частности, речь идет о Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.2.3.1384-03 “Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ”, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11 июня 2003 г. N 141. Санитарные нормы и правила разрабатываются применительно к отдельным отраслям деятельности того или иного предприятия и конкретизируют требования именно для данной сферы. Основной их целью является определение совокупности требований к уровню безопасности объекта и мер, направленных на предотвращение и недопущение реализации угроз безопасности человека.

Соблюдение экологических и санитарных норм и требований является длящимся процессом и осуществляется на протяжении всего периода осуществления соответствующего вида деятельности, причем факт соответствия деятельности установленным требованиям подлежит систематическому контролю и надзору со стороны специально уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления, что является дополнительной гарантией безопасности человека и охраны окружающей среды.

Смотрите так же:  Заявление об уточнении исковых требований в связи с экспертизой

Комментируемый Закон отражает лишь наиболее приоритетные обязанности субъектов, осуществляющих проектирование, строительство, реконструкцию, консервацию и ликвидацию предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы. В то же время нормативно установленная совокупность обязанностей не является исчерпывающей. Закон рассматривает ее в качестве диспозитивной нормы, позволяющей применять ее и в отношении иных требований. В этой связи перечень обязанностей является открытым и по своей сути охватывает всю совокупность нормативно установленных требований к осуществлению соответствующего вида деятельности, причем такие требования носят императивный характер для соответствующего юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих указанные виды деятельности.

4. Наряду с необходимостью соблюдения нормативно установленных требований, комментируемый Закон вменяет в обязанности соответствующих субъектов и наличие у них документации технического и технологического характера об использовании, обезвреживании образующихся отходов. К числу таких документов действующие нормативные акты относят:

– ежеквартальные расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду;

– паспорта опасных отходов или свидетельств о классе опасности отходов для окружающей среды;

– договоры на передачу отходов другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям или на прием отходов от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и акты приема-передачи отходов по указанным договорам;

– лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1 – 4 класса опасности организаций, которым были переданы отходы;

– лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1 – 4 класса опасности – в случае осуществления предприятием деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1 – 4 класса опасности;

– приемо-сдаточные акты о приеме лома и отходов черных и цветных металлов;

– справки о фактическом образовании отходов по утвержденной форме.

В данный перечень могут быть включены и иные документы, подтверждающие соответствие субъекта установленным нормативным требованиям для осуществления отдельных видов деятельности, в результате которых образуются отходы.

5. Специальным требованием, предъявляемым комментируемым Законом к рассматриваемым видам деятельности, является обязательное наличие положительного заключения государственной экспертизы. В соответствии со ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе. Экспертиза проводится в форме государственной экспертизы.

Экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:

– отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем 3, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);

– жилые дома с количеством этажей не более чем 3, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает 10 и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);

– многоквартирные дома с количеством этажей не более чем 3, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает 4, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;

– отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем 2, общая площадь которых составляет не более чем 1500 кв. м и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со ст. 48.1 ГрК РФ являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;

– отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем 2, общая площадь которых составляет не более чем 1500 кв. м, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со ст. 48.1 ГрК РФ являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.

Экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования.

Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов. Срок проведения государственной экспертизы определяется сложностью объекта капитального строительства, но не должен превышать 60 дней.

Результатом экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов. В случае если результаты инженерных изысканий были направлены на экспертизу до направления проектной документации на экспертизу, результатом экспертизы является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов. Отрицательное заключение экспертизы может быть оспорено застройщиком или техническим заказчиком в судебном порядке. Застройщик или технический заказчик вправе направить повторно проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий на экспертизу после внесения в них необходимых изменений.

В силу императивного требования закона допустимым является лишь положительное заключение экспертизы. Отрицательное заключение не позволяет реализовать субъекту предполагаемые им виды деятельности, как-то: строительство, реконструкцию, консервацию, ликвидацию объекта. Ограниченный характер носит и круг субъектов, наделенных правом проведения соответствующей экспертизы, поскольку она является легитимной только в случае ее проведения специально уполномоченным органом государственной власти. Положения п. 2 настоящей статьи не лишают заказчика возможности проведения негосударственной экспертизы, но ее заключение не принимается во внимание при оценке возможности реализации соответствующих видов деятельности. Оцениваются исключительно результаты государственной экспертизы, т.е. исследования, проводимого экспертом государственного органа власти в порядке, предусмотренном действующим законодательством, для установления возможности осуществления строительных, проектных, изыскательских и иных работ на индивидуально-определенном объекте.

6. Пункт 3 настоящей статьи предусматривает специальные предписания в отношении проектирования жилых зданий, а также предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов. Законодательно закрепляется необходимость организации мест (площадок) сбора отходов. Порядок организации таких мест регламентируется рядом санитарных норм и правил.

Немаловажное место в структуре нормативных актов, определяющих порядок организации мест сбора отходов, занимает нормотворческая деятельность органов местного самоуправления. Так, Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 14 августа 2009 г. N 1403 были утверждены Правила сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории города Нижний Тагил. Согласно указанным Правилам для сбора отходов физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели организуют место накопления отходов, осуществляют его уборку и техническое обслуживание сами или по договору с другой организацией. Размещение мест накопления отходов должно быть согласовано в установленном порядке с администрацией соответствующего района данного муниципального образования, с управлением архитектуры и градостроительства города, территориальным отделом территориального управления Роспотребнадзора, а также со специализированной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности, осуществляющей вывоз и размещение отходов. Прием-передача отходов для размещения на полигоны твердых бытовых отходов оформляется документами, с указанием организации-сдатчика, вида отходов, паспорта отходов, объемов, класса опасности отходов, места размещения. Сдача отработанных ртутьсодержащих отходов на размещение в целях их обезвреживания, последующей переработки и использования оформляется соответствующими актами приема-сдачи.

Наряду с актами органов местного самоуправления юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе утвердить собственные нормативные акты, регламентирующие порядок складирования и вывоза отходов. Таким образом, указанные отношения регламентируются и в рамках локального регулирования. На промышленной площадке организации процесс обращения с отходами включает в себя этапы: образование (не является лицензируемым), накопление и временное хранение, первичную обработку (сортировку, прессование, тарирование) и передачу (транспортировку) транспортом исполнителя, имеющего разрешительную документацию для транспортировки и дальнейшего обращения с отходами: использования, обезвреживания, утилизации, захоронения, вторичной переработки . Локальные нормативные акты призваны детализировать общие предписания иных нормативных актов и регламентировать наиболее значимые аспекты организации мест складирования отходов и требования к таким местам. В этой связи правовые предписания, регламентирующие порядок организации мест (площадок) складирования отходов, следует рассматривать в их совокупности в качестве единого целого.