Дача и получение взятки

Главная > Реферат >Государство и право

Глава 1. Взяточничество по советскому уголовному праву…………..5

Глава 2. Понятие взяточничества и взятки…………………………….7

Глава 3. Объект и объективная сторона дачи взятки………………. 10

Глава 4. Субъект и субъективная сторона взятки……………………..16

Глава 5. Квалифицирующие признаки дачи и получения взятки, освобождение от уголовной ответственности………………………………. 18

Актуальность работы. В период коренной перестройки всех сфер жизни нашего общества, построения демократического правового государства, становления и развития рыночной экономики весьма важная роль принадлежит органам государственной власти, а также органам местного самоуправления. От четкости функционирования государственной службы, честности и ответственности ее работников во многом зависит решение крупномасштабных задач, стоящих перед обществом и государством. Между тем в силу ряда причин во властные структуры и в государственную службу все активнее проникает организованная и профессиональная преступность. Ряд работников этих органов и служб поражены коррупцией, взяточничеством, протекционизмом и другими негативными явлениями, нарушающими их нормальную деятельность, подрывающими их авторитет в глазах общества. В 1999 году в России было зарегистрировано немногим более 20000 должностных преступлений в государственной и негосударственной сферах, в том числе 6871 факт взяточничества.

Однако должностная преступность появилась не в наши дни.

Дошедшие до нас правовые памятники цивилизации позволяют заключить, что должностная преступность — ровесник человечества. Распространенность и общественная опасность этого явления скачкообразно возрастают в периоды крупных социальных потрясений, нередко сопровождающихся почти полным уничтожением законности и одновременным ростом зависимости населения от произвола чиновников. Современная Россия – не исключение.

Ранние упоминания о коррупции, «поразившей» государственную службу, можно обнаружить еще в архивах Древнего Вавилона, сформировавшихся по меньшей мере 4500 лет назад. Разумно предположить, что зарождение коррупции как социального явления объективно связано с первоначальной узурпацией права управлять людьми и общим имуществом, имевшей место задолго до возникновения государственности. Сам термин «коррупция» применительно к его социальному значению начинает употребляться еще в античный период.

Сегодня коррупция, и, прежде всего, должностная преступность как наиболее опасная ее часть, стали представлять угрозу для российского общества, ослабляя и даже изменяя направления государственного влияния на многие сферы социальной жизни. Коррупция успела «заполнить» освобожденные государством ниши социального управления прежде, чем это смогли сделать институты гражданского общества.

Наиболее простое определение коррупции или должностных преступлений — подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще.

ЦЕЛЬ данной работы – раскрыть содержание взяточничества в соответствии с современным российским законодательством.

Глава 1. Взяточничество по советскому уголовному праву

Процесс создания нового уголовного законодательства после Октябрьского переворота начался в 1917 году, причем не с создания крупных кодификационных актов, а с принятия отдельных актов, устанавливающих уголовную ответственность за наиболее опасные для нового строя нарушения. В частности, уголовно-правовые нормы о взяточничестве содержались в декрете СНК от 8 мая 1918 года. 1

Однако, советская социалистическая уголовная доктрина, хотя и содержала определенные санкции за получение и дачу взяток, серьезными их не считала. Но состав таких преступлений все же выделялся законодателем.

В Особенной части Уголовного кодекса РСФСР 1960 г. нормы, предусматривающие ответственность за данные должностные преступления, были сосредоточены в специальной главе ХУ1 «Должностные преступления» (ст.ст.170-175).

Объектом должностного преступления являлась правильная, отвечающая интересам государства и граждан работа государственного аппарата.

Непосредственным объектом данных должностных преступлений было принято считать определенные виды правильной деятельности различных звеньев государственного аппарата.

Так, при даче или получении взятки, т.е. злоупотреблении должностным положением непосредственным объектом могла быть, например, правильная деятельность конкретного звена государственного аппарата по охране прав и свобод граждан или по обеспечению имущественных или других интересов государственных и общественных учреждений, предприятий и организаций.

С объективной стороны дача и получение взятки могли быть совершены только путем действия должностного лица.

Обязательным признаком объективной стороны данного вида должностных преступлений являлось то обстоятельство, что деяние могло быть совершено должностным лицом только в связи со своим служебным положением.

С субъективной стороны данный вид преступлений мог быть совершен только умышленно.

Понятие «должностное лицо» было сформулировано в применении к ст. 170 УК РСФСР 1960 г., согласно которому под должностными лицами понимались лица, постоянно или временно осуществляющие функции представителей власти, а также занимающие постоянно или временно в государственных или общественных организациях или на предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей или выполняющие такие обязанности в указанных учреждениях, организациях и на предприятиях по специальному полномочию.

В период существования СССР были привлечены к ответственности и осуждены некоторые должностные лица, занимавшие весьма высокие государственные посты, например, зам. Министра хлопкоочистительной промышленности одной из союзных республик. В преступной деятельности осужденных, как правило, сочетались взяточничество, должностные злоупотребления, хищения имущества в крупных и особо крупных размерах.

Глава 2. Понятие взяточничества и взятки.

Получение взятки – самое тяжкое из группы преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Его особая опасность в том, что должностное лицо, используя свои служебные полномочия, подрывает престиж работников государственной власти, государственных служащих, органов власти и управления, создает у многих людей впечатление о том, что все их желания и, прежде всего те, для удовлетворения которых нет оснований, могут быть удовлетворены за мзду, превращает занимаемую должность в предмет купли-продажи.

Коррупционера С.В.Максимов определяет как лицо, занимающее государственную должность, служащий государственного или муниципального органа, учреждения или организации либо негосударственной (не являющейся муниципальной) организации, способный нести юридическую ответственность за дачу или получение взятки, признанный виновным в совершении данного правонарушения на основании судебного решения или в ином установленном законом порядке 2 .

Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а так же в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации 3 .

Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов 4 .

Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов 5 .

Содержание и формы взятки разъяснялись в неотмененном постановлении Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам о взяточничестве» от 30 марта 1990г. Суть ее составляют деньги или ценные бумаги, валюта( наиболее часто), дорогостоящие вещи, имущество(мебельные гарнитуры, оборудование кухни), импортная аудио-видеотехника, автомашины, антикварные и коллекционные предметы.

Другую форму взятки составляют выгоды имущественного характера, оказываемые виновному безвозмездно, услуги, подлежащие оплате( предоставление санаторных и туристических путевок, круизов, проездных билетов на различные виды транспорта, производство ремонтных, реставрационных, строительных работ).

Безвозмездность получения взятки может быть полной и частичной( получение ценной вещи за бесценок, по значительно меньшей стоимости чем действительная).

В современных условиях выявились новые предметы взяточничества: приобретение или аренда помещений или квартир, дачных участков, перевод денежных средств с банковских счетов в наличные, приватизация предприятий, торговых организаций.

Претерпели изменения и формы взяток. За совершение должностными лицами должностными лицами в пользу взяткодателя им открывают счета в зарубежных банках, приобретают на их имя или на имя близких им людей недвижимость, как в России, так и за рубежом, организуются престижные выезды в качестве «специалистов», «консультантов» и т.п. с выдачей крупных сумм в валюте.

Существует две основные формы получения взятки: открытая и завуалированная. Открытая – взяткодатель лично или через посредника непосредственно передает взяткополучателю предмет взятки. Завуалированная как правило облекается во внешне законные формы( совместительство, выплаты по договору или соглашению, премии(работа не выполнялась, для премий не было оснований)).

Взяточничество имеет ряд характерных признаков. Основные из них:

— непосредственное нанесение ущерба авторитету или иным охраняемым законом интересам государственной власти или местного самоуправления, государственной службы, службы в органах местного самоуправления, а также службы в коммерческих и иных организациях;

— незаконный (противоправный) характер получаемых государственным (муниципальным) служащим или иным публичным служащим коммерческой или иной организации благ (имущества, услуг или льгот);

— использование виновным своего статуса (служебного положения) вопреки интересам публичной власти или службы;

— наличие у виновного умысла на совершение действий, объективно причиняющих ущерб охраняемым законом интересам власти или службы;

— наличие у виновного корыстной или иной личной заинтересованности.

Смотрите так же:  Лицензия на убийство сша 1989

Лекция по взятки

Конспект лекции: Взятка как вид должностного преступления

Взятка — Ст. 190 УК РФ – это любая незаконная выгода имущественного характера, получаемая ДЛ за совершение действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемого им лица, если такое деяние входит в его должностные полномочия, либо в силу должностного положения может способствовать совершению такого действия (бездействия), либо за общее покровительство или попустительство по службе.

Отличительные черты:

  • 1. Имущественное вознаграждение;
  • 2. Вручается ДЛ;
  • 3. Передача обусловлена совершением или несовершением определенных действий, входящих в компетенцию ДЛ, в интересах дающего.

По характеру:

  • 1. Деловые: платежи ДЛ с целью обеспечения и ускорения выполнения ими своих должностных обязанностей;
  • 2. Тормозящие: плата за приостановку действия нормы, неприменение её в деле;
  • 3. Прямой подкуп.

По предмету:

  • 1. Деньги и ЦБ;
  • 2. Предметы, имеющие материальную ценность;
  • 3. Выгоды, услуги имущественного характера;
  • 4. Предоставление имущественных прав.

По размеру:

  • 1. Значительные: больше 25 000;
  • 2. Крупные: больше 150 000;
  • 3. Особо крупные: больше 1 000 000.

По способу вручения:

  • 1. Явная: оговаривается деяние;
  • 2. Завуалированная: маскируется под передачу в долг, подарок и т.д.

По характеру действий, осуществляемых за взятку:

  • 1. Мздоимство;
  • 2. Лихоимство.

По времени вручения:

  • 1. Подкуп;
  • 2. Вознаграждение: материальные ценности вручаются после совершения заранее не обусловленных действий.
  • 3. Взятка может иметь только имущественную природу.

Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.

Как правильно брать взятки

Краткое изложение сатирической книги 1837 года, из которой мы узнаем, какие бывают взятки, почему лучше брать взятку обедом, чем пеструшка лучше снегиря, каким языком говорить о взятках и как избежать наказания за их получение

Ассигнация номиналом 10 рублей. Период выпуска — 1819–1843 годы © Bridgeman Images / Fotodom

1. Выбирайте подходящее место для службы.

Чем древнее традиции какого-либо места, то есть чем они далее от духа и нравов сегодняшнего века, тем более в нем способов к благоприобретениям. Чем менее найдете вы в своих сослуживцах людей образованных и людей высшего класса, тем более на виду начальства окажетесь вы с вашим приле­жанием и вашею склонностью к сидячей жизни. Наконец, чем красноречивее начнете вы разглагольствовать всюду о честности, беспристрастии и знании законов, тем незаметнее будут ваши действия на стороне, противной сим достоинствам.

2. Составьте представление о видах взяток.

Взятки бывают трех видов: натурой, деньгами и одолжениями.

Взятки первого рода — натурой — это обеды, подарки, сюрпризы в дни именин и дни рождения самого взяточника, его жены и детей, а также нечаянное забытие вещей в доме взяточника, уступка движимого имущества и дворовых людей, совершаемая на законном основании без платежа денег.

(Не забудьте, что взятая вещь всегда напоминает прежнего своего хозяина, поэтому лучшими из сего рода взяток являются обеды: такие взятки, скрываясь в безопасном месте, то есть в желудке, никогда не обличаются. Просителю можно объявить: я рассмотрю ваше дело в такой-то день после обеда. Если проситель — человек догадливый, то он приглашает дельца в упомянутый им день к себе откушать, и далее успех дела зависит уже от искусства повара.)

Второго рода взятки взымаются ходячей монетой по курсу. Из всей государственной монеты предпочтительны ассигнации, потому что они переходят из рук в руки без шума и без стука, легко промениваются на серебро и золото, мало требуют места и удобно помещаются в карманах, за галстуком, в сапогах и за обшлагами рукавов.

Взятки третьего рода — невещественные — употребляются обычно особами знатного круга: это взаимные одолжения или по должности или по приязни. К ним причисляются и похвалы, которыми писатели взаимно одалживают друг друга.

3. Изучите существующий или выдумайте свой язык для облегчения
взымания взяток деньгами.

К примеру, брать деньгами называлось в XVIII веке «вести дела на чистую». У каждой из ассигнаций было свое название, основанное на отличительном ее признаке: пяти­рублевую называли синицей, десятирублевую — снегирем, двадцатипяти- и пятидесятирублевую — белыми голубями, сторублевую — щеголем или щегленком по ее красивому узору, а двухсотрублевые — пеструшкою, по пестроте ее изнанки. «Метил в голубя, а попал в синицу» — такое выражение легко может произноситься при самих просителях, не смущая их.

4. Умейте вести себя так, чтобы проситель при первом взгляде получал о вас понятие как о великом дельце.

В старину сей цели достигали, испестрив вокруг себя поле вбрызгами с пера, марая пальцы и лица чернилами. В XIX веке употребляется другой способ: письменный ваш стол должен быть завален, загроможден бумагами так, чтобы самая огромная чернильница казалась среди сих развалин неприметной в такой мере, как будка при колокольне Ивана Великого.

5. При встрече с просителем принимайте вид озабоченного делами человека.

Слушайте рассеянно, отвечайте нехотя; когда проситель примется изъяснять вам обстоятельства своего дела, сделайте самую неприятную мину, уставьте на него мутные глаза и повторяйте ежеминутно отрывистым голосом «да‑с, да‑с!» до тех пор, пока проситель не догадается, что вам некогда, и не откланяется до другого свободного времени. Когда он явится опять, примите его так же. Он явится в третий, пятый, десятый раз, не изменяйте пред ним физиономии до той самой минуты, когда он прошепчет, что будет вам благодарен. (А что есть благодарить, то есть «дарить благо», как не принести в подарок деньги.) Тогда да оживятся вдруг все черты лица вашего, да просветлеет взор и грубый голос да смягчится. Отвечайте доброму просителю, что имеете много занятий, что дело его еще далеко от очереди, что вам некогда было рассмотреть оного, и заключите сии фразы советом: почаще наведываться.

6. Будьте бдительны.

Помните, что просители, намекнув о благодарности, нередко думают сим простым словом возбудить в вас деятельность, а по решении дела теряют память о своих обещаниях. Если после первого совета вашего наведываться кто-либо снова предстанет пред вами с пустыми речами и пустыми руками — накажите его прежней суровостью: да прочитает он в каждой морщине лица вашего неумолимую вражду.

7. Если в деле участвуют многие лица и каждое из них предлагает свою благодарность, возьмите от того, кто даст больше.

Прочих с гневом и шумом проводите за дверь. Быть может, вы принуждены будете вершить дело несправедливо, но что за важность? Кто сочтет себя обиженным, тому открыта дорога апелляций; важность в том, что только один будет знать закулисную пружину вашей совести, а прочие протрубят всюду о вашем бескорыстии, вашей честности, ими на себе испытанных.

Или в подобном случае возьмите с двоих: во-первых, с того, что даст больше, а во-вторых, с того, на чьей стороне, по видимому, справедливость. Тогда уже дело надобно кончать так, чтобы они оба остались равно удовлетворенными, хотя бы чрез то между ими двумя возникла новая тяжба, а настоящее дело более запуталось ко вреду прочих просителей — тем славнее, вы открыли новое обстоятельство. Вы дали иной ход огромной кипе измаранной бумаги!

8. Если, приняв залог благодарности, вы не успеете исполнить требование просителя и дело окончится не в его пользу, возвратите давшему все взятое в целости и сохранности.

Сим способом вы отстраните от себя многие неприятности, даже избежите упрека собственной совести.

Правительство
Республики
Хакасия

Министерство образования и науки Республики Хакасия

Памятка госслужащим о подкупе, получении и даче взятки

государственным гражданским служащим

Министерства образования и науки Республики Хакасия по вопросу противодействия коррупции, в том числе об установлении наказания за коммерческий подкуп, получение и дачу взятки, об увольнении в связи с утратой доверия

1. КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП

«Взятка» лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих и некоммерческих предприятиях и организациях — директору, заместителю директора коммерческой фирмы или государственного унитарного предприятия, председателю и члену совета директоров акционерного общества, главе кооператива, руководителю общественного или религиозного объединения, фонда, некоммерческого партнерства, лидеру и руководящему функционеру политической партии и т. д. — в Уголовном кодексе Российской Федерации называется коммерческим подкупом.

Коммерческий подкуп (ст. 204):

Передача денег и оказание услуг имущественного характера одним лицом

§ штраф в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа;

§ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет;

§ ограничение свободы на срок до двух лет;

§ лишение свободы на срок до пяти лет

Смотрите так же:  Пособия для профилактики плоскостопия и осанки

Передача денег и оказание услуг имущественного характера группой лиц

§ штраф в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа;

§ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

§ арест на срок от трех до шести месяцев;

§ лишение свободы на срок до шести лет

Получение денег и пользование услугами имущественного характера одним лицом без вымогательства

§ штраф в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа;

§ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

§ лишение свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа

Получение денег и пользование услугами имущественного характера одним лицом без вымогательства

§ штраф в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа;

§ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

§ лишение свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа

Получение денег и пользование услугами имущественного характера одним лицом без вымогательства

§ штраф в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа;

§ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

§ лишение свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа

Получение денег и пользование услугами имущественного характера по предварительному сговору или сопряженное с вымогательством

§ штраф в размере от пятидесятикратной до девяностократной суммы коммерческого подкупа;

§ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

§ лишение свободы на срок до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа

Коммерческий подкуп может осуществляться через посредников — подчиненных сотрудников, партнеров по бизнесу, специально нанятых лиц, которые также рассматриваются Уголовным кодексом Российской Федерации, как пособники преступления.

2. ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ

Получение взятки рассматривается Уголовным кодексом Российской Федерации, как более общественно опасное деяние, нежели дача взятки.

Привлечение к уголовной ответственности за получение взятки

Взяткополучателем может быть признано только должностное лицо — представитель власти или чиновник, выполняющий организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

· Представитель власти — это государственный или муниципальный чиновник любого ранга — сотрудник областной или городской администрации, мэрии, министерства или ведомства, любого государственного учреждения, правоохранительного органа, воинской части или военкомата, судья, прокурор, следователь и т.д.

· Лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции — это начальник финансового и хозяйственного подразделения государственного и муниципального органа, ЖЭКа, член государственной экспертной, призывной или экзаменационной комиссии, директор или завуч школы, ректор ВУЗа и декан факультета и т.д.

Получение взятки — одно из самых опасных должностных преступлений, особенно если оно совершается группой лиц или сопровождается вымогательством, которое заключается в получении должностным лицом преимуществ и выгод за законные или незаконные действия (бездействие).

Взяткой могут быть:

· Предметы — деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, продукты питания, видеотехника, бытовые приборы и другие товары, квартиры, дачи, загородные дома, гаражи, земельные участки и другая недвижимость.

· Услуги и выгоды— лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.

· Завуалированная форма взятки — банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, оплата товаров, купленных по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам, друзьям, получение льготного кредита, завышение гонораров за лекции, статьи, и книги, «случайный» выигрыш в казино, прощение долга, уменьшение арендной платы, увеличение процентных ставок по кредиту и т.д.

Получение взятки (ст. 290):

Получение взятки должностным лицом лично или через посредника

§ штраф в размере от двадцатипятикратной до стократной суммы взятки;

§ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо;

§ лишение свободы на срок от трех до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки

Получение взятки должностным лицом за незаконные действия (бездействие)

§ штраф в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки;

§ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

§ лишение свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере сорокакратной суммы взятки

Совершение преступления лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, главой органа местного самоуправления

§ штраф в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки;

§ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

§ лишение свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере пятидесятикратной суммы взятки

Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, с вымогательством или в крупном размере (свыше 150 тыс. руб.)

§ штраф в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки;

§ лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки;

§ лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет;

Дача взятки — преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или незаконных действий (бездействия), либо предоставлению, получению каких-либо преимуществ в пользу дающего, в том числе за общее покровительство или попустительство по службе.

Дача взятки (ст. 291):

Дача взятки должностному лицу лично или через посредника

§ штраф в размере от пятнадцатикратной до девяностократной суммы взятки;

§ лишение свободы на срок до двенадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки;

Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие)

§ штраф в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки;

§ лишение свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки

Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой в крупном размере (свыше 150 тыс. руб.)

§ штраф в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки;

§ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

§ лишение свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки

4. ПОСРЕДНИЧЕСТВО ВО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВЕ

Взятка нередко дается и берется через посредников — подчиненных сотрудников, индивидуальных предпринимателей, работников посреднических фирм.

Посредничество во взяточничестве (ст. 291.1)

Посредничество во взяточничестве

§ штраф в размере от двадцатикратной до девяностократной суммы взятки;

§ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

§ лишение свободы на срок до двенадцати лет со штрафом в размере от двадцатикратной до семидесятикратной суммы взятки

Посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие)

§ штраф в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки;

§ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

§ лишение свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки

Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в крупном размере (свыше 150 тыс. руб.)

§ штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки;

§ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

§ лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки

Обещание или предложение посредничества во взяточничестве

§ штраф в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы взятки;

§ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

§ лишение свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от десятикратной до шестидесятикратной суммы взятки

Гражданин, давший взятку или совершивший коммерческий подкуп, может быть освобожден от ответственности, если:

  • установлен факт вымогательства;
  • гражданин добровольно сообщил в правоохранительные органы о содеянном.

Не может быть признано добровольным заявление о даче взятки или коммерческом подкупе, если правоохранительным органам стало известно об этом из других источников.

Заведомо ложный донос о вымогательстве взятки или коммерческом подкупе рассматривается Уголовным кодексом Российской Федерации как преступление и наказывается лишением свободы на срок до шести лет (ст. 306).

Смотрите так же:  Уральский банк оформить кредит наличными

5. ДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО ПРИ ПОПЫТКЕ ДАЧИ ЕМУ ВЗЯТКИ

Даже если все Ваши действия законны, и Вы добросовестно исполняете свои должностные обязанности. Вас могут провоцировать на получение взятки с целью компрометации.

В этой связи настоятельно рекомендуется руководствоваться следующими принципами.

1. В процессе выполнения служебных обязанностей государственный служащий обязан принимать меры по безусловному и полному соблюдению административных регламентов, а также:

— не должен брать на себя никаких обязательств перед лицами, имеющими отношение к вопросам, рассматриваемым Министерством образования и науки Республики Хакасия, давать им обещания относительно их решения.

— не должен посещать, не имея на то полномочий от непосредственного руководителя, неофициальных встреч с кем-либо, имеющим отношение к его служебным обязанностям.

2. При проведении проверок государственный служащий:

— не вправе вступать в такие отношения с руководством и сотрудниками проверяемой организации, которые могут его скомпрометировать или повлиять на его способность действовать независимо.

— все переговоры с руководителем проверяемой организации или его представителем обязан вести в присутствии не менее еще одного члена комиссии.

— по завершению проверки и до принятия решения в отношении проверяемой организации все переговоры с лицами, так или иначе имеющим отношение к ней вести в порядке, определенном нормативными актами РФ.

Гражданские служащие должны в свое отсутствие закрывать служебные помещения на ключ.

3. Гражданский служащий не должен принимать какие-либо документы или материалы, касающиеся служебной деятельности от любых лиц (в том числе знакомых, сослуживцев, членов общественных организаций) за пределами служебного помещения. Все документы должны представляться заявителем и проходить официальную регистрацию в канцелярии.

4. Все находящиеся в служебных помещениях гражданских служащих предметы интерьера и технические средства должны стоять на балансе Министерства образования и науки Республики Хакасия либо иметь подтверждающие документы на их приобретение гражданскими служащими.

5. Рекомендуется не использовать фразы, выражения и жесты, которые могут быть восприняты окружающими как просьба (намек) о даче взятки при взаимодействии с гражданами.

К числу таких выражений относятся, например: «вопрос решить трудно, но можно», «спасибо на хлеб не намажешь», «договоримся», «нужны более веские аргументы», «нужно обсудить параметры», «ну что делать будем?» и т.д.;

6. Избегать обсуждений определенных тем с представителями организаций и гражданами, особенно с теми из них, чья выгода зависит от решений и действий служащих и работников, может восприниматься как просьба о даче взятки.

К числу таких тем относятся, например:

— низкий уровень заработной платы служащего, работника и нехватка денежных средств на реализацию тех или иных нужд;

— желание приобрести то или иное имущество, получить ту или иную услугу, отправиться в туристическую поездку;

— отсутствие работы у родственников служащего, работника;

— необходимость поступления детей служащего, работника в образовательные учреждения и т.д.

7. Необходимо понимать, что определенные исходящие от государственного служащего предложения, особенно если они адресованы представителям организаций и гражданам, чья выгода зависит от их решений и действий, могут восприниматься как просьба о даче взятки.

Это возможно даже в том случае, когда такие предложения продиктованы благими намерениями и никак не связаны с личной выгодой государственного служащего, работника.

К числу таких предложений относятся, например, предложения:

— предоставить служащему, работнику и/или его родственникам скидку;

— воспользоваться услугами конкретной компании и (или) экспертов для устранения выявленных нарушений, выполнения работ в рамках государственного контракта, подготовки необходимых документов;

— внести деньги в конкретный благотворительный фонд;

— поддержать конкретную спортивную команду и т.д.;

8. Совершение определенных действий может восприниматься как согласие принять взятку или просьба о даче взятки.

К числу таких действий относятся, например:

— регулярное получение подарков, даже (если речь идет не о государственном гражданском служащем) стоимостью менее 3000 рублей;

— посещения ресторанов совместно с представителями организации, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из решений или действий (бездействия) служащего или работника.

9. В случае если Вам предлагают взятку (вознаграждение), то необходимо вести себя крайне осторожно, вежливо, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться гражданами либо как готовность, либо как категорический отказ принять взятку;

— внимательно выслушать и точно запомнить предложенные Вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форма коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов);

— постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы и предложить хорошо знакомое Вам место для следующей встречи;

— не берите инициативу в разговоре на себя, больше слушайте, позволяйте потенциальному взяткодателю «выговориться», сообщить Вам как можно больше информации;

— при наличии у Вас диктофона постараться записать (скрытно) предложение о взятке.

ЧТО НЕОБХОДИМО ПРЕДПРИНЯТЬ СРАЗУ ПОСЛЕ СВЕРШИВШЕГОСЯ ФАКТА ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВЗЯТКИ

1. Статья 9 Закона о противодействии коррупции предписывает
государственным и муниципальным служащим уведомлять об обращениях в
целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

Государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего.

Невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственный гражданский служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными гражданскими служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного гражданского служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений утверждён приказом Министерства образования и науки Республики Хакасия от 04.02.2010 № 100-106.

2. В случаях предложения взятки со стороны сотрудников органов внутренних дел, безопасности и других правоохранительных органов, Вы можете обращаться непосредственно в подразделения собственной безопасности этих органов, которые занимаются вопросами пресечения преступлений, совершаемых их сотрудниками. Соответствующими приказами Генеральной прокуратуры Российской Федерации (приказ № 12 от 16 марта 2006 г.), МВД России (приказ № 985 от 1 декабря 2005 г.), ФСБ России (приказ № 613 от 4 декабря 2000 г.), Федеральной таможенной службы РФ (приказ № 600 от 11 июня 2002 г.), Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (приказ № 75 от 9 марта 2006 г.), а также их совместным приказом от 29 декабря 2005 года предусматривается получение сообщений о преступлениях от граждан с выдачей им соответствующих талонов-уведомлений.

6. УВОЛЬНЕНИЕ В СВЯЗИ С УТРАТОЙ ДОВЕРИЯ

(ст. 59.2 Федерального закона о государственной гражданской службе Российской Федерации от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, введена Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-ФЗ)

1. Гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:

1) непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

2) непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений; (в ред. Федерального закона от 03.12.2012 № 231-ФЗ)

3) участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

4) осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности;

5) вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

2. Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащий.