Содержание статьи:

Меры социальной поддержки и льготы жителям Крайнего Севера в 2019 году

Меры социальной поддержки Меры социальной поддержки жителей Крайнего Севера

Меры социальной поддержки и льготы жителям Крайнего Севера установлены:

  1. Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»;
  2. Федеральным законом от 17.07.2011 г. N 211-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»;
  3. Законом Российской Федерации от 19.02.93 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»,

в числе которых:

  • Обеспечение жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
  • Обеспечение жильем граждан, выезжающих из закрывающихся населенных пунктов Крайнего Севера;
  • Компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам Крайнего Севера, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха и обратно;
  • Районный коэффициент для расчета заработной платы работников организаций, действие которого распространяется на выплату социальных денежных выплат.

Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Постановлением Правительства РФ от 17.04.2006 г. N 216 определен в размере, установленном решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с российским законодательством применялись при увеличении размеров указанных выплат по состоянию на 31 декабря 2004 года, а также действовавший на указанную дату порядок их применения.

При этом органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно за счет средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов.

Смотрите также другие меры социальной поддержки

Последние федеральные новости по соцподдержке

В 2018 году сумма фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости составляла 4 892 рубля, в 2019 она выросла на 442 рубля и составила 5 334 рубля.

Законодательство Российской Федерации гарантирует матерям-одиночкам всестороннюю помощь в содержании и воспитании детей. Это выражается в предоставлении многочисленных льгот и пособий, так как большинство одиноких матерей не имеют материальной возможности обеспечить ребенку все необходимое. Помощь государства.

Безусловно, всем нам хотелось бы обеспечить себе достойную старость. Однако в среднем сегодняшние пенсионеры получают всего 14 414 рублей, а повысить этот показатель власти обещают в ходе пенсионной реформы, которая стартовала с 1 января. Итак, рассказываем, из чего складываются пенсионные выплаты и кто может рассчитывать на пенсию в размере 20 тысяч рублей.

Книги по социальной поддержке

Сегодня в продаже:

    Социальная работа с незащищеными группами населения. Учебное пособие

Изложены теоретические аспекты социальной работы с различными группами населения, предложены вопросы для самопроверки, задания для самостоятельной работы, список литературы и приложение — практические материалы, которые могут быть использованы в профессиональной практике социальной сферы будущими специалистами социальной работы. Пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа».

В монографии рассматриваются теоретические и экономические основы единства и дифференциации правового регулирования в праве социального обеспечения. Анализируется сущность единства и дифференциации как черты метода и принципа данной отрасли. Формулируется содержание понятия «критерий дифференциации правового регулирования».

Льготы людей крайнего севера

Уважемые друзья! Прежде чем ответить на этот вопрос хотелось бы отметить, что в современном законодательстве в отношении коренных малочисленных народов нет понятия «льгота», а есть ПРАВА, закрепленные Коституцией и законодательными актами.

Особые права, которыми наделены КМНС, не являются привилегиями и льготами. Это одна из форм действий, направленных на то, чтобы коренные народы могли сохранить свои особенности и традиции.

Основные меры социальной поддержки, права для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации установлены на уровне регионов (законодательных и иных нормативных правовых актов субъектов РФ).

На федеральном уровне установлены отдельные права, которые предусмотрены следующими федеральными законами.

I. Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»:

Статья 8. Малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право:

1) безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации;

2) участвовать в осуществлении контроля за использованием земель различных категорий, необходимых для осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами малочисленных народов, и общераспространенных полезных ископаемых в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

3) участвовать в осуществлении контроля за соблюдением федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации об охране окружающей среды при промышленном использовании земель и природных ресурсов, строительстве и реконструкции хозяйственных и других объектов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

4) получать от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, международных организаций, общественных объединений и физических лиц материальные и финансовые средства, необходимые для социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов;

5) участвовать через уполномоченных представителей малочисленных народов в подготовке и принятии органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления решений по вопросам защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов;

6) участвовать в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке федеральных и региональных государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей среды в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

7) делегировать уполномоченных представителей малочисленных народов в советы представителей малочисленных народов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления;

8) на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами;

9) получать от государства помощь для реформирования всех форм воспитания и обучения подрастающего поколения малочисленных народов с учетом традиционных образа жизни и хозяйствования малочисленных народов.

— Лица, относящиеся к малочисленным народам, в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов имеют право:

1) безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации;

2) участвовать в формировании и деятельности советов представителей малочисленных народов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления;

3) на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами;

4) пользоваться необходимыми малочисленным народам для защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов льготами по землепользованию и природопользованию, установленными федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

5) на первоочередной прием на работу по своей специальности в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов малочисленных народов, создаваемые в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

6) в порядке, установленном гражданским законодательством, создавать хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся промыслами малочисленных народов совместно с лицами, не относящимися к малочисленным народам, при условии, что в создаваемых организациях не менее половины рабочих мест будет предоставляться лицам, относящимся к малочисленным народам;

7) на первоочередное приобретение в собственность организаций традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов малочисленных народов в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

8) получать социальное обслуживание в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации;

9) получать бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в рамках Программы государственных гарантий обязательного медицинского страхования.

Статья 9. Право лиц, относящихся к малочисленным народам, на замену военной службы альтернативной гражданской службой

Лица, относящиеся к малочисленным народам, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Статья 10. Права лиц, относящихся к малочисленным народам, на сохранение и развитие своей самобытной культуры

Лица, относящиеся к малочисленным народам, объединения малочисленных народов в целях сохранения и развития своей самобытной культуры и в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе:

1) сохранять и развивать родные языки;

2) создавать общественные объединения, культурные центры и национально-культурные автономии малочисленных народов, фонды развития малочисленных народов и фонды финансовой помощи малочисленным народам;

3) создавать в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими материальными и финансовыми возможностями учебные группы, состоящие из лиц, относящихся к малочисленным народам, для их обучения традиционным хозяйствованию и промыслам малочисленных народов;

4) получать и распространять информацию на родных языках, создавать средства массовой информации;

5) соблюдать свои традиции и совершать религиозные обряды, не противоречащие федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации, содержать и охранять культовые места;

6) устанавливать и развивать связи с представителями малочисленных народов, проживающих на территориях других субъектов Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации.

II. Лесной кодекс Российской Федерации

Статья 30. Заготовка гражданами древесины для собственных нужд

2. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и ведущих традиционный образ жизни, эти лица имеют право бесплатно осуществлять заготовку древесины для собственных нужд исходя из нормативов, установленных в соответствии с частью 5 статьи 30 Лесного кодекса РФ.

III. Налоговый кодекс Российской Федерации

1) Общины малочисленных народов освобождаются от налогообложения земельным налогом (статья 395 НК РФ).

2) Не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла (статья 217 НК РФ).

3) Обязанность по уплате сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов не возникает при добыче (вылове) водных биоресурсов общинами малочисленных народов для удовлетворения личных нужд в пределах установленных лимитов (квот) вне зависимости от факта предоставления в пользование рыбопромыслового участка (статья 332.2 НК РФ).

В иных случаях при добыче (вылове) водных биоресурсов общинами малочисленных народов для реализации обложение сбором за пользование объектами водных биологических ресурсов осуществляется в общеустановленном порядке.

Глава 25.1. СБОРЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ЖИВОТНОГО МИРА И ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

Статья 333.2. Объекты обложения

2. В целях настоящей главы не признаются объектами обложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации) и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Такое право распространяется только на количество (объем) объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков. Лимиты использования объектов животного мира и лимиты и квоты на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

IV. Водный кодекс Российской Федерации

Статья 54. Использование водных объектов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации

2. Лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общины в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности вправе использовать водные объекты для традиционного природопользования.

V. Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Смотрите так же:  Договор на оказание услуг с банком

Статья 19. Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности

1. Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами, а также лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования.

2. Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления.

3. Продукция охоты, полученная при осуществлении охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, используется для личного потребления или реализуется организациям, осуществляющим деятельность по закупке продукции охоты.

VI. Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Статья 25. Рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации

1. Рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации осуществляется лицами, относящимися к указанным народам, и их общинами с предоставлением рыбопромыслового участка или без его предоставления.

2. Рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации без предоставления рыбопромыслового участка осуществляется без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, за исключением добычи (вылова) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов.

3. Порядок рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

VII. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Статья 2. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

3. Адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона.

Статья 2.1. Страхователи

2. В целях настоящего Федерального закона к страхователям приравниваются адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона. Указанные лица осуществляют права и несут обязанности страхователей, предусмотренные настоящим Федеральным законом, за исключением прав и обязанностей, связанных с выплатой страхового обеспечения застрахованным лицам.

VIII. Земельный кодекс РФ

Статья 7. Состав земель в Российской Федерации

3. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.

Статья 78. Использование земель сельскохозяйственного назначения

1. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:

общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Статья 82. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным обществам и товариществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации

Условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливаются федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Статья 97. Земли природоохранного назначения

5. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами о коренных малочисленных народах, могут образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Порядок природопользования на указанных территориях устанавливается федеральными законами, их границы определяются Правительством Российской Федерации.

Какие полагаются льготы работникам Крайнего Севера?

Льготы работникам Крайнего Севера представлены весьма ощутимыми объемами социальных благ. Рассмотрим специфику данных преференций подробнее.

Льготы работникам Крайнего Севера: перечень и нормативное регулирование

Списки регионов РФ, относящихся к Крайнему Северу и районам, что приравнены к нему, зафиксированы в редакциях постановления Совмина СССР от 10.11.1967 № 1029. Граждане, проживающие и работающие в соответствующих регионах, имеют право на получение большого количества льгот (в широком смысле этого слова, но прежде всего как гарантий и компенсаций, предоставляемых в рамках трудовых правоотношений).

Главный федеральный нормативный акт, в котором классифицированы соответствующие льготы, — закон «О государственных гарантиях и компенсациях» от 19.02.1993 № 4520-1. Многие из его положений корреспондируют с нормами ТК РФ, а также дополняются ими исходя из общего назначения, которое выражается в нормативном регулировании механизмов социальной поддержки граждан, работающих на Крайнем Севере. Другой важнейший НПА, положения которого регулируют порядок предоставления льгот трудящимся, — приказ Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2.

Какие конкретно льготы для граждан, работающих на Крайнем Севере, можно назвать ключевыми? К таковым традиционно принято относить:

  • оплату труда с применением районного коэффициента (данная льгота регулируется главным образом законом № 4520-1, иными федеральными НПА, письмом Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 № 1199-16);
  • оплату труда с применением северных надбавок (регулируется законом № 4520-1, приказом Минтруда № 2, иными федеральными НПА);
  • дополнительный оплачиваемый отпуск (регулируется законом № 4520-1, ТК РФ);
  • компенсацию проезда к месту проведения отпуска (регулируется законом № 4520-1, ТК РФ);
  • льготы, связанные с медобслуживанием (регулируются законом № 4520-1, ТК РФ);
  • льготы для работников, имеющих детей (регулируются ТК РФ);
  • сокращенная рабочая неделя (регулируется ТК РФ);
  • гарантии и компенсации при ликвидации предприятий и сокращениях (регулируются ТК РФ);
  • жилищные субсидии (регулируются законом «О жилищных субсидиях» от 25.10.2002 № 125-ФЗ, иными федеральными НПА);
  • льготы при выходе на пенсию (регулируются законом «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, законом «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001 № 173-ФЗ).

Рассмотрим их специфику подробнее.

Оплата труда с районным коэффициентом

Граждане, работающие на Крайнем Севере, должны получать зарплату, умноженную на районный коэффициент, установленный для субъекта РФ. Величина данного коэффициента варьируется от 1,15 (установлен только в Карелии) до 2. В целом она соответствует сложности климатических условий, характерных для конкретного региона и определяющих во многом уровень нагрузки на организм трудящегося человека: в холодной Якутии и на Чукотке коэффициент максимальный — 2, в субъектах с более умеренным климатом (Бурятии, Хабаровском крае) значительно ниже — 1,2. Частные фирмы вправе увеличивать данные коэффициенты, но не уменьшать (ст. 135 ТК РФ).

Право на получение зарплаты с районным коэффициентом возникает у гражданина сразу же после начала работы на Крайнем Севере. Формат трудовых отношений не имеет значения — это может быть стандартный график, совместительство, работа вахтовым методом.

Начисляется коэффициент на весь заработок (оклад, премии, выплаты за выслугу лет и т. д.). При простоях, возникших независимо от работодателя и работника, коэффициент начисляется на всю сумму выплат, полагающихся работнику. Коэффициент не применяется при исчислении простоев по вине работодателя, отпусков и иных выплат, исчисляемых исходя из среднего заработка, не начисляется на материальную помощь и поощрительные выплаты, которые не предусмотрены трудовым контрактом.

Оплата труда с северными надбавками

Следующая льгота, установленная для граждан, работающих на Крайнем Севере, — надбавка к заработной плате. Она выражается в процентах, величина которых устанавливается опять же разная для конкретных регионов (исходя из климатических условий работы в них). В более холодных районах, например на той же Чукотке, надбавка может составлять до 100% от зарплаты. В регионах, приравненных к Крайнему Северу, для которых характерен более умеренный климат, например на юге Архангельской области, предельная надбавка ниже — 50%.

Для того чтобы получить надбавку, гражданин должен проработать на Крайнем Севере определенное время. Нормы, устанавливающие зависимость между величиной надбавок, трудовым стажем и иными имеющими значение показателями, установлены в п. 16 приложения к приказу Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2.

Надбавки, как и районные коэффициенты, начисляются на всю зарплату и не начисляются на отпускные и иные выплаты по среднему заработку. Кроме того, надбавки не начисляются на выплаты за выслугу лет (п. 19 приложения к приказу № 2). Отметим, что начисление надбавок осуществляется независимо от коэффициентов, и наоборот. То есть зарплата человека, работающего на Крайнем Севере, состоит:

  • из основной суммы (складывающейся из оклада, премий);
  • денежной величины, соответствующей размеру увеличенной за счет коэффициента основной суммы;
  • денежной величины, соответствующей размеру увеличенной за счет надбавки основной суммы.

Дополнительный северный отпуск

Следующая преференция, установленная для граждан, работающих на Крайнем Севере, — возможность брать дополнительный (сверх 28 дней, установленных в ТК РФ) отпуск. Его длительность составляет 24 дня (если человек работает на Крайнем Севере) или 16 (если гражданин работает в регионе, что приравнен к Крайнему Северу) в расчете на календарный год работы.

Право пользоваться дополнительным северным отпуском имеют граждане, работающие по стандартному графику, по вахте, по совместительству. Но если человек приехал на Крайний Север в командировку — дни его нахождения там не предполагают появления дополнительных дней отпуска.

За исключением тех случаев, когда работник фирмы — беременная женщина или несовершеннолетний гражданин, дополнительный северный отпуск может быть компенсирован (выплачиваются отпускные, но человек продолжает работать в дни отпуска).

Компенсация транспортных расходов

Следующая льгота, установленная законодательством для работников на Крайнем Севере, — возможность раз в 2 года получать компенсацию транспортных расходов на проезд к месту отпуска и обратно, а также компенсацию стоимости провоза багажа. Отметим, что гарантируется данная компенсация не только работникам бюджетных учреждений. Частные фирмы также обязаны ее предоставлять, фиксируя порядок исполнения данной обязанности в положениях коллективного договора, локальных нормативов с учетом мнений профсоюзов (ст. 325 ТК РФ).

Льготы в области медобслуживания

В соответствии со ст. 323 ТК РФ работники фирм, расположенных на Крайнем Севере, могут пользоваться такой преференцией, как оплата транспортных расходов на проезд в другой город в целях посещения медицинского учреждения, оказывающего услуги, которые не предоставляются в населенном пункте по месту проживания гражданина. Условие получения данной компенсации — наличие медицинского заключения.

Отпуска и выходные для родителей

Работники северных предприятий, имеющие детей, вправе пользоваться возможностью иметь приоритет в получении оплачиваемого 14-дневного отпуска в периоды, когда им нужно сопровождать ребенка, поступающего в то или иное учебное заведение в другом населенном пункте.

Для этого работнику нужно запросить в соответствующем учебном заведении справку, подтверждающую, что ребенок сдает вступительные экзамены, и представить данный документ работодателю. Кроме того, у сотрудника должен иметься необходимый стаж для получения отпуска — как минимум полгода.

Если у работника северной фирмы есть дети до 16 лет, то он вправе каждый месяц брать дополнительный выходной, но без оплаты (ст. 319 ТК РФ).

Сокращенная рабочая неделя для женщин

Следующая льгота установлена для работающих на Крайнем Севере женщин. Она выражается в возможности работать не 40 часов в неделю, а 36 (ст. 320 ТК РФ) при том, что зарплата женщинам выплачивается в том же размере, что и мужчинам, работающим 40 часов на аналогичных позициях.

Гарантии при ликвидациях фирм и сокращениях

В соответствии с нормами ст. 318 ТК РФ работникам на Крайнем Севере, которые увольняются с работы вследствие сокращения или ликвидации своей организации-работодателя, должно перечисляться выходное пособие в размере среднего заработка. Еще в течение 3 месяцев после увольнения, в период поиска работы (что подтверждается постановкой на учет в Центре занятости), человек также получает среднюю зарплату за вычетом выходного пособия, выплаченного сразу. А если гражданин не трудоустраивается еще в течение 3 месяцев, пособие в размере средней зарплаты также выплачивается ему (при условии, что он встал на учет в Центр занятости в течение месяца после увольнения).

Смотрите так же:  Можно ли заключать гражданско-правовой договор со штатным сотрудником

Северные жилищные субсидии

Еще одна значимая льгота для работников на Крайнем Севере — жилищные субсидии. В соответствии с положениями закона «О жилищных субсидиях» от 25.10.2002 № 125-ФЗ они предоставляются гражданам, которые:

  • переселяются в регионы за пределами Крайнего Севера (если начали работать на Крайнем Севере не позднее чем с 01.01.1992 и проработали там не менее 15 лет);
  • не имеют в собственности жилья в субъектах за пределами регионов Крайнего Севера и районов, что приравнены к нему, или признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий (на Крайнем Севере или за его пределами);
  • не получали субсидий на улучшение жилищных условий (оформленных на Крайнем Севере или за его пределами).

Всем отмеченным критериям претенденты на субсидию должны удовлетворять одновременно.

Закон № 125-ФЗ дает право получать субсидии также тем гражданам, которые приобрели аналогичные преференции в соответствии с ранее действовавшими источниками норм, например в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.12.1993 № 1278, указом Президента РФ от 23.05.1996 № 757.

Порядок получения соответствующей субсидии детально регламентируется положениями постановления Правительства России от 21.03.2006 № 153.

Северные льготы при выходе на пенсию

Важнейшая льгота работникам Крайнего Севера и приравненных к нему территорий — возможность выйти на пенсию раньше, чем это могут сделать трудящиеся граждане, которые проживают в более теплых регионах. Так, в соответствии со ст. 32 закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ вправе выходить на пенсию:

  • мужчины по достижении 55 лет при общем страховом стаже 25 лет, а также стаже 15 лет на Крайнем Севере или 20 лет в регионах, приравненных к нему;
  • женщины по достижении 50 лет при общем страховом стаже 20 лет и аналогичных показателях стажа на Крайнем Севере и регионах, что приравнены к нему.

В случае работы оленеводом, рыбаком или охотником мужчины и женщины вправе выходить на пенсию еще на 5 лет раньше, необходимый стаж для этого потребуется соответственно 25 и 20 лет.

Если человек проработал на Крайнем Севере не менее 7 лет и 6 месяцев, то его пенсионный возраст снижается на 4 месяца за каждый год работы. Каждый год работы в субъектах, приравненных к Крайнему Северу, приравнивается к 9 месяцам работы на Крайнем Севере.

Если количество лет стажа, соответствующих годам на Крайнем Севере, достигнет 15, человек может выходить на пенсию при достижении указанных возрастных показателей.

В целом наличие стажа длительностью в 15 лет на Крайнем Севере или 20 в районах, приравненных к нему, уменьшает пенсионный возраст на 5 лет для большинства категорий граждан, имеющих основания для выхода на пенсию. В частности, тех, которые перечислены в пп. 1–10 и 16–18 ст. 30 закона № 400-ФЗ.

Аналогичные по существу нормы установлены законом «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001 № 173-ФЗ — они применялись в части регулирования рассматриваемых льгот для жителей Крайнего Севера до 01.01.2015.

Население Крайнего Севера РФ, а также территорий, что приравнены к нему, обладает правом на получение многих льгот — установленных законом дополнительных возможностей, улучшающих социальное положение граждан соответствующих регионов в сравнении с жителями более южных районов России. Значительная часть северных льгот установлена нормативными актами сферы трудового права, такими как ТК РФ, а также закон 4520-1. Данные НПА дают гражданам возможность получать более высокую зарплату, раньше выходить на пенсию, существенно экономить на отпуске и др.

Ознакомиться с иными нюансами правового регулирования деятельности граждан и организаций на Крайнем Севере вы можете в статьях:

Статья 251. Льготы в области труда для работников, работающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях

Всем работникам предприятий, учреждений, организаций, находящихся в районах

Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, предоставляются следующие

льготы в области труда:

1) выплачивается надбавка к месячному заработку, размер которой возрастает

с увеличением стажа непрерывной работы в районах Крайнего Севера и приравненных

к ним местностях;

2) предоставляются дополнительные отпуска сверх установленных ежегодных

в районах Крайнего Севера — продолжительностью 18 рабочих дней;

в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, — продолжительностью

12 рабочих дней;

3) разрешается полное или частичное соединение отпусков не более чем

за три года. При этом отпуска за каждый год работы продолжительностью не менее

6 рабочих дней должны быть использованы не позже чем в течение одного года

после наступления права на отпуск. Время, необходимое для проезда к месту

использования отпуска и обратно, один раз в три года не засчитывается в срок

отпуска. Стоимость проезда к месту использования отпуска и обратно один раз

в три года оплачивается предприятием, учреждением, организацией;

4) в случае временной утраты трудоспособности предприятие, учреждение,

организация доплачивают разницу между размером пособия по социальному страхованию

и фактическим заработком (включая надбавки). При этом пособие вместе с доплатой

не должно превышать максимального размера пособия по социальному страхованию,

5) работникам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных

лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, — не менее 20

календарных лет, пенсии по старости назначаются: мужчинам — по достижении

55 лет и женщинам — по достижении 50 лет.

Работникам, заключившим срочные трудовые договоры о работе на Крайнем

Севере и в приравненных к ним местностях на срок три года, а на островах Северного

Ледовитого океана — два года, предоставляются кроме того, дополнительные льготы.

Круг работников, с которыми заключаются срочные трудовые договоры с предоставлением

дополнительных льгот, и виды этих льгот устанавливаются законодательством.

Комментарий к статье 251 КЗоТ РФ

§1. Предусмотренные в ст. 251 КЗоТ льготы реализуются с помощью специального

по этим вопросам закона и других нормативных правовых актов.

§2. Льготы, в том числе трудовые, для работающих в районах Крайнего Севера

и приравненных к ним местностях установлены Законом РФ от 19 февраля 1993

г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих

в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» — Ведомости РФ,

1993, N 16, ст. 551; N 26, ст. 957.

Некоторые его положения расходятся с тем, что предусмотрено в ст. 251

КЗоТ. В таком случае действуют не нормы ст. 251 КЗоТ, а нормы Закона РФ от

13 февраля 1993 г. как более позднего акта. — См. постановление Верховного

Совета РФ от 19 февраля 1993 г. (Ведомости РФ, 1993, N 16, ст. 552). Этот

Закон введен в действие с 1 июня 1993 г.

В связи с закрытием или реорганизацией отдельных предприятий в районах

Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ликвидацией возникших на

их базе населенных пунктов Правительством РФ при таких обстоятельствах принимаются

специальные постановления, предусматривающие более высокий уровень гарантий

и компенсаций. См., например, постановление Правительства РФ от 24 мая 1995

г. «О мерах социальной защиты населения поселка Полярный Шмидтовского района

Чукотского автономного округа, связанной с ликвидацией поселка и переходом

Полярницкого горно-обогатительного комбината на новую технологию добычи золота».

— СЗ РФ, 1995, N 22, ст. 2086.

§3. Законом РФ от 19 февраля 1993 г. установлены государственные гарантии

и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических

затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических

§4. Действие этого Закона распространяется на лиц, работающих по найму

постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях, организациях, расположенных

в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм

собственности и лиц, проживающих в этих районах и местностях (ст. 1).

В предусмотренных Законом от 19 февраля 1993 г. случаях установленные

им государственные гарантии и компенсации предоставляются также иным лицам.

К ним относятся члены семей, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные

к ним местности вместе с кормильцем (см. ст. ст. 1 и 3 того же Закона).

К членам семьи работника относятся: жена (муж), дети и родители обоих

супругов, находящиеся на их иждивении и проживающие совместно с работником.

Состав семьи с указанием родственных отношений и даты рождения детей указывается

работником и фиксируется в трудовом договоре (контракте). Там же определяется

порядок предоставления льгот членам семьи.

Общий для работников организации, предприятия, учреждения порядок предоставления

льгот членам семьи может быть определен коллективным договором.

§5. За счет средств бюджетов национально-государственных и административно-территориальных

образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним

местностях, средств предприятий, учреждений, организаций (работодателей) помимо

государственных могут предоставляться также дополнительные гарантии и компенсации

(см. ст. 3 того же Закона). Следует учитывать, что упомянутые национально-государственные

и национально-территориальные образования по действующей Конституции РФ именуются

иначе и являются субъектами РФ (см. ст. ст. 65 — 66).

Предусмотренные названным Законом гарантии и компенсации распространяются

на районы Севера по специальному Перечню, а также на районы Севера, в которых

начисляется районный коэффициент и процентная надбавка, но не отнесенных к

районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям (см. постановление

Верховного Совета РФ от 19 февраля 1993 г. — Ведомости РФ, 1993, N 16, ст.

О Перечне районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, где

действует Закон от 19 февраля 1993 г., см. §14 комментария к настоящей статье

§6. В трудовом договоре (контракте), заключаемом с работающим в районах

Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, по соглашению сторон определяются

их конкретные права и обязанности, условия труда, в том числе дополнительные

гарантии и компенсации в связи с работой в таких районах и местностях. При

этом учитывается отраслевая специфика, стоящие перед организацией, предприятием,

учреждением задачи и их экономические возможности, территориальные и природно-климатические

особенности. Трудовые договоры (контракты) о работе в районах Крайнего Севера

и приравненных к ним местностях, как и другие трудовые договоры (контракты)

не могут содержать условия, ухудшающие положение работников по сравнению с

установленными трудовым законодательством. Если же такие условия все же включаются

в договор (контракт), то они недействительны (см. часть первую ст. 5 КЗоТ).

Сторонами трудового договора (контракта) являются работник и организация,

предприятие, учреждение как работодатель (см. ст. 15 КЗоТ). От лица работодателя

при заключении трудового договора (контракта) выступает руководитель организации,

предприятия, учреждения или иное уполномоченное в установленном порядке лицо.

При заключении трудового договора (контракта) о работе в районах Крайнего

Севера и приравненных к ним местностях обычно используется типовая или примерная

форма такого договора (контракта).

Трудовой договор (контракт) вступает в силу с момента его подписания

или в срок, установленный в нем.

В некоторых организациях, на предприятиях, в учреждениях Севера помимо

трудового договора ежегодно с работниками заключаются контракты, определяющие

гарантии и компенсации, предоставляемые в текущем году. Среди них чаще всего

дополнительные гарантии, предусматриваемые в данной организации, на предприятии,

в учреждении. Таких «двойных» договоров с одним и тем же работником Закон

не предусматривает. Если условия труда (в том числе связанные с работой на

Севере) не могут быть стабильными, то их изменение влечет за собой изменение

трудового договора (контракта) в установленном порядке (см. ст. 25 КЗоТ),

а не заключение дополнительного контракта, отличающегося от трудового договора

§7. Законом РФ от 19 февраля 1993 г. установлены следующие гарантии и

— районный коэффициент к заработной плате (§8);

— надбавки за непрерывный стаж работы (§9);

— оплачиваемые ежегодные дополнительные отпуска (§10);

— оплата проезда к месту использования отпуска и обратно и провоза багажа

(при определенных условиях) (§12);

— единовременное пособие, оплата стоимости проезда и провоза багажа,

суточные, оплачиваемый отпуск на сборы и обустройство на новом месте при переезде

в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности (при определенных

§8. Районные коэффициенты к заработной плате и порядок их выплаты лицам,

работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях устанавливаются

органом законодательной власти РФ по представлению Правительства РФ (см. ст.

10 Закона РФ от 19 февраля 1993 г.).

В дополнение к ранее установленным районным коэффициентам к заработной

плате определены коэффициенты для районов, дополнительно отнесенных к районам

Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Например, в отношении отдельных

районов Республики Карелия — постановлением Правительства РФ от 25 февраля

1994 г. (САПП, 1994, N 10, ст. 788).

В связи с отнесением территории Республики Тыва к районам Крайнего Севера

и приравненным к ним местностям районные коэффициенты там повышены (см. постановление

Правительства РФ от 18 июля 1994 г. — СЗ РФ, 1994, N 14, ст. 1640).

Во всех отраслях устанавливается единый для данной местности коэффициент.

Он учитывается во всех случаях исчисления средней заработной платы.

§9. Надбавки за непрерывный стаж работы применяются в районах Крайнего

Севера и в приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока,

Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в

Республике Тыва, Республике Хакасия.

Правила исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки

к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных

к ним местностях и в остальных районах Севера, определены постановлением Совета

Министров — Правительства РФ от 7 октября 1993 г. Трудовой стаж в этих регионах

суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых

отношений, за исключением увольнения за виновные действия (САПП РФ, 1993,

Тем же постановлением предусмотрено, что при переходе на работу в другой

район или местность (из числа указанных) работника, имеющего необходимый для

получения этой надбавки стаж работы, перерасчет процентной надбавки к заработной

плате производится пропорционально времени, проработанному в соответствующих

Смотрите так же:  Приказ 80 мвд 2010 года

районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах

Севера в порядке, установленном по новому месту работы.

Трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к заработной

плате, суммируется, начиная с 1 июня 1993 г. (т.е. даты вступления в силу

Закона РФ от 19 февраля 1993 г.) независимо от сроков перерыва в работе и

мотивов прекращения трудовых отношений у работников не только тех предприятий,

что расположены в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,

но и находящихся в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской

и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Тыва, Республике Хакасия

(см. Разъяснение Министерства труда РФ от 16 мая 1994 г. — Бюлл. Минтруда

Трудовой стаж для процентных надбавок к заработной плате не суммируется

при поступлении на работу после прекращения трудового договора по следующим

а) вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден

к лишению свободы, исправительным работам не по месту работы либо к иному

наказанию, исключающему возможность продолжения этой работы;

б) систематическое неисполнение без уважительных причин обязанностей,

возложенных трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка;

в) прогул (в том числе отсутствие на работе более трех часов в течение

рабочего дня) без уважительных причин;

г) появление на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического

или токсического опьянения;

д) утрата доверия со стороны администрации к работнику, непосредственно

обслуживающему денежные или товарные ценности;

е) совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального

проступка, несовместимого с продолжением данной работы;

ж) совершение работником по месту работы хищения (в том числе мелкого)

государственного или общественного имущества, установленного вступившим в

законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого

входит наложение административного взыскания или применения мер общественного

з) требование профсоюзного органа (не ниже районного) о расторжении трудового

договора (контракта) с руководящим работником;

и) увольнение в качестве дисциплинарного взыскания, налагаемого в соответствии

с уставами или положениями о дисциплине;

к) совершение работником других виновных действий, за которые законодательством

предусмотрено увольнение с работы (см. п. 2 Разъяснения Министерства труда

РФ от 16 мая 1994 г.).

Названные выше основания увольнения предусмотрены в п. 7 ст. 29, п.п.

3, 4, 7 и 8 ст. 33, ст. 37, п. п. 2-3 ст. 254 КЗоТ.

Увольнение в качестве дисциплинарного наказания предусмотрено в уставах

и положениях о дисциплине работников некоторых отраслей.

Пункт «з» Разъяснения Минтруда РФ необходимо скорректировать с учетом

п. 2 ст. 30 Федерального закона от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах,

их правах и гарантиях деятельности» (см. §23 комментария к ст. 226 КЗоТ).

К другим виновным действиям, за которые законодательством предусмотрено

увольнение с работы, относятся, в частности:

однократное грубое нарушение трудовых обязанностей руководителем предприятия,

учреждения, организации (филиала, представительства, отделения и другого обособленного

подразделения) и его заместителями (п. 1 ст. 254 КЗоТ);

виновное нарушение или невыполнение руководителем условий коллективного

договора (см. ст. 27 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях» в

редакции от 24 ноября 1995 г. — СЗ РФ, 1995, N 48, ст. 4558; ст. 37 КЗоТ,

п. 2 ст. 30 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях

деятельности» от 12 января 1996 г. — СЗ РФ, 1996, N 3, ст. 148);

нарушение должностным лицом законодательства о профсоюзах (см. п. 2 ст.

30 Федерального закона о профсоюзах).

Порядок пересчета процентной надбавки к заработной плате подробно разъяснен

с конкретными примерами Министерством труда РФ (см. п. 3 Разъяснения Минтруда

РФ от 16 мая 1994 г.).

Молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентная надбавка к заработной

плате выплачивается в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего

Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах

и местностях не менее 5 лет (ст. 11 Закона РФ от 19 февраля 1993 г.).

§10. Ежегодный оплачиваемый отпуск лицам, работающим в районах Крайнего

Севера и приравненных к ним местностях, предоставляется продолжительностью

не менее 24 рабочих дней.

Общая продолжительность отпуска определяется путем суммирования основного

и дополнительного отпусков.

Кроме установленных законодательством дополнительных отпусков, предоставляемых

вне зависимости от местности, в которой трудится работник (в связи с вредными

и тяжелыми условиями труда, за ненормированное рабочее время и т.д.), лицам,

работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в качестве

компенсации установлен ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью:

в районах Крайнего Севера — 21 рабочий день;

в приравненных к ним местностях — 14 рабочих дней;

в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная

надбавка к заработной плате, — 7 рабочих дней (ст. 13 Закона от 19 февраля

Ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 7 рабочих дней предоставляется

работникам регионов, в которых установлены районный коэффициент и процентная

надбавка к заработной плате, и проживающим в южных районах Республики Карелия,

Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, в Республике

Бурятия, Республике Тыва, Республике Хакасия (см. п. 3 Разъяснения Министерства

труда РФ от 25 июня 1993 г. — Бюллетень Минтруда РФ, 1993, N 6).

Полное и частичное соединение отпусков лицам, работающим в районах Крайнего

Севера и приравненных к ним местностях, допускается не более чем за два года.

Порядок суммирования отпусков лицам, работающим в районах Крайнего Севера

и приравненных к ним местностях на конкретных примерах разъяснен Министерством

труда РФ. Основное правило — суммирование их дополнительных отпусков производится

с основным отпуском не менее 24 рабочих дней (см. Разъяснение Минтруда РФ

от 25 июня 1993 г. — Бюлл. Минтруда РФ, 1993, N 6).

Учителям школ и профессорско-преподавательскому составу высших и средних

специальных и других учебных заведений, если они поступили на работу в данную

школу или учебное заведение в начале года и проработали полный учебный год,

дополнительный отпуск предоставляется одновременно с ежегодным основным отпуском.

Время, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно,

один раз в два года не засчитывается в срок отпуска.

При увольнении работнику, не использовавшему ежегодный отпуск, по его

желанию предоставляется отпуск с последующим увольнением, за исключением случаев

расторжения трудового договора (контракта) в связи с совершением виновных

действий (см. ст. ст. 13 — 15 Закона от 19 февраля 1993 г.).

Возможность увольнения работника в связи с совершением им виновных действий

предусмотрена в п. 7 ст. 29, п. п. 3, 4, 7 и 8 ст. 33, п. п. 1, 2, 3 ст. 254

КЗоТ, а также в уставах и положениях о дисциплине, некоторых других законах

(например, в ст. 137 Уголовного кодекса РФ как мера уголовного наказания за

воспрепятствование законной деятельности профсоюзов).

§11. Помимо льгот, предусмотренных в ст. 163-1 КЗоТ, женщины, работающие

в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющие детей в

возрасте до 16 лет, вправе получать ежемесячно дополнительный выходной день

без сохранения заработной платы (ст. 21 Закона РФ от 19 февраля 1993 г.).

Такие выходные дни предоставляются женщинам на основании их заявления

с приложением документов, подтверждающих наличие детей в возрасте до 16 лет.

Суммирование дополнительных выходных дней не допускается. В соответствии

с Законом они предоставляются, а значит и используются ежемесячно.

Выбор дня, в который предоставляется дополнительный выходной день по

данному основанию определяется по согласованию между женщиной и администрацией.

Порядок предоставления таких дней в организации, на предприятии, в учреждении

может быть установлен в коллективном договоре.

§12. Лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним

местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет предприятий,

учреждений, организаций проезд к месту использования отпуска на территории

Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным

(кроме такси), а также на оплату стоимости провоза багажа до 30 килограммов.

Предприятия, учреждения, организации также оплачивают стоимость проезда

и провоза багажа членам семей своих работников независимо от времени использования

Пенсионеры по старости, проработавшие в районах Крайнего Севера и приравненных

к ним местностях соответственно 15 и 20 календарных лет, и пенсионеры по инвалидности,

проживающие и получившие инвалидность в период работы в районах Крайнего Севера

и приравненных к ним местностях, имеют право на бесплатный проезд один раз

в два года к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (см.

ст. ст. 33-34 Закона РФ от 19 февраля 1993 г.).

§13. Лицам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности

из других районов Российской Федерации и других государств и заключившим трудовой

договор (контракт), предоставляются следующие гарантии и компенсации:

единовременное пособие в размере двух должностных окладов (ставок) и

единовременное пособие на каждого члена семьи в размере половины должностного

оплата стоимости проезда работника и членов его семьи и провоза багажа,

но не свыше 5 тонн на семью по фактическим расходам;

оплачиваемый отпуск на сборы и обустройство на новом месте продолжительностью

7 календарных дней.

В случае переезда работника к новому месту жительства в связи с прекращением

или расторжением трудового договора (контракта) по любым основаниям, за исключением

увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда работника

и членов его семьи и провоза багажа, но не свыше 5 тонн на семью по фактическим

расходам (см. ст. 35 Закона РФ от 19 февраля 1993 г.).

Выплата компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего

Севера и приравненных к ним местностей, в размере произведенных транспортных

затрат, в том числе на перевозку личного имущества производится:

работникам государственных предприятий и бюджетных учреждений и организаций,

проработавшим в этих районах и местностях не менее трех лет, — по последнему

пенсионерам и инвалидам — центральными бухгалтериями администраций органов

местного самоуправления по документам органов социальной защиты населения

по последнему месту проживания, подтверждающих факт получения пенсий;

лицам, потерявшим работу и зарегистрированным в качестве безработных,

— местными органами Федеральной службы занятости.

При переезде семьи с использованием одного вида транспорта выплата компенсации

ее расходов производится перед выездом по предъявлению соответствующих квитанций

на провоз багажа и билетов на право проезда.

В том случае, когда переезд осуществляется с использованием нескольких

видов транспорта, выплата компенсации расходов производится в два этапа. На

первом — перед отъездом по предъявлению квитанций на провоз багажа и билетов

на право проезда на первом по очередности виде транспорта. На втором — по

предъявлению билетов на право проезда другими видами транспорта в соответствующие

учреждения (предприятия) по месту выезда из районов Крайнего Севера и приравненных

к ним местностей.

Оплата расходов на проезд вторым и другими видами транспорта производится

в течение одного месяца с момента поступления проездных документов на предприятие

(в учреждение, организацию), осуществляющее компенсацию расходов выезжающих

из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Доплата компенсации расходов при нескольких видах транспорта производится

переводом денег на адрес нового места жительства семьи (см. постановление

Государственного комитета РФ по социально-экономическому развитию Севера от

10 ноября 1992 г. — Бюлл. нормативных актов министерств и ведомств РФ, 1993,

Возмещение расходов, связанных с выездом из регионов Севера, осуществляется

в порядке, предусмотренном Министерством финансов РФ из расчета:

работникам бюджетных учреждений и организаций, проработавшим в этих районах

и местностях не менее трех лет, пенсионерам и инвалидам, лицам, потерявшим

работу, зарегистрированным в качестве безработных в районах Крайнего Севера

и приравненных к ним местностях, — в размере 100% произведенных затрат;

лицам, проработавшим не менее трех лет на государственных предприятиях,

расположенных в указанных районах и местностях 50% произведенных затрат оплачивается

за счет средств предприятий.

Отсутствие средств у предприятия не должно служить основанием для отказа

в возмещении конкретных затрат по выезду из районов Севера.

Лицам, работающим на предприятиях негосударственной формы собственности,

расходы на выезд из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей

компенсируются за счет этих предприятий согласно трудовым договорам (контрактам).

§14. Перечень территорий, на которые распространяется действие Закона

РФ от 19 февраля 1993 г., не остается неизменным. Он расширяется.

К районам Крайнего Севера отнесены территории Беломорского, Калевальского,

Кемского и Лоухского районов Республики Карелия (см. п. 1 Указа Президента

РФ от 20 декабря 1993 г. — СЗ РФ, 1993, N 52, ст. 437).

К местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, отнесены территории

Кондопожского, Лахденпохского, Медвежьегорского, Муезерского, Олонецкого,

Питкярантского, Прионежского, Сегежского, Суоярвского районов городов Костомукша,

Петрозаводск и Сортавала Республики Карелия (см. п. 2 того же Указа).

Затем город Костомукша Республики Карелия был отнесен к районам Крайнего

Севера (см. Указ Президента РФ от 22 марта 1994 г. — САПП РФ, 1994, N 13,

Территория республики Тыва отнесена к районам Крайнего Севера и приравненным

к ним местностям Указом Президента Российской Федерации от 16 мая 1994 г.

— СЗ РФ, 1994, N 4, ст. 303.

Перечень районов проживания малочисленных народов Севера утвержден постановлением

Правительства РФ от 11 января 1993 г. (САПП РФ, 1993, N 3, ст. 176). Он дополнен

постановлением Правительства от 7 октября 1993 г. — САПП РФ, 1993, N 42, ст.

§15. О льготах в пенсионном обеспечении для работавших в районах Крайнего

Севера и приравненных к ним местностях см. в комментарии к ст. 242 КЗоТ.

§16. Гражданам бывших союзных республик, а теперь независимых стран,

льготы, гарантии и компенсации, вытекающие из их работы в районах Крайнего

Севера и приравненных к ним местностях, в частности, в пенсионном обеспечении,

предоставляются в этих странах на основе межгосударственных соглашений.