Лаврентьев Α.Η. История дизайна ✓

Издание: Лаврентьев Α.Η. История дизайна. Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2007. — 303 с.

Аннотация:
Курс истории дизайна охватывает период с древнейших времен, начала предметно-художественной деятельности человека, до рубежа XX—XXI вв.
Представлены основные исторические эпохи, стилевые направления, тенденции в дизайне, а также ключевые фигуры. Отдельные главы посвящены эволюции отечественного дизайна, его месту в развитии мирового дизайна. В конце книги дается небольшой словарь ведущих стилей и стилевых направлений в искусстве и дизайне XX в.
Для студентов художественных вузов, специалистов в области дизайна и всех, интересующихся историей искусства.

Если Вы заметили ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите об этом в комментариях.

Открытая сводная библиотека по журналистике – некоммерческий проект, направленный на помощь в самообразовании русскоязычных журналистов и развитие журналистики в целом. Если вы хотите отблагодарить создателей проекта, то сделать это можно, перечислив любую сумму на телефон «Билайна» 9631128064 или Яндекс-кошелёк 4100179550536.

Путешествие в мир дизайна

Слово «дизайн» используется сегодня почти повсеместно: от дизайна прически — до инженерного дизайна, от дизайна кинодекораций — до дизайна кондитерских изделий, от фитодизайна и ландшафтного дизайна — до дизайна среды и даже ТВ-дизайна. Встречаются словосочетания: «дизайнерская одежда», «дизайнерская мебель», «дизайнерский светильник» и т.д. Сама профессия дизайнера начинает терять свои очертания и растворяться в разных видах деятельности.

Подобная экспансия дизайна — естественный процесс. Культуре внутренне присуща проектность. Во всех видах деятельности содержатся элементы планирования и организации, структуры, последовательности действий, так или иначе характеризующие дизайн. Знание истории дизайна может способствовать не только осознанию профессии, но и внедрению методов образного моделирования, планирования, рационализации в другие области профессиональной деятельности.

Дизайн стал модной профессией, поскольку ряд поколений творческих личностей сделали его привлекательным, продемонстрировали возможности дизайнеров в организации жизни, развитии культуры.

Есть традиционно дизайн-ориентированные страны — Германия, Италия, США, Япония. Производство или торговля здесь являются постоянными заказчиками дизайна. Есть страны, в которых дизайн буквально пронизывает все виды деятельности. Среди них — страны Скандинавии, Япония, Италия. Есть страны с богатой и развитой культурой художественного, предметного, научно-технического творчества, например Великобритания, Франция, Россия.

Дизайн — вид проектно-художественной деятельности, связанный с разработкой предметного окружения человека, систем визуальной коммуникации и информации, организацией жизни и деятельности человека на функциональных, рациональных началах. В своей работе дизайнер пользуется всем арсеналом проектных средств: от технического конструирования, компоновки — до композиционного формообразования, стилеобразования; от функционального анализа — до организационных, концептуальных моделей предметной среды. Однако все эти средства подчинены выявлению общекультурного, худо- жественно-образного понимания дизайнером всего комплекса проблем предметного мира и мира коммуникации. Разработка этой «второй природы» базируется на ряде принципиальных методов — функциональном анализе, компоновке, создании пространственной или графической композиционной структуры, стилизации и т.д. Цель дизайна — удовлетворение разнообразных потребностей человека, включая потребность в культурной идентификации, эффективная организация предметной и информационной среды жизни и деятельности на основе художественно-образных моделей. Это работа художника с формой, и потому процессы формообразования здесь принципиальны. Форма интегрирует понимание дизайнером всего круга стоящих перед ним задач: и утилитарных, и социокультурных, и художественных, и технологических. Через форму дизайнер общается с потребителем (понимая под формой не только оболочку или конструкцию материальных предметов, но и структуры, сценарии действия, те или иные правила и условия).

Зарождение дизайна как самостоятельной профессиональной деятельности связано с развитием массового производства, технологий, прикладных наук. Хотя его история многогранна и включает факты из области архитектуры, техники, изобразительного искусства, теории знаковых систем, социологии, культурологии, проблем коммуникации, рекламы и маркетинга, функционального анализа и эргономики, тем не менее XX век дал ряд фундаментальных исторических исследований, посвященных именно этой профессии. Первая книга в этом ряду — «Пионеры современного движения. От Морриса до Гропиуса» Николауса Певзнера — была издана в 1936 г. 1 История дизайна

1 Pevsner N. Pioneers of the Modern Movement. London, 1936. Позже была переиздана под названием «Пионеры современного дизайна»: Pevsner N. Pioneers of Modern Design. London, 1960.

Путешествие в мир дизайна

представлена в ней как история современности — стилей, мышления, как история актуальных направлений и идей в культуре. Модернизм, художественный авангард первой трети XX в. надолго стал ассоциироваться с дизайном.

История дизайна, так же как и сам дизайн, имеет свои внутренние жанры, области. Отдельно пишется история моды и костюма, отдельно — история графического дизайна и рекламы, история интерьера и выставочного дизайна, история посуды и мебели, ткани и бытовых приборов. Однако во всех этих областях, несмотря на узкую специализацию и свои проблемы, есть нечто, что их объединяет, а именно проектный подход, проектная культура, визуальная культура, функциональные, технологические и художественные проблемы.

Смотрите так же:  Договор на хранение оружия

В истории дизайна чаще обращаются к конкретным личностям, поскольку проектная культура развивается благодаря авторским творческим концепциям. До сих пор жива традиция, заложенная Певзнером, представлять историю как движение к модернизму, показывая в художественной эволюции дизайна роль тех или иных концепций формообразования, идущих от искусства. Искусство для дизайна играло роль своеобразного разведывательного отряда, осваивающего новые творческие технологии и приемы выразительности.

Есть и другой подход. Объектом изучения становится анонимный дизайн, впервые рассмотренный исследователем дизайна и архитектором Зигфридом Гидеоном в книге «Механизация слушается» 1 . Другая его книга была целиком посвящена анонимным проектам стульев, находившихся в одном из американских патентных бюро. Повседневная, банальная часть предметного мира часто поражает нас своей непривычной красотой. Это то, что можно назвать техническим, проектным, дизайнерским фольклором. Фольклор, наряду с вершинами искусства, всегда питал культуру, в том числе предметнохудожественную.

История дизайна как вида проектно-художественной деятельности разворачивается во взаимодействии с научно-технической и визуальной, художественной культурой, поэтому она обязательно отражает влияние новаций и изобретений в технике, инженерном и художественном творчестве. Дизайн — это одновременно и продукт культуры, инструмент культурного строительства, и фактор, активно формирующий культуру.

Giedion S. Mechanization Takes Command. N.Y., 1948.

Краткий курс истории дизайна читается уже более 30 лет в Московском государственном художественно-промышленном университете им. С.Г. Строганова, в Санкт-Петербургской государственной художе- ственно-промышленной академии, в Уральской архитектурно-худо- жественной академии в Екатеринбурге, однако полноценных учебников или учебных пособий явно не хватало. В 1990-х гг., в связи с открытием новых учебных заведений, готовящих дизайнеров, потребность в соответствующих учебных материалах стала еще более острой. Изданные при содействии Союза дизайнеров России «История дизайна» СМ. Михайлова в двух томах и «История дизайна. Краткий курс» СМ. Михайлова и А.С. Михайловой быстро разошлись по вузам, но все же не исчерпали темы.

При наличии общей исторической канвы у каждого преподавателя своя версия. Поэтому и предлагаемое учебное пособие не охватывает все проблемы. Это лишь итог работы автора как исследователя — сотрудника отдела теории и истории дизайна Всесоюзного научно-ис- следовательского института технической эстетики и как преподавателя, ведущего эту дисциплину около 10 лет в Строгановке.

Книга была бы невозможна без помощи многих людей: первых читателей и советников — моих близких, коллег по ВНИИТЭ и преподавателей Строгановки, студентов, зарубежных коллег, авторов изданий, цитируемых в тексте, редактора и издателей. Всем низкий поклон.

Лаврентьев, А. Н. История дизайна : учеб. пособие / А. Н. Лаврентьев. М.: Гардарики, с. : ил.

1 Лаврентьев, А. Н. История дизайна : учеб. пособие / А. Н. Лаврентьев. М.: Гардарики, с. : ил. Курс истории дизайна охватывает период с древнейших времен, начала предметно-художественной деятельности человека, до рубежа XX XXI вв. Представлены основные исторические эпохи, стилевые направления, тенденции в дизайне, а также ключевые фигуры. Отдельные главы посвящены эволюции отечественного дизайна, его месту в развитии мирового дизайна. В конце книги дается небольшой словарь ведущих стилей и стилевых направлений в искусстве и дизайне XX в. Для студентов художественных вузов, специалистов в области дизайна и всех, интересующихся историей искусства.

2 СОДЕРЖАНИЕ Введение Путешествие в мир дизайна. 5 ЧАСТЬ I Дизайн и зарождение проектной деятельности Глава 1. Что такое дизайн и что считать его историей 11 Определение дизайна Кто же первый дизайнер? Вещь как инструмент Вещи как связующее звено между людьми Протодизайн и технология. Плетенки и шарниры Вопросы и задания Литература Глава 2. От канона к началам проектирования Канон, ремесло и функциональные факторы Картина мира и создание механизмов Вопросы и задания Литература Глава 3. Промышленная революция: конструирование, массовое производство и эстетика машин Массовое производство и мануфактуры Проект Петра I Всемирные выставки и Хрустальный дворец Транспорт и связь рационализация и инфраструктура Изобретательский бум 45 Красота в технике Вопросы и задания. 52

3 Литература ЧАСТЬ II Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура Глава 1. История фотографии: технология, дизайн и эволюция видения.55 Рождение фотографии. 55 Первые шаги фотоискусства. Фотоателье как театр и галерея Массовая фотография. Фотография как визуальная память Вопросы и задания Литература Глава 2. Строгановское училище и художественнопромышленное образование Организация и этапы эволюции Строгановского училища Рисунок как центральная художественная дисциплина Стиль, стилизация, орнамент Вопросы и задания Литература Глава 3. Европа и стиль модерн: «короткое замыкание» 73 Общие признаки стиля Предыстория стиля Расцвет стиля. Композиция интерьера и «мелочи жизни» Модерн и функционализм. Создание «Веркбунда». 81 Вопросы и задания. 84

4 Литература Глава 4. Русский модерн: поиски стиля Дизайн и техника Неорусский стиль как предшественник модерна. 89 Сказочный стиль в русском модерне Модерн и интерьер, европейский вариант Вопросы и задания Литература ЧАСТЬ III Дизайн и авангардное искусство XX в. Глава 1. Футуризм: симультанизм (одновременность восприятия) и концепция динамической формы «Измы» XX в. и дизайн Идеи футуризма Футуризм, театр и предметно-пространственное творчество Будетлянские книги, или Лаборатория графического дизайна Вопросы и задания Литература Глава 2. Супрематизм и «Де Стиль»: два взгляда на геометрию Концепция супрематизма и предметный мир..112 От УНОВИСа к ГИНХУКу. Школа и научно-художественные эксперименты «Де Стиль»: особенности пластического языка. Универсальность графического и объемного формообразования

Смотрите так же:  Образец искового заявления о признании права собственности через суд

5 Вопросы и задания Литература Глава 3. «Конструкция есть современное мировоззрение» Что такое конструктивизм? Абстрактные конструкции первый этап формирования концепции конструктивизма Проект памятника III Интернационалу Теория конструктивизма Конструктивизм ранний функционализм..136 Вопросы и задания Литература ЧАСТЬ IV У истоков функционализма. Модернизм и становление дизайна как профессиональной деятельности Глава 1. «Баухауз»: прообраз дизайнерской школы.143 От экспрессионизма к дисциплине форм Дессау: институт промышленного дизайна Вопросы и задания Литература Глава 2. Московский ВХУТЕМАС школа конструктивизма История школы Пропедевтические курсы Проектирование как профилирующая дисциплина Культура вещи и культура материала Вопросы и задания Литература Глава 3. Советский дизайн и выставка 1925 г. в Париже.165

6 Экспозиция Одежда и ткань Графический дизайн, реклама и торговля Мебель Вопросы и задания Литература Глава 4. От ар деко до аэростиля От кубизма к функционализму Промышленный дизайн Пионеры обтекаемых форм Вопросы и задания Литература Глава 5. Советский дизайн 1930-х гг Дизайн и общество На переломе стиля Метро Транспортный дизайн и аэродинамика Уникальные объекты: «Максим Горький» и ОСГА Быт и городской дизайн Вопросы и задания Литература ЧАСТЬ V Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности Глава 1. Скандинавский функционализм Эстетика дома Традиционные и новые материалы Лучшее для большинства

7 Вопросы и задания Литература Глава 2. Дизайн США: искусство, наука, технология и коммерция Первое поколение дизайнеров чародеи формы «Американская мечта» и автомобиль е годы: «золотой век» дизайна Искусство, наука и технология как источник идей и форм в дизайне Вопросы и задания Литература Глава 3. Великобритания: дизайн на службе общества Музей дизайна Дизайн: проблемы организации деятельности Образцы британского дизайна От поп-арта до «нового» дизайна Дизайн-студии: новые идеи Вопросы и задания Литература Глава 4. Германия страна функционализма Традиции немецкого дизайна Ульмская школа Дитер Рамс и стиль компании «Браун». Идеал дизайна 1960-х гг Системный подход и человеческий фактор Вопросы и задания Литература Глава 5. Дизайн на французский манер

8 1950-е годы. Возрождение дизайна Автомобильный дизайн Системный дизайн Филипп Старк и его философия дизайна Вопросы и задания Литература Глава 6. Итальянский дизайн как национальный вид спорта Послевоенные годы: «Оливетти», «Фиат» и другие Изобретательность и технология формообразования Предмет и пространство: умные вещи Авангардный дизайн Две стратегии проектирования Вопросы и задания Литература Глава 7. Японский дизайн: традиционная и актуальная проектная культура Круговорот традиций и современности Освоение европейских и американских технологий Обретение самостоятельности Стиль, образы и технология постиндустриального мира Вопросы и задания Литература Глава 8. Советский дизайн: мечты, эксперименты, реальность Экспериментальный дизайн транспорта Мебель и жилище: реальность и проекты Дизайн в государственной системе

9 Конгресс ИКСИД (ICSID) в Москве Системный дизайн Вопросы и задания Литература Заключение Дизайн и инновации Стили и стилевые направления в искусстве и дизайне XX в

Александр Лаврентьев: История дизайна: Учебное пособие

Аннотация к книге «История дизайна: Учебное пособие»

Курс истории дизайна охватывает период с древнейших времен, начала предметно-художественной деятельности человека, до рубежа XX-XXI вв. Представлены основные исторические эпохи, стилевые направления, тенденции в дизайне, а также ключевые фигуры. Отдельные главы посвящены эволюции отечественного дизайна, его месту в развитии мирового дизайна. В конце книги дается небольшой словарь ведущих стилей и стилевых направлений в искусстве и дизайне XX в.
Для студентов художественных вузов, специалистов в области дизайна и всех, интересующихся историей искусства.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Лаврентьев а.Н. История дизайна учебное пособие

— проректор по научной и международной работе

— член диссертационного совета при МГХПА,

— главный редактор Научно-аналитического журнала по вопросам искусствоведения «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА»,

— лауреат Государственной премии РФ,- лауреат Государственной премии в области образования РФ, — серебряная медаль Академии Художеств, — член Национальной Академии дизайна

Виртуальная выставка «Путешествие в мир дизайна»

«Дизайн может стать
нашим высшим конкурентным преимуществом…»

Уважаемые читатели!

29 июня 1957 г. на специальной встрече в Лондоне был офи­циально основан ИКСИД — Международный совет организаций промышленного дизайна ( ICSID — International Council of Societies of Industrial Design). В сентябре 1959 г. в Стокгольме состоялся пер­вый Конгресс ИКСИД, на котором термин «дизайнер» (designer) был признан международным для обозначения новой специаль­ности и внесен в международный кодекс профессий. Создание ИКСИД, придавшего промышленному дизайну официальный ста­тус, ознаменовало собой завершение первого этапа становления этой новой области профессиональной деятельности.

Смотрите так же:  Юридические требования к оформлению документов

Сегодня слово «дизайн» используется почти повсеместно: от дизайна прически — до инженерного дизайна, от дизайна кинодекораций — до дизайна кондитерских изделий, от фитодизайна и ландшафтного дизайна — до дизайна среды и даже ТВ-дизайна.

Во всех видах деятельности содер­жатся элементы планирования и организации, структуры, последо­вательности действий, так или иначе характеризующие дизайн.

Виртуальная выставка предназначена для специалистов в области дизайна и всех, кто интересуется историей искусства.

Ковешникова, Н. А. История дизайна : учебное пособие / Н.А. Ковешникова. — М.: Издательство «Омега-Л», 2011. — 256 с.: ил.

В книге дан краткий обзор зарождения иразвития промышленного дизайна. Рассматриваются основные направления в мировом про­мышленном дизайне. Раскрываются характерные черты, особенности, причиныи предпосылки формирования различных стилистических направлений в промышленном дизайне XX в. Анализируется творче­ство выдающихся дизайнеров, опыт крупнейших отечественных и зарубежных дизайнерских школ.

Лаврентьев, А. Н. История дизайна : учебное пособие / А.Н. Лаврентьев. — М.: Гардарики, 2007. — 303 с.: ил.

Курс истории дизайна охватывает период с древнейших времен, начала предметно-художественной деятельности человека, до рубежа XX — XXI вв. В книге представлены основные исторические эпохи, стилевые направления, тенден­ции в дизайне, а также ключевые фигуры. Отдельные главы посвящены эволю­ции отечественного дизайна, его месту в развитии мирового дизайна. В конце книги дается небольшой словарь ведущих стилей и стилевых направлений в ис­кусстве и дизайне XX в.

Эйри Д. Логотип и фирменный стиль : Руководство дизайнера. — СПб. : Питер, 2012. — 208 с.: ил.

Выпущена масса книг с коллекциями логотипов. Однако перед вами издание совсем другого плана — это полноценное руководство для дизайнеров (и их клиентов), которые хотят освоить эту увлекательную, творческую и вместе с тем сложнейшую задачу — разработку корпоративного стиля.

Автор не просто рассказывает о технологии разработки логотипа и фирменного стиля, но и ис­пользует в своей книге работы известных дизайнеров, которые объясняют, как важно продумывать систему графической идентификации бренда, как создавать уникальные, знаковые логотипы, как взаимодействовать с клиентами.

Лидвелл У., Холден К., Батлер Дж. Универсальные принципы дизайна : 125 способов сделать любой продукт более удобным и привлекательным с помощью оригинальных дизайнерских концепций / Пер. А. Мороз. — СПб.: Питер, 2012. — 272 с.: ил.

Над чем бы вы ни работали — рекламной кампанией, произведением искусства, видеоигрой или новой моделью техники, — перед вами встают задачи, актуальные в любом виде дизайна. И хотя невозможно быть экспертом во всех областях, качественный дизайн невозможен без целого набора практических навыков и теоретических знаний.

В этой книге Уильям Лидвелл, глава направления современных исследований и развития НИИ прикладного менеджмента, собрал массу полезной для современных дизайнеров, архитекторов и инженеров информации. Книгой удобно пользоваться, и все понятия здесь объяснены просто и доступно, с конкретными примерами и наглядными иллюстрациями.

Норман, Д. А. Дизайн привычных вещей / Д. А. Норман; [пер. с англ. Б. Л. Глушака]. — М.: Вильямс, 2006. — 374 с.: ил.

Почетный профессор Калифорнийского университета, специалист в области когнитивных наук Дональд А. Норман называет превосходный дизайн ключом к завоеванию конкурентного преимущества в глазах покупателей.

Это полезное руководство для тех, кто хочет знать, как и почему одни товары радуют покупателей, а другие разочаровывают.

История дизайна: Учебное пособие

На сайте Высшей школы экономики уже достаточно давно висит ПДФ-версия учебника «История дизайна» . Это учебное пособие было подготовлено Александром Николаевичем Лаврентьевым, и в 2007 году выпущено в издательстве «Гардарики». Потом было еще два переиздания о которых издательство сочло не обязательным информировать автора. Впрочем, как и ВШЭ совершенно без зазрения совести публикует пиратские копии чужих изданий. Но, насколько мне известно, автор возражений против этих действий не имеет, за что ему большое спасибо. Ведь благодаря этому, все кто не успел приобрести учебник, могут его совершенно бесплатно скачать. А, надо сказать, это один из лучших учебников по истории дизайна из всех, выпущенных на русском языке. Так что — рекомендую.
Несколько слов об авторе: Александр Николаевич — профессор, доктор искусствоведения, в настоящее время проректор по научной и международной работе МГХПА им. С.Г. Строганова. Куратор фотовыставок и дизайнер. Автор невероятного количества статей и монографий по теории и истории дизайна. Мой учитель.

А вот еще кино интересное, Александр Николаевич рассказывает о дизайне в СССР: